Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи и готова познакомить вас с информацией на тему: занятие по ФЭМП во 2 младшей группе. Для тех, кто не в курсе, расшифрую аббревиатуру – формирование элементарных математических понятий. Хотя учебный год стремительно заканчивается, уже апрель, а там и май не за горами, но учебная деятельность в голове воспитателя не прекращается круглый год.
Общие сведения о формировании первичных математических знаний у малышей
Математическое развитие деток в садике осуществляется строго по ФГОС соответственно возрастным особенностям малышей. Я как воспитатель ставлю перед детками посильные для их интеллекта задачи и помогаю искать ответы. При этом формирование элементарных представлений о понятиях математики осуществляется не только в ДОУ, но и дома.
Я имею в виду не счет и другие математические операции, а самые простые понятия величины, формы, времени, пространства, количества. Основной формой обучения деток являются занятия, и они планируются с учетом принципов научности, доступности, индивидуального подхода, системности, наглядности, связи с жизнью и т.п.
Игры – самая подходящая форма обучения дошкольников. Поэтому я практикую такие занятия для самых маленьких, где обязательно применяются дидактические игры и занятные развивающие упражнения.
Обычно занятия по ФЭМП проводятся для всей группы одновременно, фронтально.
Но лишь во 2-й младшей рекомендуется разбивать детей на подгруппы в начале учебного года, чтобы они постепенно приучались заниматься вместе.
Математика в саду не занимает много времени – всего 1 занятие в неделю для маленьких, 2 – для старшеньких. Сначала длительность урока не превышает 15 минут, постепенно увеличиваясь до 25-30 минут в подготовительной группе. НОД (непосредственная образовательная деятельность) планируется так, чтобы дети постепенно усваивали понятия и могли видеть собственные успехи.
Мы с детками изучаем каждую программную задачу на протяжении нескольких занятий и постоянно возвращаемся к пройденному материалу в течение учебного года. Так обеспечивается хорошее усвоение материала.
Но не только математические темы мы рассматриваем на занятиях, параллельно идет развитие речи, логики, мышления, достигаются воспитательные цели, формирующие личность малыша.
Поверьте мне на слово, что программа развития и обучения в садике – чрезвычайно сложный механизм, который должен обеспечить качественную подготовку детей к школе и заложить положительные навыки для счастливой и полноценной жизни.
Книги – залог методической подкованности педагога
Никак не обойтись нам, педагогам, без самообразования, а, значит, самостоятельного изучения литературы по воспитанию и обучению дошкольников. Мне доставляет большое удовольствие процесс поиска новых классных пособий и методичек для себя и своих коллег. Это несложно, ведь стоит лишь «зайти» в каталог Интернет-магазина «УчМаг», я сходу нахожу все, что мне нужно.
Допустим, вы планируете открытое занятие по математике в младшей группе. Нужно составить конспект, верно?
Я сделала неплохую подборку тематической литературы:
- «Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий» – с помощью этих материалов вы сможете выстроить систему обучения ФЭМП в 2-й младшей группе;
- «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Конспекты занятий. 2-й год обучения» – материалы полностью соответствуют требованиям образовательных программ, одобренных Министерством;
- «Формирование элементарных математических представлений. Первая и вторая младшие группы детского сада» (Помораева И.А., Позина В.А.) – компакт-диск с отличными материалами, оформленными в виде комплекса игровых занятий и упражнений;
- «Познание предметного мира. Младшая группа (от 3 до 4 лет)» – пособие поможет воспитателю реализовать цели, поставленные общеобразовательной программой;
- «Тематическое планирование. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы»под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Вторая младшая группа» – компакт-диск, который содержит все необходимые материалы для того, чтобы составить грамотный перспективный план занятий по ФЭМП.
Думаю, нужна уж электронная картотека методической литературы, как вы считаете? Наверное, займусь на досуге (которого практически нет) этим вопросом.
Какие математические понятия изучают детки второй младшей группы?
Чтобы планирование ФЭМП в группе было максимально грамотным и эффективным, важно понимать, какие понятия доступны для интеллекта малышей в этом возрасте.
Итак, 2-ая младшая учится оперировать следующими понятиями:
- Количество. Моя задача на этом этапе развить умение малышей понимать и выделять общий признак предметов одной группы: эти все апельсины оранжевые, круглые, большие. Учимся самостоятельно группировать предметы по одинаковым признакам: выбрать все красные мячи, все маленькие и т.д. Понять значения слов один, много, ни одного, по одному. Осознать понятие «сколько» и уметь давать ответ, оперируя словами много, один, ни одного.
Мы также учимся делать простой сравнительный анализ одинаковых и неодинаковых величин или групп предметов путем взаимного сопоставления предметов. Начинаем понимать понятие поровну, не поровну, чего больше, чего меньше.
- Величина. Опять же, понимаем смысл понятий через сравнение предметов или групп предметов: сопоставляя их между собой, осознаем, какой из них большой, маленький по размеру. Сопоставляя по высоте, поймем, какой предмет высокий, низкий. Точно так же по длине – длинный, короткий, и по ширине – узкий, широкий. Также сравниваем одинаковые или разные предметы по заданному параметру (высота, ширина и т.п.);
- Форма. Изучаем геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат. Учимся исследовать форму предметов посредством зрения и осязания. Понимаем, что у круга нет углов, начала и конца. Удобно для изучения геометрических фигур использовать окружающие предметы;
- Пространство. Учимся ориентироваться в пространстве, понимать, что впереди, сзади, вверху, внизу. Параллельно учим, где у нас правая ручка, где – левая. Во время изучения этих понятий я использую мебель в группе, так легче объяснять: стул стоит впереди или справа. Часто дети до подготовки и даже позже путают право-лево. Чтобы это предотвратить, уместна индивидуальная работа с детками, которым трудно дается ориентировка в пространстве;
- Время. Познавательное развитие в этом направлении осуществляется путем исследования признаков, по которым определяется ночь или день, утро или вечер.
Что должен уметь малыш 2-й младшей группы к концу мая?
Весна заканчивается, а с ней прекращаются занятия в садике и подводятся итоги.
Чему я должна научить деток по математике:
- Умению самостоятельно группировать по общему признаку предметы (по форме, цвету, размеру);
- Уметь находить один не такой, как все остальные предмет;
- Различать понятия один и много;
- Понимать значение понятий больше-меньше, одинаковый, не одинаковый;
- Соотносить группы предметов по количеству: больше или меньше, столько же;
- Уметь определять признаки по длине, высоте, ширине;
- Знать простые геометрические фигуры – треугольник, круг, квадрат;
- Различать, где правая, где левая рука, и направления – впереди, сзади, вверху, внизу, над, под;
- Знать и понимать значение слов утро, день, ночь, вечер.
Вам кажется это все сложным? На самом деле для малышей такие занятия по математике – развлечение, мы ведь играем, путешествуем, беседуем на занятиях, а не вдалбливаем сухую теорию…
В процессе обучения я использую технологические карты, другой дидактический материал, чтобы познание как мыслительный процесс происходил естественно, без напряжения. Моя задача по ФЭМП – сделать так, чтобы изучение первичных понятий математики было увлекательным, необычным, сказочным, чтобы сформировать стойкий интерес к наукам к школьному периоду.
Мы делаем с детками проекты по математике, я уже писала о проектной деятельности в детском саду, не буду повторяться.
Так, но перейду к процессу составления конспекта по ФЭМП для 2-й младшей группы. Темы можно выбирать любые: транспорт, овощи, создавать игровые ситуации.
Занятие – это своего рода презентация для малышей прекрасного мира математики. Поэтому так важно на первых порах показать детям привлекательность умственной деятельности.
Примерный конспект занятия по ФЭМП в младшей группе
Тема: «Сказочное путешествие»
Задачи:
- Закрепить знания о понятии один, много;
- Научить различать, где один предмет, а где их много;
- Продолжить изучение геометрических фигур квадрат и круг.
Дидактические материалы:
- Демонстрационный материал: игровой уголок в группе, книжная полка, заранее приготовленный силуэт поезда;
- Раздаточный материал: картонные квадраты и круги красного цвета.
Часть 1.
Воспитатель: Дети, мы с вами сегодня отправимся в интересное путешествие на поезде, согласны? Вот поезд, но без колес. Посмотрите, из чего можно сделать колеса? Правильно, из кругов. Поехали!
Как гудит поезд? «Ту-ту!» Первая остановка «Книжная». Что мы здесь видим? Да, книги. Сколько их? Много или одна? Есть среди книг маленькие книжечки? Их много? А найди, Катя, самую большую книгу. Молодец. А Петя покажет маленькую книжечку. Умница.
Едем дальше «Чух-чух», приехали на остановку детский сад. Сколько здесь игрушек! Много или мало? Найди, Вася, машинки. А ты, Оля, кукол. Чего больше, кукол или машин?
Часть 2
Молодцы детки, немного устали ехать? Нужно размяться! (физкультминутка).
Часть 3.
Ой, пока мы играли, поезд опять сломался. Чего не хватает? Колес, какие они? Круглые? Какого цвета? Красного. А почему у нас нет окон? Из чего их можно сделать? Из квадратов. Молодцы! А почему колеса не могут быть квадратными? Углы будут мешать ехать, правильно.
Часть 4.
Итоги. Что мы с вами сегодня делали? Путешествовали, правильно. Какой формы колеса, помните? А окна? Что мы видели с вами? Много книг и много игрушек. Молодцы, ребятки.
Не забудем в конце написать самоанализ. Вот, примерно так составляется конспект занятия по ФЭМП. Конечно, более подробные образцы можно в больших количествах найти в Интернете.
Помните, что мы сочетаем групповую и индивидуальную работу с детками. Так мы обеспечим отличное усвоение материала.
Вместо послесловия…
В работе по формированию начальных познаний в математике обязательно нужно использовать разнообразный дидактический материал. Это могут быть палочки и логические блоки Кюзнера, Дьенеша, например. Такие вещи сделают занятия по математике в садике действительно интересными для деток.
Ну, пока это все. Прошу вас подписываться на новости и делиться ссылками на мои статьи с друзьями.
С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!
Кстати, рекомендую прочитать:
Здравствуйте, мои дорогие и любимые читатели. С вами Татьяна Сухих…
9 комментариев
Мои дорогие читатели и друзья, здравствуйте! Сухих Татьяна на связи…
4 Анкета-прогноз для родителей “Готов ли ребенок к детскому саду?” Сотрудничество«Статья для блога» Психологическаяразгрузка 111111
Источник: https://metodbv.ru/zanyatie-po-femp-vo-2-mladshej-gruppe/
Конспект по математике в младшей группе «В гости к Тетушке Математике» (с элементами ТРИЗ). – Ребенок в детском саду
Конспект по математике в младшей группе «В гости к Тетушке Математике» (с элементами ТРИЗ).
Подготовила воспитатель: Решетникова В.Д., муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 108» г. Братск.
Цель: Формировать у детей интерес к математике посредством игрового материала.
Задачи:
- Продолжать закреплять умение различать и называть геометрические фигуры (круг, Квадрат, треугольник).
- Закреплять с детьми (один, много, название цветов).
- Развивать у детей умение внимательно слушать, запоминать услышанное, отвечать на поставленные вопросы.
- Формировать положительное взаимоотношение детей друг с другом.
Предварительная работа: Д/И «Цвет форма» «Один много».
Оборудование:
- Сундук с заданием ( игрушка заяц, треугольник, квадрат большие и круги, квадраты разной величины).
- Для детей (круг большой и маленький, треугольники маленькие по 5шт).
- Воздушные шары с заданиями (Красный, синий).
- Ход занятия:
- (Вначале можно использовать колокольчик, художественное слово для привлечения детей).
- Воспитатель:
Ребята я получила сообщение от тетушки математике, нее что – то случилось, и тетушка математика просит ей помочь. Поможем? (ответы детей).
- Элементы ТРИЗ:
- Вос – ль:
- Мы с вами сегодня отправимся на автобусе к тетушке математике.
Автобус это? (транспорт) (ответы детей).
Чего у автобуса много? (ответы детей) (колес, сидений, окон ит.).
Сейчас нас, сколько в автобусе? (много) (ответы детей).
- Вос – ль:
- Какие молодцы!
- (затем дети встают в круг или можно построит автобус, включается музыкальная игра «Мы в автобусе сидим», на развитие мелкой и крупной моторике рук и речи у детей).
- Вос – ль:
- Вот мы и приехали тетушки математике.
- Закройте, пожалуйста, глаза не подглядывайте.
- (воспитатель надевает шляпку и шарфик или платок).
- Т. Математика –
- Здравствуйте ребята, спасибо, что приехали ко мне.
- Я сама к вам так спешила, сундук с заданием взяла, он не открывается, вот я прошу вашей помощи.
Поможете мне открыть сундук? (ответы детей).
- Для этого выполните, пожалуйста, задание от тетушки математике.
- Элементы ТРИЗ:
- Т. Математика:
- Ребята, а сколько у меня в комнате стульев? (ответы детей) (всего один)
А чего у стула много? (ответы детей) (ножек, гаек ).
(воспитатель всегда хвалит детей, создавая ситуацию успеха).
А еще я люблю читать, сколько у меня в руках книг? (ответы детей) (одна).
А чего у книги много? (ответы детей) (страниц, сказок ит.).
- (создаю ситуацию успеха).
- Ой, а сундук открылся.
- Дети вместе с тетушкой математикой достают зайку.
- Т. Математика:
Какой зайка? (ответы детей).
А какие у зайки ушки? (ответы детей).
Зайка всегда будет маленький? (ответы детей).
- (он вырастет и станет большим зайцем).
- Зайка подсказывает первое задание.
- Найдите в комнате красный шарик, в нем я спрятал задание (дети находят)
- Т. Математика:
По цвету шарик какой? (ответы детей).
А по форме шарик какой? (ответы детей).
На что, похож шарик? (ответы детей).
- (создаем ситуацию успеха).
- Нам надо достать задание из шарика как?
- (ответы детей, надо лопнуть шарик).
- Задание в сундуке «геометрические фигуры» (круг, квадрат, треугольник).
(Т. Математика поочередно достает из сундука геометрические фигуры и кладет на стол).
- Найдите в сундуке, такую же по форме.
- (дети находят, называют цвет, форму, на что, похоже).
- Т. Математика:
- Найдите, пожалуйста теперь синий шарик (вопросы задаем такие же, что и с красным шариком ) ( ответы детей).
- 2 задание находят в шарике, лопают шарик в нем загадка.
- Загадка:
- Из яйца, как из пеленок.
- Вылез маленький (цыпленок).
(Т. математика достает из сундука картинку «маленький цыпленок» ).
- Рассматриваем цыпленка (цвет, форма, слушаем ответы детей).
- Т. Математика:
- Ребята, а вы хотите сделать своего цыпленка только из геометрических фигур.
Ребята работают за столами, выкладывают цыпленка на листе бумаге без помощи Т. Математике (ситуация успеха).
Опрос детей: (индивидуально).
Из каких фигур ты сделал цыпленка? (ответы детей).
Можно детям предложить наклеить после сна (индивидуально).
Дети остаются в игре по желанию, Т. Математика тихонько уходит.
Источник: http://deti-club.ru/konspekt-po-matematike-v-mladshejj-gruppe-v-gosti-k-tetushke-matematike-s-ehlementami-triz
Конспект занятия по математике во второй младшей группе Маша идет домой
Костромина И.А., воспитатель д/с №54 «Искорка» г. Набережные Челны РТ
- Тема: «Маша идет домой»
- Раздел программы: «Познание (формирование элементарных математических представлений)»
- Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, конструирование), «Коммуникация», «Физическая культура», «Социализация», «Безопасность», «Здоровье».
- Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная.
- Цели деятельности педагога:
- — закрепить умения различать и называть шар (шарик) и куб (кубик), круг, квадрат и треугольник, указывать по просьбе воспитателя эти фигуры на картинках;
- — закрепить умение различать количество предметов; отвечать на вопрос «сколько?», используя слова «один», «много», «мало»;
- — совершенствовать умение сравнивать два предмета по ширине, способами наложения и приложения;
- — воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу;
- — упражнять в ходьбе колонной по одному.
- Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника:
- — проявляет интерес к участию в совместных подвижно-дидактических, развивающих играх,
- — слушает рассказ педагога, отвечает на вопросы, принимает инструкцию педагога по выполнению упражнений;
- — проявляет интерес к окружающим предметам разной формы, их назначением, свойствами (шар и кубик, круглые и квадратные предметы),
- — участвует в разговорах во время рассматривания предметов разной формы, геометрических фигур;
- — выполняет упражнение на развитие интонационной выразительности речи, проявляет эмоциональную отзывчивость;
- — может конструировать;
- — проявляет положительные эмоции при физической активности.
Материалы и оборудование: кукла Машенька, игрушки – кошка, собака, петушок, картинки с геометрическими фигурами, на которых выделены треугольные фигуры (крыша дома, колпак клоуна, елочка и т. д.
), мешочек, шарики и кубики, три обруча, картонные и вырезанные из бумаги квадраты, треугольники, круги; бубен, иллюстрации к сказке «Три медведя», корзина с грибами-игрушками разного размера, обручи, картонные домики из геометрических фигур; две бумажные дорожки одинаковой длины (узкая и широкая); мешочек, шарики, кубики.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
(Дети под музыку заходят в группу, садятся на стулья, расставленные полукругом в одной стороне группы).
Воспитатель (стучит в дверь и заносит куклу, сажает на стол). К нам в гости пришла девочка Машенька, чтобы рассказать, как ушла она из дома одна в лес, не послушалась маму и папу и заблудилась. Как вы думаете, из какой сказки пришла к нам Маша?
Дети: «Три медведя».
Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, правильно Маша поступила, когда ушла из дома одна? Можно уходить из дома одному?
- Дети: Нет.
- Воспитатель: А почему, как вы думаете?
- Дети: Можно заблудиться, потеряться.
- Воспитатель: Дети, вы хотите помочь Маше найти дорогу домой, чтобы она вернулась к маме и папе.
- Дети: Да.
Воспитатель: Ребята надо у Маши узнать, где она живет? Маша, где ты живешь? (наклониться к кукле)
Воспитатель: Маша говорит, что она живет в большом доме. К ее домику ведет дорожка. Но чтобы не заблудиться и не попасть в дом к трем медведям, запомните: возле ее домика дорожка широкая (на фланелеграфе показать) и в доме у нее живут животные – кошка, собака и петушок.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Машеньке пальчиковую гимнастику: кошка, собака и петушок. Молодцы, дети.
2. Пальчиковая гимнастика (показать кошку, петушка, курочку)
А вы знаете, ребята у Маши есть чудесный мешочек, с которым она любит играть с друзьями. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.
3. «Чудесный мешочек» (Шар и куб). Сравнение кубика и шарика. (Катится – не катится)
Воспитатель: А сейчас мы покажем Маше, как умеем отгадывать предметы на ощупь.
В мешочке сложены шарики и кубики, во время игры дети по очереди опускают руку в мешочек, берут один предмет, определяют на ощупь его форму (шар или куб), называют его, достают и кладут в определенное место (шарики на один стол, кубики – на другой). Воспитатель следит, чтобы дети правильно произносили слова и звуки.
Воспитатель: (показывает детям кубик). Он может катиться?
Дети: Нет, не может (производят различные действия: ставят кубик на стол, кладут, «катят» и т. д).
Воспитатель: У кубика есть углы, потрогайте их. Углы какие?
- Дети: Острые.
- Воспитатель: А как вы думаете острые углы это опасно?
- Дети: Да.
- Воспитатель: Почему?
- Дети: Можно пораниться.
Воспитатель: (показывает детям шарик). А чем шарик отличается от кубика? Дети: Нет углов.
Воспитатель: Он может катиться? (Да, может.) Почему? (Нет углов)
Воспитатель показывает фигуры и предлагает вспомнить и назвать геометрические фигуры, которые знают дети.
4. Дидактические игры.
- «На что похож?» (По картинкам)
- Воспитатель и дети рассматривают предложенные картинки и ищут на них треугольники (крыша домика, колпак клоуна, елочка), круги, квадраты.
- «Найди предмет».
Воспитатель: Я говорю: найдите круглые предметы, вы ищете взглядом круглые предметы в группе и, найдя их, громко называете. Если квадратные, то произносите названия этих предметов. (Дети выполняют задание.) Ребята, вот оказывается как много круглых и квадратных предметов вокруг нас.
5. Подвижно-дидактические игра: «Найди свой домик».
Воспитатель: (кладет на ковер три обруча: в один обруч кладет шар, в другой – кубик, в третий – треугольник, раздает кружки, квадратики и треугольники).
Обручи – ваши домики; у кого в руке круглая метка (показывает кружок), у тех домик – обруч с кругом, обруч с квадратиком – это дом тех, у кого в руках квадратная метка (показывает квадрат), а обруч с треугольником – это дом тех, у кого в руках треугольная метка (показывает треугольник). Пока я играю в бубен, вы бежите в колонне за мной, как только бубен перестает звучать, каждый бежит в свой домик.
Воспитатель выполняет роль направляющего, дети бегут за ним в колонне по одному.
Когда дети разбегутся по местам, воспитатель проверяет, какие фигуры у детей, правильно ли они выбрали домик, уточняет, как называются предметы в их обруче. (Собрать фигуры)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь подойдите к столам, посмотрите на тарелочках лежат геометрические фигуры. Какие фигуры?
Дети: Квадрат и треугольник.
Воспитатель: Мы ведь знаем все фигуры, из которых строится домик. Давайте вспомним, как они называются.
Дети называют геометрические фигуры, которые показывает воспитатель.
Воспитатель: Давайте из этих фигур выложим для Машеньки домик (выложили) и составим карту пути домой, найдем для Маши дорогу домой.
6. Конструирование: «Карта пути домой».
На столе лежат вырезанные из бумаги дорожки и домики – большие и маленькие.
Воспитатель: Как вы думаете домики одинаковые?
Дети: Нет. Большой и маленький.
Воспитатель: К большому домику надо найти широкую дорожку; к маленькому – узкую.
Задание выполняется поэтапно. Сначала дети сравнивают домики и дорожки (способом наложения), затем подбирают дорожки к домикам.
Воспитатель: Как узнать, какая из дорожек шире? Что для этого надо сделать? Надо одну дорожку наложить на другую. Возле чьего домика дорожка шире?
Дети сравнивают две дорожки (вырезанные из бумаги) способом наложения, выясняют, какая дорожка шире, и подсказывают Маше, где ее домик.
Воспитатель: Карты мы составили, теперь и домой отправляться можно. А вы, знаете, в лесу бывает очень сильный ветер, который качает деревья, Может мы представим, что мы деревья. Давайте проведем физкультминутку.
- Физкультминутка:
- Ветер дует нам в лицо,
- Закачалось деревцо,
- Ветер тише, тише, тише,
- Деревцо все выше, выше.
Воспитатель: Давайте пройдем к стульям и сядем на них. Ребята, а вы знаете, пока мы шли домой, Маша кое-что собрала в лесу. Как вы думаете, что можно собрать в лесу? (Грибы)
7. Много – мало, большой – маленький, высокий – низкий.
- Корзина с грибами (Один большой, остальные маленькие).
- Воспитатель: Кто знает, что это за грибы?
- Дети: Большой – мухомор, ядовитый, несъедобный, собирать опасно – можно отравиться.
Воспитатель: Маша благодарит детей: Спасибо вам ребята, помогли вы мне дойти до дома. До свидания.
Рефлексия:
- Кто приходил к нам в гости? (Маша)
- Что произошло с Машей? (ответы детей)
Литература:
Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Вторая младшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. В. Косьяненко, О. В. Павлова. — Волгоград: Учитель, 2012. — 247 с.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/matematika46.htm
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС «В гости к Белочке»
Оксана Макаренко
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС «В гости к Белочке»
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе по ФГОС «В гости к Белочке».
Цель: закрепление и систематизация элементарных математических представлений у детей. закреплять навыки количественного счёта, закреплять умение правильно отвечать на вопросы: сколько?
- Образовательные задачи:
- Совершенствовать умение детей сравнивать предметы по величине (ширина, высота, большой, маленький).
- Продолжать учить узнавать и называть цвет, геометрические фигуры,.
- Развивающие задачи:
- Развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику, зрительное восприятие и память.
- Воспитательные задачи:
Воспитывать интерес к занятиям математикой, умение действовать сообща, доводить начатое дело до конца. Приучать внимательно слушать задание, старательно выполнять его.
Демонстрационный материал:
Магнитная доска с изображением парных картинок, коробочки с тарелочками (большая, поменьше, маленькая) звукозапись из серии «Едем на автобусе», «Идём в лес», «На лесной полянке». Две дорожки (длинная, короткая, геометрические фигуры.
- Раздаточный материал:
- Билеты с изображением геометрических фигур, маски зайчиков и белочек.
- Предварительная работа:
- Чтение сказок, отгадывание загадок.
Ход занятия:
Организационный момент.
— Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы дружно поздороваемся с нашими гостями (дети здороваются). Молодцы! Здороваться нужно всегда. Это говорит о том, что вы воспитанные дети. А сейчас давайте улыбнемся нашим гостям и больше не будем на них отвлекаться.
Давайте мы с вами похлопаем в ладошки. Раз, два, три.
И попрыгаем немножко. Раз, два, три.
- Мы тихонько покружились.
- И на землю опустились.
- Поднялись и потянулись
- И друг другу улыбнулись.
- Здесь мы вместе – Ты и Я,
- Потому, что мы друзья. (Дети обнимаются)
— Ребята, сегодня к нам пришел ещё один гость, но гость не обычный, а лесной житель. А кто он вы узнаете, когда отгадаете загадку.
- Он тихонечко храпит,
- Когда зимой в берлоге спит.
- А как проснется, ну реветь,
Как зовут его? (Медведь).
— Правильно, к нам в гости из леса пришел медведь, а зовут его Миша.
Давайте мы с вами поздороваемся с Мишей. (здороваются).
— Ребята посмотрите, наш Миша почему-то грустит. Сейчас мы с вами узнаем почему.
— Мишка говорит, что Белочка пригласила его на день рождения, но он не знает как к ней добраться и просит нас помочь ему. Поможем? Ребята, а на чём можно поехать в лес? (Ответы детей) У Мишки с собой есть конверт, давайте посмотрим, что в нём? Ой ребята это билеты на автобус, а на них геометрические фигуры.
-Какая геометрическая фигура изображена на твоем билете, какого она цвета? Сколько у тебя фигур?
- (ответы детей)
- Ребята давайте сначала внимательно посмотрим и определим где наши места. (дети садятся на стулья в соответствии с геометрическими фигурами на билетах)
- Звучит музыка, дети едут в лес.
— Вот мы и приехали в лес; но чтобы добраться до домика Белочки нам нужно выполнить задания. Готовы?
- (ответы детей)
- Тогда слушайте первое задание: На доске у нас картинки, мы с вами должны найти пару к каждой картинке.
- — 1 задание «Найди пару».
- -Сколько картинок у нас на доске (ответы детей)
- -А шариков (ответы детей)
-Правильно. Давайте мы этот замечательный шарик подарим нашей Белочке.
-Ребята, мы так ловко справились с заданием, я предлагаю нам немного отдохнуть.
Физминутка «Три медведя».
— Ребята, пока мы играли Мишка, нечаянно уронил коробочки с тарелочками и они перемешались. Давайте поможем Мишке разложить тарелочки в нужные коробочки (большие, поменьше и маленькие).
- — молодцы, ребята, вы правильно выполняете задания.
- — Ну, что ребята идем дальше, к следующему заданию.
- Звучит музыка, дети подходят к дорожкам.
— Ребята посмотрите перед нами дорожки. Сколько дорожек? Как вы, считаете они одинаковые? Чем они отличаются? (ответы детей)
Чтобы по ним пройти нам нужно их починить. Каждая ямка на дорожке это геометрическая фигура. А чтобы узнать какие это фигуры нам нужно отгадать загадки.
- «Загадки о геометрических фигурах».
- Он давно знакомый мой,
- Каждый угол в нём прямой,
- Все четыре стороны
- Одинаковой длины.
- Вам его представить рад.
- А зовут его… (квадрат.)
- Три вершины тут видны,
- Три угла, три стороны, —
- На меня вы посмотрите,
- Мое имя назовите.
- Ответ: (Треугольник.)
- Он похож на колесо
- А ещё на букву О,
- По дороге катится
- И в ромашках прячется,
- Нрав его совсем не крут,
Догадались? Это. (круг)
— Ребята, какие геометрические фигуры нужно вставить в первую дорожку? А во вторую? (ответы детей)
-Молодцы ребята! Вы отлично справились и с этим заданием.
- -Давайте мы с вами, друг за другом, пройдём по этим дорожкам. (Дети проходят по дорожкам к домику Белочки)
- -А вот мы и пришли к домику Белочки.
- -Ребята давайте поздороваемся с Белочкой (дети здороваются)
- -Поздравим её с днём рождения и подарим шарик.
- Ребята мишка говорит нам спасибо за то, что мы помогли ему добраться к домику Белки и предлагает нам поиграть.
- Игра «На лесной полянке».
- -Ну что, ребята, теперь нам пора возвращаться в детский сад.
- -Давайте займём свои места в автобусе.
- Итог.
-Ребята, где мы с вами сегодня были? (ответы детей).
Правильно в лесу, мы помогли мишке добраться до домика белки. Вы сегодня молодцы, справились со всеми заданиями. А за это мишка и белка попросили меня передать вам угощение. На этом наше занятие окончено. Давайте скажем нашим гостям до свидания.
Источник: https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-zanjatija-po-fyemp-vo-vtoroi-mladshei-grupe-po-fgos-v-gosti-k-belochke.html
Занятие по ФЭМП во второй младшей группе «Волшебные листочки»
Автор занятия: воспитатель Долгая О. М., МБДОУ «Детский сад №80 «Реченька» г. Набережные Челны.
Цель:
Развитие умственных способностей детей.
Программное содержание:
Задачи:
1. Закреплять числа от 1 до 5, обратный счёт от 5 до 1, формировать навыки счёта в пределах 5, закреплять знания о частях суток, о цветах, развивать навык группирования фигур по цвету и форме.
2. Развивать творческие способности детей.
3. Воспитывать желание доводить начатое дело до конца.
- Словарная работа:
- Части суток.
- Демонстрационный материал:
- Карточки для зарядки, игрушки для счёта, фланелеграф, схема человека.
- Раздаточный материал:
- Бусинки по 5 штук, шнурок, блоки Дьёнеша, простые карандаши, счётные палочки.
- Структура занятия:
1. Игра «Бусинки».
2. Упрямые дети.
3. Что лишне?
4. Зарядка по карточкам.
5. Найди свой цвет.
6. Выложи человечка.
7. Собери бабочку.
8. Части суток.
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята! Я сегодня пришла в детский сад и увидела листочки, которые лежали на столе. Я удивилась! Ещё вчера тут ничего не было. Кто же принёс листочки? (Ответы детей.)
Воспитатель:
Правильно! Эти листочки принесла осень. Но листочки не простые, а с заданиями. Наверно осень хочет знать чему мы научились. Выполним задания? Не боитесь трудностей? Тогда приступаем!
1. Игра «Бусинки»
На шнурок нанизываем столько бусинок, сколько я хлопну. Сосчитайте сколько игрушек, называем столько же бусинок. Убрать 2 бусинки, сколько осталось? Счёт до 5, обратный счёт.
2. Игра «Упрямые дети»
Воспитатель ставит ноги узко, а дети – широко.
Воспитатель — близко, а дети – далеко,
Воспитатель делает шаг назад, а дети – вперёд,
Поднимает левую руку, а дети — правую,
Ленточка длинная, а дети говорят – короткая,
Воспитатель шагает, а дети – бегают.
Я говорю «тихо», а дети – «громко».
3. Игра «Что лишнее»
Раздать каждому листок с заданием, пока дети думают, разложить блоки Дьенеша.
4. Зарядка по карточкам
Воспитатель показывает карточки, дети повторяют движения.
5. Найди свой цвет
Проводится игра с блоками Дьенеша на классификацию предметов по определённому цвету.
6. Счётные палочки
Детям нужно из счётных палочек выложить фигуру человечка.
7. Игра «Собери бабочку»
На стульях тела бабочек с разными фигурами. У детей крылья с фигурами. Собрать бабочку так, чтобы фигуры совпадали.
8. Игра «Части суток»
Утро – делаем зарядку.
День – маршируем.
Вечер – устали.
- Ночь – спим.
- Воспитатель:
Какие молодцы, со всеми заданиями справились! Вам понравилось? Давайте теперь отправим осени письмо на листочке. Повесим его на дереве у нас во дворе. Осень придёт и порадуется за наши успехи.
Скачать конспект занятия по математике «Волшебные листочки»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/matematika/volshebnye-listochki.html
Математика. Вторая младшая группа: планирование, конспекты игровых занятий
ВВЕДЕНИЕ
Предлагаемые в пособии материалы составлены с учетом требований и рекомендаций комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство» Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой и др. (СПб.
: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2017), соответствующей ФГОС ДО, и представляют собой перспективный план и конспекты непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, разработанные для работы с детьми второй младшей группы (четвертый год жизни).
План-программа образовательной деятельности в дошкольной организации по программе «Детство» предлагает распределение задач поквартально. На наш взгляд, воспитателю удобнее работать с помесячной группировкой материала, распределив его на 4 игры-занятия в месяц. На учебный год общее количество составило 36 игр-занятий.
В представленном перспективном плане четко указаны цели игр-занятий и подобраны наиболее подходящие развивающие игры и упражнения для детей.
Дидактические и развивающие игры, включенные в конспекты занятий, разработаны и рекомендованы ведущими специалистами дошкольной педагогики и психологии и предназначены для закрепления знаний, умений и навыков, полученных детьми на играх-занятиях, в соответствии с программными задачами.
В пособии в качестве образца I, II и III блоки конкретно обозначены, разработаны целостно и полно лишь для первых трех месяцев, с тем чтобы наглядно показать, как можно спланировать содержание работы воспитателя по формированию элементарных математических представлений у детей четвертого года жизни.
На остальной период года II и III блоки к каждому занятию (игре) подробно не описаны, поскольку цели и задачи игр имеют широкий спектр; одна игра может применяться и варьироваться педагогом в разных играх-занятиях, что дает возможность творческого подхода к планированию, выбору дидактических средств и приемов.
Используя материал пособия, воспитатели имеют возможность выбрать, что из предложенного может быть включено в содержание игры-занятия, реализовано через самостоятельную детскую деятельность, совместную деятельность педагога с детьми.
Проведение занятий по предлагаемым конспектам предусматривает использование разнообразных окружающих предметов, игрушек, отличающихся по размеру, цвету, форме, в качестве наглядного материала для игр-занятий, развивающих упражнений. Особого внимания заслуживают игры, разработанные центром «Развивающие игры В. В. Воскобовича» (г. Санкт-Петербург), которые вызывают большой интерес у детей.
При проведении игр-занятий дети овладевают умением воспринимать и обобщать группы предметов по свойствам, сравнивать их по количеству, осваивать приемы наложения и приложения. Кроме умения характеризовать количественное отношение, дети приобретают навыки счета небольших групп предметов, знакомятся с формой наглядного изображения чисел до пяти.
Блок, предназначенный для совместной работы воспитателя с детьми, предполагает использование на занятиях альбома «Математика. 3–4 года», входящего в федеральный комплект «Страна чудес». Для каждой страницы альбома разработаны задания, продуманы вопросы к беседе, предваряющей непосредственное выполнение практических упражнений.
Все задания предназначены для закрепления уже известного материала и построены в форме игровых заданий.
Освоение программного материала осуществляется детьми не только за счет активизации их умственной деятельности, но также с помощью хорошо организованной воспитателем изобразительной и продуктивной деятельности, что, безусловно, поможет педагогам в совместной деятельности с детьми обеспечить закрепление таких понятий, как «много», «мало», «длиннее», «короче», «круг», «квадрат», «треугольник»; развитие навыков ориентировки в пространстве, на листе бумаги; обучение способам сравнения. Также возможно решить многие другие задачи, например: совершенствовать умения вырезывания, аккуратного закрашивания предметов, формировать воображение, конструктивные способности детей.
- Основными образовательными задачами познавательного и математического развития детей четвертого года жизни в соответствии с программой «Детство» являются следующие:
- – поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослыми и самостоятельному познанию (наблюдать, обследовать, экспериментировать с разнообразными материалами);
- – развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира (предметного, природного, социального), способы обследования предметов (погладить, надавить, понюхать, прокатить, попробовать на вкус, обвести пальцем контур);
- – формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности (наблюдении, игре-экспериментировании, развивающих и дидактических играх и других видах деятельности);
- – способствовать освоению свойств предметов, отношений идентичности, порядка, равенства и неравенства, элементарных зависимостей в повседневной детской деятельности и использование результатов с целью совершенствования игр, практических действий;
- – развивать самостоятельность познаний, поощрять проявление элементов творческой инициативы;
- – поощрять детей к применению познавательных и речевых умений по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в разнообразных жизненных ситуациях, рисовании и лепке, природоведческих играх, конструировании.
- Содержание образовательной деятельности по направлению «Первые шаги в математику. Исследуем и экспериментируем» во 2-й младшей группе включает:
- – освоение умения пользоваться предэталонами («как кирпичик», «как крыша»), эталонами форм: шар, куб, круг, квадрат, прямоугольник, треугольник;
- – проявление интереса к играм и материалам, с которыми можно практически действовать: накладывать, совмещать, раскладывать с целью получения какого-либо образа, изменять полученное;
- – освоение простых связей и отношений: больше (меньше) по размеру, такое же, больше (меньше) по количеству, столько же, одинаковые и разные по цвету и размеру, ближе (дальше), раньше (позже). Овладение умением ориентироваться в небольшом пространстве: впереди (сзади), сверху (снизу), справа (слева);
- – овладение умением воспринимать и обобщать группу предметов по свойствам (все большие; все квадратные и большие), уравнивать группы предметов (столько же), увеличивать и уменьшать группы предметов (3–5 предметов);
- – освоение предметов наложения и приложения;
- – проявление интереса к сосчитыванию небольших групп предметов (3–5 предметов);
- – освоение слов, обозначающих свойства и отношения предметов.
- Результаты образовательной деятельности, которых воспитатель стремится достичь в работе с детьми (что нас радует):
– ребенок любопытен, задает вопросы «Что такое?», «Кто такой?», «Что делает?», «Как называется?»;
- – самостоятельно находит объект по указанным признакам, различает форму, цвет, размер предметов и объектов, владеет несколькими действиями обследования;
- – с удовольствием включается в деятельность экспериментирования, организованную взрослыми;
- – проявляет эмоции радостного удивления и словесную активность в процессе познания свойств и качеств предметов.
Содержание
- ВВЕДЕНИЕ 3
- Перспективное планирование занятий по математике на _______ учебный год. Вторая младшая группа 6
- Перспективное планирование совместной работы воспитателя с детьми второй младшей группы на I квартал _____ учебного года 11
- Дидактические игры и задания на II квартал _____ учебного года 16
- Дидактические игры и задания на III квартал _____ учебного года 17
- Индивидуальные задания для работы с детьми в совместной деятельности с педагогом и для самостоятельно организованной деятельности во II и III кварталах 18
- Примерные конспекты занятий по логико-математическому развитию детей 19
- СЕНТЯБРЬ
- Занятие 1. Тема: Один, много, мало 19
- Занятие 2. Тема: Длиннее, короче 21
- Занятие 3. Тема: Шире, уже 24
- Занятие 4. Тема: Части суток 26
- ОКТЯБРЬ
- Занятие 5. Тема: Определение количества: 1, 2, 3, много 29
- Занятие 6. Тема: Круг 31
- Занятие 7. Тема: Квадрат 33
- Занятие 8. Тема: Число и цифра 2 35
- НОЯБРЬ
- Занятие 9. Тема: Треугольник 38
- занятие 10. Тема: Число и цифра 3 40
- занятие 11. Тема: Части суток 42
- занятие 12. Тема: Ранжирование по высоте 45
- ДЕКАБРЬ
- Занятие 13. Тема: Кодирование геометрических фигур 47
- Занятие 14. Тема: Шире, уже; выше, ниже 50
- Занятие 15. Тема: Алгоритмы 52
- Занятие 16. Тема: Составление целого из частей 54
- ЯНВАРЬ
- Занятие 17. Тема: Установление равенства между двумя группами предметов 56
- Занятие 18. Тема: Установление равенства (способ приложения) 58
- Занятие 19. Тема: Установление равенства (способ наложения) 60
- Занятие 20. Тема: Число и цифра 4 62
- ФЕВРАЛЬ
- Занятие 21. Тема: Овал 64
- Занятие 22. Тема: Ориентировка на листе бумаги 67
- Занятие 23. Тема: Группировка геометрических фигур 69
- Занятие 24. Тема: Прямоугольник 71
- МАРТ
- занятие 25. Тема: Пространственные отношения 73
- Занятие 26. Тема: Логическое мышление 75
- занятие 27. Тема: Ориентировка по плану 77
- Занятие 28. Тема: Число и цифра 5 79
- АПРЕЛЬ
- Занятие 29. Тема: Порядковый счет 82
- Занятие 30. Тема: Классификация по двум признакам 84
- Занятие 31. Тема: Шар 87
- Занятие 32. Тема: Куб 89
- МАЙ
- Занятие 33. Тема: Составление целого из частей 91
- Занятие 34. Тема: Вчера, сегодня, завтра 94
- Занятие 35. Тема: Порядковый счет 96
- Занятие 36. Тема: Итоговая игра «Путешествие» 98
- Путешествие по морю к Острову геометрических фигур (развлечение) 100
- Примерные варианты организации работы воспитателя с детьми на занятиях с использованием альбома «Математика. 3–4 года» 103
- СЕНТЯБРЬ
- 2-я неделя. Лист с заданием 1: «Подарки для кошечки и щенка» 104
- 3-я неделя. Лист с заданием 1а: «Игра с цыплятами» 105
- ОКТЯБРЬ
- 2-я неделя. Лист с заданием 2: «Разные колеса» 105
- Лист с заданием 2а: «Воздушные шары» 106
- 3-я неделя. Лист с заданием 3: «Белочкина комната» 106
- Лист с заданием 3а: «Белочкина комната» 107
- 4-я неделя. Лист с заданием 4: «Цветочная поляна» 107
- Лист с заданием 4а: «Рассеянный мышонок» 107
- НОЯБРЬ
- 2-я неделя. Лист с заданием 5: «Поросенок и кролик» 108
- 3-я неделя. Лист с заданием 5а: «Предметы из треугольников» 108
- ДЕКАБРЬ
- 1-я неделя. Лист с заданием 13: «Веселая гусеничка» 109
- 3-я неделя. Лист с заданием 12: «Крот и волк» 109
4-я неделя. Лист с заданием 11: «У кого длиннее клюв?» 110
- ЯНВАРЬ
- 1-я неделя. Лист с заданием 8: «На полянке» 110
- 2-я неделя. Лист с заданием 10: «Спор» 111
- 3-я неделя. Лист с заданием 9: «На пруду» 112
- ФЕВРАЛЬ
- 2-я неделя. Лист с заданием 14: «Веселый мышонок» 112
- 4-я неделя. Лист с заданием 7: «Поможем белочке» 113
- МАРТ
- 3-я неделя. Лист с заданием 6: «Разноцветный конструктор» 113
- Лист с заданием 15: «Хоровод» 113
- Литература 115
Источник: https://www.uchmag.ru/estore/e45609/