Организационный период в лагере

Основная цель периода – создать необходимые условия для адаптации детей в лагере и в новом коллективе, познакомить их с лагерем.

В лагерях, где дети отдыхают с разных регионов, возможна ситуация, когда одна группа уже завершает оргпериод, а другая только приехала. В таком случае нужно находить «золотую середину», и работать «на два фронта».

Оргпериод для ребенка – время адаптации и привыкание с новым условиям проживания, к новому графику и ритму жизни. Для некоторых детей (особенно для тех, кто приехал в лагерь впервые) этот период проходит практически незаметно, быстро и легко. Однако не все дети быстро вливаются в новые условия жизни.

Организационный период смены для вожатого самый сложный и ответственный, от того, как пройдет данный период, зависит дальнейшее течение смены. Ни в коем случае нельзя пускать отряд на «самотек» в первые же дни. «Как пройдет оргпериод, так пройдет и вся смена».

Организационный период в лагере

В первые дни лагерной смены вожатый должен:

  • расселить всех детей;
  • запомнить имена всех воспитанников;
  • провести инструктажи с детьми;
  • сплотить коллектив;
  • выявить интересы детей;
  • выявить творческие способности, наклонности и интересы воспитанников;
  • организовать сбор и хранение ценных вещей и денежных средств;
  • организовать дисциплину в отряде;
  • провести экскурсию по лагерю;
  • познакомить детей с содержанием смены: тематикой, планом смены, основными мероприятиями;
  • познакомить детей с режимом дня и режимными моментами в лагере;
  • изучить индивидуальные особенности детей
  • организовать элементы самоуправления в отряде: выбор командира, распределение обязанностей среди детей, определение участие каждого в коллективе.

Чтобы оргпериод прошел эффективно,  вожатым необходимо:

  1. Взаимопонимание между напарниками на отряде
  2. Распределение обязанностей между напарниками
  3. Четкое планирование первых дней смены

План действий в оргпериод.

В первые дни необходимо выполнить очень много дел, чтобы все успеть, необходимо иметь план действий. Составить план действий необходимо еще до заезда детей. Очень важно, чтобы особенно в первые дни дети всегда были заняты каким-либо мероприятием, что бы у них не было времени скучать (особенно для детей младшего возраста).

Подготовительный этап. Необходимо запомнить расположение комнат вашего отряда, проверить заранее чистоту комнат, мебель в комнатах и т.п.

Заезд детей. Организация заезда детей зависит от конкретного лагеря. Выделяют два основных типа:

  • самозаезд (т.е. каждый родитель привозит своего ребенка) 
  • заезд организованными группами (т.е. сопровождающие привозят группу детей из определенной делегации или региона).  

Если делегация приезжает в город на ж/д вокзал или в аэропорт, то вожатый встречает детей. В таком случае необходимо организовать рассадку детей в автобусы, помочь детям погрузить сумки в багаж. При посадке детей, нужно обязательно их пересчитывать.

При сопровождении детей необходимо соблюдать правила перевозки детей:

  • все должны быть пристегнуты и находится на своих местах;
  • запрещено передвижение по салону во время движения автобуса;
  • следить за состоянием детей: тех, кого укачивает, необходимо посадить ближе к водителю;
  • запрещено высовывать из окон руки и другие части тела.

После прибытия детей на территорию лагеря их делят по отрядам и передают вожатым (обычно это делают начальник лагеря либо старший вожатый, методист).

Первичный медосмотр. Сразу же по приезде детей в лагерь они проходят первичный медосмотр в медкабинете, где медперсонал осматривает кожные покровы, медкарту ребенка.

Расселение детей.

После формирования отряда необходимо расселить детей по комнатам. Обязательное условие: мальчики и девочки должны жить отдельно. При распределении детей по комнатам следует учитывать их пожелания.

Но при необходимости, вожатый должен уметь проявить твердость и сам определить вариант расселения. Скажите ребятам, на сколько человек рассчитаны комнаты, и попросите их разделиться.

Если желающих проживать в одной комнате окажется больше, чем необходимо, тактично, но твердо и уверенно объясните, что это невозможно, и предложите варианты решения ситуации.

Составление списков

оставьте списки детей вашего отряда, по форме, принятой в ДОЛ. К счастью, современные технологии позволяют не писать несколько списков, а делать в электронном виде и распечатывать необходимое число копий.

Ценные вещи и деньги

Дети привозят с собой в лагерь различные ценные вещи: телефоны, планшеты, фотоаппараты, а так же деньги. Как правило, во всех лагерях есть возможность сдать ценные вещи и деньги в сейф на хранение.

Задача вожатого, организовать данный процесс. Затем при необходимости, либо по заранее определенному графику дети будут забирать деньги по частям, брать телефоны для общения с родителями, друзьями.

Объясните детям, что всегда держать при себе крупную сумму денег и ценные не всегда надежно, так как их можно потерять. Так же в лагерях, увы, бывают кражи, однако в беседе с детьми, не стоит заострять на этом внимание.  Поэтому при желании, любые ценности они могут сдать на хранение.

При сборе денежных средств на хранение, обязательно ведите четкий учет. Какую сумму ребенок сдал, когда и сколько забрал, какая сумма осталась. Телефоны лучше выдавать 1-2 раза в день, не нарушая режимных моментов. Затем собирать и класть в сейф. При таком подходе ценные вещи и деньги воспитанников никуда не потеряются и не пропадут.

Сообщить родителям, что в лагере

Если у ребенка есть с собой мобильный телефон, уточните, позвонил ли он к родителям, сообщил ли, что с ним все хорошо и он находится на территории лагеря. Если это не сделано, напомните ребенку, что нужно сообщить родителям о прибытии в лагерь, номер его отряда и номер комнаты.

Проведение инструктажей

В первые же дни обязательно провести с детьми инструктажи, объяснить правила пребывания в детском оздоровительном лагере. Инструктажи необходимо получить у начальника лагеря, старшего вожатого, либо методиста.

Проверить наличие у детей лекарств, медикаментов.

Часто родители передают детям лекарства и медикаменты. В детском лагере обязательно есть врачи и мед. персонал, которые следят за здоровьем детей.

Все лекарства и препараты дети должны принимать только по назначению врача. Принимая лекарства по своему усмотрению, дети могут навредить своему здоровью.

Поэтому лучше уточнить, какие медикаменты есть у детей, проконсультироваться с врачом и врач подскажет, что делать.

Предъявление единых педагогических требований. Формирование дисциплины.

Сразу же необходимо познакомить детей с законами лагеря (закон «зелени», «точного времени» и т.п.), правилами поведения, установить дисциплину в отряде. Не нужно увлекаться «застраиванием» детей. Ваше общение с детьми не должно сводиться только к попыткам установить дисциплину. Все должно проходить в доброжелательной, игровой форме.

Игры

Обязательно в организационный период проводить игры на знакомство, на выявление лидера, на сплочение. Игры способствуют установлению благоприятного микроклимата, более тесному общению участников. Ребята быстрее знакомятся друг с другом и лучше адаптируются к новым условиям. Так же используйте другие формы деятельности,например, приготовьте отрядный уголок.

Результаты оргпериода:

  • вожатый знает имена и особенности всех детей;
  • дети адаптировались к новым условиям;
  • установлена дисциплина в отряде;
  • сформировано самоуправление в отряде, выявлены лидеры;
  • определен имидж отряда;
  • сплочение коллектива:
  • создан благоприятный эмоциональный настрой.

Организационный период очень важен! Если вы не знаете, как поступить в той, или иной ситуации, лучше обратиться за помощью к более опытным коллегам за советом, чтобы не упустить момент. На смену организационному, сразу же наступает основной период, информацию о котором, мы рекомендуем вам изучить в процессе подготовке к работе в детском лагере.

Источник: http://xn--80admnw0a7d0a.xn--p1ai/obuchayushchij-material/organizatsionnyy-period-v-lagere/

Организационный период | Приложение для Вожатых

Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаю я, что этот шар

Никак не долетит.

Сначала слово «летит» заменяется движением, напоминающим взмах крыльев.
Во 2-м исполнении слово «небо» заменяется движением большого пальца вверх.
Затем при слове «шар» обеими руками перед собой очерчивается большой круг.
В следующем исполнении слово «знаем» заменяется постукиванием пальца по лбу; при слове «мы» — обе руки прижать к груди, при слове «никак» — отрицательно покачать головой.

Самым интересным является последнее исполнение песенки, где главной задачей участников является не сбиться и правильно показать движением нужное слово.

Хором здесь повторяются лишь «по», «но», «до». Можно предложить ускорить темп игры.

Материал предоставил Владислав Афонин

Еду на танке,
Вижу корову
В шапке ушанке
С рогом здоровым!
Здорово, корова,
Как поживаешь?
Do you speak English?
Ты что обзываешь?
Плыву в подводной лодке-
Снова корова
В маске и ластах
С рогом здоровым!
Здорово, корова
Куда проплываешь
Shprechen sie Deutsch?
Ты что обзываешь?
Лечу на вертолете
Снова корова
На парашюте
С видом суровым
Здорово корова
Куда пролетаешь
Ассалам алекум

Ты что обзываешь?

Все слова комментируем соответствующими движениями (показываем рога у коровы, еду- крутим руль и т.д.)

Материал предоставил Владислав Афонин

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд.
Если вожатый поднимает правую руку вверх, то первая команда кричит «Гол!». Если вожатый поднимает левую руку, то вторая команда кричит «Мимо!».

Если подняты обе руки — обе команды кричат «Ура!».

Материал предоставил Владислав Афонин

— Кто помнит, как зовут вожатых?

-С нами вы уже познакомились, а теперь мы хотим познакомиться с вами. Поэтому на счет «три» каждый громко выкрикнет свое имя (вожатые пытаются угадать, сколько Маш, Дим, … в отряде; Вот тебя зовут Федя, нет?, А как? Маша? Все запомнили, что это Маша, а не Федя, …)

-Сейчас мы пустим по рядам рулон туалетной бумаги. Пусть каждый отмотает себе столько, сколько захочет. Отмотали? Молодцы! Теперь складываем бумагу гармошкой. Ну а теперь, разгибая нашу гармошку, мы будем рассказывать о себе по предложению на каждый загиб. Интересно, чей рассказ получится длиннее? Начиная свой рассказ не забудьте представиться.

Материал предоставил Владислав Афонин

И наконец по случаю такого радостного момента, что наше путешествие успешно завершается. Предлагаю испечь праздничный пирог!

  • Я захотел устроить бал.
    И я гостей к себе …
    Купил муку, купил творог
    Испек рассыпчатый …
    Пирог, ножи и вилки тут
    Но что-то гости не …
    Я ждал, пока хватало сил
    Потом кусочек …
    Потом подвинул стул и сел
    И весь пирог в минуту …
    Когда же гости подошли,
  • То даже крошек не …
  • Материал предоставил Владислав Афонин
Читайте также:  Аппликация из природного материала. осенние цветы

1. Чем больше ковыряешь, тем больше становится — что это такое? (Дырка)
2. Кто под проливным дождем не замочит волосы? (Лысый)
3. Почему львы едят сырое мясо? (Потому что они не умеют готовить)
4. Что производят в Бразилии и нигде больше? (Бразильцев)
5. Кем ты станешь в двадцать лет? (Двадцатилетним человеком)
6.

Что имеет восемь ног и может петь? (Квартет певцов)
7. Как удвоить количество ваших денег? (Посмотреть на них в зеркало)
8. Может ли петух назвать себя птицей? (Нет, он не умеет говорить)
9. Каким гребнем голову не расчешешь? (Петушиным)
10. Что самое первое мы делаем утром? (Просыпаемся)
11. Что жжется в холодильнике? (Горчица)
12.

В каком случае 6 детей и 2 собаки, забравшиеся под обычный зонтик, не намокнут? (Если не будет дождя)
13. Какой человек может одной рукой остановить мчащийся автомобиль? (Инспектор ГИБДД)
14. Почему ковбои ездят на лошадях? (Потому что лошадь слишком тяжелая, чтобы ее нести)
15. Что вампир говорит своей вампирше? (Обожаю вашу группу крови)
16.

Что может путешествовать по свету, оставаясь в одном и том же углу? (Почтовая марка)
17. Когда лошадь покупают, какая она бывает? (Мокрая)
18. Что нужно сделать, встретив во сне тигра? (Проснуться)
19. Почему курица несет яйца? (Если бы она их бросала, они бы разбивались)
20. Где всегда можно найти червей? (В карточной колоде)
21.

Какой рукой лучше размешивать чай? (Никакой — это лучше делать ложкой)
22. В какой школе вас сначала выкидывают, а потом уж дают диплом о ее окончании? (В парашютной школе)
23. Какая разница между блохой и собакой? (Собаки могут иметь блох, а блохи не могут иметь собак)
24. Перед кем люди всегда снимают шляпы? (Перед парикмахером)
25.

Что есть у слонов и нет ни у каких других животных? (Слонят)
26. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? (Когда он находится в этом автомобиле)
27. Как проще добиться того, чтобы ваши капиталы выросли? (Положить их под увеличительное стекло)
28. Почему Робин Гуд грабил богатых? (Потому что у бедных не было денег)
29.

Что нужно сделать, чтобы четыре парня остались в одном сапоге? (Снять с каждого по сапогу)
30. Кто сидит спиной к царю? (Кучер)
31. Как разделить 5 картофелин точно на двоих? (Размять их в пюре)
32. Что произошло с сардиной, когда она явилась по объявлению о приеме на работу? (Ее направили на консервный завод)
33.

Что общего у рыб и болтунов? (Без конца разевают рот)
34. Что создает вдвое больше шума, чем визжащая свинья? (Две свиньи)
35. Что получится, если скрестить червяка и шубу? (Гусеница)
36. Кто не задает вопросов, но требует ответа? (Телефонный звонок)

37. Когда мышь и слон могут весить одинаково? (Когда весы сломаны)

Материал предоставил Владислав Афонин

Два ряда в автобусе выступают в роли двух команд. На любую букву (например, А), называемую ведущим дети должны называть вещи, которые, они хотят взять с собой в дорогу (арбуз, атомоход, абрикос, аллигатор…).

  1. Организованно (без спешки и суматохи) садимся в автобус.
  2. Объясняем ребятам основные правила перевозки детей в автобусе. Вожатый должен рассказать ребятам о том, что:
    — нельзя вставать с посадочных мест и ходить по салону автобуса во время движения;
    — открывать окна нельзя! При необходимости это делается лишь с разрешения вожатого и только по правой стороне( чтобы в салон автобуса не летела пыль с проезжей части дороги);
    — нельзя сорить в салоне автобуса, а тем более выкидывать что-либо в окна – весь свой мусор забираем!

    — ребят, которых укачивает необходимо пересадить в начало автобуса( им можно дать мятные леденцы и пакетики, если есть);

  3. Чтобы по дороге до лагеря ребята не скучали и не маялись от безделья, а уж тем более не загрустили от внезапного расставания с родителями(особенно те детишки, которые едут в лагерь впервые) лучше всего с ними поиграть. Нужно сделать так, чтобы дети почувствовали себя более раскрепощённо, не стеснялись общения как с вожатым так и друг с другом.

На прощание родителям можно прокричать кричалки: «Мамы, папы, до свиданья, не грустите на прощанье», «До свидания, наши родители! Уезжают ваши мучители!», — это отлично разрядит обстановку и поднимет настроение.

Материал предоставил Владислав Афонин

Такие игры — кричалки имеют большое количество вариантов. Их особенность в том, что они абсолютно ничего не значат и тем самым нравятся детям.

«Рисосики»

Всё очень просто: дети повторяют за вожатым, который поёт:

О-о-о!
Калабамба ла-о!
Осики-рисрсики-рисосики-рисбамба!

О, я бананы ем!

«Балами»

После каждой строчки, пропетой вожатым, дети кричат: «Хей!».
Бала-бала-м — хей!
Чика-чика-чи — хей!
Чи — хей!
Чи — хей!

  1. Чик-чирик-чик — хей!
  2. Вы можете придумать вместе с ребятами свою, отрядную кричалку, под которую вы, например, будете собираться вместе.
  3. Материал предоставил Владислав Афонин

(Название лагеря и текст письма взяты за образец и могут меняться как угодно)

Сейчас мы с вами все вместе будем писать письмо про нашу дорогу в лагерь «Звёздочка». Точнее, оно уже написано, да вот только все прилагательные и наречия из него куда-то пропали, и письмо стало скучным и не интересным. Какими прилагательными можно его заполнить? Вы будете выкрикивать нужные, по- вашему, слова, мы будем заполнять пропуски, а затем посмотрим, что же у нас получится.

« Наша……….дорога в …………лагерь «Звёздочка»
……….майским утром мы …………приехали в …………….институт МАТИ, где должны были собраться все самые…………….люди – мы- будущие………..вожатые ! После…………..линейки нас всех рассадили по ………….автобусам. Вместе с нами ехали наши …………..инструктора — …………Вася и ……………Катя. Всю дорогу они…………..

играли с нами в …………игры, пели………….песни, загадывали……………загадки, кричали…………..кричалки, поэтому скучно никому не было! На улице стояла ……………погода, а наш …………..автобус все ехал и ехал по …………….дороге. Но вот впереди показались ………….ворота нашего……………лагеря. Ура! Приехали! Надеемся, что ………….дни, проведенные здесь станут для нас самыми …………..

, ………….. и незабываемыми!!! »

Материал предоставил Владислав Афонин

Салон автобуса разбивается на две команды.

«Объявляется конкурс на лучший экипаж корабля. Для этого нам нужно знать много песен. Какая команда споёт их больше всего, та и будет победителем! Но главное, чтобы в песне были слова о море, моряках, морских кораблях».

Эта игра очень вариативна и её условия зависят от вашего воображения.

Это могут быть песни о Москве, могут быть песни, в которых встречаются цифры: «миллион, миллион, миллион алых роз»; «…девчонка из квартиры 45»; «…раз словечко, два словечко….»

Более сложным вариантом этой игры будет игра «Вопрос-ответ», где команда по очереди берёт вопрос из одной песни, а ответ – из другой.

Например:
«Что стоишь, качаясь?..»
«…Качает, качает волна морская».

Можно, чтобы одна команда в песенной форме задавала вопрос, а вторая опять же из текста песен выбирает ответ.

Материал предоставил Владислав Афонин

  • Вожатый играет роль ведущего, а ребята делятся на две команды: одна – «Петьки», другая – «Васьки».
  • Далее все вместе:
  • На солнечной поляночке
    Стоит зелёный дом.
    А на крылечке домика
  • Сидит весёлый гном.

Далее вожатый кричит: «Как тебя зовут, гном?» и показывает рукой на одну из команд, которая как можно громче отвечает скороговоркой.

«Петьки»:

Пе-е-тька! У меня рубашка в кле-е-тку!
Я пришёл к вам, де-е-тки,

Чтобы съесть конфе-е-тку!

«Васьки»:

Ва-а-ська! У меня штаны в горо-о-шку!
Я сюда пришёл из ска-а-зки,

  1. Потому что я хоро-о-ший!
  2. Всё это проводится несколько раз, вожатый показывает то на одну, то на другую команду, а в конце игры – на обе команды сразу, и одна из них должна перекричать другую.
  3. Материал предоставил Владислав Афонин

Эстафета в автобусе – такое действительно бывает.

Можно на скорость по рядам передавать спичечный коробок. А можно пустить по каждому ряду картонку с карандашом, и каждый участник должен написать на картонке, пущенной по его ряду, слово из четырёх-пяти букв. При подсчёте учитывается количество букв и время.

Картонку и карандаш можно использовать для игры в знакомство.
Для этого ребята должны на картонках писать свои имена. Вожатый после окончания игры объявляет статистические данные: сколько у нас Свет, Игорей, Лен, Саш и т.д.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: концентрация.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 6 до 20.
Возраст: от 10 лет.

Место проведения: любое.

Каждый выбирает себе предмет и начинает мысленно описывать его. Вожатый случайно вызывает кого-нибудь, и он начинает озвучивать вслух свой рассказ, с того места, на котором мысленно находился, когда его вызвали. Одного и того же человека можно спросить два раза, чтобы народ не прекращал думать.

Материал предоставил Владислав Афонин

Все сидят. Ведущий показывает определенное количество пальцев на вытянутой руке. Не договариваясь, должно встать со стульев столько же человек, сколько пальцев было показано.

Ребята, стремящиеся к лидерству, будут вставать чаще.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: сплочение группы, выявление лидера.
Время: 5-10 мин.
Количество участников: от 8 до 20.
Возраст: от 13 лет.

Место проведения: просторное помещение.

Ведущий: «У вас есть 4 типа движений: руки вверх, присесть, сойтись в центр, разойтись по стенам. Ваша задача, чтобы максимальное число людей сделали одно и то же».
Потом отнимаем голос. Потом — жесты. Потом — мимику и многозначительные взгляды.

Внимательное наблюдение за группой позволяет узнать, кто выпадает, кто лидер, кто подчиняется.

Материал предоставил Владислав Афонин

Цель: выявление лидеров, определение структуры межличностных отношений в отряде.

Источник: http://appvozhat.ru/category/period-2/organizacionnyj-period/

3. Анализ организационного периода

Оргпериод — это время привыкания детей к новым условиям, к новым требованиям, к новому режиму дня и даже к новому рациону питания. Оргпериод — это переход из одной жизни в другую. Конечно, для некоторых детей этот переход происходит легко, почти незаметно. Но для отдельных ребят этот процесс проходит мучительно, и тревожно. В своей работе я ориентировалась именно на таких детей.

Читайте также:  Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: насекомые

Я старалась, чтобы первые дни посещения пришкольной площадки стали для них привычным и приятным. Моей главной задачей в оргпериод являлась помощь детям в привыкании к лагерю, к новым требованиям.

Чтобы процесс вхождения детей в новую (не домашнюю) жизнь прошел плавно и безболезненно, я старалась максимально точно реализовывать поставленные задачи, применяя демократический, дружеский стиль общения.

Первые три дня были спланированы мной буквально по минутам, для того чтобы все ребята включались в различные виды деятельности, считали себя нужными, чтобы дети были заняты делом, а не слонялись от скуки в разные стороны, и максимально быстро влились в коллектив. Конечно, по ходу работы приходилось что-то менять, импровизировать, но зато у ребят не было времени для безделья, все было четко организованно.

В первый день на пришкольной площадке мной была организованна экскурсия по корпусу школы и ребятам были представлены уже знакомые помещения, но совсем с другим назначением, все было представлено в стихотворной форме. так же было организованно первое коллективно творческое дело: оформление отрядного уголка, а еще вместе с детьми мы выбрали отрядное место, где мы в дальнейшем проводили тематические огоньки, и оборудовали его.

В этот период я старалась подбирать наиболее интересные игры для детей, которые соответствовали не только возрастным особенностям детей, но и их интересам. Старалась, чтобы дети были довольны и удовлетворены полученными заданиями. В общем оргпериод прошел благополучно, без происшествий, без обид и разочарований.

В организационный период смены я поставила несколько задач и пыталась их максимально реализовать:

Как можно скорее познакомиться с детьми, узнать их интересы, для чего провести игры и отрядные дела, способствующие интенсивному знакомству и раскрытию интересов.

Все дети моего отряда были знакомы друг с другом так, как учились в одной школе, некоторые из них даже в одном классе. Я не была знакома с детьми и свое знакомство с ними организовывала через такие игры как: «Снежный ком», «Хлопки», «Знакомство на дискотеке», «Математика» и т.д. (см.

приложение). В этих играх участвовала сама, знакомилась с детьми. Дети были очень довольны тем, что я не только даю задание, но и непосредственно участвую в играх вместе с ними. Так же был организован огонек знакомств.

Я ставила задачу не познакомить детей друг с другом, а самой познакомиться с детьми.

Приучить детей к выполнению распорядка дня и соблюдению санитарных норм.

При выполнении этой задачи я старалась предъявлять детям «единые педагогические требования». Для успешной реализации этой задачи мной был придуман распорядок дня в стихотворной форме.

Так же проводились такие конкурсы как: «Самый опрятный», «Конкурс чистых палат», «Чистота залог здоровья», операция «Вперед спасатели» по «спасению» территории вокруг корпуса от мусора, «Конкурс на самого быстрого «шнуровальщика ботинок», показательные выступления лучших «чистильщиков зубов», конкурс «Самая аккуратная тумбочка».

Так же вместе с детьми изготовили переходящий вымпел и продумали награждение им того, кто первый выбегает на зарядку, составили график дежурств по палатам, по столовой.

  • Создать у детей ощущение уюта и комфорта.
  • Для решения этой задачи вместе с детьми красиво оформляли комнаты и весь корпус, облагораживали территорию вокруг корпуса.
  • Сделать детей «управляемыми» и ответственными.

Для этого дети были поделены на «команды», которые несли ответственность за порученное дело (уголок природы, столовая, уборка территории, отрядный уголок и т.д.)

  1. Дать возможность детям проявить себя, самоутвердиться.
  2. Для чего детям были предложен набор отрядных дел разнообразной направленности: спортивной, интеллектуальной, художественно-прикладной, трудовой, творческой.
  3. Сформировать у детей представление о том, что ждет их в ближайшем будущем.

Для реализации этой задачи детям был предложен план смены, а так же предоставлена возможность корректировать план по усмотрению детей. В результате был составлен и утвержден план-сетка на смену с учетом пожеланий детей.

Источник: https://ped.bobrodobro.ru/26621

Мероприя­тие организационного периода "Мост"

Мост

Мероприя­тие организационного периода. На­звание игры символично. Символи­зирует оно переход от обыденной детской жизни к жизни детей в лаге­ре.

Цели и задачи. Знакомство детей с особенностями лагерной жизни. Создание эмоциональной ат­мосферы, способствующей спонтан­ным проявлениям и творческой ак­тивности детей. Снятие барьеров и комплексов, формирование уверен­ности в процессе общения детей ме­жду собой. Групповое сплочение на основе сотрудничества в процессе выполнения заданий мероприятия.

Организация, материалы и оборудование. Каждый отряд полу­чает маршрутный лист с названием станций.

Для того, чтобы лагерная смена не показалась ребятам скучной, не остав­ляйте им времени на то, чтобы скучать. Выучите с ними речевки, которые ис­пользуются в повседневной лагерной жизни. Это можно сделать во время пере­хода от станции к станции.

Утренняя:

Вож.: Раз, два!

Все: Три, четыре!

Вож.: Три, четыре!

  • Все: Раз, два?
  • Вож.: Солнце только что проснулось
  • Все: И ребятам улыбнулось!
  • Вож.: Поскорей дружок вставай
  • Все: На зарядку выбегай.
  • Вож.: Солнце светит
  • Все: Ярко—ярко!
  • Вож.: Нам от солнца
  • Все: Жарко—жарко!
  • Вож.: Солнышко, сильнее грей
  • Все: Воду в речке нам согрей!
  • Вож.: Солнце, воздух и вода
  • Все: Наши лучшие друзья!
  • Для похода в столовую:

Вож.: Раз, два!

Все: Мы не ели!

Вож.: Три, четыре!

  1. Все: Есть хотим!
  2. Открывайте шире двери,
  3. А то повара съедим

Вож.: Руки?

Все: Чистые!

Вож.: Лицо?

Все: Умыто!

Всем, всем… Приятного аппетита!

  • Вечерняя:
  • Все: День отшумел,
  •      И ночью объятый,
  •      Лагерь зовет нас уснуть
  • Мальчики: «Доброй вам ночи, — девчата!»
  • Девочки: «Доброй вам ночи, — ребята!»
  • Все: Завтра нам снова в путь!
  • Спокойной ночи!
  • Место проведения: территория лагеря.

Временные рамки: 1 — 1,5 часа. Как правило, МОСТ — мероприятие, второй половины дня, т.е. проводится после обеда или полдника.

Проведение: на общем сборе или по радиосвязи дается старт. В соответствии с инди­видуальным маршрутом отряды передвигаются по станциям. Мы предлагаем несколько возможных вариантов названий и содержания станций.

Станция 1. «Законы и традиции».

—  Закон 00: Уважая время, ты уважаешь людей. Точность — вежливость королей.

— Закон поднятой руки — закон молчания. Рука вожатого, поднятая вверх, ладонь которой сжата в кулак — знак того, что все должны за­молчать и сосредоточить свое внимание.

— Законы общения: Один говорит — другие молчат. Критикуешь — предлагай, предлагаешь — делай.

— Закон территории говорит о том, что покидать территорию лагеря можно только с разрешения вожатого.

— Закон доброго отношения к людям.

— Закон доброго отношения к окружающей нас природе. Если в лагере работает система паролей, то во время посещения отрядами этой станции следует познакомить с этой системой детей.

  1. Станция 2. «Ля-ля Вам»
  2. На этой станции происходит знакомство с традициями орлятского круга:
  3. 1. Чередование мальчик — девочка:
  4. Мы встаем в орлятский круг:
  5. Слева — друг и справа — друг.
  6. Почувствуй руки новых друзей.
  7. Мальчишки, девчонки, — будьте смелей!

2. Нельзя проходить через круг: орлятский круг — символ единства со­бравшихся вместе людей, разрывать которое не позволено никому.

3. Нельзя прерывать песню. Уважение к песне — это не только уважение к ее словам, но и уважение к чувствам, которые эти слова вызывают у поющих людей. Не знаешь слова — помолчи, не мешай себе и другим!

Если в лагере есть песня-гимн, то разучить ее можно на этой станции. Также, рекомендуется пропеть песни с повторениями типа «Алые паруса» или «Землю обмотали…» и т.п.

  • Станция 3. «Раз, два левой»
  • Содержание этой станции — ответ на вопрос: «Как можно передвигаться по территории лагеря?»
  • Оказывается, существует тысяча и один способ. Вот некоторые из них:
  • — строем в колону по два или по три человека;
  • — ручейком;
  • — гусиным шагом;
  • — паровозиком;
  • — змейкой;

— задом наперед (т.е. спиной вперед) и т.п.

По окончании отработки предложенных способов, отряду дается задание придумать свой, отрядный, способ передвижения.

Станция 4. «На зарядку — становись!»

На этой станции ребятам предлагается принять участие в тематической зарядке. Тематика может быть предложена самая разнообразная. Например: сборы на дискотеку, охота на мамонта; поход в зоопарк; веселый трамвай и т.д.

  1. Утренняя зарядка традиционно заканчивается диалогом:
  2. Физрук: «Здоровье в порядке?»
  3. Дети: «Спасибо зарядке!»
  4. Станция 5. «Маразмы и приколы»
  5. В каждом лагере, наверняка, есть традиционные кричалки, игры-настройки, создающие необходимый эмоциональный фон для проведения ме­роприятий, способствующие концентрации внимания и просто поднимающие настроение.

Вож.: Парам — парэра!

Все: Хэй!

Вож.: Парам — парэра!

Все: Хэй|

Вож.: Парам — парэра!

Все: Хэй! Хэй! Хэй!

Вож.: Настроение каково?

Все: Во! (Поднимают вверх кулак с отставленным вверх большим паль­цем).

Вож.: Все такого мнения?

Все: Все без исключения!

Вож.: Молодцы!

  • Все: Ура!
  • А вот еще одна «кричалка», после которой, как правило, звучит какая-нибудь песня (каждая строчка произносится дважды, один раз ее выкрики­вает вожатый или лидер, а затем, повторяют все вместе):
  • На берегу
  • Большой реки
  • Пчела ужалила
  • Медведя прямо в нос
  • «Ой — ей — ей — ей!» —
  • Вскричал медведь,
  • Сел на пчелу

И начал петь…

После разучивания нескольких кричалок можно дать детям задание по­пытаться самостоятельно придумать какую — либо кричалку.

Перейдем к приветствиям: «Всем, всем доброго утра (вечера, дня)»

На что все дружно отвечают: «За доброе слово горы своротим» или «Доброе слово и кошке приятно» и т.д.

Станция 6. «В гостях у Водяного»

На этой станции происходит знакомство детей с правилами поведения на воде. Если есть возможность расположить станцию непосредственно возле во­ды, то неплохо устроить театрализованное шоу с ритуалом молитвы, обращен­ной к Нептуну, в которой дети просят о хорошей погоде, добрых вожатых, ве­селом настроении, а взамен обещают послушание и активность.

Необходимо усвоить главный закон: «С рекой (морем) не шутят!»

Станция 7. «Уют».

Здесь происходит ознакомление ребят с лагерными санитарно-гигиеническими требованиями. Как заправлять кровать? Как убрать в палате и на территории? Как организовать дежурство в столовой и в лагере? На эти во­просы ребята должны получить подробные ответы.

Читайте также:  Рассказы про осень для школьников

Можно провести конкурс на самую быструю заправку кровати.

Станция 8. «Первый взгляд».

На этой станции ребята заняты своим первым творческим делом: коллек­тивным выпуском газеты о первых впечатлениях первого лагерного дня. Эта газета может так и называться «Первый день в лагере».

Источник: http://uchkopilka.ru/letnij-lager/meropriyatiya-v-letnem-lagere/item/1151-meropriya-tie-organizatsionnogo-perioda-most

Методические рекомендации по разработке программы деятельности лагеря труда и отдыха детей и подростков

Организационный периодПервые 3-4 дня смены — время адаптации. Задача педагога — помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества, установить адекватные среде лагеря отношения, спланировать деятельность, наладить отношения.

Этот период характеризуется:

  • неустойчивым общественным мнением;
  • адаптацией детей к специфике временного детского коллектива;
  • демонстрацией взрослыми стандартных норм поведения;
  • оказанием помощи ребенку в раскрытии потребностей и талантов.

Мониторинговая диагностика направлена здесь на выяснение следующего: какие дети приехали; их ожидания и представления о лагере. Требуется также выявление негативных настроев, прогнозирование конфликтных ситуаций. Поясним сказанное.

«География участников смены»

Методика выявляет соотношение городских и сельских детей в отряде, а также количество детей, прибывших из других регионов России. Для диагностики используется нижеприведенная таблица.

№ отряда Жители г. Новосибирска Жители городов НСО Жители сельской местности

«Где отдыхали наши дети?»Выявляются группы:

  • дети, которые не имеют опыта пребывания в ДОЛ;
  • дети, которые бывали в других лагерях (помогает осуществлять преемственность в работе лагерей);
  • дети, которые уже не первый год приезжают в ваш лагерь. Из них в организационный период, к примеру, может формироваться «Совет дела».
Кол-во детей в отряде Отдыхали в других лагерях Отдыхали в нашем лагере раньше Не имеют опыта пребывания в ДОЛ

«Уровень общения»Измерение проводится дважды — в начале и в середине смены. Цель — выявление потенциальных лидеров и аутсайдеров, а также фиксация динамики развития межличностных отношений в отряде.В организационный период, по наблюдениям в процессе игр, сборов, отрядных «Огоньков» и т.д., вожатый определяет для себя по 10-балльной шкале уровень сформированности навыков общения каждого ребенка с учетом:

  • вхождения ребенка в ВДК;
  • активности в общении;
  • инициативы и т.д.

Итоги этих наблюдений оформляются в виде диаграммы:После «Медианы» (вторая половина смены) диагностика повторяется. Соответственно, на диаграмме вычерчивается вторая кривая. По обнаруженным «подвижкам» устанавливается адаптированность детей в ВДК.

«Рейтинг ожиданий»

Проводится с целью выяснения представлений детей о лагере. Помогает определить направление деятельности в конкретном отряде и лагере в целом с учетом потребностей детей. Предупреждает возниконовение негативных эмоциональных реакций.Проводится по методике «Незаконченного предложения». Детям предлагается продолжить предложение «Лагерь — это:».

При выполнении обследования важно позаботиться о том, чтобы каждый ребенок работал самостоятельно, быстро и не задумываясь. Диагностика проводится на вечернем отрядном «Огоньке», письменно. Работы сдаются вожатому.

При обработке полученных данных ответы детей делятся по номинациям: «Отдых», «Положительные эмоции», «Интересная деятельность», «Хорошие вожатые», «Отдых без родителей», «Лечение», «Общение», «Новые друзья» и т.д.

«Я в круге»

Проводится дважды — после организационного периода и в конце смены. Позволяет отследить эффективность вхождения детей в микросоциум, степень принятия ими норм и правил совместного проживания.При обследовании каждому ребенку выдается лист бумаги и карандаш. Предлагается нарисовать окружность.

Проводится ассоциативная параллель: окружность — это отряд; соответственно, поставь точку, где ТЫ. При этом дети не должны совещаться, задания выполняют самостоятельно.Для подведения результатов все рисунки детей собираются и делятся на четыре группы по расположению точки:Результаты подсчитываются. 

Основной период

В первой половине основного периода («лагерь-дача», 5-11-й дни смены) деятельность в лагере направлена на реализацию потребностей детей в отдыхе. Ведущий лозунг — «Лагерь для тебя». Детям предлагаются самые разнообразные виды деятельности: кружки, студии, спортивные секции и т.д.

Во второй половине оргпериода («лагерь-сбор», 12-19-й дни смены) ведущий лозунг меняется на лозунг «Ты для лагеря». Деятельность детей становится деятельностно-практической, созидательной, то есть нацеленной на то, чтобы оставить после себя добрую память в лагере.

В целом же основной период — это время «созидательных» конфликтов, личностных самореализаций, многоплановой смены социальных позиций.

Мониторинговой диагностике в основной период подвергаются:

  • степень деятельностной активности детей;
  • дифференциация деятельностных потребностей детей;
  • выявление формальных и неформальных лидеров;
  • выявление степени сформированности ВДК, установление коммуникативного потенциала отряда;
  • выявление сформировавшихся микрогрупп и наличие условий для реализации принципа объединения детей в микрогруппы (по интересам, по совместному проживанию, «примыкание» к сильному лидеру и т.д.).

Деятельностная активность детей, потребностно-мотивционная сфера личностиВ организационный период дети получили необходимую информацию о предлагаемых им кружках, секциях, «Нескучайках» (мини-кружках, которыми руководят вожатые). На 11-й день смены (к «Медиане») в таблице отмечаются кружки, секции и другие виды деятельности (спортивная, творческая, трудовая), в которых принимает активное участие каждый конкретный ребенок.В процессе заполнения таблицы становится очевидным, кто из детей активнее, а кто так и не смог найти себе дело. Проблема последних разрешается, как правило, через мини-опрос («Какой кружок ты хотел бы посещать?»), результаты которого заносятся в таблицу. Затем через систему «Нескучаек» и отрядных дел организуется интересная ребятам деятельность. 

Игровой тренинг

Игровой тренинг состоит из трех игр: «Кораблекрушение», «Печатная машинка», «Архитектор». Время проведения — 9, 10, 11-й дни смены.

«Кораблекрушение»

  1. Задается ситуация: «Ваш корабль терпит бедствие. Вам удается спастись на небольшом надувном плотике, на который можно взять нижеперечисленные предметы». Задача: проранжируйте (с № 1 по № 15) предметы по мере надобности, на ваш взгляд. Результат запишите в столбик № 1. Выполняется индивидуально.
  2. Работа в группах. Объединяем ребят в группы. Их задача — сравнить свои варианты, обсудить, договориться и проранжировать те же предметы, но уже в группе. Результат записывается в столбик № 3.
  3. Рефлексия
    •        К чьему мнению в группе вы прислушивались?
    •         Кто (в вашей группе), на ваш взгляд, был более убедительным?
  4. Оглашение «правильного ответа». Поскольку специалисты просчитали оптимальное поведение человека в подобной ситуации, все представленные предметы можно разделить на:
    •          помогающие вас обнаружить,
    •          поддерживающие жизнь;
    •          бесполезные.

А потому правильнее всего расположить надо было так: для обнаружения: зеркальце — 1, 2 — горючая смесь; для поддержания жизни: 3 -канистра с водой, 4 — армейский сухой паек, 5 — шоколад, 6 — непрозрачный пластик (для сбора воды или защиты от солнца), 7 — рыболовная снасть, 8-15 метров нейлонового каната, 9 — подушка надувная, 10 — спирт (для обработки ран), 11 — репеллент; бесполезные: 12 — радиоприемник, 13 -карта Тихого океана, 14 — противомоскитная сетка, 15 — секстант. Результат записывается в столбик № 5.

1 2 3 4 5
1. Секстант2. Зеркальце3. Карта тихого океана4. Баллон с горючей смесью5. 5-литровая канистра с водой6. Лист непрозрачного пластика7. Радиоприемник8. Рыболовная сеть9. Бутылка медицинского спирта10. Противомоскитная сетка11. Надувная подушка12. Репеллент, отпугивающий акул13. Армейский сухой паек14. 12 метров нейлонового каната15. 2 коробки шоколада

 

  1. Обработка результата. Разность каждой строчки 1-го и 5-го столбика записывается во 2-й, разность 3-го и 5-го записывается в 4-й (считают сами дети). Подсчитываем результаты в столбиках: 2-го столбика под вторым, 4-го под 4-м. В результате получается два числа. Находим их разность и сравниваем результаты в группах. У кого из ребят число оказалось наименьшим, тот и является лидером.

«Архитектор»В ходе этой игры перед ребятами ставится задача: «расположить» в нарисованном здании (три этажа, с подвалом) виды деятельности, предлагаемые в лагере (или кружки, объединения, мероприятия, в зависимости от того, какую информацию мы хотим получить). Принцип распределения:на 3-м этаже — «буду ходить туда всегда» +++ ; на 2 этаже — «скорее пойду, чем не пойду» + + -; на 1 этаже — «скорее не пойду, чем пойду» — — + ; в подвале — «не пойду никогда» — — — .

«Печатная машинка»

Группа детей «превращается» в печатную машинку. Между ними распределяются буквы, оговариваются действия: «печатание буквы» — хлопок; «пробел» — общий хлопок; «заглавная буква» — все встают, и т.д. На плакате большими буквами написана строка из какого-либо произведения.

Ребятам надо «напечатать» текст на своей печатной машинке. 1-й раз — вожатый указывает буквы на плакате; 2-й раз — только указывает на буквы, молча; 3-й раз — наблюдает со стороны, а дети все делают самостоятельно.

Игра продолжается до тех пор, пока весь текст от начала до конца не будет «напечатан» без ошибок. При каждой ошибке — возвращаются назад.

Этот тренинг помогает отследить микроклимат в отряде, уровень сформированности отряда, наличие неформальных лидеров, а также характер взаимодействия между ребятами в микрогруппах. Итоги оформляются в виде краткой аналитической справки. 

Заключительный период

Последние дни смены направлены на подведение итогов. Отслеживается степень реализации цели и задач смены. Этот период, как правило, характеризуется:

  • выявленностью общих интересов;
  • необходимостью усиления контроля за безопасностью детей;
  • повышенным вниманием участников воспитательного процесса к эмоциональному фону.

Повторяется диагностика «Я в круге». Полученная информация сравнивается с первичной. Фиксируется динамика для мониторингового измерения произошедших перемен.Проводится рейтинг дружинных и отрядных мероприятий. Для этой исследовательской технологии вспоминаются и записываются все дела смены.

Детям предлагается расставить их, проранжировать по местам, начиная с 1-го, по порядку. Для подведения итогов подсчитывается, сколько первых мест получило каждое мероприятие. Собранная информация помогает разумнее спланировать последующие смены, принимая во внимание симпатии, интересы детей.

Динамика отъезжающих до окончания смены детей помогает отследить, сколько (в процентном отношении) детей осталось, сколько детей и по каким причинам уехали. Результат этой диагностики — один из критериев эффективности работы вожатых.

Количество детей
на начало сезона уехавших по состоянию здоровья уехавших по семейным обстоятельствам уехавших из-за неразрешенного конфликта исключенных из лагеря оставшихся до конца сезона

 

Эмоциональный настрой детей на последействие

Каждый ребенок индивидуально на отдельном листе продолжает фразу: «Когда я приеду домой, я обязательно расскажу самым близким мне людям, что лагерь — это:».Затем все без исключения записки детей наклеиваются на большой лист ватмана. Полученный «сборник» — хороший повод для разговора на последнем огоньке.

Постлагерный период

Источник: http://filling-form.ru/turizm/85607/index.html?page=5

Ссылка на основную публикацию