Классный час на тему «толерантность», 10 класс

Цели:

  • познакомить учащихся с понятием «толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности;
  • развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
  • Форма проведения: «круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.
  • Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара; репетиция сценки «Перед вами две дороги” учащимися).
  • Ход классного часа

— Сегодня наш разговор посвящён толерантности. 16 ноября Международный день толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно.

Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

— Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

— Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

— Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

— Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

— Они все прекрасны, — сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

— Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

— Выпускник школы. Каким он должен быть, чтобы максимально быстро адаптироваться к тем условиям, в которые попадает после окончания школы? Адаптация человека к новым условиям, как в жизни, так и в профессиональной деятельности возможна лишь при наличии сформировавшихся профессиональных и социальных умений качеств личности. Одним из таких качеств является толерантность.

В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, конфессий, социальных слоёв, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.

(Далее ведущий обращается к участникам мероприятия). Что означает слово толерантность? Как это слово определяется на разных языках земного шара?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:

  • в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
  • во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
  • в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
  • в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
  • в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
  • в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).

Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).

А что же объединяет эти определения? (Ответы).

Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).

(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).

— Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:

Классный час на тему «Толерантность», 10 класс

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия…

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем.

Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

Упражнение «Толерантная и интолерантная личности”

— Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев. Интолерантные личности делят мир на две части: чёрную и белую. Для них не существует полутонов. Есть только два сорта людей – плохие и хорошие. Они делают акцент на различиях между «своими” и «чужими”.

Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям. Толерантный человек видит мир во всём его многообразии.

— А теперь вам нужно распределить слова в II колонки, где в I – колонке – черты, присущие толерантной личности, во II – черты, присущие интолерантной личности:

Терпение, чувство юмора, непонимание, уважение мнения других, игнорирование, эгоизм, доброжелательность, умение владеть собой, нетерпимость, выражение пренебрежения, раздражительность, умение слушать собеседника, равнодушие, цинизм, понимание и принятие, чуткость, любознательность, гуманизм, немотивированная агрессивность.

Толерантная личность Интолерантная личность
  1. Терпение
  2. Чувство юмора
  3. Уважение мнения других

и т.д.

  • Непонимание
  • Игнорирование
  • Эгоизм

и т.д.

  1. Упражнение «Волшебная лавка”
  2. Ведущий даёт участникам возможность выяснить, каких качеств им не хватает для того, чтобы считаться подлинно толерантными людьми.
  3. Ведущий просит участников группы представить, что существует лавка, в которой есть весьма необычные «вещи”: терпение, снисходительность, расположенность к другим, чувство юмора, чуткость, доверие, альтруизм, умение владеть собой, доброжелательность, гуманизм, умение слушать, любознательность, способность к сопереживанию.

Ведущий выступает в роли продавца, который обменивает одни качества на другие. Принимают участие все желающие. Вызывается участник. Он может выбрать одну или несколько «вещей”, которых у него нет. (Это те качества, которые, слабо выражены у данного участника).

Например, покупатель просит у продавца терпения. Продавец выясняет, сколько и зачем ему нужно и в каких случаях он хочет быть терпеливым. В качестве платы продавец просит что-то взамен, например, тот может расплатиться чувством юмора, которого у него в избытке.

Заключительное задание «Дерево толерантности”

— Возьмите каждый по листочку и напишите на них, что, по-вашему, надо сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть, чтобы отношения в ней стали как можно более толерантными.

(Ученики на листочках бумаги в форме листа какого-либо дерева пишут, что надо сделать, чтобы школа стала «Пространством толерантности”, листочки наклеиваются на символический рисунок дерева без листьев, и он вывешивается в классе.)

— В конце мне хочется сказать, что класс – это маленькая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ругани, ни ссор.

Источник: https://pozdnyakova.ucoz.ru/index/klassnyj_chas_na_temu_tolerantnost/0-200

Классный час в 10 классе на тему Что такое толерантность?

Цели занятия:

  1. Познакомить учащихся с понятием «толерантность», с основными чертами толерантной и интолерантной личности.

  2. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

  3. Сформировать представление о том, что толерантность как качество личности считается необходимым для адаптации к новым неожиданным условиям.

  • Форма проведения.
  • Работа по группам с сюжетно-ролевыми задачами и проблемными вопросами.
  • Ход классного часа.

Учитель. Классный час я хотела бы начать с разговора о вечном, о любви. Учитель читает сказку. Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику: — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла с ней дружить всю отпущенную Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал: — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет… Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят 5 прекрасных девушек, одна другой краше.

— Вот выбирай, — сказал волшебник, — одну зовут Радость, другую — Удача, третью — Красота, четвертую — Печаль, пятую — Доброта. — Они все прекрасны, — сказала Любовь. — Не знаю, кого и выбрать… — Твоя правда, — ответил волшебник, — они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может и дружить будешь, но выбери одну из них.

Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь. Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь… Учитель (обращение к учащимся). Задумайтесь и вы…Напишите на листе имя той девушки, которую выбрали вы. Поднимите листы и покажите всем свой выбор. А теперь узнаем, совпал ли он с выбором девушки по имени Любовь. Учитель (окончание сказки).

Любовь подошла к девушки по имени Доброта и протянула ей руку. Учитель (обращение к учащимся). Почему Любовь выбрала девушку Доброту. Учащиеся предлагают варианты ответов на вопрос, высказывают собственную точку зрения. Учитель (обращение к учащимся).

Придумайте, изобразите и объясните эмблему доброты: в центре ватманского листа нарисуйте «доброту», а вокруг напишите слова, составляющие это понятие. На выполнение задание вам отводится 5 минут. Учащиеся после выполнения задания защищают свой рисунок (выступление представителей команд 2-3 минуты).

Учитель делает выводы:

  1. Эмблемы получились разные, это свидетельствует о том, что мы с вами все разные и у нас не может быть абсолютно одинакового взгляда на «вещи».

  2. В эмблемах «доброты» я обнаружила все то, что необходимо для объяснения понятия «толерантность», для понимания того, что значит быть толерантным.

Учитель. Игра «Дополни».

Учащиеся заканчивают предложение «Быть толерантным — это значит …», выделяют ключевые слова.

  • быть терпимым к окружающим;
  • уважать людей, их мнения, религию;
  • принимать других такими, какие они есть;
  • понимать многообразие культур нашего мира.

    Учитель (обращение к учащимся). Свойственны ли вам те качества, которые характеризуют толерантного человека. Являетесь ли вы толерантной личностью. В форме таблицы предлагается информация к размышлению.

    Учащиеся знакомятся с данными таблицы и самостоятельно делают выводы. Учитель высказывают свою точку зрения. Общий вывод: не бывает абсолютно толерантных и абсолютно интотолерантных людей. В современном мире нет примеров толерантного общества. У человечества не выработался иммунитет против интолерантности. Человек совершает в жизни разные поступки. Важно, есть ли в нас стремление к толерантным отношениям, желание полноценно реализовать свои способности, опираясь на устойчивые жизненные позиции, ценности и идеалы.

    Учитель (обращение к учащимся). Почему так актуальна толерантность в наше время? Ответ на этот вопрос дает ученик, который предварительно работал с материалами СМИ. Он приводит примеры и делает выводы:

    • потому, что мы часто слышим такие слова как «беженец», «жертва насилия», «экстремизм», «конфликт», «агрессия»;
    • потому, что в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм антиобщественного поведения;
    • потому, что продолжает расти подростковая преступность;
    • потому, что растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка.

    Учитель. Прием «Акцент на лучшее». Как не бывает в жизни идеального человека, так и в самом отъявленном преступнике имеются ростки позитивного. Важно принимать себя и других безусловно, такими, какие они есть, опираясь при этом на то хорошее, доброе, что в человеке имеется. «Я принимаю тебя и пытаюсь понять причину твоих поступков». Учитель.

    Упражнение «Камушек в ботинке». У каждого человека имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Найдите в себе то, что мешает вам жить в мире с собой и с окружающими людьми.

    Учащиеся берут кружки из бумаги (черного цвета с одной стороны, белого — с другой) и пишут на них свои недостатки. Идет поиск темного пятна. Учитель. Упражнение «Жемчужина в раковине».

    Естественно и то, что каждый человек является носителем только ему присущих, индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических ситуациях. Найдите в себе то, что является вашим наивысшим достоинством.

    Учащиеся берут кружки из бумаги (белого цвета с двух сторон) и пишут на них свои достоинства. Идет поиск светлого пятна. После этого, учащиеся, взяв в руки кружки, выступают, рассказывая сначала о своих недостатках, а затем о достоинствах.

    Смело, заявив о своих пороках, учащиеся белый кружок выкладывают на середину стола (надписью вверх), или дарят сидящему рядом, или обмениваются. Цель: сделать достоинства одного человека достоинством класса. Пусть каждый член коллектива помнит о том, что в человеке хорошего, помогает ему бороться с недостатками. Учитель (обращение к учащимся).

    Сейчас мы создадим с вами «пространство толерантности». Этим пространством для нас будет наша школа. Учитель. Творческая работа «Дерево толерантности». Возьмите каждый по листочку и напишите на нем то, что по вашему мнению нужно сделать, чтобы школа стала пространством толерантности, то есть отношения в ней стали толерантными.

    Двое учащихся собирают листочки и оформляют на доске «Дерево толерантности». Пока они работают, учащиеся выполняют упражнение «Отличия». Учитель (обращение к учащимся). Встаньте в круг. Выполните следующие действия: посмотрите на своего соседа (соседку) справа и скажите, чем вы с ним (с ней) отличаетесь друг от друга. Назовите как внешние, так и внутренние отличия. Затем скажите, что вы чувствуете по этому поводу, как вы к этому относитесь.

    Учащиеся представляют «Дерево толерантности», комментируют результаты.

    Заключительное анкетирование Учитель. Напишите на листочках мнение о том, где в своей жизни вы можете проявить те принципы и знания, которые приобрели на классном часе. Листочки учащиеся складывают в специальный ящик при выходе из аудитории. Основные понятия:

    1. Толерантность — терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общению с людьми.
    2. Толерантный путь — это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.
    3. Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, неприятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

    Источник: https://botana.biz/prepod/klassnomu_rukovoditelyu/ofu7fhkb.html

    Классный час для учащихся 10 класса «Планета толерантности»

    • Предмет: Внеклассное
      мероприятие с применением ЭОР
    • Тема: Планета
      толерантности
    • Продолжительность: 40
      минут
    • Класс: 10
    • Технологии: презентация
      Power Point
    • Цели:
    •  1. Ввести и закрепить определение термина
      «толерантность», углубить понимание его значения;
    • 2. Познакомить учащихся с основными
      чертами толерантной и интолерантной личности

    3.

    Сформировать представление о
    толерантном поведении в условиях конфликта интересов.

    1. Форма проведения:
    2.  «круглый стол» с сюжетно-ролевыми задачами и
      проблемными вопросами
    3. Предварительная работа:
    4. На листе ватмана учащиеся обводят
      свои ладони, нарисована радуга.
    5. Ход занятия:
    6.     
      — Добрый день, дорогие друзья! Я расскажу вам сказку:

        
    Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете
    без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет
    волшебнику:

    •     
      — Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю
      отпущенную мне Богом жизнь.
    •     
      Подумал волшебник и сказал:
    •     
      — Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса еще не
      просохнет…
    •     
      Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное
      место…Пришла Любовь и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

        
    — Вот и выбирай,- сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую-Удача,
    третью- Красота, четвертую-Печаль, пятую-Доброта.

        
    -Они все прекрасны,- сказала Любовь.- Не знаю, кого и выбирать…

        
    — Твоя правда,- ответил волшебник,- они все хороши, и ты в жизни еще
    встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и
    будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

        
    Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела каждой в глаза. Задумалась
    Любовь.

         -А кого выбрали бы вы? Почему? (ответы)

     Любовь подошла к девушке по имени Доброта
    и протянула ей руку.

       
    Как вы думаете, почему Любовь
    выбрала Доброту?
    (ответы)

         
    — Спасибо за ответы. Все, что вы сказали, можно объединить одним словом-толерантность.(слайд №3)

        
    — Может быть, не всем знакомо это слово, и, на первый взгляд, звучит оно
    совершенно непонятно. Но смысл, который оно несет, очень важен для
    существования и развития человеческого общества.16 ноября отмечается Международный день
    толерантности (терпимости).

    Он объявлен ЮНЕСКО в 1995 году по случаю 50-летнего
    юбилея этой организации.

    В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила
    государствам-членам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день, посвященный
    терпимости, приурочивая к нему соответствующие мероприятия, ориентированные как
    на учебные заведения, так и на широкую общественность.

    Символ толерантности —
    радужный флаг.
    (слайды 5-8)— Давайте  вместе обобщим все сказанное. Для этого мы с
    вами словесно «нарисуем» символ толерантности — радужный флаг. Подберите слова,
    которые характеризуют толерантность на каждый цвет.

    1. К-красота
    2. О- открытость
    3. Ж- жизнелюбие
    4. З- здоровье
    5. Г- готовность помочь
    6. С- сострадание, соучастие
    7. Ф- формирование личности

         В последние годы в подростковой
     и молодежной среде наблюдается
    катастрофический рост всевозможных  форм
    асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность.
    Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка,
    вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки.

    •      Любой человек совершает в
      жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет
      свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…
    •  (учащиеся проигрывают сценку)
    •                       Сценка «Перед вами две дороги. Выбирайте…»

    Молодой человек и его девушка гуляли
    по городу. На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина. Возле него валялась
    потрепанная сумка. Он тихонько стонал, а в глазах стояли слезы.  Подожди, я подойду к нему, — сказала девушка.
    — Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, — ответил молодой человек, сжав
    ее руку. — Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри, у него кровь на
    штанине.

    — А нам-то что? Он сам виноват. — Опусти мою руку, ты делаешь мне
    больно. Ему нужна помощь. — Говорю тебе: он сам во всем виноват. Работать надо,
    а он попрошайничает, ворует, пьянствует. Зачем ему помогать? — Я все равно
    подойду. – Девушка вырвала руку. — Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей
    общаться со «всякими». Пойдем отсюда, — он попытался увести ее.

    — Знаешь, что
    я… Да как ты можешь? Ему больно! Больно, ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
    Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине. Парень еще раз попытался удержать
    ее. Она решительно одернула руку. — Что с вами? – спросила она мужчину. – что с
    вашей ногой. — я сломал ее… кровь у меня. Я не знаю, что делать и где в этом
    городе больница. Я не отсюда. Мне очень больно.

    — Сейчас, сейчас. Позвольте, я
    посмотрю. Потерпите. Нужно вызвать «скорую». — Послушай, — обратилась девушка к
    молодому человеку, который подошел к ним, — у тебя нет «мобильника»? Парень
    промолчал. Девушка вопросительно посмотрела на него и вдруг почувствовала
    брезгливость, которая исходила ото всей его позы, взгляда… Она поднялась и
    приблизилась к парню.

    — Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не приходи! Я
    больше знать тебя не хочу. — Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика
    можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об этом. Девушка пожала плечами и
    снова опустилась на колени. Парень пошел прочь. — У вас открытый перелом, —
    проговорила она. – Я пойду вызвать врача. Потерпите, — она быстро подошла к
    телефонному аппарату.

    — Девушка! – окликнул ее мужчина – Спасибо вам! – Девушка
    обернулась и улыбнулась.

    1. — Вы обязательно найдете себе счастье.
    2. Вопросы к учащимся: Почему молодой человек отказался помочь?
    3. Как бы вы поступили в этом случае?
    4. Как вы обычно поступаете, если
      видите, что человеку нужна помощь?
    5. Вывод:
      Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. (Учащиеся записывают этот вывод на ладонь)
    6. Работа по группам
    7. 1 группа описывает черты толерантной
      личности, 2 группа- интолератной личности (слайд
      13)

    Вывод:
    Человек должен стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в
    мире с собой. (Учащиеся записывают этот
    вывод на ладонь
    ).

                                 Китайская притча
    «Ладная семья»

    Жила-была на свете семья, Она была не
    простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое
    село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли на
    свете больших семейств, но дело в том, что семья была особая: мир и лад царили
    в той семье и, стало быть, на селе.

    Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров.
    Дошел слух об этой семье до самого владыки этой страны. И он решил проверить,
    правду ли говорят  люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась:
    кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.
    Удивился владыка.

    Решил узнать, как люди села  добились такого лада.
    Пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого лада и мира в
    семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать. Писал долго, видно не силен
    был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать
    каракули старика.

    Разобрал с трудом и удивился. Три слова были написаны на
    бумаге: ЛЮБОВЬ,  ПРОЩЕНИЕ,  ТЕРПЕНИЕ.  И в конце листа: сто
    раз  ЛЮБОВЬ, сто раз  ПРОЩЕНИЕ,  сто раз  ТЕРПЕНИЕ.

    Прочел
    владыка, почесал, как водится за ухом, и спросил:  «И это все?»  
    — «Да» — ответил старик, — «Это и есть основа жизни всякой хорошей семьи» 
    И, подумав, добавил: — «И мира тоже».

         — А наши
    ладошки я предлагаю повесить в коридоре. Пусть и учителя и учащиеся вписывают
    туда хорошие слова и совершенные хорошие дела. Мира и добра вам!

    Скачать презентацию к мероприятию

                                    Список использованных
    источников

    1.Декларация
    принципов толерантности // Учительская газета.-2003., 12 сентября

    2. Классный
    руководитель // Научно-методический журнал.-2006., №4

    3. www.tolerence.ru

    4. http://tolerantnost.21309s01.edusite.ru

    Источник: https://istorik.ucoz.com/publ/muzej_arkhivnoe_delo/vneurochnaja_dejatelnost_po_predmetu/klassnyj_chas_dlja_uchashhikhsja_10_klassa_planeta_tolerantnosti/36-1-0-400

    Система учебников «Школа России» — Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

    Главная страница / Внеурочная деятельность. Опыт / Классный час. Тема: «Толерантность – путь к миру»

    Михайлова Марина Александровна, Секлецова Елена Алексеевна, учителя начальных классов,

    МОУ СОШ № 5, г. Чернушка, Пермская обл.

    • Цель: знакомство учащихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования, как нравственного качества личности.
    • Задачи: Образовательная:
    1. Помочь учащимся понять, почему так важно уважать окружающих.
    2. Объяснить ученикам, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

    Развивающая:

    1. Развивать речь, обогащать словарный запас учащихся.
    2. Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

    Воспитательная:

    1. Воспитывать положительное отношение учащихся к себе, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.

    Оборудование:раздаточный материал (карточка-след), карточки разного цвета, магнитная доска, мультимедийное оборудование.

    1. Организационный момент.2. Введение в тему.

    Учитель: сегодня мы начнём наше занятие с китайской притчи, которая поможет нам сформулировать тему занятия. Притча называется «Ладная семья». Слушайте внимательно.

    (читаю притчу)

    Учитель: какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие? Дети: любовь, терпение, прощение. Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на занятии? Дети: дружба, доброта, терпение, любовь, уважение… Учитель: всё то, о чём вы сейчас говорили, предполагали, можно объединить, назвать одним словом «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

    3. Знакомство с новым понятием.

    Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то. Понятие «толерантность» для обычного российского сознания непривычно. Нам ближе наше российское слово – «терпимость».

    Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением. Дать определение толерантности довольно-таки трудно из-за того, что в разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.

    У вас на столах карточки белого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Прочитаем и ответим на вопрос: «Что общего в определениях»?

    С карточек белого цвета дети зачитывают:

    • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)
    • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)
    • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)
    • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)

    Учитель: что общего в этих определениях? Дети: умение жить в мире и согласии со всем миром. Учитель: в последнее время говорить о толерантности стало модным, проблема толерантности очень актуальна.

    Как вы думаете, почему? Дети: происходит активный рост агрессивности, конфликтов, преступности. Учитель: что значит быть толерантным? Постараемся ответить на этот вопрос. У вас на столах лежат карточки жёлтого цвета, на них записаны высказывания.

    Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью.

    1. Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью.
    2. 4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
    3. а) соотнесение высказывания с заповедью;
    • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения».                           (возлюби ближнего своего)
    • «Гнев —  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия».                   (не убий)
    • «Не делай другому того, от чего больно тебе».                  (золотое правило)
    • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)
    • «Любовь к родителям — основа всех добродетелей».        (почитай отца своего и матерь свою)
    • Воровство порождает лень и жадность.        (не кради)

    Учитель: итак, быть толерантным, значит:

    • Уважать другого.
    • Любить ближнего своего.
    • Не злиться.
    • Быть добрым, терпимым.
    • Сострадать.

    Учитель: «толерантность» я изобразила в виде солнышка. Почему? Учитель: солнце обогревает весь мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От неё исходит добро, тепло. Вокруг неё всегда есть друзья, царит счастье. Толерантная личность понимает окружающих, всегда приходит им на помощь.

    Физкультминутка.

    б) определение качеств толерантной личности;

    Учитель: сейчас мы все вместе определим, какими качествами характера обладает толерантная личность. У каждого из вас на столах лежат карточки розового цвета, на которых записаны качества характера человека. Выберите те, которые характеризуют толерантную личность. А что, по вашему мнению, не относится, зачеркните. Качества:

    • Терпимость
    • Бессердечность
    • Конфликт
    • Сострадание
    • Прощение
    • Вспыльчивость
    • Желание что-либо делать вместе
    • Милосердие
    • Злорадство
    • Ложь
    • Сотрудничество
    • Уважение прав других
    • Раздражение
    • Принятие другого таким, какой он есть
    • Зависть

    Учитель: итак, толерантная личность обладает следующими качествами…

    в) решение проблемных ситуаций.

    Учитель: подумайте, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? Дети: нет, ссоримся… Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами возникают конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?

    Предлагаю вам ситуацию. Покажите, как можно решить проблему мирным путем.

    • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

    — Как поступите в этой ситуации? — Что можно сделать, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации? — Как можно избежать драки?

      Дети: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.

    Учитель: а я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации. Памятка.

    • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.
    • Владей собой, имей выдержку и хладнокровие.
    • Имей терпение выслушать собеседника.
    • Спокойно объясни свою точку зрения.
    • Подумай, из-за чего возник спор.

    Другая ситуация.

    • Вы играете в игру, а один из участников команды не соблюдает правила.

    — Как вы поступите в этой ситуации?

    5. Обобщающая беседа.

    Учитель: бывало ли такое, что кто-то говорил плохо о вас? — Что вы чувствовали в тот момент? — А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо? — Как вы думаете, что чувствовал тот человек? — Ребята, в подобных ситуациях люди злятся друг на друга, и иногда возникает желание подраться.

    Люди должны вместе решать возникающие между ними проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем. — Всегда очень приятно слышать, когда о вас говорят добрые и хорошие слова.

    А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости? — Какое наставление вам помогает жить в мире?

    Дети: Золотое правило: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе.

    Учитель: а можем ли мы изменить себя в лучшую сторону? — Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими. — Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?  

    Дети: знание и соблюдение заповедей.

    6. Итог «В добрый путь».

    Учитель: ребята, у вас на столах приготовлены карточки из цветного картона в виде человеческого следа. Выберите два качества, две черты характера, которые являются сильными сторонами вашего характера. То есть два положительных качества, которыми вы обладаете. Запишите эти качества на карточке-следе. Развесим их на доску под заголовком «В добрый путь!»

    Мои пожелания:

      • Ребята, поступайте с другими так же, как хотите, чтобы они поступали с вами.
      • Будьте добрыми: любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными, прощайте.
      • Будьте надёжными: честными, правдивыми, имейте чистое сердце, выполняйте свои обещания.
      • Будьте заботливыми: вежливыми, внимательными, любезными.
      • Будьте щедрыми: не жадными, бескорыстными, великодушными, готовыми помочь.

    — И всё это вам поможет жить в мире.

    Презентация, ppt (386 Kb)

    Источник: http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=27001

    Классный час «Дорога к толерантности» в 10 б классе. Бойко С. В

    Классный час «Дорога к толерантности» в 10 б классе. Бойко С.В.

    В нашей школе учатся представители многих национальностей. Формирование основных этических принципов взаимоотношений в процессе принятия учениками общих норм сосуществования, основанных на взаимном уважении, терпении, защите достоинства и соблюдения прав каждого является основополагающим принципом сегодня. Ежегодно 16 ноября в День толерантности, мы готовим лекторские группы из учеников, которые рассказывают о том, как нужно строить отношения с теми, кто находится рядом. В течение многих лет мы с ребятами собирали материал, который использовали во время проведения классного часа «Дорога к толерантности». Разработку данного мероприятия я хочу представить.

    • Цель: раскрыть содержание понятий «толерантность» «терпимость», «гражданская солидарность», «единение», способствовать развитию терпимости и корректности в общении с окружающими, побудить обучающихся стать добрее и более внимательными друг к другу, формировать гражданскую позицию, воспитывать интернационализм, межэтническое и межкультурное взаимодействие.
    • ^ : портрет Александра Невского, высказывания о доброте, определения толерантности, принципы толерантности, плакат.
    • ^
    • I этап.

    Предварительная подготовка. Задания для групп: 1 группа — найти принципы толерантности (Декларация принципов толерантности, утвержденных конференцией ЮНЕСКО 16 ноября 1995г) 2 группа – найти святые заповеди народов мира. 3 группа – найти высказывание о доброте и т.п. 4 группа – нарисовать плакат «Толерантность в нашей жизни» Эпиграф: Давайте поклоняться доброте, Давайте с думой жить о доброте. Вся в голубой и звездной красоте Земля Добра, Она дарит нас хлебом, Живой водой и деревом в цвету. Под этим вечно неспокойным небом Давайте воевать за доброту!А. Чепурова

    Вступительное слово учителя: 16 ноября отмечается праздник – День Толерантности. На доске мы видим определения толерантности. Давайте прочитаем их:

    Толерантность – качество, характеризующее отношение к другому человеку как равно достойной личности и выражающееся в сознательном подавлении чувства неприятия, вызванного всем тем, что знаменует в другом иное (внешность, манера речи, вкусы, образ жизни, убеждения и т. п.)

    Толерантность предполагает настроенность на понимание и диалог с другим человеком, признание и уважение его права на отличие.

    Учитель: В современной литературе толерантность трактуется как единство спонтанно-негативного восприятия другого и позитивного действия в его адрес.

    Вопрос: Как вы считаете что же такое толерантность?

    Ребята отвечают. (Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению).

    16 ноября 1995года конференция ЮНЕСКО утвердила принципы толерантности. Прошу вас познакомить нас с этими принципами.

    1 группа:

    • Толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и и политическая и правовая потребность. Толерантность- это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира.
    • Толерантность – это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность — это прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства.
    • Толерантность – это обязанность способствовать утверждению прав человека, плюрализма (в том числе культурного плюрализма), демократии и правопорядка. Это означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Это означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению, и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность…
    • В интересах международного согласия существенно важно, чтобы отдельные люди, общины и нации признавали и уважали культурный плюрализм человеческого сообщества.

    После знакомства с принципами класс высказывает свое мнение и

    1. принципы записывают на доске: уважение, гармония в многообразии,
    2. признание универсальных прав и основных свобод человека,
    3. плюрализм.
    4. ^ (с привлечением фактов современности) свое отношение к двум положениям, выдвигаемым учеными:
    5. II этап.
    6. «Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость и доброта» М.Сервантес

    Класс поделен на четыре группы, каждая получает задание. 1. Принципу толерантности принадлежит ключевая роль в установлении межличностных, межобщественных, межгосударственных отношений, основанных на идеях мирного существования и дружественного взаимодействия народов и государств. 2. Проблема толерантности во второй половине ХХ века обрела международный характер, так как ее положительное решение позволяет развязать нити многочисленных международных и внутристрановых конфликтов. Достижение компромиссов в диалоге конфликтующих сторон невозможно без определенного уровня взаимной терпимости, признание права другого на инакомыслие. Через 3 минуты представители групп высказывают свое мнение. Учитель: В 4 в. до н. э. древнегреческий философ Платон утверждал: «Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье». Эту мысль продолжил в 1 в. до н.э. римский философ Сенека: «Человек, который думает только о себе и ищет во всем свои выгоды, не может быть счастлив, хочешь жить для себя – живи для других». Учащимся предлагается подумать и обсудить почему философы высказали такие мысли, что они хотели этим сказать? Далее ребята читают высказывания знаменитых людей, которые находятся на доске (задание, подготовленное 2 группой):

