Программное содержание:
Обучающие задачи:
- Закрепили знания детей о профессиях – пожарный, полицейский, доктор;
- Закрепили знания геометрических фигур и научились составлять более сложные;
- Закрепили прямой и обратный счет от 1 до 10;
- Закрепили знание о последовательности дней недели;
- Закрепили умение ориентироваться на листе бумаги;
- Закрепили умение решать логические задачи;
- Закрепили отгадывать математические загадки;
- Закрепили знания о транспорте экстренных служб.
Развивающие задачи:
- Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
- Развивать смекалку, зрительную память, воображения;
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
- Воспитывать интерес к математическим занятиям.
- Предварительная работа с детьми:
- Отгадывание загадок, решение логических задач, решение конструктивных задач.
- Предварительная работа воспитателя:
- Подготовить демонстрационный и раздаточный материал, костюмы по теме «профессии».
- Подготовить карточки с заданиями, раздаточные карточки, телеграмму.
Методические приемы:
- Игровой прием – использование сюрпризных моментов;
- Наглядный метод – использование иллюстраций;
- Словесный метод – напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей, физкультминутки, поощрение.
- Раздаточный материал: лежат листки: большой №1 и маленький № 2 , карточки с геометрическими фигурами, круги трех цветов (красный, желтый, зеленый), счетные палочки, простой карандаш.
- Ход занятия:
- Вводная часть:
Воспитатель: Сегодня утром нам доставили телеграмму из страны «Математики»: «Дорогие дети, приглашаем вас в путешествие по стране «Математики». В пути вас ждут интересные задания. Вам предстоит показать свои умения и знания».
Ребята посмотрите у вас на столе лежат листки: большой №1 и маленький № 2 , карточки с геометрическими фигурами, круги трех цветов (красный, желтый, зеленый), счетные палочки, простой карандаш. Все это нам понадобиться в нашем путешествии.
- Задание №1
- Воспитатель: Прежде, чем отправиться в путешествие, надо загадки вам разгадать.
- «Загадки»
- С огнем бороться мы должны –
- Мы смелые работники,
- С водою мы напарники
- Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы? (Пожарники.)
- Бывает же работа –
- Завидно от души! —
- Свистит, когда охота,
Да палочкой маши. (Полицейский.)
Кто в дни болезней всех полезней
И лечит нас от всех болезней? (Доктор.)
- Давайте, ребята, учиться считать!
- Запомните все, что без точного счета
- Не сдвинется с места любая работа,
- Без счета не будет на улице света,
- Без счета не сварится суп и котлета,
- Матрос не узнает, какая часть света,
- Пожарный не сможет пожар потушить,
- И в прятки сыграть не сумеют ребята.
- Беритесь ребята скорей за работу
- Учиться считать, чтоб не сбиться со счету.
- (Юрий Яковлев.)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, назовите, чем занимаются наши гости?
- Дети: Пожарный – тушит пожар, полицейский – следит за порядком, доктор – лечит людей, повар – готовит еду.
- Основная часть
- Задание №2
Воспитатель: Молодцы, ребята! А на чем же мы отправимся в путешествие?
- Возьмите листок № 1.
- Какие геометрические фигуры изображены на ваших листках?
- Дети: Это точки и круги.
Воспитатель: Правильно, теперь возьмите простой карандаш и соедините точки. Что у вас получилось?
Дети: Машина.
Воспитатель: Правильно машина, но ехать нельзя. Машина без номера ехать не может, чтобы номер машине дать, надо задачи все разгадать.
Ответы на задачи будем выкладывать счетными палочками.
Задание №3
1 задача: Самосвал ехал в поселок. По дороге он встретил 3 легковых машины и грузовик. Сколько всего машин ехало в этот поселок? (1 самосвал)
2 задача: Вечером встает луна – Сколько в небе лун? (одна – 1)
3 задача: Вид её – как запятая, хвост крючком, и не секрет:
Любит всех она лентяев, а лентяи её – нет. Что за цифра? ( – 2)
4 задача: Это – месяц дугой, ниже месяц другой. А теперь – посмотри:
Получилась цифра … (– 3)
Воспитатель: Ну, ребята молодцы! Номер машине дали, можем ехать!
- Задание №4
- Воспитатель: Но вот остановка, мешает нам знак:
- Три глаза – три приказа,
- Красный – самый опасный.
- Желтый – внимательным будь.
- Запылал у чудища изумрудный глаз.
- Значит, можно улицу перейти сейчас.
Что это? (Светофор.)
Дети: Светофор.
Воспитатель: Правильно. Назовите ребята: когда – стоять, когда – идти.
- Отвечая на вопрос, дети поднимают красный или зеленый кружок.
- Правильно, молодцы, едем к следующему заданию и по пути можем разминку мы провести:
- Мы не будем торопиться.
- Разминая поясницу,
- Мы не будем торопиться.
- Вправо, влево повернись,
На соседа оглянись. (Повороты туловища в стороны.)
- Чтобы стать ещё умнее,
- Мы слегка покрутим шеей.
- Раз и два, раз и два,
Закружилась голова. (Вращение головой в стороны.)
Раз-два-три-четыре-пять,
Ноги надо нам размять. (Приседания.)
Напоследок, всем известно,
Как всегда ходьба на месте. (Ходьба на месте.)
От разминки польза есть?
Что ж, пора на место сесть. (Дети садятся.)
Задание №5
Воспитатель: В следующем задании вам помогут геометрические фигуры и конечно загадки. Если вы знаете ответ, то не отвечаем, а поднимаем карточку с фигурой.
- *****
- Три вершины тут видны,
- Три угла, три стороны, —
- Ну, пожалуй, и довольно! –
Что ты видишь? (Треугольник.)
- *****
- Он давно знакомый мой,
- Каждый угол в нем прямой.
- Все четыре стороны
- Одинаковой длины,
- Вам представить его рад,
- А зовут его …(Квадрат.)
- *****
- Ни угла, ни стороны,
- А родня – одни блины … (Круг.)
- *****
- Четыре угла, как квадрат я имею,
- Но только квадратом назваться не смею,
- И всё же, похож на квадрат,
- Между прочим, две длинные стороны,
- И две покороче… (Прямоугольник.)
- Воспитатель: Ребята, вы молодцы, все фигуры разгадать сумели.
- Едем дальше.
- Задание №6
- Воспитатель: Ребята, назовите 5 дней недели – не называя ни числа, ни названия?
- Дети: Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.
Воспитатель: Молодцы! Назовите все дни недели по порядку?
Назовите дни недели в обратном порядке, начиная со среды?
Дети: Называют дни недели…
Воспитатель: Молодцы и с этим заданием справились. Едем дальше.
- Задание №7
- Следующее задание загадка:
- Что же это за девица?
- Не швея, не мастерица,
- Ничего сама не шьет,
- А в иголках круглый год?
- (Ёлка.)
Воспитатель: Возьмите листок № 2. На нем мы видим точки и цифры.
Луч покажет направления.
Воспитатель: Соедините точки от 1 до 10
- Дети выполняют задания.
- Воспитатель: Посмотрите, что у вас получилось?
- Дети: Елка.
Воспитатель: Молодцы! Едем дальше, но прежде немного разомнемся.
- Физкультминутка «Ветер»
- Ветер дует нам в лицо,
- Закачалось деревцо.
- Ветер тише, тише, тише.
- Деревцо всё выше, выше.
(Дети имитируют дуновение ветра, качая туловище то в одну, то в другую сторону. На слова «тише, тише» дети приседают, на «выше, выше» — выпрямляются.)
Воспитатель: А теперь нам пора возвращаться домой, но чтобы вернуться, надо вернуть домой наших гостей. Каждый гость приехал к нам на своей спецмашине. Давайте разгадаем, где чья машина, а помогут нам как всегда задачи.
Воспитатель: 1 машина:
— Стоит в поле дуб. На дубе 3 ветки. На каждой ветке по 3 яблока.
Сколько всего яблок? (- 0 нисколько, яблоки на дубе не растут)
— Сотня лун бы появилась – и тогда бы осветилась ночь как день!
Но, жаль, луна светит нам всегда …..(одна – 1)
- Номер, какой службы – 01?
- Дети: Пожарная служба.
- Воспитатель: 2 машина:
- — Сколько лет в яйце цыплёнку, сколько крыльев у котенка, Сколько в алфавите цифр, сколько гор проглотит тигр, сколько мышка весит тонн, сколько в стае раб ворон, сколько зайцев съела моль?
- Знает только цифра … (ноль – 0)
— Людям всем дано от Бога, по одной лишь голове! Ну, а руки что, а ноги? Их у каждого по … (две – 2)
- Номер, какой службы – 02?
- Дети: Полиция.
- Воспитатель: 3 машина:
— Нет углов у меня, и похож на блюдо я, на тарелку и на крышку, на кольцо и колесо. Что за цифра, дети? (ноль – 0)
- — Вот так чудо! Ну-ка, ну-ка, ты получше посмотри – это вроде бы и буква, но еще и цифра … (три – 3)
- Номер, какой службы – 03?
- Дети: Скорая помощь.
- Воспитатель: Вы ребята молодцы, справились с заданиями теперь пора домой.
- Если вам понравилось, Вам путешествие, мы обязательно сюда вернемся!
- Список литературы:
- Физкультминутка — http://nsportal.ru/detskiy-sad/fizkultura/2013/03/26/40-fizkultminutok-dlya-doshkolnikov
- Стих — http://allforchildren.ru/poetry/count007.php
Источник: https://dohcolonoc.ru/conspect/10461-konspekt-nod-puteshestvie-v-skazku-matematiki.html
Конспект НОД ФЭМП в старшей группе Путешествие в королевство математики
Сафина Лейсан Рустямовна, воспитатель МАДОУ №106 «Забава» г. Набережные Челны РТ
Цели:
- Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года.
- Совершенствовать умение находить место числа в ряду, считать до 10 и обратно; решать задачи;
- Совершенствовать знания о геометрических фигурах и форме предметов;
- Развивать мыслительные операции, внимание, умение ориентироваться в пространстве, сравнивать предметы по величине;
- Развивать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.
- Методические приемы:
- — словесные — беседа-рассуждение, объяснение, уточнение, пояснение заданий;
- — наглядные — показ, демонстрация наглядно-дидактического счетного материала;
- — практические — работа с раздаточным счетным материалом, решение задач с помощью счетных палочек, работа с цифрами, игровые упражнения;
- Оборудование: презентация, интерактивная доска, счетные палочки, полоски разной длины и цвета, карточки с количеством предметов, картинки белка и грибов, демонстрационный счетный материал.
Предварительная работа: Знакомство с цифрами, с геометрическими фигурами. Решение логических задач.
Ход занятия.
Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас отправиться в путешествие в королевство математики, чтобы узнать на каком средстве передвижения мы будем путешествовать нужно отгадать загадку. Это транспортное средство прямоугольной формы, летает по воздуху, бывает только в сказках?
- Дети: Ковёр-самолёт.
- Произносят слова:
- Ковёр-самолёт
- Отправляйся в полёт
- Ждут нас испытания
- Сложные задания.
Воспитатель: И так приготовились, взлетаем! А пока мы летим, давайте с вами посчитаем прямой и обратный счёт. Молодцы! Идём на посадку. Вот мы и на месте, мы попали с вами в королевство математики. Но кто живёт в этом королевстве? — ——- Давайте знакомиться.
— Вот первый домик — жителей математического королевства. В этом домике живут цифры. Они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места.
— Случай странный, случай редкий, цифры в ссоре. Со своей стоять соседкой не желает ни одна, нужно цифры помирить. И их строй восстановить.
— Назовите соседей числа 3, 5, 7обращаясь к детям, сидящим за столами.
— Я задумала число, оно меньше 5, на одну единицу, какое это число (ответ детей) .
— Задумано число оно больше 6 на одну единицу, какое это число (ответ детей). Молодцы ребята!
Воспитатель: Ребята, а вон стоит второй домик, но чтобы добраться до него нужно пройти ров. А пройти через ров нам поможет мостик, давайте его построим из полосок, которые у вас лежат на столе.
Однако они разные по длине давайте. Начните строить мост с самого длинного бревна, поставьте его вниз. Дети рассказывают про свои мостики.
(Красная полоска самая длинная, синяя полоска короче, зеленая полоска еще короче… желтая полоска самая короткая.)
Воспитатель: Ребята вот мы и добрались до второго домика. Здесь живут счетные палочки. Давайте построим из этих палочек фигурки: елочку, флаг, звездочку, грибок, лодку, ракету.
- Воспитатель: Молодцы ребята вы справились и со вторым заданием.
- Пальчиковая игра «Дружная семья» (на русском и татарском языках).
- Дети поочередно загибают пальцы в кулак.
- Этот пальчик — дедушка,
- Этот пальчик — бабушка,
- Этот пальчик — папочка,
- Этот пальчик — мамочка,
- Этот пальчик — я,
- Вместе — дружная семья!
- Бу бармак — бабай,
- Бу бармак — эби,
- Бу бармак — эти,
- Бу бармак — эни,
- Бу бармак — мин,
- Бергэ без — тату гайлэ .
— А теперь нам нужно пройти к третьему домику. Но он находится высоко, чтобы к нему подняться нам нужно построить лестницу. Представим, что наши полоски это бревна. Итак строить лестницу будем слева на право. Сначала поставьте самое высокое бревно, а в конце самое короткое. Дети рассказывают про свои лестницы.
— Вот третий домик. В этом домике живут Логические задачки. Самые любимые, самые озорные. Их задания самые сложные. Они сейчас вас попробуют вас запутать, будьте особенно внимательны.
— Сколько гусениц нужно добавить к двум, чтобы их стало 3, так же как и бабочек.
— На травке 5 ежиков, а грибочков 4, сколько грибочков надо добавить, чтобы хватило всем ежикам.
— На дереве 7 белочек, а на траве 6 ежиков кого больше. И т. д.
— Посадите на цветок 7 бабочек и 8 гусениц. Кого больше? На сколько?
— Назовите, каких насекомых на ромашке по 5, по 6, по 7. Каких насекомых больше и на сколько?
— Вот четвертый домик математических жителей. Только кто живет в этом доме, я вам не скажу. Я хочу, что бы вы сами их отгадали. Узнаете? Да, это
геометрические фигуры — большие озорники очень любят играть. И хотят с вами поиграть. Вы согласны?
- — Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас сможет правильно выложить геометрические бусы.
- Дидактическая игра «Бусы»
- Дети продолжают логическую цепочку из геометрических фигур.
- Дидактическая игра «На что похожа геометрическая фигура»
- Дети подбирают к геометрическим фигурам карточки с предметами похожей формы. Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз «Геометрические фигуры»
- Вот фигуры непоседы,
- Любят в прятки поиграть.
- Так давайте их, ребята,
- Будем глазками искать.
- К ним поближе подбегать.
- Дружно глянем все налево.
Что там? Это же …квадрат.
- Не уйти тебе проказник,
- От пытливых глаз ребят.
- На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте).
Теперь вправо посмотрите,
Узнаете? Это — …круг.
- И тебя мы отыскали.
- Нас встречай, любимый друг.
- Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте).
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура называется — …овал.
- Прыгай, руки поднимай, (Дети прыгают с поднятыми вверх руками).
- До овала доставай
- Вниз глазами поведем,
- Треугольник там найдем.
- И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем! (Дети приседают).
Воспитатель: Ребята, как много интересного мы с вами сегодня повидали и вспомнили. А теперь, нам пора возвращаться домой.
Звучит волшебная мелодия, под которую дети, сидя на ковре, попадают в детский сад.
— Сегодня мы с вами совершили увлекательное путешествие в Королевство Математики. Вам понравилось путешествие?
— А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями — пусть возьмет по колобку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось — пусть возьмет по солнышку.
Дети делают свой выбор.
Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/matematika56.htm
Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе по ФГОС. Счет в пределах 6
Программное содержание
• Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6.
• Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот).
• Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина).
Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал. Наборное полотно, красные и желтые цветы (по 6 штук), фланелеграф, 6 карандашей (плоскостные изображения) разного цвета и длины, указка.
Раздаточный материал. Двухполосные карточки, бабочки и листочки (по 6 штук для каждого ребенка), наборы полосок разного цвета и длины (один набор на двоих детей), 4 набора с объемными геометрическими фигурами (шар, куб, цилиндр; каждая фигура представлена в двух размерах).
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Учись считать».
Воспитатель предлагает детям расположить на верхней полоске наборного полотна 5 желтых цветов, а затем выложить столько же красных цветов на нижней полоске.
Воспитатель вместе с детьми проверяет правильность выполнения задания и спрашивает: «Что можно сказать о количестве желтых и красных цветов?»
Воспитатель добавляет к 5 красным цветам еще 1 и уточняет свои действия: «К пяти красным цветам я добавила еще один цветок. Больше или меньше стало красных цветов?»
Воспитатель определяет количество красных цветов совместно с детьми, умеющими считать в пределах 10.
Затем воспитатель выясняет: «Как мы получили шесть красных цветов? (К пяти добавили один.) Сколько красных цветов? (Шесть.) Сколько желтых цветов? (Пять.) Какое число больше: шесть или пять? Какое число меньше: пять или шесть? Как сделать так, чтобы красных и желтых цветов стало поровну?» (Дети уравнивают цветы двумя способами и объясняют, какое число получили и каким образом.)
II часть. Аналогичные задания дети выполняют на двухполосных карточках с бабочками и листочками. Способ уравнивания дети выбирают самостоятельно.
III часть. Игровое упражнение «Исправь ошибку».
На фланелеграфе в хаотичном порядке расположены разные по цвету и длине карандаши.
Воспитатель спрашивает детей: «Что можно сказать о длине карандашей?» Затем предлагает разложить карандаши по порядку, начиная с самого длинного и заканчивая самым коротким.
Воспитатель уточняет последовательность действий, просит детей показать длину каждого карандаша (дети используют указку), запомнить их расположение и закрыть глаза. Воспитатель меняет местами 2 карандаша (в дальнейшем можно поменять большее количество карандашей). Дети открывают глаза, исправляют ошибку и обосновывают свои действия. Упражнение повторяется два раза.
IV часть. Аналогичные задания дети выполняют парами на раздаточном материале.
Дети раскладывают полоски, начиная с самой короткой и заканчивая самой длинной. Затем по очереди меняют полоски местами и исправляют ошибки друг друга.
V часть. Игровое упражнение «Не ошибись».
Дети делятся на 3 команды. Воспитатель ставит на ковер 3 коробки с геометрическими фигурами. Вместе с детьми рассматривает геометрические фигуры, уточняет названия, цвет и форму. Затем предлагает первой команде разложить геометрические фигуры по форме, второй команде — по величине, третьей команде — по цвету (каждая команда складывает геометрические фигуры в свою коробку).
После выполнения заданий воспитатель выясняет: «На сколько групп вы разделили геометрические фигуры? По какому признаку вы их разделили?»
Игровое упражнение повторяется 2—3 раза со сменой задания.
Авторы: Пoмoрaeвa Иринa Александровна, Пoзинa Вeрa Арнoльдoвнa
Источник: https://kladraz.ru/metodika/konspekty-zanjatii-s-doshkolnikami/konspekt-zanjatija-po-fyemp-v-starshei-grupe-po-fgos-schet-v-predelah-6.html
Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе «Проделки Бабы Яги»
Автор занятия: Сорокина А.М., воспитатель высшей категории, Муниципальное бюджетное учреждение детский сад комбинированного вида № 73 «Дельфин» г. о. Тольятти.
Программное содержание:
- Закрепить с детьми количественный и порядковый счет в пределах 10; Закрепить знания о последовательности: — частей суток; — дней недели; — времён года.
- Закрепить знание разных четырехугольников: квадрата, прямоугольника, ромба, трапеции; выкладывание этих фигур из счетных палочек;
- Упражнять:
— в ориентировке на листе бумаги; — в ориентировке в пространстве.
Соотносить цифру с числом; Упражнять в оперировании блоками Дьенеша; Упражнять в согласовании числительных с существительными до 5; Развивать интерес к математике, логическое мышление, внимание.
Воспитывать чувство взаимопомощи, взаимоконтроля, умение понимать поставленную задачу и выполнять её самостоятельно.
Материал:
Пенал с цифрами; карточки с цифрами от 1 до 10; счетные палочки; набор геометрических фигур; лист бумаги формата А4; логические блоки Дьенеша; медальоны «Юный математик »; обручи; игрушка баба Яга, иллюстрации по изучаемой теме «Животные жарких стран», фишки, записка.
Ход НОД:
Воспитатель:
— Ребята, я вам приготовила призы, и вдруг они пропали. Я положила их на шкаф рядом с бабой Ягой. Посмотрите, ни призов, ни бабы Яги здесь нет.
Но зато на их месте лежит записка, а в ней написано: «Милые детишки! Мне очень понравились ваши призы, поэтому я их забрала и убежала. Если хотите их получить, то выполните мои задания.
А если постараетесь выполнить их быстро и правильно, то успеете еще меня догнать. Удачи вам, детки!»
— Ребята, что будем делать? Будем выручать призы? /Да/. Тогда, вперед, приступаем выполнять задания. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать фишки.
1 задание: «Выполни задание и садись»
1 ребенок: сосчитать количественным счетом до 10; 2 ребенок: сосчитай порядковым счетом до 10; 3 ребенок: кто сидит справа от тебя? А слева? 4 ребенок: кто сидит за тобой? А впереди тебя? 5 ребенок: назови части суток; 6 ребенок: назови дни недели; 7 ребенок: какой сегодня день недели? А завтра? 8 ребенок: назови времена года; 9 ребенок: выбери любое животное с доски и сосчитай до 5 /жираф/;
- 10 ребенок: выбери животное с доски и сосчитай до 5 /антилопа/.
- Воспитатель:
— Молодцы, хорошо справились с заданием. Все получаете по первой фишке.
2 задание: «Разложи геометрические фигуры и цифры к ним»
- Воспитатель:
- — Возьмите лист бумаги, геометрические фигуры. Я буду вам диктовать, а вы – раскладывать фигуры, будьте внимательны, буду повторять 2 раза:
- В верхний правый угол – 4 треугольника; В верхний левый угол – 3 круга; В нижний правый угол – 5 овалов; В нижний левый угол – 2 квадрата;
- В середину листа – 1 многоугольник.
— А теперь подставьте к поставленным фигурам те цифры, которые соответствуют их количеству. Проверьте друг у друга выполненное задание. /Раздаются фишки/.
3 задание: «Дидактическая игра «Живые числа»
Воспитатель:
— А сейчас, ребята, мы и отдохнем, и поиграем. Выходите на «полянку», пока играет музыка, вы гуляете по ней, как только она заканчивается, вы быстро берете карточку с цифрой со стола и строитесь в шеренгу по порядку от 1 до 10. /Раздаются фишки/.
4 задание: «Найди нужную фигуру»
Воспитатель:
— А теперь вы берете одну карточку с символами, находите нужную фигуру в обручах и садитесь на свои места. Проверьте друг у друга правильность выполнения задания. /Раздаются фишки/.
5 задание: «Выложи четырехугольники»
Воспитатель:
— Теперь из счетных палочек выложите четырехугольники, какие вы знаете (квадрат, прямоугольник, ромб, трапеция). /Раздаются фишки/.
Воспитатель:
— Ребята, у нас осталось последнее, самое важное задание, которое приближает нас к бабе Яге. Но выполнять его будет только один ребенок, который набрал больше всех фишек. Если он все сделает правильно, то мы найдем бабу Ягу.
6 задание: «Найди бабу Ягу»
Воспитатель:
— Нужно встать на середину паласа лицом к ребятам и выполнять задание: сделать вперед 3 шага, вправо – 2 шага, вперед – 3 шага, повернуться налево, сделать 2 шага вперед, и вот она, наша обидчица. Посмотрите, что она спрятала под фартук. Оказывается, это медальоны «Юный математик».
Баба Яга:
— Ребята, я не думала, что вы так быстро справитесь с заданием. Но я очень рада за вас, вы были очень внимательными, самостоятельными. Удачи вам! /Проводится награждение детей медальонами/.
Скачать конспект НОД по ФЭМП «Проделки Бабы Яги» в старшей /логопедической/ группе детского сада
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/matematika/prodelki-baby-yagi.html
Конспект занятия по математике в старшей группе: «Интересные задания Королевы Математики» | Чудо ребенок
- Цель:
- Продолжать учить дошкольников составлять и решать примеры по рисунку.
- Углубить знания детей о последовательности дней, которые составляют неделю.
- Закрепить названия времен года, названия месяцев.
- Упражнять в порядковом счете.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, выполняя графический диктант.
- Формировать умение группировать предметы по определенным признакам, определяя эти признаки и ориентируясь по схеме.
- Формировать самостоятельность в поиске ответов, побуждать детей замечать недостатки в работе сверстников, проявлять взаимопомощь, воспитывать смекалку и любознательность.
Ход занятия в старшей группе детского сада
- Вводная часть
- Воспитатель. — Дети, послушайте загадку:
- «Семь братьев возрастом равные, а именами разные.» (Дни недели)
-Сколько всего дней недели? Кто хочет их назвать?
Какой первый? Седьмой? Пятый?
— Среда по порядку какой день недели? А суббота?
Какой сегодня день недели? Какой он по порядку? (Вторник)
Воспитатель. -Сегодня Королева Математики приглашает нас в свое королевство. Скажите, а зачем нам нужна математика?
- Ответы детей.
- -Тогда давайте выполним несколько ее задач, чтобы проверить свои знания.
- 1 задание
- Первое о чем она хотела бы узнать — знаете ли вы времена года.
- Какое сейчас время года?
-Сколько всего времен года? Назовите их.
- -А сколько месяцев в каждом времени года?
- -Назовите осенние, зимние, весенние и летние месяцы.
- -Сколько всего в году месяцев?
- -Как быстро их можно посчитать? (Тройками)
- -Королева Математика хотела бы проверить, всем ли хватит задач на столах.
- -Как можно быстро посчитаться? (Парами, по двое)
- Дети считаются парами.
- Королева Математика предлагает новые задачи. (Дети садятся за столы)
- Основная часть
- Следующая задача от королевы:
- 2 задание
- Составление примеров по рисункам.
- Какие математические знаки нужны для решения примеров?
- -Когда мы используем знак «+»? (Когда выполняем прибавление или увеличиваем количество)
- — А когда используется знак «-»? (Когда вычитаем, или уменьшаем количество)
- Какой еще знак нам нужен? (=)
- — Королева Математика хотела бы вам напомнить правила сложения и вычитания.
- — Чтобы выполнить сложение, надо к одной части добавить еще часть и найти целое.
- — Чтобы выполнить вычитание надо от целого отнять часть и получить оставшуюся часть.
- — Кто изображен на рисунке?
- — Сколько было котят?
— Сколько прибежали? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их всего стало?
- — Почему Вы считаете, что следует добавлять?
- — Как можно это записать в виде примера? математика в детском саду
- — Составим пример по следующему рисунком.
- — Сколько птиц было в кормушке?
— Сколько полетело? Какое действие необходимо выполнить чтобы узнать сколько их осталось? Улетели все птицы или только часть из них? Как найти вторую часть, если мы знаем сколько было всего птиц?
- -Почему Вы считаете, что следует отнимать?
- -Как можно это записать в виде примера?
- — А теперь выполните самостоятельно задачи, которые у вас на столах. (Составление примеров по рисункам) (Воспитатель проверяет правильность выполнения и предлагает проверить друг друга)
- — Королева Математика довольна вашей работой и она решила пригласить вас на прогулку в «Геометрический лес», но прежде чем мы туда пойдем, она хотела бы, чтобы вы узнали кто в нем живет.
- 3 задание
- Графический диктант «Кто в лесу живет».(сложность подбирается)
- -Двигайтесь от точки по схеме.
- Воспитатель предлагает помочь друг другу. (Детям, которые справились раньше других предлагается раскрасить рисунок)
- Как вы думаете, кто в лесу живет?
Да, это волк. Он приглашает нас на лесную поляну.
- Физкультминутка «Лесная полянка»
- Мы к лесной полянке вышли,
- Поднимая ноги выше,
- Через кустики и кочки,
- Через ветки и пенёчки.
- Очень долго мы шагали,
- Наши ноженьки устали.
- Сейчас сядем отдохнём,
- А потом гулять пойдём.
- (Идут, высоко поднимая ноги, садятся на корточки, встают и продолжают движение.)
- 4 задание
- Дидактическая игра «Поможем посадить деревья»
- В геометрическом лесу растут деревья различной формы, размера и цвета. Нужно взять саженцы (геометрические фигуры) и посадить их на трех аллеях:
- 1 аллея- деревья, которые не имеют углов, большие по размеру, красного и желтого цвета.
- 2 аллея — деревья, которые имеют четыре и меньше углов, маленькие по размеру, синего и зеленого цвета.
- 3 аллея — деревья, которые имеют пять и более углов, большие по размеру, оранжевого и фиолетового цвета.
- -Посмотрите, впереди аллеи указана схема, посадите свое деревцо на нужную аллею.
- Почему ты посадил свое дерево на этой аллее?
Воспитатель. — Королева Математика осталась довольна вашими знаниями и умением. Но она хотела бы спросить у вас …
- Итог. Рефлексия
- Какие задачи вам больше всего понравились?
- А какие задачи выполнить было сложнее?
- Кому помогали сегодня на занятии?
Источник: https://chudor.ru/vospitatelyu/zanyatiya-vospitatelya/52-konspekt-matematika-starshay-gruppa-zadaniya-korolevi
Конспекты занятий по ФЭМП в старшей группе по ФГОС
- Программное содержание
- • Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц.
- • Познакомить с цифрой 9.
- • Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа.
- • Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
- Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Предметы посуды (10 предметов), карточка с изображением геометрических фигур разного цвета (фигуры расположены по середине и по углам карточки), карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал.
Наборы цветных карандашей, листы бумаги, числовые карточки с изображением от 1 до 7 кругов, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель предлагает детям составить число 3 с помощью разных предметов посуды. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего предметов посуды? Сколько каких предметов посуды вы взяли? Как вы составили число три? Сколько предметов посуды каждого вида?»
Воспитатель добавляет еще один предмет посуды и спрашивает: «Сколько теперь стало предметов посуды? Сколько каких предметов посуды? Какое теперь число мы составили? Как мы составили число четыре?»
II часть. Работа с раздаточным материалом.
Воспитатель предлагает детям составить число 4 с помощью карандашей разного цвета. (Вопросы аналогичны предыдущим.)
III часть. Игровое упражнение «Поможем Федоре собрать посуду».
- Воспитатель читает четверостишие и просит детей определить, из какого произведения эти строки (К. Чуковский «Федорино горе»),
- А за ними вдоль забора
- Скачет бабушка Федора:
«Ой-ой-ой! Ой-ой-ой!
Воротитеся домой!»
Дети вспоминают, что произошло с Федорой и почему посуда убежала от нее.
Воспитатель предлагает детям собрать Федорину посуду и показывает цифру 8. Он уточняет название цифры и выясняет, сколько предметов посуды надо собрать. Вызванный ребенок выполняет задание на доске.
Воспитатель спрашивает у детей: «Какие предметы посуды вы собрали? Сколько всего предметов собрали? Какой цифрой обозначили восемь предметов посуды?»
Дети находят цифру 8 и кладут перед собой.
Воспитатель добавляет еще 1 предмет посуды и предлагает сосчитать, сколько их стало всего. Он выясняет, какой цифрой можно обозначить число 9. Затем показывает цифру 9.
Воспитатель предлагает детям найти карточку с цифрой 9, обвести ее и определить, на что похожа цифра.
Вызванный ребенок выстраивает цифровой ряд от 1 до 9. Воспитатель вместе с детьми называет цифры по порядку.
Воспитатель еще раз обращает внимание детей на цифру 9 и предлагает подумать, на какую цифру она похожа. Дети находят цифру 6, ставят рядом с цифрой 9 и определяют, чем похожи цифры и чем отличаются.
- Воспитатель уточняет: «Сколько предметов посуды вы помогли собрать Федоре?» —и читает отрывок:
- Уж не буду, уж не буду
- Я посуду обижать.
- Буду, буду я посуду
- И любить и уважать!
IV часть. Дидактическая игра «Запомни и повтори».
Воспитатель показывает детям карточку с изображением геометрических фигур, уточняет их расположение и цвет. Затем предлагает запомнить, как расположены фигуры, и просит повторить их в таком же порядке. Игра повторяется 2—3 раза.
V часть. Игровое упражнение «Назови день недели».
Воспитатель вместе с детьми вспоминает названия дней недели, их последовательность, определяет, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
VI часть. Игра «Живая неделя».
У детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка задания осуществляется перекличкой.
Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.
Занятие №2
- Программное содержание
- • Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц.
- • Продолжать знакомить с цифрами от 1 до 9.
- • Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.
- • Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица (впереди, сзади, слева, справа).
- Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Веер из 10 лепестков разного цвета, картинка с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал.
Наборы картинок с изображением птиц (6—7 штук, из них 4 картинки с изображением зимующих птиц); квадраты, разделенные на треугольники и четырехугольники, наборы треугольников и четырехугольников, карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Собираем веер».
Воспитатель предлагает детям составить ряд из цифр от 1 до 9. Дети называют цифры по порядку и показывают их.
Воспитатель просит детей собрать на доске веер из 9 разноцветных лепестков. Дети проверяют правильность выполнения задания и обозначают соответствующей цифрой каждый лепесток.
II часть. Игровое упражнение «Игра с веером».
Воспитатель предлагает ребенку с помощью лепестков веера разного цвета составить число 4. После выполнения задания спрашивает: «Сколько всего лепестков? Сколько лепестков какого цвета мы взяли? Как мы составили число четыре?»
Воспитатель добавляет к 4 лепесткам еще 1 лепесток другого цвета, задает аналогичные вопросы и показывает состав числа 5 из единиц.
III часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель дает детям задание: «Отберите четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Сколько всего картинок вы отобрали? Сколько каких зимующих птиц вы нашли? Какое число вы составили? Как вы составили число четыре?»
Воспитатель предлагает детям найти цифры 4 (5).
Физкультминутка «Летает, не летает».
Воспитатель называет предметы. Если предмет может летать, дети делают взмахи руками, если не может — не поднимают руки.
IV часть. Дидактическая игра «Танграм».
- Воспитатель загадывает детям загадку:
- Снится ночью пауку
- Чудо-юдо на суку.
Длинный клюв и два крыла…
Прилетит — плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это… (птица).
Вместе с воспитателем дети рассматривают картинку с изображением птицы, составленной с помощью треугольников и четырехугольников.
Затем дети рассматривают квадрат, разделенный на треугольники и четырехугольники. Определяют фигуры, на которые он разделен. Затем делят набор геометрических фигур на две группы: треугольники и четырехугольники.
По заданию воспитателя дети выкладывают из треугольников и четырехугольников изображение птицы.
V часть. Игровое упражнение «Что где находится».
Воспитатель задает детям вопросы: «Впереди кого ты сидишь? Слева от кого ты сидишь? Что находится слева от шкафа? Что находится справа от меня?» и т.д.
Занятие №3
- Программное содержание
- • Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
- • Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 5.
- • Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть.
- • Совершенствовать умение сравнивать 9 предметов по ширине и высоте, раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами.
- Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Кукла, яблоко, мяч, 9 цилиндров разной высоты и 1 цилиндр, равный самому высокому цилиндру, 5 бантиков разного цвета, карточки с цифрами от 1 до 9.
Раздаточный материал.
Круги разного цвета (по 7—8 штук для каждого ребенка), полоски разного цвета и ширины (по 9 штук для каждого ребенка), полоски для определения ширины полосок (по количеству детей), карточки с цифрами от 1 до 9.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Угостим гостью».
Воспитатель говорит: «К кукле в гости пришла подруга. Кукла хочет угостить ее яблоком, но яблоко только одно. Как помочь кукле это сделать?»
Воспитатель обсуждает с детьми, как можно разделить яблоко на части. Затем разрезает яблоко пополам и спрашивает: «На сколько равных частей мы разрезали яблоко? Как можно назвать каждую часть яблока? (Половина.) Сколько половин получилось? Как можно по-другому назвать одну половину?» (Одна вторая.)
Воспитатель показывает две части яблока и поясняет: «Это одна часть и это одна часть (показывает каждую часть). Всего их две, поэтому одну часть можно назвать одна вторая. Что больше: целое или одна часть (одна вторая)? Что меньше: одна часть (одна вторая) или целое? Из скольких частей состоит целое?»
II часть. Игровое упражнение «Составим число».
Воспитатель предлагает детям «составить» число 5 с помощью кругов разного цвета. После выполнения задания спрашивает: «Сколько кругов вы отсчитали? Сколько кругов какого цвета вы взяли? Какое число вы составили? Как вы составили число пять?»
III часть. Дидактическая игра «Я знаю 5 имен…»
Дети встают в круг. Воспитатель объясняет правила игры: «Называете три (четыре, пять) имени девочки (мальчика) и на каждое имя один раз ударяете мячом об пол. Тот, у кого укатился мяч, выбывает из игры».
IV часть. Игровое упражнение «Прятки».
Воспитатель показывает детям карточку с цифрой 5 и предлагает детям отсчитать столько бантиков разного цвета, сколько показывает цифра. Дети отсчитывают бантики.
Воспитатель рассказывает: «У Маши, Даши, Кати, Саши и Наташи были разные бантики: красный, желтый, синий, зеленый и белый. Они играли в прятки».
Воспитатель прячет по 1 бантику справа налево (закрывает рукой). Дети каждый раз пересчитывают, сколько осталось бантиков, и показывают соответствующую цифру.
Дети раскладывают у себя на столах цифры от 1 до 5 и называют их в прямом и обратном порядке.
V часть. Игровое упражнение «Разложи полоски по порядку».
Воспитатель просит детей разложить 9 полосок разной ширины и разного цвета в порядке убывания, начиная с самой широкой и заканчивая самой узкой (слева направо). После выполнения задания уточняет правила раскладывания.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что каждая последующая полоска уменьшается на одну и ту же величину. Предлагает проверить это с помощью полоски бумаги (условной меры).
VI часть. Игровое упражнение «Поставим столбики в ряд».
На ковре хаотично расставлены столбики (цилиндры) разной высоты.
Воспитатель предлагает расставить столбики в ряд, начиная с самого низкого и заканчивая самым высоким. Предварительно воспитатель уточняет правила раскладывания предметов.
Дети выполняют задание по очереди. Каждый ребенок, выбирая очередной столбик, проговаривает свои действия: «Я выбираю из оставшихся столбиков самый низкий, сравниваю его с другими столбиками и ставлю рядом».
Одному ребенку достается цилиндр такой же высоты, как предыдущий. Воспитатель обращает внимание на то, что цилиндры одинаковой высоты, и предлагает один из них убрать.
Затем дети рассказывают о высоте каждого столбика в ряду.
Занятие №4
- Программное содержание
- • Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу.
- • Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10.
- • Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть.
- • Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур (плоских).
- • Учить сравнивать два предмета по длине с помощью третьего предмета (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
- Дидактический наглядный материал
Демонстрационный материал.
Кукла, ленты, картонная полоска, по длине равная одной из лент, 4—5 карточек с изображением от 6 до 10 кругов, контур платьица, 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.
Раздаточный материал.
Прямоугольные салфетки, ножницы, карты, разделенные на 9 квадратов (в центральном квадрате изображена геометрическая фигура: круг, квадрат, треугольник или прямоугольник; по 4 карты для каждого ребенка), поднос с набором карточек с изображением предметов круглой, квадратной, треугольной и прямоугольной форм, карточки с изображением от 6 до 10 кругов, 15 кругов- пуговичек одинакового цвета.
Методические указания
I часть. Игровое упражнение «Поможем куклам подобрать пуговички к новому платью».
Воспитатель показывает детям платьице куклы и предлагает подобрать 10 пуговичек одинакового цвета. Вызванный ребенок, а остальные дети на местах отсчитывают по 10 кругов-пуговичек одинакового цвета.
Воспитатель спрашивает: «Сколько всего пуговичек отсчитали?» Затем предлагает «пришить» пуговицы к платью, убирая по одной пуговице справа налево и считая, сколько осталось. Дети выполняют задание вместе с воспитателем.
II часть. Игровое упражнение «Завяжем кукле бантики».
Воспитатель показывает детям куклу с одной косичкой, предлагает сделать ей две косички и завязать бантики. Воспитатель поясняет, что одна ленточка уже есть и ей надо подобрать пару такой же длины.
«Что нужно сделать, чтобы отрезать ленточку такой же длины?» — спрашивает воспитатель.
Дети высказывают свои предложения. Воспитатель подводит их к необходимости использования условной меры. Дети вместе с воспитателем рассматривают адекватные условные меры и выбирают картонную полоску. Затем проверяют равенство длин картонной полоски и ленточки путем непосредственного сравнения.
При помощи картонной полоски воспитатель вместе с детьми отмеряет и отрезает ленточку нужной длины, сравнивает ее с первой ленточкой и завязывает кукле бантики.
III часть. Игровое упражнение «Салфетки для кукол».
Воспитатель обращает внимание на салфетку прямоугольной формы и предлагает подарить кукле и ее подруге по салфетке одинаковой величины.
«Что нужно сделать, чтобы из одной салфетки получились две салфетки?» — спрашивает воспитатель. Дети обсуждают способы деления прямоугольной салфетки: нужно сложить ее пополам так, чтобы короткие стороны совпали. Дети разрезают салфетку по линии сгиба пополам и проверяют равенство полученных салфеток.
Воспитатель уточняет: «Сколько частей получилось? Как можно назвать каждую часть? (Половина, одна вторая.) Что больше: целое или часть? Что меньше: часть или целое?»
Дети дарят салфетки куклам.
IV часть. Дидактическая игра «Геометрическое лото».
Дети делятся на четыре подгруппы. У каждой подгруппы карта, разделенная на 9 квадратов. В центральном квадрате изображена геометрическая фигура (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Карточки с изображением предметов соответствующей формы лежат на общем подносе.
Воспитатель предлагает детям закрыть пустые квадраты карточками, на которых изображены предметы той или иной формы. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. В процессе проверки дети называют предметы и их форму.
Игра повторяется 2—3 раза со сменой карточек.
V часть. Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
На ковре разложены карточки с изображением от 6 до 10 кругов. Это гаражи. У детей такие же карточки, обозначающие номера автомобилей.
Воспитатель объясняет правила игры: «Каждый гараж имеет свой номер, обозначенный определенным количеством кругов. У ваших автомобилей такие же номера. По моему сигналу поставьте свои автомобили в гаражи с соответствующими номерами и объясните свой выбор».
Игра повторяется 3—4 раза. Каждый раз дети меняются карточками.
Игру можно провести с музыкальным сопровождением.
Занятие по математике в старшей группе детского сада
Источник: https://domovenok-as.ru/volshebnyi-korob/scenari-dlja-shkoly-scenari-dlja-detskogo-sada/scenari-prazdnikov-dlja-detskogo-sada/konspekty-zanjatii-po-fyemp-v-starshei-grupe-po-fgos.html