Классный час «что такое этикет», 9 класс

Всем знакомо слово «этикет» и его значение. Все мы стремимся произвести впечатление на людей своими манерами, умением вести беседу, образом жизни. Но как часто мы забываем о том, что наша семья – это маленькое общество, в котором тоже нужно вести себя по правилам.

Семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды. Нас формирует не общество, а домашняя среда. Дети – это уменьшенная копия родителей, они копируют всё – манеры, речь, жесты. Глядя на то, как ребёнок ведёт себя в детском саду или в школе, можно понять, какая атмосфера царит в семье ребёнка.

Поэтому и существуют правила семейного этикета, которыми не следует пренебрегать.

  • Мелина Светлана Ивановна
  • Рекомендации по работе с материалами тематического занятия (классного часа) «Что такое семейный этикет?»для обучающихся 3–4-х классов
  • Вариант проведения занятия [PDF] [DOCX]Презентация [PDF] [PРTX]Задания для обучающихся (рабочий лист) [PDF] [DOCX]
  • Цель: формирование элементарных представлений об этике и психологии семейных отношений, основанных на традиционных семейных ценностях народов России.
  • Задачи:
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей в соответствии с основами нравственно-правовых норм семейных отношений;
  • формирование понятий «этикет» и «вежливость»;
  • воспитание заботливого отношения к младшим и старшим родственникам.

Методический материал носит рекомендательный характер; учитель, принимая во внимание особенности каждого класса, может варьировать вопросы, их количество, менять этапы занятия.

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 1. Рассмотрите изображения на слайде. Что у них общего? Выскажите предположение, о чём будет наш классный час.

Прочитайте текст, выберите правильный ответ.

На одном из торжественных приемов короля Франции Людовика XIV гостям вручили карточки с перечисленными правилами поведения. От этих французских карточек произошло название … . Выберите правильный ответ:

— «правила хорошего тона»;- «карты»;- «воспитанность»;

— «этикет».

Посмотрите видеофрагмент.

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 2. Рассмотрите изображения на слайде. Представьте, какие вежливые слова говорят друг другу люди, изображенные на иллюстрациях. Объясните, что значит семейный этикет. Обязательно ли дома соблюдать правила этикета? 

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 3. Рабочий лист. Составьте этикетку № 1 в виде поезда, в которой будут перечислены вежливые слова, которые употребляются в семье в течение дня, начиная с «доброго утра» и заканчивая «добрым вечером». Раскрасьте паровозик, дорисуйте недостающие вагоны.

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 4. Рабочий лист. Работа в группах.

Прочитайте фрагмент книги «Юности честное зерцало» и станьте «переводчиком» правил на современный язык, составьте этикетку № 2. Как вы назовёте эти правила? Выскажите свое мнение. Аргументируйте ответ.

Классный час «Что такое этикет», 9 класс

Задание № 5. Рабочий лист. Групповая работа.

Прочитайте стихотворения, придумайте название и правила этикетки № 3:

— если вас пригласили в гости;- если вы приглашаете гостей.

Вспомните, с какими проблемами столкнулись герои стихотворений. Выскажите свое мнение, почему так произошло. Раскрасьте картинку. Сделайте выводы.

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 6. Рассмотрите изображения на слайде. Оцените поведение детей за столом. Используя плакат слева, сочините правила поведения за столом (этикетка № 4).

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 7. Прочитайте на слайде стихотворения Григория Остера «Вредные советы». Как правильно вести себя в описанных поэтом ситуациях?

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 8. Рассмотрите изображения на слайде. Опишите их. Придумайте стихотворения в манере написания стихотворений Григория Остера, начиная с фразы «Если вдруг вам захотелось…». Как правильно вести себя в ситуациях, изображенных на слайде?

Классный час «Что такое этикет», 9 класс

Задание № 9. Рабочий лист. Посмотрите значение некоторых слов в толковом словаре Ожегова и составьте 2–3 предложения, выражая благодарности, поздравления, просьбы, извинения. 

Классный час «Что такое этикет», 9 классЗадание № 10. Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: «Чем красивые дела отличаются от красивых слов?»

Посмотрите видеофрагмент. Продолжите фразу «Что такое этикет…». Сочините продолжение этого мультфильма. Для чего необходим семейный этикет? Что будет, если в вашей семье его не станут соблюдать?

Задание № 11. Вырежьте из рабочего листа все этикетки, скрепите их, придумайте название для своего блокнота.

Источник: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/klassnyj-chas/chto-takoe-semejnyj-etiket.html

Классный час на тему: Вежливость и этикет

«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

Дж. Свифт.

  • Вступительная часть: Выступление учащихся.
  • Агния Барто
  • Чтение стихотворения.
  • 1 ученик. Друзья, вот вам на всякий случай
  • Стихи о школьнике одном.
  • Его зовут … а впрочем, лучше
  • Мы здесь его не назовем.
  • 2 ученик. «Спасибо», «здравствуйте»,
  • «простите» —
  • Произносить он не привык.
  • Простого слова «извините»
  • Не одолел его язык
  • 3 ученик. Ему бывает часто лень
  • Сказать при встрече: «Добрый день».
  • Казалось бы, простое слово,
  • А он стесняется, молчит
  • И в лучшем случае «здорово»
  • Он вместо «здравствуй» говорит.
  • 4 ученик. А вместо слова «до свиданья»
  • Не говорит он ничего.
  • Или заявит на прощанье:
  • «Ну, я пошел, пока, всего».
  • 5 ученик. Не скажет он друзьям по школе
  • «Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».
  • Своих друзей зовет он только
  • «Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

1 ведущий. А ведь нам, ребята, по словам писателя И. С. Тургенева, «дан во владение великий и могучий русский язык», язык Пушкина, Лермонтова и Толстого. Так стоит ли заменять его каким-то суррогатом? Не лучше ли образцом нашей речи сделать язык великой русской литературы?

Какая тема сегодняшнего нашего мероприятия? Для чего оно нам нужно? Какие цели нашего мероприятия?

Цели: 1. Познакомить детей с сущностью и видами этикета. 2. Развивать этические навыки, формировать полезные привычки.

3. Воспитание умений работать в малой группе и коллективе.

Представление каждой команды : Название, Девиз, командир.

Что такое этикет? История возникновения в Средневековье и в России.

Слово «этикет» появилось при короле Людвике ХIV во Франции. На одном из пышных приемов короля всем приглашенным были вручены карточки с правилами поведения, которые должны соблюдать гости. Эти карточки называли «этикетками». Отсюда и произошло понятие «этикет» — воспитанность, хорошие манеры, умение вести себя в обществе.

Этикет в средневековья.

Классный час «Что такое этикет», 9 класс

Многие правила сохранились в средневековья. Снимать шляпу или перчатку при приветствии. Средневековый рыцарь, желая показать, что он находится в кругу друзей (если ему нечего опасаться) снимал шлем или поднимал забрало.

Впоследствии, дворянин снимал или приподнимал шляпу при приветствии. Позже шляпу стали снимать перед вышестоящим лицом, а приветствуя равного себе, к ней лишь притрагивались. Женщин приветствовали всегда, снимая головной убор.

Этот ретуал сохранился и в ХIX веке, не меняясь на протяжении столетий.

Классный час «Что такое этикет», 9 класс

В России слово «этикет» вошло в начале XVII века. Сначала этикет использовался, как придворный церемониал. При появлении книгопечатания, стали появляться первые пособия по этикету.

Первая книга по этикету называлась «Домострой». В ней были изложены правила поведения человека в повседневной жизни. Петр I, который много путешествовал по Европе, очень хотел, чтобы его подданные были похожи на европейцев.

Он хотел перенять их обычаи, нравы. При Петре I

В 1717 году вышла в свет книга о хороших манерах под названием «Юности честное зерцало». Эта книга была адресована молодежи и рассказывала о правилах поведения в обществе.

Воспитанному дворянину полагалось, быть вежливым и учтивым, знать иностранные языки, уметь красноречиво говорить, с почтением относиться к старшим.

(Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать как себя вести, и с уважением относится окружающим)

  1. Что принято считать хорошими манерами?

(Считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми.)

Разминка вежливости. Закончите фразу, которую я буду читать.

  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит …(добрый день).

  2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы …(спасибо).

  3. Мальчик, вежливый и развитый. Говорит, встречаясь…(Здравствуйте).

  4. Когда нас бранят за шалости, говорим … (простите нас пожалуйста).

  5. И во Франции и в Дании на прощанье говорят всем…(до свидание).

    Первый тур «Вежливая команда ». За каждый верный ответ 1 балл.

    Задания на листочках. Задание нужно выполнить в течении 5 минут. Выделите правильный ответ.

    I команда. Название __________________________________

    1. Вашему вниманию предлагаются слова вежливости , которые произносят, чтобы подчеркнуть свое расположение к собеседнику. Они часто звучат в начале разговора. Какие слова, по-вашему, наиболее употребляемые?

    • А) доброе утро;
    • Б) здорово;
    • В) привет;
    • Г) здравствуйте;
    • Д) Хелло.
    1. Вы едите в автобусе и хотите пробраться к выходу. Какие слова правильно произнесли при этом?

    1. А) простите меня, я выхожу!
    2. Б) разрешите пройти.
    3. В) извините, можно пройти?
    4. Г) расступись, я иду.
    1. Твой друг на твоих глазах совершил дурной поступок. Каким образом поведешь себя ты?

    • А) заявлю, что больше мы не друзья.
    • Б) выскажу свое отношение к его поступку и пообещаю прервать дружбу, если такое повторится.
    • В) скажу, что не заметил.
    • Г) промолчу.
    1. Вы звоните по телефону и собираетесь позвать друга или подругу. Выберите наиболее вежливую форму выражения своей просьбы?

    1. А) Позовите Катю.
    2. Б) Здравствуйте, позовите, пожалуйста, Катю.
    3. В) Здравствуйте, позовите Катю.

    Г) здравствуйте, извините, Катя дома? Можно позвать ее к телефону?

    1. Вы опаздываете. У вас нет часов. Как вы спросите время у прохожего?

    • А) Скажите, сколько сейчас часов?
    • Б) Вы не подскажите, который час?
    • В) Скажите, пожалуйста, который час?

    Г) Эй! Сколько времени?

    1. Поздоровавшись с учителем один раз, стоит ли здороваться еще раз при встрече?

    1. А) да.
    2. Б) нет.
    3. В) можно, но не обязательно.
    4. Г) можно, заменить слова улыбкой.

    Второй тур. «Культура поведения в общественный местах». Домашнее задание.

    Каждая команда выступает с трехминутной сценкой в разных местах, ситуациях. И каждый герой введет себя, не соблюдая правила этикета. Те команды, которые обратят внимание на не вежливое поведение, за разговор речи участников, которые показывают сценки, выдается 1 балл.

    Команда 1. Сценка «Разговор по телефону».

    Команда 2. Сценка «В театре».

    Команда 3. Сценка «В автобусе».

    Команда 4. Сценка «Общение с учителем».

    Команда 5. Сценка «В музее».

    Третий тур «Да- нет»

    Командам по очереди задает учитель вопросы, на которые требуется положительный или отрицательный ответ. За каждый правильный ответ — 1балл.

    1. За столом ведут громкие разговоры? (нет)

    2. Хлеб со стола берут вилкой? (нет)

    3. Мальчик первым входит в темную комнату? (да)

    4. На день рождения дарят четное количество цветов? (нет)

    5. Уместно ли детям посылать комплименты очень пожилым людям? (нет)

    Читайте также:  Народная игра как средство обучения и воспитания дошкольников

    Четвертый тур «Викторина вежливости». «Задание для командиров»

    Из каждой команды выходят командиры и для них приготовлены вопросы на листочках они выбирают и советуются с командой. Повторяется вопрос, на который нужно ответить правильно. Каждой команде по 3 вопроса. За правильный ответ -1балл.

    1. Кто должен здороваться первым: стоящий или проходящий? (Первым здоровается проходящий).

    2. Кто первым здоровается при входе в помещение? (Первым здоровается всегда входящий, независимо от пола и возраста).

    3. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто должен войти первым? (Первой входит всегда дама).

    4. При разговоре по телефону кто здоровается первым? (Позвонивший, представившись).

    5. Если при разговоре по телефону прервалась связь, кто должен перезвонить? (Позвонивший).

    6. Вы получили в подарок коробку конфет, что вы с ней будете делать? (Полученные в подарок фрукты, шоколад, конфеты, торт предлагаются всем).

    7. Вы пришли в кино и пробираетесь на своё место в ряду, заполненном сидящими людьми. Как нужно проходить — лицом или спиной к сидящим? (Лицом).

    8. Вы кого-то нечаянно толкнули. Как правильно сказать: «Извините» или «Извиняюсь»? (Извините).

    9. Кто первым кладёт телефонную трубку — мужчина или женщина? (Женщина).

    10. Можно ли входить в магазин с собакой? (Нет, даже если она маленькая).

    11. Как поступить, если рядом с вами в транспорте стоит человек старше вас? (Уступить место).

    12. Можно ли вести беседу двоим, если с ними находится ещё один человек? (Вести разговор, в котором не принимают участие все присутствующие -нельзя: третий может подумать, что речь идёт о нём или что ему не доверяют).

    13. Вы пришли в гости с подарками и цветами. Как их нужно преподнести? Как должен поступить с подарком именинник /хозяин/? (Цветы держат в левой руке, подарок вручают в развёрнутом виде или в красивой упаковке. Именинник /хозяин/ должен раскрыть подарок и посмотреть, что в нём).

    14. Ты пришёл по приглашению, но в доме уже много гостей. Твои действия? (Подать руку хозяйке и хозяину, а остальным, слегка поклоняясь, сказать: «Здравствуйте»).

    15. Что принято считать хорошими манерами? (В обществе хорошими манерами считают скромность, сдержанность, деликатность, умение контролировать свои поступки, внимательно и тактично общаться с людьми).

      • Пятый тур «Найди отличия вежливости».
      • На слайдах показаны картинки и нужно сказать, где герои ведут себя правильно, а где нет. На верный ответ- 1балл
      • За столом.
      • Классный час «Что такое этикет», 9 классКлассный час «Что такое этикет», 9 класс
      • Классный час «Что такое этикет», 9 классКлассный час «Что такое этикет», 9 классКлассный час «Что такое этикет», 9 класс

      Источник: https://botana.biz/prepod/klassnomu_rukovoditelyu/oibqzbas.html

      Классный час "этикет и мы". Зарисовка четвёртая

      «Что такое этикет» — Умей всегда порадовать своих близких и родных. Стародавние времена. Нужно быть опрятным. Слово «этикет». Что такое этикет. Говорить слишком громко. Умение вести себя. Необходимо переводить телефон в беззвучный режим. Верные и надёжные друзья. Всегда здоровайся при встрече. Важные правила этикета.

      «Воспитанный человек» — Результаты опроса. Отличающийся хорошим воспитанием. Что значит быть воспитанным. Вежливость. Воспитанный человек. Воспитанные учащиеся. Пунктуальность. Главное качество. Цитаты о воспитанности. Правила вежливости. План характеристики.

      «Игры по этикету» — А есть для всех игр общие правила. Ты, наверное, любишь играть… А умеешь ли ты играть? У каждой игры есть свои правила: у пряток — свои, у казаков-разбойников – свои. Не радуйся, когда другие проигрывают, ведь в следующий раз можешь проиграть ты. Уроки вежливости и этикет.

      «Леди и джентльмен» — Закреплять коммуникативные навыки. Мальчики) Подбор слов –ассоциаций к новым понятиям. Тема: «Леди и джентльмены». Задачи: Формирование нравственной позиции учащихся. Оборудование:листы бумаги, фломастеры, компьютер, иллюстрации, энциклопедии. Леди. План занятий. Помни: от любви и доброты все расцветает!

      «Этикет поведения за столом» — История ежей. Блюдо. Пригласительный этикет. Бананы. Этикет. Этикет за столом. Подарочный этикет. Модный этикет. Для чего к рыбе подается нож. Праздничный стол. Роскошь. Куски из общих блюд. Соблюдение правил хорошего тона. Вежливость. Визитный этикет. В гостях у этикета. Как правильно есть котлету.

      «Этикет для детей» — Сюжетно-ролевые игры дают детям возможность практически применить поведенческие правила. Подвиды этикета определяются характером ситуации, в которой находится человек. Пример для подражания, поощрение и наказание, приучение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций. Для закрепления правила можно использовать простейшие домашние задания:

      Всего в теме 23 презентации

      Телефонный этикет.

      В наше время без телефона обойтись просто невозможно. Мы все привыкли к этому распространённому средству общения как к чему-то обыденному. У многих школьников теперь есть личный мобильный телефон.

      Но вот каждый ли школьник знает о том, что существует телефонный этикет?

      Запомни основные правила общения по телефону:

      Нельзя звонить по телефону и говорить тому, кто снял трубку тоном приказа: «Мишу!» Во-первых, сначала нужно поздороваться и представиться. Во-вторых, не забудь: ты рассчитываешь, что тебе окажут услугу — позовут к телефону твоего друга. Значит, об этом нужно вежливо попросить. И обязательно поблагодарить за ответ, даже если твоего друга не оказалось дома, и попрощаться.

      Нельзя начинать телефонный разговор с вопроса: «А кто это?» Никто не обязан тебе представляться — это ты звонишь и беспокоишь людей.

      «Алло» — специальное телефонное слово. Вместо него можно также использовать короткое «да» или «слушаю». Манера разговора по телефону всегда несёт важную информацию о человеке и является частью его имиджа.

      Не следует звонить по телефону часто и в позднее время, даже если ты будешь тревожить очень близкого тебе человека.

      Никогда не обращайся по телефону к незнакомому человеку на «ты», даже если тебе показалось, что ответил ребёнок, — твоё впечатление может быть ошибочным.

      Не бойся телефонного автоответчика — формулируй своё сообщение чётко и кратко. Назови своё имя и номер телефона, по которому тебе можно перезвонить.

      Не стоит оставлять приглашение на автоответчике — такое приглашение считается невежливым. Обязательно дозвонись до своего друга и пригласи его лично.

      Не следует по телефону благодарить за подарок или важную услугу. Это нужно сделать при личной встрече. Не рекомендуется также выражать по телефону соболезнование.

      Излишняя вежливость неуместна при обращении к опе­ратору справочной службы — здесь нужна чёткая информация с той и с другой стороны. Но и в этом случае нельзя обойтись без слов спасибо и пожалуйста.

      Недопустимо телефонное хулиганство. За ложные вызовы и телефонное хулиганство нарушителей ждут большие штрафы.

      • Чтобы обсудить какое-то важное дело, которое потребует немало времени, договорись с товарищем о своём звонке заранее.
      • Нельзя долго и громко разговаривать по мобильному телефону в общественных местах.
      • В театре, в библиотеке, в музее, на экскурсии, на концерте мобильные телефоны необходимо отключать.

      Правила поведения в обществе для младших школьников

      Кого подводят дурные манеры и зачем нужно знать и выполнять общепринятые правила поведения

      Дети дошкольного возраста не всегда соблюдают общепринятые правила поведения, и им это снисходительно прощают. Потому что всем давно известно: если родители ребёнка — хорошо воспитанные люди, то и за малыша можно не беспокоиться, так как со временем он усвоит правила поведения в обществе и не будет огорчать взрослых.

      Но когда не с лучшей стороны показывают себя школьники, то окружающие бывают справедливо возмущены. На самом деле, очень неприятно смотреть на кричащих и толкающихся в транспорте детей, на неопрятно одетых мальчишек и девчонок, не умеющих пользоваться столовыми приборами, на школьников, непочтительно относящихся к пожилым людям.

      А разве так уж трудно усвоить основные правила поведения в обществе: уважительно относиться друг к другу, научиться говорить вежливые слова, не кричать и не толкаться в транспорте, аккуратно есть за столом и опрятно одеваться?!

      Родители всегда требуют от своих детей соблюдения правил приличного поведения.

      Но особенно важным это становится, когда к вам приходят гости или когда ты находишься в общественных местах один, без взрослых.

      Некому подсказать тебе, как правильно поступить в том или ином случае, некому одёрнуть тебя, если ты ведёшь себя некра­сиво. В таких вот ситуациях и проявляется твоя взрослость и самостоятельность.

      Но есть и ещё одно важное обстоятельство: ты представляешь свою семью.

      Разве ты хочешь, чтобы о твоей семье, о твоих родителях думали плохо? Но обычно ведь всегда случается так, что когда мы встречаем грубого, невоспитанного человека, то обязательно думаем или произносим вслух примерно следующее: «Что за родители у это­го ребёнка? Неужели они не могли научить его прилично вести себя в обществе?» А ещё чаще люди возмущаются вслух: «И чему вас только в школе учат?»

      Чтобы не подводить своих родителей и учителей, которые учат тебя хорошим манерам, постарайся быть воспитанным и вежливым человеком.

      ➤ Никогда не позорь тех, кто тебя воспитывает, на ком лежит ответственность за твоё воспитание: свою семью и школу!

      Если ты находишься на улице или в общественном транспорте

      Каждый день мы выходим из дома на улицу и пользуемся услугами общественного транспорта. Безусловно, очень важно соблюдать на улице правила дорожного движения и в первую очередь думать о своей безопасности. Но нельзя забывать и о том, что рядом с нами находятся люди. Внимательное, предупредительное и доброжелательное отно­шение к ним обязательны для воспитанного человека.

      ➤ Будь внимательным к окружающим тебя людям и доброжелательным в общении с ними.

      Наверное, любому из вас часто приходилось наблюдать со стороны различные невесёлые сценки из повседневной жизни пассажиров.

      Вот в вагоне метро сидит, развалившись и закинув ногу за ногу, паренёк в наушниках. Его глаза прикрыты, он слушает музыку, и ему нет дела до окружающих. Он делает вид, что не замечает стоящей пожилой женщины, и не обращает внимания на то, что, пробираясь к выходу, девушка задела его ногу, а пыльный ботинок оставил след на её одежде.

      Читайте также:  Занятие по обж «правила безопасного поведения на воде». подготовительная группа

      Вот громко беседуют две симпатичные девушки. Они смеются и едят мороженое прямо в салоне троллейбуса, нисколько не задумываясь над тем, что их смех может быть кому-то неприятен, а вкусное лакомство — запачкать сиденья вагона или одежду кого-либо из пассажиров.

      А вот громко чихнул школьник в толпе пассажиров, забыв прикрыть свой рот носовым платком или хотя бы ладонью.

