Презентация на тему: Игры при обучении грамоте дошкольников
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
«Игра КВН» занятие по обучению грамоте в подготовительной группе Авторы: Серова Елена Вячеславовна учитель-логопед первой категории МДОУ КВ д/с №14 «Тополек» Федоренкова Елена Геннадьевна учитель-логопед высшей категории МДОУ КВ д/с №14 «Тополек» 900igr.net
№ слайда 2
Описание слайда:
ЦЕЛИ: продолжать учить делить слова на слоги, называть их последовательность, находить слова с заданным слогом.
упражнять называть слова с определенным звуком, подбирать слова с этим звуком, определять место звука в слове, называть гласные и согласные звуки, совершенствовать диалогическую форму речи.
закреплять составление предложений по схеме. воспитывать чувство сопереживания, ответственность за команду.
№ слайда 3
№ слайда 4
Описание слайда:
Покажи такую цифру, сколько в слове слогов.
№ слайда 5
№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8
Описание слайда:
Назови первый звук в словах и скажите какой он
№ слайда 9
№ слайда 10
Описание слайда:
Что общего?
№ слайда 11
№ слайда 12
Описание слайда:
Молодцы!
№ слайда 13
Описание слайда:
Отгадайте загадку Косоглазый, маленький В белой шубке, в валенках. Круглый, полосатый с огорода взятый, Сахарный и алый стал – кушайте, пожалуйста.
№ слайда 14
Описание слайда:
В белом сарафане стала на поляне. Летели синицы, сели на косицы. Рассыпалось к ночи зерно, Глянули утром – нет ничего.
№ слайда 15
Описание слайда:
Брат с братом через дорожку живут, А один другого не видят.
№ слайда 16
Описание слайда:
Кто заметил, что общего в словах-отгадках?
№ слайда 17
Описание слайда:
Назовите слова и место звука “З” в каждом слове.
№ слайда 18
№ слайда 19
Описание слайда:
Закончи предложение словом, которое начинается на звук “З”. В зоопарке покрасили … По полю бегал трусливый … На ворота повесили новый …
№ слайда 20
Описание слайда:
У Зины белоснежные … Зоя раскрыла красивый …
№ слайда 21
№ слайда 22
Описание слайда:
Вспомните слова песен со звуком “З” в словах. У меня есть чудесная коробочка, но она откроется только тогда, когда вы вспомните как можно больше песен.
№ слайда 23
Описание слайда:
Выберите только те слова, в названии которых есть слог “ЗА”.
№ слайда 24
Описание слайда:
Придумать предложения по схеме к картинке
№ слайда 25
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/detskie-prezentacii/igry-pri-obuchenii-gramote-doshkolnikov.html
Развивающие задания по обучению грамоте для дошкольников
Категория: Подготовка ребенка к школе
Грамотность ребенка начинается еще с детского сада, и от того, как он усвоит буквы еще до школы, как он научится оперировать ими, зависит его успеваемость в современной школе.
В нынешних школьных программах буквы изучаются «галопом по Европам», по умолчанию ребенок уже должен их знать до поступления в первый класс. Поэтому нужно заниматься с дошколятами и работать не только над развитием мышления и математических представлений, но и проводить уроки грамоты.
В 6 лет ребенок знакомится с буквами, учится их печатать и читать, но это бывает так скучно! А мы предлагаем с буквами поиграть!
Скачать и распечатать карточки можно абсолютно бесплатно. Кликайте на картинку и выбирайте «сохранить как».
Потренировались читать короткие слова? А теперь усложняем задания! Кликайте по картинкам, чтобы открыть их во весь экран, а затем можно распечатать.
Рейтинг: 5 / 5
© Копирование допустимо только с прямой активной ссылкой на страницу с оригиналом статьи.
При любых заболеваниях не занимайтесь диагностикой и лечением самостоятельно, необходимо обязательно обратиться к врачу — специалисту.
Изображения обложек учебной литературы приведены на страницах сайта исключительно в качестве иллюстративного материала (ст. 1274 п. 1 части четвертой Гражданского кодекса РФ)
Источник: https://7gy.ru/rebenok/podgotovka-k-shkole/931-razvivayushchie-zadaniya-po-obucheniyu-gramote-dlya-doshkolnikov.html
ЛОГОПЕД.РУ: Дидактические игры на занятиях по обучению грамоте
Жуйкова Анна Викторовна, воспитатель высшей категории, учитель – логопед II категории, муниципальное дошкольное учреждение №1 детский сад “Чебурашка”, САХА (Якутия) п. Эльдикан.
Пояснительная записка. Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном детстве. Установлено, что возраст пятого года жизни является оптимальным для воспитания особой (высшей) формы фонематического слуха, фонематического восприятия и развития ориентировочной деятельности ребенка в звуковой действительности.
Известно, что звукобуквенный анализ базируется на четких, устойчивых представлениях о звуковом составе слова.
Представленные дидактические игры позволяют в игровой форме, не навязчиво и постепенно ввести детей в мир звуков, букв и чтения, развить фонематический слух. Важны для воспитания звуковой культуры речи детей, подготовки их к обучению грамоте, способствуют общеречевому развитию дошкольников.
Педагог может использовать их как на занятиях, так и во время индивидуальной работы и в самостоятельной деятельности каждого ребенка. Наборное полотно может быть мобильно, как например, в игре “Волшебные лучики”, может применяться на занятиях по обучению грамоте и на занятиях по математике. Тренажер для развития речевого дыхания может стать элементом экологического уголка.
“Раз ступенька, два ступенька” (для детей 5 – 7 лет)
Цель: Учить делить слова на слоги, выполнять звукобуквенный анализ слов. Развивать фонематический слух, умение соотносить звук с его графическим изображением (буквой). Дидактический материал (оборудование): наборное панно в виде ступенек, касса букв.
Красные квадраты, обозначающие гласные звуки, синие – твердые согласные звуки, зеленые – мягкие согласные звуки. Предметные и сюжетные картинки, графические схемы предложений. Методика проведения: 1 вариант. Педагог предлагает детям картинку, которую они должны назвать. Затем это слово они делят на слоги, считают их и показывают на слоговой линейке.
2 вариант. Педагог выставляет картинку в верхнее окошко и предлагает детям выполнить звуковой анализ слова. 3 вариант. Дети самостоятельно выполняют звуковой анализ слова, по предлагаемой картинке педагогом. Затем обозначают каждый звук буквой. 4 вариант. В верхнее окошечко выставляется сюжетная картинка.
Педагог предлагает детям составить по ней предложение. Затем дети считают количество слов в нем и выставляют графическую схему предложения.
- “По волнам звуков и букв” (для детей 6 – 7 лет)
- Цель
: Учить основам звукового анализа, помочь запомнить буквы. Развивать фонематический слух. Дидактический материал (оборудование): Плоскостные изображения двух корабликов. Первый кораблик красного цвета с опущенным парусом, символизирует гласные звуки (при произнесении которых воздушная струя не встречает преграды). Второй кораблик с двумя поднятыми парусами сине – зеленого цвета и колоколом на борту. Это символ согласных звуков (при произнесении которых воздушная струя встречает преграду “надувая паруса”), колокол – звонкие звуки, синий парус – твердые звуки, зеленый парус – мягкие звуки. Набор магнитных букв. Методика проведения: Можно использовать эту игру на занятиях по обучению грамоте в течение знакомства с буквами, а также применять для индивидуальной работы в свободное время или для закрепления пройденного материала. 1 вариант: На занятиях по обучению грамоте, во время знакомства с очередной буквой, дети делают анализ ее звучания, дают характеристику звука определяя, гласный или согласный и формируют из них “волны” для корабликов. 2 вариант: Педагог называет звук, предлагает ребенку обозначит его буквой, найти нужный кораблик, объясняя свой выбор.
- “Тренажер для развития речевого дыхания”
Цель. Развивать речевое дыхание, закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Дидактический материал (оборудование). Пластмассовая основа (сушилка для белья), которая подвешивается на уровне роста ребенка и оформляется в соответствии со временем года. Зима – сугроб, снежинки. Лето – полянка, цветы, насекомые.
Весна – кустик, листики, птички. Осень – тучка, желтые листики. Методика проведения: В зависимости от времени года педагог моделирует ситуацию (Зимняя вьюга закружила снежинки, бабочки полетели к цветочкам, ветерок сорвал желтые листочки, прилетели перелетные птицы и т. д.
) Ребенок дует на легкие фигурки, подвешенные к тренажеру, делая глубокий вдох и плавный выдох. Или несколько выдохов следуя инструкции педагога. Упражнение продолжается не больше 3 – 5 минут.
Следует иметь в виду, что во всех играх, развивающих дыхание, как и при дыхательной гимнастике, строго соблюдается правило: вдох совпадает с расширением грудной клетки, выдох – с сужением ее. Дети приучаются вдыхать в процессе речи, только через рот, а не через нос.
“Волшебные лучики” (обучение грамоте)
Цель: Обучать слоговому чтению. Дидактический материал (оборудование): Наборное полотно с изображением солнца, касса букв. Методика проведения: 1 вариант.
В кармашки на концах лучей ставятся гласные буквы, в центр – согласные. Дети читают прямые и обратные слоги. 2 вариант. В кармашки ставятся карточки со слогами. Дети читают слова. 3 вариант.
Дети самостоятельно подбирают буквы, слоги и прочитывают их.
“Волшебные лучики” (развитие элементарных математических представлений)
Цель. Учить решать арифметические действия на сложение и вычитание, сравнивать количество предметов и делать цифровую запись (больше, меньше, равно). Составлять и решать арифметические задачи. Дидактический материал (оборудование).
Наборное полотно с изображением солнца, карточки с цифрами и знаками: больше, меньше, равно. Методика проведения. 1 вариант. В кармашки ставятся карточки с цифрами. Педагог предлагает детям сложить их в сумму, вычесть или сравнить. 2 вариант.
Дети самостоятельно выбирают цифры и знаки, заполняют карманчики. И придумывают арифметические задачи в соответствии с примерами.
Список использованной литературы.
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
- Журнал “Обруч” 2005.
- Завьялова Н.А. Интегрированный курс подготовки дошкольников к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
- Крупенчук О.И. Научите меня говорить правильно/ Издательский дом “Литера”, СПб., 2006.
- Колесникова Е.В. Программа “Математические ступеньки”/ “Сфера”, М., 2008.
- Колесникова Е.В. Математика для детей 6 – 7 лет/ “Сфера”, М., 2005.
- Марцинкевич Г.Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста/“Учитель”, Волгоград, 2006.
- Михайлова Л.С. Как подготовить ребенка к школе/ “Учитель”, Волгоград, 2005.
- Научно – методический журнал “Логопед” №2/2008.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда /“Феникс” — Ростов на/Д,2003.
- Полякова М.А. Самоучитель по логопедии/ “Айрис – пресс”, М., 2007.
- Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие/ “Феникс” — Ростов на/Д,2008.
- Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
- Тумакова Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом/ “Мозаика – Синтез”, М., 2006.
Желаем успехов!
Источник: https://www.logoped.ru/guikav01.htm
Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте картотека по обучению грамоте (старшая группа) на тему
- Картотека дидактических игр для дошкольников по подготовке к обучению грамоте
- «Найди букву»
- Цель: развивать слух, внимание и научить восприятию отдельных звуков в словах.
Взрослый называет звук, а потом слова, в которых этот звук будет находиться в начале слова, в середине и в конце.
Заранее оговорит, что, например, если этот звук вначале слова, ребенок должен поднять руки вверх, если в середине – похлопать в ладоши, если в конце – похлопать АО коленкам.
«Что бывает?»
Цель: развивать речь, мышление, остроту ума.
Играя с ребенком в эту игру, необходимо задавать вопросы, касающиеся самых разнообразных свойств предметов, что дает возможность различать вещи по форме, цвету, размеру и т.д.
Например, можете задавать такие вопросы:
- Что бывает красным? (клубника, арбуз, кирпич, крыша);
- Что бывает глубоким? ( тарелка, озеро, речка, колодец);
- Что бывает колючим? (кактус, ежик, роза, елка);
- Что бывает душистым? (духи, мыло, цветок, шампунь).
Также можно спрашивать: что бывает круглым? высоким? пушистым? широким? твердым? белым? горячим? и т.д.
«Какое слово длиннее?»
Цель: развивать речь, внимание?»
Называть ребенку пары слов, одно из которых должно быть длинным, а второе – коротким. Задача малыша – на слух определить, какое из сказанных слов длиннее, а какое короче.
«Волшебные звуки»
Цель: развивать слуховое внимание, научить звуко-буквенному анализу.
Взрослый договаривается с ребятами, что звуки «у» и «н» они будут считать волшебными. Если дети услышат первый звук, они должны схватить себя за ухо, если второй – за нос. После этого взрослый рассказывает историю, в которой эти звуки встречаются часто, или просто произносит ряд слов, а ребята внимательно слушают и выполняют нужные действия.
«Составь слово из слогов»
Цель: развивать навык звуко-буквенного анализа, фонематический слух.
Взрослый говорит, что слоги в словах перепутались, и просит детей угадать, что же за слова можно из них составить. Если детей много, можно разделить их на команды, предоставляя право ответа по очереди или той команде, член которой первым поднял руку для ответа.
Выкрикивать с места запрещается. За каждое угаданное слово команда получает призовое очко, за ошибку очко отнимается. Если же игра проводится с малым количеством детей, слова можно после недолгой тренировки загадывать по очереди.
Сначала рекомендуются знакомые слова, состоящие из двух слогов, затем более сложные варианты.
«Волшебники»
Цель: развивать фонематический слух, навык звуко-буквенного анализа, умение соотносить фонетический облик слова с его значением; способность работать в команде.
Если детей несколько, нужно разделить их на команды. Каждая команда будет выполнять отдельное задание.
В начале игры взрослый говорит: «Давайте поиграем в волшебников. Сегодня мы будем заниматься превращением слов. Посмотрим, команда справится лучше».
- 1-е задание. Превратите одно слово в другое, зачеркнув лишнюю букву:
- 1-й вариант: муха, беда, двор, шарф, лампа;
- 2-й вариант: крот, волк, смех, борщ, риск.
- 2-е задание. Измените одну букву так, чтобы получилось новое слово:
- 1-й вариант: рука (мука или река), кожура (конура), май (чай), жук (лук), белка (булка);
- 2-й вариант: нож (нос), сын (сон), лед (мед), дочка (бочка), салют (салат).
3-е задание. Из слова убежали все гласные. Попробуйте угадать, что это за слова, расставив гласные правильно:
- 1-й вариант: ш_к_л_д (шоколад), к_р_н_д_ш (карандаш);
- 2-й вариант: п_т_л_к (потолок), т_л_в_з_р (телевизор).
- 4-е задание. Составить слова из первых слогов указанных слов:
- 1-й вариант: город – ложка – варенье (голова), атаман – курица – лава (акула);
- 2-й вариант: солнце – батон – карандаш (собака), коробка – локоть – колбаса (колокол).
За каждое правильно обработанное слово в каждом задании команде дается призовое очко. Дополнительные 2 очка начисляются той команде, которая первой справится с заданием.
«Красный и синий мячи»
Цель: развивать грамотность, закрепить дифференциацию гласных и согласных звуков, совершенствовать внимание, реакцию, ловкость, быстроту мышления.
Дети встают в круг. Взрослый становится в его середину, кидает участникам игры красный или синий мяч и произносит любой звук. Красный мяч ребенок должен поймать, если услышит гласный звук, и не ловить, если согласный. Если мяч синий, все должно быть наоборот. Затем кидает мяч и произносит звук уже сам ребенок.
Мячи могут использоваться в игре поочередно или одновременно. Взрослый стоит в середине и ловит упавшие мячи, опять запуская их в игру.
«Пишущая машинка»
Цель: развивать навыки фонематического слуха, звуко-буквенного анализа, внимание.
Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Взрослый предлагает «напечатать» какое-нибудь длинное слово или фразу. В последнем случае можно дать одному из малышей задание обозначать «пробел» между словами в ней.
Затем по сигналу взрослого участники игры начинают «печатать»: сначала первая буква один раз хлопает в ладоши, затем вторая и т.д. Когда все «напечатано, хлопают все участники игры.
Начинайте игру с простых слов, постепенно вводя все более сложные.
«Корова и слово»
Цель: развивать фонематический слух, реакцию.
Дети усаживаются на стульчики в круг так, чтобы правая рука ребенка лежала ладошкой вниз на ладони левой руки соседа справа, а левая располагалась под правой ладонью соседа слева. Игра идет по часовой стрелке. Первый игрок произносит одно слово стихотворения, одновременно хлопая правой ладошкой по руке соседа справа, затем тот произносит следующее слово, хлопая по ладони соседа и т.д.
Стихотворение следующее: «Летела корова, сказала слово. Какое слово сказала корова?» Ребенок, на котором остановилось стихотворение, должен произнести любое слово, например «стена». Теперь игроки хлопают, произнося услышанное слово по буквам: «с-т-е-н-а». Задача последнего игрока – успеть убрать руку, чтобы по ней не хлопнули на последний звук – в данном случае «а».
Кто зазевался – выбывает из игры.
- В эту игру можно играть с группой от 3 человек.
- «Продолжи слово»
- Цель: развить речь, звуко-буквенный анализ, сообразительность, реакцию, пополнить словарный запас.
Дети делятся на две команды, которые встают друг против друга. Игрок первой команды, стоящий первым слева, берет мяч, называет любой слог и кидает мяч первому игроку второй команды.
Тот должен назвать свой слог или несколько слогов так, чтобы вместе с первым слогом они составили целое слово, затем назвать свой слог, бросая мяч второму игроку первой команды и т.д. Например, если первый игрок назвал слог НО, второй может сказать РА (чтобы получилось слово «нора») и назвать свой слог, допустим, тоже РА.
Тогда третий ребенок, получивший мяч, может продолжить, сказав «кета», и начать новое слово. Тот, кто допустил ошибку, выбывает из игры.
«Угадай букву»
Цель: Развить мелкую моторику, закрепить основы грамоты, совершенствовать пространственное мышление.
Ребята разбиваются на две равные команды. Каждая команда получает коробку пластилина, из которого участники игры должны вылепить любые буквы или цифры (например, по одной на человека). Затем взрослый берет две коробки с готовыми предметами и ставит, например, на стол.
К столу по очереди подходит по одному игроку из каждой команды. Этому игроку завязывают глаза и дают одну пластилиновую букву или цифру, слепленную ребенком из команды соперников. За определенное время (например, 1 мин) он должен угадать, что это за буква или цифра.
Команда, отгадавшая наибольшее количество букв, выигрывает.
- «Где спрятался звук?»
- Цель: развитие умения устанавливать место звука в слове.
- Необходимые материалы: У воспитателя набор предметных картинок.
- У каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная – если работа идет с гласным звуком, синяя – с согласным).
Воспитатель показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или в конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
- «Где наш дом?»
- Цель: развитие умения дифференцировать сходные звуки.
- Необходимые материалы: набор предметных картинок, названия которых начинаются с оппозиционных звуков; прикрепленные к доске два домика, на кармашках которых написаны (вставлены) буквы, обозначающие дифференцируемые звуки, например (с) или (ш).
Каждый ребенок, выйдя к доске, берет картинку, называет ее, определяет наличие звука (с) или (ш), вставляет картинку в соответствующий кармашек. За правильно выполненное задание насчитываются очки.
«Поезд»
Цель: развитие умения определять количество звуков в слове.
Необходимые материалы: поезд, составленный из плоских фигурок электровоза и трех вагонов. В каждом вагоне по три окошка с кармашками для предметных картинок. Над окошками кружочки с обозначением количества звуков в слове. Предметные картинки с изображением животных.
Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город к своим друзьям — ребятам, но не могут понять, кто где должен ехать. «Вы проводники вагонов и должны им помочь.
В первый вагон могут сесть животные, названия которых состоят из трех звуков, во второй – из четырех звуков, в третий – из пяти звуков».
По вызову воспитателя выходит ребенок, берет картинку с изображением животного и ищет его место в поезде, ориентируясь по цифрам на кармашке. Поезд отправится в путь только в том случае, если все животные правильно займут места.
- «Угадай слово»
- Цель: развитие умения проводить звуко-буквенный анализ, различать гласные и согласные буквы.
- Необходимые материалы: карточки с согласными.
Воспитатель ставит на наборное полотно согласные буквы и прочитывает их, например м-л-к- (молоко), с-п-г- (сапоги) и т.д., а дети отгадывают слово. Игра может идти индивидуально и по группам.
Для этой игры отбираются только слова, состоящие из двух-трех прямых открытых слогов. В конце игры воспитатель спрашивает, какие буквы (согласные или гласные) он выставил на наборное полотно и какие вставлены детьми.
- «Живые буквы»
- Цель: развитие умения определять последовательность звуков в слове, проводить звуко-буквенный анализ.
- Необходимые материалы: карточки с цветными буквами.
1 вариант. Каждому ряду даются карточки с буквами, на каждого ребенка по одной букве. Воспитатель называет слово. Дети строятся в шеренгу так, чтобы получилось слово из букв, которые они держат в правой руке.
2 вариант. Воспитатель дает карточки с буквами каждому ряду, не называя слова. Дети одного ряда должны самостоятельно составить слово из букв, построившись в шеренгу.
Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/obuchenie-gramote/2018/10/04/kartoteka-didakticheskih-igr-dlya-doshkolnikov-po
Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду | Азбука воспитания
Уроки обучения письму, обучение алфавиту, задания. Уроки для будущих первоклассников. Пособия для родителей и педагогов:
- Игры на обучение грамоте для детей 5-6 лет в детском саду
- Развивающие игры для детей старшей группы детского сада
- Игры для обучения грамоте дошкольников старшей группы
Игра «Узнай, кто какие звуки издает?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (жук, змея, пила, насос, ветер, комар, собака, паровоз).
Описание: воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный на ней предмет. На вопрос «Как звенит пила, жужжит жук и т. д.» ребенок отвечает, а все дети воспроизводят этот звук.
Игра «Чей голосок?»
Цель: развивать слуховое восприятие.
Описание: водящий становится к детям спиной, и все они хором читают стихотворение, последнюю строчку которого произносит один из детей по указанию воспитателя. Если водящий угадывает его, указанный ребенок становится водящим.
Примерный материал:
• Мы немножко поиграем, как ты слушаешь, узнаем.
Постарайся, отгадай, кто позвал тебя, узнай. (Имя водящего.)
- • К нам кукушка в огород залетела и поет.
- А ты, (имя водящего), не зевай, кто кукует, отгадай!
- Ку-ку-ку!
- • Сел петух на забор, закричал на весь двор.
- Слушай, (имя водящего), не зевай, кто петух у нас, узнай!
- Ку-ка-реку!
Игра «Угадай звук»
Цель: отрабатывать четкость артикуляции.
Описание: ведущий произносит звук про себя, четко артикулируя. Дети по движению губ ведущего угадывают звук и произносят его вслух. Угадавший первым становится ведущим.
Игра «У кого хороший слух?»
Цель: развивать фонематический слух, умение слышать звук в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок.
Описание: воспитатель показывает картинку, называет ее. Дети хлопают в ладоши, если слышат в названии изучаемый звук. На более поздних этапах воспитатель может молча показывать картинку, а ребенок проговаривает название картинки про себя и реагирует так же. Воспитатель отмечает правильно определивших звук и тех, кто не смог его найти и выполнить задание.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развивать умение определять наличие звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: домик с окошками и кармашком для выкладывания картинок, набор предметных картинок.
Описание: воспитатель объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [л]. Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них тех, в названиях которых есть звук [л] или [л’]. Каждая правильно выбранная картинка оценивается игровой фишкой.
Примерный материал: еж, волк, медведь, лиса, заяц, лось, слон, носорог, зебра, верблюд, рысь.
Игра «Кто больше?»
Цель: развивать умения слышать звук в слове и соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: набор известных уже детям букв, предметные картинки.
Описание: каждому ребенку раздается карточка с одной из известных детям букв. Воспитатель показывает картинку, дети называют изображенный предмет. Фишки получает тот, кто услышит звук, соответствующий его букве. Выигрывает набравший большее количество фишек.
Игра «Вертолина»
Цель: развивать умение подбирать слова, начинающиеся с заданного звука.
Игровой материал и наглядные пособия: два фанерных диска, наложенных друг на друга (нижний диск закреплен, на нем написаны буквы; верхний диск вращается, в нем вырезан узкий, шириной с букву, сектор); фишки.
Описание: дети по очереди вращают диск. Ребенок должен назвать слово на ту букву, на которой останавливается сектор-прорезь. Выполнивший задание правильно получает фишку. В конце игры количество фишек подсчитывается, определяется победитель.
Игра «Лого»
Цель: развивать умения выделять первый звук в слоге, соотносить его с буквой.
Игровой материал и наглядные пособия: большая карточка лото, разделенная на четыре квадрата (в трех из них изображения предметов, один квадрат пустой) и карточки-покрышки с изученными буквами для каждого ребенка; для ведущего набор отдельных маленьких карточек с изображениями тех же предметов.
Описание: ведущий берет из набора верхнюю картинку и спрашивает, у кого есть этот предмет. Ребенок, имеющий на карточке лото данную картинку, называет предмет и первый звук в слове, после чего закрывает картинку карточкой соответствующей буквы. Выигрывает тот, кто первый закрыл все картинки на карточке лото.
Примерный материал: аист, утка, ослик, хвост, сом. роза, лампа и т. д.
Игра «Цепочка»
Цель: развивать умение выделять первый и последний звук в слове.
Описание: один из детей называет слово, рядом сидящий подбирает новое слово, где начальным звуком будет последний звук предыдущего слова. Продолжает следующий ребенок ряда и т. д. Задача ряда: не разорвать цепочку. Игра может проходить как соревнование. Победителем окажется тот ряд, который дольше всех «тянул» цепочку.
Игра «Где спрятался звук?»
Цель: развивать умение устанавливать место звука в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: у воспитателя набор предметных картинок; у каждого ребенка карточка, разделенная на три квадрата, и цветная фишка (красная с гласным звуком, синяя с согласным).
Описание: педагог показывает картинку, называет изображенный на ней предмет. Дети повторяют слово и указывают место изучаемого звука в слове, закрывая фишкой один из трех квадратов на карточке, в зависимости от того, где находится звук: в начале, середине или конце слова. Выигрывают те, кто правильно расположил фишку на карточке.
Игра «Где наш дом?»
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок, три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4, или 5).
Описание: дети делятся на две команды. Ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Представители каждой команды выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети другой команды. За каждый правильный ответ засчитывается очко, выигравшим считается тот ряд, игроки которого наберут большее количество очков.
Эту же игру можно проводить индивидуально.
Примерный материал: ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка.
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Игровой материал и наглядные пособия: мешочек из пестрой ткани с различными предметами, в названиях которых два-три слога.
Описание: дети по порядку подходят к столу, вынимают из мешочка предмет, называют его. Слово повторяется по слогам. Ребенок называет количество слогов в слове.
Игра «Телеграф»
Цель: развивать умение делить слова на слоги.
Описание: педагог говорит: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем в телеграф. Я буду называть слова, а вы их по очереди будете передавать по телеграфу в другой город». Первое слово педагог произносит по слогам и сопровождает каждый слог хлопками.
Затем он называет слово, а вызванный ребенок самостоятельно произносит его по слогам, сопровождая хлопками.
Если ребенок неправильно выполнил задание, телеграф ломается: все дети начинают потихоньку хлопать в ладоши, испорченный телеграф можно починить, то есть произнести слово правильно по слогам и отхлопать.
Алфавит в картинках для детей
Раскраски буквы алфавита для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Изучение любого языка начинается со знакомства с алфавитом. Как познакомить ребёнка с алфавитом? Конечно же с помощью красивых и познавательных картинок. С нашей азбукой раскраской знакомство с алфавитом станет для ваших детей приятной и запоминающейся игрой.
- Каждая раскраска содержит рисунок буквы, её написание, а также картинки животных, предметов, которые начинаются с этой буквы.
- Раскрашивая рисунки, дети будут называть предметы и постоянно произносить буквы.
- Эти обучающие раскраски буквы станут прекрасным трамплином для углубленного изучения русского языка в будущем.
- Эти дидактические материалы будут полезны воспитателям, учителям, а также родителям для совместных занятий с детьми.
Для изучения алфавита полезны загадки: Буквы алфавита. Эти загадки вы можете разгадывать для закрепления букв алфавита.
Буквы А, Б, В, Г, Д, Е, Ё, Ж
Буквы З, И, Й, К, Л, М, Н, О
Буквы П, Р, С, Т, У, Ф, Х, Ц
Буквы Ч, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ь, Э, Ю, Я
Обучение детей на дому. Обучение грамоте
- Вашему ребенку 6 лет, и вы, конечно, озадачены вопросами: готов ли он к школе, нужно ли отдавать его в подготовительный класс или достаточно домашней подготовки?
- На страницах нашего сайта разработан полный тематический курс для групповых или индивидуальных занятий по обучению чтению и письму, даны методические рекомендации для наставников.
- Программа предложенных занятий полностью соответствует принятым учебным стандартам и нацелена на всестороннее развитие дошкольника.
- Уважаемые педагоги!
Каждый год вы занимаетесь с дошкольниками в так называемом нулевом или подготовительном классе.
Вам в помощь разработана программа для групповых или индивидуальных занятий с будущими первоклассниками по обучению грамоте.
Уважаемые родители!
Ваш ребёнок собирается в школу, и вы озабочены его подготовкой в 1-й класс? Тогда это все для вас.
Если нет возможности обучать ребёнка в подготовительном классе, но есть желание заниматься с ним дома, учебные занятия, которые есть у нас на сайте, решит многие ваши проблемы.
На нашем сайте будут представленыразные обучающие занятия с заданиями для детей и пояснениями для взрослых. Обязательно выложим новые.
Большое внимание уделим подготовке руки дошкольника к письму: даны разнообразные упражнения по написанию печатных букв, копированию элементов письменных букв, обводке, штриховке и раскрашиванию. Каждое занятие сопровождается «Весёлой переменкой».
В конце его приводится раздел «Проверялочка» — проверочные задания на усвоение и закрепление пройденного материала.
- Чтобы занятия принесли ощутимую пользу, соблюдайте простые правила:
- • урок должен длиться не более 25—30 минут в день;
- • не торопите ребёнка и обязательно хвалите его, отмечая любые успехи;
- • не переходите к более сложному заданию, если ребёнок не справился с простым;
- • чередуйте различные виды деятельности маленького ученика, не забывайте выполнять упражнения из «Весёлых переменок».
- Надеемся, что будущим первоклассникам будет интересно заниматься, а уроки принесут конкретную пользу.
- Желаем вам успехов!
Источник: https://azbyka.ru/deti/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-5-6-let-v-detskom-sadu
ЛогоНадежда — Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет
|
- Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет
- ББК 74, 3
- Ф 24
Фархутдинова Н.А. Подготовка к обучению грамоте детей 6-7 лет. Методические рекомендации: Из опыта работы логопеда ДОУ № 6 — Лесной: ИМЦ УО, 2011 – 55
Методические рекомендации для педагогов дошкольных учреждений раскрывают систему подготовки детей подготовительной группы детского сада к обучению грамоте.
Содержание
Введение………………………………………………… | 3 |
Раздел 1. Звуковой анализ слова………………………… | |
I. Звук. Задачи …………………………………………. | 5 |
1. Понятия «звук» и «слово»…………………… | 5 |
2. Ориентировка в ряду предметов……………… | 8 |
3. Позиция звука в слове………………………… | 9 |
4. Гласные звуки………………………………… | 11 |
5. Анализ и синтез слога………………………… | 13 |
II. Звуковой анализ и синтез слова. Задачи………… | 16 |
1. Звук и слово. Повторение…………………… | 17 |
2. Алгоритм звукового анализа слова…………… | 18 |
3. Гласные звуки в слове………………………… | 21 |
4. Твёрдые и мягкие согласные………………… | 21 |
5. Звуковая схема слова………………………….. | 23 |
6. Ребусы………………………………………… | 26 |
7. Звуковой анализ слов из 4-х и 5-ти звуков…… | 26 |
8. Уровень усвоения звукового анализа слова… | 30 |
Раздел 2. Предложение. Задачи………………………… | 33 |
I. Слово | |
1. Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки | 34 |
2. Схема слова…………………………………… | 35 |
II. Предложение……………………………………… | |
1. Понятие «предложение»……………………… | 36 |
2. Схема предложения…………………………… | 37 |
3. Основные характеристики схемы предложения………………………………………………………… | 37 |
4. Алгоритм анализа предложения……………… | 38 |
5. Составление схемы к предложению……… | 39 |
6. Закрепление умений по анализу предложения | 40 |
7. Предлоги в предложении…………………… | 41 |
8. Предложение из 4-х и 5-ти слов……………… | 41 |
9. Сложная схема предложения……………… | 45 |
Раздел 3. Деление слов на слоги. Задачи …………… | 47 |
I. Подготовка к делению слов на слоги | |
1. Гласные звуки………………………………… | 48 |
2. Слово…………………………………………… | 48 |
II. Деление слова на слоги…………………………… | |
1. Основное правило деления слова на слоги…… | 50 |
2. Алгоритм деления слова на слоги…………… | 51 |
3. Деление на слоги слова из 3-х звуков………… | 52 |
4. Упражнения в делении слов на слоги………… | 53 |
5. Слова со стечением согласных и закрытыми слогами…………………………………………………… | 55 |
6. Алгоритм слогового анализа слова…………… | 56 |
Заключение.…………………………………………….. | 58 |
Список литературы…………………………………… | 60 |
Введение
Одним из разделов речевого развития детей 6 – 7 лет является «Подготовка к обучению грамоте». Данная брошюра раскрывает систему работы с детьми подготовительных групп детского сада общеразвивающего вида именно в этом разделе речи.
По предложенной системе подготовлены к школе более 2000 дошкольников на протяжении 15 лет. Катамнез показал состоятельность системы, так как дети, обучавшиеся по ней, успешно овладевают чтением и письмом в школе, не зависимо от того, по какой образовательной программе работает образовательное учреждение.
Принципиально важный подход системы: готовить дошкольников к успешному и грамотному освоению чтением и письмом в школе, не обучая читать и писать в детском саду.
Это достигается через развитие всех фонематических процессов, развитие умения вслушиваться в слово, предложение, что в конечном результате развивает языковое чутьё и предупреждает дисграфию и дислексию в начальных классах.
Воспитатель в детском саду не учит читать и писать, а только готовит дошкольников к чтению и письму. Эту подготовку педагог должен превратить в интересный и увлекательный процесс, что достигается только через игры и игровые упражнения. Яркого и красочного игрового материала по обучению грамоте сейчас очень много на любом книжном прилавке.
Но иногда игры оказываются малоэффективными только из-за того, что педагог использует интересные приёмы без системы, не понимая, зачем применяется та или иная игра, какую задачу по подготовке к грамоте она решает.
В предложенной брошюре даны методические рекомендации к подготовке к обучению грамоте детей подготовительной группы, а так же прописана система подготовки и последовательность решения задач для достижения этой цели.
- За основу взяты «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». В подготовительной
- группе предлагается решить 3 основных задачи по подготовке к обучению грамоте: научить
- — звуковому анализу и синтезу слов;
- — слоговому анализу и синтезу;
- — анализу и синтезу предложения.
- Эти задачи можно решать в указанной выше последовательности, а можно немного по-другому:
- — звуковой анализ и синтез;
- — анализ и синтез предложения;
- — слоговой анализ и синтез.
- Такая последовательность позволяет детям меньше путать сложные созвучные понятия: звук – слог. А так же увеличивается время для усвоения
Источник: http://logo.my1.ru/index/podgotovka_k_obucheniju_gramote_detej_6_7_let/0-14
Игры на обучение грамоте для детей 6-7 лет в детском саду
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (ком, шар, сом, утка, муха, кран, кукла, мышка, сумка), три домика с кармашками и цифрой на каждом (3, 4 или 5).
Описание: ребенок берет картинку, называет изображенный на ней предмет, считает количество звуков в произнесенном слове и вставляет картинку в кармашек с цифрой, соответствующей числу звуков в слове.
Представители ряда выходят по очереди. Если они ошибаются, их поправляют дети второго ряда. За каждый правильный ответ засчитывается очко.
Выигравшим считается тот ряд, который наберет большее количество очков.
Цель: развивать умение определять количество звуков в слове.
Игровой материал и наглядные пособия: на доске нарисована пирамида, основание которой состоит из пяти квадратов, выше — четыре квадрата, затем — три; картинки с изображением различных предметов, в названии которых пять, четыре, три звука (соответственно пять, четыре, три картинки — сумка, шарф, туфли, мышка, груша, утка, ваза, слон, волк, мак, осы, нос).
Описание: воспитатель предлагает детям заполнить пирамиду. Среди выставленных на наборное полотно картинок надо найти сначала те, в названиях которых пять звуков, затем четыре и три. Ошибочный ответ не засчитывается. Правильное выполнение задания поощряется фишкой.
Цель: учить выполнять звукобуквенный анализ слов.
Игровой материал и наглядные пособия: предметные картинки с кармашками, в них вставлены карточки с названиями предмета, изображенного на картинке, но в каждом слове не хватает одной согласной (например: тиг вместо тигр), набор букв.
Описание: воспитатель показывает детям картинки с подписями и говорит, что некоторые буквы в словах потерялись. Необходимо восстановить правильную запись. Для этого нужно обратиться в «стол находок», куда попадают все потерянные вещи. Ребята по очереди выходят к воспитателю и называют картинку, определяют в подписи недостающую букву, берут се в «столе находок», ставят на место.
Цель: развивать умения определять первый звук в слове, составлять из букв слова.
Игровой материал и наглядные пособия: набор предметных картинок (из начальных букв их названий будет составлено имя мальчика или девочки); таблички с изображением мальчика и девочки с кармашками для вкладывания картинок и букв; карточки с буквами.
Описание: воспитатель вывешивает таблички с изображениями мальчика и девочки и говорит, что придумал им имена. Дети могут отгадать эти имена, если выделят в названиях картинок, вложенных в кармашки, первые звуки и заменят их буквами.
Играют две команды — девочки и мальчики. Представители команд называют предметы, изображенные на карточках, и выделяют первый звук в слове. Затем берут соответствующую букву из разрезной азбуки и заменяют ею картинку. Одна команда отгадывает имя девочки, другая — имя мальчика.
- Выигрывает та команда, которая первой составила имя.
- Примерный материал: лодка, ослик, рак, астра; шар, улитка, ружье, аист.
- Цель: развивать умения составлять слова из данных букв, выполнять звукобуквенный анализ.
- Игровой материал и наглядные пособия: разрезная азбука по количеству детей.
Описание: воспитатель называет буквы, дети набирают их из азбуки и составляют слово. За правильно составленное слово ребенок получает одно очко (фишку). Выигрывает тот, кто к концу игры набрал большее количество очков.
Цель: развивать умение подбирать слова с заданным количеством слогов.
Игровой материал и наглядные пособия: три кармашка, на каждом из которых нарисована клетка для зверей, под кармашками — графическое изображение слогового состава слов (первый кармашек — один слог, второй — два слога, третий — три слога); карточки с изображениями животных и их названий.
Описание: воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Предлагает определить, каких зверей в какую клетку можно посадить.
Дети по порядку выходят к педагогу, берут карточки с изображением животного, прочитывают его название по слогам и определяют количество слогов в слове.
По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.
Примерный материал: слон, верблюд, тигр, лев, медведь, крокодил, носорог, волк, лиса, жираф, лось, шакал, заяц, барсук.
Цель: развивать умение подбирать слова по одному слогу.
Описание: воспитатель произносит: «Окно». Дети делят это слово на слоги. Далее дети подбирают слово, которое начинается с последнего слога в слове «окно» (но-ра). Затем придумывают новое слово, начинающееся слогом ра (ра-ма) и т. д. Выигравшим считается тот, кто последним закончил цепочку и больше всех назвал слов.
- Цель: закреплять знание алфавита и его практическое применение.
- Описание: воспитатель выбирает несколько наиболее часто встречающихся в словах букв алфавита, каждой из них присваивает свой номерной знак. Например:
- А О К Т С И Н Л Д М
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Педагог показывает ребенку, как можно записывать слова, заменяя цифрами: 9 2 10 (дом), 5 6 8 1 (сила) и т. п. Пронумеровать все буквы алфавита. Предложить ребенку поиграть в «разведчиков», посылая друг другу зашифрованные письма.
Цель: закрепить умение выделять гласные и согласные буквы.
Игровой материал и наглядные пособия: две коробки, карточки с гласными и согласными буквами.
Описание: к детям приходит в гости Буратино. Он поступил в школу и просит проверить его домашнее задание: в одну коробку Буратино сложил карточки с гласными буквами, в другую — с согласными. Проверить, все ли буквы разложены верно.
Ребенок берег по одной карточке и проверяет правильность выполнения задания. Намеренно можно перепутать буквы, в коробку с согласными положить несколько гласных и наоборот.
Когда все ошибки будут исправлены, Буратино прощается и идет в школу.
- Цель: развивать фонематический слух, логическое мышление, речевые навыки.
- Описание: воспитатель показывает еще один способ шифра — по первым буквам строк:
- Животные могут быть дикими и домашними.
- Темная туча заслонила солнце.
- Если снег растаял, значит, наступила весна.
- Бревно — это спиленное дерево.
- Ягода малина созревает летом.
Из первых букв каждой строки получилось: Я жду тебя. Можно зашифровывать различными способами.
Источник: https://psn-travel.ru/rebenok/igry-na-obuchenie-gramote-dlya-detej-6-7-let-v-detskom-sadu