Наша кнопка
Скачать материал
- Тренинг по профориентации
- для уч-ся 9-11 классов
- «Знакомство с миром профессий»
- разработчик: Собрина Надежда Юрьевна,. педагог-психолог
- с.Мужи,2013
- Описание методической разработки
-
Название: Тренинг для учащихся 9-11х классов «Знакомство с миром профессий»
-
Краткая аннотация: В условиях профильной школы перед девятиклассниками встает проблема выбора профиля обучения.
В связи с этим нами был разработан тренинг, в ходе которого в игровой форме проводится бланковая и компьютерная диагностика профессиональных интересов, способностей и склонностей учащихся.
В результате работы учащиеся определяют предпочтительный профиль дальнейшего обучения. Данный тренинг рассчитан на 4 часа работы с перерывом.
-
Учебный предмет(ы): психология общение.
-
Уровень образования школьников: 9-11 класс общеобразовательной школы.
-
Форма учебной работы: тренинг
- Тренинг по профориентации
- «Знакомство с миром профессий»
- разработчик: Собрина Надежда Юрьевна.
- педагог-психолог МБОУ «Мужевская средняя общеобразовательная
школа имени Н.В.Архангельского»
Выбор профиля обучения — наиболее важное решение, которое необходимо принять учащимся при переходе в старшее звено школы.
К сожалению, многие учащиеся не имеют четкого представления о своих способностях, склонностях, интересах и не всегда учитывают их при выборе профиля обучения и дальнейшей профессии.
Данное занятие позволит учащимся в доверительной и непринужденной обстановке рассмотреть основы профессионального самоопределения и выбрать предпочтительный профиль обучения.
Методы: занятие включает в себя профориентационные упражнения, теоретические блоки, беседы, диагностические методики; методы социально-психологического тренинга.
Схема занятия
- Психологическая разминка, позволяющая задать темпоритм занятия и являющаяся прелюдией основной части.
- Формулирование темы занятия, основных целей.
- Основная часть, включающая в себя 2 упражнения, позволяющие расширить круг о профессиях.
- Заключительная часть. итоговая игра.
Оборудование и материалы:Аудитория, по возможности, должна иметь место для работы участников над письменными заданиями, а также пространство для проведения упражнений, в том числе подвижных. Желательно наличие магнитофона с записью релаксационных композиций.Если вы недостаточно хорошо знаете участников, позаботьтесь о визитках.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Знакомство.
Упражнение 1. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас каждый по очереди будет выходить в центр, поворачиваться лицом к группу и здороваться используя звуки ассоциирующие с любой профессией, не повторяя использованные ранее. Мы же вместе будем повторять каждое предложенное приветствие».
Комментарий: после завершения упражнения можно обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствуете?», «Какое приветствие вам особенное запомнилось (понравилось) и почему?» Второй вопрос позволяет получить и обсудить информацию, которая может оказаться полезной в содержательном плане, в частности при работе над проблемой установления контакта. Третий вопрос : «Какое приветствие сразу раскрыло суть профессии.
Упражнение 2. Участники садятся по кругу, тренер стоит в центре круга.
Инструкция: «Сейчас у нас будет возможность продолжить знакомство. сделаем это так: стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагать поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает каким-то общим признаком. этот признак он называет.
Например, я скажу» пересядьте все те, у кого есть в семье врачи»,- и все, у кого есть в семье врачи, должны поменяться местами. при этом тот, кто стоит в центре круга, должен кто останется в центре круга без мест, а тот кто останется в центре круга без мест, продолжит игру.
Используем эту ситуацию для того, чтобы побольше узнать друг о друге.
Комментарий: Когда упражнение завершено, тренер может обратиться к группе с вопросом: «Как вы себя чувствует? или «Как ваше настроение сейчас?»
Как правило, упражнение проходит весело. Оно позволяет снизить напряженность, поднимает настроение, активизирует внимание и мышление.
2. Разминка «Салат из профессий».
Цель: введение в атмосферу тренинга.
Инструкция: Участники стоят в тесном кругу. Ведущий стоит в центре круга.
Между участниками распределяется 3-4 профессии (в зависимости от количества человек), по принципу 1-й, 2-й, 3-й.
Далее ведущий просит поменяться местами представителей какой-либо одной профессии, а сам в это время пытается встать на освободившееся место. Участник, оставшийся без места, становится ведущим.
3. Знакомство с целями, задачами тренинга.
Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга.
4. Упражнение «Выбор».
Инструкция: представьте себе, что вы находитесь в незнаком городе без друзей, родителей, родственников. у вас нет жилья, работы, но есть деньги, совсем немного, на первое время… вам необходимо выработать алгоритм действий, сделать выбор, для того чтобы выжить. Я дам подсказку. вам нужны деньги, и вы их можете получить за работу, но у вас нет образования….
- Необходимо письменно ответить на вопросы:
- — в каком городе или даже в стране вы находитесь?
- -какое у вас время года?
-что вы будете делать? Каковы ваши действия?
-что вы умеете делать? (составьте список видов работ.)
-что будет потом?
Комментарий: Во время обсуждения, делается выбор о том, что подсобные работы- это временный заработок, а в целом необходимо учиться. для того чтобы учиться какому-либо делу, необходимо для начала все-таки определиться в выборе, а для этого узнать свои возможности, способности профессиональные интересы.
4.2.Упражнение Профориентационная игра «Цепочка профессий«
Комментарий: Упражнение используется для развития умения выделять ять общее в различных в идах трудовой деятельности.
Данное умение может оказаться полезным в случаях, когда человек, ориентируясь на конкретные характеристики труда, сильно ограничивает себя в выборе (как бы “зацикливаясь” на одной-двух профессиях с этими характеристиками), но ведь такие же характеристики могут встречаться во многих профессиях.
Проводить упражнение лучше в круге. Число у частников от 6—8 до 15—20. Время проведения от 7—10 до 15 минут. Основные этапы следующие:
1. Инструкция: “Сейчас мы по кругу выстроим «цепочку профессий». Я назову первую профессию, например, металлург, следующий назовет профессию, в чем-то близкую металлургу, например, повар. Следующий называет профессию, близкую к повару и т.д.
Важно, чтобы каждый сумел объяснить, в чем сходство названных профессий, например, и металлург, и повар имеют дело с огнем, с высокими температурами, с печами.
Определяя сходство между разными профессиями, можно вспомнить схему анализа профессии, например, сходство по условиям труда, по средствам и т.д.
2. По ходу игры ведущий иногда задаст уточняющие вопросы, типа: “В чем же сходство вашей профессии с только что названной?”. Окончательное решение о том, удачно названа профессия или нет, принимает группа.
3. При обсуждении игры важно обратить внимание участников, что между самыми разными профессиями иногда могут обнаруживаться интереснейшие общие линии сходства.
К примеру, если в начале цепочки называются профессии, связанные с металлообработкой (как в нашем примере), в середине — с автотранспортом, а в конце — с балетом (для подтверждения сказанного приводим пример подобной цепочки: металлург—повар — мясник — слесарь (тоже— рубит, но металл) — автослесарь — таксист – сатирик эстрадный (тоже «зубы заговаривает») — артист драмтеатра — артист балета и т.д.). Такие неожиданные связи между самыми разными профессиями свидетельствуют о том, что не следует ограничиваться только одним профессиональным выбором, ведь очень часто то, что Вы ищите в одной (только в одной!?) профессии, может оказаться в других, более доступных профессиях…
Опыт показывает, что обычно больше двух раз проводить игру не следует, т.к. она может наскучить игрокам.
Иногда сходство между профессиями носит почти юмористический характер, например что, может быть общего между профессиями водитель троллейбуса и профессор в вузе? Оказывается и у того, и у другого есть возможность выступать перед аудиториями, да еще у водителя троллейбуса аудитории бывают пообширнее (сколько людей только в часы пик через салон троллейбуса проходит?..). Если школьники указывают на подобные, или даже на еще более веселые линии сходства между профессиями, то ни в коем случае нельзя их осуждать за такое творчество — это один из показателей того, что игра получается.
5. Заключительное упражнение. «Профессии на букву».
Цель данного упражнения — расширение у участников знаний о мире профессионального труда или актуализация уже имеющихся знаний о профессиях.
Упражнение можно проводить в круге (примерно с 10— 15 участниками), а можно использовать и при работе с целым классом. Данная игровая методика очень компактна и занимает совсем от 5—7 до 10—15 минут, носит разминочный характер. Процедура упражнения следующая (при работе в круге):
Общая инструкция: “Сейчас будет названа какая-то буква. Наша задача — показать, что мы знаем немало профессий, начинающихся с этой буквы, т.е. показать, насколько мы знаем мир профессий. Каждый по кругу будет называть по одной профессии на данную букву”.
Комментарий: Ведущий называет первую букву, а участники по очереди называют профессии. Если называется совершенно непонятная профессия, ведущий просит пояснить, о чем идет речь.
Если игрок не может это объяснить, то считается, что профессия не названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам, тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
При этом совсем не обязательно требовать от участников официальных (безукоризненно “правильных”) названий профессий, поскольку на данный момент ни один справочник не является исчерпывающим. Важно хотя бы приблизительно обозначить ту или иную профессиональную деятельность и суметь ответить на уточняющие вопросы.
Желательно больше 5—7 букв не предлагать, иначе игра перестанет казаться увлекательной. При проведении данной игровой методики начинать следует с простых букв, по которым легко называть профессии, постепенно предлагая участникам более сложные буквы.
При работе с целым классом можно разбиться на 2—3 команды (например, но рядам) и уже таким образом выясните, какая команда является более эрудированной. При этом ведущий должен фиксировать успешность действий каждой команды на доске (например, каждый удачный ответ помечается плюсом, а неудачный — минусом), тогда игра станет более наглядной и интересной.
Опыт показывает, что у ведущего в данном упражнении имеются довольно большие возможности для ненавязчивой коррекции представлений учащихся о тех или иных профессиях.
Домашнее задание: нарисовать возникающие ассоциации раскрывающие профессию мерчендайзер
Использованная литература.
1.Савченко М.Ю. Профориентация.Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс).-М.: Вако,2006,240 с.
2. Психогимнастика в тренинге/ под реакцией Н.Ю. Хрящеой.- СПб.: «Речь». институт Тренинга,2001-256 ст.
Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Источник: https://doc4web.ru/pedagogika/trening-po-proforientacii-znakomstvo-s-mirom-professiy-klass.html
Занятие по профориентации «Мечты в зеркале реальности»
При выборе будущей профессии старшеклассникам важно не просто иметь информацию о ней, но и уметь соотнести требования профессии со своими личными склонностями, ценностями, своими способностями и ожиданиями от жизни.
Предлагаемые задания и упражнения помогут школьникам проанализировать свои предпочтения и мотивы выбора, лучше узнать самих себя.
Вводная часть
Занятие рассчитано на учеников 8–10-х классов. Время проведения – полтора часа.
Встреча начинается со вступительного слова учителя. Классный руководитель напоминает ребятам, что перспектива высокой заработной платы – не единственный критерий выбора будущей профессии. А значит, старшеклассникам необходимо понять: что же главное в выборе профессии? Что вообще означает для человека работа, карьера, труд?
Но поскольку уровень дохода – один из важных критериев выбора профессии для современных подростков, учитель предлагает поразмышлять, сколько же нужно человеку денег для счастья?
Старшеклассники разделяются на группы любым удобным способом. Затем каждая группа получает текст для анализа (Приложение 1). Задание состоит в том, чтобы ответить на вопросы.
Вопросы для первой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему пожелание иметь как можно больше денег звучит так часто?
- К какой группе вы бы хотели относиться: материалистов или идеалистов? Почему?
Вопросы для второй группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- К какой группе вы отнесли бы себя? Почему?
- Прокомментируйте позиции каждой из групп.
Вопросы для третьей группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Что мешало герою с самого начала быть счастливым и делать то, что ему больше всего хотелось?
- Что было истинным счастьем для героя – его высоты или то, что он все-таки стал делать то, что хотел?
Вопросы для четвертой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Почему богач считает бедняка счастливым человеком?
- Считает ли бедняк себя счастливым человеком? Почему?
Вопросы для пятой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Чем вызваны метания героя? Почему каждый раз он чувствовал себя несчастным?
- Что действительно было счастьем для героя?
Вопросы для шестой группы:
- Выскажите свое мнение о прочитанном тексте. С какими позициями вы согласны, с какими – нет? Почему?
- Может ли седой человек считать свой выбор деятельности счастливым? Почему?
Фрагменты из фильмов
Если есть техническая возможность, желательно с помощью видеопроектора показать участникам отрывки из кинофильмов «Коммунист», «Председатель» и других советских фильмов о трудовых подвигах.
Затем в классе в свободной форме обсуждаются вопросы:
- Как вы относитесь к показанным трудовым подвигам?
- Что означало для героев фильма такое отношение к труду?
Упражнения
Учитель предлагает старшеклассникам несколько упражнений, которые помогут им исследовать мир профессий. В зависимости от выбора ведущего задания можно выполнять как в группах, так и индивидуально.
Цепочка профессий
Участникам предлагается по кругу поиграть в игру типа «Города», только называть по последней букве нужно будет профессию или специальность.
Можно усложнить задачу, предложив ребятам комментировать названные профессии по какому-нибудь признаку или взаимозависимости.
Перечень по алфавиту
Школьники должны назвать как можно больше профессий по алфавиту. Более сложный уровень задания – выполнять его на скорость.
Желательно предложить ученикам написать все имеющиеся профессии и специальности на карточках, которые потом будут использоваться при выполнении других упражнений. Также можно использовать карточки, подготовленные заранее (Приложение 2).
Формирование образа
У большинства школьников имеется свой образ будущей профессии. Участникам предлагается на листах бумаги постараться оценить в процентном отношении, какие факторы оказали влияние на формирование этого образа.
Возможные варианты:
- Профессии родителей, близких людей, хороших знакомых.
- Опыт общения с людьми той или иной профессии.
- Художественная литература.
- Документальные или художественные фильмы.
- Книги о профессиях.
- Журнальные статьи, очерки.
Критерии выбора
Каждая профессия в большей или меньшей степени способна удовлетворить потребность человека в деньгах, успехе. Старшеклассникам предлагается оценить известные им профессии, расположив их в соответствующие группы – в зависимости от того, в какой мере они могут приносить те или иные блага (Приложение 3).
Варианты критериев:
- Деньги (официальные и неофициальные заработки).
- Власть (подчинение других людей).
- Здоровье (возможность сохранения и улучшения).
- Азарт жизни (приключения, путешествия).
- Престиж (признание окружающих и возможность хвалиться своей профессией и местом работы).
- Духовный поиск (возможность саморазвития и познания идеалов добра, справедливости, истины).
- Общение (больше возможности для построения взаимоотношений на работе).
Цвета и ассоциации
Может ли профессия иметь какой-либо цвет, ассоциироваться с каким-нибудь звуком, запахом? Ведущий предполагает, что это возможно. Используя карточки с названиями профессий, школьники должны рассказать, с чем ассоциируется у них то или иное занятие. Если позволит время, желательно коротко обсудить в классе, какие чувства и эмоции вызывают эти ассоциации у других участников.
Создание предметов
Ведущий предлагает рассмотреть какой-нибудь предмет в классе или на картинке и определить, представители каких именно профессий приняли участие в его появлении.
Например, для того чтобы была сделана парта, лесники вырастили дерево, а лесорубы его спилили.
Водители вывезли бревна из леса на машине, рабочие распилили части дерева на пилораме, художник по мебели нарисовал эскиз, чертежник расчертил и так далее – до появления стола в классе.
Портфель профессионала
Участники, разделившись на группы или индивидуально, должны собрать воображаемый деловой портфель для работника той или иной профессии. В него необходимо поместить наиболее нужные для работы предметы и инструменты труда.
Ведущий просит учеников называть инструменты и комментировать, для чего они нужны.
Вопросы наугад
Предложенные ниже вопросы записываются на карточках, которые прячутся в конверт. Участники по очереди наугад достают вопросы и отвечают на них.
- Стоит ли в наше время честно трудиться? Почему?
- Зачем учиться после школы, если можно просто найти работу?
- Кем вы мечтаете стать по профессии через 20–30 лет? Как согласуется ваша профессиональная мечта с другими важными для вас пожеланиями – личными, семейными, связанными с хобби? Нет ли противоречий между вашей мечтой и этими желаниями?
- Какие 3–5 основных этапов вы можете выделить на пути к вашей профессиональной мечте?
- Какие ваши собственные недостатки могут помешать вам на пути к профессиональной цели?
- Как вы собираетесь работать над собой и готовиться к будущей профессии?
- Как и что может вам помешать в реализации ваших профессиональных планов (люди, обстоятельства)?
- Есть ли у вас резервные варианты выбора профессии на случай неудачи по основном варианту?
- Что вы уже сейчас делаете для подготовки к избранной профессии и для поступления в соответствующее учебное заведение?
- Ради чего вы собираетесь прожить свою жизнь?
Шаги к успеху
Участникам предстоит сделать условный выбор интересной для них профессии и затем определить пять наиболее важных шагов для того, чтобы овладеть ею. Для выполнения задания используются специальные бланки (Приложение 4).
Это упражнение можно усложнить, разделив достижения на этапы. Тогда для получения профессии сначала нужно поставить пять целей, а затем каждую из них достигать в пять шагов.
После выполнения задания в классе сообща обсуждаются и анализируются возможные препятствия для достижения целей, уточняются сами цели и конкретизируются шаги, необходимые для решения поставленных задач.
Самоанализ
В заключение старшеклассникам предлагается исследовать свои личные предпочтения по следующей схеме:
- Составьте список профессий, которые вам нравятся, интересны, которые вам подходят.
- Составьте список своих требований к выбираемой профессии, используя критерии: – выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы; – выбираемая профессия и мои склонности и способности; – желательные содержание, характер и условия работы; – профессия и реальное трудоустройство по специальности; – профессия и жизненные ценности; – профессия и жизненные цели.
- Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.
- Кроме тех требований, которые есть у вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям данной профессии.
- Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.
- Чтобы убедиться в правильности ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом, профконсультантом.
Тематическая экскурсия
Возможным продолжением классного часа может стать тематическая экскурсия, чтобы пробудить интерес школьников к той или иной деятельности. Организовать экскурсию можно в самые неожиданные места.
Примерные темы экскурсий:
- «Город профессий» (экскурсии по предприятиям города, в различные городские организации и учреждения, по улицам города).
- «Мы выбираем…» (экскурсия в мэрию и городское собрание, в муниципальные ведомства).
- «Знания – сила» (экскурсия в библиотеку; желательно в такую, где можно познакомиться с книгами о разных профессиях).
- «Профессии мира» (виртуальная экскурсия по профессиям мира для знакомства с ними).
- «Маршрут дня» (индивидуальная экскурсия, например, вместе с шофером маршрутного такси, троллейбуса в течение дня с целью оценки его работы в целом).
- «Стройки века» (виртуальная экскурсия по уникальным архитектурным сооружениям страны и мира).
После проведения экскурсии важно проанализировать полученные школьниками впечатления и выводы из них – в том числе в форме диспутов, «круглых столов», подготовки материалов для информационного стенда в классе.
Приложение 1. «Тексты для групп»
Приложение 2. «Карточки профессии»
Приложение 3. «Таблица»
Приложение 4. «Шаги достижения»
Марина Тыртышная ГАОУ РМЭ «Лицей Бауманский», г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл
Профориентационная работа в школе
Классный час “Мост в будущее”
Классный час для старшеклассников “Прекрасное далеко”
Презентация по профориентации
профессияпрофориентацияпсихологшкола Укажите свой Email, чтобы получать информацию о свежих публикациях прямо на свой почтовый ящик. Вы можете отписаться в любое время
Источник: https://5psy.ru/obrazovanie/zanyatie-po-proforientacii-mechty-v-zerkale-realnosti.html
Разработка по профориентации "Своя игра"; 10-11 класс
|
||
Л.В. Виноградова | ||
« | » | 2015 г. |
- Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение - «Межшкольный
учебный комбинат» - Автозаводского
района - Своя
игра - Цели
мероприятия:
- Показать учащимся важность сфер «Могу» и «Надо» при выборе будущей профессии.
- Способствовать профессиональному самоопределению обучающихся.
Дидактический
материал подготовила:
преподаватели
— Соколова Н.В., Королева Е.С.
Структура
занятия
-
Организационный момент ( мин.)
-
Представление ведущих ( мин.)
-
Вводная беседа ( мин.)
Школьники
рассаживаются в традиционный круг, у
каждого есть бэйдж с именем. Учащимся
с одинаковыми именами желательно
написать их по-разному (например, полное
и сокращенное имя).
Сегодня
вас ждет не традиционное школьное
занятие, а тренинг. Есть выражение лучше
один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Мы предлагаем вам не только увидеть, а
и попробовать поучаствовать в играх,
упражнениях.
Но всякая психологическая
игра имеет двойное назначение. Во-первых,
получить удовольствие от общения с
другими людьми. Во-вторых, это возможность
получше узнать себя и других.
Для этого
мы пригласили обучающихся из разных
групп.
Но
есть определенные правила:
- выполнять инструкции к игре или упражнению,
- обсуждать результаты в отведенное для этого время;
- слушать друг друга внимательно, не перебивая;
- говорить от своего лица: не «Все тут думают», а «Я думаю…»
Выбор
профессии — это сложный и ответственный
шаг в жизни каждого подростка. При
выборе профессии часто имеет место
фактор престижности. Но оглядка на
престижность не самый верный принцип
выбора, поскольку престижность сродни
поветрию, моде. А это явление, как
известно, очень не постоянное.
При
выборе профессии молодежи приходится
сталкиваться с различными препятствиями.
Прежде всего многие молодые люди имеют
поверхностное и искаженное представление
о профессиях.
Чтобы
принять правильное решение, важно учесть
основные факторы, влияющие на выбор
профессии. Восемь из них были описаны
известным российским психологом Е. В.
Климовым.
-
Знания о профессиях и их востребованность. Мир профессий обширен и многообразен. Для выбора своей профессии необходимо познакомиться с множеством других. Информацию о профессиях можно получить из художественной литературы, газет журналов, телепередач, кинофильмов. Должен быть интерес к познанию.
-
Склонности (интересы, мотивы труда). Человек более успешен в той деятельности, которая ему по душе. При выборе профессии обращайте внимание на то, что доставляет вам удовольствие, чем интересно заниматься
-
Одного интереса, конечно, к будущей профессии мало. Необходимы определенные способности. Для того, играть на скрипке, мало одной любви к музыке, необходимо еще и абсолютный музыкальный слух и т. д.
-
Уровень притязания и самооценка – важный внутренний регулятор поведения человека, в том числе и планирования карьеры. Например, девочка хочет быть актрисой , как бабушка. Но она не любит читать литературу и учить наизусть и т. д.
-
Мнение родителей, семьи тоже немаловажно. Обычно близкие люди принимают активное участие в нашем выборе. Не стоит выбирать учебные заведения по принципу: я хочу и далее учиться с другом и т. д.
-
Мнение друзей, одноклассников, товарищей, безусловно важно. Порой им виднее со стороны, какой вы. Их советы могут подтолкнуть к анализу.
-
Всегда, выбирая профессию, старшекласснику полезно учесть мнение учителей и классного руководителя о его возможностях. Опытом и советом педагогов не стоит пренебрегать. Ведь они наблюдают за вами несколько лет и хорошо знают ваши индивидуальные способности.
-
Личный профессиональный план – это то, чего старшеклассник хочет добиться в жизни и в профессии в частности. Самому себе ответить на вопрос: для чего мне это нужно и нужно ли вообще. Надо продумать и запасной план, если возникнут трудности.
Было
бы правильнее, ориентируясь в мире
профессий, решить для себя, что для вас
самое важное в будущем, что вы считаете
совершенно необходимым для себя:
размеренную, спокойную работу или
постоянные командировки, экспедиции,
независимость и самостоятельность,
творчество или выполнение четко
определённых обязанностей. Но не нужно
понимать так, что творчество — хорошо,
а исполнительность — плохо. В каждой
профессии есть свои особенности. Важно
определиться в главном, т.е. понять,
какие из качественных сторон профессий
для вас важны, а какими можно и пренебречь.
При
выборе профессии многие подростки уже
знакомы с понятием, которые выражаются
тремя словами:
Хочу
Могу
Надо
Но
часто предпочитают при выборе профессии
прислушиваться к своему «Хочу». Наше
занятие сегодня будет посвящено
преимущественно сферам «Могу» и «Надо».
1
упражнение — Необитаемый
остров ( мин.)
Описание
упражнения.Обучающимся
сообщается информация, что все они
пассажиры корабля, который потерпел
крушение. Из-за этого происшествия,
выжившие вынуждены находиться на
необитаемом острове.
Помощи ждать
неоткуда — был шторм и их корабль сильно
сбился с пути. Задача ребят вместе
определить в чем и в каких специалистах(повар,
охотник, швея и т. д.) они будут нуждаться.
Ведущий слушает предложения группы и
все их записывает на доске.
Психологический
смысл упражнения.
Участники
могут задуматься о таких понятия как
«престижность» и «нужность» в
профориентационном контексте.
2
упражнение
– Что я могу? ( мин.)
Описание
упражнения.Участникам
группы предлагается по очереди выбрать
себе профессию и обосновать свой выбор.
Если одну и ту же профессию захотят
получить двое или более ребят, им
предлагается объяснить группе участников,
почему именно они достойны данной роли.
Остальные ребята, выслушав их, анонимно
голосуют на заранее подготовленных
бланках (ставят напротив фамилии
кандидата галочку, если спорных ситуаций
больше одной, то название профессии ).
Психологический
смысл упражнения.
Обучающимся
придется задуматься о своих способностях,
закрепиться навык личной аргументации.
3
упражнение – Чем
я полезен? ( мин.)
Описание
упражнения .Обучающимся
предлагается, в соответствии с новой
ролью, написать на листках план своих
действий, который должен помочь людям
выжить на необитаемом острове.
В плане
должны быть указаны обязанности человека,
обозначено с кем из людей ему придется
взаимодействовать в своей деятельности.
Затем план нужно прочитать вслух, а
группа должна решить, поможет ли им
реализация этого плана выжить.
Психологический
смысл упражнения. Обучающиеся
учатся оперировать знаниями о профессиях.
- Обсуждение
результатов упражнений ( мин.) - Подведение
итогов ( мин.) -
Итог
занятия.
Наше
занятие подходит к завершению. Я думаю,
что сегодня вы получили информацию,
которая поможет вам
более
шире посмотреть на выбор будущей
профессией.
- Мне
хочется пожелать вам, чтобы каждый из
вас выбрал себе ту профессию, которая
даст вам возможность лучше всего раскрыть
свои способности; профессию, к которой
у вас лежит душа, в которой вы почувствуете
себя полезным людям. -
Всем
спасибо. - Используемая
литература
- Афанасьева Н.В., Малухина Н.В., Пашнина М.Г. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». – СПб.: Речь, 2008
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. — СПб.: Питер, 2007
Бланк
для упражнения № 2 – Что
я могу?
Источник: http://pedsovet.su/klass/48063
Занятие по профориентации для обучающихся 9-11 классов
- Занятие по профориентации
- для обучающихся 9-11 классов
- «Дороги, которые нас выбирают»
Социального педагога МБОУ СОШДС «Лингвист» Беляевой Ю.Ю.
- Цель:Осознание необходимых личностных качеств и требований рынка труда для выбора той или иной профессии.
- Задачи:
- повышение внутреннего интереса к самому себе с точки зрения особенностей личности;
- анализ особенностей личности как одного из факторов выбора профессии;
- анализ рынка труда.
- Ход занятия:
- Энергетизация участников.
- Упражнение «Сходства»
Инструкция: Разбейтесь, пожалуйста, на тройки. Постарайтесь выбрать себе в тройку тех, у кого есть что-то общее с вами, например, совпадает цвет одежды или волос. Сядьте где-нибудь начните разговаривать друг с другом.
Каждому из вас нужно будет рассказать о себе, причем говорить надо как можно быстрее, ведь в вашем распоряжении всего лишь пять минут, и за это время вы должны найти несколько вещей, объединяющих вас между собой.
Например, может выясниться, что каждый из вас хоть раз в жизни побывал на Красной Площади, или, что каждый из вас не любит манную кашу или какао. Совершенно неважно, что это будет, важно, чтобы это было у всех в вашей тройке.
Как только вы обнаружите такое сходство, вы втроем должны одновременно подпрыгнуть. Прыгнуть надо как можно выше и при этом надо выкрикнуть: «Первое!». Пусть все услышат, как вы рады.
Затем снова сядьте на корточки и дальше так же быстро рассказывайте друг другу о себе, пока не найдете второе сходство. Тогда вы снова подпрыгните вверх и прокричите: «Второе!».
Задача каждой тройки — в течение последующих пяти минут обнаружить десять сходств.
Я знаю, что у вас хорошее воображение, и вы — творческие люди, поэтому вам будет легко находить все новые и новые сходства. Вы поняли, что я имею в виду? Ну, тогда, начали!
- Рефлексия:
- — Какая команда закончила игру первой?
- — О ком вы узнал что-то новое?
- — Что из того, что вы обнаружили, показалось самым интересным?
- Мотивы и потребности.
Для каждой профессии существует свой минимальный уровень способностей, позволяющий выполнять профессиональные действия, а более высокий уровень профессионализма определяется мотивацией и системой ценностей человека.
Нередко человек, наделенный множеством замечательных качеств, не может полностью реализовать свой профессиональный потенциал — мешает отсутствие мотивации, то есть побуждений к действиям — «природная лень не дает развиваться природным талантам» (Ю. Рыбников).
Мотивация — это побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. Важнейшим условием профессиональной самореализации личности являются не столько способности, сколько мотивациячеловека и его жизненные цели. Мотивация — это двигатель человеческих поступков.
Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/socialnaja-pedagogika-psihologija/284959-zanjatie-po-proforientacii-dlja-obuchajuschih
Занятие по профориентации для обучающихся 11 класса
- «Выбор профессии — дело серьёзное»
- Цель:
- Подготовить учащихся 11лласса к обдуманному выбору профессии.
- Задачи:
-
Обучающие: познакомить учащихся с понятиями: «профессия», «профессиональное самоопределение»; дать представление об успешном профессиональном выборе.
-
Коррекционно-развивающие: развивать потребность в самопознании; развивать положительную мотивацию выбора профессии; развивать высшие психические функции учащихся.
-
Воспитательные: воспитывать ответственность, целеустремлённость, стремление приносить пользу, уважительное отношение к труду.
Оборудование:
-
Презентация по теме;
-
Ноутбук;
-
Коллективная работа учащихся «Мир профессий»;
-
Таблички с названиями профессий;
-
Таблички с факторами выбора профессии.
6. Таблички с типами профессий.
Если вы удачно выберете труд и вложите
в него душу, то счастье само вас отыщет.
К.Д. Ушинский
I. Вступительное слово (2 мин.)
(Слайд 1 — Классный час)
Труд — великое дело. Всё, чем мы пользуемся, где живём, что едим — создано трудом, руками людей разных профессий. И нам бы хотелось, чтобы эти люди были мастерами своего дела.
Тогда дома будут надёжными, поездки на транспорте — безопасными, продукты — вкусными и полезными… Хотелось бы, чтобы в вашей будущей профессии вы стали хорошими специалистами. Чтобы добиться успехов, важно и правильно выбрать профессию, и уметь трудиться, и иметь характер.
Сегодня мы с вами поговорим о том, как правильно выбрать для себя профессию и не ошибиться.
Тема занятия: «Выбор профессии — дело серьёзное». (Слайд 1 — появляется тема)
Эпиграфом будут слова К.Д. Ушинского: «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет» (Слайд 2)
При подготовке к занятию мы с вами увидели, что существует много разнообразных профессий. Про некоторые профессии я нашла загадки.
II. Кроссворд «Загадки о профессиях» (4 мин)
(Слайд 3)
- Отгадки будем записывать по горизонтали.
- Встанем мы, когда вы спите,
- И муку просеем в сите,
- Докрасна натопим печь,
- Чтобы хлеб к утру испечь. (Пекарь)
- Вот на краешке с опаской Он железо красит краской.
- У него в руках ведро,
- Сам расписан он пестро. (Маляр)
- Кто у постели больного сидит?
- И как лечиться, он всем говорит;
- Кто болен — он капли предложит принять,
- Тому, кто здоров,- разрешит погулять. (Доктор)
- Наведет стеклянный глаз,
- Щелкнет раз — и помнит вас. (Фотограф)
- Он учит детишек читать и писать.
- Природу любить, стариков уважать. (Учитель)
- В прошлый раз был педагогом, Послезавтра — машинист.
- Должен знать он очень много,
- Потому что он … (Артист)
- Ставят ловких две руки Каблуки на башмаки.
- И набойки на каблук —
- Тоже дело этих рук. (Сапожник)
- Встаем мы очень рано, ведь наша забота — Всех отвозить по утрам на работу. (Водитель)
- Шью я куртки и штаны
- Вы меня все знать должны:
- На машинке строчу лихо, Потому что я …. (Портниха)
- Какое слово получилось по вертикали?
- (Ребята отвечают)
- Правильно, это слово «профессия».
III. Понятие «профессия» (3 мин.)
(Слайд 4)
Не всякий труд называется профессией. Что же такое профессия?
- Профессия — это:
- — деятельность, направленная на пользу обществу,
- — деятельность, требующая профессионального обучения,
- — деятельность, выполняемая за определенное вознаграждение (зарплату).
- Итак, профессия — трудовая, полезная для общества деятельность, требующая определённой подготовки и являющаяся обычно источником существования.
Мир профессий огромен. Их насчитывается более 50 тысяч, причем постоянно одни профессии появляются, другие исчезают и видоизменяются. Легко ли правильно сделать свой выбор?
(Ответы ребят)
Конечно, не просто. А ведь от этого выбора зависит очень многое: и материальный достаток, и круг вашего общения, и интересы, и счастье в жизни.
Чтобы выбрать профессию, нужно знать, какие профессии существуют. Это первый шаг, который мы сделали с вами в процессе подготовки к этому классному часу. Коллективная работа «Мир профессий» не рассказывает обо всех профессиях, а только о тех, которые вы сами выбрали. Вспомните, о каких профессиях вы писали.
(Ребята отвечают)
О некоторых профессиях мы упоминали, когда выполняли другие задания.
IV. Понятие «профессиональное самоопределение» (5 мин.)
Итак, перед каждым выпускником стоит вопрос: «Кем быть?» Значит ли это, что нужно перебрать все существующие профессии, чтобы найти одну — единственную?
(Ответы ребят)
(Слайд 5 -Профессиональное самоопределение)
Конечно, нет. Помочь в этом непростом деле может профессиональное самоопределение. Профессиональное самоопределение — от слова «предел» — граница. Значит, нужно как-то ограничить круг профессий, из которых придется выбирать. (определение — на доску)
(Слайд 5 — хочу — могу — надо)
Эти границы очерчены формулой «хочу — могу — надо». Что это значит?
Представим себе наши «хочу», «могу» и «надо» в виде трех окружностей. Во-первых, будущая работа должна быть в радость, а не в тягость («хочу»). (Слайд 5 — желания)
В окружность «хочу» попали наши желания. Во-вторых, вы должны обладать набором профессионально важных для этой работы качеств: интеллектуальных, физических, психологических («могу»). (Слайд 5 — способности)
В окружность «могу» попали наши таланты, способности, возможности. В-третьих, эта профессия должна пользоваться спросом на рынке труда («надо»). (Слайд 5 — спрос)
В окружность «надо» попали профессии, которые нужны на рынке труда именно сейчас.
(Слайд 6)
Посмотрите на рисунки. Каждый из этих рисунков означает вариант выбора. На первом рисунке окружности не пересекаются. На втором у них есть небольшая область пересечения. На третьем — они практически накладываются друг на друга — очень много точек соприкосновения. Как вы думаете, какой вариант самый удачный? (№3)
№1
№2
№3
Сейчас я буду читать описание профессионального выбора, а вы попробуйте определить, к какому рисунку относится описание (читает):
- Наташа пока не знает, чего она хочет, способностей и талантов у нее особых нет, да и на поиски их не хватает времени. Но от богатства и славы не отказалась бы. В общем, хочется ей «делать то, чего делать не может в ситуации, когда это никому не надо. (№ 1.)
- Лена хочет быть «как все». Чтобы была своя семья, дом, дети. Звезд с неба она не хватает и талантами не блещет. Но ей нравится возиться с детьми, а у них в городе постоянно не хватает воспитателей в детских садах. Она и решила стать воспитателем. И попала в точку. (№2.)
- Саша хочет быть программистом. Компьютер он знает, как свои 5 пальцев, читает книги по программированию, сделал свой сайт. А программисты сейчас востребованы везде, так что выбор Саши оказался самым удачным. (№3.)
(Учащиеся определяют, какой рисунок соответствует вариантам выбора.) Как вы думаете, какая окружность у всех одинаковая? (Ребята отвечают)
Окружность «надо» у всех одинаковая, значит, все дело в наших «хочу» и «могу»?
Рассмотрим подробнее каждый элемент.
V. Интересы и склонности. (7 мин)
«Хочу»:
Первое — это интерес. Одному интересно путешествовать, другому — работать на компьютере, третьему — общаться с людьми. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Надо помнить, что интересы могут меняться.
Второе, на что нужно обращать внимание, — это склонности. Чтобы выявить склонности, мы свами ответили на вопросы дифференциально-диагностического опросника (Е.А. Климов). Это помогло определить, какой тип профессий вам подходит.
(Слайд 7)
Чтобы легче ориентироваться в мире профессий, их разделили на 5 типов в зависимости от предмета труда: (каждое — на доску)
-
Человек — человек; обладатель профессии данного типа тесно связан с другими людьми, воздействует на них. Эти профессии относятся к одной группе, потому что у них один предмет труда — человек.
Главное в этих профессиях — общение между людьми. Одни качества способствуют успешной работе, а другие — осложняют ее.
Если вы любите общаться, контакты с людьми будут вас радовать, если нет- будут утомлять.
-
Человек — художественный образ; к этой группе относятся профессии, связанные с изобразительной, музыкальной, литературно-художественной, актерско-сценической деятельностью.
-
Человек — техника; люди этого типа работают с техническими устройствами. К этой группе относятся профессии, связанные с производством, обслуживанием любой техники.
-
Человек — природа; к этой группе относятся все профессии, связанные с природой. Исследование, изучение и использование природных ресурсов, уход за животными и растениями, их лечение — вот возможные виды деятельности.
Людей этих профессий объединяет любовь к природе. Но эта любовь — деятельная, а не созерцательная. Одно дело — играть с домашними животными и любоваться цветами.
И совсем другое — регулярно, день за днем ухаживать за ними, наблюдать, лечить, выгуливать, не считаясь с личным временем и планами.
-
Человек — знаковая система; к этой группе относятся все профессии, связанные с использованием устной и письменной речи, работой с документами и цифрами. Предметом труда для этих профессий является «знаковая система», то есть вся информация, которую можно представить в виде текстов, формул, знаков, кодов, графиков, диаграмм и чертежей.
(Слайд 8)
Давайте посмотрим, какие профессии относятся к каждому типу профессий.
-
Человек — природа: агроном, селекционер, зоотехник, ветеринар, кинолог, растениевод, геолог, охотовед, эколог.
-
Человек — техника: инженер, конструктор, летчик, машинист, водитель, электрик, строитель, автослесарь, сантехник, горнорабочий, испытатель двигателей.
-
Человек — человек: врач, медсестра, учитель, воспитатель, официант, юрист, продавец, парикмахер, экскурсовод.
-
Человек — знаковая система: экономист, бухгалтер, лингвист, математик, программист, нотариус.
-
Человек — художественный образ: художник, актер, режиссер, артист, дизайнер, скульптор, дирижер, фокусник, поэт, композитор, балерина, фотограф.
Многие профессии трудно отнести к одному предмету труда. Например, хороший секретарь должен не только быть специалистом в области знаковой информации (работа с документами), но и уметь пользоваться компьютером и офисной техникой, эффективно общаться с людьми. Хороший учитель, кроме профессиональных знаний и умения общаться, должен обладать артистизмом.
(Слайд 9)
Вывод №1: при выборе профессии необходимо учитывать свои интересы и склонности. (вывод — на доску)
VI. Игра «Изобрази профессию» (6 мин.)
Сейчас вы получите карточки с названиями профессий. Вам необходимо объяснить без слов, жестами, профессию так, чтобы другие ребята поняли, что за профессию вы изобразили. (предлагаются профессии: повар, парикмахер, маляр, шофёр, фотограф, швея, врач, воспитатель, военный)
- VII.
- Как вы думаете, почему в названии всех типов профессий есть слово «человек»? (Учащиеся отвечают)
- Способности (5 мин.)
- «Могу»
Способности — это индивидуальные особенности человека, помогающие достичь успеха в какой-либо деятельности. Выбрав профессию, нужно прочитать о ней, расспросить взрослых, а лучше представителей этой профессии, какие способности нужны для работы, а затем сопоставить свои способности с необходимыми для выбранной профессии.
Практически все профессии предъявляют свои требования к здоровью человека. Выбирая профессию, надо задуматься, как она повлияет на здоровье: не вызовет ли обострение имеющихся заболеваний или возникновение новых?
(Слайд 10)
Кроме того, профессии каждого типа требуют от человека определённых качеств. Прочитайте следующие качества и скажите, к какому типу профессий они относятся. Какое требование повторяется для профессий всех типов?
- Человек — природа: трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;
- Человек — человек: трудолюбие, интерес к людям, доброжелательность, взаимопонимание, выдержка, вежливость, общительность;
- Человек — природа: трудолюбие, интерес к природе, наблюдательность, доброта, терпение, смелость, выносливость;
- Человек техника: трудолюбие, точность, аккуратность, организованность, исполнительность, интерес к технике, выносливость;
- Человек — художественный образ: трудолюбие, творческий подход, художественный вкус, творческие способности, наличие фантазии, таланта.
- Человек — знаковая система: трудолюбие, аккуратность, точность, усидчивость, особые требования к мышлению, памяти, вниманию;
(Слайд 11)
- Какое же требование повторяется для профессий всех типов?
- (Учащиеся отвечают)
- Правильно, все профессии требуют от человека трудолюбия.
(Слайд 12)
Вывод №2: при выборе профессии необходимо учитывать свои способности и состояние здоровья. (вывод — на доску)
VIII. Востребованность на рынке труда (5 мин.)
«Надо»
Обществу нужны специалисты разных профессий. Выбирая профессию, нужно согласовывать свой выбор с потребностью общественного производства в кадрах.
В любом предмете можно увидеть профессии людей, чей труд вложен в этот предмет. Как узнать, какие профессии сейчас нужны? Посмотрите вокруг себя, и вам все станет ясно.
(Слайд 13 — вопрос)
Назовите профессии, которые нужны для производства, например, хлеба. (Ответы детей.)
(Слайд 13 — список)
Можно сказать, что любая вещь, которая нас окружает — это результат труда многих людей разных профессий. И пока мы пользуемся ими, эти профессии будут нужны.
Но людей всех этих профессий кто-то учил и лечил, кто-то строил эти заводы и фабрики, кто-то ремонтировал водопроводные краны, кто-то убирал в помещениях, поэтому к нужным профессиям мы причислим и… (учителя, врача, строителя, сантехника и т. п.).
Профессии учителя, врача, экономиста считались нужными и в XVIII в.
Источник: https://botana.biz/prepod/shkolnomu_psihologu/opvm1alm.html