- Будьте дружелюбны. Улыбайтесь, будьте доброжелательны и поддерживайте дружественные отношения во время всей беседы. Негативный настрой может привести к тому, что вы упретесь в стену непонимания еще до того, как приблизитесь к цели вашей встречи. Будьте спокойны с самого начала.
- Проинформируйте родителей. Вашей единственной целью при разговоре с родителями должно быть информирование. Вот и все. Держите свои критические замечания, мнения и советы при себе. Несмотря на то, что вы можете думать, нельзя сразу же озвучивать критические замечания. Однако если родители попросят вас озвучить критические замечания, можно высказать их, но осторожно.
- Придерживайтесь фактов. Скажите родителям именно то, что произошло или то, что происходит, что побудило вас провести с ними беседу. Озвучивайте только то, что вы знаете, не нужно каких-либо слухов, сплетен или домыслов.
- Следите за тоном. Распространенной ошибкой учителя может быть следующее. При разговоре с родителями вы говорите: «Ну и что вы собираетесь с этим делать». Это выглядит почти также, как если бы вы ждали от родителей, чтобы они пообещали вам, что такого не повторится. Вы не должны так делать. Предмет разговора — плохое поведение.
- Не стесняйтесь говорить прямо. Можно и нужно говорить: «Это поведение, которое демонстрирует ваш ребенок, и любое поведение, как это, которое мешает обучению не допускаются в моем классе». В данном случае не нужно лукавить.
- Объясните, как вы разрешаете конфликтную ситуацию. После предоставления фактов инцидента или поведения, расскажите родителям, какие меры принимаете лично вы для предотвращения подобного поведения, расскажите какая ответственность и наказание грозит за это.
- Будьте кратки. Ваша беседа с родителями не должна длиться долго. Как только вы закончите объяснять проблему, скажите, «Спасибо за вашу поддержку. Позвоните мне или приходите ко мне, если у вас появятся вопросы».
Основная цель общения учителя с родителями ребёнка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях, не в том, чтобы принять на себя всю тяжесть коррекции успеваемости и поведения школьника, а в том, чтобы, объединившись с ребёнком, помочь этому ребёнку выправиться.
На первом этапе разговора с родителем, необходимо уметь сопротивляться его эмоциональному воздействию. Для этого не стоит эмоционально включаться в ситуацию разговора, следует поддерживать в себе спокойный и охлаждённый нейтралитет.
Как реагировать на бурный выплеск эмоций родителя?
Не перебивайте. Постарайтесь молча вслушиваться и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности, можно вставлять некоторые нейтральные фразы: «Я Вас слушаю», «Я Вас понимаю». Это поможет вам понять претензии родителя, а он сам, после того, как выговорится, успокоится.
Выскажите свое понимание и сожаление в его ситуации, дайте понять, что вы в целом на стороне родителя, ребенка, что вы желаете им блага. Если вы действительно в чем-то виноваты и признаете это, скажите вслух, извинитесь.
Если вы считаете требования и претензии необоснованными, то дождитесь, когда родитель успокоится и, или доведите диалог до конца, или предложите встретиться в другое, более удобное для вас и родителя время, например, в кабинете директора или в учительской.
Почувствовав нейтральную позицию и эмоциональную отстранённость учителя, родитель постепенно «остынет». В конце концов, он успокоится, начнёт формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору.
Помните: в школе главный — учитель, и вам управлять ситуацией. Возьмите ситуацию в свои руки, научитесь не принимать близко к сердцу невразумительные придирки, и такие ситуации никогда не испортят вам настроение.
Объединение усилий педагога и членов семьи школьника возможно только при взаимном и равноуважительном признании ими позиционного равенства друг друга.
Ищите новые, содержательные и неформальные формы участия родителей в совместном с вами воспитании детей.
Помимо участия родителей в работе школьного родительского комитета и ведении секций и кружков, вы можете предложить одному из родителей самому провести родительское собрание и рассказать, какие проблемы он испытывает в воспитании ребенка, каким образом пытается их разрешить или организовать неформальную встречу родителей, на которой обсудят взаимный поиск взаимопонимания со своим ребёнком.
Первый шаг должен сделать учитель, поскольку это находится в рамках его компетенции и свидетельствует о его профессионализме.
Источник: http://gel-school-3.ru/sekrety-obshheniya-s-roditelyami/
Общение педагога с родителями — секреты взаимопонимания
Содержание: Родительская тревога Основа взаимопонимания Приемы конструктивного взаимодействия Типичные ошибки в общении с родителями
Многие педагоги сами растят детей и тем не менее, находясь в позиции учителя, забывают о страхах и противоречивых чувствах родителей, пришедших в школу – на родительское собрание или для личной беседы. Чтобы обсуждение проблем ребенка стало по-настоящему конструктивным, необходимо учитывать потребности родителей и строить взаимодействие, опираясь на это знание.
Родительская тревога
Уже давно в педагогических кругах стало расхожей фразой: «Не так сложно работать с детьми, как трудно общаться с их родителями».
Практически у каждого педагога найдется масса примеров того, как нелегко бывает добиться взаимопонимания с родителями: кто-то отмахивается от советов учителя со словами «Мы вам их отдали, вы их и воспитывайте», кто-то избегает родительских собраний, кто-то беспомощно жалуется: «Я ничего не могу поделать».
Почему же возникают трудности во взаимодействии школы и семьи? Для ответа на этот вопрос важно представить, в каком эмоциональном состоянии находится родитель, который сам или по приглашению учителя пришел в школу поговорить о своем ребенке.
Родительское отношение к ребенку включает два тесно связанных аспекта: с одной стороны, родитель любит и принимает своего ребенка таким, какой он есть, а с другой – ему необходимо гордиться ребенком, важно, чтобы он был успешен.
К неудачам и трудностям ребенка любой родитель относится лично, пристрастно, поскольку он в какой-то степени воспринимает их как показатель своей собственной успешности: если мой ребенок благополучен, значит, я хороший родитель.
Родитель никогда не сможет относиться к своему ребенку так же объективно и беспристрастно, как это делает педагог.
Для мамы и папы обсуждение трудностей ребенка – очень непростая ситуация, которая сопровождается сильными эмоциональными переживаниями: родитель может тревожиться, что с ребенком что-то не так, стыдиться того, что он недостаточно много делает для ребенка, бояться осуждения со стороны учителя.
С этими эмоциями необходимо как-то справляться, причем способы могут быть разные. Так, одни родители не обращают внимания на проблемы ребенка, другие – возлагают ответственность на школу, третьи начинают нападать на учителя.
Негативное эмоциональное состояние родителя может быть вообще не связано с тем педагогом, с которым мама или папа разговаривают в данный момент.
Родительская тревога, как правило, вызвана прошлым опытом (возможно, какой-то учитель или воспитатель довольно некорректно или даже резко отозвался о ребенке или воспитательной стратегии родителя), детскими воспоминаниями (может быть, его собственный первый учитель был излишне строгим, и память о нем всё еще вызывает болезненные переживания).
Взаимодействие родителя с собственным ребенком, восприятие им своего сына или дочери – это эмоциональный процесс, нагруженный детским опытом родителя, его ожиданиями от ребенка, отношением к нему, что делает родителя мало чувствительным к логическим доводам и аргументам. Например, учитель говорит: «Ваш ребенок быстро устает, ему тяжело у нас учиться», а родитель слышит в этом: «Ваш ребенок не такой способный, как другие дети».
Основа взаимопонимания
Таким образом, родители, с которыми учитель или классный руководитель общается по поводу трудностей ребенка, испытывают различные негативные переживания, причем у кого-то они будут едва заметными, а у кого-то – исключительно сильными. И успешность взаимодействия педагога с родителями во многом зависит от того, удается ли ему построить взаимодействие с учетом состояния родителя.
Представим себе первоклассника, который впервые переступил школьный порог. Ему тревожно, неловко, он не знает, как себя поведут учителя и другие дети.
Учитель, с пониманием относящийся к переживаниям ребенка, помогает ему почувствовать себя комфортно в новой обстановке.
Если же педагог безразличен к состоянию первоклассника, не оказывает ему никакой поддержки, то ребенок, скорее всего, будет его бояться, но не будет ему доверять.
Нечто подобное происходит и в работе с родителями: им также некомфортно, и основа продуктивного взаимодействия между семьей и школой – контакт и доверие.
Ни в коем случае не следует ожидать от родителя немедленного согласия с мнением педагога и/или психолога о наличии у ребенка тех или иных трудностей.
Прямая конфронтация («Неужели вы сами не видите, что он…») не будет продуктивной и не приводит к сотрудничеству.
Чего же хочет родитель от учителя или классного руководителя?
— Родителю хочется получить поддержку. Для одних родителей важно признание того, что они действительно много делают для ребенка, для других – понимание, как нелегко им приходится порой.
— Для родителя важно, чтобы учитель был с ним заодно, был его союзником. Ощущение, что твой ребенок учителю небезразличен, что педагог стремится позаботиться о нем, – важнейший фактор в формировании контакта.
— Родителю необходимо убедиться, что с его ребенком все в порядке. (Психологи знают, что очень часто родители, приводящие детей на консультацию, спрашивают: «Скажите, с ним все в порядке, он не хуже, чем другие?»)
— Родитель хочет получить от учителя конкретную помощь, ясные и четкие рекомендации. Зададим себе вопрос: от кого или от чего зависят контакт и взаимопонимание между родителями и педагогами?
Конечно, большое значение имеют личностные особенности родителей, их изначальная позиция по отношению к школе. Однако немаловажную роль в этом играет и поведение самого учителя. Зачастую готовность родителя прислушиваться к словам педагога, стремление выполнить его рекомендации связаны не столько с тем, что говорит учитель, сколько с тем, как он это говорит.
И самые замечательные слова могут пропасть втуне, если они звучат осуждающе или оценивающе. Учителя ищут подход к детям, стремятся найти самые понятные слова, привести самые точные примеры. То же самое будет справедливо по отношению к родителю.
Поэтому давайте рассмотрим некоторые психолого-педагогические приемы, которые помогают установить контакт с родителем и добиться с ним взаимопонимания.
Приемы конструктивного взаимодействия
Итак, что учителю важно сделать и на что обращать внимание при обсуждении трудностей ребенка?
Прежде всего, нужно реагировать на эмоциональные переживания родителей, обозначать их чувства. Конечно, беседа классного руководителя с родителем – не психологическая консультация, однако выражение сочувствия всегда уместно.
Оптимальной формой такой поддержки может быть называние чувств и состояний родителей в утвердительной форме.
«Да, это действительно непросто», «Конечно, вам было обидно» – такие фразы не занимают много времени, но помогают родителю почувствовать, что учитель его слышит и понимает.
Также необходимо подчеркивать, что имеющиеся у ребенка трудности свойственны многим детям этого возраста, понятны и разрешимы. Когда учитель говорит: «У многих пятиклассников ухудшается успеваемость», – это помогает родителю почувствовать, что не только его ребенок проблемный.
Для создания позитивного настроя можно подчеркивать позитивную мотивацию родителя, отмечать усилия, которые он прилагает для ребенка. «Замечательно, что вы стремитесь создать для ребенка эмоционально комфортную атмосферу», – говорит учитель маме, и она чувствует себя признанной и понятой.
Также полезно акцентировать воспитательные задачи, которые родитель успешно решил, обращать внимание на позитивные составляющие детско-родительского взаимодействия, например, можно сказать: «Ваш авторитет для ребенка очень велик», «У вас с ребенком прекрасный контакт, он вам очень доверяет».
Очень важно формулировать общие с родителем цели и ценности, касающиеся ребенка. Когда педагог подчеркивает: «И для нас, и для вас важно, чтобы ребенок получил хорошее образование», – он становится для родителя союзником, а не противником.
Также очень эффективный прием, особенно если педагогу или классному руководителю необходимо повысить активность родителя, – поставить его в позицию «эксперта».
Педагог и родитель смотрят на ребенка с разных сторон, и учителю никогда не удастся увидеть ученика таким, каким его знают мама или папа.
Когда важно привлечь родителя к решению каких-то образовательных задач, прекрасный аргумент – «Никто не знает вашего ребенка так хорошо, как вы».
При обсуждении стратегии помощи ребенку важно давать конкретные и понятные рекомендации. Общие слова и размытые формулировки ни к чему не приведут. Для того чтобы родитель начал себя вести по-другому, нужно обсудить конкретные поведенческие модели и примеры ситуаций. Например, педагог уверен, что родитель чрезмерно заботится о ребенке, тем самым препятствуя его самостоятельности.
Если сказать родителю: «Поймите, что он уже взрослый», «Нельзя же о нем все время так беспокоиться», при всей справедливости подобных рекомендаций выполнить их он не сможет. Лучше сказать: «Вашему сыну очень важно научиться быть более самостоятельным. Давайте обсудим, в каких областях его жизни вы могли бы дать ему больше независимости и как именно эта независимость будет проявляться».
После завершения разговора полезно получить от родителя обратную связь. Вопросы педагога: «Что вы думаете по поводу того, что мы с вами обсуждали?», «Что из этого вы сможете применить?» – помогут родителю сфокусироваться на главном и перенести рекомендации классного руководителя в реальную жизнь.
Типичные ошибки в общении с родителями
Каковы главные помехи в конструктивном общении и чего педагогу лучше не делать в беседе с родителями?
Взаимодействию педагога с родителем мешают оценочные высказывания. «Вы слишком давите на ребенка», «Вы с ним излишне мягки» – подобные высказывания могут быть справедливы по сути, но совершенно не воспринимаются родителями.
Если необходимо подчеркнуть неэффективность каких-то воспитательных стратегий, лучше сделать это в описательной форме, например: «Смотрите, что получается: когда ребенок испытывает сомнения, вы быстро подсказываете ему решение, и у него нет необходимости искать это решение самому».
В практической деятельности зачастую принято искать причины трудностей ребенка в поведении родителей. Однако научные исследования далеко не всегда это подтверждают, да и родители часто говорят что-нибудь вроде: «Он таким родился».
Очень большое значение в формировании поведения ребенка принадлежит врожденным особенностям его нервной деятельности. Так, одни дети эмоционально устойчивы, а другие – крайне восприимчивы к различным внешним воздействиям. Американские психологи сейчас часто употребляют формулировку «дети с трудным темпераментом».
Поэтому важно искать не столько причины проблем ребенка, сколько оптимальные способы взаимодействия с ним. Можно не оспаривать имеющиеся у родителя воспитательные установки или методы воздействия на ребенка, но подчеркнуть их несоответствие специфике ребенка.
В этом случае уместно сказать: «Это замечательный прием, но не для вашего ребенка».
Можно ли сказать, что использование этих приемов поможет найти подход к любому родителю? Конечно, это не совсем так.
Особенности характера родителя, его прошлый опыт, в том числе детский, его психологические проблемы – всё это может стать серьезным препятствием на пути построения сотрудничества с учителем. Никакие психологические приемы не гарантируют успешного результата.
Однако в большинстве случаев, если педагог постарается действовать осознанно, ему удастся построить контакт, который станет основой продуктивного взаимодействия. Ведь цель у педагогов и родителей действительно общая.
Марина Чибисова, к.психол.н., доцент МГППУ
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/obschenie-pedagoga-s-roditelyami-sekrety-vzaimoponimaniya.html
Мастер-класс: ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК: БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ
Добрый день! Приветствую всех участников мастер-класса!
Учитель учится всю жизнь, он находится в постоянном развитии и всю трудовую жизнь является исследователем. Учитель — это ученик, навсегда вызванный к доске. Мастерство, как правило, связывают с большим опытом.
Тема самообразования: «Применение современных педагогических технологий в начальной школе для реализации ФГОС НОО». Одной из её направлений является технология сотрудничества. Прошу вас принять участие в мастер-классе «ПЕДАГОГ И РЕБЕНОК: БАРЬЕРЫ В ОБЩЕНИИ».
Давайте поприветствуем друг друга. Но помните, вы сегодня выступаете в роли детей учащихся школы, обращаетесь друг к другу на «ты». Я прошу вас написать свое имя на стикере и прикрепить его (до мастр-класса)
ПРИВЕТСТВИЕ «МНЕ ПРИЯТНО ТЕБЕ СКАЗАТЬ»
Приветствие мы начнем с фразы «Здравствуй, мне приятно тебе сказать…» Вы вправе закончить фразу по своему усмотрению. Нужно постараться найти несколько теплых слов для каждого человека.
- Вы молодцы, очень приятно, что вы нашли столько теплых слов друг для друга.
- ПРИВЕТСТВИЕ «ПЕРЕДАЙ ЧУВСТВО» (фон-музыка)
- А теперь я вас попрошу закрыть глаза (крепкое пожатие рук).
- — Передай это чувство соседу слева.
Психолог прикасается к сидящему рядом — так, чтобы он почувствовал легкое ласковое прикосновение. «Получивший» это ощущение старается передать его дальше по кругу. В конце «чувство» возвращается к пославшему его.
Проводится обсуждение того, что почувствовал каждый участник.
-Какие чувства у вас вызвало это упражнение. Ко мне вернулось теплота ваших рук, дружелюбное настроение. Спасибо за это.
Следующее наше задание называется «Ракетковедение»
Разминка
Прошу вас разбиться на пары (первый — учитель, второй – ученик). Учитель получает ракетку и шарик, обучает своего ученика.
Итак, у нас сложилась пара. Для вас отдельное задание.
А пока, я буду объяснять задание, вы, ребята приготовьтесь для игры «Ручеек»
(Учитель начинает учить ученика.
Инструкция для учителя: научить ученика более успешно выполнять упражнения, используя слова-замены: ракетка — картенка, стучать — тронкать, мяч — чанг, рука — мурка, берешь — вальешь.
(Слова-замены не должны противоречить строению исходного слова, но в то же время и не должны быть слишком легко угадываемы). Показ учителем действий запрещен. Учитель осуществляет две преподавательские пробы.
В каждой пробе подсчитывается число ударов ученика)
Пока ребята готовятся, мы с вами выполним упражнение «Ручеёк»
ИГРА «РУЧЕЕК»
Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор. Одной шеренге учитель раздает карточки с фразами и словами, которые обычно говорят ребенку, когда им довольны, другой — карточки со словами, когда ребенком недовольны.
-Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо.
Педагог проводит каждого по коридору. При этом человек, который стоял в «хорошем» ряду, после прохождения встает в «плохой» и наоборот. Это даст возможность большинству участников побывать в роли хвалящего и ругающего.
Проводится обсуждение.
-Что вы чувствовали во время упражнения? Какие слова и фразы вызвали переживания? Как вы воспринимали «плохие» и «хорошие» слова? Как ваши мысли и переживания могут повлиять на общение с вашими воспитанниками? (Лучше использовать фразы повышающие уверенность в себе и, конечно же, создавать ситуацию успеха)
- -Наша пара готова продемонстрировать своё умение владение ракеткой.
- Инструкция для учителя: научить ученика более успешно выполнять упражнения, используя слова-замены (показ действий после второго объяснения):
- Ты- Ык
- берешь — вальешь.
- ракетка — картенка,
- в
- рука — мурка,
- и
- стучать — тронкать,
- мяч — чанг,
- по- пло
- ракетка- картенке.
- Ракетку— Картенку
- переварачиваешь – врекаешь
- наоборот- обмот
- и
- стучать — тронкать, тронкать.
(Слова-замены не должны противоречить строению исходного слова, но в то же время и не должны быть слишком легко угадываемы). Показ учителем действий запрещен. Учитель осуществляет две преподавательские пробы. В каждой пробе подсчитывается число ударов ученика.
— Как усилить возможность понимания между ребёнком и взрослым (нужно уметь слушать и слышать)
— Так какие же из этих приемов лучше, сильнее? (для разных школьников с разным типом мышления эффективны разные механизмы усиления понимания).
- Существует: «Модель механизмов понимания».
- Основные идеи этой модели:
- — значения и смыслы в сознании человека образуют некоторую сеть, систему взаимосвязей;
- — предлагаемое человеку новое содержание становится «понимаемым», если новое слово или словосочетание встраивается в сознание, образуя связи с соответствующими «узлами», значениями, смыслами;
- — эти связи образуются прежде всего на основе приоритетного для данного человека вида мышления (абстрактного, образного, практически-действенного).
- Рефлексия
- Заключение «Неожиданная встреча» (музыка-фон)
- Цель — установить доброжелательный контакт
-Разные люди видят в нас разное, и это необходимо учитывать. Дети воспринимают педагога по-разному, поэтому у них в соответствии с воспринимаемым образом разное ожидание поведения педагога по отношению к себе.
В заключении каждая пара выходит в круг, становится друг напротив друга. Получилось два круга.
Члены группы встают в круг по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу. Получается два круга — внутренний неподвижный и внешний подвижный. По сигналу учителя все участники внешнего круга делают одновременно один или два шага вправо и оказываются перед лицом нового партнера. Таких переходов будет несколько.
1) Ситуация встречи: «В компании друзей вы встречаете своего знакомого, которого не видели три года. Роль человека,
которого не видели длительное время, играют участники, стоящие во внутреннем круге. Покажите, как вы будете себя вести? Что будете делать?»
2) Ситуация встречи: Вы встречаете своего знакомого, которому заняли крупную сумму денег и он вам ее не отдает. Как вы себя будите вести?
3) Сегодняшняя встреча оставила чувства и переживания для каждого из вас. Поблагодарите друг друга. Как вы это сделаете?
Я вас тоже хочу поблагодарить за сотрудничество, активность и интересную работу. Спасибо!
Источник: https://lyubakochkina.ucoz.net/load/rabota_s_roditeljami/master_klass_pedagog_i_rebenok_barery_v_obshhenii/5-1-0-25
В поисках новых форм общения с родителями
“Каждый педагог в своей деятельности рано или
поздно “натыкается” на такой самостоятельный и
независимый от школы фактор развития ребёнка,
как его семья. Более того, его влияние на ребёнка
настолько сильно, что способно свести на нет
любые педагогические усилия.
С одной стороны,
школа, как социальный институт, побаивается
вмешательства в частную жизнь своих учеников,
зачастую имея о ней самое поверхностное и
искажённое представление. С другой – педагоги
понимают, что без согласования с семьёй школьные
педагогические воздействия теряют всякую силу,”
— пишет школьный психолог А.Рябов.
Александр Нилл
в статье “О воспитании детей” размышляет:
“…Может быть, удастся спасти изуродованных
детей, рапространяя знания среди родителей? Нет,
знания сами по себе не помогают, если только
родители не готовы эмоционально получать эти
знания и у них есть внутренние силы на основе
этих новых знаний действовать самостоятельно.”.
“Родителям необходимо обстоятельное знание о
проблемах учителя для того, чтобы попытаться
помочь в их разрешении. Это нелёгкое, но крайне
важное дело, для которого необходимы совместные
и согласованные усилия родителей и всех
тружеников, посвятивших себя воспитанию наших
детей.
Когда воспитатели наших детей получат
реальную помощь и поддержку, они почувствуют
себя уверенно и смогут работать в спокойной
атмосфере, благотворной и для детей и для
взрослых” — советует Селестен Френе.
В 2001 году набирая в класс новых первоклассников
и вместе с ними родителей, решила кардинально
изменить работу с родителями, начать поиск новых
форм общения с родителями. В течение четырёх лет
совместной работы с родителями, с детьми помимо
традиционных форм общения проведены следующие,
на наш взгляд новые формы общения с родителями и
их детьми – будущими родителями:
Индивидуальные собеседования.
Собеседования планируются во время каникул, в
течение одной недели, один раз в год. Родители
заранее оповещаются о времени собеседования,
можно оформить пригласительные. Обычно на
организационном родительском собрании
согласуется время собеседования.
Учитель
тщательно готовится к собеседованию: собирает
данные о ребёнке, проводит тесты, анкеты, готовит
рабочие, контрольные тетради. На собеседование
приходят родители или родитель со своим
ребёнком.
В течение запланированных 40-50 минут
учитель беседует с родителями, все вместе
проверяют состояние тетрадей, учебников,
дневника. Во время собеседования можно проверить
ЗУН учащегося, отметить отставания или похвалить
за успехи.
В собеседовании главная роль
отводится родителю, учитель же фиксирует его
предложения, замечания. По итогам собеседования
совместно с родителем и ребёнком составляется
индивидуальная карта работы с учеником на год,
(приложение 1, 2). Такая форма работы с родителями
стала ежегодной.
Пресс – конференция с родителями.
Эту форму работы мы предлагаем проводить в
конце или начале учебного года.
Пресс-конференция от обычного собрания
отличается тем, что на неё можно пригласить
учителей предметников, психолога, логопеда,
социального педагога, завучей, директора школы,
методистов УУО с тем, чтобы они ответили на
интересующие родителей вопросы. Это собрание
проводится в форме вопросов и ответов.
Родительские собрания, проводимые детьми
Это собрание проводится вместе с детьми или
только детьми. Обучаясь во втором классе, мы
совместно с детьми рискнули провести
родительское собрание, которое провели сами
дети.
Была проведена большая предварительная
работа с детьми: составили сценарий,
распределили роли, учили тексты, подготовили
ведущих собрания. Родители же пришли на собрание
как обычно.
Перед ними сидели их дети, они на этом
собрании стали учёными, учителями, директорами
школ и.т.д. Рассказывали заранее выученные тексты
по воспитанию детей и в конце своего выступления
просили своих родителей поделиться своим опытом
по воспитанию.
Собрание прошло на высоком уровне.
Довольны были не только родители, но и сами дети.
Таким образом, мы воспитали не только родителей,
но и будущих родителей – наших детей. (Сценарий
прилагается) (Приложение 3).
Групповая работа родителей.
В начале третьего учебного года родители
класса разделились на группы. Группам, было
предложено в течение года провести любые
мероприятия. На этом же собрании
посоветовавшись, родители выбирали форму работы
с детьми.
1 группа провела занимательную игру “ Ярмарка
задач”. Приняли участие: Семёнова А.В.,
Гаврильевы Ю.И и АА, Николаева М.И.
Родители заранее подготовили карточки с
разноуровневыми заданиями и звёздочки.
Во время ярмарки учащиеся выбирали задачи,
решали. Если задача решена правильно, дети
получали звёздочки по уровню. Примерно за час
дети решали задачи и набирали звёздочки. Затем
детям был предложен аукцион. Они покупали за свои
звёздочки призы, подготовленные родителями.
Было очень интересно наблюдать за детьми во
время аукциона. Мне кажется, многие
призадумались над неумением решать задачи. А
самое главное, сплотились и узнали друг друга.
2 группа провела конкурс чтецов. Он был
организован и проведён родителями Павловым П.Е.,
Жирковой М.И., Алексеевой Н.Г.
Заранее были отобраны и розданы стихотворения
поэтов Горного улуса, написан сценарий,
приглашены библиотекарь, родители, куплены
призы- книги.
Победителями стали Б.Дуня, Ж.Егор, Б.Настя.
3 группа провела конкурс для мальчиков.
Праздник-конкурс был проведён по сценарию.
Мальчики разделились на 2 команды по 6 человек. С
первого же тура мальчики обеих команд были
настроены на активную “борьбу”. Все конкурсные
туры были очень познавательны и увлекательны.
Конкурс организовали и провели Иванова А.А.,
Николаева Т.П., Бурцевы Т.Н., К.Т.
4 группа родителей провела конкурс для девочек
“Лучший помощник мамы”. Все туры конкурса
придуманы и организованы тщательно и проведены
увлекательно. Особенно порадовало оформление
придуманное Даниловой О.И.
Конкурс провели родители Андреева С.И.,
Данилова О.И., Дьяконова Д.С, Иванова А.А.
5 группа провела увлекательную спортивную игру
с чаепитием в спортивном зале гимназии “Самаан
сайыны кэрсэ”.
Игру организовали и провели Пахомова М.И.,
Ксенофонтова Т.П., Максимова Т.В.
6 группа родителей организовали поездку всем
классом в г.Якутск. (Белолюбская Е.М., Габышева
А.Я., Скрыбыкина О.Н, Пахомов Ю.С.)
Работая в группах, родители более тесно
знакомятся друг с другом, с учителем, с
одноклассниками своего ребёнка, становятся
ближе к своему ребёнку.
С целью привлечения отцов в работе класса и в
воспитании собственного ребёнка в 4 классе
организовали совместное родительское собрание
“Отцы и дети”, куда были приглашены не только
отцы, но и мальчики класса. Собрание проводилось
в форме беседы родителей – отцов с мальчиками и
между собой. На собрании были обсуждены
следующие вопросы:
- Достопримечательности нашего села или чем мы можем гордиться;
- Какие специальности будут в будущем востребованы;
- Что должны знать ученики начальных классов о войне.
В ходе собрания учениками класса даны
поздравительные номера.
Из 20 отцов класса на собрании присутствовало 13
и 13 мальчиков класса. (Сценарий собрания
прилагается) (приложение 4).
Родительское собрание с работой в микрогруппах
Форма проведения собрания родителей с работой
в микрогруппах (из книги “Калейдоскоп
родительских собраний”) апробирован и проведен
в 3 классе и достиг своей цели.
Семейные мероприятия для учащихся класса.
Учитель в классе один, а родителей с самыми
разными возможностями 22. Мы решили в выпускном
учебном году провести самые разные мероприятия
силами родителей , точнее семей. 22 семьи ,
следовательно 22 мероприятия должны были пройти в
течение года. По желанию родителей были заявлены
следующие мероприятия:
- Шахматный турнир – Николаевы.
- Шашечный турнир – Скрыбыкины.
- Экскурсия в ТУСМ – Гаврильевы, Жирковы.
- Познавательно-развлекательная игра – Пахомовы
- Классный час на экологическую тему – Габышевы
- Экскурсия в фотолабораторию – Николаевы.
- Лекция на тему “Твои права” — Павловы
- Экскурсия в музыкальную мастерскую – Александровы
- Весёлые старты – Ивановы.
Такие мероприятия не только сплачивают
родителей с детьми, но и расширяют возможности,
интересы детей.
Таким образом, можно выделить четыре этапа в
поисках новых форм общения с родителями:
I этап – 2001-2002 учебный год. 1 класс.
Апробация индивидуального собеседования с
родителями и ребёнком.
II этап – 2002-2003 учебный год. 2 класс.
Проведение родительского собрания силами
учащихся класса.
III этап – 2003 – 2004 учебный год. 3 класс.
Групповая работа родителей класса.
Родительское собрание – работа в микрогруппах
(совместная деятельность)
IY этап – 2004-2005 учебный год. 4 класс.
- Совместное родительское собрание “Отцы и
дети”. - Семейные мероприятия для детей.
- Взаимодействуя с семьями новыми формами
общения последовательно реализовывала
следующие задачи:
- Вовлекала родителей в воспитательный процесс через их вовлечение в школьные дела;
- Оказывала помощь семьям в вопросах воспитания и обучения детей;
- Содействовала сохранению и упрочению семьи.
Мера активности родителей в совместной работе
определяется периодом предварительной
подготовки: характером оповещения –
приглашения, информацией о теме разговора,
настроем детей, установкой на своеобразный
праздник общения, а также естественным интересом
педагога к мнению родителей и их суждениях о
детях и школьных проблемах. В ходе такой работы с
родителями нами наработаны правила общения,
придерживаясь которых можно расчитывать на
взаимопонимание и взаимоуважение (приложение 5).
Практика четырёх лет работы с родителями
показала, что новые формы общения с семьёй
помогают родителям сконцентрировать внимание на
детях, усиливает чувство удовлетворённости
процессом воспитания детей, укрепляет чувство
родительского самосознания. Родители чаще
проявляют по отношению к детям нежность,
одобрение и уважение, а это – залог развития у
детей способности к сотрудничеству, творческому
самовыражению и уверенности к себе.
Вместе с родителями мы, учителя, учились
общению с ребятами: ведь от того, насколько
правильно будет построено общение ребёнка и
родителей, будет зависеть многое, если не всё его
воспитание.
Приложение
Правила общения с родителями
- Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
- Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
- Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
- Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
- При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)
- Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
- К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
- При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
- Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, — проявление неуважения к родителю.
Использованная литература:
- Аввакумов Н.И.. К проблеме общения “Учитель-родитель” //Народное образоватие Якутии №1, 1995
- Артюхова С.П. Семья и школа: поиски, находки // Классный руководитель. — 1999. — № 5.
- Амонашвили Ш.А. Педагогика сотрудничества — момент истины // Семья и школа. — 1988. — №9. — С.1-2.
- Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. — М., 1983. — С.94.
- Богданова О.С., Петрова В.И. Методика воспитательной работы в начальных классах: пособие для учителя. – 2е изд., испр. – М.: Просвещение, 1980. – 206 с.
- Всероссийское родительское собрание// Воспитание школьников. – 2001 №5.
- Рябов А. Образование, необходимое для создания здоровой и счастливой семьи // Директор школы. – 2002. -№6.
- Калейдоскоп родительских собраний: Методические разработки. Выпуск I. / Под.ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ Сфера, 2003 – 144с.
- Красновский Л. О родительских собраниях// Воспитание школьников – 2003 №5.
- Курносова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями// Классный руководитель – 1999 №3.
- Леонтьев А.А. Педагогическое общение. — М., 1979.
- Макаренко А.С. Книга для родителей. — М., 1987.
- Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Педагогические сочинения в 8 т. Т.4. — М., 1984.
- Метенова Н.М. Родительское собрание// Начальная школа: плюс — минус. – 2001. №11.
- Метенова Н.М. Искусство хвалить (Родительское собрание).// Начальная школа: плюс-минус. – 2001 № 10.
- Михайлова. Как я провожу родительские собрания// Начальная школа. — 1993. — № 10.
- Мудрость воспитания. Книга для родителей / Сост. Бим-Бад Б.М., Днепров Э.Д., Корнетов Г.Б. — М., 1989. — 304 с.
- Мудрик А.В. Введение в социальную педагогику. — М., 1997.
- Нилл А. О воспитании детей // Родительское собрание. – 2003. — №2.
- Общая педагогика: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Под ред. В.А. Сластенина: в 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Ч.2. – 256 с.
- Об опыте взаимодействия семьи и дошкольных образовательных учреждений Санкт-Петербурга/ Сост. Митрошина Н.П., Овечкина Т.А..- Санкт-Петербург, 2001.
- Социальное партнёрство в образовательном пространстве Республики Саха (Якутия) // “Учуутал аргыьа”. – 2004. — №15-16.
- Сухомлинский В.А. Мудрость родительской любви. — М., 1988. — С.53-54.
- Сухомлинский В.А. Родительская педагогика. — М., 1981.
- Толстых А.В. Взрослые и дети: парадоксы общения. — М., 1988.
- Спицин Н.М. Учитель — родители: правила общения // Начальная школа. — 1993. — № 10.
- Турбовской Я.С. Парадоксы воспитания // Педагогический факультет. — 1981. — № 12.
- Урбанская О.Н. Работа с родителями мдадших школьников: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – 192 с.
- Френе С. К родителям // Родительское собрание. – 2003. — №2.
- Шишмакова Е. Родительские собрания // Воспитательная работа в школе. – 2003 №4.
Приложение
Правила общения с родителями
- Оформляй, придумывай интересные, интригующие приглашения на классные собрания и мероприятия.
- Уважай своё и родительское время. Всегда назначай собрания за неделю до проведения. Если можно, укажи точное время начала и конца.
- Всегда отчитывайся перед родителями о проделанной работе. Оформи папки, альбомы с диаграммами, отчётами об успеваемости класса, об участии в мероприятиях школы, о занятости учащихся, о родительской активности и.т.д.
- Как можно больше рассказывай об инновационном движении, о самых разных школах в России и за рубежом.
- При посещении на дому заранее предупреди о цели посещения. Например: посещение с целью проверки уголка школьника (полка для книг, стол для приготовления уроков и.т.д.)
- Почаще хвали родителя за воспитание ребёнка. Вручай от случая к случаю грамоты, благодарственные письма.
- К концу каждого учебного года при помощи анкеты для родителей сделай анализ работы за год и план работы на следующий год.
- При мимолётной встрече с родителями никогда не рассказывай о плохих сторонах его ребёнка.
- Помни, что неопрятная причёска, измятый костюм, несвежая рубашка, — проявление неуважения к родителю.
Понравился материал, поделитесь им со своими друзьями в любой социальной сети
Источник: http://festival.1september.ru/articles/505352/
Источник: http://vashabnp.info/publ/1-1-0-214