Литературное чтение, 4 класс. глинка «солдатская песнь». конспект урока

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе на тему «Солдатская песнь»

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

  • Кутузов (Голенищев-Кутузов) Михаил Илларионович (1745—1813), российский полководец и дипломат

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

Родился 16 сентября 1745 г. в Петербурге в семье генерал-поручика из старинного дворянского рода. С отличием окончил артиллерийскую школу в Петербурге (1759 г.) и стал командиром роты Астраханского пехотного полка (1761 г.).

С 1762 г. служил адъютантом генерал-губернатора Ревеля (ныне Таллин); принимал участие в военных действиях в Польше в 1764—1765 г., участвовал в русско-турецкой войне 1768—1774 г.

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

В 1774 г. под Алуштой Кутузов получил пулевое ранение в висок и потерял правый глаз.

После лечения за границей шесть лет служил под командованием А. В. Суворова, занимаясь организацией обороны крымского побережья.

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

Во время русско-турецкой войны 1787—1791 г. Кутузов получил второе тяжёлое пулевое ранение в голову (1788 г.), отличился при штурме крепости Измаил (1790 г.), был отмечен высокими наградами и получил чин генерал-лейтенанта.

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

В 1805 г. Кутузов стал командовать войсками, действовавшими в Австрии против Наполеона 1, а в 1811 г. принял командование Молдавской армией.

Во время Отечественной войны (20 августа 1812 г.) Кутузов стал главнокомандующим российской армией и после изгнания Наполеона получил орден Святого Георгия 1-й степени, а также титул князя Смоленского. Выступал против преследования Наполеона в Европе, но был назначен главнокомандующим объединённых русской и прусской армий.

Литературное чтение, 4 класс. Глинка «Солдатская песнь». Конспект урока

Скончался 28 апреля 1813 г. в Бунцлау

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/presentacii/priezientatsiia_k_uroku_litieraturnogho_chtieniia_na_tiemu_soldatskaia_piesn_4_l

Конспект по литературному чтению. 4 класс

Тема: Историческая песня. Ф. Глинка «Солдатская песнь»

Цели урока: Познакомить с произведением Ф. Глинки «Солдатская песнь», С М. Кутузовым как исторической личностью; рассказать о Бородинской битве; учить понимать исторические произведения о Родине; воспитывать патриотические чувства; развивать память, речь, мышление.

  • Тип урока – комбинированный
  • Универсальные учебные действия:
  • Регулятивные

1. Умение эмоционально откликаться на произведения литературы и живописи.

Познавательные

  • Умение анализировать лирический текст, находить опорные слова, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений.

Коммуникативные

  • Осмысление правил взаимодействия в паре и группе.
  • Личностные
  1. Планируемые результаты:
  2. 1. Предметные
  3. — умения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух
  4. — Осмысления темы « что значит для меня моя Родина».

3. Метапредметные: межпредметные понятия, УУД.

Ресурсы:

1. Основные УМК ШколаРоссии книга.

2. Дополнительные ИКТ.

  • Ход урока.
  • Этап урока,
  • виды работ
  • Деятельность учителя
  • Деятельность учащихся
  • УУД
  • I. Организационный этап
  • Здравствуйте!
  • Меня зовут Сания Шукулалиевна.
  • Здравствуйте!

II. Проверка домашнего задания.

  1. Расскажите, что вы узнали о Куликовской битве.
  2. Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?
  3. Найдите в тексте, где Дмитрия Ивановича стали называть Домским?
  4. Какими чертами характера он обладал?
  5. Рассказывают о Куликовской битве.
  6. Отвечают на вопрос

III. Мотивация учебной деятельности.

IV. Введение в тему урока.

  • -Прочитайте отрывок из поэмы.
  • Здесь – на полях Бородина –
  • С Россией билася Европа,
  • И честь России спасена
  • В волнах кровавого потопа.
  • С. Раич
  • — Как вы думаете, о каком сражении здесь идет речь?
  • — Что вы знаете о Бородинском сражении?

— Откройте учебник на с. 76, прочитайте текст.

— Рассмотрите репродукции картин. Что изображено

на них?

Бородинское сражение — крупнейшее сражение Отечественной войны 1812 года между русской армией под командованием генерала М. И. Кутузова и французской армией Наполеона I Бонапарта. Состоялось 26 августа (7 сентября) 1812 года у деревни Бородино, в 125 км на запад от Москвы.

В ходе 12-часового сражения французской армии удалось захватить позиции русской армии в центре и на левом крыле, но после прекращения боевых действий французская армия отошла на исходные позиции.

Таким образом, в русской историографии считается, что русские войска одержали победу, однако на следующий день главнокомандующий русской армии М. И.

Кутузов дал приказ отступать в связи с большими потерями и из-за наличия у императора Наполеона больших резервов, которые спешили на помощь французской армии.

  1. Слушают стихотворения
  2. О Бородинском сражении
  3. Отвечают на вопрос
  4. Бородинское сражение
  5. Р1К1
  6. IV. Физминутка
  7. Утром стрекоза проснулось,
  8. Потянулось, улыбнулось.
  9. Раз- росой она умылась,
  10. Два-изящно покружилось,
  11. Три-нагнулось и присела,
  12. На четыре –полетела.
  13. У реки остановилась.
  14. Над водой закружилось.
  15. Выполняют Физминутку.
  16. П1К1

V. Работа по теме урока.

  • Сейчас мы с вами познакомимся со стихотворением «Солдатская песнь»
  • Я читаю, а вы внимательно слушайте
  • — Ваши впечатления от прочитанного?
  • — Какие слова и выражения вам были не понятны?
  • Объясните значение подчеркнутых слов.
  • Брань – война, битва.
  • Послушайте исполнение этой песни.
  • Какими мыслями вы хотите поделиться?
  • Чтение стихотворения учениками.
  • — Подготовьтесь выразительному чтению стихотворения.
  • — прочитайте выразительно.
  • — Слушают учителя
  • — высказывают свои впечатления о прочитанном
  • — подготовка к чтению
  • — чтение стихотворения
Читайте также:  Классный час, 10-11. мир различий

VI. Рефлексия.

  1. — Выберите любое начало предложения и продолжите его.
  2. • Сегодня на уроке я узнал…
  3. • На этом уроке я похвалил бы себя за…
  4. • После уроков мне захотелось…
  5. • Сегодня я сумел…

VII. Подведение итогов урока.

  • 1. Домашнее задание
  • — О чем мы говорили сегодня на уроки?
  • Что вы поняли из прочитанного?
  • Составить рассказ о войне 1812 г.
  • Записывают домашнее задание
  • Р1

Источник: https://infourok.ru/user/gasanova-saniya-shukuralievna/blog/konspekt-po-literaturnomu-chteniyu-klass-33712.html

Великий сын России. Ф.Н. Глинка

Краткое описание

  Основными целями данного мероприятия являются ознакомление  обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н.

Глинки, развитие эстетических чувств учащихся, навыков выразительного чтения,  формирование положительных эмоций, воспитание  нравственности, патриотизма, интереса к истории своего Отечества и родного края.    Мероприятие рассчитано на обучающихся 9-10 классов.

Описание Тема мероприятия: Великий сын России. Ф.Н.Глинка.Цели мероприятия: — познакомить обучающихся с жизнью и творчеством Ф.Н. Глинки; — развивать навыки выступления перед аудитроией; — развивать навыки выразительного чтения; — развивать навыки слушать выступающих; — развивать эстетические чувства обучающихся; — формировать положительные эмоции; — воспитывать нравственность, патриотизм, интерес к истории своего Отечества и родного края; — осуществлять межпредметные связи.

  • Оборудование мероприятия:
  • 1-ый ведущий
  • 2-й ведущий
  • 3-й ведущий

— портрет Ф.Н. Глинки; — презентация. Мы собрались на литературный праздник в канун Дня защитника Отечества. К сожалению, нашему народу, воинству неоднократно пришлось защищать Родину от врагов. Много героических страниц вписано в историю нашего государства. Одна из самых ярких, значительных – война с Наполеоновской Францией, Отечественная война 1812. Она отмечена в истории высо­чайшим проявлением народного патриотизма. В борьбу с захватчиками вступила не только регулярная армия, но и весь народ, в том числе и наши писатели. Почти все русские литераторы той эпохи, способные держать оружие вступили в действующую армию. Это были истинные сыны России, патриоты, которые не только сражались с врагом, но и воспели подвиг русского солдата в своих произведениях. Таких писателей было много. К их числу принадлежит и Федор Николаевич Глинка, талантливый писатель, герой Отечественной войны 1812 года, декабрист, учёный. Его жизненный путь с полным правом можно назвать служением Отечеству. Родился Федор Николаевич Глинка 8 июня 1786 года в имении Сутоки Смоленской губернии. Окончив в 1803 году кадетский корпус, он в чине прапорщика начал службу в Апшеронском полку. Федор Николаевич принял непосредственное участие в войне 1805-1806 годов, сражался под Аустерлицем. После завершения военной кампании он по болезни ушел в отставку и поселился в смоленской деревне, отдавшись полностью литературе. В 1808 году в Москве была опубликована его книга «Письма русского офицера о Польше, Австрийских владениях и Венгрии с подробным описанием похода россиян противу французов в 1805 и 1806 гг.». Это произведение пользовалось большой популярностью у русских читателей. В 1810-1811 году Глинка совершил поездку по губерниям Центральной России, впечатление от которого отразил в книге «Мечтание на брегах Волги». Во время этой поездки он впервые побывал в Твери и описал её достопримечательности, не подозревая, что через много лет породнится с ней навсегда.Отечественная война 1812 года застала Глинку в родовом имении под Смоленском. 10 мая он записывает в дневнике: «Нет! Русские не выдадут земли своей! Не достанет воинов, всяк из нас будет одною рукой водить соху, а другою сражаться за Отечество!». Его стихи этого периода зазвучали как призыв к оружию, призыв к борьбе за свободу и независимость Отечества! Чтец Раздался звук трубы военной, Гремит сквозь бури бранный гром: Народ, развратом воспоенный, Грозит нам рабством и ярмом! Теперь ли нам дремать в покое, России верные сыны! Пойдем, сомкнемся в ратном строе, Пойдем — и в ужасах войны Друзьям, отечеству, народу Отыщем славу и свободу Иль все падем в родных полях! Что лучше: жизнь—где узы плена, Иль смерть—где русские знамена? В героях быть или в рабах?

1-ый ведущий

 С приближением неприятеля он добровольно присоединяется к отступающей русской армии. Все документы Глинки сгорели, и никто в неразберихе отступления не знал, что это офицер и дворянин. Он выполнял все солдатские обязанности и ходил в бой как рядовой. Мысли и чувства русского солдата он передал в стихотворении «Солдатская песнь, сочинённая и петая во время соединения войск у города Смоленска в июле 1812 года». Чтец Вспомним, братцы, россов славу И пойдем врагов разить! Защитим свою державу: Лучше смерть—чем в рабстве жить. Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем! Под смоленскими стенами, Здесь, России у дверей, Стать и биться нам с врагами!.. Не пропустим злых зверей! Вот рыдают наши жены, Девы, старцы вопиют, Что злодеи разъяренны Меч и пламень к ним несут. Враг строптивый мещет громы, Храмов божьих не щадит; Топчет нивы, палит домы, Змеем лютым в Русь летит! Русь святую разоряет!.. Нет уж сил владеть собой: Бранный жар в крови пылает, Сердце просится на бой! Мы вперед, вперед, ребята, С богом, верой и штыком! Вера нам и верность свята: Победим или умрем!

Читайте также:  Театральное представление для учащихся начальных классов. сценарий

2-й ведущий

Рядовым солдатом участвовал Федор Николаевич Глинка в Бородинском сражении. «Быть кровавому бою, быть великому сражению! – запишет в своем дневнике Фёдор Глинка 17 августа, приближаясь к Бородино.

– Всякой раз, когда, идя с солдатами во время ночных переходов, завожу с ними разговор или слушаю их разговоры, то во всех поступках их замечаю ревностное и пламенное желание стать и сражаться. Горящие окрестности, разоряемые церкви, поруганная Святыня и стон жителей с неизъяснимою силою действуют на души их.

О! как добры и благочестивы солдаты русские!» Чтец Друзья! Мы на брегах Колочи, Врагов к нам близок стан; Мы сну не покоряем очи, Не слышим боли ран!.. Друзья, бодрей! Друзья, смелей! Не до покоя нам! Идет злодей, грозит злодей Москвы златым верхам!.. Славян сыны! Войны сыны! Не выдадим Москвы! Спасем мы честь родной страны Иль сложим здесь главы!..

Уж гул в полях, уж шум слышней! День близок роковой… Заря светлей, огни бледней… Нас кличет враг на бой! Идет на нас, к нему пойдем В широкие поля; Прими ты нас, когда падем, Родимая земля!..

3-й ведущий

Силу и уверенность в победе черпали воины в любви к свой земле, своей истории, своим песням.

 Школьным вокальным ансамблем исполняется песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

1-й ведущий Федор Николаевич Глинка был очевидцем пожара Москвы. Эта страшная картина навсегда осталась в памяти поэта. Во многих его стихах звучат боль и гордость за не покорившийся врагу древний русский город.

  1. Чтец
  2. 1-й ведущий
  3. 2-й ведущий
  4. 3-й ведущий
  5. Чтец

Город чудный, город древний, Ты вместил в свои концы И посады, и деревни, И палаты, и дворцы! Опоясан лентой пашен, Весь пестреешь ты в садах… Сколько храмов, сколько башен На семи твоих холмах! Ты, как мученик, горела, Белокаменная! И река в тебе кипела Бурнопламенная! И под пеплом ты лежала Полоненною, И из пепла ты восстала Неизменною! Процветай же славой вечной, Город храмов и палат, Град срединный, град сердечный, Коренной России град! После Бородинского сражения Федор Николаевич Глинка участвовал в боях при Тарутине. В Тарутинском лагере генерал М.А. Милорадович, знавший Глинку ещё в кадетском корпусе, сделал его своим адъютантом. Офицером – от поручика до полковника — он участвовал во всех боевых действиях в первых рядах наступающей русской армии – от Малоярославца до Торжка. С русскими войсками дошел до Парижа. В конце войны полковник Глинка был награждён золотым оружием с надписью «За храбрость» и прусским орденом «За военные заслуги». В 1816 Федор Николаевич был переведён в гвардию, в Измайловский полк, служил в штабе полка. В это время при штабе образовались библиотека и «Общество военных людей», а вскоре начал выходить и «Военный журнал», редактором которого стал Глинка. Большое участие он принимал и в «Вольном обществе любителей российской словесности». Он пишет историю минувшей войны, издает второй том книги «Письма русского офицера» Эти письма принесли ему литературную известность. В 1818 году выходит и его поэтический сборник «Подарок русскому солдату», многие стихотворения, вошедшие в этот сборник, были написаны прямо на поле брани. Немало книг написал Глинка для простого народа: «Лука да Марья» «Зиновий Богдан Хмельницкий». Особую любовь питал Федор Николаевич к поэзии. Стихотворения Ф.Н. Глинки разных лет наполнены философскими размышлениями о смысле жизни, единении человека и природы. Все сущности вместив в себе природы, Я был ее устами и умом; Я в ней читал все символы, все буквы, И за нее я с Богом говорил… Она, немая, чувствовала только, А я один владел двумя дарами: В устах носил алмаз живого слова, А в голове луч вечный истин, мысль!.. Я постигал непостижимость время И проникал все сущности вещей, И обнимал сознанием пространство… Я утопал в гармонии вселенной И отражал вселенную в себе. 3-й ведущий Многие стихотворения Ф.Н.Глинки: «Тройка», «Узник» — стали популярными народными песнями.

 Школьным вокальным ансамблем исполняется песня «Тройка».

1-ый ведущий Будучи сторонником конституционной монархии, Ф.Н. Глинка участвовал в деятельности тайных декабристских обществ, но в 1821 году отошёл от них. Однако 25 декабря 1825 г. он был арестован и заточен в Петропавловскую крепость. При встрече с Глинкой Николай I произнёс: «Глинка, ты совершенно чист, но всё-таки тебе надо окончательно очиститься». 9 июля 1826 г. Федор Николаевич получил служебную отставку и был сослан в Олонецкую губернию. В Петрозаводске, работая в губернском правлении, Глинка занимался исследованием Олонецкой губернии, жизни карелов, природы края, изучал этнографию и фольклор Карелии, перевёл на русский язык карело-финский эпос «Калевала», создал поэмы «Дева карельских лесов» и «Карелия, или Заточение Марфы Иоанновны Романовой». Во второй из них А.С. Пушкин отметил «свежесть живописи» при описании северной природы и народного быта. В Кареле рано над лесами Сребро и бисеры блестят, И с желтым златом, полосами, Оттенки алые горят, И тихо озера лежат На рудяных своих постелях. Уж сосны золотятся днем, И с красногрудым снегирем Клесты кричат на острых елях…

Читайте также:  Аппликация из природного материала. осенние цветы

2й ведущий

В 1830 году Глинка был переведён в Тверь и определён на службу в губернское правление. Тогда-то поэта и посетил А.С. Пушкин, приехавший в Тверь вместе с П.А. Вяземским. Глинка и Пушкин познакомились после окончания Пушкиным лицея. Когда в апреле 1820 г. поэту грозила ссылка, Глинка пытался помочь ему при посредничестве Милорадовича. Своё сочувствие к судьбе А.С. Пушкина Фёдор Николаевич выразил в стихах.

Чтец

О Пушкин, Пушкин! Кто тебя Учил пленять в стихах чудесных? Какой из жителей небесных, Тебя младенцем полюбя, Лелея, баял в колыбели?.. И вырос ты, резвился вволю, И взрос с тобою дар богов: И вот, блажа беспечну долю, Поешь ты радость и любовь, Поешь утехи, наслажденья, И топот коней, гром сраженья, И чары ведьм и колдунов, И русских витязей забавы… Склонясь под дубы величавы, Лишь ты запел, младой певец, И добрый дух седой дубравы, Старинных дел, старинной славы Певцу младому вьет венец! И всё былое обновилось: Воскресла в песне старина, И песнь волшебного полна! И боязливая луна За облак дымный хоронилась И молча в песнь твою влюбилась… Судьбы и времени седого Не бойся, молодой певец! Следы исчезнут поколений, Но жив талант, бессмертен гений!.. 2-й ведущий До Пушкина дошли стихи Глинки, и в июле 1821 года он писал брату из Кишинева: «Если ты его увидишь, обними его братски, скажи ему, что он славная душа — и что я люблю его…», а в ответном послании «Когда средь оргий жизни шумной…» назвал Глинку «великодушным гражданином» и Аристидом (государственный деятель Афинской республики, известный своей справедливостью и честностью).

  • 3-ий ведущий
  • 2-й ведущий
  • 3-й ведущий
  •  Песню исполняет учитель школы.
  • Список литературы

В Твери Федор Николаевич вскоре женился на Авдотье Павловне Голенищевой-Кутузовой. Она была богата, а Глинка беден. В одном из писем к будущей жене он писал: «…я сказал Вашей матушке: «Вы отдаёте дочь Вашу за нищего». Но он был признанным литератором, а Авдотья Павловна мечтала о литературных трудах. Супруги очень любили и уважали друг друга. Они прожили душа в душу более 30 лет. Свой брак Фёдор Николаевич считал судьбоносным. Живя в Москве и Петербурге, Глинки часто наезжали в Тверь и в имение Кузнецово Бежецкого уезда. По поручению Географического общества Глинка провёл исследование курганов и древних захоронений в районе Алаунских высот. Его работа «О древностях в Тверской Карелии» получила премию Географического общества. В начале 1860-х гг. Глинки навсегда поселились в Твери. В 1863 году умерла Авдотья Павловна. Для 77-летнего Федора Николаевича её смерть была тяжёлым ударом, но он сумел сохранить доброту, энергию, подвижность. Глинку избирают гласным Тверской думы. Он продолжает начатую женой работу в обществе помощи бедным «Доброхотная копейка». Ф.Н. Глинка был также одним из инициаторов создания Тверского музея. Дом Глинки был один из центров общественной жизни Твери. Здесь бывали писатели, учёные–краеведы, чиновники всех рангов. В этом доме Ф.Н.Глинка и скончался в феврале 1880 года. Похоронили Фёдора Николаевича на кладбище Желтикова монастыря, рядом с Авдотьей Павловной, с воинскими почестями: над могилой героя Отечественной войны, полковника Глинки был произведён ружейный салют. В памяти благодарных потомков Федор Николаевич Глинка навсегда сохранится как талантливый поэт, храбрый воин, защитник государства Российского, истинный патриот, и гражданин нашего великого Отечества! Федору Николаевичу Глинке, великому сыну Росси, всем героям войны 1812 года посвящается песня из кинофильма «О добром гусаре замолвите слово»

  1. Глинка Ф.Н. Стихотворения. М, 1984.
  2. Зверев В. Великодушный гражданин. Глинка Ф.Н. Письма к другу. М., 1990
  3. Ильин М.А. Служа Отечеству: к 200-летию со дня рождения Ф.Н. Глинки. Тверь, 2003
  4. Русские писатели. Биобиблиографический словарь под редакцией Николаева П.А., М, Просвещение, 1990.

Адреса использованных сайтов http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EB%E8%ED%EA%E0,_Ը%E4%EE%F0_%CD%E8%EA%EE%EB%E0%E5%E2%E8%F7http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d8/F_Glinka.jpg/220px-F_Glinka.jpghttp://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7f/Глинка_ФН.jpg/220px-Глинка_ФН.jpghttp://www.hrono.ru/biograf/bio_g/glinka_fn.phphttp://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_biography/35681/Глинкаhttp://www.rulex.ru/01040164.htmhttp://rupoem.ru/glinka/all.aspxhttp://litmap.tvercult.ru/litmaptver_00_02_glinka.htmhttp://litmap.tvercult.ru/foto/glinka_f_01.jpghttp://www.karvin.ru/histori/liberi/Glinka/http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=93118863-06-72&n=21http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=164889069-60-72&n=21http://im7-tub-ru.yandex.net/i?id=138536390-10-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=149216291-10-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=160440990-06-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=307611733-65-72&n=21http://im3-tub-ru.yandex.net/i?id=452038120-56-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=156388871-22-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=334291257-01-72&n=21http://images.yandex.ru/yandsearch?p=1&text=%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%89%D0%B5%D0%B2%D0%B0-%D0%BA%D1%83%D1%82%D1%83%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%84.%20%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8&fp=1&img_url=http%3A%2F%2Fwww.nearyou.ru%2Fsokolov%2Fhitrovo.jpg&pos=48&uinfo=ww-1263-wh-687-fw-1038-fh-481-pd-1&rpt=simagehttp://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=481214424-06-72&n=21http://im4-tub-ru.yandex.net/i?id=131669792-64-72&n=21http://im8-tub-ru.yandex.net/i?id=316348942-02-72&n=21http://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=346044090-41-72&n=21

Источник: https://www.UchMet.ru/library/material/162737/

Ссылка на основную публикацию