05.06.2015
Для того, чтобы познакомить ребенка со временем предлагаем вам начать со сказки «Время и малыш».
Время и малыш vrem-ya-i-malysh.zip
Почитайте интереснейшую книгу «Время и малыш», вы точно подчерпнете для себя что-то новое.
Категория: | Обучение |
Дата: | 04.06.2015 |
Первые азы изучения времени
Как научить дошкольника понимать часы?
Абстрактность мышления появляется лишь в школьном возрасте, до этого дети не могут адекватно это воспринимать, так что если, что-то не получается — не расстраивайтесь.
Начать нужно с самого обширного и простого понятия — объяснения времен года, сезонности. Кстати, прочитать об этом можно тут. Далее необходимо перейти к изучению месяцев и дней недели.
Но, обо все по порядку. Сначала, нужно объяснить главные свойства времени:
- время в сутках повторяется по кругу (для наглядности — круглый циферблат),
- время скоротечно и ничего вернуть нельзя обратно.
Вроде два таких серьезных противопоставления, но тем не менее, это нужно объясните. Возьмите электронные часы и простые механические.
Круглый циферблат – символ повторяемости по кругу (сейчас утро и завтра настанет утро и вчера началось с утра).
А цифры сменяющие друг друга на электронных часах — символизируют «убегающее в вечность» время. Это даже можно продемонстрировать по песочным часам.
Ребенку уже 2-3 года? Начните с обсуждения его возраста. Сейчас тебе 2 года, через год будет – 3, а через два года — 5…а когда твой братик пойдет в школу — тебе будет 6 лет. У ребенка должны появится какие-то ориентиры, от которых он будет отталкиваться. Или же маленько в ином направлении: год назад ты умел то-то то-то, сейчас ты умеешь «это»…, а через год ты будешь уметь что-то еще.
Секунда, нет минута
Чтобы малышу было легче ориентироваться в таких сложных понятиях, как час и минута с секундами. Нужно под каждое объяснение придумать действие, которое по длительности будет совпадать с объясняемым интервалом. К примеру, топнуть ножкой — это секунда, дойти из комнаты, до какого-то объекта – минута, а вот дойти из дома до садика (если далеко) – час.
Не кидайтесь объяснять, что обозначает стрела на этом или ином месте, сейчас это не важно, научите маленького ребенка выполнять все действия последовательно во времени. Сначала — завтрак, потом — игра, потом — прогулка и т.п. И каждое из этих событий разбейте на пункты и акцентируйте это ребенку. Завтрак: садимся за стол — берем ложку — кушаем кашу — пьем молоко — умываемся и пр. Так же и с остальными «крупными» действиями, все дробим. Обязательно обозначайте: утром будем завтракать, днем — спать и гулять, а вечером – придет папа с работы и будем ужинать. Так вы привьете ребенку самые простые временные понятия: что происходит за сутки и что завтра все повторится. Т.е. в пределах одного дня ничего не повторяется, а завтра все начнется заново.
Обязательно сопровождайте действия словами.
Будущее
Сначала покушаем, потом погуляем.
Сначала поиграем в домино, потом в пазл и т.п
Настоящее
Сейчас идем кушать, а потом гулять.
Сейчас играем в домино, а потом соберем пазл.
Прошлое
Сначала мы кушали, а потом гуляли,
Сначала мы играли в домино, а потом собирали пазл.
Показывайте дидактические картинки, которые помогают разобраться с последовательностью происходящих действий. Описывайте то, что там изображено, просите малыша рассказать об изображении.
делаем обучающий циферблат
Как научить малыша понимать, какая стрелка показывает час, а какая минуты?
Смастерите самодельный циферблат, с помощью которого ребенок научится понимать, как идут стрелки, какие цифры присутствуют и что все это означает. Это, несомненно, помогает развиваться с математической точки зрения. У ребенка закладывается понятие о цифрах, возможно он даже выучит счет. Для деток постарше легко будет учить и сложение цифр.
Приступаем к делу, распечатываем циферблат, даем ребенку разукрасить его, ему же тоже хочется быть полноценным участником творческого процесса. Вырежьте по кругу, если малыш уверенно владеет ножницами – доверьте это ему, нет — обезопасьте его от этого.
Из плотного картона вырежьте стрелки: малую и большую. Если есть стрелки от старых часов – вообще замечательно. В центре циферблата проделайте дырку. Не плохо, если и циферблат будет приклеен на картон, так будет гораздо долговечнее. Прикрутите стрелки к циферблату с помощью болта и гайки. Очень удобное пособие получается.
С чего начать?
1. Объясните значение короткой и длинной стрелок.
2. Начните с часовой стрелки (длинную можно пока снять, чтобы не смущала): на какой цифре стоит и сколько показывает.
Хорошо, ели соотнести это время с действием, происходящим в жизни малыша (7 утра – ребенок встает, 8 утра – приходит в садик и т.п.).
3.
После, того, как понятие часа прочно закрепится в подсознании малыша – приступайте к понятию минуты, что показывает длинная стрелка, для этого посмотрите картинку с часами, где циферблат поделен минутами.
4. И на самом конечном этапе, после освоения часов и минут, можно объяснять дробное время: пять минут пятого и пр. Кстати это умение помогает в будущем хорошо расправляться с дробями.
Хорошо, ели вы будете показывать плакаты, где время сопровождается действиями. Вы можете сохранить их к себе на компьютер и распечатать.плакат о времени плакат про время
Поговорите с ребенком, что изображено на плакатах. Покажите на игровом макете это время, потом можете попросить, чтобы ребенок сам выставил это время на макете. Пусть расскажет, что показывает длинная и короткая стрелки.
После такого ознакомления, уже можно давать задания, чтобы малыш выставлял указанное вами время на игровом макете: вы называете час и минуту — он их выставляет. Далее спрашиваете, когда он ложится спать — ребенок так же выставляет стрелки макета. И так постепенно учим время с детьми по часам, чтобы малыш мог четко сказать посмотрев на часы, который сейчас час.
А вот еще один замечательный макет часиков, которые можно сделать самим.
Источник: https://malenkiyrebenok.ru/uchim-vremya-s-det-mi-po-chasam
Рубрика: Часы и время — онлайн игры и тренажеры
Интерактивные часы с движущимися стрелками. Стрелки связаны между собой. Тренажер поможет выучить время на часах.
Читать далее
Тренажер, который заканчивает серию обучающих игр в разделе «Время». Вам нужно будет переводить стрелки часов мышкой на указанное время. Можно посмотреть правильный ответ при ошибке. 30 заданий нашей онлайн игры помогут отлично закрепить тему «Время на часах»
Читать далее
Интерактивное обучающее пособие — игра, в которой мы будем учить минуты и часы после полудня. В игре имеется 2 раздела — минуты и часы, в каждом из которых имеется режим изучения и 2 теста.
Читать далее
Учим время на электронных часах и часах с циферблатом одновременно. Установите время на электронных часах, и нажмите кнопку «Показать». Это пособие можно также использовать для самопроверки.
Читать далее
Интерактивное пособие — игра. Передвигайте часовую стрелку, и увидите смену времени суток: утро, день, вечер, ночь.
Читать далее
Учите время с нашими необыкновенными часами! Стрелки часов можно передвигать мышкой, и устанавливать свое время. Имеются подсказки, которые можно отключить и использовать для самопроверки.
Читать далее
Источник: http://kid-mama.ru/category/igry-i-trenazhery/chasy-i-vremya/
Дидактическая игра «Части суток»
Формирование временных представлений основано на наглядности, поэтому педагогами в работе используется большое количество картин, дидактических игр, направленных на развитие чувства времени, формирование представлений о временах года, времени суток, дней недели.
Эта дидактическая игра может быть рекомендована для закрепления у детей 3-5 лет знаний о времени суток.
Дидактическое пособие «Кто в домике живет»
Цель: упражнять детей в умении различать части суток; пополнять знания о действиях людей в различные части суток; развивать воображение, создавать образ на основе зрительного и слухового восприятия.
Материалы и оборудование: изготовленные картонные домики; сюжетные рисунки с изображением действий детей в разные части суток.
Варианты заданий и виды деятельности по этому пособию
1.Задание:
Каждый ребенок получает картинку с изображением действий людей (детей) в разные части суток.
Ребенку необходимо назвать эти действия и положить картинку под соответствующим домиком.
2. Двигательная деятельность детей
«А что делает солнышко в разные части суток?»
И.П. — Дети присели в кругу;
- Солнышко встает — утро наступает
- 1 — дети встают;
- Солнышко вверху — день на улице
- 2-руки вверх;
- Солнышко садится — вечер наступает
- 3-присели;
- Солнышко спит — наступает ночь
- 4 — дети ложатся на коврики.
3. Упражнение «Покажи действие»
Воспитатель называет определенную часть суток или выбирает соответствующий домик. Задача детей показать с помощью жестов и мимики действия людей, которые они выполняют (могут выполнять) в указанное время суток.
Источник: https://mirdoshkolnikov.ru/o-detyach/igri-dlya-doshkolnikov/item/442-didskticheskaya-igra-chasti-sutok
Дидактические игры "Ориентировка во времени"
Дидактические игры «Ориентировка во времени».
Цель: Продолжать закреплять понятие времени.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Воспитывать любознательность.
Материалы: разрезные картинки, песочные часы.
Ход: На столе у воспитателя картинкой вниз лежит 10 карточек.
Дети разбиваются на пары. Воспитатель предлагает взять конверты с разрезанными частями и собрать из них картинку за 3 минуты (показывает песочные часы). Воспитатель проверяет, все ли дети успели выполнить задание, и напоминает о важности умения укладываться в заданное время.
Цель: Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь)
Материалы: карточки, с изображением частей суток.
Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь). Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.
Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка.
Ход: У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.
Цель: Продолжать учить определять форму предметов и их частей на примере макета часов. Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов. Воспитывать интерес к играм.
- Материалы: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
- Ход: На столе у воспитателя под салфеткой разные виды часов: будильник, наручные часы, настенные часы с кукушкой.
- Воспитатель читает стихотворение:«Петушок»
- Просыпайтесь, звери, птицы!
- Распушил он хвост блестящий
Воспитатель выясняет у детей, какие приборы придумал человек для измерения времени. (Часы). Затем снимает салфетку с разных видов часов и загадывает загадки. Дети показывают отгадки.
- Ежедневно в семь утра
- Я трещу
- — Вставать пора! (будильник)
- Живет в резной избушке
- Веселая кукушка.
- Она кукует каждый час
- И ранним утром будит нас. (настенные часы с кукушкой)
- «12 месяцев»
- Цель: закрепить понятие о месяцах.
- Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12.
- Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.
- «Назови пропущенное слово»
- Цель: закрепить знания о днях недели, частях суток.
- Материал. Мяч.
- Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:
- — Солнышко светит днем, а луна . . .
- — Утром я пришла на работу, а вернулась домой . . .
- — Если вчера была пятница, то сегодня . . .
- — Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .
- Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.
- «День и ночь» или «Когда это бывает»
- Цель: закрепить знания о частях суток.
- Материал: модель суток, картинки.
- Содержание. Воспитатель выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: Что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?
- «Когда это бывает?»
- Цели: закрепить знание детей о частях суток, развивать речь, память.
- Ход игры: Воспитатель раскладывает картинки, изображающие жизнь детей: утренняя гимнастика, завтрак, занятия и т. д. Дети выбирают себе любую картинку, рассматривают ее. На слово «утро» все дети поднимают картинку, связанную с утром, и объясняют свой выбор. Затем день, вечер, ночь.
- «А что потом?»
- Цели: закрепить знание детей о частях суток, о деятельности детей в разное время суток; развивать речь, память.
- Ход игры: Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:
- Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся. Можно ввести игровой такой момент: воспитатель поет песенку «камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».
- Воспитатель начинает: «Вы утром проснулись. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику» — «А потом?» Передает камешек другому ребенку.
- Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — ночной сон.
- «Назови скорей»
- Цель: формирование знаний о днях недели.
- Содержание. Дети образуют круг. С помощью считалки выбирается ведущий. Он бросает мяч кому-либо из детей и говорит: «Какой день недели перед четвергом? Ребенок, поймавший мяч, отвечает «Среда». Теперь он становится ведущим и задает вопрос: «Какой день недели был вчера?» (Назови дни недели после вторника. Назови день недели между средой и пятницей).
- «Игра с полосками»
- Цель: учить пользоваться словами «до» и «после».
- Содержание. В. говорит: «Возьмите карточку и сосчитайте, сколько на ней полосок? На третью полоску положите 6 кружков. Какое число идет до 6? На какую полоску надо положить 5 кружков и почему? Какое число идет после 6? На какую полоску надо положить 7 кружков и почему? Какое самое большое число на вашей карточке? (самое маленькое). Теперь мы знаем, что все числа, которые идут до какого-нибудь числа, меньше этого числа, а все числа, которые идут после этого числа, больше него».
- «Какой сегодня день»
- Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
- Содержание. В. предлагает детям встать в круг я поиграть в игру: «Назови следующий день». Объясняет игровые действия и правила: Ребенок называет день недели, например, воскресенье, и бросает мяч другому. Тот, поймав мяч, называет следующий день и т. д.
- «Вчера-сегодня»
- Цель: развивать чувство времени у детей.
- Ход игры: Взрослый предлагает детям, выслушав предложения, определить, какого времени оно касается (настоящего или прошлого). Если прошлого, то дети показывают руками сзади себя – было когда-то, если же предложения касается настоящего, то дети разводят руками.
- « Путешествие в страну часов»
- Цель: познакомить детей с тем как можно узнать время без часов. Рассказать о том, что в Москве на кремле есть самые главные часы нашей Родины.
- Материал: часы, картинки и иллюстрации с изображением кремлевских часов и других часов.
- Ход игры: Воспитатель рассказывает о том, что раньше люди узнавали время по крику петуха, по цветам, затем изобрели часы…..
- «Времена года»
- Цель: Закреплять представления о временах года и месяцах осени.
- Материалы: модель времена года.
- Ход: Воспитатель показывает детям модель «Времена года»: квадрат, разделенный на 4 части (времена года), окрашенные в красный, зеленый, голубой и желтые цвета. Желтой сектор разделен еще на 3 части, окрашенные в светло-желтый, желтый и желто-коричневый.
- Воспитатель спрашивает у детей: «Сколько всего времен года? Назовите их по порядку. (Показывает времена года на модели, уточняя цвет.)
- Покажите на модель осень. На сколько частей разделено это время года? Как вы думаете, почему здесь 3 части? Какие месяцы осени вы знаете? Последний месяц осени – ноябрь. Назовите месяца осени по порядку». (сентябрь, октябрь, ноябрь.) Воспитатель показывает месяцы на модели.
- «Составь неделю»
- Цель: Закреплять умение последовательно называть дни недели.
- Материалы: Два набора с карточками от 1 до 7, музыкальное сопровождение.
- Ход игры: Дети делятся на две команды по набору карточек с цифрами от 1 до 7. Воспитатель предлагает детям построиться в шеренгу, образуя неделю: первым встает ребенок, у которого на карточке написана цифра 1 (понедельник), вторым, у которого на карточке – цифра 2 и т.д. Затем дети называют дни недели по порядку и показывают соответствующие карточки с цифрами.
- Дети под музыку по заданию воспитателя выполняют различные движения, а по ее окончанию строятся в шеренгу, образуя неделю начиная со вторника. Затем дети составляют неделю, начиная с четверга и т.д. Игра повторяется 2-3 раза.
- После выполнения каждого задания дети по порядку называют дни недели начиная с заданного дня. За правильно выполненное задание команда получает звездочку.
- В конце игры подсчитывается количество звездочек и определяется победитель.
- «Не ошибись».
- Цели: развивать быстроту мышления; закрепить знания детей о том, что они делают в разное время суток.
- Ход игры. Воспитатель называет разные части суток или действия детей. А дети должны ответить одним словом: «Завтракаем», «Умываемся», назвать, когда это бывает.
- Ориентировка в пространстве
- «Поможем Элли вернуться домой»
- Задачи: Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение
- Материалы: Альбомный лист с изображением плана, конверты с заданиями.
- Ход: Воспитатель напоминает детям отрывок из сказки, в котором девочка Элли с другом Тотошкой после урагана попала в другую страну. Воспитатель предлагает детям помочь ей вернуться домой. Вместе с детьми он рассматривает план возращения домой.
- Взрослый обращает внимание детей на то, что путь Элли обозначен на плане цифрами, а в группе – конвертами с заданиями. Дети находят на плане цифру 1, а в группе – конверт с цифрой 1(В котором размещен текст с заданием на счет). Затем предлагает найти на плане цифру 2 и определить, в каком направлении надо нарисовать стрелку (слева направо из нижнего левого угла в нижний правый угол). Дети находят в группе конверт с цифрой 2 (с заданием). Аналогично дети находят конверты с цифрами 3, 4 и 5 рисуют стрелки и выполняют задания последовательно.
- «Рисуем дорожку к участку»
- Цель: Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.
Источник: https://multiurok.ru/files/didaktichieskiie-ighry-oriientirovka-vo-vriemieni.html