Внеклассное мероприятие для младших школьников «лес — наше богатство»

Внеклассное мероприятие для младших школьников «Лес - наше богатство»

  • Цель: расширить представление обучающихся о лесе; воспитывать бережное отношение к лесу.
  • Ход занятия
  • Уч-к: Здравствуй, лес, дремучий лес,
  • Полный сказок и чудес!
  • Ты о чём шумишь листвою
  • Ночью тёмной, грозовою?
  • Что там шепчешь на заре,
  • Весь в росе, как в серебре?
  • Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Всё открой, не утаи:

Ты же видишь – мы свои!

учитель :Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».

Ребята, кто из вас бывал в лесу? Чем он вам нравится? Где легче дышится: в городе или в лесу? Почему?

(Ответы уч-ся)

учитель: Человек многим обязан природе в лесу. Лес – наше богатство. Это зелёный наряд нашей Земли. Там, где лес, всегда чистый воздух. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай. Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.

С ранней весны и до поздней осени в лесах цветёт много цветов. Только стаял снег, а в лесу уже распускается подснежник.

  1. Уч-к: Выглянул подснежник в полутьме лесной,
  2. Маленький разведчик, посланный весной.
  3. Пусть ещё над лесом властвуют снега,
  4. Пусть лежат под снегом сонные луга,
  5. Пусть на спящей речке неподвижен лёд,-
  6. Раз пришёл разведчик, и весна придёт.
  7. Уч-к: Родился ландыш в майский день, и лес его хранит.
  8. Мне кажется, его задень – он тихо зазвенит.
  9. И этот звон услышит луг, и птицы, и цветы вокруг.

учитель: Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние лесные цветы. Ребята, какие вы знаете лесные цветы?

  • (Ответы уч-ся: колокольчики, васильки, одуванчики, гвоздики…)
  • Уч-к: Носит одуванчик жёлтый сарафанчик.
  • Подрастёт, нарядится в беленькое платьице,
  • Лёгкое, воздушное, ветерку послушное.
  • Он заметный, золотой, постарел и стал седой,
  • И как только поседел, вместе с ветром улетел.
  • (Песня «Одуванчик»)

учитель: Между жизнью леса и его обитателей и жизнью человека имеется тесная связь. Например, сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если каждая мышь может съесть в год один килограмм зерна, значит, одна сова спасёт в год тонну хлеба!

Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать и съесть 160-170 комаров. Птицы – лесные доктора.

Уч-к: Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда ее беречь!Уч-к: В лугах ромашки солнечного цвета,Такие, что светлей на свете жить…Природой называется все это,Давайте же с природою дружить!Уч-к: Летят, звеня, дождинки с небосвода,Клубится на заре тумана дым…Все это называется природа,Давайте же сердца ей отдадим!Уч-к: Прощальный вальс танцует с ветром лето,Дрожит в окне вечерняя звезда…Природой называется все это,

  1. Давайте же любить ее всегда!
  2. учитель: Сейчас я буду загадывать вам загадки о лесе и его обитателях, а вы постарайтесь их отгадать.
  3. 1.Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса! А зовут её…(лиса).

2.Он, как ёлка, весь в иголках, ловит смело страшных змей.

И хотя он очень колкий, обижать его не смей!

Он в лесу живёт, но вхож и в сады, отважный…(ёж).

3.В сосне дупло, в дупле – тепло.

  • А кто в дупле живёт в тепле? (белка)
  • 4.Хозяин лесной просыпается весной,
  • А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (медведь)

учитель: Лес – это наш зелёный друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства, поэтому пионерские лагеря, дома отдыха, санатории строят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение.

Каждый день мы соприкасаемся с изделиями, изготовленными из древесины. Это тетради, книги, парты, столы и множество других предметов. На них расходуется очень много древесины, а лес растёт медленно. Для его роста требуется не менее 100 лет. Поэтому мы уже сейчас должны думать, как сохранить лес. Когда вы идёте в лес, надо соблюдать следующие правила:

  1. -Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму и закопать весь мусор.
  2. -Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
  3. -Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.

-Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу (ландыш, подснежник, колокольчик, кувшинку и др.).

-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!

  • Наше занятие подходит к концу, и я хочу узнать, почему же лес называют нашим зелёным другом, нашим богатством?
  • (Ответы уч-ся)
  • учитель: Закончим занятие песней «Лесной марш».
  • (Исполнение песни «Лесной марш», муз. Ю Чичкова)
  • учитель: Всем спасибо.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-vnieklassnogho-mieropriiatiia-lies-nashie-boghatstvo.html

Методическая разработка (3 класс) на тему: Внеклассное мероприятие " Лес- наше богатство" | Социальная сеть работников образования

  • Внеклассное мероприятие
  • Лес – наше богатство
  • Подготовила: Будникова Наталья Сергеевна,
  • учитель начальных классов
  • Класс 3

Дата:13.03.15г.

  1. Цель: Достижение осознания детьми необходимости и важности охраны природы.                                                
  2. Задачи:
  3. Образовательные:
  • Повторение и закрепление знаний о родной природе;
  • Расширение кругозора.

Воспитательные:

  • Формирование мотивов и привычек экологически целесообразного поведения;
  • Воспитание у детей навыков совместных действий в решении конкурсных задач.

Развивающие:

  • Развитие познавательной активности учащихся;
  • Развитие наблюдательности, критичности, умения формулировать свои мысли.

Оборудование: презентация , картинки с изображением животных , птиц, растений, плакат «Лес- наше богатство», аудиозапись звуков леса.

Ход занятия:

  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)  

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали урок звуками леса? 

  •           Здравствуй, лес, дремучий лес,
  • Полный сказок и чудес!
  • Ты  о чем шумишь листвою
  • Ночью темной, грозовою?
  • Что там шепчешь на заре,
  • Весь в росе, как в серебре?
  • Кто в глуши твоей таится?

Что за  зверь? Какая  птица?

  1. Все открой, не утаи,
  2. Ты же видишь, мы свои!
  3. Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека .

  Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: « Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы , а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». Слайд 2.

 Многое сделано по охране природы: посажены новые леса, созданы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных. Человек многим обязан природе, лесу. Чем же именно дорог нам лес?

Стихотворение  С.Никулиной «Русский лес». 

  • Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Слайды 3 – 10
  • Нет ничего милее
  • Бродить и думать здесь.
  • Излечит, обогреет,
  • Накормит русский лес.
  • А будет жажда мучить-
  • То мне лесовичок
  • Средь зарослей колючих
  • Покажет родничок.
  • Нагнусь к нему напиться-
  • И видно всё до дна.
  • Течёт вода-водица,
  • Вкусна и холодна.
  • Нас ждут в лесу рябина,
  • Орехи и цветы,
  • Душистая малина
  • На кустиках густых.
  • Ищу грибов поляну
  • Я, не жалея ног,
  • А если и устану-
  • Присяду на пенёк.
  • Лес очень любит пеших,
  • Для них совсем он свой.
  • Здесь где-то бродит леший
  • С зелёной бородой.
  • Жизнь кажется иною,
  • И сердце не болит,
  • Когда над головою,
  • Как вечность, лес шумит.
  • — Какое значение имеет лес для человека? Слайд 11
  • Разгадывание кроссворда «Жители леса» Слайд 12
  •               Ведь владыка леса он.
  •               Он для нас живой свидетель
  •                В лету канувших столетий.
  •               Из него добротен сруб.
  •               Угадали? Это …
  •                     ( дуб)
  • Платок зелёный,
  • Тонкий стан,
  • Белый сарафан
  •        (Берёза)
  •  Дом построен из иголок.
  •  За травой не виден он,
  •  А жильцов в нём миллион.
  • В лесу у пня беготня, суетня.
  •  Народ рабочий весь день хлопочет,
  •  Себе дом строит
  • (Муравейник)
  •  По весне она цвела,
  •  Нежный запах источала.
  •  А когда пора настала,
  •                Разом сделалась она
  •                       (черёмуха)
  1. Стоит Антошка на одной ножке.
  1.     (гриб)
  2. В сенокос-горька,
  3. А в мороз-сладка.
  4. Что за ягодка?
  5.    (рябина)
  6. Листочки-липучие,
  7. Плоды-летучие.
  8. (тополь)
  1. Без рук без топорёнка построена избёнка
  •       (гнездо)
  •  Ходит по лесу красавец,
  •  Ходит смело и легко,
  •  Рога раскинув широко.
  • (лось)
  • Не швея, не мастерица,
  • Ничего сама не шьёт,
  • А в иголках круглый год?
  • ( ель)
  1. Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает …

  1. (Ответ: Сова)
  2.           12. Серый, страшный и зубастый
  3.                Произвел переполох.
  4.                Все зверята разбежались.

               Напугал зверят тех…

               (Ответ: волк)

Учитель.  Всё в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями. Знаете ли вы, что …( Далее ученики по очереди рассказывают тексты )

  • Лиственница. Королевой сибирских лесов называют люди лиственницу. Древесина этого дерева не знает износа. Знаете ли вы, что внутренние детали Московского Кремля сделаны из лиственницы и служат уже по 400—500 лет? Боевые колесницы Древнего Египта тоже были изготовлены из лиственницы. Древесина ее не гниет и со временем становится еще тверже и как бы каменеет. Слайд 13
  • Береза. Береза – дерево пионер. Она растет на вырубленном месте, на выгоревших местах. Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо она растет на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево березы высасывает из земли до 41 ведра воды. Слайд 14
  • Каждая сова уничтожает за один только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что каждая мышь может съесть в год килограмм зерна, то, значит, одна сова спасает в год тонну хлеба! Слайд 15
  • У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живёт кукушка, появляется большое количество насекомых вредителей, она расправляется с ними в течение нескольких дней. Слайд 16
  • Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 7-8 граммов, за час ночной охоты поправляется на грамм. За это время она может поймать и съесть 160-170 комаров. Слайд 17

Учитель показывает картинки растений, учащиеся называют их. (Одуванчик, ландыш, подорожник, ромашка).

  • — В какую группу их можно отнести?
  • (Лекарственные растения).
  • — При каких болезнях помогают эти растения?

— Из лекарственных растений можно собирать только те, которых много в вашей местности. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе.

Дети поют песню «Берегите русский лес».

Чтоб веселее и здоровее Жил человек – 2 раза.Чтобы весною птицей лесноюПел человек – 2 раза.Припев:Берегите русский лес:Он источник всех чудес.Чтобы повсюду зазеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

  1. Берегите лес – 3 раза.

Злые метели и суховеи Портят поля .«Хлеб защитите, лес посадите!»-

Просит земля.

Припев:Берегите русский лес:Он источник всех чудес.Чтобы повсюду зазеленели

Сосны, вязы, клены, ели.

Берегите лес – 3 раза. Белке, кунице, зайцу, лисицеЛес – дом родной – 2 раза. Птице и зверю хочется веритьВ мир и покой – 2 раза.Припев:Берегите русский лес:Он источник всех чудес.Чтобы повсюду зазеленели

Читайте также:  Классный час – игра для 9-11 класса. ярмарка достоинств

Сосны, вязы, клены, ели.

  • Берегите лес – 3 раза.
  • Обозначение экологических проблем.

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

  1. Чтение и обсуждение  рассказа на экологическую тему.  
  2. «Воскресенье в лесу».
  3.  За неделю только и было разговоров в классе, что о будущей поездке в лес.

В последний момент заболела учительница. Но мы решили поехать одни. Запаслись продуктами, взяли компас и даже магнитофон.

Веселой музыкой мы оповестили лес – мы приехали! Дни стояли жаркие сухие. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге попадались грибы. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивал их, а кто и вырывал. А грибы, которые мы не знали, сбивали палками.

    В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые яички и положили их обратно. На лесной опушке мы нашли маленького ежа. Решив, что мать бросила его, взяли с собой. С охапками луговых и лесных цветов мы пошли к станции. Через час подошел поезд. Весело прошел день.

(В. Маркин)

 — Ребята перечислите ошибки, которые совершили школьники во время прогулки. (Фронтальный опрос).

  • Вопросы:
  • — Почему нельзя брать домой диких животных?
  • — Почему нельзя разжигать костры в лесу?
  • — Почему нельзя ломать ветки деревьев?
  • — Почему нельзя  пинать и сбивать палками грибы?
  • — Почему нельзя трогать яйца птиц?
  • — Почему луговые и лесные цветы рвать нельзя?
  •  (ответы детей)

   —  Когда вы, ребята, идете в лес, вы должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие, же это правила? Слайд 19

Дети  по порядку говорят:

  • Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и все закопать.
  • Не ломать зеленые ветки и деревья, не качаться на них.
  • Не разорять муравейники и птичьи гнезда.
  • Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать! цветы и растения, занесенные в Красную книгу (ландыш; подснежник, колокольчик, кувшинку и др.).
  • Не разжигать костры, беречь лес от пожара.

Помните: из одного дерева можно сделать  миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнем в лесу!

  1. Учитель.
  2. Дерево, трава, цветок и птица
  3. Не всегда умеют защититься.
  4. Если будут уничтожены они,
  5. На планете мы останемся одни.

   Природа гибнет и просит у нас зашиты. Многие растения и животные стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Красной она называется потому, что красный цвет — сигнал опасности. Международную Красную книгу создали в 1966 г. Хранится она в Швейцарском городе Морже. В нее записаны животные и нашей страны. Слайд 20

  • Экологическая   сценка  «Встреча в лесу»
  • Цель:  познакомить с экологическими проблемами леса, воспитывать
  •              уважение и любовь к природе, учить культуре поведения в лесу.
  •       (На скамейке сидят девочка и мальчик)

Голос за кадром:  Новости ТВ. Из многих городов приходят тревожные вести:   не хватает воздуха, не чем дышать. Автомобили  заполонили улицы и обрушили на горожан выхлопные газы.

Мальчик :  Лена, а как сейчас хорошо в лесном краю. Воздух свежий и чистый.

  1.                Пойдём поздороваемся с лесом.
  2. Девочка :     А разве он живой?
  3. Мальчик:  Конечно.
  4. Девочка :    Значит с лесом можно разговаривать и он ответит?
  5. Мальчик :  Ответит, если сможет.

(Дети идут в лес. Девочка собирает ромашки. Мальчик ловит ящерицу)

Девочка :     Здравствуй, лес! Ой, сколько здесь цветов, соберу букет.

Мальчик :  Смотри, ящерица! Сейчас я её поймаю.

                           (выскакивает заяц)

Заяц:    Ой, как вы меня напугали. Житья от вас никакого нет. Травку всю

  •              вытоптали, ягодку выбрали, грибы хорошие все пропали, а те
  •              которые остались —  ядовитые, живот от них болит
  • Девочка :    Зайчик, мы просто гуляем, цветы собираем, а вам не мешаем.

Заяц:     Это вы так думаете. Расшумелись, раскричались. Ладно, побегу от

  1.               вас искать себе еду.
  2. (выходит волк и говорит грубо и нагло)
  3. Волк:   Так, так, так.
  4. Дети (верещат):  Ой ,ой, ой!
  5. Волк:   Чего верещите. Может мне вас попробовать, а то с голодухи совсем
  6.              брюхо подвело: лосей люди убили, зайцы сами разбежались. Хоть
  7.              в зоопарк сдавайся – там хоть кормят.
  8. Девочка :  Выходит в лесу тоже не всё благополучно.
  9. Волк: Сейчас я вас съем.
  10. (волк наступает, дети кричат)
  11. (появляется Фея леса с Ромашкой, Берёзкой, Белкой, Зайцем)
  12. Фея:   Это, что за шум и крик.
  13.           (показывает на сорванные цветы и пойманную ящерицу)
  14.            За такое поведенье
  15.            Вас судить – моё решенье!
  16. Девочка :  Прости нас, Фея леса мы не знали, как себя вести.
  17. Фея:     А ну-ка помощники, жители лесные, научим этих гостей, как нужно
  18.              вести себя в лесу.
  19. ПРАВИЛА:
  20. Берёза: Не повреждайте кору деревьев. Поймите, нам больно, мы перестаём
  21.                расти и долго мучительно умираем. Только сказать об этом не
  22.                можем.
  23. Ромашка: Не рвите цветов в лесу и на лугу. Ведь цветок в вазе – это пленник
  24.                    приговорённый к смерти. Пусть мы будем радовать глаз,
  25.                    омолаживать душу тем, кто придёт в лес на нас посмотреть.
  26.    Заяц:   В лесу старайся ходить по тропинкам, чтобы не вытаптывать тропу
  27.                 и почву. Народная мудрость гласит: один человек оставляет в лесу
  28.                 след, сто человек – тропу, а тысячи – пустыню.
  29. Белка:     Не сбивайте грибы, даже несъедобные. Мухоморы помогают расти

                 деревьям. Ими питаются лоси, белки, сороки.

  • Волк:      Не разводите костёр в лесу. Кострища – Это раны в напочвенном
  •                 покрове леса.
  • Фея:       Всё так изранено в лесу
  •                         как после дней войны.
  •                 Здесь уцелевшей не найти
  •                        ни ели не сосны.
  •                Берёзу ножиком пырнул
  •                        какой-то живоглот.
  •                Мне кажется, из-под коры
  •                        моя слеза течёт.
  •                От этой чёрствости людской
  •                        болит душа моя.
  •                 Под искалеченным дубком
  •                         не ветер стонет – я.
  • Мальчик :   Прости нас маленький зайчонок
  •                 И серый волк, и белка.
  • Девочка :     Простите стройная берёзка
  •                И срубленная ёлка.
  • Мальчик :   Прости нас пойманный зверёк,
  •                Тебе так тесно в клетке.
  •                Прости за то, что не сберёг
  •                И стали вы теперь так редки.
  • (Фея и звери прощают их)
  • Мальчик :  Мы любим лес в любое время года.
  •                Мы слышим речек медленную речь.
  • Фея:      Всё это называется природа
  •               Давайте же всегда её беречь.
  • Девочка :   В лугах ромашки солнечного света
  •              Такие, что светлей на свете жить.
  • Фея:     Природой называется всё это.
  •              Давайте же с природою дружить.
  • Мальчик : Прекрасный вальс танцует с ветром лето.
  •               Дрожит в окне вечерняя звезда.
  • Вместе : Природой называется всё это.
  •              Давайте же любить её всегда.

5. Подведение итогов.

 Рефлексия. 

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют поднимите красный листочек, если нет- жёлтый.

(Фигурки листьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

— Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема — это значит, что вы будете искать пути её решения. Слайд 21

Поиграем в игру «Можно-нельзя» (дети отвечают хором).

• Ломать деревья и ветки (нельзя)• Сажать больше деревьев (можно)• Ходить и топтать на лугах цветы (нельзя)• Ходить только по тропинкам (можно)• Рвать большие букеты цветов (нельзя)• Любоваться ими (можно)• Оставлять мусор в лесу (нельзя)• Собрать мусор в яму и закопать (можно)• Разжигать костры в лесу (нельзя)• Беречь лес от пожара (можно)

• В лесу шуметь (нельзя)

— Наше занятие закончено. Вы хорошо потрудились, молодцы!

Список используемой литературы.

  1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми. – Воронеж: Учитель, 2006.
  2. Захлебный А. Н. Экологическое образование школьников во внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1984.
  3. Кувашова Н.Г. Праздники в начальной школе – 2. – Волгоград: Учитель, 1997.
  4. Максимов Н. А. За страницами учебника географии. – М.: Просвещение , 1971.
  5. Потапова Л. М. Детям о природе. Экология в играх для детей. – Ярославль: Академия Холдинг, 2002.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/01/06/vneklassnoe-meropriyatie-les-nashe-bogatstvo

Внеклассное мероприятие "Лес-наше богатство"

Экологическое  мероприятие «Лес — наше богатство»

Лес способен и лечить и радовать, Не беречь его – себя обкрадывать!

Это внеклассное мероприятие проводилось с целью обобщить знания детей о лесе, о правилах поведения в лесу. Данный сценарий предназначен для учителей биологии и классных руководителей.

Цель:. Достижение осознания детьми необходимости и важности охраны природы.

  • Задачи:
  • Образовательные:
  • — уточнить и расширить представления школьников о лесе и его обитателях,
  • Воспитательные:
  • — формирование мотивов и привычек экологически целесообразного поведения;
  • — воспитывать познавательный интерес, бережное отношение к лесу;
  • Развивающие:
  • -развитие познавательной активности учащихся;
  • -развивать речь, внимание, умение анализировать, формировать свои мысли.
  • Методы проведения: наглядный, информационно-рецептивный, репродуктивный.
  • Зал украшен цветами, плакатами и рисунками

Оборудование:  презентация, плакат «Лес-наше богатство», аудиозапись звуков леса, две корзинки, картинки грибов, картинки деревьев, картинки лекарственных растений, экологические знаки, портрет М. М. Пришвина, картинка леса, мультимедийное оборудование.

Рефлексия. У кого сегодня бодрое настроение – улыбнитесь, давайте им поделимся друг с другом.

Ход мероприятия :

(Звучит аудиозапись звуков леса)

Учитель: — Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали мероприятие звуками леса?

  1. Учитель: Богатырь стоит богат.
  2. Угощает всех ребят.
  3. Сашу – земляникой,
  4. Таню – костяникой.
  5. Наташу орешком,
  6. Сережу – сыроежкой,
  7. Леночку – малиной,
  8. Алешу – хворостиной.
  9. Что – это за богатырь? (лес)

Сегодня нам предстоит встреча с нашим другом – лесом. Он близок вам, так как вы не раз бывали у него в гостях, читали о нем, и он еще далекий для нас, так как вам еще не раз предстоит встреча с прекрасным, миром, полным сказок.

Чудес, красоты! Когда мы говорим о нашей Родине, мы не можем представить ее без величественных лесов , без тенистых дубрав, без светлых березовых рощ нашего края. В лесу все прекрасно. Лес украшает землю, а потому и жизнь человека. Это хорошо понимали русские писатели и поэты, которые воспевали в своих произведениях красоту леса, родной природы.

Читайте также:  Декоративные тарелки из ткани своими руками. мастер-класс

О лесе писали А. Пушкин, И. Никитин, И Бунин, М. Лермонтов, Ф. Тютчев, А. Фет… Лес хорош в любое время года. Русский поэт И.С. Никитин писал:

  • 1 ученик: Шуми, шуми зеленый лес!
  • Знаком мне шум твой величавый,
  • И твой покой, и блеск небес
  • Над головой твоей курчавой.
  • Я с детства понимать привык
  • Твое молчание немое
  • И твой таинственный язык,
  • Как что- то близкое родное.
  • 2 ученик : Лес, точно терем расписной,
  • Лиловый, золотой, багряный
  • Веселой, пестрою стеной
  • Стоит над светлою поляной
  • Березы желтые резьбой
  • Блестят в лазури голубой.
  • Как вышки, елочки темнеют,
  • А между кленами синеют
  • То там, то здесь в листве сквозной
  • Просветы неба, что оконца
  • Лес пахнет  дубом и сосной.
  • За лето высох он от солнца,
  • И очень тихою вдовой,
  • Вступает в пестрый терем свой.
  • 3 ученик: На пажитях немых люблю в мороз скрипучий
  • При свете солнечного снега блеск колючий.
  • Леса под шапками иль в инее седом,
  • Да речку звонкую под темно – синим льдом.
  • 4 ученик: Смотрю, как роща зеленеет,
  • Палящим солнцем облита.
  • И в ней какою негой веет
  • От каждой ветки и листа.
  • 5 ученик: Чем жарче день, тем сладостней в бору
  • Дышать сухим смолистым ароматом.
  • И весело мне было поутру
  • Бродить по этим солнечным палатам.

Учитель: Замечательный писатель и большой любитель природы М.М.Пришвин писал:

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину»

Лес – это источник энергии.

Лес – это кислород, ягоды, орехи, грибы. Без леса нет жизни на земле. Без интереса к жизни леса, к его красоте не будет успешным  ни его охрана, ни воспроизводство его богатства.

Любоваться красотой леса, не вредить ему и не давать этого делать другим – этого сейчас мало. Надо не только его хорошо знать, охранять, но и выращивать новые леса.

Сажать деревья! Сегодня мы поговорим о лесе:

  1. Почему мы с лесом дружим,
  2. Для чего он людям нужен?
  3. 1 ученик: Лес – это наше богатство.
  4. 2 ученик : Лес – это зеленый наряд нашей земли.
  5. 3 ученик : Лес – это дом для зверей и птиц.
  6. 4 ученик : Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать  хороший урожай.
  7. 5 ученик : Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы – людям.

Учитель: А как легко и свободно дышится в лесу! Лес это огромная фабрика кислорода, необходимая всему живому на земле. Древесина – главный дар леса. Она используется для строительства жилищ, в судостроении, для изготовления мебели. При химической обработке дерева из нее можно получить бумагу, искусственную шерсть, резину, краски, лаки, кинопленку.

Лекарства всего около 2000 разнообразных изделий и продуктов. Деревья выделяют в воздух особые летучие вещества, убивающие многие болезнетворные  микробы, поэтому лес является наиболее здоровым местом отдыха для людей и способствует их долголетию.

Предлагаю загадки о деревьях и интересные факты (учитель загадывает загадку и спрашивает у детей «А знаете ли вы?» )

  • Я из крошки – бочки вылез,
  • Корешки пустил и вырос.
  • Стал высок я и могуч.
  • Не боюсь ни гроз, ни туч.
  • Я кормлю свиней и белок,
  • Ничего, что плод мой мелок.(дуб)

Ученик: Дуб растет очень медленно, но глубоко пускает корни в землю. Лишь с девятилетнего возраста начинает расти очень быстро, по 30-40 см. первые желуди дает в первые 20-70 лет.

  1. Клейки почки,
  2. Зеленые листочки.
  3. С белой корой
  4. Смотрит над горой. (береза)

Ученик: Береза растет очень быстро. За 25 лет она достигает высоты пятиэтажного дома. Особенно хорошо растет на песчаных почвах. За сутки взрослое дерево высасывает  из земли 41 ведро воды.

  • С моего цветка берет
  • Пчелка самый вкусный мед.
  • А меня все ж обижают
  • Шкуру тонкую сдирают. (липа)
  • Ученик: Цветки липы дают первоклассный мед, причем с одного дерева с хорошо развитой кроной пчелы получают столько же меда, как с одного гектара гречихи.
  • Ее всегда в лесу найдешь –
  • Пойдем гулять и встретим.
  • Стоит колючая как еж
  • Зимою в платье летнем. (ель)
  • Ученик: Ель – дерево полезное: его семенами питаются звери и птицы, из древесины мастера делают музыкальные инструменты, за что «называют ее певучим деревом» лучше чем другие деревья очищают воздух.
  • У меня длинней иголки, чем у елки
  • Очень прямо я расту в высоту.
  • Если я не на опушке,
  • Ветви только на макушке.(сосна)

Ученик: Среди сосен много деревьев чемпионов. В Америке, в штате Невада, нашли дерево (американская сосна долговечна), которому приблизительно 4900 лет, т.е. она старше египетской пирамиды Хеопса.

  1. В сенокос – горька,
  2. А в мороз – сладка.
  3. Что за ягодка? (рябина)

Ученик: Рябина спасает от голода зимой многих птиц и зверей. Ягоды полны витаминов, поэтому их собирают люди.

  • То ли с крыши, то ли с неба –
  • Или вата, или пух
  • Или может хлопья снега
  • Появились летом вдруг?
  • Кто же их из – подтишка
  • Сыплет будто из мешка? (тополь)

Ученик: Тополь – фабрика кислорода. Одно тополиное дерево выделяет его столько, сколько 3 липы, 4 сосны, 7 елей. За сезон дерево освобождает атмосферу от 20-30 кг пыли, сажи.

Учитель: С ранней весны и до поздней осени в лесах, среди деревьев растут лекарства в большом количестве. Только их надо знать и уметь ими пользоваться. Еще в давние времена наш народ пользовался травами для лечения всяких болезней. Сегодня мы поговорим о распространенных растениях.

Выходит доктор:

Ученик: К вам вопрос доктор. Если болит сердце, чем его лечить?

Доктор: (показывает рисунок ландыша)

При болезни сердца помогают капли ландыша. Цветы его идут на изготовление капель, которые употребляют как средство, успокаивающее сильное сердцебиение. А еще цветы ландыша используют для изготовления духов, одеколона, мыла.

  1. Ученик: Родился ландыш в майский день
  2. И лес его хранит.
  3. Мне кажется, его задень!
  4. Он тихо зазвенит.
  5. И этот звон услышал луг,
  6. И птицы и цветы вокруг.
  7. Ученик: Доктор у меня плохой аппетит, что делать?
  8. Доктор: (показывает рисунок одуванчика)

Вам поможет возбудить аппетит корень одуванчика. Его охотно едят даже звери.

  • Ученик: Носит одуванчик
  • Желтый сарафанчик.
  • Подрастет, нарядится
  • В беленькое платьице,
  • Пышное воздушное
  • Ветерку послушное.
  • Он заметный золотой,
  • Постарел и стал седой,
  • И как только поседел,
  • Вместе с ветром улетел.

Ученик: Я часто болею ангиной. Какие лекарственные растения мне помогут вылечиться?

  1. Доктор: (показывает рисунок ромашки)
  2. И если случится тебе простудиться
  3. Привяжется кашель, подымется жар,
  4. Придвинь к себе кружку, в которой дымится
  5. Слегка горьковатый душистый отвар.
  6. Знакомые с детства родные ромашки,
  7. Вот легкий поповник у нашей реки;
  8. Как белые звезды средь розовой кашки
  9. В букете сияющие лепестки.
  10. Учитель: Ребята, кроме лекарственных растений, деревьев, ягод, орехов, что еще растет в лесу, под деревьями? (грибы)

Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных. Жизнь грибов зависит от погоды. Они любят тепло и влажность. Если стоит сухая погода, грибница как бы замирает.

 Сейчас проверим, знаете ли вы грибы?

  • Растут в лесу сестрички, рыжие… (лисички)
  • Я в красной шапочке расту под стройною осиной, меня узнаешь за версту, зовусь я… (подосиновик)
  • Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как петрушка, ядовитый … (мухомор)
  • Эти дружные ребята на пеньке растут в лесу. Называют их … (опята)
  • Средь молоденьких сосенок в блестящей пестрой шапочке растет грибок… (масленок)
  • Люблю я в разных шапках быть, то в желтой, то в зеленоватой, то в красной или в сероватой. Собирай не мешкай это… (сыроежки)
  • У него невзрачный вид, воланчик на ножке его не украсил. Ты не трогай этот гриб. Учти, он очень ядовит!  Смотри, не бери его с полянки! Его называют… (бледной поганкой)
  • Серенькие шапки, рябенькие ножки. Под березой растут. Как их зовут? (подберезовик)
  • На толстой белой ножке коричневая шапка. Наверняка любой грибник найти мечтает… (боровик)

Учитель: Все загадки разгадали. Но кто мне сможет назвать съедобные грибы? Несъедобные?   Кто любит собирать грибы? Поиграем в игру.

Игра «Соберите грибы» (на доске картинки съедобных и несъедобных грибов) Два ученика по музыку с корзинками в руках собирает только съедобные грибы. Посмотрим , кто больше набрал съедобных грибов.)

Учитель: Грибы мы собрали. А кто знает, как правильно собирать грибы? Сейчас ребята вам расскажут:

1 ученик: главное не нарушать места, где растут грибы. Если гриб нечем срезать, это не беда.

  • 2 ученик: его можно раскачивать, а затем вывернуть из земли, вместе с ножкой.
  • 3 ученик: Все листочки и хвоинки должны остаться нетронутыми, а полянка на которой рос гриб, неповрежденной.
  • 4 ученик: Если гриб оказался червивым, разломай его шляпку на несколько частей и разбросай в разные стороны.
  • 5 ученик: Его споры прорастут на новом месте, будет больше грибов.

6 ученик: Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий. В них накапливаются вредные вещества.

7 ученик: Собирай те грибы, которые знаешь.

Учитель: Лес для человека играет важную роль. А всегда ли мы помним об этом? Всегда ли мы бережно к нему относимся? Предлагаю вам поработать с рисунком и найти ошибки, которые совершили туристы во время похода.

Нельзя делать в лесу: разжигать  очень высоко костер, громко слушать музыка, нельзя брать для костра свежие ветки деревьев, стрелять из рогатки, разбрасывать мусор, делать надписи на дереве, собирать цветы  в букеты.

Лес просит нас о помощи, но мы не слышим этого. А ведь каждая страничка «Красной книги» — это мольба о помощи. Давайте рассмотрим экологические знаки и объясним, что они обозначают.

Игра «Экологические знаки»

  • Не оставляй после себя мусор.
  • Не жги костры.
  • Не трогай птенцов в гнезде.
  • Не ломай ветки.
  • Не трогай птичьи гнезда.
  • Не разоряй муравейники.

Учитель: Леса занимают более половины территории России. Ребята составили «Живую анкету леса». Давайте их послушаем.

1 ученик: Лес  — «легкие планеты». Один гектар леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

2 ученик: Лес – друг здоровья людей. Один гектар хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов – особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

  1. 3 ученик: Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.
  2. 4 ученик: Ежегодно в нашей стране собирают 11 миллионов тонн ягод,  5 миллионов тонн орехов, 330 тысяч тонн грибов.
  3. 5 ученик: Общая площадь лесов в мире составляет 19 миллионов  км².

Учитель: Ребята! Будьте верными друзьями природы. Любите, охраняйте, сажайте леса. Помните; человек часть природы. Мы должны жить в согласии с ней. И от нас с вами зависит, будет ли наша Земля цветущим садом. В завершении праздника послушайте стихотворение «Русский лес»  С. Никитина.

  •  Нет ничего милее
  • Бродить и думать здесь.
  • Излечит, обогреет
  • Накормит русский лес.
  • А будет жажда мучить,
  • То мне лесовичок.
  • Средь зарослей колючих
  • Покажет родничок.
  • Нагнусь к нему напиться-
  • И видно все до дна.
  • Течет вода – водица
  • Вкусна и холодна.
  • Нас ждут в лесу рябина
  • Орехи и цветы.
  • Душистая малина
  • На кустиках густых.
  • Ищу грибов поляну
  • Я, не жалея ног,
  • А если и устану –
  • Присяду на пенек.
  • Лес очень любит пеших,
  • Для них совсем я свой.
  • Здесь где – то бродит леший
  • С зеленой бородой.
  • Жизнь кажется иною
  • И сердце не болит.
  • Когда над головою,
  • Как вечность лес шумит.
  • Звучит песня: «Берегите русский лес»
  •  Вы хорошо потрудились, молодцы!

Рефлексия: Учащиеся получают смайлики ,на которых отмечают свое настроение после праздника (улыбку, грусть и т. д.)

Читайте также:  Как определить темперамент ребенка. консультация для родителей

В подарок учащимся по окончании праздника – буклеты с памяткой о правилах поведения в природе. 

.

Источник: https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-mieropriiatiie-lies-nashie-boghatstv.html

Внеклассное мероприятие "Мы любим лес"

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
  • Лопандинская средняя общеобразовательная школа
  • Комаричского района
  • ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
  • «МЫ ЛЮБИМ ЛЕС»
  • 2 класс
  • Составитель: учитель

начальных классов Н.М .Кутуровп

  1. Лопандино – 2017
  2. «МЫ ЛЮБИМ ЛЕС»
  3. Цель: Подвести к пониманию значения леса в жизни человека, необходимости охранять это — богатство нашей Родины;
  4. Учить детей видеть красоту леса и радоваться ею;
  5. Воспитывать бережное отношение к природе леса и стремление принять активное участие в его охране.
  6. Рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.
  7.  Развить познавательный интерес, кругозор учащихся, речь, мышление (посредством разгадывания загадок, ответов на проблемные вопросы).
  8. Задачи мероприятия: Воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней; воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы.
  9. Формируемые универсальные учебные действия
  10. Познавательные УУД
  11. Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;
  12. Группировать, классифицировать предметы, объекты на основе существенных признаков, по заданным критериям.
  13. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.
  14. Регулятивные УУД
  15. Осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном.
  16. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с образцом.
  17. Коммуникативные УУД

Вступать в диалог. Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, корректно сообщать товарищу об ошибках.

  • Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.
  • Форма проведения:заочная прогулка по лесу.
  •  Учитель: Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зеленый дом —

Чудеса увидишь в нем. (Лес.)

Ребята, о чем сейчас шла речь? Правильно, о лесе. Сегодня мы с вами совершим заочное путешествие в лесное царство. Итак, отправляемся в путь. А девизом нашего мероприятия будут слова:

«Наблюдай и восхищайся! Изучай и береги!».

Вот и пришли мы, ребята, в гости к нашему зеленому другу. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с жизнью дерева, птицы, зверя. Без дерева жизнь просто немыслима.

Однако с каждым годом лес все больше нуждается в защите, в восстановлении того, что бездумно истребляется. Наша страна самая богатая лесная страна в мире. Лес — величайший источник здоровья.

Ценность леса не только в красоте и необходимости его для здоровья человека.

Таня: Почему мы с лесом дружим,

Для чего он людям нужен?

Лера. Лес – наше богатство. Лес – это зеленый наряд нашей Земли. Там, где лес – всегда чистый воздух.

Кирилл. Лес – это дом для зверей и птиц. Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку выращивать хороший урожай.

Лера . Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи, ягоды.

Кирилл. Лес — это книжки с картинками, тетради для учеников, это паркет и мебель в наших квартирах. Лес дает нам топливо, мебель, спички, различные изделия.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/vneklassnoe_meropriyatie_mi_lyubim_les_174354.html

Внеклассное мероприятие «Лес – наше богатство» для учащихся 3 класса

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
  • средняя общеобразовательная школа № 50
  • Внеклассное мероприятие
  • «Лес – наше богатство»
  • для учащихся 3 класса
  • Классный руководитель

Булгакова Е.М.

  1. Орел, 2013
  2. Цель: проведение исследования экосистемы лес, путём использования различных видов деятельности.
  3. Задачи:
  4. 1. Сформировать у учащихся представление о роли леса в жизни человека и природы (формирующие)
  5. 2. Познакомить с экологическими проблемами леса, которые возникли по вине человека, с охранной деятельностью людей в зоне лесов (познавательные)
  6. 3. Развивать познавательный интерес (развивающие)
  7. 4. Воспитывать уважение и любовь к природе, культуру поведения (воспитывающие)
  8. Форма проведения:
  9. Продолжительность мероприятия: 45 минут.
  10. Роль классного руководителя на подготовительном этапе: распределение ролей и деление на команды, указания по домашнему заданию для одноимённого конкурса, приглашение педагогов для исполнения роли жюри.
  11. Поручения детям: заучивание и выразительное исполнение стихотворений, подготовка чтецов, деление на группы, подготовка проекта.
  12. Оформление помещения и оборудование: класс празднично украшен (шары, высказывания о лесе, выставка книг по теме, фотовыставка); столы и стулья для двух групп; карточки для самостоятельной работы, проект «Растения и животные Орловского края», сигнальные карточки, презентация.
  13. Ход занятия.
  1. Организационный момент. ( Звучит аудиозапись звуков леса.)

-Прислушайтесь! Что вы слышите? Как вы думаете, почему мы начали звуками леса?

  • Богатырь стоит богат,
  • Угощает всех ребят:
  • Ваню — земляникой,
  • Таню — костяникой,
  • Машеньку – орешками,
  • Петю – сыроежками,
  • Катеньку – малинкой,
  • Васю – хворостинкой.

2. Сообщение темы и целей .

Сегодня мы говорим о роли леса в природе и жизни людей, о значении леса для человека (Слайд 1).

— Сначала мы вспомним, что вы знаете о растениях и животных лесной зоны.

3. Блицтурнир «Я знаю лес».

  1. — Какая птица является санитаром леса? (Дятел)
  2. — Птенцы какой птицы не знают своей матери? (Кукушата)
  3. — Из какого дерева делают лыжи? (Из сосны)
  4. — У каких деревьев листья красные? (Клён, рябина)
  5. -Какой лес мы называем тайгой? ( Хвойный )

-Назовите дерево: « Высокое, стройное, с желтовато-красной или бурой корой. Ветви только на вершине. Хвоинки длинные, расположены попарно. Шишки маленькие, округлые» (Сосна)

— Какое особое отличие есть у лиственницы? (Сбрасывает иголки.)

— Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (Кедровка.)

— Какое дерево является символом России? (Берёза.)

— Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (Белка-летяга.)

— Плодами какого дерева являются жёлуди? (Плодами дуба.)

— У какого животного пять чёрных полос на спине? (Бурундук.)

— Какое дерево широколиственного леса при цветении распространяет вокруг себя чудесный аромат? (Липа.)

— Узнайте животное по описанию: «Любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах»? (Рысь.)

-Какой бывает лес?

— Какое дерево называют железным? (Самшит)

4. Исследовательская деятельность (фрагмент).

Учащийся класса Стоянович Никита представляет защиту своего проекта «Растения и животные Орловского края»

5.Основная часть.

5.1. Значение леса для человека. (слайд 2)

  • — Послушайте стихотворение С.Никулиной «Русский лес» (читают ученики):
  • Нет ничего милее
  • Бродить и думать здесь.
  • Излечит, обогреет,
  • Накормит русский лес.
  • А будет жажда мучить-
  • То мне лесовичок
  • Средь зарослей колючих
  • Покажет родничок.
  • Нагнусь к нему напиться-
  • И видно всё до дна.
  • Течёт вода-водица,
  • Вкусна и холодна.
  • Нас ждут в лесу рябина,
  • Орехи и цветы,
  • Душистая малина
  • На кустиках густых.
  • Ищу грибов поляну
  • Я, не жалея ног,
  • А если и устану-
  • Присяду на пенёк.
  • Лес очень любит пеших,
  • Для них совсем он свой.
  • Здесь где-то бродит леший
  • С зелёной бородой.
  • Жизнь кажется иною,
  • И сердце не болит,
  • Когда над головою,
  • Как вечность, лес шумит.

— Это стихотворение поможет нам выяснить, чем является лес для человека. Прочитайте его. Самостоятельное чтение по карточкам.

  1. — Так чем же является лес для человека?
  2. (Далее работа построена следующим образом: чтение строчек стихотворения на слайде презентации, рассматривание иллюстрации, вывод)
  3. — Лес это место отдыха человека, потому что человеку «нет ничего милее бродить и думать здесь…»

— А почему лес аптека? ( В лесу много лекарственных растений. Лесной воздух тоже лечит.)(слайд 5)

— А как лес может обогреть человека? ( Человек дровами обогревает дом, а дрова — это деревья, которые росли в лесу.)(слайд 6)

-Значит, лес для человека — это источник топлива. Посмотрите вокруг, какие вещи из дерева вы видите? (Шкафы, стулья, деревянный пол, двери. Из дерева строят и дома. Значит, лес — это источник древесины. (слайд 7)

— В лесу человек находит себе пищу — это ягоды, орехи, грибы. Значит, лес — это источник пищи. (слайд 10,11)

-« А будет жажда мучить…» Лес — это источник чистой воды.(слайд 11,12)

— А что ждёт человека в лесу? Найдите в стихотворении.

— Что делают в лесу цветы, кусты, грибы? ( Они там растут.) (слайд 13,14)

— Чем для них является лес? ( Это их дом.)

— Для кого ещё лес является домом? ( Для животных.)(слайд 15)

— Значит, лес — это ещё и дом для растений, животных, грибов.

— Посмотрите, сколько значений у леса, но это ещё не всё! Лесные растения выделяют кислород и поглощают углекислый газ. Лес очищает воздух от пыли.

— Чем является лес для воздуха? ( Защитником.)(слайд 16,17)

— Чему ещё лес является защитником? ( Водоёмам и почвам.)

— Как лес защищает водоёмы? ( Там, где растёт лес, не мелеют реки, лес питает их.)

— Как лес защищает почвы? ( Лес защищает почвы от ветра, а корни растений не дают почве разрушаться.)(слайд 18)

5.2. Обозначение экологических проблем. (слайд 19-23)

— А всегда ли человек справедлив по отношению к лесу? Не по его ли вине возникают экологические проблемы леса?

  • Ситуация № 1:
  • Плакала Саша, как лес вырубали,
  • Ей и теперь его жалко до слёз.
  • Сколько тут было кудрявых берёз!
  • Там из-за старой нахмуренной ели
  • Красные гроздья калины глядели.
  • Там поднимался дубок молодой,
  • Птицы царили в вершине лесной,
  • Понизу всякие звери таились.
  • Вдруг мужики с топорами явились.
  • Лес зазвенел, застонал, затрещал.
  • Заяц послушал — и вон убежал.
  • Н. Некрасов
  • — О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
  • Ситуация №2:
  • «Стыдно перед соловушкой»

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей.

Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.

Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.

— Зачем ты берёшь с собой мусор?- сказала Оля.- Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто же не увидит!

— Стыдно перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

В.Сухомлинский

— Чьё поведение в лесу вы считаете правильным? О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?

  1. Ситуация №3:
  2. « Лесной пожар»
  3. Забывчивый охотник на привале
  4. Не заметал, не растоптал костра.
  5. Он в лес ушёл, а ветки догорали
  6. И нехотя чадили до утра…
  7. А утром ветер разогнал туманы,
  8. И ожил потухающий костёр.
  9. И, сыпля искры посреди поляны,
  10. Багровые лохмотья распростёр.
  11. Он всю траву с цветами вместе выжег,
  12. Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
  13. Как вспугнутая стая белок рыжих,
  14. Он заметался со ствола на ствол.
  15. И лес гудел от огненной метели,
  16. С морозным треском падали стволы,
  17. И, как снежинки, искры с них летели
  18. Над серыми сугробами золы.
  19. В. Шефнер

— Какой поступок человека стал грозной бедой для леса? О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?

  • Ситуация № 4 и № 5:
  • — О какой экологической проблеме не упоминалось в карточках?
  • ( О незаконной охоте — браконьерстве.)

-Человек издавна убивал животных, добывая себе пищу, но это было необходимо для выживания людей, и они убивали не больше, чем могли съесть.

Сейчас же неумеренная охота привела к полному или почти полному истреблению некоторых видов животных. В настоящее время охота на лесных животных ограничена, а браконьерство наказывается по закону.

Многие виды редких животных взяты под охрану, а растения и животные, занесённые в красную книгу, находятся под особой охраной.

— Что можете сделать вы, чтобы уберечь лес от этих опасностей?

6. Итог занятия. (слайд 24)

Рефлексия:

-Какие чувства вызывают у вас названные проблемы леса? Если они вас волнуют, поднимите красную фигурку, если нет- жёлтую.

(Фигурки деревьев разного цвета раздать на парты. Провести опрос: почему волнуют или почему не волнуют.)

  1. — Я рада, что вам небезразлична судьба леса, что вас волнует создавшаяся проблема — это значит, что вы будете искать пути её решения.
  2. Берегите лес, он источник всех чудес!
  3. Чтобы всюду зеленели сосны, вязы, клёны, ели
  4. Берегите лес!

Источник: https://doc4web.ru/russkiy-yazik/vneklassnoe-meropriyatie-les-nashe-bogatstvo-dlya-uchaschihsya-k.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector