1.Развитие общих речевых навыков
1. Учить детей произвольно изменять силу голоса.
2. Учить детей соблюдать голосовой режим.
2.Лексика
1. Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
2. Закрепить понятия: «Овощи», «Фрукты», «Грибы», «Ягоды», «Перелетные птицы», «Дикие животные нашего леса».
3. Расширить активный словарь по данным темам.
3.Обучение связной речи.
1. Совершенствование навыка составления рассказов по картине и по серии картин.
2. Обучение построению предложений со значением противопоставления.
4.Развите грамматического строя речи
3. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе.
4. Обучать согласованию прилагательных с существительными, употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи.
5. Употребление в речи простых и составных предлогов.
6. Совершенствовать умение согласовывать числительные два и пять с существительными.
5.Развитие пространственных, временных и элементарных математических представлений.
1. Развивать умение концентрировать внимание и выделять 1 предмет из нескольких наложенных друг на друга изображений предметов.
6.Общая и мелкая моторика
2. Игры на развитие координации речи с движением.
3. Пальчиковая гимнастика.
4. Игра «Волшебные шнурочки».
- Оборудование:
- Картинный материал по лексическим темам: «Ранняя осень», «Поздняя осень», «Перелетные птицы»; раздаточный материал: шнурки трех цветов (зеленый, оранжевый, желтый), круги из цветного картона двух цветов (красный, зеленый); для фланелеграфа: карточка с изображением контуров овощей наложенных друг на друга, карточка-схема для построения предложений со значением противопоставления, карточки – серия картин «Осень»; мягкая игрушка кот, чудесный мешочек.
- Предшествующая работа:
1. Разучивание стихотворений: С. Есенин «Нивы сжаты…», Т. Трутнева «Осень», Н. Нищева «Есть у каждого свой дом».
2. Беседы по вышеуказанным лексическим темам.
3. Подготовка пересказа текстов: «Как яблоки собирают» Б. Житков, «Давно скосили…» по И. Соколову-Микитову, «Осенние дожди» по Г. Скребицкому, «Первыми тронулись в путь» по Г. Скребицкому, «Последние ягоды» по И. Павловой, «Медведь» по А. Клыкову.
- Ход занятия
- Дети встают рядом с партами.
- Воспитатель. Сядет тот, кто стоит за…(имя ребенка)
- Перед…
- Рядом с…
- Дети занимают свои места.
- Воспитатель загадывает загадку
- Пусты поля,
- Мокнет земля,
- Дождь поливает.
- Когда это бывает?
Д е т и. Осенью!
- Воспитатель.
- Ребята, вы слышите звук?
- По-моему это стук.
- К нам пожаловали гости!
- Откроем дверь и войти попросим.
- Воспитатель открывает дверь, за дверью мягкая игрушка кот с «чудесным мешочком».
- Дидактическая игра: «Скажи наоборот»
Воспитатель. К нам в гости пожаловал кот по имени Наоборот. Скажешь коту «Большой дом, — ответит – Нет, маленький!» Скажешь коту «Глубокая река, — ответит – Нет, мелкая!». Ребята, а что ответит кот, если ему сказать:
- Воспитатель. Грустное настроение
- Дети. Нет, веселое настроение
- Воспитатель. Пасмурный день
- Дети. Нет, солнечный день
- Воспитатель. Длинные ночи
- Дети. Нет, короткие ночи
- Воспитатель. Холодная погода
- Дети. Нет, теплая погода
- Воспитатель. Ядовитые грибы
- Дети. Нет, съедобные грибы
- Воспитатель. Кислые ягоды
- Дети. Нет, сладкие ягоды
- Воспитатель. Глубокие лужи
- Дети. Нет, мелкие лужи
- Воспитатель. Ранняя осень
Дети. Нет, поздняя осень.
Кот «уходит», забывая свой мешочек.
Развитие связной речи
Воспитатель. Ребята, кто может назвать какое сейчас время года?
Дети. Поздняя осень.
Воспитатель. Правильно, поздняя осень. Но давайте поговорим сначала о ранней осени.
- Воспитатель предлагает одному из детей рассказать стихотворение о ранней осени.
- Один из детей называет приметы ранней осени по картине «Ранняя осень».
- Воспитатель.
Молодцы ребята! Пришла пора немного отдохнуть. Представьте себя осенними листочками.
- Воспитатель включает музыку и приглашает детей пройти на ковер.
- Физкультминутка «Осенние листья»
- Листья осенние тихо кружатся (Кружатся на цыпочках, руки стороны.)
- Листья нам под ноги тихо ложатся (Приседают.)
- И под ногами шуршат, шелестят, (Движения руками вправо, влево.)
Будто опять закружиться хотят. (Поднимаются, кружатся.)
- Дети проходят за столы.
- Воспитатель.
- Ребята, осень богата не только яркими красками, осенью собирают урожай овощей и фруктов.
- Дидактическая игра «Расскажи об овощах»
На фланелеграфе карточки с изображением помидора, печатной буквы А, моркови. Воспитатель вызывает одного из детей, объясняет правила игры на примере: «Помидор красный, а морковь оранжевая». Воспитатель задает вопросы: какие овощи на вкус, по форме, как растут, какие на ощупь.
Дидактическая игра «Замаскированные предметы»
На фланелеграфе карточка с изображением наложенных друг на дгуга контуров овощей. Воспитатель вызывает одного из детей и задает вопросы: «Что ты увидел на картине? Обведи контур каждого предмета. Посчитай одинаковые предметы».
Воспитатель. Дети, кажется кот Наоборот забыл свой мешочек. Хотите узнать что в нем? Кот Наоборот шепнул мне, что в мешочке интересная игра для вас, дети.
Игра «Волшебные шнурочки»
Воспитатель открывает мешочек и раздает детям разноцветные шнурки.
Воспитатель. Ребята, это волшебные шнурки, а вы – маленькие волшебники. Превратите шнурочки в свои любимые фрукты.
Дети выполняют задание, выкладывают на столах контуры фруктов из шнурочков.
Воспитатель. А теперь, давайте сложим наши «фрукты» обратно в мешочек и посчитаем их.
Дети. В мешочке один банан,.. в мешочке пять бананов (апельсинов, груш).
Воспитатель. Ребята, мы с вами вспомнили, чем богаты поля, огороды и сады осенью – овощами и фруктами. А чем богат осенний лес?
Дети. Грибами и ягодами.
- Игра «Съедобный – несъедобный»
- Съедобный – дети поднимают зеленый кружок.
- Несъедобный – дети поднимают красный кружок.
- Слова для игры: боровик, сыроежка, мухомор, волнушка, клюква, волчья ягода, брусника, подберезовик, бледная поганка, опята, подосиновик, вороний глаз, лисичка.
- Упражнение «Что можно приготовить из грибов и ягод?»
Воспитатель задает детям вопросы: «Что ты приготовишь из грибов, что ты приготовишь из ягод?». Дети начинают свой ответ со слов: «Из грибов я приготовлю…».
- Воспитатель.
- Скоро белые метели
- Снег поднимут от земли
- Улетают, улетели
- Улетели журавли…
- Воспитатель выставляет картину «Перелетные птицы».
- Воспитатель.
- Ребята, как называются птицы, которые улетают из наших краев осенью, а возвращаются весной?
Дети. Перелетные птицы.
Воспитатель.
Дети, а теперь представьте, что каждый из вас превратился в перелетную птицу… Пусть каждый из вас скажет свое название.
Ответы детей. Похвала.
Воспитатель. Скажите, как улетают птицы?
Дети. Вереницей, стаей, клином, поодиночке.
- Пальчиковая гимнастика «Птички»
- Эта птичка – соловей, (Дети загибают по одному
- Эта птичка – воробей, пальчику на обеих руках.)
- Эта птичка – совушка,
- Сонная головушка,
- Эта птичка – свиристель,
- Эта птичка – коростель.
Эта птичка – злой орлан. (Машут сложенными накрест ладонями.) Птички, птички, по домам! (Машут обеими руками как крыльями.)
Воспитатель.
Посмотрите в окно! Не видать золотой листвы и веселого листопада. Ведь за окнами уже поздняя осень!
Воспитатель выставляет картину «Поздняя осень» и предлагает одному из детей рассказать стихотворение о поздней осени.
Один из детей называет приметы поздней осени.
Воспитатель. Ударили морозы и теплые дома покидать не хочется. Ребята, а как же братья наши меньшие – дикие животные? Есть ли у них теплый, уютный дом?
- Дети
- 1-ый ребенок
- У лисы в лесу глухом
- Есть нора – надежный дом.
- 2-ой ребенок
- Не страшны зимой метели
- Белочке в дупле на ели.
- 3-ий ребенок
- Под кустами еж колючий
- Нагребает листья в кучу.
- 4-ый ребенок
- Из ветвей, корней, коры
- Хатки делают бобры.
- 5-ый ребенок
- Спит в берлоге косолапый
- До весны сосет там лапу.
- 6-ой ребенок
- Есть у каждого свой дом
- Всем тепло, уютно в нем.
Воспитатель. Так вот как зимуют звери нашего леса!
- А сейчас, дети, я предлагаю вам выполнить последнее задание – составить рассказ об уходящей поре осени.
- Воспитатель вызывает 2-х детей, каждый из них составляет рассказ по серии картин, выставленных на фланелеграфе.
- Итог занятия
Логопед спрашивает нескольких детей, что понравилось на занятии. Похвала каждого ребенка.
Конспект занятия по развитию речи в средней группе «В гости к леснику»
Задачи:
1.Учить различать на слух слова с определенным звуком. Упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
2.Развивать фонематическое восприятие, словарь детей.
3.Воспитывать любовь к природе.
- Ход занятия:
- Воспитатель
- «Собрались все дети в круг,
- Я твой друг и ты мой друг.
- Крепко за руки возьмёмся.
- И друг другу улыбнёмся»
- Воспитатель: — Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик!
— Посмотрите, здесь письмо. Давайте прочитаем!
«Здравствуйте девочки и мальчики!
Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами!»
Лесник.
— Оказывается, лесник приглашает, вас к себе в гости.
— А вы знаете кто такой лесник? Где он живёт? Как называется
- Его домик? (сторожка)
- (Лесник — это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы)
- — Вы согласны пойти в гости?
— А кто же покажет нам туда дорогу? Смотрите, пчелка. Давайте у нее спросим
- «Пчёлка, пчёлка — покажи,
- Пчёлка, пчёлка — расскажи.
- Как найти дорожку,
- К леснику в сторожку?»
Пчёлка: — Покажу конечно. Но, я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з-з), песенку жука (ж-ж-ж-ж), ветра (ш-ш-ш-ш), водички (с-с-с-с).
- Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите
- Песенку комарика (З) — зебра, машина, зонтик, зима, снег; забор.
- Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик, ножик;
- Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;
- Песенку водички (С) — стол, стул, рука, слон, самолёт, дерево.
— Какие вы молодцы! Дальше на своем пути вы встретите белочку, она вам покажет дорогу.
Воспитатель: — Смотрите, а вот и белочка. Давайте у неё спросим.
- «Белка, белка — расскажи,
- Белка, белка — покажи,
- Как найти дорожку,
- К леснику в сторожку?»
Белка: — Покажу. Только поиграйте со мной.
- Д/и «Назови одним словом»
- — бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза — насекомые;
- — берёза, дуб, ель, клен, сосна, кедр — деревья;
- — скворец, снегирь, сова, сорока, кукушка, ласточка — птицы;
- — брусника, земляника, малина, смородина – ягоды;
- — ромашка, колокольчик, роза, ландыш, василек – цветы;
- — лиса, волк, медведь, заяц, белка, ежик — животные
- — Молодцы! А теперь поиграйте со мной в игру «Маленький — большой»
- «У ежика маленькие лапки, а у медведя — большие лапищи.
- У ежика маленький носик, а у медведя — большой носище.
- У ежика маленькие глазки, а у медведя — большие глазищи.
- У ежика маленькая головка, а у медведя — большая головища»
- Физминутка
Вы, наверное, устали? Тогда все дружно встали.
Раз – присядка, два – прыжок, это заячья зарядка…
Молодцы! Идите дальше, там встретите зайку, он вам дальше дорогу покажет.
- Воспитатель:
- «Зайка, зайка — покажи,
- Зайка, зайка — расскажи,
- Как найти дорожку,
- К леснику в сторожку?»
- Зайка:
— Конечно! Если вы со мной поиграете.
- Д/и «Назови ласково»
- Лист — листочек,
- Гриб — грибочек,
- Ветка — веточка,
- Куст — кусточек,
- Ягода — ягодка,
- Трава — травушка,
- Гусеница — гусеничка,
- Жук – жучок,
- Елка – елочка,
- Цветок – цветочек.
- Дождь – дождичек.
Сл./и «Кто кем был?»
- Лиса — лисёнком,
- Волк — волчонком,
- Медведь — медвежонком,
- Белка — бельчонком,
- Ёж – ежонком,
- Тигр – тигренком,
- Слон – слоненком,
- Лев – львенком,
- Заяц – зайчонком,
- Мышь – мышонком.
— Молодцы! Мне так понравилось с вами играть. Идите дальше, встретите там ежика, он вам покажет дорогу. Счастливого пути!
Воспитатель:
— Смотрите, ёжик. Давайте у него спросим.
- «Ёжик, ёжик — расскажи,
- Ёжик, ёжик — покажи,
- Как найти дорожку,
- К леснику в сторожку?»
- Ёжик:
- -Покажу и расскажу. Только ответьте на мои вопросы:
- — Кто живёт в лесу?
- — Как называются животные, которые живут в лесу?
- — А вы знаете, кто из животных меняет зимнюю шубку на летнюю?
- — Что делают птицы весной?
- — Какую пользу приносят птицы?
- — Как люди заботятся о птицах?
- — Какие деревья летом и зимой стоят зеленые?
- — Чего нельзя делать в лесу?
— Молодцы! Много знаете. Идите скорее к дедушке-леснику, он уже нас, наверное, заждался.
Лесник:
— Здравствуйте, ребята! Какие вы молодцы, что пришли ко мне в гости. А мне, мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли, не обижали. Расскажите, пожалуйста, с кем вы встречались в лесу? В какие игры вам понравилось играть?
— Спасибо, вам, что пришли ко мне в гости. Я угощу вас медком, который собрала пчёлка.
Источник: http://www.inksystem-az.com/itogovoe-zanyatie-po-teme-osen/
Сочинения на тему «Осень» 2 класс
Подборка сочинений про «Осень» для 2 класса
Подул осенний ветер. Пошли холодные дожди. Теперь солнышко надолго прячется от нас за тучами. А когда выходит, то греет слабенько.
Вечер наступает все быстрее. Я замечаю это каждый день. Долгие осенние вечера я провожу дома, с семьей.
Осень очень красивое время года. Листья на деревьях становятся желтыми, багряными, коричневыми и золотыми. И когда мы гуляем по осеннему парку, опавшие красивые листья шуршат под нашими ногами. На клумбах много осенних цветов – астр и хризантем.
Мне нравится кататься на велосипеде или играть в мяч в парке осенью.
Осенью бывает очень красиво. Под ногами шуршат опавшие листья: желтые, красные, оранжевые — и все такие красивые. Часто льют дожди, на небе можно заметить радугу, которая переливается в ярких оттенках и выглядит как волшебная.
Становится свежо, на улицах появляется народ, и все вдыхают аромат свежести, который ясно ощущается в воздухе.
К ночи дождь утихает, и все люди с нетерпением ждут сюрпризы завтрашнего дня.
Пришла золотая осень. Листья стали опадать жёлтые, красные. Птицы улетают в тёплые края. Поспели в лесу яблоки: зеленые, красные и желтые. Поспели орешки. Медведи ложатся в спячку до наступления весной. Все животные готовятся к зиме осенью. Осенью короткие дни и длинные ночи. Я люблю осень!
В это время года солнышко почти не греет, как летом. Стало холоднее. Чаще льют дожди. Дни становятся короче. С деревьев опадают листья.
Многие птицы покидают родные края и улетают в тёплые, потому что становится меньше корма. Ведь осенью насекомые прячутся, а растения увядают. Более холодная – это поздняя осень, она самая дождливая.
Иногда идёт даже мокрый снег. В это время во всём чувствуется приближение зимы.
Настала осень. На деревьях пожелтели листочки. Скоро они начнут падать на землю.
Вчера мы гуляли с мамой по осеннему парку. Там солнечно и тихо. Птицы уже не поют. Они готовятся улетать в теплые края.
Золотая осень раскрасила в разные цвета деревья и кусты. Это желтый, красный, бордовый. Зеленый цвет остался с лета. Я люблю гулять в солнечные осенние дни.
По утрам уже холодно. Вечером тоже можно продрогнуть без теплой куртки. Дни становятся все короче.
Холодная осень за окном. По стеклам бесконечно стекают капли дождя. Небо серое и низкое. Целыми днями почти нет солнечного света.
Иногда погода улучшается. Тогда выходит солнце. Капли дождя переливаются на желтых осенних листьях.
Все сочинения на тему «Осень»
Источник: http://porusskomu.net/sochinenie/sochineniya-na-temu-osen/sochineniya-na-temu-osen-02
Презентация "Рассказ «Поздняя осень» по А. Рылову" 2 класс
- Урок чтения 2 класс
- ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №2»
- учитель Кузнецова Ольга Витальевна
- со______ о_са – о_со – о_се
- со о_сень
- со______ о́сень
- сососо
- аста – асту
- наступи́ла
- Наступи́ла о́сень?
- Наступи́ла о́сень.
- Гōвōри́ хōрōшо́ звук С.
- Листья с веток облетают,
- Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» – спросим.
Нам ответят: «Это … ».
- Отгадай загадку.
- Осень
- Назови осенние месяцы.
- сентябрь
- октябрь
- ноябрь
- Ранняя осень
- Золотая осень
- Поздняя осень
- Откройте книги на странице 32.
- Я открыл(а) книгу на странице 32.
- Как называется рассказ?
- Рассказ называется «Поздняя осень».
- Кто автор рассказа?
- Автор рассказа Рылов.
- О каком времени года говорится в рассказе?
- В рассказе говорится об осени.
- Как описывает автор
- погоду и деревья?
- Дует холодный ветер, срывает
- с деревьев листья.
- Птицы улетают на юг.
- Что автор говорит о птицах?
- Синички прыгают по веткам, ищут корм, прячут зёрнышки в кору.
- Прочитай о синичках.
Стало хмуро за окном, (Повороты корпуса, руки на поясе)
Дождик просится к нам в дом. (Движения кистями, изображая дождик)
В доме сухо, а снаружи (Соединить руки над головой в виде крыши)
Появились всюду лужи. (Ритмично шагать )
Листья в воздухе кружатся, (Дети кружатся)
Тихо на траву ложатся. (Опускают руки и приседают)
Сбрасывает листья сад — (Потряхивают кистями)
Это просто листопад. (Сжимают и разжимают кулачки)
Физминутка
Огород опустел. Все овощи убрали с грядок.
- Что автор говорит об овощах?
- Цветы завяли, почернели.
- Прочитай о цветах.
- В саду на дорожках большие лужи.
- Как изменился сад поздней осенью?
- Наступила сырая, холодная и скучная осень.
- Что автор говорит об осени.
- Дополни
Ветер (что делает?) … и ….
Птицы (что делают?) … .
Огород (что сделал?) … .
Овощи (что сделали?) … .
Цветы (что сделали?) … и ….
Осень (какая?) … , … , … .
- дует
- срывает.
- улетают.
- опустел.
- убрали.
- завяли
- почернели.
- сырая
- холодная
- скучная
Итог урока
- Что мы делали на уроке?
- О каких признаках поздней осени мы прочитали?
- Красный – “Я – молодец, работал хорошо.”
- Зеленый – “ Я молодец, мне было трудно, но я справился”
- Желтый – “Я молодец, но сегодня я немного забыл”.
Дома́шнее зада́ние.
- Прочита́й расска́з «Поздняя осень» на странице 42 ещё раз.
- Выполни задания № 5 и №6 на странице 43.
- Запомни признаки поздней осени.
МОЛОДЦЫ!
Источники: Источники: Слайд 1 http://www.playcast.ru/uploads/2015/09/22/15166207.png Слайд 3 https://gif2.mycdn.me/image?id=861467448469&t=44&plc=WEB&tkn=*0NDHSZsPQHDEWBsiq6HYDr1vOJU Загадка: http://womanadvice.ru/zagadki-pro-osen-dlya-doshkolnikov Слайд 4 Сентябрь https://club.foto.ru/gallery/images/preview/2008/12/29/1252793.jpg Октябрь http://pinster.ru/cache/images/350×263/1356.jpg Ноябрь http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/9/126/142/126142302_1.jpg Слайд 6 Дует ветер http://tunnel.ru/thumb/images/201609/post_comment/59578/image___keepration_200x150.jpeg Листья опадают http://ladyadvice.ru/wp-content/uploads/2013/10/listopad.jpg Осень http://ulpravda.ru/userfiles/image/%D0%BE%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%8C.jpe Слайд 7 Птицы улетают http://ped-kopilka.ru/upload/blogs/34095_9bcbc11891448ed77a8f0767a99671c3.jpg.jpg Слайд 8 Синичка http://s019.radikal.ru/i608/1503/41/7b1bea677eb6t.jpg http://s019.radikal.ru/i608/1503/41/7b1bea677eb6t.jpg http://fb.ru/misc/i/gallery/17472/590382.jpg Слайд 10 Огород http://chudoogorod.ru/wp-content/uploads/2014/06/x41-1.jpg.pagespeed.ic.7vLX31fwUa.jpg Уборка овощей http://ped-kopilka.ru/images/photos/medium/article1204.jpg Слайд 11 Цветыhttp://99px.ru/sstorage/53/2011/01/tmb_6928_3032.jpg Слайд 11 Цветыhttp://99px.ru/sstorage/53/2011/01/tmb_6928_3032.jpg http://99px.ru/sstorage/53/2011/01/tmb_6928_3032.jpg Слайд 12 Лужи http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/sites/default/files/osen_lesson_1.jpg http://www.2099.ru/wp-content/uploads/2016/11/%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%BC-%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8C-%D0%BA%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%B2%D0%BE.gif Слайд 13 Осень http://data.whicdn.com/images/262203465/original.gif http://oldgazeta19.ru/files/news/82/94/4f66dc8804bb0.jpg http://planetakartinok.net/photo/0-0/11449_dozhdlivaya-osen.jpg Слайд 17 Смайлики http://liubavyshka.ru/_ph/4/2/317764423.gif
Источник: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/104005-prezentaciya-rasskaz-pozdnyaya-osen-po-a-rylovu-2-klass.html
Книга осени.. ПРОЕКТ ВЫПОЛНЕН УЧАЩИМСЯ 2 «А» КЛАССА ГОУ ЦО 1408 БРОВИНЫМ ГЕОРГИЕМ ПОД РУКОВОДСТВОМ: МИНИНОЙ Е.В. — презентация
1 Книга осени.
2 ПРОЕКТ ВЫПОЛНЕН УЧАЩИМСЯ 2 «А» КЛАССА ГОУ ЦО 1408 БРОВИНЫМ ГЕОРГИЕМ ПОД РУКОВОДСТВОМ: МИНИНОЙ Е.В.
3 Обобщить знания о самом поэтичном времени года 1.ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДАННЫМ ВРЕМЕНЕМ ГОДА С ПОЭТИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 2. ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ДАННЫМ ВРЕМЕНЕМ ГОДА С ФЕНОЛОГИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 3. РАЗВИТИЕ УМЕНИЯ ВЫСТУПАТЬ ПУБЛИЧНО, ОТСТАИВАТЬ СВОЕ МНЕНИЕ 4. ЗНАКОМСТВО С ТРАДИЦИЯМИ НАРОДОВ МИРА 5.ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЗМА, ЛЮБВИ К СВОЕМУ ОТЕЧЕСТВУ
4 Содержание Здравствуй, Осень золотая. Середина осени. Прощание с осенью.
5 Глава I. Здравствуй, Осень золотая. Вот и наступила долгожданная осень – самое красивое время года. Днем еще греет солнышко, но по утрам бывают заморозки и густые туманы. Часто дует холодный ветер. Все вокруг становится удивительно ярким. Лес наполняется разными красками. Деревья блистают в разноцветном уборе.
Птицы собираются в стаи для отлета на юг. Эта пора вдохновляла многих писателей, поэтов и художников на создание великих произведений. * * * Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко еще до первых зимних бурь И льется чистая и теплая лазурь На отдыхающее поле… (Ф. Тютчев)
6 Эти строки как нельзя лучше описывают состояние осенней природы. Или, например, строки А. Пушкина: * * * Унылая пора, очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса, Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. В сентябре, а именно 23 сентября, многие народы мира отмечают День осеннего равноденствия, когда день равняется ночи.
И именно с этого дня осень по-настоящему вступает в свои права. В Японии этот день признан официальным праздником. «И жара, и холод – до дней Хигана». Так говорят в Японии в период как осеннего, так и весеннего дней равноденствия.
В день осеннего равноденствия Япония празднует не столько уникальное астрономическое явление, сколько исполняет уходящие в глубины истории обряды буддийского праздника Хиган.
Согласно «Закону о национальных праздниках» в день осеннего равноденствия вложен и соответствующий смысл: «Уважать предков, чтить память ушедших в мир иной». Буддийское понятие «хиган» можно перевести как «тот берег», то есть тот мир, куда ушли наши предки, и где поселились их души.
7 Дни осеннего Хигана – это неделя, включающая по три дня до и после дня осеннего равноденствия и сам день осеннего равноденствия.
До начала Хигана японцы проводят тщательную уборку дома, особенно домашнего алтаря с фотографиями и принадлежностями ушедших предков, освежают цветы, выставляют ритуальные кушанья и подношения. В дни Хигана японцы семьями идут поклониться могилам своих предков, заказывают молитвы и оказывают необходимые ритуальные почести.
И если некоторые народы в осенний период отдают дань ушедшим, то мы, видя увядание природы, так же находимся в ожидании зимы. С наступлением осени все чаще можно наблюдать, как некоторые виды птиц собираются в стаи и улетают в теплые края.
Такие птицы, которые каждый год перемещаются из мест гнездования в область зимовок и возвращаются обратно, называются перелетными. Главные пути перемещений перелетных птиц соединяют Евразию и Африку, Евразию и Юго-Восточную Азию и Австралию, а также Северную и Южную Америку.
8 Обычно путь перелета — кратчайшее расстояние, но некоторых видов птиц эти пути извилисты. Например, журавли отклоняются от кратчайшего расстояния, чтобы выбрать наилучшее место для остановки — привала. Перелеты птицы совершают в разное время суток.
Летающие быстро птицы (например, ласточки и стрижи) могут кормиться прямо на лету и путешествуют днем. Кукушки, крапивники и другие птицы, ведущие скрытный образ жизни, а также мелкие виды птиц днем кормятся и отдыхают, а перелеты совершают по ночам.
Околоводные и водоплавающие птицы путешествуют и днем, и ночью. При перелетах днем птицы ориентируются по солнцу и элементам ландшафта, а если солнце закрыто облаками, то по магнитному полю Земли. Ночью птицы способны определять направление также по звездам.
Помогают им и господствующие ветры. Видя красивые караваны в небе, мы пожелаем птицам счастливого пути!
9 Народная мудрость об этом осеннем месяце гласит: Холоден сентябрь, да сыт. В сентябре синица просит осень в гости. Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь! В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина. Гром в сентябре предвещает теплую осень.
Паутина стелется по растениям — к теплу. Много желудей на дубу в сентябре — к лютой зиме. С Семена дня (14 сентября) начало бабьего лета. Если первый день бабьего лета ясный и теплый, то и вся осень ясная и теплая, и наоборот.
Много паутины на бабье лето — к ясной осени и холодной зиме.
10 Глава II. Середина осени. Птицы улетели, все чаще на лужах можно увидеть первый лед, иногда с неба срывается и первый снег. Он не стойкий и тут же тает, ведь солнышко еще пригревает землю своими лучами. Мне кажется, что к этому времени года как нельзя лучше подходят строки А.С.
Пушкина *** Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. Но осень не всегда бывает такой дивной, солнечной и яркой.
Постепенно наступают холода, исчезает убранство лесов, промозглая погода и холодный ветер навевают грусть.
11 ПЕРЕД ДОЖДЕМ Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес. Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой; Набегает холодок. Полумрак на все ложится, Налетев со всех сторон, С криком в воздухе кружится Стая галок и ворон… (Н. Некрасов) * * * Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось, Что совсем-совсем немного Ждать зимы седой осталось… (С. Есенин) * * * Еще вчера, на солнце млея, Последним лес дрожал листом, И озимь, пышно зеленея, Лежала бархатным ковром….Сегодня вдруг исчезло лето; Бело, безжизненно кругом, Земля и небо все одето — Каким-то тусклым серебром… (А.
Фет)
12 Пословицы и приметы, характеризующие этот период времени: Октябрь — месяц близкой пороши. В октябре на одном часу и дождь, и снег. Плачет октябрь холодными слезами. В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревёт, сверху льет и снизу метет.
В октябре гром — зима бесснежная Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к вёдру, к теплу. С какого числа в октябре пойдет година (хорошая, ясная погода), с того числа весна откроется в апреле. В октябре луна в кругу — лето сухое будет. Пока лист с вишни чисто не опал, сколько бы снегу ни выпало, оттепель его сгонит.
Покров (14 октября) — первое зазимье. На Покров до обеда осень, после обеда — зима.
13 Глава III. Прощание с осенью. Последний месяц осени называется ноябрь. Природа окончательно подготовилась к зиме: насекомые спрятались в кору деревьев, звери подготовились к зимовке, листья с деревьев опали. Это самый холодный месяц осени.
Днем мы видим падающий снег, который ложится на промёрзшую землю, и уже не тает. В народе придумали следующие пословицы и поговорки для ноября: Ноябрь — ворота зимы. Ноябрь — сентябрёв внук, октябрёв сын, а зиме родной батюшка. В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.
Ноябрь — сумерки года.. Дмитриев день (8 ноября) — зима уж лезет на плетень. Коли в этот день холод и снег, весна поздняя и холодная, а если оттепель — зима и весна теплые. Коли Дмитриев день по снегу, то и Святая (Пасха) по снегу, коли по голу, то и Святая по тому.
Кузьминки (14 ноября) — осени поминки, встреча зимы.
14 Загадки, которые удалось подобрать по теме ОСЕНЬ: Осень в гости к нам пришла И с собою принесла… Что? Скажите наугад! Ну, конечно…
(дапотсил) Мочит поле, лес и луг, Город, дом и все вокруг! Облаков и туч он вождь, Ты же знаешь, это (ьджод) Холода их так пугают, К теплым странам улетают, Петь не могут, веселиться Собрались все в стайки…
(ыцитп) Солнца нет, на небе тучи, Ветер вредный и колючий, Дует так, спасенья нет! Что такое? Дай ответ! (ьнесо яяндзоп) Солнце больше нас не греет, Холодком поземка веет! Дунул в лужу ветерок И сковал ее … (кодел) Дождь и слякоть, грязь и ветер, Осень, ты за все в ответе! Мерзнет, мерзнет человек, Выпал первый белый… (генс)
15 Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем! (ьрбятнес) Королева наша, Осень, У тебя мы дружно спросим: Детям свой секрет открой, Кто слуга тебе второй? (ьрбятко) Кто тепло к нам не пускает, Первым снегом нас пугает? Кто зовет к нам холода, Знаешь ты? Конечно, да! (ьрбяон) Вот на ножке купол-гриб, Он от ливня защитит. Не намокнет пешеход, Если спрячется под…(тноз) Слезки капают из тучи – Плачет мастер невезучий. Хмурой осени художник, Хлюпает по лужам… (киджод) Вот старушка из сторожки Грязь разводит на дорожке. Вязнет в топи мокрый лапоть – Все зовут старушку… (ьтокялс) Ранним утром во дворе Лед улегся на траве. И весь луг стал светло-синий. Серебром сверкает… (йени) Вслед за августом приходит, С листопадом хороводит И богат он урожаем, Мы его, конечно, знаем (ьрбятнес)!
16 ОСЕННИЙ ЛЕСНОЙ КРОССВОРД Слова надо вписывать по горизонтали. Если все решить правильно, то в красных клеточках по вертикали получится еще одно слово, связанное и с лесом, и с осенью
17 ПО ГОРИЗОНТАЛИ 1. С моего цветка берет Пчелка самый вкусный мед. А меня все ж обижают: Шкуру тонкую сдирают. 2. Весной зеленела, Летом загорела, Осенью красные Кораллы надела. 3. Что за дерево стоит — Ветра нет, а лист дрожит? 4.
Есть у родственницы елки Неколючие иголки, Но, в отличии от елки, Опадают те иголки. 5. У меня длинней иголки,чем у елки. Очень прямо я расту в высоту. Если я не на опушке – Ветви — только на макушке. 6.
Меня в лесу оставили, Весь век торчать заставили: В ушанке заячей — зимой; А летом с бритой головой. 7. В нем почти семь метров роста: На него залезть непросто! Из Австралии был он К нам, наверно, завезен. У него одна работа – Осушение болота. 8.
Я из крошки-бочки вылез, Корешки пустил и вырос, Стал высок я и могуч, Не боюсь ни гроз, ни туч. Я кормлю свиней и белок — Ничего, что плод мой мелок.
Источник: http://www.myshared.ru/slide/449272
Праздник Осени (2 класс)
Цели: Создать условия для развития коммуникативных способностей школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы в кругу общения.
Задачи: 1. Закрепить знания о времени года – осени, месяцах; о признаках и ассоциациях в рамках осенней темы (грибы, овощи, состояние природы)
2. а) Развивать и тренировать память (песни, загадки, стихи), двигательную активность школьников, эмоциональную сферу (доставить детям радость от общения и чувства праздника). б) Развивать задатки самоконтроля в поведении детей.
3. Воспитывать доброжелательность в отношениях со сверстниками, формировать умение детей “ слушать и слышать” и действовать (играть) по правилам.
Оборудование: Костюмы глашатых, месяцев (сентябрь, октябрь, ноябрь), инопланетянина, наряды для танцев с зонтиками и парада моделей, шапочки, имитирующие грибы и овощи, свитки с текстом приглашений, чемоданчик с овощами, зонты, реквизит для соревнований.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
(Звучит песня об осени. Зал украшен букетами из осенних листьев и цветов, нарисованными деревьями с прикрепленными засушенными листьями и шарами).
Осень: Здравствуйте, взрослые! Здравствуйте, дети! День необычный сегодня на свете.Приветливо осень стучится в окошко,
Сегодня мы поиграем немножко.
В день осенний рада Вас увидеть я! Рада я приветствовать Милые друзья!С вами познакомиться хочу я поскорей. Осенью зовут меня, люблю я всех друзей!А ваши имена узнаю сразу все. Ну-ка, вместе. Раз, два, три,
Свое имя назови!
(В этот момент вбегают 3 глашатая в нарядных желто- красных костюмах, шапочках (беретах с перьями). В руках у них свитки.)
1-й глашатай (разворачивая свиток):
— Внимание! Внимание! Сегодня государыня наша Царица – Осень соизволила пригласить всех своих подданных и заморских гостей на праздник!
2-й глашатай (разворачивая свиток):
— Внимание! Внимание! Всем Ванюшкам иКатюшкам! Всем Андрюшкам иТанюшкам! Всем Иришкам и Мишкам! Всем Коленькам и Оленькам!
Всем Светкам и прочим деткам!
Строгий приказ: веселиться, петь и плясать на празднике до упаду! А кто ослушается и царскую волю не исполнит – не сносить тому головы!
3-й глашатай: — Внимание! Внимание! На празднике будет сама Царица – Осень и три ее сына-Царевича: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь (Оглядывается). Да вот они и сами! Встречайте!
( Танец с листьями. Звучит торжественная музыка. Три месяца представляются и знакомят со своими помощниками).
Сентябрь: Я, старый сын Осени -Щедрый СентябрьКаждой зверушкеПодарок припас:Белке – орешки,Зайке – капусту,Ежу-непоседе —
Грибы про запас.
Сентябрь: Эй, команда, выходи, все, что можешь, покажи!
(Выходят дети, изображающие грибы. Они идут по кругу и исполняют “Марш грибов”.)
Раз-два, раз-два, три – ребятушки, вперед! Все с дороги, прочь с дороги!Наш грибной отряд идет! Вот и мы! Встречаем солнцеРазноцветных шляпок ряд. Дружно вылезли и утром Все мы вышли на парад! Раз-два, раз-два, Три – ребятушки, вперед! Прочь с дороги, все с дороги
Наш грибной отряд идет!
- Царевич Сентябрь (довольный):
- — Вот, матушка, видишь, какие у меня помощники!
Царица Осень: Да, грибы-то хорошие. Да как разобраться какие съедобные, а какие нет?
Грибы:
1. Разбежались по полянке Мухоморы и поганки, Чтобы сбить тебя с пути
И от белых отвести.
2. Только ты не поддавайсяИ пониже наклоняйся!Раз поганки здесь растут,
Значит белый тоже тут.
З. А под елкой, а под елкойКто-то спрятался в иголках -В темной шляпе набекрень
Боровик укрылся в тень.
4. А лисички и волнушки -Те подальше от опушки Водят яркий хоровод.
Кто увидит – тот возьмет.
5. А веселые ребята –Тонконогие опята, Притаились возле пня
И кричат: “Ищи меня!”
Нам и лето, нам и осеньЧудеса всегда приносят,Но грибы, что дарит лес,
Это чудо из чудес!
В этот момент в дверях слышится какой-то шум. Раздается голос.
Инопланетянин: Земля! Земля! Вызываю землю! Земляне отзовитесь! Я прибыл с мирными целями. Отзовитесь, я прибыл с планеты Марс!
Появляется инопланетянин с чемоданом в руках, в котором что-то стучит и громыхает. Увидев много людей, он удивляется.
— Яприветствую вас, жители Земли! (отдает салют) К нам на планету попал чемодан (кейс), и он очень страшно себя ведет: постоянно шумит и падает на пол. Спектральный анализ кейса подтвердил наши предположения, что эта вещь – земная. (Показывает чемодан).
Сентябрь (радостно): Да, да – это мой чемоданчик. Я так спешил на праздник, что случайно оставил его в межгалактическом пространстве. Спасибо вам большое (берет чемодан).
Инопланетянин собирается уходить, но внезапно останавливается.
— Простите за любопытство, вы не могли бы сказать, что там все время стучит и шумит?
Сентябрь: Да, конечно, мне и самом интересно (открывает чемодан, и оттуда высыпаются разгоряченные спором овощи. На сцену выходят дети, берут каждый свой овощ).
Осень: Кажется, я поняла в чем тут дело.Довольно много лет назадВ одной деревне милойБыл огород, а рядом – сад,Росли в нем груши, сливы.И фрукты с овощами тамПод солнцем созревали.Как были овощи дружны.На грядках веселились.Но вот заспорили они,
И все переменилось.
Горох: Хотя я маленький совсем, Но полезен людям всем
Сладенький мальчишка.
Свекла: Вот так хвастунишка! Я полезнее тебя, Нужна свекла для борща И для винегрета.
Слаще свеклы нету!
Капуста: Ты, свекла, помолчи! Из капусты варим щи. А какие вкусные
Пироги капустные!
Огурец: Очень будете довольны,Съев огурчик малосольный! На зубах хрустит, хрустит,
Я могу вас угостить!
Редис: Румяная редиска я,Меня все люди знают. Зачем вы хвалите себя?
Ведь скромность украшает.
Морковь: Если часто есть морковку,Будешь сильным, будешь ловким. Витамином “А” известна,
Людям многим я полезна.
Помидор: Ты, морковка, несешь бред. Помидору равных нет. Ты попробуй сок томатный
Витаминный он, приятный.
Картофель: Возражаю я тебе,Каждый день я на столе. Очень людям нужен я.
Хоть и с виду скромен я.
Лук: Вы встретите меня везде: В салате, соусе, борще. Я блюду каждому дружок –
Простой зелененький лучок.
Инопланетянин: Вы все овощи важны,Людям очень вы нужны. В каждом польза есть для вас. О чем узнали вы сейчас. Ну а мне пора прощаться, На планету возвращаться. Ждут меня еще дела.
До свиданья, детвора!
Инопланетянин обнимается с овощами. Прощается и улетает на свою планету.
Осень: А теперь пришел твой черед, сын мой второй, Октябрь Золотой! Покажи свои уменья и представь свои творенья!
Октябрь:Стало вдруг светлее вдвое. Двор, как в солнечных лучах. Это платье золотое У березы на плечах. Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем. Под ногами шелестят И летят, летят, летят. Пролетают паутинки С паучками в серединке И высоко от земли Пролетели журавли. Все летит! Должно быть это
Улетает наше лето!
- Выходи, моя удалая команда, покажите на что мы способны.
- (Выходят девочки, исполняют песню “Пусть бегут неуклюже второклашки по лужам”, танец с зонтиками)
Осень: Спасибо, сынок Октябрь! И твои помощники мне тоже очень понравились. (Обращается к Царевичу Ноябрю). А теперь твоя очередь, сын мой серьезный, Ноябрь морозный.
Ноябрь: Уже не представлю, чем, матушка тебя порадовать. Сама знаешь, тоскливая пора – поздняя осень.
Земля остыла, улетели птицы,Закончился в природе листопад.Колючим холодом и первым белым снегомНоябрь укрывает голый сад. Пруды замерзли, и слегка
Ледком подернулась река.
(Обращается ко всем детям.)
— Помогите мне повеселить матушку. Вы согласны мне помочь?
Дети (хором): Согласны!
Ноябрь: Хорошо, тогда разделимся на две команды. Девочки будут изображать ветер, а мальчики – дождь, который стучит по крыше.
— Эй, вы, помощники, удалые! Вы не забыли, как дождь стучит по крышам? Ну-ка!
- Дети: Кап, кап, кап.
- Ноябрь: А вы помните, как ветер воет за окном в ноябре?
- Дети (хором): —У—У-У-У!
Ноябрь: – Молодцы! А теперь все вместе!
(Дети имитируют звуки дождя и ветра одновременно.)
Ноябрь: – Похоже, еще как похоже! Спасибо!
В круг выбегают девочки и мальчики и исполняют “Танец с зонтиком”. Во время этого ” танца Ноябрь открывает свой большой зонт и держит его над головой Царицы Осени. Танец окончен и в зал вбегают девочки в белых платьицах.
Глашатай (достает шарфы и завязывает): Ой, вот уже и снежинки!
Осень: Ну, хватит, сынок Ноябрь! А то ты нас совсем заморозишь! Да и рано еще! Зима-сестричка только-только валеночки белые примеряет, шубу и рукавички пушистые из сундука достает. Значит, что пока ей не время! Еще поцарствуем мы с вами, детки! (Немного помолчав). Да хорошо мы с вами сегодня попраздновали, повеселились на славу!
Сентябрь: Как, матушка, повеселились? Нешто конец празднику?
Октябрь: Да какой же это праздник без состязаний – соревнований?
Ноябрь: Дозволь, матушка, продолжить наш праздник.
Осень: – Я не против, но нужно и у гостей спросить. (Обращается к детям) Гости мои дорогие, может вы устали?
- Дети (хором): Нет!
- Осень: Так, значит, продолжим веселиться?
- Дети (хором): Да!
- Осень (обращается к сыновьям): Давайте, сынки, устраивайте состязания-соревнования”.
Три царевича делят детей на две команды, раздав дубовые и клиновые листочки. Команды должны выбрать капитанов и придумать осеннее название.
Конкурсы
1. Нарисовано дерево, на нем прикреплены молодильные яблочки.
Задание: Каждая команда должна собрать как можно больше яблок. А чтобы было быстрее раздаются по паре волшебных башмаков – скороходов (пустые пластиковые бутылки с прорезями для ног).
2. “Собери изображения”. Раздаются нарисованные картинки с овощами и фруктами, разрезанные на 8 частей с добавлением лишних деталей.
3. “Кто быстрее”. Команды по сигналу должны перенести желуди из одной емкости в другую. Команда, справившаяся первой, считается победителем.
4. “Закончи пословицу”. Задание: Я вам по очереди буду говорит начало пословиц, а вы их закончите.
- Семь раз отмерь …
- Без труда…
- Дареному коню …
- Один в поле …
- С кем поведешься …
- Слово не воробей …
- Лучше синица в руках …
- Не имей 100 рублей …
- Любишь кататься
- Поспешишь …
Осень: Закончился конкурс, Закончилась встреча. Настал расставания час. Мы все чуть устали, но нас согревали
Источник: https://shol55.ucoz.ru/publ/2-1-0-45
Тема: «Золотая осень». Классный час правила учитель географии Скибо Т. А
Тема: «Золотая осень». Классный час правила учитель географии Скибо Т.А.
Развитие творческих способностей учащихся, развитие чувства соперничествоУкрепление дружеских, товарищеских отношений в коллективе учащихся;Активизация творческого и духовного потенциала учащихся;Углубленное изучение и повторение материала по предмету – природоведение.
Оборудование: опавшие листья разных деревьев, стихотворения об осени, музыка.
Ход урока:
Организационный момент- Ребята, прозвенел звонок, но сегодня у нас будет не обычный урок, а урок-бал. Мы с вами поговорим об осени.Актуализация знаний.-Ребята, послушайте стихотворение:Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и золото одетые леса…- О каком времени года написано это стихотворение? (об осени)-Кто автор? (А.С.Пушкин)-Вот сегодня наш урок-бал. Тема нашего урока «Золотая осень».Работа по теме урока- Ребята, посмотрите на наш школьный двор.
Как красиво вокруг! Вот это все, что нас окружает, как можно назвать? (Окружающий мир.)-А назовите, что вы видите в нашем дворе? (Дети перечисляют.)- А что из того, что вы перечислили сделано руками человека? (Дети перечисляют.) А что создано природой? (Называют.)- Но ведь природа тоже бывает разная, «живая» и «неживая».
-Давайте подойдем к дереву. Как вы думаете, оно живое или нет? Докажите. (Дети называют признаки живого: растет, дышит, питается…) -А вот пролетел воробей. Он живой? Докажите. (Доказывают.)-Посмотрите на небо. Что мы видим? (облака, солнце) Они живые? (Нет, они не дышат, не растут, не умирает, не размножается.
)-Вот мы и определили признаки живого и неживого. -Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «живой» природе.(деревья, птицы, цветы).-Посмотрите вокруг, назовите, то, что можно отнести к «неживой» природе.(солнце, облака, камень, песок, ветер).- Итак, природа бывает «живая» и «неживая». Сегодня мы понаблюдаем с вами за природой.
Какое сейчас время года? (Осень.)- Как красиво осенью! Меняется все. И живая природа, и неживая. Скажите, как изменилась неживая природа? (Солнце уже не греет, как летом, небо кажется ниже. Ветер дует часто. Дожди идут. Холодно.)- А как изменилась живая природа? (Птицы улетают на юг. Листья желтеют, краснеют, опадают.
Животные запасают на зиму припасы.)- А как изменилась жизнь людей с приходом осени? ( Одеваемся теплее, в садах и огородах, на полях убирают урожай.)- Все верно. Молодцы!
-Ну а сейчас мы отдохнем. Отгадаем загадки об осени.
1. Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (Осень).2. Сам видит и не слышит, ходит, бродит, рыщет , свищет (Ветер).3. Боится зверь ветвей моих, гнезд не построят в них, в ветвях краса и мощь моя, скажите быстро – кто же я (Осень).4. Сидит – зеленеет , падает – желтеет, лежит – чернеет. (Лист)5. Очень дружные сестрички , ходят в рыженьких беретах. Осень в лес приносят летом (Лисички).6. Меня просят и ждут а приду – прячутся (Дождь).7. Под землею птица кубло свила и яиц нанесла (Картошка).8. Есть шапка но без головы, есть нога, но без обуви (гриб)
Дидактическая игра «Угадай дерево».
Источник: https://shkolnie.ru/geografiya/9636/index.html
Сочинение на тему Поздняя осень (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 класс)
Наступила поздняя осень, ноябрь накрыл унынием и какой-то особенной красотой все вокруг: дома, деревья, дороги и даже небо.
Слышно шуршание коричнево-желтых листьев, в отчаянии пытающихся ухватиться за ветви деревьев, словно за последний шанс, а по земле катаются их остатки, рассыпаясь на ходу. Дышится легко-легко, но воздух, такой свежий и леденящий, будто холодом пронзает легкие насквозь.
Во дворе тишина. И только вороны, как всегда не поделившие между собой кем-то брошенный кусок хлеба, нарушают полное спокойствие природы.
Панельные дома, выкрашенные в грязно-оранжевый цвет, в это время как-то по-особенному меланхоличны. В небе виднеются тучи, как куски грязной ваты, и кажется, что вот-вот обрушится поток мелких холодных капель. От этого бросает в дрожь, и хочется поскорее завернуться в любимый флисовый плед и налить себе горячего чаю.
На детской площадке, где обычно слышны голоса неугомонных ребятишек, сегодня пусто, и только один малыш, под присмотром заботливой матери, с интересом разглядывает серые лужи.
Солнца не видно уже неделю. Грустно.
Но есть в этом во всем свое, особенное очарование: в тополе, что развесил грузные ветви, едва покачивающемся на ветру, в постылой земле, едва припорошенной первым снегом, в опустевших уличных скамейках.
Кажется, будто уставший город дожидается зимы, чтобы закутаться в белую шубу и с румянцем на щеках снова начать веселиться. Природа спокойна, дышит полной грудью, набирается сил.
Серая машина вся в кусках грязи, испускающая клубы белого выхлопного газа, кажется сейчас по-особенному серой. И даже лица прохожих, которые я не имею привычку разглядывать, сейчас будто сердиты как никогда. Дворник аккуратно метет тротуар, периодически стряхивая с метлы грязное месиво. Что-то мокрое коснулось лица. Что это? Капли дождя? Нет, это малюсенькие снежинки посыпались сверху.
Мне нравится бродить по пустынным улицам в ноябре, я будто погружаюсь в старинный фильм, раскрашенный серо-коричневыми красками. Достану остатки крошек из кармана школьного рюкзака и подброшу озябшим синичкам. В холоде этом острее ощущается тепло собственного сердца.
Мама давно дожидается меня дома с горячим обедом на столе. Ускорю шаг, поспешу, пожалуй. Поежившись от неуюта и смахивая с воротника тающие снежинки, пойду домой, буду сидя у окна смотреть на любимый пейзаж поздней осени.
Другие темы:
← Осень в лесу↑ Про осеньРазная осень (по вашим наблюдениям) →
`
Источник: http://SuperSochinenie.ru/sochineniya/pro-osen/pozdnyaya-osen-2-3-4-5-6-7-8-9-klass