Саша чёрный «что ты тискаешь утёнка?» читать

Cлайд 1

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать КТО? «Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал — в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон… Храбрее всех, малыш, — МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»

Cлайд 2

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

Cлайд 3

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать О том, что Саша Чёрный — блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный — оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России. Республика Польша Гданьск в 1308—1466 и 1793—1945 годах носил название Да нциг,— город в северной Польше, шестой по населению в стране Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).

Cлайд 4

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать И всё же только за границей Саша Чёрный стал по-настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции. Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык — гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам. Пройдут долгие десятилетия, прежде чем «Детский остров» вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.

Cлайд 5

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть. «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» — любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.

Cлайд 6

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать

Cлайд 7

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать

Cлайд 8

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать ПРИТИСНЕШЬ – конец, гибель, от немецкого –kaputt; В СВОЙ ЧЕРЁД КАПУТ – в свою очередь, когда придёт время; – прижмёшь;

Cлайд 9

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать Какие две темы обсуждаются в стихотворении? Как эти две темы распределяются по строфам?

Cлайд 10

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читать 1 1 2 2

Cлайд 11

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения С.Черного «Что ты тискаешь утенка» Выразительное чтение стихотворений «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок» и других подготовить наизусть по выбору (по желанию). Автор презентации: Егорова Алла Владимировна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №29 г.Томска

Источник: https://bigslide.ru/okruzhayuschiy-mir/31456-sasha-cherniy-chto-ti-tiskaesh-utenka.html

Саша Черный Что ты тискаешь утенка

Презентацию на тему Саша Черный Что ты тискаешь утенка можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет презентации : Окружающий мир.

Красочные слайды и илюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию.

Для просмотра содержимого презентации воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать презентацию — нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 11 слайдов.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 1

КТО? «Ну-ка, дети! Кто храбрее всех на свете?» Так и знал — в ответ все хором Нараспев: «ЛЕВ!» «Лев? Ха-ха… Легко быть храбрым, Если лапы шире швабры. Нет, не лев, не слон… Храбрее всех, малыш, — МЫШЬ! Сам вчера я видел чудо, Как мышонок влез на блюдо И у носа спящей кошки Не спеша поел все крошки. ВОТ!»

Саша Чёрный

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 2

Родился 1 октября 1880 года в Одессе, в семье аптекаря. Учился в Житомирской гимназии. В 1905 году переехал в Петербург и стал сотрудничать в сатирических журналах. Первый сборник стихов «Разные мотивы» в 1906 году был задержан цензурой. Один год жил в Германии, где слушал лекции в одном из немецких университетов. В 1908-1911 годах активно сотрудничал в журнале «Сатирикон»

Александр Михайлович Гликберг 1880 — 1932

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 3

О том, что Саша Чёрный — блестящий сатирик, знают, пожалуй, все. О том, что Саша Чёрный — оригинальный детский поэт, известно далеко не каждому. А между тем, это именно так. Самый знаменитый сборник его детских стихов увидел свет в 1921 году в Данциге, где поэт жил после того, как эмигрировал из России.

Республика Польша

Гданьск в 1308—1466 и 1793—1945 годах носил название Да́нциг,— город в северной Польше, шестой по населению в стране

Назывался сборник «Детский остров». Это была не первая книга, написанная Сашей Чёрным для детей. Ещё на родине он участвовал в альманахе «Жар-птица». Здесь же выходили его книги «Тук-тук» (1913), «Живая азбука» (1914).

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 4

И всё же только за границей Саша Чёрный стал по-настоящему детским поэтом. Он создал свой стихотворный остров для тысяч русских ребятишек, оказавшихся с родителями в эмиграции.

Это был заповедный уголок потерянной России, где звучал родной язык — гибкий, яркий, живой; где поэт придумывал игры и забавы и, не скупясь, дарил их своим юным соотечественникам.

Пройдут долгие десятилетия, прежде чем «Детский остров» вернётся на родину и навсегда станет неотъемлемой частью нашей общей детской поэзии.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 5

Стихов для самых маленьких у Саши Чёрного немного. Но они есть.

«Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок», «Кто?» — любое из этих стихотворений вполне доступно маленькому слушателю. А их своеобразный ритм и ни на кого не похожая интонация запомнятся надолго.

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 6

Что ты тискаешь утенка? Он малыш, а ты — большой. Ишь, задравши головенку, Рвется прочь он всей душой…

Ты представь такую штуку,— Если б толстый бегемот Захотел с тобой от скуки Поиграть бы в свой черед? Взял тебя бы крепко в лапу, Языком бы стал лизать, Ух, как стал бы звать ты папу, И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке, Пусть идет купаться в пруд,— Лапы мальчика не шутка, Чуть притиснешь — и капут.

Что ты тискаешь утенка

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСаша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 8

  • ПРИТИСНЕШЬ
  • – конец, гибель, от немецкого –kaputt;
  • В СВОЙ ЧЕРЁД КАПУТ
  • – в свою очередь, когда придёт время;
  • – прижмёшь;

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 9

Какие две темы обсуждаются в стихотворении?

Как эти две темы распределяются по строфам?

Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?» читатьСлайд 10

  1. 1 2
  2. Взаимоотношения мальчика и утенка
  3. Взаимоотношения бегемота и мальчика

Слайд 11

Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение стихотворения С.

Черного «Что ты тискаешь утенка» Выразительное чтение стихотворений «Приставалка», «Застенчивый таракан», «Трубочист», «Про девочку, которая нашла своего Мишку», «Колыбельная для куклы», «Скрут», «Крокодил», «Зелёные стихи», «Хрюшка», «Воробей», «Жеребёнок» и других подготовить наизусть по выбору (по желанию). Автор презентации: Егорова Алла Владимировна, учитель начальных классов МАОУ гимназии №29 г.Томска

Источник: https://prezentacii.org/prezentacii/prezentacii-po-okruzhayushhemu-miru/14685-sasha-chernyy-chto-ty-tiskaesh-utenka.html

Литературное чтение "саша черный "что ты тискаешь утенка"". Саша Чёрный «Что ты тискаешь утЁнка

  • Школьникам
  • Детям
  • Окружающий мир
  • Времена года
  • Воспитателю
  • Учителю
  • Тема урока: Поэзия. Саша Черный
  • Цель: совершенствовать навык выразительного чтения.
  • Задачи:
    1. Образовательная: работать над навыком выразительного чтения.
    2. Воспитательная: обеспечение нравственного воспитания детей.
    3. Развивающая: развитее у детей речи и мышления.

Оборудование: учебник чтения для 3 класса (Климанова Л. Ф., Горецкий В.Г.), презентация.

Ход урока

Я предлагаю вам послушать удивительное стихотворение:

  • Стихи не пишутся — случаются,
  • как чувства или же закат.
  • Душа — слепая соучастница.
  • Не написал — случилось так.
  • – Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке?

– Верно. Я попрошу вас открыть учебники на стр. 45.

  1. –Давайте прочтем надпись над картинкой?
  2. – Скажите, почему художник решил написать слово «тетрадь» буквами разного цвета?
  3. – А что же изображено на самой картинке?
  4. Учащиеся слушают стихотворение.
  5. – О стихах (поэзии).

Дети открывают учебники на нужно странице. Ученик читает надпись над картинкой.

  • – Потому что стихи есть разные.
  • Дети начинают описывать изображение.
  • – Потому что стихи бывают веселые.
  • Подготовка к восприятию
  • – Переверните, пожалуйста, лист.

– Смотрите, вверху страницы изображен портрет. Это портрет поэта Саши Черного. Вы уже знакомы с этим поэтом?

– Хорошо. Я вам немного расскажу об этом поэте. Настоящее имя Саши Черного – Александр Михайлович Гликберг. Он родился 10 октября 1880 года в Одессе. В семье, где рос мальчик, было пять детей, двое из которых были Саши: один блондин, т. е. Белый, а другой брюнет, т. е. Черный. Отсюда и пошел псевдоним поэта.

Читайте также:  Крылов «ворона и лисица» текст

В 10 дет Саша поступил в гимназию, где ему было сложно учиться и его неоднократно отчисляли за неуспеваемость. Уже в 15 лет он сбежал из дома, начал бродяжничать и оказался совсем без денег. Мать с отцом перестали помогать ребенку. Вскоре о Судьбе Саши узнал один журналист и написал об этом статью, которая попала в руки житомирскому чиновнику.

Чиновник был растроган этой историей и забрал юношу к себе в дом. Так Саша оказался в Житомире.

Не окончив гимназию и там из-за конфликта с директором, его призвали на военную службу, где отслужил 2 года. После армии он устроился на работу в газету «Волынский вестник», но редакция вскоре закрылась. Поняв, что ему по душе литература, молодой человек переехал в Петербург и начал писать стихи.

Творчество Александра Михайловича можно назвать и нежным, ласковым, и ироничным, сатирическим. С детьми он говорит на взрослом языке. С одним из его стихотворений мы сегодня и познакомимся. Но перед этим я предлагаю вам сделать речевую разминку.

  1. Дети переворачивают страницу.
  2. – Да/нет.
  3. Слушают.
  4. Речевая разминка
  5. На интерактивной доске высвечено стихотворение, которое дети должны прочитать с разной интонацией:
  6. Была тишина, тишина, тишина…
  7. (тихо и медленно)
  8. Вдруг грохотом грома сменилась она!
  9. (громче и ускоряясь)
  10. И вот уже дождик тихонько – ты слышишь?
  11. (тише – прислушиваясь)
  12. Закапал, закапал, закапал по крыше…
  13. (негромко и быстро)
  14. Наверное, сейчас барабанить он станет…
  15. (шепотом)

Уже барабанит! Уже барабанит!

  • (громко)
  • Сначала читают поочередно несколько учащихся, затем все вместе хором.
  • Первичное восприятие
  • – Сейчас я прочту вам стихотворение замечательного поэта Саши Черного, а вы мне потом скажите, о чем же там идет речь?

Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

  1. Ты представь такую штуку, -Если б толстый бегемотЗахотел с тобой от скуки
  2. Поиграть бы в свой черед?
  3. Взял тебя бы крепко в лапу,Языком бы стал лизать.Ух, как стал бы звать ты папу

И брыкаться и кричать!..

  • Ты снеси утенка к утке,Пусть идет купаться в пруд.Лапы мальчика не шутки,
  • Чуть притиснешь — и капут.
  • – Так о чем же идет речь в этом стихотворении?
  • Слушают.
  • – О том, что мальчик поймал утенка и начал его тискать.
  • Анализ прочитанного

– Давайте обратим внимание на знаки препинания. Какие знаки нам встречаются?

– Правильно. Какая же интонация должна быть в первой строчке стихотворения?

– Какое необычное слово встретилось нам в этой строке?

– Скажите, что означает это слово?

– Теперь посмотрим на вторую строку. У нас появились антонимы. Кто может их прочесть?

– Назовите мне другие антонимы, которые вы знаете.

– Молодцы! Обратим внимание на последнюю строчку. Автор использовал слово «душа». Как вы понимаете это слово? Что такое душа?

– Душа – это наши чувства, переживания. Это наше сознание. Как вы думаете, душа есть только у человека? Или она есть у всего живого?

– Верно. Душа есть у всех живых существ. Поэтому, как вы думаете, утенку нравится, что мальчик его тискает?

– Верно. Представим, что у нас на ладонях сидит маленький утенок. Давайте его погладим. А теперь давайте сожмем нашего утенка. Что будет, если мы его сдавим? Тогда давайте пересадим нашего утенка на парту.

– Так раз душа есть у всех живых существ, значит, как нужно к ним относится?

– Правильно. Прочитайте первую строфу нашего стихотворения.

– Переходим к следующей строфе. Какой знак препинания нам встречается?

– Значит, какую интонацию хотел передать автор?

– Верно, тире показывает нам, что интонация должна быть поучительной. И действительно, давайте представим, что толстый бегемот захотел нас обнять и лизнуть языком? Разве нам будет приятно?

– Конечно, нам будет неприятно, мы даже испугаемся этого бегемота. Давайте прочтем вторую строфу с поучительной интонацией.

– Отлично. Смотрите, в последней строчке следующей строфы у нас еще одно необычное слово. Какое?

– Какие синонимы есть у слова «брыкаться»?

– Скажите, первые две строчки третей строфы нужно читать с такой же интонацией? Или с другой?

– А последние две строчки этой строфы?

– Почему же у нас меняется интонация?

– В конце этой строфы мы видим еще один знак препинания – «!..». Что значит само по себе многоточие?

– А восклицательный знак?

– Давайте прочитаем и третью строфу.

– А тут мы встречаем слово «снеси». Как можно было бы заменить это слово?

– Почему же тогда Саша Черный использовал именно это слово, а не другое?

– Именно. В стихотворении всегда должна быть рифма. А к кому автор просит отнести утенка?

– Как вы думаете, почему он просит отнести утенка именно к утке, а не просто отпустить?

– Так почему же поэт взял именно это слово?

– В конце мы видим слово «капут». Вы знаете, что оно обозначает?

– Правильно, слово «капут» пришло к нм из немецкого языка и означает гибель или конец.

– Какую интонацию вы использовали бы, читая эту строфу?

– Верно. Давайте прочтем ее.

– «?», «–», «!..», «…».

  1. – Вопросительная.
  2. Ученик читает первую строчку стихотворения.
  3. – «Тискаешь».

– Трогать, мять, сжимать и т. д.

  • – Он хотел показать, как именно мальчик обращается с утенком; что он его не просто трогает, а именно тискает.
  • – Малыш и большой.
  • Перечисляют.
  • Отвечают на поставленный вопрос.
  • – Душа есть всего живого.
  • – Нет, не приятно.

Представили, что на ладонях сидит утенок. Повторяют за учителем.

  1. – Ему будет больно.
  2. Пересадили утенка на парту.
  3. – Бережно, нежно, аккуратно.
  4. Читают.
  5. – «–».
  6. – Поучительную.
  7. – Нет, нам будет неприятно.
  8. Некоторые учащиеся читают строфу.
  9. – Брыкаться.

– Дергаться, вырываться, извиваться и т.д.

  • – С такой же.
  • – С другой.
  • – Недосказанность.
  • – Он передает наши эмоции.
  • – Что можно было перечислять еще и еще.
  • Дети читают третью строфу.

– Отнеси, принеси, понеси и т.д.

– Потому что если использовать другое слово, но пропадет рифма.

– К утке.

– Потому что утка – это мама утенка. А рядом с мамой будет не так страшно.

  1. – Нет.
  2. – Он хотел показать нам, что для утенка руки мальчика большие и страшные, поэтому использовал именно это слово.
  3. – Да, это слово означает конец.
  4. – Поучительную.
  5. Читают строфу.
  6. Обобщение и вывод
  7. – Раз мы разобрали все стихотворение, можем ли мы прочесть его правильно, выразительно?
  8. – Давайте попробуем.
  9. – Так что же этим стихотворением хотел сказать нам поэт?
  10. – А к чему мы теперь можем призывать людей?
  11. – Да.
  12. Читают стихотворение целиком.
  13. – Что ко всему живому нужно относиться бережно.
  14. Предлагают свои призывы.
  15. Домашнее задание
  16. – А теперь запишите домашнее задание: выучить это стихотворение наизусть.
  17. Записывают.

Источник: https://slovarslov.ru/literaturnoe-chtenie-sasha-chernyi-chto-ty-tiskaesh-utenka-sasha-ch-rnyi.html

Что ты тискаешь утенка? Черный Саша

Что ты тискаешь утенка?
Он малыш, а ты — большой.
Ишь, задравши головенку,

Рвется прочь он всей душой…

  • Ты представь такую штуку —
    Если б толстый бегемот
    Захотел с тобой от скуки
  • Поиграть бы в свой черед?
  • Взял тебя бы крепко в лапу,
    Языком бы стал лизать.
    Ух, как стал бы звать ты папу,

И брыкаться, и кричать!..

Ты снеси утенка к утке,
Пусть идет купаться в пруд.
Лапы мальчика не шутки,

Чуть притиснешь — и капут.

План анализа стихотворения Что ты тискаешь утенка?

Напишите пару слов о личности автора стихотворения

Напишите доминирующие направления его поэзии, укажите факты биографии автора связанные с сюжетом произведения анализ которого вы производите. Определите место стихотворения в творчестве поэта. Укажите дату написания стихотворения.

Определите жанр

  • Эпитафия — посмертное;
  • эпиграмма — сатирический портрет;
  • элегия — грустное стихотворение чаще всего о любви;
  • послание, поэма, баллада, роман в стихах;
  • песня, сонет, ода, лирическое стихотворение;

Выделите ведущую тему стихотворения

  1. Любовная лирика — стихотворение о любви и чувствах.
  2. Пейзаж — описывается красота природы.
  3. Философия — автор рассуждает о смысле всего сущего и категориях бытия.
  4. Общественно-политическая — стихотворение посвящено социально значимым проблемам.

Определите сюжет

В стихотворении есть выраженный сюжет, если автор описывает образы событий (укажите какие именно события); без выраженного сюжета — автор описывает только образы чувств (какие именно чувства).

Раскройте тему стихотворения

Для этого можно попробовать разделить стихотворение на смысловые блоки и проследить развитие темы произведения и изменения его характера в каждом отдельно взятом блоке.

Читайте также:  Квн ко дню птиц для начальных классов

Укажите с какой целью его написал автор, предположите какое у автора в этот момент было настроение, какие автор переживал эмоции в процессе написания произведения, какие ощущения и ассоциации вызывает это стихотворение у вас.

Приведите примеры схожих произведений автора. Выделите проблематику стихотворения, задавая вопросы к тексту и подтексту произведения, зачастую проблематика скрыта в подтексте произведения но иногда и указана напрямую.

После того как мы уже провели часть анализа мы можем перейти к художественным средствам, с помощью которых автор создал образы в произведении.

Выявим организацию поэтической речи. «Размер стихотворения»:

  1. Ямб 4х стопный (_ _’ / _ _’ / _ _’ /_ _’ — ударение на каждом втором слоге)
  2. Хорей 3х стопный (‘_ _ / ‘_ _ / ‘_ _)
  3. Дактиль (‘_ _ _ )
  4. Амфибрахий (_ _’ _)
  5. Анапест (_ _ _’) и т.д.

Как вы видите отличия состоят в количестве слогов в строке и размещении ударения, которое составляет ритм стиха в целом.

Определим какую рифму использовал автор

  • абаб — перекрестная (рифмуются четные и нечетные строки);
  • аабб — парная (рифмуются 2 строки подряд);
  • абба — кольцевая (рифмуется 1 и 4 строка, а также 2 и 3-я).

Проведем анализ лексики

Для этого выделим из текста произведения специальные изобразительные средства:

  • аллегория — иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
  • эпитеты — художественное определение или определение при слове, влияющее на его выразительность.
  • ирония — скрытая насмешка или троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.
  • гипербола — художественное преувеличение;
  • литота — художественное преуменьшение;
  • метафора — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
  • олицетворение — троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым.
  • сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств (сходств, отличий, преимуществ и недостатков) двух объектов.

Проведем анализ синтаксиса

Выявим специальные синтаксические средства — стилистические фигуры:

  • повторение
  • инверсия — необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
  • — умолчание — незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель должен домать ее сам.
  • риторический вопрос — риторическая фигура, представляющая собой не ответ на вопрос, а утверждение. Это вопрос, ответ на который не требуется или не ожидается в силу его крайней очевидности.
  • риторическое обращение — стилистическая фигура: обращение, носящее условный характер. В нём главную роль играет не текст, а интонация обращения
  • риторическое восклицание — приём передачи кульминации чувств. Оно передаёт различные эмоции автора: удивление, восторг, огорчение, радость и т. п.

Анализ фонетического строя речи или поэтической фонетики:

  • аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность;
  • ассонанс — повторение гласных звуков;
  • анафора — единоначатие, стилистическая фигура, состоящая в повторении сродных звуков, слова или группы слов в начале ряда фраз или строф;
  • эпифора — противоположность анафоры — повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

В завершающей стадии анализа можно сказать в целом о лирике автора и пояснить как творчество поэта повлияло на ваше мировоззрение и жизнь в целом

✚ Заказать ✎ Написать

Источник: https://avosya.ru/sochinenij/analiz-stihotvorenij/chto-ty-tiskaesh-utenka-chernyj-sasha/

Саша Черный — Цитаты и афоризмы, фразы и высказывания

Каждый вечер перед сномПрячу голову в подушку:Из подушки лезет гномИ везет на тачке хрюшку,А за хрюшкою дракон,Длинный, словно макарона…За драконом — красный слон,На слоне сидит ворона,На вороне — стрекоза,На стрекозке — тетя Даша…Чуть прижму рукой глаза —И сейчас же все запляшут!Искры прыгают снопом,Колесом летят ракеты,Я смотрю, лежу ничкомИ тихонько ем конфеты.Сердцу жарко, нос горит,По ногам бегут мурашки,Тьма кругом, как страшный кит,Подбирается к рубашке…Тише мышки я тогда.Зашуршишь — и будет баняНяня хитрая — беда.Всё подсмотрит эта няня!«Спи, вот встану, погоди!»Даст щелчка по одеялу,А ослушаешься — жди

И нашлепает, пожалуй!

Что ты тискаешь утенка?Он малыш, а ты — большой.Ишь, задравши головенку,Рвется прочь он всей душой…Ты представь такую штуку, —Если б толстый бегемотЗахотел с тобой от скукиПоиграть бы в свой черед?Взял тебя бы крепко в лапу,Языком бы стал лизать,Ух, как стал бы звать ты папу,И брыкаться, и кричать!..Ты снеси утенка к утке,Пусть идет купаться в пруд,—Лапы мальчика не шутка,

Чуть притиснешь — и капут.

Из палатки вышла деваВ васильковой нежной тоге,Подошла к воде, как кошка,Омочила томно ногиИ медлительным движеньемТогу сбросила на гравий,-Я не видел в мире жестаГрациозней и лукавей!Описать ее фигуру -Надо б красок сорок ведер…Даже чайки изумилисьФорме рук ее и бедер…Человеку же казалось,Будто пьяный фавн украдкойВодит медленно по сердцуТеплой барxатной перчаткой.Наблюдая xладнокровноСквозь камыш за этим дивом,Я затягивался трубкойВ размышлении ленивом:Пляж безлюден, как Саxара,-Для кого ж сие твореньеПринимает в море позыВысочайшего давленья?И ответило мне солнце:«Ты дурак! В яру безвестномМальва цвет свой раскрываетС бескорыстием чудесным…В этой щедрости извечнойСмысл божественного свитка…Так и девушки, мой милый,Грациозны от избытка».Я зевнул и усмеxнулся…Так и есть: из-за палаткиВышел xлыщ в трико гранатном,Вскинул острые лопатки.И ему навстречу деваПриняла такую позу,Что из трубки, поперxнувшись,

Я глотнул двойную дозу…

ПовестьАрон Фарфурник застукал наследницу дочкуС голодранцем студентом Эпштейном:Они целовались! Под сливой у старых качелей.Арон, выгоняя Эпштейна, измял ему страшно сорочку,Дочку запер в кладовку и долго сопел над бассейном,Где плавали красные рыбки. «Несчастный капцан!»Что было! Эпштейна чуть-чуть не съели собаки,Madame иссморкала от горя четыре платка,А бурный Фарфурник разбил фамильный поднос.Наутро очнулся. Разгладил бобровые баки,Сел с женой на диван, втиснул руки в бокаИ позвал от слез опухшую дочку.Пилили, пилили, пилили, но дочка стояла как идол,Смотрела в окно и скрипела, как злой попугай:«Хочу за Эпштейна».— «Молчать!!!» — «Хо-чу за Эпштейна».Фарфурник подумал… вздохнул. Ни словом решенья не выдал,Послал куда-то прислугу, а сам, как бугай,Уставился тяжко в ковер. Дочку заперли в спальне.Эпштейн-голодранец откликнулся быстро на зов:Пришел, негодяй, закурил и расселся как дома.Madame огорченно сморкается в пятый платок.Ой, сколько она наплела удручающих слов:«Сибирщик! Босяк! Лапацон! Свиная трахома!Провокатор невиннейшей девушки, чистой как мак!..»«Ша…— начал Фарфурник.— Скажите, могли бы ли выКупить моей дочке хоть зонтик на ваши несчастные средства?Галошу одну могли бы ли вы ей купить?!»Зажглись в глазах у Эпштейна зловещие львы:«Купить бы купил, да никто не оставил наследства».Со стенки папаша Фарфурника строго косится.«Ага, молодой человек! Но я не нуждаюсь! Пусть так.Кончайте ваш курс, положите диплом на столеи венчайтесь —Я тоже имею в груди не лягушку, а сердце…Пускай хоть за утку выходит — лишь был бысчастливый ваш брак.Но раньше диплома, пусть гром вас убьет,не встречайтесь.Иначе я вам сломаю все руки и ноги!»«Да, да…— сказала madame.— В дворянской банево вторникУже намекали довольно прозрачно про вас и проРозу,—Их счастье, что я из-за пара не видела, кто!»Эпштейн поклялся, что будет жить как затворник,Учел про себя Фарфурника злую угрозуИ вышел, взволнованным ухом ловя рыданьяиз спальни.Вечером, вечером сторож билВ колотушку что есть силы!Как шакал Эпштейн бродилПод окошком Розы милой.Лампа погасла, всхлипнуло окошко,В раме — белое, нежное пятно.Полез Эпштейн — любовь не картошка:Гоните в дверь, ворвется в окно.Заперли, заперли крепко двери,Задвинули шкафом, чтоб было верней.Эпштейн наклонился к Фарфурника дщериИ мучит губы больней и больней…Ждать ли, ждать ли три года диплома?Роза цветет — Эпштейн не дурак:Соперник Поплавский имеет три домаИ тоже питает надежду на брак…За дверью Фарфурник, уткнувшись в подушку,Храпит баритоном, жена — дискантом.Раскатисто сторож бубнит в колотушку,

И ночь неслышно обходит дом.

Пахнет сеном и теплом.Кто там ходит? Кто там дышит?Вьюга пляшет за селом.Ветер веет снег на крыше.Фыркнул добрый старый конь —К сену тянется губами.Смотрит вниз, в глазу — огонь…Кто там бродит под столбами?Поросенок! Хрю-хрю-хрю…Рыльцем в стружках взрыл горбинкуИ рысцой бежит к ларюПочесать об угол спинку.Две коровы вперебойВсё жуют, вздыхая, жвачку.А теленочек рябойВ уголке бодает тачку.Мышь гуляет по стене.Гуси крикнули в клетушке…Что приснилось им во сне?Май? Зеленые опушки?Ветер чуть скрипит крючком.Тишь и тьма. Шуршит солома.Пахнет теплым молоком.

Хорошо тому, кто дома!

Солнце брызжет, солнце греет.Небо – василек.Сквозь березки тихо веетТеплый ветерок. А внизу все будки, будкиИ людей – что мух.Каждый всунул в рот по дудке –Дуй во весь свой дух! В будках куклы и баранки,Чижики, цветы…Золотые рыбки в банкеРаскрывают рты. Все звончее над шатрамиВьется писк и гам.Дети с пестрыми шарамиТянутся к ларькам. «Верба! верба!» — в каждой лапкеБархатный пучок.Дед распродал все охапки –Ловкий старичок! Шерстяные обезьянкиПляшут на щитках.«Ме-ри-кан-ский житель в склянкеХодит на руках!!» Пудель, страшно удивленный,Тявкает на всех.В небо шар взлетел зеленый,А вдогонку – смех! Вот она какая верба!А у входа в ряд –На прилавочке у серба

Вафельки лежат.

Поэт: Саша Черный

На скамейке в Александровском садуКотелок склонился к шляпке с какаду:«Значит, в десять? Меблированные «Русь»…»Шляпка вздрогнула и пискнула: «Боюсь».— «Ничего, моя хорошая, не трусь!Я ведь в случае чего-нибудь женюсь!»Засерели злые сумерки в саду,Шляпка вздрогнула и пискнула: «Приду!»Мимо шлялись пары пресных обезьян,И почти у каждой пары был роман.Падал дождь, мелькали сотни грязных ног,

Читайте также:  Родительское собрание, 3 класс. организация досуга детей в семье

Выл мальчишка со шнурками для сапог.

Поэт: Саша Черный

Зеленая елка, где твой дом?— На опушке леса, над тихим холмом.Зеленая елка, как ты жила?— Летом зеленела, а зимой спала.Зеленая елка, кто тебя срубил?— Маленький, старенький дедушка Памфил.Зеленая елка, а где он теперь?— Курит дома трубку и смотрит на дверь.Зеленая елка, скажи — отчего?— У него, у дедушки, нету никого.Зеленая елка, а где его дом?— На каждой улице, за любым углом…Зеленая елка, а как его позвать?

— Спросите-ка бабушку, бабушку и мать…

Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи про Рождество

Над крышей гудят провода телефона… Довольно, бессмысленный шум!Сегодня опять не пришла моя донна,Другой не завел я — ворона, ворона! Сижу, одинок и угрюм.А так соблазнительно в теплые лапки Уткнуться губами, дрожа,И слушать, как шелково-мягкие тряпкиШуршат, словно листьев осенних охапки Под мягкою рысью ежа.Одна ли, другая — не все ли равно ли? В ладонях утонут зрачки -Нет Гали, ни Нелли, ни Милы, ни Оли,Лишь теплые лапки, и ласковость боли,

И сердца глухие толчки…

Поэт: Саша ЧерныйТемы: Лирические стихи

Середина мая и деревья голы…Словно Третья Дума делала весну!В зеркало смотрю я, злой и невеселый,Смазывая йодом щеку и десну.Кожа облупилась, складочки и складки,Из зрачков сочится скука многих лет.Кто ты, худосочный, жиденький и гадкий?Я?! О нет, не надо, ради бога, нет!Злобно содрогаюсь в спазме эстетизмаИ иду к корзинке складывать багаж:Белая жилетка, Бальмонт, шипр и клизма,Желтые ботинки, Брюсов и бандаж.Пусть мои враги томятся в Петербурге!Еду, еду, еду — радостно и вдруг.Ведь не догадались думские ЛикургиЗапрещать на лето удирать на юг.Синие кредитки вместо Синей ПтицыУнесут туда, где солнце, степь и тишь.Слезы увлажняют редкие ресницы:Солнце… Степь и солнце вместо стен и крыш.Был я богоборцем, был я мифотворцем(Не забыть панаму, плащ, спермин и «код»),Но сейчас мне ясно: только тошнотворцем,Только тошнотворцем был я целый год…Надо подписаться завтра на газеты,Чтобы от культуры нашей не отстать,Заказать плацкарту, починить штиблеты(Сбегать к даме сердца можно нынче в пять).К прачке и в ломбард, к дантисту-иноверцу,К доктору — и прочь от берегов Невы!В голове — надежды вспыхнувшего сердца,

В сердце — скептицизм усталой головы.

Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи про Санкт-Петербург

Всем добрым знакомым с отчаянием посвящаюИтак — начинается утро.Чужой, как река Брахмапутра,В двенадцать влетает знакомый.«Вы дома?» К несчастью, я дома.В кармане послав ему фигу,Бросаю немецкую книгуИ слушаю, вял и суров,Набор из ненужных мне слов.Вчера он торчал на концерте —Ему не терпелось до смертиОбрушить на нервы моиДешевые чувства свои.Обрушил! Ах, в два пополудниМозги мои были как студни…Но, дверь запирая за нимИ жаждой работы томим,Услышал я новый звонок:Пришел первокурсник-щенок.Несчастный влюбился в кого-то…С багровым лицом идиотаКричал он о «ней», о богине,А я ее толстой гусынейВ душе называл беспощадно…Не слушал! С улыбкою стаднойКивал головою сердечноИ мямлил: «Конечно, конечно».В четыре ушел он… В четыре!Как тигр я шагал по квартире,В пять ожил и, вытерев пот,За прерванный сел перевод.Звонок… С добродушием ведьмыВстречаю поэта в переднейСегодня собрат именинникИ просит дать взаймы полтинник.«С восторгом!» Но он… остается!В столовую томно плетется,Извлек из-за пазухи кипуИ с хрипом, и сипом, и скрипомЧитает, читает, читает…А бес меня в сердце толкает:Ударь его лампою в ухо!Всади кочергу ему в брюхо!Квартира? Танцкласс ли? Харчевня?Прилезла рябая девица:Нечаянно «Месяц в деревне»Прочла и пришла «поделиться»…Зачем она замуж не вышла?Зачем (под лопатки ей дышло!)Ко мне направляясь, сначалаОна под трамвай не попала?Звонок… Шаромыжник бродячий,Случайный знакомый по даче,Разделся, подсел к фортепьяноИ лупит. Не правда ли, странно?Какие-то люди звонили.Какие-то люди входили.Боясь, что кого-нибудь плюхну,Я бегал тихонько на кухнюИ плакал за вьюшкою грязной

Над жизнью своей безобразной.

Поэт: Саша Черный

Мы — лягушки кваксы.Ночь чернее ваксы…Шелестит траваКва!Разевайте пасти, —Больше, больше страсти!Громче! Раз и два!Ква!Красным помидоромМесяц встал над бором.Гукает сова…Ква!Под ногами кочки.У пруда — цветочки.В небе — синева.Ква!Месяц лезет выше.Тише-тише-тише,Чуть-чуть-чуть-едва:

Ква!

Поэт: Саша ЧерныйТемы: Стихи для детей

Сохранить ссылку на эту страничку:

Источник: https://finewords.ru/cit/sasha-chernyj

Урок 79. Знакомство с названием раздела. С. Черный «Что ты тискаешь утенка?..»

Цели: ознакомить учащихся с новым разделом, с произведени-гм Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?..»; обучать правиль­ному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.

  • Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные тона и выражения.
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение «Веселая путаница». Дается три минуты вам, чтоб всех расставить по местам!

— Прочитайте медленно (еще: начните читать медленно и по­степенно ускоряйте темп, начните читать быстро и посте­пенно замедляйте темп, прочитайте скороговоркой, выра­зительно).

III. Актуализация знаний. Введение в тему

— Откройте с. 44 учебника. Рассмотрите рисунки. Кто из геро­ев вам знаком? Расскажите о нем кратко. (Рассказы детей.)

Книг на свете очень много. Удивительные приключения слу­чались с этими героями. Вы можете прочитать о них. На уроках литературного чтения мы продолжаем знакомство с писателями, с разнообразием книг.

  1. — Расшифруйте, что здесь написано.
  2. 1 bFWMQPUTENGT DIHARSKCVXE4HZQT3FLOFSn
  3. (Поэтическая тетрадь 1: надо прочитать не только русские буквы, но и справа налево.)
  4. IV. Работа по теме урока

— Прочитайте, с чем мы познакомимся. Чему мы научимся? Чему мы будем учиться?

— Проверим, как вы запомнили: с чем мы познакомимся? (Со стихотворениями Саши Черного, А. Блока, С. Есенина.)

— Чему мы научимся? Чему мы будем учиться? (Дети дают ответы согласно тексту на с. 45 учебника.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

Знакомство со стихотворением «Что ты тискаешь утенка?..»

— «Что ты тискаешь утенка?» Так начинается стихотворение Саши Черного. Как вы думаете, о чем оно? (Предположе­ния детей.)

  • — Проверим ваши предположения.
  • Чтение стихотворения учителем
  • Словарно-лексическая работа
  • — Как вы понимаете значение слов и выражений?
  • Тискаешь — давишь, прижимаешь, мнешь.
  • Рвется прочь — вырывается.
  • В свой черед — в свою очередь, когда придет время.
  • Брыкаться — 1) то же, что лягаться, а также вообще бить, от­пиваться ногами; 2) активно сопротивляться, упрямиться.
  • Притиснешь — прижмешь.
  • Капут — конец, гибель.
  • Выборочное чтение. Беседа
  • — Прочитайте, как поэт убеждал малыша не тискать утенка.

— Как взрослый разговаривает с малышом: сердито, друже­любно, ругает, что-то советует? {Взрослый разговаривает с малышом дружелюбно, советует не тискать утенка.)

Как вы думаете, это веселые или грустные стихи? {Они ве­селые, но с грустной интонацией. Автор в шутливой форме показывает ребенку, как плохо утенку.)

  1. Выразительное чтение стихотворения
  2. VII. Рефлексия
  3. — Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше
  4. отношение к материалу урока.
  5. VIII. Подведение итогов урока
  6. — Какой раздел учебника мы начали изучать?
  7. — Какие произведения в нем мы будем читать?
  8. — Что нового хотелось бы узнать в нем?
  9. Домашнее задание
  10. Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Урок 80. С. Черный «Воробей», «Слон»

  • Цели:ознакомить учащихся с произведениями Саши Черного «Воробей», «Слон», с его жизнью и творчеством; обучать правиль­ному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
  • Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози­ровать содержание произведения; читать стихотворение, отражая настроение; находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения.
  • Ход урока
  • I. Организационный момент
  • II. Речевая разминка
  • Перепел перепелку и перепелят В перелеске прятал от ребят.
  • — Прочитайте скороговорку медленно, затем с ускорением (еще: с вопросительной интонацией, с утвердительной, с восклицательной, с сердитой, с веселой).
  • — А сейчас быстро, очень быстро.
  • III. Введение в тему
  • Беседа
  • Рассказ о жизни и творчестве Саши Черного

Сегодня с нами будут разговаривать беззащитные живот­ные. Об этом хорошо написал поэт Саша Черный.

Знаете ли вы что-нибудь об этом писателе? Какие произведения читали? Саша Черный (1880—1932) — поэт, прозаик, переводчик.

Он много писал для детей (сборники «Голубая книжка», «Детский остров», книга стихов «Тук-тук», «Живая азбука», загадки, два тома книг для чтения «Радуга. Русские поэты»).

IV. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворения Саши Черного «Что ты тискаешь утенка?.».)

  1. V. Физкультминутка
  2. VI. Работа по теме урока
  3. Беседа

— Отгадайте загадку в пословицах. О ком идет речь?

• Против сотки их довольно одного ястреба.

• Он землю видит, когда ест, небо — когда пьет.

• Он под кровлю, а сова на ловлю. (Воробей.)

Источник: https://cyberpedia.su/9×3026.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector