Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.
Земля, воздух, вода, огонь
Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь.
Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками.
Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.
Словесный волейбол
В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.
На все вопросы – один ответ
Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.
Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра.
Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги).
Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.
Варианты вопросов и ответов:
- Как тебя зовут? – Швабра.
- А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
- Как называется твоя прическа? – Мочалка.
- А кто твои друзья? – Сковородки.
- У тебя вместо глаз что? – Ложки.
Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.
Ответы невпопад
Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу.
Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры.
Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота».
Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!
Сосиска
В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы.
Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры.
Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!
Задом наперёд
Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!
Вы поедете на бал?
Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое».
Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры.
Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.
Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»
Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:
- — Вы поедете на бал?
- — Поеду.
- — А может, дома останетесь?
- — Нет, поеду. Ой…
- — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
- — Желтого.
- — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
- — Не белая, а розовая. Ой…
- — Вы поедете в карете?
- — Скорее всего, в карете
- — Что вы оденете на бал?
- — Красивое платье.
- — Черное?
- — Голубое.
- — Его сошьют специально для этого бала?
- — Конечно.
- — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
- — Обязательно.
- — И будете целоваться со всеми подряд?
- — Нет! Ой…
Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.
Квест для мужчины: для мужа, для любимого человека, для друга на День рождения или Юбилей
Квест для женщины: для жены, для любимой девушки, для подруги, сестры, дочки или сотрудницы на День рождения (Юбилей)
- Командная квест-игра в помещении (в квартире, коттедже, офисе), или поиск спрятанного сюрприза по подсказкам
- Квест-игра, или поиск спрятанных подарков на День рождения ребёнка 6, 7, 8, 9, 10 лет
- Командная квест-игра для детей
- Новогодняя квест-игра: поиск спрятанных подарков в помещении (в квартире, коттедже, офисе)
Источник: https://super-positive.ru/vesjolye-slovesnye-igry-dlja-detej/
Словесные игры для средней группы детского сада: подборка с условиями, фото и видео
Словесные игры являются незаменимой формой работы с дошкольниками, причём не только в образовательной области «Речевое развитие». С их помощью и воспитатели, и родители могут легко и ненавязчиво развивать интеллект и познавательные способности малышей, расширять и уточнять знания маленьких почемучек о природе, предметном мире, взаимоотношениях в обществе.
Поскольку мышление детей пятого года жизни от наглядно-действенного переходит к наглядно-образному, то есть для лучшего усвоения информации малышам ещё нужна опора на изображение предметов, ситуаций, чисто словесных игр, в которых используют только слова и действия, в этом возрасте применяют меньше, чем в старшем дошкольном. Но всё же есть лёгкие словесные игры, они быстро становятся понятны и любимы детворой. Такие игры очень удобны и популярны, потому что их можно применять на прогулке, в транспорте, очереди в поликлинику или магазин, чтобы занять непоседу.
Словесные игры могут стать прекрасным поводом для общения и дома, в кругу семьи
Словесные игры не только развивают и обучают ребёнка, но и помогают наладить контакт со взрослыми и сверстниками, учат искусству общения, умению выслушать собеседника.
- «Скажи наоборот». Взрослый предлагает ребёнку вспомнить слово, противоположное по значению к названному им самим: «Маленький — большой, длинный — короткий, высокий — низкий и т. д.»
- «Назови ласково». Ребёнку предлагается образовать уменьшительную форму существительного: «Кот — котик, дом — домик, вода — водичка». Детям, проявляющим повышенный интерес к такой игре, можно предложить усложнённый вариант, в котором нужно подобрать уменьшительную форму прилагательного: «Синий — синенький, старый — старенький, сладкий — сладенький».
- «Какой, какая, какое?» Взрослый предлагает малышу придумать как больше слов для описания предмета или явления: «Яблоко какое? (Красное, круглое, гладкое). Зима какая? (Холодная, снежная). Дети какие? (Умные, весёлые, добрые, послушные)».
- «Летает — не летает». Детворе необходимо внимательно слушать называемые слова и находить названия существ или предметов, которые могут летать. Если такие названы, ребятишки обозначают их хлопком в ладоши или словом «да». «Слон, паровоз, самолёт (да), кот, апельсин, бабочка (да), стол, диван, вертолёт (да)». Аналогично проводятся игры «Живое — неживое», «Съедобное — несъедобное».
- «Найди, где находится». Ребёнка просят внимательно осмотреться и найти рядом с собой куст, дверь, окно, клумбу, картину (в зависимости от места, предметы будут разные), указать на них. В первой половине учебного года воспитатель сам называет положение предмета (далеко, близко, слева, сзади). Со второй половины это предлагают сделать дошкольнику.
- «Бывает — не бывает». Взрослый произносит текст, в котором содержатся логические несоответствия, ребёнок на слух отыскивает ошибки. «Пришла зима, расцвели цветы, запели птицы. Осенью листочки на деревьях стали зелёные. Летом дети лепят снеговика».
Многие словесные игры требуют от дошкольника активной мыслительной деятельности
- «Много и один». Взрослый называет множественное число существительного, дошкольник должен поставить в единственное: «Много кукол — одна кукла, много мишек — один мишка, много облаков — одно облако».
- «Есть и нет». Ребёнку необходимо назвать, что есть в лесу, в реке, в детском саду, в городе и т. д., а чего нет. «В лесу есть деревья, звери, нет домов, машин». Первые два-три раза игру можно проводить с подсказками: «В детском саду есть игрушки? (Да). А лесные звери? (Нет)». Если дети проявляют высокий интерес к игре, хорошо ориентируются в окружающем мире, игру можно разнообразить элементами фантазирования, обращаться к любимым сказкам, мультфильмам ребёнка: «Что есть в волшебной стране? В мире Смешариков, Фиксиков?» Вариант игры — «Где найдём?» (Где найдём грибы? Игрушки? Корову? Пианино?).
- «Закончи предложение». Взрослый произносит начало фразы, малышу надо его логически завершить: «По дороге едет… автомобиль. Зайчик любит есть… морковку. Птицы осенью улетели… в тёплые края».
- «Что поместится?» Ребёнку нужно назвать предметы, которые поместятся в ладошку, кузов машины, корзинку, комнату.
- «Нужные подарки». Взрослый называет предметы, ребёнок придумывает, кому можно их подарить (молоток — строителю, мастеру, погремушку — младенцу, орехи — белке).
- «Хорошо или плохо». Ведущий кратко описывает ситуацию, дети определяют, хорошо или плохо поступили её герои. «Мальчик помог старушке донести тяжёлую сумку домой. Это хорошо или плохо? Девочка упала, а её подружки засмеялись. Витя съел много конфет. Дедушка и внук посадили яблоню». В начале ознакомления с игрой взрослый поясняет, чем хороша или плоха ситуация, к середине года необходимо поощрять детей к самостоятельным оценочным суждениям.
- «Наши помощники». Дети вместе со взрослым отвечают на вопросы: «Что умеют наши руки? (Брать, рисовать, гладить, лепить). Ноги? (Бегать, прыгать, топать), Глаза? (Смотреть, моргать, жмуриться)». Варианты игры: «Кто что делает?», «Где мы были — не скажем, что делали — покажем», Во всех необходимо отгадать действие и назвать глаголы.
- «Угадай по описанию». Ребёнок угадывает предмет по описанию признаков и свойств: «Круглый, резиновый, катится — мяч. Длинный, тёплый, вязаный — шарф». Со второй половины учебного года взрослый и малыш могут менять местами: ребёнок выбирает предмет, описывает его, а взрослый угадывает. Как вариант можно угадывать героев сказок, лакомства, игрушки, овощи и фрукты, то есть сузить поле поиска и облегчить малышу задачу.
- «Песенки». Отработку правильного произношения звуков проводят в этой простой игре. Взрослый задаёт вопрос, детям нужно воспроизвести «песенку» чётко, правильно. «Как поёт петушок? (Кукареку). Какая песенка у волка? (У-у-у). Как мама укачивает малыша? (А-а-а). Как пыхтит ёжик? (Ф-ф-ф). Шипит змея? (С-с-с)». При ознакомлении с игрой «песенки» озвучивает взрослый.
В игре «Песенки» необходимо следить за правильной артикуляцией губ ребёнка
На занятиях и в индивидуальной работе с детьми средней группы некоторые словесные игры можно подкрепить наглядностью, предметными или сюжетными картинками, чтобы повысить заинтересованность малышей, сделать игру более яркой, насыщенной, понятной. Когда дети в достаточной мере овладеют необходимыми для игры навыками, наглядные пособия перестают использовать.
Наглядность для словесных игр не должна быть слишком броской, многочисленной, чтобы не отвлекать внимание детей от слова, живой речи.
Среди таких словесных игр можно отметить:
- «Сравнения». Игра помогает развивать логическое мышление, умение сравнивать предметы и существ по определённому признаку, знакомит детей со словами-помощниками, которые ничего не обозначают, но служат для связи слов в предложении.
- Воспитатель рассказывает детям, что существуют маленькие слова, которые не имеют собственного значения, но помогают объединять слова в предложения, играть с ними. К примеру, слово «А» помогает сравнивать предметы, овощи, животных, транспорт и др. На доске или мольберте размещают пары картинок, вставив между ними печатную большую букву «А», которая в средней группе знакома практически всем детям.
- Воспитатель чётко озвучивает несколько пар картинок, составляя предложения на сравнение: «Слон большой, а мышка маленькая», «Машина едет, а самолёт летит», «Лиса рыжая, а волк серый».
- Далее детям предлагают послушать начало предложения и завершить его, ориентируясь на первую часть: «Морковь оранжевая, а помидор? Кот пушистый, а ёжик? Стол деревянный, а стакан?»
Пример пары картинок для игры «Сравнения»
- «Куклы в магазине». Игра служит отработке навыка определять первый звук в слове и находить слова, которые начинаются на такой же звук. Проводят её со второй половины учебного года (январь — май) и в старшей группе.
- Воспитатель подбирает комплект картинок Названия изображённых на них предметов начинаются на мягкий и твёрдый парные звуки, к примеру, [н] и [н’]: носки, ножницы, нитки, неваляшка. К ним добавляют картинки, в которых названия начинаются на другой звук: пирамидку, апельсин, тарелку. К детям приходят куклы по имени Наташа и Нина, просят помочь купить в магазине предметы, которые начинаются на тот же звук, что и их имена. Что купит Наташа? Нина?
- При повторном использовании игры меняют кукол, имена и предметные картинки. Кукла Валя купит ванночку, волчок, кукла Вика — веник, виноград, Маша — матрёшку, мыло, Мила — мишку, мелки. Количество вариантов зависит от креативности и творческого подхода воспитателя.
- «Мотылёк». Учит детей определять и описывать положение и передвижение предмета в пространстве, закрепляет знания названия окружающих вещей, активизирует использование в речи наречий и предлогов. Для игры нужно простейшее пособие, мотылёк на тростинке или шпажке. Воспитатель руководит движениями мотылька, заставляя его двигаться, садиться на предметы, одновременно задавая вопросы, на которые детям необходимо ответить: «Куда полетел мотылёк? (Вверх, вправо, вперёд). Куда сел мотылёк? (На полку, на фикус, на домик). Куда спрятался? (За мольберт, под стол). К кому подлетел? (К Оле, Серёже).
Такое простое пособие поможет провести игру увлекательно и креативно
Применение словесных игр в средней группе позволяет воспитателю и родителям удовлетворить ведущие потребности возраста в общении и познании. Главное, сам взрослый должен относиться к этой деятельности с увлечением, творчески и с отдачей, чтобы малыш видел его заинтересованность и мог почерпнуть для себя много нового и полезного.
- Марина Яковлева
- Распечатать
Источник: https://melkie.net/podborki/slovesnye-igry-srednyaya-gruppa.html
Картотека словесных игр на развитие речи
Картотека словесных игр на развитие речи
- У кошки – котенок, котята
- У собаки – щенок, щенята
- У свиньи – поросенок, поросята
- У коровы – теленок, телята
- У лошади — жеребенок, жеребята
- У овцы – ягненок, ягнята
- У тигра – тигренок, тигрята
- У лисы – лисенок, лисята
- У козы – козленок, козлята
- У медведя – медвежонок, медвежата
- У волка – волчонок, волчата
- У зайца – зайчонок, зайчата
- У ежа – ежонок, ежата
- У льва — львенок, львята
- У лягушки – лягушонок, лягушата
- Корова – мычит (му-у)
- Собака – лает (гав-гав)
- Свинья – хрюкает (хрю-хрю)
- Лошадь – ржет (иго-го)
- Овца – блеет (бе-е)
- Кошка – мяукает (мяу)
- Лягушка – квакает
- Курица – кудахчет
- Утка — крякает
- Жук – жужжит
- Волк – воет
- Воробей – чирикает
- Ворона – каркает
- Тигр — рычит
- Петух – кукарекает
- Кукушка — кукует
- кошка – кошечка
- собака – собачка
- лошадь – лошадка
- овца – овечка
- коза – козочка
- стул – стульчик
- стол – столик
- кровать- кроватка
- окно- окошко
- дом –домик
- платье- платьице
- рубашка – рубашечка
- носки – носочки
- платок – платочек
- цветок – цветочек
- листок- листочек
- звонок — звоночек
- корабль — кораблик
- самолет — самолетик
- звезда — звездочка
- солнце — солнышко
- дождь — дождик
- сын — сыночек
- мама — мамочка
- папа — папочка
- дочь — доченька
- ветер – ветерок
- снег — снежок
- Корова — коровий
- Заяц – заячий
- Овца-овечий
- Лошадь – лошадиный
- Кошка –кошачий
- Коза – козий
- Поросенок – поросячий
- Еж – ежиный
- Белка –беличий
- Волк – волчий
- Лиса – лисий
- Ворона – вороний
- Собака –собачий
- Мясо – волку
- Малину – медведю
- Морковку — …зайцу
- Яблоко — …ежу
- Орехи — …белке
- Сено — …коню
- Косточку — …собаке
- Молоко — …кошке
- Зерно — …петуху, курице
- 6.«НАЗОВИ СЕМЬЮ»
- Папа – медведь, мама – медведица, сын – медвежонок;
- Папа – волк, мама – волчица, сын – волчонок;
- Папа – тигр, мама – тигрица, сын – тигренок;
- Еж – ежиха – ежонок;
- Лис – лиса – лисенок;
- Заяц – зайчиха – зайчонок;
- Слон – слониха – слоненок;
- Конь – лошадь – жеребенок
- Петух – курица — цыпленок
- Кабан – свинья – поросенок
- Лиса живет в норе.
- Медведь зимует в …берлоге.
- Волк живет в … логове.
- Белка живет в …дупле.
- Муравей – в муравейнике.
- Птица – в гнезде.
- Акула – в море.
- Собака — в конуре.
- Курица — в курятнике.
- Конь – в конюшне.
- Пчелы – в улье.
- Щука – в реке.
- 8.«ЧЬИ ГЛАЗА»
- Корова – коровьи
- Заяц — заячьи
- Овца — овечьи
- Лошадь – лошадиные
- Кошка — кошачьи
- Коза – козьи
- Поросенок – поросячьи
- Еж – ежиные
- Белка – беличьи
- Волк –волчьи
- Лиса – лисьи
- Огурец – огурчик
- Помидор – помидорчик
- Горох – горошек
- Лук – лучок
- Тыква – тыковка
- Морковь – морковка
- Капуста – капусточка
- Арбуз – арбузик
- Дыня – дынька
- Яблоко – яблочко
- Лимон – лимончик
- Апельсин — апельсинчик
- Морковь (какая?) – оранжевая
- Капуста (какая?) — белая
- Помидор (какой?) – красный
- Огурец (какой?) – зеленый
- Репа (какая?) – желтая
- Апельсин (какой?) — оранжевый
- Лимон (какой?) – желтый
- Арбуз (какой?) – полосатый
- Слива (какая?) — синяя
- Малина (какая?) — красная
- Морковь, горох, капуста, яблоко.
- Помидор, слива, огурец, репа.
- Малина, картошка, лук, тыква.
- Свекла, редис, клубника, помидор.
- Яблоко, лимон, морковь, груша.
- Апельсин, кабачок, слива, вишня.
- Баклажан, огурец, капуста, черешня.
- Один шарф – много… шарфов
- Одна шапка – много…шапок
- Одни перчатки – много …перчаток
- Один носок – много…носков
- Одна куртка – много…курток
- Одно платье – много … платьев
- Один костюм – много…костюмов
- Одна шляпа – много … шляп
- Одни сапоги – много …сапог
- Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
- Сапоги (какие?) – коричневые, удобные,
- теплые…
- Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые…
- Шляпа (какая?) – черная, большая…
- Туфли (какие? ) – осенние, красивые…
- Платье (какое?) — новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) — белая, праздничная….
Шуба (какая?) — меховая, теплая…
- 14.«КОМУ ЧТО НУЖНО ДЛЯ РАБОТЫ»
- Повару — кастрюля, поварешка,…
- Врачу – шприц, вата…
- Учителю – книга, ручка…
- Почтальону – письма, газеты…
- Продавцу – весы, продукты…
- Строителю – кирпич, цемент…
- Парикмахеру – ножницы, зеркало…
- Художнику – кисти, краски…
- Садовнику – лейка, грабли…
- Портнихе – нитки, иголка…
- Прачке – стиральная машина, прищепки…
- Врач – лечит людей
- Повар — …готовит обед
- Строитель — …строит дом
- Космонавт — …летает в космос
- Учитель – … учит детей
- Шофер — …водит машину
- Садовник – выращивает цветы
- Художник – рисует картины
- Воспитатель – воспитывает детей
- Прачка – стирает белье
- Портниха – шьет одежду
- Милиционер – следит за порядком на улице
- Машина (какая?) – красная, новая, …
- Самолет (какой?) – большой, быстрый, …
- Пароход (какой?) – белоснежный, красивый, …
- Грузовик (какой?) – тяжелый, огромный, шумный…
- Велосипед (какой) – новый, двухколесный…
- Поезд (какой?) – скоростной, длинный, быстрый…
- Лодка (какая?) – маленькая, большая, деревянная…
- Самосвал (какой?) – мощный, огромный, тяжелый…
- Вертолет (какой?) – грузовой, серебристый,…
Кто управляет самолетом?…Летчик
Кто управляет вертолетом?…Вертолетчик
Кто управляет теплоходом?…Капитан
Кто управляет поездом?…Машинист
Кто управляет трамваем?…Вагоновожатый
Кто управляет грузовой машиной? …Шофер
Кто ремонтирует автобус?…Механик
Кто моет автобус?…Мойщик
Кто продает билеты в автобусе?…Кондуктор
Кто проверяет билеты в поезде?…Контролер
Кто служит на водном транспорте?…Моряки
Кто поддерживает связь с землей по радио на самолете?…Радист
Кто оказывает помощь пассажирам в самолете?…Стюардесса
- 1.У кого – кто.
- 2.Кто как голос подает.
- 3.Назови ласково.
- 4.Чей хвост.
- 5.Кому что дадим.
- 6.Назови семью.
- 7.Кто где живет.
- 8.Чьи глаза.
- 9.Большой – маленький.
- 10.Назови цвет.
- 11.Четвертый лишний.
- 12.Один – много.
- 13.Подбери признаки.
- 14.Кому что нужно для работы.
- 15.Кто что делает.
- 16.Подбери признак.
- 17.Назови профессию.
Источник: http://doshkolnik.ru/razvitie-rechi/11284-slovestnie-igry.html
Игры между делом. Словесные игры
Игры между делом
Иногда
кажется, что поиграть некогда, именно на такой случай существуют разнообразные
игры «между делом». Представленные игры развивают у детей наблюдательность,
внимание, память, мышление, речь, ловкость, навыки произвольного поведения и,
просто поднимают настроение.
Словесные игры
«Что где храниться»
Цель: развитие речи — от 3 лет
Хлеб — в хлебнице
Сахар — …
Мыло — …
Салат — …
Конфеты — …
Сухари — …
Салфетки — …
Суп — …
«У кого какая мама»
Цель:
развитие слухового внимания, речи – от 3 лет
Цыпленок
— курица
Теленок
— корова
Жеребенок
— лошадь
Поросенок
— свинья
Львенок
— львица
Тигренок
– тигрица
«Что лишнее?»
Цель: Развитие
умения объединять предметы в группу по какому-либо признаку. Определять
«лишний» отличающийся от остальныхпредмет – от 4 лет
Назовите ребенку
три слова из одной категории и четвертое слово «лишнее». Пусть малыш определит
лишнее слово. Например, «кошка, собака, хомяк, таракан»- это все домашние
животные, кроме…
«Угадай мелодию»
Цель: Развитие
слуха, умения петь знакомые мелодии, угадывать их – от 4 лет
Напойте мелодию
известной детской песенки. Пусть малыш попробует угадать, какая это песенка.
Если он узнает ее, то пусть споет
следующую, а вам придется угадывать.
«Скажи одним словом»
Цель:
развитие слухового внимания, речи – от 4 лет
Длинное
ухо — длинноухий
Короткий
хвост — короткохвостый
Длинные
рога — длиннорогий
Рыжий
хвост -рыжехвостый
Любит
труд — трудолюбивый
Ходит
быстро — быстроходный
Голубые
глаза — голубоглазый
Серые
глаза — сероглазый
Крепкий
лоб — крепколобый
«Измени
слово по аналогии»
Цель: развитие речи — от 4 лет
Виноград — виноградина
Картофель — …
Горох — …
Жемчуг — …
Лед — …
Свинья — …
Теленок — …
« Да – нет»
Цель: развитие внимания и логики
– от 4 лет
Ребенок
загадывает слово на заранее выбранную тему. А вы будете задавать вопросы,
требующие ответа «Да» или «Нет», и пытаться угадать это слово.
Потом поменяйтесь ролями.
«Да» и «Нет» не говорить – упрощенный вариант»
Цель: научиться контролировать свою речь,
стимулируетнавык давать развернутый
ответ на вопрос — от 4 лет
Лучше, чтобы сначала ведущим был взрослый. Затем, по мере
освоения детьми правил игры, роль ведущего может занимать любой ребенок.
Ведущий задает
детям вопросы, побуждающие I их
односложно ответить «да» или «нет».
По правилам, отвечая на вопросы
ведущего, нельзя произносить слова: «да»,
«нет», «черное», «белое».
Естественно, ведущий старается задать такой вопрос,
чтобы игрок был вынужден нарушить
правила. Задача же игрока —ответить правильно, соблюдая условия игры.
«Да» и «нет» не говорить»
Цель: научиться контролировать свою речь,
стимулируетнавык давать развернутый
ответ на вопрос — от 5 лет
Ведущий, обращаясь к ребенку, произносит:
—Вам
барыня прислала 100 рублей и 100
копеек и сказала:
не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черный с белым не
носить, «р» не выговаривать. Что изволите купить?
Или так:
—Вам
барыня прислала голик да веник, два мешка денег,велела не смеяться, не улыбаться, губки «бантиком» не делать, «да» и «нет» не говорить, черное и белое не
носить. Вы поедете на бал?
Дети, отвечая на вопросы, должны
соблюдать все введенные ограничения,
а ведущий, напротив, старается их провоцировать.
Не правда ли, не смеяться намного сложнее, чем просто не говорить
«да» и «нет»?
«Слово — сорняк»
Цель: развитие самоконтроля,
внимания, речи – от 5 лет
Выбрать любое часто встречающееся
слово. Можно, например, в воспитательных целях выбрать слово«я» или«не буду».
Договоритесь с
ребенком не произносить его, пока едете в машине. Если вы или малыш все-таки
нарушите условие, то тот, кто это первый заметил, произносит: «Ой!» ( или
«Проиграла!»).
«Слова на заданную
букву»
Цель: развитие слухового
внимания, речи, умение выделять первый звук в словах – от 5 лет
Ребенок выбирает любую букву.
Наблюдая из окна автомобиля, попробуйте поискать объекты, начинающиеся на нее.
Например, на
букву «Т»: транспорт, такси, трактор, таксофон, труба, трасса, троллейбус,
трамвай, тротуар.
Если слова иссякли, выберите
другую букву.
« Игра в «Города»
Цель: Развивать умение выделять
последний звук в слове, определять первый звук в слове, развивать внимание,
умение сосредотачиваться – от 5 лет
Лучше вместо городов называть
животных (или имена, или вообще любые предметы).
Называете первое
слово, а ребенок должен вспомнить животное, начинающееся на последнюю букву. И
так далее.
«Поиск рифмы»
Цель: Развитие слухового
внимания, умения подбирать слова в рифму – от 5 лет
Начните с простого слова «рот», и
по очереди придумывайте слова в рифму «год, компот, бегемот».
Вариант: можносочинять целые «стихотворения»: первую
строчку придумываете вы, вторую — ребенок, итак далее по очереди.
«Спортсмены»
Цель:
развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Спортсмен,
который ходит на лыжах — лыжник
Спортсменка,
которая ходит на лыжах — лыжница
Прыгает
в воду — прыгун, прыгунья
Плавает
в воде — пловец, пловчиха
«Сложные слова»
Цель:
развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Рыбу
ловит — рыболов
Пчел разводит
— пчеловод
Сам
летает — самолет
Лес
рубит – лесоруб
«Скажи, что они делают»
Цель:
развитие слухового внимания, речи – от 5 лет
Кто
выращивает хлеб? — хлебороб
Кто
выращивает виноград? — виноградарь
Кто
выращивает чай? — чаевод
Кто
выращивает овощи? — овощевод
«Слово к слову»
Цель: развитие
ассоциативное мышление – от 5 лет
Взрослый называет первое пришедшее в
голову слово, скажем «поле», и дает
минуту на то, чтобы дети вспомнили
предметы, явления, звуки, запахи и т. д., связанные с этим словом или понятием.
Через минуту взрослый просит
«расшифровать» другими словами
предложенное слово-образ, то есть вспомнить и перечислить все, что игроки могут соотнести с этим образом.
Например, что можно вспомнить о поле: трава, цветы, ветер, стрекотание, комбайн и т. д. и т. п.
«Продолжи
сказку»
Цель: развитие творчества, фантазии,
речи — от 5 лет
В этой игре можно использовать любые литературные произведения, уже известные ребенку этого возраста,
и знакомить его с новыми сказками, рассказами
Взрослый начинает
рассказывать сказку, но через некоторое
время он должен ее,«забыть» и попросить детей напомнить ему, что было дальше, или самим придумать сказку до
конца.
«Невероятные
истории»
Цель: развитие творчества, фантазии,
речи — от 5 лет
Необходимосочинитьсовершенноневероятную новогоднюю историю про свой
детский сад, семью или школу, друзей
и самого себя. Но с одним условием — она
должна быть веселой.
«Измени
слово»
Цель: развитие речи, слухового внимания,
координации движения – от 5 лет
Для выработки автоматизма в произношении слов эту игру полезно совмещать с какими-либо
действиями. Например, взрослый
говорит: «Волк», — и хлопает в ладоши
один раз, ребенок отвечает: «Волки», — и хлопает в ладоши два раза.
Теленок — телята, много
телят;
поросенок — поросята, много поросят;
жеребенок — жеребята, много жеребят;
щенок— щенки, много щенят;зайчонок — зайчата, много зайчат.
Источник:
Белая К.Ю., Баринова Н.М. и др. Методическое пособие «Семейный
детский сад: развиваемся, играя»
Источник: http://ds73.ucoz.ru/publ/sovety_starshego_vospitatelja/igry_mezhdu_delom_slovesnye_igry/1-1-0-19
Словесные игры с детьми 4–5 лет
Уважаемые родители!
Предлагаю Вашему вниманию словесно-дидактические игры для детей среднего дошкольного возраста.
Развитие речи у детей 4-5 лет имеет свои особенности. Обычно в этом возрасте мы слышим уже не младенческий лепет, а осознанную детскую речь. Запас слов ребёнка уже достаточно велик: он может строить правильные фразы, рассуждать на отвлечённые темы.
Беседа с ребёнком 4-5 лет не ограничивается тем, что он видит вокруг себя. Его интересуют самые разные темы, на которые он стремится поговорить со взрослыми и сверстниками.
Но бывает, что из-за недостаточного развития речи ребёнок не может донести до взрослого или до сверстника свою мысль.
Предлагаю словесные игры, в которые родители могут играть со своими детьми дома. Играя в них, вы будете способствовать не только речевому развитию вашего ребёнка, но и развитию его внимания, мышления и памяти. Успехов вам!
Игра «Назови скорей»
Правила игры: В начале игры договориться об условии: называть числа на один больше. Взрослый бросает мяч и называет число. Ребенок ловит мяч и, бросая его обратно, называет число на одну единицу больше. Игра проводится в быстром темпе.
Игра «Что, где?»
Правила игры: Взрослый встает в цент круга и, бросает мяч ребенку, спрашивает: «Что справа от тебя» если ребенок дал правильный ответ, он становится ведущим. Игра продолжается.
- Вопросы могут быть такими:
- Кто слева от тебя?
- Кто перед тобой?
Что над головой? И т.д.
Игра «Кто больше назовет?»
Правила игры: Взрослый предлагает ребенку назвать предметы, которые имеют форму четырехугольника (квадратной формы). За каждый правильный ответ он получает фишку. Нельзя называть дважды один и тот же предмет.
Игра «Опиши предмет» (или «Какой предмет? »)
Правила игры: Взрослый называет какое-нибудь слово-существительное, обозначающее предмет. Ребёнок подбирает и называет слова-прилагательные к этому предмету. Нужно подобрать не менее 5 прилагательных.
- Например: мяч (круглый, красный, большой, гладкий, резиновый) ; диван (новый, мягкий, коричневый, длинный, высокий).
- Игра «Части — целое»
- Правила игры: Взрослый называет части какого-то предмета, ребёнок называет сам предмет.
- Например: ножки, спинка, сиденье (стул) .
- Игра «Скажи наоборот»
- Правила игры: Взрослый называет слово (существительное, прилагательное, глагол, наречие, ребёнок подбирает и называет к заданному слову антоним.
- Например: друг – враг, длинный – короткий, ложиться – вставать, высоко – низко.
- Игра «Скажи ласково»
- Правила игры: Взрослый называет предмет, ребёнок должен назвать этот же предмет ласково.
- Например: стул – стульчик, мяч – мячик, сумка – сумочка.
- Игра «Отгадай профессию»
- Правила игры: Взрослый называет инструменты человека какой-либо профессии, ребёнок называет профессию.
- Например: шприц, бинт, лекарство (врач) ; указка, мел, красная ручка (учитель).
- Игра «Найди общее»
- Правила игры: Взрослый раскладывает ряд предметов и предлагает сгруппировать их по какому-то признаку, а затем пояснить свои действия.
- Например: мяч, огурец, яблоко, кубик, лук, банан (мяч и кубик – игрушки, огурец и лук – овощи, яблоко и банан – фрукты) .
- Игра «Почему нельзя? »
- Правила игры: Взрослый задаёт ребёнку вопрос, ребёнок отвечает на него, обосновывая свою точку зрения.
Например: Почему нельзя бросать бумажки на улице? Почему нельзя играть со спичками? Почему нельзя рвать книги?
Источник: https://dcrr-vetka.schools.by/pages/slovesnye-igry-s-detmi-45-let