Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Урок литературного чтения в 3 классе
2 слайд Описание слайда:
Девиз урока УПУСТИШЬ МИНУТКУ – ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС.
3 слайд Описание слайда:
Раздел Учимся наблюдать и копим впечатления.
4 слайд Описание слайда:
Проверка домашнего задания
5 слайд Описание слайда:
Тема урока
6 слайд Описание слайда:
Тема урока Юрий Коваль «Березовый пирожок»
7 слайд Описание слайда:
Цель урока Познакомиться с произведением … Юрия Коваля «Березовый пирожок»
8 слайд Описание слайда:
Биография Юрий увидел мир в самый разгар лютых морозов, в феврале месяце 1938 года, в городе Москва. В составе семьи писателя были отец (начальник уголовного розыска Московской области) и мать (главный врач психиатрической больницы в Подмосковье). Коваль Юрий Иосифович, биография которого начинается именно с Подмосковья, провел в этом краю практически все довоенное детство.
9 слайд Описание слайда:
Биография За школьной партой мальчик вместо математики занимался написанием стихов. Это были и шуточные, и лирические строки, но уже настолько глубокие и проникновенные, что трогали за самые тонкие струны души.
10 слайд Описание слайда:
??????? Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении?
11 слайд Описание слайда:
Словарная работа Бидон- сосуд из жести или пластмассы для хранения жидкостей
12 слайд Описание слайда:
Словарная работа Валуй-съедобный гриб с желтовато- белой, липкой, слегка вогнутой шляпкой.
13 слайд Описание слайда:
Словарная работа Зрела – наливалась спелостью (ягода)
14 слайд Описание слайда:
Словарная работа Пяток — 5
15 слайд Описание слайда:
Словарная работа Глухим (лесом) – безлюдный, заросший
16 слайд Описание слайда:
Физминутка А в лесу растёт черника, Земляника, голубика. Чтобы ягоду сорвать, Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу. Корзинку с ягодой несу.
17 слайд Описание слайда:
??????? -Вам понравилось произведение? -Что вы поняли? -Кто рассказал нам эту историю?
18 слайд Описание слайда:
??????? -Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой человек или старик? Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте
19 слайд Описание слайда:
??????? -Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете? -Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он?
20 слайд Описание слайда:
??????? -Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик? А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребятами, копил впечатления, чтобы написать свои произведения?
21 слайд Описание слайда:
??????? Перечитайте произведение и определите его тему. Как герой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.
22 слайд Описание слайда:
??????? А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»? -Какие литературные приемы использовал автор при создании своего произведения? -контраст и сравнение
23 слайд Описание слайда:
??????? спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земляника, имеющая солнечный вкус и сумрачный сравнение контраст
24 слайд Описание слайда:
Домашнее задание с. 9—12 -выразительное чтение -пересказ -сочинить свою историю
25 слайд Описание слайда:
Итог урока Мы познакомились…. Мне было интересно… Мне захотелось…
- Оставить жалобу на материал Пожаловаться
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/koval-berezoviy-pirozhok-klass-pnsh-2094827.html
Избранное
Братья Моховы с Нюркой пошли в лес по ягоды, а я так пошёл, сам по себе.
И хоть шёл я сам по себе, а они по ягоды – всё равно мы всё время оказывались рядом. Я иду, а сбоку то Нюрка выглянет, то какой-нибудь брат Мохов.
Заверну в сторону, чтоб побыть в тишине, а уж из кустов другой брат Мохов вылезает. Эти братья особенно надоедали – бидонами дрались, валуями кидались или вдруг начинали кричать:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Нюрка была потише, но, как дело до свинки доходило, тоже кричала изо всех сил:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
– Эй! – крикнул я. – Кого вы там подкалываете?
– Свинку! – хором отозвались братья Моховы.
– Какую ещё свинку? Тащите её сюда!
Братья Моховы и Нюрка выскочили из кустов с бидонами в руках, никакой свинки видно не было.
– А свинка где? – строго спросил я.
– Вот, – сказала Нюрка и протянула мне травинку, на которую нанизаны были земляничины.
– Земляника, – сказал я.
– Земляника, – согласилась Нюрка. – Но только – свинка.
Я пригляделся и увидел, что ягоды, нанизанные на стебель, были особенно крупные, особенно спелые, чёрные от густой красноты. Снял ягоду со стебля, положил в рот и понял, что и вкус у неё особенный. У простой земляники – солнечный вкус, а тут – лесной, болотный, сумрачный.
Долго, видно, зрела эта ягода, набиралась солнца и сока, сделалась лучшей из земляничин.
Я нашёл подходящую травинку, выдернул из неё стебель и вместе с ребятами стал собирать ягоды и покрикивать:
– Надо свинку подколоть! Надо свинку подколоть!
Скоро травинка моя стала тяжёлой от нанизанных на неё земляничин. Приятно было нести её, помахивать ею, разглядывать.
К обеду бидоны у ребят были полны, и я подколол свинки травинок пять. Присели отдохнуть. Тут бы и перекусить, а никто из нас не взял в лес ни сухаря, ни лепёшки.
– Надо свинку рубануть! – кричали братья Моховы.
– Что собрали – домой понесём, – сказала Нюрка. – Погодите, я сейчас пирожков напеку.
Она сорвала с берёзовой ветки листок, завернула в него пяток земляничин и первому, как старшему, протянула мне.
– Что это? – спросил я.
– Берёзовый пирожок. Ешь.
Очень вкусным оказался берёзовый пирожок. Земляникой от него пахло и солнцем, лесным летом, глухим лесом.
- Внимание!
- Текст предназначен только для предварительного ознакомительного чтения.
- Публикация данных материалов не преследует за собой никакой коммерческой выгоды.
- Эта книга способствует профессиональному росту читателей и является рекламой бумажных изданий.
- Все права на исходные материалы принадлежат соответствующиморганизациям и частным лицам.
Источник: https://litra.info/book/koval-izbrannoye/page-15.html
Конспект урока по литературному чтению 3 класс ПНШ Ю.Коваль "Березовый пирожок"
Красота природы в произведениях. Ю. Коваль «Березовый пирожок». Поход в «Музейный Дом»: М. Шагал «Окно в сад»
- Цели: учить ориентироваться в тексте, просматривать его, находить нужное место и подтверждать свои ответы фрагментами текста; обратить внимание на то, что любознательность и наблюдательность помогают человеку видеть красоту природы; учить видеть и объяснять детали живописного произведения и на их основании создавать целостное впечатление от картины.
- Ход урока
- I.Организационный момент
- Пора, друзья, урок начать, Ведь дорога минутка каждая: Нас дело ждет немаловажное — Домашнее заданье проверять.
- II.Актуализация знаний
- (Проверка домашнего задания.)
- III.Подготовка к восприятию
— Открываем очередное занятие клуба. Мы продолжаем изучать начатую тему. Вспомните, как она называется.
— Откройте содержание и найдите следующее произведение, которое мы с вами будем изучать. (Юрий Коваль «Березовый пирожок».)
- — Знаком ли вам этот писатель?
- (Учитель выставляет портрет писателя.)
- — С какими его произведениями вы уже знакомы?
— Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении? Прочитаем его и узнаем.
IV.Работа по теме урока
— Откройте учебник на с. 9, найдите рассказ «Березовый пирожок». Какой знак вы заметили рядом с названием? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)
— Какие слова требуют объяснения? (Бидон, валуи, зрела, пяток, глухим лесом.)
— Найдите и прочитайте их значения.
(Учитель читает произведение.)
— Вам понравилось произведение? Что вы поняли?
— Кто рассказал нам эту историю?
— Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой человек или старик? Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте. (Примерный ответ.
Во-первых, герой говорит, что он «вместе с ребятами стал собирать ягоды», что «к обеду бидоны у ребят были полны», чем явно отделяет себя от ребят по возрасту; во-вторых, в тексте говорится, что Нюрка первый березовый пирожок протянула герою-рассказчику «как старшему», и это тоже подтверждает разницу в возрасте; вместе с тем Нюрка обращается к герою на «ты»: «Ешь». Более того, он вместе с ребятами стал покрикивать: «Надо свинку подколоть!» — это доказывает, что герой-рассказчик молодой человек, а не старик.)
— Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете? (Герой-рассказчик не деревенский житель, он не знает особенностей местного игрового фольклора и фольклорных выражений: «подколоть свинку» и «рубануть свинку».)
— Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он? Подтвердите примерами из текста. (Примерный ответ.
То, что герой любознательный человек, понятно из того, что он требует от ребят объяснения, хочет узнать, о какой такой свинке идет речь; наблюдательность героя подтверждается и тем, как именно он рассматривает ягоды, нанизанные на стебель травы, как тонко и точно характеризует особый вкус переспевшей ягоды.)
— Ценит ли он все то, что узнал от ребят? (Примерный ответ. Герой-рассказчик ценит все то, что узнал от ребят; он вместе с ними приговаривает слова про свинку, сам нанизывает земляничины на травинку. Он говорит: «Приятно было нести ее (травинку), помахивать ею, разглядывать». Он ест предложенный ему березовый пирожок.)
— Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик? (Ответы детей.)
— А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребятами, копил впечатления, чтобы написать свои произведения?
— Перечитайте произведение и определите его тему. (Как ге- рой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.)
— А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»? (Это «пирожок» из земляники, завернутой в березовый листок.)
— Какие литературные приемы использовал автор при создании своего произведения? (Сравнение, контраст.)
— Подтвердите свое мнение словами из текста. (Сравнение: спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой. Контраст: желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земляника, имеющая солнечный вкус и сумрачный.)
- — Определите главную мысль текста.
- V.Физкультминутка
- VI.Продолжение работы по теме урока
- — Найдите в «Музейном Доме» картину Марка Шагала «Окно в сад».
— Подтвердите, что на картине изображен загородный дом, дача. (Примерный ответ. На картине изображена веранда (на даче или в загородном доме), куда люди приезжают на летний отдых; видно 4 окна; шторы разной длины висят небрежно. Если бы здесь жили постоянно, все было бы иначе.
За окном — лес; мебель самая простая, дачная: стулья с гнутыми спинками и длинный стол, покрытый бумагой. Судя по нежной зеленовато-голубоватой окраске зелени, изображена весна, очевидно, утро. Вдоль стены очень близко к окну крадется какой-то ребенок.
Судя по количеству стульев на веранде, здесь бывает несколько человек, а судя по тому, что на столе находятся детские часики и много карандашей и рядом со столом в детском стульчике сидит большая кукла, на веранде обычно играют дети.
Поскольку к потолку прикручен светильник, понятно, что вечером, когда стемнеет, на веранде тоже бывают люди.)
(Учитель читает высказывания Маши и Кости на с. 13. Затем заслушиваются мнения учащихся.)
— Что вы заметили? (Знак «Поиск слова в толковом словаре».)
— Какое слово требует объяснения? (Репродукция.)
— Еще раз внимательно рассмотрите репродукцию. Какое у вас впечатление?
VII.Рефлексия
— Перед вами изображение березового листочка. Раскрасьте его одним из двух цветов: зеленым или желтым. Если урок понравился — зеленым, если что-то было непонятно — желтым, а если урок показался скучным и ничего не понравилось, то оставьте его белым.
VIII.Подведение итогов урока
В заключение урока Анишит Йокоповна предлагает послушать две пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского: «Утренняя молитва» и «Новая кукла».
- (Учащиеся прослушивают аудиозаписаь.)
- — Какое впечатление произвела на вас эта музыка?
- — Какие ассоциации возникли?
- Домашнее задание
Подготовить чтение рассказа «Березовый пирожок» по ролям (учебник, с. 9—12).
Источник: https://multiurok.ru/files/konspiekt-uroka-po-litieraturnomu-chtieniiu-3-kl-7.html
Чистый Дор (Рассказы) читать онлайн, Коваль Юрий Иосифович
Солнце пекло уже которую неделю.
Лесная дорога высохла и побелела от пыли.
В колеях, где стояли когда-то глубокие лужи, земля лопнула, и трещины покрыли её густой сетью. Там, в колеях, прыгали маленькие, сухие лягушки.
Издалека я увидел: в придорожной канаве в кустах малины мелькает белый платочек. Небольшая старушка искала что-то в траве.
— Не иголку ли потеряли? — пошутил я, подойдя.
— Топор, батюшка. Вчера попрятала, да забыла, под каким кустом.
Я пошарил в малине. С коричневых мохнатых стеблей и с вялых листьев сыпалась пыль. Топор блеснул в тени под кустами, как глубинная рыба.
— Вот он! — обрадовалась старушка. — А я-то думаю: не лесовик ли унёс?
— А в лесу который живёт. Страшный-то эдакий — бычьи бельмищи.
— Борода синяя, — подтвердила старушка, — а по ней пятнышки.
— А вы что, видели лесовика?
— Видела, батюшка, видела. Он к нам в магазин ходит сахар покупать.
— Откуда ж он деньги берёт?
— Сам делает, — ответила старушка и пошла с дороги. Её платочек сразу пропал в высокой траве и выпорхнул только под ёлками.
«Ну и ну!.. — думал я, шагая дальше. — Что же это за лесовик — бычьи бельмищи?»
Несмотря на солнечный день, темно было под ёлками. Где-нибудь в этой темноте, подальше от дороги, и сидит, наверно, лесовик.
Вдруг лес кончился, и я увидел большое поле, подобное круглому озеру. В самом центре его, как остров, стояла деревня.
Голубые масленые волны бродили по полю. Это цвёл лён. Высокий небесный купол упирался в лесные верхушки, окружавшие поле со всех сторон.
Я глядел на деревню и не знал, как она называется, и, уж конечно, не думал, что стану жить здесь, снова увижу старушку в белом платочке и даже лесовика.
Лесная дорога пошла через поле — стала полевой. Дошла до деревни превратилась в деревенскую улицу.
По сторонам стояли высокие и крепкие дома. Их крыши были покрыты осиновой щепой. На одних домах щепа стала от ветра и времени серой, а на других была новой, золотилась под солнцем.
- Пока я шёл к журавлю-колодцу, во все окошки смотрели на меня люди: что это, мол, за человек идёт?
- Я споткнулся и думал, в окошках засмеются, но все оставались строгими за стеклом.
- Напившись, я присел на бревно у колодца.
- В доме напротив раскрылось окно. Какая-то женщина поглядела на меня и сказала внутрь комнаты:
- — Напился и сидит.
- И окно снова закрылось.
- Подошли два гусака, хотели загоготать, но не осмелились: что это за человек чужой?
Вдруг на дороге я увидел старушку, ту самую, что искала в лесу топор. Теперь она тащила длинную берёзовую жердь.
- — Давайте пособлю.
- — Это ты мне топор-то нашёл?
- — Я.
- — А я-то думала: не лесовик ли унёс?
- Я взял жердь и потащил её следом за старушкой.
- В пятиоконном доме распахнулось окно, и мохнатая голова высунулась из-за горшка с лимоном.
- — Пантелевна, — сказала голова, — это чей же парень?
— Мой, — ответила Пантелевна. — Он топор нашёл.
Мы прошли ещё немного. Все люди, которые встречались нам, удивлялись: с кем это идёт Пантелевна?
Какая-то женщина крикнула с огорода:
— Да это не племянник ли твой из Олюшина?
— Племянник! — крикнула в ответ Пантелевна. — Он топор мне нашёл.
Тут я сильно удивился, что стал племянником, но виду не подал и молча поспевал за Пантелевной.
Встретилась другая женщина, с девочкой на руках.
— Это кто берёзу-то везёт? — спросила она.
— Племянник мой, — ответила Пантелевна. — Он топор нашёл, а я думала: не лесовик ли унёс?
Так, пока мы шли по деревне, Пантелевна всем говорила, что я ей племянник, и рассказывала про топор.
— А теперь он берёзу мне везёт!
— А чего он молчит? — спросил кто-то.
— Как так молчу? — сказал я. — Я племянник ей. Она топор потеряла и думает, не лесовик ли унёс, а он в малине лежал. А я племянник ей.
— Давай сюда, батюшка племянник. Вот дом наш.
Когда выстраивается шеренга солдат, то впереди становятся самые рослые и бравые, а в конце всегда бывает маленький солдатик. Так дом Пантелевны стоял в конце и был самый маленький, в три оконца. Про такие дома говорят, что они пирогом подпёрты, блином покрыты.
Я бросил берёзу на землю и присел на лавочку перед домом.
— Как называется ваша деревня? — спросил я.
- — Чистый Дор.
- — Чего Чистый?
- — Дор.
- Дор… Такого слова я раньше не слыхал.
- — А что это такое — Чистый Дор?
- — Это, батюшка, деревня наша, — толковала Пантелевна.
— Понятно, понятно. А что такое дор?
— А дор — это вот он весь, дор-то. Всё, что вокруг деревни, — это всё и есть дор.
Я глядел и видел поле вокруг деревни, а за полем — лес.
— Какой же это дор? Это поле, а вовсе не дор никакой.
— Это и есть дор. Чистый весь, глянь-ка. Это всё дор, а уж там, где ёлочки, — это всё бор.
Так я и понял, что дор — это поле, но только не простое поле, а среди леса. Здесь тоже раньше был лес, а потом деревья порубили, пеньки повыдёргивали. Дёргали, дёргали — получился дор.
— Ну ладно, — сказал я, — дор так дор, а мне надо дальше идти.
— Куда ты, батюшка племянник? Вот я самовар поставлю.
Ну что ж, я подождал самовара. А потом приблизился вечер, и я остался ночевать.
— Куда ж ты? — говорила Пантелевна и на следующее утро. — Живи-ка тут. Места в избе хватит.
Я подумал-подумал, послал куда надо телеграмму и остался у Пантелевны. Уж не знаю, как получилось, но только прожил я у неё не день и не месяц, а целый год.
Жил и писал свою книжку. Не эту, а другую.
- Эту-то я нишу в Москве.
- Гляжу в окошко на пасмурную пожарную каланчу и вспоминаю Чистый Дор.
- Стожок
У излучины реки Ялмы в старой баньке жил, между прочим, дядя Зуй.
Жил он не один, а с внучкою Нюркой, и было у него всё, что надо, — и куры, и корова.
— Свиньи вот только нету, — говорил дядя Зуй. — А на что хорошему человеку свинья?
Ещё летом дядя Зуй накосил в лесу травы и сметал стожок сена, но не просто сметал — хитро: поставил стог не на землю, как все делают, а прямо на сани, чтоб сподручней было зимой сено из лесу вывезти.
А когда наступила зима, дядя Зуй про то сено забыл.
— Дед, — говорит Нюрка, — ты что ж сено-то из лесу не везёшь? Ай позабыл?
— Какое сено? — удивился дядя Зуй, а после хлопнул себя по лбу и побежал к председателю лошадь просить.
Лошадь председатель дал хорошую, крепкую. На ней дядя Зуй скоро до места добрался. Смотрит — стожок его снегом занесён.
- Стал он снег вокруг саней ногой раскидывать, оглянулся потом — нет лошади: ушла, проклятая!
- Побежал вдогонку — догнал, а лошадь не идёт к стогу, упирается.
- «С чего бы это она, — думает дядя Зуй, — упирается-то?»
- Накокец-таки запряг её дядя Зуй в сани.
— Но-о-о!..
Чмокает дядя Зуй губами, кричит, а лошадь ни с места — полозья к земле крепко примёрзли. Пришлось по ним топориком постукать — сани тронулись, а на них стожок. Так и едет, как в лесу стоял.
Дядя Зуй сбоку идёт, на лошадь губами чмокает.
К обеду добрались до дому, дядя Зуй стал распрягать.
— Ты чего, Зуюшко, привёз-то? — кричит ему Пантелевна.
— Сено, Пантелевна. Чего ж иное?
— А на возу у тебя что?
Глянул дядя Зуй и как стоял, так и сел в снег. Страшная какая-то, кривая да мохнатая морда выставилась с воза — медведь!
«Р-ру-у-у!..»
Медведь зашевелился на возу, наклонил стог набок и вывалился в снег. Тряхнул башкой, схватил в зубы снегу и в лес побежал.
— Стой! — закричал дядя Зуй. — Держи его, Пантелевна.
Рявкнул медведь и пропал в ёлочках.
Стал народ собираться.
Охотники пришли, и я, конечно, с ними. Толпимся мы, разглядываем медвежьи следы.
- Паша-охотник говорит:
- — Вон какую берлогу себе придумал — Зуев стожок.
- А Пантелевна кричит-пугается:
— Как же он тебя, Зуюшко, не укусил?..
— Да-а, — сказал дядя Зуй, — будет теперь сено медвежатиной разить. Его, наверно, и корова-то в рот не возьмёт.
Весенний вечер
Солнце повисело в осиновых ветках и пропало за лесом. Закат расплылся в небе.
Низко, в половину берёзы, над просекой пролетел большой ястреб. Он летел бесшумно, совсем не шевеля синими крыльями.
Я стоял на поляне, снега на которой почти не было. Только под высоки …
Источник: https://knigogid.ru/books/373167-chistyy-dor-rasskazy/toread
Презентация "Юрий Коваль «Березовый пирожок»" 3 класс
- Урок литературного чтения
- в 3 классе
- Девиз урока
- УПУСТИШЬ МИНУТКУ –
- ПОТЕРЯЕШЬ ЧАС.
- Раздел
- Учимся наблюдать и копим впечатления.
- Проверка домашнего задания
- Тема урока
- Тема урока
- Юрий Коваль
- «Березовый пирожок»
- Цель урока
- Познакомиться с произведением …
- Юрия Коваля
- «Березовый пирожок»
- Биография
Юрий увидел мир в самый разгар лютых морозов, в феврале месяце 1938 года, в городе Москва. В составе семьи писателя были отец (начальник уголовного розыска Московской области) и мать (главный врач психиатрической больницы в Подмосковье). Коваль Юрий Иосифович, биография которого начинается именно с Подмосковья, провел в этом краю практически все довоенное детство.
Биография
За школьной партой мальчик вместо математики занимался написанием стихов. Это были и шуточные, и лирические строки, но уже настолько глубокие и проникновенные, что трогали за самые тонкие струны души.
???????
- Можно ли по названию догадаться, о чем пойдет речь в произведении?
- Словарная работа
- Бидон- сосуд из жести или пластмассы для хранения жидкостей
- Словарная работа
- Валуй-съедобный гриб с желтовато- белой, липкой, слегка вогнутой шляпкой.
- Словарная работа
- Зрела – наливалась спелостью (ягода)
- Словарная работа
- Пяток — 5
- Словарная работа
- Глухим (лесом) – безлюдный, заросший
- Физминутка
А в лесу растёт черника,
Земляника, голубика.
Чтобы ягоду сорвать,
Надо глубже приседать. Нагулялся я в лесу.
Корзинку с ягодой несу.
???????
- -Вам понравилось произведение?
- -Что вы поняли?
- -Кто рассказал нам эту историю?
???????
-Как вы думаете, герой-рассказчик — мальчик, молодой человек или старик?
Перечитайте произведение и ответьте на этот вопрос. Найдите подтверждение в тексте
???????
-Герой-рассказчик — деревенский житель или городской? Почему вы так думаете?
-Любознательный ли он человек? Наблюдательный ли он?
???????
-Можно ли догадаться, с какой целью живет в деревне герой- рассказчик?
А знаете ли вы, что герой-рассказчик — это и есть сам автор, который жил в деревне, наблюдал за деревенскими ребятами, копил впечатления, чтобы написать свои произведения?
???????
Перечитайте произведение и определите его тему.
Как герой-рассказчик и дети в лесу собирали землянику.
???????
- А почему же рассказ назван «Березовый пирожок»?
- -Какие литературные приемы использовал автор при создании своего произведения?
- -контраст и сравнение
???????
- спелая ягодка земляники сравнивается со свинкой
- желание побыть в тишине и крики ребят в лесу; есть земляника, имеющая солнечный вкус и сумрачный
- сравнение
- контраст
- Домашнее задание
- с. 9—12
- -выразительное чтение
- -пересказ
- -сочинить свою историю
- Итог урока
- Мы познакомились….
- Мне было интересно…
- Мне захотелось…
Источник: https://uchitelya.com/nachalnaya-shkola/157900-prezentaciya-yuriy-koval-berezovyy-pirozhok-3-klass.html
Ю. Коваль. Под соснами. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
? с. 123 — 124 Герой этого рассказа тот же, что и в других знакомых тебе произведениях Юрия Коваля? Почему ты так думаешь?
Главный герой этого рассказа, молодой писатель, живущий в деревне, – тот же самый, с которым мы уже встречались в произведениях Юрия Коваля («Снегири и коты», «В берёзах», «Полёт» – учебник «Литературное чтение», 1–2 классы; «Три сойки» – учебник «Литературное чтение», 2 класс, ч.
2; «Берёзовый пирожок», «Вода с закрытыми глазами» – учебник «Литературное чтение», 3 класс, ч. 1).
Можно прийти к такому выводу, если обратить внимание на то, как подробно, с любовью описывает герой рассказа природу, насколько верно подмечает он незаметные на первый взгляд детали, какие точные сравнения и описания даёт.
? Герой наблюдательный человек?
Безусловно, герой этого рассказа – человек весьма наблюдательный, способный на меткие и остроумные сравнения: «Бугор сплошь был усыпан божьими коровками, как давешние болотные кочки клюквой»; «Божьи коровки взлетали, и тогда было видно, как закручивается между стволов кирпичная и прозрачная точка».
? Какие лесные звуки (кроме голоса медных труб) слышит герой? Прочитай строчки, в которых об этом говорится. Подтверди строчками из текста, что герой рассказа хорошо знает мир природы и его обитателей.
Герой слышит много лесных звуков: это и шум падения шишек, и гул сосен, и «беседа» тетеревов: «Было слышно, как шумят сосновые ветки и далеко бубнят – бормочут тетерева».
Сам бугор, на котором заснул молодой писатель, был «похож на огромный кривой барабан», он «ухает и глухо гудит».
Проснувшись, герой рассказа слышит, как «на нижних ветках сосны бил зяблик», да и сама сосна издавала какие-то звуки: «Я приложил ухо к сосновому стволу: слышался шум, далёкий, как в морской раковине».
Молодой писатель искренне интересуется природой, любит её и многое знает о лесе: «…меня совсем разморило после бессонной ночи на глухарином току»; «Лось, что ли?.. нет, не похоже. Гон у лосей осенью… Лось не умеет так трубить. У него голос – стон, глухой, хриплый… Не лось это и не журавель…»; «…в бугре был подземный ручей – играл, захлёбывался весенней водой».
? Почему же тогда рассказ помещён именно в этой главе, а не в главе «Учимся наблюдать»?
Сохранило ли то место в лесу, о котором рассказал герой, память о далёких военных днях, о судьбе наших солдат?
Часто вещи и фотографии, которые окружают ваших прабабушек и прадедушек, хранят память о прошлом, об истории не только конкретной семьи, но и всей страны.
И тем не менее рассказ помещён именно в главу «Сравниваем прошлое и настоящее», а не в главу «Учимся наблюдать».
Главное в рассказе – описать красоту весеннего леса? Что узнал герой рассказа, вернувшись домой? Что где-то в лесу в войну были спрятаны инструменты полкового оркестра, которые потом не смогли найти.
О чём он подумал? О том, что те самые «медные, неживые» звуки труб и струнных, которые он слышал в лесу, и были звуками захороненных инструментов, напоминающими о судьбе военного оркестра во время давней войны.
? А у твоих родных сохранились какие-то вещи, фотографии, напоминающие о войне, о прошлом?
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Хрестоматия. Малаховская О.В.
Источник: https://e-razumniki.ru/yu-koval-pod-sosnami-literaturnoe-chtenie-3-klass-pnsh/