Советы для родителей будущих первоклассников

Советы для родителей будущих первоклассников

Мамы и папы будущих первоклассников, вы уже определились в какую школу пойдет ваш ребенок? А может быть, уже приглядели школьную форму и принадлежности? Все готово? А как насчет ребенка?

Современная действительность ставит перед родителями будущих первоклашек ряд очень непростых задач, начинать решать которые приходится еще задолго до радостного первого сентября.

Начиная с самого «долгоиграющего» вопроса как выбор учебного заведения и заканчивая проблемой выбора школьных принадлежностей в бескрайнем море предлагаемых сейчас товаров.

Кроме того, маленькому человечку предстоят первые уроки на подготовительных курсах и первые экзамены еще до начала обучения в школе и это волнительный момент и для родителей.

Да, безусловно, современным детям процесс адаптации к школьной жизни должен даваться проще. Ведь ребенок посещает подготовительные курсы, занятия на которых построены подобно школьным урокам.

Кроме того, дошколенок проходит вступительные испытания, цель которых оценить возможности ребенка с учетом специфики школы и подобрать для него наиболее подходящий по уровню развития коллектив.

С будущим школьником занимаются специалисты педагоги и психологи.

Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители. Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.

Я постаралась привести конкретные рекомендации, которые, на мой взгляд, могут быть полезны родителям дошколят. Конечно, они не новы, и воплощать их все нет никакой необходимости, но надеюсь, что вы сможете найти что-то полезное для своего ребенка.

Когда до 1 сентября еще далеко

Начинаем с …себя

Родители будущего первоклассника, как это не странно тоже нуждаются в подготовке «к школе».

  1. Самое очевидное – с переходом вашего дошколенка к школьной жизни значительно изменится и его режим дня. Поэтому родителям желательно обдумать заранее, как это скажется на каждом из членов семьи. Необходимо решить, где и с кем будет находиться ребенок после школы. Возможно, у вас возникнет необходимость научить ребенка пользоваться бытовой техникой, открывать замки, готовить себе нехитрый обед и, наконец, соблюдать «правила техники безопасности». Вам будет гораздо спокойнее, если подготовку к самостоятельному пребыванию первоклассника дома вы закончите еще до 1 сентября. Продумайте все возможные проблемы, с которыми может столкнуться ребенок, и предусмотрите возможности экстренной связи с родителями. А ребенку не придется в сложные первые школьные дни испытывать дополнительный стресс от начала «самостоятельной» жизни дома в течение нескольких часов.
  2. Родителям нужно быть готовыми к тому, что у ребенка могут возникнут сложности. Каждый родитель в глубине души надеется, что его ребенок будет успешным учеником, лидером. И первые же неуспехи, которые, к сожалению, бывают у всех детей, очень сильно разочаровывают родителей, и родители не могут скрыть обманутые иллюзии, сильно подрывая самооценку своего чада.
  3. С поступлением в первый класс ваш Малыш становится Школьником и приобретает новые права и новые обязанности. И свой новый социальный статус ваш ребенок примется демонстрировать незамедлительно и прежде всего дома вам. Ваше терпеливая и понимающая позиция в этот период очень важна. Кроме того, надо быть готовым к тому, что к вашему ребенку и окружающие будут относиться иначе, более требовательно. И это касается не только кондукторов в общественном транспорте.
  4. Не пожалейте времени и проведите домашнее «родительское собрание» БЕЗ участи ребенка. Выскажите все свои опасения и переживания, связанные с предстоящим появлением в вашей семье школьника, поделитесь ожиданиями, выслушайте других членов семьи.

На что стоит обратить внимание:

Физическое состояние ребенка

  1. Если ваш ребенок имеет хронические заболевания или проблемы со здоровьем, то заняться их устранением и профилактикой здоровья будущего первоклассника лучше заранее. С началом учебного года физическая и психологическая нагрузка на ребенка возрастет и это может неблагоприятно отразиться на его самочувствии.

  2. Советы для родителей будущих первоклассниковСпециалисты рекомендуют помимо обязательного обследования ребенка для сбора данных в медицинскую карту первоклассника посетить окулиста, если у ребенка есть наследственная предрасположенность к развитию заболеваний глаз или у него уже наблюдается снижение зрения. Посещение хирурга очень желательно тем дошколятам, у которых есть проблемы с осанкой и предрасположенность к развитию сколиоза.
  3. Также родителям стоит обратить внимание не млекую моторику ребенка и ее развитие. Да, да ту самую мелкую моторику, про которую упрямо твердят все специалисты по развитию малышей, начиная чуть ли не с самого рождения. Для школьника уровень развитие мелкой моторики тоже имеет значение. С началом учебы ребенку придется овладевать навыками письма, а это потребует от ребенка значительных усилий, и чем более развита моторика руки, тем этот навык будет даваться проще.

Рисование, лепка, вышивание, пришивание пуговиц, нанизывание бусин, вырезание и составлние аппликаций – все эти занятия будут очень полезны для развития ручек вашего дошколенка. Взрослым, кстати, совместные занятия тоже не повредят, тем более, что 6 летнего ребенка, в отличие от малыша не так-то просто увлечь.

Ребенку (да и родителям тоже) перед началом учебного года не помешает отдых, смена обстановки. Очень хорошо, если семье удастся организовать себе каникулы, которые закончатся за недельку до 1 сентября.

Режим дня

Если ваш ребенок посещал детский сад, то режим подъема и отхода ко сну для не  будет новым, если же нет, то родителям стоит позаботиться заранее о том, чтобы ранний подъем не послужил для ребенка дополнительным стрессогенным фактором.

Советы для родителей будущих первоклассниковЗа несколько месяцев до начала учебы начинайте укладывать ребенка спать в определенное время. Конечно, будить ребенка летом каждый день в 7 утра без необходимости слишком жестокое испытание, но проследить за тем, во сколько ваш ребенок просыпается, и постараться приблизить это время к 8 — 9 часам утра возможно. Это значительно облегчит жизнь с началом учебного года.

Режим дня ребенка изменится  и во второй половине дня. Ребенку необходимо будет выделить время для домашних занятий. В первом классе официально не задают домашних заданий, но учитель, как правило, старается постепенно приучить ребят к этому.

Если родители смогут организовать небольшое 20-25 минут время для занятий за несколько месяцев до начала учебы и регулярно посвящать этим занятиям время, то выполнение домашних заданий станет уже привычным делом для школьника. Это время можно посвящать занятиям на развитие памяти и внимания, мелкой моторики, чтению, счету. Получите двойную пользу.

Уверенность в себе

Немаловажно, чтобы ребенок не испытывал чувства неуверенности в незнакомой обстановке.

Удостоверьтесь, что ваш ребенок наизусть твердо знает свои фамилию имя и отчество, дату рождения, адрес.

Давайте будущему школьнику возможность самому сделать заказ в кафе или совершить мелкую покупку. Этот опыт общения с незнакомыми взрослыми будет ему полезен.

Мотивация

На вопрос «Хочешь ли ты в школу?» большинство дошколят ответят «Да!». Но, к сожалению, уже после недели обучения у значительной части первоклассников ответ на тот же вопрос меняется на «Нет!».

Почему же это происходит? Чаще всего из-за того, что школа не оправдывает ожиданий детей.

Для вашего дошколенка школа представляется как некий идеальный образ, сложившийся на основе собственных впечатлений от занятий на подготовительных курсах, просмотра кинофильмов и мультфильмов, рассказов взрослых и  даже мечтаний.

Как же узнать чего ребенок ждет от учебы в школе? Как сделать так, чтобы его не ждало разочарование?

Единственный способ выяснить это – говорить со своим ребенком.

Советы для родителей будущих первоклассниковРасскажите о своей школьной жизни и о своем первом классе поделитесь с ребенком собственными впечатлениями и воспоминаниями. Расскажите смешные истории из своего школьного прошлого, расскажите про своих друзей — одноклассников. Устройте семейный вечер воспоминаний с просмотром фотографий вашей школьной поры. Удовольствие и пользу получит не только ваш будущий первоклассник, но и вы сами. Это, к тому же, повод побольше узнать о детстве близких людей.

Настраивайте ребенка на успех в учебе, не пугайте неудачами.

Старайтесь не употреблять фраз типа «Как же ты будешь учиться, если даже этого не можешь», «Ты так двойку получишь» и т.п.

Приводите положительные примеры и хвалите ребенка.

Расскажите о собственных школьных успехах, но не перегибайте палку. Не сообщайте ребенку что его мама (папа) были круглыми отличниками (особенно если это не совсем правда). Расскажите и о сложностях, которые у вас возникали в школе и о том, как вы их успешно преодолели.

Не забудьте донести до ребенка мысль, что главная цель походов в школу вовсе не использование новых красивых школьных принадлежностей, не поиск новых друзей и не избавление от детского сада, а учеба, приобретение знаний.

И это его работа на ближайшее будущее. Работа увлекательная и очень нужная.

Ведь без учебы невозможно стать профессионалом ни в одной области, а ведь ваш малыш так желает стать космонавтом (банкиром, программистом, врачам, актрисой).

Приведите пример о том, как много интересного можно узнать на уроках в школе. Но не приукрашивайте, поскольку в первом классе ребенку, безусловно не раскроют все тайны вселенной.

Расскажите о чем-то, что вы узнали на уроках, и что вас сильно поразило в свое время. Или покажите научный «фокус». У пап обычно имеется целый запас таких физических и химических «фокусов» со школьных времен.

Можно продемонстрировать следующее: Попросите ребенка внимательно наблюдать за вашим зрачком, а второй глаз закрывайте и открывайте ладонью. Диаметр зрачка будет значительно изменяться. В вкратце объясните механизм этого явления. И конечно, не забудьте подчеркнуть, что узнали об этом в школе на уроках биологии.

Внимание и память

Успехи и неудачи в учебе во многом зависят от развития памяти и внимания ребенка. К счастью, и память и внимание поддаются тренировке. Когда речь идет о старших дошкольниках, то наилучший способ развития их памяти и совершенствования внимания – игра. Конечно, специально организованная взрослым игра. Сам ребенок заниматься своим развитием в этом возрасте еще не в состоянии.

Ведущий тип памяти дошколенка – непроизвольная память, т.е. ребенок запоминает без особых усилий то и только то, что для него интересно или произвело впечатление. То, что заучивается без усилий путем многократных повторений (так дети учат стихи).

Объем внимания очень невелик – ребенок в состоянии удерживать внимание одновременно на 2-3 объектах (у взрослого от 4 до 7).

Для развития памяти и внимания разработано множество игр и упражнений, которыми родители могут пользоваться, занимаясь со своим ребенком. Но существуют полезные игры, применять которые можно без специальной подготовки и в которых дети с удовольствием принимают участие.

Например, дети с большим интересом играют на прогулке в такие игры:

  1. Считаем иномарки (если ваш ребенок в состоянии отличить иномарку от отечественного авто).
  2. Запоминаем номер автомобиля (игра сводится к тому, что ребенок и родитель (родители) запоминают номер оговоренного авто, через 10 минут производится контроль и определяется победитель. Время от начала игры до конца постепенно увеличивается).
  3. Считаем машины (нужно считать автомобили, объединенные общим признаком (цифрой или буквой в номере, цветом…)
  4. Точно по такому же принципу можно считать или запоминать что угодно: количество женщин и мужчин среди прохожих, количество людей к одежде определенного цвета, цифры телефонных номеров из рекламных объявлений.

Поход в магазин – хороший повод потренироваться. Назовите ребенку список из 3-4 предметов, которые необходимо купить и предоставьте возможность собрать их в корзину, постепенно увеличивайте сложность задачи.

Очень хороший способ тренировать память – заучивание стихов. Самостоятельно заучивать стихи и тем более делать это регулярно 6-7 летний ребенок не в состоянии. Но способен с помощью и при непосредственном участии родителей. Приз в соревнование кто быстрее запомнит и утром точнее воспроизведет между родителем и ребенком – хороший стимул. Не забывайте иногда проигрывать своему чаду.

В домашних условиях очень полезны для развития памяти и внимания могут быть следующие игры:

  1. «Найди парные картинки» – цель игры – собрать все пары за минимальное количество оборотов. Картинки кладутся рубашкой вверх. Каждый играющий имеет право за один ход открыть 2 картинки, если они не составляют пару, то картинки переворачиваются, ход переходит к следующему игроку, игра продолжается. Перевернувший картинки, составляющие пару продолжает игру до тех пор, пока не ошибется. Набор карточек к подобной игре можно приобрести в магазине.
  2. «Чего не хватает?». Водящий раскладывает 10 предметов и дает участнику посмотреть на них в течение минуты, затем из 10 предметов 1 прячется. Задача игрока назвать исчезнувший предмет. По мере увеличения успешности количество предметов увеличивается. Начинать можно и с меньшего количества, в зависимости от успешности ребенка.
  3. Пазлы и головоломки, предназначенные для детей возраста 6-7 лет.
  4. Любые настольные игры, подобранные соответственно возрасту ребенка.

Родителям важно помнить, что ребенок будет с интересом играть во все эти игры только в случае, если будет чувствовать себя равноправным участником процесса. Не поддавайтесь все время, но и не будьте непобедимым игроком.

Покупки:

Одежда для будущего первоклассника.

Если школа не имеет единой формы, то выбор костюма для школьника – задача родителей. Желательно, чтобы ваш ребенок принимал непосредственное участие в выборе тех вещей, в которых ему предстоит учиться.

Родителям, безусловно, стоит учесть помимо вкуса отпрыска и собственных предпочтений несколько моментов: одежда должна быть «деловой», насколько это применимо к детской одежде, ребенок должен быть в состоянии сам снять и одеть костюм, не затрачивая много времени и усилий (переодевания на физкультуру предстоят первокласснику как минимум дважды в неделю). Учителя, как правило, советуют родителям своих будущих учеников учесть при выборе следующее: одежда должна быть не маркой, не сильно мнущейся, многовариантной (то есть под один костюм позволяет одеть несколько вариантов блузок, рубашек в зависимости от температуры воздуха, торжественности момента т.д.), не очень яркой и не богатой деталями (поскольку такая одежда может служить отвлекающим моментом не только для обладателя, но и для всех его соседей).

Ну и самый важный момент – одежда должна и обувь должны быть удобными, не стеснять движений ребенка.

Ранец или портфель.

Выбор ранца или портфеля можно доверить ребенку (под контролем родителей, разумеется).

Именно ранец, чаще всего, служит для дошколенка символом начинающейся школьной жизни, поэтому к выбору сего предмета дети относятся особенно трепетно.

Важно учитывать только один момент – для учеников начальной школы медики рекомендуют приобретать портфель с лямками, предназначенный для ношения за плечами, а не через одно плечо.

Школьные принадлежности.

Советы для родителей будущих первоклассников

  • Подарок первокласснику (необязательная часть)
  • Этот пункт, конечно, полностью на усмотрение родителей.
  • Как правило, родственники стремятся сделать своему первокласснику памятный подарок, чтобы подчеркнуть значимость его новой социальной роли (о чем уже говорилось), придать ребенку дополнительную мотивацию, и просто сделать ему приятное.
  • Часто в качестве таких подарков современные родители  выбирают часы – отлично подчеркнут наступившую «взрослость» и «занятость» ребенка или сотовый телефон – этот подарок помимо очевидных плюсов (возможность связаться с ребенком и проконтролировать его передвижения) очевидные минусы (мощнейший отвлекающий фактор на занятых, сомнительная безопасность, привлекательность для кражи).
  • Надеюсь, что вы нашли для себя что-то интересное и полезное.
  • Желаю вам и вашему ребенку успешного начала обучения и прекрасного незабываемого 1 сентября, когда ваш Малыш пойдет первый раз в первый класс и станет Школьником.
Читайте также:  Интересный сценарий на последний звонок, 11 класс смешной современный

Источник: https://www.u-mama.ru/read/obaby/schooolers/1255.html

УчПортфолио.ру

Андреева Александра Васильевна, учитель начальных классов, высшая квалификационная категория, МБОУ «Лицей №18 », г. Орел,

Орловская область               

  • Советы родителям будущих первоклассников

      Сейчас  требования к первоклассникам достаточно высоки, и идя в школу, ребенок много чего должен уметь делать. Если ребенок приходит в первый класс совершенно не подготовленный, то у него период адаптации к школе будет проходить  немного больше, чем у подготовленных детей. Он будет  быстрее уставать, и работоспособность будет ниже. Иногда, переживания ребенка могут сказаться и на его здоровье. Ведь  он обязательно заметит, что значительно отстает от своих одноклассников. Лучше оградить своего ребенка от ненужных расстройств, и уделить ему время, постараться  максимально  подготовить его к школе. Никому не хочется, чтобы его ребенок отставал от остальных детей.

На сегодняшний день сложился перечень того, что должен  уметь и знать будущий первоклассник.

  1. Ребенок должен знать о себе и своей семье:

-Назвать свое имя, фамилию, отчество. -Сколько ему лет. Когда у него день рождения. -Есть у него брат или сестра. Сколько им лет. — Назвать свой домашний адрес. -Как зовут родителей. Кем они работают. Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать: -Основные цвета; -Дни недели, месяцы, времена года; -Основные профессии; -Домашних и основные виды диких животных; -Детенышей животных; -Знать зимующих и перелетных птиц; -Виды транспорта; -Уметь ориентироваться на бумаге; -Знать, что такое овощи и фрукты. Уметь отличать их; -Понятия «лево», « право», уметь показать правый глаз, правую руку и т. д. Что должен знать по математике: -Прямой и обратный счет в пределах 10; -Знать понятия  «больше», «меньше», «поровну», «большой – маленький», «высокий – низкий», «широкий – узкий»;  -Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник; -Ориентироваться  на бумаге в клеточку, уметь писать графические диктанты (одна клеточка вправо, две клеточки вверх и т. д.); -Уметь соотносить цифру и число предметов. Что ребенок должен знать по чтению: -Буквы, уметь соотносить звук  с буквой; -Вычленять звуки из слова; -Подбирать слова на заданный звук или букву; -Читать по слогам слова и простые предложения; -Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается. Навыки письма: -Ребенок должен уметь обводить картинки по контуру и выполнять штриховку; -Обводить печатные буквы по контуру; -Правильно держать ручку в руке; -Копировать геометрические фигуры по клеточкам. Память, мышление, внимание и речь: -Уметь пересказывать небольшое  услышанное произведение; -Составлять рассказ по картинке, уметь описать картинку по памяти; -Знать стихотворения, сочинять сказки; -Отвечать на поставленные вопросы, делать какое-либо задание по образцу; -Запоминать до 10 увиденных картинок; -Заканчивать предложение; -Находить лишнюю картинку или слово; -Уметь отгадывать загадки; -Группировать предметы по признаку; -Уметь классифицировать, например: назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов;

-Уметь рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай

  •                                Готов ли Ваш ребенок  стать первоклассником?
  •       Существует несколько способов определения, готов ли ребенок идти в 1 класс.
  • Первый и самый простой – это Ваши собственные наблюдения.

      Вы заметили, что ребенок может без особого труда подолгу выполнять кропотливую работу, требующую сосредоточения внимания: рисует, лепит, собирает конструктор и т. п. Начатое дело стремится довести до конца. Часто задает вопросы взрослым об окружающем непонятном ему мире.

С удовольствием фантазирует и рассказывает различные истории. Легко и быстро запоминает стихи из 4-8 строк, пересказывает сказки и рассказы, которые Вы когда-то читали. У малыша есть друзья, с которыми ему нравится играть, он свободно общается с взрослыми.

На вопрос: «Хочешь пойти в школу?» — ребенок отвечает: «Хочу, там много нового и интересного, а я научусь писать и читать».

                         Второй способ определить готовность ребенка к школе.

      Беседа с педагогом и психологом, работающими в детском саду, поможет Вам узнать об особенностях Вашего ребенка, которые проявляются только в общении и взаимодействии со сверстниками и педагогами. Важно получить следующую информацию:       Как ребенок общается со сверстниками? Имеет ли постоянных друзей? Часто ли ссорится и конфликтует? Участвует ли в совместных играх? Умеет ли договариваться с другими детьми? Может ли адекватно исполнять различные роли в играх?

      Как ребенок взаимодействует с педагогом?  Проявляет ли инициативу в общении или ждет, пока к нему обратятся? При оказании помощи включается в работу или замыкается в себе? Безоговорочно выполняет требования и просьбы взрослых или высказывает собственное мнение? При  выполнении задания общается с взрослыми по теме задания или переводит разговор на другие темы? Проявляет ли желание и  интерес к познанию чего-то нового?

  1.         Тест, с помощью которого можно определить, хочет ли ребенок идти в школу и что его там        привлекает:

      Если бы было две школы – одна с уроками и переменками, а другая только с переменками и никаких уроков, — в какой из них ты бы хотел учиться?       Если бы было две школы – одна с уроками русского языка, математики, чтения, пения, рисования и физкультуры, а другая только с уроками пения, рисования и физкультуры, — в какой из них ты бы хотел учиться?       Если бы было две школы – в одной ставили бы за хорошие  ответы пятерки и четвертки, а в другой давали бы сладости и игрушки, — в какой из них ты бы хотел учиться?       Если бы в классе у вас заболела учительница, и директор предложил бы ее заменить другой учительницей или мамой, кого бы ты выбрал?       Если бы было две школы – в одной можно вставать только с разрешения учительницы и поднимать руку, если ты хочешь что-то спросить, а в другой можно делать на уроке все что хочешь, — в какой из них ты  бы хотел учиться?       Если бы было две школы – в одной задавали бы уроки на дом, а в другой нет, — в какой из них ты бы хотел учиться?       Если бы мама сказала: «Ты у меня еще совсем маленький, тебе трудно вставать, делать уроки. Останься в детском саду, а в школу пойдешь на будущий год», — согласился бы ты с таким предложением?       Если бы мама сказала: «Я договорилась с учительницей, что она будет ходить к нам домой и заниматься с тобой. Теперь тебе не придется ходить по утрам в школу», — согласился бы ты с таким предложением?       Если бы твой друг (подруга) спросил, что тебе больше нравится в школе, чтобы ты ему ответил?Проанализируйте ответы ребенка. За каждый правильный ответ дается 1 балл, за неправильный – 0 баллов. Если ребенок набрал 5 баллов и больше, можно смело сказать, что он внутренне готов к школе. 1.Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности. 2.Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность. 3.Ваш ребенок пришел в школу, чтобы  учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку. 4.Составьте   вместе с ребенком распорядок дня, следите за его соблюдением. 5.Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения. 6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка («Молодец!», «Ты так хорошо справился!») способны заметно повысит интеллектуальные достижения человека. 7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу. 8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появится человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Ученье – это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У  первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

  •                           Упражнение на развитие  произвольного внимания

Ребенку дают лист бумаги, цветные карандаши и просят нарисовать в ряд 10 треугольников. Когда эта работа завершена, ребенка предупреждают о необходимости быть внимательным, так как инструкция произносится только один раз. «Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый треугольники». Если ребенок переспрашивает, ответить. Пусть делает так, как понял. Если он справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания.

Упражнение на развитие наблюдательности

Предложите ребенку игру: «Внимательно осмотри комнату и найди предметы, в которых есть круг, окружность». Ребенок может называть предметы: часы, ваза, выключатель, столик и т. д. Можно провести эту игру в соревновательной форме для группы детей, придумать аналогичные задания.

                           Игра на развитие памяти

В эту  игру можно играть с ребенком, например, во время длительных поездок. Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий игрок повторяет сказанное и добавляет что-нибудь еще: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет  свое слово.                      

Игра для тренировки мышления и сообразительности «Как это можно использовать?»

Предложите ребенку игру. Найти как можно больше вариантов использования какого-либо предмета. Например, Вы называете слово «карандаш», а ребенок придумывает, как  его можно использовать. Им можно писать, рисовать, использовать как палочку, указку, градусник для куклы, удочку и т. д.

                               Тест «Нелепицы» для оценки образно-логического мышления

Покажите ребенку картинку, на которой изображены  разные нелепицы и попросите его внимательно рассмотреть картинку  и сказать, что нарисовано неправильно. Попросите малыша  объяснить, что именно неверно в этих нелепых ситуациях. На все задание отводится 2 минуты. Хорошо, если ребенок за это время заметит  более 8 нелепиц.  

Тест для родителей.

1.Хочет ли ваш ребенок идти в школу? 2.Привлекает ли вашего ребенка в школе то, что он там много узнает и в ней будет интересно учиться? 3.Может ли ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)? 4.Верно ли, что ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется? 5.Умеет ли ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из пяти предложений? 6.Может ли ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений? 7.Умеет ли он изменять существительные по числам? 8.Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами? 9.Умеет ли ваш ребенок считать до 10 и обратно? 10.Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы? 11.Верно ли, что ваш ребенок имеет твердую руку? 12.Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки? 13.Может ли ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)? 14.Может ли он собрать разрезную картинку из пяти частей за одну минуту? 15.Знает ли ребенок названия диких и домашних животных? 16.Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом «овощи» помидоры, морковь, лук)? 17.Любит ли ваш ребенок заниматься самостоятельно – рисовать, собирать мозаику и т.д.? 18.Может ли он понимать и точно выполнять словесные инструкции? Возможные результаты тестирования зависят от количества утвердительных ответов на вопросы теста. 15-18 баллов — можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимы; 10-14 баллов — вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые вы ответили отрицанием, подскажет вам точки приложения дальнейших усилий; 9 и меньше — почитайте специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет. Советы для родителей будущих первоклассников Литература Анисимова Т.Б. Подготовка детей к школе.  2004г. Гаврина С. Е. Сборник  тестов для детей 6 -7 лет  2001г. Герасимова А. С. Тесты для подготовки к школе: развитие речи, математика, мышление. 2005г.

Узорова  О. В., Нефедова Е. А. 350 упражнений для подготовки детей к школе. Игры, задачи, основы письма и рисования. 2002г.

Источник: https://uchportfolio.ru/articles/read/1514

Советы родителям будущего первоклассника

  • Теги:
  • Рекомендации специалистов
  • 3-7 лет

Советы для родителей будущих первоклассников

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети. На самом деле ничего сложного в подготовке к школе нет, главное – не забыть ничего важного.

Что нужно первокласснику в школу

Самое важное – это покупка всех вещей, необходимых будущему первокласснику. Выберите вместе с ребенком хороший и удобный портфель, сменную обувь, спортивную форму для занятий физкультурой, пенал, тетради, ручки, карандаши. Узнайте у будущего классного руководителя, какие книги и учебники обязательно нужно купить, а какие выдадут ребенку в школе.

Старайтесь все необходимые для школы вещи покупать вместе с малышом. Пусть он сам выберет портфель или ранец, который ему понравится и будет удобно сидеть на спине.

В противном случае удовольствия от ежедневного таскания некрасивого или неудобного рюкзака с учебниками первоклассник не получит, и каждый новый день будет воспринимать как пытку.

Пусть ребенок сам выберет ручки и карандаши, которыми ему удобно будет писать, подберет красивые обложки для тетрадей и дневника.

Если в школе предусмотрена школьная форма, заранее обсудите этот вопрос со своим малышом. Он должен будет привыкнуть к тому, что на занятия ему придется ходить в одной и той же одежде.

Читайте также:  Игры по обж для учащихся 6 класса на тему «электричество»

Объясните крохе, что такое внутренний распорядок, зачем нужна сменная обувь и почему это так важно, чтобы для ребенка это не стало неприятным сюрпризом.

Особенно трепетно относятся к своей одежде девочки, поэтому важно заранее морально подготовить малышку к тому, что хвастаться новыми нарядами она сможет только на школьных праздниках, а каждый день нужно будет носить форму.

Какие знания должны быть у будущего первоклассника

Многие родители уверены, что чем больше знаний получит ребенок до школы, тем лучше он будет учиться. Но на самом деле это не так.

У детей, которые приходят в первый класс слишком подготовленными (умеют выполнять сложные математические операции, быстро читают, знают основы английского языка), учебный процесс начинает вызывать скуку, ведь они все уже знают и умеют, а постоянное повторение начинает раздражать их.

В то же время малыши, которые имеют лишь базовые знания, нормальные для их возраста, воспринимают школьные занятия как еще один способ знакомства с окружающим миром и с интересом изучают новые навыки.

На самом деле будущий первоклассник должен легко и быстро называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес, номер телефона, имена родителей, названия самых распространенных животных, растений, цветов, видов спорта, профессий, предметов обихода. Малыш должен знать названия месяцев и времен года, их последовательность, правила дорожного движения.

Будущий первоклассник должен различать право и лево, гласные и согласные буквы, понимать разницу между различными животными, овощами, фруктами, предметами.

Ребенок, поступающий в школу, должен уметь считать до десяти, решать простые логические задачи, читать короткие предложения, описывать картинки и пересказывать истории, а также уметь обращаться с ручкой, карандашами, бумагой и ножницами. Этого вполне достаточно.

Какой должна быть психологическая подготовка ребенка к школе

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима.

Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками.

Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки.

Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно. Не стоит вспоминать свои собственные трудности школьной поры, если таковые были, поскольку такие рассказы могут вызвать у будущего первоклассника неприязнь к школе или страх перед ней.

Лучше расскажите ему какие-нибудь забавные и интересные случаи своих школьных лет: вспомните свои любимые предметы и учителей, школьные праздники, веселые игры, в которые вы играли с одноклассниками.

Но ни в коем случае не говорите своему ребенку, что он будет самым лучшим учеником в классе, ведь если малыш с самого начала займет такую позицию, его отношения с одноклассниками вряд ли сложатся успешно.

Заранее предупредите своего ребенка, что далеко не все может получаться у него с первого раза, и в этом нет ничего страшного.

Скажите, что не будете ругать его, если вдруг что-то не получится, и обязательно поможете ему разобраться со всем, что ему непонятно.

Объясните ребенку, что школа – это первый шаг во взрослую жизнь, и учеба подарит ему множество новых и полезных знаний, которые пригодятся в будущем.

Виктория Грицук

Источник: https://www.ya-roditel.ru/parents/base/experts/sovety-roditelyam-budushchego-pervoklassnika/

Полезные советы родителям будущих первоклашек

За год до начала школьной жизни родители первоклассника начинают задумываться: как подготовить к учёбе малыша? Что лучше: налечь на науки или дать отдохнуть?

В первую очередь, стоит ориентироваться на ребёнка. А ещё – правильно расставить приоритеты, сделав акцент на действительно важном.

Что важнее букв

Ребёнок, бегло читающий и считающий до ста, это здорово. Но это не самое важное в подготовке к школе. Эти знания ваш малыш рано или поздно приобретёт вместе со сверстниками уже в школе.

А вот развивать будущего школьника разносторонне, улучшать такие качества, как усидчивость, память, общительность, вежливость – гораздо актуальнее.

Поэтому, прежде, чем заучивать буквы, протестируйте вашего кроху и поищите его слабые места, которые требуют особого внимания. Будущий первоклассник должен:

  • Знать свои ФИО, возраст, дату рождения, домашний адрес, номер телефона, информацию о родителях, родном городе и стране;
  • Знать названия времён года, месяцев, дней недели;
  • Знать названия животных и птиц, их детёнышей, названия фруктов и овощей, средств транспорта;
  • Различать геометрические фигуры, аккуратно заштриховывать, закрашивать, ориентироваться в пространстве (верх-низ, право-лево, под, над, около и т.д.);
  • Иметь представление о массе предмета, размере, уметь сравнивать;
  • Пользоваться карандашом, линейкой, ножницами, клеем.

Если ваш малыш чего-то не знает, в первую очередь уделите внимание именно этому, а заодно развитию качеств, которые необходимы для адаптации в школе.

Советы для родителей будущих первоклассников

Уверенный ребёнок

Чем увереннее и самостоятельнее будет первоклассник, тем для него проще окажется школа. Поэтому за год до начала учёбы постарайтесь:

  • Побороть детскую стеснительность — как можно чаще давайте задания, требующие обращений к другим людям. Например, занять очередь в поликлинике. Кроме того, создавайте условия, когда ребёнок много общается – со сверстниками и со взрослыми. Если он не посещает детский сад, то водите в секции, на детские площадки, где много людей, чаще ходите с ним в гости.
  • Обучать вежливости. «Волшебные слова» обязательны в обиходе ребёнка. Кроме того, малыш должен знать, как вести себя за столом, что нельзя перебивать взрослых, что обязательно уступать места старшим и защищать слабых.
  • Развивать устную речь. Уметь говорить – это целая наука. К сожалению, из-за большого количества учеников в классах учителя не успевают разговаривать с детьми столько, сколько требуется для развития. Поэтому слушайте вашего ребёнка и учите его слушать, просите пересказывать, объяснять. Первоклассник должен уметь составлять рассказ, включающий не менее 5 предложений, а также уметь слушать, не отвлекаясь, в течение 30 минут.
  • Улучшать память. Запомнить и назвать от 6 до 10 предметов, найти отличия в картинках, знать несколько стихотворений – такие тренировки пойдут только на пользу будущему школьнику.
  • Развивать усидчивость. Не старайтесь быть учителем для своего ребёнка, лучше будьте другом. А усидчивость очень хорошо развивается в настольных играх. Ежедневно играйте по полчаса – этого достаточно, чтобы кроха научился концентрации в неподвижном положении, и чтобы он полюбил занятия за столом. Не забывайте следить за осанкой.
  • Давать возможность самостоятельно принимать решения. Пусть малыш сам решает, что сегодня надеть, какую именно книгу вы будете читать и какой йогурт купить на полдник. Такие мелочи учат принимать решения, а это умение очень важно в школьной жизни.

Ну а как же буквы и цифры? Неужели умению читать и писать – не обучать? Педагоги говорят, обучать – ведь сегодня практически все дети приходят в первый класс с умением читать по слогам и считать хотя бы до десяти. Только не стоит ставить это главной целью – настолько, чтобы отбивать у малыша охоту к учёбе. Есть несколько моментов, позволяющих подружиться с буквами и цифрами быстрее:

  • Учите не буквам, а звукам. То есть не «эм», а «м», не «эс», а «с». Тогда малышу будет проще сливать их в слоге: «м» и «а» – получается «ма» (куда проще, чем «эм» и «а»).
  • Делите слова на слоги с помощью хлопков, по количеству гласных звуков. Такая игра поможет малышу легче усвоить материал.
  • Читайте ребёнку книги, даже когда он научится читать по слогам.
  • Помогайте дошкольнику осознать число как количество, а не просто цифру. Он должен понимать, что такое пять, и из чего оно состоит (на примере реальных бытовых предметов).

Право на ошибку, право на любовь

И, конечно, готовя малыша к школе, не забывайте чаще показывать, как вы его любите: хвалите, хольте и лелейте. Ведь его детство подходит к концу! Ну а если ошибся – у всех бывает! Зачем ругать, ведь тогда он свяжет психологический негатив, полученный от порицания, с учёбой. Действуйте похвалой и любовью!

Источник: https://DetStrana.ru/article/deti-3-7/podgotovka-k-shkole/poleznye-sovety-roditelyam-buduschih-pervoklashek/

Советы родителям будущих первоклассников

Советы для родителей будущих первоклассников

Новые шаблоны для Joomla 3 на joomlan.ru. шаблоны WordPress

Уважаемые мамы и папы попробуйте учесть все советы, которые помогут вашему ребенку успешно адаптироваться к школе.

Не запугивайте ребенка школой! Это особенно вредно по отношению к детям робким, неуверенным в себе. Чтобы ребенок хотел идти в школу, в его голове должен сложиться позитивный, теплый образ. Расскажите ему про ваше школьное детство, вспомните несколько веселых историй.

Покажите школьные фото и расскажите о вашей школьной жизни и одноклассниках. Рассказывайте как можно больше и конкретнее о школьных обычаях и правилах.

Поиграйте в школу (вы — учитель, ребенок и мягкие игрушки — ученики), а в игре задействуйте школьную атрибутику: портфель, тетради, ручки, прописи, дневник.

Хвалите своего ребенка. Похвала может принести ребенку пользу, увеличить его уверенность в своих силах, сформировать адекватную самооценку (высказывайте одобрение не только на словах, но и интонацией, мимикой, жестами, прикосновениями). Оценивайте не личность ребенка, а его действия.

Если задание выполнено плохо, скажите: «К сожалению, ты сегодня не слишком старался. Видишь, как неаккуратно получилось». Ребенок, которого часто ругают или даже бьют за «плохо» сделанную работу, начинает бояться браться за любое задание, потому что заранее страшится наказания.

Он будет бояться открыть на уроке рот и предпочтет либо молчать, либо сказать «не знаю», лишь бы не ставить себя под угрозу.

  • Организуйте ребенку свой личный рабочий уголок: подарите ему две вещи: будильник и календарь, чтобы он научился правильно планировать свое время.
  • Просите ребенка пересказать вам фильм, книгу, что интересного было за день (для развития памяти, речи).
  • Пусть больше лепит, играет в конструктор, лего, мозаику (для развития мелкой моторики).
  • Создайте условия для соблюдения режима дня.
  • Давайте больше самостоятельности (для профилактики неуверенности).
  • Уделяйте время на развитие памяти, внимания (Это основные процессы, на которых строится обучение).
  • Если ребенок допустил ошибку, попросите его найти ее самому (это первая форма самоконтроля).

Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.

Если возникнут проблемы с адаптацией к новым условиям, то обратитесь к психологу.

Если ребенок не усваивает материал, не может найти контакт со сверстниками, появились истерики, тогда необходимо обратиться к неврологу.

Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.

Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.

Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.

Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы.

Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе.

Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, — а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей.

Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.

Самое главное для первоклашки – не умения и навыки, а уверенность в своих силах и в родительской поддержке, что бы ни происходило в школе. Если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.

Источник: https://schsad115.ru/specialist/psiholog/200-sovety-roditelyam-budushchikh-pervoklassnikov

Рекомендации для родителей будущих первоклассников

«Родителям об отношении к ребенку»

  1. Необходимо помнить, что воспитание – это всегда отношения. Поэтому усилия нужно направлять не только на ребенка или не на себя, но и на взаимоотношения с ребенком.
  2. Важно принимать ребенка таким, какой он есть.
  3. Обязательно учитывать возрастные, индивидуальные особенности детей. Главное – терпение и время, особенно в кризисные периоды жизни, среди которых особо выделяется подростковый возраст.
  4. Общение должно осуществляться без прямых средств воздействия (команд, угроз, замечаний, нотаций, наказаний и т.д.). Просьба – лучшая форма делового общения с детьми.
  5. Основной принцип семейного воспитания – не подчинение, а сотрудничество в области общих целей.
  6. Главное условие семейного воспитания – атмосфера доброжелательности, искренности, чуткости и внимания; участие родителей в делах детей, их заинтересованность; наличие позитивных эмоций.
  7. Для ребенка необходима свобода, самостоятельность, независимость, его вера в свой успех.
  8. В воспитании существуют моменты, когда нельзя ругать и наказывать ребенка. К ним относятся:
    • болезнь или какое-либо недомогание;
    • время приема пищи, время после сна или перед сном, во время игры, во время работы;
    • сразу после физической или душевной травмы (падение, драка, плохая отметка, неудача) – нужно, по крайней мере, переждать, пока утихнет острая боль;
    • когда ребенок не справляется со страхом, с невнимательностью, ленью, с подвижностью, с раздражительностью, с любым недостатком, прилагая искренние старания;
    • когда проявляется неспособность, бестолковость, неловкость, глупость, неопытность – то есть во всех случаях, когда что-либо не получается; когда внутренние мотивы поступка, самого пустякового или самого страшного, родителям непонятны;
    • когда сами родители устали, огорчены или раздражены по каким-то своим причинам.
  9. Главное помнить, что дети учатся не столько на своих ошибках, сколько на своих успехах.
Читайте также:  Конспект урока литературного чтения, 3 класс. соколов-микитов «март в лесу»

Маленькие психологические хитрости

Младшие школьники любят, чтобы всего было много. То есть, самый лучший набор карандашей – это тот, где карандашей больше всего. Самая лучшая шариковая ручка – это набор шариковых ручек. Самый лучший ластик – серия ластиков с однотипными картинками. И так далее.

Кроме того, отправляя ребенка «в первый раз в первый класс», надо учитывать, что даже очень хорошо подготовленный к школе ребенок попадает, в сущности, в чужой и незнакомый ему мир.

Портфельчик – это его собственность, вещь, принесенная из ДОМА, поэтому надо постараться, чтобы, помимо сугубо школьных, функциональных вещей, в ранце первоклашки лежало что-нибудь домашнее, родное.

Список – это святое

Как правило, в любой школе на родительском собрании выдают более или менее подробные списки того, что ребенку нужно иметь при поступлении в первый класс. Список – это обязательно. Собственно подарки – это то, что приобретается сверх списка.

Для этого возраста обозначить подарок очень просто. Приходите, вооружившись списком, на школьный базар, закупаете все необходимое. А потом говорите ребенку: — Так, вроде все по списку купили. А теперь посмотри: что бы ты еще хотел – все-таки у тебя такое событие в жизни важное.

Давай купим еще что-нибудь красивое…

Первоклашка даже жадничать не будет – попросит, скорее всего, какую-нибудь яркую мелочь. Купите обязательно.

А праздник?

А теперь о самом главном – на 1 сентября непременно подарите ребенку праздник. Как он будет выглядеть – решать вам, вашей семье.

Для кого-то это балет в Большом Театре или спектакль в театре Кукол, для кого-то – катание на аттракционах, для кого-то просто торжественный семейный обед. Но праздник должен состоятся. И решающее слово о том, каким ему быть, — у ребенка, виновника торжества.

И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое. Праздник! Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в пятый класс. Один раз в году – праздник школы. Все остальное – будни, нотации, дневники, двойки, диктанты.

Вы ведь хотите, чтобы Ваш ребенок любил учиться? Тогда напрягитесь, возьмите отгул, забудьте, что жизнь тяжела, купите цветы и улыбайтесь! Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!

«Ребенок родителю!»

  • Не балуйте меня, Вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю Вас.
  • Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет упорнее пытаться во всех случаях оставить последнее слово за собой.
  • Не давайте обещаний, которые вы не можете выполнить, это поколеблет мою веру в вас.
  • Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я ненавижу вас». Я не имею это в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.
  • Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став «плаксой» и «нытиком».
  • Не делайте для меня и за меня того, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.
  • Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете мне все спокойно с глазу на глаз.
  • Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. По некоторым объективным причинам мой слух притупляется в это время, а мое желание сотрудничать с вами становится намного хуже. Будет нормально, если вы предпримете определенные шаги, но давайте поговорим об этом несколько позднее.
  • Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.
  • Не требуйте от меня объяснений, зачем я это сделал. Я иногда и сам знаю, почему поступаю так, а не иначе.
  • Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, вы увидите, что я перестану задавать вам вопросы вообще и стану искать информацию где-то на стороне.
  • Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.
  • Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.
  • Относитесь ко мне так же, как вы относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом. Запомните, что я учусь, больше подражая примерам, а не подвергаясь критике.

«Дорогие бабушки и дедушки!»

Ш.А. Амонашвили «Педагогическая симфония: Ч.1-3-Екатеринбург. Изд-во Урал. Ун-та, 1993г.

— Предлагаю Вам несколько советов о воспитании внуков и внучек.

  1. Свою любовь и преданность детям не превращайте на деле в услужливость и рабское повиновение.
  2. Не берите на себя детские заботы, которые нужны им самим для самовоспитания.
  3. Не балуйте их бессмысленным множеством подарков и доставлением удовольствий.
  4. Не проявляйте по отношению к ним мелочной опеки.
  5. Рассказывайте им почаще о себе, о своем детстве, о своей работе.
  6. Раскройте им свою душу, доверяйте им свои сомнения, горести, переживания.
  7. Секретничайте с ними, играйте, гуляйте вместе с ними.
  8. Показывайте им примеры смелости, отзывчивости, трудолюбия.
  9. Давайте им трудиться рядом с Вами.
  10. Говорите с ними как со взрослыми.
  11. Не напоминайте им, что они еще маленькие.
  12. Старайтесь вовлекать их в дела, в которых они почувствуют себя взрослыми.
  13. Заботьтесь о том, чтобы у них создалось яркое представление о Вас как о новом человеке.
  14. Не забывайте, что Ваш образ должен воспитывать их и после того, как Вас уже не будет в живых.

Будьте, пожалуйста, последовательны в Вашем общении с ребёнком.

Источник: https://gym1538sz.mskobr.ru/primary_edu/nachal_naya_shkola_po_adresu1/conditions/rekomendacii_dlya_roditelej_buduwih_pervoklassnikov/

Методические рекомендации для родителей будущих первоклассников.

Вопросы и ответы.

Кузнецова С. А. учитель-логопед

МБДОУ ЦРР детский сад №18 «Солнышко»

В настоящее время проблема готовности ребенка к школе является наиболее актуальной. Это связанно с тем, что в школе за последнее время произошли серьезные преобразования, введены новые программы, изменилась её структура. Все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

«Я скоро пойду в школу…» — обычно с гордостью говорят малыши. Они знают, чувствуют, что растут, меняются. Внимательно следят за их ростом и развитием родители, мучаясь в сомнениях: «Пора или нет идти в школу?» Кто сможет ответить на этот вопрос? Психологи, педагоги, а может сами родители?

Но, к сожалению, осведомленность родителей по данному вопросу всегда оставляет желать лучшего. Причиной тому является постоянная нехватка времени у родителей для того, чтобы найти полезную информацию, которая могла бы ответить на интересующие их вопросы.

  • Именно поэтому возникла необходимость составления методических рекомендаций, которые в своём содержании отражает советы разных специалистов по вопросу готовности детей к школе.
  • Основной идеей методических рекомендаций является ответить на наиболее задаваемые вопросы родителей, будущих первоклассников.
  • Можно ли определить готовность к школе?

Безусловно, да. В настоящее время разработаны простые, доступные для использования на практике, достаточно информированные и надежные критерии готовности ребенка к систематическому обучению в школе.

Хотим обратить внимание на следующее: оценка готовности к школе по уровню интеллектуального развития — наиболее распространенная ошибка родителей. Многие считают, что главное условие готовности к школе — объем знаний, который должен иметь ребенок. Старания родителей при этом не знают меры, а возможности детей при этом в расчет не принимаются.

Такие родители, не научив ребенка шнурки завязывать, «запихивают» в него всевозможные сведения, не считаясь с возрастными особенностями. Представьте себе, как шестилетний малыш знает все созвездия нашей галактики, но не знает, на какой улице живет.

Другой выучил почти наизусть энциклопедический словарь, но совершенно не умеет общаться со сверстниками, боится их, неспособен даже в течение нескольких минут сосредоточиться на самой простой задаче.

Бывают случаи, когда высокое интеллектуальное развитие ребенка, еще не достигшего шестилетнего возраста, вводит в заблуждение и родителей, и педагогов: его принимают в школу, а дальше…

Середина учебного года: пропадает интерес к школе, дети жалуются на головную боль, усталость, на то, что в школе «трудно».

Перестают усваивать программу по письму, не помнят, как пишутся многие буквы, пишут плохо, медленно, становятся раздражительными, иногда без всякой причины начинают плакать.

И приходится долго убеждать родителей в том, что их ребенок нуждается в щадящем режиме (больше прогулок, закаливающие процедуры, больше движений, а не сидения перед телевизором) и гораздо лучше будет провести год дома. Надо дать ему окрепнуть, уделить внимание развитию координации движения руки (лепка, рисование, вышивание).

И подобные случаи доказывают, что готовность к школе определяется не только уровнем интеллекта. Важен не только объем тех сведений и знаний, которые имеет ребенок, сколько их качество, степень осознанности, четкость представлений.

Особое значение в психологической готовности к школе имеют способности или предпосылки в овладении некоторыми специальными знаниями и навыками. Психологи называют эти предпосылки»вводными навыками».

Именно поэтому важнее не учить ребенка читать, а развивать речь, способность различать звуки, не учить писать, а создавать условия для развития моторики, и особенно движений руки и пальцев. Еще хочу подчеркнуть необходимость развития способности слушать, понимать смысл прочитанного, умения пересказывать, проводить зрительное сопоставление, важен не объем знаний, а качество мышления.

Нужно помнить, что если все-таки на момент поступления в школу ваш ребенок не достиг уровня готовности, но зачислен в подготовительный класс, он нуждается в организации так называемого щадящего режима в семье.

Прежде всего, таким детям вторую половину дня желательно проводить не в школе, на «продленке», а дома, что позволяет снять дополнительную психологическую нагрузку.

Им необходим двухчасовой сон днем, полноценное питание, а при необходимости — проведение лечебно-оздоровительных мероприятий.

Оценивая своих детей через призму здоровья, готовности к обучению, родители могут понять, что скрывается за так называемой ленью, нежеланием работать, рассеянностью, непослушанием, и примут именно те меры, которые смогут помочь делу.

Обязательно ли присутствие ребенка при записи его в 1-й класс?

Да. Это необходимо как ребенку, так и взрослым: родителям, педагогам.

  1. Какова цель собеседования с будущим первоклассником и его родителями при записи в школу?
  2. Проведение собеседования с детьми служит для определения программы обучения, соответствующей уровню развития, способностям и здоровью ребенка (4-хлетнее обучение в общеобразовательной школе, коррекционно-развивающее обучение, педагогические системы развивающего обучения и др.)
  3. Основной целью собеседования с будущим первоклассником и его родителями при поступлении в школу является:
  • рекомендации родителям в выборе системы обучения (коррекционно-развивающее обучение, традиционная система обучения, педагогические системы развивающего обучения);
  • выявление уровня дошкольной подготовки, развития и готовности к систематическому обучению в школе;
  • рекомендации родителям по составлению индивидуального плана подготовки ребенка к началу обучения, коррекционной работе, предлагаются консультации с узкими специалистами: логопедом, психологом, в случае необходимости — с психоневрологом, обследование на медико-педагогической комиссии для уточнения вопроса о выборе типа школы: общеобразовательная или специальная (коррекционная);

Заблаговременный прогноз трудностей и своевременная помощь со стороны родителей, учителей, специалистов — задача, стоящая перед коллективом школы при первом знакомстве с будущим первоклассником.

В настоящее время имеются альтернативные формы обучения, и перед родителями открывается целый веер возможностей.

Можно отдать ребенка в школу с 6 или с 7 лет, проходить первый год обучения в школе или на базе дошкольного учреждения, обучать ребенка в частном или государственном учебном заведении.

Решить этот вопрос с помощью воспитателей, учителей и психологов родители могут, только определив степень его готовности к школе.

Каким образом происходит вступительное собеседование в школе?

В настоящее время во многих школах все более широкое распространение получает практика приема детей в первый класс на основании собеседования. Во время устной беседы с ребенком специалисты выясняют его умение составлять рассказ по картинке, отвечать на элементарные вопросы, решать простейшие задачи.

Проверяют также навыки устного счета, анализируют речь ребенка, т. е. смотрят, как хорошо он умеет подбирать нужные слова, насколько богат его словарный запас, умеет ли он четко, связно и эмоционально выразить ту или иную мысль.

Приемная комиссия проверяет также способность ребенка понимать поставленный вопрос и отвечать на него по существу, не отвлекаясь на второстепенные моменты. Проверке подлежат также фонематический слух ребенка и логичность его рассуждений.

При выполнении детьми практических действий смотрят также на их сенсорное развитие, умение планировать свои действия.

Наряду с общим развитием, выявляют и уровень начальных знаний детей по основным школьным дисциплинам: проверяют знание детьми цифр и букв, умение читать, считать, владеть карандашом, ножницами и другими предметами.

Существует множество разнообразных методик, позволяющих проверить готовность ребенка к школьному обучению. Однако, по каким бы методикам вы ни готовились, какими бы рекомендациями вы ни пользовались и какие бы проверочные тесты вы ни выполняли заранее для тренировки, ни в коем случае не стоит натаскивать ребенка перед собеседованием, заставлять его зазубривать готовые ответы.

Подготовка к школе — это кропотливое занятие, и хорошие результаты возможны только при систематических и планомерных занятиях. Поэтому, как бы вы ни старались натаскать малыша к собеседованию в последний момент, учитель или психолог обязательно определит, что ребенок просто вызубрил готовые ответы на вопросы.

Таким образом, следует помнить, что в таком сложном деле, как воспитание, ничего нельзя добиться одноразовым усилием. Следовательно, только постоянная систематическая работа сможет обеспечить высокие результаты.

Сложно назвать конкретные задания и тесты, которые будут на собеседовании, поскольку они, как правило, определяются в соответствии со спецификой школы или класса.

Ведь существуют специальные школы с углубленным изучением предметов, школы, где некоторые школьные дисциплины начинаются не с пятого, седьмого и т. д.

классов, а уже с первого года обучения идет знакомство ребят с таким сложным предметом, как иностранный язык, или более углубленно изучается математика. Существуют также и специальные гимназические классы, условия поступления в которые более строгие, нежели в обычные, общеобразовательные.

Следовательно, нельзя с уверенностью сказать, какие именно тесты будут предложены вашему ребенку на вступительном собеседовании. Однако основой любых заданий будет тот арсенал знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть дошкольник для того, чтобы поступить в школу и успешно в ней обучаться.

  • Как узнать, готов ли ребенок к обучению в школе?
  • К началу обучения в школе у ребенка должны быть развиты:
  • * элементарные математические представления.
  • Он должен знать:
  • знаки +, -, =, >,

Источник: http://dou18solnyshko.ru/index.php/logoped/51-metodicheskie-rekomendatsii-dlya-roditelej-budushchikh-pervoklassnikov-voprosy-i-otvety

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector