Пивоварова «секретики» читать текст

  • О ЧЁМ ДУМАЕТ МОЯ ГОЛОВА
  • Рассказы Люси Синицыной,
  • ученицы третьего класса

Пивоварова «Секретики» читать текст

  1. Рисунки Е. Попковой
  2. Предисловие Л. Яхнина
  3. РАССКАЗЫ

Пивоварова «Секретики» читать текст

ПРО МОЮ ПОДРУГУ И НЕМНОЖКО ПРО МЕНЯ

Двор у нас был большой. В нашем дворе гуляло много всяких детей — и мальчишек и девчонок. Но больше всех я любила Люську. Она была моей подругой. Мы с ней жили в соседних квартирах, а в школе сидели за одной партой.

У моей подруги Люськи были прямые жёлтые волосы. А глаза у неё были!.. Вы, наверное, не поверите, какие у неё были глаза. Один глаз зелёный, как трава. А другой — совсем жёлтый, с коричневыми пятнышками!

А у меня глаза были какие-то серые. Ну, просто серые, и всё. Совсем неинтересные глаза! И волосы у меня были дурацкие — кудрявые и короткие. И огромные веснушки на носу. И вообще всё у Люськи было лучше, чем у меня. Вот только ростом я была выше.

Я ужасно этим гордилась. Мне очень нравилось, когда нас во дворе звали «Люська большая» и «Люська маленькая».

И вдруг Люська выросла. И стало непонятно, кто из нас большая, а кто маленькая.

А потом она выросла ещё на полголовы.

Ну, это было уже слишком! Я на неё обиделась, и мы перестали гулять вместе во дворе. В школе я не смотрела в её сторону, а она не смотрела в мою, и все очень удивлялись и говорили: «Между Люськами чёрная кошка пробежала», и приставали к нам, почему мы поссорились.

После школы я теперь не выходила во двор. Мне там нечего было делать.

Пивоварова «Секретики» читать текст

Я слонялась по дому и не находила себе места. Чтобы не было так скучно, я украдкой, из-за занавески, смотрела, как Люська играет в лапту с Павликом, Петькой и братьями Кармановыми.

За обедом и за ужином я теперь просила добавки. Давилась, а всё съедала… Каждый день я прижималась затылком к стене и отмечала на ней красным карандашом свой рост. Но странное дело! Выходило, что я не только не расту, но даже, наоборот, уменьшилась почти на два миллиметра!

  • А потом настало лето, и я поехала в пионерский лагерь.
  • В лагере я всё время вспоминала Люську и скучала по ней.
  • И я написала ей письмо.

Здравствуй, Люся!

Как ты поживаешь? Я поживаю хорошо. У нас в лагере очень весело. У нас рядом течёт речка Воря. В ней вода голубая-голубая! А на берегу есть ракушки. Я нашла для тебя очень красивую ракушку.

Она кругленькая и с полосками. Наверное, она тебе пригодится. Люсь, если хочешь, давай дружить снова. Пусть тебя теперь называют большой, а меня маленькой. Я всё равно согласна.

Напиши мне, пожалуйста, ответ.

С пионерским приветом!

Люся Синицына

Я целую неделю ждала ответа. Я всё думала: а вдруг она мне не напишет! Вдруг она больше никогда не захочет со мной дружить!.. И когда от Люськи наконец пришло письмо, я так обрадовалась, что у меня даже руки немножечко дрожали.

В письме было написано вот что:

Здравствуй, Люся!

Спасибо, я поживаю хорошо. Вчера мне мама купила замечательные тапочки с белым кантиком. Ещё у меня есть новый большой мяч, прямо закачаешься! Скорее приезжай, а то Павлик с Петькой такие дураки, с ними неинтересно! Ракушку ты смотри не потеряй.

С пионерским салютом!

Люся Косицына

В этот день я до вечера таскала с собой голубой Люськин конвертик. Я всем рассказывала, какая у меня есть в Москве замечательная подруга Люська.

А когда я возвращалась из лагеря, Люська вместе с моими родителями встречала меня на вокзале. Мы с ней бросились обниматься… И тут оказалось, что я переросла Люську на целую голову.

Пивоварова «Секретики» читать текст

  1. «СЕКРЕТИКИ»
  2. Вы умеете делать «секретики»?
  3. Если не умеете, я вас научу.

Возьмите чистое стёклышко и выройте в земле ямку. Положите в ямку фантик, а на фантик — всё, что у вас есть красивого.

  • Можно класть камень,
  • осколок тарелки,
  • бусину,
  • птичье пёрышко,
  • шарик (можно стеклянный, можно металлический).
  • Можно жёлудь или шапочку от жёлудя.
  • Можно разноцветный лоскуток.
  • Можно цветок, листик, а можно даже просто траву.
  • Можно настоящую конфету.
  • Можно бузину, сухого жука.
  • Можно даже ластик, если он красивый.
  • Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая.

Ну вот. Положили?

А теперь прикройте всё это стёклышком и засыпьте землёй. А потом потихоньку пальцем расчищайте от земли и смотрите в дырочку… Знаете, как красиво будет! Я сделала «секретик», запомнила место и ушла.

Назавтра моего «секретика» не стало. Кто-то его вырыл. Какой-то хулиган.

Я сделала «секретик» в другом месте. И опять его вырыли!

Тогда я решила выследить, кто этим делом занимается… И конечно же этим человеком оказался Павлик Иванов, кто же ещё?!

Тогда я снова сделала «секретик» и положила в него записку:

«Павлик Иванов, ты дурак и хулиган».

Через час записки не стало. Павлик не смотрел мне в глаза.

— Ну как, прочёл? — спросила я у Павлика.

— Ничего я не читал, — сказал Павлик. — Сама ты дура.

СОЧИНЕНИЕ

Пивоварова «Секретики» читать текст

Однажды нам велели написать в классе сочинение на тему «Я помогаю маме».

Я взяла ручку и стала писать:

«Я всегда помогаю маме. Я подметаю пол и мою посуду. Иногда я стираю носовые платки».

Больше я не знала, что писать. Я посмотрела на Люську. Она так и строчила в тетрадке.

Тут я вспомнила, что один раз постирала свои чулки, и написала:

«Ещё я стираю чулки и носки».

Больше я уж совсем не знала, что писать. Но нельзя же сдавать такое короткое сочинение!

Тогда я написала:

«Ещё я стираю майки, рубашки и трусы».

Я посмотрела вокруг. Все писали и писали. Интересно, о чём они пишут? Можно подумать, что они с утра до ночи помогают маме!

А урок всё не кончался. И мне пришлось продолжать:

«Ещё я стираю платья, своё и мамино, салфетки и покрывало».

А урок всё не кончался и не кончался. И я написала:

«А ещё я люблю стирать занавески и скатерти».

И тут наконец зазвенел звонок!

…Мне поставили «пять». Учительница читала моё сочинение вслух. Она сказала, что моё сочинение ей понравилось больше всех. И что она прочтёт его на родительском собрании.

Читайте также:  Игра путешествие в летнем лагере. сценарий

Я очень просила маму не ходить на родительское собрание. Я сказала, что у меня болит горло. Но мама велела папе дать мне горячего молока с мёдом и ушла в школу.

Наутро за завтраком состоялся такой разговор.

Мама. А ты знаешь, Сёма, оказывается, наша дочь замечательно пишет сочинения!

Папа. Меня это не удивляет. Сочинять она всегда умела здорово.

Мама. Нет, в самом деле! Я не шучу! Вера Евстигнеевна её хвалит. Её очень порадовало, что наша дочь любит стирать занавески и скатерти.

Папа. Что-о?!

Мама. Правда, Сёма, это прекрасно? — Обращаясь ко мне: — Почему же ты мне раньше никогда в этом не признавалась?

— А я стеснялась, — сказала я. — Я думала, ты мне не разрешишь.

— Ну что ты! — сказала мама. — Не стесняйся, пожалуйста! Сегодня же постирай наши занавески. Вот хорошо, что мне не придётся тащить их в прачечную!

Источник: https://online-knigi.com/page/105337

Ирина Пивоварова: только для детей

«Однажды, однажды, однажды Жирафа,Однажды, однажды свалилась со шкафа,Однажды, однажды разбила очки…»

Это стихотворение и созданный по его мотивам мультфильм для многих и многих читателей и зрителей остаются одними из лучших воспоминаний детства.

История о рассеяной и наивной мечтательнице Жирафе, которая по пути в аптеку тратит все свои сбережения, по сей день трогает сердца юных читателей.

А написала его замечательная писательница Ирина Пивоварова! Впрочем, в семье маленькой Иры никто и не помышлял о том, что она будет писать книги: девочке прочили карьеру врача, ведь нужно было продолжать семейную традицию.

Но в какой-то момент Ирина поняла, что ей нужно идти по совершенно иному пути, и поступила на факультет прикладного искусства Московского текстильного института. Очень быстро Пивоварова заявила о себе как о перспективном, талантливом художнике. Она работала декоратором и успешно продвигалась по карьерной лестнице.

Тогда же она познакомилась со своим будущим мужем – культовым художником Виктором Пивоваровым. И вот тут произошло то самое «вдруг»! Совершенно неожиданно даже для себя самой Ирина стала сочинять стихи и истории для детей. А Виктор Пивоваров стал создавать к ним иллюстрации. Творческий дуэт Пивоваровых оказался очень и очень успешен, а после публикации в популярнейшем журнале «Веселые картинки» Ирина, что называется, «проснулась знаменитой».

Ирина Михайловна Пивоварова (1939-1986) — русская детская писательница, иллюстратор

Одна за другой стали выходить книги писательницы: «Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”», «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса», «Старичок в клетчатых брюках», «Рассказы Павлика Помидорова, брата Люси Синицыной», «Однажды Катя с Манечкой», сборники «Жила-была собака», «Венок из колокольчиков», «Хочу летать» «Лесные разговоры», «Потерялась птица в небе».

Для произведений Пивоваровой характерны юмор, ирония, веселая игра, доверительная непринужденная интонация. И это не удивительно, ведь своими учителями в литературе писательница называла Корнея Чуковского, Астрид Линдгрен, Овсея Дриза, Даниила Хармса. И еще признавалась, что обожает слушать звонкий детский смех и очень не любит излишнее морализаторство.

Возможно, поэтому ее героев дети всегда принимали как собственных друзей и узнавали в них себя: Люська Синицына и Люська Косицына, Тося Одуванчикова и Аня Залетаева, Катя и Маня Сковородкины, Павлик Помидоров – все эти персонажи, рожденные талантливым автором, заняли центральные места в галерее образов советской детской литературы.

https://www.youtube.com/watch?v=SRBGxxp75Y0

Наше издательство неоднократно обращалось к творчеству Ирины Пивоваровой.

«Тройка с минусом, или Происшествие в 5 “А”»

Художник Елена Володькина. Серия «Пятая четверть»

Однажды в 5 «А» класс приходит новенькая – Тося Одуванчикова. Вот с ее-то прихода все и начинается! Аня Залетаева – круглая отличница, умница и просто красавица впервые в жизни получает замечание за болтовню и первую в своей жизни… четверку!

На протяжении повести Аня проделывает огромную внутреннюю работу над собой и в результате обретает новых друзей и становится совсем другим человеком.

«Про Люську Синицыну и Люську Косицыну»

Художник Елена Устинова. Серия «Озорные рассказы»

Люся Синицына учится в третьем классе. И ее закадычная подруга Люська тоже учится в третьем классе. Их даже называют «Люся большая» и «Люся маленькая», потому что они – две половинки одного целого. Девчонки – фантазерки и мечтательницы! Они умеют громко петь, прятать «секретики» и дружить с Колей Лыковым. И с ними всегда случаются веселые и поучительные истории.

«Верная собака Уран»

Художник Анатолий Елисеев. Серия «Детвора»

Приключения двух отчаянных Люсек продолжаются. На этот раз они собирают деньги на новый самокат. А как можно быстро заработать деньги?! Конечно, найти пропавшую собаку и попросить за нее вознаграждение.

«Барышни Люси»

Художник Вячеслав Кривенко. Серия «Детвора»

В сборник вошли две маленькие повести об этих самых девчонках – «Превращение фарфоровой свинки» и «Барышни Люси».

Люся Синицына замечает, что Люська и Коля Лыков ведут себя как-то не так: гуляют вдвоем, в зоопарк пошли – ей не сказали… А тут еще в школе объявили конкурс лепки из пластилина, и Люська решила участвовать! И вот уже у нее в руках чудная свинка, но почему-то победа в конкурсе не приносит Люсе радости…

«Барышни Люси» – так называет Люсек Владимир Иванович Каблуков, пенсионер, за которым девочки должны ухаживать по поручению ЖЭКа. Из повести можно узнать, что иногда абсолютно чужие люди могут стать друг другу близкими и даже родными.

«Рассказы Павлика Помидорова»

Художник Николай Панин. Серия «Пятая четверть»

Павлик Помидоров – брат Люси Синицыной, и, нужно сказать, он – такой же любитель приключений, как и его сестра! Поэтому, переехав в новый дом, Павлик сразу же оказывается в центре событий. И вот он уже пытается раскрыть какое-нибудь страшное преступление, ну а Люська всегда его поддержит и поможет, если нужно!

Также мы издали несколько поэтических сборников Ирины Пивоваровой: «Школьное окно», «Только для детей», «Месяц-козлик».

В каждом стихотворении перед ребенком обязательно открываются какие-то тайны окружающего мира.

А автор является проводником в этот таинственный огромный мир, связующим звеном в общении с ним! Ей удается даже самые обычные вещи превратить в невероятные и сверхъестественные события.

Художник А.Шуриц. Серия «Новые старые книжки»«Я тебе открою тайну, никому ни говори!Если рано ты проснешься,Если встанешь до зариЕсли тихо выпьешь чаю, Если выйдешь из дверей, Если ты пойдешь направо, А потом чуть-чуть левей, Обогнешь большой колодец, Обойдешь засохший пруд…Там, у старойВодокачкиПод заборомДве собачкиГромко косточку грызут!»

Читайте также:  Конкурсы для школьников 6-7-8 класса

«Писательница не просто знает и чувствует своих маленьких героинь, а живёт их жизнью. Каждое слово, любой поступок или движение души абсолютно достоверны.

Начинаешь думать, что это не выдуманные рассказы и маленькие повести, а подлинная биография самой Ирины Пивоваровой.

Автобиографические записки или, точнее, странички дневника десятилетней девочки, вынутые из дальнего, тайного ящика детства», – писал об Ирине Пивоваровой Леонид Яхнин.

Но Пивоваровой был отмерен короткий жизненный срок: она умерла в 47 лет после длительной борьбы с тяжелым заболеванием.

Можно только предполагать, сколько книг она могла бы еще написать, сколько прекрасных стихотворений могла сочинить, скольких детей сделать счастливыми…

Ведь по словам того же Леонида Яхнина, «Она, как волшебница, не просто писала книжки, а словно бы сотворяла свои стихи и рассказы из воздуха, солнечного света, летней зелени, невесомых зимних снежинок и мерцания ночных звезд».

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5a625266a936f4cefc14d880/5c13867fbba29200ab48541e

Ирина Пивоварова — О чём думает моя голова

Аннотация издательства:Весёлые рассказы и маленькие повести о двух подругах, ученицах третьего класса.

  • — А зато на пианино можно уроки делать.
  • — А зато на скрипке можно за струны дёргать!
  • — А зато на пианино можно в дочки-матери играть!
  • — А зато скрипкой можно размахивать!
  • — А зато на пианино можно орехи колоть!

— А зато скрипкой можно мух разгонять!..»

4

Писательница не просто знает и чувствует своих маленьких героинь, а живёт их жизнью. Каждое слово, любой поступок или движение души абсолютно достоверны.

Начинаешь думать, что это не выдуманные рассказы и маленькие повести, а подлинная биография самой Ирины Пивоваровой.

Автобиографические записки или, точнее, странички дневника десятилетней девочки, вынутые из дальнего, тайного ящика детства.

Сама Пивоварова в рассказе «Секретики» открывает секрет своего творчества. Она творит искусство из всего, что окружает каждого из нас, из самых простых вещей и событий. Можно взять:

  1. «…камень,
  2. осколок тарелки,
  3. бусину,
  4. птичье пёрышко,
  5. шарик (можно стеклянный, можно металлический).
  6. Можно жёлудь или шапочку от жёлудя.
  7. Можно цветок, листик, а можно даже просто траву.
  8. Можно настоящую конфету.
  9. Можно бузину,
  10. сухого жука.
  11. Можно даже ластик, если он красивый.
  12. Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая».

Просто, правда? Кажется, что слова в рассказах Ирины Пивоваровой складываются сами собой.

На самом деле — это виртуозное писательское мастерство, умноженное на талант и чувство слова, чуткий слух, обострённое зрение художника.

Вот только несколько жемчужин, разбросанных по всей книге, встречающихся почти на каждой странице. При этом Ирина Пивоварова не щеголяет своим умением создавать поэтические метафоры. Она смотрит на мир глазами ребёнка:

«…в ярких солнечных лучах плясала пыль… А надо всем этим висело небо… Страшно большое. Огромное».

  • Так видят только дети.
  • «Воробьи трещали на ветках»
  • и почти рядом:
  • «…орут на деревьях воробьи».
  • «…макушка у меня стала горячая, как печка»,
  • а вот почти та же метафора, но на другой лад:
  • «С моими ушами творилось что-то страшное. От них всей моей голове было горячо…»
  • «Слёзы падали у меня из глаз и тихо стукались о чёрную крышку парты».

Так и видишь несчастную, плачущую горько, но молча Люську. И так её жалко в этот момент!

  1. А вот та же Люся вылила полфлакона маминых духов на подушку:
  2. «Подушка пахла оглушающе».
  3. И как точно, одним словом, передано прикосновение к фарфоровой игрушечной свинке:
  4. «…поцеловала в холодные цветочки».

Трудно остановиться. Так и хочется выхватывать искрящиеся, будто цветные стёклышки в детских «секретиках», обрывки фраз и созвездия, соцветия слов. Ну, вот напоследок: собака

«так хорошо пахла собакой»!

5

Ирина Пивоварова писала чудесные стихи. Она настоящий поэт, а поэт очень точен и в прозе. Скуп на слова.

Девочки говорят по телефону. Всего несколько слов, а завязывается интрига маленького эпизода, до предела сжимается пружина действия, напряжённого, почти детективного. Умело, непринуждённо подогревает девочка интерес подружки:

«— Люсь, привет! Ты чего делаешь?

— Привет, Люсь, ничего не делаю. А ты чего?

  • — Да я тут одну вещь придумала.
  • — Какую?
  • — Не скажу, а то разболтаешь.

— Ну скажи, Люсь! Честное слово, не разболтаю!

  1. — Честное-пречестное?
  2. — Честное-пречестное!
  3. — Поклянись.
  4. — Клянусь!
  5. — Ну ладно, завтра скажу.
  6. — А сейчас?

— Сейчас не могу. Родители подслушают.

— А ты шёпотом…»

Так и подмывает перевернуть несколько страниц и узнать, что затеяла маленькая выдумщица. Даже представить трудно, как дождалась утра бедная Люська Косицына.

Жизнь двух девочек наполнена, разнообразна, насыщена событиями. Каждый день приносит горести, радости, удивление, открытия. Весёлые, но иногда очень грустные, ведь бытие десятилетнего человека так же трудно, наполнено раздумьями, потерями, горькой обидой неразделённой любви, как и взрослого.

Вырастет Люся Синицына и наверняка останется интересным, неравнодушным к жизни человеком.

6

Люська впервые, неожиданно для себя сочинила стихи:

Какое небо синее,И падает снежок,Пошли мы с Колей ЛыковымСегодня на каток.

И лёд сверкал под нами,Смеялись мы — хи-хи,И мы по льду бежали,Проворны и легки.

Я читаю эти непритязательные, неумелые строки и представляю себе, как через много лет, может быть, именно эта девочка сочинит такие строки:

Волшебный город с башнямиЛиловыми встаёт,А в нём живут волшебникиВ плащах и сапогах.Тихонько колокольчикиЗвенят на колпаках.А в небе сразу светятИ звёзды, и закат…

Леонид Яхнин

Источник: https://mybrary.ru/books/detskaya-literatura/child-prose/page-28-208188-irina-pivovarova-o-chem-dumaet-moya-golova.html

Читать

Ирина Пивоварова

О чём думает моя голова

© Издательство «Детская литература», Оформление, состав. 2001

© И. Пивоварова. Текст, 1979

© Е. Попкова. Иллюстрации, 2001

© Л. Яхнин. Предисловие, 2001

Волшебная палочка таланта

1

Уже двадцать лет стоит на моём столе узкогорлая бутылочка прозрачного стекла величиной с мизинец. Внутри её поместился белобородый гномик в круглых проволочных очках и островерхом красном колпачке. Как он туда попал? Сквозь узкое горлышко ни войти, ни выйти невозможно даже крохотному гномику. Смотрит на меня сквозь стеклянную стенку бутылочки гном и, кажется, хитро подмигивает.

– Забыл, – будто бы говорит он, – что мы, гномы, волшебники? Если мы умеем приходить к вам из сказки и возвращаться обратно, то что нам какая-то бутылочка?

Но я-то живу не в сказке, а в обычном мире, и меня просто терзает вопрос: как ухитрился гном забраться в бутылочку?

Читайте также:  Классный час, 10-11 класс. общение в жизни человека

Эту забавную игрушку подарила мне Ирина Пивоварова, писательница удивительного, волшебного таланта. Читая её книжки, я всё время спрашиваю себя: как удаётся превратить нашу повседневную жизнь в увлекательную сказку? Талант Ирины Пивоваровой сродни волшебству и, наподобие того гномика в бутылочке, остаётся загадкой.

2

Книжка «Рассказы Люси Синицыной, ученицы третьего класса» складывается так же естественно, как наполненные событиями дни маленькой девочки. Текут они и текут, и, кажется, каждая минутка, любая самая незначительная встреча может превратиться в увлекательную историю. Фантазия девочки неиссякаема. Люся Синицына человек живой, непоседливый.

Но все истории, которые с ней случаются, происходят с каждым из нас чуть ли не всякий день. Мы их или вовсе не замечаем, или же не обращаем внимания, а у неё всё превращается в необыкновенное приключение. Да, если смотришь на мир открытыми глазами и всё-всё тебе интересно, то и жизнь становится нескучной, расцвеченной яркими красками.

Повезло маленькой Люсе Синицыной и её подружке. Их жизнь взялась рассказать чудесная писательница Ирина Пивоварова. Она, как волшебница, не просто писала книжки, а словно бы сотворяла свои стихи и рассказы из воздуха, солнечного света, летней зелени, невесомых зимних снежинок и мерцания ночных звёзд. Вот как сама она рассказала об этом в одном стихотворении:

  • Я палочкой волшебной
  • Тихонько проведу
  • По белому и чистому
  • Бумажному листу.
  1. И на листе распустятся
  2. Волшебные цветы.
  3. Нигде-нигде на свете
  4. Таких не встретишь ты.
  • Беру я снова палочку
  • Волшебную, и вот
  • Волшебный город с башнями
  • Лиловыми встаёт,
  1. A в нём живут волшебники
  2. В плащах и сапогах.
  3. Тихонько колокольчики
  4. Звенят на колпаках.

3

Сначала я прочитал всю книжку залпом, не отрываясь. Смеялся. Печалился. Удивлялся. Беспокоился. Радовался. Хмурился. Расстраивался. И чувствовал себя счастливым, будто познакомился со многими интересными мне людьми.

Потом стал книгу перечитывать, медленно листая её от рассказа к рассказу, от повести к повести.

И всё размышлял, как это Ирине Пивоваровой удалось увлечь меня, взрослого, даже седого дяденьку, жизнью и приключениями маленьких девочек? Они превратились в моих близких и дорогих знакомых, будто мы давно уже проживаем в одном доме, встречаемся во дворе, сидим на скамеечке и толкуем о том о сём. Я стал даже смотреть на каждого встречного глазами Люси Синицыной и видеть то, чего раньше не замечал. Теперь я мог бы тоже рассказать множество историй о тех моих соседях, которые раньше казались мне вполне обычными людьми.

И стал я вглядываться в строки и слова книжки Ирины Пивоваровой. Вглядывался, вчитывался и понял, что и про волшебное умение писательницы тоже могу кое-что порассказать. Мне стала видна волшебная палочка её искусства.

Какими бы я представлял двух девочек-подружек, если бы не было в книжке рисунков? А вы послушайте их разговор. Одно-два слова, фраза за фразой – и вдруг чудесным образом возникают не только характеры, но и внешность.

Торчащие косички или встрёпанная гривка волос, задиристый носик, строптиво сведённые короткие бровки и чистые, широко открытые глаза наивноискреннего человека. Вот обе Люси, одна из которых учится – играть на скрипке, а другая – на пианино, спорят, какой инструмент лучше.

Спорят горячо, по-детски и в то же время лукаво:

«– Скрипка маленькая, её на стенку повесить можно. А попробуй пианино на стенку повесь!

  • – А зато на пианино можно уроки делать.
  • – А зато на скрипке можно за струны дёргать!
  • – А зато на пианино можно в дочки-матери играть!
  • – А зато скрипкой можно размахивать!
  • – А зато на пианино можно орехи колоть!

– А зато скрипкой можно мух разгонять!..»

4

Писательница не просто знает и чувствует своих маленьких героинь, а живёт их жизнью. Каждое слово, любой поступок или движение души абсолютно достоверны.

Начинаешь думать, что это не выдуманные рассказы и маленькие повести, а подлинная биография самой Ирины Пивоваровой.

Автобиографические записки или, точнее, странички дневника десятилетней девочки, вынутые из дальнего, тайного ящика детства.

Сама Пивоварова в рассказе «Секретики» открывает секрет своего творчества. Она творит искусство из всего, что окружает каждого из нас, из самых простых вещей и событий. Можно взять:

  1. «камень,
  2. осколок тарелки,
  3. бусину,
  4. птичье пёрышко,
  5. шарик (можно стеклянный, можно металлический).
  6. Можно жёлудь или шапочку от жёлудя.
  7. Можно цветок, листик, а можно даже просто траву.
  8. Можно настоящую конфету.
  9. Можно бузину,
  10. сухого жука.
  11. Можно даже ластик, если он красивый.
  12. Да, можно ещё пуговицу, если она блестящая».

Просто, правда? Кажется, что слова в рассказах Ирины Пивоваровой складываются сами собой.

На самом деле – это виртуозное писательское мастерство, умноженное на талант и чувство слова, чуткий слух, обострённое зрение художника.

Вот только несколько жемчужин, разбросанных по всей книге, встречающихся почти на каждой странице. При этом Ирина Пивоварова не щеголяет своим умением создавать поэтические метафоры. Она смотрит на мир глазами ребёнка:

«…в ярких солнечных лучах плясала пыль… А надо всем этим висело небо… Страшно большое. Огромное».

  • Так видят только дети.
  • «Воробьи трещали на ветках» и почти рядом: «…орут на деревьях воробьи».
  • «…макушка у меня стала горячая, как печка», а вот почти та же метафора, но на другой лад: «С моими ушами творилось что-то страшное. От них всей моей голове было горячо…»

«Слёзы падали у меня из глаз и тихо стукались о чёрную крышку парты». Так и видишь несчастную, плачущую горько, но молча Люську. И так её жалко в этот момент!

А вот та же Люся вылила полфлакона маминых духов на подушку: «Подушка пахла оглушающе».

И как точно, одним словом, передано прикосновение к фарфоровой игрушечной свинке: «…поцеловала в холодные цветочки».

Трудно остановиться. Так и хочется выхватывать искрящиеся, будто цветные стёклышки в детских «секретиках», обрывки фраз и созвездия, соцветия слов. Ну, вот напоследок: собака «так хорошо пахла собакой»!

5

Ирина Пивоварова писала чудесные стихи. Она настоящий поэт, а поэт очень точен и в прозе. Скуп на слова. Девочки говорят по телефону. Всего несколько слов, а завязывается интрига маленького эпизода, до предела сжимается пружина действия, напряжённого, почти детективного. Умело, непринуждённо подогревает девочка интерес подружки:

Источник: https://www.litmir.me/br/?b=589264&p=2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector