Конспект урока литературного чтения, 1 класс. умк «перспектива»

  • КОНСПЕКТ УРОКА
  • литературное чтение
  • Русская народная сказка

« Лиса, кот и петух». Главные герои сказки.

  1. 1 класс
  2. УМК «Перспектива»
  3. УЧЕБНИК «Литературное чтение»,

АВТОР Л.Ф. Климанова

  • ИЗДАТЕЛЬСТВО «Просвещение»
  • УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
  • МОУ «ЛИЦЕЙ № 8» Г. ТИХВИН
  • ПЕРВОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ
  • ЗАХАРОВА ГАЛИНА ВИКТОРОВНА
  • Конспект урока литературного чтения в 1 классе
  • Раздел по литературному чтению «Здравствуй, сказка!»
  • Тема: «Русская народная сказка

« Лиса, кот и петух». Главные герои сказки».

  1. Цель: учить детей правильному, выразительному чтению, учить давать характеристику героям сказки.
  2. Задачи урока: создать условия для свободного общения и самовыражения.
  3. Формируемые УУД
  4. Личностные:
  5. проявлять интерес к изучению культуры и литературы русского народа посредством чтения произведений устного народного творчества;
  6. проявлять личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах поведения, полученных в результате чтения произведения устного народного творчества.
  7. Регулятивные:
  8. оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.
  9. Познавательные:
  10. отбирать необходимые значения понятий среди предложенных учителем.
  11. анализировать, сравнивать различные героев, факты.
  12. Коммуникативные:
  13. участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
  14. Предметные:
  15. характеризовать героев русской народной сказки;
  16. воспроизводить ситуации сказки по рисункам и отрывкам.
  17. Ход урока.

1. Организационный момент.

Дети стоят около парт.

— Проверим готовность к уроку. Нам понадобится: учебник по литературному чтению, пенал. Молодцы! Все готовы к работе.

  • — Проверим, как мы внимательны.
  • (выполняем релаксационное упражнение «Цветы и бабочки»: цветы растут и тянутся к солнышку – поднимаем руки вверх и тянемся на носочках, опустились, бабочки летят к цветам – руки в стороны, плавные взмахи, бабочки садятся на цветы – садимся на стул.)
  • Артикуляционная гимнастика.
  • — Для того чтобы правильно и выразительно читать, давайте сделаем артикуляционную гимнастику:«свечка», «пушинки», «дождь идёт».

2. Повторение изученного материала.

— Посмотрите на доску, прочитайте слова. Назовите слово, которое объединяет все эти понятия (бытовые, народные, анималистические (о животных), волшебные, авторские). (сказки)

— Рассмотрите обложки. С какой сказкой будем знакомиться сегодня? (о животных – анималистической)

— Продолжите фразеологизмы:

Голоден, как ……… Болтлив, как ………. Хитёр, как ……. Труслив, как ………….

  1. — А кто же будет героями нашей сказки? Сказка называется « Лиса, заяц и …»
  2. — Помогите мне назвать ещё одного героя? (петух)
  3. — Молодцы!
  4. — Давайте подумаем, какую цель мы должны перед собой поставить?
  5. — Чтобы вы хотели узнать, кроме содержания этого текста, сегодня на уроке?
  6. (чему учит этот текст, выразительно читать сказку…)
  7. — Это и есть тема нашего сегодняшнего урока.
  8. — А что же для этого надо делать? (думать, анализировать, слушать, отвечать на вопросы, размышлять, доказывать)
  9. — Итак, начинаем готовиться к чтению сказки.

— В сказке встретятся трудные слова. Подумайте, какие определения можно дать словам ЗАДАНИЯ №1.

  • Лубяная – сделана из кусков коры липы, вяза.
  • Заулочки – места в доме, куда трудно добраться.
  • Посечи – изрубить, иссечь.

— Проверяем. Молодцы!

3. Слушание сказки.

  1. — Слушаем внимательно сказку, чтобы правильно ответить на вопросы.
  2. Кто больше из героев понравился?
  3. В какой момент вы больше всего волновались?
  4. А какие герои ещё живут в этой сказке?
  5. Физкультминутка
  6. — Кому из вас знакома эта сказка?
  7. — Перед вами иллюстрации к сказке, попробуйте поставить их в правильном порядке.

— Проверяем, доказываем. О чём 1-ая иллюстрация?…

4. Чтение сказки учащимися.

  • — Сейчас мы будем читать сказку, готовиться к чтению по ролям.
  • — А что нужно знать, чтобы выразительно прочитать по ролям? (характеры героев)
  • — Мы будем учиться вычитывать информацию из текста.
  • — Читает ……………………. (анализ чтения)
  • — Прочитайте, что произошло с избушкой лисы весной?
  • — Можно ли из этой части сказать о характерах лисы и зайца?
  • — Продолжаем.
  • — Читает ………………… 2 чел. (анализ чтения)
  • — Почему зайчик плакал? (лиса обидела)
  • — Кто предложил ему помощь? (собаки)
  • — Поверил заяц им? (да)

— Помогли ли заюшкиному горю собаки? Почему? (трусливые)

  1. — Докажите словами текста.
  2. — Продолжаем.
  3. — Посмотрите на картинный план, о чём будем читать дальше?

— Читаем эту часть про себя, находим слова, которые повторяются. (Как мне не плакать?…)

  • — Помог ли медведь зайцу?
  • — Продолжаем.
  • — Читает ………………… 2чел. (анализ чтения)
  • — Что пообещал зайцу петух?
  • — Поверил ли ему зайка?
  • — Что же получилось?
  • — Давайте попробуем прочитать слова петуха так, чтобы лиса испугалась.
  • — Из каких слов лисы видно, что она испугана? (- Одеваюсь…)
  • Вывод: — Какие животные помогают зайчику в беде? (собаки, медведь, петух)
  • — Кто смог выгнать лису?
  • Физкультминутка
  • Глазки видят все вокруг,
  • Обведу я ими круг.
  • Глазком видеть всё дано-
  • Где окно, а где кино.
  • Обведу я ими круг,
  • Погляжу на мир вокруг.
  • — В сказке много героев, у каждого свой характер.
  • — Сейчас я проверю, как вы почувствовали каждого героя сказки.
  • На листочках проведите ниточки от героя к черте характера.

— Проверяем. Молодцы!

5. Чтение по ролям.

— Сейчас проведём КАСТИНГ на лучшего актёра. Будем читать последнюю часть сказки. Вспомните, о чём она?

  1. — Перечислите героев этой части. (лиса, заяц, петух, автор)
  2. — Остальные ученики внимательно слушают, чтобы потом дать оценку своим товарищам.
  3. — Читают …………………………………………………….

— Читают ……………………………………………………..

Выслушиваю учеников, анализ чтения по ролям.

6. Рефлексия.

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.
  • Карточка 1.
  • Лубяная изрубить, иссечь.
  • Заулочки сделана из кусочков коры липы или вяза.
  • Посечи место в доме, куда трудно добраться.
  • ——————————————————————————————————————————————
  • Карточка 2.
  • Соедини героя с чертами характера.
  • ленивый
  • отзывчивый
  • лиса хитрая
  • добрый
  • трусливый медведь
  • уверенный в себе
  • заяц коварная
  • беззащитный собаки
  • храбрый
  • лживая
  • петух доверчивый
  • находчивый
  • смелый
  • ——————————————————————————————————————————————
  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.
  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

——————————————————————————————————————————————

  • Я могу назвать всех героев сказки.
  • Я могу назвать качества характера героев.
  • Я могу объяснить, почему победу одержал петух, а не лиса.
  • Я могу пересказать сказку.

Источник: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturnogo-chteniya-v-klasse-umk-perspektiva-308923.html

Урок литературного чтения в 1 классе УМК "Перспектива" план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

  • Открытие нового знания.
  • Первичное восприятие и усвоение нового материала.
  • Физкультминутка
  • Создать условия для усвоения учащимися нового материала:
  • — Прочитайте, пожалуйста, то, что написано на доске:
  • Мяу – мяу, гав – гав, кар – кар,  чик – чирик.
  • — Кто так говорит?

— У кого дома живут кошки или собаки? Вы понимаете, что они вам говорят? Как вы догадываетесь?

— А вот воробьи чирикают: чик – чирик, о чем они говорят?

— Ребята, давайте прочитаем, что услышал в этом чириканье В.Берестов,  познакомимся с его стихотворением  «О чем поют воробушки» на стр.85  самостоятельно

— Читаем хором вслух.

— Вы поняли, о чем поют воробушки?

— Какое настроение у птичек? Почему? Ребята, как вы думаете, кто помог воробушкам пережить долгую и холодную зиму? Ребята, расскажите, а как вы помогаете птичкам пережить это тяжелое для них время года.

— Молодцы ребята, молодцы ваши родители.

— Давайте попробуем прочитать это стихотворение так, чтобы было понятно, что воробушки радуются.

— Продолжим работу над темой урока. К природе относятся не только животные, но и растения. Как вы думаете, а растения умеют разговаривать?

  1. -А как они это делают?
  2. — Я уже вам рассказывала, что поэты очень наблюдательные люди, сейчас мы в этом убедимся.
  3. Послушайте стихотворение И.Токмаковой «Разговор Старой ивы с Дождём»
  4. (читает учитель)

— Итак, как вы думаете, по мнению И.Токмаковой умеет разговаривать природа?

— Ребята, поэты и писатели часто используют в своих произведениях прием ОЛИЦЕТВОРЕНИЯ, и все предметы становятся живыми. Автор наблюдает, а затем придумывает, а может быть, догадывается, о чем же разговаривают дождь и ива.

  • — Прочитайте это стихотворение самостоятельно и ответьте на вопрос:
  • — О чем вели разговор ива и дождь?
  • — Почему дождь решил пересчитать все ромашки?
  • — Ребята, как называется разговор двух лиц?
  • — Можно сказать, что ива и дождь вели диалог?
  • -Какие слова вам непонятны в стихотворении?

— А сейчас прочитаем  вместе ещё раз, чтобы выяснить, какие слова говорит ива, а какие дождь. Это понадобится для чтения по ролям.

— Давайте карандашиком отметим, где говорит дождь, а где ива. Читаем по строчке и рассуждаем.

— Попробуйте в паре поработать с этим стихотворением, прочитав по ролям. Договоритесь, кто из вас будет дождь, а кто – ива.

— Проверим, как вы справились, разыграем сценку разговора Дождя и Ивы.

— Вернёмся к плану. Как бы поэты ответили на вопрос? Соглашаетесь с их мнением?

  1. —  Как вы теперь ответите на вопрос: умеет ли разговаривать природа?
  2. Учащиеся работают по теме урока.
  3. — Чтение вслух хором
  4. — Так говорят животные.

— Примерные ответы учащихся: по движениям, по жестам, трутся о ноги, по глазам и т.д.

  • — Затрудняются с ответом или высказывают свое мнение
  • — Чтение шепотом, вполголоса, вслух.
  • — Высказывают свое мнение
  • — Радостное, веселое
  • — Воробьи выжили, в этом им помогли люди.
  • -Рассказ детей об акции «Покормите птиц зимой»:

На уроке окружающего мира мы узнали, как тяжело приходится зимой птичкам. Поэтому приняли решение – нужно им помочь. Вместе с родителями мы сделали кормушки, развесили их на деревьях вокруг школы.

Теперь мы постоянно подкармливаем птиц в нашей «птичьей столовой» семечками подсолнуха, овсом, сушеной рябиной. Когда мы несём корм, синички, воробьи, снегири уже ждут нас. Они приветствуют нас звонким щебетанием. Дома мы тоже подкармливаем птиц.

Надеемся, что это поможет нашим пернатым друзьям пережить холодную зиму.

  1. — Читают 1-2 ученика, остальные дают оценку чтения.
  2. -Физкультминутка:
  3. Воробушки как проснутся,
  4. Очень любят потянуться,
  5. Обязательно зевнуть,
  6. Ловко хвостиком махнуть,
  7. Воробей по лужице Прыгает и кружится. 
  8. Тут взлетит, там вспорхнет
  9. С мостовой зерно клюет
  10. -Учащиеся высказывают свои предположения.
  11. -Учащиеся слушают стихотворение, высказывают свое мнение.
  12. — Учащиеся самостоятельно читают стихотворение, затем отвечают на вопросы учителя.
  13. -Обсуждение трудных и непонятных слов.
  14. — Чтение по ролям, дети читают по строчке и выясняют, от чьего имени ведётся разговор,
  15. распределяют роли в паре.
  16. — Читает одна пара учащихся, получает при этом таблички: ДОЖДЬ, ИВА
  17. -Учащиеся высказывают свое мнение.
  18. Личностные:
  19. — формирование умения выказывать своё отношение к происходящему
  20. Коммуникатив-
  21. ные :
  22. -формирование умения слушать и понимать других,
  23. -формирование умение читать по ролям,
  24. -договариваться о распределении ролей в совместной деятельности,
  25. -умение отвечать на вопросы,
  26. -умение рассказывать.
  27. Регулятивные:
  28. -умение удерживать учебную задачу.
  29. Познаватель-
  30. ные:
  31. -осуществление смыслового чтения,
  32. -умение на основе анализа произведения делать выводы;
  33. -перечитывание текста с разными задачами;
  34. — оценка смысла всего текста;
  35. — произвольное и осознанное построение речевого высказывания.
  36. -Связь человека и природы
  37. Участие детей в деятельности по охране и защите природы.
  38. Взаимосвязь живой и неживой природы.
Читайте также:  Конспект занятия на тему: зима для детей подготовительной группы

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2018/01/11/urok-literaturnogo-chteniya-v-1-klasse-umk-perspektiva

Первый урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

  • Цели: познакомить с учебником по литературному чтению, его содержанием, системой условных обозначений; учить ориентироваться в учебнике, находить нужный раздел в содержании, строить предположения на основе названия о содержании раздела, находить в словаре непонятные слова; ввести понятия «писатель», «автор», «произведение».
  • Планируемые результаты: учащиеся научатся ориентироваться в учебнике; понимать условные обозначения; находить нужный раздел в содержании учебника; предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.
  • Оборудование: учебник, творческая тетрадь, магнитная азбука, текст речевой разминки (на карточках или на доске), карточки с загадками.

Ход урока

  1. I. Организационный момент
  2. II. Речевая разминка
  3. — Прочитайте стихотворение.
  4. Я с этой книжкой в первый раз
  5. Пришел в свой первый светлый класс,
  6. Я эту книгу полюбил,
  7. Я в ней все буквы изучил.

  8. И как мне радостно сказать:
  9. «Умею я теперь читать!»
  10. — А сейчас прочитайте его с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, сердито, весело.
  11. — Прочитайте стихотворение выразительно.

III. Актуализация знаний.

Постановка целей урока

— О какой книге идет речь? (Об азбуке.)

Мы только что закончили изучать эту книгу, попрощались с ней. С сегодняшнего дня мы начинаем заниматься по другому учебнику. Сейчас вы держите его в руках.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название учебника на обложке. Как вы понимаете название «Литературное чтение»? (Ответы детей.)

— На обложке написано «Часть первая». О чем это говорит? (О том, что есть и вторая часть.)

— Почему авторы выпустили этот учебник в двух частях? (Чтобы легче было носить.)

— Правильно, авторы учебника позаботились о вашем здоровье. А как вы будете обращаться с учебной книгой?

(Дети вспоминают правила обращения с книгой.)

— Прочитайте фамилии авторов учебника на обложке.

— А сейчас откройте учебник на с. 3. Прочитаем обращение авторов.

  • (Читают хорошо читающие ученики или учитель).
  • — О какой части пути говорят авторы?
  • — Почему они называют ее самой трудной?

— Что вы сейчас можете сделать сами? (Приоткрыть дверь в удивительный мир, где живут книги.)

— В какую страну мы с вами отправимся? (В страну Литературию.)

  1. — Чему авторы хотят научить вас?
  2. — Давайте познакомимся с условными обозначениями, которые вам встретятся в этой книге.
  3. (Дети рассматривают значки и читают, что они обозначают.)

— Вы увидели значок «работаем в творческой тетради». Возьмите ее в руки. Назовите авторов. (Л.Ф. Климанова, Т.Ю. Коти.)

— Что вы заметили? (Фамилия автора повторяется на обложках учебника и творческой тетради.)

— Откройте творческую тетрадь. Рассмотрите условные обозначения. Сколько их? (Четыре.)

— Сколько условных обозначений в учебнике? (Семь.)

— Сравните, где больше и на сколько. (Больше значков в учебнике, на 3.)

— Отличаются ли значки в тетради от значков в учебнике? (Нет, они одинаковые).

  • — Прочитайте обращение автора к ученикам в творческой тетради.
  • — Что вы узнали из текста?
  • (Дети отвечают с помощью текста.)
  • V. Физкультминутка
  • — Аист, аист длинноногий,
  • Покажи домой дорогу.
  • Аист отвечает:
  • — Топай правою ногой,
  • Топай левою ногой,
  • Снова — правою ногой,
  • Снова — левою ногой,
  • После — правою ногой,
  • После — левою ногой,
  • Вот тогда придешь домой.
  • VI. Продолжение работы по теме урока
  • — Прочитайте пословицу.
  • • Возьми книгу в руки — не будет скуки.
  • — Как вы понимаете ее смысл?

— Кто из вас знает, как правильно ориентироваться в книге? Как, например, найти нужный рассказ? (Ответы детей.)

Для этого в каждой книге есть содержание, или оглавление. Откройте содержание в конце учебника.

— Рассмотрите внимательно, прочитайте, какие разделы помещены в первой части учебника.

— Как вы думаете, о чем будут произведения каждого раздела? (Учащиеся читают названия разделов и пытаются комментировать.)

  1. — Разгадайте шараду.
  2. Начало деревом зовется,
  3. Конец — читатели мои.
  4. Здесь, в книге, целое найдется,

И в каждой строчке ведь они. (Буквы.)

  • — Отгадайте загадку.
  • Поселились мудрены
  • В застекленные дворцы,
  • В тишине наедине

Открывают тайны мне. (Книги.)

  1. — А вот еще одна загадка.
  2. У стены — большой и важный —
  3. Дом стоит многоэтажный.
  4. Мы на нижнем этаже

Всех жильцов прочли уже. (Книжный шкаф.)

  • — Добавьте слово в рифму, окончите стихотворение.
  • Модельеры любят Гошу,
  • Потому что он хороший.
  • Сочинил он им сонет,

Значит, вырастет… (поэт).

  1. О. Емельянова
  2. — Догадайтесь, о какой книге идет речь.
  3. Он — всем книгам голова,
  4. Знает, что бывает,
  5. Если к двум прибавить два,
  6. И словарные слова
  7. Он не забывает.
  8. В нем найдешь ответ готовый
  9. На свои вопросы:
  10. Что там пишется в «корове»?
  11. Что едят на завтрак совы?
  12. Где летают осы?
  13. Ты читал немало книг

И знаком, конечно, с ним. (Учебник.)

  • О. Дружкова
  • — С каким учебником вы познакомились на уроке?
  • — Как нужно обращаться с книгами?
  • — Как найти в книге нужное произведение?
  • VII. Рефлексия

— Предлагаю вам вспомнить, что вы узнали на своем первом уроке литературного чтения. (Ответы детей.)

— Как вы понимаете слово «учиться»? Что это значит? (Если сам что-то делаешь и не получается, надо, во-первых, понять, чего ты не знаешь, а во-вторых, самому добыть нужные знания и сделать то, что раньше не получалось.)

— Пригодится это вам в дальнейшем? Где?

  1. — А кто понял, как пользоваться учебником?
  2. — Чем еще, кроме учебника, мы будем пользоваться?
  3. — Кто запомнил условные обозначения, которые используются в учебнике и творческой тетради?
  4. VIII. Подведение итогов урока
  5. — Что нового вы узнали на уроке?
  6. — Чему вы учились сегодня?
  7. Домашнее задание

Принести свою любимую книгу. Подготовить краткое сообщение о том, кто ее автор, о чем она.

Кутявинa Светлана Владимировна

Рекомендуем посмотреть:

  • Урок литературного чтения в 1 классе. Жили-были буквы
  • Сказы для 1 класса
  • Чешские песенки для детей в переводе Маршака
  • Басни Крылова для детей 1 класса
  • Конспект урока литературного чтения в 1 классе

Источник: https://ped-kopilka.ru/sovremenyi-urok/konspekty-urokov-v-nachalnoi-shkole/konspekty-urokov-1-klas/pervyi-urok-literaturnogo-chtenija-v-1-klase-umk-perspektiva.html

Урок литературного чтения в 1 классе. УМК «Перспектива»

Цели: познакомить с произведениями С. Михалкова, А.С. Пушкина; обучать выразительному чтению с опорой на знаки препинания, творческому пересказу, пониманию характеров героев, главной мысли текста; развивать воображение, речь, память.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выразительно читать вслух по слогам и целыми словами, обозначая интонационно конец предложения; объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание; бережно относиться к книгам; различать понятия «книга», «писатель», «читатель», «библиотека», «каталог алфавитный и систематический», «формуляр».

Оборудование: портреты С. Михалкова и А.С. Пушкина, презентация путешествия по библиотеке (по возможности).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Как в наше время люди сообщают друг другу важное и интересное? (Ответы детей.)

III. Речевая разминка

(Дети читают скороговорки на с. 14 учебника. Учитель распределяет, кто какую скороговорку будет читать. Сначала дети работают самостоятельно, затем в парах, а потом, по указанию учителя, читают группами.)

  • — Прочитайте скороговорку медленно.
  • — Прочитайте ее шепотом, громко.
  • — А сейчас прочитайте, играя голосом: первую строчку громко, вторую — тихо, третью — громко, четвертую — тихо.
  • — Прочитайте скороговорку быстро друг другу.
  • — А сейчас прочитайте хором те, кто готовил первую скороговорку.
  • (Дети читают хором группами вторую, третью скороговорки, шутку-минутку.)

IV. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Ребята, пока вы читали скороговорки, у меня на доске буквы перепутались. Составьте из этих букв слово, и вы узнаете автора произведения, которое мы будем читать сегодня на уроке.

A M Л Х И О В К

(Михалков.)

— Верно, Михалков. Кто из вас знает, как его зовут? (Сергей Владимирович.)

— Какие произведения этого автора вы знаете?

(Краткое знакомство с жизнью и творчеством С.В. Михалкова.)

Материал для учителя

Сергей Владимирович Михалков (1913—2009) — русский поэт, драматург. Родился в Москве в семье служащего, «одного из зачинателей советского промышленного птицеводства».

Отец привил сыну любовь к русской литературе, познакомил со стихами В. Маяковского, Д. Бедного, С. Есенина, влияние которых сказалось на детских и юношеских поэтических опытах юного Михалкова.

Школьные годы провел в Пятигорске, в 1930 г. окончил среднюю школу.

Первое стихотворение Михалкова «Дорога» было напечатано в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону) в 1928 г. В этом же году он был зачислен в авторский актив Терской ассоциации пролетарских писателей (ТАП П), и его стихи часто стали печатать на страницах пятигорской газеты «Терек».

В 1930 г. Михалков переезжает в Москву и в течение трех лет работает чернорабочим на Москворецкой ткацко-отделочной фабрике. Принимает участие в геолого-разведочной экспедиции в Восточный Казахстан и на Волгу. Стихи Михалкова все чаще стали публиковать в столичной печати, передавали по радио. С 1933 г. у Михалкова появилась возможность жить только на литературный заработок.

С.В. Михалков стал членом объединения молодых писателей при журнале «Огонек». В 1935—1937 гг. учился в Литературном институте им. М. Горького.

В 1935 г. в журнале «Пионер» Михалков опубликовал стихотворение для детей «Три гражданина». За ним последовали другие детские стихи: «Веселый турист», «Упрямый Фома», «Мы с приятелем», «Дядя Степа», вошедшие в первую книгу стихов (1936).

Рассказывают, что редактор журнала, прочитав рукопись, решил напечатать ее в «Пионере» немедленно, в ближайшем же номере. Но нужны были иллюстрации к поэме.

— За такой короткий срок художнику рисунков не сделать, — вздохнул редактор. — Придется, видимо, выпуск журнала задержать, а не хотелось бы…

Он внимательно посмотрел на стоявшего перед ним поэта, измерил взглядом его долговязую фигуру с ног до головы и неожиданно произнес:

— Зачем нам рисунки, когда можно просто сфотографировать вас. Вы самый настоящий дядя Степа!

И редактор попросил фотографа срочно сделать необходимые снимки. (Подробнее см.: Школьный словарик. С. 49.)

V. Работа по теме урока

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым произведением.

— Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название стихотворения. («Как бы жили мы без книг?..»)

— Как вы думаете, о чем это стихотворение? (Ответы детей.) Прочитаем его и узнаем, верны ли наши предположения. (Читают хорошо читающие ученики или учитель.)

— Так о чем это стихотворение? Докажите строчками стихотворения.

  1. — Прочитайте его друг другу.
  2. — Кто готов прочитать выразительно всему классу?
  3. VI. Физкультминутка
  4. Точим нож!
  5. Будет очень он хорош.
  6. Будет резать он припасы:
  7. Масло, сало, хлеб, колбасы,
Читайте также:  Рассказ про черемуху, 2 класс. окружающий мир

Помидоры, огурцы…

Угощайтесь, молодцы!

(Дети имитируют движения точильщика. На две последние строки — четыре хлопка.)

VII. Продолжение работы по теме урока

— Как вы думаете, когда появились библиотеки? Для чего они были созданы?

— Наша гостья окружена книгами со всех сторон. Она помогает находить их, любить. С ней встречаются те, кто читает книги. Кто это? (Библиотекарь.)

Знаете ли вы происхождение слова «библиотека»? Это слово пришло к нам из греческого языка и сложено из двух частей: «библион» — книга и «тека» — хранилище.

— Теперь вам понятно значение этого слова?

— Прочитайте на доске текст, научитесь правильно произносить выделенные слова. Подготовьтесь к выразительному чтению.

  • Чтоб скорей в библиотеке
  • Отыскать ты книгу смог,
  • В ней бывает картотека,
  • Специальный каталог.

— Откройте учебник на с. 15. Прочитайте, что говорит Ваня.

— Переверните страницу и прочитайте, что ответила Аня.

— Какие указатели вы видите? Что такое каталог? (Список, перечень книг, рукописей, картин, музейных экспонатов и т.п., составленный в определенном порядке.)

— Обратите внимание на то, какие бывают каталоги в библиотеке (с. 17). (Алфавитный и систематический.)

— Попробуйте объяснить, чем они различаются. Александр Сергеевич Пушкин написал сказочную поэму «Руслан и Людмила». Она повествует о том, как злой волшебник унес со свадьбы Людмилу, невесту Руслана. Руслан отправился за ней, много препятствий было на его пути, но все закончилось счастливо.

У этой поэмы Пушкина есть вступление. Сегодня мы будем его читать.

(Чтение текста вступления учителем или воспроизведение аудио- или видеозаписи. Словарная работа.)

  1. У лукоморья — у морского залива.
  2. Дол — то же, что и долина.
  3. Пленяет — берет в плен.
  4. Тужит — грустит, тяжело ей, туго приходится.
  5. Чахнет — сохнет.
  6. — Прочитайте вступление самостоятельно, найдите в нем сказочные чудеса, о которых рассказал кот ученый.

(Дети читают, делая пометки карандашом. Проверка самостоятельной работы.)

VIII. Рефлексия

— Скажите, что у вас сегодня на уроке получалось хорошо, легко. А что не получалось? Почему?

IX. Подведение итогов урока

— Какие произведения читали на уроке?

— Назовите их авторов. Что вы о них узнали?

Домашнее задание

Выполнить задания в учебнике на с. 22—23.

Кутявинa Светлана Владимировна

Источник: https://kladraz.ru/metodika/urok-literaturnogo-chtenija-v-1-klase-umk-perspektiva.html

конспект урока литературного чтения УМК Перспектива для 1 класса

  • 1.
  • 2.
  • 3.
  • 4.
  • Организационный момент, включающий (2-3 мин)
  • Цель для учащихся:
  • Подготовиться к продуктивной работе на уроке;
  • Цель для педагога:
  • Способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке.
  • Задачи:
  • Создать положительный эмоциональный настрой;
  • Вызвать интерес к предстоящей учебной деятельности.
  • Методы организационной работы обучающихся на начальном этапе урока:
  • Методы организации познавательной деятельности:
  • — фронтальные;
  • — репродуктивные;
  • — объяснительно-иллюстративные;
  • 2) Методы стимулирования и похвалы: устное оценивание.
  • ФНЗ.
  • Цель для учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
  • Цель для педагога: побудить обучающихся к активности при изучении нового материала.
  • Задачи: организовать работу и учить умению взаимодействовать в группе.
  • Форму и методы изложения нового материала:
  • Словесный (беседа);
  • Наглядный.
  • Критерии определения уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому педагогом учебному материалу:
  • — своевременные и правильные ответы на заданные вопросы, активность;
  • — эмоциональный настрой детей;
  • Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала:
  • — одобрение;
  • — создание ситуации успеха,
  • Итог урока.
  • Цель для педагога: оценить деятельность учащахся по конечному результату.
  • Методы организации: словесный (диалог)
  • Методы оценивания: похвала, одобрение.
  • Рефлексия.
  • Цель для обучающихся: осознать удовлетворенность свое деятельности на уроке
  • Цель для педагога: определить степень заинтересованности обучающихся предмету
  • Методы оценивания: самооценка результатов деятельности с помощью эмоций.
  • Методы стимулирования учебной активности обучающихся: похвала.
  • Приветствие.
  • Здравствуйте, ребята!
  • .
  • Знакомство с учебником.

Наш урок сегодня посвящен книгам. Первая книга, с которой мы начнем – ваш учебник литературного чтения. С каким учебником вы работали до него?

Возьмите новый учебник в руки и внимательно рассмотрите. Что вы видите?

  1. Чем они похожи?
  2. Откройте первую страницу, скажите что вы видите?
  3. А в азбуке мы их встречали?
  4. Что обозначает каждый из них?
  5. Молодцы!
  6. Чтение учителем обращения автора к читателям.

На 3 стр. автор написал к нам обращение. Я его зачитаю, а вы внимательно слушаете.

Сделайте вывод: чему вы научились с помощью азбуки?

Какие молодцы!

Каждая тема в учебнике выделана, чтобы мы не спутали её с простым предложением. Из темы мы можем понять, что нам предстоит узнать?

Прочитайте первую тему.

Как вы думаете, о чем нам хочет сказать автор?

В окошке написано три слова: книга, читатель, писатель. Как можно их объединить и почему? Поставьте их в цепочку, аргументируйте своё мнение.

  • Хорошо!
  • Чтение диалога.
  • Теперь прочитаем диалог Ани и Вани, которые встречались нам ещё в азбуке.

Что вы любите больше читать или слушать, когда вам читают. Что важнее уметь слушать или уметь читать?

Знакомство с писателем. Беседа по выставке книг. Прослушивание отрывка.

На стр. 5 фотографии писатель Сергея Михалкова, вы знакомы с ним по его произведениям.

  1. Давайте прослушаем фрагмент произведения Сергея Михалкова «Дядя Степа – милиционер» авторском исполнении.
  2. Перед вами несколько книг, как их можно объединить?
  3. Молодцы!
  4. Какой вывод можно сделать по окончании урока о книгах?
  5. О писателе?
  6. В ходе урока мы увидели отражение темы6 «Книга – наш друг», кому книга интересна и нужна?
  7. Для чего читаем книги?
  8. Какие книги вы, может быть, захотели почитать?
  9. Оцените, как каждый из вас работал на уроке?
  10. Кого похвалим за активность на уроке и за полные ответы на вопросы?
  11. Я хочу поблагодарить за работу на уроке ….

Спасибо, за хороший урок. До свидания.

С азбукой

Нарисован заяц с книгой, на ним летят птицы. Мальчик с девочкой рассматривают картинки и разговаривают. Совёнок сидит.

  • На них нарисован совёнок
  • Условные обозначения.
  • да
  • — работаем самостоятельно;
  • — работаем в парах;
  • — работаем в группе;
  • — читаем вместе со взрослым;
  • — ищем информацию;
  • — работаем в творческой тетради;
  • — работаем со словатем в конце учебника.
  • Мы научились складывать буквы в слова, а слова в предложения.
  • Из темы мы можем понять, что нам предстоит в ней узнать и с чем познакомиться.
  • Один читает, затем хором.
  • Книги – мои друзья.
  • Автор хочет, чтобы мы больше читали хороших книг, задумывались о смысле произведения и о том, что хочет сказать нам автор.
  • Книга – то, через что писатель доносит свою мысль к читателю.
  • Писатель-книга-читатель. Писатель пишет книгу, которую мы можем прочитать (мы — читатели)

Важно уметь читать и уметь слушать. Если хорошо читают, то и слушать приятнее, и понятнее идея произведения.

  1. Их можно объединить на группы: сказки, рассказы о детях, рассказы о животных, стихи о природе.
  2. Книги бывают очень разные.
  3. Писатель с помощью книги многое может нас сказать и показать различных людей.
  4. Книги – наши друзья, из них мы можем узнать много нового и интересного.
  5. Книга – помощь в учебе.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/chtenie/93493-konspekt-uroka-literaturnogo-chtenija-umk-per

Конспект урока литературного чтения 1 класс УМК «Перспектива» Тема: «Обходиться добром со всяким»

  • III этап
  • Проблемная ситуация
  • цель -постановка учебной задачи.

IV этап. Изучение нового материала.

  1. РАБОТА С ТЕКСТОМ
  2. Ориентировочная беседа.
  3. цель — заинтересовать детей чтением; отрабатывать навык чтения целыми словами.
  4. Аналитическая беседа
  5. цель-развитие эмпатии и полноценного восприятия; развитие духовного мира ребёнка
  6. V этап. Обобщение по теме урока
  7. цель – продолжение работы с басней в следующих формах:
  8. -выразительное чтение;
  9. -составление плана
  10. VIэтап.
  11. Итог урока.
  12. Vl этап.
  13. Рефлексия деятельности.
  14. цель – подвести итогпроделанной работе на уроке.
  15. Домашнее задание
  16. Организовать работу по
  17. определению темы урока
  18. Организовать фронтальную работу с классом в форме опроса
  19. Включить учащихся
  20. в работу по заданной проблеме
  21. Организовать фронтальную работу по вопросам
  22. Проводит работу по определению главной мысли произведения
  23. Организовать работу в парах
  24. Работают коллективно.
  25. Участвуют в обсуждении задания.
  26. Осуществляют контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
  27. Читать вслух целыми словами осознанно, правильно, выразительно, используя интонацию, соответствующие темп и тон речи.
  28. Участвовать в диалоге в соответствии с правилами речевого общения.

Мы продолжаем знакомиться с творчеством Л.Н.Толстого.

И сегодня мы с вами будем учиться выразительно читать. Читать выразительно — значит выражать чувства автора произведения.

-Для этого надо подумать, как автор относится к своим героям?

-Но прежде чем приступит к чтению, важно понять, что же такое басня. Есть такие литературные произведения, которые по-особому построены. Басня и есть такое произведение.

Она несёт в себе особый поучительный смысл. В конце басни есть краткое нравоучительное заключение, так называемая мораль басни.

Героями могут быть животные, растения, вещи, через характеристику которых высмеиваются пороки людей.

  • -А о чём говорит Лев Николаевич в своих произведениях?
  • (О сочувствии и помощи слабым; о настоящей дружбе и смелости; о жизни животных, о защите слабых; об уважении родителей; о честности.)
  • -Мы начинаем работу с новым для вас произведением.
  • -Рассмотрите иллюстрацию, предположите содержание этого произведения. (Ответы детей)
  • Прочитайте название.

-Что можно сказать про муравья? Какой он?

— Что можно сказать о голубке? Какая она? (Ответы детей)

  1. -ЧТО важно понять, прочитав басню?
  2. Физкульминутка
  3. Учитель читает текст выразительно.

Понравилась ли басня? Оправдались ли наши предположения?

  • У каждого ученика на столе текст.
  • КАРТОЧКА
  • Муравей и голубка 

Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волна захлестнула его и чуть не потопила. Голубка несла ветку; она увидела – муравей тонет, и бросила ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся. Потом охотник расставил сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил его за ногу; охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.

  1. Перечитывание басни учащимися.
  2. -Как же автор относится к муравью?
  3. Давайте прочитаем выразительно первое предложение.
  4. -Объясните, почему муравей спустился к ручью?
  5. Прочитаем выразительно второе предложение.
  6. -Подумайте, чувствуется ли отношение автора к муравью?
  7. -Автор сочувствует муравью.
  8. -Прочитайте выразительно это предложение, покажите голосом, что вы переживаете за муравья.

-Прочитайте третье и четвёртое предложение. — Чьи чувства нужно передать при чтении третьего предложения?

-Передайте голосом беспокойство голубки. Символом чего является голубка в басне? (добра)

А четвёртое предложение нужно читать с интонацией беспокойства? Так как же прочесть его?

Прочитайте шёпотом все четыре предложения. Подготовьтесь прочесть вслух выразительно, передавая авторское отношение.

-Читаем пятое предложение. Какое чувство вы испытываете?

-Как прочесть это предложение? Символом чего является охотник в басне? (зла)

-Читаем шестое предложение, оно длинное, поэтому прочтём первую его часть до точки с запятой. Какое чувство вы испытываете? Вам жалко охотника?

-Читаем вторую часть шестого предложения. Какое чувство вы испытываете?

-Читаем седьмое предложение. Какое чувство вы испытываете?

  • -Что хотел сказать автор в басне?
  • Выразительное чтение басни учащимися.
  • Работа в парах.
  • Составление плана басни.
  • Чему учит нас басня? (Басня учит нас быть добрыми, чуткими, внимательными, всегда приходить на помощь попавшему в беду)

Мы с вами уже знаем, что такое пословица. Что это меткое изречение, которое хранится народной памяти.

  1. На доске записаны пословицы.
  2. Делай другим добро — будешь сам без беды.
  3. Как аукнется, так и откликнется.
  4. Подумайте, походят ли они к басне?
Читайте также:  Сценарий день святого валентина в начальной школе, 2 класс

-Какое настроение у вас к концу урока, понравилось ли вам работать? Что вам особенно понравилось? (Ответы детей.) — Какими вы были читателями? — Что нового узнали? -С каким жанром литературы познакомились?

— Кто доволен сегодня своей работой?

– А как бы вы ОЦЕНИЛИ свою работу? Почему?

Молодцы, ребята! Вы активно работали, старались читать правильно целым словом, давали полные ответы, по-настоящему были внимательными и думающими читателями. Желаю вам успеха!

  • Создание текста (сочинения по следам прочитанного) на свободную тему по желанию
  • Познавательные:
  • исследование, поиск и отбор необходимой информации.
  • Регулятивные:
  • формулировать тему урока, принимать и сохранять учебную цель и задачу.
  • Дополнять, уточнять высказанные мнения по существу получен­ного задания.
  • Регулятивные:
  • умение слушать в соответствии с целевой установкой.
  • Личностные:осознание алгоритма своего действия; перевод внешней речи на внутренний план.
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.
  • Коммуникативные: умение договариваться, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и самого себя.
  • Личностные:
  • умение выражать свои чувства, мысли,
  • проявлять эмоциональную реакцию на текст.
  • Познавательные: умение
  • извлекатьинформацию из текста.
  • Регулятивные:
  • учитьсявысказывать своё предположение
  • Коммуникативные: определение способов взаимодействия, оценка действий других, умение полно и точно выражать свои мысли
  • Личностные:
  • нравственно-этическое оценивание содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающих нравственный выбор.
  • Личностные:
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-1-klass-umk-pierspiektiva-tiema-obkhodit-sia-dobrom-so-vsiakim

Урок по литературному чтению в 1 классе. УМК "Перспектива" "В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!"

  • Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
  • «Касторенская средняя общеобразовательная  школа №1»
  • Касторенского района Курской области
  • Литературное чтение
  • 1 класс 

УМК «Перспектива» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, Л. А. Виноградская)

  1. Тема: «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»
  2. Подготовила
  3. Мордасова Светлана Вячеславовна,
  4. учитель начальных классов
  5. Тип урока: урок — исследование.
  6. Учебная задача: учить различать народные и авторские сказки; продолжать формировать понятия об отличительных особенностях народной сказки. 
  7. Планируемые результаты урока:
  8. — предметные: будет различать народные сказки и авторские; будет давать характеристику героям русской народной и авторской  сказок; обращать внимание на речь персонажей, осмысливать их поступки; будет выразительно читать диалоги в сказке: передавать настроение персонажей, их характер. 
  9. метапредметные:
  • регулятивные: принимает и удерживает цель урока; сознательно осуществляет коррекцию и оценку своей деятельности;
  • познавательные: учится владеть навыками смыслового чтения; сравнивает, анализирует, делает выводы;
  •   коммуникативные: учится слушать учителя, одноклассников и вступать в диалог, формировать собственное мнение и позицию, участвовать в коллективном обсуждении, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с одноклассниками и учителем.

— личностные: чувствует красоту художественного слова.

Оборудование: презентация к уроку, выставка книг «Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина, «Конёк — Горбунок» П. Ершова, Сказки Л. Пантелеева, минусовка русской народной песни «Во поле берёза стояла», картинки с изображением солнышка, шапочка петушка.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности.

(На доске тема урока, эпиграф к уроку — пословица «В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!»)

На фоне тихой музыки (СЛАЙД 1) учитель читает стихотворение Ф. Кривина «О чем-то скрипит половица».

  • О чем-то скрипит половица,
  • И спице опять не спится,
  • Присев на кровати, подушки
  • Уже навострили ушки…
  • И сразу меняются лица,
  • Меняются звуки и краски…
  • Тихонько скрипит половица,
  • По комнате ходят сказки…
  • — Внимательно посмотрите на доску и прочитайте, что написано.
  • — Как вы можете объяснить смысл пословицы?
  • — Предположите, над чем мы будем работать на уроке? (Над сказками)

          2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

       2.1 Анализ русской народной сказки «Лиса, заяц и петух».

— Какую сказку вы читали дома? («Лиса, заяц и петух»)

— Назовите персонажей сказки?

— Кто из персонажей вынесен в название сказки? Почему?

  1. — Кто автор сказки? (народ)
  2. — Определите жанр сказки (русская народная сказка, сказка о животных)
  3. —  Какое событие стоит в центре сказки?
  4. — Как каждый из персонажей вел себя?
  5. — Что нужно было сделать, чтобы восстановить справедливость?
  6. — Кто вызвался помогать Зайчику в беде?
  7. — Что общего в поведении собак и медведя?

— Почему? Ведь эти животные сильные, большие?

       2.2 Работа в группах.

Ребята, кто желает поработать в группах? Разделитесь по желанию на  3 группы. Вспомните правила работы в группе (СЛАЙД).

Задание:                                        

 — На карточках подчеркните те качества характера, которые подходят к указанному герою. Обоснуйте, почему вы выбрали эти качества.

  • Лиса                                                                                                                          Хитрый
  • Смелый
  • Добрый
  • Отзывчивый
  • Злой
  • Заяц                                                                                                                                                         Храбрый
  • Трудолюбивый
  • Находчивый
  • Трусливый
  •           Петух                                                                                                                                               Ленивый
  • Уверенный  в своих силах

(Устно побеседовать с учащимися о выполненном задании. Сверка с эталоном (Слайд 2)).

Вывод

Под сказочными героями подразумеваются люди, их характер. Не все можно сделать силой, иногда нужна смекалка, находчивость, настойчивость, терпение и даже хитрость. Здесь кроется мудрость народная.

  1. — А сейчас я приглашаю всех в театр посмотреть заключительную часть сказки.
  2.           2.3 Чтение сказки по ролям
  3. — Почему Петуху удалось выгнать Лису из домика?

— Как можно голосом передать эти качества Петушка? Какие слова Петушка вам кажутся наиболее красивыми, выразительными? (на плечи, посечи). Они передают колорит русского слова. Как будем читать его песенку? (1-2 человека читают с места)

Вывод

Петушок встает на защиту справедливости, его желание — во что бы то ни стало восстановить справедливость, помочь. Коса выступает как орудие справедливости.

-А как в это время ведёт себя Лиса? Как мы передадим эти качества Лисы голосом? (чтение слов Лисы 1-2 чел.)

-Кто желает прочитать по ролям сцену победы добра над злом? Мне нужно 3 человека: автор, Петух, Лиса. Не забывайте правильно интонировать.

2.4  Работа над отличительными особенностями сказки.

  • — Итак, назовите отличительные особенности сказки о животных. (Учитель выводит их на экран (Слайд 3))      
  • — Животные разговаривают, наделены человеческими качествами.
  •      — Троекратный повтор.
  •                — Добро побеждает зло.
  •                — Сказка даёт поучительный урок.
  •                — Автор – народ.

3. Физкультминутка со сменой положения тела.

— А какой клич, призыв к борьбе повторял Петушок? (Ку-ка-ре-ку!)

  1. — Кто хочет провести физкультминутку, опираясь на слова Петушка?
  2. Ку-ка-реку!
    Несу косу на плечи,
    Хочу лису посечи,
  3. Поди, лиса, вон.
  4. (Ребёнок перед классом показывает импровизированные движения под музыку к словам главного героя сказки 2 раза.)

4. Выявление места и причины затруднения.

— Ребята, а всегда ли автором сказок выступает народ? (Мнения учащихся. Можно заранее организовать выставку авторских сказок – А.С. Пушкин и др.)

— Итак, мнения разделились, одни утверждают, что сказки — это народный жанр, другие, что существуют ещё и авторские сказки.

— А есть ли между ними отличия, и какие есть сходства? Можем ли мы сейчас ответить на этот вопрос?  (Мнения учащихся)

— Попробуем разобраться в этом.

5. Построение проекта и выхода из затруднения.

 — Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Научиться различать народные сказки и авторские.)

— Что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? На что мы обратим внимание при чтении новой сказки? (На отличительные особенности авторской сказки от народной) (Слайд 4 Цели урока)

6. Реализация построенного проекта. Знакомство детей с авторской сказкой «Две лягушки».

(Слайд 5 — Леонид Пантелеев)

   6.1 Знакомство с творчеством Л. Пантелеева.

Псевдоним- Алексей Иванович Еремеев

Л. Пантелеев (1908 по 1987 гг.)

 – Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством замечательного детского писателя — Леонида Пантелеева. Настоящее имя писателя Алексей Еремеев, а печатался он под выдуманными именем и фамилией, псевдонимом – Леонид Пантелеев. Это привычное явление в литературе.  С самого раннего детства Алёша Еремеев очень любил читать.

Читал много, запоем. Мать Алёши, Александра Васильевна, выписывала детский журнал «Золотое детство», который он с братом и сестрой с удовольствием читали. Потихоньку мальчик пристрастился и ко взрослой литературе. У него много рассказов для детей. Их можно взять в нашей библиотеке.

Леонид Пантелеев писал и для детей, и для взрослых. 

— Давайте поближе познакомимся с его творчеством, сказкой «Две лягушки».

   6.2  Чтение сказки учителем.

— Пока я буду читать, вы подумайте:

 — Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

7. Первичное закрепление во внешней речи.

— Какая лягушка вам больше понравилась и почему?

-С какой лягушки вы хотели бы взять пример?

— К какому литературному жанру относится это произведение? Ответ обоснуйте. (Авторская сказка о животных).

7. 1 Словарная работа.

  • — В тексте  нам встретились новые и малоупотребляемые слова. (На доске)
  • — Прочитайте и объясните смысл этих слов.
  • КАНАВА (неглубокая и неширокая траншея)
  • ПОГРЕБ  (кладовая ниже уровня земли, для хранения овощей и продуктов)
  • БА-РАХ-ТАТЬ-СЯ
  • БАРАХТАТЬСЯ (делать беспорядочные движения, находясь в жидкости)
  • БУЛ- ТЫ-ХАТЬ-СЯ
  • БУЛТЫХАТЬСЯ (плескаться)
  • ЗА-ХЛЕБ-НУТЬ-СЯ
  • ЗАХЛЕБНУТЬСЯ (задохнуться или поперхнуться от попадания в дыхательное горло жидкости)

  7.2 Повторное чтение сказки по цепочке. Работа по содержанию.

— Еще раз прочитаем сказку, чтобы лучше понять ее содержание, смысл и достичь поставленной цели. Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?

— Где жили две лягушки-подружки?  (Они жили в одной канаве.)

— Что случилось однажды с лягушками?  

— Как они оказались в горшке со сметаной?

— Что сделала первая лягушка, лентяйка? (Она немножко поплавала, побултыхалась и захлебнулась.)

— Как повела себя вторая лягушка? (Она была очень настойчивая, все время работала лапками и взбила сметану в масло.)

  1. — Какой урок приготовила нам эта сказка?
  2. — Похоже ли поведение лягушек на поведение людей?
  3. 8. Физкультминутка — для глаз (СЛАЙД 6)

Давайте снимем напряжение с глаз. Следуйте ими за движениями указки. Закройте глаза руками, поморгайте, продолжим работу на уроке.

9. Включение в систему знаний и повторение. Работа в парах.

Сейчас мы с вами будем работать парами, словно исследователи. На карточках выберите из позиций  русских народных сказок те, которые подходят и для авторской сказки Л. Пантелеева «Две лягушки».

-Давайте посмотрим,  что же вы открыли для себя? (Проверка работы в группах. Позиции выводятся на экран, отличие в позиции автор)

-Итак, по какому пункту авторская сказка отличается от русской народной? Чем они схожи?

— Вернемся к теме нашего урока.

— Согласны ли вы, что справедливость царит в сказке? (да) Докажите.

— И еще очень важное слово солнышко. Оно символизирует добро, тепло, свет.

В сказках люди не просто мечтали о победе добра, а учили быть твердыми в жизненных испытаниях, советовали не мириться со злом. Сказки давали урок (поучение). «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок» 

-У каждого из вас на столе лежит солнышко. Напишите на нём, чему нас учит авторская сказка «Две лягушки»? (1-2 чел. Спросить)

10. Рефлексия.

— Вернёмся к СЛАЙДУ № 4, достигли ли мы поставленной цели? Докажите.

— Кому было легко выполнять предложенные задания? Почему?

— Кто нуждался в помощи учителя, одноклассников? Почему?

11. Д/З

— Кто желает, дома может изобразить эпизод понравившейся сказки в тетради по литературному чтению

Источник: http://swetlanam.ucoz.net/load/1_klass/urok_po_literaturnomu_chteniju_v_1_klasse_umk_perspektiva_v_skazke_solnyshko_gorit_spravedlivost_v_nej_carit/2-1-0-2

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector