Коваль «берёзовый пирожок» читать

Коваль «Берёзовый пирожок» читать

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Урок литературного чтения в 3 классе

2 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Девиз урока УПУСТИШЬ МИНУТКУ – ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС.

3 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Раздел Учимся наблюдать и копим впечатления.

4 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Проверка домашнего задания

5 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Тема урока

6 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Тема урока Юрий Коваль «Березовый пирожок»

7 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Цель урока Познакомиться с произведением … Юрия Коваля «Березовый пирожок»

8 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Биография Юрий увидел мир в самый разгар лютых морозов, в феврале месяце 1938 года, в городе Москва. В составе семьи писателя были отец (начальник уголовного розыска Московской области) и мать (главный врач психиатрической больницы в Подмосковье). Коваль Юрий Иосифович, биография которого начинается именно с Подмосковья, провел в этом краю практически все довоенное детство.

9 слайд Коваль «Берёзовый пирожок» читать Описание слайда:

Биография За школьной партой мальчик вместо математики занимался написанием стихов. Это были и шуточные, и лирические строки, но уже настолько глубокие и проникновенные, что трогали за самые тонкие струны души.

10 слайд Описание слайда:

??????? Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в про­изведении?

11 слайд Описание слайда:

Словарная работа Бидон- сосуд из жести или пластмассы для хранения жидкостей

12 слайд Описание слайда:

Словарная работа Валуй-съедобный гриб с желтовато- белой, липкой, слегка вогнутой шляпкой.

13 слайд Описание слайда:

Словарная работа Зрела – наливалась спелостью (ягода)

14 слайд Описание слайда:

Словарная работа Пяток — 5

15 слайд Описание слайда:

Словарная работа Глухим (лесом) – безлюдный, заросший

16 слайд Описание слайда:

Физминутка А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу.

17 слайд Описание слайда:

??????? -Вам понравилось произведение? -Что вы поняли? -Кто рассказал нам эту историю?

18 слайд Описание слайда:

??????? -Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой че­ловек или старик? Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте

19 слайд Описание слайда:

??????? -Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете? -Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он?

20 слайд Описание слайда:

??????? -Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик? А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребя­тами, копил впечатления, чтобы написать свои произве­дения?

21 слайд Описание слайда:

??????? Перечитайте произведение и определите его тему. Как герой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.

22 слайд Описание слайда:

??????? А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»? -Какие литературные приемы использовал автор при созда­нии своего произведения? -контраст и сравнение

23 слайд Описание слайда:

??????? спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земля­ника, имеющая солнечный вкус и сумрачный сравнение контраст

24 слайд Описание слайда:

Домашнее задание с. 9—12 -выразительное чтение -пересказ -сочинить свою историю

25 слайд Описание слайда:

Итог урока Мы познакомились…. Мне было интересно… Мне захотелось…

  • Оставить жалобу на материал Пожаловаться

Общая информация

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Источник: https://infourok.ru/koval-berezoviy-pirozhok-klass-pnsh-2094827.html

Избранное

Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошёл, сам по себе.

И хоть шёл я сам по себе, а они по ягоды – всё равно мы всё время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой-нибудь брат Мохов.

Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали – бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:

– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!

Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:

– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!

– Эй! – крикнул я. – Кого вы там подкалываете?

– Свинку! – хором отозвались братья Моховы.

– Какую ещё свинку? Тащите её сюда!

Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.

– А свинка где? – строго спросил я.

– Вот, – сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.

– Земляника, – сказал я.

– Земляника, – согласилась Нюрка. – Но только – свинка.

Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники – солнечный вкус, а тут – лесной, болотный, сумрачный.

Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.

Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:

– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!

Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.

К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.

– Надо свинку рубануть! – кричали братья Моховы.

– Что собрали – домой понесём, – сказала Нюрка. – Погодите, я сейчас пирожков напеку.

Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.

– Что это? – спросил я.

– Берёзовый пирожок. Ешь.

Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.

  • Внимание!
  • Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
  • Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.
  • Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
  • Все права на исходные материалы принадлежат соответствующиморганизациям и частным лицам.

Источник: https://litra.info/book/koval-izbrannoye/page-15.html

Конспект урока по литературному чтению 3 класс ПНШ Ю.Коваль "Березовый пирожок"

Красота природы в произведениях. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»: М. Шагал «Окно в сад»

  • Цели: учить ориентироваться в тексте, просматривать его, находить нужное место и подтверждать свои ответы фрагмен­тами текста; обратить внимание на то, что любознательность и наблюдательность помогают человеку видеть красоту при­роды; учить видеть и объяснять детали живописного произ­ведения и на их основании создавать целостное впечатление от картины.
  • Ход урока
  • I.Организационный момент
  • Пора, друзья, урок начать, Ведь дорога минутка каждая: Нас дело ждет немаловажное — Домашнее заданье проверять.
  • II.Актуализация знаний
  • (Проверка домашнего задания.)
  • III.Подготовка к восприятию
Читайте также:  Русская народная сказка «гуси-лебеди» читать онлайн

— Открываем очередное занятие клуба. Мы продолжаем из­учать начатую тему. Вспомните, как она называется.

— Откройте содержание и найдите следующее произведение, которое мы с вами будем изучать. (Юрий Коваль «Березовый пирожок».)

  1. — Знаком ли вам этот писатель?
  2. (Учитель выставляет портрет писателя.)
  3. — С какими его произведениями вы уже знакомы?

— Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в про­изведении? Прочитаем его и узнаем.

IV.Работа по теме урока

— Откройте учебник на с. 9, найдите рассказ «Березовый пи­рожок». Какой знак вы заметили рядом с названием? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)

— Какие слова требуют объяснения? (Бидон, валуи, зрела, пя­ток, глухим лесом.)

— Найдите и прочитайте их значения.

(Учитель читает произведение.)

— Вам понравилось произведение? Что вы поняли?

— Кто рассказал нам эту историю?

— Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой че­ловек или старик? Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте. (При­мерный ответ.

Во-первых, герой говорит, что он «вместе с ребятами стал собирать ягоды», что «к обеду бидоны у ре­бят были полны», чем явно отделяет себя от ребят по воз­расту; во-вторых, в тексте говорится, что Нюрка первый березовый пирожок протянула герою-рассказчику «как старшему», и это тоже подтверждает разницу в возрасте; вместе с тем Нюрка обращается к герою на «ты»: «Ешь». Более того, он вместе с ребятами стал покрикивать: «Надо свинку подколоть!» — это доказывает, что герой-рассказчик молодой человек, а не старик.)

— Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете? (Герой-рассказчик не деревенский житель, он не знает особенностей местного игрового фолькло­ра и фольклорных выражений: «подколоть свинку» и «рубануть свинку».)

— Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он? Подтвердите примерами из текста. (Примерный ответ.

То, что герой любознательный человек, понятно из того, что он требует от ребят объяснения, хочет узнать, о какой такой свинке идет речь; наблюдательность героя подтверждает­ся и тем, как именно он рассматривает ягоды, нанизанные на стебель травы, как тонко и точно характеризует особый вкус переспевшей ягоды.)

—  Ценит ли он все то, что узнал от ребят? (Примерный ответ. Герой-рассказчик ценит все то, что узнал от ребят; он вме­сте с ними приговаривает слова про свинку, сам нанизыва­ет земляничины на травинку. Он говорит: «Приятно было нести ее (травинку), помахивать ею, разглядывать». Он ест предложенный ему березовый пирожок.)

—  Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик? (Ответы детей.)

— А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребя­тами, копил впечатления, чтобы написать свои произве­дения?

—  Перечитайте произведение и определите его тему. (Как ге- рой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.)

— А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»? (Это «пирожок» из земляники, завернутой в березовый листок.)

— Какие литературные приемы использовал автор при созда­нии своего произведения? (Сравнение, контраст.)

—  Подтвердите свое мнение словами из текста. (Сравнение: спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой. Контраст: желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земля­ника, имеющая солнечный вкус и сумрачный.)

  • — Определите главную мысль текста.
  • V.Физкультминутка
  • VI.Продолжение работы по теме урока
  • —  Найдите в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Окно в сад».

—  Подтвердите, что на картине изображен загородный дом, дача. (Примерный ответ. На картине изображена веранда (на даче или в загородном доме), куда люди приезжают на летний отдых; видно 4 окна; шторы разной длины ви­сят небрежно. Если бы здесь жили постоянно, все было бы иначе.

За окном — лес; мебель самая простая, дачная: стулья с гнутыми спинками и длинный стол, покрытый бумагой. Судя по нежной зеленовато-голубоватой окраске зелени, изображена весна, очевидно, утро. Вдоль стены очень близ­ко к окну крадется какой-то ребенок.

Судя по количеству стульев на веранде, здесь бывает несколько человек, а судя по тому, что на столе находятся детские часики и много карандашей и рядом со столом в детском стульчике сидит большая кукла, на веранде обычно играют дети.

Поскольку к потолку прикручен светильник, понятно, что вечером, когда стемнеет, на веранде тоже бывают люди.)

(Учитель читает высказывания Маши и Кости на с. 13. Затем заслушиваются мнения учащихся.)

— Что вы заметили? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)

— Какое слово требует объяснения? (Репродукция.)

— Еще раз внимательно рассмотрите репродукцию. Какое у вас впечатление?

VII.Рефлексия

— Перед вами изображение березового листочка. Раскрасьте его одним из двух цветов: зеленым или желтым. Если урок понравился — зеленым, если что-то было непонятно — жел­тым, а если урок показался скучным и ничего не понрави­лось, то оставьте его белым.

VIII.Подведение итогов урока

В заключение урока Анишит Йокоповна предлагает послу­шать две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского: «Утренняя молитва» и «Новая кукла».

  1. (Учащиеся прослушивают аудиозаписаь.)
  2. — Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
  3. — Какие ассоциации возникли?
  4. Домашнее задание

Подготовить чтение рассказа «Березовый пирожок» по ролям (учебник, с. 9—12).

Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-kl-7.html

Чистый Дор (Рассказы) читать онлайн, Коваль Юрий Иосифович

Солнце пекло уже которую неделю.

Лесная дорога высохла и побелела от пыли.

В колеях, где стояли когда-то глубокие лужи, земля лопнула, и трещины покрыли её густой сетью. Там, в колеях, прыгали маленькие, сухие лягушки.

Издалека я увидел: в придорожной канаве в кустах малины мелькает белый платочек. Небольшая старушка искала что-то в траве.

— Не иголку ли потеряли? — пошутил я, подойдя.

— Топор, батюшка. Вчера попрятала, да забыла, под каким кустом.

Я пошарил в малине. С коричневых мохнатых стеблей и с вялых листьев сыпалась пыль. Топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба.

— Вот он! — обрадовалась старушка. — А я-то думаю: не лесовик ли унёс?

— А в лесу который живёт. Страшный-то эдакий — бычьи бельмищи.

— Борода синяя, — подтвердила старушка, — а по ней пятнышки.

— А вы что, видели лесовика?

— Видела, батюшка, видела. Он к нам в магазин ходит сахар покупать.

— Откуда ж он деньги берёт?

— Сам делает, — ответила старушка и пошла с дороги. Её платочек сразу пропал в высокой траве и выпорхнул только под ёлками.

«Ну и ну!.. — думал я, шагая дальше. — Что же это за лесовик — бычьи бельмищи?»

Несмотря на солнечный день, темно было под ёлками. Где-нибудь в этой темноте, подальше от дороги, и сидит, наверно, лесовик.

Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров, стояла деревня.

Читайте также:  Конспект занятия кружка в начальной школе. квиллинг «цветы»

Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон.

Я глядел на деревню и не знал, как она называется, и, уж конечно, не думал, что стану жить здесь, снова увижу старушку в белом платочке и даже лесовика.

Лесная дорога пошла через поле — стала полевой. Дошла до деревни превратилась в деревенскую улицу.

По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.

  • Пока я шёл к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идёт?
  • Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все оставались строгими за стеклом.
  • Напившись, я присел на бревно у колодца.
  • В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:
  • — Напился и сидит.
  • И окно снова закрылось.
  • Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?

Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную берёзовую жердь.

  1. — Давайте пособлю.
  2. — Это ты мне топор-то нашёл?
  3. — Я.
  4. — А я-то думала: не лесовик ли унёс?
  5. Я взял жердь и потащил её следом за старушкой.
  6. В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая голова высунулась из-за горшка с лимоном.
  7. — Пантелевна, — сказала голова, — это чей же парень?

— Мой, — ответила Пантелевна. — Он топор нашёл.

Мы прошли ещё немного. Все люди, которые встречались нам, удивлялись: с кем это идёт Пантелевна?

Какая-то женщина крикнула с огорода:

— Да это не племянник ли твой из Олюшина?

— Племянник! — крикнула в ответ Пантелевна. — Он топор мне нашёл.

Тут я сильно удивился, что стал племянником, но виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.

Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.

— Это кто берёзу-то везёт? — спросила она.

— Племянник мой, — ответила Пантелевна. — Он топор нашёл, а я думала: не лесовик ли унёс?

Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем говорила, что я ей племянник, и рассказывала про топор.

— А теперь он берёзу мне везёт!

— А чего он молчит? — спросил кто-то.

— Как так молчу? — сказал я. — Я племянник ей. Она топор потеряла и думает, не лесовик ли унёс, а он в малине лежал. А я племянник ей.

— Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.

Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.

Я бросил берёзу на землю и присел на лавочку перед домом.

— Как называется ваша деревня? — спросил я.

  • — Чистый Дор.
  • — Чего Чистый?
  • — Дор.
  • Дор… Такого слова я раньше не слыхал.
  • — А что это такое — Чистый Дор?
  • — Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.

— Понятно, понятно. А что такое дор?

— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, — это всё и есть дор.

Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.

— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.

— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.

Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали — получился дор.

— Ну ладно, — сказал я, — дор так дор, а мне надо дальше идти.

— Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар поставлю.

Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился вечер, и я остался ночевать.

— Куда ж ты? — говорила Пантелевна и на следующее утро. — Живи-ка тут. Места в избе хватит.

Я подумал-подумал, послал куда надо телеграмму и остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получилось, но только прожил я у неё не день и не месяц, а целый год.

Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.

  1. Эту-то я нишу в Москве.
  2. Гляжу в окошко на пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый Дор.
  3. Стожок

У излучины реки Ялмы в старой баньке жил, между прочим, дядя Зуй.

Жил он не один, а с внучкою Нюркой, и было у него всё, что надо, — и куры, и корова.

— Свиньи вот только нету, — говорил дядя Зуй. — А на что хорошему человеку свинья?

Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не просто сметал — хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.

А когда наступила зима, дядя Зуй про то сено забыл.

— Дед, — говорит Нюрка, — ты что ж сено-то из лесу не везёшь? Ай позабыл?

— Какое сено? — удивился дядя Зуй, а после хлопнул себя по лбу и побежал к председателю лошадь просить.

Лошадь председатель дал хорошую, крепкую. На ней дядя Зуй скоро до места добрался. Смотрит — стожок его снегом занесён.

  • Стал он снег вокруг саней ногой раскидывать, оглянулся потом — нет лошади: ушла, проклятая!
  • Побежал вдогонку — догнал, а лошадь не идёт к стогу, упирается.
  • «С чего бы это она, — думает дядя Зуй, — упирается-то?»
  • Накокец-таки запряг её дядя Зуй в сани.

— Но-о-о!..

Чмокает дядя Зуй губами, кричит, а лошадь ни с места — полозья к земле крепко примёрзли. Пришлось по ним топориком постукать — сани тронулись, а на них стожок. Так и едет, как в лесу стоял.

Дядя Зуй сбоку идёт, на лошадь губами чмокает.

К обеду добрались до дому, дядя Зуй стал распрягать.

— Ты чего, Зуюшко, привёз-то? — кричит ему Пантелевна.

— Сено, Пантелевна. Чего ж иное?

— А на возу у тебя что?

Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь!

Читайте также:  Игры для детей 5 лет на развитие творческого мышления

«Р-ру-у-у!..»

Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.

— Стой! — закричал дядя Зуй. — Держи его, Пантелевна.

Рявкнул медведь и пропал в ёлочках.

Стал народ собираться.

Охотники пришли, и я, конечно, с ними. Толпимся мы, разглядываем медвежьи следы.

  1. Паша-охотник говорит:
  2. — Вон какую берлогу себе придумал — Зуев стожок.
  3. А Пантелевна кричит-пугается:

— Как же он тебя, Зуюшко, не укусил?..

— Да-а, — сказал дядя Зуй, — будет теперь сено медвежатиной разить. Его, наверно, и корова-то в рот не возьмёт.

Весенний вечер

Солнце повисело в осиновых ветках и пропало за лесом. Закат расплылся в небе.

Низко, в половину берёзы, над просекой пролетел большой ястреб. Он летел бесшумно, совсем не шевеля синими крыльями.

Я стоял на поляне, снега на которой почти не было. Только под высоки …

Источник: https://knigogid.ru/books/373167-chistyy-dor-rasskazy/toread

Презентация "Юрий Коваль «Березовый пирожок»" 3 класс

  • Урок литературного чтения
  • в 3 классе
  • Девиз урока
  • УПУСТИШЬ МИНУТКУ –
  • ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС.
  • Раздел
  • Учимся наблюдать и копим впечатления.
  • Проверка домашнего задания
  • Тема урока
  • Тема урока
  • Юрий Коваль
  • «Березовый пирожок»
  • Цель урока
  • Познакомиться с произведением …
  • Юрия Коваля
  • «Березовый пирожок»
  • Биография

Юрий увидел мир в самый разгар лютых морозов, в феврале месяце 1938 года, в городе Москва. В составе семьи писателя были отец (начальник уголовного розыска Московской области) и мать (главный врач психиатрической больницы в Подмосковье). Коваль Юрий Иосифович, биография которого начинается именно с Подмосковья, провел в этом краю практически все довоенное детство.

Биография

За школьной партой мальчик вместо математики занимался написанием стихов. Это были и шуточные, и лирические строки, но уже настолько глубокие и проникновенные, что трогали за самые тонкие струны души.

???????

  1. Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в про­изведении?
  2. Словарная работа
  3. Бидон- сосуд из жести или пластмассы для хранения жидкостей
  4. Словарная работа
  5. Валуй-съедобный гриб с желтовато- белой, липкой, слегка вогнутой шляпкой.
  6. Словарная работа
  7. Зрела – наливалась спелостью (ягода)
  8. Словарная работа
  9. Пяток — 5
  10. Словарная работа
  11. Глухим (лесом) – безлюдный, заросший
  12. Физминутка

А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.

???????

  • -Вам понравилось произведение?
  • -Что вы поняли?
  • -Кто рассказал нам эту историю?

???????

-Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой че­ловек или старик?

Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте

???????

-Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете?

-Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он?

???????

-Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик?

А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребя­тами, копил впечатления, чтобы написать свои произве­дения?

???????

Перечитайте произведение и определите его тему.

Как герой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.

???????

  1. А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»?
  2. -Какие литературные приемы использовал автор при созда­нии своего произведения?
  3. -контраст и сравнение

???????

  • спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой
  • желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земля­ника, имеющая солнечный вкус и сумрачный
  • сравнение
  • контраст
  • Домашнее задание
  • с. 9—12
  • -выразительное чтение
  • -пересказ
  • -сочинить свою историю
  • Итог урока
  • Мы познакомились….
  • Мне было интересно…
  • Мне захотелось…

Источник: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/157900-prezentaciya-yuriy-koval-berezovyy-pirozhok-3-klass.html

Ю. Коваль. Под соснами. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ

? с. 123 — 124 Герой этого рассказа тот же, что и в других знакомых тебе произведениях Юрия Коваля? Почему ты так думаешь?

Главный герой этого рассказа, молодой писатель, живущий в деревне, – тот же самый, с которым мы уже встречались в произведениях Юрия Коваля («Снегири и коты», «В берёзах», «Полёт» – учебник «Литературное чтение», 1–2 классы; «Три сойки» – учебник «Литературное чтение», 2 класс, ч.

2; «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» – учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч. 1).

Можно прийти к такому выводу, если обратить внимание на то, как подробно, с любовью описывает герой рассказа природу, насколько верно подмечает он незаметные на первый взгляд детали, какие точные сравнения и описания даёт.

? Герой наблюдательный человек?

Безусловно, герой этого рассказа – человек весьма наблюдательный, способный на меткие и остроумные сравнения: «Бугор сплошь был усыпан божьими коровками, как давешние болотные кочки клюквой»; «Божьи коровки взлетали, и тогда было видно, как закручивается между стволов кирпичная и прозрачная точка».

? Какие лесные звуки (кроме голоса медных труб) слышит герой? Прочитай строчки, в которых об этом говорится. Подтверди строчками из текста, что герой рассказа хорошо  знает мир природы и его обитателей.

Герой слышит много лесных звуков: это и шум падения шишек, и гул сосен, и «беседа» тетеревов: «Было слышно, как шумят сосновые ветки и далеко бубнят – бормочут тетерева».

 Сам бугор, на котором заснул молодой писатель, был «похож на огромный кривой барабан», он «ухает и глухо гудит».

 Проснувшись, герой рассказа слышит, как «на нижних ветках сосны бил зяблик», да и сама сосна издавала какие-то звуки: «Я приложил ухо к сосновому стволу: слышался шум, далёкий, как в морской раковине».

Молодой писатель искренне интересуется природой, любит её и многое знает о лесе: «…меня совсем разморило после бессонной ночи на глухарином току»; «Лось, что ли?.. нет, не похоже. Гон у лосей осенью… Лось не умеет так трубить. У него голос – стон, глухой, хриплый… Не лось это и не журавель…»; «…в бугре был подземный ручей – играл, захлёбывался весенней водой».

? Почему же тогда рассказ помещён именно в этой главе, а не в главе «Учимся наблюдать»?
Сохранило ли то место в лесу, о котором рассказал герой, память о далёких военных днях, о судьбе наших солдат?

Часто вещи и фотографии, которые окружают ваших прабабушек и прадедушек, хранят память о прошлом, об истории не только конкретной семьи, но и всей страны.

И тем не менее рассказ помещён именно в главу «Сравниваем прошлое и настоящее», а не в главу «Учимся наблюдать».

 Главное в рассказе – описать красоту весеннего леса? Что узнал герой рассказа, вернувшись домой? Что где-то в лесу в войну были спрятаны инструменты полкового оркестра, которые потом не смогли найти.

О чём он подумал? О том, что те самые «медные, неживые» звуки труб и струнных, которые он слышал в лесу, и были звуками захороненных инструментов, напоминающими о судьбе военного оркестра во время давней войны.

? А у твоих родных сохранились какие-то вещи, фотографии, напоминающие о войне, о прошлом?

Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.

Источник: https://e-razumniki.ru/yu-koval-pod-sosnami-literaturnoe-chtenie-3-klass-pnsh/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector