- Подготовительная работа: к занятию дети учат стихи Людмилы Громовой «Кто как зимует»
- Материал к занятию: аудиозапись «Три белых коня» из «Чародеи», снег, иллюстрации со снежинками.
Ход занятия на тему «Зима»
Занятие 1. Вступление Играет песня «Три белых коня» из фильма «Чародеи»
Прослушать песню можно в плеере ниже
[audio:tri_belyh_konya_-_Tri_belyh_konya.mp3]Занятие 2. Беседа — Про каких коней поется в песне? (декабрь, январь и февраль) — Да, про три зимних месяца. Первый месяц зимы – декабрь. В этом месяце зима покрывает снегом землю, деревья, дома.
Солнце на небе появляется очень редко, поэтому этот месяц раньше «хмурень», что значит хмурый. Дни короткие, ночи длинные. Ночью мороз крепчает. К концу декабря дни постепенно начинают прибавляться. Второй месяц зимы – январь.
Крепчают морозы, поэтому раньше его называли «лютень», что значит лютый, суровый. Небо ночью темное с яркими звездами. Последний зимний месяц – февраль. Этот месяц славится метелями и вьюгами, наметая огромные сугробы. Поэтому в далекие времена его называли «снеговеем».
День уже достаточно сильно прибавился. Солнце начинает пригревать чаще, поэтому снег начинает подтаивать, становиться темнее, сугробы оседают.
- — У нас зима длится три месяца, а есть такие места на планете, где она никогда не заканчивается.
- Занятие 3. Игра «Скажи наоборот»
Занятие 4. Беседа. — Хлопья белые летят, Тихо падают, кружат. Стало всё кругом бело.
Чем дорожки замело? (Снегом)
— Откуда появляется снег? Из чего он состоит? (Воспитатель вешает на доску изображения разных видов снежинок)
— Зимой холодно, поэтому в облаках капли воды замерзают и превращаются в снежинки. Посмотрите на иллюстрации. Их форма все время меняется, пока они долетают до нас. Когда на улице мороз и совсем нет ветра, снежинки летят неторопливо, по одной и имеют форму звездочек. Их можно разглядеть, поймав на варежку.
Они не похожи друг на друга, но каждая красива по-своему. В слабый мороз снежинки напоминают шарики, которые называют «снежная крупа». Сильный ветер обламывает лучики, и снежинки превращаются в «снежную пыль». Почему хрустит снег в мороз? Это обламываются лучики, когда мы наступаем на них.
Когда на улице тепло, снег летит хлопьями – снежинки слипаются и образуют пушистые комочки.
- — Давайте представим себя снежинками и полетаем как они.
Занятие 5. Физкультминутка «Снежинки»
Занятие 6. Опыт со снегом. — Возьмите в ладоши немного снега и подержите его. — Что произошло со снегом? — Во что он превращается? Почему? — Какой снег, когда тепло на улице? — А в морозную погоду?
- — В какую погоду получится играть в снежки и лепить снеговиков?
Занятие 7. Отгадывание загадок. — Чем еще можно заниматься зимой на улице?
- (Загадки про лыжи, коньки, снеговика, санки, сноуборд, хоккей)
Занятие 8. Стихи про птиц и животных зимой — Как люди одеваются зимой? — А что делают животные, чтобы пережить зиму, ведь им приходится совсем не сладко? — Давайте послушаем стихи про то, как животные и птицы зимуют.
Есть люди, которые заботятся о диких животных – заготавливают для них сено, привозят комбикорм в лес. А как можно позаботится о птицах?
Стихи про зиму смотрите здесь
Занятие 9. Итог — Как интересно и познавательно прошло сегодняшнее занятие. Мы говорили о времени года – зима, о трех зимних месяцах, о снежинках и их форме в разную погоду, о зимних развлечениях, о том, как зимуют звери и птицы и как человек может им помочь пережить зимнюю стужу.
Видео занятие на тему «Зима» в ДОУ
Источник: https://bebiklad.ru/14-shkola/zanyatie-v-podgotovitelnoy-gruppe-na-temu-zima
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: «Зима»
- Колчеданцева Нина Ивановна,
- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 39»
- комбинированного вида г. Тюмени
Задачи: закрепить знания о зиме и жизни животных в это время года. Побуждать детей к игровому и речевому взаимодействию через элементы драматизации сказки «Зимовье». Учить детей передавать интонацией характер персонажей.
Развивать речевое внимание, фонетический слух, связную, диалогическую речь детей. Активизировать предметный, качественный, глагольный словарь по теме «Зима».
- Воспитывать чувство дружбы, любви и бережного отношения к природе.
- Оборудование: костюмы Снеговика и Зимушки-зимы; ведерко со снежинками; снежный комочек; картинки с зимними забавами.
- Ход занятия.
Дети сидят на стульчиках на ковре. Перед ними зимний лес, деревья все в снегу, сугробы.
- -Дети, сегодня к нам на занятие пришёл снеговичок.
- Снеговик: Здравствуйте, дети!
- Снеговик я не простой,
- Прихожу я к вам зимой
- С ней мы давние друзья
- Вас приглашаю в сказку я.
- -Ребята, посмотрите, что у меня в ведёрке?
- Дети: Снежинки.
- Снеговик: Подставьте свои ладошки, и я вам дам всем снежинки.
- Теперь у каждого из вас есть снежинка, а вот когда много-много снежинок падает с неба, что мы говорим?
- Дети: Снег идёт.
- Снеговик: Всё кругом белым бело, всюду снегом замело.
- А какой бывает снег?
Дети: Белый, пушистый,серебристый,сверкающий, мягкий, твёрдый, колючий, мокрый, мохнатый, молочный, чистый, лёгкий, воздушный, тяжёлый и т.д.
Снеговик: Молодцы! В моём ведёрке есть волшебный снежный комочек, он нам покажет дорогу в царство зимушки-зимы.
Комочек покатился и здесь остановился. Зачем ты нас сюда привёл?
А-а, он хочет,чтобы мы выполнили вот это задание. (снеговик достаёт из-под сугроба снежинку, на которой написано задание и читает)
Подбери родственные слова к слову- зима.
Дети: Зимний, зимняя, зимушка, зимник, зимовка, зимовье и т.д.
Снеговик:Молодцы! Комочек опять покатился и здесь остановился. Ещё одно задание. Расскажи стихи о зиме. Ребята, а вы знаете стихи о зиме?
Дети: Да. (рассказывают стихи) А.С.Пушкин «Зима. Крестьянин торжествуя…»; Ф. Тютчев «Чародейкою зимою»; С.Есенин «Белая берёза».
Снеговик: Какие красивые стихи, как хорошо вы их рассказывали! А что значит «Бразды пушистые взрывая»(дети отвечают). «Словно цепью пуховой»; «Горят снежинки в золотом огне»(дети отвечают).
Молодцы, вижу любите вы зиму. А какая она?
Дети: Холодная, волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая и т.д.
- Снеговик: За что же вы её любите?
- Дети:Зимой можно покататься на лыжах, санках, коньках, с горки на ледянках, поиграть в хоккей.
- Снеговик: Скажите, а как называют человека, который занимается лыжным спортом(дети отвечают-лыжник); а на коньках(конькобежец); на санках(саночник); человек на коньках с клюшкой(хоккеист).
- -Вы молодцы, но что-то я устал, давайте поиграем в игру «Весёлые снежинки», берите свои снежинки и вставайте в круг.
- Физпауза.
- Мы снежинки, мы пушинки(идут по кругу)
- Покружиться мы не прочь (кружатся)
- Мы снежинки-балеринки,
- Мы танцуем день и ночь (покачиваются со снежинками)
- Встанем вместе все в кружок,
- Получается снежок (идут в круг, вытягивая вперёд снежинки)
- Мы деревья побелили (движения руками вверх и вниз)
- Крыши пухом замели(руки над головой)
- Землю бархатом укрыли
- И от стужи сберегли(присесть , положить снежинки и сесть на стульчики)
- Снеговик: Вот мы с вами и попали в царство зимушки-зимы.
- Ребята, а вы любите сказки о зиме?
- Давайте посмотрим одну из них. А называется она «Зимовье»
- А вы знаете, что такое « зимовье»? (дети отвечают)
- Где же будут зимовать животные в этой сказке, мы узнаем, посмотрев её.
- -Инсценировка сказки «Зимовье»
- Я Борька-бык,
- А я – барашек Яшка,
- Я Котофеич — кот милашка,
- Голосистый петушок-
- Петя-красный гребешок.
- А я Хавроньюшка- свинья,
- Развесёлые друзья.
- Мы трудимся, стараемся,
- Высокий строим дом.
- Мы трудимся, стараемся,
- Чтоб звери жили в нём.
- Мы дружные зверята,
- Не ссоримся совсем.
- Мы дружные зверята.
- Скажите это всем.
Снеговик: Хорошая сказка, поучительная. Чему она нас научила?
- Дети: Жить дружно, в согласии, защищая друг друга.
- Снеговик:А давайте вспомним пословицы о дружбе.
- Дети: «Где лад, там и клад».
- «Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен».
- «Согласному стаду и волк не страшен».
- Снеговик: Я думаю, что вы тоже будете такими же дружными и жить в согласии, а мне пора возвращаться.
- «До свидания, друзья!
- В своё жилище мне пора.
- А вы меня не забывайте
- И почаще навещайте».
- Литература:
- Т.А. Шорыгина «Какие месяцы в году». Путешествие в мир природы. Развитие речи.
- Владимирская Л.А. «От осени до лета»
- Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста.
- Елжова Н.В. Праздник круглый год. Методическое пособие.
Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал: — Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
— Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.
Источник: http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/konspektyi-istsenarii/konspektyi-zanyatiy-po-razvitiyu-rechi/news6759.html
Конспект итогового комплексного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима»
Авторы занятия: воспитатель Платонова Анжелика Геннадьевна, музыкальный руководитель Михайлова Наталья Николаевна, МДОУ «Детский сад комбинированного вида №8» г. Сергиев Посад.
Программное содержание:
Воспитывать в детях чувство прекрасного, любовь к природе, к родному краю через изобразительное искусство, музыку, поэзию.
Развивать умение давать эстетические оценки, высказывать суждения, соотносить по настроению образцы живописи, музыки, поэзии. Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ.
Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, пении песен; прививать чуткость к поэтическому слову.
Учить детей различать оттенки настроений, смену характера музыки. Передавать настроение, характер музыки в пении, в движении, танце. Создавать собственные танцевальные импровизации.
Обогащение и активизация словаря:
Старинные названия месяцев: хмурень, лютовей, снеговей; балет, балерина, лазурь.
Репродукции картин:
И.Вельц «Иней»; И.Грабарь «Февральская лазурь»; А.Саврасов «Зима».
Аудиозапись музыкальных произведений: П.И. Чайковский «Зимние грезы», «На тройке»; А.Вивальди «Зима»; Свиридов «Метель» (вальс).
Видеозапись фрагмента из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского «Снежная буря».
Оборудование и материалы:
Музыкальный центр, компьютер, султанчики (белые и серебристые).
Предварительная работа:
Наблюдения за зимними явлениями в природе. Рассматривание репродукций картин, изображающих зимний пейзаж; прослушивание музыкальных произведений на тему зимы.
Чтение стихотворений о зиме, беседа о содержании, разъяснение незнакомых слов. Заучивание наизусть стихотворений, песен, пословиц о зиме. Просмотр фрагментов из балета «Щелкунчик» П.И. Чайковского в видеозаписи.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под музыку, приветствуют гостей.
Воспитатель:
Ребята, скажите пожалуйста какое сейчас время года? (Зима). Да, но зима к сожалению заканчивается, и я бы хотела, чтобы мы сегодня напоследок вспомнили о зиме и поговорили об этом замечательном времени года. Ребята, а вы любите зиму? Почему? (Ответы детей).
Действительно, зима веселая пора. На нашей огромной планете под названием Земля, много разных стран, но в каждой стране зима разная. Есть такие страны, в которых никогда не бывает снега. Их так и называют – жаркими странами. Ребята, а мы с вами в какой стране живем?
Скажите пожалуйста какая же у нас русская зима?
- Ответы детей:
- Белая, пушистая, серебристая, холодная, снежная, красивая, студеная, волшебная, сказочная, морозная, вьюжная, сверкающая, суровая, веселая.
- Воспитатель:
Да, ребята, вы правы действительно зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, с метелями и с капелью, со снегом хрустящим.
(Педагог предлагает детям сесть на коврик и поговорить, садится сама).
Воспитатель:
У каждого времени года есть свои 3 месяца. Назовите все зимние месяца.
- Ответы детей:
- Декабрь, январь, февраль.
- Воспитатель:
Ребята, а в старину, в народе декабрь назывался «хмурень». Как вы думаете, почему? (Ответы детей) Правильно, потому что в декабре сквозь низкие серые облака редко проглядывает солнышко, хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные, смеркается рано.
А январь в старину называли «лютовей». Как вы думате, почему? (Ответы детей). Я с вами согласна, потому что лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. А февраль в народе называли «снеговеем». Почему? Да, в этом месяце метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную поземку.
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Зимние приметы».
Игра «Зимние приметы»
- Воспитатель:
- Если ночь морозная,
Тихая и звездная, - Дым из труб идет столбом …
- Дети:
- Значит, ясно будет днем.
- Воспитатель:
- Пятна синие над лесом,
Снега мелкого завеса,
Чуть морозы ослабели, - Ветер с юга …
- Дети:
- Жди метели.
- Воспитатель:
- Если рыба зимним днем
Ходит прямо подо льдом,
Ходит прямо подо льдом
И об лед стучит хвостом – - Значит без сомнения …
- Дети:
- Ждите потепления.
- Воспитатель:
- Если вечером закат
Был слегка зеленоват,
Если лег на ветки иней,
На стекле букет из роз,
Если дым ладошкой синей
Достает до самых звезд, - И не свищет ветер грозно …
- Дети:
- Будет ясно и морозно.
- Воспитатель:
- А вы знаете пословицы о зиме?
- Дети:
- (по очереди)
Береги нос в большой мороз.
Сугроб да вьюга – два друга.
В зимний холод всякий молод.
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
Зима без снега – лето без хлеба.
Холодная зима – жаркое лето.
Зимою вьюга – летом ненастье.
Спасибо, мороз, что снегу принес.
- Январю-батюшке – морозы, февралю – метели.
- Воспитатель разбирает вместе с детьми 1–2 пословицы.
- Воспитатель:
Поэты, художники, композиторы передают свое настроение зимы в музыке, стихах, в красках. И вот сейчас посмотрим картины русских художников.
(Дети вместе с воспитателем подходят к картинам и рассматривают их под музыку П.И.Чайковского «Зимние грезы»).
Ребята, все эти картины вам уже знакомы. Назовите их и кто автор. (Ответы детей).
Скажите, пожалуйста, чем они похожи? (Пейзаж, зима, деревья)
Чем они отличаются? (Время суток, цвета и др.)
Посмотрите, как художники изобразили снег? От чего зависит цвет снега? (от окружающих предметов, от погоды, от времени суток, от освещения) А действительно, снег может создать ощущение спокойствия, тишины, неподвижности, как и показано на этих картинах. Каждый художник передает в картине свое настроение, свои чувства.
А какое настроение вызывает у вас картина «Иней» Ивана Вельца?
Какая она? (Таинственная, тревожная, грустная, волшебная, сказочная и т.д.). Почему вы так решили? (Ответы детей).
А картина «Зима» Алексея Саврасова ? На ваш взгляд какая она? (Спокойная, задумчивая, тихая и т.д.) Почему вы так решили? (Ответы детей). А «Февральская лазурь» Игоря Грабаря? Почему художник ее так назвал? (Ответы детей) Что вы чувствуете, глядя на эту картину?
Ответы детей:
Хорошее настроение, радость, веселье, восторг и т.д.)
Воспитатель:
Почему?
Глядя на эти картины, мы с вами увидели, как художники, используя краски, передают настроение зимы. На первый взгляд посмотришь, все картины одинаковы, но если приглядеться, то можно увидеть, что они все разные и это все потому, что зима у нас разная. Она бывает то радостная, то грустная или тихая, спокойная.
(Воспитатель предлагает детям отдохнуть и поиграть).
Физкультминутка «Снег–снежок»
- Снег–снежок,
Снег–снежок
По дорожке стелется. - (Руки у детей подняты вверх, постепенно опускаются вниз)
- Снег–снежок,
Снег–снежок
Белая метелица.
Снег–снежок,
Снег–снежок - Замело дорожки. (Плавно качают руками вправо–влево)
- Снег–снежок,
Снег–снежок
Тает на ладошке. - (Поочередно вытягивают вперед то правую, то левую руку)
- Мы налепим снежков
Вместе поиграем - («Лепят снежки»)
- И друг в друга снежки
Весело бросаем - («Бросают снежки»)
- Но тепло во дворе
(Хлопают в ладоши) - Не замерзли ушки
(Потирают ладонями уши) - Накатаем мы снег
(Сжимают пальцы в кулачки и вращают ими перед грудью).
В белый ком большущий. (Разводят руки в стороны).
(Дети садятся на стульчики).
Воспитатель:
Ребята, не только художники в своих картинах передают настроение зимы, а также настроение можно передать в поэзии и музыке. Прослушайте фрагмент музыкального произведения («На тройке» П.И. Чайковский).
Как называется это произведение? Назовите композитора (Ответы детей). Ребята, что вы представили, слушая эту музыку? (Ответы: падает мягкий снег, кружатся снежинки, бежит по дороге тройка лошадей, звенят колокольчики.) Какая музыка по характеру? (просторная, широкая, как русская песня, торжественная, веселая, радостная).
Наша зима у художников ,музыкантов, поэтов – красавица, порой озорная, порой тихая, словно сон. Вот как она звучит у А.С. Пушкина – холодная, спокойная и величественная.
(Ребенок читает стихотворение «Вот север тучи нагоняя…») Зима веселая пора, все рады проказам Матушки – зимы, мороз румянит щеки, пощипывает нос.
А снег легкий пушистый, очень скользкий, санки летят по нему так, что дух захватывает, весело зимой! (Дети читают стихотворения А. Блока «Внукам – шалунишкам…, И.Суриков «Вот моя деревня…»)
В стихах всегда передается настроение человека, и тот кто пишет о природе невольно наделяет ее теми чувствами, что испытывает сам. И тогда луна в стихах становится мрачной и ленивой, а вьюга выглядит настоящей злюкой. (ребенок читает стихотворение А.С. Пушкина «Вечор, ты помнишь…»)
А другой поэт, Сергей Есенин, рисует зиму немного грустной. Спокойно и печально звучат строки: «Еду. Тихо. Слышны звоны. Под копытом на лугу…»
И на эти стихи написана музыка. Послушайте песню «Пороша», композитор Г. Струве (Ребенок исполняет песню).
А композитор З. Рот написал музыку к стихотворению С. Есенина «Береза» (Дуэт исполняет песню).
Ребята, зима – волшебница! Она околдовывает природу. Мы с вами сегодня увидели, как разные виды искусства передают настроение: художники – в красках, музыканты в звуках, поэты – в словах.
Но есть еще один вид искусства, в котором настроение, образы, передаются движениями, в танце. Этот вид искусства называется балет. Сейчас мы с вами посмотрим фрагмент из балета «Щелкунчик» П,И.
Чайковского, который называется «Снежная буря», где балерины изображают снег, а вместе с ними танцует Волшебница – Зима. (Просмотр фрагмента).
Вам понравилось? Вы обратили внимание: балерины, старались выразить в танце нежный, волшебный характер музыки. Они танцевали грациозно, мягко, очень пластично и изящно. Мы с вами посмотрели, как в балете балерины передают в движении танца образ снега. А теперь я вам предлагаю создать образы, где мальчики будут зимние деревья, а девочки снег.
(Детям раздают султанчики и «дождик», дети исполняют импровизацию под музыку Свиридова «Метель. Вальс». По окончании музыки дети садятся на стульчики и убирают атрибуты. Воспитатель хвалит их, восторгается. Входит Волшебница–Зима).
- Волшебница–Зима:
- Здравствуй, весь народ честной!
- Дети:
- Здравствуйте!
- Волшебница–Зима:
День сегодня непростой
Я пришла проститься с вами!
Над полями, над лесами
Долго я была хозяйкой.
Теплой белою фуфайкой
Землю – мать укрыть старалась
Вся природа окуналась
В белоснежный мой наряд
Все три месяца подряд.
Не боялись меня дети,
Не пугал их снег и ветер:
На коньках, на лыжах, санках
В шубах, варежках и шапках
На морозе веселились,
А домой не торопились!
Как могла я вам служила,
Праздник дивный подарила.
С разноцветными огнями,
С елкой, конфетти, шарами.
Время быстро пролетело
Я заметить не успела,
Что закончен мой черед
- Вслед за мной Весна идет!
- Воспитатель:
Зимушка–Зима, хотя твоя пора заканчивается, но мы рады тебя видеть.
Поиграй с нами, повеселись на прощанье. (Проводится игра–хоровод «Зимушка–зима» — 2 раза, Зима хвалит детей).
Воспитатель:
Волшебница–Зима, наши дети знают замечательную песню о зиме, они тебе сейчас ее споют. (Дети поют песню «Русская зима»).
Волшебница–Зима:
Мне очень понравилась ваша песня, но мне к сожалению пора уходить.
А на память о себе я хочу оставить подарки, смотрите балет, слушайте музыку и вспоминайте обо мне. До свидания! (Уходит).
- Воспитатель:
- Вот и попрощались с зимой, но скоро придет весна, а у весны есть свои звуки и краски, которые также как зима вдохновляют композиторов, поэтов, художников и с их произведениями мы с вами тоже будем знакомиться.
- Скачать конспект итогового комплексного занятия в подготовительной группе «Волшебница зима»
В 1930 году в американский прокат вышел фильм «Песня мошенника» (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев …
Читать дальше…
Источник: http://vospitatel.com.ua/zaniatia/kompleksnye/volshebnica-zima.html
Конспекты занятии для детей
- Виды детской деятельности: познавательная, коммуникативная, музыкально-художественная, чтение.
- Цели педагогической деятельности:
- — Развивать фразовую речь детей.
- — Закреплять словарь по теме «Зима».
- — Развивать мышление, воображение.
- — Укрепить артикуляционный аппарат, отработать навык правильного произношения звука «х».
- — Учить детей следить за рассказом воспитателя.
- — Составлять рассказ по картине, по данному воспитателем образцу.
- — Вызвать эмоциональный отклик от совместных игровых действий.
- Оборудование:
- — презентация.
- Ход занятия:
- Воспитатель: Ребята, какое время года сейчас?
- ( ответы детей)
- Воспитатель: Какая бывает погода зимой?
- ( ответы детей: на улице холодно, снег идёт, дует холодный ветер, метель…)
- Воспитатель: Ребята, чего много бывает зимой?
- ( ответы детей: снега)
- Воспитатель: Послушайте, как красиво описал поэт падающий снег в своём стихотворении:
- Белый снег пушистый
- В воздухе кружится.
- И на землю тихо
- Падает, ложится.
- ( И. Суриков «Зима»)
- ( Слайд №1)
Воспитатель: Посмотрите, снежинки, будто пушинки, летают, кружатся в воздухе. Их так много, что они засыпали всю землю. Снег закрывает землю, корни деревьев белым одеялом, чтобы им было тепло. Ребята, когда на земле лежит много снега, на что он похож?
- ( ответы детей: на белый ковёр, одеяло)
- Воспитатель: Сейчас я вам загадаю загадки, а вы попробуйте отгадать их.
- 1) Что за звёздочки сквозные
- На пальто и на платке?
- Все сквозные, вырезные,
- А возьмёшь – вода в руке?
- 2) Покружилась звёздочка в воздухе немножко,
- Села и растаяла на моей ладошке!
- — О каких звёздочках говорится в этих загадках?
- ( ответы детей)
Воспитатель: Правильно, о снежинках. Ведь снежинка по форме похожа на звёздочку. А снег состоит из снежинок.
- ( Слайд №2)
- Воспитатель: Снежинка какая?
- ( ответы детей: снежинка белая, красивая, лёгкая)
Воспитатель: Ребята, у меня есть задание. Послушайте внимательно.
Наступила ночь. Все люди спят. Только две сестрички Света и Оля не могут уснуть. Чтобы быстрее заснуть, они решили посчитать: Света – звёзды, Оля – снежинки. Помогите девочкам считать, сколько на рисунке звёздочек, сколько снежинок?
- ( Слайд №3)
- ( Дети считают: одна звезда, две, три…)
- Воспитатель: А снежинок сколько?
- Дети: Одна снежинка, две, три…
- Воспитатель: Чего же больше: звёздочек или снежинок?
- Дети: Снежинок больше.
Воспитатель: Сейчас мы с вами на несколько минут превратимся в снежинок-пушинок. Представим, что мы летим, кружимся, как снежинки.
(Звучит песня «Пришла зима», музыка М. Раухвергера, слова Т. Мираджи.)
- Мы снежинки, мы пушинки,
- Покружиться мы не прочь.
- Мы снежинки-балеринки,
- Мы танцуем день и ночь.
- Встанем вместе все в кружок,-
- Получается снежок.
- ( Дети кружатся, делают руками плавные движения, встают в кружок)
- Воспитатель: Кто же нам прислал снежинки, ребята?
- Дети: Зима.
- (Слайд №4)
Воспитатель: Снежинки умеют летать, кружиться, падать. Как называется явление, когда много-много снежинок падают на землю?
( ответы детей: снегопад)
Снежинки кружатся, ветер их несёт, поднимает с земли – это называется метель.
Воспитатель: Ой! На мою ладонь снежинка села, большая, красивая. ( воображаемая ситуация)
И на ваши ладони опустились снежинки. Давайте сдуем снежинки с ладошек. Дуйте легко, вытянув и округлив губы, дуйте долго, вот так (показ). Опять снежинки прилетели. Сдуем и их.
— У меня руки замёрзли, а у вас? Сейчас я их погрею.
Воспитатель складывает ладони чашечкой, подносит ко рту и делает выдох: х-х-х. Предлагает детям тоже погреть руки.
Воспитатель: Молодцы ребята. Вот мы с вами и согрели ручки. Что можно делать, когда идёт снег?
- ( ответы детей: рассматривать снежинки, ловить снежинки, чистить дорожки…)
- — Что можно делать, когда снег мокрый?
- ( ответы: лепить снеговика, играть в снежки, строить фигуры…)
- Воспитатель: Поиграем в игру «Подскажи словечко»?
- Зимой на земле, на деревьях лежит белый и холодный…( снег).
- Когда выпадает много снега, мы берём лопатки и …( чистим дорожки).
- Из снега можно лепить …(снеговика), играть …(в снежки).
- Когда тепло, снег …(тает).
- ( Слайд №5)
Воспитатель: Посмотрите на рисунок. Что вы видите? Давайте составим рассказ о зиме.
«Пришла зима. На улице холодно. Идёт снег. Снежинки кружатся в воздухе и падают на землю. Они похожи на звёздочки. Вокруг так красиво!».
- Кто хочет рассказать о зиме?
- ( выслушать рассказы детей)
- Воспитатель: Ребята, о чём мы с вами говорили сегодня?
- ( ответы детей: о зиме, о снеге…)
Что можно делать зимой, когда идёт снег? Когда снег мокрый?
( ответы детей).
Ваши ответы мне очень понравились. Молодцы, ребята.
Источник: http://konspekt-v-gruppe.ru/predmetnye/konspekt-zanyatiya-na-temu-zima-v-podgotovitelnoj-gruppe/
Конспект занятия в подготовительной группе ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
- Конспект занятия в подготовительной группе
- ТЕМА: «ЗДРАВСТВУЙ, ЗИМУШКА – ЗИМА»
- Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме.
- Задачи: Познакомить детей с природными особенностями зимних месяцев; развивать у детей способность наблюдать, строить предложения, делать выводы;
- Уточнить признаки зимы; подбирать однокоренные слова, упражнять в подборе прилагательных, существительных, согласуя их в роде, числе и падеже;
- Активизировать словарь по данной теме;
- Развивать зрительное и тактильное восприятие; логическое мышление; зрительное внимание, слуховую память.
- Воспитывать эмоционально-положительное отношение к красоте окружающей природы; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать умение работать и играть в коллективе.
- ХОД ЗАНЯТИЯ:
- Воспитатель: Дети, сейчас я загадаю загадку, слушайте внимательно.
1. Отгадывание загадки.
- Наступили холода,
- Обернулась в лед вода.
- Длинноухий зайка серый
- Обернулся зайкой белым.
- Перестал медведь реветь,
- В спячку впал в бору медведь.
- Кто скажет, кто знает:
- Когда это бывает? (зимой)
- 2 Беседа о зиме.
«Зимушкой – зимой» в народе называли самое суровое время года.
В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна.
Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
- Какими еще словами можно сказать о зиме? (белоснежная, холодная, морозная, зимушка)
- 3. Отгадайте загадку:
- Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня …. (Зима).
- Невидимкой, осторожно
- Он является ко мне
- И рисует, как художник,
- Он узоры на окне… (мороз).
- В белом бархате деревья –
- И заборы и деревья.
- А как ветер нападет,
- Этот бархат опадет … (иней).
- Бел, да не сахар
- Ног нет, а идёт.
- На всех садится,
- Никого не боится… (снег).
- Явилась вслед за осенью
- Я по календарю.
- Я самый лучший праздник вам
- На радость подарю!
- А землю белым снегом я
- Укутала сама.
- Ребята, отгадайте-ка,
- Ну, кто же я? (Зима)
— Назовите, пожалуйста, зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль).
Декабрь-первый зимний месяц.
Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными.
Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе«хмурень» – хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз – строит ледяные мосты на водоёмах.
22 декабря – самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться.
Январь-второй месяц зимы.
Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь — зимы государь» – так в народе говорят.
Февраль-последний месяц зимы.
Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли«снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые.
Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой».
Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул» В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают.
Люди приметили, что день 2 февраля показывает, какая будет весна. Если в этот день будет солнце, то весна будет тёплой. Если же день пасмурный, готовься к поздним заморозкам. Вот такая примета.
- Сейчас мы превратимся с вами в ветер.
- 4. Физкультминутка
- Вот студеною зимой. Дети машут руками
- Ветер дует ледяной
- И вздымает снега тучу. Дети выполняют круговые
Он суровый и могучий. Движения руками.
- Зайцы прячутся в кустах. Дети садятся в глубокий присед
- Даже хитрая лиса на несколько секунд,
- Притаилась и сидит потом встают.
Ну а снег летит, летит. Дети машут руками.
Но утихла злая вьюга,
Солнце светит в небесах. Потягивания — руки в стороны.
Скачет по полю лиса. Прыжки.
Ну а мы чуть-чуть пройдемся Ходьба.
И домой к себе вернемся. Дети садятся за столы.
5. Беседа о снежинках.
Воспитатель: Откуда же берется снег?
Дети: Он подает из тучи.
Воспитатель: Снежинки образуются из мелких ледяных кристалликов в облаках. Внутри облака ледяные кристаллики растут за счет перехода пара в твердые кристаллы льда.
В время очень сильных морозов ледяные кристаллики выпадают на землю в виде «сверкающей алмазной пыли». И на земле образуется слой очень пушистого снега, состоящего из тоненьких ледяных иголочек.
Оказывается, двух одинаковых снежинок не бывает. Ребята, а что общего у всех снежинок? (Ответы детей).
- Воспитатель: Совершенно верно, у всех снежинок шесть лучиков, но похожих нет, мороз постарался.
- Все снежинки одинаковы на цвет –
- Но близнецов, поверьте, нет.
- Найти похожих здесь нельзя –
- Мороз старался, и не зря.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей).
Тогда я приглашаю вас в свою лабораторию «Снеговичка».
6. Опыт «Почему снег хрустит?»
Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.
Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).
Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.
Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
7. Дыхательные упражнения.
- Дыхательные упражнения.
- Воспитатель: «Зимой часто дует холодный ветер, а в небе летают весёлые снежинки.
- — Подул зимний ветерок, полетел снежок.
- Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех.
— Я вас превращу в холодный ветерок, и вы поможете мне подуть на снежинки. (Дети берут снежинки).
— А вы умеете правильно дуть? Расскажите, пожалуйста, как это надо делать.
Дети рассказывают: «Вдыхаем глубоко носом, плечи не поднимаем. При вдохе щёки не надуваем». (Дети дуют на снежинку).
— А теперь согреем ручки.
Подуем тёплым воздухом. (Дети «греют ручки).
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
Но все-таки и зимой можно играть, веселиться, петь и танцевать. Зимой мы отмечаем праздник «Новый год». А еще зимой очень весело играть на улице.
— Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
8. Загадки о зимних забавах.
1.Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвится, и мороза не боятся. (Коньки).
- 2.Две новые кленовые подошвы двухметровые
- На них поставили две ноги –
- И по большим снегам беги (Лыжи).
3.Ой, насыпало снежка! Вывожу коня – дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нём лечу, а назад его тащу. (Санки).
4.Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку,
Глазки-угольки, ручки-сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (Снеговик).
9. А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Какая погода может быть зимой?»
- Предлагаю вариант (если дети затрудняются): Если на улице идёт снег, то погода…
- Снег – (снежная);
- Мороз – (морозная);
- Ветер – (ветреная);
- Стужа – (студёная);
- Холод – (холодная).
10. Игра -_викторина «Что наделала зима?»
1. Зима пришла с морозами и всё…– (заморозила).
2. Метель мела и все тропинки…– (замела).
1. Река покрылась льдом и всё(заледенела).
2. Зима позвала и вьюгу и всё(завьюжила).
11. Игра «Назови ласково»
— Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
1. Мороз – (морозец).
2. Лёд – (ледок).
1. Холод – (холодок).
2. Метель – (метелица).
12. Игра «Найди лишнее слово».
— Послушайте и найдите лишнее слово. (Дети находят лишнее слово и объясняют свой выбор).
- Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
- Снег, снегирь, снасти, снеговик.
- Холод, хороший, холодильник, холодок.
- Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Теперь поиграем с моим снежком. И я посмотрю, как вы знаете зимние явления.
13. Упражнение «Назови действие»(со снежком)
- Зимой метель (метёт)
- Ночью ветер в трубах (воет, завывает)
- Из снеговой тучи снежинки (падают, летят, кружатся).
- В лесу зимой голодный волк (воет)
- На зиму медведь в берлоге(засыпает)
- Мороз щёки и нос (щиплет)
- Зимой вода в реке (замерзает)
- Иней на ветках деревьев (блестит)
- Зимой снег всё вокруг(накрывает)
- Деревья зимой (спят)
- Под снегом травка зимой (греется)
- Зимой насекомые (прячутся)
— Молодцы! Хорошо знаете зимние явления.
Основное изменение в зимней погоде – это наступление холодов. Холод заставил людей надеть тёплые пальто, шапки, сапоги, варежки.
— Зачем человек зимой надевает шубу?
Мы говорим: «Шуба греет». Но ведь шуба не горячая, как огонь или батарея. Почему же нам в ней тепло? Просто шуба не выпускает тепло тела человека на улицу, или не пускает к нему холод.
Ребята, какие вы молодцы! Помогли мне ответить на вопросы.
- 14. Рисование «Снежинка»
- — А сейчас мы будем рисовать снежинки на «снегу» (в тарелочках с манкой).
- Дети рисуют.
15. Рассматриваем снежинки. Подводим итог занятия.
— Давайте вспомним, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? (Дети передают друг другу снежок).
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-zaniatiia-v-podghotovitiel-noi-ghruppie-tiema-zdravstvui-zimushka-zima.html
Конспект занятия по обучению татароязычных детей русскому языку (подготовительная группа) «Зима-зимушка» | Педагогическая мастерская | СОВРЕМЕННЫЙ УРОК
- Ярмиева Зульфия Мидехатовна
- Организация: МБДОУ-Тюлячинский детский сад №2
- Населенный пункт: Республика Татарстан, село Тюлячи
- Тема занятия: Зима-зимушка
- Цель занятия: формировать представления детей о зиме, ее приметах.
- Задачи занятия:
- Воспитательные:
- — воспитывать усидчивость, умение слушать;
- — поддерживать положительное эмоциональное отношение от встречи.
- Развивающие :
- — развивать умение слушать и слышать вопрос, отвечать полными ответами;
- — развивать логическое мышление;
- — развивать сообразительность, быстроту реакции на сигнал в процессе игры и игрового общения;
- Образовательные :
- — активизировать словарь по данной теме, обогащать словарь с помощью прилагательных;
- — образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, отвечать на вопросы, подбирать слова-признаки и слова-действия.
- Оборудование и материалы: Разрезные картинки о зиме, презентация «Зима», волшебный мешочек, елка, елочные украшения, снежный ком.
- Ход занятия.
1.Организационный момент.
-Здравствуйте, ребятки.
-Ребятки, посмотрите, почтальон передал для вас посылку. Мешочек с сюрпризом. Похоже, этот мешок не простой, а волшебный.
-Интересно кто его нам отправил? И что же там внутри? (расспрашиваю детей- дети дают свои ответы)
-Давайте мы сейчас его откроем и посмотрим что же там?
-Дети, посмотрите какие то конверты. Что же там интересно?
-Какие то разрезные картинки.
-Да, какая та загадка. Давайте разделимся на группы и попробуем отгадать эту загадку. Может потом, и узнаем, кто его нам отправил?
-Дети делятся на команды, раздаю задания. Дети должны собрать разрезные картинки.
- -Дети, что же получилось?
- -Кто там у вас?
- — Дед мороз.
- -А у вас?
- -Зима.
- -Вы догадались, кто нам эти задания отправил?
- -Дети, а когда приходит к нам Дед Мороз? (зимой)
-Да, посмотрите, Дед Мороз отправил вам эту картинку о зиме. Он хочет узнать, знаете ли вы, что такое зима? (ответы детей)
- 2. Основная часть
- -Тогда давайте сядем на стулья, и расскажем что такое зима? (ответы детей)
- -Да, дети, зима-это когда идет снег, на улице холодно.
- Читаю стихотворение о «Зиме» —
- Ай да зимушка – зима
- Как украсила дома!
- Побелила всё вокруг,
- На всех крышах белый пух.
- Будут горки во дворе,
- На забаву детворе.
- Любят зиму, ребятишки?- ответы детей(да,да,да)
-Значит сейчас какое время года ? — Зима.
- -А теперь повторим чистоговорку, повторяйте все за мной:
- За-за-за пришла зимушка-зима
- Оз-оз-оз- на дворе мороз
- Ок-ок-ок выпал беленький снежок
- Ки-ки-ки любим мы играть в снежки
- Лю-лю-лю зиму снежную люблю
- —Показ презентации, беседа:
- Слайд 1.
- -Дети, посмотрите, какое время года на этой картине?
- Зима, какая?(снежная, морозная, холодная)
- Слайд 2
- -Что идет зимой?
- -Зимой идет снег.
-Снег, какой? Снег белый, пушистый, холодный, легкий, мягкий, мокрый.
- Слайд 3
- -Дети, зимой холодно или тепло?
- -Зимой холодно.
- -Да, зимой холодно, если даже Дед Мороз все заморозил, но мы все равно любим зиму и ласково называем ее зимушка(повторяем)
- -А давайте мы с вами научим Деда Мороза как ласково можно говорить зимние слова.
- — Игра «Назови ласково» Для этого я вам буду кидать вот этот снежок и говорить слово зима – а вы мне скажите ласково — зимушка
- -Снег-снежок, ветер-ветерок, елка-елочка, санки, саночки, горка-горочка.
- -Вот у нас получились ласковые слова.
- -Дети, а что мы одеваем зимой?
-Мы надеваем зимнюю одежду. Назовите мне зимнюю одежду?
- Слайд 4
- — Давайте посмотрим, правильно вы назвали зимнюю одежду.
- -Зимой вы на прогулку выходите?
- -А сейчас представим, что мы собираемся на прогулку, поиграем в игру «Зимняя прогулка»
- Очень холодно зимой
- (дети скрещивают руки на груди и легко похлопывают ладонями по плечам),
- Но пойдем гулять с тобой
- («пробегают» указательными и средними пальцами по бедрам).
- Я надену шубку
- (проводят ладонями от плеч по груди вниз),
- Я надену шапку
- (двумя руками поглаживают голову),
- Я надену шарфик.
- И еще платок
- (поглаживают шею одной ладонью, другой ладонью).
- А потом красивые, теплые, пушистые,
- Крошки-рукавички на ручки натяну
- (поглаживают по очереди руки, как бы надевая рукавицы).
- И хотя я маленький, у меня есть валенки
- (выставляют на пятку сначала одну ногу, затем другую).
- -Дети, а зимой на улице в какие игры можно играть? (ответы детей)
- Слайд 5
— Вот посмотрите, что делают дети? Дети играют в хоккей и т.д.
- —Пальчиковая игра «Мы во двор пошли гулять».
- Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по одному),
- Мы во двор пошли гулять
- («шагают» по столу указательными и средними пальчиками).
- Бабу снежную лепили («лепят» комочек двумя ладонями),
- Птичек крошками кормили («крошат» хлеб всеми пальчиками),
- С горки мы потом катались
- (ведут указательным пальцем по ладони),
- А еще в снегу валялись
- (ладошки кладут на стол то одной, то другой стороной),
- Все в снегу домой пришли (отряхивают ладошки).
- -А теперь послушайте
- загадку:
- —Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими,
- -Нарядная, забавная, на Новый год я –главная.
- -Что это? Это елка
- Слайд 6
-Да, это елка. Елка, какая?
-Дети, а в мешочке то Дед Мороз вам елку отправил из леса, посмотрите только она не нарядная. Что нужно для елки? (разноцветные шары)
-А где же нам их взять? Посмотрю-ка я, может в мешочке у него есть. Да, есть оказывается.
-Дедушка Мороз передал вам, чтобы вы к его приходу нарядили вот эту елку. Но только елка у нас необычная, она хочет, чтобы вы вспомнили зимние слова и только потом вы повесили на нее вот эти игрушки.
-Игра «Зимние слова» (зима, каток, елка, коньки, лыжи, метель и т.д.)
-Ах, какая красивая и нарядная елочка у нас получилась. А вы про елочку песню знаете? Давайте послушаем и споем эту песню.(Исполнение песни «Маленькой елочке холодно зимой»)
- 3. Итог занятия
- — Дети, о чем мы с вами говорили на занятии.
- -Ну вот теперь мы будем ждать только Деда Мороза, который скоро к вам придет, и вы расскажите ему свои стихи о зиме.
-Ну а мне пора с вами прощаться. До свидания.
Использованная литература:
- Методическое пособие по обучению русскому языку детей дошкольного возраста «Изучаем русский язык», автор С.М.Гаффарова, 2011 год.
- Гербова В. Занятия по развитию речи в подготовительной группе // М.: «Мозаика-Синтез,- 2016.
Приложения:
Источник: https://www.1urok.ru/categories/21/articles/3796