Игры для группы продлённого дня в начальной школе

Ребёнок идёт в школу, и родителям приходится задумываться о том, кто будет забирать его после уроков. Хорошо, если есть бабушка, няня или неработающая мама.

А если родители с утра до вечера заняты, и помочь некому? Неужели детям придётся одним добираться до дома? Кроме того, сейчас в школах много интересных кружков и секций, в том числе бесплатных, но далеко не все они начинаются сразу после уроков.

Ребёнку вроде бы и домой идти на полчаса смысла нет, но и в школе заняться нечем. Вот в этих-то случаях родители обычно вспоминают о «продлёнке».

Игры для группы продлённого дня в начальной школе

Современная «продлёнка»

Что из себя представляет современная группа продлённого дня? В общем-то, она похожа на ту, что была в нашем детстве, но некоторые отличия и нюансы всё же есть.

Отличие первое. «Продлёнка» стала платной

Первое и довольно ощутимое нововведение – во многих школах «продлёнка» теперь платная. Да-да, за «присмотр» теперь нужно платить. Конечно, есть ещё школы, где на такой шаг не пошли, но их мало. Нельзя сказать, что стоимость очень уж велика, но она вполне сопоставима с платой за детский сад. А ведь там дети могут находиться двенадцать часов, и  в цену включено питание.

В школе, если ваш ребёнок будет ходить в группу продлённого дня, за обеды придётся платить отдельно. Например, в Москве сейчас стоимость одного обеда составляет 137 рублей 65 копеек. Вроде бы, и невеликая сумма, но, учитывая плату за продлёнку, в месяц выходит больше пяти тысяч рублей.

К льготникам подход везде разный. В некоторых учебных заведениях для детей этих категорий «продлёнка» вообще бесплатная, в других льготники оплачивают часть стоимости (как правило 50 %), в третьих – льгот нет вообще.

Предоставлять ли льготы малоимущим, семьям с детьми-инвалидами, многодетным и другим категориям, решает сама школа. Как правило, этот вопрос выносится на управляющий совет ежегодно.

То есть даже если вы нашли учебное заведение, в котором продлёнка бесплатная, то всё может измениться уже через год.

Имейте в виду, в случае, если ребёнок болел и это подтверждено справкой от врача, производится перерасчёт оплаты. Также учитываются и каникулы.

Отличие второе. График работы

Как правило, современные группы продлённого дня работают до 18 часов. Однако есть школы, где они закрываются позже (в 18.30 или даже 19.00) или раньше (в 17.00).

Разумеется, работающие родители заинтересованы в том, чтобы была возможность забрать ребёнка как можно позже, но, увы, от их позиции мало что зависит.

Хотя, конечно, если наберётся много желающих изменения графика работы групп продлённого дня, то можно попробовать обратиться с просьбой к администрации школы. Есть шанс, что вам пойдут навстречу.

Во многих школах группы продлённого дня работают даже в каникулы. В этом случае, их деятельность больше похожа на городской детский лагерь. Ребят принимают в 8.30 – 9.00, а забирать их можно в любое время, вплоть до 17.00 – 19.00. В течение дня с детьми гуляют, занимаются, играют. А работающие родители могут не беспокоиться о том, что ребёнок целый день сидит один в пустой квартире.

Отличие третье. Чем занимаются дети на «продлёнке»

Воспитатели групп продлённого дня сейчас – это что-то вроде дореволюционных классных дам.

Если они «прикреплены» к первоклашкам, то нередко помогают классному руководителю во время экскурсий и других внешкольных мероприятий, участвуют в подготовке праздников и т.д.

Если же дети старше, то в обязанности воспитателя входит сопровождение ребят на обед и с обеда, прогулка с ними и присмотр в стенах школы. Но всё зависит от школы, конечно.

Сейчас многие учебные заведения предоставляют своим учениками возможность выбирать самые разные кружки и секции в стенах школы. Ваш ребёнок их посещает? В этом случае воспитатель ГПД напомнит ему о начале занятий, либо даже проводит на них и встретит (но это только в том случае, если есть, кому заменить его на время отсутствия в классе).

А вот домашние задания воспитатели делать с детьми теперь не обязаны. «Приглядывать» — и только.

Однако, к счастью для нас, родителей, большинство из воспитателей всё же искренне любят детей и заботятся о них, а потому стараются организовать выполнение ребятами заданий и даже помогают, объясняют, проверяют сделанное и исправляют ошибки.

Если вам повезёт с воспитателем, то, забирая ребёнка после группы продлённого дня, вы сможете рассчитывать на более-менее нормально выполненную письменную часть домашней работы.

Устные же задания если и выполняются, то только по остаточному принципу.

Ребята, которые сделали все уроки и сходили на все выбранные кружки, чаще всего развлекают себя сами. Обычно в кабинетах есть шашки, шахматы или простые настольные игры, либо принадлежности для рисования.

Это и составляет немудрёный досуг тех, кто ходит в группу продлённого дня.

Ну, и гаджеты, конечно, если только родители одноклассников вашего ребёнка не единодушны в разумном желании вовсе не давать детям в школу телефоны и планшеты.

 

«Минусы» продлёнки

Конечно, группа продлённого дня – это не самое лучшее времяпрепровождение для ребёнка. Ведь школа – не детский сад. Мало где есть тихий час и специальные игровые. Дети вынуждены большую часть времени проводить за партами или умудряться играть между ними. Да и школьные коридоры и рекреации мало приспособлены для детских подвижных игр. Вот и возятся дети на полу прямо в школьной форме.

Плохо и то, что в школах нет сушильных шкафов. Ребята, вернувшись с прогулки и вдоволь навалявшись в снегу, запихивают мокрые шапки и шарфы в рукава, варежки в карманы, а сапоги – в мешки для сменки.

У многих школ можно увидеть яркие детские городки. Однако практика показывает, что детей на них чаще всего не пускают. Связано это с тем, что велика вероятность получения травм. И здесь трудно не согласиться.

Представьте себе пятьдесят – шестьдесят (ведь гуляют на площадке ребята из нескольких классов) детей, одновременно бегающих по лестницам и мостикам и скатывающихся с горок. Просто чудо, если никто не упадёт и не покалечится.

Поэтому администрация школ и воспитатели и не разрешают использовать детские городки для игр.

Полдник для детей, посещающих группу продлённого дня, не предусмотрен. А ведь обед у младшеклассников редко бывает позже часа дня. То есть около пяти, а то и больше часов дети остаются без еды, если только родители не позаботятся об этом.

Чаще всего группы продлённого дня предусмотрены только для учеников начальной школы.

Остальные ученики, если у них есть необходимость переждать в школе время между окончанием уроков и началом занятий в сеции, например, вынуждены либо скучать в коридорах, либо идти к классному руководителю. Последний вариант оптимален, конечно.

Мои старшеклассники, которые жили далеко от школы, после уроков частенько коротали время в нашем общем кабинете: делали уроки, готовились к занятиям с репетиторами или подготовительным курсам, общались и даже ели. Но не все классные руководители готовы к такому.

В этом случае родителям приходится искать какие-то другие варианты. Ведь, к сожалению, хотя сейчас школы всё больше делают для того, чтобы детям в их стенах было как можно интереснее и комфортнее, вопрос возможности отдыха между уроками и занятиями до сих пор не решён.

Игры для группы продлённого дня в начальной школе

Как сделать пребывание детей в группе продлённого дня как можно более комфортным

К счастью, в силах родителей несколько облегчить жизнь своих детей и сделать долгий школьный день более приятным:

  • Давайте детям с собой еду. Ведь, несмотря на вполне съедобные и довольно плотные обеды, с прогулки ребята возвращаются проголодавшимися. Поэтому небольшой термос с чаем или какао, питьевой йогурт и булочка или другая не слишком скоропортящаяся еда будут очень даже кстати.
  • Нелишними будут и запасные носки или колготки, чтобы заменить ими промокшие во время прогулки.
  • Неплохо давать ребёнку с собой и сменную одежду. Конечно, это довольно хлопотно, но зато дети смогут сменить форму на что-то менее официальное и более удобное. Хотя, увы, многие ребята просто забывают или ленятся переодеваться.
  • Любимая игрушка тоже пригодится. Дети в начальной школе ещё малы и с удовольствием играют. Однако не разрешайте брать шумные или дорогие игрушки.
  • Если у школы нет возможности закупить игры для помещений и улицы, возможно, об этом стоит подумать родителям. Несколько наборов шашек, лото, шахмат, лопат для снега, снежколепов, прыгалок, обручей и коробка мела (в зависимости от времени года, конечно) не нанесут бюджету значительного урона, зато будут долго радовать детей.

Фото — фотобанк Лори

Дата публикации 01.02.2017 Автор статьи: Яна Перепечина

Источник: https://materinstvo.ru/art/12765

Сборник подвижных игр (для учащихся 1 класса в группе продлённого дня)

(В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА)

Море волнуется раз

  • ◈ Выбирается водящий. Он произносит вслух:
  • Море волнуется раз,
  • Море волнуется два,

Море волнуется три…

◈ В это время играющие делают разные затейливые движения (или раскачиваются, имитируя волны).

Морская фигура, замри!

Глухой телефон

◈ Участники рассаживаются кругом. Первый участник говорит что-либо шепотом на ухо ближайшему соседу. Тот — также шепотом — передает фразу своему соседу. По правилам игры дважды повторять фразу нельзя. Сообщение передается по кругу и должно возвратиться к первому участнику, который громко повторяет услышанное и то, что было в начале. Затем фразу придумывает следующий участник.

◈ Увлекателен как процесс, так и результат игры.

◈ Садиться можно не по кругу, а в линию. В этом случае последний участник повторяет вслух то, что он услышал, а первый участник — первоначальную фразу.

Ручеек

◈ Число участников нечетное.

◈ Разбившись на пары, игроки встают друг за другом, берутся за руки и поднимают их над головой. Образуется своеобразный коридор. Тот, кто остался без пары, направляется к «истоку» ручейка и затем, пробираясь под сцепленными руками, выбирает себе пару. Новая пара идет в конец ручейка, а игрок, оставшийся в одиночестве, — в начало. И все повторяется.

◈ Играть в эту игру лучше под музыку.

Совушка

Необходимый инвентарь: мел, скамейка.

◈ В углу площадки чертят круг — «гнездо совушки». Около круга ставится скамейка. Нужно выбрать руководителя и водящего — «сову». Остальные — «полевые мышки». Совушка становится в своем гнезде, а мышки — вдоль стен, в своих «норках».

◈ Руководитель говорит: «День!». Все мышки выбегают в центр игровой площадки, бегают, веселятся, а совушка в это время спит в своем гнезде.

Читайте также:  Родительское собрание «детская агрессивность и её причины», 2 класс

◈ Когда руководитель говорит: «Ночь!» — все мышки замирают на месте, а совушка просыпается, вылетает на охоту и смотрит, не шевелится ли кто из игроков. Пошевелившуюся мышку совушка забирает к себе в гнездо.

Так она ловит мышек, пока руководитель не скажет: «День!». По этому сигналу совушка улетает к себе в гнездо, а мышки снова могут бегать и резвиться.

Когда в гнезде у совушки окажется 3-5 мышат, выбирают новую сову и начинают игру с начала.

◈ Хотя мышкам и не разрешается шевелиться, когда сова выходит на площадку, за спиной совы они могут менять позы, но так, чтобы она этого не заметила. Пойманные мышки сидят на скамейке — в гнезде у совы — и не участвуют в игре до смены водящего.

◈ По команде «День!» совушка должна обязательно улетать к себе в гнездо.

Гонка мячей

Необходимый инвентарь: два мяча.

◈ Игра существует в нескольких вариантах. Все играющие делятся на две команды, которые выстраиваются шеренгами. Первые игроки в каждой шеренге держат по мячу.

Вариант 1

◈ По команде «Мяч!» мяч передается над головой, затем игроки поворачиваются на 180°, широко расставляют ноги и обратно мяч прокатывают под ногами. На протяжении всей игры все остаются на своих местах.

Команда, сумевшая раньше передать мяч в одну сторону над головой и обратно под ногами, выигрывает.

Если у какого-то игрока мяч упал или укатился из-под ног, то следующий за ним игрок должен поймать мяч, вернуться на свое место и продолжить игру.

Вариант 2

◈ По команде мяч передается над головой от начала шеренги до конца. Замыкающие игроки, получив мяч, бегут и становятся первыми в шеренге, после чего снова начинают передавать мяч. Когда игрок, начинавший игру, окажется последним, то он должен, получив мяч, пробежать вперед, стать первым в своей шеренге и поднять мяч над головой. Побеждает та команда, которая закончит первой.

Вариант 3

◈ Игра проходит так же, как в варианте 2, но мяч не передают над головой, а перекатывают под широко расставленными ногами. Расстояние между игроками должно быть не менее 40-60 см.

Попрыгунчики-воробушки

◈ На земле или на полу чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий — кошка, которая сидит или стоит в середине круга. Остальные играющие — воробьи — становятся вне круга.

◈ По сигналу воробьи впрыгивают в круг и выпрыгивают из него. Кошка старается поймать воробья, не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный воробей остается у кошки в центре круга. Когда кошка поймает 3-4 воробья, выбирается новая кошка из числа не пойманных птичек. Игра начинается с начала.

◈ Кошка может ловить только в пределах круга. Поймать воробушка — значит коснуться его рукой.

◈ Воробьи прыгают на одной или двух ногах (по договоренности).

Два Мороза

◈ На противоположных сторонах площадки на расстоянии 15 метров линиями отмечают дома. Выбирают двух водящих — Морозов. Остальные ребята выстраиваются в одну шеренгу за линией дома, а посередине площадки — на улице — стоят два Мороза.

  1. Морозы обращаются к ребятам со словами:
  2. Мы — два брата молодые,
  3. Два Мороза удалые.
  4. Я — Мороз, красный нос.
  5. Я — Мороз, синий нос.
  6. Кто из вас решится
  7. В путь-дороженьку пуститься?
  8. ◈ Ребята отвечают:
  9. Не боимся мы угроз
  10. И не страшен нам мороз!

◈ После этих слов ребята бегут из одного дома в другой (за черту на другом конце площадки). Морозы ловят и «замораживают» пробегающих.

Осаленные сейчас же останавливаются и стоят неподвижно на том месте, где их заморозил Мороз.

Затем Морозы опять обращаются с теми же словами к ребятам, а те, ответив, перебегают обратно, по дороге выручая «замороженных» ребят: дотрагиваясь до них рукой и тем самым позволяя им опять войти в игру.

Прятки

◈ Выбирают водящего с помощью считалки или по жребию. Можно выбирать и так: все участники становятся в круг, и один начинает считать с себя до десяти (если играющих мало, то до пяти). Каждый, на кого выпадет число десять, выходит из круга. Водящим становится тот, кто останется последним.

◈ Водящий становится лицом к стене и медленно считает до определенного числа (если играют в квартире, то достаточно до 10). Остальные в это время прячутся.

◈ Со словами «Я иду искать, кто не спрятался, я не виноват» водящий отправляется на поиски.

◈ Игра продолжается до тех пор, пока не найдут всех игроков. Тот, кого нашли первым, становится водящим.

Поймай и угадай

◈ Выбирают водящего. Завязывают ему глаза. Его задача — поймать кого-нибудь из игроков и угадать, кого он поймал. Если водящий ошибся, то он должен отпустить игрока и ловить заново. Если угадал, то пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

◈ Так как глаза у водящего завязаны, то он ориентируется на звуки. Остальные игроки должны хлопать в ладоши, привлекая его внимание.

Штандер

Необходимый инвентарь: мяч.

◈ Эта игра интересна, когда в ней участвуют от пяти человек и больше.

◈ Выбирают водящего. Затем все становятся в круг, и водящий, подбросив мяч вверх, выкрикивает имя одного из участников. Последний, поймав мяч, пытается попасть им в кого-нибудь из убегающих.

◈ Если названный водящим участник ловит мяч на лету, то у него две возможности: подбросить мяч вверх и выкрикнуть имя следующего игрока или крикнуть: «Штандер!» — после чего все замрут и можно будет спокойно запятнать какого-либо участника.

◈ Правила таковы, что тому, в кого целятся, нельзя сходить с места, однако он вправе по-другому уклоняться от мяча: приседать, подпрыгивать вверх и т. д. Если игрок, которого пытались запятнать, ловит мяч, то может запятнать другого играющего. Тогда этот игрок становится водящим.

Гуси-лебеди

◈ Выбирают вожака и волка. Остальные дети играют роль гусей. Волк прячется в сторонке: за горой. Гуси уходят в один конец: отправляются в поле. Вожак прохаживается на другом конце, возле дома, да поглядывает. Завидев волка, он зовет гусей:

  • Вожак:
  • — Гуси-лебеди, домой!
  • Гуси:
  • — Почто?
  • Вожак:
  • — Волк под горой.
  • Гуси:
  • — А чего ему надо?
  • Вожак:
  • — Серых гусей пощипать да косточки глодать.

◈ Гуси бегут, гогоча: «Га-га-га», — а волк их ловит. Кого поймает, того отводит за гору, и игра возобновляется.

Цвета

◈ Выбирается водящий. Остальные игроки становятся в ряд на одной стороне площадки или комнаты.

◈ Водящий отворачивается и загадывает какой-либо цвет. Например, красный. Он поворачивается и внимательно смотрит.

◈ Игроки, у которых в одежде присутствует названный цвет, могут спокойно перейти на другую сторону площадки.

◈ Остальные должны тоже перебраться на другую сторону, но водящий может любого из них поймать. Тогда пойманный игрок становится водящим и игра продолжается.

Снежный бой-2

Необходимый инвентарь: бумага.

◈ Активная игра для большой компании шумных детей. Нужна просторная комната. Поделите комнату пополам (можно длинной елочной мишурой) и разделитесь на две команды. Дайте каждой команде одинаковое количество листов бумаги для снежков.

◈ По команде начинайте перебрасываться снежками. Как только прозвучит команда «Стоп!» каждая команда начинает считать снежки на своей половине комнаты. Выигрывает та команда, у которой снежков меньше.

Перепрыгни

Необходимый инвентарь: скакалка.

◈ Выбирают водящего. Игроки встают вокруг водящего. Он приседает на корточки и начинает крутить вокруг себя скакалку чуть выше пола. Игроки должны перепрыгивать через нее.

◈ Есть два варианта ведения игры:

♦ Игрок, который не успел перепрыгнуть и скакалка задела его по ногам, становится водящим.

♦ Игрок, которого задело скакалкой, выбывает из игры. Так продолжается до тех пор, пока на поле не останется один игрок. Он и считается выигравшим. После этого выбирают нового водящего.

«Молчанка»

  1. Играющие садятся в ряд.

    Водящий ходит перед ними и поёт:

  2. Кони, кони, мои кони,
  3. мы сидели на балконе,
  4. чай пили, чашки мыли,
  5. по-турецки говорили:
  6. чаб-чаляби, чаб-чаляби!
  7. Прилетели журавли
  8. и сказали всем: «Замри!»
  9. А кто первый отомрёт,
  10. тот получит шишку в лоб!
  11. Не смеяться, не болтать,
  12. и солдатиком стоять!

Сразу после окончания песни все должны «замереть» — молчать и не двигаться. Водящий подходит к каждому и говорит что-нибудь смешное, старается рассмешить гримасами. Кто засмеётся или заговорит — из игры выбывает. Иногда, по уговору, он ещё получает и щелчок в лоб.

«Гуси и волк»

  • Один из играющих — «волк», остальные — «гуси». «Волк» стоит напротив «гусей» и переговаривается с ними:
  • — Гуси, гуси!
  • — Га-га-га!
  • — Есть хотите?
  • — Да, да, да!
  • — Ну, летите!
  • — Нет, нет, нет —
  • серый волк под горой,
  • зубы точит, съесть нас хочет,
  • не пускает нас домой!
  • — Ну, летите как хотите,
  • только крылья берегите!

Тогда «гуси» бегут и кричат: «Га, га, га!» В это время «волк» ловит их. Те, кого он поймал, считаются «съеденными». Остальные опять выстраиваются напротив «волка» и продолжают игру до тех пор, пока не останется один «гусь». На этом игра останавливается. Последний «гусь» становится «волком», и всё начинается сначала.

«Медведь»

  1. Один из ребят изображает «медведя» и садится на корточки.

    Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:

  2. У медведя во бору
  3. грибы, ягоды я рву,
  4. а медведь не спит,
  5. всё на нас глядит!
  6. Лукошко опрокинулось,
  7. медведь за нами кинулся!

По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первого поймает, тот становится новым «медведем», и игра повторяется.

«Яблонька»

Дети становятся в круг. На середину выходит девочкам яблонька», её имя называется в песне, и она изображает всё, о чём поётся. Взявшись за руки и двигаясь то в одну, то в другую сторону, все поют:

  • Мы посадим яблонъку — на горе, на горе,
  • наша яблонъка расцветёт — по весне, по весне!
  • Вырастай, яблонъка, вот такой вышины;
  • распускайся, яблонъка, вот такой ширины.
  • Расти, расти, яблонъка, в добрый час,
  • потанцуй, Машенька, поскачи для нас.
  • Ой как наша яблонъка да распустилась.
  • Ой как наша Машенька да закружилась.
  • А мы нашу яблонъку все трясти будем,
  • а мы сладки яблочки собирать будем.
  • А мы нашу яблонъку все пощиплем
  • да от нашей Машеньки убежим вихрем!

При словах «такой вышины» и «такой ширины» играющие поднимают, а затем разводят руки. При словах «трясти будем» все плавно подходят к «яблоньке» и движениями изображают, как трясут её и собирают упавшие яблоки. Со словами «щипать будем» легко щиплют девочку и тут же разбегаются. «Яблонька» бежит ловить: кого поймает, тот — «яблонька».

«Баба-яга»

Один из играющих ребят — «Баба-яга». Он становится в углу комнаты. Ребята подходят к нему и дразнят:

  1. Баба-яга — костяная нога,
  2. с печки упала, ногу сломала.
  3. Пошла в огород, испугала народ.
  4. Побежала в баньку, испугала зайку!

«Баба-яга» начинает прыгать на одной ноге, стараясь поймать кого-нибудь из увертывающихся и убегающих детей. Кого «Баба-яга» поймает, с тем меняется ролями. Игра продолжается.

Источник: https://botana.biz/prepod/nachalnye_klassy/oe96q82h.html

Игры и развлечения в группе продлнного дня

«Игры и развлечения в группе продленного дня»

Филиппова Екатерина Дмитриевна , учитель начальных классов

Группа продленного дня у нас смешанная, т.е. ее посещают ученики с 1-го по 4-й класс. И конечно же в своей работе я уделяю особое значение играм, игровой деятельности, нахожу такие игры, которые будут интересны всем детям.

Потому что мир детства — таинственная и чудесная планета, жители которой много знают, многое понимают, чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Они приобретают этот опыт в своей деятельности, в играх.

Игра — вечный спутник детства, для младших школьников — это способ научиться тому, чему их никто не сможет научить, способ исследования и ориентации в реальном мире.

Наши ученики очень любят подвижные игры, которые мы проводим с ними в зале или на улице на пришкольном участке.

Эстафета со скакалками.

Чертятся две параллельные линии на расстоянии 15—20 м одна от другой. У первой линии выстраиваются в затылок две или три команды. Игроки, стоящие впереди колонны, держат в руках скакалку. На противоположной черте, напротив каждой команды, ставят флажок.

 По сигналу руководителя первые но­мера начинают бег, перепрыгивая через скакалку, и, обогнув флажок, возвращаются обратно и передают скакалку следую­щему игроку. Тот, не задерживаясь, прыгает через скакалку и устремляется вперед. Последний участник, достигнув финиша, поднимает руку со скакалкой вверх.

Выигрывает команда, пер­вая закончившая эстафету.

Прыжки со скакалкой вырабатывают и тренируют такие нужные всем качества, как быстрые, легкие и эластичные дви­жения, выносливость и внимание, чувство ритма.

Многие заслу­женные мастера спорта, готовясь к соревнованиям по легкой атлетике, по боксу, по различным спортивным играм, во время тренировок упражняются в прыганий со скакалкой.

Это помо­гает им лучше подготовиться к соревнованиям, сделать свои движения более быстрыми, точными и уверенными,ноги силь­ными. 

Игра «У медведя во бору».

Все играющие стоят, свободно группируясь на одной сторо­не площадки,на противоположной стороне проводится линия — опушка леса. За линией, в двух-трех шагах от нее, находится берлога медведя.

Играющие подходят к медвежьей берлоге и начинают де­лать движения, имитирующие сбор ягод, грибов, и в то же время все вместе приговаривают:

У медведя во бору Грибы, ягоды беру, А медведь сидит И на нас рычит.

Когда дети произнесут последнее слово — «рычит», «медведь» с рычанием выскакивает из берлоги и старается кого-нибудь поймать. Пойманного он отводит в берлогу. Игра кончается, когда будут пойманы трое—пятеро.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/gpd/281609-igry-i-razvlechenija-v-gruppe-prodljonnogo-dn

Образовательный портал

 Черновская Татьяна Анатольевна, воспитатель группы продленного дня

ГБОУ лицей  №384

Младший школьный возраст – это особый период в жизни ребенка. В этом возрасте учебная деятельность начинает только формироваться, поэтому преобладающей все-таки считается игровая.

Играя, дети учатся считаться с мнением и интересами других, сдерживать свои желания. У них развивается чувство ответственности, коллективизма, воспитывается характер, воля, дисциплина.

Применяя дидактические игры, я способствую развитию мотивов учебной деятельности, формированию личного смысла учения, умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, использованию знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач

Дидактическая игра — эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания.

Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.

           В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в группе продленного дня,   лежат следующие принципы:

— актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

  • — коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую — более сложные.
  • — соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.
  • Хочу поделиться занимательным материалом, собранным мною из различных источников,  который я использую в группе продленного дня.
  • Игра с последующей рефлексией позволяет мне создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

Ø«Слепой и поводырь»: ученики разбиваются на пары. Один исполняет роль «слепого», второй – роль «поводыря». «Поводырь» в течение пяти минут водит своего партнера с завязанными глазами по комнате, затем они меняются местами. После чего учащиеся рефлектируют свои ощущения в каждой роли.

Ø«Моющая машина»: ученики строятся в две шеренги лицом друг к другу и представляют, что они – моющая машина, нужно «помыть» того, кто пройдет через нее, сделать его более радостным, счастливым. Обсуждение после игры позволяет ученикам разобраться в чувствах.

     Режиссерские, хореографические, литературные, музыкальные способности эффективнее всего реализуются в праздниках:

«Золотая осень». «Праздник правил дорожного движения». «Праздник здоровья». «Новый год». «Подарок мамам». «Здравствуй, лето». и т. д.

  1. Задачи в стихах
  2. Ø  Две розы Маша сорвала,
  3.  В подарок маме принесла.
  4.  Сорви еще и подари

 Ты мамочке не две, а … (три).

  • Ø  2.Скоро десять лет Сереже,
  •  Диме нет еще семи.
  •  Дима все никак не может
  •  До Сережи дорасти.
  •  А на сколько лет моложе

Мальчик Дима, чем Сережа? (На 3 года).

  1. Ø  Пять щенят в футбол играли,
  2.  Одного домой позвали.
  3. Он в окно глядит, скучает,
  4.  Сколько их теперь, считает:
  5. Пять щенят плюс мама-лайка.
  6. Сколько будет, сосчитайка! (6)
  7. Ø   – Что хромаешь ты, жучок?
  8. – Ранил ножку о сучок.
  9. Прежде на своих шести
  10. Очень быстро мог ползти.

На скольких ножках ползает теперь жучок? (На пяти.)

  • Ø  Пять ворон на крышу сели,
  • Две еще к ним прилетели.
  • Отвечайте быстро, смело
  •  – Сколько всех их прилетело? (7)
  • Ø  У куклы пять нарядных платьев,
  • Какое нынче надевать ей?
  • Есть у меня цветная шерсть

 – Свяжу, и платьев будет … (шесть)

Задачи — шутки

Ø  Четверо играли в домино 4 часа. Сколько часов играл каждый? (4)

Ø  Мальчик нашел на дороге 5 копеек. Сколько денег найдут два мальчика? (Нисколько.)

Ø  Шла бабка в Москву, а навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько всего человек шло в Москву? (Одна старуха.)

Ø  На столе стояло 3 стакана с ягодами. Вова съел ягоды из одного стакана и поставил его на стол. Сколько стаканов на столе? (3)

Ø  Когда козе исполнится 7 лет, что будет дальше? (Пойдет восьмой.)

Ø  Из леса нужно привезти 9 бревен. На машину можно положить не больше 4 бревен. Сколько раз придется съездить в лес, чтобы привезти все бревна? (3 раза.)

Ø  На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На иве груши не растут.) У семи братьев по одной сестрице. Сколько всего детей в семье? (8)

Дидактические игры

Ø     «В гостях у Красной Шапочки»

 Прошу детей помочь Красной Шапочке накрыть стол, так как к ней придут в гости зайчик, мишка и лисичка.

Дети отвечают на вопросы: сколько всего придет гостей? Сколько надо поставить стульчиков? Сколько надо поставить чашек? Один ученик выполняет задания у доски, используя кукольную мебель, посуду и игрушки: мишку, зайчика, лисичку, куклу – Красную Шапочку; остальные, используя счетный материал, выполняют задания на своих рабочих местах. В результате игры дети узнают, что стульчиков и чашек надо поставить столько же, сколько будет гостей.

Ø     «Геометрическая мозаика»

Предлагаю детям составить комбинацию из геометрических фигур, следуя его указаниям: – Положите зеленый кружок, справа от него – желтый треугольник, слева от зеленого кружка – желтый квадрат, а выше – красный треугольник, ниже – красный квадрат. За желтым треугольником положите зеленый квадрат, а рядом – красный круг.

Ø     «Составим поезд»

Эта игра наглядно показывает, что каждое следующее число образуется путем прибавления единицы к предыдущему числу, а каждое предыдущее получается путем вычитания единицы из последующего.

Составляя поезд, мы можем считать вагоны слева направо и справа налево.

Учащиеся делают вывод, что считать можно в любом направлении, но при этом важно не пропустить ни одного вагона и не сосчитать его дважды.

  1. Ø  «Арифметический лабиринт»
  2. Игра заключается в том, чтобы пройти через двое ворот и набрать в сумме определенное число.
  3. Сюжетно-ролевые игры
  4. Ø  «Театр»

Прошу  детей представить, что они пришли в театр. Перед ними зрительный зал (наборное полотно, каждый карманчик на котором – это стул).

Нужно посчитать, сколько стульев в первом ряду. (10)

 Сколько стульев во втором ряду? В третьем? (10)

В каждом ряду по 10 мест. Требуется назвать номер каждого стула в первом ряду. Ученики хором называют: первый, второй… десятый.

Кассир выдает каждому билет, на котором написаны ряд и место.

– Рассмотрите числа на своих билетах. В каком ряду и на каком месте должен сидеть каждый из вас?

  • Несколько учеников называют свой ряд и место.
  • Контролер проверяет, правильно ли зрители занимают места.
  •  Первым он предоставляет занять места девочкам.
  • Ø  «Почтальон»
  • Читаю: – Кто стучится в дверь ко мне
  •  С толстой сумкой на ремне?
  • Дети хором отвечают:
  • – Это он, это он – Ленинградский почтальон.

Выбираем почтальона и вручаем ему почту: телеграммы, письма, открытки. В каждой корреспонденции, кроме нескольких добрых слов адресату, есть задание – вычислить значение выражения, решить задачу. На партах разложены карточки с цифрами – номера домов.

Почтальон берет одно письмо (или открытку), выполняет задание и доставляет почту в соответствующий дом (ответ решенного примера или задачи указывает номер дома, в который нужно доставить письмо). Получатель письма быстро проверяет правильность ответа.

Если ответ неверный, ученики меняются ролями.

В заключение хочу отметить, что игра — уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина, сердцевина досуга. Игра как огромный пласт культуры  обогащает досуг детей и вносит разнообразие в их пребывание в группе продленного дня, воссоздавая целостность бытия.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/139-preschool-out/8458-ispolzovanie-didakticheskikh-igr-v-gruppe-prodlennogo-dnya.html

Включение игры в режимные моменты ГПД и методика их проведения

Апрель 24th, 2015 admin

Минина Елена Ивановна

Игры в начальной школе специалисты считают одним из самых продуктивных методов развития школьника. Благодаря им учащимся даются не только знания, но и происходит воспитание школьника, что влияет на физическое, интеллектуальное, умственное и гармоничное развитие учащегося.

В жизни каждого ребёнка начальная школа это новый этап: школьнику предоставляется помощь открывать для себя новых друзей, в его жизни появляются новые занятия. Именно на данном этапе развития ребёнка особое место занимают игры в начальной школы, так как основные учебные материалы подаются детям в игровой форме.

Для чего необходимы игры в начальной школе

Игры в начальной школе выступают методом воспитания и обучения, передачей накопившегося опыта, по пути своего развития начиная уже с первых шагов человеческого общества.

Благодаря им, учитель в состоянии учесть индивидуальную способность и уровень имеющихся знаний школьника. Применение игры в начальной школе является одним из основных средств, которое содержит в себе умения реального познавательного интереса учащихся, активного отношения к деятельности учебного процесса, а также для снижения физических и технических перегрузок школьников.

Вне игры возможность творчества доступна не всем учащимся начальной школы.

При проведении подвижных игр среди учащихся младших классов надо учитывать анатомо-физиологические особенности детей этого возраста, относительную подверженность их организма различным влияниям окружающей среды и быструю утомляемость. Скелет младшего школьника ещё продолжает формироваться.

Значительная прослойка хрящевой ткани обусловливает большую гибкость костей, особенно позвоночника. Мускулатура относительно слаба (в частности, мышцы спины и брюшного пресса). Прочность опорного аппарата также ещё невелика.

Поэтому большое значение приобретают подвижные игры с разнообразными движениями, без длительных мышечных напряжений.

Функция внимания у младших школьников ещё недостаточно развита, они часто бывают рассеянными, переключаются с одного предмета на другой.

В связи с этим им желательно предлагать короткие по времени подвижные игры, в которых большая подвижность чередуется с кратковременными передышками. Игры состоят из разнообразных свободных простых движений, причём в работу вовлекаются большие мышечные группы.

Простота и немногочисленность правил игры обусловливаются недостаточной устойчивостью внимания и относительно слабо развитыми волевыми качествами детей 6-9 лет.

Дети этого возраста активны, самостоятельны, любознательны, стремятся незамедлительно и одновременно включаться в проводимые игры, а во время игры стараются в сравнительно короткий срок добиваться заданных целей; им ещё не хватает выдержанности и упорства. Их настроение часто меняется. Они легко расстраиваются при неудачах в игре, но, увлекшись ею, вскоре забывают о своих обидах.

Дети, посещающие группу продленного дня, испытывают выраженный дефицит двигательной активности,т. к. находятся в школьных помещениях по 8–9 часов ежедневно. При этом на работу мышц приходится до 75% всего дневного времени. Лишь 30% школьников привлечены к внеурочным формам занятий физическими упражнениями, а остальные 70% – посещают только уроки физкультуры.

Заболеваемость детей, регулярно посещающих группу продленного дня и играющих на воздухе в разнообразные подвижные игры, значительно ниже, чем у “домашних”, т. к.

 умеренные физические нагрузки повышают сопротивляемость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды и, поэтому, являются важнейшим средством укрепления здоровья и профилактики заболеваний. При этом активизируются буквально все физиологические механизмы защиты иммунитета.

 Все это эффективно лишь тогда, когда ставится задача укрепления здоровья и обеспечение гармоничного развития человека. Этого можно достичь при соблюдении некоторых условий:

движения должны быть разнообразны по форме и характеру;

  • физические нагрузки должны даваться с учетом растущего организма;
  • занятия должны быть эмоционально насыщенными, что можно достичь, в первую очередь, применением подвижных игр.

Прогулка – это одна из форм отдыха детей.

Существует довольно много видов прогулок, что дает возможность разнообразить их в течение всего года. Каждый вид прогулки обусловлен своей целью и правилами, которым необходимо следовать.
Прогулка в зависимости от обстановки и настроения группы может прерываться остановками для кратковременного, спокойного отдыха, быть насыщенной играми и развлечениями.

Прогулка, в сравнениями с экскурсиями, проигрывает лишь в одном – в системности полученных знаний. В объеме же их, как правило, прогулка превосходит экскурсию. Усвоенные в процессе прогулки представления и понятия не уступают тем, которые приобретены на экскурсии.

Сразу после выхода на улицу провожу с детьми десятиминутное наблюдение за состоянием погоды (снег, дождь, солнце, сильный ветер, пасмурно и т. д.), за деревьями (набухли почки, появились первые листочки, пожелтели листья и т. д.), за птицами (летают стаей, по парам и т. д.

), за настроением людей и их одеждой).После каждого рассматривания ставлю вопрос: “Почему?”. Дети отвечают активно, иногда перебивая друг друга, но обиды нет, т. к. всем хочется показать себя наблюдательным человеком.

Ребята даже приводят примеры из собственного опыта или сравнивают с прошедшими наблюдениями.

Затем предлагаю детям спокойные игры. Очень любят ребята всех возрастов, по моим наблюдениям, играть с мячом. В 1-х – 2-х классах учимся ловить мяч, бросать от себя.

Правила: мяч должен быть небольшим, но прыгучим. Кажется как просто: ударил мячиком об стенку, дождался, кода отскочит к тебе и поймал.

Увеличиваю темп прогулки с помощью игры “Вышибалы”. Здесь играют все, предлагаю поиграть даже детям из других групп продленного дня. Чем больше детей, тем интереснее. Делю ребят на две команды: 1-я  – “вышибалы”, 2-я – “бегущая”.

 Цель “бегущих” – увернутся от мяча, который перебрасывают “вышибалы” (они стараются попасть в бегущих). Каждый раз пытаюсь вводить в игру новые правила, тем самым усложняя ее. Главная задача – продержаться в кругу как можно дольше.

Если у ребят нет желания играть в “Вышибалы” предлагаю им другую подвижную игру : «Цепи кованные»

Салочки: все гоняются друг за другом; сначала выбираю одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы.

Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осалит всех волков, а волки – если поймают всех овец.

Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь: делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

Большой выдержки и внимания требует игра «Тише едешь – дальше будешь». Для этой игры нужна довольно большая площадка. Чертятся две ровные линии на расстоянии примерно 30 метров. Одна «старт», другая «финиш». Все игроки, за исключением водящего, становятся на старте.

Водящий стоит на финише спиной ко всем остальным. «Тише едешь – дальше будешь», — произносит водящий. После чего командует: «Раз, два, три!». Игроки на старте начинают двигаться к финишу. Но, как только водящий поворачивается, все должны замереть. Не успевшие отправляются обратно на старт.

Выигрывает первый добравшийся до финиша.

Очень часто, использую малоподвижные игры в классе. Как раз для этого случая подходят более спокойные игры, такие, как «Колечко», «Золушка», «Числа».


При игре в «Колечко» ребята держат перед собой сложенные вместе ладошки, а ведущий между ними проводит своими руками, тоже сложенными «лодочкой», незаметно опуская кому-нибудь колечко или другой маленький предмет.

И после его слов: «Колечко, колечко, выйди на крылечко», обладатель предмета должен быстро выскочить из ряда игроков, тогда как остальные пытаются его удержать. Если у него это получается, то он становится ведущим.

«Золушка» — игра, когда все садятся на свои места, каждый снимает одну туфлю и бросает ее в кучу. Один отворачивается и говорит кому отдать указанную другим туфлю. В конце игры все оказываются обутыми в непарную обувь, что получается очень смешно и вызывает обычно бурю восторга.

«Числа» — игра, когда ведущим загадывается некоторое число. Остальные игроки пытаются его отгадать, а ведущий словами «больше» и «меньше» направляет их в нужную сторону. Отгадавшему – приз. Игра спокойная, но может быть очень веселой, если пофантазировать с призами.

Подвижные игры имеют большое значение в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая является непременным условием каждой коллективной игры.

В процессе игры у детей формируются понятия о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные навыки. Однако игра приносит пользу только тогда, когда учитель хорошо владеет педагогическими задачами, которые решаются во время игры.

Благодаря подвижным играм дети, могут добиться желаемых результатов на тренировках и соревнованиях, ведь развиваются не только моральные и психологические качества, но и физические. Игра не должна превратиться в монотонный процесс. Если дети будут выполнять все эти упражнения без удовольствия и заинтересованности, то едва ли они смогут достичь нужного результата.

Поэтому без подвижных игр здесь не обойтись. Занимаясь подвижными играми, дети укрепляют мышцы спины, верхних и нижних конечностей, корректируют походку.

Там, где подвижная игра, нет места скуке. Эти игры помогают сделать эмоциональную разведку, лучше познакомиться с ребятами.

Подвижные игры всегда требуют от играющих двигательных усилий, направленных на достижение условной цели, оговорённой в правилах. Особенность подвижных игр – их соревновательный, творческий коллективный характер.

В них проявляется умение действовать вместе с командой в непрерывно меняющихся условиях.

Подвижные игры наиболее полно соответствуют природе детства. Мы не один раз были участниками и организаторами подвижных игр. Поэтому вспомним, что самое главное в организации таких игр. Каждая игра имеет свою игровую задачу: «догони», «поймай», «найди» и др. Нужно постараться именно ею увлечь ребят, заинтересовать их.

Иногда полезно сыграть на самолюбии ребят, выразив «сомнение» в их силе, ловкости. Для этого стоит нарисовать перед детьми яркую картину предстоящего действия. Не стоит в начале ограничиваться одной лишь дежурной фразой: «А сейчас мы будем играть в…». Организуя подвижные игры, следует помнить, что лучше, если Вы будете в них таким же участником, как и ребята.

Каждая игра имеет свои правила их и нужно четко объяснить.

Если интерес к игре пропадает, следует попробовать усложнить правила, это обычно вдохновляет.

Но помните: игра является игрой до тех пор, пока она дает действующим лицам широкий набор способов поведения, пока их действия нельзя заранее предугадать. Не пропустите момент, когда игру лучше всего завершить.

И еще, для некоторых игр требуется несложный инвентарь, поэтому его следует приготовить заранее. А также хорошо подумать, где лучше организовать игру на воздухе или в помещении школы.

Спасибо за внимание!

ПОДЕЛИТЬСЯ Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

Источник: http://internet-konkursy.com/statii/vklyuchenie-igry-v-rezhimnye-momenty-gpd-i-metodika-ix-provedeniya/

Ссылка на основную публикацию