Дидактические игры в учебном процессе

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ…………….……………5

1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников…………………………………………………………………..………5

1.2. Формы, методы, структура дидактической игры……………………………15

1.3. Виды дидактической игры…………………………………………………….22

1.4. Принципы и условия эффективности дидактической игры…………………33

ГЛАВА 2.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..

  • ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………….
  • ВВЕДЕНИЕ
  • Тема дидактической игры в педагогическом процессе очень актуальна, так как благодаря играм ребенок учится доверять самому себе и всем людям, распознавать, что следует принять, а что отвергнуть в окружающем мире.

С приходом в школу начинается важный этап в жизни ребенка.

Возникает новая социальная позиция личности – учащиеся, к ребятам в этот период предъявляются новые требования, у него появляются новые обязанности, новые товарищи, новые отношения со взрослыми также требуют определенных нравственных усилий и опыта включения в деловые отношения. В тоже время приходится учитывать, что младшие школьники отличаются повышенной возбудимостью, быстрой утомляемостью, неустойчивостью внимания.

Психологическая напряженность усугубляется физическим напряжением. Новый режим жизни – жизни ученика – предполагает повышенную работоспособность: необходимо внимательно слушать учителя, уметь подчиняться правилам и распорядку дня.

Физическое и психическое самочувствие первоклассников обычно стабилизируется через полтора-два месяца пребывания в школе. Так происходит при условии, если взрослые учитывают новое положение детей, действуют с пониманием их возрастной психологии, используют специфические формы и методы работы.

Мы хотим рассмотреть, как игра помогает учителю найти общий язык с детьми, а детям постичь знания без стрессов и с интересом.

Ценность игры, как обучающего средства заключается в том, что, оказывая воздействие на коллектив играющих детей, педагог через коллектив оказывает воздействие на каждого из детей. При правильном руководстве детьми игра становится школой воспитания. Игра является и средством первоначального обучения. В игре дети отражают окружающую жизнь и познают явления, факты.

Руководя игрой, педагог воспитывает активное стремление делать что-то, узнавать, искать, проявлять усилие, и находить, обогащает духовный мир детей. А это все содействует умственному и общему развитию.

Дидактическая игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует, развлекает, дает отдых.

Педагогической обработкой дидактических игр, отбором и пропагандой игровых форм как средств воспитания занимались В. И. Даль, П. Ф. Лесгафт, П. Н. Бокин, Е. М. Дементьев, Л. А. Венгер, И. А. Сорокина, Ф. Н. Блехер, И. Е. Удальцова и другие.

  1. Объектом исследования данной работы является дидактическая игра.
  2. Предметом исследования является применение дидактических игр в учебном процессе в младших классах.
  3. Задачи исследования:
  4. 1) проанализировать роль дидактической игры в учебном процессе;
  5. 2) определить место и роль дидактической игры на уроках в младших классах;
  6. 3) выявить основные свойства дидактических игр;
  7. 4) раскрыть основные принципы построения дидактической игры и особенности их применения в младших классах.
  8. Гипотеза исследования:применение дидактической игры в учебном процессе в начальной школе способствует повышению эффективности учебного процесса.
  9. ГЛАВА 1. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

1.1. Сущность и роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников

Игра в тех формах, в каких она существовала в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте начинает утрачивать свое развивающее значение и постепенно заменяется учением и трудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные виды деятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеют определенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес для младших школьников представляют игры в процессе обучения.

Участие младших школьников в таких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость, стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играх совершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию, взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.[18]

Особый вариант педагогического общения представляют дидактические игры.

Дидактическая игра – это активная учебная деятельность по имитационному моделированию изучаемых систем, явлений, процессов. Главное отличие игры от другой деятельности заключается в том, что ее предмет – сама человеческая деятельность.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и приобретает черты совместной игровой учебной деятельности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш. [1]

Среди таких игр – своеобразные математические, лингвистические игры, игры-путешествия, игры-викторины, игры с тематическими наборами и т.д.

Дидактическая игра является игровой формой обучения, в которой одновременно действуют два начала: учебное, познавательное и игровое, занимательное. Это обусловлено потребностью смягчения перехода от одной ведущей деятельности к другой, а также тем, что дети в процессе игры легче усваивают знания, получают представление об окружающем мире.

В отличие от учебных занятий, в дидактической игре учебные, познавательные задачи ставятся не прямо, когда педагог объясняет, учит, а косвенно, учащиеся овладевают знаниями играя.

Обучающая задача в таких играх как бы замаскирована на первом плане для играющего, мотивом ее выполнения становится естественное стремление ребенка играть, выполнять определенные игровые действия. [3]

Игра помогает активизировать младших школьников в обучении, преодолевать скуку, уходить от шаблонных решений интеллектуальных и поведенческих задач, стимулирует инициативу и творчество.

В одном случае основу содержания игры составляет дидактический материал, действия с которым облекаются в игровую форму. Например, дети, разделившись на команды, соревнуются в скорости счета или нахождении ошибок в словах, вспоминании дат исторических событий и т.п. Они выполняют обычные учебные действия: считают, исправляют ошибки, вспоминают даты, но выполняют эти действия в игре.

В другом случае дидактический материал вводится как элемент в игровую деятельность, которая является как по форме, так и по содержанию основной.

Так в игру-драматизацию со сказочным сюжетом, где каждый играет роль, определенную содержанием сказки, может быть внесен дидактический материал: некоторые знания по математике, литературе, природоведению и другим предметам.

Дети играют роли Буратино, Незнайки, Красной Шапочки: упражняются в счете, получают сведения о растениях, животных и т.д.

Ясно, что во втором случае дидактическая «нагрузка» значительно меньше, чем в первом. Такие игры чаще всего используются во внеурочное время и на уроках для отдыха от напряженной интеллектуальной работы.

В начальных классах уже сама постановка учебной задачи для детей может осуществляться с использованием игровых моментов.

Так, учитель может обратиться к детям от имени Буратино или Незнайки с просьбой вспомнить буквы, и какие звуки обозначают эти буквы и т.п. [4]

Дидактические игры весьма сложны для руководства. Чтобы дидактическая игра не превратилась в учебное занятие, в ней должны присутствовать структурные элементы: обучающая задача, игровое действие или игровой элемент и правила игры. Иногда выделяют еще содержание игры и ее окончание (заключение).

Особая ценность игры состоит в том, что игра означает для нас трансформацию окружающего мира согласно нашему желанию, тогда как учение изменяет нас самих для лучшей адаптации к внешним условиям. [5]

Я. А. Коменский очень высоко оценивал роль игры в обучении. Он писал в «Автобиографии»: «Весь метод направлен на то, чтобы школьная подневольщина превратилась в игру и забаву». [6]

  • Отбор познавательных задач для дидактических игр осуществляется в соответствии с разделами программы обучения и воспитания, с учетом возрастных особенностей детей. Формами реализации игрового действия могут выступать:
  • 1) разнообразные игровые манипуляции с предметами и игрушками – подбор, складывание и раскладывание их, нанизывание;
  • 2) «зачин», который создает у детей игровое настроение (используется в виде сказки, песенки, рассказа, внесения волшебного письма;
  • 3) осуществление поиска и находки нужного предмета, числа, звука, слова;
  • 4) загадывание и отгадывание загадок;
  • 5) выполнение определенной роли;
  • 6) соревнование (индивидуальное или коллективное);
  • 7) особые игровые движения, такие, как хлопки в ладоши, прыжки, проговаривание вслух, имитация действий. [3]

Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

Как долго может интересовать ребенка игра, если ее правила и содержание ему известны? Вот проблема, которую необходимо решать почти непосредственно в процессе работы. Дети любят игры, хорошо знакомые, с удовольствием играют в них.

Подтверждением этому могут служить народные игры, правила которых детям известны: «Краски», «Где мы были не скажем, а что делали покажем».

Источник: https://mirznanii.com/a/180811/didakticheskaya-igra-v-uchebnom-protsesse

Игры и их значение в образовательном процессе. Дидактические игры. Технология игры: этапы, условия эффективности

Игра – важнейшая и неотъемлемая часть учения, досуга, культуры.Игра – один из лучших методов повышения активности учеников, вовлечения их в творческую деятельность.

В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Можно выделить шесть известных организационных форм игровой деятельности: индивидуальную, одиночную, парную, групповую, коллективную, массовую форму игры.Возможностииспользования игры в образовательном процессе:

  • — как средство обучения — как средство релаксации, создания эмоционально приподнятой и комфортной обстановки — как средство воспитания коммуникативных, волевых и прочих качеств личности — как средство коррекции (помогаем решать проблемы в игре), — как средство и форма досуговой деятельности — как средство диагностики (раскрываемся в иг.
  • Этапы и методика проведения игры в образовательном процессе:
  • — подготовка и «проигрывание» игры самим педагогом;- точное краткое объяснение правил;- игра с ведущей ролью (примером) педагога;- 2-3 повторения игры на одном занятии;- закрепление игры на последующих занятиях напоминанием основных правил;- введение новых вариантов игры на основе уже хорошо знакомой предложение детям выбирать игры из известного репертуара.

Виды игр:1)Эмоциональные — сенсорные игры; 2) Интеллектуальные игры. 3) Креативные игры 4) Ролевые игры. 5) Длительные игры, 6) Сюжет игры.

Дидактические игры – это один из вариантов интеллектуальных игр, основанных на целенаправленном развитии и обогащении интеллекта, ориентированных на передачу информации и важных сведений о мире.

В дидактических играх обучение носит игровой характер. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно..

К дидактическим играм относятся: обучающие игры с правилами, игры и упражнения с дидактическими игрушками и материалами, некоторые игры-занятия.

Дидактическая игра с правилами — основной и наиболее характерный вид игровой деятельности детей — имеет определенную структуру, которая включает дидактическую (развитие сенсорных процессов, речи и др.), игровую задачу (отгадать, выиграть соревнование и т. д.

) и игровые действия (прятать и находить, кого- то изображать и т. п.), правила игры (действовать по очереди, не повторять сказанного, начинать по сигналу и т. п.).

Читайте также:  Мероприятие на масленицу для младших школьников в помещении

1) настольно-печатные игры на классификацию предметов, 2) игры-соревнования в быстроте и точности ориентировок , 3) Словесные дидактические игры (игры-загадки на выделение характерных признаков предметов, сравнение, обобщение и др.),

Дидактические игры должны развивать любознательность, умение самостоятельно решать умственные задачи, способствовать созданию стойких игровых коллективов, объединенных общими интересами, взаимными симпатиями, товарищескими взаимоотношениями.

Основные признаки дидактической игры: 1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; 2. учебная деятельность подчиняется правилам игры; 3. учебный материал используется в качестве средства игры; 4. успешное выполнение задания связывается с игровым результатом.

  1. Учебная игра обладает следующими чертами: — преднамеренность; — планируемость; — наличие учебной цели; — наличие предполагаемого результата.
  2. Трудности для осуществления игрового обучения: во-первых, необходимо соблюдать правило добровольности вхождения в учебную игру; во-вторых, учебная игра должна завершаться получением определенного результата, представляющего ценность не только для педагога, но и для играющих.
  3. Любая дидактическая игра обязательно содержит игровую и учебную задачи.

Игровая– это задача, которую решает играющий в ходе игры, т. е. выполнение определенных игровых действий. Учебная– это задача, которую ставит преподаватель.

  • Для детей учебные цели должны быть максимально завуалированы в игровой задаче.
  • Игровые результаты – это показатели, по которым оценивается качество действий играющих, их компетентность или присуждается победа в игре.
  • Учебная игра осуществляет несколько функций: — мотивирует и стимулирует учебную и познавательную деятельность обучаемых; — компенсирует отсутствие практики, приближая учебную деятельность к условиям реальной жизни; — способствует приобретению знаний; — оказывает воздействие на личность обучаемого, расширяя его кругозор, мышление и творческие способности; — учит ориентироваться в конкретной ситуации и отбирать необходимые знания, умения и навыки.
  • Этапы становления роли в детской игре:
  • — воспроизведение отдельных игровых действий, заданных сюжетом и объединение их общим названием («кормить куклу»); — воспроизведение ряда игровых действий с называнием лица, действия которого воспроизводятся (начало выделения «другого»); — воспроизведение взаимоотношений между двумя или несколькими действующими лицами (реализация отношений управления и подчинения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник: https://studopedia.ru/19_10698_igri-i-ih-znachenie-v-obrazovatelnom-protsesse-didakticheskie-igri-tehnologiya-igri-etapi-usloviya-effektivnosti.html

Дидактические игры и их значение в учебном процессе

Работа учителя истории и обществознания МОУ « СОШ№ 102» г. Саратова Культяевой Людмилы Владимировны. 2016 год.

profcom102@yandex.ru

В настоящее время особое внимание мы должны уделять развитию творческой познавательной активности и интереса у школьников к предметам, особенно гуманитарным, которые формируют мировоззрение будущего гражданина. Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике.

Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.

Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Не любая технология в высокой степени , обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

Игровые формы обучения, как никакая другая технология, способствуют использованию различных способов мотивации:

  • Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса.
  • Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).
  • Состязательность — неотъемлемая часть игры — притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

В процессе игры:

  • осваиваются правила поведения и роли в социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»;
  • рассматриваются возможности самих групп, коллективов — аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
  • приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
  • накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Практическая значимость работы весьма весома. Знакомство с данным видом деятельности может увеличить эффективность процесса обучения и воспитания подрастающего поколения. Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения.

Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам.

Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи. Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности.

Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями.

И вместе с тем во всех групповых играх единая задача—найти способ сотрудничества, взаимодействия на пути к общей цели, действия в рамках установленных норм и правил. Нетрудно заметить, сколь важны эти качества—организованность, самодисциплина, творческая инициатива, готовность к действиям в сложной, меняющейся ситуации и т.д.

— для человека сегодняшнего и особенно завтрашнего дня. Сегодня мы активно участвуем в формировании человека будущего. Учителя , как и родители, должны помочь стать сегодняшним школьникам успешными, реализовавшимися в обществе, компетентными во взрослой жизни. Применение игровых технологий – один из самых эффективных способов достижения этой цели.

Источник: http://journalpro.ru/articles/didakticheskie-igry-i-ikh-znachenie-v-uchebnom-protsesse/

Дидактические игры. Их значение и применение в педагогическом процессе

ЗНАЧЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ.

      Дидактическая игра – такая деятельность, смысл и цель которой дать детям определенные знания и навыки, развитие умственных способностей. Дидактические игры – это игры, предназначенные для обучения. 

       Дидактические игры в педагогическом процессе играют двоякую роль: во-первых, они являются методом обучения, во-вторых,- самостоятельной игровой деятельностью.

В качестве первого они широко используются на занятиях по ознакомлению детей с окружающим, с живой природой, по формированию элементарных математических представлений, развитию речи в целях обучения детей определенным способам умственных действий, систематизации, уточнения и закрепления знаний.

При этом содержание игры и её правила подчинены воспитательно-образовательным задачам, выдвигаемым конкретными программными требованиями того или иного вида занятий. Инициатива в выборе и проведении игры принадлежат в этом случае воспитателю. Как самостоятельная игровая деятельность они проводятся во внеучебное время.

       В обоих случаях педагог руководит дидактическими играми, но роль различна. Если на занятиях он учит детей, как надо играть, знакомит с правилами и игровыми действиями, то в самостоятельных играх воспитанников он участвует в качестве партнера или арбитра, следит за их взаимоотношениями, оценивает поведение.

РУКОВОДСТВО ДИДАКТИЧЕСКИМИ ИГРАМИ.

        В руководстве играми следует выделить три этапа: подготовка, проведение, анализ результатов.

    1).  В подготовку к игре входит следующее: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения конкретной возрастной группы, с учетом времени проведения (в часы занятий или во внеучебное время), места (в групповой комнате, на участке, на прогулке и пр.); определение количества участников (вся группа, подгруппа, один ребенок).

  •         В подготовку к игре входит также отбор необходимого дидактического материала (пособий, игрушек, картинок, природного материала).
  •   Воспитатель выбирает игру, предлагает детям поиграть, начинает сама и приглашает детей.
  •        Младший возраст: наглядное разъяснение всего хода игры в процессе совместной игры со взрослым.
  •      Средний возраст: разъяснение 1-2 правил, частные даются по ходу игры в совместной деятельности со взрослым, можно использовать пробный ход игры, где воспитатель уточняет правила.
  •       Старший возраст: словесное объяснение правил до игры, пояснение значения правил, если сложные, то используется показ и пробный ход.

 2).  Если воспитатель тщательно подготовится к игре, то само её проведение не вызовет затруднений. В любой дидактической игре должны быть как игровые правила, так и игровые действия. Если одно из этих условий отсутствует, она превращается в дидактическое упражнение.

  1.         Воспитатель контролирует процесс игры, закрепляет умение играть, следит за выполнением правил, используя напоминание, дополнительное объяснение, оценку, вопросы, советы.
  2.      Младший возраст: воспитатель выполняет роль ведущего, в ходе игры связывает игровые действия с правилами.
  3.      Средний возраст: воспитатель действует через правило и прямо игровые действия не подсказывает.
  4.     Старший возраст: правила объясняются до игры, к разъяснению их содержания привлекаются дети. 

3). Подведение итогов игры – ответственный момент в руководстве ею. Воспитатель отмечает тех, кто хорошо выполнял правила, помогал товарищам, был активен, честен. Анализ игры должен быть направлен на выявление эффективных приёмов её проведения, а также допущенных ошибок (что не получилось и почему).

СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ИГРЫ.

       Структура дидактической игры включает: задачу, действие, правило, результат, заключение игры.

Задача.  В каждой дидактической игре имеется точно установленная задача, которая подчинена собственно дидактической цели. Детям предлагаются такие задачи, решение которых требует определенного интеллектуального напряжения, умственной работы. Выполняя задачу в игре, ребенок активизирует своё мышление, упражняет память, наблюдательность.

      Задачи дидактических игр сводятся к нескольким видам:

  1. Сравнивать и выбирать предметы по одинаковым, различающимся или сходным признакам (задача усложняется в соответствии с возрастом детей).
  2. Классифицировать и распределять предметы или картинки. Дети классифицируют картинки или предметы по виду или по материалу, из которого они изготовлены.
  3. Определять предмет по нескольким или только по одному признаку. Дети угадывают предметы по простому описанию или кто-нибудь из них описывает вещь, а остальные угадывают.
  4. Упражнять внимание и память. Дети должны запомнить какой-либо факт или определенный состав предметов, группу игроков и пр. и определить изменение, которое произошло в их отсутсвие.

Действие. В каждой дидактической игре задача выполняется действием, которое определяет и организует поведение каждого ребенка и сплачивает детей в единый коллектив. Оно непосредственно привлекает интерес детей и определяет их эмоциональное отношение к игре.

  • Действие в игре должно отвечать двум основным условиям:
  •       а) обязательно подчиняться задаче и выполнять учебную цель игры;
  •       б) быть занимательным и увлекательным вплоть до окончания игры.

   В хорошо составленной дидактической игре дети не должны подозревать, что они чему-нибудь учатся. Здесь деятельность должна в большей или меньшей степени скрывать учебную, дидактическую цель игры.

Читайте также:  Конспект занятия на тему «времена года» в средней группе детского сада

Правило: деятельность в дидактической игре строго связана с правилами. Они определяют, как ребенок должен вести себя во время игры, что он может и чего не должен делать. Важно, чтобы правила соответствовали возрастным особенностям и компенсировались занимательной деятельностью. Поэтому она должна быть интересной, чтобы ребенок охотно подчинялся правилам.

Результат, заключение игры: результат игры – это решение задачи и выполнение правил.

    Результат оценивается с двух точек зрения: с точки зрения детей и точки зрения воспитателя.

Оценивая результат с точки зрения детей, мы учитываем, какое моральное и духовное удовлетворение принесла игра детям. Выполняя дидактические задачи, дети проявляют сообразительность, находчивость, внимание, память.

Все это дает детям моральное удовлетворение, повышает веру в свои силы, наполняет их чувством радости.         

    Воспитателю важно выполнена ли задача, осуществлены ли предписанные действия, принесла ли она с этой стороны определенные результаты. В конце некоторых дидактических игр нужно наградить её участников, похвалить детей либо поручить им ведущие роли в игре.

  1. ВИДЫ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
  2. Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли воспитателя.
  3.    В дошкольной педагогике все дидактические игры можно разделить на 3 основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.

    Игры с предметами: для них необходимо подбирать предметы, отличающиеся по свойствам: цвету, форме, величине, назначению, использованию и т.д.

    Настольно-печатные игры – это очень увлекательное занятие для детей. Чаще всего используются дидактические игры с парными картинками, разрезными картинками и кубиками.

При этом для детей среднего возраста должен быть изображен один или несколько предметов: игрушки, деревья, одежда или посуда. Дети самостоятельно могут дифференцировать их отличительные признаки: величину, цвет, форму, назначение.

Для работы с разрезными картинками старшим дошкольникам можно предложить самостоятельно сложить целую картинку из её частей без предварительного рассматривания целого изображения. 

   Словесные игры построены на сочетании слов и действий играющих. В таких играх требуется использовать ранее приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Поэтому в младших и средних группах игры со словом направлены в основном на развитее речи, воспитание правильного звукопроизношения, уточнения, закрепление и активизацию словаря, развитие правильной ориентировки в пространстве, формировании диалогической и монологической речи. 

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/konsultatsii/didakticheskie-igry-ikh-znachenie-i-primenenie-v-pedagogicheskom-protsesse.html

Дидактическая игра в учебном процессе

     Основная 
особенность дидактических игр 
определена их названием – это 
игры обучающие. Они создаются взрослыми 
в целях воспитания и обучения детей.

Но для играющих детей воспитательно-образовательное значение дидактической игры не выступает открыто, а реализуется через игровую задачу, игровые действия и правила.

Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

     Для дидактических игр характерно наличие 
задачи учебного характера – обучающей 
задачи. Успех в решении дидактической 
задачи достигается путем использования разнообразных игровых действий, как правило, одним из них является соревнование.

Желание детей достигнуть игровой цели, выиграть, заставляет лучше воспринимать окружающее, наблюдать, обследовать предметы, сравнивать их, подмечать незначительные различия и их признак (цвет, форма, величина), подбирать и группировать предметы по общим признакам.

     Обязательное 
выполнение правил требует от детей 
совместных или последовательных действий, сосредоточенности, самостоятельности.

В дидактической игре обучение тесно 
связано с задачами воспитания, когда совместно с усвоением знаний создаются условия для воспитания у ребят дружеских взаимоотношений, дисциплинированности, выдержки.

Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний.

     Высоко 
оценивая значение игры В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». [8]

     Сущность 
дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.

     Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами.

Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.

Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

     Игровая деятельность – это произвольная деятельность, отражающая в условно-обобщенной форме: отношение человека к миру, людям, к самому себе, имеющая целью самовыражение индивида и формирование у него  типов социального поведения и прогнозирования ситуаций общения. [9]

     В настоящее время многие учителя 
начальной школы понимают важность применения игровой деятельности в процессе обучения младших школьников.

     Сравнение игровой деятельности и традиционной учебной показывает, что в игровой 
деятельности идет развитие ребенка, используются его все умения и навыки. Если же учебной деятельностью управляет педагог, то ребенок использует не все свои умения и навыки, а только те, которые нужны для выполнения какой-либо поставленной задачи.

     В игровой деятельности цель заключена 
в действии, а в учебной – действие осуществляется ради цели.

Поэтому игровая деятельность даст больше возможностей для повышения умственного потенциала,   органического соединения речи и воображения, деятельного освоения  мира;  вызывает интерес к учебе, активизирует познавательную активность, совершенствует умственное и интеллектуальное обучение. Именно этим и привлекает игровая деятельность как учителей, так и самих учеников младших классов. Благодаря игровым замещениям предметов и взятым на себя игровым ролям ребенок осваивает произвольные формы поведения, становится способным моделировать социальные отношения между людьми, к которым он, так или иначе, причастен. Игра заключает в себе правила, которые организуют эмоции и волю ребенка, упражняют его ум и развивают его как личность.

     К игре, как показывает практика, детей 
привлекает, прежде всего, интерес к самому процессу действия, постоянно меняющиеся игровые ситуации, приходится самостоятельно выходить из неожиданных ситуаций, намечать цель, взаимодействовать с товарищами, проявлять ловкость и быстроту, выносливость и находчивость, а так же применять на практике полученные знания. Выготский Л. С. обращает внимание на тот факт, что игра содержит в себе все тенденции развития и создает зоны «ближайшего развития». [10]

     Игра 
представляется, как деятельность, в которой происходит и познавательная, и эмоциональная «децентрация» ребенка. В этом важнейшее значение игры для интеллектуального развития ребенка. [11]

     Итак, педагогика рассматривает игру, как 
особый вид деятельности ребенка. Деятельность, которая воплощает его отношение к окружающей действительности и имеет свою структуру, содержание и систему действий.

Игра служит почвой, на которой испытываются способы органического соединения мышления, воображения и речи.

Именно поэтому игровая деятельность является важнейшим фактором в развитии личности младшего школьника, а так же выступает как средство активизации деятельности учеников.

     Не 
стоит увлекаться, помня о том, что игра, не смотря на все ее положительные моменты, это не только средство, метод учебной работы, а целью остается усвоение материала и приобретение знаний.

     Активизация познавательной деятельности посредством 
дидактической игры осуществляется через избирательную направленность личности ребёнка на предметы и явления 
окружающие действительность. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, более полным и глубоким знаниям, т.е. возникает познавательный интерес.

Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес становится основой положительного отношения к учению, повышения уровня успеваемости. Познавательный интерес носит поисковый характер. Под его влиянием у младшего школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет.

При этом поисковая деятельность школьника совершается с увлечением, он испытывает эмоциональный подъем, радость от удачи.

Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, воображения, памяти,   внимания,   которые  под  влиянием  познавательного  интереса  приобретают особую активность и направленность.

     Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе ее школьник должен находить привлекательные стороны, что бы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Путь к нему лежит, прежде всего, через включение дидактических игр.

     Основными целями, для достижения которых широко используется применение дидактических игр на практике в начальных классах являются:

      • интеллектуальное развитие младших школьников;
      • создание подходящих условий для формирования развития каждого ребенка как личности, развитие его творческих способностей;
      • приобщение школьников к общечеловеческим ценностям;
      • индивидуальный подход к каждому ребенку и применение индивидуальных средств обучения;
      • увеличение объема понятий, представлений и сведений, которыми овладевает ученик; они составляют индивидуальный опыт школьника;
      • углубление уже усвоенных ранее знаний;
      • объединение знаний в категории и системы;
      • эмоционально-психологическое развитие младших школьников, которому способствует участие в дидактических играх. [12]

     Полученные 
учащимися знания в результате дидактической 
игры служат основой важнейших умений и навыков, которые должны освоить 
младшие школьники.

     Игра 
– явление сложное и многогранное. Можно выделить следующие ее функции:

  • Обучающая функция – развитие учебных умений и навыков, таких, как память, внимание, восприятие и другие
  • Развлекательная функция – создание благоприятной атмосферы на занятиях, превращение урока, других форм общения взрослого с ребенком из скучного мероприятия в увлекательное приключение.
  • Коммуникативная функция – объединение детей и взрослых, установление эмоциональных контактов, формирования навыков общения.
  • Релаксационная функция – снятие эмоционального (физического) напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему ребенка при интенсивном учении, труде.
  • Психотехническая функция – формирование навыков подготовки своего психофизического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для интенсивного усвоения.
  • Функция самовыражения – стремление ребенка реализовать в игре творческие способности, полнее открыть свой потенциал.
  • Компенсаторная функция – создание условий для удовлетворения личностных устремлений, которые не выполнимы (трудно выполнимы) в реальной жизни.

     В игре ребенок получает опыт произвольного 
поведения, учится управлять собой, сдерживая свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры. В процесс игры вовлекаются познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы.

     Какие же задачи может помочь реализовать педагогу игровая деятельность? Прежде всего, это установление контакта с ребенком. Говоря о таком способе установления контакта, педагоги называют его контактом содружества, сотворчества, лучшим способом вступить в доверительские, дружеские отношения с ребёнком.

     Игра 
также является прекрасным средством 
диагностики как личности, так 
и группы.

Кроме личного развития ребенка, игра позволяет установить, к чему ребёнок стремится, в чем 
нуждается, так как в игре он стремится занять желаемую роль.

С помощью игры мы можем осуществить оценочную деятельность, так как игра – всегда является тестом для педагога, позволяя развивать, диагностировать и оценивать одновременно.

     Если 
ребенку не хочется заниматься каким-то трудом, если ему не интересно учиться, то и тут игра может прийти на помощь, потому что это – мощное стимулирующее средство.

Читайте также:  Задания в картинках на развитие мелкой моторики у детей дошкольников

     В процессе дидактической игры предполагается решение следующих задач:

  • обогащение чувственно-эмоционального опыта путем освоения детьми системных знаний;
  • развитие мышления ребенка в плане осознания себя и своего места в мире природы и людей;
  • развитие общей культуры ребенка, включающей языковую культуру, культуру общения в разных условиях.  [12]

   

             1.2. Формы, методы, структура дидактической игры 

     В современной дидактике существуют различные подходы и варианты классификаций методов обучения. Одной из таких классификаций является распространенная классификация методов обучения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и практические методы).

     Различают общую и частную дидактики.

     Общая дидактика исследует процесс 
обучения вместе с факторами, которые 
его порождают, условиями, в которых 
он протекает, а также результатами, к которым он приводит. Она изучает закономерности, анализирует зависимости, обусловливающие ход и результаты процесса обучения, определяет методы, организационные формы и средства, обеспечивающие осуществление запланированных целей и задач.

  •      Частные дидактики изучают закономерности протекания процесса, содержание, формы и методы преподавания различных учебных предметов.
  •      Частные дидактики называют методиками преподавания (соответствующего учебного предмета).
  •      Как наука дидактика занимается разработкой 
    проблем:
    • Для чего учить? (цели образования, обучения).
    • Кого учить? (субъекты обучения).
    • Какие стратегии обучения наиболее эффективны? (принципы обучения).
    • Чему учить? (содержание образования, обучения).
    • Как учить? (методы обучения).
    • Как организовать обучение? (формы организации обучения).
    • Какие необходимы средства обучения? (учебники, учебные пособия, компьютерные программы, дидактический материал и др.).
    • Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).
    • Как проконтролировать и оценить результаты обучения? (методы контроля и оценки результатов обучения).

Источник: http://student.zoomru.ru/pedagog/didakticheskaya-igra-v-uchebnom-processe/8928.90532.s2.html

Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников

Мишечкина Н. А. Представление о дидактической игре и её роли в процессе обучения младших школьников // Молодой ученый. — 2017. — №52. — С. 201-204. — URL https://moluch.ru/archive/186/47571/ (дата обращения: 22.11.2019).



В данной статье представлен обзор понятий «игра» и «дидактическая игра». Рассмотрены виды дидактических игр, представлены классификации дидактических игр, а также, продемонстрирована роль дидактической игры в процессе обучения.

Ключевые слова: дидактическая игра, игра, деятельность, учебная деятельность, учебный метод, метод обучения, игровая среда, игровые цели, игровая процедура, психолого-педагогическая работа, внимание, психические процессы, взаимодействие, конкуренция, мотивирование, обучение, воспитание.

Рассмотрим несколько определений понятия «дидактическая игра» в различных источниках. В зарубежном педагогическом словаре продемонстрировано следующее определение понятия «дидактическая игра». «Дидактическая игра — это аналогия спонтанной детской деятельности, преследующая дидактические цели (не всегда очевидным образом для учеников).

Это может происходить в классной комнате, в тренажерном зале, на детской площадке или на открытом воздухе. Такая игра имеет свои собственные правила и требует постоянного наблюдения и окончательной оценки. Она предназначена как для отдельных лиц, так и для групп учеников, а роль педагогического лидера имеет широкий диапазон: от главного организатора до наблюдателя.

Основная его задача — это стимулирование интереса, усиление вовлеченности учеников в выполняемые действия, стимулирование их творчества, спонтанности, сотрудничества и конкуренции. Если педагог хорошо справляется со своей задачей, ученики начинают использовать разные знания и способности и применять собственный жизненный опыт.

Некоторые дидактические игры имитируют реальные ситуации» [5].

Автор данной статьи [1] считает следующее: «Дидактическая игра учителем может использоваться, и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность и, как средство воспитания различных сторон личности.

Ее систематическое применение способствует повышению эффективности психолого-педагогической работы по развитию внимания у детей младшего школьного возраста…через дидактическую игру учитель может повысить у учащихся не только внимание на уроке к слову и действию учителя, она приучает детей думать, проникать в суть явлений, делает учащихся активными участниками учебно-воспитательного процесса. А от того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит их дальнейшая самостоятельность, их мышление, умение связывать теоретический материал с практикой».

Как считают многие современные исследователи, игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов — от элементарных до самых сложных.

В игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Сознательная цель — сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение — раньше и легче всего выделяется ребенком в игре [2].

«Дидактическая игра — это деятельность не только для учеников, но и для учителя, ориентированная на достижение определенных дидактических целей. Учебный метод — это организация учебного материала и деятельность учителя и учеников для достижения определенных дидактических целей» [3].

При сравнении этого утверждения с определением учебного метода видно, что дидактическую игру можно рассматривать как метод обучения. Данное определение ограничивает определенную стандартную структуру дидактической игры.

Наиболее важными частями дидактической игры являются: игровая среда; игровые цели; сама игровая процедура, определяемая правилами; итоговая оценка игры.

Рассмотрим определение понятия «игровая среда». Игровая среда — это материальная среда (необходимые средства и оборудование). Компонентом этой среды является сама игра, ее правила, задачи, процедура и форма взаимодействия между учениками и учителем. Самая важная часть игровой среды — это ученики и учитель.

Ученики применяют свой опыт, знания и навыки в математике для каждой игры. Учитель обычно выполняет контрольную и организационную функции. Его основная задача — это обеспечить плавный и успешный ход игры.

Игровая среда должна мотивировать учеников и побуждать их к активному участию в игре, для совершения попыток достичь целей игры.

Разберем понятие «игровые цели». Дидактические цели игры определяются образовательной целью, которую необходимо достичь в игре. На основе данной цели выбирается подходящий тип и форма дидактической игры. Использование игры в качестве метода обучения имеет смысл только тогда, когда она позволяет достичь определенных целей обучения.

Перейдем к разбору значения понятия «игровая процедура». Процедура игры — это проведение дидактической игры, основанной на деятельности учеников и учителя. Необходимо, чтобы эта деятельность была интересна ученикам и побуждала их быть активными. Игра должна соответствовать возрасту учеников, их навыкам и удовлетворять их потребности.

В то же время она должен быть ориентирована на достижение образовательной цели. Правила игры должны гарантировать, что успешное выполнение поставленных задач приведет к достижению цели игры. Правила игры определяют характер и форму деятельности учеников, организуют их.

Элементы игры, такие как конкуренция или стремление добиться лучших результатов, обычно скрыты в правилах.

Окончательная оценка игры предназначена для проверки достижения образовательной цели. Её задача заключается в вознаграждении учеников и мотивировании их на другие виды деятельности.

В дидактической игре основным типом деятельности является учебная деятельность, которая вплетается в игровую и соответственно приобретает черты игровой учебной деятельности. Согласно статье Савченко А. А.

[6] дидактические игры различают по следующим аспектам: обучающему содержанию; познавательной деятельности детей; игровым действиям; правилам организации и взаимоотношениям детей; по роли преподавателя.

Перечисленные аспекты можно отнести ко всем играм, но каждый признак в отдельности преобладает только в определённых видах дидактических игр. Четкая классификация игр по видам отсутствует, но обычно игры соотносятся с содержанием обучения и воспитания.

Выделяют следующие виды дидактических игр: игры по сенсорному воспитанию; словесные игры; игры по ознакомлению с природой; по формированию математических представлений.

  • Приведем еще одну классификацию дидактических игр:
  • – Игры-путешествия;
  • – Игры-поручения;
  • – Игры-предположения;
  • – Игры-загадки;
  • – Игры-беседы;
  • – Настольно-печатные;
  • – Сюжетно-ролевые;
  • – Предметные;
  • – Игры-упражнения;
  • – Игры-соревнования;
  • – Познавательные;
  • – Коллективные дидактические игры.
  • В разных источниках указано более 500 дидактических игр, в статье упомянуты лишь самые используемые дидактические игры в процессе обучения.

В своей работе такие педагоги Э. Крейчова и М. Вольфова [4] высоко ценят роль игры как важной части образования. По мнению авторов, использование дидактических игр в обучении увеличивает интерес учеников к активной работе и в целом улучшает ход занятий.

Исходя из своего опыта использования дидактических игр, авторы сформулировали следующие требования к подходящей интеграции игр в образовании: 1. Игры должны быть привлекательными и запоминающимися для учеников. 2. Игры должны соответствовать возрастным особенностям и индивидуальным возможностям детей.

Младшие ученики в основном любят игры, наполненные элементами тайны и безвестности. Ученики, которые имеют какие-либо трудности в предмете предпочитают командные игры. Одаренные и старшие ученики, предпочитают индивидуальные игры. 3. Каждая игра должна иметь четкие и понятные правила, которые тщательно соблюдаются.

Санкции должны быть определены для возможного нарушения правил. Нецелесообразно менять правила без каких-либо целей. 4. Хорошая организация и материальное оборудование для игры — необходимость. 5. Неправильно вводить новые игры слишком часто. 6. Никогда нельзя использовать игры в обучении случайно.

Каждая игра должна служить определенной дидактической цели. 7. Мы должны стараться стимулировать как можно больше учеников с игрой, в идеале — весь класс одновременно. Каждый ученик должен иметь шанс быть успешным в игре, будь то индивидуально или как часть команды.

Чтобы дифференцировать учеников в зависимости от их способностей, целесообразно подготовить менее или более требовательные варианты данной игры. 8. При выборе дидактической игры нужно выбирать игру, которая развивает их разнообразные навыки и знания.

Суммируя все вышеупомянутые определения, можно сказать, что дидактическая игра — это средство обучения, поэтому она может применяться при закреплении различного программного материала и проводиться на всевозможных школьных занятиях.

В дидактической игре формируются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, для получения собственного опыта. Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

Таким образом, особая роль дидактической игры в обучающем процессе определяется тем, что игра должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить новый опыт.

Литература:

  1. Влияние дидактической игры на развитие внимания младших школьников // База знаний студента. URL: https://stud-baza.ru/vliyanie-didakticheskoy-igryi-na-razvitie-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-statya-pedagogika
  2. Влияние дидактической игры на эффективность развития умственных способностей детей младшего школьного возраста // Библиофонд. URL: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=562751
  3. Зелина Л., Нелесовская, A. Система обучения принципы и методы обучения // Факультет образования Палацкого университета. — 1983.
  4. Крейчова Э.,Вольфова М. Дидактические игры в математике. — 1994.
  5. Průcha, Walterová and Mareš Педагогический словарь. Игра // Science and education. URL: http://www.sciepub.com/reference/84006
  6. Савченко А. А. «Виды дидактических игр» // Раннее развитие детей. URL: http://www.razumniki.ru/vidy_didakticheskih_igr.html

Основные термины (генерируются автоматически): дидактическая игра, игра, ученик, игровая среда, учебный метод, психолого-педагогическая работа, метод обучения, правило игры, процесс обучения, учебная деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/186/47571/

Ссылка на основную публикацию