Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников

Дидактическая игра в познавательном развитии дошкольников

Для реализации задач по познавательному развитию дошкольников педагогу необходимо:
— создать условия, которые побуждали бы детей к самостоятельной познавательной деятельности;
— при организации взаимодействия вовлекать ребенка в процесс познавательного поиска;
разнообразить приемы подачи познавательной информации.

Самым эффективным средством для решения данных задач являются творческие задания и игры. Именно они помогают дошкольникам раскрепоститься.

В этом случае дети не боятся ошибиться, так как нет правильных или неправильных ответов, все ответы и суждения принимаются на равных, не подвергаясь критике.

Ребёнок в такой ситуации свободно фантазирует, а процесс познания доставляет ему радость и удовольствие.

Рекомендуется использовать словесные творческие игры, эвристические приемы, элементы технологии ТРИЗ, загадки-шутки, логические задачи, игры-ситуации.
Например:

Игра «Почему это произошло?»
Задания:
1.Мальчик пришёл в порванных брюках. Почему это произошло?
2. В доме внезапно погасли все электрические лампы. Почему это произошло?

3. Речка вышла из берегов и затопила окрестные луга. Почему это произошло?

Игра «Разрешаем противоречие»:
Примеры подобных ситуаций педагог находит как в повседневной жизни, так и в литературных произведениях.
1. В группу принесли новую куклу (мячик, книгу, игру и пр.).

Как быть? Как посту-пить, чтобы все были довольны?
2. Мышь съела волшебную таблетку и стала невидимой. Как сделать, чтобы кот увидел мышь?
3.

«Плачет киска в коридоре
У неё большое горе,
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски».

Как киске добыть сосиски?

Творческие вопросы и задания:
— Отгадай слово, которое зашифровано картинками. (По первому звуку, по последнему звуку).
— Реши кроссворд, ребус.
— «Играем в рифму».

— «Волшебные превращения» (жар — …ар, точка — …очка).

Во что превратился жар? Во что превратилась точка?
— Чем похожи кузнечик и лягушка? Лягушка и трава? Лягушка и петрушка?
— Чем отличаются береза и сосна? Волк и воробей?
— Определи лишние слова: слон, береза, медведь, лиса, тигр.

После подобных заданий следует вопрос педагога: почему ты так думаешь? Докажи! Это побуждает детей к рассуждению, обоснованию своего мнения, формированию логического мышления.

Задания познавательного цикла:
— Почему бежит ручей?
— Какие животные бывают в полоску?
— Смог бы слон жить в горах? Почему нет?
— Куда плывут облака?

— Где быстрее тает снег: в лесу или на полянке?

Задания по развитию речи и обучению грамоте:
— Замени букву — получишь новые слова: Нина — Зина — Тина — Лина … , булка — балка — белка …
— Чем отличается кит от кота? …
— Переставь буквы в слове апельсин, чтобы получилось название породы собаки и т.д.
— Отыщи спрятанное слово в словах.
— Измени слово по ударению (мука – мука).

— Подбери рифму к слову и сочини двустишье с этим словом и т.д.

Задания по математике:
— Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц, ответь скорей …
— Обведи одним росчерком, не повторяя ни одной линии. (Предлагается какая-либо геометрическая фигура или много в одной).
— Какие числа спрятаны в рисунках?

— Продолжи ряд по увеличению скорости или наоборот: пешеход, поезд …

Задания по рисованию:
— Чем может это стать? (Предлагается любая линия, геометрическая фигура, просто пятно).
— «Волшебные очки» — изобразить рисунок в одной форме, например в форме сердца.

Дети рисуют «сердечные» дома, облака, цветы, солнце и др.
— «Кто спрятался?» — воспитатель рисует части любого животного, предмета, предлагает подумать (кто (что) это?) и дорисовать.
— «Изобрази в рисунке образ».

(Предлагается образ любого персонажа).

— «Вырази в рисунке свое настроение, настроение мамы, папы … ».

Задания по конструированию:
— Что из этого можно сделать и каким образом? (Предлагается бросовый материал: баночки, коробочки, пластиковые бутылки, проволока и др. или природный материал, в том числе овощи: картофелина, баклажан, перец и др.)

Вопросы по формированию здорового образа жизни:
— Почему полезно причесываться?
— Если ты не вымыл руки, какие неприятности тебя ожидают?

— Почему нельзя пользоваться чужой расческой, зубной щеткой?

Игры-удивления, в которых нужно не только найти ответ, но и обосновать его:
— Для каких животных характерны эти свойства: любопытный, как …; мудрый, как …; сильный, как …; хитрый, как …; верный, как …?
— Назови общие признаки яблока и груши, березы и ели, кошки и собаки, птицы и человека.
— Чем отличается осень от весны, стул от стола, вилка от ложки, подберезовик от сыроежки?
— Что общего между словами: месяц и луна, гроздь и кисть, храбрость и смелость?

  • — Чем похожи: трава и лягушка, лягушка и заяц, парашют и зонтик, перец и горчица, пылесос и швабра?
  • Все перечисленные игры, вопросы и задания помогают развивать познавательные способности и творческий потенциал детей дошкольного возраста.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

Источник: http://detstvogid.ru/igryi-i-zadaniya-po-poznavatelnomu-razvitiyu-doshkolnikov/.html

Дидактическая игра, еѐ роль в развитии дошкольников — PDF

1 Дидактическая игра, еѐ роль в развитии дошкольников Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность.

Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют: — развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения, делать умозаключения.

— развитию речи детей: пополнению и активизации словаря.

— социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т.д.

Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль. Проведение дидактических игр включает: 1.

Ознакомление детей с содержанием игры, использование в ней дидактического материала (показ предметов, картинок, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей). 2.Объяснение хода и правил игры, при этом четкое выполнение этих правил. 3.Показ игровых действий. 4.

Определение роли взрослого в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (педагог направляет действия играющих советом, вопросом, напоминанием). 5.Подведение итогов игры ответственный момент в руководстве ею. По результатам игры можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она использована детьми в самостоятельной игровой деятельности. Анализ игры позволяет выявить индивидуальные способности в поведении и характере детей. А значит правильно организовать индивидуальную работу с ними. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Виды дидактических игр: 1.Игры с предметами (игрушками). 2.Настольно-печатные игры. 3.Словесные игры.

2 Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя. Игры с предметами- основаны на непосредственном восприятии детей, соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом.

При ознакомлении детей с природой в подобных играх использую природный материал (семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. что вызывает у детей живой интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?», «Что сначала, что потом» и др.

Настольно — печатные игры это интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим миром, миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы.

Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки» С помощью настольно-печатных игр можно успешно развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля.

Словесные игры это эффективный метод воспитания самостоятельности мышления и развития речи у детей. Они построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.

В процессе игр дети уточняют, закрепляют, расширяют представления об объектах природы и ее сезонных изменениях. Дидактические игры путешествия являются одним из эффективных путей активизации познавательной деятельности детей.

Дидактическая игра в опытнической деятельности способствует формированию у детей познавательного интереса к окружающему, развивает основные психические процессы, наблюдательность, мышление. Совместная деятельность родителей и педагогов — индивидуальное консультирование родителей, информационные стенды, папки передвижки, тематические выставки с предложенным материалом дает более эффективный результат в работе с детьми. Для развития у детей знаний об окружающем мире, их систематизации, воспитания гуманного отношения к природе использую следующие дидактические игры: Используемый материал:

3 Игры с предметами «Что это такое?» Цель: уточнить представления детей о предметах неживой природы. Материал: природный — песок, камни, земля, вода, снег. Ход игры.

Детям предлагаются картинки и в зависимости от того, что нарисовано на ней необходимо разложить соответственно природный материал, ответить что это? И какое это? (Большое, тяжелое, легкое, маленькое, сухое, влажное, рыхлое). Что с ним можно делать? «Кто чем питается?» Цель. Закреплять представления детей о пище животных. Ход игры.

Дети из мешочка достают: морковь, капусту, малину, шишки, зерно, овес и т.п. Называют его и вспоминают, какое животное питается этой едой. «Детки на ветке» Цель. Закреплять знания детей о листьях и плодах деревьев и кустарников, учить подбирать их по принадлежности к одному растению. Ход игры. Дети рассматривают листья деревьев и кустарников, называют их.

По предложению воспитателя: «Детки, найдите свои ветки» — ребята подбирают к каждому листу соответствующий плод. Эту игру можно проводить с засушенными листьями и плодами в течение всего года. Подготовить материал для игры могут сами дети. «Найди, что покажу» Дидактическая задача. Найти предмет по сходству. Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов.

Один (для воспитателя) накрыть салфеткой. Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется». Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы. «Что сначала — что потом?» Цель.

Закреплять знания детей о развитии и росте животных. Ход игры. Детям предъявляются предметы: яйцо, цыпленок, макет курицы; котенок, кошка; щенок, собака. Детям необходимо расположить эти предметы в правильном порядке. Игры настольно-печатные «Это когда?» Цель. Уточнить представления детей о сезонных явлениях в природе. Ход игры.

У каждого из детей есть предметные картинки с изображением снегопада, дождя, солнечного дня, пасмурной погоды, град идет, ветер дует, висят сосульки и т.п. и сюжетные картинки с изображениями разных сезонов. Детям необходимо правильно разложить имеющиеся у них картинки. «Волшебный поезд» Цель. Закрепить и систематизировать представления детей о деревьях, кустарниках.

4 Материал. Два поезда, вырезанных из картона (в каждом поезде по 4 вагона с 5 окнами); два комплекта карточек с изображением растений. Ход игры: На столе перед детьми лежит «поезд» и карточки с изображением животных. Воспитатель. Перед вами поезд и пассажиры. Их нужно разместить по вагонам (в первом — кустарники, во втором — цветы и т.д.

Читайте также:  Деловая игра с родителями на родительском собрании в детском саду

) так, чтобы в каждом окне был виден один пассажир. Тот, кто первый разместит животных по вагонам правильно, станет победителем. Аналогично эта игра может проводиться для закрепления представлений о различных группах растений (леса, сада, луга, огорода). «Четыре картинки» Цель.

Закреплять представления детей об окружающей природе, развивать внимание и наблюдательность. Ход игры. Игра состоит из 24 картинок с изображением птиц, бабочек, животных. Ведущий перемешивает карточки и раздает их участникам игры (от 3 до 6 человек) поровну. Каждый играющий должен подобрать 4 одинаковые по содержанию карточки.

Начинающий игру, рассмотрев свои карточки, одну из них передает сидящему слева. Тот, если карточка ему нужна, оставляет ее себе, а любую ненужную тоже передает соседу слева, и т.д. Подобрав карточки, каждый играющий складывает их перед собой рисунками вниз. Когда все возможные комплекты будут подобраны, игра заканчивается.

Участники игры переворачивают собранные карточки, выкладывают их по четыре так, чтобы всем было видно. Выиграл тот, у кого больше правильно подобранных карточек. Игры словесные «Когда это бывает?» Цель. Уточнять и углублять знания детей о временах года. Ход игры.

Воспитатель читает вперемежку короткие тексты в стихах или прозе о временах года, а дети отгадывают. «Найди, о чем расскажу» Дидактическая задача. Найти предметы по перечисленным признакам. Оборудование. Овощи и фрукты раскладывают по краю стола так, чтобы хорошо были видны всем детям отличительные признаки предметов. Ход игры.

Воспитатель подробно описывает один из лежащих на столе предметов, то есть называет форму овощей и фруктов, их окраску и вкус. Затем педагог предлагает кому-либо из ребят: «Покажи на столе, а потом назови то, о чем я рассказала». Если ребенок справился с заданием, воспитатель описывает другой предмет, а задание выполняет уже другой ребенок.

Игра продолжается до тех пор, пока все дети не угадают предмет по описанию. «Отгадай, кто это?» Цель. Закреплять представления детей о характерных признаках диких и домашних животных. Ход игры. Воспитатель описывает животное (его внешний вид, повадки, среду обитания )

Источник: https://docplayer.ru/26600417-Didakticheskaya-igra-eje-rol-v-razvitii-doshkolnikov.html

Детский сад "Антошка" — Консультация для родителей "Роль игры в познавательно-речевом развитии дошкольников"

Роль игры в познавательно-речевом развитии дошкольников.

Детство ребенка начинается с игры. В игре малыши познают явления окружающей жизни, с ее помощью выходят в мир социальных отношений, учатся общаться, регулировать свои действия. Игры помогают детям слушать, слышать, чувствовать, познавать, творить раскрепощают детей, укрепляют веру в свои силы.

Значение игры в период детства неоценимо. Она является путеводной звездочкой для каждого ребенка. А пользоваться её светом должны помочь мы, педагоги.

Кто хочет разговаривать, Тот должен проговаривать Всё правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Создаем необходимые условия, в которых ребенок развивает свои интеллектуально-творческие способности.

Однако далеко не все дети дошкольного возраста могут овладевать речевыми умениями и нормами.

При стихийном речевом развитии немногие дети достигают высокого речевого уровня, только специальное обучение, когда ребенок вовлекается в речевую работу, может помочь развить у ребенка все стороны речи.

Все современные технологии это не просто обучение, а приобщение маленького человека к жизни. Такие технологии ориентируют на индивидуальность ребенка, активизируют его мозг, способствуют становлению речи.

Для реализации  задач используется  развивающая  среда, технические средства и дидактические игры, с помощью которых можно добиться  эффективных результатов в развитии речи.

Дидактические игры используются  для профилактики речевых нарушений, обучения звукопроизношения, закрепляют знаний, умений, навыков связной речи. Игры заинтересовывают детей, активизируют память, внимание, создают интерес и помогают соревноваться между собой.

Для активизации познавательно-речевой активности  создаются условия, в которых ребенок развивает через игры свои способности.

В настоящее время уклад жизни изменился, огрубели нравы общества, нарушилась культура и речевые традиции. Поэтому нам, воспитателям, важно ориентироваться на интересы ребенка, содержание игр, использование новых технологий, форм методов обучения и приемов в развитии игровых умений.

В дошкольном возрасте дети способны запомнить то, что говорят и показывают взрослые, исправляют допущенные ошибки.

Подражая взрослым, дети приобщаются к истокам народной культуры, добру, красоте, игре, экспериментированию и т.д.

  • Весело играя, дети с желанием включаются в процесс обучения.
  • Чтобы ребенок меньше огорчался из-за того, что неправильно произносит слова, необходимо  использовать  в работе дидактические игры, которые способствуют созданию условий для самоорганизации.
  • Перед игрой ставлю различные задачи (пробудить интерес, развлечь детей, доставить радость, воодушевить, помочь правильно разговаривать, совершенствовать координацию и др.)

Соединяя  воедино все структурные компоненты игры,  вместе с детьми готовить необходимый материал: нужные картинки, мастерим символы, рисуем. Перед игрой обсуждать  игровые задачи, правила, ход игры.

На основе полученных знаний, во время проведения таких игр дети учатся действовать по правилам, выразительно передают разные образы, ритмично выполняют движения, согласовывают их с текстом, ориентируются в пространстве и т.п.

Играя, дети становятся вежливыми, сдержанными, активными, сознательными, самостоятельными, умеющими найти нужную информацию, готовы помочь соперникам, могут использовать свои знания, стремятся улучшить свой результат или победить.

Но играя самостоятельно, старшие дети не всегда хотят соблюдать правила игры. Особое внимание обращаю на честность, требовательность друг к другу, внимательность, критическое отношение к сверстникам.

Если дети сами не могут справиться с теми, кто нарушает правила, необходимо вмешаться, прийти  на помощь. Правильный подбор дидактических игр умелая их организация оказывают огромное влияние на дошкольника: дети учатся играть, слышать себя, слушать и понимать других. Следует заметить, что реализовывать дидактические игры проще наглядно.

Занимательные игры, сделанные руками воспитателя, всегда для детей более интересны для детей, чем магазинные со строгими правилами. Нетрадиционные пособия делают игры и занятия веселыми и интересными, помогают развивать ребенка, закрепляют поставленные звуки, меньше утомляют детей.

Таким образом роль игры в познавательном-речевом развитии дошкольников имеет огромное значение, с их помощью они получают необходимые знания.

Играя в дидактические игры,  способствует раскрытию индивидуальных способностей, развивает интеллектуальный и творческий  потенциал и активность. Создают доброжелательную обстановку в группе, учат детей общаться друг с другом, находят новые пути усвоения знаний, помогаю реализовать личностные способности каждого ребенка.

Источник: http://antoshka.tulunr.ru/index.php/85-gaponenko/dlya-roditelej/196-konsultatsiya-dlya-roditelej-rol-igry-v-poznavatelno-rechevom-razvitii-doshkolnikov

Аленушка ГБДОУ 57

  • Выступление Кулеш Нины Ивановны,
  • воспитателя ГБДОУ д/с № 57
  • Приморского района Санкт-Петербурга,
  • на I Международной научно-практической конференции
  • «Стандарты современного образования – путь в будущее»
  • в образовательном центре«Интеллект» (Эстония)
  • 27 сентября 2015 года.
  • Игра — основной вид деятельности дошкольников, в играх проявляются и развиваются разные стороны личности и удовлетворяются интеллектуальные, познавательные, эмоциональные, творческие потребности, складывается характер — что так важно для всестороннего развития наших малышей. Развивающие игры отличаются от обычного обучения, особенность их в том, что они:
  • несут в себе радость совместной деятельности взрослого и ребенка;
  • задания в них подбираются по возрасту и способностям, с постепенным усложнением;
  • они создают условия опережающее развитие способностей;
  • разнообразны по содержанию, можно использовать в разных видах деятельности;
  • создают атмосферу свободного творчества.

Развивающие игры помогают корректировать психические процессы, развивать нравственные качества ребят. Игры развивают различные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, систематизировать и классифицировать материал, способность к комбинированию, пространственные представления, способность предвидеть результаты своих действий. При подборе игр учитывается индивидуальный темп развития, интересы ребенка, зона ближайшего развития. Многие задания имеют различные варианты ответов, важно не упускать возможность обсудить их с ребенком. Он научится видеть суть вещей, а также получит замечательную возможность почувствовать разнообразие явлений окружающего мира.

«Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю»

(Конфуций)

Для того чтобы маленький ребенок мог понимать нас — взрослых, что мы от негохотим, ему мало только видеть и слышать — он должен активно действовать -ИГРАТЬ.В играх проявляются и развиваются разные стороны личности, удовлетворяются интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер.

С помощью игр мы можем научить ребенка управлять своим ВНИМАНИЕМ, а это значит научить его планировать наблюдения, работать системно, проговаривать последовательность действий.

Внимание, это способность находиться там, где он должен находиться; работать над тем, над чем он должен работать; смотреть на то, на что он должен смотреть; думать о том, о чем он должен думать в этот момент.

Мы — взрослые можем помочь нашим маленьким исследователям, говоря слова-ключи: «Посмотри сюда», «Сравни», «Ты заметил» и др.Игры несут в себе радость совместной деятельности взрослого и ребенка! Но, играя надо соблюдать правила, вот они!

«Играем по правилам»:

  • Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому.
  • Заинтересуйте ребенка игрой, но не заставляйте его играть. Не обижайте ребенка в игре.
  • Развивающие игры — игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Наберитесь терпения и не подсказывайте ни словом, ни жестом, ни вздохом. Дайте возможность делать все самому и отыскивать ошибки тоже.
  • Чтобы ощутить трудность задач, прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами.
  • Обязательно начинайте с посильных задач. Успех в самом начале -обязательное условие.
  • Если ребенок не справляется с заданием, сделайте перерыв, а через несколько дней начните с более легких заданий. Еще лучше, если малыш сам начнет выбирать задания. Не торопите его!
  • Берегите игры. Пусть они стоят на видном, но не в очень доступном месте.
  • Больше хвалите за успехи и в случае неудачи подбодрите малыша.
  • Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте двигательную активность ребенка.
  • Можно устраивать соревнования на скорость решения задач. Ребята в 6-7 лет могут побеждать взрослых. Надо в таком случае набраться мужества и по-рыцарски честно признать свое поражение.
  • В играх заложена развивающая и обучающая информация, с их помощью ребята без особого физического, эмоционального и психического перенапряжения повторяют пройденный материал и познают мир!

Игры развивают познавательные функции ребенка:

  • Способность видеть необычное в обычном, новое в привычном;
  • формируют умение исследовать объект с разных сторон;
  • помогают за внешними следствиями искать внутренние причины;
  • оттачивают наблюдательность и стремление добраться до сути проблемы.

Игры позволяют нам лучше узнать своих детей: что они любят, о чем мечтают, как преодолевают трудности.С помощью развивающих игр, познавательного и занимательного материала можно решить следующие задачи:

  • Вызвать интерес к интеллектуальной деятельности, развить познавательную активность, творчество;
    • Проявлять положительное отношение к умственному труду и его результату;
    • Формировать у детей внимательность, умение рассуждать, видеть глубинную сторону проблемы или явления, последовательно анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов;
    • Развивать речь детей: умение отвечать на вопрос, побуждать задавать вопросы устанавливать словесно-логические связи, доказывать свое мнение;
    • Формировать умение управлять своим поведением, развивать нравственные качества: уступать, сдерживаться, согласованно работать, осуществлять самоконтроль и взаимоконтроль.
    • Формировать способность к самостоятельному творчеству, инициативу в ходе решения задач, играх.

На первых этапах привлекаем ребят к совместным играм с правилами и готовым содержанием.Большое внимание уделяю маршрутным настольно-печатным играм.

В этих играх дети незаметно для себя научились сдерживаться, осознавать игровые правила (соблюдать очередность, учитывать запрещающие знаки и сигналы, ориентироваться в пространстве, считать, планировать последующие ходы, устанавливать связь между действиями героев и результатом, следить, чтобы правила соблюдались всеми играющими, контролировать себя. Учу ребят сотрудничать друг с другом, радоваться успеху сверстника, стойко переносить свои неудачи.

Система работы строится поэтапно:

1этап — мотивация

  • важно заинтересовать детей, для этого использую загадку, ребус, вопрос и т. п.

2этап — ознакомление

  • чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание предметов, отгадывание загадок, чтение и заучивание стихов и т. п.
  • расширение и обогащение словаря за счет новых слов;
  • экспериментирование;
  • расширение кругозора: посещение музеев, выставок, экскурсии;
  • игры на ознакомление со свойствами и качествами предметов, нахождения сходства и различия: «Сравни», «Что перепутал художник? » и др.
  • на ознакомление с внешним видом предметов: «Куча мала» (узнавание предметов по контуру);
  • на нахождение отсутствующих деталей: «Рассеянный художник», «Дорисуй»;
  • на классификацию и обобщение: «4-й лишний», «Я — знаю 5 названий… », «Винегрет» и др.
  • «Объяснялки» (почему так названы, составляем свой толковый словарь;
  • составление алгоритмов: «Как построить ракету? », «Как появилась бумага? », «От камня до бумаги» и др.
  • продуктивная деятельность: ручной труд — «Мои питомцы», лепка — изготовление глиняных дощечек и «Что такое клинопись? »; рисование — «На чем люди писали в древности»; совместная деятельность: «Как нитки прядут? » и др.
Читайте также:  Игры для детей 3 лет на развитие ловкости и координации движения

3 этап — развивающие игры

  • принадлежность предметов к рукотворному или природному миру: «Мы -похожи»;
  • установление логических связей: «В одной связке», «Найди пару», «Разложи по -порядку» и др.
  • на пространственную ориентировку: «Прятки в квадрате», «Смотрим справа, смотрим слева», «Твистер», «Ох уж эти клеточки»;
  • игры на проверку: «Работа над ошибками» (самоконтроль, взаимоконтроль);
  • игры на умение рассматривать предмет с разных точек зрения: «Кто что подумал».

4этап — детское творчество

  • придумывание ребятами описательных загадок, рассказов;
  • логических задачек, шифровок с использованием знаков, цифр, букв;
  • изображений предметов в развивающей игре «Сложи узор», создание коллекций по лексическим темам;
  • придумывание ребусов с определением первого и последнего звуков;
  • составление простейших кроссвордов, ребусов;
  • рисунки, поделки, создание коллекций, участие в мастер — классах, конкурсах, выставках, фестивалях.

Источник: http://alenushka57.ru/index.php/pedagogicheskaya-kopilka/iz-opyta-raboty/230-programma-razvitiya

Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы старших дошкольников

Дидактическая игра как средство развития познавательной сферы старших дошкольников

Сущность игры, по Л. С. Выготскому, заключается в том, что она представляет собой исполнение обобщенных желаний ребенка, основным содержанием которых является система отношений со взрослыми.

Характерная черта игры в том, что она позволяет ребенку выполнять действие при отсутствии условий реального достижения его результатов, поскольку мотив каждого действия заключен не в получении результатов, а в самом процессе его выполнения.

В игре и других видах деятельности, таких как рисование, самообслуживание, общение, рождаются следующие новообразования: иерархия мотивов, воображение, начальные элементы произвольности, понимание норм и правил социальных взаимоотношений.

В игре впервые открываются отношения, существующие между людьми. Ребенок начинает постигать, что участие в каждой деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей и дает ему ряд прав. Дети приучаются к дисциплине, соблюдая определенные правила игры.

В совместной деятельности они учатся согласовывать свои действия. В игре ребенок постигает возможность замены реального предмета игрушкой или случайной вещью, а также может замещать предметы, животных и других людей своей собственной персоной.

Старший дошкольный возраст – это то время, когда почти все игры уже доступны детям.

Игра — ведущая деятельность дошкольников, в которой они исполняют роли взрослых, воспроизводя в воображаемых ситуациях их жизни, труде и отношения. Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих взаимоотношений.

Важное значение игры заключается в том, что дети в непринужденной форме, воссоздавая мир взрослых, усваивают моральные нормы, получают представление о профессиональных и семейных ролях.

Игра обеспечивает развитие у дошкольников двигательных, умственных и речевых навыков.

 Дети, отражая в игре различные стороны жизни и особенности деятельности взрослых, пополняют и уточняют свои знания об окружающем мире, учатся сопереживать и отличать вымысел от реальности.

Дети играют друг с другом, или с куклой, как с воображаемым партнером, который тоже наделяется своей ролью. Одной из самых сложных для детей этого возраста является игра с правилами («жмурки», «пятнашки»). В этих играх главным является четкое выполнение правил игры; обычно здесь фигурируют мотивы кооперации или соревнования.

  • Появление новых видов игр не отрицает предварительно существующих, в которые ребенок продолжает играть.
  • Функции игры для психического развития дошкольников:
  • — приспособление к будущей жизни — достижение эмоционального удовлетворения и релаксации;
  • — накопление коммуникативного опыта — стимуляция интеллектуального развития;
  • — обогащение интеллектуального и морального опыта — стимуляция интеллектуального развития.
  • Итак, будучи внешне непродуктивной деятельностью (нет явных непосредственных результатов, как-то усвоение знаний при обучении или изготовления определенных вещей в труде), игра направлена на физическое и психическое совершенствование детей.
  • Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.

II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.

Рассмотрим одну из таких.

Классификация игр (по С. Л. Новоселовой)

  1. — сюжетно-ролевые:
  2. — театрализованные;
  3. — подвижные;
  4. — дидактические.

Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми.

  • Содержание – то, что отображается ребенком, как характерный момент деятельности и отношениями между взрослыми.
  • В структуре ролевой игры выделяют компоненты:
  • • роли, которые исполняют дети в процессе игры;
  • • игровые действия, с помощью которых дети реализуют роли;
  • • игровое использование предметов, реальные заменяются игровыми.
  • • отношения между детьми, выражаются в репликах, замечаниях, регулируется ход игры.
  • Театрализованные игры – разыгрывание в особах определенного литературного произведения и отображение с помощью выразительных способов (интонации, мимики, жестов) конкретных образов.
  • Игра драматизация – особенный вид деятельности детей дошкольного возраста.

В играх-драматизациях содержание, роли, игровые действия обусловлены сюжетом и содержанием того или иного литературного произведения, сказки и т. п.

Они сходны с сюжетно — ролевыми играми: в основе тех и других условное воспроизведение явления, действий и взаимоотношений людей и т. д., а также имеются элементы творчества.

Своеобразие игр драматизаций заключается в том, что по сюжету сказки или рассказа дети исполняют определённые роли, воспроизводят события в точной последовательности.

Строительно-конструктивные игры – разновидность творческих игр, в которых дети отображают окружающий предметный мир, самостоятельно возводят сооружения и оберегают их.

Воспитательное и развивающее влияние строительных игр заключено в идейном содержании, отражаемых в них явлений, в овладении детьми способами строительства, в развитие их конструктивного мышления, обогащение речи, упрощение положительных взаимоотношений.

Их влияние на умственное развитие определяется тем, что в замысле, содержании строительных игр заключена та или иная умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство.

Обдумывание и решение той или иной строительной задачи способствует развития конструктивного мышления.

• Дидактические игры – игры, специально создаваемые или приспособленные для целей обучения.

В дидактических играх перед детьми ставятся те или иные задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательность действий, преодолеть трудности.

Они содействуют развитию у дошкольников ощущений и восприятии, формированию представлений, усвоению знаний.

Эти игры дают возможность обучать детей разнообразным экономным и рациональным способам решения тех или иных умственных и практических задач. В этом их развивающая роль.

Дидактическая игра содействует решению задач нравственного воспитания, развитию у детей общительности. Воспитатель ставит детей в такие условия, которые требуют от них умения играть вместе, регулировать своё поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным.

• Подвижные игры – сознательная, активная, эмоционально окрашенная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.

Подвижные игры, прежде всего средство физического воспитания детей. Они дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражняется в беге, прыжках, лазанье, бросанье, ловле и т. д.

Большое влияние подвижные игры оказывают также и на нервно-психическое развитие ребёнка, формирование важных качеств личности.

Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций и др.

Особая роль отводится дидактическим играм. О. В. Беккер дает понятие дидактической игры, как одной из разновидностей игр с правилами, специально создаваемой педагогической школой в целях обучения и воспитания детей.

Главная особенность дидактической игры в том, что задание предлагается детям в игровой форме, которая состоит из познавательного и воспитательного содержания, а также — игровых заданий, игровых действий и организационных отношений. Познавательное и воспитательное содержание формулируются как цель.

Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они способствуют развитию познавательной активности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровое действие, добиться результата, выиграть.

Он преодолевает трудности, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку.

Применяя дидактические игры, мы воздействуем на все стороны развития личности ребенка: на сознание, на чувства, на волю и поведение в целом.

Дидактические игры, способствуют формированию у детей психических качеств: внимание, память, наблюдательности сообразительности.

Они учат детей применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, активизируют разнообразные умственные процессы и доставляют эмоциональную радость дошкольникам.

Игры, направленные на развитие познавательных процессов можно разделить на относительно самостоятельные группы. Это игры, развивающие восприятие, внимание, память, мышление и творческие способности.

Игры, направленные на развитие восприятия, формируют у ребенка умение анализировать предметы по таким признакам, как цвет, форма и величина. К концу дошкольного возраста дети могут свободно ориентироваться в 7 цветах спектра, различать их оттенки по насыщенности и цветовому тону.

Они должны знать основные геометрические формы (круг, овал, квадрат, прямоугольник и треугольник), уметь подбирать по образцу или по названию предметы определенной формы.

Знание такого признака предмета, как величина, выражается в том, что ребенок может расположить 8-10 палочек, кружков или других одинаковых предметов разной величины в порядке ее убывания или возрастания, назвать основные градации величины предметов по 3 измерениям (длина, ширина, высота).

Следующая группа игр направлена на развитие внимания. Предлагаемые игры формируют у ребенка умение сосредоточиваться на определенных сторонах и явлениях действительности. (Без сосредоточения невозможно выполнить любую, даже самую простую работу).

Основные свойства внимания, которые формируются уже в дошкольном возрасте, — это его устойчивость, переключение и распределение. Устойчивость внимания означает способность длительно сосредоточиваться на чем-нибудь. К концу дошкольного возраста дети могут заниматься одним и тем же видом деятельности до 1 — 1,5 часа.

Переключение внимания представляет собой способность переходить от одной деятельности к другой, от одного занятия к другому. О распределении внимания мы говорим тогда, когда человеку приходится действовать сразу с двумя или несколькими предметами. Старший дошкольник в состоянии распределять внимание между 6-7 предметами.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Непроизвольное внимание характерно тем, что оно вызывается новыми, привлекательными и интересными в данный момент для ребенка предметами. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиваться на задании, даже если оно не очень интересно.

Следующая группа игр направлена на развитие памяти, которая так же, как и внимание, постепенно становится произвольной. Ребенок старшего дошкольного возраста уже может ставить себе цель — запомнить что-либо и с большим или меньшим успехом подбирать средства для выполнения этой цели, то есть средства, облегчающие процесс запоминания.

Все мы знаем, что цвета спектра легче запоминаются по первым буквам фразы «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Таким маленьким секретам можно научить и дошкольников. И помогут вам в этом игры по развитию памяти.

Развитие мышления ребенка происходит при условии овладения им тремя основными формами мышления: наглядно-действенным, наглядно-образным и логическим. Наглядно-действенное мышление — это мышление в действии. Оно развивается у младших дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

Читайте также:  Саша чёрный «дневник фокса микки» читать

Основная форма мышления дошкольника — наглядно-образное мышление — то есть такая организация образов, которая позволяет выделять самое существенное в предметах, а также видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей. Ребенок должен научиться пользоваться различными планами, схемами. К концу дошкольного возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления, т. е.

формируются умения рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики.

Развитие творческих способностей ребенка подразумевает развитие воображения и гибкого, нестандартного мышления. Творчество во многом определяется умением выражать свои чувства, представления о мире различными способами.

А для этого надо научиться видеть в каждом предмете разные его стороны, уметь, отталкиваясь от отдельного признака предмета, строить образ; не только свободно фантазировать, но и направлять свою фантазию, творческие возможности на решение разных задач.

И наконец, игры, помогающие подготовить ребенка к школе. Это игры, которые развивают у малыша элементарные математические представления, знакомят его со звуковым анализом слова, готовят руку к овладению письмом.

Почти для каждой игры даются варианты упрощенного или усложненного ее проведения. Поэтому, организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности.

Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых.

Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать малыша в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники.

Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение. Особенно это касается выполнения творческих заданий, которые обычно имеют несколько решений и которые не предполагают жесткой оценки: «верно-неверно». Нужно научить ребенка принимать критику без обид и выдвигать новые идеи.

И опять-таки тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свои ответы. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.

Если малыш стремится быстро менять задания, отделываясь первым попавшимся ответом, то хорошо бы заинтересовать его заданием, научить находить в нем новые детали, насыщая знакомое новым содержанием.

И наоборот, если, выполняя игровое задание, ребенок «увязает» в бесконечных деталях, что мешает ему двигаться вперед, лучше помочь ему выбрать один вариант, оставив все лишнее в стороне, потренировать в умении переходить от одной идеи к другой, что особенно важно при выполнении творческих заданий.

Каждая игра –это общение ребёнка со взрослым, с другими детьми; это школа сотрудничества, в которой он учится и радоваться успеху сверстника, и стойко переносить свои неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка выдумки и фантазии – только в этом случае наши игры будут полезны для развития психики ребёнка.

В заключении хочется отметить, что игра, как всякая творческая деятельность, эмоционально насыщена и доставляет каждому ребенку радость и удовольствие уже самим своим процессом.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/didaktichieskaia-ighra-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-sfiery-starshikh-.html

Дидактические игры на познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста. Часть 2 | Чудо ребенок

Продолжение. Начало здесь.

Дидактическая игра «На ярмарке»

Цель.

Закрепить у дошкольников знания о геометрических фигурах. Развивать внимание, логическое мышление, умение доводить свое мнение.

  • Оборудование.
  • План-схема дороги на ярмарку, на которой с помощью геометрических фигур зашифрована последовательность движения.
  • Игровые действия.

Воспитатель предлагает детям рассмотреть схему и найти дорожку, которая ведет на ярмарку. А на ярмарку ведет и дорожка, на которой остаются зачеркнутыми все геометрические фигуры, изображенные у корзины (ведь это волшебные геометрические фигуры: они по форме напоминают изображения овощей, которые Лена несет на продажу).

  1. В ходе выполнения работы воспитатель поощряет детей к объяснению, почему они выбрали именно ту или иную дорожку; просит объяснить, по каким признакам распознали ту или иную геометрическую фигуру.
  2. Дидактическая игра «Я фигуру знаю, все о ней расскажу»
  3. Цель.

Закрепить знания о геометрических фигурах учить отличать их от геометрических тел. При составлении рассказа о геометрической фигуре учить использовать опорную схему.

  • Оборудование.
  • Опорная схема для составления рассказа о геометрической фигуре, «волшебная сумка», геометрические фигуры, геометрические тела (куб, шар).
  • Игровые действия.

Воспитатель предлагает вспомнить все, что мы знаем о геометрических фигурах. (Мотивация: «Чтобы легче было нам найти дорогу на ярмарку», или «Чтобы в следующий раз мы уже не заблудились по дороге на ярмарку» и т.п.).

Для этого детям предлагается распознать фигуру на ощупь в волшебной сумке, рассказать о ней по схеме, а потом показать всем малышам, чтобы вместе проверить, правильно ли названа фигура.

Для описания используют схему:

— название фигуры, плоская или объемная?

— есть ли у нее углы или нет?

— может ли катиться? маленькая или большая?

— какого может быть цвета?

— на что похожа?

— где используют предметы (где можно встретить детали и др.) такой формы?

Детям с высоким уровнем развития математических способностей можно предложить эту схему для сравнения геометрических тел и геометрических фигур (квадрат — куб, круг — шар).

В данном случае уместно обратить внимание малышей, на что больше похожи овощи: на геометрические фигуры или тела? (На геометрические тела, ведь они объемные).

А когда мы можем пользоваться геометрическими фигурами, чтобы сравнивать их с овощами? («Только тогда, когда нам надо изображать овощи на бумаге»).

Дидактическая игра «Овощевод на ярмарке»

Цель.

Закрепить навыки количественного счета, соотносить число и цифру. Развивать навыки классификации по принадлежности к определенному множеству.

  1. Оборудование.
  2. Силуэтные изображения корзин с цифрой на каждой из них (от 1 до 6); силуэтные изображения групп овощей (множествами — в количестве от 1 до 6) и др.
  3. Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что овощеводы отвезли свой урожай на ярмарку, а когда уже почти все распродали, определенное количество овощей осталось. Предлагает помочь разложить овощи в корзины.

Чтобы узнать, какие овощи в какую корзину класть, следует сначала их разобрать на подносе, затем посчитать, сколько каких овощей, а уже потом положить овощи в ту корзину, на которой цифрой указано их количество.

Дидактическое упражнение «Угадай, какой овощ закатился»

Развитие чувства симметрии, умение создать в воображении по части изображения целый образ.

Воспитатель сообщает, что урожай в этом году был такой большой, что овощей на ярмарку привезли очень много. Некоторые овощи не помещались на прилавке, упали, закатились под него. Педагог предлагает по части овоща, который «выглядывает» из-под прилавка, распознать, какой овощ закатился и т.д.

Дидактическая игра «Почему солнышко меньше греет?»

Цель. Развивать навыки ориентирования в пространстве («высоко-низко», «выше-ниже»). Учить устанавливать взаимосвязь между высотой солнцестояния и явлениями в природе с помощью модели движения солнца над горизонтом.

Оборудование. Модель движения солнца над горизонтом, созданная воспитанниками летом по результатам наблюдений. Отметки на модели движения солнца, сделанные детьми по результатам длительного наблюдения осенью.

Игровые действия.

Воспитатель предлагает рассмотреть модель движения солнца над горизонтом. Вспомнить, что интересного заметили дети летом, когда определяли траекторию солнца. Обращает внимание на пометки, сделанные в результате наблюдений за солнцем осенью. Вместе с детьми создают линию — «маршрут движения солнышка по небу» — согласно нанесенных отметок. Сравнивают результаты.

  • — время возвращения домой
  • — многоэтажки (или другие объекты, в отношении которых осуществляется наблюдение о местонахождении солнца в определенный отрезок времени отметки красного цвета — результаты наблюдений летом; отметки желтого цвета — результаты наблюдений осенью.
  • По результатам работы малыши делают выводы, что летом солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее греет, ведь оно стоит высоко над головой, его лучи прямые.
  • Осенью день укорачивается, солнце «просыпается» позже, его путь на небе меньше (короче), поднимается оно ниже, чем летом; «спать ложится» солнышко тоже раньше; светит и греет меньше, его лучи косые.
  • Дидактическая игра «Сколько упало капель?»

Цель. Закрепить знания о составе числа 7.

  1. Оборудование.
  2. Демонстрационное: фланелеграф, силуэтное изображение облака, семь капелек, цифры от 1 до 7.
  3. Раздаточное: цифры от 1 до 7.
  4. Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что семь дочерей-капелек оторвались от мамы-облака, несколько из них уже упало на землю. Предлагает выяснить, сколько капелек упало, и показать цифрой.

Дети считают количество капелек, которые остались (это количество воспитатель обозначает цифрой на фланелеграфе). Отсчитывают от семи и определяют, сколько облаков уже упало; это количество показывают дети.

Вместе с воспитателем делают выводы, что семь — это 1 и 6, 2 и 5, 3 и 4 и т. Д. (Дети демонстрируют карточку с цифрой)

  • Воспитатель предлагает заполнить в примерах пустые клеточки по результатам подсчетов:
  • 1 + 7 = 3+ П = 7 5+ П = 7 П + = 7
  • 2 + 7 = 4+ П = 7 6+ 7 = 7 + 7 =
  • Проблемный вопрос: «А можно «рассказать» эту историю с помощью примера, используя знак «-»? »
  • После совместных размышлений дети приходят к выводу, что это действительно можно сделать:
  • 7 (столько было капелек) — 6 (столько упало на землю, общее количество уменьшилось, следовательно, знак «-» здесь уместен) = 1 (столько капелек осталось). Дети записывают в виде примеров возможные варианты:
  • 7-1 = 6 7-3 = 4 7-5 = 2 7-7 = 0
  • 7-2 = 5 7-4 = 3 7-6 = 1 7-0 = 7
  • Дидактическое упражнение «Для какого цветка?»
  • Развитие навыков логического мышления.

Воспитатель сообщает детям, что осенняя дождевая вода очень полезна для комнатных цветов.

Мы набрали в воронки такую ​​воду вот для этих двух цветков (демонстрирует большой цветок в большом горшке и маленький — в маленьком).

Предлагает детям из двух одинаковых воронок выбрать, какой воронкой какой цветок будем поливать (первая воронка водой заполнена до краев, вторая -наполовину). Дети определяют, сравнивая вес воронок.

  1. Дидактическое упражнение «Угадай цифру»
  2. Отработка умения мысленно рисовать образ целого по его части, закрепление знаний цифр в пределах 7.
  3. Воспитатель предлагает распознать цифры, которые спрятались в осеннем тумане, ведь видно их только частично.
  4. Дидактическая игра «Живые цифры»

Цель. Отрабатывать навыки порядкового счета; активизировать порядковые числительные в речи; согласовывать их с существительными в роде, падеже.

Оборудования. Цифры-эмблемы от 1 до 7.

Игровые действия.

Детям раздают цифры-эмблемы. Малыши одевают их на себя, становятся «живыми цифрами». Когда ведущий отворачивается, «живые цифры» меняются местами (хаотично). Задача ведущего — расставить цифры в порядке натурального ряда (от 1 до 7). В процессе выполнения игрового действия ведущий должен давать «цифре» команду:

— Первой должна стать Маша;

— Второй — Сережа;

— Третьей я поставлю Оксану … и т. д.

Дидактическая игра «Какой листик потерялся?»

Цель. Закрепить знания детей о смежных числах. Учить подбирать среди трех чисел то, которого не хватает.

Оборудование. Фланелеграф, изображение листьев деревьев родной местности с обозначенными на них цифрами.

Игровые действия.

Воспитатель сообщает, что поздней осенью наш клен (березка т.д.) совсем загрустили и начали терять последние листочки. Листочки слетали с дерева и падали возле него. А некоторые листочки подхватил ветерок и понес их далеко от дерева.

  • Предлагает выяснить, какие листочки потерялись, если известны его соседи с изображенными числами.
  • Дети выбирают «потерянные» листочки, выставляют их на свое место на фланелеграфе.
  • Дидактическая игра «Какие карточки потеряли пташки?»

Игра проводится по аналогии с предыдущей игрой. Детям предлагается ситуация, в которой царица Осень учила птиц собираться в стаи, птицы изучали числа-соседи. Некоторые карточки затерялись. Детям предлагается найти потерянные карточки.

Примечание.

В ходе выполнения работы в обеих играх воспитатель выясняет с детьми, какое число является предыдущим, какое — следующим.

Предлагается определить предыдущее и последующее число в паре чисел (1 и 2, 4 и 5, 6 и 7 и т.д.), назвать предыдущее и последующее для конкретных цифр (1, 3, 5, 7). Выяснить, что в отношении каждого числа (кроме 0) можно определить предыдущее и последующее число.

Источник: https://chudor.ru/igry-dlya-detej/146-didakticheskie-igri-poznavatelnoe-razvitie-starshie-doshkolniki-chast-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector