Автор занятия: Давыдова Светлана Алексеевна, воспитатель-методист высшей квалификационной категории.
Цели:
Закрепить и расширить знания о зайцах.
Познакомить детей с особенностями приспособления крымских зайцев к местному климату.
Уточнить понятие о травоядных животных, о временах года, о способах приспособления животных к окружающему миру.
Познакомить с пословицей о зайце, вспомнить знакомые сказки с участием зайцев.
Словарь: травоядный, наст. Развивать мышление, мелкую моторику. Воспитывать интерес к природе родного края.
Оборудование:
Картинки и фотографии зайца, игрушечный плюшевый заяц, карточки белого, зеленого, красного и желтого цвета по количеству детей, наборы фигур для игры «Танграм» по количеству детей.
Зайцы
Заяц
Ход занятия:
Сегодня мы отправляемся в лес, что бы поближе познакомиться с одним его обитателем. Этот зверь чаще других встречается в сказках разных народов. Он невелик. Совершенно несправедливо его считают трусом. Вы, конечно, уже догадались, о ком речь? (Ответы детей). Это заяц.
Давайте сразу же поиграем в игру «Вспомни сказку». Вот этого плюшевого зайца будем передавать тому, кто назовет сказку с участием зайца. (Проводится игра).
Сразу же хочу оправдать зайцев. Все считают их трусами. А ведь это не так. Зайчонок десяти дней от роду отбивается от сороки или вороны, встав на задние лапки, размахивая передними лапками и громко крича для устрашения. Точно так же защищает их мать от пернатых врагов.
А если враг нападает с воздуха, зайчиха опрокидывается на спину и задними ногами старается вспороть брюхо нападающему. Лису и куницу отвлекает от зайчат, бегая вокруг и крепко стуча ногами о землю. Случается и гибнет, спасая детей. Так что, обидно зайцам, несправедливо их в трусишки зачислили.
А то, что они, заслышав шорох, с места срываются и убегают – не трусость, а мудрость звериная: глупо стоять на месте в ожидании когда тебя съедят. Про это есть русская пословица: «Заяц не трус, себя бережет».
Сами зайцы – травоядные животные. Что это значит? (Ответы детей). Зайцы питаются только растительной пищей: листьями, стеблями, корнями, корой молоденьких деревьев, плодами. Едят и грибы, но самое любимое лакомство – кора осины. Для зайцев она слаще сахара. Где лежит поваленное ветром дерево осины, кору зайцы сгрызут дочиста.
Зубы у зайцев для этого подходящие. Что вы можете сказать о заячьих зубах? (Ответы детей). Зубы у зайца большие, плоские – для питания, а не для нападения. А задние лапы намного больше передних. Знаете ли вы, почему? (Ответы детей). У каких еще животных задние лапы приспособлены для прыгания? (Ответы детей). Тушканчик, кенгуру.
Посмотрите на эти картинки и фотографии. (Показ).
А сейчас поиграем в «Танграм». Ваша задача из семи фигур выложить изображение зайца по предложенному рисунку-образцу.
(Дети выполняют задание).
В течение года зайцы периодически линяют. И в это время валяются в пыли, лезут в колючие кусты, ерзают спиной и брюхом по земле, стараясь быстрее сбросить старый шерстяной покров.
Новая шубка – осенне-зимняя – качеством получше. Всем вам известна загадка о зайце: «летом серый, зимой белый». Почему так говорят про зайца? (Ответы детей). Это верно для других зайцев, живущих в более холодных местах. А нашему крымскому зайцу полностью белеть, смысла нет.
Подумайте, почему? (Ответы детей). У нас в Крыму снег не только не лежит всю зиму, бывают такие теплые года, что снег и вовсе не разу землю не покроет. Так зачем же зайцу белым становиться, не для того же, чтоб его – белого, на серой грязи хорошо видно было.
Но наши крымские зайцы не глупые: к зиме только чуть-чуть посветлее шубку наденут, светло-серую. «Побелеешь, — наверное размышляет заяц, — снег растает, и крутись потом на темной грязи, каждому хищнику хорошо заметный. Нет уж, лучше я останусь серым. Себе спокойнее и врагам невдомек».
А если иногда снег выпадет, зайцы в это время отлеживаются, стараются не бегать по лесу.
В середине зимы у зайцев бывают первые свадьбы. В это время зайцы танцуют и «поют»-гукают. Если на одну зайчиху несколько женихов претендуют, драки не избежать. Лягаются задними ногами, встав на дыбы, лихо боксируют передними лапками.
Давайте немного поиграем (Динамическая пауза).
Игра «Зайцы и одуванчики»
Часть детей – зайцы, стоят на краю игровой площадки. Остальные дети – цветы одуванчика, сидят на коленях с поднятыми вверх и в стороны руками с сомкнутыми ладонями. На слова:
- «Скачут среди травки зайцы быстроногие,
Сбили одуванчики лапками у дороги». - Дети-зайцы прыгают на двух ногах, продвигаясь вперед и руками касаясь детей-одуванчиков, которые после касания встают и опускают руки. Они начинают подскакивать и кружиться после слов:
- «Закружились, будто снег в воздухе пушинки,
А зайчата скачут быстро по лесной тропинке». - (Воспитатель отмечает прыгучих «зайцев» и легких, как пушинки, «одуванчиков»).
Зайчата рождаются несколько раз в году и называются по-разному. Те, что родились зимой – «настовики». Наст – это плотная корка на снегу. Почему этих зайчат зовут настовиками? (Ответы детей).
А как вы думаете, когда рождаются зайчата «травники»? (Ответы детей). Весной, когда зазеленеет трава.
В какое время появляются зайчата «колосовики»? (Ответы детей). Когда хлеба колосятся.
Ну а когда появляются «листопадники»? (Ответы детей). Верно, осенью, во время листопада.
Игра «Времена года»
У вас на столе карточки четырех цветов – четырех времен года. Какой цвет какое время года обозначает? Почему? (Ответы детей). Зима – белый, весна – зеленый, лето – красный, осень – желтый.
Я буду называть зайчат, а вы поднимите карточку того цвета, в какое время года родились эти зайчата. (Проводится дидактическая игра).
К моменту появления зайчат, мать быстренько готовит ямку и выстилает ее травой. Рождаются зайчата очень симпатичными, пушистыми и глазастыми. Зубы у них вырастают через неделю. Мать кормит зайчат и сразу же уходит, чтобы своим запахом не привлечь внимание хищников.
Дело в том, что зайчата в младенчестве ничем не пахнут, поэтому найти их по запаху не сможет никакой хищник. А зайчиху – может. Вот и уходит она от зайчат, чтобы сберечь их. Спустя несколько дней зайчиха возвратится, вновь покормит деток и уйдет. Молоко у зайчих не то что коровье, густое и жирное. Одного кормления зайчатам хватает на несколько дней.
А если мимо будет пробегать чужая мама, то и она остановится, чтобы накормить малышей.
Запомните хорошенько и всем расскажите: если попадутся вам на глаза одинокие зайчата, не подбирайте их, не уносите домой. Они не брошенные, а законные мамины детки и тихо сидят там, где приказала мама, и ждут ее. Человеку выкормить недавно родившегося зайчонка все равно не удастся, погибнет.
Раньше в наших краях зайцев было превеликое множество. Сейчас стало поменьше. Но все же заяц крепко держится за крымскую землю. Ведь даже зимой ему еды вдоволь. К тому же зайчата рождаются четыре раза в год по 3-6 сразу. И хотя не все заячьи детки выживают, можно сказать, что зайцев у нас достаточно.
Ну а сейчас, сделаем вот такого симпатичного зайца (конструирование из бумаги).
Конструирование из бумаги «Заяц»
Но сначала потренируем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика «Зайчик»
Посмотрите, что за пальчик!
Ловко прыгает, как зайчик.
На бревно и на пенек
Скок да прыг и прыг да скок!
Дети сжимают руки в кулачки, вытягивая два пальца и сгибая их. Затем изображают руками прыгающие движения.
Вопросы:
1. Согласны ли вы с мнением о трусости зайцев? Почему?
2. Почему зайцев называют травоядными животными?
3. Как линяют крымские зайцы? Почему?
4. Какова численность зайцев в Крыму?
5.
Как называют зайчат, родившихся в разное время года?
6. Для чего зайцу такие сильные и большие задние лапы?
7. Как проходят заячьи свадьбы?
8. Какими появляются на свет зайчата? Где?
9.
Как зайчиха растит зайчат?
10.Как вести себя, наткнувшись в лесу на новорожденных зайчат?
Скачать конспект занятия «Заяц»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/jivotnye/zayats.html
Беседа про зайца для старших дошкольников
Весной у зайчихи родились зайчата. Хоть и маленькие, но пушистые, зрячие.
Зайчиха покормила их и ускакала подкрепиться свежей молодой травой.
Под густым зеленым кустом орешника остались малыши одни. Теплые солнечные лучи проникают сквозь узоры веток и ласково гладят спинки зайчат. Щебечут птицы, шелестят листья, шепчутся о чем-то травы.
Убаюканные звуками леса, задремали зайчата. Но прошел час, другой. Малыши проснулись и захотели есть. А мамы все нет и нет.
— Где паша мама? — думают зайчата. — Кто нас покормит?
Сидят они под орешником притихшие, ждут…
Но тут мимо пробегала другая зайчиха, заметила беспомощных голодных малышей, подбежала к ним и покормила теплым вкусным молоком. А молоко у зайчих жирное и очень сытное.
А мама-зайчиха под другим кустом, в ямке тоже увидела чьих-то голодных зайчат и накормила их.
Так уж у зайцев заведено: покормит зайчиха новорожденных и оставляет одних, чтобы своим запахом не привлекать врагов, знает, что детки голодными не останутся. Пока малыши сидят неподвижно, от них зайчатиной не пахнет, а густая трава укрывает их от хищников и охотников.
Пройдет несколько дней, и зайчата начнут есть траву, станут совсем самостоятельными. Если зайчата родились ранней весной, когда землю в лесу покрывает снежный наст, их называют «настовиками». А зайчат, появившихся в конце лета, зовут «листопадниками», ведь в это время начинают облетать листья — наступает пора листопада.
— Как называют маму зайчат?
— Кто, кроме зайчихи-мамы, кормит новорожденных зайчат?
— Как называют зайчат, родившихся ранней весной? В конце лета? Почему?
Весной и летом — шубка па зайцах серая с рыжевато-бурыми подпалинами. Среди густых трав, коричневых, серых и золотистых стволов и ветвей Косого и не заметишь.
Как выглядит зайчишка, помните?
Уши у зайца длинные, а хвостик пушистый и коротенький. Задние лапы длиннее передних. Во время прыжка он выбрасывает вперед сначала длинные задние ноги, а потом короткие передние.
Поэтому заяц легко взбегает па горку, а вот спуститься ему очень трудно. Знаете такую пословицу: «Под гору вскачь, а в гору хоть плачь», но это не про зайчишку сказано.
Убегая от погони, заяц старается избежать спуска с горы, но если он все-таки оказывается на вершине, то скатывается с нее кубарем.
А почему зайца в народе «косым» называют?
Да потому, что глаза у него не в центре мордочки, а по бокам расположены, и зверек может видеть, что делается сбоку и даже сзади. Ни волк, пи лиса незамеченными к нему не подкрадутся!
- У зайчишки острые зубы, которыми он, как ножницами, срезает кору с деревьев.
- — Как выглядит заяц?
- — Как переделать пословицу «Под гору вскачь, а в гору хоть плачь», чтобы она подходила зайцу?
Нору зайцы не делают и пропитание па зиму по собирают. Днем они спят, спрятавшись в чаще леса: под корнями вывернутого бурей дерева или забившись в ямку под кустами. Л ночью выходят па кормежку. Весной и летом зайцам в лесу раздолье — вдоволь свежих сочных трав и сладких кореньев.
Осенью многие лесные жители готовятся к морозной зиме: утепляют поры, собирают в свои кладовые орехи, желуди, сушеные грибы.
Как вы думаете, зайчишка свою нору утепляет?
Правильно, нет у него домика, он надеется укрыться от зимней стужи в лесной чащобе, зарывшись в пушистый снег под кустом. Недаром говорят: «Родной куст и зайцу дорог».
Правда, осенью меняет заяц шубку серую летнюю па белоснежную, теплую и пушистую. Вот и вся заячья подготовка к зиме. Зато Косому никакой мороз не страшен, да и на белой скатерти снегов его ни охотник, ни волк, ни лиса не заметят. «Бел, потому и цел» — примечает народ.
Случается так, что поменяет заяц шубку на зимнюю, белую, а снега нет и нет. Вот тогда ему плохо приходится: среди голых темных веток на черной земле, не присыпанной снежком, зайка в белом тулупчике очень заметен.
- Заберется тогда Косой в самую глухую чащу леса, спрячется под стволами деревьев, поваленных бурей, и ждет не дождется, когда снег укроет землю.
- — Как заяц готовится к зиме?
- — Почему заяц меняет окраску на зиму?
Корма в лесу зимой маловато. Поэтому зайчишки подбираются к стогам и лакомятся сеном, иногда приходят на огороды и обгрызают капустные кочерыжки, а если в саду стволы молодых яблонек по обвязать колючим еловым лапником, то зайцы могут и их попробовать — попортить.
В сентябре люди па полях сеют озимые хлеба — рожь и пшеницу. В конце осени озимые всходят и поля становятся изумрудно-зелеными. Так зелеными и уходят они под снег.
Если зайчишка найдет такое поле, то выроет в снегу глубокую яму, доберется до озимых и устроит себе пир.
В лесу зайцы обгрызают горькую кору молодых осинок. Это любимый заячий корм в зимнее время!
Нередко заяц скачет по лесу за лесными великанами — лосями.
«Дымчато-серые звери легко шагают по глубокому снегу. Лоси!
Вот лось спокойно отшагивает к можжевеловым кустам и белогубой пастью хватает душистую хвою.
А беляк следом прискакал, притулился под елкой и дивится па лосей: чего ж они осинок не ломают? Что с ними случилось? Вздумали есть колючку…
Беляк терпеливо выжидает. Вот осина помешала лосю, он махнул головой — обломилась с треском ветка, отскочила, воткнулась в снег.
Зайчик оживился, грациозно встал на задние лапы, поднял уши, черносливины глаз уставились вперед — аппетитная ветка манит к себе.
Зайчишка не боится, с удовольствием грызет обломки ветки — подарок лося.
Зайцы всегда подбирают за лосями молодые побеги осин. Горечь осинки косому слаще сахара…»
Так писал о кормежке зайцев фенолог Д. Зуев.
— Чем питается заяц летом? А зимой?
— Зачем заяц скачет за лосями?
Немало врагов подстерегают зайку в лесу: волк, куница, лиса, ястреб, орел, сова, — все они не прочь полакомиться вкусной зайчатиной.
Заяц — зверек на редкость беззащитный. Единственное спасение для Косого — быстрые ноги, несущие его порой со скоростью 80 км/ч (с такой скоростью движутся машины). Поэтому заяц от врагов спасается бегством.
- В сказках, песенках, стихах его называют трусливым, трусишкой-зайкой сереньким; а боязливого человека сравнивают с зайцем.
- Но народ давно заметил, что «заяц не трус, себя бережет».
- Охотники хорошо знают, что зайцам присущи выдержка и осторожность, а еще находчивость и стремительность, которые вызывают восхищение и удивление.
Спасаясь от погони, Косой запутывает следы, петляет, делает огромные прыжки в сторону, чтобы сбить со следа лису, волка или собак. Он умеет прятаться в самых неожиданных мостах, во время половодья, пересекая реку, перепрыгивать с льдины на льдину.
Вот как рассказывает И. Стефанов об одном забавном случае, свидетелем которого он оказался.
«Где-то далеко, в заснеженных дубняках и березняках послышался лай собак.
— Гончаки зайца гонят!..
Гон приближался. А через три-четыре минуты собаки надрывно заливались уже где-то неподалеку за крутояром. Еще минута — и по самой кромке обрыва, словно клубок сизо-серебристого дыма, проскакал длинноухий зверек.
А вскоре по его следам промчались гончие псы. Их голоса откатываются все дальше и дальше.
И тут нежданно-негаданно здоровущий русак опять появляется на виду и с разбегу, будто отважный лыжник, мастерски прыгает с пятиметрового трамплива!
Бросок с кручи!… Чтобы отбиться от собачьей погони, заяц как бы умышленно дал двойной круг. Замкнул его и только потом прыгнул с обрыва. Вот так-то «трусишка-зайка серенький» одурачил опытных собак».
- — Какие, враги есть у зайца?
- — Как заяц спасается от врагов?
- — Почему говорят «заяц не трус, себя бережет»?
- — Какие стихи, пески, сказки, загадки о зайце вы знаете?
- — Придумайте загадки про зайца
- Послушайте стихотворение.
- Прo зайчика
- I
- Нет у зайчика избушки,
- Кто ему построит дом?
- Он лежит, прижавши ушки,
- Под ореховым кустом.
- Потемневший, опустелый
- Глухо лес шумит по мгле.
- Зайчик в зимней шубке белой
- Так заметен на земле.
- Сеет дождик моросящий,
- Желтый лист слетает в грязь,
- Под кустом в дремучей чаще
- Спит зайчишка, затаясь.
- Ждет, когда наступит стужа,
- Зазвенит застывший лес,
- Топкий лед затянет лужи,
- Полетит снежок с небес.
- Полетят, кружась, снежинки,
- Кружевной сплетут узор,
- На поляны, на тропинки
- Ляжет сказочный ковер.
- Кто теперь заметит зайку,
- В белой шубке на снегу?
Ну-ка, где он? Угадай-ка?
- В поле или па лугу?
- Вот теперь ему приволье!
- Скачет зайка: скок да скок,
- Там, где стог, забытый в поле,
- Зайчик стащит сена клок.
- Рыхлый снег лежит в лощине,
- След остался поутру,
- Здесь зайчишка на осине
- Ночью объедал кору.
- Утром зайка притаился
- Под заснеженным кустом
- И с большим сугробом слился,
- Задремал он чутким сном.
- А потом приподнял ушки,
- По сугробам скок-поскок.
- Вдруг раздался па опушке
- Суматошный крик сорок.
- Перепуганно, тревожно
- Стрекотали голоса:
— Зайка! Зайка! Осторожно!
- За тобой следит лиса!
- Но зайчишка не из робких!
- Сделал он большой прыжок,
- И, не разбирая тропки,
- Поскакал через лужок.
- Гонится за ним лисица,
- Хочет бедного схватить,
- И летят вдогонку птицы,
- Продолжая гомонить.
- Только зайца вдруг не стало,
- Он как будто с глаз исчез:
- Поле зайку укрывало
И густой дремучий лес…
- Шла лиса по следу долго,
- След в снегах петлял, петлял,
- А потом под старой елкой
Неожиданно пропал…
- Спрятался зайчишка в яме
- Под поваленным стволом;
- Приютил между корнями
- Зайца старый бурелом.
- II
- Нелегко прожить зимою!
- Колкий снег метет метель,
- И под снежной бахромою
- Опустила лапы ель.
- Занесло в лесу тропинки
- И дороги, и пути.
Все обглоданы осинки…
- Где зайчишке корм найти?
- Побежал Косой в деревню,
- Там большой фруктовый сад,
- В нем кустарники, деревья
- До весны под снегом спят.
- Лунный свет голубоватый
- Снег морозный серебрит,
- Он лежит, как хлопья ваты,
- На ветвях больших ракит.
- Скрип шагов нигде неслышен,
- Спит деревня крепким сном,
- Сладко спит собака Рыжик
- В теплой кухне под столом.
- Расхрабрился наш зайчишка:
- Гложет яблони кору.
- — Побывал в саду воришка! —
- Скажет сторож поутру.
- — Что же ты, бездельник-Рыжик,
- Вора ночью не поймал?
- И вздохнет печально Рыжик:
- — Как назло я крепко спал!
- III
- Но зима не вечно длится!
- Скоро к нам придет весна,
- Защебечут звонко птицы,
- И пробудят лес от сна.
- Станет день длиннее ночи,
- Жарче вешние лучи,
- По дорогам, вдоль обочин,
- Побегут, журча, ручьи.
- Не успеешь оглянуться,
- Как зазеленеет луг,
- Почки соками нальются,
- Их украсит нежный пух!
- Ярко желтый одуванчик
- На опушке расцветет.
- Зайка серенький кафтанчик
- Вместо шубки застегнет.
- На лужайках и полянах
- Будет много трав густых,
- Трав медовых, сочных, пряных
- Вешним соком налитых.
- Будет серенький зайчишка
- Рад и солнцу, и цветам.
- Очень жаль, что эту книжку
- Он прочесть не может сам!
- — Что вами понравилось (запомнилось) в стихотворении?
Т. А. Шорыгина
Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/beseda-pro-zaica-dlja-starshih-doshkolnikov.html
Конспект занятия по театрализованной деятельности «Инсценировка сказки «Заяц-Хваста»
- Комплексное занятие по театрализованной деятельности
- «Инсценировка сказки «Заяц-Хваста»
- Тема: Инсценировка сказки «Заяц-Хваста».
- Вид НОД — комплексное занятие по театрализованной деятельности.
- Возрастная группа — старшая группа, 6-й год жизни.
- Программное содержание:
Образовательные задачи:учить детей вспоминать содержание литературного произведения и размышлять о нем, анализировать текст, рассуждать, вести ролевой диалог. Обогащать нравственные представления детей о человеческих качествах и отношениях.
Знакомить детей с разными образами одного и того же сказочного героя. Учить детей осмысливать и сравнивать характеры и поступки героев, воспроизводить последовательность событий в сказке.
Расширить словарный запас детей за счет слов: опасность, хищник, враг, чуткий, быстрый, осторожный, наутек; уточнить, какие бывают у животных способы передвижения, ввести в словарь детей глаголы: идти, бежать, скакать, красться, прыгать, шуршать.
Развивающие задачи: развивать у детей психические процессы: память, мышление, речь, внимание, воображение. Развивать эмоциональную отзывчивость, умение передавать движениями и мимикой характер героя произведения, желание участвовать в творческой драматизации.
- Воспитательные задачи: воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, понимая характеры сказочных героев; учить детей согласовывать действия при проведении простой инсценировки, стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
- Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Заяц-Хваста», беседа с детьми о таких качествах характера, как: храбрость, трусость, смелость, взаимопомощь, благодарность; кукольный спектакль; рисование иллюстраций к сказке.
- Оборудование: варежкин театр, ширма; детские книжки-самоделки по сказке «Заяц-хваста», иллюстрированные на занятии, микрофон, фотоаппарат, билеты в театр (цифры от 1 до 10), мяч.
- Методы и приемы:
- Наглядные: рассматривание иллюстраций к сказке, детских книжек-самоделок; показ способа действия в играх и при инсценировке сказки.
- Словесные: беседа, рассказ детей, задавание вопросов, совместный пересказ, объяснение, пояснение, указание.
- Практические: игровые ситуации, упражнения.
- Ход:
- Дети рассаживаются полукругом на стульчики вокруг
- импровизированной сцены.
Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас на вернисаж. Вернисаж — это выставка картин художников. Вчера мы с вами ходили в театр и смотрели сказку. Помните, как она называлась? О чем и о ком эта сказка?
Мы с вами еще и рисовали к этой сказке иллюстрации, чтобы сложить их в настоящую книжку с картинками.
У вас получились красивые картины. Давайте их посмотрим все вместе.
На вернисаж приходят журналисты, чтобы взять интервью у талантливых и известных художников. Вот и сегодня журналисты тоже пришли посмотреть на ваши картины. Кто будет журналистом? Вот микрофон, бейджик. Задавай вопрос художнику по его картине. А кто будет фотографом?
Просмотр и обсуждение детских рисунков.
Воспитатель: Ну что же, замечательные вы у нас художники, журналисты и фотографы. Приглашаю вас снова пройти в зрительный зал театра, где сегодня вы сами станете актерами кукольного театра.
- Дети вытягивают себе билеты, садятся на обозначенные места.
- Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку! (про зайца)
- Что за зверь лесной, Встал, как столбик, под сосной, И стоит среди травы,
- Уши больше головы?
- Чемпион по бегуПо белому снегу.
- Я его не испугался,Целый час на ним гонялся.
Скачет Шапка по боруОбъедает в нём кору.Посмотрите! Поглядите!
- Сколько удали и прыти.
- Был он рус, но выпал снег,Побелел пушистый мех,И невидим он зимой
- Волку с рыжею лисой!
- Длинные уши, зовется косой,Очень боится быть пойман лисой,Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников … . (
Заяц)
Давайте при помощи ваших рисунков-иллюстраций вспомним содержание сказки «Заяц-Хваста». Вот ваши иллюстрации, а вот иллюстрации к сказке из книг.
На доске вывешены иллюстрации из книг, но поменяны местами.
Рисунки и картинки помогут вам вспомнить и правильно рассказать о событиях сказки. Рассказывать мы будем парами. Кто будет первой парой? Посмотрите внимательно на доску, в правильном ли порядке размещены иллюстрации или я что-то напутала? А как правильно? Что за чем идет?
- Пересказ повторяется 2-3 раза.
- Воспитатель: Какие вы ребята, молодцы!
- Воспитатель показывает детям фигурку вороны.
А вы хотите научиться разговаривать на вороньем языке? Для этого у мудрой вороны нужно взять урок вороньего языка. Только предупреждаю вас, на этом уроке всё нужно повторять так, как скажет сама ворона. Сначала вы слушаете, а потом повторяете.
- Игра «Урок вороньего языка».
- «Кар-кар (пауза), кар».
- «Кар-кар (пауза), кар-кар».
- «Кар (пауза), кар-кар».
- И наконец самое трудное задание: «Кар-кар (пауза), кар (пауза), кар-кар».
- Воспитатель: Ну что ж, теперь мы знаем вороний язык и можем общаться с воронами!
Теперь предлагаю вам сыграть самим сказку «Заяц-хваста». В первый раз я буду играть одного из героев (например, Собаку) вместе с двумя детьми, а затем вы уже будете играть самостоятельно. Кто хочет сыграть Ворону и зайца? Выходите на сцену.
Инсценировка сказки «Заяц-Хваста» проводится 2-3 раза со сменой актеров.
Воспитатель: Давайте с вами сыграем в подвижную игру «Зайки на лужайке». Вы ведь знаете, что зайцам зимой в лесу бывает не только голодно, но еще и опасно. Всюду их подстерегают страшные хищник: волки, лисы, а иногда даже и медведи.
Если косолапого мишку разбудили посреди зимы, и он вышел из берлоги, то вынужден бродить по лесу в поисках пищи. От этих опасных хищников зайцев спасают только чуткие уши и быстрые ноги.
Зайцы очень осторожны — они все время прислушиваются, не подкрадывается ли к ним хищник, и заметив врага, тут же пускаются наутек.
- Вы изображаете зайцев, которые скачут на полянке, но при этом не забываете прислушиваться, не подкрадывается ли к вам враг.
- При словах «Зайцы скачут на лужайке, прыг-скок, прыг-скок» — вы прыгаете на месте, изображая зайцев.
- При словах «Волк идет», «крадется лиса», «проснулся медведь» или «собаки бегут» зайцы должны быстро спрятаться в домик (сесть на свой стул).
- При словах «белка прыгает», «мышка шуршит», «ворона летит» зайцы не пугаются и продолжают резвиться на лужайке.
- Будьте очень внимательны и прячьтесь только тогда, когда вам действительно грозит опасность.
- Подвижная игра «Зайки на лужайке».
-
Заключительная часть. Подведение итогов занятия.
Все становятся в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Дети отвечают на вопросы, передавая мяч друг другу.
Ребята, чем мы с вами сегодня занимались на нашем занятии? Что вам
понравилось больше всего? Что вы запомнили? В какие игры мы с вами сегодня играли? Кем вы сегодня были?
- Предлагаю ваши рисунки и иллюстрации к сказке разместить на
- выставке.
- Самоанализ проведения театрализованной деятельности и общения:
- Театрализованная деятельность по сказке «Заяц-Хваста» была разбита на несколько этапов: слушание сказки, просмотр, рисование иллюстраций к сказке, совместный пересказ и, наконец, инсценировка сказки самими детьми под руководством взрослого.
- Передо мной и перед детьми были поставлены многоплановые задачи: развивать умение слушать, запоминать содержание сказки, размышлять о ней, вести ролевой диалог; расширять активный словарный запас; развивать психические процессы: память, мышление, речь, внимание, воображение, а также пластику движений, импровизацию, желание участвовать в творческой драматизации, стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.
Что удалось провести хорошо: Достаточно легко на занятии нам удалось по иллюстрациям восстановить сюжет сказки и пересказать его коллективно и индивидуально. Дети с удовольствием выходили к доске, пользовались указкой и игровыми атрибутами. Практически все дети хотели побывать у доски несколько раз, даже те, кто, выйдя, не смог ответить на вопрос.
Вызвала настоящий бум инсценировка сказки, все дети хотели сыграть в спектакле. Пришлось устанавливать очередность и предотвращать ссоры между детьми.
Большим интересом и активностью пользовались все подвижные игры и игра «Урок вороньего языка».
Трудности: Некоторые дети испытывали трудности во время пересказа сюжета сказки. Запомнив диалог сказочных героев, дети не понимали, что он означает в действии и его причины (например, запомнили, что Ворона клевала зайца, а почему она это делала, объяснить не смогли).
Для меня основные трудности состояли в том, чтобы вовлечь всех детей в театрализованную деятельность, удерживать интерес к выполняемым заданиям и действиям, а также поддерживать дисциплину и тишину в группе в ходе занятий.
Источник: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-teatralizovannoy-deyatelnosti-inscenirovka-skazki-zayachvasta-2831380.html
Конспект НОД "Кто живет в зимнем лесу"
- Конспект образовательной деятельности в старшей группе ДОУ по теме «Кто живет в зимнем лесу»
- Меркулова Наталья Владимировна, воспитатель МДОУ ЦРР – детский сад № 44 « Колокольчик», г. Серпухов
- Тема: « Кто живет в зимнем лесу?»
- Программные задачи: Продолжать формировать у детей представление о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду, как они маскируются.
Учить передавать в рисунке фактуру шерсти животного. Продолжать развивать изобразительные умения и навыки.
Воспитывать интерес и бережное отношение к обитателям леса.
Оборудование: Картины « Лоси в лесу», « Зайцы в зимнем лесу», « Белки спасаются от куницы», игрушка – зайчик, изображение зимнего дерева, листы белой бумаги, желтые мелки, прозрачный пластик. Альбомные листы, краски, жесткая кисть, игрушка – белка.
- Ход занятия:
- 1 часть. Беседа « Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу»
- Воспитатель показывает детям игрушечного зайца:
— Наш зайчик не захотел жить в магазине на полке, решил уйти в настоящий лес. Давайте поможем ему — покажем картины о зимнем лесе и животных, его населяющих.
Поочередно выставляются картины с изображением белки, лося и зайца. Дети берут в руки зайчика и рассказывают, что они видят на картине и знают о животных.
Вопросы:
Белка (Живет на деревьях, но может и спускаться вниз)
- Чем питается белка на деревьях?
- Что ей помогает ловко передвигаться по деревьям?
- Где устраивает свое гнездо?
- Что помогает ей спасаться от врагов?
- Что защищает от холода?
Лось (Наземное животное)
- Где обитает лось?
- Как добывает свой корм в зимнее время?
- Что ему в этом помогает?
- Как лось защищается от врагов?
Заяц (наземное животное)
- Чем питается заяц зимой?
- Что ему в этом помогает?
- Как он спасается от врагов?
- Что помогает ему выдержать холода?
Давайте подумаем, как звери спасаются от врагов.
Воспитатель демонстрирует модель маскировки, ставя по очереди условные фигурки белки, зайца. Демонстрирует их то на пестрой, то на белой части модели. Подводит детей к выводу: маскировочная окраска зверька делает его незаметным, если он находится на фоне, который по цвету совпадает с его окраской. При этом зверек должен быть неподвижен (замереть на месте).
Воспитатель обращается к игрушечному зайчику:
— Ты теперь знаешь, как в лесу непросто жить. Все животные леса приспособлены к трудным зимним условиям. Зайцу надо обязательно иметь острые зубы, быстрые ноги, шерсть белой окраски (зимой). Ты совсем не такой. Наверное, тебе не стоит идти в лес. Оставайся лучше жить у наших детей. Они будут играть с тобой и заботиться о тебе.
- Физминутка:
- ( движения согласовываются с текстом)
- « Зайка серенький сидит
- И ушами шевелит
- Вот так, вот так,
- И ушами шевелит.
- Зайке холодно сидеть
- Надо лапочки погреть
- Зайку кто-то напугал,
- Зайка – прыг и ускакал.
- Вот так, вот так,
- Шустрый зайка ускакал
- 2 часть: «Рисование белки»
- Дети рассматривают игрушку – белку, описывают ее
- ( острые, с кисточкой ушки, большой пушистый хвост, маленькие лапки, любит орехи, грибы).
- Далее воспитатель предлагает познакомиться с конструктивным рисунком белки по этапам:
- Показ способов изображения
- Делаем набросок простым карандашом, предварительно отметив дополнительными линиями расположение и размер частей.
- Затем раскрашиваем красками и жесткой кистью, чтобы передать фактуру шерсти.
- Тонкой кистью дорисовываем детали (глазки, кисточки на ушах, коготки.)
- Закрепление способов рисования
- Самостоятельная работа детей
- Анализ детских работ:
- найти интересный рисунок
- рассказать о работе друга
- Итог:
- Звери умеют приспосабливаться к окружающей среде. Зверей, как и все живое нужно любить, не обижать:
- «Нор звериных,
- Птичьи гнезда
- Разорять не будем никогда
- Пусть птенцам и
- Маленьким зверятам
- Живется с нами радостно всегда»
Источник: https://kopilkaurokov.ru/izo/prochee/konspiekt_nod_kto_zhiviet_v_zimniem_liesu
Конспект занятия по лепке в старшей группе «Зайчонок» — «Дошколёнок.ру»
- Программное содержание.
- Образовательные задачи: учить детей лепить зайца, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали (уши, хвост, лапы); учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.
- Воспитательные задачи: воспитывать усидчивость, интерес к занятияю лепкой.
- Развитие речи: овальный, цилиндрический, метод смазывания, разглаживания.
- Раздаточный материал: пластилин (белый, черней, красный, синий), доска для лепки, стека.
- Демонстрационный материал: мягкая грушка заяц, заранее вылепленные детали: туловище, голова, ноги, лапы, уши, хвост.
- Методические приемы: игровая ситуация «к нам в гости пришел заяц», беседа о зайце (части тела, детали), побуждение детей к действию – «слепим зайцу друзей», самостоятельная деятельность детей, физминутка «зайка беленький сидит…», изобразительная деятельность детей, подведение итогов.
- Ход проведения занятия
- Дети усаживаются на стулья вокруг ковра.
- Воспитатель:
— Ребята, сегодня к нам в гости пришел необыкновенный гость. Отгадайте, кто это?
Любит красную морковку, Грызет капусту очень ловко, Скачет он то тут, то там, По лесам и по полям, Серый, белый и косой,
Кто скажите он такой?
- Дети:
- — Зайчик.
- Воспитатель:
— Посмотрите, какой он замечательный. Ребята, обратите внимание на его части тела. Какие части тела есть у зайца?
- Дети:
- — Туловище, голова, ножки, лапки, ушки, хвостик.
- Воспитатель:
— Скажите, какой формы туловище? Голова? Ноги? Лапки? Уши? Хвостик?
- Дети отвечают: овальной, круглой.
- Воспитатель:
- — Какая часть тела самая большая?
- Дети:
— Туловище. После туловища по величине идет голова, потом – ноги, лапки, уши и самая маленькая часть – хвост.
Воспитатель берет заранее подготовленные части:
— Ребята, скажите, каким способом нужно лепить туловище? Голову? Лапки? Уши? Хвост?
- Дети:
- — Нужно взять стеку, отломить кусочек пластилина, раскатать круговыми движениями ладоней, чтобы получился шар, потом прямыми движениями раскатываем пластилин в форме овала.
- — Голову нужно делать так: раскатать пластилин круговыми движениями в форму шара.
- — Лапки и уши делаются способом раскатывания «колбаски».
- — Для хвостика берется самый маленький кусочок пласти лина и раскатывается маленький шарик.
- Воспитатель:
— Обратите внимание. Сначала к туловищу прикрепляется голова, затем ноги, лапки, к голове – ушки, потом хвост. Кардую деталь нужно плотно примазывать при соединении.
(Примечание. Прием изображения исходных форм (головы, туловища, ног) показывать не следует, так как эти способы должны быть усвоены раньше).
Воспитатель:
— Ребята, посмотрите, наш гость пришел к нам один. Давайте слепим ему друзей, чтобы ему не было одиноко.
Дети усаживаются на свои места за столами.
Воспитатель:
— Зайчик будет наблюдать а вами. Примемся за дело. Возьмите стеку, отломите кусочек пластилина с помощью стеки. С какой части тела нужно начать?
Дети:
— С туловища. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
— Теперь продолжим. Какую часть будете лепить?
Дети:
— Голову. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
— Вы наверно немного подустали. Встаньте возле своих стульчиков и выполняйте движения и слова за мной.
Зайка беленький сидит И ушами шевелит. Вот так, вот так, Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть, Надо лапоньки согреть, Вот так, вот так, Надо лапоньки согреть. Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Вот так, вот так,
Надо зайке поскакать.
Воспитатель:
— Продолжим. Какую часть будете лепить сейчас?
Дети:
— Лапки и ножки. (Дети лепят).
- Воспитатель:
- — За какую часть приметесь теперь?
- Дети:
— Ушки. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель:
— Молодцы, у всех получается. И что осталось слепить?
Дети:
— Хвост. (Один ребенок вслух описывает процесс лепки).
Воспитатель берет мягкую игрушку:
— Нашему гостю очень понравились друзья, которых вы слепили. Молодцы! А теперь расставьте зайчиков на подставки.
Дети ставят свои работы на подставку для дмонстрации, дежурные убирают рабочие места.
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/527-konspekt-zanyatiya-po-lepke-v-starshej-gruppe-zajchonok.html
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме "Придумывание сказки "Приключение зайца". план-конспект занятия на тему
- Конспект непосредственно образовательной деятельности
- по развитию речи
- Придумывание сказки на тему: «Приключения зайца».
- Старшая группа
- Программное содержание: Учить детей придумывать сказку, не отступать от темы, не повторять сюжетов товарищей; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.
- Развивать память, связную, логически правильную речь, внимание, воображение.
- Воспитывать любовь к животным.
- Словарная работа: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц.
- Методы и приемы: просмотр презентации, беседа, вопросы к детям, придумывание сказки с использованием картинок.
- Ход деятельности:
- Воспитатель: Ребята, вы любите рассматривать фотографии?
- Ответы детей.
- Я хочу предложить посмотреть вам фотографии одного животного, а какого, вы узнаете, если отгадаете загадку.
- Воспитатель загадывает загадку детям
- Что за зверь лесной
- Встал, как столбик, под сосной
- И стоит среди травы –
- Уши больше головы?
- (Заяц!)
Воспитатель: Вы правильно отгадали ребята, эта загадка про зайца. А почему вы думаете что это заяц?
- (Уши большие, и стоит он на двух лапках как столбик)
- Воспитатель предлагает сесть на стулья и идет просмотр презентации.
- Воспитатель: Ребята, кто это?
- Воспитатель: Верно ребята.
- Воспитатель: Вспомните, какой заяц, какими словами можно сказать о нем?
(Про зайца можно сказать, что он белый, быстрый, трусливый, осторожный и т.д.)
- Воспитатель: Какая у зайца шерсть?
- (У зайца шерсть мягкая, пушистая, гладкая)
- Воспитатель: Дети вспомните, какие у него уши?
- (Длинные)
- Воспитатель: А ноги у зайца какие?
- (Сильные, быстрые у зайца ноги)
- Воспитатель: Ребята, придумайте предложение про зайца, чтобы в нем было слово пушистый (трусливый, осторожный).
(Пушистый зайка очень трусливый! Заяц очень осторожный, потому что в лесу очень много хищников! Когда мы с родителями ходили в лес по грибы, я увидел зайца, он был пушистый, увидев меня он трусливо убежал!)
- Воспитатель: Дети, а с чем можно сравнить зайчонка?
- (Заяц как пушок, как комочек ваты, как шарик…)
- Воспитатель: А скажите мне, что умеет делать заяц?
- (Он умеет прыгать, скакать, бегать…)
- Воспитатель: А теперь давайте придумаем с вами предложения про зайца, чтобы в нем были слова прыгает, беленький.
(Белый зайка прыгает по полю! Белый заяц гулял и прыгал по полю!)
Воспитатель: Ребята, когда заяц убегает от волка, то как можно сказать про него?
(Заяц очень быстро бежит, мчится, несется…)
Воспитатель: Дети, вы подобрали очень интересные слова про зайца, придумали разные предложения. А скажите, вы знаете сказки про зайца?
- Ответы детей.
- Воспитатель: А вы хотите сами сочинить сказку?
- Ответы детей.
- Воспитатель: А назовем мы ее «Приключения зайца».
- Но прежде, чем приступить к сочинению сказки, мы сделаем физминутку.
Зайцы скачут скок-скок-скок,Да на беленький снежокПриседают, слушают – не идет ли волк!
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,Три — в ладошки три хлопка,
Головою три кивка.
- Детям предлагаются картинки, которые они клеят в последовательности повествования своей сказки.
- (Дети по очереди сочиняют сказку про зайца.)
( 1.Вышел заяц погулять, наткнулся на морковку, он хотел ее сорвать и тут из-за угла выбежал волк, заяц испугался и убежал домой! 2.Прибежал заяц домой и предупредил своих братьев и сестричек не выходить на улицу, потому что там злой волк! 3.А волк долго сидел под дверью зайца и ждал пока он выйдет так и не дождался и ушел).
- Воспитатель: Молодцы ребята, вы придумали очень интересные сказки про зайца.
- Варианты картинок для составления сказки.
Источник: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2015/04/14/konspekt-nod-po-razvitiyu-rechi-v-starshey
«Беседа по картине «Заяц». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе
Татьяна Флух
«Беседа по картине «Заяц». Конспект занятия по ОО «Коммуникация» в подготовительной группе
Конспект занятия. Коммуникация. (подготовительная группа)
Тема: Беседа по картине и составление письма зайчику.
Цели: активизировать употребление сложноподчинённых предложений ; учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе: подбирать однокоренные слова; упражнять в умении подбирать определения к заданным словам. Воспитывать гуманное отношение к животным.
Ход занятия
- Воспитатель показывает картину «Заяц».
- _ Как можно сказать про зайца, какой он (пугливый, трусливый, серый)
- — Если мы хотим рассказать о том какая шубка у зайца, то какие слова подберём. (белая, пушистая, мягкая)
- _Как называется детёныш зайца? (зайчонок)
- _ Как по- другому можно сказать (заинька, заюшка, зайчишка)
- — Как можно назвать зайчонка ласково?
- Как называются детёныши зайца? (зайчата)
_ Какие бывают зайцы (зайчата? (весёлые, пушистые, шустрые, длинноухие).
-Где живут зайцы? (в лесу).
- -Как называется маленький лес (лесочек, лесок).
- Как можно назвать тропинку в лесу?
- -Как можно назвать человека, который охраняет лес, ухаживает за ним (лесник, лесничий).
_Какой сказочный персонаж живёт в лесу? (лесовичок).
Теперь повторим слова, которые мы вспомнили и назвали: лесная, лесок, лесочек, лесник, лесовичок. Во всех этих словах слышится одинаково
Часть «лес». Задание: образовать различные слова от слова «река».
_ Как можно сказать о маленькой реке (речка).
_Как можно сказать о реке ласково (реченька).
_ Какой песок на реке? (речной) и т. д.
Рассказ воспитателя о том, как зайчонок получил из леса письмо.
Он очень обрадовался, но вот беда: письмо попало под дождь и размокло. Некоторые слова невозможно прочесть. Давайте поможем зайчику. Слушайте внимательно, и там где слово размыто дождём подсказывайте мне, что могло бы быть здесь написано.
«Здравствуй Тёпа. Расскажу тебе историю, которая случилась со мной и моим братом. Как -_то раз мы долго играли на берегу реки. Потом мы сделали лодку, чтобы….(например: покататься)_ подбирать слова так, чтобы продолжая предложение, дети повторяли союзное слово, на котором предложение обрывается в письме.
Мы сели в лодку и поплыли. Вдруг подул сильный ветер. Поднялись большие волны, которые….
Мы начали кричать так громко, что…. На помощь приплыл медведь и вытащил нас на берег.
Мы стали прыгать и скакать, чтобы… Пришёл Миша и принёс нам еду: морковки и капусты, мы съели столько, что…. Скоро мы будем дома.
Все предложения воспитатель записывает, затем отбирает наиболее подходящие варианты, дети решают, как можно сказать лучше.
Воспитатель читает письмо целиком уже с добавлениями.
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/beseda-po-kartine-i-sostavlenie-pisma-zaichiku.html
Высшее образование БГПУ
В статье описываются эвристические беседы, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Умение интересно (не только для родственников), понятно (не только самому себе) и складно (не путаясь в мелочах и подробностях) рассказывать и вести диалог – одно из важнейших интеллектуальных достижений ребенка-дошкольника. Огромную роль в формировании такого общения играют эвристические беседы, используемые в работе с детьми старшего дошкольного возраста.
Эвристическая беседа предполагает установление причин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей представлениях, полученных в процессе наблюдений. Она направлена на углубление представлений о взаимосвязях, существующих в природе, самостоятельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.
В ходе эвристической беседы дети, побуждаемые вопросами и заданиями педагога, воспроизводят основные факты, усвоенные ими в ходе обучения в соответствующих условиях.
Путем анализа, сопоставления и сравнения вычленяются основные связи, объединяющие данные явления, и дети подводятся, приходят к обобщенным суждениям о сущности явлений, их характере.
Таким образом, можно утверждать, что эвристическая беседа – вид беседы, построенной таким образом, чтобы с помощью наводящих вопросов проблемного, каузального характера подвести детей к своим открытиям.
Особую продуктивно-познавательную функцию играет в эвристической беседе вопрос, который является формой мысли, стоящей на рубеже между незнанием и знанием, предшествующая, и в то же время, способствующая образованию новых суждений. Существует следующая типология вопросов, возникающих в ходе эвристической беседы:
— вопросы на уточнение («Можешь ли ты привести пример?», «Можешь что-либо добавить?»);
— вопросы на поиск причин и доказательств («Почему ты так сказал?», «Как ты думаешь?»);
— вопросы о точке зрения и подходе («Можно ли посмотреть на эту проблему с другой стороны?», «Кто не согласен и хочет высказаться?»);
— вопросы о подтексте и последствиях («Если это произойдет, что еще получится в результате? Почему?»);
— вопросы о вопросах («Как мы можем это проверить?», «На этот вопрос легко ответить или сложно? Почему?»).
- Можно выделить основные признаки эвристической беседы:
- а) каждый вопрос представляет логический шаг поиска;
- б) все вопросы взаимосвязаны;
- в) поиск протекает при частично самостоятельной деятельности детей под руководством педагога: педагог направляет пути поиска, а дети решают частичные задачи, то есть шаги целостной задачи;
- г) поиск ориентирован на получение знаний и способов получения знаний, либо на доказательство истинности последних;
- д) успех поиска обеспечивается наличием запаса исходных представлений.
Основными структурными элементами эвристической беседы являются вопрос и ответ, причем ведущим элементом является вопрос. Вопрос вместе с ответом составляет шаг.
Движение в эвристической беседе к последующему шагу возможно, если завершен процесс предыдущего шага, то есть каждый новый вопрос возможен в том случае, если поступил ответ на предыдущий вопрос.
Если на вопрос педагога следует ошибочный ответ, то педагог с помощью дополнительных вопросов вскрывает в ответах ребенка ошибку, подводит к самостоятельному отыскиванию верного ответа и только потом ставит следующий вопрос беседы.
- На основе анализа структуры эвристической беседы выделяют две ее формы:
- 1 форма – «жесткая» вопросно-ответная форма эвристической беседы, основными компонентами являются вопрос педагога и ответ ребенка;
- 2 форма – «свободная» форма эвристической беседы, имеющая несколько иную структуру: на один вопрос педагога следует «цепочка» логически связанных между собой ответов детей.
- Дидактическими условиями, обеспечивающими эффективность эвристической беседы, являются: наличие достаточного объема представлений о характере предмета беседы у всех детей (эти представления должны включать характерные и существенные признаки); логика беседы, обеспечивающая последовательное движение мысли детей; разнообразие приемов, обеспечивающих активность всех детей, участников беседы; результат беседы (заключительное суждение) должен достигаться усилиями самих детей.
- Эвристические беседы в работе с детьми от 5 до 6 лет
- Эвристическая беседа на тему «Эти удивительные одуванчики»
- Цель: учить анализировать взаимосвязь некоторых природных явлений, упражнять в умении выдвигать свои гипотезы и обосновывать их, формировать самостоятельность в формулировании выводов и точности высказываний.
Источник: https://bspu.by/blog/smoler/article/publish/uchim-detej-vesti-dialog-ispol-zovanie-evristicheskoj-besedy-v-rabote-s-det-mi-starshego-doshkol-nogo-vozrasta