      Вот девочка входит в вестибюль метро, забыв придержать закрывающуюся за собой тяжёлую входную дверь и не обратив никакого внимания на идущего следом за ней человека.

      Все эти мальчики и девочки, скорее всего, совсем неплохие люди. Но им явно не хватает воспитанности. А ведь в данном случае воспитанность — это прежде всего соблюдение определённых правил поведения на улице и в общественном транспорте.

      Правила поведения на улице и в общественном транспорте

      Перед тем как выйти из дома на улицу, посмотри на себя в зеркало и убедись в том, что всё в порядке в твоём внешнем облике.

      Здоровайся первым, когда встречаешь знакомых людей на улице. Если кто-то не ответил на твоё приветствие, не обижайся — человек мог задуматься о чём-то своём.

      1. Если тебе нужно обратить внимание своего спутника на что-либо или на кого-либо, никогда не показывай пальцем — сделай это взглядом или поворотом головы.
      2. Если рядом с тобой поскользнулся или упал прохожий, помоги ему подняться.
      3. Если тебе навстречу идёт человек старшего возраста, посторонись и пропусти его вперёд.

      Стоящий на остановке автомобиль, автобус или троллейбус обходи только сзади, чтобы вовремя увидеть, нет ли за ним другой машины. А вот трамвай обходи только спереди. Но всегда лучше подождать, пока тебе не будет хорошо видна вся улица.

      При входе в автобус, троллейбус или трамвай пропускай в дверях своего спутника, пожилого человека или женщину с маленьким ребёнком. А вот выходить из автобуса, троллейбуса или трамвая первым должен мальчик или мужчина, чтобы подать руку своей спутнице.

      • В общественном транспорте всегда уступай место пожилым людям и женщинам с маленькими детьми.
      • Не проталкивайся в толпе пассажиров, помогая себе локтями, — пользуйся не руками, а голосом.
      • Закрывай рот платком либо ладонью, когда кашляешь или чихаешь.

      Ничего не ешь и не пей в общественном транспорте. Ты можешь случайно испачкать сиденье вагона или одежду пассажиров. Кроме того, вид жующего, а тем более пьющего из горлышка человека малопривлекателен.

      Автомобили, автобусы, троллейбусы — все виды городского транспорта — всегда расходятся правой стороной. Это главное правило движения в нашей стране, и его нужно запомнить. Если ты не хочешь никогда ни с кем столкнуться на улицах города — держись правой стороны и расходись с прохожими только вправо.

      Переходи улицу только на зелёный сигнал светофора! Никогда не перебегай дорогу перед движущимся транспортом!

      Классный час «Что такое этикет», 9 класс

      Правила приема гостей, информация для школьников

      Гостеприимство ценилось во все времена. Но быть хорошим хозяином вовсе не так уж просто. Посуди сам. Приветливый хозяин всегда радушно встречает своих гостей, помогает им раздеться, усаживает, развлекает и угощает их. Хозяин должен быть внимательным ко всем своим гостям и найти время для каждого из них.

      Ему очень важно познакомить гостей друг с другом, позаботиться о том, чтобы они не скучали и получили удовольствие от общения. Важно быть ещё и предупредительным хозяином, угадывая желания своих гостей.

      И, конечно же, хозяин не должен жалеть для гостей книг, игрушек, угощений, а также своего времени и усилий, потраченных на приём. Ему не пристало жаловаться на трудности и заботы, связанные с подготовкой к приходу гостей.

      А ещё — тактичный хозяин никогда не заметит промахов и ошибок в поведении гостя и никогда не устроит таких игр и развлечений, в которых сам он будет казаться молодцом, а его гость — неумехой.

      ✏ Постарайся быть радушным, внимательным, предупредительным и щедрым хозяином для всех, кто приходит в твой дом.

      Запомни эти основные правила приема гостей:

      К приходу гостей готовься заранее. Продумай всё до мелочей: где и как разместить гостей, чем их угостить, как развлечь. Все приготовления должны закончиться до прихода гостей.

      Принимая гостей, веди себя так, чтобы им было весело и приятно. Будь приветлив. Если у тебя плохое настроение, не показывай этого своим гостям. Будь внимателен и предупредителен. Существует правило: «Желание гостей — закон».

      Каждого из пришедших гостей проводи в комнату, познакомь его с собравшимися у тебя друзьями.

      Получая подарки, не откладывай их равнодушно в сторонку. Подарок полагается тут же развернуть, рассмотреть, поблагодарить и выразить признательность.

      Если же по какой-либо причине подарок тебе не понравился, ни в коем случае не показывай этого — не огорчай человека, который старался сделать тебе приятное.

      Если же тебе подарили что-то вкусное, угости сначала всех окружающих, а потом попробуй угощение сам.

      Если гостей заинтересуют твои книги, фотографии, коллекция монет, значков, марок или открыток, покажи коллекцию гостям, даже если ты опасаешься, что её испортят.

      Если гости устроили беспорядок в комнате, которую ты старательно убирал к их приходу, не показывай своего огорчения — придётся сделать уборку ещё раз, когда гости разойдутся. Но даже если кто-то из твоих гостей что-либо разобьёт или сломает, не показывай вида, что ты расстроен. Наоборот, постарайся утешить этого гостя, ведь он и так чувствует себя очень неловко.

      За столом всё своё внимание уделяй гостям. Проявляй радушие, чтобы они чувствовали: ты угощаешь их искренне. Каждое блюдо сначала предложи гостям, а потом возьми себе. Следи, чтобы твои гости не сидели с пустыми тарелками. Не вставай из-за стола, если видишь, что гости ещё едят.

      Провожая гостей, помоги им одеться, открой дверь. А если у тебя в гостях была девочка, её нужно обязательно проводить до дома.

      Классный час «Что такое этикет», 9 класс

      Научись вести себя в компании

      Внешний вид в значительной степени зависит от умения красиво сидеть и двигаться.

      Чтобы создать о себе приятное впечатление, тебе просто необходимо выработать красивую осанку: спину всегда держи прямо, плечи должны быть развёрнуты, а голова слегка приподнята. В редких случаях человек получает красивую осанку от природы. Чаще всего она является результатом терпеливо вырабатываемой привычки.

      Всегда следи также за своей походкой. Не размахивай при ходьбе руками, не стучи каблуками, не держи руки в карманах.

      1. По правилам этикета девочкам очень важно, например, уметь красиво сидеть. И просто недопустимо:

      2. усаживаясь, поднимать платье или пальто;
      3. шумно обрушиваться на сиденье стула;
      4. сидеть, широко расставив ноги;
      5. сидеть, развалившись на стуле;
      6. сидеть, примостившись на самом краешке стула;
      7. обвивать ногами ножку стула;
      8. обнимать руками колени;
      9. вставая, отталкивать стул.

      К мальчикам этикет не менее строг. Им предписано всегда быть внимательными, галантными и предупредительными не только со своими спутницами, но и с незнакомыми женщинами и девочками. Поддержать и защитить женщину, а также тех, кто слабее и младше, считается одним из главных достоинств мужчины.

      • Для мальчиков существуют некоторые правила, о которых не стоит забывать:

      • мальчик никогда не должен выглядеть расхлябанным, несобранным, вызывающим и грубым;
      • не ходи, подняв без надобности воротник, не держи руки в карманах;
      • помоги любому, кто нуждается в твоей помощи;
      • будь внимательным к девочкам и женщинам, к инвалидам и пожилым людям: помоги донести тяжёлую сумку, пропусти вперёд в дверях, помоги перейти улицу, выйти из автобуса, подняться по лестнице;
      • никогда не вступай в препирательства и ссоры, не будь мелочным и склочным.
      • А вот правила, на выполнение которых необходимо обратить особое внимание и девочкам и мальчикам:

      • воспитанный человек жуёт жевательную резинку, только оставшись наедине с собой и, конечно, никогда не прилепляет её к стенам, столам и стульям;
      • в обществе не шепчутся;
      • зевать в обществе — значит демонстрировать свою невоспитанность;
      • при покашливании слегка отвернись и прикрой рот рукой, при резком кашле обязательно приложи ко рту носовой платок;
      • сморкайся тихо, отвернувшись или отойдя в сторону, никогда не шмыгай носом;

      Источник: https://42money.ru/vse-voprosy/klassnyi-chas-etiket-i-my-zarisovka-chetv-rtaya-kak-mnogo-na-svete-zhestokih.html

      Классный час «Правила этикета»

      • ID: 37041
      • Название работы: Классный час «Правила этикета»
      • Категория: Конспект урока
      • Предметная область: Педагогика и дидактика

      Описание: Ход классного часа: Преподаватель:ЗдравствуйтедетиСегодня у нас не обычный внеклассный часа урокигракоторая называется Мастерская этикета.

      Преподаватель:что нужно сделать перед началом урокавикториныну конечно же разминку.

      Преподаватель:Хорошоа теперь познакомимся с Нехочухойнашим домовёнкомкоторый ничего не знает об этикетевывешивает на доску изображение толстенького домовенкаименно он поможет нам ответить на этот вопрос Ученикам раздаются карточки с одним словомкоторое содержится в понятии этикет….

      1. Язык: Русский
      2. Дата добавления: 2013-09-23
      3. Размер файла: 46 KB
      4. Работу скачали: 102 чел.
      • Классный час «Правила этикета».
      • ЗАДАЧИ:узнать представление  учащихся о сторонах в поведении человека, познакомить с понятием «этикет»,бороться с проявлениями неуважительного  отношения к людям.
      • ЦЕЛИ: сформировать у детей навыки культурного поведения.
      • ОБОРУДОВАНИЕ: приложение с иллюстрациями,карточки.
      • Ход классного часа:

      Преподаватель:Здравствуйте,дети!Сегодня у нас не обычный внеклассный час,а урок-игра,которая называется «Мастерская этикета».

      Для того, чтобы овладеть  навыками этикета, вам необходимо будет пройти задания и конкурсы. За их правильное выполнение каждая команда будет получать баллы.

      Победителем станет та команда, которая наберет большее количество баллов.Итак,разделитесь на 2 команды.Придумайте название

      Идет распределение детей на команды.

      Преподаватель:что нужно  сделать  перед  началом  урока-викторины?ну  конечно же  разминку. В качестве разминки предлагаю прослушать стихотворение:

      Стихотворение «Что такое этикет?»

      Это можно,Это нет…Этикет, как этикеткаИ хорошая отметка,Но не только в дневнике.- У людей на языке…Очень простоЖить культурно:Все прекрасно,

      Что не дурно.

      Молодцы! Кто знает что такое «этикет»?

      Ученики отвечают.

      Преподаватель:Хорошо,а теперь познакомимся с Нехочухой,нашим домовёнком,который ничего не знает об этикете!(вывешивает на доску изображение толстенького домовенка),именно он поможет нам ответить на этот вопрос!

      Ученикам раздаются карточки с одним словом,которое содержится в понятии «этикет».

      Преподаватель:А теперь,я предлагаю вам собрать воедино все слова,чтобы узнать что же все таки это за наука! (Этикет – французское слово, обозначает «свод правил поведения, принятых в обществе» или  Этикет – это правила поведения людей разного возраста)на выбор.

      1. Ученики за 2 минуты складывают карточки.
      2. Преподаватель:вы готовы?
      3. (Каждая команда читает свою получившуюся версию)
      4. Преподаватель:Пожалуй теперь мы посмотрим как справился с заданием наш приятель Нехочуха!(учитель переворачивает рисунок,где стоит домовенок с Определением в руках)

      Вы все отлично справились!начисляется 10 баллов обоим командам в качестве поощрения.

      Преподаватель:Как вы думаете, когда возник этикет? (Когда возникли первые правила поведения?)(дети отвечают)

      Согласно истории, понятие об этикете существовало уже у первобытных людей: т.е. их общение внутри племени подчинялись правилам.

      Первый сборник таких правил появился в Древнем Египте. А само слово «этикет» возникло во Франции во времена правления Людовика ХII, который славился тем, что очень любил устраивать всевозможные торжественные приемы.

      Каждому участнику такого приема отводилась определенная роль и выдавалась табличка – «этикетка», крепившаяся на запястье. На этих табличках были указаны персональные правила поведения.

      Такие таблички были у всех, начиная со слуг и заканчивая самим монархом.

      Причем некоторые правила, которых придерживались участники приемов, могут показаться абсурдными. Например, обязательным атрибутом застолий были огромные длинношерстные собаки. А нужны они были для того, чтобы вытирать руки об их шерсть («живая салфетка»).

      Конечно, у каждого народа свои правила поведения.Однако есть правила поведения, встречающиеся у всех народов: правила поведения в присутствии старших, правила поведения, касающиеся приезда гостей и т.д.

      Конкурс 1: «Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте вам!»

      Преподаватель:ответьте на вопросы,ребята!Мы проверим ваше знание этикета!

      Какие слова нужно говорить, когда просыпаешься утром?Кто первым должен поздороваться?Какие слова- приветствия вы знаете?

      Всем ли можно говорить слово «привет»?

      Каждая команда по очереди высказывает свое предположения.Начисляются баллы.Идет подсчет очков.

      Ребята!помогите нашему домовому!

      Этикетная задачка №1

      В выходной день Нехочуха встретил воспитательницу, которая шла по улице и о чем-то разговаривала с незнакомой Нехочухе женщиной. «Здравствуйте, Елена Леонидовна!» — закричал Нехочуха.Воспитательница ответила на приветствие Нехочухи, но при этом строго посмотрела на него. Как вы думаете, почему?(Дети отвечают)

      Ответ: Нехочуха должен был поприветствовать обеих женщин, а не только свою воспитательницу.

      Конкурс 2: «Поговорим по телефону»

      А теперь отгадаем загадку!

      Загадка

      .Не будильник – а звонит,Не приемник – говорит.Угадайте, кто же он?Ну, конечно, …

      (телефон)

      Игровая ситуация «Поговорим по телефону»

      Преподаватель:а вы умеете правильно разговаривать?Ведь существует телефонный этикет!

      Позвонить маме на работу (отвечает не мама);Позвонить другу (сверстнику), позвать идти гулять;Позвонить в библиотеку. Узнать, есть ли книжка «Аленький цветочек»;

      Позвонить в магазин. Узнать, привезли или нет молоко.

      За лучшее исполнение ситуаций,начисляются баллы.

      Преподаватель:к нам пришли новые друзья!Знакомьтесь с поросенком Чарли!Я расскажу что он делал сегодня!

      Сказочная этикетная задачка №3:Поросенок Чарли пришел в гости к Козлику без приглашения и попал на семейный обед. Мама-Коза пригласила поросеночка к столу и угостила его вкусным пудингом. После еды довольный поросенок сказал: «Ну, ладно, мне уже пора!» И ушел так же неожиданно, как и пришел.

      Преподаватель:Ребята,а знает ли поросенок секреты этикета?(ученики отвечают)Что поросенок должен был сделать?Вы поможете Чарли научиться вежливости?для этого вам поможет след.конкурс!

      Конкурс 4: «Слова вежливого обращения»

      Назвать слова вежливого обращения(кто больше.каждая команда называет по очереди)Игровая ситуация «Магазин» (купить игрушку).

      Игровая ситуация «Новая игрушка» (попросить разрешения посмотреть).

      Преподаватель:Я думаю,вы очень обрадовали поросенка!теперь он знает так много слов!

      Конкурс 5: «Приятного аппетита»

      Закончите фразу из правил поведения за столом:Есть и пить надо … (беззвучно и аккуратно), не оставляя на скатерти следов пищи;Не склоняться низко … (над тарелкой), лишь слегка наклонить … (голову);На столе лежат только кисти рук, локти… (на стол не ставим);Обе руки либо свободны, либо … (заняты): нож в правой руке – вилка (в левой);Если вилка или ложка в правой руке, то левая… (придерживает тарелку);Если ложка или вилка упала на пол, не спешим ее поднимать, попросим другую, но при выходе из-за стола … (поднимем ее); За столом нельзя говорить … (громко или с полным ртом);Не спешим в еде, но и не сидим … (долго) за одним блюдом);

      Всегда благодарим за угощение хозяйку добрыми словами … («Спасибо, очень вкусно!», «Обед был просто замечательным!», «Какой прекрасный обед», «Спасибо, все было очень вкусно!», «Мамочка, ты у нас самый лучший повар!»

      Преподаватель:В то время,пока мы играли,Нехочуха снова попал в неприятную ситауцию.Мы поможем ему???)

      Этикетная задачка №6

      Нехочуха стоял на задней площадке автобуса и собирался выходить. Вдруг он увидел знакомого мальчика. Правда, мальчик стоял в другом конце автобуса, у передней двери. «Витька, привет!» — изо всех сил закричал Нехочуха – «Где ты пропадал? Как дела?» Пассажиры в недоумении пожимали плечами. В чем ошибка Нехочухи?

      Ответ: Нехочухе не следовало кричать на весь автобус. Можно было просто поздороваться с приятелем кивком головы и улыбнуться.

      Преподаватель:В благодарность за вашу помощь,Нехочуха и поросенок Чарли передают вам сладкий сюрприз(детям выдается чупа чупс или конфета)

      Преподаватель:Наш урок подошел к концу!Вы отлично поработали! Ребята,будьте культурными и выполняйте правила культурного поведения и общения!!!!До свидания!!

      Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=37041

      Классный час на тему "Что такое этикет"

      Автор материала: Буклинова Наталья Александровна

      Классный час «Что такое этикет?»

      Цели:

      1. Познакомить с понятием “жанра спора”,

      2. Hаучить употреблять некоторые речевые формы общения во время спора.

      3. Развивать умение доказывать свою точку зрения.

      4. Воспитывать навыки культуры спора.

      Ход занятия

      1. Эмоциональный настрой, мотивация учащихся.

      -Сегодня я приглашаю вас к разговору “Существует ли культура спора?”

      -Закройте глаза, помашите руками в лицо. Вы почувствовали дуновение легкого ветерка. Представьте себя ветром. Каким ветром вы хотели бы быть: сильным или легким, горным или морским? (Ответы детей) Даже ветер бывает разным. А уж человек!

      • -Кто любит сладкое – дотроньтесь до носа.
      • -Кто любит читать – кивните головой.
      • -Кто любит игру в шахматы – хлопните в ладоши.
      • -Кто любит макароны – поставьте палец к губам.
      • -Кто любит море — улыбнитесь.
      • -Кто любит сложные задачки решать – поднимите руки.
      • Вот мы какие разные.

      2. Знакомство с жанром спора.

      Давным-давно люди поняли, как важно поддерживать друг с другом хорошие отношения. Это трудно. Все мы думаем и поступаем по-своему. Но чтобы общаться и ни кого не обижать напрасно люди придумали особый порядок поведения, удобный для всех и назвали его – этикет.

      Человек, соблюдающий этикет, приятен окружающим, с ним хотят общаться у него много друзей. Например, как принято согласно этикету поступить?

      Девочка входит утром в класс, а там уже трое мальчиков. Кто должен первым поздороваться?

      Кто-то сегодня признался уже, что любит решать сложные задачи. Тогда скажите, может ли человек съесть 1кг. мороженого? (обсуждение вопроса)

      -Что мы сейчас делали? (спорили)

      -Это хорошо или плохо?

      Спор — это словесное обсуждение какого-либо вопроса, в котором каждый отстаивает свое мнение. А раз у каждого свае мнение, то с каких слов человек должен начинать свою речь во время спора?

      1. (на доске появляется запись)
      2. Я думаю…По моему…
      3. Мне кажется…
      4. Используя эти слова, попробуй ответить на вопрос: надо ли утром завтракать? (Ответы детей)
      5. (запись на доске дополняется)
      6. Я думаю…По моему… Мне кажется… 
      7. То, что доказывается

      Достаточно ли этого для спора? Чего не хватает? (доказательства)

      • (запись уточняется)
      • Я думаю…По моему… Мне кажется… То, что доказывается
      • Доказательство
      • При помощи каких слов можно соединить то, что доказывается и доказательства?
      • (запись дополняется)
      • Я думаю…По моему… Мне кажется… То, что доказываетсяПотому что 
      • Доказательство

      3. Практическое применение схемы спора.

      Мы составили схему выражения своей точки зрения. Используя ее, докажи соседу по парте: когда полезнее чистить зубы утром или вечером?

      Кто пришел к одному мнению? У кого разные мнения? (заслушиваются доказательства)

      1. Нередко в споре можно услышать такие выражения:
      2. -Я думаю, что ты прав…
      3. -Ты говоришь чепуху…
      4. — Мне кажется, ты ошибаешься…
      5. -Ты думаешь, когда говоришь?
      6. -Я согласен с тобой.
      7. -Ты что с приветом?
      8. -Извини, я не могу с тобой согласиться.
      9. -Давай подумаем вместе.
      10. -Это каждый дурак знает.
      11. — Какие из них на ваш взгляд использует вежливый человек?

       Спор- это “горячее” общение между говорящими . Как кипяток! Тронешь одного – он начинает бурлить и выкрикивать грубые, непонятные слова. А ведь только минуту назад был таким ласковым и вежливым.

      Оказывается надо уметь спорить. Убеждать в своей правоте культурно не так-то просто.

      Оцените предложенные вам правила спора, дополните своими.

      (работа в группах, детям раздаются карточками с правилами спора)

      4. Закрепление полученных знаний.

      Правила спора:

      1. Уважай собеседника, относись к нему доброжелательно и внимательно.

      2. Относись терпимо к его мнению.

      3. Всегда настаивай на своей точке зрения.

      4. Не обижай собеседника насмешливым тоном.

      • 5.
      • 6.
      • (результаты работы одной из групп заслушиваются)
      • У кого есть дополнение к правилам этой группы?

      Спорить можно без конца. Спор может закончиться ссорой – размолвкой, перебранкой. Культурно закончить спор помогут следующие фразы:

      — С вами было интересно говорить, но я останусь при своем мнении.

      — Вы привели убедительные доказательства. Я подумаю.

      — Вы так убедительно доказывали свое мнение, что я соглашусь с вами.

      5. Релаксация.

      Мы много с вами говорили пора отдохнуть. Положите руки на стол, голову на ладони (звучит музыка для релаксации )

      У кого хорошее настроение? Повернитесь к своему соседу по парте, улыбнитесь ему. Хорошего настроения стало больше. Спрячьте свое хорошее настроение в ладошки и подарите его тому, кому захотите, ведь когда человек дарит радость другим, вокруг становится больше добра и счастья.

      Источник: https://VseUroki.pro/doc/klassnyy-chas-na-temu-chto-takoe-etiket.html

      Ссылка на основную публикацию