Конспект урока литературного чтения, 4 класс. толстой «был русский князь олег»

Тема Л.Н. Толстой «Был русский князь Олег»
Класс 4 Г
Тип урока Изучение и первичное закрепление новых знаний
УМК Перспектива
Авторы Л.Ф. Климанова Л.А, Виноградова М.В. Бойкина
Цели: Познакомить детей с произведением Л.Н. Толстого; развивать умения выразительно читать поэтические произведения, передавая интонацией настроение; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты:
Предметные: Умения прогнозировать содержание произведении, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличить темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Метапредметные:
  • Регулятивные: формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в современной деятельности, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке;
  • Познавательные: понимание и осмысление нравственных уроков, которые дает изучаемое произведение, умения работать с текстом, осуществлять поиск необходимой информации в книге, ориентироваться в учебной и художественной книге
  • Коммуникативные: ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о собственных действиях);
Личностные: Формирование системы нравственных ценностей (любовь к близким, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность положительных качеств характера), проявление интереса к произведениям Л.Н. Толстого .
Оборудование: Портрет Л.Н. Толстого, репродукции картин по теме урока.
  1. Ход урока:
  2. Этапы урока
  3. Деятельность учителя
  4. Деятельность ученика
  5. УУД
  6. 1.Организационный момент
  7. 1.1 Приветствие и посадка за парты
  8. — Прозвенел и смолк звонок.
  9. Начинается урок.
  10. Тихо девочки за парту сели,
  11. Тихо мальчики за парту сели,
  12. На меня все посмотрели.
  13. 1.2 Знакомство
  14. -Меня зовут Марина Сергеевна , урок литературного чтения проведу у вас я .
  15. Учащиеся готовятся к уроку, приветствуют друг друга.
  16. Личностные:
  17. формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
  18. деятельности;

2. Актуализация знаний. Формулирование темы урока.

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Толстой «Был русский князь Олег»

Рассмотрите портрет. Это один из первых князей на Руси. И зовут его Олег. Древнерусский князь Олег жил в XI- X вв. Князь Олег прославился отвагой и военными победами. За свою мудрость он получил прозвище «Вещий».

Подчинив своей власти все важнейшие славянские племена, Олег избрал город Киев столицей Руси и стал называть его «матерью всех городов русских» – старшим над всеми остальными городами. Имя Олега упоминается в летописи «Повесть временных лет». Летописец рассказывает историю о нем и его коне. Эта история вдохновила многих поэтов, писателей, художников.

А что такое летопись?

Одно из произведений написал А.С.Пушкин. Оно называется «Песнь о вещем Олеге».

Дома вы должны были прочитать его

Какой жанр для своего произведения выбрал Пушкин?(песнь). Как вы думаете, почему?( Это древний способ прославления).

  • Личностные:
  • формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной
  • деятельности;
  • формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Регулятивные:
  • формируем умение прогнозировать предстоящую работу;
  • формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  • Коммуникативные:
  • формируем умение слушать и понимать других;
  • формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  • формируем умение оформлять свои мысли в устной форме

3. Подготовка к первичному восприятию.

Разные писатели часто обращаются к одной и той же теме, особенно к истории своего государства. Подобные произведения могут быть разных жанров, иметь разные сюжеты (сюжет в литературе — это развитие действия, ход событий в повествовательных или драматических произведениях), а могут и совпадать.

Произведения на одну тему различаются образами героев, которые создал автор, используя свой замысел или идею. Эпизод о смерти князя Олега от своего коня, взятый из летописи, разрабатывался в думе К.Ф.Рылеева «Олег Вещий», в балладе Н.М.Языкова «Олег», в «Истории государства Российского» Карамзина.

Итак, чье произведение мы будем читать?

Расскажите, что вы знаете об этом великом писателе?

Льва Николаевича волновала история нашей страны, её далёкое прошлое. В историческом прошлом писатель искал доказательства правоты своих взглядов на явления и события современной ему жизни.

Сегодня вы познакомитесь с произведением Л.Н. Толстого «Был русский князь Олег», написанным на основе летописной легенды.

  1. О Льве Николаевиче Толстом.
  2. — сказки, басни, рассказы, былины для детей.
  3. — «Тетерев и лиса», «девочка и разбойники», «три медведя», «шат и дон», «два брата», «как мужик детей делил».
  4. 4. Первичное восприятие

Откройте страницу 127. Прочитайте самостоятельно.

5. Проверка первичного восприятия.

Поделитесь впечатлениями.

Как бы вы определили жанр этого произведения? У Пушкина — песнь. А у Толстого? Рассказ, притча, басня. стихотворение, сказка? Почему вы так решили?

6. Словарная работа.

  • Значение каких слов вы хотели бы выяснить?
  • Ибо-
  • Волхвы, кудесники —
  • Княже-
  • Укорить-
  • Сей-
  • Слых-
  • Ибо— потому что
  • Волхвы, кудесники –колдуны, чародеи
  • Княже- вежливое обращение к Князю
  • Укорить-обвинить
  • Сей-этот
  • Слых- известие
  • 7. Проверка первичного восприятия и анализ
  • Физминутка
  • Какую смерть предсказали волхвы князю?
  • — Как поступил князь Олег со своим конём, чтобы избежать смерти?
  • Найдите и прочитайте словами из текста.
  • — Как вы думаете, почему Олег принял такое решение: испугался или проявил силу духа?

А в каком произведении это ярче показано? У Пушкина или у Толстого? Докажите.

— Удалось ли ему уйти от судьбы?

Можно ли князя Олега считать суеверным человеком? Обоснуйте свое мнение.

Верно ли, что князь Олег изображен Л.Н. Толстым как властный правитель? Обоснуйте свое мнение, используя текст произведения.

  1. Дети под музыку выполняют движения
  2. Волхвы
  3. Ответы детей
  4. — смерть от коня своего
  5. — Отослал в дальнюю деревню.
  6. Олег и подумал: «если смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не буду».
  7. Ответы детей
  8. Познавательные:
  9. формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
  10. формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
  11. формируем умение находить ответы на вопросы в тексте.
  12. Коммуникативные:
  13. формируем умение слушать и понимать других;
  14. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
  15. формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;

8. Вторичный синтез.

Работа с картиной.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Проведите исследование двух произведений: Л.Н. Толстого «Был русский князь Олег» и А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Оформите результаты в таблице.

На странице 127 помещена репродукция с картины В.Васнецова «Встреча князя Олега с волхвом». В 1899 году Россия широко отмечала столетие со дня рождения А.С.Пушкина.

Юбилейная комиссия, созданная при Академии наук, готовила к выпуску трёхтомное собрание сочинений поэта, привлекая к его иллюстрированию лучших художников того времени. В.М.Васнецов сделал несколько рисунков к разным произведениям.

Но самой значительной работой стала серия рисунков Васнецова к отдельному изданию «Песни о вещем Олеге» Пушкина.

.Давайте рассмотрим репродукцию картины В.М. Васнецова «Встреча князя Олега с волхвом»

— Что вы видите? Расскажите.

Каким изображен кудесник?

— Во что одет князь?(В доспехи, плащ с застёжкой на правом плече, меч в богатых ножнах, одет в сапоги.)

— Какой цвет присутствует на одежде князя?

— На каком фоне изображён князь. а волхв? Почему?

  • — На чьей стороне автор?
  • Прочтите отрывок, соответствующий этой репродукции, из произведения Толстого
  • Видим как встречу князя Олега и волхвов.
  • Дети читают.
  • -Он в полотняной рубашке, на голове ободок; обереги, нож, пояс на бёдрах, обут в лапти, белый цвет – душевная чистота, неподкупность.)
  • -Красный цвет – цвет богатства, высокого социального положения.
  • -На фоне дружины, волхв – на фоне леса.
  • Коммуникативные
  • Строить речевые высказывания в устной форме, формулировать собственное мнение.
  • Познавательные
  • Формирование нравственно-ценностных качеств личности
  • 9.
  • Рефлексия
  • — Выберите любое начало предложения и продолжите его.

-Сегодня на уроке я..

  1. -На этом уроке я похвалил бы себя за…
  2. — После урока мне захотелось…
  3. -Сегодня я сумел…
  4. Регулятивные
  5. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
  6. формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Сравнение

Л.Н. Толстой

«Был русский князь Олег»

А.С. Пушкина

  • «Песнь о вещем Олеге»
  • Жанр, форма речи
  • Тема
  • Герои
  • Ход событий
  • Образ князя Олега
  • Отношение автора к герою
Читайте также:  Сценарий праздника детской поэзии в начальной школе

Сравнение

Л.Н. Толстой

«Был русский князь Олег»

А.С. Пушкина

  1. «Песнь о вещем Олеге»
  2. Жанр, форма речи
  3. Тема
  4. Герои
  5. Ход событий
  6. Образ князя Олега
  7. Отношение автора к герою

Сравнение

Л.Н. Толстой

«Был русский князь Олег»

А.С. Пушкина

  • «Песнь о вещем Олеге»
  • Жанр, форма речи
  • Тема
  • Герои
  • Ход событий
  • Образ князя Олега
  • Отношение автора к герою

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-literaturnomu-chteniyu-na-temu-ln-tolstoy-bil-russkiy-knyaz-oleg-klass-614325.html

Конспект урока литературного чтения, 4 класс. Толстой «Был русский князь Олег»

Цели: продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого; учить анализировать прочитанное, выявлять мотивы и причины поступков героев; развивать речь, внимание, мышление; прививать добрые чувства к близким и окружающим людям.

  • Планируемые результаты: предметные: умения выбирать книгу для самостоятельного чтения, ориентируясь на тематический и алфавитный каталоги и рекомендательный список литературы, оценивать результаты своей читательской деятельности, вносить коррективы, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, самостоятельно составлять краткую аннотацию; метапредметные:
  • — формулирование учебной задачи урока, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
  • — анализ прочитанного текста, выделение в нем главной мысли,
  • — ответы на вопросы на основе художественного текста, обсуждение в группе ответов на вопросы учителя, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к художественной книге, аккуратность в ее использовании.

Оборудование: книги Л.Н. Толстого для детей, репродукции картин В.М. Васнецова, текст поэмы А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Вступительное слово учителя
  3. III. Работа по теме урока
  4. (Сообщения обучающихся.)

— Каким был писатель? Дайте краткую характеристику.

Сегодня мы поиграем с вами в игру «Метелица». Так играл Л.H. Толстой со своими учениками. Игра «Метелица»

  • (Дети, мальчики и девочки, вставали в круг и начинали размахивать руками и качаться в разные стороны: это означало метель; они пели.)
  • Вдоль по улице метелица метет,
  • Скоро все она дорожки заметет.
  • Ай, жги, ай, жги, говори.
  • Скоро все она дорожки заметет.
  • (Потом дети делали руками быстрые движения, как будто что-то надевали, как будто что-то пристегивали.)
  • Запряжем мы в сани лошадей,
  • В лес поедем за дровами поскорей.
  • Ай, жги, ай, жги, говори.
  • В лес поедем за дровами поскорей.
  • (Дети бегут вприпрыжку.)
  • Рысью друг за другом поспешим
  • И скорехонько до леса докатим.
  • Ай, жги, ай, жги, говори.
  • И скорехонько до леса докатим.
  • (Внезапно останавливались, шли медленнее — приехали в лес.)
  • Топорами мы ударим дружно враз,
  • Только щепочки по лесу полетят.
  • (Руками дети показывали, что происходила рубка леса, в конце концов все устали от работы.)
  • А из леса мы тихонько пойдем
  • И в ладоши так пришлепывать начнем.
  • А ногами-то притоптывать все враз.
  • Ну, теперь мороз не страшен-то для нас.

— Ребята, а что писал Лев Николаевич? (Сказки, басни, рассказы, былины для детей, произведения для взрослых.)

— Какие сказки вы прочитали? («Тетерев и лиса», «Девочка и разбойники», «Три медведя», «Липунюшка», «Шат и Дон», «Волга и Вазуза», «Два брата», «Как мужик детей делил» и др.)

— Какие басни прочитали? Расскажите. («Обезьяна и горох», «Ученый сыт, «Волк в пыли», «Садовник и сыновья», «Три калача и одна баранка» и др.)

— Какие рассказы вам понравились?

— Что вы еще читали у Льва Николаевича? (Выразительное чтение отрывков из былин.)

  1. — Что нового узнали на уроке?
  2. — Что вам особенно понравилось из прочитанных произведений?
  3. — Какую книгу захотелось прочитать?

— Нашли ли вы произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»?

— Прочитаем его выразительно.

(Первичное чтение с комментированием. Словарная работа.)

  • Ибо — потому что.
  • Волхвы, кудесники — колдуны, чародеи.
  • Княже — вежливое обращение к князю.
  • Укорять — обвинять.
  • Сей — этот.
  • Слывет — известна.

— О каком князе идет речь в отрывке из «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина?

  1. — Какую смерть предсказали волхвы князю?
  2. — Как поступил князь Олег со своим конем, чтобы избежать смерти?
  3. — Удалось ли ему уйти от судьбы?

— Заметили ли вы, что почти каждое предложение начинается с союза м? Почему? (Это придает речи напевность и связность, одно предложение словно перетекает в другое.)

— Каким еще жанрам литературы свойственна такая напевность и неторопливость? (Былинам.)

— Как надо читать это произведение? (Неторопливо, размеренно.)

  • (Повторное выразительное чтение отрывка.)
  • IV. Физкультминутка
  • V. Продолжение работы по теме урока

— Откройте учебник на с. 127. Сейчас вы прочитаете это произведение в пересказе Льва Николаевича Толстого. (Дети читают текст.)

— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?

— Чем они отличаются? (Примерный ответ. Произведение Л.Н. Толстого написано прозой, а произведение А.С. Пушкина — в стихотворной форме. У А.С. Пушкина эта история описана более подробно.

Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался.

Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его

словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что предсказание кудесника сбылось.)

— Какую словесную иллюстрацию можно нарисовать?

— Что вы нарисуете на переднем плане? на заднем? («Олег на коне и волхвы», «Олег рядом с черепом коня», «Похороны Олега».)

— Рассмотрите репродукцию картины В.М. Васнецова «Встреча князя Олега с волхвом». Что вы видите? Расскажите.

  1. — Прочитайте отрывок, соответствующий каждой репродукции.
  2. VI. Рефлексия
  3. — Выберите любое начало предложения и продолжите его.

• Сегодня на уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

  • VII. Подведение итогов урока
  • — Вспомните содержание обоих произведений о вещем Олеге, расскажите, что вы узнали о князе Олеге.
  • Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Найти и подготовить дополнительный материал о Л. Н. Толстом.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-4-klas-tolstoi-byl-ruskii-knjaz-oleg.html

План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: "Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» | Социальная сеть работников образования

  • Конспект урока по чтению с детьми ОВЗ в 4 классе.
  • Тема: Из летописи «И вспомнил Олег коня своего»
  • Цели: познакомить с отрывками из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.
  • Планируемые результаты: предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; метапредметные: Р — формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке, П — анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли, К — ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре отпетое на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: формирование чувства гордости за свою родину, ее историю, народ.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг и энциклопедий по теме урока, магнитная азбука, рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Олега» на карточке; у каждого учащегося: карточки со стихотворениями.

  1. Ход урока
  2. I. Организационный момент
  3. II. Речевая разминка
  4. — Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
  5. • Книги не говорят, а правду сказывают.
  6. • Одна книга тысячи людей учит.
  7. • Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
  8. — Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздражения (еще: весело, выразительно).
  9. III. Проверка домашнего задания
  10. — Расскажите, что вы узнали о создании бумаги и о том, как рождается книга.
  11. — Какие летописи, былины вы читали?

(Заслушивают несколько отрывков. Учитель также может сделать короткое сообщение.)

  • IV. Физкультминутка
  • V. Работа по теме урока
  • 1. Предварительная работа
  • (Один из учеников читает текст на карточке.)
  • Смерть Олега
Читайте также:  Конспект занятия в группе раннего возраста. наблюдение за рыбкой в аквариуме

Был русский князь Олег. Он призвал к себе волхвов и спросил у них: какая его жизнь будет и какая смерть? Волхвы сказали:

— Жизнь твоя будет счастливая, а смерть тебе будет от любимого твоего коня. Олег и подумал: «Если мне смерть от любимой лошади, так я ее отошлю и никогда на ней ездить не стану». И Олег велел отвести лошадь в дальнюю деревню.

Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил:

— А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят:

— Лошадь твоя давно уже издохла.

И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит:

— Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят:

— Он давно издох, его волки съели, одни кости остались.

Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова.

Олег и подумал: «Как же мне смерть придет от этого теперь?» И он толкнул ногой лошадиную голову. А в голове была змея. Она выползла, зашипела и ужалила Олега в ногу. От этого Олег и умер.

Л.Н. Толстой

2. Работа над отрывком из летописи. Словарная работа

— Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рассказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. (После первичного чтения проводится работа по объяснению непонятных слов.)

— О каком веке идет речь в прочитанных отрывках из летописи? Прочитайте запись года. («В лето 6415 (907)…» — Х в., «В лето 6420(912)…»-X в.)

  1. ВОЛХВЫ— у древних славян: чародеи, колдуны.
  2. КУДЕСНИК — волхв, чародей.
  3. СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.

— Как вы поняли фразу «От сего ли черепа смерть мне принять?»?

— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)

(Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.)

VI. Рефлексия

— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?

VII. Подведение итогов урока

— Вспомните содержание обоих отрывков. Почему люди оплакивали князя Олега?

Домашнее задание

Найти произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и прочитать вместе с родителями. Подготовить выразительное чтение понравившегося отрывка.

Материал для учителя

Бумага

Когда-то люди высекали слова на каменных плитах или вырезали на деревянных дощечках. Египтяне писали на папирусе — материале, изготовленном из стеблей водяного растения, тоже называвшегося папирусом. Позже стали писать на пергаменте — особым образом обработанной коже коз и овец.

Бумагу изобрел китаец Тай Лунь приблизительно в 105-110 гг. н. э. Первоначально ее изготавливали из коры тутового дерева, позднее догадались для прочности добавлять крахмал. Для получения бумаги размоченную кору долго варили, затем промывали и отбивали деревянными молотками.

Кора распадалась на тонкие волокна, которые опускали в воду и добавляли клей. Полученную массу перемешивали и наливали на сетку, натянутую на раму. Ждали, пока вода стечет. Слой подсохшей массы снимали с сетки и клали под пресс, а потом готовые листы бумаги досушивали на каменных плоских плитах.

В Европе бумага стала известна только в XIII в.

Книги

Старинные рукописные книги представляли собой длинные свитки пергамента, которые приходилось разворачивать, чтобы прочесть.

В Древней Греции свитки наматывались на специальные палочки. В Японии писали кисточками на шелке, который тоже сворачивали в трубочку. В Средние века в Европе книги начали переплетать.

Переписывали их вручную на пергаменте. Два больших листа пергамента клали друг на друга и сгибали пополам. Получалась тетрадь из 4 листов. Писцы писали в отдельных тетрадях, украшая текст цветными миниатюрами и узорами. Потом тетради сшивал переплетчик. Обложки делали из дерева, обтягивая их кожей.

В основном переписыванием занимались монахи в монастырях. Там же находились самые богатые библиотеки. Первая печатная книга появилась в Корее в начале VIII в. Восток и в этом обогнал Европу. В Китае с XI в.

умели печатать книги, но очень неудобным способом: на деревянных или каменных табличках — клише — вырезали тексты и рисунки, потом клише смазывали краской и прижимали к бумаге.

Можно было отпечатать сколько угодно экземпляров, но для каждой страницы приходилось долго вырезать клише.

Настоящий переворот в книжном деле произвел Иоганн Гутенберг. Он изобрел механический книгопечатный станок со сменным шрифтом. Металлические кубики с выпуклыми буквами — литеры — можно было набрать в нужном порядке в специальной рамке, как на странице. Гутенберг также изобрел первую типографскую краску.

Первая книга — Библия на латинском языке — была отпечатана Гутенбергом в 1455 г. в немецком городе Майнце в количестве 800 экземпляров. Она состояла из 1284 страниц.

Первую русскую книгу напечатал в 1564 г. в Москве Иван Федоров. С появлением печатных станков книги подешевели. Только за первые 50 лет в Европе было выпущено порядка 15 тыс. книг. Вскоре начали

выходить газеты.

Книга начинается с авторской рукописи. Раньше текст писали от руки или печатали на пишущей машинке. Теперь все чаще писатель набирает текст на компьютере. Затем текст читает редактор и отдает художнику, чтобы тот нарисовал к тексту иллюстрации. В типографии книгу печатают и переплетают. Потом она поступает в книжные магазины.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/09/25/iz-letopisi-i-vspomnil-oleg-konya-svoego

Умк «Перспектива» II полугод

Цели:• Стимулировать:- желание читать притчи Л.Н. Толстого;- интерес к сравнению произведений разных авторов на одну тему;- интерес к составлению программы конференции.• Актуализировать знания о жанре «притча», «песнь».

• Актуализировать умение: — определять особенности жанра притча и обосновывать свое мнение;- определять тему и главную мысль произведения и обосновывать свое мнение;- определять образ героя и мотивы его поступков и обосновывать свое мнение;- определять настроение героя, авторское отношение и обосновывать свое мнение;- работать с текстом эпического и лиро-эпического произведения;- выразительно читать текст;- выполнять взаимопроверку и взаимооценку учебного задания; — подбирать адекватные высказывания, представляя свое суждение в рамках учебного диалога и для представления результата деятельности;- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.• Вести понятие «сюжет», «оргкомитет», «программа конференции», «регистрация».• Научить:- раскрывать значение понятия «сюжет», «дискуссия», «оргкомитет», «регистрация» и использовать его в речи;- раскрывать значение выражения «информационное письмо», «программа конференции» и использовать его в речи;- раскрывать значение слова «волхвы», «суеверие», «хазары», «Перун», «тризна», «ценности», «истина», «аллегория» и значение выражения «назидательный характер», «духовные истины» и использовать их в активном словаре;- определять отличия жанров притчи и басни и обосновывать свое мнение;определять количество организаторов конференции и обосновывать свое мнение;- определять сроки подготовки конференции и обосновывать свое мнение;- рассказывать об особенностях жанра притчи; — рассказывать о различии басни и притчи;- проводить исследование нескольких произведений и оформлять результаты в таблице;- составлять и писать притчу на выбранную тему;- рассказывать о подготовке и проведении конференции;- составлять программу конференции. ^ Разные писатели часто обращаться к одной и той же теме, особенно к истории своего государства. Подобные произведения могут быть разных жанров, иметь разные сюжеты (сюжет в литературе — это развитие действия, ход событий в повествовательных или драматических произведениях), а могут и совпадать. Произведения на одну тему различаются образами героев, которые создал автор, используя свой замысел или идею.

  • Задание 1 (З) Учебник, с. 127 – 128
  • Задание 2 (П)
  • Задание 3 (У)

Назовите значение слова «сюжет».Назовите прочитанные произведения с разными сюжетами.Расскажите о Древней Руси и ее князе Олеге.Назовите значение слова «волхвы», «суеверие», «хазары», «Перун», «тризна».Назовите героев и тему произведений Л.Н. Толстого «Был русский князь Олег» и А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».Расскажите, эпизод из произведения Л.Н. Толстого «Был русский князь Олег» или А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге», который вам особенно понравился.Можно ли князя Олега считать суеверным человеком? Обоснуйте свое мнение.Верно ли, что князь Олег изображен Л.Н. Толстым как властный правитель? Обоснуйте свое мнение, используя текст произведения.Проведите исследования двух произведений: Л.Н. Толстого «Был русский князь Олег» и А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Оформите результаты в таблице.

Читайте также:  Игры на развитие воображения для детей 5-6-7 лет в детском саду
Параметры сравнения Л.Н. Толстой «Был русский князь Олег» А.С. Пушкина«Песнь о вещем Олеге»
Жанр, форма речи притча, в прозе песнь, в стихах
Эпическое/ лирическое произв. эпическое лироэпическое
Объем небольшой 0,5 стр. значительный, несколько стр.
Тема жизнь и смерть князя Олега судьба князя Олега
Герои князь, волхвы князь, дружина, слуги, княгиня, сын князя Олега, волхв
Сюжет ход событий совпадает, одинаковый одинаковый, кроме заключения
Образ князя Олега ^ живой человек, любит и жалеет своего коня, подробно описаны чувства и мысли князя
Отношение автора к герою не представлено симпатия, сожаление
Предпочтение читателя Мне больше понравился перевод ………………

……………….., потому что ………………………………………..

^

Притча – это краткий иносказательныйрассказ с нравоучительным выводом. Наставления притчи учат читателей жить мудро и по совести, относиться к людям милосердно. Притчи, как поучительный жизненный пример, Господь употреблял в своих беседах с народом. Восточным мудрецам и ученым было свойственно в своих беседах использовать текст притчи.

Сюжет притчи, взятый из истории или реальной жизни, показывает читателю истину.

^ – это древняя история (рассказ) из библии, говорит о вечной, истинной жизни. В Библии притчи служат указателем пути, которые руководят человеком в жизни. Книга притч пользовалась величайшим уважением у многих народов мира. В древности ее называли сокровищницей всех добродетелей и царственным даром.

Иносказание – это выражение, имеющее скрытый смысл, намек; употребляется как литературный приём, аллегория.

Аллегория – это иносказание, иносказательное представление образа.Использовать аллегорию в речиэто значит говорить со скрытыми намеками на что-нибудь.

^ – правда, объективность, реальность, факт. Истина может быть представлена в мысли (высказывание) и в действии (вещи).

Ценности – это значимые для человека представления о жизни, смерти, любови, дружбе, семье и т. д.

Притча, как и басня, построена на иносказании, но отличается тем, что ее герои чаще всего люди, а вывод (нравоучение) в литературной притче читатель делает самостоятельно. Исключение составляют библейские притчи, в которых поучение растолковывается в конце произведения.

Параметры сравненияiП итчаБасня
Литературный жанр Притча Басня
Герои люди, животные животные, предметы, наделенные человеческим характером, реже люди
Литературный прием Иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек) Иносказание (изображение предмета, за которым скрывается другой предмет или человек)
Содержание, поучение Важен вывод, который читатель должен сделать сам. Мораль басни выделена и открыта читателю.
  1. Задание 4 (З) Учебник, с. 128
  2. Задание 5 (П)
  3. Задание 6 (У) с взаимооценкой
  4. Оцените работу одноклассников.
  5. Задание 7 (У)
  6. Задание 8 (У) с взаимооценкой
  7. ^

Назовите значение слова «притча», «басня», «ценности», «истина», «аллегория».Назовите значение выражения «нравоучительный характер», «духовные истины».Расскажите о значении притчи, как литературного жанра.Расскажите о различии басни и притчи.Назовите тему каждой притчи Л.Н. Толстого.Назовите общее в произведениях Л.Н. Толстого «Мудрый старик» и «Кто прав?» Можно ли утверждать, что в тексте притчи содержится сформулированная мораль произведения? Обоснуйте свое мнение.Обоснуйте свое мнение.Можно ли произведение Л.Н. Толстого «Муравей и голубка» назвать притчей? Обоснуйте свое мнение.Можно ли утверждать, что притчи Л.Н. Толстого «Мудрый старик» и «Кто прав?» учат честности и мужеству? Обоснуйте свое мнение, используя текст произведения.Прочитайте выразительно притчи Л.Н. Толстого «Мудрый старик» и «Кто прав?»Определите интересную для вас тему и напишите притчу.*Представьте работу одноклассникам. Составьте рассказ о творчестве Л.Н. Толстого для детей. Оцените работу своих одноклассников.Школьная конференция — это публичное представление итогов работы по определенной теме, например, представление лучших исследовательских работ школьников. Организация и проведение школьной конференции включает несколько этапов:

  1. подготовительный (информационный);
  2. организационный этап (подготовка ресурсов для проведения конференции);
  3. проведения конференции;
  4. подведение итогов конференции.

Для подготовки конференции создается организационный комитет (группа активных и ответственных/ заинтересованных лиц), который определяет состав участников для ее подготовки и проведения, распределяет обязанности и ответственность за отдельные этапы или выполнение специальных работ, (например: техническое оборудование конференции, встреча и регистрация участников, музыкальное оформление, призы и награждение участников конференции). Организаторы составляют информационное письмо, которое рассылается возможным участникам. Далее они составляют и оформляют программу конференции. Это документ, в котором представляется последовательность проведения мероприятия с указанием времени. В программе указываются: организаторы конференции, тема, дата, время, место ее проведения, название выступлений с указанием их представителей, начало регистрации участников. Регистрация – это фиксирование данных об участников мероприятия (Ф.И.О., место работы/ учебы, контактный телефон и т.п.). Например:

Школа № 74 Выборгского района Санкт-Петербург Городская конференция «Экология глазами детей»12 мая 2013 годаСанкт-Петербург, ул. Сантьяго де Куба, д. 27, к. 4

Источник: http://lit-yaz.ru/literatura/103146/index.html?page=2

Литературное чтение 4 класс 2 часть Климанова, Виноградская, Перспектива

Аннотация

Учебник доработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В основе концептуальной идеи учебника лежат духовно-нравственное воспитание младших школьников и развитие их творческих способностей. Формирование личности младшего школьника происходит через восприятие и осознание культурно-исторического наследия.

Для этого в учебнике используются тексты классической и современной литературы, фольклорные произведения разных народов. Система вопросов и заданий направлена на формирование универсальных учебных действий и способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов.

Пример из учебника

Подходит к концу ваше обучение в начальной школе. Вы многому научились, прочитали столько интересных книг, что они уже не умещаются на одной книжной полке. Многие из вас определились со своими читательскими интересами. Кто-то любит читать сказки, кто-то – историческую или приключенческую литературу. Вы умеете самостоятельно выбирать нужную книгу в библиотеке, пользоваться справочниками и словарями.

Вы научились писать отзыв о прочитанной книге. Вы узнали, что такое сценарий и как по нему поставить спектакль к празднику.

Не сомневаемся, что некоторые ребята попробовали свои силы и самостоятельно придумали свои увлекательные рассказы или сказки.

Вы познакомились с творчеством русских и зарубежных писателей и поняли, почему литературу называют искусством слова. У вас впереди столько интересных открытий! Чему вы хотели бы ещё научиться, какие новые книги прочитать?

Содержание

Литературная сказка 4
Якоб и Вильгельм Гримм 6
Белоснежка и семь гномов 10
Шарль Перро 20
Мальчик-с-пальчик 24
Спящая красавица 32
Ганс-Христиан Андерсен 34
Дикие лебеди 38
Пятеро из одного стручка 43
Чайник 47
Мы идём в библиотеку 49
Самостоятельное чтение 50
Сказочка о счастье. И. Токмакова 50
Семейное чтение 54
Аленький цветочек. С. Т. Аксаков 54
Наш театр 65
Мафии печёт пирог. Э. Хоггарт 65
Маленькие и большие секреты страны Литературии 69
Великие русские писатели 7 2
А. С. Пушкин 73
Сказки Пушкина. К. Паустовский 74
Сказка о мёртвой царевне
и о семи богатырях 78
Осень 95
«Гонимы вешними лучами…» 96
«Ещё земли печален вид…» Ф. И. Тютчев 97
Вечерний звон. И. И. Козлов 98
М. Ю. Лермонтов 10 0
«Горные вершины…» 102
Дары Терека 104
Утёс 105
Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова 106
Бородино 1 10
Л. Н. Толстой 112
Maman 113
Ивины 116
«Вечер ясен и тих…» И. С. Никитин 121
«Когда закат прощальными лучами…»
И. С. Никитин 122
«Гаснет вечер, даль синеет…» И. А. Бунин 123
«Ещё и холоден и сыр…» И. А. Бунин 124
Мороз, Красный нос. Н. А. Некрасов 125
Мы идём в музей 126
Самостоятельное чтение 127
«Был русский князь Олег…» Л. Н. Толстой 127
Кто прав? Л. Н. Толстой 128
Мудрый старик. Л. Н. Толстой 128
Семейное чтение 129
Петя Ростов. Л. Н. Толстой 129
Наш театр 140
Ворона и Лисица. И. А. Крылов 140
Маленькие и большие секреты страны Литературии 141
Литература как искусство слова (обобщение) 142
Словарь 157

Учебник можно просто читать в онлайн режиме, переходя сразу на тот параграф или раздел, который Вам сейчас нужен.

Источник: https://znayka.pro/uchebniki/4-klass/literaturnoe-chtenie-4-klass-2-chast-klimanova-vinogradskaya-perspektiva/

Ссылка на основную публикацию