Рассказы о школьной жизни виктора голявкина

Рассказы о школьной жизни Виктора ГолявкинаРодился: 31 августа 1929, БакуДата смерти: 24 июля 2001, (Санкт-Петербург)

Виктор Голявкин — родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучало фортепиано, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти и сам постоянно рисовал.

Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов.

Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе). Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает.

После солнечных ярких городов Азии он переезжает В Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле.

Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.

Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации невписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали печатать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже.

Некоторые ранние рассказы были напечатаны в 1999—2000 гг.

Умер в Санкт-Петербурге 21 июля 2001 года.

Библиография

Тетрадки под дождём Л., 1959.

Мой добрый папа Повесть. — Л.: Детская литература, 1964. — 96 с.

Привет вам, птицы. — Л., 1969. — 96 с. Рассказы.

Полосы на окнах, Л.: Детская литература, 1972.— 96 с.

Арфа и бокс Роман. — Л.: Советский писатель, 1969; 1979. — 288; 256 с.

Я жду Вас всегда с интересом Рассказы. — М.: Современник, 1980. — 272 с.

Большие скорости: Роман, рассказы. — Л.: Советский писатель, 1988. — 512 с.

Любовь и зеркало Рассказы. — Л.: ЛИО «Редактор», 1991. — 272 с.

Разрешите пройти. Л., 1992.

Болтуны М., 1999.

Всё будет неплохо. — СПб.: Петербургский Писатель, 2000. — 304 с.

Знакомое лицо Рассказы. — СПб.: Азбука-Классика, 2000. — 384 с. Сост. Е.Перемышлев.

Избранное. — М.: Аст, Астрель, 2002. Составитель Л.Бубнова.

Избранные. — М.: Зебра Е, 2004. — 565 с.

  • Экранизации
  • 1970 — Мой добрый папа (фильм по мотивам одноимённой повести)
  • 1980 — Лялька-Руслан и его друг Санька (телефильм по мотивам повести «Ты приходи к нам, приходи…»)
  • «Боба и слон» 1972

Книги автора Виктор Голявкин

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Впечатления о военном детстве писателя прочитываются в очень серьёзной, печальной повести «Мой добрый папа», написанной от лица маленького мальчика. Автор протестует против войны, от которой страдают люди,…

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Дорогие ребята! Наверное, многие из вас кое–что читали из этой книги раньше.Здесь повесть о двух весёлых приятелях — «Наши с Вовкой разговоры».Повесть о мальчике, который попал в необыкновенный город на…

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

В эту книгу замечательного писателя Виктора Владимировича Голявкина входят короткие веселые рассказы: «Тетрадки под дождем», «Болтуны», «Никакой горчицы я не ел», «Карусель в голове», «Хочу лошадь» и другие,…

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Голявкин Виктор Владимирович (1929–2001) — писатель, художник, книжный график. Наибольшую известность получил как автор весёлых повестей и рассказов для детей. Именно как детский писатель Виктор Голявкин…

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

«Всё из-за фамилии происходит. Я по алфавиту первый в журнале – чуть что, сразу вызывают. Поэтому и учусь хуже всех. Вот у Вовки Якулова все пятёрки. С его фамилией это нетрудно – он по списку в самом…

Весёлые  и  поучительные  рассказы  и  повести  известного   детскогописателя для детей младшего школьного возраста.     Автор тепло, с добрым юмором рассказывает о жизни современных  детей,об их проблемах,…

Источник: https://itexts.net/avtor-viktor-vladimirovich-golyavkin/

Повести и рассказы — Голявкин Виктор Владимирович — чтение книги бесплатно

Рассказы о школьной жизни Виктора ГолявкинаРассказы о школьной жизни Виктора ГолявкинаРассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Я живу с папой, мамой и сестрой Катей. В большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит. Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что там меня нет. А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что-нибудь такое.

  • Однажды он меня спрашивает:
  • — Знаешь что?
  • Я ему отвечаю:
  • — Не знаю.
  • — Эх, ты, — говорит, — не знаешь!
  • — Как же я могу знать?
  • — А я знаю, на небе звёзды есть.
  • — Это и я знаю.

— Что ж ты сразу мне не сказал? — И смеётся. — Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.

  1. Я подумал немножко, потом говорю:
  2. — Знаешь что?
  3. — Чего?
  4. — Эх, ты, — говорю, — не знаешь!
  5. — Чего не знаю?

— Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!

  • Вовка сразу обиделся.
  • — Мы ведь с тобой друзья, — говорит, — а ты дразнишься.
  • — Это ты, — говорю, — а не я дразнился.

С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё — таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Про то, как я решил в школу пойти

В прошлом году со мной вот что случилось…

У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что-нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «А — а-а — а бвгд — э-э — э…»

Хожу и пою во всё горло. Получалось всё как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя.

Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно! Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы.

А так я всё прекрасно запомнил.

Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой-то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.

  1. Учитель сразу заметил меня. Он спросил:
  2. — Ты откуда, мальчик?
  3. — Мне девять лет, — соврал я.
  4. — Не похоже, — сказал учитель.
  5. — Я сам пришёл, — сказал я, — я могу буквы петь.
  6. — Какие буквы?
  7. — А — а-а — а бвгд — э-э — э…

— А дальше как? — спрашивает учитель.

— А разве ещё буквы есть?

— Конечно, есть. — И показывает мне книжку.

Ох и много там букв! Я испугался даже.

— Я не могу столько, я ещё маленький…

— А ты думал, что ты уже большой?

— Я не думал, что я такой маленький. Я ростом как Вовка.

— А кто такой Вовка?

— Вон он сидит, — сказал я. — Мы с ним мерялись…

— Врёт он! — крикнул Вовка. — Я выше!

Все засмеялись. Учитель сказал:

— Я вам верю обоим. Тем более, что вы мерялись. Но ты ведь всех букв не знаешь.

— Это верно, — сказал я. — Но я их выучу.

— Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.

— Обязательно, — говорю, — приду. До свидания.

  • — До свидания, — говорит учитель.
  • Вот как всё получилось!
  • Я думал, Вовка дразниться будет.
  • Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:

— Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.

— Я не горюю…

— Чего горевать!..

— Нечего горевать, — сказал я. — Я не горюю…

На самом деле я горевал. Но я не показывал этого.

— У меня букварь лишний есть, — сказал Вовка. — Один букварь мне папа купил, другой — мама. Хочешь, я тебе дам букварь?

Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.

— Я за букварь, — говорит, — ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.

— Тогда просто так, — говорю, — возьми ленту.

— Просто так можно.

— Я тебе дал бы свой сон, — говорю. — Но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.

Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.

— А мне всё петухи… — вздохнул Вовка. — Так скучно!

  1. — А ты гони их.
  2. — Как же их гнать? Ведь они во сне…
  3. — Всё равно гони.

Мне очень хотелось ему помочь. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие-то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон!

Про единицу и двойку

Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы.

Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе — и папе, и маме… Может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться.

Вдруг и мне будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать.

Может быть, взять и уехать? Куда-нибудь на край света?

Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.

— Он попросту лодырь, — ответил папа. — Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он. знай себе двойки приносит…

Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.

Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.

— Пять получил! — крикнул он радостно.

— Врёшь ты всё, — сказал я.

— Это я-то вру?!

— Потому, что ты лодырь!

— Ты что это?! — удивился Вовка.

— Лодырь ты, и всё. Так мой папа сказал. Понятно? Вовка стукнул меня изо всей силы в нос, потом толкнул меня, и я упал в лужу.

— Получил? — крикнул он-. — Ещё получишь!

— И ты получишь!

— Смотрите какой! Ещё в школу не ходит!

— А ты лодырь!

К нам подошёл дядя Витя. Дядя Витя — лётчик. Мы его все очень любим. Он нас на самолёте катал.

— Мир, — сказал дядя Витя, — немедля!

Я совсем не хотел мириться. Во-первых, нос у меня болел ужасно, а во-вторых, раз Вовка лодырь… Но дядя Витя заставил. Пришлось помириться.

  • Дядя Витя повёл нас на улицу и купил по мороженому.
  • Мы молча съели мороженое. Вовка достал из кармана деньги и предложил:
  • — У меня вот тут деньги есть… Купим ещё?
  • Мы купили стаканчик мороженого и пополам съели.

— Хочешь ещё? — спросил я.

— Хочу, — сказал Вовка.

Я побежал домой, взял у мамы денег, и мы купили ещё стаканчик.

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Мы опять стали с Вовкой друзьями. Как будто бы и не ссорились. Оказалось, он вовсе не лодырь. Двойку он получил случайно. Это вполне может быть со всеми. Вот как было дело: он решал задачу. Хотел точку поставить, и вдруг клякса — бац! Он хотел её промокашкой снять, а она расползлась. Не Вовка же виноват, — всё проклятая клякса.

Если б не клякса, он пять получил бы. И единицу он получил случайно. Вот как было дело: он в окно посмотрел на какую-то птицу и забыл, что он в классе. И стал разговаривать с этой птицей. В это время его к доске вызвали — чтобы он повторил, что сейчас объяснили. А он ничего не смог повторить. Птица всё виновата. А Вовка тут ни при чём.

Это каждому ясно.

Про Вовкину физкультуру

По физкультуре Вовка четвёртый по счёту. То есть он на четвёртом месте. Они там места себе распределили. По прыжкам в высоту — он первый в классе. А по всей физкультуре — четвёртый. Он по бревну ходить не может.

Это, наверное, очень трудно. У них в зале есть такое бревно. Они там по бревну ходят. А Вовка падает. У него нет равновесия. «Я, — говорит он, — не тренировался, потому я с бревна падаю. А прыгаю я хорошо. Потому что я опытный.

Я каждый день тренируюсь».

Утром он во дворе всегда прыгает. Днём тоже прыгает. Вечером прыгает. Всё тренируется. Через скамейку прыгает.

  1. — Ну, как, — говорит, — хорошо получается?
  2. — Замечательно, — говорю.
  3. — А ну, — говорит, — смотри, как я сейчас…
  4. — Я так не могу, — говорю.

— И я не мог. Всё тренировка! Уроки вот не успеваю делать, а так всё в порядке. Видишь, как прыгаю! А по бревну я последний по счёту. Зачем мне тренироваться?

Читайте также:  Классный час 7-8 класс. разработки

Источник: https://nemaloknig.com/read-350789/

Читаем, не скучаем! Короткие и остроумные рассказы Виктора Владимировича Голявкина

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина
источник

Для любознательных читателей — второклассников!

Виктор Владимирович Голявкин − яркий советский писатель второй половины XX столетия,  который был ещё и художником.

Родился Виктор Владимирович в городе Баку 31 августа 1929 года в семье завуча музыкального училища. Поэтому вместе со своими двумя братьями получил первичное музыкальное образование на лучших образцах мировой музыкальной классики. Родители писателя мечтали о великолепной музыкальной карьере своего сына.

Тем не менее, когда Виктор Голявкин однажды нарисовал выразительные карикатуры на приходивших музицировать к ним в дом гостей, отец подарил ему книгу о живописи. С тех пор Виктор старался прочитать все доступные в то время книги о художниках и изобразительном искусстве, а также постоянно рисовал сам. 

 Голявкину  исполнилось всего 12 лет, когда гитлеровская Германия напала на СССР. Его отец ушёл на фронт, и подросток остался в семье старшим мужчиной. Он рисовал карикатуры  на Гитлера и фашистов.

После войны Виктор Владимирович окончил художественное училище, а вскоре обнаружил в себе и литературный дар. Он стал писать маленькие рассказы для детей.

Его рассказы для детей печатались в журналах «Мурзилка» и «Костёр», и их количество непрестанно увеличивалось. В 1959-м вышел первый сборник рассказов начинающего писателя для детей и юношества под названием «Тетрадки под дождём».

Особенностью рассказов писателя является их краткость вместе с остроумным и доброжелательным юмором. Герои его рассказов всегда хоть и смешные, но деятельные и обаятельные. Длинные рассказы встречаются редко. Одними из самых коротких являются такие рассказы, как «Рисунок», «Четыре цвета», «Друзья», «Больные».

Произведения Виктора Голявкина постоянно переиздаются и находят всё новых и новых читателей. Разве можно соскучиться, когда перед тобой лежит уморительная книжка с забавными картинками, которые нарисовал сам автор!

При написании  поста использовала  источник
Рассказы о школьной жизни Виктора ГолявкинаИнтересные задания

В течение декабря вы  читали  весёлые короткие рассказы Виктора Голявкина, в которых главными героями являются  такие же, как и вы, мальчики и девочки. Предлагаю вам проверить свою память и внимание! Если вы читали вдумчиво и осознанно, то вы сможете без проблем выполнить эти  задания.

  • Задание 1
  • Задание 2
  •  Задание 3

Источник: http://olnika.blogspot.com/2018/01/blog-post.html

Joomla! Open Source Content Management

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН

Даты жизни: 31 августа 1929 — 26 июля 2001Место рождения: город Баку, АзербайджанРусский советский писатель, художник, книжный график.Известные произведения: «Тетрадки под дождём», «Удивительные дети», «Обыкновенные дела», «Разрешите пройти»

    Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина Виктор Голявкин родился 31 августа 1929 года в Баку. Отец Владимир Сергеевич работал преподавателем музыки, поэтому в доме всегда звучала музыка, и сыновей (у Виктора было два младших брата) учили музыке. Но однажды Виктор нарисовал карикатуры на гостей, которые приходили к ним музицировать. Тогда отец подарил сыну книгу о живописи и художниках. Виктор прочитывал все книги об изобразительном искусстве, которые ему только удавалось найти, и сам постоянно рисовал.

    Виктору было всего 12 лет, когда началась Великая Отечественная война. Его отец сразу ушёл на фронт и Виктор стал старшим мужчиной в семье. Он рисовал карикатуры на Гитлера и нацистов.    Позже Виктор уехал в Самарканд и поступил в художественное училище, которое позже было переведено в Ташкент, а затем в Сталинабад (ныне — Душанбе).

   Будущий художник узнаёт жизнь и искусство Востока, это его очень обогащает. После солнечных ярких городов Азии он переезжает в Ленинград, где поступает в Академию художеств. Ленинград в то время привлекает его своими музеями и памятниками искусства. Весь город построен в западноевропейском стиле.

Этот стиль нравится ему отзывчивостью на события человеческой жизни.    Одновременно с живописными работами Голявкин создаёт короткие рассказы. Невозможность публикации не вписывавшихся в официальную эстетику сочинений привела к тому, что сначала стали публиковать рассказы для детей в журналах «Костёр» и «Мурзилка».

    В 1959 году, когда Голявкину было уже тридцать лет, вышла первая книжка детских рассказов «Тетрадки под дождём». Взрослые рассказы впервые появились в самиздате в 1960 г., в журнале Александра Гинзбурга «Синтаксис»; публикация в официальных изданиях состоялась много позже. Некоторые ранние рассказы были опубликованы в 1999—2000 гг.

   Умер Виктор Голявкин в Санкт-Петербурге 26 июля 2001 года. Похоронен на Комаровском поселковом кладбище.

ВИКТОР ВЛАДИМИРОВИЧ ГОЛЯВКИН(1929 — 2001)

    Виктор Голявкин по образованию, профессии и сущности — художник. «Я родился в Баку. Только я там успел встать на ноги, сразу взял в руки карандаш и изрисовал все карточки в семейном альбоме и стены во всей квартире. А как только вышел на улицу, начал рисовать на стенах домов, на асфальте… Меня ловили, заставляли стирать, но я снова рисовал», — вспоминал Голявкин.

   Долгие годы он жил в Ленинграде, где стал одним из лидеров художественного авангарда. Писать для детей начал в конце 50-х. Почти все книги иллюстрировал сам. В жизни нашей страны это время именуется «оттепель»: после сталинских репрессий и жестокостей правящего режима народу было позволено вдохнуть глоток свободы.

Тогда ожило искусство, стали появляться произведения, которые раньше никак не могли дойти до читателей.   Короткие рассказы Голявкина сразу привлекли внимание. Сборник «Тетрадки под дождем» (1959) понравился детям, вызвал споры взрослых. Это была совершенно новая проза — короткие рассказы, в которых смешное соседствовало с грустным, даже трагическим.

Написанные от первого лица, что всегда очень трудно, потому что «первое лицо» особенно быстро выдает подделку, они касались вроде бы всем известных, а на самом деле глубоко потаенных и совсем не исследованных уголков детской жизни и детской души.

Читатели сначала смеялись над происшествиями из жизни героев Голявкина, а потом задумывались над такими вопросами, на которые порой и не найдешь ответа.   Герой рассказа «В шкафу» залез в шкаф, чтобы мяукнуть во время урока. И заснул там. А когда проснулся, стало страшно, потому что все ушли.

Глупая шалость обрастает последствиями, как тиной, не выпутаться: «Наверняка завтра маму вызовут…Ваш сын, скажут, в шкаф залез, все уроки там спал, и все такое…». Мало того, что «ноги ломит, спина болит», самое неприятное, что на вопрос: «зачем ты это сделал?» — герой никак ответить не может. Не признаваться же, что мяукнуть хотел…

   А герои рассказа «Болтуны» соревнуются в обзывании, причем, начинается все очень даже художественно: один нарисовал на ладони себя и показал соседу. «У тебя не такие уши», — заметил тот. И сравнил уши приятеля с ослиными. Дальше диалог развивается так, что «обидность» высказываний нарастает, а в конце мальчишки переходят на какой-то нечеловеческий язык:

— А ты первердер…- Это что еще значит ?- Значит, что ты первердер.- А ты дырбыртыр.- А ты выртырвыр.А потом — и вовсе на язык зверей и насекомых:-А ты ррррррр…-А ты ззззззз…

     Тут возник учитель, пожелавший узнать, кто же они все-таки такие… Почти что притча получилась.

     «Наши с Вовкой разговоры», «Мы играем в Антарктиду», «Как я встречал Новый год» — сборники рассказов, которые теперь стали школой мастерства для молодых писателей, а детям доставляют море удовольствия, настолько совершенно автор владеет формой.

А форма эта фальшивить не позволяет: в коротком рассказе каждое слово на виду, оно, как писал Голявкин, «концентрирует на себе все внимание, по нему нельзя скользнуть взглядом».

(Сколько найдется примеров, когда писатель так многословен, так перегружает свой рассказ событиями, что читатель и вправду только скользит глазами по тексту, не испытывая никаких чувств.

) В коротких рассказах Голявкина события разворачиваются стремительно, в них все спрессовано, сжато, некогда «лить воду», чтобы подготовить смену читательского настроения. Потому-то не сразу доходит до детей то, что спрятано за словами-кирпичиками: непростой смысл, заложенный в любой ситуации.

    Голявкина обычно причисляют к юмористам, что очень почетно, ведь умение писать смешно — большое искусство. Сам он считал, что «юмористическое письмо, даже при обладании чувством юмора, вовсе не легче, а, наоборот, требует от писателя большего вложения внутренней энергии и более сложных, утонченных чувств».

     Но юмор юмором, без него трудно обойтись в разговоре с читателями младшего школьного возраста, однако Голявкин оставил нам прозу настолько трогательную, что она сдвигает целые пласты в душе ребенка. Происходит что-то вроде землетрясения, когда ребенок читает повесть «Мой добрый папа», или «Полосы на окнах», или «Рисунок на асфальте». Повести о военном детстве становятся открытием таких сторон жизни, о которых читатель даже не подозревал. Чужой жизненный опыт вызывает настолько сильные чувства, что становится своим.    В последние годы книги Виктора Голявкина выходят не так часто, как они того заслуживают. Следует поискать их в библиотеках, иначе круг детского чтения сильно обеднеет.

Корф, О.Б. Детям о писателях. ХХ век. От А до Я /О.Б. Корф.- М.: Стрелец, 2006.- С.20-21., ил.

  • СОВЕТУЕМ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
  • Биография Виктора Голявкина для детей
  • Рассказы Виктора Голявкина для школьников
  • Рассказы Виктора Голявкина

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Источник: http://kids.azovlib.ru/index.php/2-uncategorised/687-golyavkin-viktor

Рассказы Виктора Голявкина для детей слушать онлайн бесплатно

Этот раздел сайта содержит аудио рассказы Виктора Голявкина для детей. Их можно слушать онлайн или бесплатно скачать на свой компьютер. Все аудиокниги в хорошем качестве.

Краткая биография Виктора Голявкина:

Рассказы о школьной жизни Виктора Голявкина

Рассказы Виктора Голявкина для детей отличаются потрясающе тонким чувством юмора, доброжелательным дружелюбным тоном и подкупают своей искренностью, как детей, так и взрослых!

В.В. Голявкин родился тридцать первого августа 1929 года в Баку в семье музыкальных педагогов. Однажды маленький Виктор нарисовал шарж на одного из гостей и отец, оценив талант сына, подарил ему книгу по рисованию и ребенок начал каждую свободную минуту посвящать рисованию.

Во время Второй мировой одаренный молодой человек рисовал карикатуры на Гитлера и фашистов. Потом он поступил в Самаркандское художественное училище и, наконец, в Ленинградскую академию художеств, позже участвуя в многочисленных художественных экспозициях.

Постепенно раскрылась и литературная грань дарования Голявкина – он начал писать миниатюрные рассказы, которые публиковались в детских изданиях «Костер» и «Мурзилка».

Его сборник коротких рассказиков «Тетрадки под дождем», который вы можете бесплатно слушать на нашем сайте, увидел свет 1959 г. Через год самиздатом была опубликована книга рассказов для взрослых.

Официально этот сборник вышел в 1968 году.

Забвение и признание добрейшего из писателей

Перед празднованием юбилея Л. Брежнева, журнал «Аврора» опубликовал рассказ Виктора Владимировича Голявкина «Юбилейная речь». Текст занял целую страницу, поэтому не заметить его не могли!

Несмотря на то, что рассказ был написан задолго до события, его сочли сатирическим выпадом на генерального секретаря СССР. Начался большой скандал, в результате которого было:

  • уволено руководство «Авроры»
  • тираж резко сократили
  • выпуск номера с этим рассказом был снят с продажи и изъят из библиотек
  • произведения автора не публиковались на протяжении довольно длительного периода.

Несмотря на все это, правда восторжествовала и спустя почти двадцать лет произведения Голявкина вернулись к читателю! Ранние сочинения Виктора Владимировича были выпущены официальными изданиями уже на закате жизненного пути писателя – в 1999-2000 годах.

Одаренный художник и искренний писатель покинул этот мир двадцать шестого июля 2001 года.

Рассказы Виктора Голявкина для детей – настоящая жемчужина любой онлайн библиотеки. Созданные с помощью простого языка, они поразительно легко читаются и воспринимаются на слух учениками младших классов.

Читать далее

Источник: https://ozornik.net/audioskazki/audio-rasskazy/viktor-golyavkin

Школьные истории (сборник)

Рисунки

В. Дунько, А. Катина, Т. Прокуратовой, С. Сачкова, Е. Скорупской, А. Халиловой, В. Юдина

© Антонова И. А., 2017

© Артюхова Н.М., насл., 2017

© Воронкова Л.В., насл., 2017

© Голявкин В.В., насл., 2017

© Драгунский В.Ю., насл., 2017

© Дружинина М.В., 2017

© Каминский Л.Д., насл., 2017

© Осеева В.А., насл., 2017

© Пермяк Е.А., насл., 2017

© Ил., Халилова А. Р., 2017

© ООО Издательство «Родничок», 2017

© ООО «Издательство АСТ», 2017

Виктор Драгунский

Надо иметь чувство юмора

Один раз мы с Мишкой делали уроки. Мы положили перед собой тетрадки и списывали. И в это время я рассказывал Мишке про лемуров, что у них большие глаза, как стеклянные блюдечки, и что я видел фотографию лемура, как он держится за авторучку, сам маленький-маленький и ужасно симпатичный.

  • Потом Мишка говорит:
  • – Написал?
  • Я говорю:
  • – Уже.
  • – Ты мою тетрадку проверь, – говорит Мишка, – а я – твою.
  • И мы поменялись тетрадками.

И я как увидел, что Мишка написал, так сразу стал хохотать. Гляжу, а Мишка тоже покатывается, прямо синий стал.

  1. Я говорю:
  2. – Ты чего, Мишка, покатываешься?
  3. А он:

– Я покатываюсь, что ты неправильно списал. А ты чего?

Я говорю:

– А я то же самое, только про тебя. Гляди, ты написал: «Наступили мозы». Это кто такие – «мозы»?

Мишка покраснел:

– Мозы – это, наверное, морозы. А ты вот написал: «Натала зима». Это что такое?

– Да, – сказал я, – не «натала», а «настала». Ничего не попишешь, надо переписывать. Это всё лемуры виноваты.

  • И мы стали переписывать. А когда переписали, я сказал:
  • – Давай задачи задавать!
  • – Давай, – сказал Мишка.
  • В это время пришёл папа. Он сказал:
  • – Здравствуйте, товарищи студенты…
  • И сел к столу.
  • Я сказал:
  • – Вот, папа, послушай, какую я Мишке задам задачу: вот у меня есть два яблока, а нас трое, как разделить их среди нас поровну?
  • Мишка сейчас же надулся и стал думать.

Папа не надулся, но тоже задумался. Они думали долго.

  1. Я тогда сказал:
  2. – Сдаёшься, Мишка?
  3. Мишка сказал:
  4. – Сдаюсь!
  5. Я сказал:

– Чтобы мы все получили поровну, надо из этих яблок сварить компот. – И стал хохотать. – Это меня тётя Мила научила!..

  • Мишка надулся ещё больше. Тогда папа сощурил глаза и сказал:
  • – А раз ты такой хитрый, Денис, дайка я задам тебе задачу.
  • – Давай задавай, – сказал я.
  • Папа походил по комнате.
Читайте также:  Рассказ про выхухоль, 2-3 класс

– Ну слушай, – сказал он. – Один мальчишка учится в первом классе «В». Его семья состоит из четырёх человек. Мама встаёт в семь часов и тратит на одевание десять минут. Зато папа чистит зубы пять минут. Бабушка ходит в магазин столько, сколько мама одевается плюс папа чистит зубы. А дедушка читает газеты, сколько бабушка ходит в магазин минус во сколько встаёт мама.

Когда они все вместе, они начинают будить этого мальчишку из первого класса «В». На это уходит время чтения дедушкиных газет плюс бабушкино хождение в магазин.

Когда мальчишка из первого класса «В» просыпается, он потягивается столько времени, сколько одевается мама плюс папина чистка зубов. А умывается он, сколько дедушкины газеты, делённые на бабушку.

На уроки он опаздывает на столько минут, сколько он потягивается плюс умывается минус мамино вставание, умноженное на папины зубы.

Спрашивается: кто же этот мальчишка из первого «В» и что ему грозит, если это будет продолжаться? Всё!

Тут папа остановился посреди комнаты и стал смотреть на меня. А Мишка захохотал во всё горло и стал тоже смотреть на меня. Они оба на меня смотрели и хохотали.

Я сказал:

– Я не могу сразу решить эту задачу, потому что мы ещё этого не проходили.

И больше я не сказал ни слова, а вышел из комнаты, потому что я сразу догадался, что в ответе этой задачи получается лентяй и что такого скоро выгонят из школы.

Я вышел из комнаты в коридор и залез за вешалку и стал думать, что если это задача про меня, то неправда, потому что я всегда встаю довольно быстро и потягиваюсь совсем недолго, ровно столько, сколько нужно. И ещё я подумал, что если папе так хочется на меня выдумать, то пожалуйста, я могу уйти из дома прямо на целину.

Там работа всегда найдётся, там люди нужны, особенно молодёжь. Я там буду покорять природу, и папа приедет с делегацией на Алтай, увидит меня, и я остановлюсь на минутку, скажу:

  1. «Здравствуй, папа», – и пойду дальше покорять.
  2. А он скажет:
  3. «Тебе привет от мамы…»
  4. А я скажу:
  5. «Спасибо… как мама?»
  6. А он скажет:
  7. «Ничего».
  8. А я скажу:
  9. «Наверно, она забыла своего единственного сына?»
  10. А он скажет:

«Что ты, она похудела на тридцать семь кило! Вот как скучает!»

А что я ему скажу дальше, я не успел придумать, потому что на меня упало пальто и папа вдруг прилез за вешалку. Он меня увидел и сказал:

– Ах ты, вот он где! Что у тебя за такие глаза? Неужели ты принял эту задачу на свой счёт?

Он поднял пальто и повесил на место и сказал дальше:

– Я это всё выдумал. Такого мальчишки и на свете-то нет, не то что в вашем классе!

И папа взял меня за руки и вытащил из-за вешалки.

Потом ещё раз поглядел на меня пристально и улыбнулся:

– Надо иметь чувство юмора, – сказал он мне, и глаза у него стали весёлые-весёлые. – А ведь это смешная задача, правда? Ну! Засмейся!

  • И я засмеялся.
  • И он тоже.
  • И мы пошли в комнату.

Англичанин Павля

– Завтра первое сентября, – сказала мама. – И вот наступила осень, и ты пойдёшь уже во второй класс. Ох, как летит время!..

– И по этому случаю, – подхватил папа, – мы сейчас «зарежем арбуз»!

И он взял ножик и зарезал арбуз. Когда он резал, был слышен такой полный, приятный, зелёный треск, что у меня прямо спина похолодела от предчувствия, как я буду есть этот арбуз. И я уже раскрыл рот, чтобы вцепиться в розовый арбузный ломоть, но тут дверь распахнулась и в комнату вошёл Павля. Мы все страшно обрадовались, потому что он давно уже не был у нас и мы по нём соскучились.

– Ого, кто пришёл! – сказал папа. – Сам Павля. Сам Павля-Бородавля!

– Садись с нами, Павлик, арбуз есть, – сказала мама. – Дениска, подвинься.

Я сказал:

– Привет! – и дал ему место рядом с собой.

– Привет! – сказал он и сел.

И мы начали есть и долго молчали. Нам неохота было разговаривать. А о чём тут разговаривать, когда во рту такая вкуснотища!

И когда Павле дали третий кусок, он сказал:

– Ах, люблю я арбуз. Даже очень. Мне бабушка никогда не даёт его вволю поесть.

– А почему? – спросила мама.

– Она говорит, что после арбуза у меня получается не сон, а сплошная беготня.

– Правда, – сказал папа. – Вот почему мы и едим арбуз с утра пораньше. К вечеру его действие кончается, и можно спокойно спать. Ешь давай, не бойся.

  1. – Я не боюсь, – сказал Павля.
  2. И мы опять занялись делом и опять долго молчали. И когда мама стала убирать корки, папа сказал:
  3. – А ты чего, Павля, так давно не был у нас?

– Да, – сказал я. – Где ты пропадал? Что ты делал?

И тут Павля напыжился, покраснел, поглядел по сторонам и вдруг небрежно так обронил, словно нехотя:

– Что делал, что делал?.. Английский изучал, вот что делал.

Я прямо опешил. Я сразу понял, что я всё лето зря прочепушил. С ежами возился, в лапту играл, пустяками занимался. А вот Павля, он времени не терял, нет, шалишь, он работал над собой, он повышал свой уровень образования.

Он изучал английский язык и теперь небось сможет переписываться с английскими пионерами и читать английские книжки. Я сразу почувствовал, что умираю от зависти, а тут ещё мама добавила:

– Вот, Дениска, учись. Это тебе не лапта!

– Молодец, – сказал папа. – Уважаю!

Павля прямо засиял.

– К нам в гости приехал студент Сева. Так он со мной каждый день занимается. Вот уже целых два месяца. Прямо замучил совсем.

– А что, трудный английский язык? – спросил я.

– С ума сойти, – вздохнул Павля.

– Ещё бы не трудный, – вмешался папа. – Там у них сам чёрт ногу сломит. Уж очень сложное правописание. Пишется Ливерпуль, а произносится Манчестер.

– Ну да! – сказал я. – Верно, Павля?

– Прямо беда, – сказал Павля. – Я совсем измучился от этих занятий, похудел на двести граммов.

– Так что ж ты не пользуешься своими знаниями, Павлик? – сказала мама. – Ты почему, когда вошёл, не сказал нам по-английски «здрасте»?

  • – Я «здрасте» ещё не проходил, – сказал Павля.
  • – Ну вот ты арбуз поел, почему не сказал «спасибо»?
  • – Я сказал, – сказал Павля.
  • – Ну да, по-русски-то ты сказал, а по-английски?

– Мы до «спасибо» ещё не дошли, – сказал Павля. – Очень трудное пропо-ви-сание.

  1. Тогда я сказал:
  2. – Павля, а научи-ка ты меня, как по-английски «раз, два, три».
  3. – Я этого ещё не изучил, – сказал Павля.

– А что же ты изучил? – закричал я. – За два месяца ты всё-таки хоть что-нибудь-то изучил?

– Я изучил, как по-английски будет «Петя», – сказал Павля.

– Ну как?

– «Пит», – торжествующе объявил Павля. – По-английски «Петя» будет «Пит». – Он радостно рассмеялся и добавил: – Вот завтра приду в класс и скажу Петьке Горбушкину: «Пит, а Пит, дай ластик!» Небось, рот разинет, ничего не поймёт. Вот потеха-то будет! Верно, Денис?

– Верно, – сказал я. – Ну, а что ты ещё знаешь по-английски?

– Пока всё, – сказал Павля.

Виктор Голявкин

Про меня и про Вовку

Я живу с папой, мамой и сестрой Катей в большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит. Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что меня там нет. А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что-нибудь такое.

  • Однажды он меня спрашивает:
  • – Знаешь что?
  • Я ему отвечаю:
  • – Не знаю.
  • – Эх ты, – говорит, – не знаешь!
  • – Как же я могу знать?
  • – А я знаю, на небе звёзды есть.
  • – Это и я знаю.

– Что ж ты сразу мне не сказал? – и смеётся. – Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.

  1. Я подумал немножко, потом говорю:
  2. – Знаешь что?
  3. – Чего?
  4. – Эх ты, – говорю, – не знаешь!
  5. – Чего не знаю?

– Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!

  • Вовка сразу обиделся.
  • – Мы ведь с тобой друзья, – говорит, – а ты дразнишься.
  • – Это ты, – говорю, – а не я дразнился.

С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё-таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.

Про то, как я решил в школу пойти

В прошлом году со мной вот что случилось…

У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что-нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «а-а-а бвгдэ-э-э…».

Хожу и пою во всё горло. Получалось всё, как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя.

Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно? Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы.

А так я всё прекрасно запомнил и в школу пошёл.

Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой-то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.

  1. Учитель сразу заметил меня. Он спросил:
  2. – Ты откуда, мальчик?
  3. – Мне девять лет, – соврал я.
  4. – Не похоже, – сказал учитель.

– Я сам пришёл, – сказал я. – Я мо-гу буквы петь.

– Какие буквы?

– А-а-а-а бвгдэ-э-э…

– А дальше как? – спрашивает учитель.

– А разве ещё буквы есть?

– Конечно, есть. – И показывает мне книжку.

Ох и много там букв! Я испугался даже.

– Я не могу столько, я ещё маленький…

– А ты думал, что ты уже большой?

– Я не думал, что я такой маленький. Я ростом, как Вовка.

– А кто такой Вовка?

– Вон он сидит, – сказал я. – Мы с ним мерились…

– Врёт он! – крикнул Вовка. – Я выше!

Все засмеялись. Учитель сказал:

– Я вам верю обоим. Тем более что вы мерились. Но ты ведь всех букв не знаешь.

– Это верно, – сказал я. – Но я их выучу.

– Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.

– Обязательно, – говорю, – приду. До свидания.

– До свидания, – говорит учитель.

Вот как всё получилось! Я думал, Вовка дразниться будет. Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:

– Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.

– Я не горюю…

– Чего горевать!..

– Нечего горевать, – сказал я. – Я не горюю…

На самом деле я горевал. Но не показывал этого.

– У меня букварь лишний есть, – сказал Вовка. – Один букварь мне папа купил, другой мама. Хочешь, я тебе дам букварь?

Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.

– Я за букварь, – говорит, – ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.

– Тогда просто так, – говорю, – возьми ленту.

– Просто так можно.

– Я тебе дал бы свой сон, – говорю, – но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.

Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.

– А мне всё петухи… – вздохнул Вовка. – Так скучно!

  • – А ты гони их.
  • – Как же их гнать? Ведь они во сне…
  • – Всё равно гони.

Мне очень хотелось помочь ему. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие-то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон.

Про единицу и двойку

Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы. Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе – и папе, и маме… может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться. Вдруг и мне будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать. Может быть, взять и уехать? Куда-нибудь на край света.

Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.

– Он попросту лодырь, – ответил папа. – Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он знай себе двойки приносит…

Читайте также:  Детские весенние поделки своими руками

Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.

Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.

Источник: https://iknigi.net/avtor-viktor-dragunskiy/155467-shkolnye-istorii-sbornik-viktor-dragunskiy/read/page-1.html

Виктор Голявкин — Повести и рассказы

Дорогие ребята! Наверное, многие из вас кое–что читали из этой книги раньше.Здесь повесть о двух весёлых приятелях — «Наши с Вовкой разговоры».Повесть о мальчике, который попал в необыкновенный город на море.И весёлые рассказы.Есть рассказы о Нике, у которого часто всё не так получается.

О нём вы узнаете, когда прочтёте книгу. И очень даже может быть, кто–нибудь из ваших друзей чем–то похож на него.Здесь есть рассказы о Пете и Вове.В этой книжке ещё много рассказов о других ребятах, о их забавных историях.И ещё вы увидите здесь рисунки, которые я нарисовал к этим повестям и рассказам.

Автор

Голявкин Виктор Владимирович.

Повести и рассказы

Я живу с папой, мамой и сестрой Катей. В большом доме рядом со школой. В нашем доме ещё живёт Вовка. Мне шесть с половиной лет, и я в школу пока не хожу. А Вовка во второй класс ходит.

Мы с ним очень большие друзья, только он дразниться любит. Например, он нарисовал рисунок: дом, солнце, дерево и корову. И говорит, что нарисовал меня, хотя каждый скажет, что там меня нет.

А он говорит: «Ты здесь, ты за дерево спрятался». Или ещё что–нибудь такое.

  • Однажды он меня спрашивает:
  • — Знаешь что?
  • Я ему отвечаю:
  • — Не знаю.
  • — Эх, ты, — говорит, — не знаешь!
  • — Как же я могу знать?
  • — А я знаю, на небе звёзды есть.
  • — Это и я знаю.

— Что ж ты сразу мне не сказал? — И смеётся. — Вот в школу пойдёшь, всё будешь знать.

  1. Я подумал немножко, потом говорю:
  2. — Знаешь что?
  3. — Чего?
  4. — Эх, ты, — говорю, — не знаешь!
  5. — Чего не знаю?

— Что я с тобой рядом стою. А ещё школьник!

  • Вовка сразу обиделся.
  • — Мы ведь с тобой друзья, — говорит, —а ты дразнишься.
  • — Это ты, — говорю, — а не я дразнился.

С тех пор Вовка стал меньше дразниться. Потому что я передразнил его. Но всё–таки он иногда забывал и опять начинал дразниться. И всё потому, что он в школу ходит, а мне в школу никак нельзя.

Про то, как я решил в школу пойти

В прошлом году со мной вот что случилось…

У Вовки был способ запоминать. Если Вовка хотел что- нибудь запомнить, он вслух пел. Я тоже запомнил, как Вовка пел буквы: «А–а-а–а бвгд–э-э–э…»

Хожу и пою во всё горло. Получалось всё как у Вовки. Только Катя мне очень мешала. Она ходила за мной и тоже пела. Ей всего только пять лет, а она всюду лезет. Во все дела свой нос суёт. У неё несносный характер. От неё никому нет покоя.

Она много бед натворила: разбила графин, три тарелки, две чашки и банку с вареньем. Я в ванной заперся буквы петь. А она в дверь стучит и плачет. И чего человеку нужно! Зачем ей со мной петь? Непонятно. Хорошо, мама её увела, а то я бы спутал буквы.

А так я всё прекрасно запомнил.

Пришёл в Вовкин класс и сел за парту. Какой–то мальчишка стал гнать меня, а я в парту вцепился и не ухожу. Ему пришлось сесть за другую парту.

  1. Учитель сразу заметил меня. Он спросил:
  2. — Ты откуда, мальчик?
  3. — Мне девять лет, — соврал я.
  4. — Не похоже, — сказал учитель.
  5. — Я сам пришёл, — сказал я, — я могу буквы петь.
  6. — Какие буквы?
  7. — А–а-а–а бвгд–э-э–э…

— А дальше как? — спрашивает учитель.

— А разве ещё буквы есть?

— Конечно, есть. — И показывает мне книжку.

Ох и много там букв! Я испугался даже.

— Я не могу столько, я ещё маленький…

— А ты думал, что ты уже большой?

— Я не думал, что я такой маленький. Я ростом как Вовка.

— А кто такой Вовка?

— Вон он сидит, — сказал я. — Мы с ним мерялись…

— Врёт он! — крикнул Вовка. — Я выше!

Все засмеялись. Учитель сказал:

— Я вам верю обоим. Тем более, что вы мерялись. Но ты ведь всех букв не знаешь.

— Это верно, — сказал я. — Но я их выучу.

— Вот когда выучишь, приходи. А сейчас рановато.

— Обязательно, — говорю, — приду. До свидания.

  • — До свидания, — говорит учитель.
  • Вот как всё получилось!
  • Я думал, Вовка дразниться будет.
  • Но Вовка не стал дразниться. Он сказал:

— Не горюй. Тебе ждать только два годика. Это совсем немного ждать. Другим ждать гораздо больше. Моему брату пять лет надо ждать.

— Я не горюю…

— Чего горевать!..

— Нечего горевать, — сказал я. — Я не горюю…

На самом деле я горевал. Но я не показывал этого.

— У меня букварь лишний есть, — сказал Вовка. — Один букварь мне папа купил, другой — мама. Хочешь, я тебе дам букварь?

Я хотел ему дать взамен ленту гвардейскую. Он давно у меня эту ленту просил. А он ленту не взял.

— Я за букварь, — говорит, —ленту брать не буду. Учись, пожалуйста. Мне не жалко.

— Тогда просто так, — говорю, — возьми ленту.

— Просто так можно.

— Я тебе дал бы свой сон, — говорю. — Но сон никак нельзя дать. Ты ведь знаешь.

Дело в том, что Вовке петухи всегда снятся. И ничего другого не снится. Он сам мне про это рассказывал. А мне разные сны снятся. Как я по горам лез, ох и трудно было! Я даже проснулся. Как я вратарём стоял. Сто мячей поймал.

— А мне всё петухи… — вздохнул Вовка. — Так скучно!

  1. — А ты гони их.
  2. — Как же их гнать? Ведь они во сне…
  3. — Всё равно гони.

Мне очень хотелось ему помочь. Чтобы ему снились нормальные сны, а не петухи какие–то. Но что я мог поделать! Я с удовольствием отдал бы ему свой сон!

Сегодня Вовка пришёл из школы злющий. Ни с кем говорить не хочет. Я сразу понял, в чём дело. Двойку, наверное, получил. Каждый вечер он во дворе играет, а тут вдруг дома сидит. Наверное, мама его не пустила. Уже один раз так было. Он тогда единицу принёс. И зачем люди двойки хватают? Да ещё единицы.

Как будто нельзя обойтись без них. Несознательные, как говорит мой папа. Я непременно сознательным буду. Ведь от двоек всем горе —и папе, и маме… Может быть, в школе учиться трудно? Вон как Вовка страдает от этого. Сидит дома, во двор его не пускают. Тяжело, значит, в школе учиться.

Вдруг и мне–будет трудно учиться? Мама будет меня ругать, ставить носом в угол, не пускать во двор поиграть с ребятами. Что это будет за жизнь? Нужно с Вовкой поговорить. Узнать у него всё про школу. А то потом будет поздно. Я сам начну ходить в школу. Лучше уж всё сейчас узнать.

Может быть, взять и уехать? Куда–нибудь на край света?

Вечером я спросил у папы, почему это Вовка двойки хватает.

— Он попросту лодырь, — ответил папа. — Он несознательный. Государство его бесплатно учит. На него педагоги тратят время. Для него школы построены. А он. знай себе двойки приносит…

Так вон какой Вовка! Он лодырь. Я даже себе представить не мог, как это можно! Ведь для него даже школу построили. Этого я не мог понять. Для меня если б школу построили… да я бы… я бы всё время учился. Из школы бы просто не выходил.

Я встретил Вовку на другой день. Он шёл из школы.

— Пять получил! — крикнул он радостно.

— Врёшь ты всё, — сказал я.

— Это я–то вру?!

— Потому, что ты лодырь!

— Ты что это?! — удивился Вовка.

— Лодырь ты, и всё. Так мой папа сказал. Понятно? Вовка стукнул меня изо всей силы в нос, потом толкнул

меня, и я упал в лужу.

— Получил? — крикнул он-. — Ещё получишь!

— И ты получишь!

— Смотрите какой! Ещё в школу не ходит!

— А ты лодырь!

К нам подошёл дядя Витя. Дядя Витя—лётчик. Мы его все очень любим. Он нас на самолёте катал.

— Мир, — сказал дядя Витя, — немедля!

Я совсем не хотел мириться. Во–первых, нос

у меня болел ужасно, а во–вторых, раз Вовка лодырь… Но дядя Витя заставил. Пришлось помириться.

  • Дядя Витя повёл нас на улицу и купил по мороженому.
  • Мы молча съели мороженое. Вовка достал из кармана деньги и предложил:
  • — У меня вот тут деньги есть… Купим ещё?
  • Мы купили стаканчик мороженого и пополам съели.

— Хочешь ещё? — спросил я.

— Хочу, — сказал Вовка.

Я побежал домой, взял у мамы денег, и мы купили ещё стаканчик.

Мы опять стали с Вовкой друзьями. Как будто бы и не ссорились. Оказалось, он вовсе не лодырь. Двойку он получил случайно. Это вполне может быть со всеми. Вот как было дело: он решал задачу. Хотел точку поставить, и вдруг клякса — бац! Он хотел её промокашкой снять, а она расползлась. Не Вовка же виноват, — всё проклятая клякса.

Если б Не клякса, он пять получил бы. И единицу он получил случайно. Вот как было дело: он в окно посмотрел на какую–то птицу и забыл, что он в классе. И стал разговаривать с этой птицей. В это время его к доске вызвали — чтобы он повторил, что сейчас объяснили. А он ничего не смог повторить. Птица всё виновата. А Вовка тут ни При чём.

Это каждому ясно.

По физкультуре Вовка четвёртый по счёту. То есть он на четвёртом месте. Они там места себе распределили. По прыжкам в высоту—он первый в классе. А по всей физкультуре — четвёртый. Он по бревну ходить не может.

Это, наверное, очень трудно. У них в зале есть такое бревно. Они там по бревну ходят. А Вовка падает. У него нет равновесия. «Я, — говорит он, — не тренировался, потому я с бревна падаю. А прыгаю я хорошо. Потому что я опытный.

Я каждый день тренируюсь».

Источник: https://nice-books.ru/books/detskaya-literarura/detskaja-proza/208232-viktor-golyavkin-povesti-i-rasskazy.html

Виктор Голявкин. Рассказы для детей. Произведения и биография

Виктор Владимирович Голявкин. Биография

  Родился 31 августа 1929 года в городе Баку в семье музыкальных педагогов. Окончил художественное училище в городе Душанбе 22 июня 1953 года с отличием. Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е.

Репина (Академия художеств) по специальности театрально- декорационной живописи.   Беспартийный. В войне по возрасту не участвовал. С 28 ноября 1961 года — член Союза писателей СССР. С 1973 года — член Союза художников СССР /ЛОСХ/, секция графики.

Первая литературная публикация Голявкина состоялась в мае 1958 года в журнале «Костер»; рассказ «Как решался сложный вопрос».  

Первая книга рассказов Виктора Голявкина вышла в 1959 году в издательстве «Детгиз» «Тетрадки под дождем». Первая книга рассказов для взрослых «Привет вам, птицы!» вышла в 1968 году в Лениздате.

Свои книги для детей В.Голявкин иногда иллюстрировал сам.

Книги для детей и взрослых — рассказы, повести, роман — выходили и в «детской литературе», и в» Советском писателе» и в Лениздате, а также в издательствах Москвы.

Любимым жанром писателя остается короткий юмористический рассказ.

» …Не одну сотню рассказов написал В. Голявкин, отмеченных индивидуальной печатью его яркого, веселого дарования и прочно утвердился в когорте тех прозаиков, кого можно быстро узнать по самобытной Фразе, по неповторимой интонации, по характерному ритму письма. Но, может быть, главное завоевание В.

Голявкина — это его естественное и полноправное «проживание» в детской стихии, ..неподдельное удивление и фантазерство, парадоксальность логики и острота реакции, чистота побуждений и лукавство — все это органично для писателя и все это присутствует в его книгах» (И.Кузьмичев).   Некоторые работы В.

Голявкина легли в основу художественных фильмов, полюбившихся зрителю: «Валька — Руслан и его друг Санька» (студия имени Горького по повести «Ты приходи к нам, приходи»), «Мой добрый папа» (Ленфильм, по одноименной повести), «Боба и слон» (режиссер Балтрушайтис, по оригинальному сценарию).   В.

Голявкин участвовал в художественных выставках, начиная с Международной выставки в Москве 1957 года: 1975 — I Всероссийская выставка книжной графики в Союзе художников, в 80-х в зале Союза художников РСФСР в выставке «Живопись графиков» демонстрировались 6 живописных полотен, некоторые из которых били позже куплены Государственным Русским музеем, 1990 — персональная выставка в Доме писателя (живопись) и другие.   В 1996 году Голявкин был принят в члены Российского ПЕН- клуба.   В числе своих друзей — художников называет Таира Салахова, Тогрула Нариманбекова, Олега Целкова, Михаила Казанского, Минаса Аветисяна (покойного). —————————————————— Виктор Голявкин.Рассказы для детей. Читаем бесплатно онлайн  

Читать рассказы других авторов Читать все рассказы Голявина.

Источник: https://slovobelova.ru/viktor-golyavkin

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector