Кажется, что мир изменился неузнаваемо, но попробуйте окунуться в мемуары, почитайте старые газеты и вы увидите, что многие новинки не так уж и новы, хотя имеют очень современный вид, что чувства и желания современной молодежи очень созвучны чаяниям их сверстников, живших лет сто назад. Да и некоторые игры, в которые играют дети, или взрослые на модных вечеринках, имеют весьма преклонный возраст.
Правда, они имеют несколько другую окраску, описываются современным языком и в них используют другой реквизит, но от этого они только выигрывают в определенной ситуации. Согласитесь, если в игре (например «Рифмы» или «Слоги») мяч заменить красивым носовым платком, игра станет более романтичной.
А в развлекательных программах ретро вечеринок или на праздниках исторической тематики такая коллекция старинных игр просто незаменима! Коллекция собрана по материалам сборника «Веселые и занимательные игры», составленный К. Логиновой (спасибо автору!).
Старинная игра «Подбери рифму»
Игра «Подбери рифму» была известна еще в 19 веке. В нее с удовольствием играли по вечерам в кругу большой семьи и на камерных домашних вечеринках.
Играющие садятся в круг. Один из участвующих в игре бросает кому-либо платок и одновременно произносит какое-нибудь слово. Тот, которому платок брошен, должен поймать его и ответить в рифму. После чего он, в свою очередь бросает платок кому-либо, произнося какое-нибудь слово.
Игрок, поймавший платок, но не подобравший рифму, штрафуется фантом, или выбывает из игры. Само собой, когда предлагаются трудные рифмы, создаются довольно смешные озадачивающие ситуации, что, конечно, очень смешит и развлекает играющих.
Советую подобрать несколько слов, на которые подобрать рифмы, особенно сложно. Например: окунь, аист.
Можно усложнить задачу. Придумать слово, на которое можно подобрать много рифмующихся слов, но при этом все игроки должны продолжать ОДИН ряд.
Например: сирень. И далее: плетень — тень -лень — сень — день… * Вместо платка можно использовать небольшой мяч или мягкую игрушку.
Игра в слоги.
Старинная игра «Почта»
Все участники этой старинной игры получают по небольшому листку бумаги, на котором каждый пишет какой-нибудь вопрос. Затем все бумажки складывают в шляпу и перемешивают.
Поочередно каждый из играющих вынимает по одной записке, и не читая вопроса, пишет на обратной стороне ответ. Ответы складывают в другую шляпу. Когда все ответы написаны, записки вынимают и зачитывают.
- Удачные совпадения или, напротив, нескладность ответа на вопрос доставляют немало веселья и смеха.
- Письмо
- Эта игра поможет всем присутствующим сочинить-составить большое общее поздравление — пожелание к празднику.
Составить такое гранд приветствие поздравление можно и на юбилее, и на свадьбе, и на встрече выпускников. Да, собственно на любой вечеринке, где собралось много друзей.
Договорившись, какое писать письмо: поздравительное, служебное, к подруге и т. п., первый из играющих пишет на листе бумаги одну строчку, загибает ее и, говоря последнее слово строки, передает лист соседу.
Сосед, сообразуясь со сказанным словом, продолжает в том же смысле, и, загнув написанное, передает листок следующему. Когда листок обошел всех играющих один или несколько раз, тогда громко зачитывают письмо.
«Живые тени».
- «Живые картины».
Игроки изображают любую тему размещением и позами, как бы рисующими картину. В таком положении они находятся некоторое время.
Например:
Портной. Один игрок, продевает воображаемую нитку через ушко иголки, завязывает узел, пришивает пуговицу и т.д.
Оратор произносит перед зрителями воображаемую речь с соответствующей мимикой и жестикуляцией. Чем больше эмоций покажет актер-импровизатор, тем горячее он будет встречен публикой. Впрочем, как и в жизни)))
Можно показывать коллективные, командные сцены. Интересные идеи можно найти в литературе, или популярных песнях. Тогда такая пантомима может послужить «иллюстрацией» к тексту, а команда соперников должна будет угадать, о чем идет речь.
Побеждают все: и самые артистичные, и самые понятливые)))
«Обмен имен».
Играющие меняются именами. Водящий садится против играющих, вызывая по одному, задает вопросы. Вызванный отвечает от своего «нового» имени. Задача водящего отгадать, чье имя получил «подследственный». Если водящий отгадал «новое имя» своего визави, они меняются ролями.
- Победителем можно объявить самого быстрого «следователя».
- Красивая старинная музыкальная игра «Кружево».
Хорошо, если музыка, которая сопровождает игру, будет постоянно ускорять темп.
Участвуют дамы и господа. Одна из дам представляет собой «Челнок», один из мужчин — «Ткача». Остальные становятся поочередно в один ряд или в кружок, взявшись за руки, приподнимая руки, образуя свод, под которым «Челнок» должен вбегать в один свод и выбегать через следующий. «Ткач» обязан преследовать «челнок» в том же порядке.
В пылу погони и волнения игроки быстро сбиваются, и тогда свод, опускаясь, ловит зазевавшегося игрока. Если это «ткач», то мужчина из опустившегося свода занимает его место, если ошибся «челнок» , его меняет дама из того же свода. Если оба сделали ошибку, — их заменяет пара, составляющая свод.
Игра «Квартиры менять».
Игроки садятся в кружок на стулья, как можно ближе друг к другу. Один из игроков стоит в центре круга. Он, а за ним и остальные кричат: «Квартиры менять! Квартиры менять!». Все вскакивают. Тот, кто посередине, старается занять новое место. Остальные игроки так же. Кто остался без места — платит фант.
«Стихии».
Игрок бросает платок (мяч, игрушку) другому называя стихию, например «вода». Поймавший называет животное, обитающие в стихии и передает платок дальше. На «огонь» игроки ничего не отвечают. Тот, кто ошибся выбывает из игры. Победа достается самому внимательному.
«Мимика».
Игроки пишут на листочках название эмоции (чувств) — радость, любопытство и т.д. затем громко читают написанное слово, чтобы оно не повторялось. Ведущий перемешивает листки и раздает играющим. Игрок должен показать написанное мимикой. Если игроки угадают, — игра идет дальше. Если нет ведущий может заставить платить фант.
«Веревочка».
В эту игру играли при дворе Екатерины II. Сохранились воспоминания придворных о новогодних празднествах, где великий князь Павел Петрович и его самодержавная родительница играли в Веревочку)))
Игроки в кругу держаться за шнурок, связанный концами. Один игрок становится посреди круга и старается ударить кого-нибудь по пальцам, ударенный сменяет его. Тот, которого хотят ударить, может опустить веревку, но сразу же ее поднять.
«Птицы летят».
Игроки кладут на стол указательные пальцы. Называются летающие предметы и птицы. При этом поднимаются пальцы. Если игрок поднял палец, услышав «не летающее» — с игрока фант.
«Охлопок».
Игроки в кругу бросают в верх охлопок (клочок) ваты, не давая ему упасть. Каждый старается «отдуть» охлопок ближе к соседу. Если он упадет на кого-нибудь или возле игрока, тот платит штраф.
«Литературные герои»
Реквизит: парные карточки с мужскими и женскими именами персонажей литературных произведений: Ромео -Джульетта, Мастер — Маргарита, Печорин — княжна Мэри, и т.д.
Перед началом тематического вечера Ведущий раздает карточки гостям (или они лежат на столиках у каждого прибора). Когда подходит время танцев Ведущий предлагает участникам найти свою пару и пригласить на танец.
Любимая старинная игра «Шарады»
Шарада — очень популярная салонная игра в прошлом.
«Шарада — загадка, в которой слово разбивается на части, каждая из которых представляет собой более короткое слово, которое «шифруется» в виде загадк. Отгадав все части слова, получим ответ на всю шараду».
Если сейчас шарады в основном разгадывают любители головоломок, то во времена оны шарады становились гвоздем программы. Немало тому примеров можно найти и в литературе.
«Простые шарады»
Каждый из играющих говорит на ухо соседу разгадку своей шарады, чтобы не было обмана, а потом предлагает шараду всей компании. Отгадывают по очереди.
Так играли, но в наше время неискушенным в этой забаве игрокам, пожалуй, будет логичнее. если Ведущий будет зачитывать имеющиеся шарады, а игроки (или команды) постараются найти ответ.
Например:
Первое мое — есть вещество, без которого сапожник не может сшить сапоги; второе то же, а целиком — черствый, грубый человек. (Варвар)
На первом охотно бывают девушки; второе для девиц не нужно, но для мальчиков необходимо при многих играх. На целое приятно выйти из душной комнаты. (Балкон)
Слов. из которых легко составить шарады, немало. Вот несколько: вино-град; пас-порт; град-ус; лов-кий; вор-он; о-лень.
«Шарады в стихах»
Играют так же. как и в предыдущую игру, но загадки, как видно из названия, предлагаются уже рифмованные.
- Слог первый мой — число,
- Второй же плод полей,
- А целое хранит и днем,
- И средь ночей.
- (Сторож)
- Первое можно засеять вторым,
- А в целом мы часто на даче лежим.
- (Гамак)
- Первое — нота, второе — то же,
- А целое — на горох похоже.
- (Фасоль)
- Мой первый слог — животное морское,
- За ним охотятся порой.
- А междометие — второй.
- Все — государство.
- Но какое?
(Китай)
- Мое начало — буква алфавита,
- Она всегда шипит сердито,
- Второго корабли боятся
- И обойти его стремяться.
- А целое весной летает и жужжит.
- (Шмель)
- В приморских городах мой первый слог бывает,
- И часто от беды он корабли спасает.
- Второй давно исчез — имел трех сыновей,
- Знакомство с Бахусом свел первый из людей.
- А целое на всех по моде одевает.
- (Портной)
- Начальное мое полезно лишь для дам
- И украшением бывает их убора.
- Последнее — титул, который без разбора
- Дают всем в Польше господам.
- А целое — цветок пленительный для взора!
- И украшение садам!
- (Тюльпан)
- Шарады в действии
Особой популярностью пользовались шарады в действии. В этом варианте загадки не рассказывали, а показывали: сначала первую часть слова, вторую, а в заключении — целое слово.
Общество (так в первоисточнике) делится на две половины. Одна выбирает шараду, выходит в соседнюю комнату, репетирует, а потом показывает свою загадку. Вторая часть компании отгадывает, что актеры хотели изобразить.
Затем команды меняются ролями.
В то далекое время к таким аттракционам готовились основательно: даже костюмы подготавливали. Однако, в случае сложности образа допускалось иметь не полновесный костюм, а лишь небольшие детали — намек на образ, чтобы можно было догадаться, кого вы представляете. Иногда хватало шали на плечах, повязанного платка, или венца из бумаги.
- Главное условие — хорошо распределить роли, согласно способностям и темпераменту играющих.
- Вот несколько шарад, которые могут быть обыграны в данной затее:
- Пароль
- Па — показать урок танцев.
- Роль — показать актера, который учит свою роль.
- Пароль- показать картинку из шпионской жизни
- Баснописец
Басня- Показать «иллюстрацию» к басне Крылова (см. игру «Живые картины»).
- Писец — переписчик бумаг, или сцена, где писарь уверяет, что не знал содержания бумаги, потому что не читал ее, а только переписывал.
- Баснописец — бюст Крылова, на который надевают венок.*
- *Честно говоря трудно представить, как изобразить «бюст Крылова», но так в оригинале. И в конце концов, не глупее е мы наших предков)))
- Летописец
- Лето — летняя сценка
- Писец — писарь, которому приносят бумаги для переписки
Летописец- первая сцена из «Бориса Годунова» А.С. Пушкина. Пимен пишет в келье. Откладывает перо, и говорит: «Еще одно, последнее сказанье,…»
Доклад
До — учитель пения заставляет учеников брать «до». Один из учеников беспрестанно спадает с «до».
- Клад — найденный клад; можно представить картинку, изображающую искателей клада; или пиратов, которые прячут клад.
- Доклад — кто-нибудь за кафедрой читает доклад; или кто-либо докладывает начальнику о служебном деле.
- Учитель
- Учи — воспитатель, заставляющий ученика твердить урок
- Тель- Вильгельм Тель, стреляющий в яблоко, положенное на голову сына.
- Учитель- школа; ученики встают, когда входит учитель.
Вот таким историческим экскурсом можно украсить вечеринку. А Вам, друзья, понравилось?
- Автор Елена Асташкевич
- Специально для сайта https://serpantinidey.ru
- ПОХОЖИЕ СТАТЬИ:
- Сценарий игровой программы «Кофейный турнир».
- Сценарий корпоративной вечеринки «Давайте говорить друг другу комплименты»
- Сценарий банкета тематической «гангстерской свадьбы»
- Веселые командные игры к Дню Студента (Татьянин День)
Конкурсы на День Святого Валентина. Экспресс-вечеринка.
Сценарий игровой программы «Кубик».
Источник: https://serpantinidey.ru/post/582/kollekciya-starinnih-igr-ili-vo-chto-igrali-nashi-prababushki
Игры наших бабушек и дедушек, ГБОУ Школа № 423, Москва
Игры наших бабушек и дедушек
Есть игры, которым и очень солидный возраст не мешает быть «своими» у всех поколений, даже если последние «выбирают пепси».
Секрет их обаяния — в простоте и умении наладить живое общение в любой детской компании.
А ведь это — самое главное! В них играли наши мамы и бабушки, играли мы, а теперь давайте вспомним их вместе со своими детьми
У медведя во бору
Игра «У медведя во бору» подойдет даже двухлеткам (разумеется, вместе с родителями). Выбирается «медведь», который садится в стороне. Остальные, делая вид, что собирают грибы-ягоды и кладут их в лукошко, подходят к «медведю», напевая (приговаривая):
- Грибы, ягоды беру.
- Медведь сидит,
- На нас глядит.
- (Варианты: Медведь не спит
- И на нас рычит!
- или: Медведь простыл,
- На печи застыл!)
- Лукошко опрокинулось (дети жестом показывают, как опрокинулось лукошко),
- Медведь за нами кинулся!
Дети разбегаются, «медведь» их ловит. Первый пойманный становится «медведем».
Младшим дошкольникам можно предложить сыграть в «Колечко». Выбирается водящий. Все, кроме него, садятся в ряд. Водящий зажимает между соединенными ладонями колечко (его можно заменить любым мелким предметом — пуговицей, монеткой).
Остальные также соединяют ладони «лодочкой» и держат их перед собой. Проходя мимо всех играющих, водящий проводит руками между ладонями каждого игрока, передавая одному из них колечко, причем старается сделать это как можно более незаметно.
Пройдя весь ряд и отдав одному из игроков колечко, водящий отходит и произносит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!». При этом игрок, получивший колечко, должен выбежать к водящему, а остальные пытаются его удержать.
Если игроку удается выбежать, то водящим становится он, если нет — все повторяется снова с тем же водящим.
Еще одна игра — «Дед Мазай». Водящий («Дед Мазай») отходит в сторону или выходит из комнаты, остальные договариваются о том, что они будут изображать. Когда водящий возвращается, происходит следующий диалог:
- Дед Мазай, вылезай!
- Здравствуйте, ребятки! Где вы были ? Что вы делали ?
- Где мы были, мы не скажем, а что делали — покажем.
Дети показывают, что они делали, а водящий должен это действие отгадать.
Для тренировки внимания подходит игра «Да и нет». Начинается она со слов водящего:
«Вам барыня прислала сто рублей. Что хотите, то купите. «Да» и «нет» не говорить, черное и белое не носить (варианты: не надевать, не покупать). Вы поедете на бал?».
Водящий поочередно задает вопросы игрокам, провоцируя их нарушить правила. Задача игроков — ответить на вопросы водящего, не употребляя при этом слов да, нет, черное и белое. Игра может быть самостоятельной, а может использоваться для сбора фантов. Проигравший либо выбывает, либо отдает свой фант.
Другая игра, обычно предшествующая игре в фанты, — «САДОВНИК». Каждый из игроков называется каким-либо цветком. Водящий («Садовник») говорит следующие слова:
— Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели, кроме…
И называет любой цветок из тех, что выбрали для себя игроки. «Цветок» отвечает:
- Ой!
- (Водящий) Что с тобой?
- Влюблен (-а).
- В кого?
— В … (Называет любой другой из выбранных цветов или«Садовника».)
Тот, кого назвали, также отзывается:
- Ой!
- Что с тобой ? И так далее.
Игрок, который вовремя не отозвался или назвал отсутствующий цветок, отдает фант (или выбывает, если в «Садовника» играют как в самостоятельную игру).
«Фанты». Игра начинается со сбора фантов. Фантом может стать любой небольшой предмет (брелок, украшение, галстук, записка с именем игрока) — главное, чтобы была возможность безошибочно определить его владельца. Можно просто кинуть по одному фанту в общую шапку, а можно сбор фантов превратить в увлекательную игру, два варианта которой приведены выше.
Далее выбираются двое водящих. Один из них встает спиной к участникам игры, а второй поочередно достает фанты и показывает их всем, кроме первого водящего, каждый раз спрашивая у него: « Что сделать этому фанту ?».
Первый водящий должен дать каждому фанту задание (спеть, сплясать, попрыгать 10 раз на одной ножке, упасть отжаться, позвонить в дверь соседям и угостить их конфетами, прокукарекать из-под стола — список ограничен лишь фантазией игрока).
Когда все задания розданы, начинается самая веселая часть игры — каждый из участников должен выполнить то, что назначено его фанту. Другой вариант: задания выполняются по мере их раздачи, после вытаскивания каждого фанта.
Еще одна игра, которая очень нравится дошкольникам и младшим школьникам, — «Путаница». Выбирается водящий, который на время выходит или отворачивается. Дети становятся в круг и берутся за руки.
Затем они стараются всячески «запутаться», при этом можно пролезать под чьими-либо сцепленными руками, перешагивать через руки, но нельзя их размыкать.
Вернувшись, ведущий должен распутать «путаницу», постаравшись не вывихнуть и не переломать конечности игрокам.
Любителям прятать и искать предметы можно посоветовать поиграть в «ХОЛОДНО — ГОРЯЧО». Водящий выходит из комнаты. Дети прячут известный ему предмет. Задача водящего — найти этот предмет, пользуясь указания ми игроков: «Холодно», «Теплее», «Жарко», «Холоднее», «Мороз» (в зависимости от близости водящего к искомому предмету и темперамента подсказывающих).
«Испорченный телефон». Игроки усаживаются в ряд. Водящий шепотом говорит какое-нибудь слово на ухо первому игроку. Тот (также шепотом, желательно быстро) должен передать то, что услышал, второму и так далее, по цепочке. Последний произносит вслух то, что дошло до него.
Как правило, результат разительно отличается от исходного слова. Для выбора нового ведущего возможны два варианта. Либо каждый, начиная с последнего игрока, говорит, что он услышал от соседа, и водящим становится тот, кто первым исказил первоначальное слово.
Либо водящий садится в ряд последним, а первый становится водящим.
Многие дети любят игры с хлопками. Предложите им сыграть в «Летел лебедь». Ребята становятся в круг, правая ладонь каждого игрока кладется на левую ладонь соседа справа. На ударный слог считалочки по кругу нужно хлопать по ладони соседа слева. Считалочка может быть, например, такая:
- Летел лебедь
- По синему небу,
- Сломал крыло,
- Сказал число.
Тот, чья очередь хлопать, называет число (лучше заранее договориться называть числа в пределах 10 или 20). Начиная со следующего игрока, считаем участников по кругу. Игрок, стоящий за последним из «пересчитанных», должен успеть отдернуть ладонь, прежде чем
тот по ней хлопнет. Проигравший выбывает.
Происходит стремительная смена поколений, интересов, увлечений — мы и сами порой не поспеваем за временем…
Но в наших силах помочь своим детям сохранить радость общения и то волшебство игры, ощутить которое можно только в детстве.
Пусть появление ватаги ребятишек не приводит родителей в панику, и тогда дни рождения и другие праздники перестанут сопровождаться мучительными раздумьями на тему: чем бы еще занять скучающую детвору.
Источник: https://sch423.mskobr.ru/elektronnye_servisy/blog/zhornova_nadezhda_vladimirovna/igry_nashih_babushek_i_dedushek/
Игры трех поколений
Один раз в четверть у нас в классе проходят перевыборы актива. Лизу выбрали игровиком. В ее обязанность входило организовывать на переменах игры. Сначала она провела игру «Путаница», потом игру «Не скажу». А других, как оказалось, она и не знает.
Наша учительница Валентина Васильевна посоветовала ей изучить новые игры, если необходимо, обратиться за помощью к мамам, папам, бабушкам и дедушкам. Лиза заинтересовалась этой темой, привлекла к изучению нас, своих подруг, и мы начали исследовательскую работу.
Организация исследования
Цель нашей работы: изучить подвижные игры трех поколений. Исходя из этого нами были поставлены следующие задачи:
1) провести анкетирование сверстников, родителей, бабушек и дедушек; 2) выявить, в какие игры любят играть наши сверстники и в какие игры играли мамы и папы, бабушки и дедушки; 3) изучить литературу по данной теме, найти необходимую информацию в сети Интернет; 4) выпустить сборник, в который войдут все изученные нами игры; 5) разучить с одноклассниками новые игры.
Объектом исследования являются подвижные игры. Предмет исследования – содержание различных подвижных игр.
При написании работы мы использовали рассказы мам и пап, бабушек и дедушек об играх их детства; находили описание некоторых игр в книгах, обращались к сети Интернет.
Перед началом исследования мы выдвигаем гипотезу: возможно, что дети разных поколений играют в совершенно разные игры.
Игры наших сверстников
Чтобы узнать любимые игры наших сверстников, мы провели анкетирование (см. табл. 1). Нами было опрошено 26 учащихся 3 «А» и 3 «Б» классов нашей школы. Возраст детей – 9–10 лет. В опросе приняли участие 15 девочек и 11 мальчиков.
Мы предложили им ответить на следующие вопросы:
1. Любишь ли ты играть? 2. Твои любимые игры? 3. Знаешь ли ты, в какие игры играли твои родители, бабушки и дедушки?
На вопрос: «Любишь ли ты играть?» – все дети ответили утвердительно. К сожалению, только 6 человек знают, в какие игры играли наши родители, бабушки и дедушки. Видимо, дети и родители мало общаются на эту тему.
Таблица 1
Игры | Девочки | Мальчики | Всего |
Компьютерные игры | 6 | 7 | 13 |
Подвижные игры | |||
Прятки | 9 | — | 9 |
Догонялки | 5 | 2 | 7 |
Жмурки | 5 | — | 5 |
Войнушка (Черепашки-ниндзя) | — | 5 | 5 |
Кандалы | 2 | 1 | 3 |
Глухие телефончики | 1 | 1 | 2 |
Вышибалы | 2 | 1 | 3 |
Три-пятнадцать | 4 | — | 4 |
Скелет (Калека) | — | 1 | 1 |
Тысяча | — | 1 | 1 |
Спокойные игры (игрушки, куклы, машинки) | 8 | 1 | 9 |
Спортивные игры (футбол, пионербол, баскетбол) | 4 | 7 | 11 |
Настольные игры (шашки, шахматы, карты) | 5 | 1 | 6 |
Проанализировав результаты, мы выявили, что у половины детей любимые игры – компьютерные. А жаль! В последнее время говорят не только о пользе компьютера, но и о вреде, ведь дети используют его не для учебы и работы, а только для игры. У них может испортиться зрение, искривиться позвоночник. Долгое времяпрепровождение без движения приносит ребятам большой вред.
Некоторые, особенно девочки, любят играть в малоподвижные игры: куклы, шашки и шахматы. Это, несомненно, полезные игры. Но они проходят в комнате. А детям так полезен свежий воздух!
Радует, что наши мальчики и девочки любят играть в спортивные игры – футбол и пионербол. Но это происходит в основном на уроках физкультуры.
Подвижных игр, к сожалению, дети знают не так много, а ведь они приносят только пользу. Такие игры не только полезны для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели, т.е.
для становления характера человека. В подвижных играх много движения, в них нужны находчивость, смекалка, они помогают сформировать разные физические навыки и умения и отлично закаляют тело и душу.
А главное, эти игры приносят радость и массу положительных эмоций.
Дети назвали всего 11 подвижных игр. некоторых мы описали в сборнике «Давайте поиграем!».
Игры наших родителей
В ходе исследования мы выяснили, что наши сверстники знают недостаточно подвижных игр. За помощью мы обратились к нашим мамам и папам. Мы также провели анкетирование (см. табл. 2).
Многие родители с удовольствием откликнулись на нашу просьбу, а некоторые даже описали нам несколько игр. Их можно увидеть в нашем сборнике.
Таблица 2
Игры | Мамы | Папы | Всего |
Подвижные игры | |||
Башатики | 6 | 1 | 7 |
Прятки | 2 | 2 | 4 |
Лапта | 1 | 3 | 4 |
Вышибалы | 4 | — | 4 |
Классики | 4 | — | 4 |
Городки | 2 | 1 | 3 |
Штандер-стоп | 3 | — | 3 |
Глухие телефончики | 3 | — | 3 |
Жмурки | 1 | 1 | 2 |
Кандалы | 2 | — | 2 |
Скакалка | 2 | — | 2 |
Красочки | 2 | — | 2 |
Съедобное – несъедобное | 2 | — | 2 |
Войнушка | — | 1 | 1 |
Стенка на стенку | 1 | — | 1 |
Белый камень | 1 | — | 1 |
Резиночка | 1 | — | 1 |
Третий – лишний | 1 | — | 1 |
Десяточка | 1 | — | 1 |
Уголки | 1 | — | 1 |
Чики-стоп | 1 | — | 1 |
«Вы поедете на бал?» | 1 | — | 1 |
«Царь, возьми нас на работу» | 1 | — | 1 |
Спокойные игры (игрушки, куклы) | 3 | — | 3 |
Спортивные игры (футбол, бадминтон, теннис, хоккей) | 3 | 6 | 9 |
Настольные игры (шашки, шахматы, карты) | 5 | 2 | 7 |
Подведя итоги анкетирования, мы отметили, что наши мамы и папы, как и мы, любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Мамы любили играть в куклы, как и наши сверстницы. Отличие мы видим в том, что во времена детства наших родителей не было компьютеров.
Наверное, поэтому родители намного больше знают подвижных игр, чем наши сверстники. Они вспомнили 23 игры. Многие игры, такие, как башатики, прятки, жмурки, вышибалы, кандалы и т.д., остаются любимыми у многих детей и их родителей. Появились и незнакомые нам игры.
Это лапта, десяточка, резиночка, уголки.
Игры наших бабушек и дедушек
Нам так понравилось изучать подвижные игры, что мы решили обратиться и к нашим бабушкам и дедушкам, ведь они являются хранителями традиций, обычаев. Мы задали им такие же вопросы, как и родителям. В анкетировании приняли участие 5 человек: 3 бабушки и 2 дедушки. Список любимых игр наших бабушек и дедушек приведен в табл. 3.
Таблица 3
Игры | Бабушки | Дедушки | Всего |
Подвижные игры | |||
Клек (муха) | 3 | 1 | 4 |
Лапта | 2 | 2 | 4 |
Третий – лишний | 2 | 2 | 4 |
Прятки | 2 | 2 | 4 |
Пятнашки | 2 | 2 | 4 |
Гори, гори ясно | 2 | 1 | 3 |
Белый камень | 3 | — | 3 |
Глухие телефончики | 3 | — | 3 |
Красочки | 1 | 1 | 2 |
Вышибалы | 2 | — | 2 |
Жмурки | 2 | — | 2 |
Чехарда | 2 | — | 2 |
Гуси-гуси | 2 | — | 2 |
Спокойные игры (игрушки, куклы) | 3 | — | 3 |
Спортивные игры (футбол, волейбол) | 3 | 6 | 9 |
Настольные игры (шашки, шахматы, карты) | 5 | 2 | 7 |
Наши бабушки и дедушки тоже любили играть в спортивные игры, шахматы и шашки. Бабушкам, как нашим родителям и сверстницам, очень нравилось играть в куклы. Также они много назвали и подвижных игр. Незнакомыми для нас оказались: клек (муха), лапта, чехарда. А некоторые игры, такие, как жмурки, прятки, вышибалы, передаются из поколения в поколение.
Выводы
В ходе исследования мы смогли познакомиться с играми детей трех поколений. Мы выявили, что все дети во все времена очень любят играть. Многие игры остаются любимыми у детей всех трех поколений: это жмурки, прятки, пятнашки, вышибалы. У некоторых игр меняются только названия.
Например, дети называют игру «догонялки», родители – «башатики», а бабушки и дедушки – «салки». Можно сказать, что наше предположение о том, что дети разных поколений играют в разные игры, подтвердилось только частично. Выявились и забытые игры.
Это клек (муха), городки, лапта, чехарда. Несколько игр мы уже разучили с одноклассниками. Теперь, мы уверены, с выбором игры проблем не будет. Несколько игр остались еще не разученными. Среди них – муха, чехарда, городки, лапта и некоторые игры с мячом.
Их мы оставили на лето, так как они проводятся на свежем воздухе.
Результатом нашего исследования является сборник подвижных игр, куда вошли игры детей трех поколений, который будет постепенно пополняться.
Давайте поиграем!
Путаница
Все игроки собираются в круг. Это будет «клубок». Выбираем водящего – «бабушку». «Бабушка» отворачивается, а «клубок» держится за руки и «запутывается». Здесь можно руки не отпускать. Теперь все громко кричат: «Бабушка, бабушка, нитки запутались!» Бабушка должна распутать веселую кучу-малу так, чтобы снова получился круг, при этом руки игроков расцеплять нельзя.
Колечко
Игроки выстраиваются в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, а напротив них встает ведущий. Игроки держат сложенные «лодочкой» ладони перед собой. Ведущий так же складывает ладони «лодочкой» и прячет между ними колечко.
По очереди подходя к каждому игроку, он проводит своей «лодочкой» над «лодочкой» игрока, делая вид, что именно ему он передает кольцо.
После того как обход всех игроков закончен (одному из них кольцо обязательно передается), ведущий говорит: «Колечко-колечко, выйди на крылечко!» Тот игрок, у которого находится кольцо, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если ему это удается, то он меняется ролями с ведущим.
Тише едешь – дальше будешь
На просторной площадке отчерчивают на расстоянии около 30 м одна от другой две линии – старт и финиш. На старте стоят игроки, на финише спиной к ним – водящий. Он произносит фразу: «Тише едешь – дальше будешь.
Раз, два, три!» За это время игроки стараются максимально приблизиться к финишу. Едва закончив говорить, водящий быстро поворачивается и осматривает замерших на месте участников игры. Тех, кто не успел вовремя остановиться или пошевелился, водящий отправляет на линию старта.
Побеждает тот игрок, который первым доберется до финиша. Он и становится следующим водящим.
Штандер-стоп
Ведущий встает в центр, остальные игроки окружают его.
Он подбрасывает вверх мяч и называет имя одного из участников, например: «Штандер-Коля!» Тот, чье имя названо, кидается ловить мяч, а все остальные бросаются врассыпную.
Пока мяч летит, все игроки должны разбежаться как можно дальше. Как только водящий поймал мяч, он кричит: «Штандер-стоп!» Все игроки замирают на том месте, куда успели добежать.
Вариант. Водящий выбирает одного из игроков, прикидывает расстояние до него на глаз и говорит, например: «До Кати – десять гигантских», – и начинает двигаться к игроку.
Шаги в этом случае могут измеряться как гигантские (длинный шаг-прыжок), простые (обычный шаг) и лилипутские (одна ступня плотно приставляется к другой). Чем точнее глазомер водящего, тем ближе он сумеет подойти к игроку.
Подобравшись к игроку максимально близко, водящий кидает в него мячом. Если игрок сумеет увернуться или поймать мяч, водящему приходится бежать за мячом или снова подкидывать его в воздух и еще раз кричать: «Штандер-стоп!» – а все остальные в это время разбегаются еще дальше.
Игра продолжается до тех пор, пока водящий не сумеет выбить одного из игроков. Если же мяч водящего попал в игрока, а тот не сумел увернуться – ему водить.
Кандалы
Игроки делятся на две равные по силе команды. Они встают в два ряда друг напротив друга на расстоянии примерно 4–5 м и крепко берут друг друга за руки.
- Одна команда кричит другой:
- – Кандалы!
- Вторая команда громко отвечает:
- – Закованы!
- Первая команда:
- – Раскуйте нас!
- Вторая команда:
- – Кем из нас?
Первая команда выбирает любого игрока из второй команды и выкрикивает его имя. Тот бежит, набирая скорость, и старается разбить руки игроков противоположной команды.
Если сумел разбить цепь – забирает любого из двух не удержавших цепь игроков с собой. Если не разбил – встает в цепь. Каждая команда старается перетащить к себе как можно больше игроков из команды противника.
Игра продолжается до тех пор, пока в одной из цепей не останется ни одного человека.
Платочек
Все игроки садятся на корточки в круг. Водящий бегает у них за спинами по внешнему кругу, держа в руке платочек. Незаметно он кидает платочек за спиной кого-нибудь из игроков.
Если игрок этого не заметил и водящий, сделав круг, коснулся его, он становится новым водящим. Если игрок заметил подброшенный платок, он хватает его и бежит по кругу вдогонку за водящим. Если догнал, водящий остается прежний.
Если не догнал и водящий успел сесть на освободившееся место, то водящим становится новый игрок.
Кошки – мышки
Сначала выбирают двух водящих – «кошку» и «мышку». Остальные игроки встают в круг и берутся за руки. «Мышка» бегает внутри круга, «кошка» – снаружи. «Кошка» пытается прорваться в круг и поймать «мышку», а игроки пытаются ей помешать – не пропустить ее.
«Кошка» может пробираться в круг любым способом: прорывать цепь игроков, подлезать под сцепленные руки или перелезать через них. Если ей это удалось, игроки быстро выпускают из круга «мышку», а «кошку» вновь пытаются задержать.
Если «кошке» удалось поймать «мышку», выбирают новых водящих.
Калека
Игроки становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. Если кто-то не смог его поймать, то игрок, который бросал мяч, «забирает» у штрафника какую-нибудь часть тела, например, ногу (игрок продолжает играть, стоя на одной ноге), руку (нужно ловить мяч одной рукой), глаз (его закрывают), рот (нельзя разговаривать).
Если «одноногий» бросил мяч кому-то из игроков, а тот его не поймал, «калека» может вместо «отбирания» части тела вернуть что-то недостающее себе и продолжать игру уже вполне «здоровым». «Калека», не справившийся со своей «утратой» (например, не удержавшийся на одной ноге), покидает круг.
Последний «выживший» игрок объявляется победителем.
- Екатерина ГИНДУЛИНА, Анастасия КИРЯКОВА, Оксана МАЛЫХ, Елизавета МАРЧЕНКО, Ольга ЯКИМОВА, учащиеся 3-го класса Руководитель: Валентина ЧУХАРЕВА, МБОУ СОШ, с. Дуван,
- Республика Башкортостан
Екатерина Гиндулина и др.
Источник: https://spo.1sept.ru/view_article.php?ID=200901215
Игры детства дедушек и бабушек
Игроки садятся в круг. Каждый выбирает цветок, именем которого он будет называться. Например, роза, ромашка, лилия, тюльпан… Выбирается Садовник.
- Садовник начинает игру и говорит:
- — Я садовником родился, не на шутку рассердился. Все цветы мне надоели кроме…
- Он делает паузу и потом неожиданно для всех называет название какого-то цветка.
- Например, он говорит: «Роза». Игрок по имени роза должен очень быстро отреагировать и сказать:
- — ОЙ!
- Садовник говорит: «Что с тобой?»
- «Роза» отвечает:
- — Влюблена!
- Садовник:
- — В кого?
- «Роза»:
- — В Лилию!
- В этот момент девочка, выбравшая имя «Лилия», должна быстро сказать:
- — ОЙ!
- Садовник:
- — Что с тобой?
- — Влюблена!
- — В кого?
- — В Тюльпан!
Те дети, которые не успели вовремя среагировать на свое название цветка, отдают ведущему фант. Это может быть любой предмет — носовой платок, бейсболка, заколка для волос, камешек.
А когда все игроки отдадут ведущему свои фанты, он отворачивается от всех, и взяв в руки один из фантов, спрашивает: «Что сделать этому фанту?» И игроки, не видя фант и не зная, кому он принадлежит, придумывают всякие задания для владельца этого фанта, порой очень смешные.
Затем, тот ребёнок, кому принадлежит этот фант, выполняет задание.
Колечко
Все дети садятся в круг и складывают ладошки лодочкой. У водящего руки тоже сложены лодочкой, но у него в ладонях спрятано маленькое колечко.
Водящий по очереди обходит всех игроков и проводит своими сложенными ладонями по их «лодочкам».
Одному из игроков он незаметно вкладывает в ладони колечко и продолжает идти дальше до последнего игрока, повторяя те же движения, чтобы запутать игроков, кому он подарил колечко.
Потом он отходит от игроков на несколько шагов и говорит:
— Колечко, колечко, беги ко мне!
Тот игрок, у кого между ладоней находится колечко, вскакивает и старается, как можно быстрее добежать до ведущего. Остальные игроки пытаются его поймать. Если игрок успел добежать до ведущего и передать ему колечко, то он победил. Если его поймали, он проиграл и становится ведущим.
Горячая картошка
Все игроки становятся в круг, перебрасывая друг другу или отбивая мяч. Если кто-то из детей мяч не отбил, он садится в круг на корточки.
Все, кто сидит в кругу стараются поймать мяч, но при этом вставать с корточек им нельзя. Если мяч поймали, то все «картошины» возвращаются в круг, а тот, кто бросил мяч садится в середину круга на корточки.
Если дети маленькие, то можно мяч на отбивать, а просто быстро-быстро перекидывать друг другу.
Резиночка
Ни одна игра во дворе не пользовалась у девчонок такой популярностью, как «Резиночка».
Прыгали с резиночкой целый день напролет.
Для игры нужна резинка длиной не менее четырёх метров. Её необходимо завязать в круг. Две девочки встают в середину, ноги поставив на ширину плеч. Остальные прыгают через две натянутые резиночки. Как прыгать? В этой игре много простых и сложных элементов. Наверняка, бабушки и мамы помнят, какие именно. Расспросите их.
Самые простые.
- Начинаем прыгать на двух ногах, запрыгивая в середину и выпрыгивая из нее.
- Ноги ставим по обе стороны одной резинки, одним прыжком перепрыгиваем так, чтобы вторая резинка оказалась в той же позиции, выпрыгиваем.
- Запрыгиваем в середину двумя ногами, затем выпрыгиваем двумя ногами из резинок, снова в середину, выпрыгиваем.
Упражнения выполняются на разных уровнях:
- Резинка находится на уровне щиколоток.
- На уровне колен.
Это высший пилотаж: резинка на уровне бёдер.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
Источник: https://kukuriku.ru/dosug-i-razvlecheniya/na-ulice/detstva-dedushek-i-babushek/
Народные игры — игры наших бабушек и дедушек
«Народные игры – игры наших бабушек и дедушек»
Когда я задала вопрос бабушке, во что они играли в детстве, она назвала много игр. Оказывается, они играли в те же игры, в которые играла и я с друзьями. Играли в подвижные игры, догонялки, скакали на скакалках. А девочки играли куклами.
Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. А зимой дети играли в снежки, строили крепости и катались с горки на деревянных санках.
Но были и те игры, о которых я слышала в первый раз…
- Игра «Цепи кованы»
- Игра «Колечко, колечко, выйди на крылечко…»
- «Колдуны»
- «Коршуны»
- Игры в слова
- «Съедобное – несъедобное»
- «Жмурки»
- «Ручеек»
- «Ловишка»
- «Садовник»:
Игра «Деревянные лошадки». Когда наши бабушки и дедушки были маленькими, они жили в тяжёлое послевоенное время. Они играли в подвижные игры: футбол, волейбол, догонялки, прыгали на скакалках и лошадках. Лошадкой служили деревянная палка и хворостинка.
«Дочки-матери» – в эти игры девочки играли. Кукол ни у кого не было, поэтому их делали сами. Наматывали тряпки в виде валика, рисовали лицо углем, из початка кукурузы делали волосы и так играли. А еще куклы были с глиняной головой и мягким тряпичным туловищем.
Из больших огурцов делали ведерки для игр. Разрезали большие огурцы на две части, вынимали из них семена, делали веревочку вместо ручки и играли в земле. Куклы Барби, роботы, трансформеры, конструкторы «Лего» – это наши современные игрушки.
А какими игрушками играли наши бабушки и дедушки? Моя бабушка любила играть в куклы. В то время они были соломенные и тряпичные, и делали их дети своими руками. Тряпичные куклы делали из ваты и лоскутков ткани, а соломенные – из соломы.
Тряпичную куклу перетягивали вокруг пояса, волосы делали из пакли, а глаза рисовали углем. А еще своими руками делали мячи: скручивали туго много тряпок и перевязывали их веревкой. Мальчишки мастерили из дерева автоматы, свистульки. Летом из глины лепили разные фигурки.
Детской «посудки»тогда не было, и поэтому собирали черепки битой посуды и играли ими. Любили делать из березовых веток шалаши и играть там. В то время не было магазинных игрушек, но была фантазия и бережливость, поэтому каждую сделанную своими руками игрушку любили и берегли, как самую дорогую.
А еще играли с куклами в детский сад и больницу. В детстве мои бабушки прыгали на скакалке, вырезали кукол из картона и наряжали их в разные наряды из цветной бумаги, играли в «дочки-матери», «больницу» и «магазин».
«Качели – карусели». Бабушки и дедушки любили качаться на качелях, которые мастерили их папы между деревьев из верёвки. На этих качелях дети любили устраивать соревнования – кто быстрее и сильнее раскрутится на них. Иногда вместо карусели вбивали во дворе столб, прикрепляли на него веревки с петлями, и дети крутились вокруг столба до головокружения.
Была ещё такая забава – брали деревянное бревно, клали на него доску. Один вставал на один конец доски, другой прыгал. Нужно было подлететь как можно выше и приземлиться на ноги.
«Машинки». У дедушки была деревянная машина и кубики. И хотя игрушки не всегда были красивыми, дедушка с бабушкой их очень любили».
«Войнушка» (или в пиратов). Сами делали сабли из досок, бегали с палками, как с автоматами. Находили подходящие сучки и вырезали рогатки. Жгуты были дефицитом, поэтому использовали резинки от велосипедных камер.
«Чехарда». Когда я задал вопрос дедушке с бабушкой, во что они играли в детстве, было названо много игр, в которые играем и мы сейчас: скакалка, снежки, футбол, прятки, ляпы. Но были и те игры, о которых я слышал в первый раз. Игра «Чехарда» – где прыгают через спину товарища. Мы с папой попробовали. Было очень весело!
Игра «Городки». Это игра, где из коротких брёвнышек строили разные фигуры, которые нужно было сбить палкой, кто больше сбил тот и победил. Дедушка любил играть в «Городки», он был чемпион двора.
Игры с песком. Летом моя бабушка, когда была маленькая, вместе с подружками ходили к озеру и строили из песка крепости, домики, лепили разные фигурки. Для своих кукол готовили из песка угощения.
«Концерт». Долгими морозными вечерами моя бабушка со своей сестрой устраивала домашние концерты. Они наряжались, пели песни, читали стихи, а родители внимательно слушали и аплодировали.
«Магазин».
«Звонарь».
Игры в слова. А вот интересно: какие игры были у бабушки и дедушки? Оказывается, такие же как и у нас! «Съедобное – несъедобное», «Испорченный телефон» или «Глухие телефончики». Я люблю играть в разные игры. С папой мы играем в машинки, собираем модели из конструктора; с бабушкой играем в слова, загадываем друг другу загадки.
«Съедобное-несъедобное» . Играющие встают в круг и начинают перекидывать друг другу мяч, называя при этом различные предметы: съедобные и несъедобные.
Если игрок кинул мяч и сказал, например, «яблоко», то другой должен поймать мяч. Если же был назван несъедобный предмет, например, «дом», то мяч нужно отбивать.
Игрок, поймавший «несъедобный» мяч или отбивший съедобный, выбывает из игры. Побеждает игрок, продержавшийся дольше всех.
«Чёрное и белое не носить! Да и нет не говорить!». По словам бабушки, это старинная русская игра, ее любили все: в нее играли наши бабушки и прабабушки. Игра начинается так.
Все участники усаживаются вокруг стола или на стульях, лавках, расставленных возле стены, или садятся в ряд в саду, во дворе, на площадке Кого-нибудь — по жребию или по считалке — выбирают вожаком. Вожак должен задавать вопросы, а все остальные — отвечать ему.
Отвечать нужно быстро, не затягивая ответа, а то и играть будет неинтересно. И поправляться нельзя: что сказал, то и сказал! На вопросы и замечания можно отвечать что угодно, только не произносить слова: черное, белое, да, нет.
Кто оговорился, даёт вожаку фант — какую-нибудь из своих вещей: платок, значок, ленточку, монетку, орех и тому подобное. Эти фанты потом надо будет выкупать.
Итак, игра началась! Вожак обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и называет условия игры: «Вам бабушка для бала прислала сто рублей. Велела вам черное с белым не носить, «да» и «нет» не говорить. Вы поедете на бал?» Цель ведущего — сбить игрока с толку и заставить нарушить условия. Цель игрока — продержаться как можно дольше.
Одежда, средства передвижения, стены, картины, ковры, — все, о чем рассказывается, не должно содержать черных или белых деталей. Ведущий сознательно должен формулировать вопросы так, чтобы было трудно уклониться от ответа «да» или «нет» или избежать слов «черное» – «белое». Он задает вопросы всем игрокам по очереди, но может вести разговор одновременно с двумя играющими.
Неопытные игроки очень легко ловятся:
- — Вы поедете на бал?
- — Поеду.
- — Вы, конечно же, будете там улыбаться?
- — Нет, не буду! (запретное слово произнесено)
Затем водящий по очереди подходит к другим участникам, произносит четверостишие и задает вопросы. Так он обойдёт всех.
Одни не собьются ни разу, другие сбиваются быстро. Кто собьётся, тот даёт фант. Выигрывает тот, кто отдал меньше всего фантов. А после игры начинается выкуп фантов. Одному из участников игры накрывают голову платком так, чтобы он фантов не видел, и водящий, поднимая чей-то фант над его головой, спрашивает:
— Что этому фанту сделать?
Пожелания могут быть шуточными:
— Этому фанту надо… проскакать на одной ноге вокруг стола. Этому фанту громко прокукарекать…. этому фанту спеть любимую песню.
Я предложила сыграть в эту игру своим подругам. Оказывается, игра, действительно, забавная! И не только забавная! Это думательно-словесная игра, которая, как мне кажется, развивает в игроках интеллект и память.
«Секретики». Нужно собрать всё «самое ценное»: золотинки, фантики, бусинки, красивые камушки. Потом всё это аккуратно разложить в земле и накрыть стёклышком. Всё это делалось тайно. О «секретике» можно было рассказать только самым верным друзьям.
«Кольцо-колечко» – это тоже игра из бабушкиного детства. Все рядком сидели на лавочке, сложив ладони перед собой лодочкой. Водящий обходил всех, точно так же сложив ладони, только у него в них был спрятан маленький предмет – колечко или ещё что-нибудь.
Этот предмет тайно клали в «лодочку» одного из сидящих. Потом водящий отходил и говорил: «Кольцо-колечко, выйди на крылечко!» Другие должны были догадаться, кому положили колечко, и не дать ему встать. Тот, кому удавалось встать со скамейки, становился водящим.
«Жмурки». В детстве мои бабушка и дедушка играли во множество игр, но я хочу рассказать про их любимые игры. У бабушки была любимая игра «Жмурки» и играли в нее так: одной из девочек завязывали глаза, крутили три раза, потом все разбегались в разные стороны, и та девочка должна была поймать одно из играющих. Если она угадывала по имени пойманного, то он становился «водящим».
«Кошки-мышки». А у дедушки любимой игрой была «Кошки-мышки». Все играющие вставали в один большой круг. Выбирали «кошку» и «мышку». «Кошка» находилась за кругом, а «мышка» внутри круга. «Кошка» должна была ухитриться и попасть в круг поймать «мышку», а тот кто впустил «кошку» становился «водящим».
Игры на свежем воздухе. Во время детства моих бабушек и дедушек ребята играли в лапту. Биты, конечно, делали сами.
- Бабушка играла со своими подружкамив «Ручеек», «Ляпы», «Прятки».
- А ещё играли в «Цепи кованные», «Классики», «Лапту», «Пароль», «Казаки-разбойники», «Прыгалки» и многие другие интересные игры.
- А зимой катались с горки на деревянных самодельных санках, играли в снежки, строили крепости и катались с горки.
«Вышибалы». На игровом поле стояли вышибалы (водящие), их задача – выбить мячом игроков с поля. Мяч подавался поочередно от одного вышибалы к другому, выбитые игроки уходили с поля, пока не были выбиты все игроки команды, при этом из рук вышибалы могла быть поймана «свечка», что означало либо возможность остаться в круге, либо возврат одного из выбитых игроков на поле.
«Классики» – на асфальте мелом расчерчивается квадрат, разбитый на «классы» (т. е. квадраты), которые нумеруются от 1 до 10. Задача играющих пропрыгать на одной ноге (или двух, в зависимости от порядка) по «классам» начиная с первого и до конца, ни разу не сбившись.
«Змейка». Выбирают вожака, берутся за руки и бегут по извилистому направлению за вожаком. Во время бега двое поднимают высоко соединенные руки, чтоб вожак пробрался под ними – образуется выемка.
И попавшему в эту выемку необходимо тот час же обернуться, чтоб цепь получила прежний вид. Далее вожак пробирается через руки всех участвующих в игре, образуется ряд выемок, получается форма змейки.
«Камушки». Это когда нужно по очереди поднять все камушки, находящиеся на земле, не уронив ни одного.
В «Светофор» играли так: на площадке чертили две линии на расстоянии 5-6 м друг от друга. Игроки стояли за одной линией, водящий стоял между линиями примерно посередине, спиной к играющим.
Водящий называл какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствовал в одежде, они беспрепятственно проходили за другую линию. Если такого цвета в одежде не было, то водящий «осаливал» перебегающего игрока.
«Осаленный» становился водящим.
«Тише едешь — дальше будешь». Водящий и играющие находились по разные стороны двух линий, которые были прочерчены на расстоянии 5-6 м друг от друга. Задача играющих: как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него.
Тот, кто это сделал, становился водящим. Играющие двигались только по словам водящего: «Тише едешь – дальше будешь. Стоп!». На слово «стоп» все замирали. Если водящий замечал, что кто-то зашевелился, он посылал играющего за черту.
Зимние развлечения. Я хочу рассказать, как моя бабушка в детстве развлекалась зимой. Жила она на старой Гальянке по улице Доменной. Основное развлечение детей зимой было катание с горок.
Но ближе к весне, когда снег становился липким, ребята любили играть в снежки и лепить снежную бабу. Дети катали большие круглые комки из снега и ставили друг на друга. Верхний из трёх шаров украшали морковкой, заменяющей нос, а вместо глаз вставляли угольки.
На голову снежной бабе одевали ведро. Снеговики украшали почти все дворы.
«Колечко»
«Краски». Участники игры выбирают продавца и двух покупателей. Остальные игроки придумывают себе цвет и тихо называют его продавцу. После этого продавец приглашаетодного из покупателей. Покупатель стучит в дверь: – Тук, тук!
- – Кто там?
- – Покупатель.
- – Зачем пришёл?
- – За краской.
- – За какой?
- – За голубой.
Если голубой краски нет, продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки, поноси, да назад принеси!». Если же покупатель угадал цвет краски, то забирает её себе. Приходит второй покупатель, и разговор с продавцом повторяется. Так покупатели по очереди подходят и выбирают краски. Выигрывает покупатель, купивший больше красок. Он становится продавцом.
У разных поколений игры и игрушки для детей разные, но некоторым из них выпала счастливая судьба: они продолжают радовать ребят и сегодня.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/narodnyie_ighry_ighry_nashikh_babushiek_i_diedushiek