Игровая экологическая программа для начальной школы, 2-4 класс

Игровая экологическая программа для начальной школы, 2-4 класс

Название: Сценарий, спортивно-игровая программа для учащихся начальной школы «Зов леса» Номинация: Детский сад, Внеурочная работа , Лагерь, Начальная школа Щеткина Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Место работы: ГУО «Средняя школа №1 г. Кировска»

Месторасположение: г.Кировск, Могилевская область, Беларусь

Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Зов леса»

  • Форма проведения: спортивно-игровая программа
  • Цель: создать условия для формирования правильного грамотного отношения к окружающей среде, позитивного экологического мировоззрения.
  • Задачи: развивать познавательные интересы учащихся; формировать у детей младшего школьного возраста убеждение в единстве и целостности природы; воспитывать бережное отношение к природе.
  • Оборудование: картинки-пазлы с изображением животных, подушки, наборы букв, гимнастическая скамейка, наборы кубиков конструктора.
  • Место проведения: спортивный зал.
  • Оформление зала: надпись «Зов леса» или «Лес зовёт», искусственные ели.
  • Время проведения: 45 минут.
  • Участники: учащиеся начальной школы.
  • ХОД ИГРЫ
  • Ведущий 1: Добрый день, дорогие друзья!
  • Ведущий 2: Здравствуйте, уважаемые гости! Мы рады приветствовать вас в спортивно-игровой программе «ЗОВ ЛЕСА»
  • Ведущий 1: Раз в четыре года мы становимся свидетелями увлекательнейшей борьбы «ТРАВОЯДНЫХ» И «ХИЩНИКОВ», обитающих в наших лесах.

Ведущий 2: И вот сегодня в очередной четвёртый раз решили наши зверюшки померяться силами и в честной борьбе определить, кто же сильнейший. А мы, уважаемые зрители, станем свидетелями того, что из этого получится.

Также интересный сценарий: Сценарий спортивно-игровых состязаний для младших школьников «Здоровый образ жизни»

Ведущий 1: Итак, разрешите представить участников нашей игры. По традиции первыми на поляне появляются «ТРАВОЯДНЫЕ».

  1. ЗАЯЦ – ___________________________________________
  2. ЛОСЬ – ___________________________________________
  3. БЕЛКА – __________________________________________
  4. КОСУЛ – _________________________________________
  5. И, наконец, царь Беловежской пущи – ЗУБР – _________________
  6. Ведущий 2: А теперь пришло время представить соперников нашей замечательной пятёрки «травоядных» – «ХИЩНИКОВ»
  7. Ведущий 1: Встречаем.
  8. ЕНОТ – ____________________________________________
  9. ВОЛК – ____________________________________________
  10. ЛИСА – ____________________________________________
  11. РЫСЬ –____________________________________________
  12. И, наконец, царь леса – бурый МЕДВЕДЬ – ______
  13. Ведущий 1: А сейчас разрешите представить наше уважаемое жюри
  14. Председатель жюри: ________________________
  15. 1._________________________________________
  16. 2._________________________________________
  17. 3._________________________________________
  18. 4._________________________________________

Ведущий 2: Итак, команды на старте, жюри готово. И мы объявляем первый конкурс, который называется «СОБЕРИ КАРТИНКУ» или «КАК МЫ ЗНАЕМ СОПЕРНИКА».

Название: Спортивно-игровая программа для учащихся начальной школы «Зов леса»

Ведущий 1: Перед игроками каждой команды хаотично разбросаны фрагменты двух рисунков с изображением животных. Команде «хищников» предлагается собрать рисунок травоядного, а команде «травоядных» – рисунок хищника.

По команде ведущего первые игроки бегут к разбросанным частям и начинают собирать картинку. Через 10 секунд к ним присоединяется второй участник, затем третий и т.д.

Побеждает та команда, которая первой составляет полное изображение животного.

  • Ведущий 2: А сейчас дадим возможность нашим командам отдохнуть и объявляем музыкальную паузу.
  • Ведущий 1: И мы переходим ко второму конкурсу, который называется «ДОМИК ДЛЯ ЗВЕРЕЙ».
  • Из деталей конструктора нашим зверюшкам предстоит построить себе импровизированный дом.
  • Ведущий 2: А пока наше жюри подведёт итоги двух конкурсов песню ______________ исполнит для вас __________________________

Ведущий 1: Результаты двух предыдущих конкурсов мы узнаем от нашего жюри. Вам слово.

Ведущий 2: Команды, внимание! В следующем конкурсе нашим игрокам необходимо показать не только свою силу и ловкость, но и избрать нужную тактику и стратегию, чтобы одержать победу над противником. Наше состязание называется «БОЙ ПОДУШКАМИ».

Условия: по очереди на спортивную скамейку приглашаются соперники. По команде ведущего игроки начинают сбивать друг друга подушками. Проигрывает тот игрок, который первым коснётся пола.

  1. Ведущий 1: И первыми на арену выйдут
  2. _____________ и _____________
  3. Следующими здесь появятся
  4. ____________ и ______________
  5. Далее я приглашаю
  6. ____________ и ______________
  7. На арену приглашаются
  8. ____________ и ______________
  9. И последними сразятся
  10. ____________ и _______________

Ведущий 2: Сейчас у наших команд есть время отдохнуть. А сейчас для вас поёт ________________________________________. Песня ___________________

Ведущий 1: Большое спасибо за музыкальную паузу, а мы продолжаем. Следующий наш конкурс называется «СОБЕРИ СЛОВО».

Условия: на старте команды получают конверт с буквами, из которых необходимо собрать название животного, которое называют «пожарным» в лесу. Как только слово собрано, игроки, распределив буквы, выстраивают слово на другой стороне игровой поляны.

Ведущий 2: И у нас получилось слово МУРАВЕЙ.

Ведущий 1: А ведь действительно, ребята, муравья называют пожарным в лесу. Из всех лесных жителей только муравьи не убегают от огня, а наоборот собирают других по тревоге. Муравьи тушат огонь струйками кислоты.

А если это не помогает, то они закрывают угольки своим телом. Никто не знает, сколько пожаров не разгорелось благодаря этим маленьким, но очень полезным животным. Их помощь очень важна природе.

Поэтому человек должен беречь и охранять животных, ограждать муравейники.

Ведущий 2: Следующий, интеллектуальный конкурс называется «ВЕРИТЕ ЛИ ВЫ?»

Условия: поочерёдно каждой команде я буду задавать вопросы, на которые вы должны дать ответ «ДА» или «НЕТ». У каждой команды есть 10 секунд, чтобы обсудить вопрос и дать ответ.

Ведущий 1: Верите ли вы …

Первым домашним животным была кошка? (Нет. Собака)

Самое крупное животное – медведь? (Нет. Зубр)

Жилище барсука называется берлога? (Нет. Нора)

Пчела делает около 200 взмахов крыльями в минуту? (Да.)

Слепень за один раз высасывает столько, сколько 70 комаров? (Да.)

Жилище бобра называется нора? (Нет. Хатка)

У насекомых восемь ног? (Нет. Шесть)

У насекомых есть костный скелет? (Нет.)

Что животных, которые живут только в воде, называют земноводными? (Нет. Земноводными называют животных, которые живут и на суше, и в воде)

Самая распространённая в Европе ядовитая змея называется гадюка? (Да.)

Ведущий 2: Спасибо, команды. И сейчас мы узнаем результаты предыдущих конкурсов. Слово жюри.

Ведущий 1: Впереди последний конкурс нашей игры и называется он «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ДЕСАНТ».

Условия: собирая мусор, наши зверюшки переправляются на противоположную сторону игровой поляны. Как только вся команда переправится, участники должны составить и выстроить высказывание о природе. Побеждает команда, которая сделает это быстро и правильно.

Ведущий 2: Давайте узнаем, что получилось у наших команд.

Ведущий 1: Да, действительно, наши зверюшки сегодня показали нам, что природе нужна наша защита, всем нам необходимо бережно относиться к ней, соблюдать порядок, приумножать богатства родной природы.

Ведущий 2: Вот и подошла к концу наша игра. Давайте поблагодарим наших участников за те минуты радости, которые они доставили себе и нам.

Ведущий 1: И пока жюри подведёт окончательные результаты для вас звучит песня ___________________ в исполнении______________________________

Ведущий 2: Итак, слово жюри.

Ведущий 1: Внимание! Сильнейшей сегодня стала команда «_________________».

А «_________________» не стоит унывать. Впереди ещё будут новые игры и победы.

А нашей игре мы не говорим «ПРОЩАЙ!», а говорим «ДО ВСТРЕЧИ!»

ЗВЕРИ: ЛЕС ЗОВЁТ!!!

  • Ведущий 2: Для вас звучит песня _____________________ в исполнении ____________________.
  • Название: Сценарий игровой программы для детей младшего школьного возраста «Зов леса» Номинация: Детский сад, Внеурочная работа , Лагерь, Начальная школа Щеткина Марина Александровна Должность: учитель начальных классов Место работы: ГУО «Средняя школа №1 г. Кировска»
  • Месторасположение: г. Кировск, Могилевская область, Беларусь

Основные разделы:

Источник: https://portal2011.com/stsenarij-sportivno-igrovaya-programma-dlya-uchashhihsya-n/

Экологическая игра для 3-4 классов

Экологическая игра для 3-4 классов. Можно использовать как внеклассное мероприятие, в рамках недели начальных классов. 

  • Цели:
  • — воспитывать экологическую культуру;
  • -прививать любовь к чтению книг о природе;
  • -расширять кругозор обучающихся.
  • Оборудование:
  • мультимедийный проектор,
  • Красная книга,
  • плакаты с предупредительными знаками,
  • картинки с изображением животных,
  • карточки с заданиями,
  1. Экологическая игра 3-4 классы.
  2. Цели:
  3. — воспитывать экологическую культуру;
  4. -прививать любовь к чтению книг о природе;
  5. -расширять кругозор обучающихся.
  6. Команды по 4 человека от каждой школы.
  7. Ход игры.

Добрый день, дорогие друзья! Все мы – жители одного большого дома под названием планета Земля. Наша с вами обязанность беречь и охранять леса, обитающих в них птиц , животных. Леса являются «легкими» планеты, так как помогают очищать воздух, вырабатывать кислород. Посмотрите вокруг, какой прекрасный мир нас окружает: леса, поля, реки, моря, небо, солнце….

Это природа! Она нас кормит, одевает и взамен требует совсем немного – бережного отношения к себе. Однако порой и взрослые, и дети бездушно ведут себя по отношению к ней. Земля наш общий дом, и ее надо охранять. Охрану природы, правила поведения в ней изучает целая наука – экология. Сегодня мы с вами проверим свою эрудицию в этой области знаний.

Итак, мы начинаем игру.

Первый тур –Составь слова. (по баллу за слово)

— Что означает слово «Экология»?( эколо́гия  — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. )

Я предлагаю вам составить как можно больше слов из букв слова ЭКОЛОГИЯ

Второй тур – «Эколото» (по 1баллу за правильный ответ)

Народные пословицы и поговорки экологического содержания. Вам нужно собрать пословицы и поговорки.

  1. Пчелка маленькая…(и та трудится)

  2. Враг природы тот…(кто лес не бережёт)

  3. За комаром…(не ходи с топором)

  4. Лес и вода….(родные брат и сестра)

  5. Без корня и……(трава не растет)

  6. Увидел скворца…….(весна у крыльца)

  7. Подкорми птиц зимой…..(они отплатят тебе добром летом)

Третий тур – « Легенда о цветах»( 3 балла)

( каждой команде раздаются карточки, на который написана легенда, они должны внимательно прочитать и сказать о каком цветке идет речь.)

  1. Латинское название этого цветка «галактус» происходит от греческих слов «гала» — молоко и «актус» — цветок. Т.е. молочно-белый цветок. Древняя легенда гласит: когда Адам и Ева были изгнаны из рая, шел сильный снег, и Еве было холодно. Тогда, чтобы как-то успокоить ее и согреть, несколько снежинок превратились в цветы. Поэтому цветок стал символом надежды (подснежник)

  2. В Англии этот цветок воспет поэтами, в сказках он служит колыбелью для малюток фей и нежных эльфов. Его родина – Персия, оттуда он перекочевал в Турцию, а в XIX веке он попал в Европу. В Голландии существовал культ этого цветка. В Амстердаме был случай, когда за три луковицы были куплены два каменных дома. (Тюльпан)

  3. Ее родина _ Персия. Существует поэтическая легенда: однажды в апреле богиня цветов и юности Флора в сопровождении Солнца и богини радуги Ириды спустилась на землю.

    Перемешав все краски и цвета радуги, они начали осыпать ими луга и леса. Дойдя до северных уголков Земли, богиня обнаружила, что все краски истрачены, осталась только лиловая.

    Тогда Флора брызнула лиловой краской на кусты, и выросла роскошная …. (Сирень).

  4. Старинная славянская легенда рассказывает: удалого Садко любила водяная царица Волхова. Однажды в лунном сиянии увидела она своего возлюбленного в объятиях земной девушки Любавы. Отвернулась гордая царевна и пошла.

    А из ее прекрасных синих глаз покатились слезы, и только Луна была свидетелем того, как эти чистые слезы превращаются в нежные цветы, унизанные волшебными жемчужинами.

    С тех пор этот цветок считается символом чистой и нежной любви. (Ландыш)

  5. Греческая мифология рассказывает о появлении этого цветка:

   Нимфа Клития полюбила бога солнца Апполона. Она так сильно влюбилась, целыми днями она сидела на земле и наблюдала за солнцем. Но Апполон никогда не замечал ее.    Боги Олимпа пожалели нимфу и превратили ее в цветок. Ее ноги стали стеблем цветка, ее лицо превратилось в цветок в окружении золотых волос-лепестков. 

  •    Даже в форме цветка Клития продолжает смотреть на возлюбленного, поэтому этот цветок всегда следует за солнцем. (подсолнух)
  • Четвертый тур – «Живые барометры» (по 1 баллу за правильный ответ)
  • Предлагаю вам стать предсказателями: по состоянию природы – угадать погоду.
  • Приметы:
  1. Багряные зори….(к ветру)

  2. Утром туман стелется по воде….(к хорошей погоде)

  3. Дым столбом…(к морозу)

  4. Утром на траве роса….(дождя не будет)

  5. Длинные сосульки…( к затяжной весне)

  6. Вечером с реки поднимается пар…(завтра пойдет дождь)

  7. Птицы весной вьют гнезда на солнечной стороне – лето будет….(холодным)

  8. Вечером сильно стрекочут кузнечики, кричат лягушки…(будет ясно)

  9. Иней на деревьях…(к морозу)

  10. Грачи рано прилетели…(весна теплая будет)

Читайте также:  Комплекс утренней зарядки для школьников, для подростков

Пятый тур – « Пернатые друзья»( 3 балла)

О какой птице идет речь?

  1. Эта птица поедает массу вредных насекомых, подбирает различные отбросы. Полезна она еще и тем, что в местах обитания дикого зверя, завидя его, громко кричит, чем нередко и пользуются охотники. А еще она ежегодно строит новое гнездо, оставляя старое другим птицам. (сорока).

  2. Пение этой птицы чрезвычайно мелодично: оно состоит из различных трелей, свистящих, щелкающих звуков разнообразной интонации. Пение продолжается до середины июля, затем у птицы появляются птенцы – и пение прекращается. Что это за птица?

  3. У этой птицы нет своих песен, но она прекрасный звукоподражатель и часто распевает песни зябликов, дроздов, а то и заквакает лягушкой или залает собакой, а потом снова запоет попурри из чужих песен. Очень хорошо это у нее получается. ( скворец).

  4. Этих птиц, как и грачей, ждут с нетерпением, ведь они вестники весны. Птицы прилетают рано, едва появляются проталины. А о пении этой птички говорилось много.

    Но никакие, даже образные выражения и самые точные слова не могут передать эту музыку, льющуюся из поднебесья.

    Иногда эта птичка поднимается так высоко, что ее не видно, и кажется, будто удивительные звуки вместе с лучами солнца льются из голубого неба. ( жаворонок)

  5. Он хорошо приспособлен к жизни возле человека. Часто, ближе к вечеру, множество этих птиц слетаются на одно дерево, где они принимаются петь, поднимая оглушительный шум.( воробей).

  1. Шестой тур – «Если сбились вы с пути»( 2 балла)
  2. Задание – по лесным приметам нужно узнать направление к дому.
  3. Приметы:
  1. Вы в лесу немного заблудились, и перед вами муравейник. Поможет ли он вам? (муравейник всегда находится с южной стороны от дерева или пня, у которого он расположен)

  2. Перед вами только сосна и ель. Как сориентироваться? ( смолы на стволе больше на южной стороне.)

  3. Вам стал попадаться подорожник, значит …( где-то тропа.)

  4. Вы собирали ягоды и заблудились. Подскажет ли вам ягодка, где север, а где юг? (самая спелая ягода расположена на южной стороне куста.)

  5. Можно ли по срезу пня определить где север, а где юг? (годовые кольца с южной стороны шире, а с северной уже.)

Седьмой тур – «Дальше, дальше…»( по 1 баллу за слово)

За минуту каждая команда должна дать как можно больше правильных ответов на данные вопросы.

  1. Название какого растения связано со звоном? (колокольчик)

  2. Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

  3. Какая птица самая маленькая в мире? (колибри)

  4. Самое быстрое животное на суше? (гепард)

  5. Каких птиц больше всего на свете? (домашних кур, воробьев)

  6. Какая нить в природе самая тонкая? (паутина)

  7. Косой ли на самом деле заяц? (нет)

  8. Кто сильнее лев или тигр? (тигр)

  9. Где у кузнечика ухо? (на ноге)

  10. Какого цвета хамелеон? (разного)

  11. Какая трава самая высокая? (бамбук)

  12. Какие ноги у жирафа длиннее – передние или задние? (одинаковые)

  13. Сколько ног у паука? (восемь)

  14. Какие птицы ночуют в снегу? (куропатка, тетерев, рябчик)

  15. Что ест зимой жаба? (ничего, она спит.)

  16. Глаза на рогах, а дом на спине. Кто это? (улитка,)

  17. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (пингвины)

  18. Какое животное вылезает из кожи вон? (змея)

  19. В пруду купался, а сух остался. (гусь)

  20. Цветы ангельские, а когти дьявольские. (шиповник, роза).

Подведение итогов игры.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/meropriyatia/ekologhichieskaia-ighra-dlia-3-4-klassov

Картотека экологических игр для младших школьников

  • «Картотека экологических игр для детей младшего школьного возраста»                                            
  •   УГАДАЙ  ПРАВИЛО.
  • Цель:  Описать поведение человека по отношению к объектам природы, объяснить эти действия.

Материал: Рисунки с изображением правил: береги муравейники, не разоряй гнёзд, не обрывай паутину, не убивай пауков, не топчи траву, не рви цветы, не уничтожай грибы, не лови бабочек и др.

насекомых, не ломай ветки деревьев и кустов, не уноси домой диких животных, не разжигай костер, не шуми в лесу, не мусори и др.

Игровое действие: Педагог показывает рисунок с правилом, а дети своими словами передают смысл правила. После усвоения правил рисунки используются для обозначения действий на экологической тропе.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ  СВЕТОФОР.

Цель:  Уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы.

Материал:  3 кружка: красный, желтый, зеленый. Картинки: мальчик выбрасывает мусор на улице, мальчик гуляет с собакой, мальчик ловит бабочек, мальчик белит дерево, мальчик сажает цветы, мальчик делает кормушку и т.д.

Ход игры: Дети должны «зажечь» для каждой картинки знак светофора.

Зеленый цвет- помощник природы, её настоящий друг.

Красный цвет- стой! Ты приносишь вред природе и жизни людей.

Желтый цвет -будь осторожен!  Не нанеси вреда.

 НАСТРОЕНИЕ ПРИРОДЫ.

Цель:  Формировать обобщенное значение слова «природа». Развивать у детей связную речь.

Материал:  Картинки изображающие настроение «природы».

Ход игры: Детям предлагается картинка-  «настроение природы», плохая или хорошая ситуация в природе. Дети должнф объяснить настроение природы.

  1. МАГАЗИН « ЦВЕТЫ».
  2. Цель:  Учить находить, называть и описывать комнатные растения по характерным признакам.
  3. Материал: Комнатные растения.

Ход игры: Выбирается продавец, у которого магазин «Цветы» (на столе расставляются комнатные растения). Покупатели дети — описывают комнатное растение, не называя его. Продавец должен узнать растение, назвать его и выдать покупку. Можно предложить образец описания.

  • НАЙДИ ДЕРЕВО ПО СЕМЕНАМ.
  • Цель:   Учить соотносить семена деревьев с самим деревьями.
  • Материал:  Семена и плоды деревьев и кустов, которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины, хвойные.

Ход игры:  Игра проводится зимой на улице. Детям раздаются семена и плоды. По сигналу каждый бежит к тому дереву, семена которого у него в руках. Дети называют дерево.

  «ГДЕ , ЧТО РАСТЕТ?».

Цель:  Продолжать группировать растения по месту произрастания. Развивать связную речь, расширять словарь детей.

Материал: Большие карточки с изображением леса, огорода, сада, луга; маленькие карточки с изображением овощей, фруктов, цветов, кустов, деревьев, семена, плоды. Конверты для детей.

Ход игры:  Детям раздать конверты с маленькими картинками. Педагог показывает большие картинки. Дети рассматривают их и рассказывают о них, подбирают маленькие картинки. В конце игры подводится итог: что растет в лесу, огороде, саду …»

ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ.

Цель:  Формировать у детей представление о взаимосвязи обитателей леса — растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга. Дать знания о том, что лес — это сообщество растений и животных, которые не могут жить друг без друга.

Материал: Картинки пищевых цепочек, звеньев.

Ход игры: Педагог показывает картинку, а дети должны определить, кто кем питается и какое звено занимает в лесу, обосновать выбор.1.Образование цепей питания. 2.

Основание пищевых цепочек: а).звено- это лес, со всем растит. миром; б). звено- все, кто питается растениями (гусеницы, мыши, зайцы, белки); г). звено- охотники (ласка, совы, куница…)  д).

звено- хищные ( птицы и звери).

 ЗООЛОГИЧЕСКОЕ  ЛОТО.

Цель:  Закреплять умение детей классифицировать животных: звери, насекомые, рыбы, называть их. Развивать память, внимание.

Материал:  Большие карты с изображением разных животных, мелкие картинки этих же животных.

Ход игры: Дети разбирают большие карты. Педагог достает  по 1 картинке из коробочки. Дети должны найти этого животного у себя, назвать его и накрыть картинкой на своей карте. Выигрывает самый внимательный, кто не ошибается, быстрее других заполнит карту.

  1. «ВЕРШКИ  — КОРЕШКИ».
  2. Цель: Упражнять детей в классификации овощей по принципу: что у них съедобно — корень, или плоды на стебле.
  3. Материал: фанты.

Ход игры: Беседа с детьми «Что называют вершками и корешками у овощей?» Педагог называет овощ, а дети быстро отвечают, что у него съедобно: вершки или корешки. Тот, кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого осталось больше всего фантов.

Второй вариант. Педагог говорит: «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки.

«КОГДА ЭТО БЫВАЕТ?

Цель: Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Ход игры: Педагог называет время года и дает камешек — право хода. Ребенок вспоминает и говорит, что бывает в это время года. После передает камешек другому, тот вспоминает другой признак.

«ЖИВОЕ  —  НЕЖИВОЕ».

Цель: Закрепить знания детей о свойствах живых организмов, о принадлежности неживых предметов, их значении. Развивать связную речь, умение описывать объекты.

Ход игры: Дети загадывают предмет. Ведущий  — с помощью вопросов должен угадать живое или неживое загадали. Если живое — выяснить его свойства. Если неживое — это явление природы или предмет, сделанный руками человека, как он используется.Ведущим может быть ребенок.

«КОМУ ЧТО ПО ВКУСУ».

Цель: Учить классифицировать птиц или зверей по принципу «каждой птичке свой корм».

Материал: Картинки птиц, по их числу картинки с кормом (рябина, чертополох, зерно, хлебные крошки, семечки, лягушка, рыба, насекомые, мышь и др.).

  • Ход игры: Дети выбирают себе по три картинки с птицами, и к ним подбирают картинки с кормом, кому что по вкусу.
  • «ПОДБЕРИ  ЖИВОТНОЕ».
  • Цель: Закреплять умение детей пользоваться моделями животных, расширять знания о классификации животных.
  • Материал: Картинки зверей, птиц, насекомых, модели этих животных.
  • Ход игры: Педагог показывает модель, а дети изо всех картинок выбирают только картинки тех животных, которые соответствуют модели.
  • « ПЛАВАЮТ, БЕГАЮТ, ЛЕТАЮТ».
  • Цель: Расширять знания детей о многообразии животного мира, способах их передвижения.
  • Материал: Картинки различных животных, большие карты по 4 в каждой «Летают», «Бегают», «Плавают».
  • Ход игры: Дети заполняют большие карты картинками тех животных, которые относятся к данной классификации.
  • «НАЗОВИ  ПРАВИЛЬНО».
  • Цель: Систематизировать знания об аквариумных рыбках: узнавать по внешнему виду и правильно называть.
  • Материал: Картинки аквариумных рыб.
  • Ход игры: Педагог показывает картинки, дети называю
  • «КАЖДЫЙ ГРИБОК В СВОЙ КУЗОВОК».
  • Цель: Научить детей и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы.
  • Материал: Картинки съедобных и несъедобных грибов, две нарисованные корзины с прорезями для грибов.
  • Ход игры: По сигналу педагога играющие раскладывают грибы по корзинам.
  • «РАССЕЛИ ЗВЕРЕЙ»

Цель: Закреплять знания о животных Севера, средней полосы, пустынь, экваториальных тропических лесов, об условиях, необходимых для их жизнедеятельности. Развивать связную речь.

Материал: Крупные картины с изображением различных экосистем: Арктика, Африка, тундра, тропические леса, пустыня, леса средней полосы и др.; мелкие картинки с изображением животных.

Ход игры: Первый вариант. Дети расселяют животных по их местам обитания и объясняют свой выбор.

Второй вариант. Педагог расселяет животных, а дети исправляют ошибки.

«ЧТО  ЛИШНЕЕ?».

  1. Цель: Развивать умение детей сравнивать, обобщать, классифицировать, аргументировать свой выбор.
  2. Материал: Картинки с изображением овощей, фруктов, зверей, птиц, насекомых, деревьев, растений леса, сада, луга, комнатных растений.
  3. Ход игры: Педагог выстраивает цепочку, одно звено лишнее, ребенок должен найти его и объяснить свой выбор.
Читайте также:  Гиацинты из гофрированной бумаги своими руками. мастер-класс

 «КРУГЛЫЙ  ГОД»

Цель: Закреплять умение видеть признаки сезонных изменений в погоде, у растений, в поведении животных, жизни людей.

Материал: Большой вращающийся диск, разделенный на 4 сектора разного цвета (белый — зима, зеленый — весна, розовый — лето, желтый — осень), серии картинок (сезонные изменения: снег, дождь, жаркое время, листопад и др.; цветы: подснежник, ромашки, астры, плоды; животные и птицы в разное время года; труд людей; развлечения детей).

Ход игры: Вращается диск, стрелка показывает на сектор. Играющие по цвету сектора определяют сезон и подбирают картинки для этого времени года.

  • «СОСТАВЬ  БУКЕТ».
  • Цель: Научить детей правильно находить садовые, полевые, луговые, лесные цветы, называть их, составлять из них букеты.
  • Материал: 4 вазы с отметками, живые цветы или картинки с изображением разных цветов.

Ход игры: Первый вариант. Рассмотреть с детьми вазы и цветы, стоящие в них, назвать их и определить, к какому виду относятся.

Второй вариант. Сами дети расставляют цветы или картинки по вазам.

  1. «КАКАЯ  СЕГОДНЯ  ПОГОДА».
  2. Цель: Учить детей с помощью символов обозначать погоду и рассказывать о ней.
  3. Материал: Рисунки-символы: дождь, снег, солнце, пасмурно, ветер, град, гололед и др.; фланелеграф или магнитная доска

Ход игры: Педагог выкладывает на фланелеграф или магнитную доску схему из символов, а дети угадывают погоду. Педагог рассказывает о погоде сегодня, а дети сами выкладывают рисунки-символы, могут их нарисовать.

Загрузить: kartoteka_ekologiya.docx (20,38 Кбайт)

Источник: https://ustinova-lytgimnazian7.edumsko.ru/folders/post/1125852

Рабочая программа по внеурочной деятельности экологического направления для учащихся начальных 2-4 классов пусть всегда будет солнце

Муниципальное Казенное Общеобразовательное Учреждение

Крутоярская средняя общеобразовательная школа

  • «Утверждаю»
  • Директор __________ «___»___________2012
  • Рассмотрено
  • На заседании МО № ___
  • «___»___________2012
  1. экологического направления для учащихся начальных (2-4) классов
  2. « ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ»
  3. Составила:
  4. учитель начальных классов
  5. Атмановская Надежда Николаевна
  6. 1 категория

Пояснительная записка.

История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему.

Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность.

Начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.

Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием следует понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой.

На формирование экологического сознания оказывает влияние экологические знания и убеждения.

Условием такого обучения и воспитания выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, правовой, эстетической и практической деятельности учащихся, направленной на изучение и улучшение отношений между природой и человеком.

Причём, человек рассматривается как часть природы, он существует, внутри природы и неотделим от неё. Связь между человеком и природой проявляется, прежде всего, в той многообразной роли, которую природа играет в материальной и духовной жизни людей.

Вместе с тем они проявляются и в обратном действии на человека на природу, которое, в свою очередь может быть и положительным (охрана природы) и отрицательным (загрязнение воздуха, воды, уничтожение растений, животных и др.) Материал об экологических связях должен быть обязательным элементом содержания занятий.

Воспитание, основанное на раскрытии конкретных экологических связей, поможет ученикам усваивать правила и нормы поведения в природе, которые будут осознанными и осмысленными убеждениями каждого ученика.

На первом этапе работы необходимо взять во внимание интересный опыт Л.Н. Ердакова, который придумал экологические сюжеты о похождениях Экоколобка. Похождения Экоколобка – своеобразный учебник по экологии. А так же необходимо уделять внимание произведениям В.В. Бианки, Н. Сладкова, Б. Заходера, М.М. Пришвина.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/57781-rabochaja-programma-po-vneurochnoj-dejatelnos

Программа дополнительного образования по экологии Чувство природы для учащихся начального звена (1-4 класс)

  • РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
  • дополнительного образования
  • Вид программы составительская

Направленность эколого-биологическая

  1. Наименование «Чувство природы»
  2. Возрастная группа
  3. учащихся младший школьный возраст
  4. Срок реализации 2 года
  5. Реализуется в
  6. учреждении с 2013 г.

  7. Вид составительская
  8. Уровень усвоения, способ освоения содержания образования креативный, углубленный, творческий.

Краткое содержание программы.

Программа охватывает развитие интереса к более углубленному изучению природы, воспитания любви к природе, родному краю и бережное отношение к ней.

  • Пояснительная записка
  • «Кто был глух к природе с детства,
  • кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца,
  • не открыл для себя красоты первой весенней травы,
  • к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного,
  • чувство поэзии, а может быть, и простая человечность»

(В.А. Сухомлинский)

Любовь к природе — великое чувство. Оно помогает человеку стать великодушнее, справедливее, ответственнее. Любить и беречь природу может тот, кто ее знает, изучает, понимает.

Детям свойственна доброта и любознательность, но не хватает опыта и знаний, поэтому главная задача экологического образования — формирование у детей экологической культуры, ответственного отношения к природе, понимания неразрывной связи человеческого общества и природы, включающего систему экологических знаний, умений и мышления.

У детей занимающихся в кружке формируется экологическая культура, которая выражается в гуманно-ценностном отношении к природе, основными проявлениями которого служат: доброжелательность к живым существам, эмоциональная отзывчивость; интерес к природным объектам; стремление осуществлять с ними позитивные взаимодействия, учитывая их особенности как живых существ; желание и умение заботится о живом. Дети узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения, сохранение многообразие видов организмов, охрана природы, как необходимое условие сохранение здоровья людей. Дети получают представления о заповедниках как одно из важнейших форм охраны природы.

В отличие от многих программ, данная программа выполняет важную социальную функцию, помогая детям через активное познание окружающего мира войти в новые современные социально-экономические отношения, и, преодолевая негативные проявления, получить опыт здорового образа жизни. Ее социальная направленность выражается в формировании экологизированного мировоззрения, разумных взаимоотношений человека с социумом и природой, а также в широкой начальной профессиональной ориентации.

Настоящая программа является составительской, выполнена на основе программ:

  1. Авторская программа М.И. Топорковой «Экологическая тропа «ЗДОРОВЬЕ»/Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Объединение «Дворец молодежи» /Екатеринбург 2003 год.

  2. Авторская программа Л.Л. Кшняшева «Чувство природы»/Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Объединение «Дворец молодежи»/Екатеринбург 2001 год.

  1. Цель программы:
  2. Формирование осознанного отношения детей к природе, экологической культуры, любви к природе родного края.
  3. Задачи программы:
  4. Обучающие задачи:
  • научить видеть и понимать красоту живой природы;
  • сформировать навыки экологически грамотного и безопасного поведения;
  • расширить знания по зоологии, познакомить детей с условиями жизни животных в естественных условиях и в уголке живой природы, с охраняемыми животными, вошедшими в красную книгу;
  • познакомить детей с окружающим растительным миром, ролью растений в жизни людей, с разнообразием цветочно-декоративных растений занесенными в красную книгу;
  • познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;
  • познакомить детей с технологией изготовления поделок из природного материала.

Воспитательные задачи:

  • воспитать в ребенке лучшие духовно-нравственные качества: любовь к людям и природе, стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
  • воспитывать у детей ответственное отношение к окружающей среде;
  • воспитывать у детей своевременное, аккуратное и тщательное выполнение и соблюдение всех правил ТБ в кружке.

Развивающие задачи:

  • развивать потребности общения с природой;
  • развивать эмоционально доброжелательное отношение к растениям и животным, нравственные и эстетические чувства;
  • развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
  • развивать умения и навыки правильного взаимодействия с природой.
    • Отличительные особенности программы:
    • Ведущие теоретические идеи, на которых базируется данная программа:
    • Особенностью данной программы является то, что она дает возможность детям познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, способствует развитию мировоззрения, ценностным ориентациям, установкам и активной деятельности по охране окружающей среды.
    • Обучение основывается на принципах экологического образования:
    • принцип целостности окружающей среды, формирующий у обучающихся понимание единства окружающего мира;
    • принцип межпредметных связей, раскрывающий единство и взаимосвязь окружающего мира;
    • принцип непрерывности, дающий возможность использовать каждый возрастной период;
    • принцип взаимосвязи регионального и глобального подходов, способствующий вовлечению детей в практическую деятельность;
    • принцип направленности, способствующий развитию гармоничных отношений с окружающей средой.
      • Особенности возрастной группы детей, которым адресована программа:
      • Возраст детей и их психологические особенности:
      • Младшая возрастная группа (7-9 лет):

      В этот период в организме ребенка происходит физиологический сдвиг (резкий скачок, сопровождаемый бурным ростом тела и внутренних органов). Это в свою очередь приводит к повышению утомляемости, ранимости ребенка. Во время занятий детей нельзя торопить и подгонять, тем самым, показывая им, что они не умеют работать. Ребенок может замкнуться в себе, потерять интерес к занятиям.

      Параллельно с учебной деятельностью ребенок вливается в новый коллектив, включается в процесс межличностного взаимодействия со сверстниками и педагогом. Младшие школьники активно овладевают навыками общения.

      В этот период происходит установление дружеских контактов, приобретение навыков взаимодействия со сверстниками.

      Дети в основном спокойны, они доверчиво и открыто относятся к взрослым, признают их авторитет, ждут от них помощи и поддержки.

      Вид детской группы: учебная группа носит профильный характер с постоянным составом. Основные формы работы кружка — индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые занятия.

      1. Особенности набора детей: набор в кружок свободный, по желанию ребенка и с согласия родителей, наполняемость групп — 10-15 человек, которые комплектуются из одновозрастных детей или погодков, где занимаются одновременномальчики и девочки.
      2. Количество обучающихся по годам обучения: остается неизменным, за исключением случаев, когда дети прерывают работу в кружке.
      3. Режим занятий:
      4. Занятия кружка проводятся согласно расписанию:
      5. Первый год обучения:
      6. 36 часов в год (в неделю 1 час / дети 7-9 лет).
      7. Второй год обучения:
      8. 36 часов в год (в неделю 1 час / дети 7-9 лет).
      9. Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
      10. Обучающиеся должны знать:
      • правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
      • условия жизни животных в естественных условиях, уголке живой природы и животных, вошедших в красную книгу;
      • окружающий растительный мир, роль растений в жизни людей, разнообразие цветочно-декоративных растений, занесенных в красную книгу;
      • существующие в природе взаимосвязи растений, животных и человека;
      • технологию изготовления поделок из природного материала.
      • правила ТБ в кружке.

      Обучающиеся должны уметь:

      • общаться с природой;
      • видеть и понимать красоту живой природы;
      • воспринимать окружающий мир посредством органов чувств и познавательного интереса;
      • проводить самостоятельно наблюдения в природе и вести дневник наблюдений;
      • распознавать в окружающем мире растения и животных, которые изучали;
      • сравнивать природные объекты и находить в них существенные отличительные признаки;
      • составлять небольшие рассказы о своей Родине ее культуре, истории и великих людях, о достопримечательностях малой Родины;
      • оказывать первую помощь при обморожении, ожогах, солнечном ударе, ушибах и ссадинах;

        Итогом воспитательной работы по программе является степень сформированности качеств личности:

        • любовь к людям и природе;
        • ответственное отношение к окружающей среде;
        • доброжелательность к живым существам;
        • стремление к добрым поступкам, чистым помыслам и чувствам;
        • доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности;
        • стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
        1. Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей данной программе:
        2. Процесс обучения предусматривает следующие виды контроля:
        • вводный — проводится перед началом работы и предназначен для закрепления знаний, умений и навыков по пройденным темам;
        • текущий — проводится в ходе учебного занятия и закрепляет знания по данной теме;
        • рубежный — проводится после завершения изучения каждого раздела и необходим для закрепления знаний и умений;
        • итоговый — проводится после завершения всей учебной программы.
        1. Результативность:
        2. Результативность полученных знаний определяется при выполнении практических и исследовательских работ определенного уровня сложности по темам программы.
        3. Учебные результаты:
        4. Текущие результаты обучения отслеживаются по следующим направлениям:
        1. Усвоение теоретической части программы;

        2. Наработка практических навыков и умений;

        3. Эколого-просветительская деятельность;

        4. Исследовательская работа.

        1. Отслеживание ведется формами: собеседование, анкетирование, тестирование, наблюдение, индивидуальная и групповая работа.
        2. Воспитательные и развивающие результаты отслеживаются по параметрам:
        • приобретение практических навыков поведения в природе;
        • активная жизненная позиция детей;
        • экологическая грамотность, ответственность за свои действия;
        • разумное отношение к своему здоровью;
        • сформированность потребности заниматься природоохранными мероприятиями;
        • способность кадекватной самооценки, саморазвитию и самопознанию;
        • направленность личности в профессиональном выборе;
        • сформированность коммуникативной культуры в детском коллективе;
        • выбор личных, жизненных приоритетов.
        1. Формы отслеживания результатов: эксперименты и наблюдения в природе, практические и исследовательские дела, экологические конференции, анкетирование, тестирование, изучение мнений обучающихся, родителей, учителей школы.
        2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
        3. 1 год обучения (36 часов)
        4. Общее
        5. кол-во
        6. часов
        7. В том числе
        8. Теор-ких
        9. Прак-ких
        10. I.
        11. Введение в образовательную программу
        12. 1
        13. 1
        Читайте также:  Конкурсная игровая программа с шарадами для детей младшего школьного возраста

        1.1.

        • Вводное занятие
        • 1
        • 1
        • II.
        • Планета Земля во Вселенной
        • 8
        • 3
        • 5

        2.1.

        1. «Живая» планета
        2. 3
        3. 1
        4. 2
        5. 2.2
        6. Солнце — источник тепла и света.
        7. 3
        8. 1
        9. 2
        10. 2.3
        11. Мир живых организмов на планете
        12. 2
        13. 1
        14. 1
        15. III.
        16. Зоологический мир
        17. 10
        18. 4
        19. 6

        3.1.

        • Птицы
        • 3
        • 1
        • 2

        3.2.

        1. Удивительные животные
        2. 3
        3. 1
        4. 2

        3.3.

        • Обитатели различных водоемов
        • 2
        • 1
        • 1

        3.4.

        1. Подводный мир аквариума
        2. 2
        3. 1
        4. 1
        5. IV.
        6. Цветочный калейдоскоп
        7. 10
        8. 3
        9. 7

        4.1.

        • Природа родного края
        • 4
        • 1
        • 3

        4.2.

        1. Мир цветов
        2. 4
        3. 1
        4. 3

        4.3.

        • Комнатные растения
        • 2
        • 1
        • 1
        • V.
        • Здоровый образ жизни
        • 4
        • 1
        • 3
        • Здоровье физическое и духовное
        • 4
        • 1
        • 3
        • VI.
        • Судьба планеты в наших руках!
        • 2
        • 1
        • 1
        • VII.
        • Заключительное занятие
        • 1
        • 1
        • Итого часов:
        • 36
        • 13
        • 23
        • СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
        • 1 год обучения (36 часов)
        1. Введение в образовательную программу

        Знакомство с понятием экология, что это?. Правила поведения в группе и режим работы. Техника безопасности.

        II.Планета Земля во Вселенной

        «Живая» планета

        Вода, земля, воздух — богатства нашей «зеленой» планеты. «Золотые цепи» природы.

        Игры и практические занятия

        Источник: https://botana.biz/prepod/dop_obrazovanie/ovbj5vry.html

        Экологическая игра для младших школьников "4х4"

        • познакомить детей с охранной деятельностью родного края,
        • расширить словарный запас по экологической тематике,
        • обобщить знания детей по окружающему миру,
        • воспитывать бережное отношение к природе.

        Игровое поле представляет собою лист плотной
        бумаги с кармашками, на которых написаны числа от
        1-16. В кармашках лежат карточки с заданиями.

        Класс делится на две команды. Ученики перед
        началом игры представляет свою команду, ее
        название и девиз. Дети каждой команды поочередно
        вытаскивают карточки с заданиями в любом
        направлении. Часть заданий дети обеих команд
        подготовили дома.

        • Жюри оценивает правильность ответов и
          определяет, чья команда победила.
        • Оборудование: игровое поле с кармашками,
          ребусы, карточки с заданиями, записи слов, слайды
          на диске, картины с растениями и животными.
        • (Ученик читает стихотворение.)

        Есть просто храм, Есть храм науки, А есть еще природы храм- С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам, Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь, Входи сюда, будь сердцем чуток,

        Не оскверняй его святынь.

        Представление команд.

        Цветное коромысло над лесом повисло. (Радуга).

        Не пешеход, а идет, Мокнут люди у ворот. Ловит дворник его в кадку.

        Очень трудная загадка. (Дождь.)

        Меня никто не видит, а всякий слышит. (Гром.)

        Вот по небу мчится конь- Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит,

        Что внизу земля дрожит. (Гроза.) (гром, гроза, дождь, радуга)

        И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.) Гуляю в поле, летаю на воле,

        Кручу, бурчу, знать никого не хочу. (Метель.)

        Он слетает белой стаей И сверкает на лету. Он звездой прохладной тает

        На ладони и во рту! (Снег.)

        Старик у ворот Тепло уволок. Сам не бежит

        И стоять не велит. (Мороз.) (мороз, снег, метель, иней)

        Вот в лесу растет фиалка,- Разве рвать ее не жалко? Голубеют, как из сказки. Незабудок нежных глазки.Носят юбочки цветные Колокольчики лесные. Даже старый мох седой Вырос с рыжей бородой! Все цветы для всех растутИх не рвите! Пусть живут!
        На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нами принято было едва ли. Беззаботно топтали мы ихИ безумно, безжалостно рвали. В нас молчало безумное «стой!” Нам казалось все мало, все мало. А потом в толчее городской Мы охапками тащим устало. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обреченно глядел василек,Безнадежно гвоздики глядели.
        Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если будут уничтожены они,На планете мы останемся одни.
          1. ЛК (волк). 2. ЯЦ (заяц). 3. ТИ (тигр).

        Многие растения и животные, которые раньше
        встречались часто, сейчас стали редкими. Они
        занесены в Красную книгу. Эта книга называется
        так потому, что красный цвет сигнал опасности.
        Красную книгу учредил Международный союз охраны
        природы и природных ресурсов в 1966г. Хранится она
        в швейцарском городе Морже.

        Охраняются » Красною книгой” Столько редких животных и птиц, Чтобы выжил простор многоликий Ради света грядущих зарниц, Чтоб пустыни нагрянуть не смели, Чтобы души не стали пусты, Охраняются звери, охраняются змеи, Охраняются даже цветы. «Красна книга” — Красная! Значит, природа в опасности! Значит, нельзя терять даже мига, Все живое хранить зовет, Пусть зовет не напрасно

        «Красная книга”, «Красная книга!”

        Скажи, приветствуя рассвет, поет ли сом усатый?
        (нет)
        А, рассекая гладь пруда, умеют гуси плавать? (да)
        А если солнцем снег согрет, он станет льдом
        холодным? (да)
        Ответь, а может череда цвести в саду зимою? (нет)
        А крокодил собрать букет из белых лилий может?
        (нет)
        Мерцает ночью, как звезда, на небосклоне спутник?
        (да)
        Скажи мне, злые холода для обезьян опасны? (да)
        В конце спросить пришла пора:
        Тебе понравилась игра?

        Напали на лес полчища гусениц, объедали листья,
        съедали цветы. Стали

        люди лечить лес. Спасали разными ядовитыми
        порошками и туманами.

        Всех гусениц перетравили. Какую ошибку
        допустили люди?

        1. Вечером сильно стрекочут кузнечики –
          хорошей погоде).
        2. Пчелы «толкутся” – (к ненастью).
        3. Грачи пасутся на траве – (к дождю).
        4. Если пауков видно много – (к хорошей погоде).
        5. Туман над лесом стоит – (к дождю).
        6. Дым столбом – (к морозу).
        7. Снега много – (хлеба много).
        8. Зима морозная – (лето жаркое).
        9. Рассказ о редких растениях нашего края и
          животных Амурской области, которые занесены в
          Красную книгу.

        Водяной орех. В наше время это растение
        быстро исчезает. Причины исчезновения –
        загрязнение водоемов, наводнения. Водяной орех –
        однолетнее растение, его легко можно узнать по
        листьям и мелким белым цветам.

        В сентябре
        созревают рогатые толстокорые плоды. Поздней
        осенью они опускаются в ил, а весной из плодов
        образуются новые листья. Заросли водяного ореха
        поглощают гнилой запах и очищают воду. Листья
        украшают водоемы.

        Орхидеи (венерин башмачок). Если
        внимательно рассмотреть, то можно найти сходство
        с башмачками, которые носили женщины Англии,
        Франции и др. государств. Этот цветок можно
        заметить еще издали по желтой или желто-бурой
        губе(мешочек). Наиболее привлекательны
        крупноцветковые орхидеи. Они размножаются
        семенами, а зацветают через 15-18 лет.

        Даурский журавль. Обитатель степных болот,
        открытых пойм рек, озер Забайкалья, Приморья,
        Приамурья. Гнездятся в Северо-Восточной
        Монголии. Зимуют эти птицы на Корейском
        полуострове. Во 2 половине зимы часть птиц
        перемещается в Японию. А в середине февраля
        улетают с японских островов и перемещаются в
        Монголию.

        Исполнение песни » Раненая птица”

        Раненая птица в руки не давалась, Раненая птица птицей оставалась, Этот сон давнишний до сих пор мне снится-

        На траве кровавой вздрагивает птица.

        Припев. Птицы, рыбы и звери В души людям смотрят. Вы их жалейте люди! Не убивайте зря! Ведь небо без птиц – не небо! А море без рыб — не море!

        А земля без зверей – не земля!

        Люди-исполины, люди-великаны, Есть у вас винтовки, сети и капканы. Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

        И должно быть сердце, сердце человечье!

        • Припев.

        Люди-человеки, страны и народы, Мы теперь навечно должники природы, Надо с этим долгом как-то расплатиться,

        Пусть расправит крылья раненая птица.

        Припев.

        В городах деревья страдают от грязного воздуха.
        Вяз в городе растет 50 лет, а в лесу 300лет. Во
        сколько раз вяз в лесу живет дольше, чем в городе?

        Охраняемые территории – это заповедники,
        заказники и национальные парки.

        Заповедники создаются для того, чтобы
        охранять природу и изучать ее. В заповеднике
        нельзя вырубать лес, распахивать землю, косить
        траву, охотиться,  рыбачить, т.е. запрещена
        любая деятельность человека.

        Заказники. Произошло от слова заказывать.
        Охраняется не вся природа, а только ее часть.
        Например, редкие растения и животные, болото,
        озеро. Деятельность человека не запрещена
        полностью, а только ограничена.

        Национальные парки. Это большие охраняемые
        участки. Они отличаются от заповедников тем, что
        заповедники закрыты для туристов, а национальные
        парки всегда рады посетителям. Отдыхать можно,
        наблюдать за животными, но руками ничего трогать
        нельзя. Но в парке есть такие места, куда не
        допускают посетителей. Они необходимы для
        поддержки природного равновесия.

        Какая птица имеет очень длинный хвост? (сорока)
        Какие животные могут очень долго не пить?
        (верблюды)
        Почему весной не бьют пушных зверей? (линька у
        зверей)
        Почему растения пустынь имеют колючки или шипы?
        (экономят влагу)
        Тощим или жирным ложится медведь в берлогу?
        (жирным)
        Умеют ли слоны плавать? (да)
        Какой лесной житель сушит себе на деревьях грибы?
        (белка)
        Птенцы, какой птицы не знают своей матери?
        (кукушка, зимородок)
        Что случится с пчелой после того, как она ужалит?
        (погибает)
        Какая рыба называется именем человека? (Карп)
        Какая рыба без чешуи? (сом)
        Когда температура тела воробья выше: зимой или
        летом? (одинаковая)

        Никогда не лазайте на деревья – они живые!
        Не разоряйте гнезд!
        Зимой не забывайте счищать снег с кормушек,
        подсыпать корм, но так, чтобы не  спугнуть птиц.
        Не вредите никаким животным!
        Не лишайте землю красоты!

        Есть одна планета – сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц, скликая перелетных. Лишь на ней одной увидишь Ландыши в траве зеленой. И стрекозы только тут В речку смотрят удивленно. Береги свою планету,

        Ведь другой на свете нету!

        Песня «Песенка защитников природы”

        Если б только-только-только, Если б только на планете, Если б только все земляне Все живое берегли, То возможно–можно-можно, То наверно-верно-верно, Книги Красной точно-точно

        Никогда б не завели!

        Припев. А-а, здравствуйте, Горы вот такой вышины!А-а, здравствуйте, Реки вот такой ширины! А-а, крокодилы, бегемоты, А-а, обезьяны, кашалоты, А-а, и зеленый попугай! А-а, и зеленый попугай! И пускай у этой речки, И пускай в зеленой роще, И пускай в лесу тенистом Слышен гомон птичьих стай, И запомни-помни-помни, Что беречь природу надо, Всем на этом белом свете

        Ты, как можешь, помогай!

        Припев.

        Подведение итога игры. Сообщение жюри.
        Вручение призов.

        Источник: http://xn—-7sbbzn3afjs.xn--p1ai/load/plany_konspekty_urokov_dlja_nachalnoj_shkoly/znakomstvo_s_okruzhajushhim_mirom/ehkologicheskaja_igra_dlja_mladshikh_shkolnikov_4kh4/49-1-0-3011

        Ссылка на основную публикацию
        Adblock
        detector