Поощрения и наказания детей

Наталья Визер

Поощрения и наказания детей

Статья руководителя тренингового центра К.О.Т. Натальи Визер про поощрения и наказания детей в семье. В этой статье мы учли мнение подростка и 2 специалистов – детского и подросткового психолога, у которых, конечно, тоже есть дети.

Поощрения и наказания детей

Вопрос про наказания детей в семье рано или поздно встаёт перед каждым родителем. Именно поэтому к этой теме мы решили подойти всей командой выслушать каждого и сделать выводы.

Мнений про поощрение и наказание может быть огромное количество. 

  • «Я ж вырос, а меня ремнём били, зато всё понятно было», значит надо бить; 
  • Полное отсутствие не только наказаний физических, но вообще любых;
  • Море поощрений;
  • Сочетание этих вариантов.

Однако от такого разнообразия вариантов проблема не становится менее актуальной.

Мне вспоминается один мой знакомый мальчик, который в 6 лет нещадно таскал собаку за ноги. На моё замечание о том, что так нельзя делать, щенку ведь больно, парень ответил вполне однозначно: «Я Гоша, которому всё можно!» Ну что тут сказать…

Я решила провести небольшое исследование узнать мнение наших психологов и подростков про наказание. Как наказывать детей, какие меры принимать, за что и стоит ли это делать вообще.

Мы попросили нашего юного автора, Яну (13 лет), высказать своё мнение о наказаниях и поощрениях.

К сожалению, взрослые не очень изобретательны в методах манипуляции нами. Их выбор «не кнутом, так пряником» — известен всем. Таким способом родители добиваются, чтобы их дети убирались в комнатах, ухаживали за животными, помогали по дому, а самое главное, хорошо учились. Я сделала небольшой опрос своих ровесников и вот что узнала.

Про наказание

Поощрения и наказания детей

Наказание часто используют как приём в воспитании детей. Это происходит так: родители в качестве наказания сначала долго ругают, ворчат, орут, читают нотации, угрожают отнять новый компьютер, гаджет далее по списку. Наказанием они думают, что занимаются воспитанием детей. Только знаете, это не способы воспитания. Это просто унижение…

Поощрения и наказания детей

  1. Байкот  — в некоторых семьях практикуют такой приём в воспитании — родители прекращают разговаривать с подростком и реагировать на его слова или просьбы.
  2. Рукоприкладство  — взрослые очень любят шлёпать малышей по попе, тому, кто постарше, давать подзатыльник. Пользуясь таким наказанием, родители вроде как не бьют ребенка, думают что не больно. Но синяки-то остаются! Невыдержанные родители могут перестараться: клок волос выдрать, с ноги ударить или даже швырнуть сковороду. Кстати, такие меры могут повлиять на ухудшение здоровья ребёнка!
  3. Угрозы.  -частый вариант наказаний. Например, за недоедание супа родители придумывают байки, как всю красоту там оставила, всю силу, а также могут сказать сейчас суп за шиворот вылью. Ну или банально: ремень достану, узнаешь. Причём интересно, что этими слова используют родители, которые в жизни так не поступали. Воспринимаются они, если честно, как пустые звуки.
  4. Запреты -родители, особенно за плохие оценки, лишают ребёнка общения с друзьями, запрещают гулять, играть в компьютерные игры, смотреть видео, не дают карманных денег и т.д

Поощрения и наказания детей

Когда мне задали вопрос про наказание детей, мне стало интересно, какие меры применяли раньше.

Оказалось, что в некоторых странах считалось нормальным наказывать детей за проступки ударами палкой, деревянной линейкой, розгами или плёткой. А на Руси не так давно наказанием было сажать детей на сушеный горох. А ещё, за проступок могли выгнать из дома или посадить в тёмный сарай. Вот такие варианты наказаний.

Наказание в школах

  • В Австрии до конца ХХ в. учителя били школьников указками. 
  • В США за проступок запрещают ученику ходить в школу, а во время уроков родители водят ребенка к психотерапевту.
  • Унизить подростка словесно, оскорбить его при всех обожают учителя. Этим «прекрасным» методом очень активно пользуются  и в наших школах.

Вся вот эта дребедень наказаний передаётся из поколения в поколение.

Типа «я терпел, и вырос нормальным человеком, теперь ты давай, терпи».

Я считаю, что все перечисленные варианты наказания очень обидны и унизительны для ребенка. Так дети получают только страх, нежелание ходить в школу, быть откровенным с родителями, честно говорить о своих желаниях.

Про поощрение

Поощрения и наказания детей

Поощрать принято за успехи. В качестве поощрений родители чаще всего используют деньги, новую одежду, исполнение каких-то желаний, новый компьютер, гаджет или аксессуар к ним, самокат, скейтборд, ролики и т.д.

В основном, успехами детей считаются хорошие оценки, или достижения на кружках, в творчестве, спорте. Поощрения, это, безусловно, приятно и полезно.

Поощрения и наказания детей

  1. Сюрпризы и подарки Какие поощрения варианты будут приятнее зависит, от желаний, увлечений ребенка. Взрослые могут поощрить ребенка, подарив ему что-то важное для него: новые красивые краски для тех, кто рисует, модную форму для занятий спортом, и т.д. Всегда приятно, когда родители тебя хвалят, гордятся тобой.
  2. Похвала Когда я слышу, как родители говорят обо мне своим друзьям или коллегам, у меня всегда возникает ощущение, что мои победы им важнее их собственных. От этого у меня возрастает ответственность и желание радовать их дальше. 
  3. Общение на равных. Когда родители видят, как много ребенок трудится, старается хорошо учиться, достигать высоких результатов в музыке, в спорте, в рисовании, в балете, в изучении иностранного языка и т.д., они начинают общаться с ним на равных. Это очень важно! Чувствуешь себя Личностью!
  4. Время, проведённое в кругу семьи В любом возрасте это ценно. Настольные игры, велотур, поход на каток или в бассейн, приготовление пирога всё это остаётся в памяти навсегда. Я учусь в хореографическом колледже. Чтобы доставить мне радость, примерно раз в месяц мама покупает билеты на балет.
  5. Обнимашки Для меня до сих пор очень важны мамины объятия. Как ни странно, но эти нежности и поцелуйчики и есть те самые поощрения, без которых невозможно чувствовать себя счастливой! 

Советы родителям от подростков — что делать, чтобы не нужно было наказание. 

  1. Давая задания, оговаривайте сразу условия. Не ожидайте, что подросток угадает ваши желания, например, приготовить вам ужин (у него тоже дел по горло), попросите его помочь.
  2. Совместные «дни чистоты» Устраивайте дни уборки не только подросткам, но и родителям.

    Избавляйтесь от пыли, грязи в квартире всей семьей. Лучше раз в неделю. А в остальное время не обращайте внимания на бардак в комнате подростка.

    Всякое может быть!

  3. Не будьте занудами, вы тоже не идеальны Показывайте всё на своём примере Говоря про ту же уборку: если в квартире чисто, то и у себя в комнате тоже хочется навести порядок.

     

  4. Договорённости Выносите на открытое обсуждение очередность мытья посуды, выгул собак, уборок за кошками, полив цветов. Каждый несёт ответственность за свой день, выполняет обязанности.

  5. Общение Делитесь с подростком чаще своими печалями или радостями, это сближает! Не забывайте про юмор и поощрения.

Поощрения и наказания детей

Наталья специализируется на работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, а также их родителями. А также сама мама 2х подростков.

Вообще, я против наказаний. Я за договорённости. В нашем обществе всё больше формируется тенденция, что ребенок личность с самого рождения. И это правильно.

Если говорить про наказание подростков — это делать уже поздно. Это уже сформированная личность. Если к этому времени вы не научились находить общий язык с ребёнком, то стоит не искать способы наказаний, а больше уделить внимание вопросу как договориться с ним.

Конечно, любой родитель хочет послушания от малыша: Я сказал — ты сделал. Что не понятно? Но давайте задумаемся, чего мы хотим? Воспитать солдата, который выполняет команды? Да, до определённого возраста это удобно. Но в будущем вас ждут последствия.

Воспитанный так, привычный к наказанию, человек будет всегда искать того, кто будет им командовать. Для него привычна такая система взаимодействия. А командиром могут оказаться деспотичный супруг, начальник, плохая компания. Такие люди ждут указаний, не склонны думать и принимать взвешенные решения и говорить нет.

Так что же делать, если ребёнок не слушается?

  1. Выстраивать чёткие границы, а не искать способы наказаний Это чрезвычайно важно для детей. Возможно не только словами, но и действиями. Но договорённости не означают попустительство. Например, малыш хочет ударить маму она убирает руку, четко говорит меня быть нельзя.

  2. Строить систему договоренностей и правил.  Это всегда не просто. Ведь взрослые ждут того, что ребёнок моментально согласится на предложенные условия. А такого может не случится.

    Когда вы пытаетесь найти общий язык с другим взрослым, вы высказываете мнение, слушаете мнение другого, показывайте выгоды, ищете компромисс, берёте паузу на подумать. Также с детьми, сложно, долго, зато эффективно и полезно.

  3. Потом нужно учиться соблюдать договорённости Любые нейронные связи формируются 21 день (минимум). Плюс скидка на возраст. Если дети нарушают договорённости это чаще всего проверка границ. Будьте готовы их отстаивать, создавать привычку. Не срывайтесь и не прибегайте к наказаниям.

    Напоминайте о ваших договоренностях, соблюдайте их сами

  4. Поощрять. Обязательно включение приятных методов поощрения. Какие — решите вместе со своим чадом.

Что делать, если не получается договориться?

Нужно разбираться почему. Ответ есть всегда. Вот варианты: 

  • Возрастной кризис, и непослушанием малыш проверяет свою «самость». 
  • Месть. Ребёнок может упереться и мстить вам, за то, что, вы не договорились когда-то с ним, 
  • Примеры в окружении.  Взрослые не строят нормальный диалог, а просто продавливают своё мнение. 

Есть ещё много вариантов. В каждом случае ответ индивидуален.

Плюсы такого воспитания очевидны: вы растите личность, которая может отстоять границы, сказать нет, уверена в себе и умеет находить общий язык с людьми и сможет противостоять дурной компании. Солдата воспитать проще. Но вам это нужно? 

Мнение подросткового психолога Дениса Визера

Поощрения и наказания детей

Денис преимущественно работает с подростками и родителями подростков. Папа 2 детей (3 и 6 лет).

Если говорить лично про меня, то мне наказывать не хочется. Мало того, что это неприятно как для ребенка, так и для родителя, так это ещё и не эффективно.

Почему не эффективно наказывать детей?

Когда ребенок совершил проступок, по реакции окружающих он это понимает, и испытывает кучу разных чувств. Стыд, обиду, злость на себя, ситуацию, еще что то. Наказание — это возможность избавиться от этих переживаний. Происходит переключение с переживаний по поводу проступка на переживания от наказания.

В итоге у ребенка нет возможности подумать, осознать и пережить свой поступок, сделать выводы. Теперь от переживает и осознает боль, унижение, обиду на того, кто наказал. И злость. А выводов как не было, так и нет. И, возможно, он перестанет совершать действие, за которое получил наказание. Но не потому что понял, что так не надо.

А потому что просто боится.

Дети иногда даже просят: «накажи меня!» То есть тут читай так: «Я сделал плохо, не хочу испытывать вину, пусть меня лучше накажут, и вопрос будет закрыт, я больше не виноват.»

Вариант более страшный и плохой — аутоагрессия. То есть нанесение физического ущерба себе за проступки: Я виноват и сам себя накажу.

Что же делать, если ребенок совершил проступок?

  1. Сразу — часто ничего. Тем более, если последствия действий наступили. А давать столкнуться с последствиями стоит. Не выучил уроки — получил плохую оценку. Не слушался -расстроились родители и т.д. Ребёнок и так понял.

     

  2. Позже, когда чувства улягутся, нужно поговорить Показать, в чём он был не прав, рассказать про последствия возможные, если их не было. Вообще, нужно учиться говорить о чувствах. Почему так поступил, что ты сейчас чувствуешь, из-за чего переживаешь, что хочешь сделать.

    И говорить о своих чувствах, о том, что происходит у вас в связи с его поступком. Но это непросто. Учиться нужно навыку говорить.

  3. Кстати, не каждый поступок, который кажется проступком им на самом деле является. Если подросток не хочет идти в школу или прогуливает уроки — здесь может быть целый комплекс проблем.

    И наказывать это то, что он не может справиться с этим на мой взгляд просто не честно. Нужно говорить, искать суть.

  4. А поощрения и похвала — нужны обязательно Но только заслуженно, иначе ваша похвала не будет цениться.

    Если хотите поддержать, то скажите, что ты молодец, можешь ещё лучше! Я тобой уже горжусь, а буду ещё больше!!! 

В статье я постаралась показать разные мнения. Надеюсь, для вас оказались полезны советы, которые вы получили. Однако, как их использовать правильно? Что делать, если в семье и отношениях с ребёнком не всё гладко, и вы хотите изменить ситуацию?

Не всегда это легко сделать, но выход найти всегда можно. Даже если вы измените своё поведение, эффект будет не сразу. Ведь ваша семья привыкла жить по-другому.

Вот Ваш план действий, для изменений в отношениях:

  • Наметьте стратегию чтобы вы хотели поменять и зачем
  • Расскажите об этом своим близким, покажите плюсы вашего решения (как будет здорово, если вы теперь будете знать, что хотите друг от друга, будете говорить о желаниях с соблюдать правила)
  • Действуйте и не сбивайтесь с курса, и изменения будут.
  • Не всегда это просто сделать самостоятельно. Помните, что вы всегда можете задать вопрос нашим психологам на сайте или записаться на консультацию.

С заботой о Вас и Вашей семье, Наталья Визер и тренинговый центр К.О.Т.

Источник: https://www.tren-kot.ru/stati-po-detskoy-psihologii/pooshchreniye-i-nakazaniye-detey/

Способы поощрения и наказания ребенка в семье

Поощрения и наказания детей

Сам по себе процесс воспитания детей невероятно сложен и требует титанических усилий и выдержки от родителей. Ведь каждый из них заботится о своем чаде и старается воспитать его правильно. Кто-то выдерживает любые истерики и может спокойно повторить в 10-ый раз заданный вопрос, а некоторым даже наказания ремнем и розгами не помогают от постоянных каприз и фокусов ребенка. Однако второй способ ни к чему хорошему не приводит, поэтому нужно понимать, как воспитать ребенка без криков и физического воздействия.

Кризис или каприз?

Как часто можно увидеть в большом магазине капризного ребенка, который не просто плетется со слезами за мамой, а лежит на полу и колотит обеими руками, требуя что-то купить.

Если такая ситуация в семье случилась единожды ничего страшного, но когда такое повторяется постоянно, даже у самых терпеливых родителей повалит пар из ушей.

И тогда некоторые просто бросают шопинг и утаскивают ребенка домой, где проводят воспитательный процесс, или прямо там отшлепают его по попе и побыстрее заканчивают поход в магазин.

Зачастую причинами капризов у детей выступают следующие факторы:

  • Возрастные кризисы, которые повторяются в первый, третий, седьмой год и так называемый подростковый кризис. Против них идти нельзя, поскольку эти периоды очень важны для развития вашего чада. В это время ребенок ведет себя несколько иначе, становится более капризным. Ему нужно предоставлять больше свободы и пространства, но не обязанностей.
  • Многие родители говорят о том, что их дитя постоянно все делает назло. Однако это не верно: если он что-то делает именно таким образом, значит он действительно не нашел другого выхода из этой ситуации.
  • Нестабильное поведение родителей, которое зачастую выражается в том, что они не постоянны в своих наказаниях и правилах, приводит к тому, что ребенок просто напросто запутался, можно или нельзя это делать: ведь сегодня его наказали за просмотр мультика или другого видео, а вот вчера или позавчера нет. И теперь, пока он не поймет наверняка, можно ли это делать, он будет и дальше прощупывать почву.

Основные способы и методы

Крики и наказания, собственно как и поощрения, всегда присутствуют в воспитании детей.

Однако если ребенку своевременно и, что самое главное, правильно объяснить правила поведения, что хорошо и что плохо, к «кнуту» в последующем просто не нужно будет прибегать.

Поэтому не стоит пугать детей розгами и ремнем по попе, как это делали в старину, а лучше лишний раз спросить, почему именно так он сделал. Ведь, возможно, причина не в нем, а в вас.

Существует множество приемов, которые позволят вам как можно меньше прибегать к крикам и наказаниям. Как только вы освоите эти способы, понимать психологию детских поступков станет легче. Помните о том, что вы воспитываете не только своего карапуза, но и себя.

Поощрения и наказания детей

Система стабильности

Если вы выбрали какое-то правило или наказание, следуйте ему постоянно. Поощрения также попадают под это правило.

Ведь если дома вы карапуза за что-либо наказывать не будете, а по приходу гости он за этот же поступок схлопочет наказание, это будет несправедливо. Ваше чадо еще только начинает жить и не знает всех тонкостей.

И поэтому непостоянное поведение родителей сбивает его с толку, лишний раз приводит в смятение и боязнь.

Считается, что для того, что бы малыш что-то запомнил, нужно ему об этом сказать как минимум 5 раз. Ведь на первый раз он даже никак не отреагирует или вообще не услышит. На второй раз он уже может оглянуться. В третий раз он начнет задумываться о том, что где-то уже слышал эти слова. А вот в 4-ый и 5-ый разы он отреагирует должным образом.

А если вы дома разрешаете смотреть видео на планшете сидя за кухонным столом во время трапезы, то и в гостях он поступит также. А почему, собственно, все против, если дома это можно? И никакие крики, рассказы о непристойном поведении и шлепки по попе не пояснят малышу, в чем именно он не прав.

Поощрения и наказания детей

Сказкотерапия

Достаточно эффективным методом понять, почему он поступил именно так, – это разговор, рассказы, сказки. Но не просто допрос. Ведь очень часто прямые вопросы родителей остаются без ответа. Особенно те, которые не обходятся без криков, угроз отшлепать по попе ремнем или розгами.

Придумывайте рассказы или сказки, где главный герой будет похож на вашего малыша. Описывайте ту же ситуацию, только с участием сказочного героя, а после спросите аккуратно ребенка: «Как тебе кажется, а почему Петя (или другое вымышленное имя) сделал именно так? Или «так себя ведет», «грубит/не случает» и т.д.

Зачастую малыши в ответ представляют свои рассказы, в которых раскрывает причину своего поведения. К тому, что скажет маленький человечек, следует внимательно прислушаться и проанализировать. Возможно, решив его наказать, вы совершите ошибку. Также можно показать поучительное видео и подробно разобрать ситуацию.

Поощрения и наказания детей

Правила наказаний

В тоже время стоит помнить, что отсутствие наказаний, – это далеко не свобода действий для вашего ребенка. Все равно остаются правила и нормы поведения и общения, которых необходимо придерживаться.

И если ребенок их не соблюдает и ведет себя безобразно, за этим последует как минимум беседа, объяснение, почему так делать нельзя, и наказание, но не ремнем по попе, а лишение приятного времяпровождения (например, за компьютером или с любимыми игрушками).

Если в семье соблюдаются основные правила, то гармонии без крика и шлепков ремнем по попе будет достичь достаточно легко:

  • Перед тем как наказать, задумайтесь, взвесьте все «за и против». А есть ли действительно основа для этого или это просто неприглядная шалость?
  • Нельзя наказывать ребенка за совершение поступка в первый раз. Ведь для детей все в новинку, и они хотят познать весь мир. Если они совершили что-то нехорошее в первый раз, не стоит сразу бежать за ремнем и шлепать его по попе. Лучше объясните, почему это плохо.
  • Установите в своей семье правила и нормы поведения и предупредите его о том, что может быть, если он их нарушит. Но в тоже время помните, что то, что не запрещенное разрешено. И если вы оставили чашку или вазу на краю стола, а ваше чадо ее случайно столкнуло и разбило, виноват не он, а вы.
  • Если бы применили наказание (оставили ребенка без компьютера), то уж будь те любезны, выполните его безоговорочно. Не идите против своих же слов, иначе у ребенка появится мысль о том, что не все наказания страшны.
  • Поставьте табу на всевозможные физические наказания: шлепки ремнем и ладонями по попе, подзатыльники и т.п. Также ни в коем случае нельзя игнорировать ребенка. Наилучшее наказание – это лишение его приятного времяпровождения.
  • Если ребенок признается и говорит, что он виноват и осознал вину за совершенный проступок, отменять наказание не стоит. Поговорить, простить, пожалеть – да, но отменять – нет. Иначе это будет грозить ситуацией, когда малыш после каждого проступка будет говорить «я так больше не буду» и через 5 минут повторять то же самое.

Поощрения и наказания детей

Система поощрений

Так же как и кнут, пряник в виде поощрения может быть полезен. Если ребенок ведет себя хорошо, или сделал какой-то хороший поступок – скажите ему об этом.

Для деток меры поощрения оставляют не меньше впечатлений, чем шлепки ремнем по попе. Ведь для детей поощрения и небольшие презенты остаются в памяти намного дольше, чем о наказании.

Поэтому в следующий раз он будет снова стремиться заслужить вашу похвалу.

Но их похвалу следует использовать разумно:

  • Только искреннее поощрение и теплые слова позволят ребенку осознать, что он действительно сделал что-то хорошо. Если же вы слишком изощряетесь, сплетая целые рассказы о том, какой ваш ребенок хороший, потому что убрал игрушки, это может повлечь за собой совершенно противоположную реакцию.
  • Делайте похвалы и поощрения такими, чтобы ребенок мог сам делать вывод. Например, если он помог перетащить шкаф, не нужно говорить прямо «Ты такой сильный! Молодец». Лучше расскажите о том, какой тяжелый был шкаф, и как вам было не просто с ним справиться. Услышав это, ребенок самостоятельно сможет сделать вывод: если он помог с таким тяжелым шкафов, значит, он сильный и без него мама никак не обойдется.
  • Никогда не делайте похвалу ребенку. Делайте поощрения и хвалите только за поступки.
  • Если у вас несколько малышей, следите, чтобы поощрение одного не вызвало у остальных завистливых или обидных чувств.
  • Исключите поощрения в виде конфет, шоколадок и финансов.
  • Никогда не акцентируйте внимания на стоимости подарков. Наилучшим подарком было и будет внимание со стороны дорогого человека.

Поощрения и наказания детей

Как сохранить спокойствие при истериках детей?

Терпение и спокойствие – то, чего современным родителям так не хватает. Ведь для детей нет никаких ограничений. Они делают все, чтобы узнать этот мир лучше и быстрее, и совершенно не замечают нервный тик у родителей.

В каждой семье бывают моменты, когда родители, уставшие на работе, начинают срываться и кричать на детей. В таких случаях нужно постараться не терять над собой контроль и вместо того чтобы кричать, начать говорить шепотом. Для детей это будет необычно и вместо того, чтобы дальше капризничать и истерить, они отвлекутся и начнут прислушиваться к вашим словам.

В то время, когда вы начинаете злиться на детей и выходить из себя, посмотрите в зеркало. Неужели вам хочется, чтобы ребенок помнил вашу злую физиономию? В конце концов, ваши дети – это отражение вас самих. То, что они делают, является следствием ваших поступков.

Поощрения и наказания детей

Что делать, если вы все-таки сорвались?

Рано или поздно в каждой семье возникают такие моменты, о которых родители не хотят вспоминать. Например, как они разок сорвались на ребенка, сказали ему что-то неприятное или даже дали шлепок ремнем по попе. А еще страшнее, что малыш также помнит об этой ситуации и начинает бояться ее повторения.

Наиболее оптимальное решение в данной ситуации – это разговор с извинением и объяснением без криков. Расскажите малышу, почему вы сильно разозлились на его проделку, и попросите прощения.

Некоторые против такого метода, думая, что из-за этого поступка можно потерять авторитет в семье в глазах карапуза. Однако это не так. Если малыш поймет, почему так случилось, он сможет вас простить, и авторитет, наоборот, повысится.

Если понять, как думает ребенок, и почему именно так он делает, будет намного проще наладить гармоничные отношения и воспитать малыша без неприятных моментов с криками и срывами.

Источник: http://StranaDetstva.ru/kak-vospitat-rebenka-bez-krikov-i-nakazanij

Поощрение и наказание детей в семье

Трудно представить себе более спорный вопрос в воспитании, чем вопрос о наказании детишек.

Надо или не надо? Если да, то как не навредить здоровью и психике? Если нет, то как справиться с плохим поведением и приучить к порядку? Ученые и практики до сих пор не имеют на этот счет единой точки зрения. Попробуем сегодня разобраться в этом непростом вопросе.

'));(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:b,block:'6024'});})(window,document,»mtzBlocks»);

В нашей жизни наказание и поощрение детей являются основными методами оценки.

Мы используем их, чтобы подкреплять слова и поступки детей (и взрослых), которые нас радуют, и блокировать те, которые мы считаем неприемлемыми. С этой позиции спор выглядит бессмысленным, потому что без оценки (положительной или отрицательной) невозможно взаимодействие между людьми.

Мы оцениваем все, везде и всегда: когда наблюдаем других (знакомых и незнакомых) людей в транспорте, магазине или театре, когда смотрим телевизор и читаем книги, когда сравниваем их вид, действия и установки с собственными и делаем для себя соответствующие выводы…

Поощрение и наказание детей

Мы сами все время подвергаемся оценке, и для нас это необходимо, потому что делает жизнь значимой и осмысленной — о нас помнят, нас замечают и отмечают, мы нужны. Поэтому так важно для дитя, усваивающего все первоначальные навыки спонтанно на основе подражания, иметь достойные образцы оценивающей деятельности!

Поощрения и наказания детейПоощрение и наказание детей

Именно родители, желая того или нет, показывают, как правильно сделать комплимент, высказать критическое замечание, порадоваться чужому успеху, проанализировать то, что не получилось, на основе самокритики и т.п.

Итак, поощрение — это ускорение формирования хорошего поведения, а наказание — торможение плохого. И получается, что без наказания — никуда.

Тогда мы всерьез должны задуматься о его средствах и границах, о его эффективности и цели разрешать отдельные конфликты, не создавая новых. На практике же мы часто перегибаем палку, совершаем ошибки и множим обиды, которые помнятся до старости.

Нам хочется, чтобы ребенок так больше не поступал, понимая, что это плохо. А на деле он чаще ищет пути сокрытия содеянного.

Поощрения и наказания детейПравила наказания детей

Если наказание неизбежно, тогда — как наказывать?

Очевидно, что сразу исключаются все варианты физического воздействия и морального унижения. Именно они травмируют и оставляют след, нарушают наши отношения и отдаляют друг от друга.

И хотя сторонники ремня по-прежнему существуют и отстаивают действенность физического наказания на собственных примерах.

Хотя в это поверить трудно, потому что невозможно представить себе ситуацию и поступок, когда бы вы допустили и безропотно приняли физическое наказание в свой адрес.

Подумайте, есть ли что-то такое, за что вы, взрослый человек, сегодня приняли бы как должное физическое наказание? Есть уверенность, что поводов найдется немного.

А раз мы не допускаем такого способа воздействия на нас, следовательно, и для детей этот метод неприменим. Поднять руку на маленького и беззащитного значит проявить слабость, и показать неумение решать проблемы самим родителем.

Поощрения и наказания детейМетоды наказания детей

Поэтому главное правило наказания гласит: наказание не должно вредить физическому и психическому здоровью ребенка!

Детские психологи утверждают, что основным следствием систематического применения физического наказания или морального унижения является формирование у ребенка заниженной самооценки, недостаточной уверенности в своих силах.

Скорее, он будет думать о себе так: «я не достоин», «я не способен», «меня не за что любить». И это не только формирует его отношение к себе, на этой основе строится его взаимодействие с другими людьми, которое будет затруднено и осложнено такой внутренней позицией.

Поэтому главным оружием родителей должно стать слово и желание убеждать, терпеливо растолковывая, что нас огорчает и радует в поведении ребенка!

Правила поощрения и наказания детей в семье

В современной педагогике есть несколько рекомендаций о поощрении и наказании детей.

1) Начинать надо с похвалы, с положительной оценки, с утверждения веры в силы и возможности ребенка. В этом случае отрицательные характеристики поступков будут восприниматься им гораздо мягче, а эффект от воздействия будет выше.

В данном случае речь идет о том, что у ребенка должна возникнуть глубокая убежденность, что вы безоговорочно его любите и принимаете, и можете отрицательно относиться к его поступкам, но не к нему самому.

Поощрения и наказания детей

'));(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:b,block:'6026'});})(window,document,»mtzBlocks»);

2) Известно, что один и тот же смысл можно донести разными словами. Обычно мы используем форму «ты-сообщения»:» Вечно у тебя все из рук валится!», »Где ты — там бардак!» и т.п. Такие слова слышать обидно, даже если они справедливы.

И чем экспрессивнее высказывается неудовольствие в наш адрес, тем более агрессивно мы будем реагировать в ответ! Сравните с формой «я-сообщения»: «Я понимаю, что ты разбил чашку не специально, но мне трудно представить завтрашнее утро без моего любимого кофе в ней».

Такое обращение рождает чувство вины и желание его загладить.

Казалось бы, это очень простой прием. Но его освоение потребует определенных усилий и преодоления силы привычки, стереотипов.

Он хорошо работает и тогда, когда мы предъявляем требования или прогнозируем последствия поступков: не «Ты должен хорошо учиться», а «Я верю, что ты можешь учиться хорошо»; не «Ты должен задумываться о будущем», а «Вот интересно, кем ты хотел бы стать, а главное, каким?»

3) Любая отрицательная оценка и наказание не могут быть отсрочены во времени. Они должны случаться непосредственно после того, как плохой поступок произошел или открылся.

И здесь очень важны ваши эмоции! Рассказывайте о том, что чувствуете и испытываете, как переживаете и что хотели бы сделать.

Поощрения и наказания детейСпособы наказания детей

Так вы решаете сразу несколько задач: проговариваете свою эмоцию и снижаете накал внутреннего напряжения («выпускаете пар»), устраняете вероятность физического воздействия, учите, как можно и должно реагировать.

Главное, эмоция — это неравнодушие. А для детишек самым серьезным наказанием является родительская печаль и неучастие. И если при следующей попытке совершения дурного поступка его остановит нежелание вас огорчить, вы одержите одну из самых значительных воспитательных побед в своей жизни!

Эта рекомендация имеет и другую сторону: не уверен — не наказывай. Если не знаете, как, не чувствуете, что сможете, впопыхах, не разобравшись, расскажите ребенку о своих сомнениях и займитесь чем-нибудь приятным вместе.

Методы поощрения и наказания в воспитании детей

1) Наказан — прощен! Возьмите за правило не вспоминать промахов ребенка, былых неприятностей и их следствий. Чувство вины, которое культивируется в данном случае рождает не желание исправиться и стать лучше, не более ответственное поведение, а потребность избавиться от бесконечного источника отрицательных переживаний.

Если практика припоминания всех грехов становится привычным способом приструнить и обязать, ведущим чувством ребенка по отношению к родителям может стать ненависть.

2) Любое воздействие должно быть индивидуализированным, а наказание конкретным (понятным, непродолжительным) и редким.

Некоторые авторы популярных психологических изданий предлагают родителям арсенал действенных средств и приемов наказания, среди которых, какими бы правильными они ни казались, скорее будет мало тех, которые подойдут вашим детям. А некоторые, и просто недопустимы.

Поощрения и наказания детейПринципы наказания детей

Например, наказание трудом или «штрафными работами» не всегда способствует возникновению любви к порядку. Изоляция, игнорирование, исправительный стульчик — жестокие способы наказания, которые противоречат первой рекомендации и с трудом переносятся детьми со слабой психикой.

«Наказание посторонним», запугивание, «лишение приятного» говорит само за себя, учит обманывать и не доверять людям. Крик, строгий взгляд, повышение голоса — тоже не свидетельства вашей безоговорочной любви…

Из всего предложенного симпатична «сказка вместо наказания» и «личное извинение», потому что позволяет осмыслить и принять желательные формы поведения на основе предлагаемых нравственных оснований. Истории можно сочинять самим или читать и обсуждать готовые с одной лишь целью: у ребенка должна формироваться стойкая связь — поступаю, как думаю, то есть понимаю, почему.

3) Не наказывайте детей во время еды, игры, болезни, до и после сна. С этим трудно спорить и приятно представить, что времени для наказания практически не остается!

Специалисты утверждают, что наказание должно быть «действием морального характера» и иметь обучающий эффект. Чаще наказание рождает страх, злобу и желание избежать его в следующий раз.

Поэтому психологи не против наказания и не за безнаказанность, а за — человеческое во всем: за честность проявлений и реакций, за единство требований, о которых мы договорились и которые демонстрируются всеми членами семьи, за личный пример во всем, за последовательность в воспитательных воздействиях, за готовность признавать собственные ошибки и слабости.

За то, чтобы не забывать поощрять хорошие поступки и поведение (которые мы обычно воспринимаем как должное). И, возможно, тогда надобность в наказании отпадет?

Детей наказывать нельзя. Если ребенок в чем-то неправ, постарайтесь объяснить ему, что так делать нельзя и как поступать в такой ситуации. Отпрыск должен понимать, что такое хорошо, а что плохо. Объяснение — лучший способ донести информацию. Слово — лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливыми в воспитании и любите детишек со всеми ошибками и промахами.

С уважением, Ольга.

'));(w[m]||(w[m]=[]))&&w[m].push({id:b,block:'6028'});})(window,document,»mtzBlocks»);

Источник: https://healthilytolive.ru/na-prieme-u-psixologa/pooshhrenie-i-nakazanie-detej-v-seme.html

17 Советов Как (правильно) Поощрять И Наказывать Ребенка

В воспитании ребёнка сложно обойтись без наказания. Чем старше становится дитя, тем больше будет совершать ошибок. Перед осознанными родителями встанет вопрос о том, как правильно поощрять и наказывать ребенка.

Есть мнение, что наказывать детей надо иначе из них ничего не получиться. Это спорное утверждение, и все зависит от степени проступка и о тех целях, которые родители ставят перед собой, когда наказывают ребенка в семье.

К двум годам психика детей созревает настолько, что пробует границы допустимого поведения в общении с родителями. Важно полное установить полное взаимопонимание между взрослыми членами семьи, за что и как наказывать ребёнка, а какое поведение заслуживает поощрения.

17 способов правильного поощрения и наказания и ребёнка

Не навреди

Нельзя применять методы, которые принесут физический или психологический вред ребёнку. Против физического воздействия высказываются, как психологи, так и педиатры.

Если применять физическую боль и моральное унижение систематически, ребёнок будет чувствовать безысходность ситуации.

Противостоять сильному взрослому он не в состоянии, а взаимная агрессия или попытка избежать наказания ведет к повторной волне гнева. Не прибегайте шлепкам по попе или тумакам за незначительные проступки иначе ребёнок вырастете безынициативным и пугливым.

Одно преступление-одно наказание

Не успели наказать ребёнка тотчас после проступка, то не наказывайте и потом. Не допустима ситуация, когда ребёнок разбил вазу, а нагоняй за это получит через неделю.

Не наказывайте ребенка нелюбовью

Родительская любовь, это то чего ребёнок будет постоянно требовать и ждать. В каждом возрасте, когда мама или папа говорят маленькому ребёнку, что не любят – это сильно бьёт по самооценке ребенка.

Родители живые люди и у них случаются неудачные дни или неприятности на работе. На пике эмоций взрослые могут сорваться, накричать и даже обидеть чадо.

Спокойно обсудите ситуацию с ребенком и это простое действие поможет наладить отношения в семье.

Наказание лишением

Поощрения и наказания детей

Будет правильно поощрять и наказывать ребенка с помощью «приятных» вещей. Не давать играть в телефоне или смотреть мультики. Это то без чего ребёнок может спокойно обойтись, но отсутствие этих вещей не понравиться малышу. Главное правило — не перестараться. Нельзя лишать ребенка еды или угощений, сна, прогулки на свежем воздухе.

Исправительные работы

Метод наказания ребёнка трудом работает дошкольном возрасте. Дитя на улице вымазало вещи в грязи, заставьте постирать грязную одежду без посторонней помощи. К такому наказанию нужно прибегать крайне осторожно. Ведь таким способом быстро вырабатывается отвращение к труду и во взрослой жизни.

Сказка вместо наказания

Поощрения и наказания детей

В младшем дошкольном возрасте сложные ситуации лучше разбирать на основе иносказаний. Сказки как нельзя подходят для этого. Ребёнок вредничает и регулярно не слушается? Расскажите ребенку сказку, с похожим главным героем. Пусть в сюжете сказки проступки главного героя ведут к тому что маме и папе становиться грустно.

Не кричите

Родители, которые постоянно кричат, перестают быть для ребенка авторитетом. Первоначально повышенный тон оказывает нужное действие: испуг, страх, но, когда это происходит постоянно, результат будет иной.

Не наказывайте впрок

Метод воспитания «заранее» не работает однозначно. В качестве профилактики за возможные наказания нельзя лишать привилегий или поощрений. Нельзя сказать ребенку, что не пойдете с ним в зоопарк если на этой неделе не будет слушаться.

Исполняйте наказание

Если родители пообещали забрать телефон за проступок, а потом не забрали, ребёнок не поймет, то ваши слова не подкрепляются действием. Это значит, что бояться гнева родителей нет нужды.
Временный «тайм-аут».

Метод наказания ребенка в семье, который работает. Если малыш бунтует и кричит оставьте его одного на короткий срок в комнате. Что бы избежать конфликта перестаньте нервничать и кричать, просто уйдите в другую комнату.

У ребенка будет время на осознание своих поступков.

Не наказывайте темнотой

Одиночество и без того успокаивает ребенка, поэтому не добавляйте сюда еще и темноту. 80% детей испытывают страх перед наступлением темноты. У взрослых такой страх перерастает в серьезную фобию, которая присутствует у 10% населения планеты. Страх перед темнотой подкрепляется фантазией ребенка, что еще больше вредит психике.

Чего бояться наши дети, или  как бороться с детскими страхами.

Отказ обещанного

Часто родители склонны отбирать у ребенка вещь, которую еще не подарили. Например, сказать, что малыш не получит подарок на праздник, который будет впереди за то, что сделал. Подарки — это не способ поощрения и наказания ребенка в семье, в глазах ребенка это проявление любви родителей. Нельзя отбирать и прятать те вещи, которые уже у него есть.

Следите за своим поведением

Взрослые забываются и при ребенке делают или говорят то, что допустимо только взрослому человеку. В случае, если это повторит ребёнок, то это считается проступком. Яркий пример – это бранные слова.

Мама или папа в присутствии ребенка могут сказать несколько матерных слов. Ребёнок слушает и повторяет. Ему невдомек, что так говорить нельзя, ведь так говорят родители. Но взрослые тут же запускают систему наказания. Обещают вымыть рот мылом или бьют по губам.

Как маленький человечек поймет, что это некрасиво и неправильно?

Поощрения и наказания детей

Не наказывайте за познание

Ребёнок на улице прыгает по лужам или пытается ножом отрезать кусочек хлеба, как делает это мама. Это способ познать мир. Ругать и наказывать за такое попросту вредно. Вы рискуете вырастить инфантильного и безынициативного человека. Правильно будет объяснить ребенку, что так делать нельзя, потому что это опасно.

Не наказывайте при людно

Публичное унижение достоинства – это худшее, что могут родители сделать ребенку. На улице в кругу детей, которые гуляют с мамами или перед родственниками и старшими детьми – это действует уничтожающе.

Если ребёнок, ударил другого ребенка или сломал чужую игрушку нельзя кричать на него при в присутствии других людей и отчитывать за проступок. Будьте взрослым человеком.

Отведите ребенка в сторону и спокойно объясните, что это так делать нельзя.

Наказание имеет срок годности

Даже в юридических законах записано, что человек не может быть наказан за одно преступление дважды. Допустим ребёнок сломал дорогую вещь в доме, и родители наказали его в этот день. Когда очередной раз об этом вспомнили, опять пожурили проказника, потому что вещь дорогая и на починку ушло много времени или денег. Ребёнок не поймет почему его наказывают.

Объяснение вместо наказания

Поощрения и наказания детей

Проще ударить ребенка по попе, чем спокойно пояснить, почему так делать нельзя. Винить маму в этом нельзя потому что жизнь не состоит из одних только хороших событий.

Из-за страха за жизнь ребенка и безопасность эмоции зашкаливают и иного выхода, как накричать или ударить малыша по попе нет.

Но в отдельных случаях осознанно подходите к вопросам правильного наказания ребенка. Как поощрять ребенка в семье

Психологи утверждают, что к наказанию необходимо прибегать только в редких случаях. Полезней разработать систему поощрений в семье, при которой ребёнок будет чувствовать себя нужным, любимым.

Используйте 5 золотых правил для правильного поощрения ребенка

  1. Будьте честным по отношению к ребенку. Ваша похвала вместе с наградой должна соответствовать тому, что сделал малыш. Если ребёнок только перенес коробку из одной комнаты в другую или нарисовал неаккуратный рисунок не стоит преувеличивать такие поступки. Фальшь в поведении родителей поколеблет веру ребенка в вашу искренность.

  2. Поощряйте не самого ребенка, а его поступок или вещь, которую он сделал. Например, убрал комнату, скажите, что в доме стало намного уютнее и чище после уборки.
  3. Не поощряйте ребенка за естественные вещи. Не давайте конфету за то, что сам сел на горшок или убрал за собой игрушки.

    Это элементы самообслуживания и правил поведения в обществе. Во взрослой жизни его никто не будет хвалить за простые вещи.

  4. Не поощряйте детей деньгами. Если с раннего детства заставлять ребенка делать домашние дела или зарядку за материальное вознаграждение, то из него вырастет корыстный меркантильный человек.

    Лучше заинтересовать малыша процессом или делать все вместе. Детям нравиться помогать родителям. Если это желание не отбили сами родители постоянными запретами и криками: «Нельзя».

  5. Начинайте с малого. Ребенка в раннем дошкольном возрасте достаточно просто обнять и поцеловать.

    Дети чуть старше заслуживают словесного признания и похвалы. Как лучше хвалить своего ребенка знают только родители.

Поощрения и наказания детей

В вопросе, как правильно поощрять и наказывать ребенка дома учитывайте, характер детей тип темперамента. Меланхоличному и тихому ребенку будет обидно и больно, если его накажет мама или папа за вещи, которые сам проступком не считает. Аналогичная ситуация вызовет протест и приступ агрессии у холерика.

Родителям стоит учитывать разницу между методами воспитания мальчиков и девочек. Если девочку будет регулярно наказывать отец, то во взрослой жизни она будет спокойно и беспрекословно относиться к грубому отношению мужа.

В результате постоянных криков и оскорблений сын перестанет уважать и воспринимать мать как авторитет, также будет делать и в своей семье.

Вечный вопрос, как правильно наказывать и поощрять ребенка волнует родителей. Не приступить грань дозволенного и не навредить психике ребенка, методами наказания– вот задача взрослых. Не говорите и не делайте, то, о чем потом пожалеете. Слова, которые уже сказали, не воротишь, а обиду не загладить куклой или машинкой.

Источник: https://DetskijVopros.ru/moya-semya/kak-pravilno-pooshchryat-i-nakazyvat-rebenka.html

Золотые правила поощрения и наказания | Азбука воспитания

Поощрение и наказание – это две стороны одной медали, имя которой «воспитание». И чтобы эта медаль оказалась золотой, необходимо знать основные правила поощрения и наказания.

Наказание

Сегодня все родители стремятся стать более чуткими, более ответственными в своих поступках и как можно реже прибегать к примитивным формам поведения. Нельзя оправдывать суровые наказания и жестокость в человеческих отношениях. Однако, совсем без наказания, к сожалению, обойтись не получится. Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно руководствоваться некоторыми правилами.

1. Наказание не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

2. Если есть сомнение: наказывать или не наказывать – не наказывайте. Никакой “профилактики”, никаких наказаний на всякий случай.

3. За один проступок – одно наказание. Если проступков совершено сразу много, наказание может быть суровым, но только одно наказание, за все проступки сразу.

4. Недопустимо запоздалое наказание. Иные «воспитатели» ругают и наказывают детей за проступки, которые были обнаружены спустя полгода или год после их совершения. Они забывают, что даже законом учитывается срок давности преступления. Уже сам факт обнаружения проступка ребенка в большинстве случаев – достаточное наказание.

5. Ребенок не должен панически бояться расправы. Он должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо. Не наказания он должен бояться, не гнева даже, а огорчения родителей. Если отношения с ребенком нормальны, то их огорчение для него – наказание.

6. Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как торжество вашей силы над его слабостью и как унижение человеческого достоинства. Если ребенок особо самолюбив или считает, что именно в данном случае он прав, а вы несправедливы, наказание не принесет ему пользы.

7. Если ребенок наказан, значит, он уже прощен. О прежних его проступках – больше ни слова. Не вспоминайте больше о проступке, ибо за него уже расплатился.

8. Нельзя наказывать едой; сильно бить; обзывать бранными словами; ставить надолго в угол; наказывать в публичном месте; повторять свои требования множество раз, «усиливая» их весомость криком.

Помните, что ваша несдержанность в наказании вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают; делает ребенка забитым и ничтожным; освобождает от угрызения совести; впоследствии такие дети делаются нечувствительными; наказание создает морального циника.

9. Очень часто наказание не исправляет ребенка, а лишь преображает его. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь. У наказанного ребенка развивается враждебное чувство к родителям. Частые наказания, так или иначе, побуждают ребенка оставаться инфантильным.

10. Вопреки бытующему мнению, не стоит наказывать ребенка трудотерапией – после этого любая работа будет восприниматься ребенком, как наказание.

11. Внимание! Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

  • — когда он болеет;
  • — перед сном и сразу после сна;
  • — во время еды (это самое прямое попадание информации, ребенок буквально «проглатывает» негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);
  • — во время работы и игры;
  • — непосредственно после душевной или физической травмы;
  • — когда ребенок искренне старается что — то сделать, но у него не получается;
  • — когда сам воспитатель находится в плохом настроении.
  • Поощрение

Поощрение — это своего рода искусство воспитания. Оно может быть как «полезным», так и «вредным». Овладеть этим искусством родителям поможет ряд несложных правил. Усвоив их, вы сможете избежать многих ошибок.

1. Преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Не разбрасывайтесь незаслуженной похвалой направо и налево, стремясь расположить к себе ребенка. Многие родители рассказывают о том, что результатом таких неоправданных похвал становилось совершенно невыносимое поведение отпрыска.

Родители пожимали плечами, называя это парадоксом. А происходит вот что: дети чувствуют неискренность, преувеличенную похвалу тотчас хочется «поставить на место», проявить свою истинную натуру. Ребенок, словно чувствуя сомнение, а такой ли он «чудесный, милый, незаменимый», пытается опровергнуть похвалу своим поведением.

Ребенок оценит искреннюю похвалу, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

Итак, если вы хотите похвалить ребенка (допустим, за убранную комнату), не спешите восклицать «Ты мой помощник, какой молодец!» Просто скажите с улыбкой: «Комната теперь чистая, так приятно зайти сюда». Поверьте, ребенок оценит, и в следующий раз будет искренне рад сделать вам приятное.

А если, допустим, вы хотите похвалить его за красивый рисунок, то не торопитесь с выводами вроде: «Ты у меня настоящая художница растешь!» — ребенок может засомневаться или расстроиться, если следующий рисунок выйдет не столь удачно. Лучше обратить внимание на сам рисунок, например: «Какой большой дом ты нарисовала, вокруг столько ярких цветов, и про животных не забыла. А дерево какое высокое — сколько яблок на нем!»

Нужно уметь так построить свои комментарии, чтобы ребенок сам сделал выводы о своих способностях. Например, если сын помог передвинуть вам тяжелый шкаф, можно вместо слов «какой ты сильный», сказать о том, каким тяжелым был шкаф, как непросто было его сдвинуть, но вместе вы справились. Ребенок сам сделает выводы: «Значит, я сильный, я нужен!»

Или, оценив способности ребенка в стихосложении, вместо «Ты будешь прекрасным поэтом», лучше скажите ему: «Твое стихотворение меня очень тронуло».

Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий.

2. Похвала должна быть направлена на поступок ребенка, а не на его личность.

Примерами вредных похвал могут быть такие: «Ты такая чудесная дочь!», «Ты настоящий мамин помощник!», «Ты такой добрый и отзывчивый, чтобы мы делали без тебя?» Ребенок может почувствовать тревогу — ведь он далеко не такой идеальный, как о нем говорят. И здесь есть два варианта поведения.

Первый: скорее всего, ребенок, не дожидаясь «разоблачения», сам будет доказывать свою «не столь идеальную» натуру плохим поведением.

Но возможен и второй вариант, когда ребенок сам перестанет быть искренним и будет подстраиваться под похвалу и предпочитать исключительно те ситуации, где можно покрасоваться только самой выгодной своей стороной. А внимая бесконечным восклицаниям любвеобильных бабушек: «Какой замечательный ребенок! Исключительные способности! Ну и умница!» — малыш рискует вырасти самовлюбленным эгоцентриком.

3. Не хвалите ребенка за естественные вещи. Не делайте из его социальности нечто необычайное.

Это правило очень хорошо раскрыла психотерапевт Жан Ледлофф: «Если ребенок сделал что-то полезное, например, сам оделся, покормил собаку, сорвал букет полевых цветов, ничто не может его обидеть больше, чем выражение удивления его социальным поведением.

Восклицания типа: «Ах, какая ты умница!», «Смотри, что он смастерил, да еще сам!» — подразумевают, что социальность в ребенке неожиданна, несвойственна и необычна». Ребенок должен осознавать, что он сам способен на многое по своей природе, не прилагая к этому особых усилий. Так стоит ли сбивать его с толку своей неуместной похвалой?

4. Не выражайте свое одобрение в финансовом эквиваленте. Не следует поощрять помощь по хозяйству или творческую деятельность малыша деньгами.

Человек успешно занимается тем, что выбирает искренне, по внутренним мотивам.

Если же ребенок знает, что вслед за действием последует оплата, то в корне поменяет характер поведения — из «творческого делания» его активность превратится в «зарабатывание денег».

5. В семьях, где несколько детей, родители должны следить, чтобы поощрение одного ребенка не вызывало у остальных чувства зависти или обиды. Поощряя детей, родителям каждый раз следует действовать обдуманно и неторопливо.

6. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше.

7. Поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

8. Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. Если вашему ребенку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность, это может привести к серьезным нравственным проблемам.

Ольга Ребещенкова

Источник: https://azbyka.ru/deti/zoloty-e-pravila-pooshhreniya-i-nakazaniya

Ссылка на основную публикацию