Тургенев «воробей» читать полностью

Иван Сергеевич Тургенев известен как величайший писатель, из-под пера которого вышло много замечательных рассказов и очерков, романов и стихотворений в прозе. Не одно поколение познакомилось с его творчеством, и не только в нашей стране.

Величайший мастера слова, Тургенев легко и умело цепляет разные струны души, стараясь пробудить самые лучшие качества и стремления каждого. Тургеневские произведения настолько глубоки и хороши, что помогают человеку раскрыть в себе любовь, доброту, сострадание.

Именно поэтому произведения автора остаются актуальны, и продолжают пользоваться большим успехом и популярностью.

История создания стихотворения в прозе

Тургенев «Воробей» читать полностью

Иван Сергеевич обратился к стихотворениям в прозе только в последние годы своей жизни. Это философия мыслей и чувств, это подведение итогов о проделанной работе в течение жизни, это работа над ошибками, это обращение к потомкам.

Как только у автора был подходящий момент, то он тут же записывал такие необычные стихотворения. Причем он писал на чём угодно, на любом листке, как только приходило вдохновение. Большая часть прозаических стихотворений была написана на небольших клочках бумаги, которые он потом аккуратно и бережно складывал свой темный портфель. Так собирались материалы.

Тургенев «Воробей» читать полностью

Позже Стасюлевич смог убедить Ивана Сергеевича привести в порядок свои записи и передать их для издания, в печать. Поэтому очень скоро, в 1882 году, в предновогоднем выпуске одного из популярных и востребованных в то время журнале «Вестнике Европы», было опубликовано стихотворение «Воробей» вместе с другими очерками. Всего Тургенев отобрал для печати 51 произведение.

Тургенев «Воробей» читать полностью

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Тургеневский сюжет довольно прост и обычен. Главный герой возвращается домой с охоты. Он идет по небольшой и аккуратной аллее, где его собака обнаруживает маленького, просто крохотного птенчика, который лежит прямо на дорожке. Становится понятно, что эта птичка выпала из своего гнезда, а так как птенчик очень несмышленый, то, соответственно, он сам никак не может вернуться в свое гнездо.

Тургенев «Воробей» читать полностьюТургенев «Воробей» читать полностью

Финал тургеневского стихотворения не печален и не трагичен, как этого можно было ожидать. Герой произведения отзывает собаку и уходит вместе с нею в хорошем настроении. Он убежден, что любовь может победить все на свете и преодолеть любые преграды и препятствия.

Характеристика персонажей стихотворения в прозе «Воробей»

Тургенев «Воробей» читать полностью

В тургеневском прозаическом стихотворении особую роль играют герои, поступки и чувства которых дополняют сюжет. По сюжету их всего четыре персонажа:

➥ Собака.➥ Человек.➥ Взрослый воробей. ➥ Маленький и беззащитный птенец.

Каждый персонаж появляется в тургеневском сюжете неслучайно, так как он несет для понимания содержания свою ценность. Человек – это охотник, у которого вроде бы и не может быть жалости к птицам и животным, которых он убивает практически каждый день. Но все-таки когда он видит бой воробья с огромным псом, то он умиляется этой сцене. Он совсем не расстраивается из-за того, что его пес в этой борьбе не вышел победителем, наоборот, он восхищен тем, что сила любви смогла победить. Тургенев «Воробей» читать полностьюТургенев «Воробей» читать полностью

Беспомощный птенчик воробья – это олицетворение существа, который нуждается в защите и который не может сам постоять за себя. Поэтому, пока идет схватка взрослого воробья с собакой, он сидит неподвижно и испуганно.

А вот его защитник – взрослый воробей несет в себе необычную силу любви, которая может победить все на свете.

Несмотря на то что угроза в виде собаки сильна и огромна, он настолько сильно любит своего малыша, что готов умереть сам, сражаясь за него.

Анализ стихотворения

Завязка произведения начинается в тот момент, когда собака почувствовала дичь и остановилась посреди аллеи, недалеко от птенца. Когда она начинает подкрадываться, то автор подводит читателя к тому, что вскоре что-то должно произойти. Кульминацией всего произведения становится сцена драки взрослого воробья и огромнейшего пса.

Развязка наступает в тот момент, когда смущённую и еще до конца не понимающую собаку охотник отзывает, чтобы вместе с нею удалиться, признав победу взрослого воробья.

Маленькая сцена, которую описал автор — это лиричное и эмоциональное произведение. В эту миниатюру вложена идея жизни и истинной любви. Ведь жизнь любого существа может прерваться каждую минуту. А любовь — это чувство, которое выше страха смерти.

Источник: https://zdos.ru/turgenev-vorobei-chitat-polnostyu-rasskaz-stihotvoreniya-v-proze-analiz.html

Произведение тургенева воробей читать. Иван Тургенев — Воробей (Стихотворение в прозе): Стих

На этой странице читайти стихи «Воробей»
русского поэта Ивана Тургенева
, написанные в 1878
году.

Читайте также:  Классный час «конфликты и пути их решения», 4 класс

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака
бежала впереди меня. Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться,
как бы зачуяв перед собою дичь. Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с
желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из
гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг,
сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище…

но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок однчал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой,
безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его
оттуда. Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился,
благоговея. Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.
Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

И.С.Тургенев. Избранное.
Классическая библиотека «Современника».
Москва: Современник, 1979.

Другие стихи Ивана Тургенева

» Брожу над озером

Брожу над озером… туманны
Вершины круглые холмов,
Темнеет лес, и звучно-странны
Ночные клики рыбаков….

» В ночь летнюю, когда…

В ночь летнюю, когда, тревожной грусти полный,
От милого лица волос густые волны
Заботливой рукой
Я отводил — и ты, мой друг, с улыбкой томной…

» В. Н. В. (Когда в весенний день…)

Когда в весенний день, о ангел мой послушный,
С прогулки возвратясь, ко мне подходишь ты
И, руку протянув, с улыбкой простодушной
Мне подаешь мои любимые цветы,-…

» Весенний вечер

Гуляют тучи золотые
Над отдыхающей землей;
Поля просторные, немые
Блестят, облитые росой;…

» Вечер (В отлогих берегах…)

В отлогих берегах реки дремали волны;
Прощальный блеск зари на небе догорал;
Сквозь дымчатый туман вдали скользили челны —
И грустных дум, и странных мыслей полный,…

» Восточная легенда

Кто в Багдаде не знает великого Джиаффара, солнца вселенной? Однажды, много лет тому назад,- он был еще юношей,- прогуливался Джиаффар в окрестностях Багдада. Вдруг до слуха его долетел хриплый крик: кто-то отчаянно взывал о помощи. Джиаффар отличался между своими сверстниками благоразумием и обдуманностью; но сердце у него было жалостливое — и он надеялся на свою силу….

» Встреча

Мне снилось: я шел по широкой, голой степи, усеянной крупными, угловатыми камнями, под черным, низким небом.
Между камнями вилась тропинка… Я шел по ней, не зная сам, куда и зачем……

  • Иван Сергеевич

  • Тургенев

  • Стихотворение в прозе «Воробей»
  1. Первое впечатление
  2. Игра «Ассоциация»
  3. Кто это?
  4. Воробей Воробышек Воробьишка

Чтение с остановками (часть 1)

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Работа с текстом 1 части

  • Перечислите героев этого произведения?

Молодой воробей Старый воробей Собака

  • Запишите в столбик слова из текста, которые характеризуют каждого из этих героев.
  • Вопрос: Что произойдет дальше? (версии ребят)
  • Почему в описании птенца автор использует такие детали: «пух на голове, едва прорастающие крылышки»?
  • Почему рассказчик называет птенца детищем?
  • Как описаны действия старого воробья?
  • Как реагирует собака на все происходящее?

Чтение с остановками (часть 2)

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тельце трепетало от ужаса, голос одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Сила – это…

Работа с текстом (часть 3)

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Задание:

  • Дайте ответ на поставленный вопрос.
  • Найдите предложение, которое является смысловым центром повествования.
  • С помощью какого приема автор подчеркивает смысл фразы.

Только ею держится и движется жизнь

Сильнее смерти

  • Анализ позиций на тему: Сила – это…
  • Задание: Показать, сравнить позиции.
  • Найти способы изображения позиций
  • Какие еще слова вы можете вспомнить с этим же корнем «благ»?

(благодарить, благовест, благодарность и т.д.)

(Благоговение

— это глубочайшее почтение, уважение, которое может испытывать человек к кому-либо, или чему-либо)

  • Как герои относятся к воробью?
  • Как вы относитесь к воробью?
  1. (сочинение-миниатюра)

  2. Стихотворение в прозе
  3. Стихотворная речь
  4. Прозаическая речь
  • Рифма
  • Деление на строфы
  • Монологическая речь, повествование от 1 лица
  • Повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать чувства
  • Отсутствие ритма
  • Отсутствие рифмы
  • Членение на абзацы
  • Диалогическая речь
  • Кульминация – повышенная эмоциональность
  • Задача слова: передать сюжет
Читайте также:  Подсолнухи из кофейных зёрен. мастер-класс

Вопросы:

  • Что в данном произведении характерно для прозы, а что для поэзии?
  • В чем заключаются особенности «стихотворения в прозе» как литературного жанра?

Тургенев был лириком в душе, поэтому даже его миниатюры в прозе — необычайно лиричны. Также высказывания автора содержат глубокую жизненную философию. Они учат людей быть добрее.

Одной из главных тем миниатюр является любовь. Но это не чувственное, интимное чувство, а всепобеждающая сила, способность жертвовать собой ради жизни и счастья близкого.

Очень трогательный пример такой любви мы находим в произведении Тургенева «Воробей». Сюжет довольно прост: главный герой, возвращаясь с охоты, шел по аллее и увидел выпавшего из гнезда еще слабо оперившегося птенчика. Его собака учуяла дичь и хотела наброситься на нее. Но вдруг с ветки сорвался взрослый воробей и стал самоотверженно защищать свое дитя.

Автор очень точно и трогательно описывает состояние птицы, которая готова пожертвовать собой ради спасения другого. Взъерошенный воробей атакует большого пса, отчаянно и жалко пища. К удивлению человека, его пес смущенно отступает.

Казалось бы, что может сделать маленькая птичка большой собаке? Но дело видимо не в физической, а моральной силе. Пес ощутил, насколько велико и жертвенно чувство птицы, и что она будет бороться до конца, защищая своего птенца. Главный герой отзывает свою собаку и уходит с восторженным настроением. Он еще раз убедился во всепобеждающей силе любви.

В стихотворении действуют четыре персонажа: человек, собака, маленький и взрослый воробей. Каждый из этих образов имеет свою ценность.

Что мы знаем о человеке? Он охотник, то есть, по сути, способен убивать животных, птиц ради еды. Но наблюдая картину, как воробей защищает воробушка, — благоговеет. Он не огорчен тем, что его собака проявила слабость и отошла от птицы, наоборот, герой восхищен силой любви.

Собака здесь не просто большая угроза, а олицетворение рока. Но как видим, любовь способна изменить даже судьбу. Смущенный пес удаляется от смелой маленькой птицы.

Маленький воробушек – олицетворение беспомощного существа, нуждающегося в опеке. Он сидел неподвижно и не мог противостоять угрозе в виде собаки.

Взрослый воробей – это сама сила всепобеждающей жертвенной любви. Он видит, что угроза велика, но все равно бросается «камнем» перед псом и защищает воробушка.

Иван Сергеевич Тургенев мастерски владел словом, умел так точно зацепить тончайшие струны человеческой души, пробудить лучшие устремления и желание творить добро и дарить только настоящую любовь.

Я возвращался с охоты и шел по аллее сада. Собака бежала впереди меня.

Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.

Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой ее мордой — и весь взъерошенный, искаженный, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою свое детище… но все его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!

Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И все-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.

Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущенного пса — и удалился, благоговея.

Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным ее порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

К числу вершин поэтического мастерства, несомненно, относится цикл стихотворений в прозе И. С. Тургенева — миниатюр, затрагивающих различные стороны человеческой жизни. Доказательством этому может служить краткий анализ «Воробья».

Тургенев в этом небольшом по объему стихотворении прибегает к описанию сцены из жизни природы, но наполняет происходящее особым философским смыслом, что позволяет перенести все происходящее в сферу человеческих отношений.

Сюжет произведения

Он прост и незатейлив. Герой шел по саду вместе со своей собакой. Вдруг внимание Трезора привлек маленький, беззащитный воробушек — желторотый птенец выпал из гнезда и беспомощно лежал на земле. Повинуясь инстинкту, пес стал приближаться к птице. И тут произошло нечто необыкновенное: старый воробей, желающий защитить собственное дитя, упал перед оскаленной пастью собаки.

Трезор, к удивлению автора, остановился, а затем попятился. Поведение собаки объясняет описание и поведение — это важно для анализа — воробья. Тургенев подчеркивает, что голос птицы охрип, она трепетала от ужаса, но все же не смогла усидеть на безопасной ветке.

Неведомая сила, вызывающая удивление и восторг, заставила воробьиху забыть о собственной жизни и «упасть камнем» перед пастью собаки.

Довольно проста развязка рассказа о воробье. Тургенев — анализ поведения птицы уже подвел к этому — отмечает, что герой отозвал смущенного пса и отправился дальше.

Художественные приемы

Описанная сцена вызвала живой отклик в душе писателя. Понять волнение автора и его восхищение поведением воробья помогают средства выразительности.

Читайте также:  Чуковский «телефон» текст распечатать

Прежде всего, это ряд прилагательных и глаголов, точно передающих состояние всех героев миниатюры. Отчаянный, взъерошенный, искаженный воробей трепещет и замирает перед громадной собакой-чудовищем.

Но он не может поступить по-другому: ведь жизнь ребенка ему дороже его собственной.

Очень важны детали, помогающие представить контраст между псом и птицами и, следовательно, трагизм происходящего: большая, с зубастой раскрытой пастью собака, беспомощный, с желтым пухом на голове птенец и маленькая, но «героическая» воробьиха.

Накал чувств передает и сбивчивость повествования, речь рассказчика — повествование ведется от первого лица — характеризуется обилием многоточий и прерывистых фраз.

Их анализ — «Воробей» Тургенева в этом смысле можно считать совершенством всех творений писателя — помогает понять состояние человека, наблюдающего за происходящим.

Он благоговеет перед маленькой птицей, в которой воплотилась великая сила материнской любви, и делится своими раздумьями с читателем, способным, по его убеждению, понять все произошедшее так же, как понимает он сам — отсюда прямое обращение «не смейтесь» и указание на сокровенность мыслей («думал я»).

Идейный смысл стихотворения

Какой же вывод можно сделать из прочитанного и почему увиденная сцена так взволновала писателя?

Трезор в произведении, который лишь повинуется инстинкту, олицетворяет не столько злую силу, сколько злой рок, судьбу. Подобная аллегория помогает понять суть происходящего. Как показывает анализ, воробей Тургенева — это символ самоотверженной любви и готовности жертвовать собой ради того, кто по-настоящему дорог.

А на это способен далеко не каждый. Задача автора — привлечь внимание читателя к тому, что настоящая любовь способна стать поистине всепобеждающей силой.

В чем бессмертие произведения?

Заканчивая анализ «Воробья» Тургенева И. С., нужно отметить, что, в отличие от других стихотворений в прозе, это произведение оптимистично и вызывает веру в великую силу любви, не обязательно материнской.

Это и является причиной того, что стихотворение «Воробей» вот уже более века входит в школьную программу — на нем маленькие читатели учатся человечности и доброте, без которых невозможно продолжение жизни на земле.

Источник: https://papeleta.ru/types/proizvedenie-turgeneva-vorobei-chitat-ivan-turgenev-vorobei-stihotvorenie-v/

«Воробей» И. Тургенев

«Воробей» Иван Тургенев

Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь.
Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.

Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой — и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.

Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище… но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке… Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу.

Я поспешил отозвать смущённого пса — и удалился, благоговея.
Да; не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом.

Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

Стихотворение в прозе «Воробей» написано И. С. Тургеневым в 1878 году, но его публикация состоялась четырьмя годами позднее. Лирическим героем является сам автор.

Чувствуется, что произведение написано бывалым охотником, знающим человеком, наблюдательным и любящим природу.

Оно невероятно поэтично, хоть и написано белым стихом, и полно внутреннего психологизма, как и все произведения И. С. Тургенева.

  • Композиция небольшого по объему прозаического произведения имеет все классические признаки — завязку (появление птенца), кульминацию (появление старого воробья) и развязку (отход собаки).
  • Эпитеты – «искаженный …воробей», «зубастая пасть», «громадное чудовище», «смущенный пес», «прораставшие крылышки», «героическая птица», «любовный порыв», «безопасная ветка» — как всегда точно иллюстрируют богатство тургеневского языка.
  • Другие средства художественной выразительности — метафоры — «упал камнем», «тело трепетало», «страх смерти», анафора — «он ринулся, он заслонил, … он замирал, он жертвовал», «только ею, только любовью», аллитерация — «сила, сильнее воли…», олицетворения – «голосок одичал», «Трезор признал эту силу», эллипсис – «поспешил отозвать — и (сразу) удалился», инверсия – «перед любовным ее порывом», авторский неологизм — «зачуяв».

Прием градации – «остановился, попятился» — наряду с рядом однородных сказуемых — «ринулся, заслонил, замирал, жертвовал» — позволяет автору отразить быструю смену событий, как и используемые им простые «рубленые» фразы. Для передачи собственных эмоций поэт вводит риторические восклицания – «… он жертвовал собою!», «Каким … чудовищем должна …казаться собака!» Для усиления впечатления предложения расположены последовательно.

Лексика высокого стиля — «благоговеть» (дважды), «детище», «жертвовал», «удалился», «героическая» — передает преклонение человека перед слабой птицей. Цитата «любовь сильнее смерти» — явная отсылка к библейской «Песне песней», древнему гимну любви.

Незначительное происшествие на охоте становится поводом лишний раз обратиться к читателю – «Да; не смейтесь» — и (для думающего человека) поводом для глубоких философских обобщений.

Писатель подчеркивает всепобеждающую силу родительской любви, увеличивая ее до всечеловеческих масштабов.

Оптимистический финал является своеобразной одой жизни: к самоотверженной любви способны не только люди, но и животные.

Источник: https://pishi-stihi.ru/vorobej-turgenev.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector