Внеклассная работа в начальной школе

Слайд 1Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Внеклассная работа в начальной школе

Слайд 2Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга Внеклассная работа – это составная часть учебно-воспитательной работы школы, одна из форм организации досуга  учащихся.

Слайд 3Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Цель организации и проведения внеклассной работы — формирование всесторонне развитой, гармоничной личности ребёнка

Слайд 4Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта  начального  общего образования (ФГОС НОО) в Базисном учебном плане планируется до 10 часов ежегодно на  организацию  занятий по направлениям  внеурочной   деятельности.

Слайд 5Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное

Слайд 6Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Базисный учебный план для  начальной   школы  предлагает следующие основные направления  внеурочной   деятельности :

Слайд 7Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Основное преимущество  внеклассной (внеурочной)  деятельности школьников  предоставление обучающимся возможности широкого спектра занятий, направленных на их развитие

Слайд 8Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Спортивно – оздоровительная деятельность: Внеучебная деятельность в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями

Слайд 9Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Задача художественно-эстетического воспитания — формирование личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности Задача художественно-эстетического воспитания — формирование личности, которая способна воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, быту и других сферах жизни и деятельности

Слайд 10Внеклассная работа в начальной школеОписание слайда:

Основа эстетического воспитания — искусство: музыка, живопись, танец, кино, театр, декоративно – прикладное искусство и другие виды художественного творчества.

Слайд 11Описание слайда:

Научно – познавательная деятельность: Основана на организации работы школьников с воспитывающей информацией: о здоровье и вредных привычках, о нравственных и безнравственных поступках людей, о героизме и малодушии, о войне и экологии, и других проблемах нашего общества.

Слайд 12Описание слайда:

Ф о р м ы о р г а н и з а ц и и  познавательной  деятельности:

Слайд 13Описание слайда:

В о е н н о – п а т р и о т и ч е с к а я деятельность: Основой военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у детей преданности Родине и гордости за нее в любых экономических и политических ситуациях.

Слайд 14Описание слайда:

О б щ е с т в е н н о – п о л е з н а я д е я т е л ь н о с т ь: Наиболее важное значение имеет воспитание с ранних лет коллективизма, требовательности к себе и друг другу, честности и правдивости, стойкости, трудолюбия, потребности приносить пользу окружающим.

Слайд 15Описание слайда:

Внеклассная  работа, связанная Внеклассная  работа, связанная с общественно – полезной   деятельностью, может быть представлена следующими видами деятельности: социальное творчество, волонтёрская деятельность, трудовая деятельность.

Слайд 16Описание слайда:

Проектная деятельность младших школьников помогает реализовать Проектная деятельность младших школьников помогает реализовать их творческий потенциал

Слайд 17Описание слайда:

Принципы построения внеклассной деятельности учащихся Принцип открытости.  Принцип привлекательности будущего дела.  Принцип деятельности.  Принцип свободы учащихся.  Принцип обратной связи.  Принцип успешности. 

Слайд 18Описание слайда:

Спасибо Спасибо за внимание!

Источник: https://mypresentation.ru/presentation/vneklassnaya-rabota-v-nachalnoj-shkole

Цели и задачи внеклассной работы учителя в начальных классах

Внеклассная работа в начальной школе

  • Внеклассная работа в начальных классах необходима для того, чтобы сформировать правильную мотивацию учения, чтобы активизировать познавательную деятельность учеников, а также развивать в них главные моральные качества.
  • Роль внеклассной работы огромная, так как она несет в себе как воспитательную, так и общеобразовательную функцию, каждый учитель знает, что она дает очень много, и в ней заложен огромнейший потенциал.
  • Задачи внеклассной работы:
  • — развивать у детей любовь к творчеству, укреплять межличностные отношения, приобщать их к здоровому образу жизни, расширять систему их общения;
  • — выявлять интересы детей в различных сферах деятельности;
  • — создавать благоприятные условия для ребенка вне школы;
  • — формировать определенную систему знаний и умений;

Внеклассная работа в начальной школе

— проводить коррекционную работу с теми детьми, которые имеют определенные трудности, как в обучении, так и в отношениях с одноклассниками.

Внеклассная работа учителя, если она разработана правильно, развивает у школьников начальных классов важные качества дисциплинированности и ответственности, они лучше готовятся к урокам, с энтузиазмом работают в школе, такие дети доброжелательно относятся к своим друзьям.

Что касается вариантов организации внеклассной работы, то их может быть огромное количество, главное – не переусердствовать. Ими могут быть и кружки, и секции, и конференции.

Формы работы делятся на массовые, кружковые и индивидуальные. Что касается индивидуальных форм, то они направлены на работу важного качества каждого ребенка – саморазвития.

Индивидуальная внеклассная работа включает в себя номера художественной самодеятельности, а также подготовку различных рефератов, конструирование. Данная форма позволит каждому ученику найти то дело, в котором он сможет достигнуть больших высот в будущем. Поэтому данная деятельность требует от преподавателя, как знаний, так и индивидуального подхода.

Кружковая работа способна выявить и развить творческие способности в том или ином направлении, будь это искусство или спорт. Чаще всего кружки бывают по интересам, а также спортивные. В них проводятся различные занятия – экскурсии, обсуждения литературных произведений, изготовление различных поделок, бисероплетение, вышивание, проведение лабораторных занятий и так далее.

Результат работы чаще всего ежегодно показывается в виде выставок, детских фестивалей, детских смотров, фестивалей и так далее.

Внеклассная работа в начальной школе

Что касается форм массовой работы, то в каждой школе их устраивают чаще всего. К ним относятся различные конкурсы, олимпиады, соревнования, вечера, беседы. Они, как правило, проходят на высоком эмоциональном уровне, они яркие и красочные, поэтому каждому ребенку поднимают настроение, поднимают его боевой дух.

Ребята начальных классов на таких мероприятиях очень активные, помогают товарищам, поддерживают их в трудные минуты перед выступлением, с азартом участвуют в конкурсах, желая победить.

Когда проходят утренники, беседы и вечера, активные школьники берут в них непосредственное участие, демонстрируя свои таланты. А при посещении музеев или при встрече с известными людьми, ребята выступают в роли зрителей. Стоит отметить, что такого рода мероприятия во многом способствуют сплочению коллектива, дружбы и взаимопомощи.

Общепринятой формой массовой работы выступают праздники. Они посвящаются главным датам календаря, юбилеям известных писателей, деятелей науки, спорта и так далее.

Кроме того, праздники могут иметь развлекательный или фольклорный характер. Но слишком часто устраивать их не стоит, достаточно будет пяти праздников за один учебный год.

В таком случае они будут положительно влиять на детей, расширяя их кругозор.

Большой популярностью и с большим нетерпением дети начальных классов ждут конкурсов, смотров и олимпиад. Ведь именно на них участники имеют возможность раскрыться полностью, показав свои способности. Среди учеников 2-4 классов проводятся довольно часто малые научно-практические конференции. Такого рода мероприятия во многом развивают как детскую активность, так и инициативу.

Ребята по желанию могут создавать сочинения, различные поделки, рисунки и проекты. Кстати, проектная деятельность в последнее время стала очень распространенной, ведь в ней принимает участие определенная группа детей по интересам для того, чтобы работать над каким-то вопросом. Каждый имеет свой объем работы и отвечает за свой определенный процесс.

Школьные олимпиады проводятся по различным учебным предметам. Они проходят в несколько туров, и побеждает самый сильный участник по определенному предмету. Он представляет не только класс, но и школу, поэтому подготовка к олимпиаде должна начинаться с начала учебного года.

Внеклассная работа в начальной школе

Уже несколько лет в начальных классах многих школ проводится научно-практическая конференция. Она, как и олимпиада, проходит в нескольких турах. В первом, отборочном, принимают участие ученики класса, а во втором туре – только лучшие исследователи школы. Главные победители пробуют соревноваться на фоне районной конференции среди младших школьников.

Что касается тематики детских работ, то она бывает самой разнообразной, и с каждым годом только расширяется.

К примеру, ученики могут проводить исследование в области филологии на тему «Кто такой домовой? », в области естествознания на тему: «Значение воды для нашей планеты», «Секреты зеленого лука», и так далее.

Читайте также:  Занимательные задачи по математике с ответами для 2-3 класса

Области, как и темы, могут быть совершенно разные, и школьники могут на выбор работать над определенной темой.

Если участники начальных классов хорошо разбираются в компьютере, то могут использовать для защиты работ компьютерные презентации.

Но какие бы формы внеклассной работы не проводились, не стоит забывать о традиционной и доступной всем форме – классному часу.

Он, как и урок, выступает неотъемлемой частью воспитательной деятельности и классного руководителя, всего учебного заведения. Классный час, как и любая форма внеклассной работы, должен включать в себя тщательную подготовку учителя.

Он должен подбирать наиболее актуальные темы для его проведения, с учетом возрастной категории и уровня знаний детей.

Перед тем, как начать подготовку к классному часу, нужно поинтересоваться у детей, на какую тему им бы хотелось поговорить.

Нужно учитывать и тот факт, что для детей начальных классов главной выступает игровая деятельность. Поэтому желательно все внеклассные мероприятия нужно готовить в интересной форме.

На уроках также можно организовывать интересные методы внеклассной работы. Для учеников начальной школы устраиваются уроки творчества, встречи с увлечением, путешествия в сказку, дидактические театры, персональные выставки, индивидуальные марафоны, творческие мастерские, предметные КВН и так далее.

Внеклассная работа в начальной школе

Предметные тематические недели могут стать традиционными и устраиваться в каждой школе. Они включают в себя как коллективные, так и индивидуальные формы работы.

Классные руководители могут проводить интересные конкурсы в своем классе. К примеру, деткам можно поручить еженедельный выпуск стенгазеты, посвященный определенной теме, а в итоге объявить конкурс на лучшую стенгазету, победитель которой обязательно награждается.

Стоит помнить о том, что любой успех должен быть вознагражден. Пусть это будут небольшие, памятные подарки, но им все равно будут радоваться дети.

  1. Тематическую неделю внеклассной работы можно проводить каждый год. Вот примерный ее план:
  2. — Объявление конкурса рефератов по любимому предмету;
  3. — Смотровой конкурс поделок, различных поделок, сделанных своими руками;
  4. — Выставка книг и продажа литературы, конкурс интеллектуалов «В мире кроссвордов»;
  5. — Проведение этнических бесед на моральные темы. Нужно помнить, что к каждой беседе учитель должен готовиться заранее, разрабатывать ее план, подготавливать примерные вопросы, так как дети начальных классов очень хорошо воспринимают беседы, поэтому нужно стараться максимально, чтобы каждый высказал свое мнение по определенному вопросу;

— Путешествие в определенный предмет, проведение конкурса сочинений и различных работ: Каким образом моя жизнь связана с литературой? (историей, математикой и так далее) .

В заключение стоит добавить то, что каждое внеклассное мероприятие должно быть разработано так, чтобы оно понравилось каждому ребенку, поэтому в каждое из них учитель должен постараться вложить максимум усилий.

Источник: http://veselajashkola.ru/shkola/celi-i-zadachi-vneklassnoj-raboty-uchitelya-v-nachalnyx-klassax/

Роль внеклассной работы в воспитании учащихся начальной школы

Характер нравственных взаимоотношений, которые формируются на уроке, в процессе обучения, закрепляются или несколько видоизменяются во внеклассной деятельности.

Внеклассной работой называются различные воспитательно-образовательные мероприятия, выходящие за рамки обязательных учебных программ и проводимые школой во внеурочное время.

Внеклассная работа – широкое и неоднозначное понятие, которое включает в себя разные, неоднородные по содержанию, назначению, методике проведения, формам и способам руководства занятия. Например, внеклассное чтение и проведение школьных праздников и вечеров – все это область внеклассной работы.

Внеучебная работа – это те внеклассные занятия, которые ведутся в коллективах на основе самоуправления, активности и самодеятельности детей при направляющей роли классных руководителей.

Внеурочная работа по целям, содержанию и методам примыкает к учебному процессу, являясь его продолжением во внеурочное время. Она не всегда носит добровольный и самодеятельный характер.

Определяющая роль в ее планировании и организации принадлежит педагогам.

Пример тому может служить работа, которую ведут учителя-предметники по расширению и углублению у школьников знаний программного материала [9, c.197].

Внеклассная работа в школе имеет большое воспитательное и образовательное значение.

Проводимая в тесной связи с урочной, классной работой, внеклассная деятельность, рассматриваемая как одна из фаз процесса обучения, направленного на использование содержания учебного материала в жизненной практике учащихся, углубляет их знания, расширяет способы деятельности, создает условия для реализации индивидуальных способностей школьников, для побуждения у них интереса к самообразованию, к самосовершенствованию.

Прежде всего, следует отметить, что при правильном сочетании ее с учебной работой обеспечивается большая гибкость и подвижность всей системы учебно-воспитательной деятельности в целом.

Внеклассные занятия можно рассматривать как одно из средств дифференциации обучения и воспитания при сохранении единого и обязательного учебного плана. Они помогают также дополнить учебный план.

В известной степени устранить его слабые места [23, c.30].

Внеклассная работа создает особо благоприятные условия для накопления опыта коллективной жизни, дает простор для проявления самостоятельности, развития общественной активности.

Учебный труд в силу его специфичности не может служить такой благоприятной основой сплочения коллектива, какой являются трудовая, игровая деятельность, в которые учащиеся включаются наиболее активно во внеучебное время.

Здесь дети вступают в многосторонние взаимоотношения между собой [24, c.55].

Внеклассная работа проводится на основе общих принципов воспитания, которые составляют исходные начала при определении ее направления, содержания, формам и методов.

Это принципы: добровольности; связи внеклассной и внешкольной работы с жизнью, трудом; единства и целостности воспитательного процесса; ориентация на ценности и ценностные отношения; принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей; Принцип единства воспитательных воздействий.

Все они тесно взаимосвязаны между собой и представляют целый комплекс. Принципы придают внеклассной работе определенную устойчивость, одновременно открывая динамические возможности.

Одним из основных принципов является принцип добровольности. Суть его состоит в том, что ученики должны сами выбрать ту деятельность, которая им наиболее интересна, в области которой они могут проявить свои способности, талант, добиться определенных результатов: кому-то нравится музыка. При этом важно следить за тем, чтобы учащиеся не были перегружены этой деятельностью [55, c.103].

Принцип единства и целостности воспитательного процесса означает, прежде всего, соединение обучения и воспитания в единое целое, органическую связь между учебной, внеклассной и внешкольной работой. Неразрывность этих сторон педагогического процесса – главнейшее условие повышения его эффективности.

Данный принцип предполагает необходимость соблюдения преемственности между внеклассной работой, проводимой на протяжении учебного года и во время школьных каникул: воспитательная деятельность в летний период должна строиться с учетом тех задач, которые решались в системе учебно-воспитательной работы в целом.

Важным требованием к организации внеклассной работы является ориентация на ценности и ценностные отношения.

Этот принцип осуществляется благодаря тому, что организуемая педагогом деятельность принимает философский характер: за фактом обнаруживается явление, за явлением – закономерность жизни, за закономерностью – основы человеческой жизни. Это позволяет каждый момент совместной внеклассной деятельности в проживании ценностных отношений.

Ориентация на отношение преобразует любую деятельность детей в проживание ими отношений, формирует личностную жизненную позицию «быть», когда для человека важно, что с ними происходит, и этим наполняет его жизнь, составляя ее содержание.

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей во внеклассной работе означает, что она должна строиться с опорой на силы и возможности, присущие данному возрасту, и содействовать дальнейшему духовному и физическому развитию каждого школьника.

Содержание внеклассной работы в начальных классах должно быть рассчитано на расширение кругозора учащихся, ознакомление их с доступными явлениями жизни. Неустойчивость внимания детей этого возраста заставляет искать наиболее яркие и эмоциональные формы работы с ними, значительное место отводить игре [15, c.19].

Принцип единства воспитательных воздействий является необходимым условием при организации внеклассной воспитательной деятельности с учащимися. Отсутствие этого единства разрушает воспитательную работу отдельных лиц и организаций, приучает детей рассматривать нормы и правила поведения как нечто необязательное, устанавливаемое каждым человеком по своему разумению [39, c.24].

Внеклассная воспитательная работа с учащимися имеет разнообразные формы. Под формой следует понимать варианты организации педагогического процесса, композиционное построение воспитательного мероприятия. Наиболее распространено следующее общее деление форм внеклассной работы: индивидуальные, кружковые (групповые), объединяющие и массовые.

Индивидуальная работа – это самостоятельная деятельность отдельных учащихся, направленная на самовоспитание, на выполнение заданий учителя и поручений коллектива, выходящих за рамки учебных программ. Сюда относятся, подготовка докладов, заметок в газету, выполнение трудовых заданий.

Читайте также:  Стихи русских поэтов для детей 6-7 лет

Кружковая (групповая) внеклассная работа способствует выявлению и развитию интересов и творческих способностей и дарований учащихся в определенных областях науки, спорта, углублению знания ими программного материала, дает новые сведения, формируют умения и навыки [26, c.57]

В кружках проводятся занятия разного типа. Это доклады, обсуждения произведений литературы, изготовление наглядных пособий.

К объединяющим формам работы относятся детские и юношеские клубы, кинотеатры и киностудии [31, c.14].

Формы массовой работы принадлежат к числу наиболее распространенных в школе и внешкольных учреждениях. Они очень разнообразны и по сравнению с другими формами внеклассной работы имеют преимущество в том, что рассчитаны на одновременный охват многих учащихся, им свойственны такие специфические особенности, как красочность, большое эмоциональное воздействие на детей [32, c.8].

Вышеназванные формы – это далеко не единственные способы организации внеклассной работы с младшими школьниками, тем более что процесс разработки новых форм продолжается и сегодня. Каждый учитель начальных классов, опираясь на свой опыт, потребность в самореализации. Может принять в нем участие.

Передовые педагоги ищут пути повышения их эффективности. Для этого, прежде всего, необходимо правильное сочетание различных форм этой деятельности. Не следует увлекаться использованием какой-то одной формы, так как в природе каждой из них заложены свои неповторимые возможности.

Так, например, увлечение индивидуальной внеклассной воспитательной работой лишает детей той праздничности, торжественности, чувства приобщения к общему делу, которые дают ее массовые формы. При этом надо иметь в виду, что форма сама по себе еще не решает успеха дела.

Важно, чтобы она была наполнена полезным содержанием.

Таким образом. Внеклассная работа является основной сферой формирования коллективных отношений, воспитания активных и сознательных участников общественной жизни.

Источник: https://megaobuchalka.ru/9/26406.html

Организация внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе



Деятельность по воспитанию и развитию личности в школе осуществляется разными путями, важное значение имеет такой ее вид, как внеклассная работа. Перед педагогом стоит задача увидеть в каждом обучающемся личность творческую, активную и способную трудиться, научить самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности.

Немаловажно воспитать у школьников любовь к труду и учить их правильно организовывать свой досуг. Внеклассная работа способствует воспитанию данных качеств, являясь добровольной деятельностью, она имеет свою особенность: дети выбирают род занятий по своим собственным интересам и увлечениям.

Данный вид воспитательной деятельности направлен на формирование у обучающихся таких качеств личности, как инициативность, самостоятельность, ответственность, любознательность, активность и творчество. Внеклассная работа способствует саморазвитию, самообразованию и самовоспитанию детей, развитию их творческих способностей.

Не менее важное значение внеклассная деятельность занимает в организации досуга и культурного отдыха учащихся.

Внеклассная работа осуществляется по всем школьным предметам, предметы эстетического цикла не являются исключением. Внеклассная работа по изобразительному искусству в начальной школе формирует творческую личность, развивает интерес к искусству и позволяет расширить и углубить знания младших школьников.

Цель исследования: изучить особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе.

Деятельность учителя во внеклассной работе заключается в том, что он руководит работой обучающихся, помогает, советует, направляя их тем самым на творческую работу. При этом, по мнению С. А. Смирнова, учитель должен основываться помимо общедидактических принципов, на специальных принципах внеклассной работы [2, с. 383]:

Принцип добровольности предполагает наличие у обучающихся определенного круга интересов по предмету и желания расширять и углублять свои знания. Принцип равного права всех обучающихся заниматься внеклассной деятельность, независимо от успехов на уроке.

Принцип самостоятельности заключается в ответственности обучающегося за взятые на себя поручения и поиск решения поставленных перед ним задач, как педагогом, так и коллективом.

Принцип занимательности играет важную роль в поддержании и развитии интереса обучающихся и реализуется благодаря использованию разнообразных форм, средств методов и приемов.

Вышеизложенные принципы учитывается и при организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе, которая характеризуется свободой выбора младшими школьниками материалов и тем рисования, а также выбора оборудования (учащиеся часто рисуют на свободные темы, и имеют выбор в средствах рисования).

На внеклассных занятиях по изобразительному искусству учащиеся имеют возможность работать с многообразными материалами (младшие школьники выполняют рисунки карандашом, углем, цветными карандашами, тушью, сангиной, пастелью, акварелью, гуашью, в линогравюре, монотипии; создают скульптуры из глины и пластилина; выполняют изделия из керамики и папье-маше.).

Кроме этого, занятия могут посещать и те школьники, которые интересуются исключительно теоретическим знаниям в области искусства (учащиеся, у которых возникают трудности при рисовании, посещают кружки, экскурсии, принимают участие в беседах и просмотрах кинофильмов по изобразительному искусству, обусловлено это интересом школьника к самому искусству, к его истории, определенному жанру).

Внеклассная работа по изобразительному искусству должна протекать в атмосфере художественной школы, где учащиеся будут рисовать на мольбертах, устраивать выставки своих работ, беседовать на темы искусства и тем самым развивать свои творческие способности. С этой целью используются как общепринятые дидактические формы и методы организации внеклассной работы, так и специфические, характерные для предметов эстетического цикла.

Для реализации принципа занимательности, педагогу необходимо использовать разнообразные формы внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. К таким формам относят: кружок, факультативные занятия, экскурсии, организация изостудий, музеев, беседы, выставки, конкурсы рисунков, домашнее рисование младших школьников.

Рассмотрим сущность каждой организационной формы, которая описана в работах Н. Н. Ростовцева [1, с. 216–224].

  • Кружок способствует выявлению интересов и творческих способностей обучающихся, меньшее количество учащихся, по сравнению с уроком, позволяет учителю больше времени уделять индивидуальной работе.
  • Факультативное занятие — это внеклассная деятельность младших школьников, которая носит ярко выраженный проблемный характер и рассчитана на высокую активность и самостоятельность обучающихся как в восприятии материала, так и в выполнении заданий.
  • Экскурсия по изобразительному искусству проводятся в музеи, на выставки (с целью расширения кругозора, знакомства с произведениями) и на природу (с целью наблюдения и зарисовок).

Изостудия — представляет собой помещение для занятий изобразительной деятельностью, может находиться как в школе, так и за ее пределами. Преимуществом изостудии являются благоприятные условия для создания атмосферы художественной школы, занятия проводятся относительно длительное время (от трех часов).

Музей изобразительного искусства организуется самостоятельно младшими школьниками под руководством педагога, учащиеся собирают экспонаты и оформляют экспозицию.

Беседы организуются как при организации других форм, в качестве метода (на экскурсии, перед началом рисования в кружке, занятии в изостудии) и в виде отдельных внеклассных занятий (в случае, если тема уроке вызвала у младших школьников особы интерес) по инициативе самих обучающихся.

Выставки рисунков чаще являются общешкольными и организуются в конце учебного года как творческий отчет по работе кружков. Могут оформляться как в кабинетах, так и в коридорах, библиотеках, актовых залах. При оформлении выставок по изобразительному искусству необходимо помнить о подписях к ним.

Конкурсы рисунков по изобразительному рисунку обычно проводятся тематически в виде лучшего рисунка на определенную тему.

Домашнее рисование младших школьников — это рисунки обучающихся, выполненные ими по собственному желанию, которые учитель просматривает с целью помочь исправить ошибки, подсказать как лучше и наблюдать за развитие младшего школьника в области техники реалистического изображения.

Во время организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю приходится сталкиваться с трудностями, которые мешают осуществить то, что задумано.

Много времени уходит на составление сценариев мероприятий, на выбор форм, методики проведения.

В силу вышеизложенных обстоятельств, целесообразно выделить педагогические условия, способствующие эффективной организации внеклассной работы по данной дисциплине.

  1. К таким педагогическим условиям относятся:
  2. – формы и методы работы в кружках должны быть несколько иными, чем в классе, приближенными к художественной школе;
  3. – воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности;
  4. – целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младшего школьника, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;
  5. – применение на внеклассных занятиях разнообразных материалов и техник работы с ими;
  6. – привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству.
  7. Рассмотрим каждое условие более подробно.
Читайте также:  1 сентября в начальной школе. сценарий театрального представления

Создание атмосферы художественной школы будет способствовать развитию у учащихся интереса к занятия изобразительным искусством, т. к. у учащихся будет возможность в выборе тем и средств рисования. Новая для младших школьников обстановка, в которой они смогут не только получать новые знания и умения, но и передавать свой опыт, делиться им с другими школьниками.

Воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие способности. Важно, чтобы преодоление младшими школьниками определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у них чувство удовлетворения, веры в свои силы, свои творческие способности.

Наибольшие трудности для учащихся представляют композиционные поиски, передача образной выразительности формы, пропорций, объема, цвета, колорита и пространства в рисунке.

Для преодоления этих трудностей необходимы некоторые условия, а именно: для каждого внеклассного занятия необходимо выделить ведущую задачу и предусмотреть последовательное усложнение этих задач от занятия к занятию.

Целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед, активизирующих внимание младших школьников, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость, фантазию, творчество.

В начале каждого внеклассного занятия по изобразительному искусству рекомендуется проводить небольшую эмоциональную беседу, сообщая о необходимых для предстоящей работы знаниях и умениях.

В то же время беседа настраивает младших школьников на предстоящую работу: художественно-образное слово помогает создавать яркие образы, которые затем обогащаются в результате активизации мышления, творческого воображения и воплощаются в творческих работах.

Это воздействие художественно-образного слова следует использовать и в процессе самостоятельной работы младших школьников. Учитель, чтобы обратить внимание на отдельные, недостающие в рисунках детали, может прочитать отрывки из специально подобранных литературных произведений.

Этот прием помогает закрепить представления об изображаемых героях и событиях, усиливает образную выразительность рисунков.

Беседы и рассказы на внеклассных занятиях по изобразительному искусству, как правило, сопровождаются демонстрацией разнообразных наглядных материалов (репродукций, открыток, иллюстраций и др.)

Разнообразие применяемых художественных материалов и техник. Младшим школьникам для выполнения рисунка предлагают такие материалы как карандаш, акварель или гуашь, цветные мелки, уголь, черная тушь, альбомный лист, холст и др.

К выбору материала привлекаются учащиеся, при этом учитель помогает и советует.

Постепенно, с накоплением опыта и формирования навыков изобразительной грамоты, учащиеся самостоятельно выбирают наиболее подходящий для воплощения замысла художественный материал.

Привлечение родителей к участию и помощи в организации внеклассной работы по изобразительному искусству способствует более эффективно деятельности младших школьников по изобразительному искусству.

Экскурсии на природу и в музеи могут организовывать как учителя, так и родители, а также посещать их. Тем самым при домашней работе родители смогут посоветовать ребенку либо помочь ему.

Учащиеся могут приглашать родителей на тематические выставки и вечера искусства, это способствует формированию у учащегося интереса к изучению искусства.

Внеклассные занятия развивают интерес и любовь к изобразительному искусству, более полно знакомят учащихся с замечательными произведениями выдающихся художников, содействуют эстетическому воспитанию. В связи с этим, материал для внеклассной работы должен быть отобран с учетом возрастных особенностей интересов и предпочтений учащихся.

Таким образом, содержание внеклассных занятий должно быть, как можно более разнообразным и увлекательным. Успех работы внеклассных занятий по изобразительному искусству зависит от увлеченности учителя, хорошей организации занятий, обеспечения необходимым инвентарем и натурным фондом, от регулярности занятий и их четкого планирования.

При планировании работы необходимо учитывать количество участников, количество часов, тематику заданий, их сложность, методику проведения занятий и организацию итоговых выставок.

К началу каждого занятия необходимо заранее подготовить соответствующие объекты натурной постановки, муляжи или натуральные объекты, подобрать их композиционно по окраске и величине, сообразуя с ними цвет драпировки, с тем, чтобы в организационной части занятия установить натуру в короткий срок.

Необходимо стремиться к тому, чтобы внеклассные занятия по изобразительному искусству происходили в атмосфере художественной школе, способствуя тем самым развитию творческих способностей и интересу к изобразительному искусству.

Результаты исследования. Вработе рассмотрены особенности организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе. В исследовании выделены педагогические условия, выполняя которые педагог сможет решить поставленные задачи, а деятельность обучающихся будет являться эффективной, развивать их интерес к изобразительному искусству.

Выводы.

Анализ проведенного исследования дает основание утверждать, что для успешной организации внеклассной работы по изобразительному искусству в начальной школе учителю необходимо придерживаться принципов внеклассной работы (добровольности, равного права, самостоятельности, заинтересованности) и соблюдать педагогические условия. Важно также учитывать время, отведенное на проведение внеклассных занятий, количество планируемых мероприятий, возрастные и индивидуально-психические особенности учащихся. Многообразие видов внеклассной деятельности и форм работы с детьми по изобразительному искусству эффективно влияет на формирование интереса к изучению искусства, и является необходимым условием для всестороннего развития личности младшего школьника сохранению и развитию его интереса в занятиях внеклассной деятельностью по данному предмету.

Литература:

  1. Ростовцев, Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе / Н. Н. Ростовцев. — Москва: АГАР, 2000. — 251 с.
  2. Смирнов, С. А. Педагогика: пед. теории, системы, технологии: учебник для студентов высших и средних учеб. завед. / С. А. Смирнов, И. Б. Котова, Е. Н. Шиянов. — Москва: Академия, 2004. — 512 с.
  3. Сокольникова, Н. М. Методика обучения изобразительному искусству: учебник для студ. учреждений высш. проф. обр. / Н. М. Сокольникова. — Москва: Академия, 2013. — 336 с.

Основные термины (генерируются автоматически): изобразительное искусство, внеклассная работа, начальная школа, занятие, школьник, учащийся, художественная школа, внеклассная деятельность, младший школьник, интерес.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/41248/

Внеклассная работа в начальной школе

  • Организация внеурочной деятельности в начальной школе
  • «…замечательные, блестящие уроки есть там,
  • где имеется еще что-то замечательное, кроме уроков,
  • где имеются и применяются самые разнообразные
  • формы развития учащихся вне уроков«

В.А.Сухомлинский

Детский коллектив является условием, средством и местом формирования личности каждого ребенка. Поэтому внимание к вопросам организации внеклассной работы и становления детского коллектива должно быть постоянным и неослабным в течение всех лет обучения детей в начальной школе.

Процесс формирования классного коллектива происходит в различных видах деятельности: учебной, игровой, трудовой. Коллектив класса в жизни младшего школьника выступает как основной, потому что именно в нём общественно ценная и значимая для детей деятельность.

В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность- учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития. Ребенок может находиться и в других коллективах, где он развивает и совершенствует свои самые разнообразные способности.

Однако коллективы по интересам, такие как кружки и секции внешкольных учреждений, музыкальные и художественные школы, школы спортивные играют скорее вспомогательную роль в развитии личности ребёнка.

Личность ребёнка многообразна и не исчерпывается только успешностью в учении и дисциплинированностью. У каждого ученика есть свои интересы и потребности, моральные качества, характерологические особенности и способности к тому или иному виду деятельности. Все это может и должно найти во внеклассной работе с младшими школьниками необходимые условия для положительного развития.

Ярко выраженная подражательность детей, ограниченность их жизненного опыта, недостаточно развитая самостоятельность, неумение критически осмыслить своё поведение и поведение своих товарищей- таков далеко не полный список возрастных особенностей и тех трудностей, с которыми учитель встречается в работе с коллективом младших школьников в процессе всестороннего развития индивидуальности каждого ребёнка на внеклассных занятиях.

В 1 классе учителя начинают работу с ещё не организованной группой детей, которой предстоит в будущем стать дружным и сплоченным детским коллективом, он должен стать основным в развитии ребёнка, все то , что ребёнок получает в других коллективах, должно реализоваться в классном коллективе. Детский коллектив обычно не складывается до тех пор, пока каждый ребёнок не определит для себя, каких же форм поведения, какого отношения можно ожидать от любого члена коллектива. Процесс взаимного узнавания происходит как в совместной деятельности, организованной педагогом на уроках, в экскурсиях, на клубных занятиях, конкурсах, турнирах, эстафетах, в совместных походах в театр, кино, цирк, библиотеку, в процессе приготовления домашних заданий, так и в процессе общения детей на переменах, на улице, во дворе.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/vneklassnaja-rabota/95189-vneklassnaja-rabota-v-nachalnoj-shkole

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector