Конспект урока литературного чтения, 3 класс. соколов-микитов «март в лесу»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с жизнью и творчеством И. Соколова- Микитова; формировать умение эмоционального восприятия: художественного текста; учить анализировать лирическое произведение и произведение живописи, сравнивать их, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений, работать в паре, группе.

Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в чем различие); метапредметные: создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.

Оборудование: портрет и выставка книг И. Соколова-Микитова, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.

Ход урока

  • I. Организационный момент
  • II. Речевая разминка
  • — Прочитайте загадку.
  • Дел у меня немало —
  • Я раскрываю почки,
  • В зеленые листочки
  • Деревья одеваю,
  • Посевы поливаю.
  • Движения полна,

Зовут меня… (весна).

  1. — Как вы отгадали загадку?
  2. — Прочитайте по слогам (с ускорением; вопросительно; утвердительно; весело; выразительно).
  3. III. Актуализация знаний

— Прочитайте выразительно стихотворение Б. Заходера. Кто может прочитать наизусть?

— Дома вы еще раз осмыслили это произведение. Какие варианты ответов были предложены на вопрос «Что такое стихотворение»? С чем вы не согласны?

— Какими мыслями вам захотелось поделиться с одноклассниками?

— Вы отгадали загадку из речевой разминки. Какие приметы весны вы знаете?

— Прочитайте записанную на доске тему урока. Определите его задачи.

— Что вы знаете о писателе И. Соколове-Микитове?

IV. Работа по теме урока

— О чем может говориться в тексте с таким названием — «Март в лесу»?

— Прочитайте текст на с. 140 учебника и проверьте свои предположения.

  • — Ваши впечатления?
  • V. Физкультминутка
  • VI. Продолжение работы по теме урока
  • — Перечитайте текст еще раз.
  • — Как вы думаете, это текст-описание, текст-рассуждение или текст-повествование?
  • (Работа в паре.)

— О чем вам говорит заглавие пейзажной весенней зарисовки И. Соколова-Микитова?

— Какое настроение создает этот текст? Начните отвечать так: этот текст создает радостное настроение, потому что…; этот текст создает грустное настроение, потому что… и т. д.

— Найдите выразительные слова и словосочетания, которые характеризуют звуки весеннего леса. (Звонкая барабанная трель; торжественно звучат; сухое звонкое дерево…)

— Прочитайте текст выразительно — так, чтобы все почувствовали, что хотел выразить автор.

— Кто автор этого текста?

— Рассмотрите портрет и выставку его книг. Что вы можете сказать о нем?

Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892—1975), русский писатель- путешественник. Побывал в европейских, азиатских и африканских портах, участвовал в арктических экспедициях.

Многочисленные путешествия писателя по стране описаны в книгах «Ленкорань» (1934), «Пути кораблей» (1934), «Летят лебеди» (1936), «Северные рассказы» (1939), «На пробужденной земле» (1941), «Рассказы о Родине» (1947).

В книге «У святых источников» (1969) он пишет: «С охотничьим ружьем за плечами я обошел ближние лесные угодья, путешествовал в лодке по Волге. Мне удалось побывать в глухих местах Оршанского леса, на Петровских озерах, куда не всякий год может проникнуть неопытный человек.

Я знакомился с молодыми и старыми людьми, слушал их рассказы, любовался природой. Живя в Карачарове, написал несколько небольших рассказов, в которых изображена близкая моему сердцу родная природа».

VI. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

  1. VIII. Подведение итогов урока
  2. — Какое произведение мы изучали на уроке?
  3. — Какие задачи урока выполнили?

— Найдите в тексте средства художественной выразительности. {Тяжелая белая шапка рассыпалась (как, словно).)

— Вспомните, как называется этот прием. (Сравнение; метафора.)

Домашнее задание

Перечитать текст и устно описать, как выглядит лес весной.

Источник: https://kladraz.ru/metodika/uchitelyu-nachalnoi-shkoly/konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-3-klas-sokolov-mikitov-mart-v-lesu.html

Март в лесу

В богатствах календаря русской природы март числится первым месяцем весны, радостным праздником света. Уже кончился холодный, вьюжный февраль — «кривые дороги», как называют его в народе. По народному меткому слову, еще «зима зубы показывает».

В первых числах марта нередко возвращаются морозы. Но все длиннее дни, раньше и раньше восходит над снежной сверкающей пеленой весеннее яркое солнце. В лесах и на поле нетронуто лежат глубокие сугробы.

Выйдешь на лыжах — такая засверкает вокруг нестерпимая белизна!

По-весеннему пахнет воздух. Отбрасывая на снег лиловые тени, недвижно стоят в лесу деревья. Прозрачно и чисто небо с высокими легкими облаками. Под темными елями ноздреватый снег обсыпан опавшей хвоей. Чуткое ухо ловит первые знакомые звуки весны. Вот почти над самой головой послышалась звонкая барабанная трель.

Нет, это не скрип старого дерева, как обычно думают городские неопытные люди, оказавшись в лесу ранней весной. Это, выбрав сухое звонкое дерево, по-весеннему барабанит лесной музыкант пестрый дятел. Если прислушаться хорошенько, непременно услышишь: там и там в лесу, ближе и дальше, как бы перекликаясь, торжественно звучат барабаны.

Так барабанщики дятлы приветствуют приход весны.

Вот, прогретая лучами мартовского солнца, сама собой свалилась с макушки дерева, рассыпалась снежною пылью тяжелая белая шапка. И, точно живая, долго колышется, как бы машет рукой, зеленая ветка, освобожденная от зимних оков. Стайка клестов-еловиков, весело пересвистываясь, широким красно-брусничным ожерельем рассыпалась по увешанным шишками вершинам елей.

Лишь немногие наблюдательные люди знают, что эти веселые, общительные птички всю зиму проводят в хвойных лесах. В самую лютую стужу они искусно устраивают в густых сучьях теплые гнезда, выводят и выкармливают птенцов.

Опершись на лыжные палки, долго любуешься, как шустрые птички своими кривыми клювами теребят шишки, выбирая из них семена, как, кружась в воздухе, тихо сыплются на снег легкие шелушинки.

Почти невидной и неслышной жизнью, доступной лишь зоркому глазу и чуткому уху, живет в эту пору едва пробудившийся лес. Вот, уронив обгрызенную шишку, взвершилась на дерево легкая белка.

Прыгая с сучка на сучок, над самым сугробом уже по-весеннему тенькают синички. Мелькнув за стволами деревьев, неслышно пролетит и исчезнет рыжеватая сойка.

Читайте также:  Про божью коровку для 1 класса

Вспорхнет, прогремит и скроется в глубине лесного заросшего оврага пугливый рябчик.

Освещенные лучами солнца, высятся бронзовые стволы сосен, в самое небо вознося свои раскидистые вершины. В тончайшее кружево сплелись зеленоватые ветки голых осин. Пахнет озоном, смолою, багульником, жесткие вечнозеленые ветки которого уже показались из распавшегося сугроба у пригретого мартовским солнцем высокого пня.

Празднично, чисто в освещенном лесу. Яркие пятна света лежат на ветвях, на стволах деревьев, на слежавшихся плотных сугробах. Скользя на лыжах, выйдешь, бывало, на солнечную, сверкающую, окруженную березовым лесом поляну.

Нежданно-негаданно, почти из-под самых ног, в алмазной снежной пыли начинают вырываться из лунок тетерева. Все утро кормились они на развесистых, усыпанных почками березах.

Один за другим вылетают отдыхавшие в снегу краснобровые черные косачи, желтовато-серые самки-тетерки.

В ясные дни по утрам уже можно услышать первое весеннее бормотание токующих косачей. В морозном воздухе далеко слышны их гулкие голоса. Но еще не скоро начнется настоящий весенний ток. Это лишь пробуют силы, точат оружие закованные в черные латы краснобровые бойцы.

На глухих сосновых болотах готовятся к весеннему току глухари-мошники. В глубоком снегу, в осиновых и сосновых зарослях, держатся лоси. Трудно увидеть чуткого лося, но нередко бывает и так: спасаясь от злых браконьеров, лоси выходят к людным дорогам, на окраины селений и городов.

Чудесны лунные мартовские ночи! Крепким настом покрыты снега. Можно без лыж идти по хрустящему снежному паркету.

Сказочным кажется ночной лес. Иные, ночные, слышатся звуки и голоса. Вот гугукнула, пролетая, сова, далеко-далеко отозвались ей другие невидимки-совы. Пискнув тихонько, лесная мышь пробежала по снегу, скрылась под пнем в сугробе. Опушкою леса пробежала осторожная лисица. В светлые лунные ночи выходят на поля жировать русаки.

Еще спят в своих теплых норах и берлогах барсуки и медведи. Но в ясные мартовские дни все чаще просыпается медведь. Подрастают в берлогах родившиеся зимою медвежата.

Настоящая весна приходит в середине марта. В городах и поселках течет с крыш, висят длинные сосульки. Радостно, по-весеннему чирикают воробьи. На лесных тропинках проваливается под ногами снег.

А где-то, на далеком юге, уже цветут сады, давно начался сев. Многотысячная армия пролетных птиц готовится в дорогу. Из далекой Африки, с берегов Южного Каспия отправляются птицы в далекий путь.

Первыми прилетают близкие гости — грачи. В старых парках на высоких деревьях ладят они свои гнезда, шумом и гамом наполняя окрестности.

За грачами прилетят скоро скворцы, покажутся на весенних проталинах первые жаворонки.

С каждым днем сильнее греет солнце. Бегут под снегом весенние ручейки. Скоро придет апрель — самый шумный месяц вешней воды, пробуждения земли, бурного движения соков.

Источник: https://vogelz.ru/rasskazy/sokolov-mikitov-i-s/na-rodnoy-zemle/mart-v-lesu

Изложение "Март в лесу" (по Н. Соколову – Микитову)

  • Тема урока. Обучающее изложение по коллективно составленному плану
  • «Март в лесу» (по Н. Соколову – Микитову)
  • Тип урок: открытие нового знания
  • Цели: Формирование умения строить повествовательный текст описание.
  • Задачи:
  • — Развитие умения правильного оформления текста, с выделением его частей,
  • -Формировать умение устанавливать связь заголовка с темой текста.
  • — Развитие орфографической зоркости, внимания.
  • Оборудование: презентация, проектор, интерактивная доска, карточки «Вставь букву»
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учеников
  • УУД
  • Организационный момент
  • Мотивация к деятельности
  • Цель этапа: включение учащихся
  • в деятельность.
  • Актуализация и пробное учебное действие
  • Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий
  • Постановка учебной задачи
  • Цель этапа: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения, чего мы ещё не знаем).
  • Выявление места и причины затруднения
  • Цель этапа: постановка целей учебной деятельности
  • Первичное закрепление
  • Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
  • Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей
  • учебной деятельности
  • Рефлексия деятельности
  • Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
  • Итог урока
  • Дз
  • Друг на друга посмотрели,
  • Улыбнулись, тихо сели.

Этапы урока

— Добрый день! Пусть этот день действительно будет добрым для всех и разбудит в каждом лучшие чувства – желание слышать, понимать, помогать и поддерживать друг друга.

  1. Сегодня у нас особая миссия!
  2. Мы – исследователи.
  3. Что мы исследуем на уроках русского языка?
  4. -Послушайте стихотворение и определите, о чем сегодня пойдет речь на нашем уроке. (чтение стихотворения учителем) Слайд1
  5. — А поможет вам в этом наш ребус Слайд2
  6. (ответ слайд 3)

— Каждый приход весны пробуждает самые разные чувства. А какие ассоциации вызывает у вас слово «весна»?

— Да, действительно, весна – одно из удивительнейших времен года. От длительного сна просыпается природа, появляются первые новые живые звуки жизни: Какие звуки?

— капель, звон ручьев, шелест деревьев, пение птиц, начинается цветение трав, деревьев; Человек тоже как бы вновь просыпается, ощущает радость, полон надежд на новую жизнь.

— В народе каждый месяц имеет ещё одно название, связанное с наиболее яркими изменениями в природе. В каждом из них есть и свои приметы, которые сложились из многолетних наблюдений.

— Народная мудрость гласит, что в природе 3 весны. Прочитайте и объясните, почему каждый из месяцев получил в народе такое название. (Работа в парах) Слайд 4

  • Март – весна света
  • Апрель – весна воды
  • Май – весна цвета

— Весенняя природа побуждает людей творить: художников – красками, композиторов – звуками, а поэтов и писателей – словом. Благодаря этим произведениям, мы чувствуем как дорога их сердцам родная природа. Они не только сами видят красоту, но и нас учат нас видеть в ней то, мимо чего мы часто проходим не замечая. (просмотр слайдов – картины природы слайды 5-18))

СИТУАЦИЯ: Весной в школе проводился конкурс литературного творчества «Весна идёт, Весне дорогу!» по нескольким номинациям. Аня и Ваня решили принять участие в номинации: «Лучший текст описание «В окно повеяло весною». Аня призадумалась и стала собирать материал: зарисовки русских писателей и поэтов о весне, иллюстрации, поговорки…

Читайте также:  Онегов «гвоздика» читать

А Ваня, не задумываясь, написал текст и представил его Ане:

(Чтение с экрана Слайд 19)

«Дело было весной. Мы с друзьями решили пускать кораблики по ручьям. Кораблики сложили из старых газет. Вышли на улицу. Ручей оказался слишком узкий. Мы с мальчишками взяли лопатки и раскопали ручей пошире. Нам было очень весело».

Аня внимательно прослушала текст описание Вани и сказала: «Такой текст не является описанием на тему: «В окно повеяло весною».

Ваня удивился и стал возражать, что он описывал именно приход весны.

— Ребята, можно ли согласиться с Ваней? Как вы думаете, кому из ребят нужна помощь?

Есть ли у вас желание научиться писать текст описание о наступлении весны, чтобы помочь Ване? Какую цель мы поставим сегодня на уроке?

Работа с текстом изложения

(Приём прогнозирования) (Слайд 20)

— Прочитайте название текста. Что можно предположить? О чём поведает нам автор в своём произведении?

— Вы попытались выдвинуть свои предположения, опираясь только на название. Познакомимся с текстом и узнаем, совпали ли ваши предсказания. (просмотр видиоотрывка

  1. Слайд 21)
  2. Типы текста
  3. На доске открывается таблица по ходу ответов детей.

1. Работа над композицией текста.

  • — Какое настроение вызывает у вас прочитанное произведение?
  • — Какова главная мысль в тексте? (Весна приходит постепенно)
  • — Как вы считаете:
  • Это текст – рассуждение, описание или повествование?)
  • — Весна медленными шагами ступает по лесу и природа сквозь сон слышит её приближение и улыбается. (Слайд 22)
  • — Определите тему текста.
  • — Сколько частей в тексте?

— Кому захотелось запомнить текст? Почему?

  1. — Прочитайте текст. Найдите выразительные слова и словосочетания, которые помогают услышать звуки весеннего леса:
  2. -звонкая барабанная трель;
  3. — торжественно звучат;
  4. — сухое звонкое дерево.
  5. — Для чего автор использует данные словосочетания?
  6. — Кто издаёт эти звуки? (дятел)
  7. Работа с текстом после чтения (групповая работа) (Слайд 23)

— Поработаем в группах. Вставив пропущенные слова в предложения, вы узнаете, как именно автор характеризует звуки весеннего леса.

1.Вот почти над самой головой послышалась ____________________.

— Как вы её себе представляете? Сможете изобразить? Попробуете? Можно ли сказать, что эти звуки мелодичны?

— Как по-разному автор называет дятла в рассказе? Почему птиц называют барабанщиками?

2. С каждым днем_______________________.

3. Вот под лучами солнца_________________.

4. Это долбит___________________________.

  • — Найдите предложения, в которых автор говорит о том, что не каждый может услышать эти звуки.
  • — Как вы понимаете выражение чуткое ухо?
  • (Словарь Ожегова: Чуткое ухо — быстро и легко воспринимающее что-нибудь).
  • — Этими словами автор обращает наше внимание на то, что только чуткий, внимательный, любящий природу человек может услышать первые звуки весны.
  • Физминутка (слайд 24-34)
  • — Назовите основные части текста. (Слайд 35)

— Из скольких пунктов будет состоять план? Почему?

III. Работа над текстом (по частям), составление плана на доске, выбор опорных слов.

— Прочитайте первую часть текста.

— О чём первая часть? Скажите кратко.

  1. — Как озаглавим первую часть?
  2. — Запишите заглавие первой части.
  3. (Учитель записывает заглавие на доске.)
  4. Попробуем вместе выявить опорные слова
  5. __________________________________________________________________________________
  6. — Перескажите первую часть близко к тексту.
  7. б) – Прочитайте вторую часть текста.

— С чего начинается вторая часть? Давайте вместе прочитаем первое предложение.

— Какое изобразительно – выразительное средство языка использует автор во второй части текста?

— Озаглавьте вторую часть текста.

— Запишите заглавие второй части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

  • Опорные предложения из второй части текста
  • __________________________________________________________________________________
  • Перескажите эту часть друг другу.
  • — Прочитайте третью часть текста.
  • — Озаглавьте третью часть.

— Запишите заглавие третьей части в тетради. (Учитель записывает заглавие на доске.)

Аналогично 4 часть

VI. Орфографическая работа.

  1. — Для того, чтобы текст изложения написать без ошибок, вспомним правописание некоторых орфограмм. Вставить в тексте пропущенные орфограммы
  2. Проверка (Слайд 36)
  3. Чтение текста учителем с установкой на запоминание и представление.
  4. Что нового мы узнали на уроке?
  5. Легко ли написать текст, который интересно было бы слушать?
  6. Что для этого необходимо?
  7. Чтобы красиво говорить, правильно и грамотно оформлять свои мысли, нужно учиться у мастеров слова.

И одним из таких авторов является Соколов- Микитов, написавший много замечательных произведений для детей о природе. Ведь только внимательный человек, имеющий богатую фантазию, может в обычном для нас явлении увидеть необычное.

  • Я надеюсь, что с удовольствием прочитаю изложения, написанные вами.
  • Выполняют задание
  • Ответы детей (слова, предложения, тексты).
  • О весне
  • Ответы детей
  • Ответы детей

Каких писателей можете назвать. Кто писал о природе?

Действительно, основной темой творчества писателя Ивана Сергеевича Соколова – Микитова была природа. Восход и …

Источник: https://www.InfoUroki.net/izlojenie-mart-v-lesu-po-n-sokolovu-mikitovu.html

Читать

Соколов-Микитов Ив

Найдёнов луг (Рассказы)

  • Иван Сергеевич СОКОЛОВ-МИКИТОВ
  • Найдёнов луг
  • Рассказы
  • Составитель Калерия Жехова

Увлекательные рассказы о русской природе, написанные старейшим советским писателем, давно полюбились юному читателю. Этот сборник миниатюрная энциклопедия подмосковного леса, в ней рассказывается о всем том, что круглый год живет в лесу: о птицах и животных, о цветах, травах и деревьях.

  1. Рассказы, помещенные в книге, позволяют нам полней и ярче ощутить многообразие жизни, увидеть красоту леса, разгадать его тайны, лучше понять прелесть родной природы, стать ее другом.
  2. Книга посвящена 85-летию писателя.
  3. ________________________________________________________________
  4. СОДЕРЖАНИЕ:

С любовью к живой природе. Вступительная статья В. Солоухина

  • НА РОДНОЙ ЗЕМЛЕ
  • Восход солнца
  • Русская зима
  • Март в лесу
  • Звуки весны
  • Сполохи
  • Звезды
  • Вертушинка
  • Русский лес
  • РУССКИЙ ЛЕС
  • Дуб
  • Береза
  • Ель
  • Сосна
  • Липа
  • Осина
  • Клен
  • Ольха
  • Ива
  • Можжевельник
  • Рябина
  • Черемуха
  • Калина
  • Подснежники — перелески
  • Сон-трава
  • Купальница
  • Колокольчики
  • Незабудки
  • Медуница
  • Волчье лыко
  • Ландыши
  • Одуванчик
  • Иван-чай
  • Иван-да-марья
  • Кислица
  • Ночные фиалки
  • Ромашки
  • Кошачьи лапки
  • Калужница
  • Таволга
  • Васильки
  • Северные цветы
  • ЗВУКИ ЗЕМЛИ
  • Звуки земли
  • Жаворонок
  • Скворцы
  • Дрозды
  • Соловьи
  • Дергач
  • Перепел
  • Журавли
  • Лебеди
  • Цапли
  • Ласточки и стрижи
  • Голуби
  • Воробьи
  • Клесты
  • Удод
  • Сойки
  • Иволга
  • Кукушонок
  • Трясогузки
  • Синицы
  • Дятлы
  • Снегири
  • Поползень
  • Оляпки
  • Зимородок
  • Кулики
  • Щур
  • Сороки
  • Вороны
  • Ворон Петька
  • Грачи и галки
  • Пугач
  • Совы
  • Сыч-воробей
  • ЗВЕРИ В ЛЕСУ
  • Лоси
  • Медведи
  • Медведь-провожатый
  • Больной
  • Сладкоежки
  • Волки
  • Найденов луг
  • Лисицы
  • Белки
  • Барсуки
  • Горностай
  • Ежи
  • Выдры и норки
  • Бурундук
  • Заяц
  • Последний русак
  • Бобры
  • Муравьи
  • РАССКАЗЫ СТАРОГО ОХОТНИКА
  • Ловчие птицы
  • Глухари
  • Тетерев
  • Вальдшнепы
  • Дупелиный ток
  • На медвежьей охоте
  • Потревоженная
  • Пороша
  • На рыбной ловле
Читайте также:  Классный час «москва - столица нашей родины», 3-4 класс

И. С. Соколов-Микитов. Калерия Жехова.

________________________________________________________________

С ЛЮБОВЬЮ К ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

С детства, со школьной скамьи человек привыкает к сочетанию слов: «любовь к родине». Осознает он эту любовь гораздо позже, а разобраться в сложном чувстве любви к родине — то есть что именно и за что он любит дано уже в зрелом возрасте.

Чувство это действительно сложное. Тут и родная культура, и родная история, все прошлое и все будущее народа, все, что народ успел совершить на протяжении своей истории и что ему совершить еще предстоит.

Не вдаваясь в глубокие рассуждения, мы можем сказать, что на одном из первых мест в сложном чувстве любви к родине находится любовь к родной природе.

Для человека, родившегося в горах, ничего не может быть милее скал и горных потоков, белоснежных вершин и крутых склонов. Казалось бы, что любить в тундре? Однообразная заболоченная земля с бесчисленными стеклышками озер, поросшая лишайниками, однако ненец-оленевод не променяет своей тундры ни на какие там южные красоты.

Одним словом, кому мила степь, кому — горы, кому — морское, пропахшее рыбой побережье, а кому — родная среднерусская природа, тихие красавицы реки с желтыми кувшинками и белыми лилиями, доброе, тихое солнышко Рязани… И чтобы жаворонок пел над полем ржи, и чтобы скворечник на березе перед крыльцом.

Было бы бессмысленно перечислять все приметы русской природы. Но из тысяч примет и признаков складывается то общее, что мы зовем нашей родной природой и что мы, любя, быть может, и море и горы, любим все же сильнее, чем что-либо иное в целом свете.

Все это так. Но нужно сказать, что это чувство любви к родной природе в нас не стихийно, оно не только возникло само собой, поскольку мы родились и выросли среди природы, но воспитано в нас литературой, живописью, музыкой, теми великими учителями нашими, которые жили прежде нас, тоже любили родную землю и передали свою любовь нам, потомкам.

Разве не помним мы с детства наизусть лучшие строки о природе Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Алексея Толстого, Тютчева, Фета? Разве оставляют нас равнодушными, разве не учат ничему описания природы у Тургенева, Аксакова, Льва Толстого, Пришвина, Леонова, Паустовского?.. А живопись? Шишкин и Левитан, Поленов и Саврасов, Нестеров и Пластов — разве они не учили и не учат нас любить родную природу? В ряду этих славных учителей занимает достойное место имя замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова.

Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился в 1892 году на земле Смоленской, и детство его прошло среди самой что ни на есть русской природы. В то время живы были еще народные обычаи, обряды, праздники, быт и уклад старинной жизни. Незадолго до смерти Иван Сергеевич так писал о том времени и о том мире:

«В коренной крестьянской России начиналась моя жизнь. Эта Россия была моей настоящей родиной. Я слушал крестьянские песни, смотрел, как пекут хлеб в русской печи, запоминал деревенские, крытые соломой избы, баб и мужиков…

Помню веселые святки, масленицу, деревенские свадьбы, ярмарки, хороводы, деревенских приятелей, ребят, наши веселые игры, катанье с гор… Вспоминаю веселый сенокос, деревенское поле, засеянное рожью, узкие нивы, синие васильки по межам…

Помню, как, переодевшись в праздничные сарафаны, бабы и девки выходили зажинать поспевшую рожь, цветными яркими пятнами рассыпались по золотому чистому полю, как праздновали зажинки. Первый сноп доверяли сжать самой красивой трудолюбивой бабе — хорошей, умной хозяйке…

Это был тот мир, в котором я родился и жил, это была Россия, которую знал Пушкин, знал Толстой»*.

_______________

* С о к о л о в-М и к и т о в И. С. Давние встречи.

Иван Сергеевич прожил долгую и богатую жизнь.

Он в течение нескольких лет плавал матросом по всем морям и океанам, служил в санитарном отряде в первую мировую войну, работал учителем, несколько зим провел на берегах Каспия, путешествовал по Кольскому и Таймырскому полуостровам, Закавказью, горам Тянь-Шаня, бродил по дремучей тайге… Он был моряком, путешественником, охотником, этнографом. Но главное — он был талантливым и ярким писателем. Еще Куприн в свое время так оценил Соколова-Микитова как писателя:

«Я очень ценю Ваш писательский дар за яркую изобразительность, истинное знание народной жизни, за живой и правдивый язык. Более же всего мне нравится, что Вы нашли свой собственный исключительно Ваш стиль и свою форму. И то и другое не позволяет Вас спутать с кем-нибудь, а это самое дорогое».

Соколов-Микитов написал много книг о своих смоленских краях, о простых русских людях, крестьянах, полярниках, охотниках, о всех, с кем сводила его судьба на жизненном пути. А он был длинным, этот путь: более полувека активной писательской работы, а всего ему было уже за восемьдесят.

Последние двадцать лет жизни Соколова-Микитова были связаны с Карачаровом на Волге в Калининской области, где у Ивана Сергеевича в ста шагах от воды, на краю леса был простой бревенчатый домик.

Широкая гладь воды, перелески и деревеньки на том берегу, обилие цветов, лесных птиц, грибов — все это еще больше сближало писателя с родной природой.

Из охотника, как это часто бывает с людьми под старость, он превратился во внимательного наблюдателя, и не только потому, что, скажем, ослабло зрение или рука, но потому, что проснулось в душе бережное, любовное, воистину сыновнее отношение к русской природе, когда человек понимает, что лучше любоваться живой птицей на ветке дерева, чем мертвой птицей в охотничьем ягдташе. В эти годы Иван Сергеевич пишет лучшие свои страницы о родной русской природе, о деревьях и птицах, о цветах и зверях.

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=41090&p=1

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector