Важнейшим этапом в жизни малыша является пятилетие. Именно в это время ребенок начинает более активно готовиться к школе – недаром данный период носит название старшего дошкольного возраста. Каждый малыш индивидуален, но есть определенный перечень того, что должен уметь делать и хорошо знать ребенок в 5 лет, чтобы соответствовать нормам.
Возрастные особенности психики
Дошкольник 5 лет, как установили психологи, очень восприимчив к обучению, поэтому сейчас самое время не только передать ему какую-то конкретную информацию, но и развить любознательность, стремление учиться, желание знакомиться с новыми сведениями. Это очень пригодится ему во взрослой жизни. В этом возрасте дети с удовольствием пересказывают сказки или истории, услышанные от родителей, иногда добавляя что-то свое, у них постепенно улучшается память и мышление:
- ребенок должен запоминать до 10 картинок;
- одновременно удерживать в поле зрения около 10 предметов;
- находить между ними отличия;
- выявлять лишний предмет из ряда и пояснять, почему именно он является лишним.
Логика выходит на новый уровень – теперь ребенку не составит труда закончить предложение: если Маша выше Пети, то Петя… (ниже Маши).
Для развития мышления стоит задавать малышу вопросы по только что рассказанному, используя слова «почему», «отчего», – это заставит дошкольника самостоятельно размышлять.
Достигший 5 лет ребенок пока не может делать одновременно несколько дел, не в состоянии запомнить длинную смысловую цепочку, поэтому не стоит перегружать его.
Все задания лучше разбивать на небольшие блоки, выполнение которых по очереди, с одной стороны, поможет ребенку развить навыки и умения, а с другой – не вызовет переутомления.
У малышей продолжает формироваться самооценка, поэтому, чтобы ребенок не вырос закомплексованным и неуверенным в себе, следует почаще его хвалить, иногда закрывая глаза на промахи. Но и переусердствовать нельзя, в противном случае сформируется самоуверенный эгоист, убежденный в своей постоянной правоте. В диапазоне 5-7 лет завершается формирование характера.
Особенности физического развития
Родители малыша, достигшего 5 лет, должны знать, что для этого возраста имеется несколько особенностей.
- Рост – от 100 до 120 см у мальчиков и 105-115 см у девочек.
- Вес – до 25 кг (мальчики), до 20 кг (девочки).
- За год большинство детей вырастает на 5 см, но в весе не прибавляют, отчего родителям начинает казаться, что их малыш сильно похудел. Однако подобное явление является нормальным и соответствует возрастной специфике.
- У детей наблюдается увлеченность движением, желание постоянно прыгать, резвиться.
- Могут пробежать без остановки до 200 метров, не падая и не спотыкаясь.
- Прыгают через скакалку и на одной ножке.
- Способны сохранять равновесие, стоя на одной ноге или во время ходьбы на гимнастической доске. Многие малыши могут ловко лазать по канату.
- Умеют ловить и подбрасывать мяч, попадать им в запланированную цель.
В этот период многие дети отличаются повышенной активностью, поэтому можно смело отдавать их в различные секции и спортивные кружки.
Движения пятилетки становятся более скоординированными и четкими, чем год назад, он хорошо управляет своим телом, поэтому к числу любимых забав этого периода относятся прятки, догонялки, жмурки, занятия со скакалкой, лазание по шведской стенке. Именно в этом возрасте можно предложить малышу начать уроки езды на двухколесном велосипеде.
Для полноценного роста и развития малыша следует включать в его рацион продукты, обогащенные кальцием, прежде всего рыбу и творог.
Речь
Ребенок в 5 лет должен уметь составлять развернутые предложения, помогающие ему донести мысль до собеседника, использовать не только конкретную лексику, но и абстрактные слова.
Особенности речевого развития следующие:
- минимальный словарный запас – 2500 слов;
- все звуки произносятся правильно;
- ребенок в состоянии подробно рассказать о себе: описать прожитый день, передать, чем именно он занимался, получал ли от этого удовольствие. В итоге должен получиться связный рассказ из 5-6 предложений, объединенных между собой единой тематикой.
О нормальном развитии памяти свидетельствует способность ребенка выучить несложный стишок из 2-3 четверостиший, пересказать в подробностях услышанную сказку. Пятилетки способны объяснять своими словами содержание простых пословиц («Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
Мелкая моторика
В развитии ребенка 5 лет особое значение играет мелкая моторика, ведь именно сейчас ведется активная подготовка к школе. Какими же навыками должен обладать малыш?
- Лепить из пластилина.
- Вырезать ножницами (не просто по прямой линии, но и по кругу).
- Правильно держать в руках кисточку, ручку, пользоваться ими.
- Писать цифры, буквы. Регулировать силу нажима на карандаш.
- Раскрашивать и заштриховывать картинки, не выезжая за контур.
- Рисовать иллюстрации с сюжетом.
- Завязывать и развязывать шнурки.
- Складывать пазлы.
- Собирать фигурки из конструктора.
Все движения пальцами и кистями становятся более ловкими, четкими, скоординированными.
Родителям очень важно приучать ребенка к самостоятельному решению проблем, поэтому без крайней необходимости помогать ему не стоит.
Общение с детьми и взрослыми
Малыш в 5 лет должен понимать, в каких случаях ему необходимо поздороваться, попрощаться, сказать «спасибо». Очень часто дети стремятся во всем быть похожими на взрослых, поэтому играют в игры, имитирующие жизнь родителей, – в дочки-матери, магазин, доктора и похожие.
Дети 5 — 6 лет очень доверчивы к взрослым, поэтому родителям важно объяснить им правила поведения с незнакомыми людьми. Ребята должны четко уяснить, что нельзя разговаривать на улице с чужими «дядями и тетями», а главное, понимать, почему — это несет опасность.
Какими знаниями должен обладать ребенок?
- Уметь называть свою фамилию и имя.
- Знать свой адрес (начиная со страны и города) и дату рождения.
- Помнить фамилию и имена родителей полностью, знать, где они работают.
К этому возрасту у детей уже образуется определенный круг общения, появляются настоящие друзья (те дети, которых он выбрал самостоятельно, которые ему интересны, а не навязаны родителями), образуются определенные роли – лидеры, ведомые, аутсайдеры, это в дальнейшем определит социальный статус ребенка. Поэтому если взрослые видят, что их малыш не может наладить отношения со сверстниками, всегда играет в одиночестве, следует ему помочь.
Специфика интеллектуального развития
Какими же общими знаниями обладают пятилетки?
- Разбираются в направлениях – вперед и назад, лево и право, вверх и вниз.
- Они хорошо понимают части суток, не путают ночь и вечер, утро и день.
- Ориентируются во временах года и знают, что за весной следует лето.
- Знают, что все в мире делится на живое и неживое, могут определить, относится ли конкретный предмет к живому либо неживому.
- Многие дети этого возраста знают алфавит.
5- летние дети очень любопытны, постепенно их знания об окружающем мире начинают расширяться, они задают родителям огромное количество вопросов, на которые необходимо предоставить исчерпывающие ответы.
Если то, что интересует малыша, маме или папе неизвестно, не стоит оставлять этот вопрос. Родителям следует подготовиться, а потом поделиться информацией с сыном или дочерью в доступной им форме.
Бытовые умения и навыки
Ребенок в возрасте 5 лет отличается тем, что умеет сам находить себе занятие. Родителям не нужно больше ломать голову над тем, как именно ему сегодня поиграть, дошкольник придумает все сам.
Кроме того, ребята этого возраста обладают практически всеми необходимыми навыками самообслуживания:
- они сами едят;
- могут одеваться и обуваться;
- помогать родителям, выполняя несложные задания (например, прибирать свои игрушки);
- умеют чистить зубы, умываться;
- причесываются полностью самостоятельно.
Детям свойственно предлагать родителям свою помощь и с удовольствием выполнять некоторые поручения: поливать цветы, протирать пыль, расставлять игрушки по местам.
Математические знания
Пять лет – возраст очень важный, это время активной подготовки к школе, поэтому в арсенал знаний ребенка входит следующее:
- счет минимум до 10 и в обратном порядке – до 1;
- сравнение чисел (малыш должен ответить, какое число больше – 5 или 7);
- представление о простейших арифметических действиях – сложении и вычитании;
- знание основных геометрических фигур (круг, прямоугольник, квадрат, линия, треугольник) – дошкольник должен понимать, чем они отличаются друг от друга, уметь их рисовать, находить на картинке, делить круг и квадрат на равные части – две и четыре.
Эти знания в дальнейшем пригодятся для успешного постижения школьной программы.
Чтение, письмо
5 лет – самый лучший возраст, чтобы научить ребенка читать. Многие родители отмечают, что если такие уроки начинались в 3-4 года, то чаще всего оказывались малопродуктивными, ребенок плохо запоминал буквы и не понимал, как складывать из них слоги. Но в пять лет ситуация изменилась, чтение становится доступным, малыши делают успехи.
Очень важно заниматься с ребенком развивающими играми, формирующими у него умение читать и писать, постепенно наращивая продолжительность занятия: 5-10 минут в день постепенно увеличатся до 30-40 минут.
Информация об окружающем мире
Достигшие 5-6 лет дошкольники уже обладают достаточными знаниями о мире, который их окружает. Но родителям стоит обратить наибольшее внимание на следующие моменты.
- Умение различать основные цвета и их оттенки. Нужно не только знать названия цветов, но и приводить примеры (лимон – желтый, кошка – белая).
- Перечислять основные профессии (врач, воспитатель, повар, водитель), понимать, чем занимаются их представители.
- Отличать хищных животных от травоядных, приводить примеры тех и других.
- Знать названия всех месяцев и порядок их расположения в году, соотносить месяц и время года.
- Приводить примеры садовых и полевых цветов, перелетных и оседлых птиц и мотивировать свой выбор.
- Называть явления природы, понимать, что сейчас происходит одно из них: снегопад, ветер, дождь.
Все это говорит о том, что развитие ребенка соответствует возрастным нормам и он нормально готовится к школе.
Родителям пятилетнего дошкольника важно помнить, что их ребенок – это отдельная самостоятельная личность, которая может быть совершенно непохожей на маму или папу, как бы тем ни хотелось обратного.
Необходимо с уважением относиться к желаниям малыша, не пытаясь его переделать, и навести на нужное направление, помочь развиваться и получать необходимые навыки и умения, а не бороться с теми чертами характера, которые взрослым попросту не нравятся.
Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/umeniya-v-5-let
Развитие ребенка в 5 лет: от 5 до 6
3 голос, средняя оценка: 3,67 из 5
Развитие ребенка в 5 лет выходит на новый этап. Он вполне взрослый и самостоятельный, многому успел научиться. Пятилетки прекрасно владеют своим телом, говорят длинными предложениями, считают до десяти, а то и до двадцати. Умеют рисовать, знают буквы, начинают писать. Родители не успели заметить, как их миленький карапуз превратился в дошкольника. Основное задание сейчас подготовить малыша к школе, не отбив у него желания учиться.
Особенности развития ребенка в 5 лет
Физическое развитие пятилетнего ребенка
Рост мальчика к пяти годам достигает 106-116 см, вес – 16,4-19,7 см, охват грудной клетки – 52,0-57,0 см. Девочки к пяти годам вырастают до 102-111 см, весят они 15,4-19,0 кг, окружность грудной клетки у них 51,6-56,6 см.
В этом возрасте все больше начинает проявляться разница в показателях нормы между детьми разных полов. Мальчики выше и крепче, девочки более деликатные. Физические показатели также зависят от генетических особенностей детей.
Большинство пятилеток худые, вся энергия у них идет в рост скелета и укрепление мышц.
Пятилетние дети очень активные. Они могут пробежать 60-70 метров без передышки, двигаться с помощью прыжков, спрыгивать с высоты в 20-30 сантиметров. Ловко перескакивают с одной ноги на другую, ползают по лестницам, ходят на носочках. Подниматься и спускаться со ступенек могут с небольшим грузом в руках. Игра ребенка в мяч становится виртуозной.
Он попадает в цель с одного метра, проводит мячик между предметами, бросает друзьям и ловит его на лету. Совершенствуется у детей координация движений. Они прекрасно ходят по узкой доске, перешагивают и перепрыгивают через препятствия, проползают под планкой, расположенной на высоте 40 см над землей.
В конце пятого года многие детки умеют ездить на двухколесном велосипеде.
Мелкая моторика и бытовые навыки
Мелкая моторика рук к пяти годам тоже совершенствуется. Дети умеют нанизывать на ниточку бусинки и пуговички, лепят из пластилина самые разные фигурки, играют в сложные конструкторы. Дошкольники неплохо рисуют, пользуясь при этом кисточками, карандашами и фломастерами.
Картинки у них получаются вполне узнаваемыми. Они хорошо держат ручку, пробуют писать в прописи. Могут соединить между собой разные точки на бумаге. В разрисовке не выходят за контуры, когда раскрашивают картинки и мелкие детали. Ребенку получаются сложные аппликации, поделки.
Он пробует делать из бумаги оригами, он отлично складывает пазлы из десятка деталей.
В быту малыш к пяти годам становится вполне самостоятельным. Он ест ложкой, ножом и вилкой, пьет из кружки. Знает правила этикета за столом, не капризничает, и не разбрасывает еду. Сам умывается, чистит зубки и полощет ротик.
Одевается без посторонней помощи, умеет застегивать молнию, завязывать шнурки, застегивать и расстегивать пуговички. Позвольте ребенку совершенствовать свои бытовые навыки, не помогайте без надобности. Пускай многие вещи он делает медленно, но таким образом малыш учится себя обслуживать.
Дети, которые ходят в садик, часто справляются с бытовыми вещами намного лучше, чем те, которых воспитывают в домашних условиях.
Умственное развитие пятилетних детей
Интеллектуальное развитие детей пятого года жизни определяется следующими параметрами:
- Способностью концентрировать внимание
- Умением воспринимать информацию
- Развитием логического мышления
- Памятью
- Воображением.
Концентрация внимания ребенку в 5 лет дается нелегко. Он пока не может сосредотачиваться на работе с помощью волевого усилия. Легко отвлекается, переключается с одного дела на другое.
Он продолжает воспринимать информацию в ходе игры, занимается только тем, что ему интересно. Дополнительное занятие, выходящее за пределы поставленной задачи, дается малышу с трудом. Если ребенок гиперактивный, ему еще труднее концентрировать свое внимание.
Он предпочитает подвижные игры, не может дольше пяти минут сидеть на одном месте.
Дети очень быстро впитывают новую информацию
Дети в пять лет впитывают новую информацию, как губки. Они интересуются всем и задают сотни вопросов. В этом возрасте уже проявляются способности и наклонности. Одному ребенку лучше дается счет и математика, другой охотнее занимается творчеством, а третьему больше нравится слушать и читать книги. Есть особенности зрительного и слухового восприятия.
Одни лучше запоминают информацию, рассматривая картинки или фильмы, другие – прослушав ее. К пяти годам дети уже хорошо различают и называют цвета, формы предметов. Труднее обстоит ситуация с восприятием времени, особенно длинных промежутков. Ребенку трудно понять, что такое неделя, месяц, год. Часы и календарь для малыша остаются вещами абстрактными.
Он еще не знает, как с ними обращаться.
Особенности мышления детей в пять лет
У пятилетних детей преобладает наглядно-образное мышление. Они хорошо понимают, как устроены многие бытовые приборы, как ими можно пользоваться. Игрушки не ломают, а разбирают на детали. Быстро учатся пользоваться в процессе игры новыми предметами.
Словесно-логическое мышление только начинает формироваться. Дети уже могут делать первые обобщения, сортировать предметы по их признакам, составлять логические цепочки и находить в них лишние предметы.
Но многие абстрактные понятия для них пока недоступны, они с трудом улавливают логику слов, если они не подкреплены материальными предметами.
Память к пяти годам совершенствуется. Дети быстро схватывают информацию, но также быстро ее забывают. Выученный стишок, если его не повторять, через пару дней уже не могут рассказать.
Лучше запоминать ребенку получается то, что произвело на него сильное впечатление. Например, слова понравившейся песенки он будет помнить очень долго.
А стихотворение, выученное под принуждением, тут же забудет.
Любят дети в этом возрасте ролевые игры. У них очень сильно развито воображение, в процессе игры они представляют себя летчиками, шоферами, сказочными принцессами. Часто путают реальность с воображаемым миром. Придумывают себе друзей и разговаривать с ними. Иногда боятся монстров, которые существуют лишь в их фантазии.
Бывает, что ребенок обманывает взрослых, рассказывает истории, которых на самом деле не было. Не нужно переживать, малыш не растет вруном. Для развития его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, он должен пройти такой этап в жизни, когда фантазии смешиваются с реальностью.
Пройдет совсем немного времени, и его воображение не будет столь бурным.
Речевое развитие ребенка в пять лет
Словарный запас малыша пятого года жизни большой, составляет около 3000 слов. Он выговаривает большинство звуков, проблемы бывают с буквой «р» и некоторыми шипящими. Процесс развития речи идет у детей параллельно с развитием мышления.
Вместе с новой информацией они усваивают и новые слова. Потому так важно, чтобы родители больше разговаривали с малышом, следили за своей речью, произносили слова и фразы правильно, избегали громких звуков.
Ведь ребенок копирует взрослых вместе с их ошибками.
Предложения, которыми говорит пятилетний дошкольник, состоят из 5-6 слов. В детском словаре присутствуют существительные во всех падежах, глаголы, наречия, краткие причастия. Ребенок использует все времена, превосходную степень, уменьшительные формы, пользуется синонимами и антонимами. Хотя и допускать иногда грамматические ошибки.
Дети в пять лет могут самостоятельно образовать прилагательное от существительного. Речь их логически выстроена, они способны общаться на отвлеченные темы. Теперь дошкольник пересказыват сказки, улавливая их основной смысл. Без помощи взрослых декламирует стихи, активно используя разные интонации. Ребенку нравиться придумывать новые слова, которых нет в литературном языке.
Например, машинки он может назвать «ездилки», раскраски – «разукрашки».
Эмоциональное и социальное развитие пятилетних детей
К пяти годам дети учатся контролировать свои эмоции, это у них неплохо получается. Психологическое развитие выходит на тот уровень, когда ребенку проще давать оценку своим поступкам, сдерживать импульсивные желания.
Сейчас он хорошо говорит и может выразить словами все, что хочет. Потому малыш начинает себя чувствовать более уверенно, ведь его все понимают. Улучшается у детей усидчивость и терпеливость.
Они могут спокойно ждать своей очереди, просить разрешения взять ту или иную вещь.
С чужими людьми ребенок еще бывает стеснительный, но намного легче идет на контакт, чем раньше. Дети предпочитают групповые игры индивидуальным. Умеют делиться своими игрушками, угощать друг друга вкусностями.
В процессе игры придерживаются правил, уступают друг другу, если это необходимо. Теперь у них появилось чувство справедливости, они стараются не обижать своих сверстников напрасно.
Ребенок бывает нервный и сильно расстраивается, когда, по его мнению, кто-то поступает неправильно.
Малыш уже помогает родителям
Малыш к пяти годам научился помогать родителям по дому и с удовольствием это делает. Он продолжает копировать их поведение. Так что не стоит ждать от ребенка, что он будет делать вещи, которые не делают папа с мамой.
В этом возрасте формируется личность малыша, его привычки. Важно заложить в следующие два года в него все навыки, которые пригодятся во взрослой жизни. Учите дошкольника проявлять инициативу, дайте ему возможность выбора.
Например, когда идете на улицу спросите, что малыш хочет надеть. Выбор должен быть четким, между 2-3 вещами. Также спрашивайте, что ребенку хочется съесть, блинчики или пюре из картошки, яблоко или банан.
У него будет повышаться самооценка, дошкольник почувствует себя важной личностью. Вместе с тем, у него выработается чувство ответственности за свой выбор.
Возрастные проблемы в пять лет могут быть связаны с гиперактивностью. Ребёнок становится неуправляемый и агрессивный, обижает своих друзей, плохо идет на контакт с другими детьми. Иногда у него нарушен сон, малыш кричит по ночам, просыпается.
Причины такого поведения могут быть разными, от домашних проблем, до трудностей в детском коллективе. Ребенку может понадобиться консультация невролога или психолога.
Только они дадут правильные советы, как вести себя с трудным дошкольником, как исправить недостатки воспитания и общения с ним.
Режим и питание ребенка в 5 лет
Для нормального роста и развития ребенку в пять лет нужно правильно питаться. Его стол полностью отвечает столу взрослых. Если вы сами придерживаетесь правил здорового питания, можете не готовить малышу отдельные блюда.
Следите, чтобы он не ел слишком много жареного, копченостей. Не следует поощрять перекусы, лучше всего, когда ребенок ест 4 раза в день и в одно и то же время. Пятилетние дети очень любят сладости. У родителей возникает вопрос, можно ли давать их малышу и как часто.
Вот список продуктов, которые желательно исключить из детского меню:
- Леденцы, которые содержат много сахара и красители. Они вызывают кариес и проблемы с желудком.
- Шоколад. В нем много веществ, которые возбуждают нервную систему
- Чипсы и сухарики, содержащие вредные жиры, соль и приправы.
- Газированные напитки, в которых много сахара, консервантов, ароматизаторов и красителей.
Вот что лучше всего покупать ребенку:
- Халва. В ней немного сахара, зато есть полиненасыщенные жирные кислоты, необходимые для развития нервной системы, и ряд витаминов.
- Белый шоколад. Содержит молоко и масло какао, не вызывает возбуждения нервной системы.
- Зефир состоит из сахара, фруктового желе, пектина и яичных белков. Положительно влияет на обмен веществ.
- Мед, ягодки, сухофрукты – содержат витамины, регулируют работу кишечника.
Через год дошкольник станет школьником, потому так важно уже сейчас приучать его к режиму. Дети должны вовремя ложится спать, не позднее девяти часов вечера. Утро начните с гигиенических процедур и полноценного завтрака.
Желательно, чтобы просыпался, умывался и ел малыш в одно и то де время. Затем нужно уделить время занятиям и утренней зарядке. Уроки и дальше должны проходить в форме игры, но следует тренировать усидчивость и внимательность дошкольника.
После занятий обязательно с ребенком гулять. Многие дети к пяти годам днем уже не спят. Но если ваш малыш любит вздремнуть после обеда, это не отклонение от нормы. Просто его нервная система требует больше отдыха.
Вечерние занятия не должны быть такими интенсивными, как утренние. Просто поиграйте с карапузом в игры развивавшки или прочитайте сказку.
Занятия с ребенком пяти лет
Для нормального физического развития ребенку нужно много двигаться. Некоторые дети к пяти годам уже посещают спортивные секции. Если вы не ставите перед собой задачи сделать из малыша чемпиона, можете ограничиться утренней зарядкой.
Купите домой несколько простых тренажеров —перекладину, кольца, гимнастическую стенку. Упражнения следует делать ежедневно в одно и то же время. Неплохо, если вы придумаете к ним музыкальное сопровождение. Как правильно заниматься с малышом подскажет развивающее видео.
Используйте для спортивных игр время прогулки. Пускай ребенок играет в мяч, бегает на площадке, преодолевает препятствия. Ни в коем случае не запрещайте ему бегать со сверстниками. Пускай носится, играет в догонялки, не бойтесь, что малыш упадет.
Ведь без ушибов не проходит жизнь ни одного мальчика или девочки.
В пять лет ребенка нужно готовить к школе. Если он еще не освоил весь алфавит, самое время этим заняться. Пригодится книжка или таблица с буквами, кубики пятилетке могут быть уже не интересными. Купите дошкольнику тетрадь и учите понемножку писать буквы. Чтобы процесс проходил легче, сначала предложите ручкой обрисовать контуры.
Математические занятия можно проводить с помощью специальных палочек для счета, пригодятся развивающие пособия с простыми детскими задачками. Не паникуйте, когда ваш ребенок протестует и не хочет учиться. Он не ленивый, ему просто не интересна пока учеба. Попробуйте превратить занятия в игру, только так пятилетку можно заставить осваивать новый материал.
Творческое развитие детей
Творческое развитие детей не менее важно, чем умственное. Малыши в 5 лет хорошо рисуют, следует поощрять их способности. Предложите новые материалы, пускай рисует не только акварелью, но и гуашью или акрилом. Пригодятся для занятий мелки, карандаши, фломастеры, маркеры.
Увидите, что ваш малыш с помощью новых материалов может создавать великолепные картинки. Кроме рисования, займитесь с ним лепкой и аппликацией, сложите вместе оригами. Такие упражнения помогают развивать мелкую моторику, тренируют координацию пальчиков.
Это пригодится ему во время подготовки к школе.
Видео и фотоВсе видео и фото
Читайте ребенку сказки и рассказы, попросите их пересказать. Помогите ему уловить суть и основную тему прочитанного, выделить главное и второстепенное.
Занятия развивают не только речь, но и логическое мышление. В пять лет можно начинать изучать английский. Найдите в интернете сайт для раннего изучения языка, он поможет вам освоить методику.
А еще лучше отдайте малыша в специальную языковую школу.
Обучение детей перед школой должно быть интересное и познавательное. Не следует постоянно устраивать им тесты и проверки. Сейчас этого не делают даже в начальной школе. Очень распространенной ошибкой родителей является игнорирование физического развития малышей.
Не следует все время ребенка занимать лишь развитием ума, тело не менее важно. Если он много знает, но его активность ограничена, начнутся проблемы со здоровьем. Подходите к воспитанию комплексно.
Только гармоничное развитие поможет вырасти малышу успешным и счастливым.
Источник: https://sputnikdetstva.ru/kalendar-razvitiya/rebenok-5-god.html
Развитие детей в возрасте 5 лет. Что должен уметь делать ребенок в пять лет? | Развитие ребенка
Пятилетний возраст считается достаточно сложным периодом жизни ребёнка, поскольку именно с этого возраста начинается подготовка к школе и самостоятельной жизни.
Дети 5-ти лет остаются все такими же подвижными, любят общение со ровесниками. Очень часто можно увидеть, как они что-то мастерят или рисуют. Пятилетки, в отличие от четырёхлеток, начинают тянуться к книгам, как губка, впитывая всё новое и интересное.
- Окружность грудной клетки: 52-57 см;
- Рост: 100-120 см;
- Вес: 17-25 кг.
Достигнув пяти лет, малыши начинают активно расти, поэтому хорошее и правильное питание для них очень важно.
Родители должны исключить из рациона «пустые углеводы»: конфеты, газировку, фастфуд, и постараться убрать все перекусы.
В этом возрасте все потребляемые ребёнком калории должны использоваться для роста и развития, и если чадо стало набирать лишние килограммы, нужно искать тому причину.
Физическое развитие пятилеток позволяет им буквально молниеносно осваивать разнообразные спортивные навыки, поэтому этот возраст идеален для начала занятий в какой-нибудь спортивной секции. Главные физические навыки, которые необходимо развивать в пятилетнем возрасте — это равновесие, координация и скорость.
Пятилетний ребёнок должен уметь:
- Быстро лазать по гимнастической стенке;
- Прыгать с высоты 40-50 см;
- Бросать мяч в мишень с 2-х м;
- Прыгать на одной ноге;
- Бежать без остановки на расстояние не менее 200 м;
- Ходить без посторонней помощи по гимнастической скамье.
Мелкая моторика у пятилетнего ребенка
У пятилеток достаточно хорошо развита мелкая моторика. Они могут правильно держать карандаш или ручку, рисовать разные линии (толстые, тонкие, кривые), делать простые аппликации, складывать паззлы и собирать соответствующие возрасту конструкторы.
Видео развитие ребенка в возрасте пяти лет
Психическое развитие детей в 5 лет
В 5 лет ребёнок невероятно восприимчив к обучению, схватывает всё буквально на лету. К этому возрасту ребёнок должен уметь отгадывать несложные загадки, понимать смысл простых пословиц, находить сходства и отличия окружающих предметов и определять последовательность происходящих событий.
У пятилеток начинает развиваться логическое мышление, хотя логика малыша ещё не вполне соответствует логике взрослого человека, поэтому родителям не стоит рьяно доказывать свою правоту.
5 лет — возраст, наиболее подходящий для обучения чтению.
Что должен знать и уметь ребенок в возрасте пяти лет?
- Знать цифры от 1 до 10;
- Уметь различать и рисовать геометрические фигуры, делить их на части;
- Знать и различать основные цвета;
- Знать все или почти все буквы, называть слова на эти буквы;
- Знать своё имя, фамилию и адрес;
- Знать дни недели;
- Находить различия в предметах;
- Пересказывать сюжеты картинок;
- Знать названия овощей и фруктов, различать их;
- Концентрировать своё внимание на одном занятии не менее 10 минут.
Как уже упоминалось, именно сейчас можно начинать подготовку ребёнка к школе, но желательно делать это ненавязчиво, деликатно, опираясь на его предпочтения. В противном случае можно навсегда отбить охоту учиться, а нам этого не надо, не так ли?
Словарный запас у пятилетних детей уже достаточно велик для того, чтобы общаться со взрослыми и ровесниками на любую тему. У них получается строить достаточно длинные фразы — по 6-8 слов, а также чётко произносить все звуки, разве что кроме звука «р», с выражением читать небольшие стихи. Речь у пятилеток становится образной.
Бытовые навыки и умения детей в 5 лет
В наше время высоких технологий дети пятилетнего возраста хоть и легко справляются с компьютером или смартфоном, зато часто не могут сами одеться или заправить кровать. Это происходит потому, что родители забывают, что даже таким, достаточно простым, вещам всё равно нужно учить.
Чем раньше родители начнут привлекать малыша к домашней работе, тем более самостоятельным он вырастет.
Обязательно нужно научить ребёнка убирать квартиру, и начать можно с уборки разбросанных игрушек, постепенно усложняя задачу.
Совсем неважно, что на первых порах после уборки придется всё переделывать — со временем чадо всему научится. Не нужно сразу же начинать исправлять всё за ребенком, лучше объяснить и подсказать: что, где и почему не так.
Пятилетний ребёнок должен самостоятельно умываться, есть и одеваться. Часто пятилетка изъявляет желание помочь маме в домашних делах. И помощь желательно принимать, иначе ребёнок привыкнет, что мама всё делает сама.
Малыш может помочь маме в стирке — например, достать белье из машинки, насыпать порошок в контейнер, включить машинку. Также ребёнку будет интересно выращивать какое-нибудь растение.
Пусть он сам его посадит, поливает и ухаживает за ним.
Полезно брать малыша с собой в магазин, объясняя при этом, как делаются покупки и откуда берутся деньги. В этом возрасте ребёнок уже в состоянии запомнить, какие продукты в каком магазине покупают.
Детские психологи уверены, что именно в пять лет происходит формирование характера, ребёнок усваивает правила поведения в социуме. Обязанность родителей — всему его научить. Именно в этом возрасте дети уже способны сопереживать, любить и сочувствовать.
Различия полов в 5 лет
Пятилетки уже вполне осознают и принимают свою половую принадлежность. Психологи также считают, что именно с этого возраста начинается период отставания в развитии мальчиков от девочек, который длится до подросткового возраста, а затем выравнивается.
Внимание! Употребление любых лекарственных средств и БАДов, а так же применение каких-либо лечебных методик, возможно только с разрешения врача.
Источник: https://vse-pro-detstvo.ru/razvitie_rebenka/razvitie-detey-v-vozraste-5-let-chto-dolzhen-umet-delat-rebenok-v-pyat-let
Чему научить ребенка в 5 лет
Дорогие мои, здравствуйте! Каждая наша встреча – это, прежде всего, урок понимания мира детей. И только на этой основе мы можем помочь своим крохам, можем научить их чему-то. Этим и отличается наша беседа от всего, что до сих пор существовало.
Почему нужно это вступление? Чтобы мы не забыли, что все, чему мы хотим научить своего малыша, должно быть похоже на игру! Увлекательную, веселую и такую, которая ему запомнится.
Сегодня наша цель выяснить не только чему научить ребенка в 5 лет, но и понять, как это делать.
Поехали?
Все комментарии, знания, полученные опытным путем и благодаря чтению умных книг, сегодня как никогда приветствуются! Даже надеюсь на жаркую дискуссию, потому что эта тема очень и очень всем нам важна!
Есть особый возраст в жизни человека. Именно тогда он словно превращается в губку, впитывая жадно всю информацию, которая находится в зоне его досягаемости. Его подпитывает любая «пища» – то, о чем говорят окружающие его люди, что он видит, и даже открытые в себе возможности собственного организма. В этот период человека можно научить очень и очень многому.
- Но что является необходимой программой-минимума, а что сделает его счастливым и творчески плодотворным?
- Как учить правильно?
- И как понять, в каком направлении развивать его таланты и способности?
Это все важно знать, потому что 5 лет бывает раз в жизни, и, если родители не готовы потрудиться на славу в этот период, многое уже будет невозможно изменить.
Чему важно и полезно научить
Прежде всего, уже что должен уметь ребенок и знать в 5 лет? К этому возрасту умственные, психические и физические способности малыша подготовились. Все 5 лет он осваивал этот мир и учился узнавать себя. Что уже должен знать и мочь ваш кроха? Приведу краткий список, можете отметить, что он уже умеет, что стоит подтянуть, и что в списке не названо:
- Знает достаточно слов, чтобы пересказать событие или передать информацию достаточно точно;
- У себя он легко назовет правый левый бок;
- Если его попросить, может коротко охарактеризовать предмет (материал, размер, цвет, принадлежность, назначение и т.д.);
- Развиты творческие способности (может лепить, петь, рисовать);
- Он разбирается во временных промежутках, соответственно с этим может рассказать или нарисовать историю;
- В чем-то проявляет самостоятельность (умеет сам играть, засыпать, придумывать себе дела);
- Возможно, знает буковки и умеет считать.
Это все есть базой, на которой мы будем строить последующее образование.
Что почитать ребенку в 4-5 лет, какие книги могут быть интересны
Обязательная программа
Мои друзья, чтобы вы назвали в этом пункте? Наверное, вы исходите из того, что малыш – дошкольник. А значит, стоит сосредоточиться на учебной программе, чтобы дать фору малышу, и помочь ему «влиться» в учебный процесс, минимизируя кризис первых лет в школе. И это – верный подход. Отсюда вывод, развиваем его особенности в разных областях, малыш обязательно должен уметь:
- Память. Свободно запоминать стихи, картинки, скороговорки.
- Внимание. Находить отличия на (почти одинаковых) картинках, замечать, как лежат предметы на его площади для игр, повторять за вами (рисунки, движения, слова).
- Математика. Мальчик или девочка свободно должны определять форму фигур, уметь сосчитать их и даже знать, как фигуры можно разделить на 2 или 4 части.
- Общие знания. Пятилетка знает свое и своих родных имя и фамилию, где кто работает, и адрес, по которому он и его родители живут.
- Речь. К этому возрасту лучше всего подготовить карапузов заранее, чтобы они уже знали алфавит. Это минимум, так как до школы кроха должен освоить речь более глубоко, он должен уметь писать хотя бы простейшие слова. Что еще? Читать и описывать картинки.
- Мышление. Представляете? Этот возраст освобождает вас от многих детских «почему». Малыш должен знать ответ на этот вопрос по многим моментам. Если его спросить, почему мама пошла в магазин, он объяснит, он даже сможет аргументировать свой выбор в отношении игрушки.
Это все поможет крохе не только хорошо учиться, но быстро освоиться в новом коллективе.
Дополнительный развивающий курс
Развитие малышат предполагает не только занятия по математике, но и не менее нужные уроки. Например, можно показать, как составить себе приблизительное расписание дня, как наблюдать за природой и т.д. .
А нужно ли учить кроху драться, как вы думаете? Многие родители идут на это не для того, чтобы малыш мог намахаться во всю кулаками, хоть, как физическая нагрузка, это очень полезно. Но и для того, чтобы карапуз был уверен в себе, когда кто-то его будет пытаться обидеть. Хоть порой защита словом куда более эффективна.
Плавать и нырять – тоже очень нужные навыки, которые не раз пригодятся карапузу во взрослом возрасте. И когда осваивать эту науку, как не в 5 лет, когда уже нет страха к воде, и кроха в отличной физической форме.
Умеет ли ваш малыш завязывать шнурки? Познакомили ли вы его с тем, что два «заячьих ушка» переплетаются, и одно «ныряет» под другое, образовывая узелок? Вот, я уже плавно перехожу к тому, как учить. А вернее, какие игры интересны и понятны ребенку 5 года жизни
Как обучать малыша
Только в игре получится деткам освоить что-то новое, закрепить эту полезную информацию в памяти и помочь полюбить полученные навыки.
А как вы подходите к форме передачи информации? Что вы используете для этого? Поделитесь! Всем интересны не только новые и новаторские методики, но и давно опробованные способы обучения!
А мы с вами сейчас давайте применим игру, чтобы преподать урок чтения карапузу. Он уже знает имена буковок. Осталось понять, как научить малыша их произносить единым словом.
2 основных правила любой игры:
- Крохе интересны небольшие, 10-15 минут занятия! Учтите это!
- И еще, не всегда легко сосредоточиться малышонку. А потому важно заниматься только с его согласия.
Знаете, что больше всего нужно крохам в этом возрасте? Несмотря на все их стремление к самостоятельности, дети будут в восторге, если посадить их на руки, поставить перед ним большую и красочную книгу и, водя своим или его пальчикам по строкам, медленно и четко читать.
Не торопитесь закрывать книгу, пусть малыш посмотрит, как здорово, что из буковок получается рассказ. Если есть возможность, прочтите еще раз, по слогам.
Через пару-тройку занятий, кроха, где по памяти, где, потому что понял механизм взаимодействия букв и звуков, сам будет читать. И ему это будет интересно! Не торопитесь, занимайтесь так, словно это игра в буквы. И обязательно двигайтесь поэтапно, от простых слов, к более длинным.
И еще одно! Подыщите книгу с крупными буквами, и с коротким текстом на странице.
Поиск таланта
Я не раз говорю, что все дети талантливы! И их дар важно развивать. Это не обязательно вложение в поиск будущей профессией крохи, но обязательно поможет ему быть уверенным в себе и более счастливым от осознания красоты этого мира.
Традиционно, все родители обучают своих малышат рисованию, игре на каком-либо инструменте или пении. Порой можно попробовать найти талант в логических занятиях, таких, как шахматы. Или же в спорте; это могут быть, как домашние тренировки, так и в спортивных секциях.
Главное, чтобы все занятия были с учетом желания и личных особенностей детей. Не нужно равняться на других карапузов. Только тем стоит заниматься, что по-настоящему увлечет вашу кроху! Да и уровень программы уроков тоже стоит подбирать индивидуально.
Например, что должен уметь рисовать пятилетка? Простые фигуры, домики и людей. Его ручка и глаз могут уже четко прорисовывать и небольшие детали. Если показать преимущества карандашей, фломастеров и красок, ребенку будет очень интересны занятия рисованием.
Ваш ребенок – это ваше Золото, Сокровище и Радость. И он таковым останется на всю жизнь. Но как сделать ребенка полезным членом общества? Как все его таланты помочь раскрыться? Вот, что для нас было и остается важным. Эта статья – просто полезная и своевременная информация.
Но все самое важное, а именно, претворение этих знаний в жизнь – за вами! А я со своей стороны, что могу – подскажу! Заходите в гости, подписывайтесь, приглашайте друзей, получайте всегда полезную информацию, будьте в курсе всех событий в мире детей! И я вам в этом помогу!
А на сегодня вынуждена попрощаться!
Источник: https://daynotes.ru/chemu_nauchit_rebenka_v_5_let/