Методика изучения классного коллектива в старших классах

К основным методам изучения личности учащегося и классного коллектива относятся наблюдение, беседа, опрос (интервью и анкетирование), анализ продуктов деятельности (творчества), метод экспертной оценки, тестирование, социометрия.

Наблюдение – целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта.

Наблюдаемый не знает о том, что он является объектом наблюдения. Наблюдение может быть сплошным или выборочным (с фиксацией, например, всего хода урока или поведения только одного или нескольких учеников). На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка.

При организации наблюдения должен быть заранее намечен его объект, поставлена цель, составлен план.

Объектом наблюдения служит процесс деятельности педагогов и учащихся, о ходе и результате которого судят не только по действиям, поступкам, результатам выполнения заданий, но и по отношению, эмоциональным реакциям, волевым усилиям участников.

Цель наблюдения определяет преимущественное сосредоточение на той или иной стороне деятельности, на тех или иных связях и отношениях; уровень и динамику интереса к предмету, способы взаимопомощи в коллективной работе, соотношение информационной и развивающей функций преподавания и т.д.

Заранее планируется последовательность наблюдения, порядок и способ фиксирования его результатов. Наблюдение позволяет изучить предмет в его целостности, в его естественном функционировании, в его живых многогранных связях и проявлениях. Результаты наблюдения необходимо сопоставлять с данными, полученными другими методами.

Беседа – это исследовательский метод, позволяющий глубже познать психологические особенности личности человека, характер и уровень его знаний, интересов, мотивов действий и поступков путём анализа данных, полученных в ответах на предварительно продуманные вопросы.

Беседа отличается сравнительно свободным построением плана, взаимным обменом мнениями, оценками, предложениями и предположениями.

С помощью беседы можно собрать достаточное количество фактов, касающихся убеждений, стремлений, отношений к окружающей действительности и происходящим событиям, условий жизнедеятельности учащегося, класса, группы, коллектива. Беседа происходит в форме личного общения по специально составленной программе.

В беседе помимо выявления опыта и точек зрения возможны обсуждения, споры, элементы дискуссии. Её проведение требует располагающего к открытости контакта исследователя с испытуемым, раскрепощённости эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания.

Например, необходимо выбрать место, которое позволило бы собеседнику чувствовать себя свободнее и раскованнее. Беседу целесообразнее начинать с тем, интересных собеседнику. Беседа может планироваться с целью подтвердить или опровергнуть данные, полученные с помощью других методов.

Опрос. Метод опроса используется в двух основных формах: устной (интервью) и письменной (анкетирование).

Интервью – это разновидность опроса, в котором ставится цель выявить опыт, оценки, точку зрения испытуемого по его ответам на заранее сформулированные вопросы.

В отличие от беседы, в которой собеседники равноправны и все должны высказать свои мнения, здесь исследователя интересует мнение только одного лица.

Интервью определяется как «псевдобеседа»: интервьюер всё время должен помнить, что он – исследователь, не упускать из внимания план и вести разговор в нужном ему русле.

При проведении интервью необходим доверительный контакт, однако, исследователю следует сохранять нейтральную позицию и стараться не демонстрировать своё отношение ни к содержанию вопросов и ответов, ни к собеседнику. Интервью может использоваться для получения сведений не только о самом опрашиваемом, который знает об этом, но и о других людях и событиях.

Анкетирование – это разновидность опроса, в котором ставятся и достигаются те же цели на основе анализа письменных ответов респондентов.

Каждая из этих форм имеет свои сильные и слабые стороны. Сильные стороны устного опроса – в живом контакте исследователя и испытуемых, в возможности индивидуализации вопросов, их варьирования, дополнительных уточнений, быстром определении достоверности и полноты ответов.

Сильные стороны письменного опроса – в возможности охватить большое количество опрашиваемых, выявить массовые явления. Слабой стороной интервью и беседы оказываются возможность внушения респондентам позиции исследователя и трудность охвата опросом широкого круга лиц.

Слабой стороной анкет является их стандартный характер, отсутствие живого контакта с респондентами, что не всегда обеспечивает исчерпывающие и откровенные ответы. Во всех формах опроса целевая установка исследователя выражается в виде гипотезы; выделяются признаки, позволяющие сделать вывод об искренности и достоверности ответов.

К числу таких признаков в интервью относят поведение опрашиваемых (например, заинтересованные, активные ответы, или, напротив, желание уйти от ответа, невольные паузы), особенности мимики и жестикуляции, эмоциональные реакции человека.

При использовании опроса очень важна однозначная, ясная и чёткая постановка вопросов. Более результативными являются косвенные вопросы (например, «Назови более авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом»).

Исследовательская цель и непосредственная тема опроса могут не совпадать. Об интересе к определённой сфере деятельности можно судить, выяснив названия прочитанных школьниками книг, их осведомлённость о новейших достижениях науки и техники, установив, какие факультативы, кружки, секции, студии они посещают, как используют свободное время.

Вопросы и анкеты могут быть открытого типа (ответ формулируется самим опрашиваемым), полузакрытого типа (ответ выбирается из предложенных вариантов или предлагается собственный), закрытого типа (выбирается один из предложенных готовых ответов). Вопросы анкеты должны быть взаимосвязаны и частично по содержанию перекрывать друг друга, что позволяет проверить достоверность ответов. Опрашиваемые должны быть уверены, что их откровенность не будет использована против них.

Анализ продуктов деятельности («архивный метод», праксиметрический метод) – это исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности. Исследователь анализирует дневниковые записи, архивные материалы, заметки, продукты трудовой, учебной или творческой деятельности (сочинения, контрольные и проверочные работы, рисунки, поделки, модели и др.).

Метод позволяет судить о достигнутом уровне деятельности и самом процессе выполнения поставленных задач.

При этом важно иметь представление об уровне готовности учащегося к определённым видам деятельности, о характере заданий и условиях, в которых они выполнялись.

Эти сведения позволяют исследователю сделать вывод о добросовестности, целеустремлённости, инициативности и творческом потенциале испытуемого, то есть о сдвигах в развитии его личности.

Метод экспертных оценок (экспертное оценивание) – это исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых, дополняющие и перепроверяющие друг друга, позволяют объективно охарактеризовать окружающее.

Совпадение оценок даёт основание предполагать, что они близки к истинным. Несовпадающие или дополняющие друг друга оценки дают повод к выявлению качеств объекта, может быть скрытых и проявляющихся только в определённых условиях, видах деятельности, отношениях.

Такие подходы позволяют обнаружить скрытые резервы развивающейся личности, найти выход из непростых педагогических ситуаций.

Если, например, у равнодушного, неорганизованного, недисциплинированного в школе и семье ученика вдруг в спорте или в игре обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность, то возникает предположение, что эти качества при надлежащих условиях могут проявиться и развиваться в учебной работе, в отношениях в семье и школе.

В качестве экспертов могут выступать учителя, родители, классный руководитель, представители администрации, психолог, социальный педагог, руководители секций и кружков.

Объектом оценивания могут быть личность ребёнка, отношения со сверстниками и взрослыми, отношение к деятельности (учёбе, труду, спорту и т.д.).

Метод тестов (тестирование) – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений, навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определённым нормам путём анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий.

Тест – это стандартизированное задание или особым образом связанные между собой задания, которые позволяют исследователю диагностировать меру выраженности исследуемого свойства у испытуемого, его психологические характеристики, а также отношение к тем или иным объектам.

В результате тестирования обычно получают некоторую количественную характеристику. Она показывает меру выраженности исследуемой особенности у личности.

Проведение тестирования и интерпретация полученных результатов должны осуществляться в соответствии со следующими правилами:

  • информирование испытуемого о целях проведения тестирования;
  • ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята правильно;
  • обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий испытуемыми;
  • сохранение нейтрального отношения к тестируемым, уход от подсказок и помощи;
  • соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации их результатов, которыми сопровождается каждый тест или соответствующее задание;
  • предупреждение распространения полученной в результате тестирования психодиагностической информации, обеспечение её конфиденциальности;
  • ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему или ответственному лицу информации с учётом принципа «Не навреди!».
  • Выделяют несколько типов тестов, каждому из которых соответствует специальная процедура:
  • а) тесты способностей позволяют выявить и измерить уровень развития тех или иных психических функций, познавательных процессов (внимания, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи и др.);
  • б) тесты достижений ориентированы на выявление уровня сформированности конкретных знаний, умений, навыков (например, зачётные и экзаменационные задания);
  • в) личностные тесты предназначены для выявления свойств личности испытуемых (уровня тревожности, самооценки, темперамента, черт характера);

г) проективные тесты направлены на выявление установок, неосознаваемых потребностей и побуждений, страхов и т.п. (рисуночные тесты, интерпретация изображений, фигур и др.).

В основе таких тестов лежит механизм «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний.

Применение этих тестов требует от исследователя специальной профессиональной психологической подготовки, психодиагностического опыта.

Читайте также:  Классный час для 2 класса на тему «семья и семейные ценности»

Социометрическая методика представляет собой способ выявления межличностных взаимоотношений в группах и технику фиксирования эмоциональных предпочтений. С помощью социометрии можно выяснить количественную меру предпочтения, безразличия или неприятия, которую обнаруживают члены группы в процессе межличностного взаимодействия.

Социометрия широко используется для выявления симпатий и антипатий между членами группы, которые могут сами не осознавать этих отношений и не давать себе отчёта в их наличии или отсутствии.

Социометрический метод весьма оперативен, его результаты могут быть математически обработаны и графически выражены, однако социометрия фиксирует лишь внешнюю сторону межличностных отношений в группе, не раскрывая природу предпочтений (Прил. 5.).

Источник: https://studfile.net/preview/5792484/page:5/

Методики изучения и сплочения классного коллектива

Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
Слайд 5
Тема Методики изучения и сплочения классного
коллектива
Не воспитывайте детей
Все равно они будут похожи на вас
Воспитывайте себя.
Главная цель коллектива – воспитание
личности.

Правильно развивающийся коллектив создает условия для формирования личности, совершенствования ее качеств, развития способностей и дарований. Одной из главных задач учителя является формирование сплоченного детского коллектива.

Важно добиться того, чтобы между одноклассниками установились дружеские взаимоотношения, появились общие цели, сложилось коллективное мышление. Среди большого количества совместных мероприятий, которые проводит педагог с детьми в этом направлении, высокой эффективностью обладают игры на сплочение коллектива.

Для младших школьников преобладающий вид деятельности — игровой. Ребенок через игру примеряет на себя социальные роли, включается в систему социальных отношений. При этом главным мотивом
таких дидактических игр является не манипуляции с предметами, а общение
детей друг с другом, их взаимодействие.

Слайд 6
Первая группа игр позволяет познакомиться детям, узнать друг друга лучше.
Инструкция: «Разбейтесь, пожалуйста, на четверки или пятерки. Пусть каждая группа сядет и составит список того, что объединяет ее членов. В этом списке можно написать,
например: «У каждого из нас есть сестра или брат…»; «Любимый цвет каждого из нас — синий…

»; Победит та команда, которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт».

Анализ упражнения:
Узнал ли ты что-нибудь интересное о ком-нибудь из других детей?
Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех детей в классе?
Есть ли что-нибудь такое, что отличает
тебя от всех детей в классе?
Нравится ли тебе быть похожим на других или ты предпочитаешь от всех отличаться?
Какими должны быть твои друзья — похожими на тебя или совсем другими? В ходе этой игры очень ярко проявляются как своеобразие каждого ребенка, так и черты, объединяющие его с другими. Каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. Относительный недостаток времени обеспечивает некоторую поверхностность общения, что облегчает участие в игре стеснительным детям. Эта игра вовлекает детей в интенсивный процесс обмена информацией о себе.

Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Дети должны сидеть в классе за партами. Учитель произносит фразу «Пусть поменяются местами те, кто…».
Каждый раз он называет новый признак:
любит есть мороженое;
умеет играть в футбол;
имеет дома кошку и т.д.
После слов учителя дети, к которым подходит указанная формулировка, должны встать, а потом в произвольном порядке пересесть на места друг друга.

Участники подписывают лист бумаги и рисуют на нем свои глаза. Затем они передают рисунок соседу. Каждый следующий рисует одну деталь лица. Таким образом, каждый рисует портрет каждого. По окончании все работы вывешиваются, можно прокомментировать работы, свой портрет.

Методика изучения самочувствия в классе
Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трех вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие в классе, дома, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

В классе мне –  С друзьями мне –  Дома мне –  Можно через время повторить или подобрать другую методику, чтобы узнать в чем проблемы во взаимоотношениях.

Слайд 10
Слайд 11
Слайд 12
Слайд 13 Методики на сплочение коллектива Детям раздаются шаблоны сердечек. Каждый должен написать на нем свое имя и опустить в шкатулку или шляпу, которую держит ведущий. После этого
учитель идет по кругу, и каждый ребенок достает любое сердечко наугад. Прочитав имя, школьник должен назвать качество характера одноклассника, которого он назвал, и отдать ему сердечко.

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из пяти ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести лишь пять человек из класса. Ученик имеет право
одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению,
является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу.
Описание игры: играющие становятся в круг, не касаясь друг друга плечами и локтями.
Все закрывают глаза. По сигналу веду
щего группа должна сосчитать до деся
ти, соблюдая одно важное условие: назыв
ать числа нужно по очереди. Ктото гов
орит «один»,другой – «два», третий – «три» и т.д.

Если одно и то же число н
азвали два или больше человек, группа с заданием не справилась. Дого
вариваться об очередности нельзя.
Учащимся класса предлагается построить на листике бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители, и родственники.

Такая диагностика помогает изучить привязанность учащихся друг к другу, к родным и близким людям, к своим товарищам.

Слайд 14
Слайд 15
Описание игры: каждому участнику иг
ры назначается одна из букв алфавита
. Ведущий предлагает всем представит
ь, что они – клавиши печатной машинк
и. На этой удивительной машинке можно печатать слова. Для этого «клавиши» должны по очереди хлопать в ладоши.

Возьмем слово «дом». Чтобы его напеч
атать, должен вначале хлопнуть человек, у которого буква «Д
», затем тот, у кого буква «О», и, након
ец, тот, у кого буква «М».

Дом, школа, друзья, взаимопомощь
Дружный коллектив — ведь и есть только тогда, когда каждый из нас чувствует поддержку товарища.

Источник: https://znanio.ru/media/metodiki_izucheniya_i_splocheniya_klassnogo_kollektiva-113661

Методические основы диагностики классного коллектива

  • Классный руководитель, относящийся к своей работе неформально, уделяет большое внимание изучению классного коллектива, в котором он работает. Для этого он использует в своей работе мониторинговые исследования, которые помогают определить:
  • — уровень обученности учащихся;
  • — эффективность воспитательного процесса;

— уровень индивидуального развития учащихся и т. п.

  1. Для отслеживания развития учащихся применяется комплекс психологических тестов, соответствующих возрастным особенностям ребенка. [18, 65]
  2. Диагностические исследования в коллективе учащихся можно вести по следующей тематике:
  3. — ценностные ориентации учащихся;
  4. — социальные роли воспитанников;
  5. — уровень сплоченности коллектива;
  6. — уровень конфликтности класса;
  7. — ранжирование качеств личности;
  8. — состояние психологического климата;
  9. — диагностика воспитанности школьников;
  10. — уровень удовлетворенности учащихся и их родителей организацией воспитательного процесса в классе;
  11. — уровень готовности к непрерывному образованию. [5, 24]
  12. Классный руководитель может изучать познавательный потенциал
  13. учащихся с помощью следующих методов и исследований:
  14. — наблюдения за учащимися в ходе посещения уроков в своем классе;
  15. — статистического анализа текущей и итоговой успеваемости;
  16. — изучения степени развития познавательных процессов ребенка;
  17. — самооценки самих учащихся;
  18. — экспертной оценки специалистов.
  19. Нравственный потенциал учащихся классный руководитель может изучить, определяя нравственную направленность личности, уровень воспитанности учащихся класса, уровень коммуникативной культуры классного коллектива. [9, 43]
  20. Очень важным показателем развития классного коллектива является сформированность физического потенциала личности учащихся, удовлетворенность учащихся процессом обучения в классе. Для изучения классного коллектива можно использовать следующие методики, которые являются весьма эффективными:

— тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности;

— методика М.И. Шиловой для изучения воспитанности учащихся;

— методика М.И. Рожкова «Определение уровня развития ученического самоуправления»;

— методика А.А. Андреева «Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью»;

— методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Здесь приводится пример методики изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью.

  • Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью:
  • Учащимся предлагается прочитать утверждения и оценить степень согласия с их содержанием, используя следующие баллы:
  • 0 — совершенно не согласен;
  • 1 — не согласен;
  • 2 — трудно сказать;
  • 3 — почти согласен;
  • 4 — совершенно не согласен.

1. Я иду в школу с радостью.

2. В школе у меня обычно хорошее настроение.

3. В нашем классе хороший классный руководитель.

4. К нашим школьным учителям можно обратиться за советом и помощью в трудной жизненной ситуации.

5. У меня есть любимый учитель.

6. В классе я всегда могу высказать свободно свое мнение.

7. Я считаю, что в нашей школе созданы все условия для развития моих способностей.

8. У меня есть любимые школьные предметы.

9. Я считаю, что школа по-настоящему готовит меня к самостоятельности.

Читайте также:  Красивые поделки из картона своими руками. аквариум

10. На летних каникулах я скучаю по школе.

Анализ положительных и отрицательных ответов учащихся позволит определить степень удовлетворенности учащихся школьной жизнью, что является весьма важным показателем и помогает определить отношение не только к школе, но и к классу, учителям, классному руководителю.

Содержание диагностики учащихся можно свести к следующему: демографические данные об ученике и его семье, данные о здоровье и физическом развитии ребенка, общие и особые познавательные способности (внимание, память, воображение, мышление), эмоционально-волевая и потребностно-мотивационная сфера, направленность личности, отношения, ценности. Я — концепция, наконец, поведение и поступки учащегося.

Кроме того, классный руководитель изучает класс в целом как группу, коллектив: межличностные отношения в классе, сплоченность, общественное мнение, единство ценностей.

Схема изучения классного коллектива представлена на рис. 1.

Рис. 1. Схема изучения классного коллектива

Данные, отражающие уровень развития коллектива на данном этапе, вносятся в социальный паспорт класса.

Методы диагностики класса

Наука предлагает большой арсенал методов диагностики классному руководителю, однако ему нужны методики простые, нетрудоемкие, интересные для учеников и одновременно надежные. Приведем наиболее приемлемые для практического использования методы диагностики.

Наблюдение более всего доступно учителю и дает много сведений об учащихся; в сущности, любые контакты с учениками дают возможность наблюдать, но профессиональное наблюдение должно быть методически грамотным. Наблюдение состоит в сборе, описании фактов, случаев, особенностей поведения учеников.

Методика требует, чтобы была выделена цель и объект наблюдения — какие именно качества и особенности изучать, а также длительность и способы записи результатов.

Например, можно записывать на отдельные карточки в ходе урока, внеурочной работы или после того поведение ученика в момент объяснения учителя, в период выполнения самостоятельной работы, во время уборки класса или на школьном вечере, в походе.

Рекомендуется вести дневник классного руководителя, где на каждого ученика будет место для записей по мере наблюдения. Наблюдение дает возможность видеть ученика в естественных условиях.

Мастерами наблюдения были Я. Корчак, В.А. Сухомлинский. А.С. Макаренко вел записи о своих воспитанниках. В современной школе есть учителя, которые ведут интереснейшие дневники, содержащие подробные сведения об учениках, их характеристики, то есть не только данные наблюдений, бесед, но и их анализ. [7, 237]

Анкетирование и другие опросные методы дают разные сведения о личностных качествах, ценностях, отношениях, мотивах деятельности учеников. По форме анкеты бывают открытые (свободный ответ формулирует ученик) и закрытые (нужно выбрать среди предложенных ответов).

Составление анкеты — непростое дело и требует определения состава качеств, сведений, которые учитель хочет получить. Затем нужно ставить однозначно понимаемые и понятные вопросы, которых не должно быть очень много.

Анкета позволяет быстро собрать много сведений и легко их обработать, однако ответы могут быть не всегда полные, точные, искренние.

Беседа, более гибкий способ опроса, может быть стандартизованной и свободной. В первом случае заранее сформулированные вопросы задаются в определенной последовательности, что легче обрабатывать. Свободная беседа позволяет варьировать вопросы с целью получения более точных, развернутых сведений, однако требует определенного навыка.

Например: «Как обычно проходит твой вечер?» — вопрос открытый, вместо закрытого: «Любишь ли ты смотреть телевизор?» В общем, беседа, как и наблюдение, наиболее естественный метод изучения школьника, но многие учителя, особенно начинающие не всегда умеют это делать. Учителю следует осознавать, что он хочет узнать об ученике, как лучше спросить об этом.

Следует избегать грубых поучений, не путать диагностическую беседу с воспитательной, хотя в практике это часто совмещается. Надо вести себя непринужденно, внимательно, уважительно к ученику любого возраста. Ученик должен видеть, что им искренне интересуются и хотят помочь.

Беседуя, надо не только слышать слова и интонации, но и видеть невербальные знаки: жесты, мимику, настроение. Результаты следует коротко записать.

Для изучения личностных особенностей используют также анализ документов (библиотечный формуляр, медицинская карта), творческих работ учеников (сочинения, рисунки). Социометрию используют для выявления межличностных отношений среди учащихся, то есть, микроклимата в классе. [4, 40]

В ходе реализации диагностико-прогностической системы классный руководитель анализирует полученные данные и делает выводы о воспитанности школьников.

Однако для того чтобы проследить изменения в воспитанности и определить тенденции этих изменений, результаты педагогического мониторинга необходимо фиксировать. Формы фиксации могут быть различными.

Это и педагогический дневник, диагностические карты, графики, диаграммы и др. Классный руководитель самостоятельно определяет, в какой форме он будет фиксировать диагностический материал. [18, 49]

Ведение педагогического дневника является самой распространенной формой фиксации мониторинговых данных. Это также удачная форма накопления, осмысления фактов, характеризующих учащихся, осмысления материала, являющегося основой для постановки диагноза воспитанности школьников. [18, 49]

  1. Дневниковые записи могут вестись по-разному:
  2. — в свободной форме, когда на каждого ученика отводятся страницы и по мере необходимости фиксируются данные по его развитию в течение учебного года, фиксируются данные диагностических срезов и пр.;
  3. — в форме картотеки — характеристики на каждого ученика, куда заносятся показатели диагностики, само — и взаимодиагностики учащихся;
  4. — в форме анализа данных, полученных в результате каждого диагностического акта.
  5. Возможна фиксация результатов в виде описательных характеристик по следующим параметрам:
  6. — эмоциональные проявления;
  7. — поведенческие образования;
  8. — речевые изменения;
  9. — характеристики, связанные с оформлением внешнего вида;
  10. — новообразования во взаимоотношениях между детьми;
  11. — изменения в социально-психологическом климате;
  12. — расположенность к отдельным видам деятельности;
  13. — изменения во взаимоотношениях со взрослыми;
  14. — изменения в полоролевом поведении подрастающих детей и так далее. [21, 84, 85]

В практике работы классных руководителей также часто встречаются диагностические карты. Они ведутся по коллективу в целом и больше напоминают карту-характеристику класса (таблица 2.1).

Некоторые классные руководители отмечают в таких картах-характеристиках тип семейного воспитания, основные достоинства и недостатки учащихся, положение в коллективе, принадлежность к общественным организациям и неформальным группам, профессиональные намерения.

Таблица 2.1 Карта — характеристика класса

Ф. И., дата рождения (по алфавиту, отдельным списком мальчики и девочки)
Отец, мать, место их работы
Данные медосмотра (Н — нормально, С — сколиоз, З — зрение, С — слух, СРД — сердечное заболевание)
Успеваемость Выше других предметов
Ниже других предметов
Наличие повышенных способностей, специальных умений (указать предмет и доминирующие оценки по нему)
Проявление в труде (Т — трудолюбив, ИТ — избирательно трудолюбив, Н — непостоянен, Л- ленив)
Дисциплина (В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень)
Читательские интересы (по жанру)
Занятость во внеурочное время Кружки
Факультативы
Секции
Поручения
Увлечения
Уровень воспитанности (В — высокий уровень, С — средний уровень, Н — низкий уровень) с указанием доминанты (положительной или отрицательной)

Источник: https://studbooks.net/1825630/pedagogika/metodicheskie_osnovy_diagnostiki_klassnogo_kollektiva

Диагностические методики изучения классного коллектива

Диагностические методики изучения классного коллектива Начиная работу с детским коллективом впервые в жизни или продолжая работу с детьми, классному руководителю всегда очень нужно знать, как относятся друг к другу все члены детского коллектива, значим ли для них коллектив, в котором они находятся длительное время вместе.

диагностическая методика № 1. «Фотографии».

Учащимся класса предлагается выступить в роли «фотографов» и сделать снимок своего класса. Для этого каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором он должен разместить всех учащихся и классного руководителя, как на групповой фотографии. Каждое «фото» ученик должен подписать именами своих одноклассников. Среди одноклассников он должен расположить своё фото и фото классного руководителя. Анализируя полученные фотографии, классный руководитель должен обратить внимание на то, в каком месте на фотографии ученик располагает себя, своих друзей, своих одноклассников и классного руководителя, с каким настроением он выполняет эту работу.

диагностическая методика № 2. «Урок физкультуры».

Учащимся предлагается построить класс на урок физкультуры. Главное требование – учащиеся не имеют права строить учащихся по росту. На листах бумаги ребята могут по своему усмотрению, построить весь класс. От них зависит, будут ли стоять ребята друг за другом или в парах. Данная методика позволяет определить степень самооценки каждого ученика, степень его включенности в жизнь класса.

диагностическая методика № 3. «Дом, в котором я живу».

Учащимся класса предлагается построить на листке бумаги многоэтажный дом и заселить его значимыми для них людьми. Это могут быть и одноклассники, и друзья, и родители и родственники. Такая диагностика поможет изучить привязанность учащихся друг другу, к родным и близким людям, к товарищам.

диагностическая методика № 4. «Письмо островитянину».

Учащимся класса предлагается представить себе, что они находятся на необитаемом острове. Жизнь на острове трудная, помощи ждать неоткуда. Но вдруг к берегу прибивает бутылка, в которой находится записка: «Обратитесь с письмом к людям, которым ты доверяешь и которых ты любишь. Они тебе помогут. Письмо отправь с помощью этой же бутылки». Учащиеся должны написать письмо тем людям, которым доверяют. Классному руководителю следует обратить внимание на то, каким будет содержание письма, к кому будут эти письма обращены.

Читайте также:  Конспект занятия по пдд для 2 младшей группы на площадке детского сада

диагностическая методика № 5. «Дневник моей жизни».

Классный руководитель предлагает учащимся класса каждую неделю подводить итоги прожитых за неделю дней. Ребятам предлагается определить степень значимости данных событий в жизни класса и самого ученика. Дневник можно вести по следующему образцу

Школьная неделя Значимые события
Я класс

диагностическая методика № 6. «Пьедестал». Учащимся класса предлагается построить пьедестал для награждения, на который они имеют право поставить своих одноклассников. Для этого ребята должны сами определить, за что они ставят своих одноклассников на ступеньки пьедестала. Всех ступенек – 5. У учащихся есть возможность среди этих пяти ступенек одну определить для себя, если ученик считает нужным это сделать. Данная методика позволяет увидеть взаимоотношение учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся.

диагностическая методика № 7. «Государство – это мы».

Учащимся класса предлагается представить себе, что класс – это маленькое государство, а все ребята – представители этого государства. Для этого необходимо определить положение, место и предполагаемую должность каждого в этом государстве, и своё собственное место. Эта методика позволит классному руководителю увидеть, кого ребята определяют на роль лидера в коллективе и кому отводится место изолированного человека.

диагностическая методика № 8. «Круги на воде».

Ребятам предлагается листок, на котором нарисованы круги, в которые нужно вписать имена одноклассников «по степени» значимости для себя. В каждый круг ребята должны вписать не более трёх имён своих одноклассников.

диагностическая проективная методика № 9.

Учащимся предлагается определить своё отношение к одноклассникам, продолжить следующее предложение:

  1. Самый близкий мне человек в классе, это…
  2. Ребята, с которыми мне приятно проводить свободное от учёбы время, это…
  3. Ребята, которых мне приятно видеть в своём доме, это…
  4. Ребята, с которыми я хотел бы общаться в школе, это…
  5. Ребята, с которыми я хотел бы общаться вне школы, это…
  6. Ребята, с которыми я не общаюсь, это…
  7. Ребята, с которыми мне приходится общаться в школе по необходимости, это…
  8. Ребята, интересы которых мне чужды, это…
  9. Ребята, которые мне неприятны, это…
  10. Ребята, которых я избегаю, это…

диагностическая методика № 10. «Фильм о моём классе». Учащимся класса предлагается выступить в роли режиссера и снять фильм о своём классе. Каждый кадр фильма должен, быть снабжён текстом. Для того, чтобы фильм получился, каждый должен придумать свою сюжетную линию, время действия в фильме и т.д. Чтобы ребятам было легче снимать фильм, они должны ответить на следующие вопросы:

  1. Как называется фильм?
  2. Где происходит действие фильма?
  3. Кто является главным героем фильма
  4. Кто играет второстепенные роли в фильме?
  5. Каким является фильм по жанру?
  6. Каков финал фильма?
  7. В каком цвете снимался фильм?

Эту диагностическую методику можно использовать в различных вариантах. К примеру, можно провести классный кинофестиваль, на которой жюри отбирает несколько картин. Эти фильмы можно посмотреть на итоговом классном часу или на родительском собрании. Это исследование весьма информативно и поможет классному руководителю увидеть интересные и не всегда видимые события и мгновения из жизни классного коллектива.

диагностика изучения личности учащегося.

Помимо изучения детского коллектива, классный руководитель должен уделить внимание изучению личности каждого ученика. Классному руководителю необходимо изучать интересы учащихся, особенности характера, душевного состояния и т.д.

^

Учащимся предлагается написать самые памятные даты своей жизни, начиная с того времени, с которого они себя осмысленно помнят. Ребята должны выполнять работу по следующему образцу: Данная диагностика позволяет классному руководителю увидеть нравственную суть значимых для ученика поступков, приоткрыть занавес в атмосферу семьи и внутреннего мира ученика.

^

Учащимся предлагается нарисовать свой портрет на фоне определённого интерьера. Для выполнения работы учащиеся получают лист бумаги, на котором в центре ученик должен расположить свой автопортрет, а на пустых листах он располагает то, что для него значимо и без чего его автопортрет не значим. Это и станет интерьером его автопортрета. ^ Затем можно прейти к подсчёту результатов:

Движение Спокойствие Уверенность Неуверенность
а – 4 б – 8 в – 2 г — 10 а – 10 б – 8 в – 2 г — 4 а – 10 б – 8 в – 6 г — 2 а – 10 б – 8 в – 2 г — 6

Интерпретация результатов выглядит так:

от 0 до 13 очков: Твоё поведение зависит от окружающих. Ты легко падаешь духом, с трудом занимается тем, что тебе не нравится. На тебя оказывает влияние окружающая обстановка. Ты не всегда являешься хозяином своих решений, зависишь от настроения своего и чужого, бываешь слишком эмоционален.

от 14 до20 очков: Ты плывёшь по течению, но пытаешься найти себя. Ты умеешь критически мыслить и окружающие не могут повлиять на тебя, не имея аргументов. Если принятое тобой решение тебе вредит, поможешь от него отказаться.

от 21 до 27 очков: Ты считаешь себя непогрешимым, но пытаешься найти золотую середину между собственными взглядами убеждениями и жизненными ситуациями. Хорошо развитая интуиция помогает выбирать первый путь и принимать верное решение.

от 28 до 34 очков: Тебе трудно отказаться от своих принципов и от своих решений. Ты умеешь быть упорным, но с трудом признаёшь превосходство других над собой. Ты являешься достаточно избирательным человеком.

от 35 до 40 очков: Ты всегда строго следуешь поставленной цели. Ты можешь совершать безрассудные поступки из-за собственного упрямства. У тебя всегда на всё своё мнение, тебе трудно переубедить.

^

Учащимся предлагается написать на листочке бумаги 10 раз букву «Я» и дать определение этим «Я» рассказывая о себе и своих качествах по образцу: 1 – я – 4 – я – 7 – я – 10 – я – 2 – я – 5 – я – 8 – я – 3 – я – 6 – я – 9 – я – Затем учащиеся должны проранжировать все свои десять «Я» в зависимости от степени их значимости для ученика.

^

Учащимся предлагается закончить тезис. При желании каждый тезис можно развить, привести в подтверждение тезиса различные доказательства.

  1. Я считаю, что я…
  2. Главное в моей жизни – это…
  3. Мне хорошо, когда…
  4. Мне плохо, когда…
  5. Мне нравится, когда взрослые…
  6. Мне не нравится, когда взрослые…
  7. В свободное время я…
  8. Самая большая радость моей жизни…
  9. Самая моя большая ошибка…
  10. Иногда мне хочется…

Диагностика № 6. «Блиц — опрос». В течение одной минуты учащимся предлагается ответы на заранее приготовленные классным руководителем вопросы. Такого же типа вопросы учащиеся могут задать классному руководителю

  1. Любимое имя
  2. Любимая пора года
  3. Любимый цвет
  4. Любимая книга
  5. Любимое дерево
  6. Любимый цветок
  7. Любимая группа
  8. Любимая песня
  9. Любимая одежда
  10. Любимый праздник
  11. Любимый инструментальный инструмент
  12. Любимый певец
  13. Любимое животное
  14. Любимая еда
  15. Любимый месяц

Диагностика № 7. «Самореклама». Учащимся предлагается дать о себе рекламу в газету для участия в конкурсе. В рекламе должны быть описаны внешние данные и внутренние качества, которые позволяют победить в объявленном конкурсе. Главные требования к саморекламе – искренность, объективность самокритичность.

^

Учащимся предлагается определить наличие или отсутствие у себя приведенных ниже качеств знаком (+) или знаком (-):

  1. Иногда мне хочется побольше узнать о себе.
  2. Я считаю, что мне не нужно, что-либо в себе менять.
  3. Я всегда уверен в своих силах.
  4. Я убеждён, что всё, задуманное мной, осуществляется.
  5. У меня нет желания знать свои плюсы и минусы.
  6. Планируя что-либо, я больше надеюсь на удачу, чем на свои возможности.
  7. Мне хочется учиться лучше и результативнее.
  8. Когда мне что-то нужно, я могу себя заставить это делать.
  9. Мои неудачи связаны с тем, что я многого не умею.
  10. Мне интересно мнение других о моих качествах и возможностях.
  11. Мне трудно себя воспитывать.
  12. В любом деле меня не страшат ошибки и неудачи.
  13. Мои качества и умения соответствуют требованиям к учению.
  14. Обстоятельства всегда сильнее меня. Посчитайте количество совпадений ответов с ключом.

Ключ: 1. (+), 2. (-), 3. (+), 4. (+), 5. (-), 6. (-),7.(+), 8.(+), 9. (+), 10. (+),11(-), 12. (+), 13. (-), 14(-).

Результат: Хочу знать о себе – баллы 1,2,5,7,9,10,13.

Могу совершенствоваться 3,4,6,8,11,12,14.

диагностика № 9. «Сочинение».

Учащимся класса предлагается написать сочинение или эссе по следующим темам: «Ода моему классу» «Мой класс через 5 лет» «Чтобы могло со мной произойти, если бы я попал в другой класс» «Удивительные истории моего класса» «Болезни роста нашего класса» Помимо тем сочинений, связанных с классным коллективом, можно предложить учащимся темы сочинений, связанных собственной личностью, к примеру: «Родственные души или вариации на тему: «Мои друзья в моём классе», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный: «Моя жизнь в классе», «Письмо самому себе», «Мои «хочу», «могу» и «надо».

Если ученики доверяют классному руководителю, то они будут откровенны, а это позволит вдумчивому педагогу

Источник: https://fs.nashaucheba.ru/docs/270/index-1332032.html

Ссылка на основную публикацию