Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. стихотворения русских поэтов о природе

Конспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природеКонспекты уроков литературного чтения, 1 класс. Стихотворения русских поэтов о природе

Слайды и текст этой презентации

СБОРНИК «Стихотворений о природе»

Русских поэтов всегда привлекала природа родного края, своей прелестью летнего утра, красотой осенних полей, лесных дубрав, весенних ручьёв, первых листиков, травинок и ласкового солнца. Природа русских поэтов раскрывается изящно, с восхищением, с грустью. Как хороша природа русского края во все времена года!

Содержание1) Природа ВЕСНОЙ: С. Д.Дрожжин « Вернулось царвство вешних дней:…» В. Жуковский « Зелень нивы, рощи лепет,…» С.Д. Дрожжин
« Распустились почки, лес зашевелился, …»Содержание2) Природа ЛЕТОМ: С.А.Есенин « С добрым утром » Л.А.Мей « Лето красное, росы студёные…» А.А. Фет «Я пришел к тебе с приветом,…» Содержание3) Природа ОСЕНЬЮ: К.К.

Случевский
«Мой старый клен с могучею листвою,…» Н.А.Некрасов «Славная осень! Здоровый, ядреный..» С.А.Есенин « Нивы сжаты, рощи голы,…» Содержание4) Природа ЗИМОЙ: А.Н.Апухтин «Ризой белой, пушистой …» И.А.Бунин « Ночью в полях, под напевы метели, …» С.Д.

Дрожжин « Снег летает и сверкает …» Природа ВЕСНОЙ* * *
Вернулось царство вешних дней:
Звенит по камушкам ручей,
Река шумит,
И с криком стая журавлей
Уж к нам летит.
Смолою пахнет от лесов,
Краснея, почки лепестков
Вздохнули вдруг,
И миллионами цветов
Покрылся луг. С.Д.

ДРОЖЖИН

* * *
Зелень нивы, рощи лепет,
В небе жаворонка трепет,
Теплый дождь, сверканье вод,-
Вас назвавши, что прибавить?
Чем иным тебя прославить,
Жизнь души, весны приход?
В.Жуковский

** *
Распустились почки, лес зашевелился, Яркими лучами весь озолотился. На его окраине из травы душистой
Выглянул на солнце ландыш серебристый,
И открылись кротко от весенней ласки Милой незабудки голубые глазки.
С.Д.ДРОЖЖИН

Природа ЛЕТОМ  С добрым утром
 Задремали звезды золотые,
 Задрожало зеркало затона,
 Брезжит свет на заводи речные
 И румянит сетку небосклона.
 Улыбнулись сонные березки,
 Растрепали шелковые косы.
 Шелестят зеленые сережки,
 И горят серебряные росы.

 У плетня заросшая крапива 
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
 «С добрым утром!»
С. А. Есенин.

***
Лето красное, росы студёные
Изумрудом все листья цвечённые;
По кустам, по ветвям потянулись
Паутинки серебряной проволокой;
Зажелтели вдоль тына садового
Ноготки, янтарём осмолённые;
Покраснела давно и смородина;
И крыжовник обжёг себе усики;
И наливом сквозным светит яблоко.
Л.А.Мей

* * *
Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова
,Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь — но только песня зреет.
А.А.Фет

Природа ОСЕНЬЮ***
Мой старый клен с могучею листвою,
Еще ты густ, и зелен, и тенист,
А между тем чуть видной желтизною
Уже слегка озолочен твой лист.

Еще и птиц напевы голосисты, Ты ими полон, как плеском брег реки;
Еще висят вдоль плеч твои монисты –
Твоих семян созревших мотыльки,
В них бывший цвет – твои воспоминанья,
Остатки чувств, испытанных тобой;
Но ты сказал им только: “До свиданья!”
Ты будешь жить и следующей весной.
К.К.

Случевский

* * *
Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;
Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно — покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни… Нет безобразья в природе! И кочи,
И моховые болота, и пни –
Всё хорошо под сиянием лунным,
Всюду родимую Русь узнаю…
Быстро лечу я по рельсам чугунным,
Думаю думу свою…
Н.А.Некрасов

* * *
Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в тумане:
Рыжий месяц жеребенком
Запрягался в наши сани.
С.А.Есенин

Природа ЗИМОЙ* * *
Ризой белою, пушистой
Ели искрятся светло;
Блещет тканью серебристой
Льдом одетое стекло:
Сторона лесов далеких
Снегом вся занесена,
И глядит с небес высоких
Круглолицая луна…
А.Н.

Апухтин

* * *
Ночью в полях, под напевы метели,
Дремлют, качаясь, берёзки и ели…
Месяц меж тучек над полем сияет, —
Бледная тень набегает и тает…
Мнится мне ночью: меж белых берёз
Бродит в туманном сиянье Мороз.

Ночью в избе, под напевы метели,
Тихо разносится скрип колыбели…
Месяца свет в темноте серебрится —
В мерзлые стекла по лавкам струится…
Мнится мне ночью: меж сучьев берёз
Смотрит в безмолвные избы Мороз.

Мёртвое поле, дорога степная! Вьюга тебя заметает ночная,
Спят твои села под песни метели,
Дремлют в снегу одинокие ели…
Мнится мне ночью: не степи кругом —
Бродит Мороз на погосте глухом…
И.А. Бунин

* **
Снег летает и сверкает В золотом сиянье дня.
Словно пухом устилает
Все долины и поля …
Все в природе замирает:
И поля, и темный лес.
Снег летает и сверкает,
Тихо падая с небес.
С.Д.Дрожжин

Любуйтесь своей РОДИНОЙ и Восхищайтесь ЕЮ! Русь Сергей Есенин Тебе одной плету венок, Цветами сыплю стежку серую. О Русь, покойный уголок, Тебя люблю, тебе и верую. Гляжу в простор твоих полей, Ты вся — далекая и близкая.

Сродни мне посвист журавлей И не чужда тропинка склизкая. Цветет болотная купель, Куга зовет к вечерне длительной, И по кустам звенит капель Росы холодной и целительной.

И хоть сгоняет твой туман

Спасибо за внимание!

Источник: https://lusana.ru/presentation/26853

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

  • Решение частных задач
  • Практический: Выразительное прочтение стихотворения
  • Словесный: строят речевые высказывания
  • Практический: Выразительное прочтение стихотворения
  • Словесный: учебный диалог
  • 15 мин
  • — Прочитайте, кто автор следующего стихотворения.
  • – Внимательно послушайте стихотворение «А. Плещеева»
  • — О ком это стихотворении?
  • – Объясните значение слов (как вы их поняли):
  • Сени – прихожая в избе.
  • Краше – красивее.
  • Милей – больше всего нравится.

– Какое настроение передаёт автор? (Душевное, весеннее, солнечное, радостное и т.д.)

– Нравится ли весна поэту? (Да!)

– Какие слова говорят о том, что поэт радуется и ждёт весну? ( … И весна милей, прощебечь с дороги нам привет скорей.)

— Самостоятельно прочтите стихотворение А. Плещеева.

  1. – Прочтите стихотворение выразительно. (2-4 человека)
  2. -Продолжаем работать дальше!

Шорохом неслышным лепестков Жемчуг белоснежный распустился, Свежим нежным крохотным цветком 

Из-под снега к солнцу устремился. Что это?

— Какие первоцветы вы знаете? (Подснежник, Морозник, Эрантис, Примула, и др.)

— Сейчас мы с вами познакомимся еще с одним стихотворением А. Майкова, которое называется «Весна»

— Прочитайте на с. 66 стихотворение «Весна» самостоятельно.

  • – О каком растении рассказал поэт? (Подснежник)
  • — С каким чувством он пишет о первом цветке? (Ответы детей)
  • – Как автор называет этот цветок? (Голубенький, чистый,     цветок)
  • – Какое слово помогает представить последний снежок в стихотворении «Весна»? ( сквозистый снежок)
  • – Как вы понимаете значение этого слова?
  • Сквозистый снежок – рыхлый снег.
  • – Прочтите выразительно стихотворение «Весна».
  • — Ребята, на прошлых уроках мы говорили о сказках, а сегодня на уроке мы говорим о стихотворениях.

– Кто скажет, чем отличается стихотворение от сказки? (Ответы детей/ сказка это воображаемые герои сказки , там есть чудеса , стихотворение это текст в котором есть ритм).

  1. Читать фамилию автора
  2. Слушать стихотворениеОбъяснять значение слов
  3. Отвечать на вопросы по стихотворению
  4. Выразительно читать стихотворение
  5. Отгадывать загадку
  6. Самостоятельно читать стихотворение
  7. Отвечать на вопросы
  8. Объяснять значение слова
  9. Находить отличия стихотворения от сказки.
  10. П: формулировать ответы и выводы
  11. П: осмысленно читать стихотворение
  12. К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
  13. П: осознанно строить ответ в устной форме
  14. П: осмысленно читать стихотворение

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/04/27/knigi-o-prirode-stihi-russkih-poetov-o-prirode

Урок на тему "Стихи о природе"

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ВО 2 КЛАССЕ

УЧИТЕЛЬ: КОРЖАВИНА Ж.А.

  • ПРЕДМЕТ: Внеклассное чтение
  • ТЕМА: Стихи о природе
  • ЦЕЛЬ: Показать красоту русской природы через исполнение стихов, слушание музыки, рисование.
  • ЗАДАЧИ: Учить выразительному исполнению стихотворений
  • Воспитывать любовь к родной природе
  • Развивать речь, воображение, внимание
  • ХОД УРОКА

Чтение учителем стихотворения Б. Заходера «Что красивее всего?»

  1. Ребёнок спросил ни с того, ни с чего:
  2. — А ну – ка, скажи, что красивей всего?
  3. Да, вот так вопрос: «Что красивей всего?»
  4. Ответить я сам не сумел на него.
  5. И вот я решил послушать ответы
  6. Других обитателей нашей планеты.
  7. Деревья и травы сказали в ответ:

— Да что же прекрасней, чем солнечный свет!?

— Да что же прекрасней ночной темноты?! –

Откликнулись Совы, Сычи и Кроты…

— Леса! – ответили мне Волк и Лиса.

Орёл с высоты процедил: — Небеса!

— По–моему, море! – ответил Дельфин.

— Мой хвост, без сомненья! – крикнул Павлин.

  • Спрошу Мотылька – отвечает: — цветок! –
  • Спрошу у Цветка – говорит: — мотылёк! –
  • Кто славит поля, кто полярные льды,
  • Кто – горы, кто степь, кто – мерцанье звезды…
  • А мне показалось, что все они правы.
  • Все: Звери и Птицы, Деревья и Травы…
  • И я не ответил, увы, ничего

На трудный вопрос: «Что красивей всего?!»

— Ребята, а как бы вы ответили на этот вопрос: что красивее всего?

— О чём же будем говорить сегодня на уроке?

2. Работа с выставкой книг.

— Посмотрите на нашу выставку книг. Дайте название выставке. Все ли книги соответствуют нашей теме?

  1. — Какие темы можно выделить на нашей выставке?
  2. О природе – это, уточните, о чём?
  3. ▪Книги обсуждаются и распределяются на подтемы:
  4. — о животных;
  5. — о растениях;
  6. — о временах года.
  7. ▪Если большинство книг о весне, то они выставляются отдельной группой, которая получает название: «Стихи о весне».
  8. ▪Если есть стихи о явлениях природы (дождь, ветер, снег…) – группа «Явления природы».

3. Исполнение любимых стихотворений о природе.

— К сегодняшнему уроку вы учили стихи о природе и рисовали к ним иллюстрации, наблюдали, как поэты оживляют природу.

— Послушайте стихотворение моего любимого поэта С. Есенина «Нивы сжаты, рощи голы…». А что я представила, читая стихотворение, я изобразила на своих рисунках.

— Что самое главное в I части стихотворения? (Солнце).

— Какие слова оживляют солнце? (Колесом скатилось за синие горы).

— Что главное во II части? (Дорога).

Читайте также:  Конкурс чтецов в начальной школе. сценарий 1-3 класс

— Какие слова её оживляют? (Дремлет, мечтает).

— Что главное в III части? (Месяц – жеребёнок).

— Какие слова его оживляют? (Запрягается в сани).

— При помощи этих слов (учёные называют это олицетворением) природа в стихах приобретает живое лицо.

— На стихи поэтов композиторы сочиняют музыку, художники пишут картины.

— Послушаем песню на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…» и посмотрим картины русских художников.

— О каком времени года шла речь? (Об осени).

— Прочитайте свои стихи о природе; постарайтесь при исполнении передать свои чувства и настроение. (Дети читают стихи, показывают свои иллюстрации к ним).

  • 4. Физкультминутка «Зимняя зарядка»
  • А сегодня у зимы — новоселье,
  • Мы с тобой приглашены на веселье.
  • Дом построен из сугроба.
  • А какой вышины?
  • Вот такой вышины!
  • Белый коврик у порога.
  • А какой ширины?
  • Вот такой ширины!
  • Погляди – ка, потолки ледяные
  • Высоки – превысоки, кружевные!
  • Мы по лестнице шагаем,
  • Выше ноги, топ – топ.
  • Двери комнат отворяем,
  • Справа – хлоп, слева – хлоп.
  • — Здравствуй, зима!
  • Ты хозяйке поклонись – ка:
  • — Здравствуй, зима!

— Мы живём на севере. И у нас в Архангельской области есть свои поэты. С одним из них мы уже знакомы. Это Николай Рубцов. Родился он в селе Емецке Холмогорского района. Давайте исполним его стихотворение «Про зайца», которое учили на уроке литературного чтения.

5. Работа в группах и парах.

а) Разгадывание ребусов.

— Фамилия какого поэта спрятана в ребусе? Найдите это стихотворение в учебнике и подготовьтесь выразительно прочитать его.

1 ряд. Толстой А.К. «Вот уж снег последний…»;

2 ряд. Шибаев А. «Переполох»;

3 ряд. Рахманов В. «Одуванчик».

б) — Послушайте стихотворение. Найдите рифмующиеся слова. Записывайте у этих слов только последний рифмующийся слог (в строчку, одинаковые слоги пишем один раз).

  1. Чёрный ворон на дубу
  2. С белой крапинкой на лбу.
  3. От дождя блестит кора,
  4. Вдалеке видна гора.
  5. Нелегко туда пройти,
  6. Мост разрушен на пути.
  7. В замке светится окно,
  8. А в горах уже темно.
  9. Превосходная картина?

Кто художник? (Буратино).

в) — Буратино вам приготовил задание на карточках. На одной – картинка, на другой – предложение. Попробуйте в группах сочинить четверостишие.

  • 1 ряд. К нам синичка прилетела…
  • 2 ряд. На окне сидела кошка…
  • 3 ряд. По весне проснулся мишка…

6. Слушание музыки и рисование.

— Закройте глаза и послушайте музыку. Что вы себе представили? (Вьюгу).

— Как вы определили, что это вьюга? (Слышен свист ветра, вьюга стонала, выла…).

— Нарисуйте то, что вы представили. Какая картина возникла в вашем воображении. (Звучит музыка, дети рисуют ватными палочками белой краской на листах, на которых предварительно ими был нанесён фон).

7. Выставка рисунков. Обсуждение. Свободное высказывание своих мыслей.

8. Итог урока.

— В любое время года, в любое время суток наша природа прекрасна.

— Вы сегодня не только исполняли стихи, но и пробовали быть поэтами и поняли, что это нелегко. Побывали в роли художников и ваши рисунки рассказали о ваших чувствах.

  1. — Я хочу сказать, что только чуткие, наблюдательные и внимательные люди могут подметить в природе то, что не каждый может увидеть.
  2. — И наш урок я хочу закончить словами Кондратия Рылеева: «Поэтом можешь ты не быть, но человеком быть обязан».
  3. — Давайте любить нашу природу, беречь её и тогда природа раскроет нам все свои тайны.

Источник: https://infourok.ru/urok-na-temu-stihi-o-prirode-678315.html

Конспект урока по литературному чтению "А. Майков "Весна", Т. Белозёров "Подснежники" 1 класс

Учебник «Литературное чтение» 1 класс

Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий

Тема: А. Майков «Весна», Т. Белозёров «Подснежники»

Цель урока: организовать деятельность обучающихся для знакомства с произведениями А. Майкова «Весна», Т. Белозёрова «Подснежники»

Оборудование: презентация к уроку, пьеса П. И. Чайковский «Подснежник», репродукция картины В. М. Васнецова «Снегурочка».

II. Положительный настрой на урок

— Но я вам предлагаю выйти к доске. Ребята, сегодня у нас на уроке литературного чтения присутствуют гости. Я смотрю на ваши лица и вижу маленькие солнышки, которые озарились лучистыми улыбками. Эти улыбки вы дарите нашим гостям, мне и друг другу. Займите, пожалуйста, свои места.

— У нас замечательное настроение. Я вам предлагаю прочитать эти строки.

(Дети читают хором стихотворение за учителем) Слайд 1

— Ваши глазки-лучики засветились хорошим настроением. А всё потому, что слова для нашего приветствия мы подбирали светлые. Какие ещё? Продолжите дальше (добрые, ласковые, поднимающие настроение).

— Сегодня мы продолжим работу, которую начали с вами на прошлом уроке. Давайте вспомним. Поиграем в игру «Доскажите словечко».

Читает ученик, хором досказать словечко. Слайд 2. Картинки о весне

  • Если речка голубая пробудилась ото сна
  • И бежит в полях, сверкая,-
  • Значит к нам пришла…
  • Если снег везде растаял,
  • И трава в лесу видна,
  • И поёт пичужек стая –
  • Значит, к нам пришла…
  • Если солнце разрумянит
  • Наши щёки докрасна,
  • Нам ещё приятней станет –
  • Значит, к нам пришла…( Некрасова Л.)

— Так о чём мы читали произведения?

— А какое время года у нас сейчас? Докажите.

— Вот и весна пришла в наши края. Весна — это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.

— Как вы думаете, почему?

— С приходом весны у людей усиливается вера, надежда на что-то лучшее. Поэтому весну всегда ждут с нетерпением.

  1. — Вспомните, а как мы с вами встречали весну?
  2. Слайд 3 . Видео, праздник Масленница
  3. — Какое у нас было настроение?

— У вас на партах лежат карточки. Что на них написано?

— Расположите названия весенних месяцев в нужном порядке.

— Проверьте друг друга, как выполнили задание.

Взаимопроверка. Проверка на слайде.

Слайд 4. Один ученик работает на интерактивной доске, выставляет по порядку весенние месяцы.

  • — А теперь посмотрите на доску.
  • — Вы согласны?
  • — Назовём месяцы по порядку хором.

IV. Самоопределение к деятельности. Сообщение темы и целей урока

— Какие это месяцы?

— Чему будут посвящены произведения, с которыми мы познакомимся сегодня на уроке? Вы догадались?

— Многие поэты с любовью и нежностью в стихах воспевали весну. Сегодня мы познакомимся с произведениями известных поэтов А. Майкова, Т. Белозёрова. 

  1. Слайд 5. Портреты поэтов
  2. — Вы хотите прочитать их произведения?
  3. — Чему вы хотите научиться на уроке?
  4. V. Погружение в тему

— Отгадайте загадку. Слайд 6. Читает ученик

  • Из-под снега расцветает,
  • Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
  • Слайд 7. Картинки нескольких цветов
  • — Назовите одним словом, что это.
  • — Назовите номера картинок, на которых изображены подснежники.
  • Слайд 8. Остались картинки нескольких подснежников

— Правильно. Подумайте, почему этот цветок так назвали?

— С давних пор подснежники считают цветами надежды, символом весны. Пётр Ильич Чайковский посвятил этому удивительному цветку пьесу, которая так и называется «Подснежник».

— Закройте глаза и вслушайтесь в музыку, нарисуйте картины в своём воображении.

Слайд 9. Звучит пьеса «Подснежник» П. Чайковского

  1. — Что представили себе, слушая музыку?
  2. — Каким чувством наполнен музыкальный пейзаж?
  3. — А я знаю, что вы дома вместе с родителями выполняли работу на тему «Весна», посмотрим.

Открыть доску. Выставка рисунков на тему «Весна. Первые цветы».

— Что вы изобразили?

— Чайковский показал приход весны музыкой, а вы чем?

— У нас получилась полянка весенних цветов. Вам нравится она?

VI. Работа над стихотворением А. Майкова «Весна»

1. Первичное чтение стихотворения А. Майкова «Весна»

— Строки, которые поместил Чайковский перед нотной записью вы найдёте в учебнике на стр. 66. (Стихотворение Аполлона Майкова «Весна»)

  • — Прочитайте название стихотворения.
  • — Кто автор?
  • — Аполлон Майков жил несколько десятков лет назад, но до сих пор в школе изучают его творчество.

— Прочитаем его стихотворение. Постарайтесь представить себе картину, описанную автором. 

Самостоятельное чтение шёпотом

2. Первичная беседа. Обмен впечатлениями

— Поделитесь своими мыслями о стихотворении. Чем вам понравилось это стихотворение?

— Стихотворение, музыка души поэта.

— Какое настроение автора вы почувствовали? Обоснуйте свой выбор.

— Какие чувства возникли в вашем сердце?

(Изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование. Чувство грусти, так как сейчас зима, а хочется, чтобы была весна, как в стихотворении. Чувство изумления оттого, что при помощи обычных слов А. Майков написал такое красивое стихотворение)

  1. — Какие картины возникли в вашем воображении после прочтения этого стихотворения?
  2. 3. Хоровое чтение
  3. — Прочитаем стихотворение хором, передавая настроение автора.

4. Работа по содержанию. Анализ стихотворения

— Какие образы присутствуют в стихотворении? (Образы подснежника и снега.)

Какое слово помогает представить последний снежок? (Сквозистый.)

  • Слайд 10. Рыхлый снег
  • — Как вы понимаете это слово? (Рыхлый, неплотный)
  • VII. Физкультминутка
  • Первый класс внезапно ожил,
  • На подснежники он похожий.
  • — Представьте, что каждый из вас подснежник. Тянитесь к солнышку, пробивайтесь из-под снега (волнообразные движения руками вверх на носочках)
  • 5. Продолжение работы

— Посмотрите за окно. А есть ли снег во дворе?

  1. — Как думаете, какой он?
  2. — А хотите сквозистый снежок потрогать?
  3. (Дети подходят к учительскому столу, трогают снежок в пластмассовой коробочке)
  4. — Какой снег на ощупь?
  5. — А почему он такой?
  6. (Солнце светит, проходит сквозь, и снежок подтаивает, становится рыхлым, неплотным, крупинками)

— Теперь вы согласитесь с мнением автора, что весенний снежок сквозистый? Мы с вами это доказали?

— А как вы думаете, легко ли подснежнику пробиваться сквозь такой снег?

— А что помогает ему появиться на свет?

— Старается подснежник нас обрадовать своей красотой. А вы чем должны радовать своих родителей, учителей и себя.

  • — Учёба – это нелёгкий труд и вы, как подснежники, пробиваетесь сквозь тернии к знаниям.
  • 6. Выразительное чтение
  • — Прочитаем стихотворение выразительно.
  • — Постарайтесь при чтении передать чувства автора и свои, которые возникли у вас в душе. (Стихотворение читают 2-3 ученика)

VIII. Работа над стихотворением Т. Белозёрова «Подснежники»

1. Первичное восприятие стихотворения Т. Белозёрова «Подснежники»

  1. Чтение стихотворения Тимофея Белозёрова «Подснежники» учителем наизусть.
  2. Слайд 11. Репродукция картины Васнецова «Снегурочка»
  3. — Какое настроение возникло у вас?
  4. — О чём говорится в этом стихотворении?
  5. — Прочитайте стихотворение и найдите, какие образы создал автор в этом стихотворении?
  6. Самостоятельное чтение стихотворения
  7. — Какие образы создал автор в этом стихотворении?
  8. — Что говорится о Снегурочке?
  9. — Почему она плакала?
  10. — Так с кем сравнивал автор тающий снег?
  11. — С чем сравнивает поэт подснежники?
  12. — Можно ли сравнить стихотворение со сказкой?
  13. (Снегурочка — сказочный персонаж, произошло волшебство)
  14. — Над этим стихотворением мы будем работать на следующем уроке.
  15. 2. Знакомство с Красной книгой
  16. — Какой цветок заметили Майков и Белозёров?
  17. — Если мы окажемся в весеннем лесу, мы все начнём собирать подснежники?
  18. — Почему? 
  19. Слайд 12. Красная книга
  20. — Послушайте стихотворение. (Читает наизусть подготовленный ученик)
  • Если я сорву цветок,
  • Если ты сорвёшь цветок,
  • Если все: и я, и ты,
  • Если мы сорвём цветы-
  • Опустеют все поляны
Читайте также:  Памятка для родителей. возрастные особенности детей 4-5 лет

И не будет красоты! (Т. Собакин)

— Чему учит это стихотворение?

— Как нужно относиться к окружающей природе?

— Подснежник – редкое растение, многие виды его находятся на грани исчезновения. Поэтому оно и занесенное в Красную Книгу — это список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений.

  1. — С какими произведениями познакомились на уроке?
  2. — Какого жанра эти произведения?
  3. — О чём эти стихотворения?

— Посмотрите на свои подснежники. Найдите строки в стихах, которые бы вы поместили под своими рисунками.

— Какое стихотворение понравилось вам больше всего? Обоснуйте свой выбор.

— Захотелось ли вам его выучить наизусть?

X. Рефлексия. Самооценка

  • — Какое настроение было у вас в начале урока?
  • — Изменилось ли оно у вас? Покажите сигнальной карточкой
  • — Кто на уроке чувствовал себя уверенно?
  • — Кто немножко волновался?

— Пусть ваша жизнь с приходом весны станет радостнее, милее, интереснее, богаче впечатлениями и наблюдениями. С родителями сходите на прогулку, вдохните запахи весны, послушайте её голоса.

Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_a_majkov_ve_152757.html

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Вн. чтение № 3 Стихи русских поэтов об осени ."( 3 класс, литературное чтение)

Урок внеклассного чтения.                                     16.09.18
Вн. чтение № 3
Стихи русских поэтов об осени .
Цели урока: ознакомить со стихами и рассказами об осени А.С. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Майкова, А. 
Толстого, К. Бальмонта, С. Есенина,М.

Пришвина и других русских поэтов и писателей; раскрыть прелесть
и образность художественных описаний природы, давать словесные иллюстрации; развивать речь, 
воображение, образное мышление; воспитывать любовь к природе, учить видеть ее красоту.
Оборудование: детские рисунки об осени, портреты русских поэтов и писателей, аудиозаписи Вивальди 
«Времена года. Осень», П.И.

 Чайковского «Осенняя песня»
                                                      Ход урока
1.Организация класса.
Осень чудная пора,
Погулять зовет она.
Соберу ­ ка я друзей,
И отправимся скорей.
2.Мотивация
— Прочитайте слоги. Составьте из них слова, соединяя «пазлы», подходящие друг другу
 (Листопад, дожди, лужи, заморозки, урожай, осень.)(
3.

Сообщение цели урока
Какое слово здесь ключевое? (Осень.)
­О чем мы сегодня будем читать стихи? (Об осени, осенних изменениях в природе.)(слайд 4)
На фоне музыки П.И. Чайковского «Осенняя песня» читаю стихотворение 
В. Авдиенко «Осень»( 
Ходит осень по дорожке,
Промочила в лужах ножки.
Льют дожди, и нет просвета.
Затерялось где­то лето.
Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросил.
Под ногами коврик новый,
Желто­розовый, кленовый.
4.Работа над темой урока
1).Беседа.
Об осени говорят: дождливая, сырая, слякотная. Осень не любят потому, что кончилось теплое время, 
закончились каникулы. Но об осени говорят и по­другому: золотая, багряная, кормилица!
­А вы любите осень? (Ответы детей.

)
Великие русские поэты часто обращались в своих стихах к данной теме. Читая эти стихи, можно 
почувствовать разное настроение: восхищение, грусть, печаль об ушедшем лете, ожидание чуда…
Давайте послушаем стихи, которые вы читали дома, попытаемся уловить настроение, которое хотел 
передать поэт.
2).Чтение стихов детьми, анализ.

(Сначала два разных по настроению стихотворения читают два подготовленных ученика).
Осень 
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
(С. Пушкин)
­ Какие краски осени вы увидели, слушая это стихотворение? (Красная, желтая, темно­синяя.)
­  Какие выражения, сравнения помогли в этом? (Багрец, золото, мглой волнистою.)
­ Какое настроение вызвало у вас это стихотворение? (Грусть, восхищение, радость, тоска.

)
— Почему такие разные чувства вызвало стихотворение? Какие слова, образы передают грусть, тоску? 
(Унылая пора, увяданье, седой зимы у грозы.)
— А восхищение, радость? («Очей очарованье», «прощальная краса».)
— В стихотворении А.С. Пушкин использует олицетворение. Какому неживому явлению придаются, 
приписываются человеческие черты? (Седая зима, в золото одетые леса).

     Как вы понимаете 
последнюю строчку? (Скоро станет холодно, выпадет снег, будут дутьхолодные ветры.)
— Какое короткое, образное выражение «седой зимы угрозы», а сколько картин оно рисует!
— Какую иллюстрацию из представленных рисунков вы выберете? «Подпишите» рисунок словами, 
прочитайте строчки из стихотворения.

 (Дети выбирают рисунки и обосновывают свой ответ, подбирая 
строчки из стихотворения).
Нивы сжаты 
 Нивы сжаты, рощи голы,
 От воды туман и сырость, 
Колесом за сини горы
 Солнце тихое скатилось
 Дремлет взрытая дорога.

 
 Ей сегодня примечталось,
 Что совсем­совсем немного 
 Ждать зимы седой осталось,
Ах, и сам я в чаще звонкой 
Увидал вчера в тумане:
 Рыжий месяц жеребенком  
 Запрягался в наши сани.
(С. Есенин)
— Какую картину представили вы, слушая это стихотворение? (Грустное, тоскливое.)
— Нарисуйте словами, что вы представили. (Словесное рисование картин из стихотворения).

— Какие краски вы использовали бы на уроке рисования, иллюстрируя стихи? (Серая, черная, 
коричневая, темно­синяя.)
— Назовите строчки, подтверждающие ваши слова. («От воды туман и сырость», «дремлет взрытая 
дорога», «нивы сжаты».)
Какое интересное сравнение передает поэт, чтобы показать время суток? («Колесом за сини горы солнце 
тихое скатилось».

)
Найдите строчки, в которых используется прием олицетворения. («Дремлет… дорога», «ей… 
примечталосъ», «зимы седой»)
­Какую иллюстрацию вы выбрали бы к этому стихотворению?(слайд 9)
3). Чтение стихов детьми класса.
Работа идет по плану:
 Чтение стихов наизусть.
Рассматривание портрета писателя.
( словесное рисование картин.

Нахождение ярких эпитетов, олицетворений, сравнений,
объяснение их смысла, подбор синонимов.)
4).Работа в группах
 Подберите эпитеты­образные выражения к слову «Осень». Осень (какая?) золотая, поздняя, 
дождливая, грустная, унылая, красивая, урожайная, чудесная, красная, грибная, ароматная.
 Составьте пословицы:
Осень велика,                   зима долга
Осень идет,                       за собою дождь ведет

Осень прикажет,               весна свое скажет
Осень ­                          перемен восемь
Осенний дождь мелко сеется,                   да долго тянется
­ Объясните значение одной из пословиц.
 Составьте четверостишие об осени из слов: осень, подарки, яблоки, груши, добрая, любим кушать
 Осень добрая пришла,
Нам подарки принесла.

Яблоки и груши
Очень любим кушать.
 Прослушивание аудиозаписи «Времена года. Осень» Вивальди.
­Какие картины навеяла вам эта музыка?
 ­Кого вы услышали, увидели?
­Какие строчки прочитанных сегодня стихов изображает музыка?
­Как меняется настроение в этом музыкальном произведении? Почему? (Осень бывает разная: золотая, 
поздняя, дождливая.

)
­ Есть такая пословица: «Осень — перемен восемь». Как вы понимаете ее смысл? (Погода осенью 
постоянно меняется: то тепло, то морозно, то ясно, то пасмурно, то летняя погода, то осенняя, 
выпадает первый снег, а днем оттепель.)
5).Рассказы об осени
­Осень воспевали не только поэты,ей посвящали свои строки и писатели.Давайте прочитаем как описывает
осеннее утро М.

Пришвин.(чтение цепочкой)
­Какое осеннее утро помог тебе увидеть писатель?
­Как падают с деревьев осенние листья?
­Что объединяет рассказ М.

Пришвина со стихами русских поэтов?
Физкультминутка(
Листья осенние тихо кружатся (дети кружатся на кончиках пальцев ног, руки ­ в стороны),
Листья нам под ноги тихо ложатся (приседают),
И под ногами шуршат, шелестят (движение руками вправо – влево),
Будто опять закружиться хотят (поднимаются, кружатся).
4.Закрепление.

 Игра «Брейн­ринг»
Давайте проверим, внимательны вы были на уроке, стихи каких авторов запомнили, каких поэтов, 
написавших об осени, знаете.
Задание будете выполнять в группах. Каждому ряду­группе присваивается свой цвет осеннего листочка —
желтый, зеленый, красный. Команда, выполнившая задание, поднимает листочек.

 Если  даётправильный, 
команда получает очко, если нет — слово передается другой команде.
1 вопрос
—Соедините линией название стихотворения и поэта, который его написал.
«Ласточки пропали…» К.Д. Бальмонт
 «Осенняя радость»   А.С.Пушкин
Ф.И.Тютчев «Листья»                                                       
С.А. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»  
НА.

 Некрасов «Перед дождем»         
А.Н. Плещеев «Уж небо осенью дышало…»  
А.А. Фет «Отдохну­ка, сяду у лесной опушки…»           
2 вопрос 
— Листопад засыпал листьями слова в некоторых строчках из стихотворении. Откройте их, вспомните 
пропущенные строки, назовите автора.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но ….. пора… (Дивная. Ф.И. Тютчев)
…… осень клены,
А ельник зелен и тернист;

Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист. (Румянит. А.Н. Майков)
Осень. Обсыпается высь наш ……. сад.
Листья пожелтелые по ветру летят… (Бедный. А.К. Толстой)
….. солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы. (Редкий. А. С. Пушкин)
Стаи птиц улетают
 Прочь за синее море.'
 Все деревья блистают….. уборе.(Разноцветном.

К.Д.Бальмонт)
С вечера все спится,
 На дворе темно,
 Лист ….        валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно. (Сухой.АА. Фет)
3 вопрос 
Н а листках, которые вам раздадут, выписаны яркие эпитеты, сравнения, олицетворения из стихов. 
Назовите имя автора, которому принадлежат эти строки.
«Весь день стоит как бы хрустальный» ( Ф.И.

 Тютчев)
«Кисти ярко­красные вянущих рябин» (А. К. Толстой)
«И отдаленные седой зимы угрозы» (А. С. Пушкин)
«Скороосень проснется и заплачет  спросонья» (К.Д. Бальмонт)
«Ночьюветер злится  
Да стучит в окно» (А.А. Фет)
Ель надломленная стонет,
Тихо шепчет темный лес» (Н.А.

 Некрасов)
4 вопрос (слайд 20 )
О какой осенней поре вы услышали стихи? ( О начале осени, о поздней осени, о золотой осени — поре 
листопада.) Перед вами названия стихов об осени. Распределите их в 2 группы — стихи о золотой осени и
о поздней осени.
И . Тютчев «Есть в осени первоначальной. . .»
А. Некрасов «Перед дождем»
К.Д.

 Бальмонт «Осенняя радость»
Л. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»
Л.Н. Майков «Пейзаж»
 С.Л. Есенин «Нивы сжаты, рощи голы…»
Л. К. Толстой «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад…»
К ,Д . Бальмонт «К зиме»
5.Подведение итогов
I , Награждение команды­победителя.
2. Награждение лучших чтецов.
3.

 Беседа
— Стихи каких поэтов вы сегодня слушали?
—  Какое стихотворение понравилось больше всего, почему?
— Какие приемы используют поэты для передачи настроения, осенних картин? (Сравнение, эпитеты, 
олицетворения.)
6.   Домашнее задание
На уроках чтения вы закончили читать стихи и рассказы об осени.

В следующем разделе вы будете читать сказки и  рассказы русских писателей.
К следующему уроку внеклассного чтения прочитайте сказки А.С.Пушкина,нарисуйте иллюстрацию к 
понравившемуся отрывку.
7.Рефлексия.
      Сегодня я узнал….

Теперь я умею….
      Мне было интересно…
      У меня вызвало трудности….

Источник: https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_na_temu_vn_chtenie__3_stihi_russkih_poetov_ob_oseni__3_klass_literaturnoe_chtenie-292799

Презентация к уроку чтения (4 класс) по теме: Красота родной природы в стихах русских поэтов — презентация

1 Красота родной природы в стихах русских поэтов Презентацию подготовила учитель начальных классов МОУ СОШ 9 г. Балахна Кокуркина Е. Г г.

2 Зима Чудная картина, Как ты мне родна : Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. А. Фет. Зимним холодом пахнуло На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло. И сегодня над широкой Белой скатертью полей.

Мы простились с запоздалой Вереницею гусей. А. Бунин

3 Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл — и вот сама Идёт волшебница — зима, Пришла, рассыпалась ; клоками повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей вокруг холмов. Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою ; Блеснул мороз, и рады мы Проказам матушки — зимы. А. С. Пушкин

4 Чародейкою зимою Околдован, лес стоит — И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не мертвец и не живой — Сном волшебным очарован. Весь окутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой. Солнце зимнее ли мещет На него свой луч косой — В нём ничто не затрепещет ; Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой. Ф. Тютчев

5 Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром. На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой. И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне. А заря, лениво Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром. С. Есенин

6

7 Зима !..

Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь ; Его лошадка, снег почуя, Плетётся рысью как — нибудь ; Бразды пушистые взрывая, Летит кибитка удалая ; Ямщик сидит на облучке В тулупе, в красном кушаке, Вот бегает дворовый мальчик, В салазки Жучку посадив, Себя в коня преобразив ; Шалун уж заморозил пальчик : Ему и больно и смешно, А мать грозит ему в окно … А. С. Пушкин

8 Весна Распустились почки, лес зашевелился, Яркими лучами весь озолотился. На его окраине из травы душистой Выглянул на солнце ландыш серебристый, И открылись кротко от весенней ласки Милой незабудки голубые глазки. С. Д. Дрожжин

9 Голубенький, чистый Подснежник – цветок ! А подле сквозистый, Последний снежок … Последние слёзы О горе былом И первые грёзы О счастье ином. А. Майков

10 Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною … Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало, Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала … А. Плещеев

11 Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод, Эти ивы и берёзы, Эти капли – эти слёзы, Этот пух – не лист, Эти горы, эти долы, Эти мошки, эти пчёлы, Этот зык и свист, Эти зори без затменья, Этот вздох ночной селенья, Эта мгла и жар постели, Эта дробь и эти трели, Это всё – весна ! А. Фет

12 Зелень нивы, рощи лепет, В небе жаворонка трепет, Тёплый дождь, сверканье вод,- Вас назвавши, что прибавить ? Чем иным тебя прославить, Жизнь души, весны приход ? В. Жуковский

13 Травка зеленеет, Солнышко блестит ; Ласточка с весною В сени к нам летит. С нею солнце краше … И весна милей … Прощебечь с дороги Нам привет скорей ! Дам тебе я зёрен ; А ты песню спой Что из стран далёких Принесла с собой. А. Плещеев

14 Прошли дожди, апрель теплеет, Всю ночь – туман, а поутру Весенний воздух точно млеет И мягкой дымкою синеет В далёких просеках в бору. И тихо дремлет бор зелёный, И в серебре лесных озёр Ещё стройней его колонны, Ещё свежее сосен кроны И нежных лиственниц узор ! И. Бунин

15 Лето Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И куда ни глянешь — Всё кругом светло, По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Тёмные листы. И. Суриков

16

17 Смотри, как роща зеленеет, Палящим солнцем облита, А в ней какою негой веет От каждой ветки и листа ! Войдём и сядем под корнями Дерев, поимых родником,- Там, где, обвеянных их мглами, Он шепчет в сумраке немом. Над нами бредят их вершины, В полдневный зной погружены, И лишь порою крик орлиный До нас доходит с вышины … Ф. Тютчев « Смотри как роща зеленеет …»

18 Румяной зарёю Покрылся восток. В селе, за рекою, Потух огонёк. Росой окропились Цветы на полях. Стада пробудились На мягких лугах. Седые туманы Плывут к облакам, Гусей караваны Несутся к лугам. Проснулися люди, Спешат на поля, Явилося солнце, Ликует земля. А. С. Пушкин

19

20 Неохотно и несмело Солнце смотрит на поля. Чу, за тучей прогремело. Принахмурилась земля. Вот пробилась из — за тучи Синей молнии струя — Пламень белый и летучий Окаймил её края. Чаще капли дождевые Вихрем пыль летит с полей, И раскаты громовые Всё сердиты и смелей. Ф. Тютчев « Гроза »

21 Как здесь свежо под липою густою – Полдневный зной сюда не проникал, И тысячи висящих надо мною Качаются душистых опахал. А там, вдали, сверкает воздух жгучий, Колебляся, как будто дремлет он. Так резко — сух снотворный и трескучий Кузнечиков неугомонный звон. А. Майков

22 Осень

23 Слава тебе, поднебесный, Радостный краткий покой ! Солнечный блеск твой чудесный С нашей играет рекой, С рощей играет багряной, С россыпью ягод в сенях, Словно бы праздник нагрянул На златогривых конях ! Радуюсь громкому лаю, Листьям, корове, грачу, И ничего не желаю, И ничего не хочу ! И никому не известно То, что, с зимой говоря, В бездне таится небесный Ветер и грусть октября … Н. Рубцов « Сентябрь ».

24

25 Поспевает брусника, Стали дни холоднее, И от птичьего крика В сердце стало грустнее. Стаи птиц улетают Прочь, за синее море, Все деревья блистают В разноцветном узоре. Солнце реже смеётся, Нет в цветах благовонья. Скоро Осень проснётся И заплачет спросонья. К. Бальмонт

26 Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень, рыжая кобыла, чешет гривы. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг подков. Схимник – ветер шагом осторожным Мнёт листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу. С. Есенин « Осень ».

27 Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера … Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто всё – простор везде,- Лишь паутины тонкий волос Блестит на праздной борозде. Пустеет воздух, птиц не слышно боле, Но далеко ещё до первых зимних бурь — И льётся чистая и тёплая лазурь На отдыхающее поле … Ф. Тютчев

28 Осенние листья по ветру кружат, Осенние листья в тревоге вопят : « Всё гибнет, всё гибнет ! Ты черен и гол, О лес наш родимый, конец твой пришёл !» Не слышит тревоги их царственный лес. Под тёмной лазурью суровых небес Его спеленали могучие сны, И зреет в нём сила для новой весны. А. Майков

29 html html shtml html php html html %BE%D0%B9&img_url=cs9846.userapi.com%252Fu %252F %252Fx_f99880c4.jpg&pos=1488&rpt=simage %BE%D0%B9&img_url=cs9846.userapi.com%252Fu %252F %252Fx_f99880c4.jpg&pos=1488&rpt=simage html html

Читайте также:  Правила поведения в лесу для детей школьников

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1002911

Внеклассное чтение. Любимые стихотворения. Лирические произведения. — начальные классы, уроки

— Вам даны 2 столбика слов, в одном записаны авторы, а в другом названия произведений. Ваша задача соединить автора и произведение, которое он написал.

1. Ю. Яковлев             «Мама»

2. М.Ю. Лермонтов   «Когда волнуется желтеющая нив…»

3. С. Есенин                  «С добрым утром!»

4. М. Пришвин             «Моя родина»

5. И. Северянин            «Запевка»

6. И.С. Никитин            «Русь»

Все эти стихотворения или произведения вы уже прошли, вы их либо учили  наизусть, либо просто читали. Все эти произведения относятся к лирическим произведениям.

— А что такое лирическое произведение? Что такое лирика?

Стихотворения, которые вы изучали на прошедших уроках, были объединены общей темой? О чем в них рассказывалось?

Учебникстр.71

— А что такое родина именно для вас?

Многие поэты писали свои стихи о родине,  и сейчас я вам прочитаю одно из стихотворений  С. Михалкова «Россия».

С. МихалковРоссия

Россия, ты – великая держава,Твои просторы бесконечно велики.На все века себя ты увенчала славой.И нет другого у тебя пути.

Озёрный плен твои леса венчает.

Каскад хребтов в горах мечты таит.Речной поток от жажды исцеляет,А степь родная хлебушек родит.

Твоими городами мы гордимся.

От Бреста до Владивостока путь открыт.Тебя венчает славная столица,А Петербург историю хранит.

В земле твоей богатств поток неиссякаем,

К сокровищам твоим нам путь лежит.Как мало о тебе ещё мы знаем.Как много изучить нам предстоит.

-Сейчас я немного расскажу об авторе этого стихотворения С. Михалкове.

— О чем говорилось в стихотворении?

— Есть ли у вас любимые стихотворения?

— Слово «Лирика» произошло от названия музыкального инструмента – лиры. Под звуки лиры исполняли свои песни поэты Древней  Греции. Главной особенностью лирического произведения является то, что оно сообщает читателю не столько о событиях и фактах, сколько о чувствах, переживаниях и внутреннем мире героя.

  • — О природе, родине
  • Родина —  это то  место где ты родился или живешь.
  • Р: выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
  • П: составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи.
  • К: аргументировать собственную позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке решений.

Источник: https://mega-talant.com/biblioteka/vneklassnoe-chtenie-lyubimye-stihotvoreniya-liricheskie-proizvedeniya-79634.html

Конспект урока для 3 класса "Стихотворения русских поэтов о природе" скачать бесплатно на Alllessons.ru

  • Конспект урока чтения во 3 классе по УМК «Школа России».
  • Тема: Стихотворения русских поэтов о природе.
  • Планируемые результаты: Обобщить и систематизировать знания учащихся о творчестве русских поэтов.
  • Личностные УУД: Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование
  • личностного смысла учения.
  • Познавательные УУД: формирование умения выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать произведения, классифицировать произведения по заданным критериям.
  • Коммуникативные УУД: формирование умения оформлять свои мысли в устной форме, работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения.
  • Регулятивные УУД: формирование умение планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме.
  • Форма проведения: групповая работа.
  • Тип урока: урок закрепления полученных знаний.
  • Оборудование: контрольно-оценочные листы для групп, листы с заданиями для групп, плакат с правилами работы в группе, презентация.
  • Этапы урока.
Деятельность учителя. Деятельность обучающихся. УУД.
1 этап. Орг. момент. 2 мин.
  1.  — Доброе утро, ребята и уважаемые гости!
  2. Я очень рада встрече с вами.
  3. Надеюсь, что сегодняшний урок принесет нам радость общения друг с другом.
  4. Пожалуйста, садитесь!

— Мы начинаем  урок . Я желаю вам хорошо потрудиться на уроке.

Приветствуют гостей. Настраиваются на активную работу.
  • Регулятивные:
  • формирование способности к организации своей деятельности.
  • Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
2 этап. Целеполагание. 5мин. — Стоит АленаПлаток зеленый,Тонкий стан,Белый сарафан. (Берёзы) Слайд № 3

  1. Землю пробуравил,Корешок оставил,Сам на свет явился,
  2. Шапочкой прикрылся

(Гриб) Слайд № 4

  • Нет грибов дружней, чем эти, —Знают взрослые и дети.На пеньках растут в лемму,
  • Как веснушки на носу.

(Опята) Слайд № 5

  1. Вот он деревце качает
  2. И разбойником свистит,
  3. Вот последний лист срывает
  4. И кружит его, кружит. (Ветер) Слайд № 6
  5. — По какому признаку мы можем объединить все эти загадки? (О природе)
  6. — Ребята разгадайте слово, для этого переставьте местами буквы (этпо)
  7. — Какое слово получилось?
  8. Кого мы называем поэтом?
  9. — Дети может кто – то догадался, о чём мы будем говорить на уроке?
  10. — Назовите поэтов, которые писали о природе?
  11. — Ребята вы любите играть?

Сегодня урок пройдёт в игровой форме. Вы разделитесь на группы по рядам. После окончания игры, мы узнаем, кто же лучше всех в классе знает стихи русских поэтов о природе. Вспомним правила работы в группе. -Распределите роли в группе. — Ребята, посмотрите на игровое табло. (На доске.) 1. Узнай автора по отрывку произведения

2. Рифмы 3. Конкурс чтецов
4. Узнай — ка 5. Допиши имя 6. Угадай-ка

За каждый правильный ответ команда будет получать жетоны. В конце игры подсчитаем и узнаем, кто у нас победил. Удачи в игре!

  • — Результаты работы группы вы будете отражать в контрольно-оценочных листах.
  • Дети отгадывают загадки.
  • — О природе.
  • — Поэт.
  • — Это человек, который сочиняет стихи.
  • — Мы будем говорить о поэтах, которые сочиняют стихи о природе.

— Дети называют поэтов. (Есенин, Пушкин, Никитин, Тютчев.)

  1. — Да.
  2. Распределяются на группы по рядам.
  3. Дети проговаривают правила, опираясь на плакат.
  4. Дети распределяют между собой роли.
  5. Участники группы
  6. 1. Лидер
  7. 2. Организатор
  8. 3. Критик
  9. 4. Секретарь
  10. 5. Докладчик
  11. 6.Хранитель времени
  12. Результаты работы группы дети отражают в контрольно-оценочных листах.
  13. Результат
  14. 1.Продуктивность
  15. (правильность)
  16. 2.Дружелюбность
  17. 3. Сплоченность
  18. 4.Распределение ролей

5.Эмоциональное отношение (понравилась ли работа, довольны ли?)

  • Регулятивные:
  • планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме;
  • Коммуникативные: владеть диалогической формой речи; аргументировать собственную позицию.
  • работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных; точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  • Познавательные:
  • классифицировать произведения по заданным критериям; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме; выделять существенную информацию из текстов разных видов;

3 этап. Самоконтроль и коррекция. 28 мин.

— Узнай автора по отрывку произведения.3 мин

1. Поёт зима – аукает,

Мохнатый лес баюкает..

Сто звоном сосняка…

  1. Сергей Есенин
  2. 2. Вот моя деревня
  3. Вот мой дом родной,
  4. Вот качусь я в санках

По горе крутой..

  • И. Суриков
  • 3.И всё засуетилось,
  • Всё нудит Зиму вон —
  • И жаворонки в небе
  • Уж подняли трезвон.
  • Федор Тютчев

4.Ясно утро. Тихо веет

  1. Тёплый ветерок;
  2. Луг, как бархат, зеленеет,
  3. В зареве восток…
  4. Иван Никитин
  5. 5.Уж небо осенью дышало,
  6. Уж реже солнышко блистало,
  7. Короче становился день…
  8. Александр Пушкин
  9. Физ. минутка 3 мин
  10. Рифмы. 5 мин
  11. — Дополните рифмы, чтобы получились стихи.

1) «Прекрасный день», — сказал…..(тюлень)

  • 2) «Но дождь пойдет», — сказал….(бегемот, )
  • 3) «Пойду в вагон» — сказал… (питон)
  • 4) «Не торопись», — сказала… (рысь)
  • 5) «А я боюсь», — захныкал ….(гусь)
  • 6) «Ты всех смешишь», — сказала …. (мышь)
  • 7) «Игре конец!» — сказал … (скворец)
  • — Конкурс чтецов. 10 мин
  • — А сейчас выберите из команды одного чтеца для конкурса.
  • Конкурс « Узнай поэта». 5 мин
  • — На партах лежат карточки с биографическими данными
  • Один ученик читает, остальные отгадывают о ком идёт речь.
  • — Соедините автора и его стихотворение. 5 мин
  • 1.Ночью на полях, под напевы метели,
  • Дремлют, качаясь, березки и ели…
Федор Тютчев
  1. 2.Зима недаром злится,
  2. Прошла ее пора –
  3. Весна в окно стучится
  4. И гонит со двора…
Алексей Плещеев
  • 3. Сквозь волнистые туманы
  • Пробирается луна,
  • На печальные поляны
  • Льет печально свет она.
Александр Пушкин
  1. 4.Травка зеленеет,
  2. Солнышко блестит;
  3. Ласточка с весною
  4. В сени к нам летит.
Иван Бунин
  • 5.Кроет уж лист золотой
  • Влажную землю в лесу…
  • Смело топчу я ногой
  • Вешнюю леса красу…
Сергей Есенин

— Допиши имя.2 мин

Пушкин А…………… С…………

Тютчев Ф…………… И…………
Майков А………… Н…………
Есенин С……… А…………
Плещеев А………… Н…………
  1. — Дети называют автора стихов и выполняют задание.
  2. Дети выполняют задание, подбирают рифму.
  3. — Дети прослушивают стихи и выбирают лучшего.
  4. Один ученик выходит и читает, остальные отгадывают о ком идёт речь.
  5. Выполняют задание, соединяют автора и его стихи.
  6. Дети выполняют задание, заполняют таблицу.
  7. Регулятивные: планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; выполнять учебные действия в устной и письменной форме; вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.
  8. Коммуникативные:
  9. формирование умения аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров;
  10. точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;
  11. оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль
  12. Познавательные.
  13. Познавательные:
  14. классифицировать произведения по заданным критериям; строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной форме; выделять существенную информацию из текстов.

4 этап. Рефлексия.

  • 5 мин.
  • — Итак, наша работа подошла к концу.
  • Предлагаю вам оценить работу вашей группы.
  • — А теперь подсчитаем количество жетонов.
  • Пришло время наградить победителей в нашей игре.
  • — На этом наш урок окончен.
  • Дети подводят итоги, оценивают свою работу на уроке.
  • Дети получают грамоты.
  • Регулятивные:
  • совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
  • Коммуникативные:
  • аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров.
  • Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; регулирование поведения в соответствии с познанными моральными нормами и этическими
  • требованиями.

Источник: https://www.alllessons.ru/literature/konspekt-uroka-dlya-3-klassa-stihotvoreniya-russkih-poetov-o-prirode.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector