Сотник «гадюка» читать

  • Двенадцатилетний мальчик Боря, толстенький, с румяными щёчками, едет домой от бабушки, у которой гостил на каникулах.
  • Осторожно пробираясь по вагону к своему месту, мальчик в одной руке держит авоську, в авоське — стеклянная банка, в другой руке он несёт корзинку.
  • В корзинке у Бори находятся лягушки, жабы, ящерицы и ужи, в банке же у него лежит ядовитая змея гадюка.
  • Всю эту живность Боря везёт в свою школу для юннатского живого уголка.

Добравшись до места, Боря разговорился со своими попутчиками.

Заинтересованным соседям мальчик пояснил, что он везёт в школу живые экспонаты, на ловлю которых он потратил почти пол — месяца.

Попутчики похвалили Борю за трудолюбие и терпение. Мальчишка похвастался, что экспонатов у него было ещё больше, да только бабушке они не нравятся. И это ещё хорошо, ведь бабушка не знала, что у него и гадюка есть.

Взволнованные таким сообщением мальчика, взрослые захотели увидеть своими глазами ядовитую змею. Посмотрев на банку со всех сторон, мальчик обнаружил, что змея исчезла.

Тут уж все пассажиры разволновались не на шутку. О происшествии сообщили проводнице, та сразу пошла доложить об этом старшему поезда. Переполошившиеся пассажиры были напуганы, половина из них быстренько забрались на верхние полки, остальные сидели, подняв ноги на сиденья, находившиеся напротив.

Самые смелые из пассажиров бросились на поиски сбежавшей гадюки. С большим трудом, змея была обнаружена под одной из лавок. Среди пассажиров начался спор, как поступить с ядовитой беглянкой. Одни предлагали ее убить, другие, ценя труд мальчика, были против такого решения.

В конце концов, змею изловили и водворили ее снова в банку, на этот раз, надёжно закрыв. Боря был счастлив таким исходом дела. Дальше пассажиры ехали, весело вспоминая свои школьные годы.

Всегда нужно быть предусмотрительным и внимательным, действовать аккуратно.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Сотник — Гадюка. Картинка к рассказу

Сотник «Гадюка» читать

Сейчас читают

  • Краткое содержание Крылов Урок дочкам
    Жили в городе у тетки своей две молодых девушки, — Фёкла и Лукерья, воспитывались они самым современным образом, общались с друзьями исключительно на французском языке, ходили на балы, посещали самые модные лавки
  • Краткое содержание Блеск и нищета куртизанок Бальзака
    Красавец Люсьен Шарден появляется в высших кругах на балу с красавицей Эстер. Но присутствующие на балу журналисты узнают в этой красавице публичную девку, распутство которой было изысканно
  • Краткое содержание Оперы Вагнера Тангейзер
    В опере повествование начинается со сцены, где мужчина по имени Тангейзер находится в гроте Венеры, богини любви и красоты. Вокруг находятся её прислужники, напевая сладкие песни о любви
  • Краткое содержание Стальное колечко Паустовский
    Варя с дедом Кузьмой проживала в деревне, которая находится возле лесной полосы. В зимние дни этого года поднимался сильный ветер и шёл постоянно снег.
  • Краткое содержание Белов Привычное дело
    Василий Белов известен читателям как писатель, создававший произведения на крестьянскую тематику. Его труды о жизни русского народа публикуются не только у нас в стране, но и за границей

Источник: https://2minutki.ru/kratkie-soderzhaniya/avtory/sotnik-gadyuka-pereskaz

Отзыв о рассказе Ю.Сотника «Гадюка»

Сотник «Гадюка» читатьГлавный герой рассказа Юрия Сотника «Гадюка» — мальчик по имени Боря. Он возвращался от бабушки в Москву на поезде и вез с собой большую корзину и стеклянную банку, завязанную тряпочкой. Пассажиры поинтересовались у мальчика, что он везет? Оказалось, что в корзине у Бори земноводные: лягушки, ящерицы и ужи, которых он поймал для школьного террариума.

Чуть позже выяснилось, что в банке мальчик везет настоящую гадюку. Один из пассажиров, молодой лейтенант, стал сомневаться, что Боря поймал именно гадюку, а не ужа. Тогда Боря достал банку из-под лавки, чтобы продемонстрировать гадюку недоверчивому лейтенанту.

И тут он увидел, что банка пуста. Тряпочка, закрывавшая банку, ослабла и змея выбралась на свободу. Узнав о том, что по вагону ползает гадюка, пассажиры начали волноваться, а наиболее боязливые полезли на верхние полки.

Поисками ядовитой змеи занялись несколько мужчин, и гадюку удалось обнаружить. Среди пассажиров разгорелся спор – убивать змею или поймать ее. В итоге решили, что мальчик делал полезное дело, занимаясь ловлей животных для школьного террариума. Поэтому решено было змею поймать и вернуть ее обратно в банку, что и было сделано.

А чтобы гадюка снова не сбежала, молодой лейтенант пообещал проводить мальчика до дома. Успокоившиеся пассажиры до самой Москвы говорили о своих школьных годах.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа Сотника «Гадюка» заключается в том, что опасные перевозки требуют особых мер предосторожности. Мальчик Боря об этом особо не думал, и в результате, у него из плохо закрытой банки выползла ядовитая змея, напугавшая пассажиров поезда.

Рассказ учит быть внимательным и аккуратным, особенно в тех делах, которые представляют опасность для окружающих. В жизни нужно всегда продумывать меры безопасности. А если ты транспортируешь ядовитое животное, то нужно предпринять дополнительные меры безопасности.

В рассказе мне понравился лейтенант, который предложил не убивать змею, и который вызвался проводить мальчика с опасным грузом до самого дома. Лейтенант не посчитался со своим личным временем, и в целях безопасности сопроводил коллекционера земноводных до дома.

Какие пословицы подходят к рассказу Сотника «Гадюка»?

Лучшая из змей всё равно змея.
На трусливого и уж – змея.

Сколько змею не держать, а беды от неё ждать.

Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_sotnik_gadyuka/

Краткое содержание Сотник Гадюка для читательского дневника

В поезд садился мальчик Боря. Его провожала бабушка. Она попросила, чтобы отправил сообщение, когда приедет! Боря вошёл в вагон. Это был мальчуган (двенадцати лет) с розовыми щеками, плотненького телосложения. Места были заняты.

— Мы подвинемся! – произнёс старичок. К мирному постукиванию колёс, добавилось странное шуршание. Старичок спросил: «Где мальчик был?»

— В деревне, — ответил мальчик. «Тяжелый у тебя багаж!» — посочувствовал пожилой человек.

Мальчик ответил:

— Ребята готовят для них жильё, а я везу экспонаты. Старичок поинтересовался: «И много их?» — Несколько ящериц, жаб, четыре ужа. — И всё это добро в школу?

  • — Нет, половину обменяем в школе, по соседству.
  • Внимание всех пассажиров приободрило паренька, и он продолжил рассказ:

— От нас школе польза. В магазине животных: уж почти восемь рублей стоит, а стеклянный аквариум и остальные экспонаты? — И много времени потратил?

— Около двух недель! Домой только поесть приходил.

Все внимательно слушали, восхищались трудолюбием мальчика.

— Их больше было, но моя бабушка их очень боится! — Да, не повезло твоей бабушке! — Так я ей ничего не рассказал про гадюку! Мужчина задал вопрос: « Так ты и ядовитую змею везёшь?» — Да, четыре часа высматривал. Вот тут у меня в стеклянной банке.

Читайте также:  Классный час о правах ребенка для 2 класса

Все перестали улыбаться, а лейтенант спросил: « А может это неопасная змея?» На что Боря с гордостью ответил: «Она самая, я умею различать!»

Часть соседей, изъявила желание увидеть находку. Мальчик наклонился и достал посуду.

— У настоящего ужа есть жёлтые пятнышки, возле головы, а у гадюки нет. Он посмотрел на банку с одной, потом с другой стороны, медленно взглядом провёл под сидением. — Что нет? – спросили пассажиры.

— Наверно, развязался платок.

Платок никому не был нужен, все нервно поглядывали по сторонам и вокруг ног. Когда разбудили проводницу, то она с удивлением, смотрела, как бабушку сажали на верхнюю полку. Проводница расстроилась и пошла, докладывать начальству.

— Вот она! Под сидением! – воскликнул один из пассажиров.

Всем стало жаль паренька. И они решили не убивать змею. И попробовать поймать. «Если, что с пассажирами произойдёт, нам выговор!»

— А, если вы методическое пособие погубите? Возник спор, и решили оставить её живой. Принесли савок и прижали железкой. Аккуратно посадили на место и хорошо закрепили. Все успокоились и вспоминали детство.

Надо быть внимательным, думать о последствиях своих поступков. Уважай чужой труд!

Источник: http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/5-6-predlzhenij/sotnik-gadyuka

Юрий Сотник: Гадюка

Юрий Вячеславович Сотник

ГАДЮКА

Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:

— Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!

— Не буду, бабушка.

— Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти!

  • Поезд тронулся.
  • — До свиданья, бабушка!
  • — Маму целуй. Носовой платок я тебе в карман…
  • Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:

— Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря.

Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась. В одной руке он держал бельевую корзину, в другой — веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз.

Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

— Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, — сказал старичок в панаме.

— Спасибо! — невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.

Пассажиры исподтишка наблюдали за ним. Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.

Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом. Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.

  1. Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:
  2. — В Москву едем, молодой человек?
  3. Боря кивнул.
  4. — На даче были?

— В деревне. У бабушки.

— Так, так!… В деревне. Это хорошо. — Старичок немного помолчал. — Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.

— Корзина? Нет, она легкая. — Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: — В ней одни только земноводные.

— Как?

— Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.

  • На минуту воцарилось молчание. Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:
  • — Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?
  • — Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи…

— Бррр, какая мерзость! — сказала пассажирка в углу.

Старичок побарабанил пальцами по портфелю:

— Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать…

— Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

— Чего делают? — спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.

— Террариум, — пояснил старичок, — это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих…

— Гадов-то этих?

— Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком. — Старичок снова обратился к Боре: — И… и много, значит, у вас этих земноводных?

Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:

— Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.

— Ужас какой! — донеслось из темного угла. Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.

— И всех в школу везешь?

— Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.

— Ужотко попадет тебе от учителей…

Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:

— «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут.

— Раз для ученья, стало быть, не попадет, — согласился усатый рабочий.

Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

— Вы знаете, какую мы пользу школе приносим… Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!

Читать дальше

Источник: https://libcat.ru/knigi/proza/detskiaya-proza/24273-yurij-sotnik-gadyuka.html

Юрий Сотник — Рассказы

По тропинке, что вилась над обрывистым берегом реки, шли с удочкой трое ребят. Впереди шагал Вася в отцовской шинели, просторным балахоном свисавшей до самых пят, и в пилотке, сползавшей на нос. За ним шел Дима – сын врача, который жил в доме Васиного отца. Сзади всех, придерживая у подбородка края накинутого на голову теплого платка, семенила младшая Васина сестренка Нюша.

Солнце зашло недавно, однако было темно, как ночью, потому что небо закрывали густые, клубящиеся тучи. Изредка и ненадолго тучи разрывались, и в образовавшийся просвет проглядывали зеленоватое небо и бледные звезды. Время от времени набегал ветерок, и тогда большое ржаное поле справа от тропинки глухо шелестело колосьями.

Слева, под обрывом, поблескивала река, а за речкой, на низком берегу, почти у самой воды топорщился черный лес.

– Полпути прошли, – не оборачиваясь, сказал Вася. – Теперь еще метров триста – и вниз, а там такой омут, что ахнешь.

– Такой омут… мне аж с ручками, – подтвердила Нюша. Дима шел, зажав удочки под мышкой, сунув руки в карманы серого пальто. Вид у него был сонный, недовольный.

– Глупо! – сказал он, зевнув.

– Чего? – обернулся Вася.

– Глупо было так рано выходить. Могли бы поспать до полуночи.

Читайте также:  Методика изучения классного коллектива в старших классах

– Рановато, конечно, зато у костра посидим и самую зорьку застанем. У нас знаешь какая рыба? Если на самой-самой зорьке придешь – килограмма три наловишь, а чуть солнышко показалось, – и как отрезало, не клюет.

– Ну, насчет трех килограммов это вы, Васечка, того… немножко хватили.

– Ну, три не три, а знаешь, сколько я прошлый раз наловил? Восемь штук вот таких ершей да еще две плотвички.

– Так бы и говорил «восемь ершей». А то – три килограмма! Любишь ты фантазировать!

  • Вася больше не спорил. Он замедлил шаги и приглушенно сказал:
  • – Нюшк!
  • – А?
  • – Покажем Димке то место?

– Ага! Дима, сейчас мы тебе такое место покажем! Ты прямо умрешь со страху.

– Какое место?

– Увидишь… Васька, ничего ему не говори! Вася прошел еще немного и вдруг остановился.

– Тут, – сказал он шепотом.

На том берегу у самой воды росли две большие корявые ветлы. За ними виднелась лужайка, отлого спускавшаяся к реке, а в конце лужайки, наполовину закрытые ветлами, неясно белели стены большого дома.

Нюша крепко держалась за рукав Диминого пальто;

– Страшно как!.. Вот увидишь.

Вася подошел к ним поближе. Его лицо, овальное, с носом, похожим на кнопку, было очень серьезно.

– Слушай! – шепнул он и, набрав в легкие воздуху, крикнул: – Эй!

«Эй!» – послышалось с того берега, да так громко, что Дима вздрогнул.

«Эй!» – донеслось еще раз, но уже глуше, отдаленней.

«Эй!» – отозвалось где-то совсем далеко.

– Страшно, да? – спросил Вася. Дима пожал плечами.

– Страшного ничего нет… – начал было он и осекся. «…ашного ничего нет», – отчетливо сказал противоположный берег.

«…ничего нет», – прокатилось в конце лужайки.

«…чего нет», – замерло вдали.

Дима помолчал и продолжал, на этот раз шепотом:

– Обыкновенное эхо. Отражение звука.

– Сам знаю, что отражение, а все-таки боязно. Будто кто-то в развалинах сидит и дразнится,

– В каких развалинах?

– А вон там. Видишь, белые? Там санаторий был, а в сорок первом его разбомбило: фашист не долетел до Москвы и все фугаски тут побросал.

– Восстанавливают его?

– А что восстанавливать? Только две стены остались.

– Говорят, новый построили. В другом месте, – добавила Нюша.

Ребята помолчали. Никому больше не хотелось тревожить эхо. Над рекой стояла мертвая тишина.

– Идем? – прошептал Вася.

– Пошли! – ответил Дима.

Но ребята не успели двинуться с места.

Нюша случайно оглянулась на ржаное поле, колосья которого сливались вдали в темную, серую муть. Мальчики заметили, что глаза у Васиной сестренки странно расширились. Взглянули и они в ту сторону, куда смотрела Нюша. Взглянули и на мгновение оцепенели.

Над рожью по направлению к ним, быстро увеличиваясь в размерах, неслась какая-то тень. Прошло не больше секунды. Нюша тихо вскрикнула и присела, мальчики, словно по команде, припали к земле.

В каких-нибудь трех метрах от ребят пролетела огромная, невиданная птица. Распластав в воздухе черные крылья, она мелькнула над тропинкой, бесшумно скользнула над рекой и скрылась в темной листве одной из ветел, что росли на противоположном берегу. Оттуда донесся легкий шорох, потом все стихло, как будто ничего и не было.

Очень долго ребята боялись шевельнуться. Нюша сидела на корточках, закрывшись платком. Мальчики стояли на коленях, опираясь на локти, пригнув головы к земле. Лишь минуты через две Нюша тихо прошептала:

– Вася!.. Ой, Вася!.. Что это такое было?

Вася осторожно приподнял голову, поправил пилотку.

– Дима… Видел?

  1. Тот молча кивнул головой.
  2. – Птица, да?
  3. Не меняя позы, Дима пожал плечами.

– На ту ветлу села. Да?

Дима опять кивнул.

Вася медленно выпрямился, но продолжал стоять на коленях… Все трое смотрели на ветлу за рекой. Однако в темной листве ее ничего невозможно было разглядеть.

– Орлов таких не бывает, – снова зашептал Вася. – И журавлей таких по бывает: каждое крыло больше метра!

– Такой… только этот… кондор бывает, – сказала Нюша.

– Кто?

– Кондор. Помните, в «Детях капитана Гранта»? Как он мальчишку унес…

Все опять умолкли. Ветлы на том берегу были совершенно неподвижны, и оттуда не доносилось ни звука.

– Притаилась. Высматривает нас, – прошептал Вася. Дима припал еще ниже к земле и пополз в том направлении, откуда они пришли. За ним поползла Нюша, скребя землю носками маленьких сапожек, за Нюшей – Вася, путаясь в своей шинели.

Пилотка опять съехала Васе на глаза. Он наткнулся лицом на кустик репейника и вскрикнул.

«Ой! Ой! Ой!» – трижды отозвалось за речкой.

Все трое вскочили, словно подброшенные, и помчались вдоль обрыва.

Метров триста, если не больше, бежали ребята, пока не очутились на улице маленькой деревушки, у ворот своего дома. Остановившись, они долго не произносили ни слова. Все трое тяжело дышали. Дима обмахивался кепкой, Нюша махала приподнятым над головой краем платка, Вася вытирал лицо пилоткой. Взмокшие светлые волосы его торчали вихрами во все стороны.

– Глупо! – сказал наконец Дима.

  • – Чего – глупо?
  • – Кондоры в Советском Союзе не водятся.
  • – А что же это тогда за птица?
  • – Такие большие птицы у нас вообще не водятся, – решительно сказал Дима.

Источник: https://libking.ru/books/child-/child-adv/112660-yuriy-sotnik-rasskazy.html

Юрий Сотник — Гадюка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих

Мимо окна вагона проплыл одинокий фонарь. Поезд остановился. На платформе послышались торопливые голоса:
– Ну, в час добрый! Смотри из окна не высовывайся!
– Не буду, бабушка.
– Как приедешь, обязательно телеграмму!.. Боря, слышишь? Мыслимое ли дело такую пакость везти! Поезд тронулся.
– До свиданья, бабушка!
– Маму целуй.

Носовой платок я тебе в карман… Старичок в панаме из сурового полотна негромко заметил:
– Так-с! Сейчас, значит, сюда пожалует Боря. Дверь отворилась, и Боря вошел. Это был мальчик лет двенадцати, упитанный, розовощекий. Серая кепка сидела криво на его голове, черная курточка распахнулась.

В одной руке он держал бельевую корзину, в другой – веревочную сумку с большой банкой из зеленого стекла. Он двигался по вагону медленно, осторожно, держа сумку на почтительном расстоянии от себя и не спуская с нее глаз.
Вагон был полон. Кое-кто из пассажиров забрался даже на верхние полки. Дойдя до середины вагона, Боря остановился.

– Мы немного потеснимся, а молодой человек сядет здесь, с краешку, – сказал старичок в панаме.
– Спасибо! – невнятно проговорил Боря и сел, предварительно засунув свой багаж под лавку.
Пассажиры исподтишка наблюдали за ним.

Читайте также:  Викторины по астрономии для школьников 6-7 класса с ответами

Некоторое время он сидел смирно, держась руками за колени и глубоко дыша, потом вдруг сполз со своего места, выдвинул сумку и долго рассматривал сквозь стекло содержимое банки. Потом негромко сказал: «Тут», убрал сумку и снова уселся.
Многие в вагоне спали. До появления Бори тишина нарушалась лишь постукиванием колес да чьим-то размеренным храпом.

Но теперь к этим монотонным, привычным, а потому незаметным звукам примешивался странный непрерывный шорох, который явно исходил из-под лавки.
Старичок в панаме поставил ребром на коленях большой портфель и обратился к Боре:
– В Москву едем, молодой человек? Боря кивнул.
– На даче были?
– В деревне. У бабушки.
– Так, так!.. В деревне. Это хорошо. – Старичок немного помолчал.

– Только тяжеленько, должно быть, одному. Багаж-то у вас вон какой, не по росту.
– Корзина? Нет, она легкая. – Боря нагнулся зачем-то, потрогал корзину и добавил вскользь: – В ней одни только земноводные.
– Как?
– Одни земноводные и пресмыкающиеся. Она легкая совсем.
На минуту воцарилось молчание.

Потом плечистый рабочий с темными усами пробасил:
– Это как понимать: земноводные и пресмыкающиеся?
– Ну, лягушки, жабы, ящерицы, ужи…
– Бррр, какая мерзость! – сказала пассажирка в углу. Старичок побарабанил пальцами по портфелю:
– Н-да! Занятно!.. И на какой же предмет вы их, так сказать…
– Террариум для школы делаем. Двое наших ребят самый террариум строят, а я ловлю.

– Чего делают? – спросила пожилая колхозница, лежавшая на второй полке.
– Террариум, – пояснил старичок, – это, знаете, такой ящик стеклянный, вроде аквариума. В нем и содержат всех этих…
– Гадов-то этих?
– Н-ну да. Не гадов, а земноводных и пресмыкающихся, выражаясь научным языком.

– Старичок снова обратился к Боре: – И… и много, значит, у вас этих земноводных?
Боря поднял глаза и стал загибать пальцы на левой руке:
– Ужей четыре штуки, жаб две, ящериц восемь и лягушек одиннадцать.
– Ужас какой! – донеслось из темного угла. Пожилая колхозница поднялась на локте и посмотрела вниз на Борю.
– И всех в школу везешь?
– Не всех. Мы половину ужей и лягушек на тритонов сменяем в соседней школе.
– Ужотко попадет тебе от учителей…
Боря передернул плечами и снисходительно улыбнулся:
– «Попадет»! Вовсе не попадет. Наоборот, даже спасибо скажут. – Раз для ученья, стало быть, не попадет, – согласился усатый рабочий.

Разговор заинтересовал других пассажиров: из соседнего отделения вышел молодой загорелый лейтенант и остановился в проходе, положив локоть на вторую полку; подошли две девушки-колхозницы, громко щелкая орехи; подошел высокий лысый гражданин в пенсне; подошли два ремесленника. Боре, как видно, польстило такое внимание. Он заговорил оживленнее, уже не дожидаясь расспросов:

– Вы знаете, какую мы пользу школе приносим… Один уж в зоомагазине семь пятьдесят стоит, да еще попробуй достань! А лягушки… Пусть хотя бы по трешке штука, вот и тридцать три рубля… А самый террариум!.. Если такой в магазине купить, рублей пятьсот обойдется. А вы говорите «попадет»!
Пассажиры смеялись, кивали головами.

– Молодцы!
– А что вы думаете! И в самом деле пользу приносят.
– И долго ты их ловил? – спросил лейтенант.
– Две недели целых. Утром позавтракаю – и сразу на охоту. Приду домой, пообедаю – и опять ловить, до самого вечера.

– Боря снял кепку с головы и принялся обмахиваться ею, – С лягушками и жабами еще ничего… и ящерицы часто попадаются, а вот с ужами… Я раз увидел одного, бросился к нему, а он – в пруд, а я не удержался – и тоже в пруд. Думаете, не опасно?
– Опасно, конечно, – согласился лейтенант. Почти весь вагон прислушивался теперь к разговору.

Из всех отделений высовывались улыбающиеся лица. Когда Боря говорил, наступала тишина. Когда он умолкал, отовсюду слышались приглушенный смех и негромкие слова: – Занятный какой мальчонка!
– Маленький, а какой сознательный!
– Н-нда-с! – заметил старичок в панаме. – Общественно полезный труд. В наше время, граждане, таких детей не было.

Не было таких детей!
– Я еще больше наловил бы, если бы не бабушка, – сказал Боря. – Она их до смерти боится.
– Бедная твоя бабушка!
– Я и так ей ничего про гадюку не сказал.
– Про кого?
– Про гадюку. Я ее четыре часа выслеживал. Она под камень ушла, а я ее ждал. Потом она вылезла, я ее защемил…
– Стало быть, и гадюку везешь? – перебил его рабочий.

– Ага! Она у меня в банке, отдельно. – Боря махнул рукой под скамью.
– Этого еще недоставало! – простонала пассажирка в темном углу.
Слушатели несколько притихли. Лица их стали серьезнее. Только лейтенант продолжал улыбаться.
– А может, это и не гадюка? – спросил он.
– «Не гадюка»! – возмутился Боря. – А что же тогда, по-вашему?
– Еще один уж.

– Думаете, я ужа отличить не могу?
– А ну покажи!
– Да оставьте! – заговорили кругом. – Ну ее!
– Пусть, пусть покажет. Интересно.
– Ну что там интересного! Смотреть противно!
– А вы не смотрите.
Боря вытащил из-под лавки сумку и опустился перед ней на корточки.

Стоявшие в проходе расступились, сидевшие на скамьях приподнялись со своих мост и вытянули шеи, глядя на зеленую банку.
– Сорок лет прожил, а гадюку от ужа не сумею отличить, – сказал гражданин в пенсне.
– Вот! – наставительно отозвался старичок. – А будь у вас в школе террариум, тогда смогли бы.

– Уж возле головы пятнышки такие желтые имеет, – сказал Боря, заглядывая сбоку внутрь банки. – А у гадюки таких пятнышек… – Он вдруг умолк. Лицо его приняло сосредоточенное выражение. – У гадюки… у гадюки таких пятнышек… – Он опять не договорил и посмотрел на банку с другой стороны. Потом заглянул под лавку. Потом медленно обвел глазами пол вокруг себя.

– Что, нету? – спросил кто-то.Боря поднялся. Держась руками за колени, он все еще смотрел на банку.

– Я… я совсем недавно ее проверял… Тут была… Пассажиры безмолвствовали. Боря опять заглянул под скамью:
– Тряпочка развязалась. Я ее очень крепко завязал, а она… видите?
Тряпочка никого не интересовала. Все опасливо смотрели на пол и переступали с ноги на ногу.

– Черт знает что! – процедил сквозь зубы гражданин в пенсне. – Выходит, что она здесь где-то ползает.

Источник: https://skazki.rustih.ru/yurij-sotnik-gadyuka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector