Презентация на тему: русская каша-сила наша
Скачать эту презентацию
Получить код Наши баннеры
Скачать эту презентацию
№ слайда 1
Описание слайда:
Русская каша-сила наша.
№ слайда 2
Описание слайда:
– Ребята, скажите, что вы едите утром на завтрак? Крупу в кастрюлю насыпают, Водой холодной заливают. И ставят на плиту вариться И что тут может получиться? -В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные).
№ слайда 3
Описание слайда:
Скажите, о чем же мы будем сегодня говорить? Почему на завтрак полезнее есть кашу? Как вы думаете, почему о некоторых людях говорят: “ Он мало каши ел?» Да, вы правы, это говорят о слабых и хилых людях, которые не едят каш. Впереди целый день, за который предстоит затратить много сил и энергии, поэтому с утра нужно есть кашу — в ней много полезных витаминов и веществ.
№ слайда 4
Описание слайда:
В каше –сила наша, так говорят в народе. Кашу с удовольствием русские люди едят. Вкусна, сытна, полезна Помогает от болезней, Силы придает, к здоровью ведет.
Особенно нужна для детей Готовится без затей, Но помогает быстро расти И здоровый дух в здоровом теле обрести. Нехочуха: Каша, каша, не хочу, лучше сникерс проглочу. Сладкоежка: Я тоже кашу не люблю.
Мне бы на завтрак шоколадку, мармеладку, разные сладости… Больше нет для меня радости. А вы когда-нибудь ели кашу?
№ слайда 5
Описание слайда:
нехочуха: Не ели и не будем есть! Сладкоешка: Не буду есть кашу и все! Воспитатель: Ребята , ведь они ничего не знают о каше. Давайте им расскажем! Мне нужен помощник. Вот наш волшебный горшочек. Он столько каши сварил, что знает о ней все-все. А вы, Нехочуха и Слажкоешка, слушайте и запоминайте. Ребята, а вы знаете, как появилась каша на нашем столе?
№ слайда 6
Описание слайда:
Каша-это очень древнее кушанье. Крупу первоначально не варили, а в течение долгого времени размачивали в воде. Зерна разбухали, их середина становилась мягкой и пригодной в пищу. А когда люди стали использовать огонь, стало легче, кушанье получалось вкуснее.
№ слайда 7
Описание слайда:
Говорят, что каша появилась раньше хлеба. Варил как-то древний кашевар кашу и насыпал крупы больше, чем надо. Ошибка обернулась лепешкой, новое блюдо понравилось всем. Так из каши появился хлеб. Отсюда и русская пословица: Каша-мать наша.
№ слайда 8
Описание слайда:
На Руси каша была основным блюдом, как для богатых, так и бедных людей. Существовал обычай при заключении мирного договора вместе с врагами готовить кашу, после чего съедать ее в знак примирения. Отсюда и пошла поговорка: С ним каши не сваришь, если не получалось договориться.
№ слайда 9
Описание слайда:
А вы помните добрую Сороку — белобоку, которая кашу варила, малых деток кормила.
№ слайда 10
Описание слайда:
Она для вас кашу варить, да сытно и вкусно по утрам кормить. А знаете ли вы, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте её загадки: 1. Что всегда поверх каши лежит 2. Не едят меня одну, и без меня ничего не едят. 3. Жидкое, а не вода, белое, а не снег. 4. Я бел, как снег В чести у всех. И нравлюсь вам Во вред зубам.
№ слайда 11
Описание слайда:
Не только эти продукты в кашу идут. Давайте поиграем. Я буду называть продукты, на нужные продукты для приготовления каши вы, ребята, будете говорить — ДА-, а, которые не идут для каши — НЕТ-. Сорока-белобока Задумала кашу варить, Чтобы деток накормить. На рынок пошла и вот, что взяла:
№ слайда 12
Описание слайда:
? ? ? Парное молоко Куриное яйцо Крупа манная Капуста кочанная Соленый огурец Мясной холодец Сахар да соль Белую фасоль Масло топленое Рыбка соленная Китайский рис Чернослив и изюм Шоколадный лукум Перец болгарский Соус татарский Клубничное варенье Бисквитное печенье ? ? ?
№ слайда 13
Описание слайда:
Молодцы, ребята, вот такие продукты сочетаются с крупой. Ребята, а какие крупы вы знаете?
№ слайда 14
Описание слайда:
А теперь мои загадки, Все они играют в прятки. Крупу в них отгадайте, Кто вспомнил-называйте. 1 загадка: Эта каша витаминов полна, Хоть на вид она черна. Ребята, эта каша еще и очень полезна. Она обеспечивает всем детям рост. Поэтому гречневая крупа входит в состав детских молочных смесей. В этой каше много полезных веществ, нужных нашему организму.
№ слайда 15
Описание слайда:
Ее любят маленькие дети, самая вкусная на свете. Если предстоит контрольная работа или соревнование, надо есть манную кашу.
№ слайда 16
Описание слайда:
Называют ее кашей красоты, полюби ее и ты. Удивительно, но все то, что необходимо нашему организму, находится в овсяной каше. А если утром съесть ее натощак, она поможет взбодриться после сна. Кто хочет сохранить свою красоту, то нужно есть каждый день овсяную кашу на воде. Она улучшает цвет лица, волосы быстрее растут и становятся блестящими, укрепляются кости.
№ слайда 17
Описание слайда:
Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. Существует легенда, что эту кашу ели только боги. И вот один храбрый юноша решил отправиться на небо за зернами риса, но боги не дали юноше зерен риса.
Тогда он решил обхитрить их. Он босиком прошелся по зернам, которые сушились на солнце. Несколько зерен застряли между пальцами. Так рис очутился на земле.
А еще в легенде говорится» что люди, которые ели его вволю, становились сильными и умными.
№ слайда 18
Описание слайда:
Разваренные крупинки сверкают словно жемчуга.Эта каша любимая моя. Эту кашу очень любил царь Петр 1. Разваренные крупинки похожи на бусинки жемчуга. А «жемчуг»-по-французки «перл», отсюда название крупы.
№ слайда 19
Описание слайда:
Мелкие зернышки напоминают солнышко, Желто в горшке, сытно в горшке. Эта каша самая известная на Руси. Это про пшенную кашу говориться в сказке «Каша из топора», в рассказе Носова «Мишкина каша».
Эта каша была любимым угощением для взрослых и детей. Кто любит ее, тот быстро растет, у него укрепляются косточки, суставы, но самое главное, у него еще и красивые белые зубы.
Эта каша выводит из нашего организма плохие вещества.
№ слайда 20
Описание слайда:
Каша на Руси была после щей вторым блюдом на столе. Даже пословица есть такая «Щи да каша-пища наша» На каше и гадали о будущем урожае. На Рождество, когда ели кутью хозяин дома набирал в ложку каши, швырял ее под потолок: чем больше зерен прилипало к потолку, тем богаче будет урожай в Новом году.
№ слайда 21
Описание слайда:
А уж сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о каше! Кто знает их и помнит? 1. семьи Густая не каша разгонит. 2. испортишь Кашу не маслом. 3. Хороша чашка мала кашка, да. 4. без Горе что наше, масла каша. 5. есть Кашу не зубов надо.
№ слайда 22
Описание слайда:
А сейчас, ребята, я хочу всех пригласить на игру «Доскажи словечко» 1. Отгадай загадку нашу Не испортишь маслом … 2.
Любимая и желанная Всем детям каша … 3. Всем детям рост обеспечивает Полезная каша … 4.
Не спеша пережевываем Желтую кашу … 5. За обе щеки уписываем Белую кашу …
№ слайда 23
Описание слайда:
6. Силу дает и вес Богатырь … 7. Я бегом бегу в столовую Кашу я люблю … 8. Завтрак мы заканчиваем Кашей вкусной … 9. Ложки дружно облизали И спасибо всем …
№ слайда 24
Описание слайда:
-Какая каша получила название благодаря великому русскому полководцу? Однажды в одном из военных походов через Альпы Суворову доложили, что остались небольшие запасы ячменя, проса, перловки, гречки и гороха.
Если приготовить кашу из одного вида крупы, то на всех не хватит. Тогда Суворов приказал смешать крупы, горох и лук и сварить в 1 котле еду для всех. Солдатам суворовская каша пришлась по вкусу.
Так великий полководец внес свой вклад в развитие кулинарии.
№ слайда 25
Описание слайда:
Что является полезным завтраком? -Какую кашу надо есть? -Чем полезны каши? — Из каких злаковых культур получают крупы? — Какая каша является самой ценной? Какую рекомендуют есть перед контрольной и соревнованиями? — Из какой крупы варят манную кашу? (Манную крупу получают из пшеницы.)
№ слайда 26
Описание слайда:
-Какая крупа занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала – 77,3% и биологической ценности белка. -Какую кашу любил великий русский полководец Суворов? -Какая каша в России была основным блюдом на крестьянским столе. -Какая каша в старину считалась царским блюдом?
№ слайда 27
Описание слайда:
— Какую кашу называют «геркулес»? -Какую крупу называли «мужицким рисом»? — Чем не испортишь кашу? — Какую крупу вырабатывают из кукурузных зерен? — Какая каша самая питательная? — Какая крупяная культура растет в воде? — Как часто нужно есть кашу?
№ слайда 28
Описание слайда:
Крупяные блюда – это просто чудо! Каши, запеканки из гречки и манки, Из овсянки и пшена, из пшеничного зерна Полезны без сомнения, легки в приготовлении. Кто здоровым хочет быть – кашу будет тот любить!
Скачать эту презентацию
Скачивание материала начнется через 60 сек. А пока Вы ожидаете, предлагаем ознакомиться с курсами видеолекций для учителей от центра дополнительного образования «Профессионал-Р» (Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№3715 от 13.11.2013).
Получить доступ
Источник: https://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/russkaja-kashasila-nasha.html
Внеклассное мероприятие для младших школьников "Каша — мать наша"
- Внеклассное мероприятие для младших школьников.
- «Каша — мать наша»
- Иваненко Арина Анатольевна
- Описание работы: Материал для учителей и воспитателей начальной школы. Может использоваться в организации внеклассной работы, работе с родителями, занятий по внеурочной деятельности («Здоровейка»)
- Актуальностьданной разработки в том, что внеклассные мероприятия способствуют созданию благоприятной микросреды и морально-психологического климата в классном коллективе, а также проведению целенаправленной пропаганды здорового образа жизни.
- Возраст: учащиеся 1 — 4 классов
- Цель:
- закрепить знания детей о завтраке как обязательном компоненте ежедневного меню, различных вариантах завтрака;
- сформировать представление о каше как национальном русском блюде.
Задачи:
-
Учить различать и называть злаковые культуры и их крупы.
-
Формировать знания детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.
-
Закрепить знания детей о труде хлеборобов.
-
Воспитывать положительное отношение детей к здоровому питанию.
-
Вызвать желание вести здоровый образ жизни.
Предварительная работа:Материал: иллюстрации с изображением злаковых культур. Разные виды круп, книги о правильном питании; фартуки и колпаки для поварят; игрушечная посуда, плита, сухофрукты; фильм-презентация “Русская каша — матушка наша!”.
- Подбор детьми, загадок, информации об истории возникновения каши; подготовка изготовление пригласительных билетов для гостей праздника.
- Оборудование:
- Плакат с названием мероприятия, столы, скатерти, посуда, угощения, кокошники и разноцветные передники, пригласительные билеты, музыкальное сопровождение,
Пояснения. Мероприятие включает в себя:выступление детей с сообщениями о каше; игру, результаты исследовательской работы для которой класс делится на 4 группы.
- Предполагаемые результаты:
- познавательные УУД
- — самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную
- — умение самостоятельно осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников
- коммуникативные УУД
- — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
- — владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
- — формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
- — умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми
- регулятивные УУД
- — удерживать цель деятельности до получения ее результата
- — анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной(неуспешной) деятельности
- — оценивать результаты деятельности
- личностные УУД
- — проявлять понимание и уважение к ценностям культур других народов
- -анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом;
- — оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики;
- — проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность.
- Ход мероприятия:
- Ведущий:
- Крупу в кастрюлю насыпаем
- Водой холодной заливаем
- И ставим на плиту вариться.
И что тут может получиться? Сорока-белобока кашу варила, деток кормила – это всем и каждому знакомая с раннего детства песенка, потому как каша очень полезна, питательна и вкусна.
Дети рассказывают:
1 группа Каша – традиционное блюдо русской кухни. Само слово “каша” в древнем значении означает кушанье, приготовленное из растёртого зерна. В давние времена кашу готовили в русской печи в глиняных горшках, и без неё не обходилось ни одно праздничное застолье – свадьба, рождественские праздники, рождение ребёнка, крестины.
2 группа В России каша была частым горячим блюдом в армии, особенно в походных условиях, а армейских поваров называли кашеварами. И сегодня для многих людей каша хотя и остаётся традиционной пищей на завтрак, но популярность её падает.
3 группа Рестораны русской кухни можно встретить во всех странах мира. Наша кухня яркая и самобытная. А одно из любимых российских блюд – каша, которая наравне со щами стала чуть ли не нашим национальным символом. Кашу подавали даже князьям на пирах. В старорусском языке слово “каша” означало тоже, что и “пир.
4 группа Раньше это было самое любимое среди русских людей кушанье. Его использовали и в будни, и в праздники. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Даже на царских пирах она занимала свое почетное место. Каша также являлась часто и обрядовым блюдом, подающимся к столу, как на церковные, так и на народные праздники.
Ведущий: Слово «каша» упоминается во многих пословицах, скороговорках.
Задание командам: назовите как можно больше пословиц, поговорок, в которых упоминается каша.
-
«Хороша кашка да мала чашка»
-
«Кашу маслом не испортишь»
-
«Каша — мать наша»
-
«Щи да каша — еда наша»
-
«Без каши обед не обед
- Ученик:
- В саду весело живёмКаши вкусные жуёмС каждым днём мы подрастаем
- Сил, здоровья набираем.
- С детства кашу кушать надоОна лучше шоколадаГречку скушай ты с утра
- День пройдёт как на ура.
- Каша белая из рисаПолезней всякого ирисаЗёрна белые, тверды,Но налей в чугун водыДа поставь на огонёкДа посыпь-ка сахарок,Подсоли немножко
- И берись за ложку.
- Кушай кашу “Геркулес”-Это чудо из чудес!Кушай, станешь силачом
- Любая гиря нипочём!
- Кашу манную любят малыши,Белую, пушистую едят от душиЛюбят её с маслом, любят с молокомСтанут все красивыми и
- Сильными потом!
- Групповая работа.(учитель) Каждой группе была предложена исследовательская работа по плану:
- История возникновения каши.
- Какая каша самая полезная.
- Какая каша самая вкусная?
- Сегодня мы отправимся в путешествие в город «Кашин»
— Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать — какая каша из зёрен каких растений готовится? (Учитель показывает семена растений в пробирках, дети выбирают крупы в следующей последовательности: зерно — крупа, продукты, используемые для приготовления каши, название каши )
— Проверим, что у вас получилось.
Выступает 1 группа детей.
У одного царя родилась дочь. Красоты неописуемой- лицо белое, рот алый, волосы черные. Царь все думал, как бы ее назвать, какое имя лучше выбрать, — это не нравилось, то не подходило.
Тогда он решил выйти на дорогу и у первой же встречной женщины спросить «Как твое имя?» И этим же именем назвать свою дочь. Сказано-сделано. Незнакомка назвалась Крупеничкой.
И царская дочь получила имя Крупеничка.
Когда она выросла, на страну напали враги. Царя убили, а красавицу — царевну увезли в плен. На чужой стороне истосковалась Крупеничка по родному краю, обернулась зернышком и возвратилась домой.
Подружки закопали Крупеничку в родимую землю. С тех пор, что ни год, на этом месте вырастал белый цветок на красном стебельке, рождал зернышки, темные, как волосы девушки.
В память о красавице царевне народ назвал это растение гречиха.
Выступает 2 группа детей.
Пшённую крупу получают из зёрен проса. Из неё варят пшённую кашу. Особенно вкусная получается каша, сваренная из смеси риса и пшена, такую кашу называют королевской. Пшённая каша очень полезна, в ней содержится много углеводов.
Выступает 3 группа детей.
Овсяную кашу варят из овсяной крупы. Овес — хлебный злак. Очень красивы большие овсяные поля: они колышутся волнами и серебрятся даже от небольшого ветра. Под солнцем наливаются продолговатые зерна, покрытые плотной оболочкой. Чтобы использовать зерно в пищу, оболочку надо снять.
Из овсяной муки пекут блины и лепешки, делают кисели и сладкое печенье.
Люди давно заметили, как полезны все пищевые изделия из овса. Вкусна и каша из овсяной крупы, особенно дробленой или расплющенной, — она называется «геркулес». У англичан это национальное блюдо, его почти все едят по утрам. Она придает силу. Вот почему овсяная каша входила в ежедневный рацион гладиаторов.
Выступает 4 группа детей.
Человек выращивает рис на протяжении тысяч лет, и этот злак справедливо называют самым популярным во всем мире .История возделывания риса началась давно: археологические раскопки показывают, что еще шесть или семь тысячелетий назад люди выращивали рис и употребляли его в пищу. В Россию рис завезли совсем недавно по сравнению с другими странами и континентами — каких-то двести лет назад.
Игра. Расскажи стихи руками “Каша”.
- Раз, два, три,Кашу наш горшок вари!
- Мы внимательными будем, ничего не позабудем, Наливаем молоко.
- Мы внимательными будем, ничего не позабудем,Сыпем соль.
- Мы внимательными будем, ничего не позабудем,Сыпем сахар.
- Мы внимательными будем, ничего не позабудем,Насыпаем крупу.
- Мы внимательными будем, ничего не позабудем,Добавляем масло.
- Все продукты размешали, каша варится: “Пых-пых”-Для друзей и для родных.
А теперь все друг за другом размешаем кашу кругом.И попробуем-ка нашу вместе сваренную кашу.
В ходе игры дети выполняют соответствующие тексту движения руками.
Ведущий: Какая же каша самая полезная и вкусная? Детям предлагаются названия каш и варианты ответов. В процессе проверки каждая группа о полезных свойствах каши.
Манная?Овсяная?Гречневая?Перловая?Рисовая?Манная? Кукурузная?
Овсянная, гречневая: много витаминов группы B, PP, C и таких микроэлементов, как фосфор, магний, аминокислоты
Гречка. Она богата железом и кальцием.
Овсяная каша: полезна для зрения и полноценной работы головного мозга. Ведь в ней есть витамины А, Е, которые укрепляют стенки сосудов и капилляров.
В манке, несмотря на большое содержание углеводов в ней, содержится много минеральных веществ, белков и витаминов, около 70% крахмала, которые сохраняются в ней даже после приготовления
Пшенная каша наполняет организм энергией, выводит лишние минеральные соли, богата витамином А.
В кукурузной каше много микроэлементов, кремния, который положительно влияет на состояние зубов. Эта малокалорийная каша выводить лишний жир из организма.
Рисовая каша — низкоаллергенная каша, которая снижает риск развития аллергии. Низкоаллергенные каши не провоцируют пищевую аллергию, оберегают почки и печень от излишней нагрузки.
Перловая каша. В полезности же крупы для нашего здоровья вы можете не сомневаться. Она отвечает за слаженную работу нервной системы, красивые волосы и чистую кожу. Нужна для хорошего зрения и защиты от инфекций, предотвращает преждевременное старение. Делает крепкими кости и зубы. Необходима для нормального обмена веществ и хорошей работы мозга.
- Ведущий: Как приготовить кашу?
- ОВСЯНАЯ КАША
- ОВСЯНАЯ КАША
- ОВСЯНАЯ КАША
- Для этого выбирает детей, которые готовят и представляют свои каши.
- Представление каши.
- Ведущий:
Раз решили Миша с МашейНа обед сварить всем кашу.Вот кастрюлю дотащили,Вот воды в неё налили.На огне кипит вода,Надо бы крупы туда:Манку, гречку, рис и просо,Кашу им варить не просто.
Маша кашу посолила,А вдобавок поперчила.Стала каша закипать,Из кастрюли вытекать.Миша с Машей — в руки ложки,Чтоб попробовать немножко.
Лучше кашу варит мама!Дети съели два банана,А потом пошли играть,Книжки добрые читать.И читают Миша с Машей,
- Как мальчишки варят кашу.
- 1-ый ученик.
Я насыпала в миску риса,Залила его молоком.Рис поднялся, разварился,Дышит — пышет, как живой.Из под крышки пар клубится,Крышка прыгает звеня,Приходите все учиться,
Кашеварить у меня.
Из рисовой крупы я приготовила рисовую кашу. Каша получилась рассыпчатой, красивой, словно жемчуг белый. А ещё свою кашу я украсила вкусными сухофруктами. Оказывается, больше всего в мире выращивают и собирают риса
2-ойученик.
Это вам не просто каша,С корочкой хрустящей,А румяный теплоход,Самый настоящий!Полный ход!Есть полный ход!Прямо – в рот!
Есть, прямо в рот!
Из гречневой крупы я приготовила гречневую кашу и добавила в неё ложечку гречишного мёда. Каша получилась, аппетитной, вкусной и рассыпчатой.
- 3-ий ученик.
- Вскипятите молоко,Соли, сахару добавьте,Размешайте все легко,Манкой медленно заправьте,Интенсивно помешав,Остудите, но не слишком,И слюнявчик повязав,Кашку можно дать детишкам.
- 4-ый ученик.
Овсяная каша стоит на столе,Её приготовила бабушка мне.Смотрела в одной передаче онаКакой в самом деле быть каша должна.Без соли, без сахара, без молокаЕё я попробовал только слегка.Овсяную кашу я ложкой мешаюИ долго серьёзно над нею размышляю.И выход нашёлся довольно простойКак сделать тарелку с овсянкой — пустой:Налил молока и добавил варенья.Овсяная каша теперь — объеденье!
Ведущий: Какую кашу больше всего любят дети?
Наши исследователи опросили 25 учеников2В класса и 25 учеников других 2-х классов. Так какие же результаты?
- На первом месте — манная каша-22ч.
- На втором месте — рисовая каша- 16ч.
- На третьем месте – гречневая каша-12ч.
- Независимо от того какую кашу вы больше любите, сегодня на мероприятии мы узнали что все каши полезны.
- Ведущий:
В гости к нам с других планетПрибыл знатный кашеед,Заглянул в наш холодильникИ воскликнул:«Ну уж нет!Супу – нет!Котлетам – нет!Ненавижу винегрет!Что у вас здесь происходит?Где мой завтрак? Где обед?Где мой полдник?Где мой ужин?!Мне горшочек с кашей нужен!Подавайте сей же час!А не то умчусь на Марс!»Мы ничуть не растерялись.Мы готовили, старались:Гречневую, манную,Пшённую, овсяную –
- Каши из различных круп.
- Ведущий:
– На здоровье, кашелюб!
Город Кашин небольшой,Обстановка странная -Мчит по городу рекойРезво каша манная.На крутые берегаПерекинут мост из гречки,На опушке пастухаЖдут перловые овечки.Город стены окружаютИз отборного пшена,И богатым урожаямУдивляется страна.Здесь улыбчивые лица,Рисовые облака,Крыши кроют чечевицей,Маслицем полив слегка.Если Саша и НаташаПотеряли аппетит,
- Приезжайте в город Кашин.
- Итог занятияНа столе дымится каша,Где большая ложка наша?С кашей будем мы дружить,Лет до ста мы будем жить
- Рефлексия Мы поняли, что …Мы узнали …Нам было интересно …
- Мы теперь будем…
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/vneklassnoe-meropriyatie-dlya-mladshikh-shkolnikov-kasha-mat-nasha.html
Внеклассное мероприятие с презентацией "Каша — матушка наша"
- Филиал муниципального казённого общеобразовательного учреждения
- средней общеобразовательной школы с. Шестаково
- основная общеобразовательная школа с. Лекма
- Слободского района Кировской области
- Выполнила:
- Гущина Светлана Сергеевна
- учитель начальных классов
- декабрь 2014
- Цель:
- формировать представление детей о каше, как о полезном продукте на завтрак.
Задачи:
- рассказать детям о каше, как о традиционном русском блюде, его пользе для здоровья;
- познакомить со злаковыми растениями;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью;
- развивать мышление, речь учащихся.
Оборудование:
- иллюстрации злаковых растений,
- различные виды круп,
- таблички с пословицами,
- названиями злаков;
- презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ
I. Организационный момент
Я сегодня удалец! Я сегодня молодец! Все сумею, все смогу
И другому помогу!
II. Основная часть.
РАССКАЗ О КАШЕ
Давным-давно наши предки жили на земле, на которой не росли картофель, помидоры, капуста. Зато было много дикой пшеницы – полбы. (слайд 5)
- Испокон веков каша являлась основным блюдом на столах как богатых, так и бедных людей.
- Слово «каша» происходит, по мнению лингвистов, от санскритского «каш», что означает «дробить, тереть».
- В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные).
- Огромное разнообразие русских каш определялось, прежде всего, многообразием сортов круп, которые производились в России. (слайд 6)
- ОБЫЧАИ
Каша – самое любимое кушанье русских людей. Ни одно хорошее застолье не обходилось в старину без каши. Каша также являлась и обрядовым блюдом, подающимся к столу, как на церковные, так и на народные праздники. (слайд 7)
- Кашу варили на крестины и именины, кашей (кутьей) поминали человека, провожая его в последний путь.
- На свадьбе непременно варили кашу жених с невестой, что было обязательной частью свадебного церемониала: «Хозяйка красна — и каша вкусна».
- Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу.
- Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь!» (слайд 8)
- ПРАЗДНИЧНАЯ ТРАПЕЗА
- Каши приготавливались в каждом доме, как для будничной, так и для праздничной трапезы.
- На праздничный стол ставили обычно три каши: пшенную, гречневую и ячменную.
Они могли употребляться с молоком, коровьим или растительным маслом, жиром, медовой сытой, квасом, ягодами, жареным луком и т.д. (слайд 9)
- Какие сказки о каше вы знаете? (слайд 10)
- Какие крупы вы знаете? (слайд 11)
- Назовите растение. (слайд 12)
- Какие вы знаете каши? (слайд 13)
Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки и перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка.
К пшеничным крупам относят манную и пшеничную, а также пшеничные хлопья. (слайд 14)
В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником.
В манной каше 70 % крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой. Так как она быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней. (слайд 15)
Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт. Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи.
Поэтому в России гречневая каша издавна считалась основой солдатской пищей. Да и в крестьянских семьях к ней было особо уважительное отношение.
Не случайно в народе сложили поговорку: «Гречневая каша — матушка наша»… (слайд 16)
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад.
Там ее называли «черной пшеницей» — за темный цвет зернышек-семян.
Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой.
- Из всех круп гречневая выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка. (слайд 18)
- Собери пословицы о каше
- Кашу маслом – не испортишь.
- Щи да каша – пища наша.
- Если про кашу не забудешь, здоровым будешь.
- Гречневая каша – матушка наша.
- Хороша кашка, да мала чашка. (слайд 19,20)
Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала — 77,3% и биологической ценности белка. К тому же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2 ,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является важным средством профилактики малокровия. (слайд 21)
Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей. (слайд 22)
Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него — бесконечные пруды, отделенные друг от друга узкими ленточками земли. (слайд 23)
Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того, любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода — душа риса». (слайд 24)
Семьдесят лет назад у нас в Приморье — на Дальнем Востоке начали выращивать свой рис. А потом крупные рисовые плантации появились на юге — в Краснодарском крае. И сегодня мы в основном обеспечиваем себя собственным «сарацинским пшеном». (слайд 25)
Ячмень – уникальная зерновая культура, способная прокормить человечество где угодно – и в пустыне, и в Заполярье, и в горах.
Секрет его успеха в том, что он удивительно неприхотлив и при этом необычайно полезен. (слайд 26)
Перловая крупа – это цельные ячменные зерна, очищенные и шлифованные. Свое название перловка получила потому, что цветом и формой не так уж и отдаленно напоминает речной жемчуг (перлами на Руси называли жемчужины). Также её еще называли «мужицким рисом». (слайд 27)
Ячмень выращивали и употребляли еще за 4000 лет до нашей эры. Из его зерен делают перловую и ячневую крупу. Отличаются они тем, что перловую крупу получают путем освобождения зерна от оболочки, а для выработки ячневой ячмень без оболочки измельчают. Белок ячменя более ценен, чем белок пшеницы. (слайд 28)
Перловка богата аминокислотами. Например, в ней содержится лизин, который участвует в выработке коллагена, сохраняющего кожу упругой и гладкой. Перловка богата витаминами и микроэлементами: в ней много калия, кальция, железа, присутствует также медь, марганец, цинк, молибден, никель, кобальт, стронций, хром, йод, бром, фосфор.
Набор витаминов тоже впечатляет. Как и овсянка, перловка богата витаминами группы В, а также витаминами А, D, Е, РР. (слайд 29)
Пшено — это семена проса, очищенные от наружной оболочки. В России ещё две сотен лет назад пшенная каша была основным блюдом на крестьянским столе.
Пшено отличается высокими потребительскими достоинствами – быстро разваривается и значительно увеличивается в объеме в 6-7,5 раз при варке. Пшено используется при приготовлении каш, запеканок, крупеников, для заправки супов. (слайд 30)
Первыми возделывать просо, из которого и получают пшено, начали в Древнем Китае. У жителей Поднебесной «золотая крупа» служила сырьем для производства
муки, кваса, варки пива, приготовления супов и сладких блюд. А уж потом просо распространилось по всему миру. Особенно сильно желтая кашка понравилась славянским народам, которые в силу сурового климата просто не могли позволить себе выращивать теплолюбивые рис и кукурузу. (слайд 31)
Зернышки пшена богаты витаминами В1 (борется с усталостью, раздражительностью и депрессией), В2 (поможет справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделает волосы густыми и сильными) и В5 (избавляет от проблем с осанкой и стабилизирует кровяное давление). Все витамины группы В благотворно влияют на память, улучшают работу мозга и повышают работоспособность. Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами. (слайд 32)
Все знают, что овсяная каша полезна и детям, и взрослым, но редко кто её любит. А зря! Дело в том, что пищевая ценность овса гораздо выше остальных злаковых культур. В нем содержатся витамины (А, В1, В2,Е), жиры, крахмал, сахар, аминокислоты и минеральные вещества.
Овсяная каша — самая питательная из каш. Хорошо известно свойство овсяной каши благотворно действовать на желудочно-кишечный тракт, что делает ее незаменимой в диетическом питании. Клетчатка, содержащаяся в овсяной каше, способствует хорошему пищеварению. Кроме того, эта каша способна понижать уровень холестерина. (слайд 33)
Кроме овсяной крупы из овса можно получать толокно (размоченное, раздавленное и размолотое овсяное зерно), геркулес (овсяные хлопья) овсяное печенье.
Особо хочется отметить толокно. Делали его в северных странах так: мешок овса замачивали в реке или озере на сутки, затем томили в русской печке, пока не набухнет и приобретёт приятный запах, зарумянивали, а потом вручную толкли в ступке, отсюда и название ТОЛОКНО. (слайд 35)
- Кукурузную крупу вырабатывают из кукурузных зерен.
- Мелкая кукурузная крупа напоминает манную, но отличается более жёлтым цветом. (слайд 36)
- Кукуруза обеспечивает организм крахмалом, витаминами (группы В и Е), минералами (особенно калием и железом), белком и клетчаткой.
- Не содержит клейковины. (слайд 38)
- I
- СКОРОГОВОРКИ
Дали Клаше каши с простоквашей, ела
Клаша кашу с простоквашей.
На столе каша, а на стуле Маша.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
(слайд 40)
II. Занимательные задания
(слайд 39)
КАК СДЕЛАТЬ КАШУ ВКУСНЕЕ?
Меня одну не едят
- И без меня не едят.
- На воду упала и сразу пропала.
- (соль)
- Я бел как снег,
- В чести у всех.
- И нравлюсь вам
- Во вред зубам. (сахар)
- (слайд 41)
- Белое, а не вода,
- Сладкое, а не мёд.
- От бурёнушки берут,
- Деточкам дают. (молоко)
- (слайд 42)
- А ещё в кашу можно добавить фрукты, ягоды, изюм, варенье, орешки. (слайд 44)
- ПОГОВОРКИ О КАШЕ
- Кашу маслом не испортишь.
- Кашевар живет сытее князя.
- Семейная кашка погуще кипит.
- Не наша еда орехи, а наша – каша.
- Без каши обед не в обед.
- Гречневая каша — мать наша, хлебец кормилец.
- Сам заварил кашу, сам и расхлебывай.
- Заварил кашу, так не жалей масла!
- Сморчком глядит, а богатырем кашу оплетает. (слайд 45)
- ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ О КАШЕ
Заварить кашу. Затеять какое-то хлопотное дело.
- Мало каши ел — переносное значение: молод, неопытен или недостаточно силен.
- Каша в голове у кого-нибудь — нечто беспорядочное, путаница в голове.
- Каши не сваришь — не сговоришься, не сделаешь дела с кем-нибудь.
Каши просят (ботинки, сапоги) (разг. шутливо.) — износились до дыр.
Каша во рту у кого — то (разг.) – о том, кто говорит неясно, нечетко. (слайд 46)
Расхлебать кашу (разг. неодобрительно.) — распутать хлопотливое дело.
Заварили кашу, а я расхлёбывай.
Дать берёзовой каши — предупреждают о возможном наказании за какие-то провинности
Однокашник — В старину в школе начало нового этапа обучения отмечалось совместной трапезой — все угощались кашей. Отсюда и произошло слово «однокашник».
Каша — малаша. Малыш размешивает лопаткой, а то и руками, густую грязь, снег, песок, довольно приговаривая: «Каша-малаша — вкусная каша!» Взрослые говорят «каша-малаша», когда видят какую-то вопиющую неразбериху. (слайд 47)
- СТИХИ О КАШЕ
- Представьте себя на таком фестивале,
- Который на радость желудкам созвали:
- Здесь булки, котлеты, конфеты и фрукты.
- Участвуют в конкурсах только продукты.
- Стремятся добиться единственной цели –
- Понравиться так, чтоб их взяли и съели.
- Идёт присуждение первого места,
- Как звать победителя — с детства известно.
- Заслужена слава, что интересно, —
- Со вкусом и просто, а главное честно.
- Знакомой подружке достались медали —
- Устроилась каша на пьедестале!
- Ребёнок в коляске нас просит упрямо –
- Я съем одну ложку за бабушку прямо!
- И две, чтобы с папой не ссорилась мама!
- А три — за «Спартак», «ЦСКА» и «Динамо».
- Родители тоже съесть каши не прочь –
- Тарелку за сына, тарелку за дочь. (слайд 48)
- Запомните эту историю нашу,
- Пляшите, играйте, но кушайте кашу!
- И пшёнку, и гречку, перловку и манку,
- С клубникой и сливками — ешьте овсянку.
- Полезной и вкусной должна быть еда,
- И каша поэтому с нами всегда! (слайд 49)
Владислав Стеблевский http://www.stihi.ru
Что на завтрак? Снова каша!
- Ох, не любит её Маша.
- Набиваешь полный рот,
- А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
- Без неё ведь не прожить:
- Ловкость, силу придаёт.
- Так что, отправляйся в рот!
- Эта ложка мне для силы,
- Эта, чтобы быть красивой,
Эта, чтобы умной быть…
- Что ещё мне не забыть?
- Ложку, чтобы не болела,
- Чтобы делать всё умела.
- Вроде я про всё сказала.
- Да и каши стало мало.
- Если ложечкой примять,
Съела всё, можно сказать. (слайд 50) Аля Смешинкина http://deti.mail.ru
Интернет-ресурсы и литература: (слайд 52)
http://www.artandphoto.ru/http://www.photosight.ruhttp://www.fotokritik.ruhttp://www.Stylemania.km.ruhttp://www.indostan.ru
http://www.wherefore.ruhttp://www.stihi.ru
http://gazeta.aif.ru
http://www.kuking.nethttp://www.lifeinart.ru/http://www.carstock.ru/Dictionaryhttp://foto.mail.ruhttp://lh6.ggpht.comhttp://photo.wdobw.ruwww.all-biz.info
- М.В.Короткова. Застольные и кулинарные традиции. М. «Дрофа-плюс». 2001
Источник: https://infourok.ru/vneklassnoe-meropriyatie-s-prezentaciey-kasha-matushka-nasha-1954010.html
Классный час: Хлеб да каша — пища наша. 4 класс
- Разработка занятия по правильному питанию в 4 – в классе
- Цель: — расширить знания детей о полезности продуктов, получаемых из зерна;
- — сформировать представление детей о многообразии ассортимента продуктов, получаемых из зерна, необходимости их ежедневного включения в рацион;
- — расширить представление детей о традиционных народных блюдах,приготовляемых из зерна, традициях, связанных с их использованием;
- — способствовать формированию уважения к культуре собственного народа и других народов.
Ход занятияI. Вхождение в урок.
(На слайде изображение пшеничного поля, дети стоят возле)
— Ребята, мы находимся на краю пшеничного поля. Давайте встанем в круг и возьмёмся за руки. Стоит яркий солнечный день, ветерок колышет спелые колосья. Пшеница передаёт вам тепло этого дня (пожимает руку одному из детей, ребёнок передаёт пожатие по кругу).
— Ну, вот теперь и мы согреты теплом этого дня, которого, надеюсь, нам хватит до конца занятия. (Дети садятся)
— Посмотрите ещё раз на пшеничное поле, скажите, какое у вас сегодня настроение, с чем вы его можете сравнить? Оно как нежное маленькое зёрнышко, которое хочет укрыться в тепле, как колосок, который тянется к солнцу.
II. Выведение темы и цели занятия.
- — Какие продукты и блюда получают из зерновых культур? (хлеб, хлебобулочные изделия, каши)
- — Как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем занятии? (о блюдах из зерна)
- — Тема нашего занятия так и звучит: «Хлеб и каша – пища наша».
- — Давайте определим цели занятия: УЗНАТЬ…(новое по теме, полезность данных продуктов, когда появился хлеб)
- ПОВТОРИТЬ…(какие бывают хлебобулочные продукты, виды каш…)
- ПОМНИТЬ! (о том, что нужно бережно относиться к хлебу)
- Что хотели бы узнать, что необходимо повторить, о чём нужно помнить.
III. Работа по теме урока.
Страничка «Хлеб – всему голова».
1. Актуализация знаний.
- — Что вы знаете о хлебе?
- — Я надеюсь, что ваши знания пополнятся.
- Ученица: С караваем соль подносим,
- Поклонясь, отведать просим, —
- Дорогой наш гость и друг,
- Принимай хлеб – соль из рук!
2. Рассказ учителя.
Наш народ хлебосолен. Хлеб на праздничном столе всегда стоит на почётном месте. Дорогих гостей встречают хлебом – солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.
Считается, что впервые хлеб появился на земле свыше 15 тысяч лет назад. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Она и является прародительницей хлеба.
Археологи предполагают, что однажды во время приготовления зерновой каши часть её вывалилась и превратилась в румяную лепёшку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепёшки.
Издавна у славян существовал такой обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб – посол мира и дружбы между народами, остаётся им и ныне.
Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб – батюшка, хлеб – кормилец остаётся самой большой ценностью.
С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны.
У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает его и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб – это жизнь.
Сегодня в нашей стране нет такого места, где бы не выпекали хлеб. Его пекут и в больших, и в малых городах, в сёлах, в деревнях. Хлеб потребляют в любое время дня, в любом возрасте. Хлеб нужен всем. Он – неотъемлемая и важнейшая часть рациона питания.
Аукцион «Хлебобулочные изделия».
— Какие хлебобулочные изделия вам известны?
— Хлеб и хлебобулочные изделия – незаменимые продукты питания. Они постоянно присутствуют на нашем столе и в будни и в праздники.
- — У каждого народа существует исторически сложившийся ассортимент хлеба и хлебобулочных изделий, разнообразных по форме и составу.
- В Украине очень популярна паляница.
- В Армении из тончайших листов теста пекут знаменитый, древнейший из хлебов лаваш.
- У жителей Средней Азии популярны всевозможные лепёшки.
- Армянская пита – это пологая круглая белая лепёшка, внутрь которой кладут начинку: сыр, ветчину, зелень.
- Маца – тонкие сухие лепёшки из пресного теста, которые верующие иудеи едят в дни пасхи.
— Почему не назвали торты, печенье, пирожные? Это кондитерские изделия.
— На ваш взгляд, что полезнее? Давайте узнаем, выполнив практическую работу на странице 41.
4. Определение состава хлеба и пирожного.
- — Раскрасьте рисунки, и узнаете, какие питательные вещества содержатся в хлебе и пирожных (раскрашивают).
- — Сравните состав и объясните, почему не стоит часто и много есть пирожные и торты.
- — Хлеб богат углеводами, белками и витаминами, а в пирожном в большом количестве содержатся жиры и углеводы, что способствует отложению лишнего жира и может привести к ожирению.
- — Для детей вашего возраста суточное количество хлеба должно составлять 60-70г ржаного и 150г пшеничного (показать куски хлеба).
В детском питании продукты из зерновых культур занимают очень важное место. Так, хлеб является одним из основных источников белка, углеводов, минеральных веществ. Он содержит незаменимые аминокислоты. Однако хлеб относительно беден кальцием, поэтому его лучше сочетать с молоком, кефиром и другими молочными продуктами.
Хлеб никогда не приедается, не надоедает – таково его удивительное свойство. Он является одним из самых главных продуктов питания многих народов мира.
5. Физминутка. Исполнение песни «Каравай».
— Без каравая не обходится и ни один день рождения. На именинах водят хоровод и поют песенку «Каравай», которую вы все прекрасно знаете. Давайте исполним эту песню для Саши Трясцина, у которого скоро будет день рождения.
Исполнение песни «Каравай – каравай»
6. Изготовление символа благополучия – «Хлебного дерева».
В наши дни лепка из солёного теста стала очень популярным занятием. И это неудивительно. Лепить из солёного теста – большое удовольствие и радость.
Считалось, что любая поделка из солёного теста, находящаяся в доме,- символ богатства и благополучия. И хлеб с солью всегда будут на столе.
Я предлагаю изготовить «Хлебное дерево» — символ благополучия, ваша задача – вылепить всевозможные хлебобулочные изделия.
// Пусть же это дерево каждому принесёт добро, радость и благополучие.
7. Микрообобщение.
— Как нужно относиться к хлебу?
— Отношение к хлебу должно быть бережное. А у нас нередко наблюдаешь такую картину, которая болью отзывается в сердце: брошенный хлеб, растоптанный в грязи ломоть, булочки в мусоросборнике. Это свидетельствует о безнравственности поступка.
Следует помнить о том, что хлеб на нашем столе появляется благодаря нелёгкому труду людей 120 профессий. Труд хлебороба тяжёлый и длительный труд. Тот, кто выращивает хлеб, не бросит где попало недоеденный кусок хлеба. Учитесь ценить труд других.
- Ученица: Каравай земли и неба
- На твоём столе –
- Ничего сильнее хлеба
- Нету на земле.
- В каждом маленьком кусочке
- Хлебные поля,
- А на каждом колосочке
- Держится земля.
- В малом зёрнышке пшеницы
- Летом и зимой
- Сила солнышка хранится
- И земли родной.
- И растёт под небом светлым,
- Строен и высок,
- Словно Родина, бессмертный
- Хлебный колосок!
- Страничка «Праматерь хлеба».
1. Рассказ учителя.
— Следующая страничка нашего занятия называется так «Праматерь хлеба».
— Кто из вас сможет объяснить это выражение? (Мать всех хлебов)
— Кто из нас хоть раз в жизни каши не пробовал. Праматерью хлеба величают её в народе. На Руси каша испокон веков занимала важнейшее место в повседневном рационе; она являлась одним из основных блюд, как бедных, так и богатых людей. Отсюда и русская пословица: «Каша – мать наша». А ещё каша была обязательным угощением на свадебном пиру. Свадебный пир на Руси так и называли «кашей».
Кашу варили и при заключении мира между враждующими сторонами: в знак мира и дружбы противники собирались за одним столом есть кашу. Если же соглашения достичь не удавалось, то говорили: «С ним каши не сваришь». Выражение дошло до наших дней.
Сейчас я вас приглашаю в гости к русской народной сказке «Каша из топора».
2. Сценка «Каша из топора».
- (Входят Солдат и Старуха.)
- Ведущий: Пришёл солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке…
- Солдат: Здравствуй, Божья старушка!
- Дай мне чего-нибудь поесть.
- Старуха: Вон там на гвоздике повесь.
- Солдат: Аль ты совсем глуха, что не чуешь?
- Старуха: Где хошь, там и заночуешь.
Солдат: Глухая! Подавай на стол!
- Старуха: Да нечего, родимый!
- Солдат: Свари кашицу!
- Старуха: Да не из чего, родимый!
- Солдат: Давай топор, я из топора сварю.
(Старуха несёт топор. Дальше Солдат и старуха делают всё, о чём говорит ведущий.)
Ведущий: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…
- Солдат: Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать.
- (Старуха, вздыхая, достаёт крупу, даёт Солдату.)
- Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.
- Старуха: Готова ли?
- Солдат: Совсем готова была, да только маслом сдобрить.
- (Старуха, поколебавшись, достаёт масло, подаёт его Солдату.)
- Солдат: Ну, Старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки неси – станем кашицу есть!
- (Солдат и Старуха садятся за стол, едят кашу из чугунка.)
- Старуха (смакуя кашу): Служивый, а когда ж топор будет есть?
Солдат: Да вишь, не уварился он ещё, потом доварю да позавтракаю. (Встаёт.) Ну, будь здорова, хозяйка. (Берёт топор, кланяется Старухе, уходит.)
- (Старуха встаёт вслед за Солдатом, провожает его, качая головой.)
- Ведущий: Вот так-то Солдат и кашки поел, и топор унёс.
- — А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
(Ребята называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара: перловая, рисовая, гороховая). Любую кашу можно сварить на воде.
— Какие каши ещё известны?
— Самые «старшие» среди каш – пшеничная, перловая и овсяная, человек ест их уже 9 тысяч лет. Рисовую кашу – 5 тысяч лет; гречневую кашу – 4 тысячи лет.
3. Групповая работа.
— Названия каш вы знаете. А сможете ли назвать – какая каша из зёрен каких растений готовится? (Учитель показывает культурное растение, дети собирают пирамидку из кубиков в следующей последовательности: крупа, продукты, используемые для приготовления каши, название каши и добавки к каше)
— Проверим, что у вас получилось.
4. Любимая каша.
— Кто из вас любит кашу? Как показали результаты анкетирования, в нашем классе кашу не любит только 1 человек, самые любимые каши: рисовая – 6 человек, гречневая – 7 человек и манная – 11 человек.
— Как кашу можно сделать вкусной? Какие добавки можно положить в кашу?
— Без добавок любят кашу – 3 человека, а любимые добавки – масло, варенье, сахар и сухофрукты.
— В какой приём пищи лучше употреблять каши? (На завтрак, т.к. они содержат необходимое количество питательных веществ. Каши легко усваиваются.)
Кашу любят все. Любимой кашей Петра I была ячневая каша. А вы знаете, что это за каша? (Ячменная каша)
Все мы с детства помним сказку Пушкина, в которой поп кормил своего работника Балду варёной полбой. Что же это такое? (Полбой на Руси называли особый вид пшеницы – с ломким колосом. Это каша их зёрен такой пшеницы.)
— Кто из вас слышал о Гурьевской каше?
Гурьевская каша
Казалось бы, что может быть проще манной каши. Достаточно вскипятить молоко, посолить, подсластить его, аккуратно засыпать манную крупу, и через несколько минут блюдо готово.
Фантазия же и мастерство русских кулинаров позволили превратить это прозаичное кушанье в подлинный шедевр.
Название каши связывают с именем графа Гурьва. Однажды графа Гурьева пригласили отобедать в гости. На десерт была подана очень красиво оформленная и прекрасная на вкус каша.
Попробовав её, граф был настолько удивлён и растроган, что велел позвать в столовую повара и, когда тот явился, расцеловал его. Такой вкусной каши министр ещё никогда не ел.
Граф выкупил крепостного повара и изобретатели каши Захара Кузьмина.
- Кого только не потчевал Гурьев удивительной кашей, и всегда она вызывала у гостей неподдельной восхищение.
- Постепенно эту кашу научились готовить за пределами России, и везде она называлась кашей гурьевской, имя же действительного её изобретателя, повара Захара Кузьмина, как это часто случается, забылось.
- Рецепт гурьевской каши.
- ½ стакана манной крупы
- 2 стакана молока
- ½ ст. измельчённых грецких орехов
- 2 стол. ложки сахара
- 2 ст. ложки сливочного масла
- 2 яйца
- соль, ванилин по вкусу
- Суворовская каша.
- -Кто из вас знает, кто такой Александр Васильевич Суворов? (Фельдмаршал, великий полководец)
- — 60 сражений провёл великий полководец и ни разу не потерпел поражения.
- — Как вы думаете, как связано имя этого выдающегося человека с темой сегодняшнего урока?
- — Прочитайте об этом на карточках и приготовьте ответ.
— После одного из тяжёлых сражений, переходя Альпы – высочайшие и красивейшие горы Италии, у солдат его войска не оставалось сил и в довершении ко всему закончилось пропитание и старик командующий – а Суворову тогда исполнилось 70 лет – всю ночь не сомкнул глаз и принял решение: отобрать у солдат их собственные запасы, сложить все продукты в котлы и сварить кашу, какой чудной она бы не показалась. Каша получилась на удивление вкусной, и в народе её прозвали Суворовской.
- — Какую информацию узнали?
- Рецепт Суворовской каши:
- лук репчатый – 6 шт.
- морковь – 2 шт.
- пшено – 4 ст. ложки
- перловая крупа – 4 ст. ложки
- горох – 4 ст. ложки
- растительное масло – 2 ст. ложки
- вода – 2 стакана
- соль – по вкусу
5. Игра «Продолжи пословицу».
— Предлагаю вспомнить пословицы и поговорки о хлебе и каше. На красных карточках записано начало пословицы, на зелёных – продолжение. Одна группа читает начало пословицы, продолжение должна выбрать одна из оставшихся групп.
- Без хлеба – не будет и обеда.
- Если про кашу не забудешь – здоровым будешь.
- Гречневая каша – матушка наша.
- Без печки холодно – без хлеба голодно.
- Ржаной хлебушко – калачу дедушка.
- Хлеб ногами топтать – народу голодать.
- Покуда есть хлеб да вода – всё не беда.
- Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит.
- — Замечательно справились с заданием, а какие ещё знаете пословицы либо поговорки?
- Кашу маслом не испортишь.
- Плох обед, коли хлеба нет.
- Нет хлеба – нет обеда.
- Много снега – много хлеба.
- Хлеб на стол – и стол престол.
- Хлеб – всему голова.
- Всё приедается, а хлеб – нет.
- Сам кашу заварил, сам её и расхлёбывай.
- С ним каши не сваришь.
- Просо не посеешь, блин не испечёшь.
6. Итог занятия.
— Кто желает высказаться по уроку? Продолжите мысль:
— Я понял(а), что…..
— Я узнал(а), что…..
— Мне было интересно …..
- — Теперь я буду …….
- — К сожалению ……
- — Я буду ……
— В нашем селе есть хлебопекарня, где выпекают очень вкусный хлеб и булочки. Вы хорошо поработали, и сейчас я хочу вас угостить.
Скачать Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Источник: https://koncpekt.ru/nachalnye-klassy/klassnyj-chas/401-klassnyy-chas-hleb-da-kasha-pischa-nasha-4-klass.html