Борисов «имя существительное» читать

0.00

chat 0 отзывов

до 8 бонусов

close Бонусная программа. Итоговая сумма бонусов может отличаться от указанной, если к заказу будут применены скидки.

Цена в интернет-магазине может отличаться от цены в магазинах сети. Оформление книги может не совпадать с представленным на сайте

Смотреть наличие в магазинах

Серия

Возрастные ограничения

6+

Аннотация

Эта книга поможет легко и радостно выучить сложные грамматические правила, связанные с существительным. Путешествуя по сказочной стране Речь, герои книги в занимательной форме изучают падежи, склонения, различают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные существительные и узнают много важных вещей, необходимых современному школьнику.
.
.Издание адресовано учащимся 3-6 классов общеобразовательных школ, но может использоваться в работе с учащимися 1-2 классов (тогда текст читает взрослый — педагог или родитель).
.

.

Сообщить о неточности в описании

Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать Борисов «Имя существительное» читать

Борисов «Имя существительное» читать

Книга «Здравствуйте, Имя Существительное!» есть в наличии в интернет-магазине «Читай-город» по привлекательной цене.

Если вы находитесь в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону или любом другом регионе России, вы можете оформить заказ на книгу Рик Т.

«Здравствуйте, Имя Существительное!» и выбрать удобный способ его получения: самовывоз, доставка курьером или отправка почтой. Чтобы покупать книги вам было ещё приятнее, мы регулярно проводим акции и конкурсы.

Источник: https://www.chitai-gorod.ru/catalog/book/729865/

Части речи от Татьяны Рик

  • Борисов «Имя существительное» читать
  • Очень много фото!
  • Именно так выглядит ассортимент большинства интернет-магазинов на данный момент. Но у меня картинка другая:

Борисов «Имя существительное» читать

С книгами Татьяны Рик знакома я давным-давно. Во времена первой покупки («Здравствуйте, Имя существительное!») листала и других собратьев, но выбрала только её одну: причина была банальная, финансовая, а Существительное покупала, так как это первая книга. Долго-долго мне другие были не нужны. Прокатилась ещё волна переизданий; решила прихватить «Деепричастие» — и тут настал момент, когда захотелось ВСЕ! Следующей появилось Имя прилагательное, «откопанное» в букинистическом магазинчике, слегка разрисованное. Дальше всё банально: покупала по мере выхода у издательства «Вако». Коллекция собрана, хоть и «разношёрстная».

Итак, об изданиях разных лет.

Мои любимцы — от издательства «Самовар», выпущенные в 90-ые, одна книга у меня 1994 («Доброе утро, Имя прилагательное!»), другая — 1997 («Здравствуйте, Имя существительное!» ). Переплёт, офсет, рисунки, шрифт — нравится всё.

«Как дела, Деепричастие?» от «Априори-Пресс» 2007 года — симпатичный титульный лист, переплёт, НО!!! мелкий шрифт .

Нынешняя волна переизданий от «Вако» — шрифт вновь хороший, а вот переплёт — интегральный. Не очень я его люблю. «Наречие» открывалось уже многократно — «разработалось», а вот «Глагол» и «Причастие» категорически не хотели фотографироваться).

Меняется год издания — меняется и автор книг:

Борисов «Имя существительное» читать

Борисов «Имя существительное» читать

Теперь о главном — о содержании.

Сведения о частях речи дублируют школьную программу, изредка углубляя и расширяя её. Крайне изредка. Основное отличие от школьных учебников — манера подачи материала, группировка всех сведений о части речи ( от курса начальной школы по 7 класс) в одной книге.

Это не так-то и мало. Сухие научные сведения из школьных учебников и воспринимаются сухими научными сведениями, а здесь — жизнь и приключения, яркие, захватывающие. И таблички весёленькие, и схемки, похожие на собственные рисунки. Думаю, что многим придётся по душе.

У меня одно большое НО… все эти тётушки-дядюшки, кактусы-когдатусы, межгалактические полицейские и агент итальянской мафии Хулиганино Разворотти, с радостью воспринимаемые в начальной школе да и в 5 классе тоже, будут ли восприняты учениками 6-7 классов? А ведь большинство сведений как раз для них.

Моё резюме.

Для детей с «лингвистическим уклоном» — крайне полезная вещь! Такие дети рано усваивают многие вещи из грамматики нашего языка, участвуют в олимпиадах, конкурсах и т.п.

  1. Для детей, находящихся на семейном обучении, экстернате, самообразовании (а таких с каждым годом становится всё больше) — безусловно, нужные книги; учебник без объяснений учителя или родителя часто — тёмный лес, а вот такие весёлые учебники помогут разобраться и усвоить.
  2. Для родителей, стремящихся всячески помочь своему ребёнку преодолеть дебри русской грамматики, — интересные книги.
  3. Сама Татьяна Рик кроме детей и родителей адресует свои книги «учителям начальных классов и словесникам».
  4. История начинается просто.

Целый сентябрь болеет учительница 6 «б» класса Светлана Даниловна. Юлька Апельсинкина, её ученица, вместе с младшим братом Женькой, первоклассником, и сестрёнкой Катюшкой (3 класс) приходят проведать заболевшего педагога.

А это и не учитель вовсе, а фея! Вместе с феей и отправляются ребята в путешествие по стране Речь. Весь материал расположен по мере нарастания сложности, поэтому сведения для 6-7 классников всё время идут с заголовком «Юлька»(она же самая старшая).

Каждая книга завершается морфологическим разбором части речи.

Имя существительное — дедушка. Его дочь, художница — Имя прилагательное. Её муж — дядюшка Глагол. Их сынишка — Причастие. У брата-близнеца Глагола есть жена Наречие, как вы понимаете, их сын — Деепричастие .

Татьяна Рик о своих книгах: «…мои учебники одновременно являются грамматическими сказками с выстроенной сюжетной линией».

Постаралась сфотографировать разные моменты, чтобы вы имели представление о характере рисунков, подаче сложных грамматических сведений, информации по орфографии и пунктуации (без неё не обойтись при изучении причастия, деепричастия, наречия), несколько схем и таблиц тоже в кадр попали. Конечно же, содержание. Ну не могу я дозировать фотографии((( «ужасно много»…

Покажу в порядке развития всех действий-приключений, хотя даже если купить и какую-то одну, всё будет понятно.
Борисов «Имя существительное» читать

  • Татьяна Рик
  • Издательство: Самовар
  • Серия: Здесь живут части речи
  • ISBN 5-85066-006-2; 1994 год
  • Борисов «Имя существительное» читать переиздание с такой обложкой, внутри всё осталось по-прежнему
  • Борисов «Имя существительное» читатьБорисов «Имя существительное» читать
  • Татьяна Рик
  • Издательство: Самовар
  • Серия: Здесь живут части речи

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/kids_books/3149303

Подборка правил: имя существительное

Борисов «Имя существительное» читать

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает  ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные  — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные 

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник, сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода, тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо). 

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.),  у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде  (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ —  это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть)  кто? что? 
  • Родительный падеж (нет) кого? чего? 
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского рода с окончаниями , в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных  этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч.

, -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

Читайте также:  Интеллектуальная игра для 5 класса по русскому языку

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор 

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение. 

Борисов «Имя существительное» читать

Борисов «Имя существительное» читать

 Родители и учителя ломают головы, как доступно объяснить ребенку падежи, но поначалу для юного школьника это бывает сущим мучением.Читать далее

нет комментариев Борисов «Имя существительное» читать

В статье предлагается образец сочинения по ЕГЭ. Предмет — русский язык. Стиль изложения — научно-популярный. Повествование ведется от 1 лица. Читать далее

нет комментариев Борисов «Имя существительное» читать

Имя числительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает количество и порядок предметов при счёте (пять, двадцать семь, шестьсот, девятьсот тридцать седьмой).Читать далее

нет комментариев Борисов «Имя существительное» читать

Подборка правил: местоимение (определение, разряды, склонение, правописание).Читать далее

нет комментариев

Источник: https://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/

Здравствуйте, Имя Существительное! Рик Т.Г., 1994

Книги и учебники → Книги по русскому языку

Купить бумажную книгуКупить электронную книгуНайти похожие материалы на других сайтахКак открыть файлКак скачатьПравообладателям (Abuse, DMСA)Здравствуйте, Имя Существительное! Рик Т.Г., 1994.Эта книжка — первая из серии учебников о частях речи. Добрый волшебник Имя Существительное приглашает в гости ребят от 1 до 7 класса. Познакомиться и подружиться с существительным вам помогут игра и сказка. Вы научитесь прекрасно разбираться в падежах и склонениях, научитесь не путать существительное с другими частями речи, сможете с легкостью разбирать существительные морфологически, а главное — учиться станет легко и радостно! 

ИЗМЕНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПО ПАДЕЖАМ (СКЛОНЕНИЕ).

— А дальше что будет?—спросила Катюша Светлану Даниловну.— Дальше я расскажу тебе сказку. Ты внимательно послушай, а потом найди в этой сказке одно и то же существительное, но с разными окончаниями. Ты, конечно, знаешь, что такое окончание?— Отлично знаю: окончание—это часть слова, которая находится на конце слова и изменяется.— Правильно. Ну, слушай.Жила-была желтоглазая ромашка. И был у нее приятель, легкокрылый мотылек. Очень они дружили с мотыльком. Подружка часто думала о мотыльке, когда мотылька не было рядом. И он не забывал красавицу ромашку. Он вспоминал о ромашке на дальних лугах и в благоуханных садах. Возвращаясь издалека, он непременно приносил ромашке подарок: нежную паутинку или блестящую росинку. А подружка, расцветая от удовольствия, вручала мотыльку капельку сладкого нектара. Маленький путешественник был очень доволен ромашкой и угощением. Не было для хорошенькой ромашки ничего приятнее, чем поить нектаром мотылька.Борисов «Имя существительное» читатьСОДЕРЖАНИЕОт автора.О том, как все началось.Здравствуйте, Имя Существительное!.Одушевленное—неодушевленное.Имя собственное.Имя нарицательное.Мужской род.Женский род.Средний род.Единственное и множественное число.Катюша. (Новые сведения для тех,кто учится в 3, 4 и 5 классе.).Изменение имен существительных по падежамИменительный падеж.Родительный падеж.Дательный падеж.Винительный падеж.Творительный падеж.Предложный падеж.Склонения имен существительных.1 склонение.2 склонение.3 склонение.Начальная форма имени существительного.Как изменяются существительные.Существительные, которые обозначаютявления природы, события, чувства.,Юлька. (Здесь вы встретите сведения,новые для самых взрослых, для шестиклассников.)Разносклоняемые имена существительные.Несклоняемые имена существительные.Существительные общего рода.И снова—одушевленность—неодушевленность.До свидания, Имя Существительное!.
Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать: Скачать книгу Здравствуйте, Имя Существительное! Рик Т.Г., 1994 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu

Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.Купить эту книгу
Скачать — djvu- Яндекс.Диск.

05.03.2015 16:28 UTC

Источник: https://nashol.com/2015030583062/zdravstvuite-imya-suschestvitelnoe-rik-t-g-1994.html

Имя существительное как часть речи

Существительное в русском языке – это часть речи, которая обозначает предметы, факты и явления. По каким же признакам определяется имя существительное в устной и письменной речи, на какие вопросы отвечает и как склоняется?
Борисов «Имя существительное» читать

Имя существительное в русском языке – это самостоятельная часть речи, обозначающая предмет, лицо или какое-либо явление действительности. Начальной формой существительных является форма именительного падежа единственного числа (снег, женщина, птица, окно).

В предложении существительное чаще всего выступает подлежащим или дополнением, однако может употребляться в роли других членов предложения.

Имя существительное отвечает на вопросы – Кто? Что?, а также их формы в зависимости от падежа и числа рассматриваемого слова (например: подарить (кому?) маме, нет (чего?) книги).

Имя существительное как часть речи может обозначать различные категории слов, выражающие категориальное грамматическое значение предметности:

  • Конкретные предметы (ручка, стол, телевизор, самолет, цветок);
  • Факты, явления, события (начало, туман, прояснение, встреча, отпуск, решение);
  • Живых существ и людей (муравей, котенок, бабочка, Светлана, директор);
  • Действия, качества, состояния, свойства (слабость, смелость, сборы, обучение, грусть, веселье).

Имена существительные обладают постоянными и непостоянными морфологическими признаками, которые обзорно изучаются школьниками уже в 4 классе.

Постоянные грамматические признаки существительных:

  • Род – мужской (ветер, смех), женский (земля, улыбка), средний (приглашение, крыло);
  • Склонение – 1-е (зима, гроза), 2-е (яблоко, зонт), 3-е (дочь, тень);
  • Одушевленные (мама, Андрей) и неодушевленные (парта, компьютер) существительные;
  • Собственные (Волга, Лондон) и нарицательные (посуда, река) существительные;

Непостоянные грамматические признаки существительных:

  • Число – единственное (клавиша, пианино), множественное (ветви, апельсины);
  • Падеж (город, городу, города).

Средняя оценка: 4.3. Всего получено оценок: 1714.

Будь в числе первых на доске почета

Источник: https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/imya-suschestvitelnoe-kak-chast-rechi

Михаил Алексеев — Хлеб — имя существительное

« В каждом — малом, большом ли — селении есть некий «набор » лиц, без которых трудно, а может, даже и вовсе невозможно представить себе само существование селения. Без них оно утратило бы свою физиономию, свой характер, больше — свою душу.

lt; gt;Мне захотелось рассказать о таких людях одного села и уже в самом начале предупредить читателя, что никакой повести в обычном ее смысле у меня не будет, ибо настоящая повесть предполагает непременный сюжет и сквозное действие, по крайней мере, основных ее героев.

Ни того, ни другого в этой книге не будет. Не будет и главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести. Все мои герои в порядке живой, что ли, очереди побывают в роли главного и второстепенного. »Помотивам одной из новелл повести М.

Алексеева «Хлеб — имя существительное» режиссер Николай Москаленко в 1968 году снял фильм «Журавушка» с Людмилой Чурсинойв главной роли.

  • Михаил Алексеев
  • Хлеб – имя существительное
  • повесть в новеллах

В каждом – малом, большом ли – селении есть некий «набор» лиц, без которых трудно, а может, даже и вовсе невозможно представить себе само существование селения. Без них оно утратило бы свою физиономию, свой характер, больше – свою душу.

Уход из жизни села или деревни одного такого лица непременным образом должен быть восполнен другой столь же колоритной фигурой. Лишь в этом случае сохранится прежняя гармония. Иначе селение поскучнеет, увянет, слиняют его краски.

Словом, все почувствуют тотчас же, что, хоть все как будто остается на месте, чего-то очень важного, очень существенного не хватает.

Мне захотелось рассказать о таких людях одного села и уже в самом начале предупредить читателя, что никакой повести в обычном ее смысле у меня не будет, ибо настоящая повесть предполагает непременный сюжет и сквозное действие, по крайней мере, основных ее героев. Ни того, ни другого в этой книге не будет. Не будет и главного персонажа, как полагалось бы в традиционной повести. Все мои герои в порядке живой, что ли, очереди побывают в роли главного и второстепенного.

Капля – это вовсе не капля, а прозвище восьмидесятилетнего старика. Настоящее имя его – Кузьма Никифорович Удальцов.

Почему же «Капля»?

А потом выясним. Теперь же попытаемся обрисовать его внешность: мал ростом от природы, выглядит сейчас Капля сущим ребенком, потому как долгая и, скажем прямо, не шибко сладкая жизнь пригнула его чуть ли не до самой земли.

И теперь, чтобы признать встретившегося ему человека и обмолвиться с ним словцом-другим, Капле приходится на какой-то особый манер выворачивать шею и глядеть снизу вверх черными, маленькими в прищуре, близорукими глазами.

– Никак, это ты, шабер? – спрашивает он частенько Серьгу Волгушева, своего соседа, с которым дружили с детства, вместе пошли на службу, вместе воевали в первую германскую, вместе оставили позиции при удобном случае, вместе пошли потом на Гражданскую, в один день ранены, лечились в одном и том же госпитале и в один и тот же день вернулись домой, в родимые свои Выселки, где их ожидали жены с большими выводками детей и вполне порушенное хозяйство.

Капля торопился домой с особым нетерпением. Ему хотелось поскорее глянуть на Бухара, одногорбого верблюда, которого купил в Заволжье перед самым уходом на Гражданскую.

До этого у Капли была гнедая кобылка Маруська – необычайно выносливая в работе, неприхотливая, при любых кормах державшаяся в теле, всегда округлая, плотная.

Водился, однако, за Маруськой грешок – она кусалась, во что, впрочем, долго не мог поверить хозяин. Пожалуется ему жена или кто из детей, Капля только самодовольно ухмыльнется:

  1. – Почему же Маруська меня не кусает?
  2. – Погоди, укусит и тебя.
  3. Слова жены оказались пророческими.

Как-то за полночь Капля возвращался домой. Перед тем как войти в избу, он, по обыкновению, приблизился к Маруське и начал ласково хлопать ее по крупу, потом вознамерился было поцеловать лошадь в ее мягкие, бархатные губы.

Читайте также:  Конспект игровой программы для младших школьников 1-2 класса

Был Капля под сильным хмельком и, похоже, не знал, что его Маруська, не в пример покорной и безропотной жене, терпеть не могла сивушного духа.

Едва Капля приблизил к ее морде свои вытянутые, бормочущие что-то ласковое губы, Маруська зверски оскалилась, сверкнула злым, огненным оком и больно укусила хозяину плечо.

Капля взвыл, озверел в свою очередь, выдернул из плетня кол – откуда только силы взялись?! – и принялся гонять лошадь по двору. Гонял до тех пор, пока вконец не выбился из сил. А наутро, пряча глаза от жены и детей и чувствуя на себе их насмешливые взоры, поскорее оделся, вышел на подворье, запряг Маруську и куда-то уехал.

Вернулся лишь через две недели. В сани была впряжена не Маруська, а такая уродина, что при виде ее собаки из всех подворотен подняли неистовый суматошный лай, а женщины, вышедшие по воду, на всякий случай, осеняли себя крестным знамением, испуганно шептали: «Господи, прости мя, грешную».

Страшным существом этим оказался одногорбый, с непомерно длинными ногами верблюд.

Оно, это существо, обладало столь же длинной шеей, на которой покоилась маленькая морда, непрерывно изрыгающая слюну и какие-то непонятные ругательства, так что ни жена, ни дети Каплины несколько дней не выходили во двор, боясь страшного зверя.

Зато донельзя был доволен своей покупкой сам Капля. Он глядел на эту живую колокольню снизу вверх и радовался.

– Бухар, ложись! – приказывал Капля верблюду, и тот хоть и не вдруг, но все же ложился. Кричал, плевался, корчил отвратительные рожи, но хозяина слушался.

  • У Бухара была совершенно феноменальная рысь – ни один жеребец во всем уезде не мог соперничать с ним.
  • – Из-за него, проклятого, я и не стал генералом, – признался однажды Капля.
  • – Как же это?

– А вот так: не стал, и все. Гришка Ляхин стал, а я нет. И все из-за него, верблюда…

После настойчивых просьб Капля рассказал наконец, как это случилось.

По окончании Гражданской войны, вскоре после Перекопского штурма, Каплю вызвал командир полка и предложил поехать в Москву учиться на красного командира. Четырехклассное образование – по тому времени дело нешуточное, а у Капли оно было, да еще у одного из их роты – у Гришки Ляхина.

К тому же оба оказались бойцами смекалистыми, храбрыми. Гришка сразу согласился, а Капля наотрез отказался: вспомнил, что в Выселках его ждет Бухар, и отказался.

Гришка Ляхин в конце концов дослужился до генерала, а Кузьма Никофорович Удальцов, которому, казалось, по всему быть бы военачальником, даже утратил собственное свое имя и стал Каплей.

– Вот она, частная собственность, ни дна бы ей ни покрышки, как подвела меня! – самокритично рассуждает Капля, который с этой самой частной собственностью расстался один из первых в Выселках. В тридцатом году, как только организовался колхоз, скрепя сердце отвел своего старого Бухара на общественный двор, где тот вскорости и подох благополучно.

О Гражданской войне Капля любит рассказывать. Рассказывает с удовольствием, как только подвернется подходящий момент. А коли такой момент не приходил, все равно рассказывал: по всему видно было, что в ней, Гражданской, – лучшая страница в жизни Капли.

  1. О первой германской Капля предпочел бы помалкивать – нельзя же дезертирство выдавать за подвиг, какими бы важными обстоятельствами оно ни вызвано.
  2. Решение о дезертирстве у Капли созрело после одного немецкого артналета под Перемышлем, когда от их роты осталось не более двух десятков солдат.
  3. Ночью, когда все вокруг угомонилось и только немецкие ракеты да трассирующие пули время от времени разрывали плотную и черную ткань неба, Капля покликал к себе Серьгу Волгушева и совершенно неожиданно спросил:
  4. – Ты, Серьга, с какого года дурак?
  5. – С восемьдесят второго, – не задумываясь, ответил тот.

– Ну и я, стало быть, с энтова… А как ты, Серьга, думаешь, не пора нам с тобой поумнеть?..

После той ночи рота недосчиталась еще двух активных штыков.

Однако отчего же Капля?

Прозвище это пришло к Кузьме Никифоровичу Удальцову в более поздние времена. И вот теперь-то мы расскажем все по порядку.

В первый год уже после Отечественной войны одному из председателей колхоза (раньше их считали: первый, второй, третий, а ныне и счет потеряли), – так вот, одному из них пришла в голову совершенно удивительная мысль: назначить лучшего полевода артели, Кузьму Никифоровича Удальцова, колхозным пасечником, так как прежний обленился настолько, что даже мед перестал есть. Пасека составилась еще в тридцатом году из снесенных в одно место кулацких колод по тому же принципу, по которому образовался тогда массив колхозных амбаров, – с той лишь разницей, что кладовщика или сторожа для амбаров подобрать было куда легче, чем пчеловода.

На Кузьме Никифоровиче остановились, имея в виду его исключительную честность и порядочность: он не тащил из колхозного добра к себе домой, как это делали иные его односельчане.

– Мед сладок, а человек на сладкое падок, – сказал глубокомысленно председатель, изо всех сил стараясь сохранить серьезность, которая приличествовала бы глубине его афоризма, но не выдержал, расхохотался, радуясь собственному остроумию, коим, видать, вообще-то не был обременен. На сообщение Кузьмы Никифоровича о том, что о пчеле он знает только то, что она больно жалит, и что мед действительно сладок, и что на этом его сведения о полезном насекомом исчерпываются, председатель изрек:

– Ежели признаться честно, Кузьма Никифорович, из меня тоже председатель колхоза, как из козла пономарь. Приказали – работаю, как видишь. Руковожу вами. Не бог весть как, но руковожу. А что делать?

После таких-то доводов кто же посмеет отказаться? Принял Кузьма Никифорович пасеку, председатель купил в районе книжку о пчеловодстве, вручил ее новому пасечнику не без торжественности.

Источник: https://nice-books.ru/books/proza/sovetskaja-klassicheskaja-proza/133319-mihail-alekseev-hleb—imya-sushchestvitelnoe.html

Имя существительное. Лексико-семантические разряды имен существительных. Видеоурок. Русский язык 6 Класс

Имена существительные мы употребляем чаще других частей речи: на 100 слов в среднем приходится около 40 имён существительных.

Известный филолог Л. Успенский говорил: «Имя существительное – хлеб языка».

1. Что такое имя существительное?

Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или явление и отвечает на вопросы «Кто? Что?». Например:

Кто? – человек, кто? – орёл, кто? – Карлсон.

Что? – яблоко, что? – движение, что? – воспоминание.

Имена существительные имеют морфологические признаки рода, числа и падежа.

Имена существительные относятся к одному из трёх склонений.

Начальная форма имени существительного – именительный падеж единственного числа. Например: яблоко, человек, дружба.

2. Синтаксическая роль имен существительных

В предложении имя существительное может быть любым членом предложения, но чаще всего – подлежащим или дополнением. Например: Учитель взял мою тетрадь.

В данном предложении два имени существительных: учитель и тетрадь. Поставим к ним вопрос, чтобы определить, какими членами предложения они являются: (кто?) учитель, это подлежащее; взял (что?) тетрадь, это дополнение.

А также имя существительное в предложении может выступать в роли:

— сказуемого (Москва – столица) Москва – (что такое?) столица.

— определения (Я увидел лестницу на чердак) лестницу (какую?) на чердак.

— обстоятельством (В углу стоял шкаф) стоял (где?) в углу.

3. Учебное наблюдение

  • Распределим слова дворец, кукуруза, ворота, снег, дружба, медведь, мечта по трём группам.
  • Слова дворец, ворота, медведь отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать, можно пересчитать.
  • Слова кукуруза, снег отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые можно увидеть, можно потрогать (но не всегда), можно измерить, взвесить (нельзя пересчитать).
  • Слова дружба, мечта отнесем к группе существительных, обозначающих предметы, которые нельзя увидеть, нельзя потрогать, нельзя измерить, взвесить или пересчитать.

Распределяя слова по соответствующим группам, мы разделили имена существительные на основе общего для их лексических значений семантического признака. С греческого языка слово «семантика» переводится как «обозначающий». В языкознании семантика – раздел, изучающий значение единиц языка.

4. Лексико-семантические разряды

По значению все имена существительные можно разделить на 4 группы:

1. Конкретные имена существительные называют предметы и процессы, которые можно сосчитать (как правило, такие имена существительные имеют формы ед. и мн. числа; исключение составляют лишь названия парных предметов: брюки, ножницы):

  • книга – две книги, много книг;
  • столик – два столика, много столиков;
  • учитель – два учителя, много учителей.

2. Отвлечённые (или абстрактные) имена существительные называют явления и понятия, воспринимаемые мысленно. Это действия, процессы, состояния, качества. (Такие имена существительные нельзя посчитать):

3. Вещественные имена существительные называют различные вещества, которые нельзя посчитать (но их можно измерить). Это химические элементы, полезные ископаемые, строительные материалы, пищевые продукты, лекарства и др. Они употребляются или в ед., или во мн. числе:

4. Собирательные имена существительные называют совокупность одинаковых предметов, лиц, существ как единое целое. Употребляются только в форме ед. числа, не поддаются счёту:

  • детвора, мебель, воронье.

5. Распределяем имена существительные по лексико-семантическим разрядам

Нужно обращать внимание на такие слова, как «взвод», «группа», «табун», «отряд», «стая». Такие слова также обозначают совокупность предметов или лиц, но более конкретную и ограниченную. Такие имена существительные являются конкретными, и их можно посчитать.

Имя существительное «детвора» называет неопределённую по количеству совокупность лиц, одинаковых по возрасту, как единое целое. Это имя существительное не поддаётся счёту. То есть, нельзя сказать «две детворы». Это имя существительное является собирательным.

А в словосочетании «группа детей» имя существительное «группа» называет конкретный ограниченный набор лиц и поддаётся счёту: можно сказать «две группы детей», «несколько групп». Это конкретное имя существительное.

Читайте также:  Конкурсы для мам на день матери в школе, 6 класс

Имя существительное «вороньё» называет неопределённую по количеству совокупность одинаковых по виду предметов как единое целое. Оно не поддаётся счёту. Нельзя сказать «два воронья». Это собирательное имя существительное.

А в словосочетании «стая ворон» имя существительное «стая» называет конкретный, ограниченный набор предметов. Оно поддаётся счёту: можно сказать «две стаи», «несколько стай». Это имя существительное является конкретным.

Некоторые существительные в зависимости от значения, проявляющегося у них в контексте, могут рассматриваться то как вещественные (браслет из серебра), то как собирательные (столовое серебро).

Список литературы

  1. Русский язык. 6 класс / Баранов М.Т. и др. – М.: Просвещение, 2008.
  2. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. 5–9 кл. – М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. О лексико-семантических разрядах имен существительных (Источник).
  2. Rudocs.exdat.com (Источник).

Домашнее задание

Задание 1. Выпишите слова, которые являются существительными, и докажите их принадлежность к этому классу слов.

Жизнь, завтра, завтрак, ожидание, зелень, зеленый, зеленеть, смех, ура, обрыв, много, синева, посеребрить, переход, прыжок, прыг, двойка, удваивать, двойной.

Задание 2. Приведите примеры слов, обозначающих: 1) названия людей; 2) наименования животных; 3) вещей; 4) веществ; 5) явлений природы; 6) событий; 7) признаков; 8) действий.

Источник: https://interneturok.ru/lesson/russian/6-klass/bglava-3b/imya-suschestvitelnoe-leksiko-semanticheskie-razryady-imen-suschestvitelnyh

Имя существительное (карточки)

  • КАРТОЧКИ
  • ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
  • «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ»
  • Карточка №1
  • Из данных слов выпиши имена существительные:
  • Сильный, зима, найти, дерево, рисовать, красивый, воробей, река, ручной, решать, подснежник, показаться.
  • Карточка №2
  • Спиши, вставь пропущенные буквы, подчеркни имена существительные:

Холо… ск…вал землю. Зимние ветры гуляли в м…кушках д…рев…ев. С бере… сыпался иней. Под н…гами хрустел сне…. Сн…гири прыгали по ш…шкам елей.

  1. Карточка №3
  2. Определи число имён существительных
  3. Ребенок, озеро, лестница, река, ключи, книги, камыши, сосны, земляника, снег, яблоки.
  4. Карточка №4

Имена существительные, стоящие в единственном числе, поставить во множественном. Подчеркнуть безударную гласную в корне, проверяемую ударением: тропинка, село, полянка, окно, листок.

  • Карточка №5
  • Выпиши имена существительные, которые употребляются только во множественном числе:
  • Ручьи, брюки, полотенца, кушанья, санки, щипцы, муравьи, сучья, ножницы, сутки, звенья, платья, опилки, ромашки, чернила, прятки, листья, шахматы, васильки, сумерки.
  • Карточка №6

Подчеркнуть в тексте существительные в единственном числе. Придумать 5 существительных во множественном числе.

Вот река. Утро. Дует тёплый ветер. У воды урчат лягушки. На берегу Игорь и Алёша. Братья ловят рыбу. В траве сидит кот Васька. Скоро Игорь поймал окунька. Рыбку дали коту. Васька был рад. Алёша вытащил щуку.

  1. Карточка №7
  2. Подчеркни одушевлённые существительные синим карандашом, а неодушевлённые – зелёным.
  3. Почтальон, кенгуру, мост, акула, поезд, ромашка, Юра, полянка, стекло, труба, вьюга, дождь.
  4. Карточка №8
  5. Вставить пропущенные окончания, определить падеж:
  6. У домашней кошк…; в бревенчатом домик…; раннее утр…; задние лапы; легким сло…; темная стен…; летней погод…; про ранюю… зим…; у перелетной птиц…; рыжее облак …; в интересной книг…; для диких животных; с раннего утр….
  7. Карточка №9
  8. Допиши окончания и определи падеж:
  9. Из жизн… Вал…, от пристан… до деревн…, по дорожк… возле сетк…, без помощ… Сереж…, на площад… у башн…, о мудрост… матер…, у клетк… в зоопарк…, в ваз… на тумбочк…, от березк… к березк….
  10. Карточка №10
  11. Спиши, обозначь род имен существительных.
  12. Берег, беседа, горизонт, озеро, костер, свобода, шоссе, экскурсия, аллея, завтрак, земляника, яблоко, лестница, помидор, радио, решение.
  13. Карточка №11
  14. Укажи склонение имен существительных:

Друг за дружку держаться — ничего не бояться. Ложь человека не красит. Дом не велик, да лежать не велит. Пташке ветка дороже золотой клетки. Делу время, потехе — час

Карточка № 12

Подчеркнуть в стихотворении имена существительные, определить род, число.

Всем зимою холодно,В дом бегут скорее.Остаётся солнышко.

  • Кто его согреет?
  • Нарисую солнышкоУ себя в альбоме,И как будто станет
  • Посветлее в доме.
  • Карточка №13
  • Спиши, вставь пропущенные буквы, допиши окончания существительных, обозначь склонение существительных:
  • На л…сной п…лянк…, думали о праз…ник…, спит в б…рлог…, л…тел на самолет…, расп…вала на дерев…, отдыхал в лагер…, плыли на пароход…, на лодк…, на опушк…, под ел…, ветки ел…, на столик….
  • Карточка №14
  • Выписать лишнее слово и определить его склонение.
  • 1.Корабль, теплоход, самолёт, пароход
  • 2. Обида, гнев, радость, мороз
  • 3.Июнь, июль, август, октябрь
  • Карточка №15
  • Распределить имена существительные по склонениям.
  • Конь, лошадь, лошадка, ёлка, ель, лебедь, лебёдка, окно, дверь, дверца, колыбель, колыбелька, герой, героиня, геройство.
  • Карточка 16
  • Впиши падежные окончания, определи склонение и падеж существительных.

Ехал по деревн…(___), по город…(___), по площад…(___). Купаться в рек…(___), в проруб…(___). Подойти к беседк…(___), к сцен…(___), к двер…(___). Рассказать о кошк…(___), о верблюд…(___), о мыш…(___). Заботиться о мам…(___), о брат…(___), о дочер…(___).

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/imya-sushchestvitelnoe-kartochki.html

Существительное

Имя существительное — часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

Примечание.
Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?

По значению имена существительные делятся на собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные.
Имена существительные относятся к мужскому, женскому или среднему роду.

Примечание.
Имена существительные по родам не изменяются.

Имена существительные изменяются по падежам и по числам.
Начальная форма имени существительного — именительный падеж единственного числа.

В предложении имена существительные чаще всего бывают подлежащим и дополнением, а так же несогласованным определением, приложением, обстоятельством и именной частью составного сказуемого.

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

  1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.
  2. географические названия
  3. астрономические названия
  4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Примечание.
Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока

Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся такие имена существительные как группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

  1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные): молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.
  2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.
  3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.
  4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.
  5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.
  6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

  1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.
  2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.
  3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, будни и др.
  4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.
  5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольники и др.

Падежи имен существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.
Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

  1. найти слово, к которому относится данное существительное;
  2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Склонение имен существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

Первое склонение.
К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Второе склонение.
Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

Третье склонение.
К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

Разносклоняемые имена существительные.


Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.
Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.

Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Морфологический разбор имени существительного.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки: а) собственное или нарицательное, б) одушевленное или неодушевленное, в) род, г) склонение.

3. Непостоянные признаки:

а) падеж,
б) число.

III. Синтаксическая роль.

Другие заметки по русскому языку и литературе

Источник: http://edu.glavsprav.ru/info/sushestvitelnoe

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector