Классный час. толерантность 4 класс

Классный час-игра с использованием ИКТ «Толерантность — это дружба!»

(4 “А” класс)

Классный час. Толерантность 4 класс

Цель: формирование толерантных установок у учащихся.

Задачи:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
  • способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Слайд № 1 (См. презентацию) – тема классного часа

Учащиеся 8 “А” класса (3 чел.) начинают классный час с приветствия:

“Здравствуйте! Добрый день, друзья!Он наступил  такой прекрасный,

  • Потому что в нём и ВЫ и Я!”
  • Всем разным, но равным!
  1. Всем, желающим обладать искусством, жить рядом с непохожими людьми!

  2. Всем, мечтающим жить в согласии с собой и другими посвящается этот день!

  3. Сегодня наиболее актуальна проблема толерантности в общении между людьми.

  4. В краткой философской энциклопедии это слово латинского происхождения “tolerantia” – терпение – терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам.

  5. Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:

Слайд №2 – смысловое значение этого слова

  • в английском – готовность быть терпимым;
  • во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
  • в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
  • в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
  • в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
  1. Толерантность просто необходима! Каждый человек это отдельный мир, со своими эмоциями и чувствами, взлетами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

Слайд №3 – “Что же такое толерантность?”

Слайд №4

  1. — Толерантность — это милосердие.

  2. — Толерантность — это сострадание.

  3. — Толерантность — это уважение.

  4. — Толерантность — это доброта души.

  5. — Толерантность — это дружба.

  6. — Мы приглашаем вас, принять участие в конкурсе. Здесь мы научимся терпению и уважению, взаимопомощи и дружескому отношению друг к другу.

Ход игры

Жеребьевка: каждый ученик достаёт из мешочка эмблему в виде сердца или улыбки, делятся на две команды “Сердца” и “Улыбки”

1 конкурс. “Забавная анаграмма”.

Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт, в котором находится 7 букв. Эти буквы распределяются между членами команды. На время они должны выстроиться в линию таким образом, чтобы получилось слово (например: дружный, товарищ) Приложение №1.

2 конкурс. “Песня о дружбе”. (Фонограммы песен даны в Приложении №2: «Вместе весело шагать«, «Дружба крепкая не сломается» «Если с другом вышел в путь»,  тексты песен).

Источник: https://www.alllessons.ru/social-studies/klassnyj-chas-dlya-4-klassa-tolerantnost-eto-druzhba.html

Классный час «Толерантность – путь к миру» 4 класс

  • Гафыкина Ольга Алексеевна
  • Образовательное учреждение: МБОУ «Гимназия №6»
  • Населенный пункт: г. Брянск, Брянская область
  • Тема: Классный час «Толерантность – путь к миру» 4 класс.
  • Раздел библиотеки: Внеклассные мероприятия

Для аттестации педагогов:

  1. БЕСПЛАТНЫЕ КОНКУРСЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ШКОЛЬНИКОВ 
  2. БЕСПЛАТНЫЕ ОЛИМПИАДЫ ПО ВСЕМ ПРЕДМЕТАМ С 1 ПО 11 КЛАСС
  3. КОНФЕРЕНЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И ВОСПИТАТЕЛЕЙ
  • Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
  • Задачи:
  • Образовательная:
  • Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
  • Развивающая:
  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
  • Воспитательная:
  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
  • Оборудование: раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

1. Организационный момент.

2. Введение в тему.

Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется«Ладная семья».

  1. Слушайте внимательно.
  2. (читаю притчу)
  3. Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
  4. Дети: любовь, терпение, прощение.
  5. Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии?
  6. Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение…

Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.

Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос:«Что общего в определениях»?

  • С карточек белого цвета дети зачитывают:
  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
  • Учитель: что общего в этих определениях?
  • Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?

Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности.

Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос.

У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

  1. Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
  2. 4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
  3. а) соотнесение высказывания с заповедью;

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

  • «Гнев — страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)
  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги)
  • «Любовь к родителям — основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)
  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
  • Учитель: итак, быть толерантным, значит:
  • Уважать другого.
  • Любить ближнего своего.
  • Не злиться.
  • Быть добрым, терпимым.
  • Сострадать.

Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему?

Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните.

  1. Качества:
  2. Терпимость
  3. Бессердечность
  4. Конфликт
  5. Сострадание
  6. Прощение
  7. Вспыльчивость
  8. Желание что-либо делать вместе
  9. Милосердие
  10. Злорадство
  11. Ложь
  12. Сотрудничество
  13. Уважение прав других
  14. Раздражение
  15. Принятие другого таким, какой он есть
  16. Зависть
  17. Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…
  18. в) решение проблемных ситуаций.
  19. Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
  20. Дети: нет, ссоримся…
  21. Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга?
  22. Поддержать в трудную минуту?
  23. Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
  • — Как поступите в этой ситуации?
  • — Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
  • — Как можно избежать драки?
  • Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
  • Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
  • Памятка.
  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из-за чего возник спор.
  • Другая ситуация.
  • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.
  • — Как вы поступите в этой ситуации?
Читайте также:  Рассказы о природе, 2 класс. литературное чтение

5. Обобщающая беседа.

  1. Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас?
  2. — Что вы чувствовали в тот момент?
  3. — А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
  4. — Как вы думаете, что чувствовал тот человек?

— Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться. Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.

— Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?

  • — Какое наставление вам помогает жить в мире?
  • Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.
  • Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
  • — Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.

— Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?

Дети: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог «В добрый путь».

Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе.

  1. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»
  2. Мои пожелания:
  3. Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
  4. Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
  5. Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
  6. Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
  7. Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.
  8. — И всё это вам поможет жить в мире.

Источник: http://mkobr.ru/vneklassnye-meropriyatiya/klassnyj-chas-tolerantnost-put-k-miru-4-klass.html

Классный час «Толерантность. Что это такое?» (для 5–7 классов)

Ковпак Л. А., Шолохова Т. В. Классный час «Толерантность. Что это такое?» (для 5–7 классов) [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. — С. 55-57. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10837/ (дата обращения: 23.11.2019).



«Толерантность. Что это такое?» —

  • Если спросит кто-нибудь меня,
  • Я отвечу: «Это всё земное,
  • То, на чём стоит планета вся».
  • Толерантность — это люди света,
  • Разных наций, веры и судьбы
  • Открывают что-то, где-то,
  • Радуются вместе. Нет нужды
  • Опасаться, что тебя обидят
  • Люди цвета крови не твоей.
  • Опасаться, что тебя унизят
  • Люди на родной Земле твоей.
  • Ведь планета наша дорогая
  • Любит всех нас — белых и цветных!
  • Будем жить, друг друга уважая!

Толерантность — слово для живых!!!

Учитель (У): 16 ноября жители многих стран мира отмечают Международный день толерантности или День терпимости. Этот праздник был учрежден в 1996 году по решению Генеральной Ассамблеи ООН. День терпимости отмечается в разных странах по аналогичному сценарию. В этот день проводятся массовые мероприятия, посвященные воспитанию терпимости у жителей стран-участниц ООН и других народов мира.

Ребята (Р.): На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентинский. Он отличался тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) неизменно оставался министром иностранных дел.

Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей.

И при этом сохранять собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека связано понятие «ТОЛЕРАНТНОСТЬ».

  1. Давайте определим, что значит «толерантность». Учащиеся формулируют принципы толерантности:
  2. – терпимость к другим людям, мнениям, поступкам;
  3. – стремление к полноценной реализации своих способностей;
  4. – умение понимать и познавать других людей;
  5. – устойчивость жизненной позиции, ценностей, идеалов.
  6. Толерантность — это милосердие.
  7. Толерантность — это сострадание.
  8. Толерантность — это уважение.
  9. Толерантность — это доброта души.
  10. Толерантность — это терпение.
  11. Толерантность — это дружба.
  12. Толерантность — это гармония в многообразии.
  13. Толерантность — путь к миру и согласию.

Быть толерантным — означает уважать других, невзирая на различия. Это означает быть внимательным к другим и обращать внимание на то, что нас сближает.

Все — мы разные, все мы — равные!

У.: Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

В последние годы в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

(Ученикам раздаются листы бумаги, на которых написаны вопросы. Они самостоятельно отвечают, потом зачитывают, обсуждают).

  • 1) Как вы обычно поступаете, если видите, что человеку нужна помощь?
  • 2) Как мы должны поступать с людьми, которые просят милостыню?
  • 3) Какие чувства вызывают у меня бомжи, попрошайки?

4) Как я отношусь к людям с другим цветом кожи, разрезом глаз, другой веры и т. п.?

Ученики приходят к выводу: о человеке судят по тому, как он строит отношения в семье и с окружающими, его умению грамотно и ясно выражать свои мысли, не прибегая к вульгарным выражениям. Люди различны, различна и их культура.

Отчужденность и враждебность в восприятии другой культуры — весьма распространенное явление в нашей жизни. Она возникает из-за боязни неизвестного, ожидания враждебности со стороны другой группы, ощущения дискомфорта от вторжения «чужих» в привычную жизнь.

Может быть, гораздо проще жить в мире, где все люди одинаковые?

У.: Представим себе, что наступит время, когда все люди на земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)

– Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?

– Хорошо или плохо, что мы все разные?

– Как жить в мире, где столько разных людей?

Упражнение. «Комплименты».

Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение, и мы готовы делиться радостью и помогать другим.

  1. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека.
  2. После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
  3. – Вам понравилось это упражнение?
  4. – Что нового вы узнали друг о друге?
  5. – Были комплименты одинаковыми или разными?

Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми — жить на свете было бы просто не интересно.

Задание «Учимся ценить индивидуальность»

Ребята рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и ручка.

(У): Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно хорошо, что мы — «как все», но не менее важна и наша индивидуальность. Её можно и нужно ценить.

Читайте также:  Раскин «как папа выбирал профессию» читать

Напишите о тех признаках, которые отличают вас от других. Это может быть признание своих достоинств или талантов, жизненных принципов. Информация должна носить позитивный характер. На это отводится 3–4 минуты. После того, как вы будете готовы, мы зачитаем записи вслух, а группа будет отгадывать, кто автор утверждений.

Учитель собирает листочки, записи зачитываются, участники определяют автора. Если этого не удаётся, то автор сам называет себя.

Ребята ещё раз отмечают положительные аспекты того, что люди не похожи друг на друга, и этим они становятся интересны друг другу.

Упражнение. «Волшебный микрофон».

  • Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
  • – Ваше увлечение (чем вы любите заниматься?)
  • – О чем вы мечтаете?
  • – Узнали ли вы о своих друзьях что–то новое?
  • – Что нового вы узнали?
  • – Что вас удивило, что понравилось?
  • Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, показать свои таланты.
  • В завершение классного часа ребята проявляют таланты, тем самым демонстрируя свою индивидуальность: кто-то поёт, кто-то танцует, кто-то играет на музыкальном инструменте, кто-то демонстрирует свой художественный талант.
  • Основные термины (генерируются автоматически): толерантность, друг, XVIII-XIX, ребята.

Толерантность… Многие эксперты, аналитики и журналисты, говоря о казахстанском обществе, о его единстве, разнообразии, о его межконфессиональном и межэтническом многообразии, используют данное слово как одну из его важнейших характеристик.

Для выявления уровня толерантности ребят нами была использована «Методика изучения толерантности детей» Доминика Де Сент Марса. Методика состоит из трех серий: «Толерантность в кругу друзей», «Толерантность и окружающий мир»…

Ключевые слова: толерантность, толерантные взаимоотношения. Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может

Мои воспитанники раскрылись всесторонне, научились толерантно относиться к друг другу, в классе нет конфликтов, ребята посещают…

Тем самым, анализ влияния роли культуры переговоров как проявления социальных норм толерантности на экономику в России требуется не только для повышения терпимости друг к другу разных слоев общества и выработки социальной стратегии противодействия…

Все эти составляющие связаны между собой и зависят друг от друга. Анализируя приведенные выше исследования, можно сделать следующий вывод: понятие и

Ребята, которые попытались объяснить разницу, понимают тонкую грань между толерантностью и терпением.

Д. Писарев. Толерантность — слово уже не новое ни для родителей, ни для школьников, и так

Ребята категорически отказывались верить и говорить о происхождении человека от обезьяны.

Чтоб друзья и их подруги. Больше б знали друг о друге; Люди в мире все похожи!

У тебя есть друг (подруга)?

Ребята, а вы знаете, что такое толерантность? (Дети отвечают на вопрос). — Толерантность – это уважение, принятие людей, какими бы отличными от нас они не были [4]. Так звучит определение слова «толерантность» в словаре.

Ключевые слова: толерантность, толерантное поведение, подростковый возраст, межэтническое общение.

По результатам исследования было выявлено, что у 100 % ребят этническая идентичность находится в норме (15-19 баллов).

…задача жить по соседству мирно и дружно и вот тогда уже человечество начало обращаться к понятиям терпимости, толерантности, уважения друг к другу.

В Западной Европе в XVIIIXIX веках латынь в качестве международного языка была оттеснена французским языком.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/192/10837/

Классный час "Толерантность" | Открытый класс

Данные об авторе Канатова Нина Алексеевна

гимназия №18

Ярославская область

Характеристики ресурса начальное общее образование
Внеклассная работа

Воспитатель

сценарий мероприятия

Краткое описание ресурса: 

классный час

  • Классный час «Толерантность»
  • Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
  • Задачи:
  • Образовательная:
  • Помочь учащимся понять, почему очень важно уважать окружающих.
  • Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающая:

  • Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
  • Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательная:

  • Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, к друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

Оборудование: раздаточный материал (карточки), мультимедийное оборудование, фонограмма песни «Я, ты, он, она».

План классного часа:

1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. (1- 2 мин.)

2. Введение в тему. (3-5 мин.)

3. История понятия толерантность. (3-5 мин.)

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность» (25-30 мин.)

5. Итог. (2-3 мин)

Ход проведения

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

2. Введение в тему.

Исполнение песни «Я, ты, он , она».

Учитель: «Я, ты, он, она — вместе дружная страна, вместе — дружная семья, в слове «мы»- сто тысяч «я»! — так оптимистично и жизнеутверждающе начинается некогда очень популярная песня в нашей стране.

Но так поётся в песне, а в жизни намного сложнее. Не так легко быть объединённым одним «ансамблем» отношений, входя в такие социальные образования, как «страна», «семья», «школа», «класс».

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, убеждениям, привычкам всегда существовал в обществе и продолжает существовать в наше время. Не является исключением и школа.

Предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, социальная, половая принадлежность человека, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки. В школах, классах очень часто встречается проблема межличностных отношений, в основе которых часто лежат явления нетерпимости.

  1. Проживание в мире и согласии предполагает наличие у каждого таких человеческих качеств, как взаимопонимание, взаимоуважение, ответственность, сдержанность, уступчивость, терпимость:
  2. — Что вы понимаете под словом терпимость?
  3. Дети: Терпимость — способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего- либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным.
  4. Учитель: Как поступает терпимый человек?

Дети: Терпимость — это форма поведения. Ученик, который хочет жить в мире со своими одноклассниками, должен сам себя ограничивать. Лишнее слово не сказать, проглотить, если кто-то ему сказал что- то. Потому что, если он ответит таким же образом, ему ещё хуже ответят и начнётся ссора. А когда уже начинается выяснение отношений, тогда никакой терпимости не будет.

  • Учитель: Сформулировать тему классного часа нам поможет китайская притча «Ладная семья».
  • (Учитель читает притчу)
  • Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажите: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая — мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе.

Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка.

Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго — видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика.

Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;
  • прощение;
  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И всё? — Да, — ответил старик,- это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил:- И мира тоже.

  1. Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
  2. Дети: Любовь, терпение, прощение.
  3. Учитель: Как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
  4. Дети: О дружбе, доброте, терпимости, любви, уважении.
  5. Учитель: Всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность».
Читайте также:  Классный час 10, 11 класс. суд над граффити

3. История понятия толерантность.

Учитель: Не всем, может быть, знакомо слово толерантность, и на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Понятие толерантность имеет свою историю.

На рубеже XVIII -XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел.

Это был человек талантливый во многих областях, но, более всего, — в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться и при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.

С именем этого человека и связано понятие «толерантность».

Дать определение толерантности довольно-таки трудно из- за того, что в разных языках оно трактуется по- разному. И сейчас мы с вами в этом убедимся.

У вас на столах в конверте №1 карточки, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях?»

Дети зачитывают:

  • Толерантность — способность признавать отличные от своих собственных идей или мнения. (Испанский).
  • Толерантность — отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам. (Французский)
  • Толерантность — готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
  • Толерантность — позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
  • Толерантность — прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим. (Арабский)

Учитель: Теперь послушайте определение толерантности, данное в «Декларации принципов толерантности» (подписана 16 ноября 1995года в Париже 185 государствами ЮНЕСКО, включая и Россию).

Толерантность означает «уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.

Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность.

Толерантность — это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».

— Что общего в этих определениях?

Дети: Умение жить в мире и согласии со всем миром.

Учитель: Каждый человек — это отдельный мир, со своими чувствами и эмоциями, взлётами и падениями. Было бы очень здорово, если бы все люди относились друг к другу терпимее, не наносили боль и вред другим.

  • Что значит быть толерантным? Постарайтесь ответить на вопрос. У вас на столах в конверте №2, лежат карточки, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывания, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»

а) соотнесение высказывания с заповедью.

«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сёстрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (Возлюби ближнего своего)

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (Золотое правило)
  • «Ничто притворное не может быть продолжительным» (Не лги).
  • «Любовь к родителям — основа добродетелей». (Почитай отца своего и матерь свою)
  • «Воровство порождает лень и жадность». (Не кради)

б) импровизированный монтаж.

Учитель: На каждой парте лежит текст со стихотворением, цифрами обозначены номера парт. Вы должны по очереди читать строки стихотворения, учитывая номер парты.

1.

Что ж такое толерантность?
Может к бабушке любовь?

  • 2.
  • А быть может это то, что маме
    Я на день рождения принёс?
  • 3.
  • Понял я, что это — уважение
    К мнению не только своему.
  • 4.
  • Видеть боль чужую
    Я, по-моему, уже могу.
  • 5.
  • Дам монетку нищему,
    Пожилому помогу.
  • 6.
  • Товарища в беде не брошу,
    Злобу в класс я не пущу.
  • 7.
  • Если ты к друзьям терпим,
    Выслушать любого можешь.
  • 8.
  • Если нужно, то готов
    Ты всегда прийти на помощь.
  • 9.

Веришь в чудо, доброту.
Взрослых уважаешь.

  1. 10.
  2. Маме с папой не грубишь,
    Младших ты не обижаешь.
  3. 11.
  4. Значит, не зря все говорят,
    Что ты толерантен.
  5. 12.
  6. Оставайся им всегда и
    Будь ещё галантен.
  7. 13.

Что такое толерантность?
Доброта, любовь и смех.

14.

Что такое толерантность?
Счастье, дружба и успех.

  • 15.
  • Если каждый друг к другу будет терпим,
    То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
  • Все вместе (хором): Если каждый друг к другу будет терпим,
  • То вместе мы сделаем толерантным наш мир.
  • Учитель: Быть толерантным, значит:
  • уважать другого;
  • не злиться;
  • любить ближнего своего;
  • быть добрым, терпимым;
  • сострадать.

Учитель: «Толерантность» я изобразила в виде солнышка. Солнышко обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит на помощь.

  1. в) работа в группах.
  2. Учитель: Придумайте и нарисуйте свой символ толерантности.
  3. г) определение качеств толерантной личности.

Учитель: Каждый человек в знак благодарности матушке — природе должен вырастить дерево. Давайте и мы вырастим дерево, только не простое дерево, а волшебное — дерево Толерантности. Для этого выполним творческую работу.

Пусть наше дерево распустит листочки и зазеленеет. Крону дерева составим из листочков с вашими высказываниями на тему: «Основные качества толерантной личности».

Возьмите каждый по листочку и напишите на них качества характера, которые, по вашему мнению, характеризуют толерантную личность. Затем листочки приклейте на дерево.

  • Учитель: Итак, толерантная личность обладает следующими качествами:
  • Дети называют: Доброта, терпимость, уважение, сострадание, прощение, милосердие, миролюбие, сердечность, желание что-либо делать вместе, великодушие, сотрудничество, уважение прав других, равенство, принятие другого таким, какой он есть.
  • г) решение проблемной ситуации.
  • Учитель: Подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
  • Дети: Нет, часто ссоримся:
  • Учитель: Из — за чего разгораются конфликты?
  • Дети: Невозможность получить то, что хочется или необходимо; различные точки зрения на один на один и тот же вопрос.

Учитель: Можно ли мирно жить и не ссориться? Как это сделать?

Дети: ДА, нужно проявлять уважение к одноклассникам. Относится ко всем людям, как относимся к самим себе.

Учитель: Предлагаю вам проблемную ситуацию. Вы играете с игрушкой или в игру, а кто — то подходит и забирает её, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

  1. — Как поступите в этой ситуации?
  2. — Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
  3. Дети: Обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
  4. Учитель: Я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
  5. Памятка
  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
  • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
  • Имей терпение выслушать собеседника.
  • Спокойно объясни свою точку зрения.
  • Подумай, из- за чего возник спор.

5. Итог.

Учитель: Вот и подошёл к концу классный час. Попрошу всех встать в ровный круг лицом внутрь очень тесно друг к другу. Положите руки друг другу на плечи, поднимите правую ногу и вытяните её к центру круга, и по моей команде все делают шаг внутрь, и хором скажем:

Если каждый друг к другу будет терпим,
То вместе мы сделаем толерантным наш мир.

Учитель: Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни своё поведение, ни поведение других людей. Однако важен даже самый маленький шаг в этом направлении.

— Благодарю всех за активное участие. Думаю, что классный час оставил глубокий след в душе каждого из вас, помог всем понять, что уважение друг к другу, взаимопонимание, терпимость — это необходимое условие для счастливой жизни в мире и согласии, как в школьном коллективе, так и в обществе.

Источник: http://www.openclass.ru/node/485637

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector