Консультация для родителей. как играть с ребенком дома. советы

  •       Консультация для родителей
  •   «Играем вместе с ребенком»
  • Подготовила:
  • воспитатель
  • Кучеренко Елена Павловна

      Большинство современных родителей знают, что у детей раннего и дошкольного возраста ведущей деятельностью является игровая. Поэтому они ожидают, что дети будут занимать игрой себя сами. И искренне недоумевают, когда этого не происходит. На нетерпеливый возглас: «Не мешай! Иди, поиграй!» – маленький ребенок продолжает вертеться около, отвлекать родителей от дела и капризничать.

     Очень часто это происходит потому, что дети просто не умеют играть. Действительно, именно через игру малыши познают мир, осваивают простейшие бытовые навыки, проигрывают житейские ситуации, пробуют себя в новых ролях.

Игра не только обучает, но и позволяет маленькому ребенку в доступной форме разобраться со многими психологическими и житейскими проблемами, которые постоянно встают у него на пути.

Поэтому родители в ненавязчивой форме могут использовать игру как обучающее или коррекционное средство.

     Однако многие дети в силу возраста или индивидуальных особенностей не способны самостоятельно перенести действие или событие в игру. Им требуется помощь. И главным помощником, конечно, будут мама и папа.

    Особенно важна совместная игра для детей младшего дошкольного возраста, то есть малышей 4-5 лет. Они пока не отличаются необходимой наблюдательностью, достаточным запасом знаний, умений и навыков, не обладают необходимым самоконтролем для самостоятельной организации игры. Зато именно в играх дети набирают новые слова, учатся думать и использовать накопленный житейский опыт, по-настоящему чувствуют и проживают эмоции: смеются, боятся, злятся, радуются – и с удовольствием используют разные игрушки или предметы, развивая  навыки манипуляции, говоря научным языком.

     Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним.

В будущем, когда они усвоят навык игры, то смогут делать это сами. В организации игр главными вопросами являются два: во что играть и как. Переносите в игру все, что окружает маленького ребенка.

Можно поиграть в магазин, парикмахерскую, освоить профессию повара или сходить понарошку в гости.

     А вот как играть, многие родители не знают. В этом вам помогут следующие рекомендации.

  1. Играя с ребенком, опуститесь рядом с ним, чтобы вы были с ним на одном уровне. Тем самым вы показываете, что в игре вы на равных.
  2. Подберите для игры яркие красивые игрушки. Их не должно быть слишком много, иначе детское внимание будет рассеиваться. Учитывайте размер игрушек. Слишком большие или слишком маленькие будут неудобны маленькому ребенку.
  3. Покупая новую игрушку, обязательно покажите, как ребенку в нее играть. Не умея в нее играть, малыш быстро утратит к подарку интерес.
  4. Постепенно сокращайте свое участие в игре. Давайте ребенку возможность проявить свою активность.
  5. Озвучивайте все ваши действия. Игра не должна проходить в тишине. Новые звуки, слова, жесты стимулируют ребенка к активной речи.
  6. Подберите «правильное» время для игры. Малыш не должен хотеть спать или есть, быть чем-то расстроенным. Лучше всего выделить специальное время в режиме дня именно для игр.
  7. Повторяйте игры. Ребенок может не сразу полюбить игру или запомнить правила. А когда игра уже хорошо усвоена, начинайте фантазировать. Можно поменять героев игры или предметы, а можно изменить последовательность.      Тем самым поднадоевшая игра вновь станет интересной ребенку.

    Игра это естественный способ обучения социальным навыкам: соблюдение правил, ожидание своей очереди, переживание неудачи – все это пригодиться ребенку в будущем.

Многие настольные игры позволяют организовать досуг для нескольких детей и даже взрослых, что позволяет играть семьями и больше общаться с детьми.

И хотя надписи на коробках обычно указывают, что игра предназначена для детей старше трех лет, они могут заинтересовать и младших детишек, не препятствуйте их знакомству с игрой.

Первоначальный источник:

электронный ресурс: https://madou11.wordpress.com

Download Nulled WordPress ThemesPremium WordPress Themes DownloadDownload Nulled WordPress ThemesDownload Nulled WordPress Themesudemy course download freedownload micromax firmwareDownload Best WordPress Themes Free Downloaddownload udemy paid course for free

Источник: http://dou1-usolie.ru/sdrbaikal/konsultatsiya-dlya-roditelej-igraem-vmeste-s-rebenkom/

Консультация для родителей: "Игры, которые можно провести дома"

Очень важно,
чтобы ребенок правильно развивался по мере роста и не отставал от своих
сверстников. А, как известно, лучше всего процесс развития протекает во время
игры. Почему-то многие родители полагают, что особенно заниматься с ребенком
3-х лет нет необходимости – он и сам растет и учится, все хорошо.

Да, конечно,
малыш будет расти и развиваться и сам по себе, но если им не заниматься, его
скрытый потенциал так и останется нераскрытым.

Дети в возрасте до 3-х лет более
покладистые и простые в воспитании, а вот после наступления заветной цифры с
ними становится немного сложнее: им приходится много объяснять и рассказывать,
заниматься развитием более плотно. А для этого как нельзя лучше подойдут
развивающие игры.

Чтобы понимать, в какие игры можно и нужно играть с детьми в
этом возрасте, для начала необходимо знать, чего можно ждать от вашего малыша,
насколько сложные задачи он готов решать, насколько усидчив и вынослив.

Дома можно организовать игры с геометрическими фигурами, пробовать
складывать пирамиды из кубиков, пытаться имитировать письмо. Ребенок также
охотно будет копировать своих любимых героев из сказов или мультфильмов.

Самыми
любимыми игрушками станут: домики, машинки на дистанционном управлении,
конструкторы, фигурки любимых героев, пластилин, краски, развивающие
компьютерные игры. Что же следует делать родителям? Во-первых, читать: сказки,
стихи, поговорки.

Нужно не только самому читать для ребенка, но и просить его
иногда заканчивать за вас предложение, вставлять слова, которые он знает. Можно
даже попросить ребенка почитать вам.

Чтобы развивать словарный запас, полезно
проводить совестные игры для детей 3-х лет, ежедневно обсуждать с малышом его
события за прошедший день и планы на следующий, разучивать и петь песни.
Например:  можно  играть 
в такие игры.

 Игра «Найди игрушку»

Спрячьте маленькую
игрушку. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит
местонахождение: на …, за …, между …, в …, у … и т.п. Потом
поменяйтесь ролями. «Чего не стало?».

 
Поставьте на стол 2-3 игрушек в ряд. Предложите ребенку  запомнить расположение. Затем попросите его
закрыть глаза. Уберите две любые игрушки.

После чего ребенок открывает глаза и
отвечает на вопросы: — Игрушек стало больше или меньше? — Какие игрушки
исчезли?

Игра «Положи столько
же»

 В игру можно играть везде. Взрослый
выкладывает в ряд камешки (каштаны). Ребенок должен положить столько же, не
считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше камешков
или меньше тоже в ряд.

Игра «Чудесный мешочек»

В
мешочек  кладем несколько резиновых
игрушек. Ребенок опускает руку в мешочек и достает игрушку, затем называет, как
ее зовут, и какие звуки она издает. 

Игра «Что
катится»

Данная игра знакомит малыша с формой
предметов. Сделайте игрушечные ворота на столе или на полу и организуйте
соревнование – кто быстрее докатит свою фигурку до ворот.

Фигурки пусть будут
разными: шарик, кубик, палочка, колёсико, брусок. Вначале малышу будет всё
равно, какую фигурку взять. Но постепенно он поймёт, какие фигурки лучше
катятся.

Побеседуйте с ребёнком на эту тему, например, обратите внимание на
углы кубика, которые мешают ему катиться.

 Игра «Сортируем игрушки»

Игра помогает развивать мышление ребёнка.
Разложите на полу перед малышом побольше различных игрушек. Начните
сортировать, например, по размеру, привлекайте и малыша. Можно сортировать
игрушки по цвету или качеству (музыкальные, движущиеся, мягкие). Способ
сортировки может подсказать и сам малыш.

Памятка
для родителей

Дорогие
родители!

Вы — первые и самые важные учителя
вашего ребенка. Первая его школа — Ваш дом — окажет огромное влияние на то, что
он будет считать важным в жизни, на формирование его системы ценностей. Две
вещи Вы можете подарить своему ребенку на всю жизнь: одна — корни, а другая —
крылья.

Сколько бы мы ни прожили, мы все
равно постоянно возвращаемся к опыту детства — к жизни в семье.

Закладываемое в
это время эмоциональное отношение к жизни и людям и наличие или отсутствие
стимулов к интеллектуальному развитию оставляют неизгладимый след на всем
дальнейшем поведении и образе мыслей человека.

Умение говорить, слушать,
пользоваться языком также относится к числу вещей, которые ребенок, живущий
среди людей, постигает очень рано. И прежде чем начать читать, он должен
достаточно овладеть языковыми навыками, умением слушать и говорить.

В течение этих первых лет выдаются
очень суматошные дни, и родители, как правило, недоумевают: «Где тут взять
время, чтобы еще чему-то учить?!» Но не следует забывать, что даже ровный,
успокаивающий тон в ситуациях разбитых коленок, набитых шишек, раздражения взрослых
может послужить основой формирования личности, укрепить связи между детьми и
родителями и способствовать выработке позитивного отношения, способности
воспринимать то, чему учат отец и мать.

  • Делать или не делать?
  • Делайте!
  • * Радуйтесь Вашему малышу.
  • * Занимаясь уборкой или
    приготовлением обеда, напевайте что-нибудь.
  • * Когда малыш может Вас слышать,
    разговаривайте вслух сами с собой.
  • * Если Вы увидели, что ребенок что-то
    делает, начните «параллельный разговор» (комментируйте его действия).
  • * Разговаривайте с ребенком
    заботливым, успокаивающим, ободряющим тоном.
  • * Когда ребенок с Вами разговаривает,
    слушайте его сочувственно и внимательно.
  • * Установите четкие и жесткие
    требования к ребенку.
  • * Говорите с малышом короткими
    фразами.
  • * В разговоре с ребенком называйте как
    можно больше предметов.
  • * Ваши объяснения должны быть
    простыми и понятными.
  • * Говорите медленно.
  • * Будьте терпеливы.
  • * Сначала спрашивайте
    «что»; «почему» спросите, когда малыш подрастет.
  • * Каждый день читайте ребенку.
  • * Поощряйте в ребенке стремление задавать
    вопросы.
  • * Не скупитесь на награду: похвалу
    или поцелуй.
  • * Поощряйте любопытство и воображение
    Вашего малыша.
  • * Поощряйте игры с другими детьми.
  • * Заботьтесь о том, чтобы у ребенка
    были новые впечатления, о которых он мог бы рассказывать.
  • * Старайтесь, чтобы малыш вместе с
    Вами готовил обед, гуляйте с ним, играйте, лепите «куличики» из
    песка, пусть он поможет Вам пересаживать цветы, вешать полки.
  • * Приобретите пластинки или кассеты с
    записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и
    снова.
  • * Если ребенок начал что-то
    коллекционировать — кораблики, машинки, крышки от бутылок — или у него
    появилось хобби, займитесь этим вместе с ним; вообще старайтесь проявлять
    интерес к тому, что ему нравится делать.
  • * Посещайте специальные группы для
    родителей с детьми в детских музеях, учебных центрах, библиотеках, находящихся
    по соседству школах.
  • * Регулярно водите ребенка в
    библиотеку.

* Будьте примером для малыша: пусть
он видит, какое удовольствие Вы получаете от чтения газет, журналов, книг. * Не
теряйте чувства юмора.

  1. * Играйте с ребенком в разные игры.
  2. * Проблемы отцов и детей не
    существует там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
  3. Не делайте!
  4. * Не перебивайте ребенка, не
    говорите, что Вы все поняли, не отворачивайтесь, пока малыш не закончил
    рассказывать, — другими словами, не дайте ему заподозрить, что Вас мало
    интересует то, о чем он говорит.
  5. * Не задавайте слишком много
    вопросов.
  6. * Не принуждайте ребенка делать то, к
    чему он не готов.
  7. * Не заставляйте ребенка делать
    что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем-то другим.
  8. * Не требуйте сразу слишком многого:
    пройдет немало времени, прежде чем малыш приучится самостоятельно убирать свои
    игрушки или приводить в порядок комнату.

* Не следует постоянно поправлять
ребенка, то и дело повторяя: «Не так! Переделай это».

* Не говорите: «Нет, она не
красная». Лучше сказать просто: «Она синяя».

* Не надо критиковать ребенка даже с
глазу на глаз; тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

Читайте также:  Сценарий ко дню матери в школе

* Не надо устанавливать для ребенка
множество правил: он перестанет обращать на Вас внимание.

* Не перестарайтесь, доставляя
ребенку слишком много стимулов или впечатлений: игрушек, поездок и т. д.

  • * Не ожидайте от ребенка дошкольного
    возраста понимания: всех логических связей; всех Ваших чувств («Мама
    устала»); абстрактных рассуждений и объяснений.
  • * Не проявляйте повышенного
    беспокойства по поводу каждой перемены в ребенке: небольшого продвижения вперед
    или, наоборот, некоторого регресса.
  • * Не сравнивайте малыша, ни с какими
    другими детьми: ни с его братом или сестрой, ни с соседскими ребятами, ни с его
    приятелями или родственниками.

Источник: http://raduga49.ucoz.com/publ/vospitatel_rekomenduet/konsultacija_dlja_roditelej_igry_kotorye_mozhno_provesti_doma/3-1-0-133

Консультации

Игра для детей является совершенно естественной и обычной деятельностью. Однако, по мере взросления, мы постепенно теряем умение играть; тем более сложно представить это умение как одно из родительских умений.

Психологи утверждают, что взрослые получают удовольствие от игры не меньше детей: игра способствует увеличению положительных эмоций и оптимистического отношения к жизни в целом.

Играя, взрослые, как и дети, учатся выстраивать взаимоотношения с окружающими, преодолевают свои запреты и страхи.

В возрасте от 4 до 5 лет дети уже способны получать удовольствие от совместных игр со сверстниками. Это становится возможным, если у ребенка нет проблем с речью, т.е.

он говорит достаточно правильно, и его речь понятна окружающим. Именно в этом возрасте закладываются основы для успешного общения в будущем.

Навыки общения формируются у детей в играх, при этом личностные особенности ребенка накладывают отпечаток на стиль его игр со сверстниками.

Людмила Унру, педагог-психолог из Санкт-Петербурга, рассматривает следующие типы поведения играющих детей:

  1. Эстеты. Эти дети стремятся все сделать красиво, используют в игре растения, цветы, камни. Главная цель в игре – создать красивую картину. Полученная композиция (например, расположение игрушек в песочнице) выглядит уравновешенной, гармоничной. Главный вопрос: «Красиво ли я сделал?» Во время игры эти дети не заинтересованы в контактах и взаимодействии с другими детьми, но они могут отвлекаться на них ненадолго, например, отвечая на вопросы, после чего снова возвращаются к своей картине, что-то поправляя или улучшая.
  2. Коммуникаторы. Для них смысл игры в общении и взаимодействии с другими детьми. Ради этого они отдадут понравившуюся игрушку, пожертвуют своей идеей игры, будут следовать за развитием идеи другого ребенка, лишь бы играть вместе. Эти дети хорошо чувствуют партнеров по игре, умеют подстраиваться под их настроение. Оставаясь в одиночестве, быстро теряют интерес к игре, стремясь вернуться в группу.
  3. Диктаторы. Для них главное осуществить свою идею игры. Они увлеченно выстраивают свою линию действий. Другие дети в основном нужны как зрители, их терпят, пока они полностью подчинены и выполняют все указания главного манипулятора. Когда с ними не соглашаются, они отправляют несогласных играть в другое место. Они могут долго играть самостоятельно, разыгрывая все новые повороты сюжета.
  4. Деятели. Для них главным является возможность осуществлять некие действия, без особенного сюжета. Например, в той же песочнице машина едет по песку, падает, «взрывается», закапывается; или происходит землетрясение – песок перемещается по песочнице. Такие дети могут играть и при отсутствии игрушек, без эмоционального накала, просто получая удовольствие. «Деятели» могут вступать в контакт с другими детьми, стремясь обратить внимание на свои действия.

Также Людмила Унру выделила основные отличия в играх мальчиков и девочек. Мальчики чаще играют в войну, стройку, гонки.

Они любят игры-соревнования: «у меня больше, лучше, я сильнее», игры-катастрофы: «всех засыпало, все утонули, все умерли».

Мальчики чаще разыгрывают ситуации взаимопомощи, когда надо откликнуться на призыв и выручить друга. Игры мальчиков в целом более динамичны, активны, эмоциональный накал сильнее.

У девочек игры больше связаны с бытовыми ситуациями, взаимоотношениями персонажей. В играх девочек постарше уже ясно прослеживается тема романтических отношений: кто-то в кого-то влюблен.

Девочки младшего возраста любят игры с приготовлением еды и угощением. Они любят также играть с животными, создают зоопарк или страну, населенную животными.

Девочки играют спокойнее, стремятся распределить роли в игре, больше внимания уделяют деталям.

Когда дети идут в школу, родители пытаются приучить их к тому, что игры должны отходить на второй план, уступая место школьным занятиям и другим серьезным «взрослым» вещам.

При этом родители часто говорят: «Ты уже вырос из песочницы»; «Детский сад!!!»; «Веди себя как большая девочка»; «Учиться надо, а не дурака валять»; «Посерьезнее, пожалуйста» и т.п. В итоге, дети играют все меньше и меньше.

Они боятся неодобрения взрослых, их насмешек, постепенно перестают ценить игру, и по мере взросления, разучиваются играть. К счастью, это возможно изменить даже в отношении самих родителей.

Предлагаем следующее упражнение для родителей: возьмите ручку, бумагу, вспомните о том, во что вы любили играть в детстве, какие у вас были любимые игрушки, занятия? Запишите это. А теперь вспомните, когда вы играли последний раз.

Во что бы вы могли поиграть сегодня или завтра? И от чего вы могли бы получить удовольствие, играя со своими детьми? Что вас останавливает? Может, для вас было бы полезно периодически говорить себе следующее: «Играть можно и нужно в любом возрасте»; «Иногда я хотел бы вести себя непосредственно, как ребенок»; «Чтобы чувствовать себя взрослым, вовсе не обязательно все время посвящать работе»; «Мне хорошо, когда я смеюсь, радуюсь и играю».

Когда вы вспомните и вновь почувствуете значимость игры, вы сможете получать удовольствие от игры с собственными детьми.

Они не стоят и смотрят, как другие играют (что, к сожалению, свойственно взрослым), они действуют сами.

Выберите время в течение вечера, хотя бы полчаса, когда, вместо того, чтобы пассивно созерцать телевизионный экран, вы сможете приблизиться к своим детям, играя вместе с ними.

Людмила Унру предлагает обратить внимание на специфические слова, с помощью которых дети побуждают друг друга к общению в игре. Дети, умеющие и желающие общаться, используют их в полном объеме, т.е. они сами их произносят и реагируют на них позитивно.

Слова-ключи: «смотри», «хочешь», «тебе нужно?», «поменяемся?», «давай», «будем дружить», «спасите-помогите!» Когда на предложения, содержащиеся в этих словах, взрослые отвечают позитивно, общение в игре развивается, игра постепенно становится совместной.

Если эти предложения игнорируются или ответ негативный, то игра остается индивидуальной.

Еще хотелось бы дать информацию, которая может быть полезна для родителей. Любая игра состоит из трех стадий. На первой стадии игры происходит выбор игрушек или игр, определение темы игры. Уже здесь дети осуществляют первые контакты, выясняется желание или нежелание играть вместе.

Если есть желание играть вместе, то ребенок будет всячески обращать ваше внимание на те игрушки, которые он берет. Например: «Смотри, какая машина!», «Тебе нужна такая?», «Хочешь, я тебе дам?» Вторая стадия – собственно игра. На этой стадии появляются родители, которым стоит предложить ребенку поиграть вместе.

Например: «Давай посмотрим в телескоп», «Слушай, а мы можем спасти индейца?», «Ну, пойдем поиграем, я тебе игрушку привез». Самым безотказным способом вовлечения в совместную игру является просьба о помощи, когда надо кого-то спасать.

Даже те дети, которые не расположены к общению и предпочитают играть отдельно в свою игру, откликаются на призыв о помощи и приходят со своими игрушечными героями, чтобы, например, спасти корабль, который затонул. На третьей стадии игра завершается; происходит оценка результата игры.

Например: «У меня все закончилось хорошо, всех плохих победили». Очень важно родителю в этот момент присоединиться к оценке результата и высказать свое мнение, желательно позитивное. Например: «Мне понравилось сегодня играть, у нас здорово получилось».

Играя с детьми, постарайтесь полностью погрузиться в игру, не думая в этот момент о работе или о домашних делах, иначе ребенок сразу почувствует, что мыслями вы не с ним. Вы когда-нибудь играли с кем-то, чье лицо выражает скуку или нетерпение? Такой человек может отбить всю радость от игры у того, кто играет с удовольствием.

Когда мы общаемся с детьми через игру, было бы неплохо, если бы мы сами вели себя, как дети. Это не означает – стать безответственным или не контролировать свое поведение, скорее – быть свободным в выражении своих чувств, спонтанным, и полностью погрузиться в процесс. Чем больше мы будем получать истинное удовольствие от какого-то занятия, тем больше оно нам будет нравиться.

И тем лучше будут отношения с партнерами по игре – с нашими детьми.

Последнее изменение: Воскресенье, 16 Ноябрь 2014, 22:54 Пропустить Навигация

Источник: https://leader.school619.ru/mod/page/view.php?id=2670

Как проводить занятия с детьми дома? Рекомендации нейропсихолога

Доброе время суток, дорогой посетитель сайта psy-razvitie.ru! Родители сегодня понимают, что время в развитии ребенка упускать нельзя. Многие родители с удовольствием проводят занятия с детьми дома. Сегодняшний мир изменился, стал намного сложнее. Современные дети развиваются быстрыми темпами, образовательные учреждения предъявляют другие требования, нежели 20-30 лет назад.

Это не значит, что надо гнаться за всеми, это значит, что родителям стоит обращать внимание на развитие своих детей. Многие родители сегодня задумываются о том, как организовать занятия с ребенком дома.

Правильно сформированная развивающая среда и развивающее общение помогают ребенку гармонично постигать знания о мире, обретать навыки, умения. Создают крепкий фундамент для дальнейшего развития.

Создавайте гармоничную развивающую среду

Гармоничная среда развития включает три фундаментальных условия: движение, общение, игра. Чем благоприятнее внутрисемейные отношения, богаче содержание общения, игры и двигательная активность, тем интенсивнее происходит развитие.

Когда мама и папа принимают малыша, допускают возможность ошибок и право на уникальность — они проявляют самое важное качество для гармоничной среды — терпение и доброжелательность.

К любому ребенку можно и нужно искать подход. С любым ребенком нужно общаться и проводить время.

Бывают дети, с которыми трудно заниматься и общаться — но это лишь повод задуматься, как помочь ему адаптироваться.

Движение одни из наиболее важных факторов гармоничной среды. Ребенок должен много двигаться и окружающие предметы должны его побуждать к этому. Быть безопасными, но в то же время доступными.

Шкафы, которые могут упасть надо закреплять к стене, предметы, которые могут повредить — лучше убрать подальше. С ребенком любого возраста необходимо играть в подвижные игры и выходить на длительные пешеходные прогулки.

Давать возможность лазать на детских площадках и создавать спортивные уголки дома.

Еще один фактор гармоничной среды — наполненность общением. Беседы с ребенком на разные темы, заинтересованность в том, что происходит в его жизни, семейные традиции и проведение совместного досуга. Все эти простые вещи могут помочь избежать множества проблем и создают ресурс семьи на преодоление возникающих трудностей.

Игра. В любом виде и качестве. Чем больше игры в детском возрасте — тем более здоровая и ресурсная личность будет развиваться. Обычно дети играют так, как могут, но у взрослых есть много способов быть принятым в игру, и вместе с ним создавать и проходить различные игровые задачи.

Родители и их отношения с ребенком — главное условие для развития

Доказано, что качество общения с родителями во многом определяет психологическое развитие. Когда мама и папа находят возможность, желание и время самим проводить со своими детьми, заниматься различными видами деятельности, в том числе и развивающими играми, заданиями в удобное время, они могут дать малышу значительно больше, чем посещение специальных занятий два-три раза в неделю.

Однако, до сих пор многие родители сомневаются в своих силах, считая, что кто-то будет заниматься с их ребенком лучше, чем они, отказываются от совместного времени с ребенком. Возможно. Заниматься с ребенком дома или нет – это выбор самих родителей.

Читайте также:  Стихи о детстве для детей начальной школы

Подробнее о том, надо ли заниматься с ребенком дома читайте на сайте psy-razvitie.ru. 

Многолетний опыт работы с детьми и родителями показывает: решающим фактором в выборе родителей является собственно само желание, осознание полезности, нужности занятий с ребенком. Даже очень занятые родители, если считают нужным и важным, находят время и возможности для провождения времени со своими детьми.

Для заботливых родителей, которые решили для себя, что занятия с ребенком дома необходимы, хотелось бы поделиться рекомендациями, которые могут помочь сделать занятия с детьми частью жизни семьи.

Организуйте удобное пространство для занятий

  • Детский стол по возрасту (крайне желательно однотонный, лучше светлых тонов).
  • Закрытый шкаф (или несколько полок в шкафу) для Вашей копилки с заданиями и развивающими играми.
  • Закрытый шкаф с любимыми игрушками, рассортированными в контейнеры или коробки (побуждение к двигательной активности и самостоятельности)
  • Две-три открытых полки, чтобы поставить игровые пособия, с которыми будет работать Ваш ребенок в течение дня.
  • Ковер или  место для игр на полу.
  • Полка для  выставки творческих работ (для детей после трех лет).
  • Под рукой должны быть творческие материалы (клей, карандаши, цветная бумага, ножницы и т.п.) Их также лучше хранить в закрытом шкафу, выставив на открытую полку небольшое количество творческих принадлежностей для самостоятельной работы ребенка.  Взрослея, ребенок научиться доставать творческие материалы из закрытого шкафа и класть их на место.
  • Одна из важных составляющих пространства для занятий – стена достижений. Медальки, календарь с наклейками за занятия, листок со штампиками за успешно выполненные задания и прочие атрибуты достижений Вашего дошкольника существенно помогают его мотивировать, в случаях, когда это необходимо.

Достижения своего ребенка важно замечать и поддерживать его в достижении целей. Особенно важно это для детей, которым не так легко даются выполнение заданий. Их особенно важно хвалить и поддерживать, формируя правильно отношение к ошибкам и неудачам. Похвала и поощрение – главный стимул к продолжению занятий.

Среда должна мотивировать и организовывать внимание

Среда должна мотивировать на естественную деятельность по возрасту и способствовать тому, чтобы внимание не рассеивалось на отвлекающие изображения и лишние предметы.

В раннем возрасте — это движение, активность по исследованию окружающего мира — залезть, открывать шкафы, вытаскивание  и заталкивание всего везде. Закрытый шкаф с любимыми игрушками и пара открытых полок с развивающими играми на день могут побуждать малыша в возрасте 1-3 года к познавательной и исследовательской деятельности.

В более старшем возрасте, открытых полок с расставленными игрушками, материалами для творчества и для любимых занятий становиться больше, но правило остается тем же — нужно избегать большого количества игрушек, захламления и завалов.

Периодически разбирайте вместе с ребенком коробки с игрушками, отбирая те, для которых найдется свой «домик», место, куда ребенок может ставить или убирать. Все остальное — отложите или передайте другим детям (по согласованию с самим ребенком).

Ставьте ограничения и правила, которые ребенок должен учесть при выборе игрушек. Можно договариваться о том, в какое время вы будете пересматривать убранные игрушки, чтобы заменить то, что уже не интересно на «новые».

Сохраняя и возбуждая интерес к играм и игрушкам, вы тем самым увеличиваете их полезность и развивающий потенциал.

Одна из трудностей, с которой встречаются родители, которые начинают заниматься дома состоит в том, что ребенок не хочет заниматься, все выбрасывает, ни во что не играет и быстро теряет интерес. О том, что можно делать в этих случаях можно почитать здесь.

Ни что не должно рассеивать внимание ребенка

При оборудовании пространства для занятий с ребенком важно еще одно универсальное правило — место для занятий нужно очистить пространство от лишних «отвлекаторов».

Картинки, изображения на детских столах, заваленные полки и расставленные на столе игрушки затрудняют концентрацию внимания на деятельности. Постарайтесь убрать из поля зрения все то, что лишнее.

Информационная загруженность современных детей, чрезмерная зрительная и слуховая бессмысленная стимуляция лишь рассеивает внимание.

Оборудуя пространство для занятий важно помнить, что каждый предмет должен работать на комфорт и на то, чтобы максимально обеспечить удобство и доступность. Это на первый взгляд очевидная и простая рекомендация — одна из самых ключевых.

Если ребенок развивается с особенностями и родителям необходимо брать на себя задачу организовать внимание и вовлекать в занятия,  то среда должна этому помогать.

Когда все принадлежности, игры, творческие материалы под рукой – родитель не отвлекается от занятий с ребенком.

Ведь иногда само занятие длиться всего 3-5 минут, и за это время надо что-то успеть сделать, удержать внимание дошкольника, завлечь его и в игровой форме сделать с ребенком то или иное задание.

В случаях, когда ребенок может играть и познавать мир самостоятельно факторы рассеивающие внимание также затрудняют этот процесс.

Научитесь выделять 10-15 минут на подготовку каждый день

Для того, чтобы занятие можно было организовать быстро и с пользой, важно продумывать, чем нужно позаниматься с ребенком заранее. Если вы будете затрачивать каждый день на подготовку 10-15 минут, пополняя свою «копилку» или продумывая, что можно добавить в ваше взаимодействие с ребенком, то организовать занятие, когда появляется возможность, будет значительно проще.

По опыту, сначала процесс подготовки может занимать более длительное время, но чем чаще вы будете заниматься с Вашим чадом, тем быстрее Вы будете готовиться к занятию.  Особенно важна эта рекомендация для тех родителей, у которых несколько детей разного возраста. Ведь чтобы дети не мешали друг другу, их всех важно занять.

Придумать (или заготовить) что-то, в чем участвовать будут все дети.

Когда Вы готовите занятие, все материалы, карточки и игры лучше всего сложить в отдельную коробку, а ход самого занятия лучше всего прописать для себя на листе бумаги. Кстати, не вбрасывайте свои конспекты, на которых Вы прописываете ход занятия, лучше их складывать в папку или тетрадь, а дальше Вы обязательно сможете использовать свои идеи.

Сохраняйте в закладки полюбившиеся сайты с описанием игр и пособий. Возьмите за правило добавлять в  свою «копилку» 1-2 игры в неделю. Многие родители делают папки, куда в файлы складывают понравившиеся задания.

Учитывайте особенности детей

Значение имеет не только возраст, интересы, но и особенности развития: внимание, работоспособность, особенности познавательной деятельности. Нужно учитывать, что ребенок любит делать и что ему дается  сложнее.

Когда вы будете продумывать свое занятие, важно помнить что основная деятельность в дошкольном возрасте – это игра, да и школьники практически до 5-6 класса не откажутся поиграть с Вами, а материал в этом случае, будет запоминаться и усваиваться в разы быстрее.

С ребенком – дошкольником все задания лучше давать в игровом контенксте: «путешествие», «день рождения» любимого персонажа, посещение «гостей» — сказочных героев или любимых герое мультфильмов… В качестве «помощников» в занятии удобно использовать игрушки – плюшевые мишки и зайчики – первые учителя для любого дошкольника. В младшем школьном возрасте отлично в ход идут викторины, задания в форме карточек и лото. Для детей постарше –  приключения, настольные игры.

Если ребенок имеет особенности в развитии, с которыми родителям трудно справляться самостоятельно – обращайтесь за помощью и консультацией к специалистам.

При этом важно не терять свою родительскую инициативность, не перекладывать ответственность на специалистов. Ведь именно вам, а не специалистам заниматься с ребенком в дальнейшем, сопровождая его развитие всю школьную жизнь.

Навыки занятий с ребенком, имеющим особенности в развитии крайне необходимы родителям.

Обязательно завершайте задания

Следующая рекомендация касается организации самого занятия. В этом случае много зависит от индивидуальных и возрастных особенностей детей. Для кого-то и час играть с мамой и папой в разные игры и задания легко и мало покажется. Для кого-то и пять минут может быть трудно.

При этом важно, чтобы задания оказывались завершенными. Лучше сделать не все, что вы запланировали, но то задание, которое начали – надо обязательно завершить. Так что, в данном случае, планируя занятие надо учитывать личностные и возрастные особенности.

Желательно приучать к тому, что задание завершено только после того, как игра, пособие или тетрадка вернуться на свое на место.

Когда ребенок занимается легко, с интересом и ему доставляет удовольствие игры и занятия с родителями, то завершение заданий обычно не представляет сложностей.

Другое дело, когда особенности развития затрудняют совместную игру и занятия. В этих случаях, чтобы задание было завершено родителям нужно научиться правильно оказывать помощь ребенку во время выполнения заданий. В публикации «Как помогать ребенку во время занятий дома» более подробно описаны этапы оказания помощи.

Старайтесь заниматься регулярно

Следующая важная рекомендация – регулярность занятий. Если обстоятельства складываются так, что времени остается совсем мало – не беда.

Приучите себя и вашего дошкольника выполнять хотя бы одно – два игровых задания упражнений в день.

Когда будут появляться дни, в которых Вы сможете выделить больше времени – привычка проводить занятия с детьми дома регулярно поможет Вам наполнить свой день интересными заданиями и событиями.

Привычка проводить регулярные занятия понемногу помогает родителям обрести опыт занятий с ребенком.

В случае необходимости приучите к пониманию того, что есть дела, которые делать хочется, а есть те, которые делать надо. Очень помогает, когда родители ведут свой дневник занятий, продумывая расписание.

Это особенно важно, если Вы наблюдаете особенности в развитии, которые мешают ребенку быть успешным среди сверстников.

Поддерживайте мотивацию ребенка

Познавательный интерес у детей непосредственен. Если что-то интересно — ребенок с большим удовольствием делает это. Если что-то трудно или не получается, то велика вероятность того, что ребенок будет отказываться от занятий. Но именно в таких случаях бывает необходимо ребенка вовлекать и поддерживать его усилия.

Заниматься регулярно помогает календарь занятий, который родители могут вести вместе с ребенком, отмечая свои успехи. Я всегда прошу родителей исключать из мотивации деньги и игрушки, поскольку эта мотивация искажает развитие личности ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Да и сами же родители попадают в «ловушку» манипуляций ребенка.

Но если каждая неделя заканчивается радостным событием – то это поддерживает желание к занятиям всех заинтересованных членов семьи. Кстати сказать, чаще всего родители говорят о том, что регулярные занятия  срываются именно тогда, когда сами родители перестают поддерживать эту традицию.

Это происходит потому, что когда ребенку трудно, то именно родители выступают в качестве «вдохновителей» игр и совместных дел.

Планируйте занятия

Занятия желательно планировать с учетом потребностей и особенностей. Лучше всего за рекомендациями о том, как и чем нужно заниматься с Вашим ребенком может дать специалист. В нашем центре «Развитие» (г. Обнинск) мы сопровождаем родителей в их самостоятельных занятиях дома, помогая родителям определиться, на чем важно сосредотачивать внимание и учитывать в занятиях дома.

Как правило, в занятия дома желательно включать элементы сенсомоторной, пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастики, массажа рук, ушей, головы, стоп, развивающие игры, игры на развитие речи, подвижные и ролевые игры, выполнение творческих и графических работ.

Планируя занятия, учитывайте принцип чередования заданий – сосредоточенная работа обязательно должна чередоваться с двигательными играми. О том, как можно планировать занятия дома есть отдельная публикация на нашем сайте.

Одна из частных сложностей, с которыми сталкиваются родители – это нехватка времени. «Так много надо успевать, я устаю и ребенок тоже». Именно поэтому, если занятия необходимы, то лучше всего сразу продумывать игры и задания, которые Вы можете выполнять «между делом».  Ведь чем лучше Вы организуете развивающую среду, тем легче будет «проводить занятие».

Планировать время для занятий лучше тогда, когда все члены семьи в хорошем настроении и достаточно хорошем самочувствии.

Читайте также:  Классный час «мои права», 10 класс

Если большую часть времени ребенок капризничает и чувствует себя плохо – заниматься надо максимально легкими, доступными и приятными заданиями и играми.

Рекомендации специалистов могут помочь разобраться в причинах и особенностях происходящего. Вместе с родителями найти подходы и возможности для регулярных занятий дома.

Обращайтесь к специалистам за рекомендациями

Подготовке и проведении занятия с детьми дома надо точно понимать, что все дети разные, возможности, особенности, темпы развития разные у всех детей. Многие особенности не затрудняют социальную адаптацию и не затрудняют развитие познавательной деятельности по возрасту.

Однако, часто родителей беспокоят те особенности, которые мешают ребенку раскрывать свой природный потенциал, нарушают адаптацию, искажают отношения в семье.

Например, если ребенок быстро утомляется, отвлекается, теряет интерес к заданию – заставлять в этом случае бессмысленно, а иной раз вредно.

Когда к ребенку трудно найти подход и Вы замечаете, что что-то мешает ребенку развиваться, что-то, что доступно для сверстников дается с трудом Вашему ребенку – обратитесь за консультацией к неврологу или нейропсихологу. Не всегда родители могут грамотно организовать занятия, если не достаточно понимают суть затруднений.

В публикации «Почему ребенок не хочет учиться?» мы подробнее рассмотрим причины и важные признаки, на которые стоит обращать внимание, чтобы вовремя обратиться за помощью к специалистам.

медицинский психолог Попкова Светлана, г. Обнинск

Источник: https://psy-razvitie.ru/kak-organizovat-zanyatiya-s-rebenkom-doma/

Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности»

Главная » Родителям » Консультация для родителей «Создание условий в семье для развития игровой деятельности»

Консультация для родителей

«Создание условий в семье для развития игровой деятельности». 

Играть мы любим очень: Вы знаете друзья!  Без игр прожить ребенку никак, никак нельзя.  Вернитесь в свое детство,  побудьте с нами в нем, 

И лучшими друзьями Мы взрослых назовем!

 

Современные условия жизни таковы, что дети часто могут играть только в детском саду, дома на игру просто не остается времени — родители поставлены в довольно жесткие условия.

Они стараются дать детям как можно больше знаний, помочь получить достойное образование попытаться перенести игровую деятельность в семью, организовать единое игровое пространство – важнейшая задача педагогов детского сада.   Ведь все, что их окружает, так интересно, да к тому же доставляет массу удовольствий.

Свое понимание картины мира и отношение к ней малыши отражают в самой близкой и понятной для них деятельности — игре.

И игра вдвойне интересней, когда ребенок чувствует поддержку и заинтересованность самых родных и любимых людей — родителей но, к сожалению, папы с мамами, как показывает опыт редко играют с детьми: одни заняты на работе или по дому другие не знают, как играть с ребенком, а третьи свободное, время детей отводят на то, чтобы позаниматься с ними.

УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СЕМЬЕ:

В любой семье родителям, конечно, по мере материальной возможности, необходимо позаботиться о создании условий для разнообразной игровой деятельности.

  В сюжетных играх можно без особого труда обеспечивать ребенка атрибутами для создания игрового образа (мастерить вместе, или использовать предметы гардероба), и позволять использовать предметы, специально не предназначенные для игры (стулья, диванные подушки и т. п.) .

  Для режиссерских игр можно приобретать или изготавливать вместе с ребенком миниатюрные игрушки, что ещё интереснее для ребёнка, т.к. он в полной мере сможет почувствовать себя в роли творца и художника. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (детское лото, домино)

Самое главное: Заранее согласовать с ребенком требования к хранению и уборке игрушек.  Нужно продумать возможность временного сохранения детских построек, конструкций. За неимением места для длительной демонстрации, можно  «праздновать результат» (награждать автора аплодисментами, зарисовывать его постройку, фотографировать и т. п.) и только после этого убирать игрушки для хранения. 

Не бойтесь вспоминать свое детство и рассказывать ребенку о том, как вы играли сами и со своими друзьями. Ребёнок учится, не только играя и манипулируя предметами сам, но и на опыте окружающих, тем более близких людей.

  В первое время можно понаблюдать за играми ребенка дома и рассказать (по желанию) о них воспитателям, выяснив, чем отличаются игры в группе от  игр дома. Сравнив, вы сможете дополнить игровую развивающую среду у вас дома.

  • Главное, проявлять уважение к личности ребенка, считаться с постепенностью становления игровой деятельности и не пытаться искусственно ее ускорить. 
  • По окончании игры необходимо выразить ребенку удовлетворение и высказать надежду на то, что в следующий раз он обязательно пригласит вас для участия в новой игре.
  • 15 советов «как научить ребенка играть самостоятельно»

Тактично, но не навязчиво,  предлагать свою помощь в создании игровой среды: «Может быть, тебе при приготовлении обеда понадобится моя кастрюля? », «А хочешь, я помогу тебе сделать гараж для твоей машины? » и т. п.    Отказ ребенка нужно воспринимать как должное: «Конечно, тебе виднее. Но если тебе что-то понадобится, то я буду рада тебе помочь». Все последующие обращения ребенка постарайтесь расценивать,  как проявление доверия и уважения за вашу деликатность и такт.  Взрослым важно проявлять инициативу и выражать искреннее желание участвовать в игре. Получив согласие ребенка, поинтересоваться своей ролью («А кем я буду? ») и безоговорочно, с благодарностью принять ее.  Тактично подключившись к уже начавшейся игре ребенка, принимайте дополнительную роль в зависимости от того сюжета, который он использует. В случае непонимания ситуации и желаний ребенка, старайтесь уточнить у него важные для развертывания сюжета обстоятельства, связанные с характеристикой героя, его поведением и т. п. («А какой я буду лисой — доброй или злой? »).  Действуя в роли, родителям важно проявлять инициативу и самостоятельность, стараться мотивировать поступки того героя, чью роль они  исполняют. В случае затруднений не нужно теряться, прекращать игру, а нужно  спрашивать у ребенка, как вам следует поступить в той или иной ситуации («Что мне дальше делать? »).  В процессе совместной игры старайтесь побуждать ребенка проигрывать с каждым разом все более сложный сюжет, опираясь на привлекающую его роль.  Необходимо стимулировать речевую активность детей, включая в сюжет игры различные игрушки, побуждая детей от их лица осуществлять ролевой диалог.  Постарайтесь положительно относиться к появлению в рассказах и играх детей воображаемых партнеров.  Полезно серьезно и доброжелательно обсуждать с ребенком приключения, которые якобы произошли с ним и его «знакомым» зайчиком, щеночком и даже роботом или милиционером и т. п.  Постепенно нужно способствовать формированию у детей самого сложного способа построения игры — совместного сюжето-сложения, под которым понимается умение ребенка выделять, обозначать целостные сюжетные события, комбинировать их в последовательности и делать это согласованно с партнером.  Нужно научить детей играть в имеющиеся в семье настольные игры и игры с правилами. Наравне с взрослым, ребёнку можно доверять выступать в качестве партнера и носителя правил игры. Важно не проявлять снисхождения к детям старшего дошкольного возраста при выполнении правил и не подстраиваться под них, подводить ребенка к пониманию того, что в игре можно выиграть и проиграть. 

Умение самостоятельно играть является признаком взросления ребенка. Предлагаем советы родителям, как помочь малышу играть, не привлекая к этому процессу взрослых. 

развитие детей

Умение ребенка играть самостоятельно следует всячески развивать. Но вовсе не потому, чтобы мама освободила свое время для выполнения домашних дел. Приоритетнее то, что этот навык –  умение придумывать себе разные развлечения и интересные занятия – является признаком взросления ребенка. Чаще всего малыш может сам найти себе занятие на время, в среднем до 50–60 минут, к 3-му году жизни.

Но ошибочно думать, что 3-летний малыш без предварительной подготовки и помощи взрослых сумеет самостоятельно играть. Родителям важно создать для этого предпосылки и условия. Предлагаем 15 советов, как научить ребенка играть самостоятельно.

  1.  Самостоятельная игра развивает у ребенка такие качества, как:
  2. -инициатива;
  3. -умение преодолевать затруднения;
  4. -настойчивость в достижении цели;
  5. -умение найти альтернативные способы решения задач (относительно детских головоломок, пазлов);
  6. -терпение.
  7. Рекомендации родителям

Совет 1: заботимся о безопасностиСоздайте безопасные условия для самостоятельной игры ребенка. Так как какое-то время он будет без ежеминутного приглядывания взрослых, необходимо убедиться в отсутствии острых и режущих предметов, наполненных стаканов, розеток без заглушек.

Совет 2: организуем игровую зонуОрганизуйте для малыша уголок в квартире, где он будет чувствовать себя максимально комфортно. Как правило, дети любят устраивать там все по своему вкусу и с удовольствием играют в личном уголке продолжительное время. 

Совет 3: подбираем развивающие игрушкиПредложите малышу игрушки, с которыми он сможет играть без помощи взрослых.

Это могут быть фломастеры или краски, кубики, музыкальные и развивающие игрушки, железная дорога, машинки.

Девочки к 3-летнему возрасту уже начинают играть в «дом» и любят возиться  с куклами и детской посудой.  Если площадь квартиры позволяет, занять ребенка поможет велосипед.

Совет 4: интересуемся процессомПомните, что ребенку важно внимание родителей к его игре. Поэтому время от времени нужно интересоваться успехами малыша, особенно если он рисует, собирает конструктор или строит что-то из кубиков.

Совет 5: поддерживаем контакт Отзывайтесь на вопросы ребенка сразу же, где бы ни находились. Это поможет ему не чувствовать тревогу из-за ощущения одиночества во время игры.

Совет 6: повышаем интерес к игре Стимулируйте детский интерес к продолжению игры. Можно усложнить задачу, предложив нарисовать  или собрать что-то новое.

Совет 7: помогаем достичь цели игры Подсказывайте ребенку правильное решение, если он не может справиться в одиночку и готов бросить игру. Нередко дети начинают капризничать, если им не удается собрать фигуру из конструктора или воедино весь пазл. Немного взрослой помощи – и игра продолжается.

Совет 8: «нарушаем» правила Не навязывайте ребенку правила игры, если понимаете, что он играет вовсе не так, как общепринято. К примеру, малыш может не сам кататься на велосипеде, а возить на нем куклу или мягкую игрушку.

Совет 9: поощряем самостоятельность Поощряйте самостоятельную игру, не одергивая запретами вроде «Нельзя топать ногами», «Нельзя бегать», «Нельзя бросать игрушки». Правильнее все объяснить без частицы «не», так у ребенка будет меньше негатива и желания не слушаться.

 Приучение ребенка к самостоятельной игре нужно начинать постепенно и при условии, что малыш спокоен, отдохнул, здоров, сыт и находится в хорошем настроении. Родителям важно ощущать чувство меры, которое подскажет, сколько времени их ребенок может обходиться без присутствия взрослых. 

Совет 10: учим преодолевать трудности Развивайте в ребенке умение доводить начатую игру до конца и преодолевать небольшие затруднения.

Совет 11: «копируем» дела взрослых Поощряйте ребенка, если во время самостоятельной игры он подражает занятиям взрослых, к примеру, мамы: делает уборку в игрушках, моет детскую посуду, одевает или причесывает кукол.

Совет 12: придумываем мотивацию Мотивируйте ребенка к самостоятельной игре. Например, после того как малыш нарисует что-либо, похвалите его за красивый рисунок и предложите что-нибудь особенно вкусное.  Но не превращайте игру в зарабатывание лакомства.

Совет 13: гордимся успехами ребенка Демонстрируйте искреннюю гордость результатами самостоятельной игры ребенка. К примеру, если малыш рисовал, повесьте его рисунки на видное место и покажите папе, когда он вернется домой с работы.

Совет 14: увеличиваем время самостоятельной игры Старайтесь продлевать время самостоятельной игры, время от времени подсказывая ребенку идеи для нового занятия.

Совет 15: приветствуем сюжетные игры Помните, что самостоятельная игра создает предпосылки для перехода к более сложным формам сюжетной игры. А это фактор умения ребенка играть и общаться со сверстниками. 

Источник: http://xn—-7sbcgmulh1aebv4cyb.xn--p1ai/konsul-tatciya-dlya-roditeley-sozdanie-usloviy-v-sem-e-dlya-razvitiya-igrovoy-deyatel-nosti.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector