Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 лет

  • «Приключения волшебной кляксы». Нанесите на чистый альбомный лист большую каплю краски или несколько капель разного цвета. Затем согните лист пополам и проведите по нему руками. Разверните и попробуйте с ребёнком угадать, что получилось, на что похожа клякса.

    Дорисуйте.Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 лет

    Волшебная клякса легко превращается в знакомое животное или птицу

  • «В гости к первобытному племени». Рассказать ребёнку о том, что он попал на дикий остров и там встретил племя аборигенов. И так как у этих людей нет своего языка, предложить малышу придумать его. Нужно создать несколько слов. Для создания языка дать в распоряжение ребёнка буквы: М, Н, О, Ф, И, У, Т, К, Ы, Л, Е, Ш, В, Э, Г, А, Д, Я.

    С помощью этих букв нужно «перевести» следующие слова: Привет, Пока, Имя, Я, Ты, Твой, Радость, Путешествие, Ехать, Много Дарить, Подарки, Гости. Как только слова придуманы, можно начинать диалог с дикарями. Сначала ребёнок должен сказать им приветствие таким образом: «Привет! Я Дима (имя ребёнка)». Затем рассказать о себе:

    «Я много путешествовал. Я рад тебе. Я дарю тебе подарок. Ты приезжай ко мне в гости».

    Далее малыш может придумать любую другую фразу, которую он бы хотел « сказать туземцам». Если слов не хватает, можно создать новые — главное, использовать только данные буквы.

    В конце «беседы» ребёнка обязательно нужно похвалить за труды:

    – Молодец! Теперь ты сможешь найти общий язык с любыми туземцами!

    Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 лет

    Игра поможет наладить контакт с любыми туземцами, а заодно улучшить воображение

  • Игра в вопросы. Напишите на бумаге пары слов:
    • КУКЛА — МОРОЖЕНОЕ
    • СОРОКА — ВЕЛОСИПЕД
    • СПИЧКА — МОРЕ
    • ПОМИДОР — ТОПОР
    • ТРАМВАЙ — БАБУШКА

    ПОДУШКА — ЖЕЛЕЗО. Предложите малышу сформировать из них вопрос. Например, пара «крот — книга». «Крот нашёл книгу. Как он будет ее читать?»

    Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 лет

    Непривычные сочетания развивают у ребёнка творчество и нестандартное мышление

  • Источник: https://babyzzz.ru/parents/kids/28579.html

    Развитие воображения у детей

    Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

    Почему важно развивать его у ребенка

    Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 летРазвитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная. Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают. Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

    Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

    Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.У таких детей отмечаются:

    • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
    • Проявления перевозбуждения и неврозов.
    • Сложности с выполнением домашнего задания.
    • Развитие бессонницы.
    • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

    Какие есть виды воображения

    Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

    • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
    • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
    • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

    Как надо развивать воображение у ребенка

    Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

    Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

    • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
    • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
    • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
    • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.

    Как еще можно заниматься

    Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

    Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами.

    Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании.

    Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

    Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 летОтличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

    Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

    Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

    Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

    Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной.

    С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки.

    Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

    Источник: https://3dcolar.ru/2018/02/16/razvitie-voobrazheniya-u-detej/

    Картотека игр для развития творческого воображения детей 2–3 лет

    • Картотека игр для развития творческого воображения детей 2–3 лет
    • Картотека игр на развитие творческого воображения, сенсорных эталонов и мелкой моторики пальцев рук
    • Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук;
    • учить детей с помощью цветных ниток рисовать различные предметы, по мере необходимости дорисовывать с помощью нетрадиционной техники рисования полный образ получившегося предмета.
    • Материал: цветные нитки, минифланелеэкран, развивающая презентация «Забавный котенок»
    • Мой котенок хоть и мал,
    • Но игрив и прыток.
    • Вот что он нарисовал
    • На полу из ниток
    • Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительный анализатор, мелкую моторику пальцев рук;
    • учить детей видеть в пятне – кляксе различные предметы, по мере необходимости учить детей дорисовывать детали до полного образа увиденного предмета, с помощью нетрадиционной техники рисования.
    • Материал: ламинированные карточки, с изображением пятен различной формы, нетрадиционные материалы для рисования.
    • Краска на листок упала
    • Кляксу вмиг нарисовала.
    • Ты на кляксу посмотри,
    • Что в ней видишь, назови.
    • Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне;
    • продолжать знакомить детей с приемом рисования кляксографией.
    • Материал: карточки с пятном-кляксографией, изображающим различные предметы, карточки- картинки, с похожими на пятна предметами, презентация «волшебное пятно»
    • Вот волшебное пятно
    • Изображает что оно?
    • Это клякса, вот дела,
    • Скажи, на что похожа она.
    • Цель: развивать творческое воображение, умение видеть, вглядываться, узнавать знакомые образы в пятне;
    • продолжать формировать умения, связанные с художественно-образным
    • отражением предметов и явлений окружающей действительности; побуждать устанавливать сходство между кусочками ткани абстрактной формы и предметами, получая путем дорисовывания целостное изображение,
    • стремиться к передаче цветовых оттенков.
    • Материал: карточки, с наклеенными кусочками ткани абстрактной формы, гуашь, палочки (ушные, палочки-тычки, развивающая презентация «Картинки»
    • В руки палочки возьми,
    Читайте также:  Ирина антонова «приз» читать

    Подари их все Маринке. (Иринке и т. д.)

    1. Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие. мелкую моторику пальцев рук;
    2. побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами и предметами;
    3. учить путем дорисовки получать цельное изображение.
    4. Материал: карточки, с наклеенными на них геометрическими формами из цветной бумаги, гуашь, палитра, карточки-значки на каждого ребенка, нетрадиционный материал.
    5. Цель: развивать воображение детей, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику;
    6. побуждать устанавливать сходство между разными геометрическими формами, предметами и явлениями окружающей действительности;
    7. учить путем дорисовки этих форм получит предметную картинку;
    8. упражнять в свободном выборе изобразительных материалов.
    9. Материал: цветные карандаши, восковые мелки, гуашь, карточки, с изображением контуров геометрических фигур, развивающая презентация «Формы и фигуры»
    10. Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук;
    11. учить детей замечать красоту линий, различать характерные особенности форм, их многообразие;
    12. Материал: карточки-фигурки различной формы (круг, квадрат, овал, треугольник, волнистые линии, клеящий карандаш, кисти, развивающая презентация «Камушки».
    13. «К кому в гости мы идем?»
    14. Цель: развивать воображение детей, внимание, память;
    15. учить детей представлять, по ощущениям, куда мы можем попасть в гости.
    16. Материал: дорожки, длиной 2-2.5 метра, накрытые одинаковой фланелью:
    17. мокрая, гладкая, поролоновая, с пришитыми рейками, пуговицами,
    18. наклеенными камушками под фланелью.
    19. «Кто в доме хозяин?»
    20. Цель: развивать воображение детей, внимание, память, тактильные
    21. ощущения, мелкую моторику пальцев рук;
    22. Материал: домики, с вырезанными окошками по размеру руки ребенка,

    шишки, камушки, орехи, кора и т. д., развивающая презентация «Домишки

    • Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, внимание, цветовосприятие;
    • учить, с помощью различных отдельных деталей составлять целый образ;
    • учить составлять узор.
    • Материал: карточки, с изображением бабочек, вырезанные отдельные детали для бабочек, развивающая презентация «Бабочки», стеклянная доска для рисования, таблицы с изображением бабочек.
    • Цель: развивать воображение, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, внимание, память;
    • учить, с помощью цветных резинок составлять воображаемый предмет, придавая ему целостный образ.
    • Материал: квадратный планшет, с гвоздиками, цветные резинки, карточки – задания, стеклянная доска, развивающая презентация «Гвоздики»
    • «На кружочек посмотри, что увидел, назови»
    • Цель: развивать воображение, внимание, память, зрительное восприятие,
    • учить детей видеть в кругах различные предметы,
    • учить, дорисовывая детали, составлять целый образ предмета (солнце,

    яблоко, шар, мяч и т. д.)

    Материал: карточки с нарисованными кружками, карточки с изображением предметов круглой формы (шар, мяч, солнце, апельсин, солнце) и др.

    , стеклянная доска для рисования, развивающая презентация «Волшебная фигура», отдельные детали для мозаики, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с кругами, реальные предметы, для пособия «волшебный рукав».

    «Облачко воздушное, ветерку послушное»

    Цель: развивать воображение, внимание, зрительное восприятие, мелкую моторику пальцев рук, тактильное восприятие;

    учить детей, дорисовывая детали, создавать предмет из готовой формы, использовать отдельные детали, для создания, увиденного ребенком предмета (аппликация без наклеивания, геометрическая мозаика и т. д).

    1. Материал: отдельные детали для мозаики, стеклянная доска для рисования, коврограф для аппликации без наклеивания, карточки с облаками, карточки с изображением предметов, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (мягкие, твердые, шершавые, шуршащие и др., развивающая презентация «Облачка», видеофильм «Как появляются облачка»
    2. «Подарки для Кати»
    3. Цель: развивать творческое воображение, внимание, зрительное восприятие, тактильные ощущения;
    4. учить видеть в изображенной детали различные предметы;
    5. учить дорисовывая детали, получать целый образ увиденного предмета.

    Материал: карточки, изображением отдельных деталей, карточки, с изображением предметов, стеклянная доска для рисования, различные предметы, для пособия «волшебный рукав» (кукла, зайка, мяч, мишка и т. д.).

    • Цель: развитие творческих способностей детей, зрительное восприятие;
    • учить детей смешивать цвета, создавая новый оттенок.
    • Материал: краски, баночки для смешивания красок, колбочки для проведения опыта, стеклянная доска для рисования, карточки с оттенками цветов, карточки с предметами разных цветов и оттенков, развивающая презентация «Картинки – невидимки»
    • Цель: развитие воображения, детской фантазии, творчества;
    • учить детей путем дорисовывания деталей создавать новый предмет.
    • Материал: стеклянная доска для рисования, бумага для монотипии, краски,
    • Карточки с кругами или другими геометрическими фигурами,
    • развивающая презентация «Я рисую ровный круг и много палочек вокруг»
    • «Отыщите мишкин мёд».
    • Цель: развивать творчество, фантазию;
    • формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
    • учить сравнивать предметы по цвету.
    • Материал: картинка Миши, вырезанные по трафарету бочонки меда разного цвета, развивающая презентация «От куда берется мед», коврограф
    • Мишка по лесу гулял,
    • Бочку с мёдом потерял.
    • Помоги, честной народ,
    • Отыскать Мишуткин мёд.
    • Цель: развивать творчество, фантазию;
    • формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить
    • цвет с его названием;
    • Материал: желтые круги, полоски желтой бумаги, коврограф, бочонки меда
    • желтого цвета, стеклянная доска для рисования, краски, развивающая
    • презентация «Солнышко лучистое»
    • Солнце жёлтое вставало,
    • Жёлтые лучи пускало.
    • Разбежались жёлтые лучи.
    • Как они желты и горячи.
    • Уходило солнце на покой,
    • Забирало лучики с собой.
    • Ночь, на улице темно,
    • Люди спят уже давно.
    • Цель: развивать творчество, фантазию;
    • формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
    • Материал: развивающая презентация «Солнышко – ведрышко», полоски – лучи желтого цвета, стеклянная доска для рисования.
    • Солнышко шалило, лучики бросало,
    • Лучики бросало, следы оставляло.
    • «Положи камешки на место».
    • Цель: развивать творчество, фантазию;
    • формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
    • учить чередовать геометрические фигуры по цвету.
    • Материал: карточки с прорезями соответствующие геометрическим фигурам, геометрические плоскостные фигуры, развивающая презентация «Каждой фигуре свое место», коврограф.
    • «Стрелка, стрелка, покружись»
    • Цель: развивать творчество, фантазию;
    • формирование устойчивого зрительного образа цвета, умение соотносить цвет с его названием;
    • учить чередовать геометрические фигуры по цвету.
    • Материал: развивающая презентация «Фигуры на место», геометрические фигуры разного цвета.
    • Стрелка, стрелка, покружись,
    • Всем кружочкам покажись!
    • И какой тебе милей,
    • Укажи нам поскорей,
    • Цель: развивать творческие способности, воображение, внимание, память, зрительное восприятие;
    • Материал: экран, карточки с заданием, фломастер, стеклянная доска для рисования, развивающая презентация.
    • Цель: формирование творческого мышления, фантазии, воображения,
    • зрительного восприятия, индивидуальности, глазомера,
    • развивать усидчивость, аккуратность, терпение.
    • Материал: палочки Кюизенера.
    • Цель: развивать творчество, воображение, зрительное восприятие,
    • тактильное ощущение, мелкую моторику пальцев рук.
    • Материал: стеклянная доска, плоскостные геометрические фигуры для
    • составления предметов, развивающая презентация «Сложи предмет»,
    • «Маленький дизайнер 1»
    • Цель: формирование творчества, воображения, глазомера, зрительного восприятия, творческое начало, сенсомоторные координации.
    • Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича, различные
    • детали для составления композиции, развивающая презентация
    • «Вместе весело играть»
    • Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
    • Материал: палочки Кюизенера и блоки Дьенеша, карточки с заданиями,
    • плоскостные изображения фигурок, коврограф, развивающие

    презентации «Мишка и мышка», «Домики» и т. д.

    1. Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
    2. Материал; плоскостные геометрические фигуры, коврограф,
    3. развивающая презентация «Цветное панно»
    4. «Маленький дизайнер 2»
    5. Цель: развитие сенсорной культуры, логики, знаковой культуры, памяти, внимания, воображения, речи, творческих способностей.
    6. Материал: плоскостные геометрические фигуры Воскобовича,
    7. различные детали для составления композиции, развивающая
    8. презентация «Маленький дизайнер»

    Игры на развитие воображения у детей 1-2-3 лет

    «Тактильные дощечки» — средство развития речемыслительной деятельности. Презентация Если в дошкольном возрасте у ребенка не развили творческое воображение через игровую учебную деятельность, то в будущем он не станет творческой.

    Источник: http://argi.su/moj-rebenok/kartoteka-igr-dlya-razvitiya-tvorcheskogo-voobrazheniya-detej-2-3-let

    Игры на развитие воображения для малышей до 3 лет

    Для детей в возрасте 1,5–2 лет. Положите лист бумаги на ворс ковра или что-то мягкое и карандашом проделайте отверстия в листе, сделав из него решето. Можно нарисовать круг или другую фигурку и продырявить лист по кругу. А затем этот круг нужно вырвать. Можно закрепить лист бумаги на пяльцах для вышивания. В этом случае проделывать дырки удобнее, так как лист не сминается.

    «Разноцветный мир»

    Надуйте разноцветные шары и посмотрите сквозь них вместе с ребенком. Пусть он расскажет, что видит. Для этой же цели можно использовать разноцветные пленки, цветную прозрачную пластмассу или разрисовать акварелью оконное стекло.

    «На что это похоже?»

    Вырежьте из картона или цветной бумаги различные геометрические фигуры. Показывайте ребенку фигуры по одной и спрашивайте, на что похожа каждая из них.

    Например, круг похож на солнце, блинчик, воздушный шарик; треугольник похож на крышу дома, клоунский колпак; квадрат – на окно.

    Можете предложить ребенку сложить из этих фигур картинку, придумав сюжет, либо сделать вместе с ним аппликацию из фигур на бумаге.

    «Морские камешки»

    Игра способствует развитию мелкой моторики пальцев и эмоционально-сенсорного восприятия. Постелите клеенку, посередине поставьте таз с водой. Вокруг разложите различные мелкие тонущие предметы. Объясните малышу, что кто-то достал все камешки из моря, их нужно вернуть обратно, и покажите, как это надо делать – возьмите пуговицу и бросьте в таз.

    После этого ребенок сам должен все «камешки» вернуть в «море».

    Интуиция

    Возьмите в 1 руку какой-нибудь предмет, например конфетку, и спрячьте руки за спиной. Спросите ребенка, в какой руке предмет. Дети практически всегда угадывают правильно.

    Читайте также:  Сказка ушинского «не плюй в колодец - пригодится воды напиться» скачать

    Разноцветные человечки

    Используйте для этой игры цветные карандаши или фломастеры. Будет интереснее, если взять карандаши разной длины. Попросите ребенка сложить из карандашей человечков, подобрать тельце, ручки, ножки. Можно объединять человечков в семью, отряд.

    Пусть малыш выстроит человечков по росту, цвету или другим признакам.

    Вкусные рисунки

    В эту игру вы можете поиграть во время кормления. Для игры понадобятся блины (оладьи) и «краски» (сгущенное молоко, варенье, мед). Предложите ребенку изобразить на блинах с помощью «красок» смешные рожицы, узоры. Также в этой игре можно использовать ягоды, кусочки фруктов в качестве материала для рисунков.

    Когда блины будут украшены, их можно будет с удовольствием съесть.

    Кукольный театр

    Эта игра заинтересует детей от 2 лет. Для изготовления кукол воспользуйтесь носками, варежками, перчатками. Еще вам могут пригодиться разноцветные нитки, пуговицы, бисер, лоскутки. Придумайте вместе с ребенком сюжет сказки для кукольного театра, а затем изготовьте из вышеописанных материалов сказочных героев. Привлекайте ребенка к изготовлению персонажей.

    Наденьте перчатку или носок на руку – игрушка оживет! Подвигайте ручками, ножками куклы. Попробуйте также озвучить персонажей спектакля.

    «Волшебная бумага»

    Возьмите прямоугольный лист бумаги и покажите ребенку, как сложить его гармошкой – получится веер. Попробуйте также вместе с малышом сложить самолетик, лягушку. При желании можно подбирать цвет бумаги специально под изготавливаемый предмет или раскрасить уже имеющиеся поделки цветными карандашами.

    Это занятие потребует от ребенка не только богатого воображения, но и усидчивости.

    Бусы

    Подготовьте небольшой отрезок гибкой проволоки и «бусины» – это могут быть разнообразные предметы с большими отверстиями – такие, как катушки без ниток, кольца от пирамидок, кольца для штор, детали от конструктора, обрезанные с 2 сторон пластиковые бутылки и др. Затем попросите ребенка собрать бусы. Готовое изделие наденьте на игрушку, поблагодарите малыша от ее имени.

    Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/483255875-42081965/

    Игры и упражнения для развития творческого воображения у детей младшего дошкольного возраста

    Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем.

    Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.

    Первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные образовательные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

    Творческое воображение – необходимая составная часть творчества дошкольников.

    Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

    В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач, развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

    Развитие творческого воображения у дошкольников.

    Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.

    Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей.

    В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий.

    Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным — то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

    В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим — сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

    Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом.

    То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

    В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно — придумывать необыкновенные истории, фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения.

    Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

    Используем для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

    Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Игра. Творческие игры».

    • Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 3 – 5 лет
    • 1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»
    • Цель: развитие воображения и внимания.

    Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

    2. Упражнение «Танец».

    Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

    Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман. Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

    3. Игра «Камешки на берегу».

    Цель: учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

    Используется большая картина, изображающая морской берег. Нарисовано 7-10 камешков разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

    Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки. Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.

    » Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

    4. Упражнение «Волшебная мозаика».

    Цель: учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

    Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

    Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто сможет сложить из своей мозаики больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

    5 . Игра «Волшебные картинки».

    Цель: учить воображать предметы и ситуации на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

    Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

    Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

    6. Игра «Чудесный лес».

    Цель: учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

    Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения.

    Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами лес, полный чудес, и рассказать про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

    Для задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

    7. Игра «Перевертыши».

    Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

    Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами все, что хотите, так, чтобы получилась картинка.

    Затем возьмите еще одну карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

    Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

    8. Упражнение «Сказка – рассказ».

    Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

    После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

    Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

    Читайте также:  Конспект внеурочного занятия по обж для 3 класса

    Рекомендуемые страницы:

    Источник: https://poisk-ru.ru/s53802t9.html

    Игры на развитие воображения у детей 3-6 лет | "Центр развития ребенка — детский сад № 28 "Огонёк"

    (скачать, doc)

    Критерии, которыми я руководствовалась в выборе именно этого списка игр таковы: простота, эффективность, максимальная близость детей к краскам, кисточкам, карандашам и прочим радостям художественного творчества.

    Я все помню! Разложите на столике или сиденье несколько небольших предметов (конфету, карандаш, заколку, ложку, часы, коробок спичек и т. д.). Пусть в течение некоторого времени ребенок смотрит на них и запоминает.

    Потом накройте предметы (например платком или салфеткой), и пусть малыш попытается вспомнить: что именно и в каком порядке лежит под покрывалом. Существует и такой вариант этой игры: ребенок запоминает предметы, отворачивается, а вы убираете один из них.

    Малыш, повернувшись, должен угадать, чего не хватает.

    Зашифрованное послание. Начертите в воздухе контуры геометрической фигуры, цифру или букву. Ребенок должен угадать, что вы написали, а потом пусть и сам попробует «порисовать» в воздухе.

    На что это похоже? Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе со взрослым придумывает, на что похож тот или иной бесформенный материал или объект. Уже на втором году жизни дети способны увидеть в таких материалах что-то знакомое. Играть в такие игры можно, например, на прогулке.

    К таким играм относится совместное разглядывание облаков, наблюдение за их движением, изменением конфигураций, поиск в них знакомых фигур (облако может быть похоже на подушку, на кошечку, на лежащую собачку, на птичку и т.п.).

    Знакомые образы можно увидеть в отражениях в лужах, в комке глины, в неопределенном рисунке на платьице или на курточке.

    Игры с проволокой. Для этих игр нужно подобрать мягкие проволочки, обмотав их разноцветными толстыми нитками. Взрослый показывает ребенку проволочку и говорит: “Смотри, какая у меня проволочка. Из нее можно сделать разные игрушки. Вот я ее согнула, и получилось круглое окошко. Сейчас посмотрю в него. Вон машинка едет, а вон мишка сидит.

    Посмотри в окошко, что ты видишь? А хочешь сам сделать окошко?” Ребенок вместе со взрослым делает окошко, рассматривает в окошко комнату, называет то, что видит. Затем взрослый говорит: “А давай, теперь это будет солнышко. Наступило утро, солнышко стало подниматься все выше и выше, вот как высоко поднялось, светит для всех”. Покажите, как солнышко медленно поднимается.

    Потом предложите ребенку самому поиграть с солнышком. После этого можно сделать из проволочки домик и согнуть ее в виде треугольника. – “Посмотри, какой домик. Тук-тук, кто в домике живет?”. Взрослый: ” А теперь на что это похоже?” (снова сворачивает проволочку в кольцо).

    Если ребенок придумывает что-то свое, например, говорит, что это руль от машины (на третьем году жизни дети сами могут придумывать оригинальные замещения предметов), подхватите предложение и дайте возможность ребенку самому поиграть в такую машинку. Обыграв таким образом проволочку, можно предложить ребенку самому что-нибудь сделать из нее, каждый раз интересуясь, что получилось.

    Приведенные примеры показывают, насколько разнообразными и неожиданными могут быть способы использования самых разных предметов. Для того, чтобы расширить возможности такого рода фантазий, нужно, чтобы в комнате было выделено специальное место для хранения предметов, не имеющих определенной функции.

    Таким местом могут стать коробки из-под обуви, пластмассовые или деревянные емкости разных разметов. В них можно хранить пуговицы, катушки, жестяные и пластмассовые крышки от банок, ореховые скорлупки, палочки, ленточки, кусочки ткани, мягкие проволочки, отдельные детали конструкторов и мозаик.

    Имея под рукой все это богатство, легко превратить крышку от банки в зеркальце, веревочку в червячка или змейку, ленточку в дорогу, тропинку, ручеек или речку, палочку – в мостик или лодочку, камушки – в конфетки, катушку – в плиту и т.д. И вокруг каждого из таких волшебно преображенных предметов можно организовать небольшие игровые эпизоды.

    Пантомима. Попросите ребенка с помощью мимики и жестов показать разные чувства и настроения (грусть, радость, боль) или какое-либо действие (плавание, рисование, вязание).

    • Продолжи рисунок.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: бумага, ручки

    Простую фигуру (восьмерку, две параллельные линии, квадрат, треугольники, стоящие друг на друге) надо превратить в часть более сложного рисунка. Например, из кружка можно нарисовать рожицу, мячик, колесо машины, стекло от очков. Варианты лучше рисовать (или предлагать) по очереди. Кто больше?

    1. Закорючки.
    2. Количество игроков: любое
    3. Дополнительно: бумага, ручки

    Рисуем, друг для друга произвольные закорючки, а потом меняемся листочками. Кто превратит закорючку в осмысленный рисунок, тот и победит.

    • Клякса.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: листы бумаги, на которых нанесены кляксы

    Дети должны придумать на что похожа клякса и дорисовать ее. Выигрывает тот, кто назовет больше предметов.

    1. Найди сходства.
    2. Количество игроков: любое
    3. Дополнительно: нет

    В игре участвуют несколько человек. Первый участник произносит два случайных слова. Второй игрок в течение 5 секунд называет общие для них признаки, а затем называет свое, третье слово. Следующий игрок также в течение 5 секунд описывает второе и третье слово. Затем к третьему слову добавляет свое и задает эту пару четвертому игроку. И так далее по кругу.

    • Тот, кто не сумеет за данное время назвать ни одного общего для двух слов понятия, выбывает из игры.
    • Пять точек.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: листы бумаги с нанесенными на них пятью точками, карандаш или ручка

    На рисунке без всякого порядка нарисовано пять точек. Нужно нарисовать человечка таким образом, чтобы на двух точках он стоял ногами, еще две приходились на центр ладоней, а пятая – на центр головы.

    1. Оживление предметов.
    2. Количество игроков: любое
    3. Дополнительно: нет
    4. Представить себя новой шубой; потерянной варежкой; варежкой, которую вернули хозяину; рубашкой, брошенной на пол; рубашкой, аккуратно сложенной.

    Представить: пояс – это змея, а меховая рукавичка – мышонок. Каковы будут ваши действия?

    • Имитация действий.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: нет

    Варим суп. Показать: вы моете и вытираете руки перед приготовлением пищи. Наливаете воду в кастрюлю. Зажигаете горелку газовой плиты и ставите кастрюлю на конфорку. Чистите и режете овощи, засыпаете их в кастрюлю, солите, помешиваете суп ложкой, черпаете суп поварешкой.

    Показать, как надо осторожно нести чашку, наполненную горячей водой. Представить и показать: вы поднимаете горячую сковороду, передаете по кругу горячую картофелину.

    1. Ты рисуешь – ты и угадывай!
    2. Количество игроков: кратное двум
    3. Дополнительно: листы бумаги, карандаши или фломастеры, повязка на глаза

    Игроки разбиваются на команды. 1 команда загадывает рисунок. Из второй команды вызывается «художник», ему завязываются глаза и команда противников начинает говорить, куда вести карандаш (вверх, вниз, влево, вправо). Художник выполняет команды и старается угадать, что за рисунок в конечном итоге должен получиться.

    Как только художник угадывает рисунок, его команда получает очко. Побеждает та команда, которая наберет большее количество очков.

    • Нарисуй настроение.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: бумага, краски

    Эту игру можно использовать, если у ребенка грустное настроение или, наоборот, очень веселое, а также – какое-нибудь другое, главное, чтобы у него было какое-то настроение. Ребенка просят нарисовать свое настроение, изобразить его на бумаге любым способом.

    1. Лучше всего для этого подходит рисование акварельными красками.
    2. Интересно, это кто?
    3. Количество игроков: любое
    4. Дополнительно: нет
    5. Глядя в окно, придумываем про людей, которых видим внизу, разнообразные истории.
    6. Рисуем музыкальные картинки.
    7. Количество игроков: любое
    8. Дополнительно: музыка, бумага, цветные карандаши

    Включаем музыку. На листе бумаги рисуем разноцветные фигуры, которые ассоциируются с музыкой.

    • Рисунки с продолжением.
    • Количество игроков: любое
    • Дополнительно: бумага, краски

    В центре листа бумаги ставим красную точку. Предлагаем следующему продолжить рисунок.

    1. Дорисуй картинку.
    2. Количество игроков: любое
    3. Дополнительно: недорисованные картинки, карандаши

    Ребенку предлагается незаконченное изображение предмета, и его просят назвать этот предмет. Если ребенку не удается сразу опознать предмет, ему оказывается помощь в виде загадок и наводящих вопросов. После того как дети узнали предмет и представили себе его образ, они дорисовывают и раскрашивают картинки.

    Предъявляемые детям незаконченные картинки могут быть выполнены по-разному: точечное изображение, схема предмета, его частичное изображение. На картинках может быть любой знакомый детям объект. Предметные изображения можно объединять в смысловые группы (например, «овощи», «одежда», «цветы» и т.д.) и использовать это упражнение при изучении соответствующей группы на других занятиях.

    • Узнай картину.
    • Количество игроков: не более 5-7 человек
    • Дополнительно: предметная картинка, лист бумаги с отверстием

    Ведущий показывает игрокам картинку, которая закрыта большим листом с отверстием диаметром два с половиной сантиметра посредине. Передвигая лист по картине, игроки должны узнать, что на ней изображено.

    Если игрок ответил правильно — получает приз. Для каждого игрока нужно приготовить отдельную картину.

    1. Пятнография.
    2. Количество игроков: любое
    3. Дополнительно: листы и краски

    Перед каждым игроком чистый лист бумаги. Ведущий ставит каждому игроку на чистый лист пятно, а игроки должны дорисовать ее так, чтобы вышло что – то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок окажется интереснее и смешным.

    (скачать, doc)

    Источник: http://dou-28.ru/ot-pedagoga-izo/igryi-na-razvitie-voobrazheniya-u-detey-3-6-let.html

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector