Цели:
1. Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10. 2. Продолжить учить решать задачи на сложение. 3. Закрепить названия геометрических фигур, умение видеть геометрическую форму в окружающих предметах. 4.
Формировать навыки пользования планом, умение определять взаимное расположение предметов в пространстве. 5. Побуждать использовать в практической деятельности умения, полученные в ходе экспериментирования. 6. Развить интерес к математике, логическое мышление, речь, внимание, самостоятельность, воображение. 7.
Воспитывать у детей желание оказывать помощь сказочным персонажам, доброту, дружбу, товарищество.
8. Закрепить понятие Класс «Насекомые».
- Предварительная работа: чтение русской народной сказки ''Гуси-лебеди», рассматривание альбома «Насекомые», опыты со свечой; решение ребусов, головоломок.
- Оборудование и материалы: корзинка с яйцами (из-под киндер-сюрприза), в которых находятся фигурки героев сказки «Гуси-лебеди»; «письмо-невидимка» (в нем парафином нарисована Аленушка); план-карта; краски, стакан с водой, кисточки; игра » Загадочный лес»; элементы театральной декорации «печка», «яблоня», речка «молочная-кисельные берега», избушка бабы Яги»; «пирожки-ребусы», корзинка; досточки с цифрами от 1 до 8, игра «Насекомые и геометрия», игра «Сложи картинку»; свеча; геометрические фигуры; игрушка Иванушка.
- ХОД ЗАНЯТИЯ
- 1 задание.
– Дети, сегодня я пришла в детский сад и увидела корзиночку с яйцами, письмо. Кто их принес, не знаю, может письмо нам объяснит. (Открываю письмо, в нем чистый лист бумаги.
) – Интересно, кто так шутит, кто это может быть? (Ответы детей, если они затрудняются отвечать, достаю из корзинки свечку.) – Что-то еще лежит в корзинке. Вспомните, для чего можно использовать свечу? Мы с вами проводили опыт с ней.
Давайте проверим, может быть письмо нарисовано парафином. (Дети берут краски и закрашивают лист бумаги, на котором появляется изображение девочки Аленушки.)
– Так вот кто оставил нам письмо! Это Аленушка! Давайте узнаем, из какой сказки она пришла.
2 задание.
(Показываю яйца из корзинки.) – Яйца, какой формы лежат в корзинке? (Овальной.) А зачем же она принесла корзинку с яйцами? Давайте посмотрим, что находится в каждом яйце? (Дети называют героев сказки: Аленушка, Иванушка, печка, яблоня, молочная речка – кисельные берега, гуси-лебеди, Баба-Яга.) – Из какой сказки пришла к нам Аленушка? («Гуси-лебеди».) Сколько героев в сказке? (7.)
– Она просит нас помочь ей освободить братца Иванушку от Бабы Яги. Для этого Аленушка передала в письме еще и план – карту (достаю из письма). Для чего нам нужна карта? (Чтобы легче было найти дорогу к Бабе Яге.)
План- карта
3 задание.
– Дети, посмотрите, здесь две дорожки. Из каких геометрических фигур состоят они? (Одна – из кругов и квадратов, другая – из треугольников.) В какую сторону мы пойдем? (Вправо.
) Правильно, эта дорожка поведет нас в сказочный лес, полный Чудес. Но сначала вперед пойдут мальчики, проверят дорогу. Ой, ребята, на круги не вставайте, а то провалитесь. Наступайте только на квадраты.
(Дети идут по дорожке, состоящей из кругов и квадратов и попадают в «загадочный» лес.)
– Посмотрите, какие цифры спрятались в лесу?
Игра «Загадочный лес»
4 задание.
– Дальше у нас на пути печка. Если мы выполним задание печки, она скажет, далеко ли находится избушка Бабы Яги.
Игра с пирожками – «Ребусы»
– Посмотрите, какие необычные пирожки приготовила печка. Что это такое? А что написано на них?
5 задание.
– Печь сказала, если мы пойдем прямо, то увидим яблоню, она подскажет, куда дальше идти. (Дети сверяются с картой.)
– Кто это летает у нас над головой? (Бабочка, стрекоза.) Кто они? (Насекомые.)
– Как вы узнали? Из каких геометрических фигур состоит бабочка? Стрекоза?
6 задание.
– А вот и дикая яблоня растет. Если мы выполним ее задание, то быстрее придем к Бабе Яге. Садитесь на пенечки и слушайте.
Игра «Отгадай загадку и реши задачу»
Загадка.
- Яблоки в саду поспели, Мы отведать их успели: 5 румяных наливных, 2 с кислинкой.
- Сколько их? (7)
– О чем говорится в задаче? Сколько румяных наливных яблок мы успели отведать? (5) А с кислинкой? (2). Это условие задачи. Назовите вопрос задачи. (Сколько их?) Каким действием можно решить задачу? (Сложением.) – Почему? Найдите яблоки с нужными числами и составьте решение задачи под яблонькой.
- 7 задание.
- – Сейчас мы пойдем в сторону молочной реки-кисельные берега.
- Физкультминутка.
- Дети под музыку выполняют движения.
Быстро встаньте, улыбнитесь, Выше, выше потянитесь. Ну-ка, плечи распрямите, Поднимите, опустите, Влево, вправо повернулись, Рук коленями коснулись. Сели-встали, сели-встали. И на месте побежали, Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой. Две руки за спину спрячем,
И на двух ногах поскачем.
8 задание.
– Молодцы, отдохнули и в путь. По какой дорожке пойдем? (Из треугольников.) – Посмотрите, на берегу молочной реки — кисельные берега растут необычные цветы. Если мы расположим буквы по порядку, то прочитаем название цветка. (Ноготки.)
9 задание.
– А как перейти речку? Из чего можно построить мостик? Точно, давайте построим мостик, здесь и досточки есть. Досточки не простые, что на них написано? (Цифры.) Как вы думаете для чего? Правильно, чтобы построить надежный мостик, надо досточки расположить по порядку. (Дети строят мостик и переходят «речку». Согласовать в роде и числе порядковый счет: первая дощечка, вторая и т.д.)
10 задание.
– Вот мы и пришли к избушке на курьих ножках, где живет Баба Яга. Выполним последнее задание, и Баба Яга отпустит Иванушку. (Игра «Собери картинку», дети на ковре собирают портрет Бабы Яги.) Баба Яга любит покрасоваться, помолодиться. Ей понравились портреты, которые вы собрали для нее.
А теперь постучите 3 раза в дверь избушки, она и откроется, мы освободили Иванушку. Молодцы, очень хорошо, что победила дружба, смекалка, находчивость и хорошее знание математики. Мы помогли освободить Иванушку. Давайте ему расскажем, что пришлось нам выполнить, чтобы освободить его.
– Дети, что вам понравилось в путешествии в сказку? Какое задание было для вас самое трудное?
– Хотите, чтобы Иванушка остался с нами? Тогда познакомьте его с игрушками, в которые вы играете, а потом мы проводим его домой.
30.12.2003
Источник: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/статьи/104004/
Приключения в стране математики: конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе
Щеканова Елена АлександровнаСяйлева Светлана ПетровнаМартышкина Галина Ивановна
Воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 192 «Ручеек», г. Тольятти Самарская обл.Воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 192 «Ручеек», г. Тольятти Самарская обл.Воспитатель, АНО ДО «Планета детства «Лада» д/с № 192 «Ручеек», г. Тольятти Самарская обл.
Ссылка на статью, при указании в списке литературы (по ГОСТ Р 7.0.5–2008):
Щеканова Е.А., Сяйлева С.П., Мартышкина Г.И. Приключения в стране математики: конспект итогового занятия по ФЭМП в старшей группе // Совушка. 2018. N2(12). URL: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/ (дата обращения: 26.10.2019).
- Заказ № 87596
- ПРИЛОЖЕНИЕ: Приложение к статье (квадрат с фигурами, образцы)
- Цель: выявить знания детей по математике.
- Программное содержание:
- Обучающие задачи:
- Упражнять в счёте в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
- Закрепить ориентировку в пространстве (слева, справа, впереди, сзади, между).
- Закрепить знания о последовательности дней недели, времён года.
- Развивать у детей конструктивные способности, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно.
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
Методические приёмы:
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование иллюстрации).
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
- Интерактивные технологии:
- -«Корзина идей» — высказать предположения на чем добираться в математическое королевство;
- -«Работа в парах» — собрать изображение животного по схеме (игра «Танграмм»;
- -«Карусель» — ответы детей при анализе занятия (что было легко, а что трудно).
- Демонстрационный материал: «письмо», замок с геометрическими фигурами, волшебный цветок с загадками на каждом лепестке.
- Раздаточный материал: амулеты каждому ребенку для деления на команды (круги и квадраты), набор цифр на команду детей, числовые домики на каждого ребенка, игра «Танграмм» — набор на пару (6 наборов и 6 схем), простые карандаши, круги разного цвета на каждого ребенка, клей для аппликации, лист А3.
- Ход НОД:
- Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
- Встали все мои друзья.
- Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
- А теперь пойдем налево, раз, два, три.
- В центре круга соберемся, раз, два, три.
- И на место все вернемся, раз, два, три.
- Улыбнемся, подмигнем,
- И общаться мы начнём!
Ребята, я очень рада видеть вас. Посмотрите друг на друга, подарите друг другу улыбку. Отлично!
- Дидактическая игра “Определи свое место”
- — Саша, кто находится справа от тебя?
- — Денис, а кто находится слева от тебя?
- — Илья, встань впереди меня.
- — Алина, встань между мной и Ильей.
- — Ева, встань слева от Алины.
- — Никита, встань между Евой и Алиной.
- — Молодцы.
Ребята, сегодня утром на столе я нашла письмо, которое адресовано детям старшей группы № 12. Давайте откроем его и посмотрим, что внутри. Ой, тут послание. Интересно, от кого оно? Давайте прочитаем его, и нам все станет ясно.
«Дорогие ребята, в нашей стране математики случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я целый год наблюдала за тем, как вы интересно играли на занятиях по математике, только вы можете снять колдовские чары, выполнив все задания. Королева Математики».
Ребята, мы поможем жителям страны математики?
Тогда отправляемся путешествовать в математическую страну. На чем мы можем отправиться в путешествие? (Ответы детей)
— Я вам предлагаю отправиться путешествовать в страну математики на ковре-самолете.
— Садитесь на корточки и закрывайте глаза. Раз, два, три — в математической стране очутись!
— Мы попали с вами в страну математики.
— Ой, ребята, злой волшебник повесил огромный замок на воротах королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться какая из фигур лишняя.
— Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее? (сравнение по форме, цвету, величине)
— Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя?
- Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
- Итак, 1-ое задание:
- «Случай странный,
- Случай редкий,
- Цифры в ссоре,
- Вот те на! Со своей стоять соседкой,
- Не желает ни одна,
- Нужно цифры помирить.
- И их строй восстановить»
Но для того, чтоб выполнить это задание вы должны разделиться на 2 команды. У меня есть защитные амулеты, которые помогут нам справиться с заданиями, прикрепите их себе.
Как можно помирить цифры? Что нужно сделать, чтобы они встали в нужном порядке?
Ответ детей: Выстроить числовой ряд.
— Ребята вы согласны? Давайте все вместе повторим числовой ряд.
Дети командами выкладывают числовой ряд. Одна команда считает числа по порядку. Вторая в обратном направлении от 10 до 0.
- — Ребята, а давайте проверим, какое число вы поставили между числами 7 и 9?
- Ответ детей: Восемь.
- — Все согласны?
- — Назовите соседей числа 6, 2, 4, 9;
- — Назовите число, которое больше числа 3 на 1.
- — Назовите число, которое больше числа 5 на 1.
- — Назовите число, которое больше числа 7 на 1.
— А теперь сходите друг к другу в гости и проверьте верно ли выполнено задание. Молодцы вы отлично справились с этим заданием.
Отправляемся дальше.
2-ое задание:
Воспитатель: Мы очутились с вами на поляне с волшебным цветком. Посмотрите с цветком что-то случилось? Какой он?
- Ответ детей: Серый, бесцветный, тусклый.
- Воспитатель: Какое у него настроение?
- Ответ детей: Грустное, плаксивое.
- Воспитатель: Чтобы цветок нам к жизни вернуть, нужно его лепестки расколдовать от чар злого волшебника- отгадать его загадки. Тот, кто отгадает — тот лепесток с угаданной цифрой к жизни возвращает:
- -Сколько солнышек на небе? (1)
- -Сколько лапок у кота? (2)
- -Сколько спинок у трёх свинок? (3)
- -Сколько у коня копыт, когда конь в траве лежит? (4)
- — Сколько пальцев на одной руке? (5)
- -Пять щенят + мам Лайка, сколько будет, сосчитай-ка? (6)
- -У маленькой Светы четыре конфеты.
- Еще дала три Алла, сколько всего стало? (7)
Молодцы! Быстро всё разгадали!
3-е задание:
А сейчас, ребята, нас ждет физ.минутка!!! Будьте внимательны!!!
- Быстро встаньте, улыбнитесь,
- Выше, выше потянитесь
- Ну-ка, плечи распрямите,
- Поднимите, опустите,
- Влево, вправо повернитесь
- Пола ручками коснитесь
- Сели-встали, сели – встали
- И на месте поскакали.
- 4-ое задание:
Воспитатель: Итак, отправляемся дальше в путь. Дальше у нас волшебный лес и двигаться в нем надо змейкой. Вставайте, строго друг за другом. Вот мы с вами и добрались.
Но что это? Все звери заколдованы. И здесь злой волшебник успел напакостить. Чтобы зверей расколдовать, надо собрать из геометрических фигур фигуру животного по схеме. Работать надо в парах кто с кем хочет.
(Дети делятся на пары и выполняют задание).
Воспитатель: Разделитесь по командам – помогут вам ваши амулеты: круги –одна команда, квадраты – другая. (Дети собирают изображения животных по схемам). Молодцы, справились с задание. Вот и звери все ожили. Отправляемся дальше.
- 5-ое задание:
- Воспитатель: Ребята, а здесь нас ждет игра, но не простая Эта игра — испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
- Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой:
- — утром солнышко встает;
- — по утрам нужно делать зарядку;
- — нельзя умываться по утрам;
- — днем ярко светит луна;
- — утром дети идут в детский сад;
- — ночью люди обедают;
- — вечером вся семья собирается дома;
- — в неделе 7 дней;
- — за понедельником следует среда;
- — после субботы идет воскресение;
- — перед пятницей стоит четверг;
- — всего 5 времен года;
- — весна наступает после лета.
- Молодцы, вы были внимательными!
- 6-ое задание:
Воспитатель: Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили. Я предлагаю вам сесть за столы на свои рабочие места.
Итак, вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцов можно поселить в доме — вам покажет цифра на крыше дома. Приступаем.
Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
7-ое задание:
Воспитатель: Злой волшебник заколдовал жителей страны математики при помощи магического круга. Если мы, ребята, разделим магический круг на равные части, колдун больше не сможет пакостить, и превратится в доброго волшебника.
У вас на столах разноцветные круги – сложите свой круг на 2 равные части.
Как нужно складывать, чтобы части были одинаковые? (совмещать края) Как можно назвать каждую из частей? ½ (половина) А теперь сложите ещё раз пополам? Как теперь называется полученная часть круга? ¼( четвёртая часть) Молодцы, злые чары сняты!!!
А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь. Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным? (Ответы детей цепочкой).
- Сегодня все дети работали хорошо, но особенно активны были…
- Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0. (дети считают хором)
- Воспитатель: Вот Мы и в детском саду.
- Мы в королевстве побывали,
- Очень многое узнали.
- Возвратились мы назад,
- Детский сад нам очень рад!
Источник: https://kssovushka.ru/zhurnal/12/1018-priklyucheniya-v-strane-matematiki-konspekt-itogovogo-zanyatiya-po-femp-v-starshei-gruppe/
В. А. Позина. Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада. Планы занятий
Занятие 1 • Закреплять навыки счета в пределах 5, умение образовывать число 5 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 4 и 5.
• Совершенствовать умение различать и называть плоские и объемные геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник; шар, куб, цилиндр).
• Уточнить представления о последовательности частей суток: утро, день, вечер, ночь. Занятие 2 • Упражнять в счете и отсчитывании предметов в пределах 5 с помощью различных анализаторов (на ощупь, на слух). • Закреплять умение сравнивать два предмета по двум параметрам величины (длина и ширина), результат сравнения обозначать соответствующими выражениями (например: «Красная ленточка длиннее и шире зеленой ленточки, а зеленая ленточка короче и уже красной ленточки»).
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и определять его словами: вперед, назад, направо, налево.
Занятие 3 • Совершенствовать навыки счета в пределах 5, учить понимать независимость результата счета от качественных признаков предметов (цвета, формы и величины).
• Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
• Уточнить понимание значения слов вчера, сегодня, завтра. Занятие 1 • Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. • Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (цвет, форма, величина).
• Совершенствовать умение определять пространственное направление относительно себя: вперед, назад, слева, справа, вверху, внизу.
Занятие 2 • Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
- • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
- Занятие 3
- • Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот).
• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). • Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. • Продолжать учить определять местоположение окружающих людей и предметов относительно себя и обозначать его словами: впереди, сзади, слева, справа. Занятие 4 • Продолжать учить считать в пределах 6 и знакомить с порядковым значением числа 6, правильно отвечать на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
• Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. Занятие 1 • Учить считать в пределах 8, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. • Упражнять в счете и отсчете предметов в пределах 7 по образцу и на слух.
• Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении и обозначать его словами: вперед, назад, направо, налево.
Занятие 2 • Учить считать в пределах 9; показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. • Закреплять представления о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур.
• Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между.
Занятие 3 • Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?»
- • Упражнять в умении сравнивать предметы по величине (до 7 предметов), раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый большой, меньше, еще меньше… самый маленький (и наоборот).
- Занятие 4
- • Закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) и их последовательности.
• Упражнять в умении находить отличия в изображениях предметов. • Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?» • Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах.
Занятие 1 (итоговое) • Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10.
• Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот).
• Упражнять в умении видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
• Упражнять в умении двигаться в заданном направлении и обозначать его соответствующими словами: вперед, назад, налево, направо.
Занятие 2 • Закреплять представление о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в пределах 10). • Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника.
• Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади.
Занятие 3 • Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках, их свойствах и видах. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов (на ощупь, счет и воспроизведение определенного количества движений). • Познакомить с названиями дней недели (понедельник и т. д.).
Занятие 4
• Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» • Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. Занятие 1 • Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше числа…», «На сколько число… меньше числа…» • Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины, равные образцу. • Совершенствовать умение различать и называть знакомые объемные и плоские геометрические фигуры. • Развивать умение видеть и устанавливать ряд закономерностей.
- Занятие 2
- • Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом.
- Занятие 3
- Занятие 4
• Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами 9 и 10. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. • Упражнять в последовательном назывании дней недели. • Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним числом. • Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. • Учить ориентироваться на листе бумаги. • Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур: прямоугольника, квадрата, круга, треугольника. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Занятие 1 • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Занятие 2
• Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
• Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
Занятие 3 • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц. • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
Занятие 4
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Занятие 1 • Закреплять представление о порядковом значении чисел первого десятка и составе числа из единиц в пределах 5.
- • Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя (справа, слева, впереди, сзади) и другого лица.
- Занятие 2
- Занятие 3
- • Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед —назад, направо —налево).
• Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. • Продолжать учить делить круг на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Закреплять умение последовательно называть дни недели. • Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать навыки счета в пределах 10. • Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Занятие 4 • Продолжать знакомить с делением круга на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Занятие 1 • Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. • Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа.
- Занятие 2
- Занятие 3
- Занятие 4
• Совершенствовать навыки счета в пределах 10; учить понимать отношения рядом стоящих чисел: 6 и 7, 7 и 8, 8 и 9, 9 и 10. • Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. • Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских). • Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. • Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. • Закреплять умение делить круг и квадрат на две и четыре равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. • Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. • Упражнять в умении двигаться в заданном направлении. • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Работа по закреплению пройденного материала.
Источник: http://thelib.ru/books/v_a_pozina/zanyatiya_po_formirovaniyu_elementarnyh_matematicheskih_predstavleniy_v_starshey_gruppe_detskogo_sada_plany_zanyatiy-read.html