Имя великого русского поэта А.С. Пушкина известно абсолютно всем россиянам. Еще в дошкольном возрасте дети смотрят мультфильмы, снятые по его сказкам.
На протяжении всех школьных лет продолжается знакомство с биографией и творчеством Александра Сергеевича. Но на уроках не всегда хватает времени для более детального знакомства с жизнью поэта.
А сколько интересного можно почерпнуть из его биографии именно для лучшего понимания творчества. Читать далее >>>
Викторина «Сказки А.С. Пушкина»
Викторина предназначена для учащихся начальной школы, 3 класс, в целях проверки усвоения материала по литературному чтению «Сказки А.С.Пушкина». Викторину можно использовать как на уроке, так и во внеурочное время. Время на выполнение заданий не ограничено, по окончании автоматически выставляется отметка.
Презентация-игра «Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)»
Презентация посвящена творчеству А.С. Пушкина. Она выполнена по типу конкурса «Своя игра». В задания включен материал, изученный в 1-6 классах, поэтому целевая аудитория — учащиеся 6-х классов.
Презентация предназначена для внеклассной работы по творчеству Пушкина, но может быть использована на завершающем уроке.
Она позволит в игровой форме проверить знания учащихся, определить степень усвоения материала.
Интерактивная игра по сказке А.С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Интерактивная игра по сказке А. С. Пушкина «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» для учащихся 1-4 классов. Цель: создание условий для внимательного чтения произведений А.С.Пушкина. В игре может участвовать от двух и более учащихся или команд.
Игроки по очереди отвечают на вопросы. Проверить себя можно, нажав на карточку с вопросом. Если ответ неверный, то на карточке будет написано «Переход хода» и на этот вопрос отвечает следующий. Если ответ верный, то на карточке будет написано «Верно + 1».
Кто наберёт наибольшее количество баллов, тот будет победителем.
Презентация «Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина»; 3-4 кл.
За неделю до игры учитель предупреждает детей о том, что им предстоит игра-викторина по произведениям А.С.Пушкина. К празднику дети с помощью учителя и родителей готовят выставку рисунков.
Ведущий.
Дорогие дети, уважаемые гости! Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие по страницам книг А.С.Пушкина. У каждого из нас есть своё любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы.
НО сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат.
Игра «Умники и умницы «по прозе А.С.Пушкина для 8 класса.
Электронное приложение к внеклассному мероприятию по литературе «Литературная игра для 8 класса по прозе А.С.Пушкина «Умники и Умницы» («Повести Белкина», «Дубровский», «Капитанская дочка»)».
Эта игра- вариант известной телеигры.
Для её проведения заготавливаются дорожки, ордена; приглашается жюри, необходим помощник за компьютером, следящий, какая категория открывалась в том или ином агоне, так как вопросы ко всем трём агонам на одну тему открываются и закрываются на одном слайде кликом мыши.
Ответы на вопросы представлены только в файле «Методика и ответы», распечатку его следует держать в жюри и у помощника за компьютером. Интересно, что в игре дети проявляют не только свои знания текстов, но и актёрские способности в отборочных турах. Нашим детям игра понравилась, а вашим?
Имя великого русского поэта А.С. Пушкина известно абсолютно всем россиянам. Еще в дошкольном возрасте дети смотрят мультфильмы, снятые по его сказкам.
На протяжении всех школьных лет продолжается знакомство с биографией и творчеством Александра Сергеевича. Но на уроках не всегда хватает времени для более детального знакомства с жизнью поэта.
А сколько интересного можно почерпнуть из его биографии именно для лучшего понимания творчества.
Например, в каком возрасте маленький Саша написал свое первое стихотворение? На каком языке оно было написано? Какие прозвища будущий поэт получил в лицее и за что? С кем была первая дуэль в жизни А.С. Пушкина?
Используя презентации-викторины и игры на уроках литературы, можно ненавязчиво и в игровой форме дать новые сведения о биографии и творчестве великого поэта.
Источник: http://pedsovet.su/pushkin/games
Игра-викторина "В царстве сказок А.С.Пушкина"
2015-2016 уч.год
Учитель Никифоренко Д.И.
Игра-викторина по сказкам А.С.Пушкина «В царстве сказок А.С.Пушкина», 5 класс
- Благословен и день и час,
- Когда с теплом родного крова
- Впервые к каждому из нас
- Приходит пушкинское слово.
Презентация. Сказочное начало из фильма.
Конкурс 1. (проводит ведущий) « Отборочный»
На доске изображение дуба, на нём на дубовых листочках вопросы. Ребята из каждого класса отвечают по очереди на вопросы. Т.о. набираются 2 команды игроков.
-
Сколько времени ждали семеро братьев, прежде чем унести гроб с царевной в пустую гору? (три дня по христианскому обычаю)
-
Куда ехал царь Салтан (герой «Сказки о царе Салтане…»), попрощавшись с женой: а) в другое царство; б) на охоту; в) на войну; г) на царский пир.
-
В кого не превращался князь Гвидон, герой «Сказки о царе Салтане…»: а) в осу; б) в комара; в) в муху; г) в шмеля.
-
Когда родилась дочь у царицы в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»: а) в Сочельник; б) в Новый год; в) в Крещение; г) в Пасху.
-
К кому королевич Елисей не обращался с вопросом «Не видал(о) ль где на свете//Ты царевны молодой»: а) к солнцу; б) к месяцу; в) к ветру; г) к дождю.
-
Кто ответил на вопрос королевича Елисея: а) солнце; б) месяц; в) ветер; г) дождь.
-
Что попросил мудрец у царя Дадона, героя «Сказки о золотом петушке»: а) боярский чин; б) коня с царской конюшни; в) полцарства Дадона; г) шамаханскую царицу.
-
Кем в «Сказке о царе Салтане» царь назначил первых двух девиц? (ткачиха, повариха)
-
Сколько времени рыбачил старик, прежде чем поймал золотую рыбку? (30 лет и 3 года)
-
Кто еще из героев Пушкина, кроме золотой рыбки, жил под водой?(Черномор, 33 богатыря, чёрти)
-
За какую плату работал на попа Балда?(за 3 щелчка по лбу)
-
Что кричал золотой петушок из «Сказки о золотом петушке» ? («Кири-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!»)
-
Какое обещание не выполнил царь Дадон? (шамаханскую царицу не подарил.)
-
Как называется остров славного Гвидона? (Буян)
-
Какой самый первый предмет потребовала старуха у золотой рыбки? – Корыто.
-
Кто помог царю Дадону приобрести птицу, предупреждающую об опасности? – Звездочёт.
-
Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? – Хрусталь.
-
Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? – Коршуна.
-
Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? – Чтобы старуха стала владычицей морскою.
-
Как звали сенную девушку из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Чернавка)
-
К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? – Месяц, ветер, солнце.
-
Как можно нести кобылу между ног? (Скакать на ней)
-
Закончи знаменитую фразу из сказки А.С.Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам…»? – Урок. — Из какой сказки эти слова? Сказка о золотом петушке»)
-
С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? – Поцелуя.
-
Под каким деревом белка грызла орешки?(Под елью)
-
Где встретились поп и Балда?(На базаре)
-
Кличка собаки семи богатырей. (Соколко.)
-
Какую песенку пела белочка «при честном при всем народе»?(«Во саду ли, в огороде»)
-
Что спрашивала у старика рыбка, являясь на зов, и как он ей отвечал?(Что тебе надобно, старче?» «Смилуйся, государыня рыбка!..»
-
Что приговаривал Балда, давая щелчки попу?(«Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной»)
Конкурс 2. «Узнай сказку по иллюстрации» (презентация, слайды 6-10)
-
Слайд 7 «Сказка о рыбаке и рыбке»
-
Слайд 8 «Сказка о царе Салтане»
-
Слайд 9 «Сказка о попе и работнике его Балде»
-
Слайд 10 «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Конкурс 3. «Путаница» Какие сказки перепутались?
- 1) Три девицы под окном
- Пряли поздно вечерком.
- Тут соседи беспокоить
- Стали старого царя,
- Страшный вред ему творя.
- Дурачина ты, простофиля!
- Не умел ты взять выкупа с рыбки!
- (Сказка о царе Салтане», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- И кораблик подгоняет.
- Пошёл, сел у берега моря;
- Там он стал верёвку крутить,
- Да конец её в море мочить.
- Видит на море чёрная буря,
- Так и вздулись сердитые волны.
- И стал он кликать золотую рыбку.
- (Сказка о царе Салтане», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Конкурс 4. «Доска объявлений»
- Конкурсанты пытаются отгадать, какой герой дал объявление или из какой сказки. (Листочки с объявлениями прикреплены к «Доске объявлений»
- 1) Предлагаю свои услуги: работаю за семерых.
- Могу:
- — запрягать лошадь, топить печь, закупать продукты на рынке, печь яйца, варить кашу, нянчить детей.
- Мой адрес…(Балда. «Сказка о попе и о работнике его Балде»)
- 2) Торговая фирма «Пальмира» предлагает импортные товары:
- — соболя;
- — черно-бурые лисицы;
- — донские жеребцы;
- — чистое серебро;
- — злато.
И все по доступным ценам! «Пальмира ждет вас!
- Адрес фирмы…(«Сказка о царе Салтане…».
- 3) Тем, кто интересуется жилплощадью!
- Сдаю на лето свою горницу за умеренную плату.
- В горнице имеются:
- — кругом лавки, крытые ковром,
- — под святыми стол дубовый,
- — печь с лежанкой изразцовой.
- Мой адрес…(«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
- 4) Тем, кто утром не может проснуться по звонку будильника, предлагаем приобрести петушка из чистого золота, который не только не даст вам проспать, но и, в случае опасности, вмиг приподымет гребешок, закричит и встрепенётся
- Адрес Сказка о золотом петушке»)
5) Кто желает поменять старое, разбитое корыто на новое квартиру или дом? Обращаться…(К золотой рыбке из «Сказки о рыбаке и рыбке».)
- 6) Охранное предприятие «Черномор» —
- Все красавцы удалые,
- Великаны молодые,
- Все равны как на подбор…
- Предлагают следующие услуги: личную территорию хранить и дозором обходить.
- Обращаться по адресу…
- Физминутка
Ведущий дает команду участникам на выполнение различных действий, используя названия и имена персонажей различных сказок. Участники должны выполнять команду, если в ней есть только герои из сказок Пушкина. Если герои не относятся к произведениям Пушкина, то игроки стоят, не выполняя никаких команд. Кто ошибается, делает шаг вперед.
- Например: царь Салтан — встать ,
- кот Леопольд – сесть,
- Конек-горбунок – руки за голову ставь,
- комар – пожужжать,
- Чебурашка – встать,
- Братья – богатыри – руки на пояс ставь,
- колобок – опустили руки,
- Балда – подпрыгнуть,
- братец Иванушка – опустили руки,
- Дюймовочка – наклон влево,
- королевич Елисей – наклон вправо,
- мальчик-спальчик – опустить руки,
- сватья Бабариха – наклон влево,
- Аладдин – наклон вперёд,
- Черномор – присесть, руки вперёд,
- Шамаханская царица – встать и похлопать в ладоши.
- Ведущий: А теперь ещё поиграем и разомнёмся.
Я буду называть вам героев, а вы говорите мне, из одной ли они сказки. Если – да, дополнительно киваем, нет – машем головой.
Князь Гвидон и злая мачеха? (Нет.)
- Царь Дадон и шамаханская царица? (Да)
- Царь Салтан и семь богатырей? (Нет)
- Королевич Елисей и мертвая царевна? (Да)
- Попадья и золотая рыбка? (Нет)
Царевна Лебедь и тридцать три богатыря? (Да.)
Конкурс 5. «Кто прислал телеграмму?»
- Слайды 11-15
- Хоть казну, хоть чин боярский,
- Хоть коня с конюшни царской,
- Хоть полцарства моего»
- («Сказка о золотом петушке»; царь Дадон мудрецу)
- Но жена не рукавица:
- С белой ручки не стряхнёшь
- Да за пояс не заткнёшь.»
- («Сказка о царе Салтане»; Лебедь князю Гвидону)
-
«Окажи своё усердие и проворье
Поживи-ка на моём подворье»
(«Сказка о попе…» Поп – Балде)
-
«Признавайся: всех я краше.
- Обойди всё царство наше,
- Хоть весь мир, мне ровной нет
- Так ли?»
- («Сказка о мёртвой царевне…»; царица зеркальцу)
Конкурс 6. «Найди героев сказок А.С.Пушкина»
Слайд 16.
- Ответ: Дадон, Лебедь, поп, Бабариха, Черномор, Чернавка, Царица, Звездочет, Гвидон, Петушок, Балда (11 героев)
- Конкурс 7 «Какому герою и из какой сказки принадлежит данный предмет?
- Слайды 17-21
-
Зеркало
-
Корыто
-
Лук
-
Балалайка
Конкурс 8 «Указы»
Расшифровать текст каждого указа. Из какой сказки взяты эти строки? (Указы в виде свитков)
- 1)
- « — о — о — ись,
- — о — — о — ись — ы — — е:
- — е — о – у — ыть
- — ё — — ой — — е — — ья — — ой,
- — о — у — ыть
- — — о — — о – ой — — о – я — — ой»
- 2) « видишь, т а м
- — и — ая — о — ы — а?
- — о – ы — у — о — ы — и -тка — ы,
- — а — е — и её
- пол — е — — — ы.»
- 3) — е — ть — а — е — — у
- в — — ушь — е — — ую
- И ,связав,
- о — — а — и — ть т а м
- — а — ъе – е — ие — о — — а —.
- ОТВЕТ:
-
Воротись, поклонись рыбке,
Не хочу быть черной крестьянкой,
Хочу быть столбовой дворянкой.
-
Видишь, там сивая кобыла?
Кобылу подыми-тка ты,
Да неси её полверсты.
-
Весть царевну в глушь лесную
- И, связав, оставить там
- На съедение волкам.
- Конкурс 9 «Встречаем наших артистов»
- Выходят представители команд и вытягивают листочек с названием сказки, которую они должны тут же проинсценировать.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Автор, старик, старуха
- Воротился старик ко старухе,
- Рассказал ей великое чудо.
- Старик:
- Я сегодня поймал было рыбку,
- Золотую рыбку, не простую.
- По нашему говорила рыбка,
- Домой в море синее просилась,
- Дорогою ценой откупалась.
- Откупалась чем только пожелаю.
- Не посмел я взять с неё выкуп;
- Так пустил её в синее море.
- Старика старуха забранила:
- Старуха:
- Дурачина ты, простофиля!
- Не умел ты взять выкупа с рыбки!
- Хоть бы взял с неё корыто,
- наше-то совсем раскололось!
- «Сказка о попе и работнике его Балде»
- Автор, бесёнок, Балда
- Автор
- Вылез опять бесёнок
- Бесёнок
- Что ты хлопочешь?
- Будет оброк,
- Коли захочешь!
- Балда
- Нет, теперь моя череда!
- Условия сам назначу,
- Задам тебе, вражёнок, задачу!
- Посмотрим, какая у тебя сила.
- Видишь, там сивая кобыла?
- Кобылу подыми
- Да неси её полверсты!
- Автор
- Бедненький бес
- под кобылу подлез,
- понатужился,
- понапружился,
- приподнял кобылу, два шага шагнул
- на третьем упал, ножки протянул.
- Балда
- Глупый бес, куда ты за нами полез,
- И руками-то снести не мог,
- А я, смотри, снесу между ног!
- «Сказка о мёртвой царевне и
- о семи богатырях»
- Автор, царица, зеркало
- Вот царица наряжаясь
- Перед зеркальцем своим,
- Перемолвилася с ним:
- Царица:
- Я ль, скажи мне, всех милее,
- Всех румяней и белее?
- Что же зеркальце в ответ?
- Зеркальце:
- Ты прекрасна, спору нет
- Но царевна всех милее,
- Всех румяней и деле.
- Автор
- Как царица отпрыгнёт,
- Да как ручку замахнёт,
- Да по зеркальцу как хлопнет,
- Каблучком-то как притопнет.
- Царица
- Ах ты, мерзкое стекло!
- Это врёшь ты мне назло.
- Как тягаться ей со мною?
- Я в ней дурь-то успокою!
- Как, скажи, как можно ей
- Быть во всё меня милей?
- Признавайся,
- Всех я краше!
- Обойди всё царство наше,
- Хоть весь мир; мне ровной нет!
Так ли?!
- Автор
- Зеркальце в ответ
- Зеркальце
- А царевна всё ж милее,Всё ж румяней и белее!
- «Сказка о мёртвой царевне
- и о семи богатырях»
- Автор, чернавка, царевна, пёс
- Автор
- …и девица
- Видит, нищая черница
- Ходит пО двору, клюкОй
- Отгоняя пса.
- Царевна
- Бабушка, постой немножко!
- Пригрожу сама я псу
- И кой-что тебе снесу.
- Автор
- Отвечает ей черница:
- Черница
- Ох ты, дитятко девица!
- Пёс проклятый одолел,
- Чуть до смерти не заел.
- Посмотри, как он хлопочет!
- Автор
- Царевна хочет
- Выйти к ней и хлеб взяла,
- Но с крылечка лишь сошла,
- Пёс ей под ноги – и лает,
- И к старухе не пускает.
- Девица
- Что за чудо? Видно,
- выспался он худо!
- На ж , лови!
- Автор
- И хлеб летит!
- Старушонка хлеб поймала,
- Благодарствие сказала.
- Черница
- Бог тебя благослови!
- Вот за то тебе, лови!
- Конкурс 10 «Вопросы из ларца»
- Слайд «Наливные яблочки» (Заключительные вопросы на выявление победителя)
-
Какие чудесные дары получил от царевны-лебеди князь Гвидон? (город, в котором стал княжить Гвидон; белка, грызущая орехи с изумрудами, с золотыми скорлупками; 33 богатыря с Черномором; царевна, ччто не можно глаз отвесть)
-
С каких слов начинается «Сказка о царе Салтане»?(Три девицы под окном пряли поздно вечерком. Кабы я была царица…)
-
Изделия из золотых скорлупок, которые пускались в ход по свету? (из скорлупок льют монету, да пускают в ход по свету)
-
Чем потчевали старуху бояре да дворяне в царских палатах? (наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным)
-
Какое было приданое у царевны в «Сказке о мёртвой царевне» ? (7 торговых городов да 140 теремов)
-
Кем приходится сватья баба Бабариха царю Гвидону?(родной бабушкой(«А царевич хоть и злится,но жалеет он очей Старой бабушки своей».)
- Конкурс 11 «Словесный аукцион»
- Ведущий читает отрывки из произведений Пушкина, а болельщики хором должны их закончить:
- «Долго царь был неутешен,
- Но как быть? И он был грешен;
- Год прошел как сон пустой,
- Царь…………………………………….» (женился на другой)
- «А орешки не простые,
- Все скорлупки золотые,
- Ядра — ……………………………….» (чистый изумруд)
- «У лукоморья дуб зеленый;
- Златая цепь на дубе том:
- И днем и ночью кот ученый
Все ходит по ………………………..» (цепи кругом)
- «Чуду царь Салтан дивится,
- А комар-то злится, злится –
- И впился комар как раз
- Тетке прямо в………………….» (правый глаз)
- «Свет мой, зеркальце! Скажи,
- Да всю правду доложи:
- Я ль на свете всех милее,
- Всех ……………………………………?»(румяней и белее)
- Ведущий:
— Молодцы, ребята, все загадки разгадали! Смотрите, почтальон принес нам посылку. Сейчас мы посмотрим, что в ней. (Достает письмо) « Ребята, вы очень хорошо знаете сказки А.С.Пушкина. Спасибо вам и читайте больше. В благодарность посылаю вам вам сладости. Царь Салтан.»
Подведение итогов .Рефлексия. Порадуемся за победителей!
Источник: https://infourok.ru/igraviktorina-v-carstve-skazok-aspushkina-655571.html
Литературная игра по сказкам А. С. Пушкина Разработана учителем начальной школы ГОУСПО «Пикалёвский педагогический колледж» Лаврищевой Светланой Александровной. — презентация
1 Литературная игра по сказкам А. С. Пушкина Разработана учителем начальной школы ГОУСПО «Пикалёвский педагогический колледж» Лаврищевой Светланой Александровной
2 Для чего будем играть? Чтобы не угас интерес к творчеству А.С. Пушкина. Чтобы показать возможности использования сказок поэта в развивающих литературных играх. Чтобы развивать речевые навыки детей и их способности к литературному творчеству.
- 3 К каким сказкам сделаны эти рисунки? «Сказка о попе и работнике его Балде» «Сказка о царе Салтане…» «Сказка о рыбаке и рыбке» «Сказка о золотом петушке» «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» «Сказка о золотой рыбке»
- 4 Из каких сказок эти строки? В море остров был крутой, Не привольный, не жилой; Но невеста молодая, До зари в лесу блуждая, Между тем всё шла, да шла… На крыльце стоит его старуха В дорогой собольей душегрейке… Прибежал бесёнок, задыхаясь…
- 5 Узнай героя сказки Спит себе на соломе, Ест за четверых, Работает за семерых… Высока, стройна, бела, И умом, и всем взяла… Днём свет божий затмевает, Ночью землю освещает… Белолица,черноброва, Нраву кроткого такого…
6 Вспомни пушкинскую рифму Месяц под косой блестит, А во лбу звезда…….. А сама-то величава, Выступает будто…… Между тем росла,росла, Поднялась и ……. И жених сыскался ей- Королевич …….
7 Продолжи эти строки Я сказки Пушкина люблю И очень часто их читаю… Я снова вижу дивный сон: Царевна- лебедь, князь Гвидон… Спасибо я скажу поэту За сказки и его стихи…
8 В какой сказке «живёт» этот герой? Владычица морская Царь Дадон Князь Гвидон Царевич Елисей Поп- толоконный лоб Чернавка
9 Найди пушкинское слово В (синем, тёмном,чёрном ) небе звёзды блещут, В ( тёплом, синем, чистом ) море волны хлещут. (Солнце,Туча,Месяц) по небу идёт, (Лодка,Туча, Лебедь) по морю плывёт. Видит:весь сияя в злате, (Князь Гвидон, Царь Салтан, Царь Дадон) сидит в палате, На престоле и в венце, С (тяжкой, грустной,доброй) думой на лице.
10 Собери вместе строки из сказки Дверь тихонько отворилась, За морем житьё не худо, Лавки, крытые ковром. И царевна очутилась В свете ж вот какое чудо: В светлой горнице; кругом Остров на море лежит, Град на острове стоит.
11 Стихи юных поэтов Я сказки Пушкина люблю И очень часто их читаю.
Когда под вечер засыпаю, Приснись мне, сказка, я молю! И вот, едва сомкнувши веки, Мне грезится чудесный сон: То я Чернавка молодая, То мой жених сам князь Гвидон.
Вот я колдунья очень злая Веду царевну в глушь лесов, То будто рыбка золотая Плыву на старика тот зов Но вот уже звонит звонит будильник, И так не хочется вставать- Хочу царевной быть опять! Нургалиева Мира, 3класс, 1999г.
12 Любителям поэзии Цените Пушкина! И с ним не расставайтесь! Его печаль не отпускайте никогда! Наедине почаще оставайтесь, Понять его по-своему старайтесь, Ему вы будьте верными всегда!
Источник: http://www.myshared.ru/slide/307291/
Урок-викторина по сказкам А.С. Пушкина для учащихся 1-4 классов
Урок-викторина по сказкам А. С. Пушкина для учащихся 1-4 классов
Автор: Абакумова Ольга Николаевна, воспитатель группы продлённого дня МБОУ «СОШ №42» г. Курск.
Викторина состоит из вопросов с ответами по сказкам А.С. Пушкина. Она предназначена для учащихся начальной школы. Это мероприятие можно провести на уроке внеклассного чтения как итоговое по сказкам, в рамках Недели, посвящённой творчеству А.С. Пушкина, а также в качестве тематического занятия в группе продлённого дня.
Сказки Александра Сергеевича Пушкина не похожи одна на другую. Каждая из них по-своему интересна, любима не одним поколением. В сказках – фантастические события, неожиданные повороты, чудесные превращения. Если вы по какой-либо причине не читали сказки Пушкина, это стоит обязательно сделать – они останутся с вами на всю жизнь.
Цель: Привлечение внимания учащихся к книге и чтению как важным факторам сохранения и развития отечественной культуры и науки.
Задачи:
- Познакомить детей c биографией и творчеством А.С. Пушкина.
- Развивать интерес и мотивацию к чтению.
- Развивать память, устную речь, внимание, образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение детей.
- Воспитание уважения к книге и включение чтения в структуру приоритетных культурных потребностей учащихся.
Оборудование:
Компьютер, проектор;
Портрет А. С. Пушкина;
Выставка книг А. С. Пушкина;
Рисунки детей по сказкам А. С. Пушкина.
Ход урока
I. Организация детей на занятие. Приветствие учащихся. Организация рабочего места.
Ребята, я приглашаю вас сегодня ещё раз побывать в удивительном мире сказок А. С. Пушкина. Мир сказок открыт нам с детства. Как писала Юнна Мориц:
- «Сказка по лесу идёт,
- Сказку за руку ведёт.
- Из реки выходит сказка!
Из трамвая! Из ворот!
- Это что за хоровод?
- Это сказок хоровод!
- Сказка- умница и прелесть,
- С нами рядышком идёт”.
А. С. Пушкина писал о сказках так: «Что за прелесть эти сказки…» И нет такого человека, который бы не знал его сказок. А насколько вы хорошо с ними знакомы, мы с вами и проверим сегодня.
II. Актуализация опорных знаний учащихся.
Но прежде чем говорить о сказках, давайте вспомним, что мы знаем о самом авторе.
Краткая биографическая информация.
Великий русский поэт и писатель Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 6 июня 1799 года.
С раннего детства Пушкин рос и воспитывался в литературной среде, так что можно с уверенностью сказать о том, что его будущее было предопределено.
Отец Александра Сергеевича был ценителем литературы, имел большую библиотеку, дядя был известным поэтом, в гостях у которого часто бывали многие известные деятели литературы того времени.
Огромное влияние на будущего поэта оказала его няня, Арина Родионовна, которую поэт будет вспоминать всю свою жизнь и посвятит ей немало литературных произведений.
В 1811-ом году отец и дядя решают отправить 12-летнего Пушкина в только что открывшийся Царскосельский Лицей.
Роль Лицея в становлении личности Пушкина трудно переоценить, именно там он начал писать свои первые стихи, познакомился и подружился с такими знаменитыми в будущем людьми как Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, Антон Дельвиг и многими другими, дружба с которыми продлится всю его жизнь.
В 1814 году было опубликовано первое стихотворение тогда еще пятнадцатилетнего Пушкина «К другу стихотворцу». После окончания Лицея в 1817 году Пушкин не вернулся в Москву, а переехал в Петербург, где поступил на службу в коллегию иностранных дел. И уже через три года Пушкин дописывает свою знаменитую поэму «Руслан и Людмила».
В 1830 году Пушкин посватался, а 1831 году женился на Наталье Гончаровой. Перед женитьбой он уехал в имение в Болдино, где вынужден был задержаться из-за карантина. Этот период в творчестве Пушкина называют Болдинской осенью, в течение которой он написал большое количество литературных произведений самых разных жанров.
9 февраля 1837 года Пушкин стрелялся на дуэли с Дантесом, был смертельно ранен и скончался 10 февраля в своём доме на Мойке. Ему было 37 лет.
III. Вопросы викторины
Задание 1. Назовите все сказки, которые написал А. С. Пушкин.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»
- «Сказка о попе и его работнике Балде»
- «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
- «Сказка о золотом петушке»
- «Сказка о царе Салтане:»
- «Жених»
- «Сказка о медведихе»
Задание 2. По страницам прочитанных книг…
Вопросы к «Сказке о рыбаке и рыбке»
- Где жил старик со своею старухой из сказки Пушкина о рыбаке и рыбке? В землянке
- Какой рыболовной снастью ловил рыбу старик из пушкинской сказки? Неводом
- Сколько раз старик закидывал невод в море? Три раза
- Сколько лет рыбачил старик из пушкинской сказки о рыбаке и рыбке? Тридцать три года
- Что сделал старик, поймав золотую рыбку? Отпустил в море
- Сколько желаний старухи исполнила золотая рыбка? Четыре
- Какую просьбу старика не выполнила золотая рыбка? Чтобы старуха стала владычицей морскою
- За что была наказана старуха? За жадность
- Старуху золотая рыбка наказала за жадность, а за что она наказала старика-рыбака? За трусость и безволие
- Какую русскую народную пословицу использовал Пушкин в «Сказке о рыбаке и рыбке»? Не садись не в свои сани
Вопросы к «Сказке о попе и работнике его Балде»
- Где поп повстречал своего будущего работника Балду? На базаре
- Какую Кашу любил Балда? Полбу
- За какую плату работал Балда у Попа? За три щелчка по лбу
- За сколько человек ел Балда? За четверых
- За сколько человек работал Балда? За семерых
- За кем или за чем «гонялся» поп в сказке? За дешевизной
- С кем Балда соревновался на море? С чертёнком
- Какое первое задание предложили черти Балде? Оббежать вокруг моря
- Кого Балда взял к себе в братья, чтобы обмануть чёрта? Зайчишку
- Какое животное Балда мог пронести между ног? Лошадь
- Какой пушкинский сказочный герой верёвкой море морщил Балда.
- У какого персонажа пушкинской сказки был «толоконный лоб»? У попа.
Вопросы к «Сказке о золотом петушке»
- Какую птицу приобрёл царь Дадон, чтобы спасаться от врага? Золотого петушка
- Кто подарил Дадону птицу, предупреждающую об опасности? Мудрец
- Назовите профессию мудреца? Звездочет
- Куда было велено царю Дадону посадить золотого петушка? На спицу шпиля
- Сколько было сыновей у царя Дадона в «Сказке о золотом петушке»? Два
- Сколько дней пировали Шамаханская царица и царь Дадон? 7 дней
- Сколько просьб было у мудреца-звездочета к царю Дадону в сказке? Одна
- Что произошло с царём Дадоном в конце сказки? Царь умер
Вопросы к «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»
- У кого спрашивала царица о том, кто на свете всех милее? У зеркальца
- Что умело делать волшебное зеркальце? Говорить
- Сколько теремов получил в приданое королевич Елисей? 140
- В тереме у скольких богатырей гостила царевна, героиня сказки Пушкина? У 7 богатырей
- К каким силам природы обращался королевич Елисей, когда искал свою невесту? Месяц, ветер, солнце
- Кто в сказке помог Елисею найти невесту? Ветер
- У семи богатырей из сказки была собака. А какая у неё была кличка? Соколко
- Чем было опасно румяное яблоко старушки? Оно было отравленное
- Из чего был сделан гроб, в котором семь богатырей похоронили царевну? Хрусталь
- С помощью чего королевич Елисей оживил свою невесту? Поцелуя
Вопросы к «Сказке о царе Салтане»
- Что три девицы под окном делали поздно вечерком ? Пряли
- Сколько сестёр-завистниц было у жены царя Салтана? Две
- Какой титул был у Гвидона? Князь
- Где князь Гвидон из сказки Пушкина провёл своё детство и отрочество? В море-океане.
- В каких насекомых превращался князь Гвидон? В комара, шмеля, муху
- Куда укусил шмель свaтью бaбу Бaбaриху в «Скaзке o цaрe Сaлтaнe»? В нос.
- Мимо какого острова лежал путь в царство царя Салтана? Буяна
- Куда нужно плыть с острова Буяна, чтобы попасть в царство славного Салтана? На восток
- Назовите дерево, из ветки которого сделал себе лук пушкинский князь Гвидон. Дуб.
- Что «под косой блестит» у царевны Лебедь? Месяц
- Что выстроил для своей белки князь Гвидон? Хрустальный дом
- Кого убил князь Гвидон, чтобы спасти царевну Лебедь? Коршуна
- Кто в сказке А.С. Пушкина вышел из моря вместе с 33-мя богатырями? Черномор.
- Что представляли собой ядрышки орехов, которые грызла белочка из сказки А.С. Пушкина? Изумруды.
Задание 3. Продолжите фразу:
- «А Балда приговаривал с укоризной: …не гонялся бы ты, поп, за дешевизной».
- «Я ль на свете всех милее: …всех румяней и белее».
- «Отпусти ты, старче, меня в море: …дорогой за себя дам откуп».
- «Сказка ложь, да в ней намёк …добрым молодцам урок».
- «Ветер, ветер! Ты могуч: …ты гоняешь стаи туч…»
- «Я там был, мёд, пиво пил — …и усы лишь обмочил».
- «Жил старик со своею старухой у …самого синего моря».
- «Ум у бабы догадлив: …на всякие хитрости повадлив».
- «Чем вы, гости, торг ведёте: …и куда теперь плывете?».
- Физкультминутка
- Изобразите:
- — Волны на море
- — Как князь Гвидон натягивает лук и пускает стрелу.
— Изобразите лебедь — гордая осанка, красивая шея. Как лебедь превращается в царевну.
— Как Царевна-лебедь обрызгала Гвидона
— Как Гвидон уменьшился до комара, полетел на корабль и в щель забился. Садимся за парты, расправили плечи, продолжим работу.
Задание 4. Из каких сказок Пушкина эти слова?
1. «Ветер весело шумит, Судно весело бежит… В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут..»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
2. Вкруг ее стоит грозная стража, На плечах топорики держат.
- Как увидел старик, — испугался!
- Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 3. Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним…
- Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
4. «Ель растёт перед дворцом, А под ней хрустальный дом; Белка там живёт ручная, Да затейница какая! Белка песенки поёт Да орешки всё грызёт, А орешки не простые, Всё скорлупки золотые, Ядра – чистый изумруд; Слуги белку стерегут…»
Ответ: сказка «О царе Салтане»
5. Тут соседи беспокоить Стали старого царя, Страшный вред ему творя.
Ответ: «Сказка о золотом петушке»
6. Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошел поп по базару посмотреть кой-какого товару.
Ответ: «Сказка о попе и о работнике его Балде»
7. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она.
Ответ: сказка «О царе Салтане»
8. Крепко связаны ей локти; Попадется зверю в когти, Меньше будет ей терпеть, Легче будет умереть.
Ответ: «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
9. «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою?»
- Ответ: «Сказка о рыбаке и рыбке»
- 10. Негде, в тридевятом царстве, тридесятом государстве, Жил-был славный царь Дадон, смолоду был грозен он…
- Ответ: «Сказка о золотом петушке»
- 11.»Кабы я была царица, Говорит ее сестрица,
- Ответ: Сказка «О царе Салтане»
- Задание 5. Узнайте сказку по признакам:
- Шатер, звездочет, петушок, царица. «Сказка о золотом петушке»
- Землянка, терем, рыбка, царица, корыто. «Сказка о рыбаке и рыбке»
- Князь, белка, муха, остров, лебедь, комар. «Сказка о царе Салтане:»
- Солнышко, свадьба, яблоко, прялка, месяц. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Задание 6. Кто отправил телеграмму?
«Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..» (Мачеха-царица)
«Дурачина ты, простофиля! Не умел ты взять выкупа с рыбки! ….» (Старуха)
- «Подари ты мне девицу, Шамаханскую царицу! …» (Мудрец)
- «Месяц, месяц, мой дружок, Позолоченный рожок! Ты встаешь во тьме глубокой,
- Круглолицый, светлоокий …» (Королевич Елисей)
- «Да вот верёвкой хочу море морщить, Да вас, проклятье племя, корчить! …» (Балда)
«Горе мне! Попались в сети Оба наши сокола! Горе! Смерть моя пришла…»(Царь Дадон)
Задание 7. Какими словами заканчиваются сказки?
- «Сказка о попе и о работнике его Балде»?
- А Балда приговаривал с укоризной:
- «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной.
- «Сказка о рыбаке и рыбке»?
- На пороге сидит его старуха,
- А пред нею разбитое корыто.
- «Сказка о Золотом петушке»?
- Сказка-ложь, да в ней намек!
- Добрым молодцам урок.
- «Сказка о царе Салтане…» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»?
- Я там был; мёд, пиво пил — и усы лишь обмочил.
- Обобщение:
Учитель: Почему сказка ложь? (вымысел). Что за намек, за урок следует извлечь из сказки? (сказка – вымысел, но нужно всегда помнить, что хорошие дела и поступки дороже лжи и клеветы).
Учитель: давайте подведём итог нашего урока:
- Что объединяет эти сказки? Докажите. (волшебные чудеса, превращения).
- Чему учат эти сказки? (Доброте, любви, верности, борьбе за справедливость, не отступать перед трудностями, преодолению препятствий. Высмеивается зло, жадность, скупость, клевета, зависть, невежество).
- В чем же сила и красота этих сказок? (Добро побеждает зло).
VI. Заключительное слово учителя:
Богатое, удивительное наследство – свои сказки, оставил нам А. С. Пушкин. Сегодня мы заканчиваем разговор о чудесах, творимых в этом сказочном мире. Но добро, прославляемое Пушкиным в своем творчестве, надеюсь, надолго останется в ваших сердцах, а злу никогда там не найдется места.
Вы хорошо работали на уроке, молодцы! Я надеюсь, что сказки Пушкина навсегда останутся в вашем сердце. Посчитайте количество жетонов и подведём итоги. Кто же лучше знает сказки А.С. Пушкина. Оказывается, что их хорошо знают все!
— А закончить наш урок я хочу стихами Алифиренко.
Люблю я Пушкина творенья, И это вовсе не секрет. Его поэм, стихотворений Прекрасней не было и нет! С мальства его читаем сказки, В них жар души, природы краски. Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет! За Пушкина Руси спасибо От имени всего народа! Ведь мы стихи его читаем
Как он писал – без перевода.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/urokviktorina_po_skazkam_a_s_pushkina_dlya_uchashihsya__091347.html