Рассказы о природе, 2 класс. литературное чтение

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеВода – это совершенная красота. Именно она придает планете Земля тот исключительный, завораживающий вид, который выделяет ее среди других планет Солнечной системы. Благодаря воде, из далекого космоса наша Земля выглядит, как голубая планета.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеНа территории Центральной и Южной Америки обитает близкая родственница всем известной цапли, птица с необычным именем — агами. Ученые дали ей название Agamia Agami (Agami Heron). У агами более короткие ноги по сравнению с цаплей. Птица имеет интересный длинный и тонкий клюв, похожий на рапиру. Шея у агами змеевидная, а длина тела достигает семидесяти пяти сантиметров.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеЗдравствуй, утро! Здравствуй, доброе, с медовым ароматом начало нового дня!

Утро — это время, когда можно насладиться чарующей красотой пробуждающейся природы. Дымчато-белый туман уже покинул поля и леса.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеЕсть планеты Солнечной системы, есть планеты, находящиеся за пределами её. Все планеты разные, со своими особыми свойствами. Для нас самая лучшая – это планета Земля, на которой мы, люди, живем.

Земля — это «сцена» довольно компактных размеров, находящаяся в бесконечном космическом пространстве. Земля – большая труженица – она вращается вокруг Солнца и вокруг своей оси.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтение«Хорошо летом!» Короткий рассказ про лето

Хорошо летом! Золотые лучи солнца щедро льются на землю. Голубой ленточкой убегает вдаль река. Лес стоит в праздничном, летнем убранстве. Цветы — лиловые, жёлтые, голубые разбрелись по полянкам, опушкам. Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеМой питомец – это кошка, которую я когда-то назвала Бомбошка. Почему я дала ей такое необычное имя? Во-первых, потому, что ее хвост похож на бомбошку, а во-вторых, я в детстве долго не могла выговорить это слово «бомбошка», а когда научилась, то оно мне понравилось, и я так назвала кошку. Моя кошка – бело-рыжая, с полосками. Глаза у нее светлые, взгляд ясный. Ушки с одной стороны белые, а с другой – рыжие.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеЛес в зимнюю и летнюю пору у нас, в России, совершенно разный. Летом он полон красок, звуков, запахов, а зимой он неподвижен, как будто заколдован.

Зимний лес тихий, величавый, волшебный. На деревьях нет зеленых листьев, не слышно пение птиц.

Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеВ нашей квартире живет кот, и зовут его Фантазер. Мы его так назвали потому, что он все время что-то придумывает. То пытается очки примерить, то мороженым угоститься. Иногда он тихонечко катает мяч, может, мечтает футболистом стать? Однажды был такой случай. Коту стало скучно, и он всячески пытался поиграть со мной. Но мне было некогда. Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеРассказ о котенке «Пончик»

У соседской кошки Ядвиги родились котята. Одного котенка мы взяли себе и назвали его Пончик. Он серо-рыжий, немного полосатый и в меру упитанный. Мяукать он умеет, но не очень любит это делать. Мой котенок ловок и любит всему учиться. А еще ему нравится подсматривать за мной и повторять мои действия. Читать далее

Рассказы о природе, 2 класс. Литературное чтениеКлены – род растений, которых насчитывается 150 видов. Они радуют глаз в разных регионах планеты Земля. В кленовом царстве есть растения, которые в массовом количестве населяют наши российские сады и парки. И это оправдано потому, что клены привлекательны в любое время года, но особенно хороши они осенью.

Читать далее

Источник: https://DetskiyChas.ru/category/obo_vsyom/rasskazy_o_prirode/

Рассказы о родной природе

Шёл я из школы домой. Ранней весной это было. Погода ненастная. С утра моросит дождь – надоедливый, одинаковый. Водопроводный какой-то. Распустил все дороги, из тропинок ручьи понаделал. Идти неловко, – ноги разъезжаются. От школы до деревни – полтора километра. Пока я полпути прошёл, промок до карманов.

Дорога вдоль лесной опушки проложена. Вошёл я под деревья, а тут ещё хуже. Со всех ветвей капает, течёт, льётся. Струйка с берёзовой ветки мне за шиворот угодила.

Разозлился я. Мимоходом хлопнул берёзку кулаком.

– Ишь, – говорю, – расхныкалась!

Тряхнула берёзка ветками, окатила меня водой, как из лейки.

Охнул я от обиды. Стукнул ещё разок.

Ещё раз меня окатило.

Чуть я не заплакал.

Иду, злюсь, и до того мне противными кажутся и серое скучное небо, и хлябкая дорога, и мокрые деревья, что хоть не гляди. Скорей бы до дому добежать, что ли!

И тут я вспомнил, как из этого же самого места мне однажды уходить не хотелось. На охоте это было. В первый раз меня тогда со взрослыми взяли. И первый выстрел мой был вот здесь, около опушки.

Вспомнил я, как все мы – охотники – шли цепью и ждали, когда спереди или сбоку крикнут: «Береги!»

Это особенное слово такое, охотничье. Означает оно, что показался зверь, бежит на стрелков.

Как услышишь это слово, так уж и точно – береги. Береги всякий шорох, всякое движенье вокруг. Лови их, не пропускай. Уши напряги, глаза напряги, даже носом чуй!

Вот что по-охотничьи значит «береги».

Хорошее слово. Сторожкое.

  • До того забылся я, что вдруг слышу это слово наяву. Близко так раздалось:
  • – Береги!
  • Может, это я сам сказал, а может, – почудилось.

Но «береги!» есть «береги!».

Навострились у меня уши, глаза сразу стали приглядистее.

Вижу – при дороге стоит старая ель. Нижние лапы у неё шатром висят. Сухой пригорушек под этим шатром, и даже кажется, что струится там тёплый воздух.

Вот тебе и дом – от непогоды схорониться.

Залез я под плотные лапы, сел, сумку положил. И сразу не стало для меня дождя и серого неба. Тепло, сухо.

И тогда я сам уже во второй раз говорю:

– Береги!

Пригляделся к деревьям. Вижу – не плачут они, а умываются. Ветки от дождя – блестящие, распаренные, словно из бани. И каждая ветка подчёркнута светлой цепочкой капелек. Будто вспотела.

А на земле, под деревьями, движутся прошлогодние бурые листья. Они движутся едва заметно, бесшумно, но упорно, как заведённые. С пригорков сползают в низинки, в ямы, и там оседают и прижимаются к земле.

А на пригорках распрямляются стебельки первой травы. Распрямляются и скидывают с себя цепкие старые листья…

Тайная работа идёт в лесу. Моется он, чистится, готовится надеть весенний наряд.

Рассмотрел я это и в третий раз говорю:

– Береги!

Качнулась впереди ветка. Желудёвого цвета пятнышко мелькнуло.

Белка!

Вылетела на еловый сук – батюшки! – такая-то растрёпанная, мокрохвостая, сердитая… И будто в скакалочку заиграла: подпрыгивает на суку, старается, хвостом трясёт, а сама – ни с места.

Что за фокусы, растрёпа? Отряхиваешься, что ли?

Ухнула вниз и пропала в хвое.

Поглядел я на землю.

Бегучий крохотный ручеёк звенит у пригорка. Вдруг на берегу ручейка земля вспучилась, разверзлась. Вылезли на белый свет две ладошки и розовый пятачок. Вот тебе на! – крот явился.

Захлюпал по воде, перебрался на другой берег и опять в землю нырнул Дрыгнул хвостиком – только его и видели.

Тоже фокусник. Где нырять полагается, он пешком топает. А где все пешком ходят, там ныряет.

Видать, – не захотел под ручейком подземный ход прокладывать. Наверно, земля там сырая, липкая. Завязнешь ещё.

На голову мне хвоя посыпалась. Раздвинул я ветви, глянул.

Качаются наверху лапы в красных штанишках. Это дятловы! Уцепился дятел за шишку и повис на носу. Так и висит. Подрыгивает.

Это он шишку так отрывает.

Шишка оборвалась, захлопали крылья – фррр! – умчался носатый. А передо мной – новое зрелище.

На кустик можжевельника, на колкие веточки опустилась весёлая стайка…

Не стану-ка я вам дальше рассказывать, что́ повидал в лесу тем дождливым и скучным днем. Интереснее вам самим поглядеть.

Ну, а как это сделать, вы уже знаете. Запомнили?

«Береги!»

Жаворонок

  1. Взлетел с проталинки жаворонок, запел, зазвенел серебряным бубенчиком.
  2. Чем выше поднимается, тем ясней слышна его песенка.
  3. Над полем поднялся – на всё поле слышна.
  4. Выше леса поднялся – на все окрестные леса слышна.
  5. Ещё выше поднялся – пропал в голубом небе, совсем не видать его.
  6. А серебряный бубенчик всей земле слышен.

Речкино имя

У нас работали топографы, уточняли карту района. Подробно вымеряли они дороги, ручьи, озёра, а потом выспрашивали, что и как называется. Это чтобы проставить на карте верные названия.

Однажды зашёл разговор про маленькую речку, что течёт за леском, неподалёку от деревни. Топографы – молодой очкастый парень и две девушки – принесли план, показывают на речку.

– Как она у вас именуется? Есть название?

Мальчишки первыми в разговор сунулись. Кричат:

– Есть, есть! Это Хрустальная речка!

И взрослые подтверждают:

– Верно. Так она и зовётся – Хрустальная.

Топограф хоть и молодой парень, а очень серьёзный. Ходит насупясь, и тужурка на нем наглухо застёгнута. Словно холодно ему. И ещё – носит бороду. То ли бриться некогда, то ли старше хочет казаться. Услыхал он про название речки, губы скривил:

– Хруста-альная?! Откуда же такое названьице?

  • Говорят ему:
  • – Так уж пошло… Издавна.
  • Он к девушкам своим повернулся.

– Очевидно, – говорит, – какой-то местный поэт здесь память оставил. Навыдумывал поэтических названий. Извольте видеть: худосочный лесок получил титул «Звонкой гривы», озеро именуется «Чёрным», словно море, а речка – так и вовсе «Хрустальная»! Как в поэме! А эту самую «хрустальную» речку переплюнуть можно, и тиной она провоняла.

Читайте также:  Классный час на тему: лето, 3 класс

Сказал это, обвёл всех плоскими, как пуговицы, глазами и пошагал прочь. Ещё больше насупился.

Мы над ним посмеялись, тоже разошлись.

Но потом, позднее-то, стал я над этим разговором задумываться. Забеспокоился. Вдруг и вправду изменят у нашей речки имя? Возьмёт бородатый да и назовёт её Петлянкой, Мелководной или вовсе Болотным ручьем… Обидно!

Люблю я эту речку, да и все у нас её любят.

Она ведь и на самом деле бывает хрустальная.

Весною, после половодья, по утрам мы непременно на эту речку ходим. Ждём дня, когда выпадет ледяная роса.

Бывает такой день раз в году. Но если не прозеваешь его, не пропустишь, – запомнишь навсегда.

Ранним студёным утром, ещё до восхода солнца, берега речки покрываются ледяными кристаллами. На каждой травинке, на каждом стебле осоки и даже на нижних ветках кустов рождаются прозрачные ледяные столбики. Они большие – величиной с палец.

Набежит ветер, качнёт кусты и траву, – над рекой перезвон. Тонкий, стеклянный.

А взойдёт солнце – заслоняйся рукой. Каждый столбик вспыхнет жёлтым, фиолетовым, зелёным огнём. Так заискрится, будто внутри него лампочку зажгли.

Не видать тогда ни топких берегов, ни зарослей рыжей тресты. Бежит светлая речка в хрустальных сияющих берегах…

Вот она какая у нас бывает.

Тетерева над водой

Разлив. Тетерева на берёзах сидят, в воду глядят. А внизу, в голубой воде, – тоже белые берёзы видны, и на белых берёзах тоже сидят чёрные тетерева.

Верхние глядят на нижних, похваливают:

– Красные брови хорош-ши! Хороши!

Нижние глядят на верхних, тоже похваливают, слово в слово:

– Красные брови хорош-ши! Хороши!

Глядят на себя тетерева, не наглядятся.

Кто лечит деревья

Мой дедушка работает лесником.

Стережёт лес от пожаров, очищает от гнилых деревьев и поваленных. Выбирает, какие сосны да ёлки рубить, а какие оставить, чтоб дальше росли.

Источник: https://iknigi.net/avtor-eduard-shim/162357-rasskazy-o-rodnoy-prirode-eduard-shim/read/page-1.html

Рассказы М. Пришвина о животных и природе для детей

Жизнь и творчество Пришвина М. М.. Биография и творчество Пришвина

Годы жизни: 1873-1954   Революционные идеи в жизни и творчестве Пришвина   Раннее детство Михаила Пришвина прошло в деревне, где он наблюдал заботы и нужды крестьян.

Об обучении в Елецкой гимназии, а затем в Тюмени в реальном училище писатель рассказывает нам в романе «Кащеева цепь», который является автобиографическим.   Из этого произведения мы узнаем и о том, как студент Пришвин был захвачен идеей всеобщего счастья.

В это время он переводил различную революционную литературу, а также пропагандировал идеи среди рабочих. После этого Михаил Пришвин был арестован (1897 год).

Сидя в рижской тюрьме, в одиночной камере, он совершил, чтобы скоротать время, мысленное путешествие к Северному полюсу. Писатель очень жалел, что не давали чернил и бумаги, а то он написал бы непременно дневник этого путешествия.

Жизнь Михаила Пришвина в Европе

  Пришвин, страницы жизни и творчества которого таят в себе немало любопытного, после ссылки для продолжения учебы отправляется за границу в 1900 году. Жизнь в Европе, конечно, не могла не повлиять на формирование его внутреннего мира. Михаил Михайлович Пришвин чутко воспринимал культуру Западной Европы.

Он восхищался Гете, любил музыку Вагнера, а также увидел в книгах Ницше слияние философии и поэзии. Пришвин закончил в Лейпциге философский факультет (1902 год). В это время он совсем отошел от участия в политической борьбе, поскольку понял, что неспособен к ней.

Революция пугала Михаила Михайловича, он был мечтателем, а вовсе не борцом.

Первая любовь Михаила Пришвина

  В это же время случилось одно из самых важных событий в жизни будущего писателя. Михаил Пришвин встретил в Париже девушку-студентку из России. Биография и творчество Пришвина отразили влияние этой девушки, о чем мы вам сейчас расскажем.

В «Кащеевой цепи» повествуется о любви и разрыве с этой студенткой, которая отказала Пришвину, поняв, что он неспособен «вникнуть в душу» другого. Михаил Михайлович должен был сначала научиться любить, «стать мужем», а не просто любоваться женской красотой. То есть следовало сначала духовно созреть.

Именно эта девушка во многом сделала Михаила Пришвина писателем, как он сам признавался, говоря о том, что все поэтические переживания его происходят из двух источников: любви и детства.

Жизнь Пришвина в деревне, женитьба

  В течение нескольких лет, вернувшись на родину, Михаил Пришвин живет в деревне, где работает в должности агронома, занимается также научной работой в сфере сельского хозяйства. Он решил жить так, как живут «все хорошие люди», отказавшись от своих надежд на личное счастье. Женился Пришвин на «простой и неграмотной» крестьянке, которая стала его помощницей.

Начало литературной деятельности Пришвина

  Неожиданно для себя самого, в 33 года, Михаил Михайлович Пришвин осознает свое призвание к литературному творчеству. После этого он резко меняет образ жизни, становится корреспондентом издававшейся в Петербурге газеты «Русские ведомости».

Здесь с 1905 года он часто печатает заметки и очерки о крестьянской жизни.

Тот факт, что творческий путь этого писателя начался с публицистики, имел большое значение для писателя Пришвина: в очерках и статьях он оттачивал свое мастерство, учился кратко излагать мысли, а также постигал искусство выразительности и меткости языка.

  Михаил Михайлович писал также художественные произведения, повести и рассказы. Но только один рассказ под названием «Сашок» был в 1906 году опубликован в «Роднике» — детском журнале. Из редакций остальные рукописи возвращались: не давались Пришвину «сложные психологические вещи». Писателя преследовали неудачи.

Путешествие Пришвина на Север

  Тогда Пришвин решил взять рекомендательное письмо в Географическом обществе, с которым отправился на Север (Норвегия и Карелия, 1907 год). Он издавна манил писателя своей тайной, и Михаил Пришвин два лета подряд изучает этот удивительный мир.

Жизнь и творчество Пришвина в это время были весьма активными. Он привез из путешествий записи сказок и былин, тетради с путевыми заметками, а также многочисленные фотографии.

Кроме того, им был прочитан научный доклад, после чего Пришвина избрали членом Российского Географического общества, а также удостоили серебряной медали.

Две книги очерков Михаила Пришвина

  Очерковые книги «За волшебным колобком» и «В краю непуганых птиц» явились своеобразным отчетом о проделанных путешествиях. Последняя казалась писателю Пришвину не очень удачной, по его мнению, она была слишком научной. Пришвин считал своим творческим началом именно первую книгу, в которой были помещены очерки о быте таежных крестьян и рыбаков, а также о северной суровой природе.

Однако произведение это напоминало, кроме того, и увлекательную сказку. Начало ее соответствовало этому жанру: «В некотором царстве…» Но сказка при этом отнюдь не заслоняет правдивого описания нищенской жизни народа Севера, его невежества. Писатель, тем не менее, раскрывает прежде всего прекрасное в этих людях, говорит об их близости к природе, человеческом достоинстве, благородстве.

Другие путешествия и произведения Пришвина, написанные об этих поездках

  Художник каждый год пишет книги и совершает путешествия. Жизнь и творчество Пришвина в это время тесно взаимосвязаны. Так, после того как он посетил керженские леса, вышло «Светлое озеро». В очерках «Черный араб» и «Адам и Ева» отразились впечатления от посещения Средней Азии.

Книга «Славны бубны» вышла после поездки в Крым.   Произведение «Черный араб» сам автор назвал «праздничным».

Пришвин не был скован при его создании конкретным заданием редакции, поэтому смог превратить бытовой материал в восточную сказку, построив свое произведение на идее фантастического преображения путешественника и местности.

Образ путешественника интересен: он выдавал себя за принявшего обет молчания человека. Книга эта очень музыкальна и живописна. Читатели были в восторге от нее, а М. Горький даже предложил издать трехтомное собрание сочинений Михаила Михайловича в «Знании».

Известность, сближение Пришвина с модернистами

  Имя Пришвина к началу Первой мировой войны стало в литературных кругах широко известно. Творчество этого писателя высоко ценили многие его современники, такие как И. Бунин, А. Блок, А. Ремизов, М. Горький, З. Гиппиус, В. Брюсов. Особенно сблизился Пришвин с писателями-модернистами. Он нашел поддержку и участие в их среде, печатался в их изданиях.

Учителем своим он называл Ремизова. В модернистах Михаила Михайловича Пришвина привлекало внимание к искусству, творчеству, а также высокая требовательность, предъявляемая к слову. Известно, что у Пришвина был замысел романа под названием «Начало века», он составил его план, сохранились в архиве отдельные «куски» и наброски.

Замысел этот, к сожалению, осуществлен не был.

Отправка Пришвина на передовую в качестве корреспондента

  Писатель после начала Первой мировой войны отправился на передовую в качестве корреспондента газеты. Иллюзии его о том, что война эта может сблизить власть и народ, рассеялись быстро. Пришвин начинает протестовать против множества бесчисленных жертв, которые она принесла. Война является антигуманной — вот основная мысль всех его очерков и статей.

Пришвин входит в объединение «Скифы»

  Писатель, как и основная часть передовой интеллигенции нашей страны в то время, Февральскую революцию горячо приветствовал. Он вошел вскоре в объединение «Скифы», к которому принадлежали такие писатели, как Е. Замятин, А.

Ремизов, Н. Клюев, С. Есенин, А. Белый, В. Брюсов и другие, разделявшие взгляд на историю левых эсеров. Они ориентировались на русскую деревню, крестьянство, а не на пролетариат, а также пытались «соединить» с социализмом христианство.

Читайте также:  Поделка из природного материала для детского сада. корзиночка «дары осени» своими руками. мастер-класс с пошаговыми фото

Жизнь и творчество Пришвина в первые годы после Октября

  Революция — это событие, затронувшее судьбы многих людей, в том числе и интересующего нас автора. Краткая летопись жизни и творчества М. М. Пришвина в первые годы после Октября следующая.

  После революции Михаил Михайлович Пришвин начал сотрудничать с печатными изданиями эсеров — газетами «Раннее утро», «Воля народа», «Дело народа» — до закрытия их как контрреволюционных.   В период с 1918 по 1919 год в Ельце Пришвин работает учителем русского языка, организатором краеведческого дела.

В 1920-м уезжает из этого города с семьей на родину. В Смоленской губернии писатель работал директором школы и учителем. Он также организовал в бывшем имении Барышникова музей усадебного быта.   Период с 1922 по 1924 год отмечен следующими событиями. Михаил Михайлович Пришвин переселяется со своей семьей под Москву, в Талдомский район.

Здесь он работает над книгой под названием «Башмаки», а также начинает писать автобиографическое произведение «Кащеева цепь», о котором мы уже упоминали. Появляются новеллы о природе, охотничьи рассказы.

«Родники Берендея»

  В 1925 году писатель переезжает в Переяславль-Залесский, занимается краеведческой работой. Выходит книга под названием «Родники Берендея» — одно из наиболее известных произведений, в котором в полной мере отразился мир природы в творчестве Михаила Пришвина.

Книга рассказывает о людях, с которыми работал и жил писатель. В ней виден особый подход Пришвина к раскрытию тем природы и человека. Автор подчеркивает родство со всем миром людей, говоря, что все элементы природного мира вошли в человека. Во многом этот мир определяет и наши занятия, даже внешний облик.

Деревья и животные — прообразы людей. Природа в лирических миниатюрах наделена характеристиками человеческого внутреннего мира. Не поняв философию природы Пришвина, невозможно глубоко прочитать написанные им произведения.

Его отличает от других художников слова то, что с темой этой он связывает все главные вопросы, поднимаемые в книгах. Сущность бытия человека раскрывается через изображение природы.

1930-е годы в жизни и творчестве М.Пришвина

  В 1931 году, весной, Пришвин отправляется в поездку по Уралу по заданию редакции журнала «Наши достижения», в которой в то время работал. А осенью этого же года — на Дальний Восток, где продолжились жизнь и творчество М. Пришвина.   Книга «Мой очерк» появляется в 1933 году с предисловием М. Горького.

Очерки по материалам поездки на Север были написаны в это же время и названы «Отцы и дети». Повесть «Корень жизни» (другое название — «Женьшень») была опубликована в журнале «Красная новь» в этом же году. В этой книге современники увидели поэзию преобразования жизни с помощью творчества, что было созвучно в целом пафосу литературы советского времени.

Однако, если большинство писателей-современников Пришвина рассказывали о коллективном труде (колхозах, фабриках, новостройках), Михаил Михайлович писал об организации заповедника оленей. Его герои — китаец и русский. В повести описывается их труд и жизнь, их взаимоотношения. Основная мысль — единство людей различных национальностей.

  Пришвина упрекали в том, что он намеренно отошел от современной действительности, не изобразил в произведении историческую эпоху (в начале века происходит действие данной повести). Однако другое было важно писателю: высказать собственные мысли о творчестве.

Поэма, написанная им, овеяна романтикой труда «благословенного», родственности между разными людьми, а также природой и человеком. Женьшень — это источник молодости и здоровья, корень жизни, но одновременно это и духовный источник, который помогает определить человеку жизненный путь.

Впервые автором была соединена с собственной биографией история вымышленного человека, который во время русско-японской войны попал на Дальний Восток.

Автобиографичен и один из важнейших мотивов произведения — чувство щемящей боли, которое пронизывает героя при воспоминании о его первой любви, а также обретенная радость, когда утраченное счастье находится в другой женщине. Все это отражает биография Пришвина Михаила, кратко описанная нами.   Продолжаем наш рассказ.

В 1934 году еще рядом важных событий отмечены его жизнь и творчество. Пришвин М. М. отправляется для изучения автомобильного дела в Горький, а потом едет в северные леса. Впечатления от природы этих мест были отражены в очерках «Берендеева чаща», а также в сборнике для детей «Зверь бурундук».   В 1939 году писатель награжден был орденом «Знак почета», а в следующем году женился на В. Д. Лебедевой и провел лето в Московской области, в деревне Тяжино. Появляются произведения «Лесная капель», «Фацелия», а также цикл под названием «Дедушкин валенок».

Жизнь и творчество Михаила Пришвина в период Второй мировой войны

  Во время Второй мировой, в августе 1941 года, писатель Пришвин был эвакуирован из столицы в Ярославскую область, деревню Усолье. В 1942-м продолжается работа над третьей частью романа «Кащеева цепь». В 1943-м вышли в свет «Рассказы о ленинградских детях». В связи с 70-летием писатель был награжден орденом Трудового Красного Знамени.   Летопись жизни и творчества М.

М. Пришвина этого периода отмечена следующими дальнейшими событиями. Летом 1945 года он жил в Пушкине, под Москвой, где была создана «Кладовая солнца». Сборник «Золотой луг» появился в 1948 году. В 1952 году писатель возобновляет работу над «Кащеевой цепью», третьей частью. 16 января 1954 года — дата, которая завершает его жизнь и творчество. Пришвин М. М. умер в Москве.

Оценки творчества и личности М.Пришвина

  Михаил Михайлович Пришвин — писатель своеобразный. Противоречивые оценки вызывали жизнь и творчество Пришвина у его современников.

О нем много писал Бахтин, высоко ценили Пришвина Боков, Казаков, Кожинов. Резко отзывались о творчестве Михаила Михайловича Твардовский, Соколов-Микитов, Платонов.

Однако писатель верил в любовь и понимание потомков, и сегодня читателей Пришвина действительно очень много.  

Дневник Михаила Пришвина

  Искренне радовался Михаил Михайлович Пришвин, когда встречал в читателях понимание, говорил часто, что пишет для читателя-друга, который способен к сотворчеству. Часто навещали его в последние годы жизни и в Дудине, и в Москве такие почитатели его таланта, как С. Маршак А. Яшин, В. Шишков, Вс. Иванов, К.

Федин. Пришвин видел «своего читателя» в Паустовском, самом близком писателю по «духу творчества». Роднит их лиризм, любовь к природе, а также обостренное внимание к художественному слову. Восторженно отзывался К. Паустовский о дневнике, который вел в течение полувека М. М. Пришвин.

Он считал, что двух-трех строчек из него хватило бы на целую книгу, если их расширить.   Многие писатели, как известно, вели дневники. Однако Пришвин считал работу над ним главным делом жизни. Опубликовать удалось часть записей, из которых родились «Незабудки», «Глаза земли», «Лесная капель», «Фацелия».

Однако при жизни, а также долгое время после смерти не могла быть издана большая часть записей, поскольку они считались выражением идеологически неверных, ошибочных взглядов. В дневнике писатель негодовал, размышлял, фиксировал приметы времени, разговоры с людьми.

Из записей можно много узнать об особенностях жизни нашей страны в первой половине 20-го века.

М.М.Пришвин сегодня

  Своеобразие творчества М. М. Пришвина сейчас по достоинству оценено. Сегодня читателей у этого автора действительно очень много. О жизни и творчестве Михаила Михайловича Пришвина написано много.

Быстро раскупаются выходящие издания книг Михаила Михайловича, его помнят и любят в родном Ельце, в Тюмени, где он учился, а также в Карелии, по которой много путешествовал, и в Дунине, где прошли последние годы жизни писателя.   Сегодня в учебную программу непременно включаются произведения такого писателя, как Пришвин.

Жизнь и творчество (6 класс, школьная программа по литературе) изучается во всех школах нашей страны. Хотя часов на данную тему отведено не очень много. Рассматривается лишь краткая биография М. М. Пришвина. Для детей этого достаточно. Возможно, в более зрелом возрасте возникнет желание более подробно познакомиться с жизнью и творчеством столь интересного автора.

Эта статья написана как раз для тех, кто хочет узнать подробности жизни и творчества Михаила Михайловича, о которых не рассказывают в средней школе. —————————————————————- Михаил Пришвин.Рассказы для детей о природе и животных.Читаем бесплатно онлайн.  

Читать все рассказы Пришвина.Список произведений. Перейти в раздел «Рассказы»  

Источник: https://skazkibasni.com/mixail-prishvin

Урок внеклассного чтения "Рассказы о животных"

  • Муниципальное общеобразовательное учреждение
  • Верхне – Гуторовский филиал МБОУ «Полевской лицей»
  • Неделя начальных классов
  • Открытый урок по внеклассному чтению
  • Тема: Рассказы о животных.

Провела: Е.В. Головач

  1. 2014 год
  2. Тема урока: Рассказы о животных
  3. Планируемые результаты.
  4. организовать деятельность учащихся по планированию изучения новой темы; содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; содействовать развитию у детей навыка чтения;
  5. Познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
  6. Регулятивные – развивать умение планировать необходимые действия; контролировать процесс и результат деятельности, вносить необходимые коррективы; осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления.
  7. Коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
  8. содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета; воспитывать чувство взаимопомощи, взаимовыручки.
Читайте также:  Классный час на день народного единства, 10 класс

Оборудование: портреты писателей В. Бианки и Е. Чарушин, Н. Сладкова, М. Пришвина, Б. Житкова; выставка книг; памятки о правильном и бережном обращении с книгой; словарные слова;

  • Ход урока
  • 1 Мотивация учебной деятельности
  • Учитель: Вот звонок нам дал сигнал:
  • Поработать час настал.
  • Так что время не теряем
  • И работать начинаем.
  • Всем полезно чтение
  • Про себя и вслух.
  • Книга — самый верный,
  • Самый лучший друг.
  • — Как вы  понимаете эти слова?
  • — Что вы можете сказать о книге?
  • — Можно ли  книгу назвать – источником знаний?
  • — О чем бывают книги?

2 Актуализация знаний. -Начнём наш урок с загадок. Дома вам нужно было найти загадки о животных и сделать книжку малышку. Сейчас мы проведём конкурс на лучшую книжку.

Дети читают загадки и демонстрируют свои книжка — малышки.

Из книг мы узнаем много интересного, познавательного, и именно эти знания пригодятся нам в жизни.

 Из каких частей состоит книга? У каждой книги  есть  обложка, оглавление, содержание.

О чем может рассказать обложка книги?

На сегодняшнем занятии мы посетим литературную гостиную. А для того, чтобы узнать кто здесь хозяйничает и кто встретит нас у своих дверей, давайте все вместе отгадаем загадку.

  1. Не куст, а с листочками,
  2. Не рубашка, а сшита,
  3. Не человек, а рассказывает.
  4. Ученики: Книга.

Учитель: Правильно, ребята. Это книга. А как вы думаете, могли бы мы прожить без книг? Для чего они нам нужны!

Вот послушайте, пожалуйста, отрывок из стихотворения С.В. Михалкова

  • «Как бы жили мы без книг»
  • Ты представь себе на миг,
  • Как бы жили мы без книг?
  • Что бы делал ученик,
  • Если не было бы книг,
  • Если б всё исчезло разом,
  • Что писалось для детей:
  • От волшебных добрых сказок

До весёлых повестей…

  1. Ты хотел развеять скуку,
  2. На вопрос найти ответ.
  3. Протянул за книжкой руку,
  4. А её на полке нет!
  5. Нет, нельзя себе представить,
  6. Чтоб такой момент возник,
  7. И тебя могли оставить
  8. Все герои детских книг.

Без книг, ребята, мы никуда. Книга знакомит нас с прошлым, позволяет разобраться в настоящем и словно на крыльях уносит нас в будущее. Это единственная «машина времени», с помощью которой можно совершать увлекательнейшие путешествия. Перед вами выставка  книг.  Что  объединяет эти книги? (Это книги о животных, для детей, познавательные).

  • 3 Самоопределение к деятельности.
  • Как вы думаете, почему  я урок  начала с выставки этих книг?
  • Учитель: Ребята, а о чём вы любите читать и слушать книги?

Рассмотрите обложки книг, которые сегодня представлены на выставке в нашей литературной гостинной ( но выставке представлены книги В. Бианки, Е. Чарушина, Б. Житкова, М. Пришвина, Н. Сладкова, В Чаплиной.)

  1. Как вы думаете, о чём или о ком эти книги?
  2. Дети: о природе, о птицах, о животных.
  3. Фамилии каких писателей вам знакомы?
  4. Сегодня на уроке  внеклассного чтения  мы  познакомимся с интересным произведением  о животных.

Читая книги о природе, мы познаем мир растений, животных, наблюдаем за явлениями природы. Но важно не просто иметь много знаний о природе, гораздо важнее сохранить мир животных и растений на нашей планете, научиться пользоваться природными богатствами, не нанося ей огромный вред.

Это понимали и детские писатели. Ведь людей всегда волновали вопросы: «Почему одни птицы зимующие, а другие улетают на юг?», «Как зимуют животные зимой?», «Почему летом идет дождь, а зимой снег?».

Ответы на эти и другие вопросы можно найти у писателей, которые и писали про природу, животных и их взаимоотношения.

Свои произведения о животных, о природе посвящали детям такие писатели, как Евгений Чарушин, Виталий Бианки, М. Пришвин, К.Паустовский и другие. Многие из них были познавательными, воспитывали интерес к активному изучению природы.

  • 4 Работа в парах с проверкой по эталону.
  • Соедини автора с его произведением:
  • Посмотрите внимательно и скажите с творчеством какого писателя мы с вами еще не знакомы?

Учитель: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с одним рассказом о животных, который написан русским писателем Н.И. Сладковым. Книга, откуда будет прочитан наш первый рассказ называется «Рассказы о животных». Ребята, найдите эту книгу на нашей выставке.

Один из учеников находит из нескольких изданий нужную книгу и озвучивает вслух её автора. Учитель вывешивает на доску портрет писателя.

Николай Иванович Сладков родился в обычной рабочей московской семье, учился и жил в Ленинграде. Выдумщик, сказочник, натуралист Сладков является автором целой библиотеки книг: «За пером синей птицы». «Дети радуги», «Жизнь на песке», «Подводная газета». Первая книга называлась «Серебряный хвост». Всего Николай Сладков написал более 60 книг.

С детства Сладков любил и интересовался природой. Со второго класса начал вести дневники, куда записывал свои первые впечатления и наблюдения. Вместе с Бианки много лет готовил радиопередачу «Вести из леса», отвечал на многочисленные письма слушателей.

Сладков был настоящим исследователем природы. Вёл дневник наблюдения, он понял, что «загадки в лесу – на каждом шагу». Он вслушивался, всматривался. Приходя в лес, он всегда имел с собой фотоаппарат для съёмки, тетрадь для записей, альбом и краски для зарисовок, бинокль для наблюдений.

Начало всех рассказов Сладкова лежало в его дневниках наблюдений. Он очень любил природу, животных и призывал людей: «Откройте глаза – и красота земли хлынет в вас водопадами красок. Всё живое пропитано поэзией и красотой».

— О чём писал Н.Сладков?

-Как он относился к природе, животным? (Всю свою жизнь Н.И. Сладков был защитником природы)

  1. А может быть какие-нибудь его произведения вам уже знакомы?
  2. Работа по теме урока:
  3. 5 Речевая разминка
  4. Прежде чем начать беседу над новым материалом, давайте подготовим наш речевой аппарат:

Белый снег. Белый мел.Белый сахар тоже бел.А вот белка не бела.

  • Белой даже не была.
  • — прочитайте скороговорку шепотом.
  • — сейчас давайте прочитаем ее в полголоса.
  • — читаем громче.
  • — читаем с вопросительной интонацией.
  • — сейчас читаем быстро, как мы читаем скороговорки.
  • — читаем все вместе быстро.
  • 6 Чтение и обсуждение  текста.
  •  А) Словарная работа:
  • -Чтение слов с доски: два зверька полчка, потрусил дальше, тряхнул курдючком,  похромал дальше, мишка плетётся.
  • -Объяснить смысл, найти сходства и различия после самостоятельного чтения.

Б) Самостоятельное чтение. Объяснение слов.

В) Чтение цепочкой и обсуждение:

 — Почему медвежонок удрал от матери?

— Почему Н.Сладкову удалось увидеть медвежонка?

— Что ожидал найти медвежонок у пня? (Вкусные угощения муравьёв, личинок жуков.)

— Нашёл? Огорчился? (Разочаровался.)

 — Почему мишка повеселел, когда увидел камень? ( Кроме еды, которая там может быть, он хотел испробовать свою силу.)

— Как использовал медвежонок прежний опыт, когда он встретил гриб? (Он стал осторожнее и сначала испугался не принесёт ли беды гриб, но проявил нетерпение от того, что был голоден.)

— Почему медвежонок тихонечко завыл? (Ему было неприятно: добычи нет, а неприятностей много)

— Почему мишка не съел свою первую добычу – лягушку? ( Решил поиграть.)

— Можно сказать, что мишка был уверен в том, что эта добыча от него не уйдёт? (Да, ведь она такая маленькая, а он очень ловкий. Иначе он не отпустил бы лягушку и не стал бы с ней играть.)

 — Как изменилось его настроение в связи с новой неудачей? (Он собрался заорать.)

— Почему мамина ласка не понравилась медвежонку? (От оплеух ему было больно и обидно, что добычи нет и мама не помогла, не пожалела.)

— Зачем медведица ударила малыша?

— Как об этом говорит автор? (Она учила уму и осторожности)

— Чего опасалась мамаша? (Лес тёмный, густой и малыш мог потеряться, мог попасть в капкан, могла укусить змея.)

— Соответствует ли название содержанию?

— Были ли моменты, когда вы смеялись при чтении?

— Как называется добрый смех? (Юмор.)

— Можно ли узнать об авторе после чтения рассказа? (Да, он добрый, наблюдательный, любит природу.)

  1. 7 Восстановить содержание рассказа с помощью картинок.
  2. 8 Рефлексия деятельности на уроке.
  3. — С каким жанром литературы мы сегодня познакомились на уроке?
  4. -Кто его автор?
  5. — Что понравилось на уроке и хотелось бы повторить?
  6. 9 Оценивание.
  7. 10 Задание на дом:.
  8. Отработка навыка пересказа.

— Представь себе, что это ты неслух, превратиться в медвежонка тебе поможет медвежья шапочка. Расскажи о твоей встрече с пнём. Начни так: «Я выскочил на поляну и увидел пень. …» (и т.п.)

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.

Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину».

Ребята, спасибо вам за работу на уроке. Урок окончен.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/urok-vneklassnogo-chteniya-rasskazy-o-zhivotnykh.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector