Классный час «государственный герб россии», 2 класс

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

  • Игра « Ассоциация »
  • Какая страна вам приходит на ум, когда вы видите следующие изображения?
  • Эйфелева башня
  • Статуя Свободы
  • США
  • Франция
  • Кремль
  • Россия

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Неофициальные символы России

Ассоциации – наоборот.

Страна – Россия. С какими символами она ассоциируется?

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Каждое современное государство имеет символы своего суверенитета – главные отличительные знаки. Они существуют в триединстве: герб, флаг, гимн и являются своеобразной визитной карточкой государства. Жители стран по праву гордятся своими символами, но важно не только гордиться ими и знать, как выглядят символы, но и иметь представление об их истории.

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

  1. Как у каждого государства, у России есть свои государственные символы:
  2. РОССИЯ
  3. ГЕРБ
  4. ФЛАГ
  5. ГИМН

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

  • Гербы появились очень давно, около 4 тысяч лет назад. Слово « ГЕРБ » немецкое ЭРБЕ и
  • обозначает
  • НАСЛЕДСТВО.
  • Герб показывает исторические традиции страны.

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

История герба России

  • 1497 год – появление символов будущего российского герба на печати Ивана Третьего.
  • Двуглавый орел – символ власти, могущества, мудрости.
  • Святой Георгий Победоносец – символ победы добра над злом.
  • 1667 год – появление первого русского герба.
  • Скипетр, держава и 3 короны – символы императорской власти.

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

ГЕРБ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

На гербе изображён двуглавый орёл с распростёртыми крыльями, с тремя коронами. Это обозначает единство царств: Казанского, Астраханского и Сибирского.

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Государственный герб России

  • Двуглавый орел – охрана своих земель на западе и востоке.
  • Три короны, скипетр и держава – сильная власть и единсво государства.
  • Всадник , разящий копьём дракона –
  1. символ победы добра над злом,
  2. готовность народа встать на
  3. защиту Родины.
  • Красный цвет щита – неустрашимость, великодушие.
  • Золото в оперении орла – Сила, богатство, могущество.

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

  • Изображены на гербе символы власти:
  • А на груди орла –
  • ГЕРБ МОСКВЫ
  1. Государственный флаг- важный символ страны.
  2. Он подлежит защите как внутри страны, так за её пределами.
  3. Его оскорбление рассматривается как оскорбление чести народа и государства.
  4. ФЛАГ- это СВЯТЫНЯ.
  • ФЛАГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • На нашем флаге
  • три цвета:
  • Флаг — триколор.

Первые русские стяги

Много веков тому назад вместо флага использовали шест(палку), привязывая к его верхушке пучок травы, ветки или конский хвост , окрашенный яркой краской. Назывался он стягом. Главным его назначением было – собрать, объединить всех воинов для защиты своей земли. если нападали враги. Происходит от слова «стянуть» к себе – стяг. Позднее стали делать из ткани. Они развевались на ветру

и придавали воинам уверенность.

Знамена средних веков

В 14 веке стяги получают название – «знамения». Из описания следует, что русские воинские знамена несли изображения святых. Перед одним из таких знамен, начиная Куликовскую битву, упал на колени Дмитрий Донской, чтобы помолиться о победе над татаро-монголами.

  1. Знамёна времён Ивана Грозного
  2. Знамя Дмитрия Донского
  3. Гербовое знамя Алексея Михайловича

Государственные флаги Российской империи

  • Увлечение Петра Первого морем и флотом стало основой появления на русских судах знакомого нам трёхцветного знамени
  • В 19 веке существовали два государственных

полосатых флага.

  • История происхождения триколора
  • У историков существует несколько версий происхождения цветов в Государственном флаге.
  • Первая версия относится к временам правления Петра I , который взял эти цвета у герба Москвы:
  • Белый — это белый конь.
  • Синий – это синий плащ на Георгии Победоносце.
  • Красный – это красный щит герба.
  1. Вторая точка зрения утверждает, что появление триколора имеет историческое значение.
  2. Чередующиеся белая, синяя и красная полосы появились во времена правления отца Петра I – царя Алексея Михайловича.
  3. В те времена Россия была многонациональным государством, и основными народами считались:
  • Белорусы ( белый цвет ).
  • Украинцы ( синий цвет ).
  • Русские ( красный цвет ).
  • ОБЩНОСТЬ
  • и
  • ЕДИНСТВО
  • этих национальностей
  • и отражает
  • флаг.
  1. По – иному объясняют расцветку Российского флага геральдисты
  2. ( учёные, которые изучают символы государства).
  3. Они полагают, что белый и синий цвета издревле считались цветами Русской православной церкви.
  4. БЕЛЫЙ ОЗНАЧАЕТ ОТКРОВЕННОСТЬ, БЛАГОРОДСТВО, СОВЕРШЕНСТВО.
  5. СИНИЙ ВЕРНОСТЬ И ЧЕСТНОСТЬ.
  6. КРАСНЫЙ МУЖЕСТВО, ОТВАГУ, ГЕРОИЗМ.
  • Свобода, мир, благородство
  • Постоянство, вера, верность
  • Отвага, мужество, героизм
  • Государственный флаг России
  1. Нашему флагу 300 ЛЕТ, его утвердил царь Пётр I .
  2. В России существует праздник, который торжественно отмечается 22 АВГУСТА –
  3. ДЕНЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФЛАГА
  4. РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
  • ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГИМН
  • Гимнэто главная песня страны.
  • Слово гимн греческое и означает
  • ВОСХВАЛЕНИЕ .
  • Слова гимна написал Сергей Михалков, а слова Александр Александров.
  • Гимн России был принят
  • в 2000 году.

Государственный гимн России

Первые государственные гимны возникли в 18 веке. Слова и музыка гимна на протяжении многих веков изменялась несколько раз. Каждый день наша страна встречает и провожает мелодией гимна, который звучит 1 минуту 19 секунд. Государственный гимн исполняется в особых случаях.

Композитор А. Александров 1938 г. Поэт С. Михалков 2000 г.

5

СИМВОЛЫ РОССИИ

  1. Ассоциация – связь между отдельными представлениями, при которых одно представление вызывает другое.
  2. Символы – знаки или изображения, имеющие для человека очень важное значение.
  3. Герб — в переводе с немецкого «эрбе» —
  4. наследство, фамильное достояние.
  5. Геральдмейстер – человек,составляющий гербы.
  6. Гимн – в переводе с греческого «восхваление», торжественная, хвалебная песня о величии Родины

.

.Подготовила Щигарцова Екатерина Андреевна

Источник: https://kopilkaurokov.ru/klassnomuRukovoditeliu/presentacii/priezientatsiia_dlia_klassnogho_chasa_simvoly_rossii

Государственные символы России — урок. Окружающий мир, 2 класс

Государственными символами любого государства являются флаг, герб и гимн. Они сплачивают всех граждан страны, пробуждают гордость за свою родину.

Государственный флаг России

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Флаг Российской Федерации трёхцветный и состоит из трёх полос: сверху — белая, снизу — красная, а посередине — синяя.

Белый цвет — особый, божественный. Люди верили, что Русская земля находится под защитой самого Господа — Творца мира — и белый цвет отражал это представление.

Синий — это, конечно, цвет неба. Если небо ясное, значит, в природе всё спокойно. Чем больше погожих дней с синим небом, тем лучше для земледельцев. А земледелие было главным занятием наших предков.

Наши далёкие предки очень любили свою землю и ласково называли её «красной» — красивой. Красный в их понимании был цветом красоты, всего прекрасного. Недаром главная площадь в нашей древней столице Москве издавна зовётся Красной.

Уже давно в России белый цвет означает благородство, чистоту, синий — честность, красный — смелость и великодушие.

Государственный герб России

Классный час «Государственный герб России», 2 класс

Герб — эмблема государства. Герб России представляет собой изображение золотого двуглавого орла на красном щите. Орёл — царь птиц, у многих народов он олицетворяет власть, силу, великодушие, благородство. Наша страна — самая большая в мире.

Она занимает одну шестую часть земной суши, её территория превышает (17) миллионов квадратных километров. Ей нет равных по территории. Орёл широко распростёр свои крылья на гербе России. Одна его голова обращена на запад, другая — на восток. Это очень символично.

Ведь Россия расположена сразу в двух частях света: большая часть её площади находится в Азии, меньшая — в Европе.

В самом центре герба, на груди орла, помещён ещё один герб с изображением всадника, который острым копьём поражает чёрного змея. Маленький герб со всадником — герб Москвы, столицы нашего государства.

Государственный гимн России

Гимн — торжественная песня, славящая Родину, Отчизну, Отечество. Когда звучит величественная музыка гимна, все встают, отдавая тем самым дань уважения Отечеству — земле наших отцов, дедов, прадедов.

Авторами Государственного гимна Российской Федерации являются С. В. Михалков (автор текста) и А. В. Александров (автор музыки).

Россия — священная наша держава,Россия — любимая наша страна.Могучая воля, великая слава —

Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного краяРаскинулись наши леса и поля.Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизниГрядущие нам открывают года.Нам силу даёт наша верность Отчизне.

Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,Братских народов союз вековой,Предками данная мудрость народная!

Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Источник: https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/2-klass/rodina-322852/rossiia-nasha-rodina-322853/re-a9956082-8f16-445d-bb62-916acc330679

  • Классный час «Государственный герб России», 2 классЦели и задачи:
  • развитие интереса к истории России;
  • воспитание чувства гордости за свою страну;
  • знакомство учащихся с историй Государственного герба России.
  • Оборудование:
  • Государственный герб России;
  • Государственный герб СССР;
  • Государственные гербы союзных республик;
  • образцы гербов по форме, цвету, изображениям на них.
  • Ход классного часа          

Учитель: Сегодня мы поговорим с вами о гербах, о ге­ральдике, об истории возникновения Российского герба. Что такое герб?

Где помещают изображение герба государства? Существуют ли правила составления гербов?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Слово «герб» в переводе с немецкого языка оз­начает «наследство». В русском языке это слово появилось в ХVI-ХVII веках.

Герб — символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных флагах, на государст­венных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на зданиях правительства и посольств государства, на бумажных и металлических деньгах, на почтовых марках, чтобы пока­зать принадлежность тому или иному государству, городу или области.

Придумать герб непростое дело. Существует целая нау­ка — геральдика, которая знает все правила составления гербов.

  1. Правило первое.
  2. Герб может быть различным по форме:
  3. овальным (варяжский);
  4. треугольным (французский);
  5. квадратным, закругленным внизу (испанский);
  6. четырехугольным, заостренным внизу (французский);
  7. вырезной, причудливой формы (германский).
  8. Учащиеся рассматривают формы гербов.
  9. И Учитель: Правило второе.
  10. Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что- либо обозначал:
  11. красный — страсть;
  12. зелёный — свободу;
  13. голубой — верность и честь;
  14. чёрный — смелость;
  15. пурпурный — храбрость.
  16. Учащиеся рассматривают цветовые гаммы гербов.
  17. В Учитель: Правило третье.

На гербах часто помещались геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (лев, орёл), растения (лилия, роза), элементы неживой природы (солн­це, месяц, звёзды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имел своё значение.

  • Учащиеся рассматривают изображения на гербах.
  • Учитель: Что изображено на современном Государствен­ном гербе России?
  • Попробуйте объяснить значение каждого составляюще­го элемента.
  • Учащиеся вспоминают составные части Государ­ственного герба Российской Федерации и пытают­ся их объяснить.
  • Учитель: А теперь обратимся к его изображению.
  • Учащиеся рассматривают изображения современ­ного Государственного герба России, а учитель про­должает свой рассказ.
  • Учитель: Закон «О Государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее его описание:

«Государственный герб РФ представляет собой четы­рёхугольный, с закругленными нижними углами, заострён­ный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Читайте также:  Конкурсы для мам на день матери в школе, 6 класс

Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава.

На груди орла в красном щите — серебряный всадник в синем плаще на се­ребряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного, опрокинутого навзничь и попранного конём дракона».

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И. Ухналёв.

Напомню, что современный Государственный герб Рос­сийской Федерации был принят в декабре 2000 года.

Что же символизирует каждая составляющая часть Го­сударственного герба Российской Федерации?

Щит Государственного герба России красного цвета. О чём это говорит?

Золотой двуглавый орёл, взмывающий над страной на своих могучих крыльях, — это символ единства народов России, живущих в двух частях света — Европе и Азии.

Три короны (два малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх восточнославянских народов: рус­ских, украинцев и белорусов. Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) — это древнерусские символы го­сударственной власти и его защиты.

На груди орла — красный щит. На щите изображён всадник — Святой Геор­гий Победоносец на белом коне. Своим копьём он поража­ет дракона, что олицетворяет победу добра над злом, го­товность нашего народа защищать свое государство от недругов.

Говорят, что это столица России — Москва по­делилась с Россией своим гербом.

Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас?

Может быть, кто-то видел изображения других россий­ских гербов. Что на них изображено?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Впервые двуглавый орёл появился в России бо­лее 500 лет назад на гербовой печати Ивана III в 1497 году. Он был символом мощи и независимости государства. Крылья орла была опущены вниз, клювы закрыты, на голо­вах зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Мо­сквы на груди орла появился позднее, при царе Иване IV (Грозном) в 1547 году.

С 1613 года страной начинает управлять династия Ро­мановых, которые также внесли немалые изменения в об­лик герба России.

В 1650 году в лапах орла появляются скипетр и держа­ва, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, от­крываются и клювы. Над головами орла сначала появляет­ся одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посередине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии святую Троицу.

В 1722 году Петр I создаёт Герольдмейстерскую конто­ру для создания гербов российских городов, а вместе с тем вносит изменения в цвет орла. В 1726 году он становится не золотым, а чёрным, а поле щита окрашивается в жёлтый цвет. На самом орле появилась цепь ордена Андрея Перво­званного и голубая лента, соединяющая короны.

  1. В XIX веке при царе Александре I вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы-молнии, факел и лавровый венок.
  2. А в 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещают гербы Казанского, Астраханского, Сибирского, Польского, Херсонеса Таврического и Финляндского царств, входивших в состав России.
  3. Четыре с лишним столетия символом царской власти — гербом Российской империи — был двуглавый орёл.
  4. Учитель (по возможности) показывает иллюстра­ции российских гербов различных времён.

Учитель: Но 7 ноября 1917 года было создано государст­во, которое назвали РСФСР, или Российская Социалисти­ческая Федеративная Советская Республика. Ей потребо­вался новый герб взамен старого, царского. Существует много рассказов о том, как появился первый советский герб. Вот как об этом рассказывал В. Бонч-Бруевич.

Учитель читает рассказ «Советский герб».

Учитель: «Все создавалось заново в нашей стране. И госу­дарственный герб тоже нужен был новый, какого еще ни­когда не существовало в истории народов, — герб первого в мире государства рабочих и крестьян.

В начале 1918 года мне принесли рисунок герба, и я тотчас же понёс его Владимиру Ильичу…

Владимир Ильич в это время был у себя в кабинете. Я положил рисунок на стол перед Лениным.

— Что это — герб?.. Интересно посмотреть! — и он, наклоняясь над столом, принялся разглядывать рисунок.

На красном фоне сияли лучи восходящего солнца, об­рамленные снопами пшеницы; внутри перекрещивались серп и молот, а из перевязи снопов вверх, к солнечным лу­чам, был направлен меч.

— Интересно! — сказал Владимир Ильич. — Идея есть, но зачем же меч? Мы бьёмся, мы воюем и будем воевать… пока не выгоним из нашей страны белогвардейцев и интер­вентов… Мы не нападаем, а отбиваемся от врагов, война на­ша оборонительная, и меч — не наша эмблема.

Мы должны крепко держать его в руках, чтобы защищать наше государст­во до тех пор, пока у нас есть враги, пока на нас нападают, пока нам угрожают, но это не значит, что так будет всегда.

Из герба нашего государства мы должны удалить меч, — и Владимир Ильич карандашом перечеркнул меч на рисунке, — а в остальном герб хорош. Давайте утвердим проект.

  • И он поставил на рисунке свою подпись».
  • Этот проект Герба Российской Советской Федеративной Социалистической Республики и был утверждён в 1918 году.
  • Что было изображено на гербе РСФСР?
  • Что означали серп и молот, венок хлебных колосьев, пятиконечная звезда?
  • Заслушиваются ответы детей.
  • Учитель: А вот как описывает советский герб детский пи­сатель Самуил Яковлевич Маршак в своём стихотворении.
  • Учащийся читает наизусть стихотворение «Наш герб».
  • Различным образом державы Свои украсили гербы.
  • Вот леопард, орёл двуглавый
  • И лев, встающий на дыбы.
  • Таков обычай был старинный, Чтоб с государственных гербов Грозил соседям лик звериный Оскалом всех своих зубов.

То хищный зверь, то птица злая. Подобье потеряв своё,

Сжимает в лапах, угрожая, Разящий меч или копьё…

  1. Но не орёл, не лев, не львица Собой украсили наш герб,
  2. А золотой венок пшеницы, Могучий молот, острый серп.
  3. Мы не грозим другим народам, Но бережём просторный дом,
  4. Где место есть под небосводом Всему, живущему трудом.
  5. Не будет недругом расколот Союз народов никогда.
  6. Неразделимы серп и молот, Земля, и колос, и звезда.

Учитель: А немного позднее, в 1922 году, наше государст­во стало могучим Союзом Советских Социалистических Республик. И появился новый герб. Вот как он описан в статье 169 Конституции 1922 года:

«Государственный герб СССР представляет собой изо­бражение серпа и молота на фоне земного шара в лучах восходящего солнца и обрамлении колосьев с надписью на языках союзных республик: «Пролетарии всех стран, соеди­няйтесь!», на верху герба имеется пятиконечная звезда».

Но так как СССР состоял из 15 республик, то Конститу­цией полагалось каждой республике иметь свой Государст­венный герб. Главные символы — серп, молот и пятико­нечная звезда присутствовали в каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то свое. Они все такие оди­наковые, они все такие разные.

Учитель: В гербе Украины — пшеничные колосья, а у Бе­лоруссии — ржаные. Узбекистан и Таджикистан гордятся своим хлопком, а Молдавия — початком кукурузы, но в ней растут виноград и фрукты.

Азербайджан представлен нефтяной вышкой, а Грузия — виноградной лозой, горами и национальным орнаментом вокруг всего герба. Солнце Латвии встает из моря, а в Армении — из-за горы Арарат. Литва славится своими дубовыми рощами, а Эстония — хвойными лесами. В Туркмении ткут замечательные ков­ры.

Куда ни глянь в Казахстане кругом бескрайние пше­ничные просторы, а в Киргизии хлопковые и пшеничные поля защищают горы.

И Государственный герб СССР и гербы союзных рес­публик просуществовали почти до конца столетия. В 1991 году образовались новые независимые государства, вместе с ними появились и новые символы. Наша страна вернула своё старое названия — Россия, а вместе с назва­нием вновь появился на гербе двуглавый орёл.

Надеюсь, что вы не запутались в лабиринтах истории, и точно знаете, что изображено на современном Государст­венном гербе Российской Федерации?

♦ Заслушиваются ответы учащихся.

Учитель: Молодцы! Всё правильно запомнили. А наше путешествие по стране геральдики подошло к концу.

Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Непростая и интересная судьба у рос­сийского герба. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.

Источник: http://sozvezdiye-otlichnikov.ru/index.php/klassnyj-chas/4450-klassnyj-chas-gosudarstvennyj-gerb-rossii

Классный час (2 класс) на тему: Классный час "Герб России" | Социальная сеть работников образования

-Наш  классный час посвящен нашей стране. Сегодня мы будем говорить о  государственных символах нашей страны, задумаемся над тем, как мы сами относимся к своей родине, сможем ли посвятить ей какое-то доброе и достойное дело? В какой стране мы живем? (Ответы детей)

Страна наша огромна. Она протянулась далеко с запада на восток и с севера на юг. Представьте, что мы совершаем путешествие по территории России. Если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов. Пролетев над просторами России 10 тысяч километров

  • (Показать на карте)
  • — Как называется самый главный город России, наша столица?
  • (Ответы детей)

-Москва входит в число крупнейших городов мира. Здесь находится правительство нашей страны.

  1. — Кто   является главой нашего государства? (Ответы детей)
  2. Великую землю,
  3. Любимую землю,
  4. Где мы родились и живем,
  5. Мы родиной светлой,
  6. Мы родиной нашей,
  7. Мы родиной милой зовем.
  8. У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы
  9. -Что такое символы? (Ответы детей)

— Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.

Итак, начнём наш разговор о символах России. Сегодня мы познакомимся с одним из символов. А вот с каким , вы сейчас узнаете сами.

— Это эмблема государства, города, изображаемая на флагах, монетах, печатях. (Ответы детей)

— Слово «герб» в переводе с немецкого языка означает «наследство». В русском языке оно появилось 400-500 лет назад.

— Герб – символ, знак отличия, эмблема государства. Он изображается на государственных печатях, которыми скрепляются указы, договоры и другие официальные документы, на бланках, на здании правительства и посольства государств, на бумажных и  металлических деньгах, на почтовых марках,  чтобы показать принадлежность тому или иному государству, городу, области.

Придумать герб непростое дело. Существует целая наука – геральдика, которая знает все правила составления гербов.

  • Правило 1.
  • Герб может быть различным по форме:
  • -овальным;
  • -треугольным;
  • -квадратным, закругленным книзу;
  • -четырехугольным, заостренным внизу;
  • -вырезной, причудливой формы.
  • Правило 2.
  • Герб мог быть различным по цвету, и каждый цвет что-либо обозначал:
  • — красный –страсть;
  • — зелёный – свободу;
  • —  голубой – верность и честь;
  • — черный – смелость;
  • — пурпурный – храбрость.
  • Правило 3.
Читайте также:  Конкурсы на сайте для воспитателей, учителей

На гербах часто помещались геометрические фигуры (квадраты, треугольники, ромбы), животные (орёл, лев), растения (роза, лилия), элементы неживой природы (солнце, месяц, звёзды), мифические создания (дракон, кентавр, единорог), человек. Каждый из них имел своё значение.

  1. — Что изображено на современном Государственном гербе России?
  2. Попробуйте объяснить значение каждого составляющего элемента.
  3. ( Учащиеся вспоминают составные части Государственного герба Российской Федерации и пытаются их объяснить)
  4. — А теперь обратимся к его изображению
  5. У  России величавой
  6. На гербе орёл двуглавый,
  7. Чтоб на запад и восток
  8. Он смотреть бы сразу мог
  9. Сильный, мудрый он и гордый,
  10. Он – России дух свободный.
  11. Закон  «О Государственном гербе Российской Федерации» даёт следующее  его описание:

«Государственный герб РФ представляет собой четырёхугольный, с закругленными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.

Орёл увенчан двумя малыми коронами и – над ними — одной большой короной, соединённой лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой0держава.

На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного копьём дракона».

Рисунок современного герба выполнил художник Е.И.Ухналёв.

Современный Государственный герб Российской Федерации был принят в декабре 2000г.

Что же символизирует каждая составляющая часть Государственного герба Российской Федерации?

Щит Государственного герба России  красного цвета. О чём это говорит?

Золотой двуглавый орёл, взмывающий над страной на своих могучих крыльях,- это символ единства народов России, живущих в двух частях света – Европе и Азии.

Три короны (две малые и одна большая) над головами орла соединены единой лентой, что говорит о кровном братстве и единой истории трёх восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов.

Скипетр (золотой жезл) и держава (золотой шар) –это древнерусские символы государственной власти и его защиты. На груди орла – красный щит. На щите изображён всадник – святой Георгий Победоносец на белом коне.

Своим копьём он поражает дракона, что олицетворяет победу добра над злом, готовность нашего народа защищать своё государство от недругов. Говорят, что это столица России – Москва поделилась с Россией своим гербом.

Как вы думаете, менялся ли российский герб или всегда был таким, как сейчас?

Может кто-то видел изображения других российских гербов. Что на них изображено?

(Ответы детей)

Впервые двуглавый орёл появился в России более 5оо лет назад на гербовой печати Ивана  III  в 1497 году. Он был символом мощи и независимости государства. Крылья орла были опущены вниз, клювы закрыты, на головах  зубчатые короны. А вот щит с изображением герба Москвы появился позднее, при царе Иване IV (Грозном)

С 1613 года страной начинает управлять династия Романовых, которые тоже внесли немалые изменения в облик герба.

В 1650 году в лапах орла появился скипетр и держава, крылья орла поднимаются вверх и раскрываются, открываются и клювы. Над головами орла начинает появляться одна корона между головами, потом две короны на каждой голове и православный крест посередине. Позднее крест заменяется на третью корону, что символизирует в православии святую Троицу.

В 1722 году Петр I создаёт Герольдмейстерскую контору для создания гербов российских городов, а вместе с тем вносит изменения в цвет орла.

В 1726 году он становится не золотым, а черным. А поле щита окрашивается в жёлтый цвет. На самом орле появилась цепь ордена Андрея Первозванного и голубая лента, соединяющая короны.

  • В XIX  веке при царе Александре вместо скипетра и державы в лапах орла появляются стрелы – молнии, факел и лавровый венок.
  • В 1826 году при государе Николае I на крыльях орла размещаются гербы казанского, Астраханского, Херсонеса Таврического и Финляндского царств, входивших в состав России.
  •  Четыре с лишним столетия символом царской власти – гербом Российской империи – был двуглавый орёл.

Но 7 ноября 1917 года было создано государство, которое назвали РСФСР, или Российская Социалистическая Федеративная Советская Республика. Ей потребовался новый герб взамен старого, царского.

  1. — Как вы думаете, что означали серп и молот, венок хлебных колосьев, пятиконечная звезда?
  2. (Заслушиваются ответы детей)
  3. А вот как описывает советский герб детский писатель Самуил Яковлевич Маршак в своем стихотворении.

Различным образом державыСвои украсили гербы.Вот леопард, орел двуглавыйИ лев, встающий на дыбы.Таков обычай был старинный,Чтоб с государственных гербовГрозил соседям лик звериныйОскалом всех своих зубов

То хищный зверь, то птица злая,Подобье потеряв своё,Сжимают в лапах, угрожая,Разящий меч или копьё….Но не орел, не лев, не львицаСобой украсили наш герб,А золотой венок пшеницы,Могучий молот, острый серп.

Мы не грозим другим народам,Но бережём просторный дом,Где место есть под небосводомВсему, живущему трудом.Не будет недругом расколотСоюз народов никогда.Неразделимы серп и молот,Земля, и колос, и звезда!

А немного позднее, в 1922году, наше государство стало могучим Союзом советских Социалистических Республик. И появился новый герб.

Но так как СССР состоял из 15 республик ,то Конституцией полагалось каждой Республике иметь свой герб. Главные символы –серп, молот и пятиконечная звезда присутствовали на каждом гербе, но в гербе каждой республики было и что-то своё. Они все такие одинаковые , они все такие разные.

В гербе Украины – пшеничные колосья, а у Белоруссии – ржаные. Узбекистан и Таджикистан гордятся своим хлопком, а Молдавия – початком кукурузы, но в ней растут виноград и фрукты. Азербайджан представлен нефтяной вышкой, Грузия – виноградной лозой, горами и национальным орнаментом вокруг герба.

Солнце Латвии встаёт из-за моря, а в Армении – из-за горы Арарат. Литва славится своими дубовыми рощами, а Эстония — хвойными лесами. В Туркмении ткут замечательные ковры. Куда ни глянь  в Казахстане кругом бескрайние пшеничные просторы, а в Киргизии — хлопковые  и пшеничные поля защищают горы.

И Государственный герб СССР, и гербы союзных республик просуществовали  почти до  конца столетия.

В 1991 году образовались новые независимые государства, вместе с ними появились и новые символы. Наша страна вернула своё старое название-Россия, а вместе с названием вновь появился на гербе двуглавый орёл.

Надеюсь, что вы не запутались в лабиринте истории, и точно знаете, что изображено на современном Государственном гербе Российской Федерации?

(Заслушиваются ответы детей)

-Молодцы, всё правильно запомнили. А наше путешествие по стране гиральдики подошло к концу.

Менялось государство в ходе истории, а вместе с ним менялся и его символ. Непростая и интересная судьба у российского герба. Но независимо от времени россияне всегда бережно и уважительно относились к Государственному гербу, признаваясь тем самым в любви к своей Отчизне.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2014/12/01/klassnyy-chas-gerb-rossii-0

Классный час «Символика Российской Федерации»

  • Классный час
  • «Символика Российской Федерации»
  • О, Россия , с нелегкой судьбою страна ,
  • У меня ты , Россия , как сердце одна ,
  • И я другу скажу , я скажу и врагу-
  • Без тебя , как без сердца , я прожить не могу.
  • Ю.Друнина
  • Цели: расширить знания учащихся о истории России и государственной символике; способствовать восприятию подростками нравственных ценностей ( любви к Родине, патриотизма, гражданственности ); воспитывать у детей уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа.
  • Оборудование: государственные символы РФ ( герб, флаг, текст гимна); свитки с текстами из « Федерального конституционного закона» (№5021 « О Государственном флаге РФ» , №5022 « О Государственном гимне РФ» ); магнитофон и аудио запись гимна РФ.
  • Ход мероприятия
  • I.Вступительная беседа
  • На доске написаны слова: Россия, родина, чувство долга, патриотизм, гражданственность.
  • — Ребята, что значат для вас эти слова?
  • — Где и когда мы встречаем проявление гражданственности и патриотизма?
  • — Можно ли быть гражданином и при этом не быть патриотом?

— Большинство людей, живущих в разных государствах мира, считают себя патриотами. В таких странах как Великобритания, США слово «патриотизм» звучит повсеместно. В чем, по вашему мнению, может выражаться патриотизм?

II. Слово учителя

Мы с вами, изучая историю России, ее символику и традиции, учимся понимать и определять собственную силу и значимость каждого из нас в великой истории нашей Родины.

И патриотизм русского человека выражается прежде всего в интересе к национальным традициям, в уважении к национальной символики, в способности воспринимать исторические события как близкие и дорогие, чувствовать свою сопричастность к делам предков.

Сегодня мы с вами поговорим о государственной символике нашей страны как олицетворении патриотизма, мужество русского народа на протяжении многих веков, ведь как писал М.Монтень: «Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту создателя и достоинство своих граждан».

Все современные государства имеют свои главные отличительные знаки-символы их суверенитета. В каждой стране существует триединство символов: герб, флаг и гимн.

Они нужны как воплощение ее истории и отражение настоящего, как выражение патриотизма ее граждан и обозначение на международной арене, как ее зрительный и музыкальный образ.

Вот почему отношение к гербу, флагу и гимну- это и отношение к самому государству.

Важно не только знать, как выглядят герб, флаг, гимн родной страны, но и понимать их символику. А для этого нужно иметь представление об их истории, о том, как возникли эти государственные символы и какой путь прошли сквозь века.

Это триединство начинает складываться в XIX веке. Тогда же символы государственного суверенитета постепенно закрепляются законодательно. Однако это совсем не означает, что гербы и флаги государств не существовали ранее. В Российской империи каждый из трех символов появился в определенный исторический период, хронологически далеко отстоящий друг от друга.

III. Выступление учащихся

Государственный герб России

Государственный герб РФ является официальным символом РФ. Государственный герб является официальной эмблемой государства. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами и заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья

Герб имеет давнюю историю и означает в переводе с немецкого «наследство».

Читайте также:  Цветы из бумаги своими руками. хризантемы

Со времен Московского княжества гербом русской земли считалась икона-эмблема Воина Небесного, св. Георгия Победоносца, карающего копьем змия.

Затем Иван III женился на Византийской царевне Софье Палеолог и воспринимает родовой герб Византийских императоров – двуглавый орел как символ единства Римско- Византийской империи. Но Московский орел из византийского черного силуэта превращается в живой организм , его грудь украшает Георгий Победоносец. Так, с 1472 г. Русский орел понес на своих крыльях 445-летнюю судьбу России.

На протяжении последующих 200 лет русский орел постоянно преображался. При Елены Глинской и власти чванливых бояр он имеет вид разжиревшей , короткохвостой птицы с опущенными крыльями. При Иване IV получает в свои лапы грозный меч и распускает крылья . В смутное время, период самозванцев и лжеправителей , имеет вид двуглавой взъерошенной курицы.

Орлы первых Романовых незначительно отличались от русского орла времен ИванаIII. Лишь в 1653 г., после присоединения Украины, на торжествах по этому случаю в Москве появляется трехглавый орел . Три главы нового орла должны были знаменовать новый титул русского царя: Всея Великия и Малыя и Белыя Руси царь, государь и самодержец.

Но после смерти Алексея Михайловича вновь возвращается старый орел. Серьезные изменения рисунок русского орла претерпел после победы России в Северной войне и провозглашения России империей. Орлиное тело покрывается цепью Андрея Первозванного как символом абсолютной и неразрывной связанности России с ее династией.

Лишь мелкие детали и штрихи пополняют петровского орла на протяжении XVIII и XIX столетий.

В 1892 г. В Своде законов Российской империи в I томе впервые встречается описание Государственного герба , который с этого времени становится незыблемым. В таком виде он просуществовал до 1917г.

После февральской революции рисунок орла упрощается , его изображение встречается лишь на денежных банкнотах царского правительства.

С 1928 г. Гербом Советской России становится серп и молот в лучах восходящего солнца на фоне земного шара. После образования СССР (1922) на алых лентах , обвивающих колосья , на языках народов 15 республик написано: « Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» . Герб венчает пятиконечная красная звезда.

30 ноября 1993 г. Указом президента России был утвержден новый государственный герб – двуглавый орел , рисунок которого выполнен по мотивам малого герба Российской империи .

Существующий ныне герб РФ не отражает каких-либо идеологических, классовых, религиозных устремлений. Он строго соответствует исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет России.

Вопросы учащимся

1.Что же представляет собой государственный герб в настоящее время и какой смысл несет его изображение?

2. Что символизируют собой цвета, использующиеся в изображении герба РФ? ( Красный-энергия, сила, кровь пролитая за отечество; красный -торжественный , золотой- символ вечности и постоянства.)

3.Каким смыслом наполнено изображение двуглавого орла?

( мудрость, власть, сила единения народов, живущих в европейской и азиатской частях РФ.)

4.Как можно истолковать изображение трех корон?

( Три ветви власти: исполнительная, законодательная и судебная.)

5.Что несет в себе изображения скипетра и державы?

( скипетр-защита государства, а держава-единство государства.)

6.Как можно истолковать изображение всадника на гербе?

  1. (Символ борьбы добра со злом, света и тьмы.)
  2. Государственный флаг России
  3. Государственный флаг РФ является официальным государственным символом России, отличительным знаком государства, описание которого устанавливается законом.

Государственный флаг, как и герб, является символом достоинства нации. При торжественном подъеме или выносе флага ему отдаются воинские почести.

В IX в. С образованием славянских княжеств с центрами в Пскове, Смоленске, Чернигове стали возникать и первые предшественники флага- стяги, символы княжеской власти.

Стяги представляли собой длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты. Затем для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета.

Во времена сражения стяги находились на самом видном месте, чтобы их мог видеть каждый ратник. Сражающая сторона стремилась в первую очередь сбить стяг противника.

После введения христианства на Руси стали изображать на стягах крест Господень и они приобрели значение святыни: под ними стали проводить церковные службы, приносить присягу. В конце XIV в. На русских стягах появляется лик Спасителя.

Так, в 1380 г. На Куликовом поле на великокняжеском стяге красного цвета был изображен именно Иисус Христос. В древнейшем документе «Поведение и сказание о побоище великого князя Дмитрия Донского» стяг впервые называется «знаменем».

Усиление государственной власти приводит к изображению герба на знаменах.

В 1472 г. при Иване III золотое полотнище с черным орлом, венчанным двумя коронами, становится государственной хоругвью России.

1 января 1856 г. выходит указ АлександраII, в котором черный, золотой(оранжевый) и белый цвета названы «государственными цветами России».

При царствование ПетраI существует одновременно сразу 3 флага: белый с синим поперечным крестом- для военного флота(Андреевский);бело-сине-красный- для торгового флота ;черно-желто-белый-государственный флаг Российской империи.

Черный, желтый и белый цвета более 400 лет являлись русскими гербовыми цветами.

Обратимся к символике цвета. Черный, цвет российского двуглавого орла,- символ великой державы, государственной стабильности, крепости. Золотой(желтый), цвет знамени православной Византии,- символ духовности, твердости духа, для русских- сохранение православной веры. Белый- цвет вечности, чистоты, для русских- это цвет Георгия Победоносца.

8 апреля 1918г. ВЦИК утвердил декрет, который гласил: «Флагом Российской республики» установить красное знамя с надписью «Российская Социалистическая Федеративная Республика». Принятая 10 июля 1918г. Конституция РСФСР определила, что торговый, морской и военный флаг состоит из полотнища алого цвета, в левом углу которого помещены золотые буквы РСФСР.

Вопросы учащимся:

1.Что представляет собой флаг РФ?

(Прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхний- белого цвета, средней- синего цвета и нижней- красного цвета.)

2.Что такое стяги и в каком веке они появляются?

(Стяги – длинные шесты, на которых укреплялись древесные ветви, пучки трав, конские хвосты, позже для стягов стали использовать большие куски тканей яркого цвета. Стяги появились в IX в.)

3. Каково возникновение слова «знамя», от какого слова оно образовалось? ( знамение).

4. Сколько флагов было в период царствования Петра I ? Какими они были?

(Три: белый с синим поперечным крестом – для военного флота; бело-сине-красный- для торгового флота; черно-желто-белый- государственный флаг Российской империи.)

5. Какие цвета уже более 400 лет являются русскими гербовыми цветами ? Что они символизируют ? (Черный, желтый и белый. Черный- символ великой державы, государственной стабильности и крепости ; золотой ( желтый) –символ духовности , твердости духа ; белый- символ вечности , чистоты.)

Государственный гимн России

Государственный гимн РФ является официальным государственным символом РФ. Государственный гимн – это торжественное музыкально-поэтическое произведение, принятое как символ государственного единства.

Текст гимна отражает чувства патриотизма, уважения к истории страны, ее государственному строю.

Государственный гимн РФ может исполняться в оркестровом , хоровом , оркестрово- хоровом, либо ином вокальном и инструментальном варианте . при этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции .

  • Государственный гимн РФ должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией и текстом .
  • При официальном исполнении Государственного гимна РФ присутствующие выслушивают его стоя , мужчины – без головных уборов .
  • В том случае, если исполнение Государственного гимна России сопровождает поднятием Государственного Флага России, присутствующие поворачиваются к нему лицом.

Гимн — один из наиболее старейших видов вокального жанра. Известны гимны революционные, патриотические, духовные, государственные. Гимн – и это хоровая песнь торжественного характера. Недаром в переводе с греческого гимн – «торжественная песнь».

В России существовало одновременно несколько духовных, общенациональных и патриотических гимнов. Первым неофициальным гимном Российской империи с 1791 г. стал написанный О.А.Козловским марш-полонез «Гром победы, раздавайся!» на слова Г.Р. Державина, созданный в честь взятия русскими войсками крепости Измаил.

Первым официальным государственным гимном Российской империи с 1816 г. стали стихи В.А. Жуковского ,положенные на мелодию английского государственного гимна «Боже, храни короля».

Второй официальный гимн «Боже, царя храни», созданный по инициативе императора Николая I композитором А.Ф. Львовым на текст русской молитвы, впервые был исполнен в Москве 11 декабря 1833 г.

в Большом театре и 25 декабря в Петербурге в Зимнем дворце на праздновании 21 годовщины освобождения России от Наполеоновского нашествия.

Государственный гимн подлежал обязательному исполнению на парадах, разводах, на утренних и вечерних молитвах в русской армии.

В 1836 г. после постановки оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя» в качестве национально-патриотического гимна стал звучать хор «Славься». Этот гимн был упразднен Февральской революцией.

После победы Великой Октябрьской революции новым государственным гимном молодой Советской республики становится «Интернационал» слова Э. Потье, музыка П. Дегейтера. С 1944 г. с утверждением нового Государственного гимна СССР «Интернационал» остается гимном Коммунистической партии. Все торжественные собрания, конференции, съезды КПСС начинаются и заканчиваются этим гимном.

Новый государственный гимн СССР утвержден в декабре 1943 г. Впервые исполнен 1 января 1948 г. Повсеместное исполнение с 15 марта 1944 г.

Новая редакция музыки и текста гимна была утверждена 27 мая 1977 г., исполнение введено с 1 сентября 1977 г.

Современный гимн России впервые был исполнен в 2001 г.

Вопросы учащимся:

  1. Что такое гимн и каков точный перевод этого слова?

  2. Как называется первый неофициальный гимн?

  3. По инициативе какого императора был создан гимн «Боже, царя храни»?

IV. Подведение итогов

После сообщений учащихся звучит гимн РФ.

— Каждый уважающий себя гражданин любой страны считает своим долгом во время звучания национального гимна подпевать стоя.

И когда огромная масса людей в спортивном комплексе или на школьной площадке в один голос произносит слова гимна, происходит единение всех людей, чувство восторга за принадлежностью своей стране ,своему народу. Вам когда- нибудь доводилось слышать гимн в честь вашей победы?

— Какие чувства вы испытали, когда звучал гимн и поднимали флаг нашей страны?

— При звуках гимна начинает взволнованно биться сердце. У победителей соревнований часто наворачиваются слезы на глазах, когда вверх взмывает флаг их родной страны. Все эти проявления гордости и любви к своей Родине выражены через уважение к ее символам.

Без их почитания, без понимания заложенного в них смысла невозможно социальное и личностное становление юного гражданина России. И в заключение хочется сказать, что наши государственные символы- это прежде всего знаки русской истории, а историю своей страны надо любить так, как любил ее А.С.

Пушкин, который писал: «… Клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/klassnyy-chas-simvolika-rossiyskoy-federatsii.html

Ссылка на основную публикацию