    «Истинная доброта заключается в благожелательном отношении к людям» Ж.Ж.Руссо

    «Чтобы оценить доброту, в человеке, надо иметь некоторую долю этого качества и в самом себе» В.Шекспир

    Чем человек умнее и добрее, тем он больше замечает добра в людях» Б.Паскаль

    «Доброта – вот качество, которое я желаю приобрести больше других» Л.Н.Толстой

    «Лучшее, что я храню в себе, это живое чувство к добрым людям» М.Пришвин

    Далее предлагаются вопросы для обсуждения:

    1. Какого человека можно назвать добрым?

    2. Кто такой эгоист?

    1. Что такое милосердие? (приводятся примеры из художественной литературы, фильмов, из собственной жизни)

    Вместе делают вывод: добрый человек — это тот, кто делает добрые дела и ничего не требует взамен, — тот, кто всегда доброжелателен к людям, — тот, кто не думает только о себе, — тот, кто проявляет милосердие к другим людям. Вспомним святые заповеди народов мира (материал, подготовленный 3 группой разложен на столах)

    • Буддизм: «Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе, и верностью своему слову».
    • Конфуцианство: «Не делай другим того, чего ты не хотел бы от других».
    • Христианство: «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
    • ^ : «Не делай другому того, от чего больно станет тебе».
    • Ислам: « Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого».
    • Джайнизм: «В счастье и страдании, в радости и в горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».
    • ^ : « Не делай ближнему своему того, от чего плохо тебе».

    Сикхизм: « Как ты думаешь о себе, так думай и о других. Тогда на небе вы будете равны».

    1. ^ : «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».
    2. Зороастризм: «Только та натура хороша, которая не сделает другой того, что не хорошо для нее самой».
    3. ^

    Вопрос учителя: Что объединяет эти заповеди? Ученики высказывают свое мнение. Вопрос учителя: Идет обсуждение в группах, затем ученики записывают на доске:

    • Умение внимательно слушать и слышать друг друга
    • Стремиться разобраться, расспрашивать друг друга о происходящем
    • Давать друг другу добрый совет
    • Подбадривание
    • Похвала и согласие
    • Благожелательность
    • Уважение
    • Утешение в беде
    • Поддержка во всех делах.

    Учитель обращает внимание на портрет Александра Невского, который весит на доске. Просмотр презентации о храме А. Невского в Царицыне (ребята рассказывают о памятнике, который поставлен в нашем городе не так давно). Учитель: Почему мы вспомнили сегодня об этом человеке? (Святой Ал. Невский являлся духовным покровителем Царицына, из истории известно, что он был одним из первых дипломатов на Руси во время монголо-татарского нашествия, ездил в Орду, вел переговоры с ханами и т.п.)

    III. этап.

    Подводя итог, учитель обращает внимание на плакат, выполненный ребятами из 4 группы, просит прокомментировать их свое творение. Обращается внимание на высказывания, которые помогают лучше закрепить эту тему: «Достоинство человека определяется тем, каким путем он идет к цели, а не тем достигнет ли он ее». (А.Кунанбаев) «Доброта – это сохранять жизнь, содействовать жизни, зло – это уничтожать жизнь, вредить жизни». (А.Швейцер) «Поистине нравствен человек только тогда, когда он повинуется внутреннему побуждению помогать любой жизни, которой он может помочь, и удерживается от того, чтобы причинить живому какой-либо вред». (А.Швейцер) «Один из высочайших принципов истинной нравственности заключается в уважении к человеческому достоинству во всяком человеке, без различия лица, прежде всего за то, что он – человек, а потом уже за его личные достоинства». (В.Белинский). В заключении ребятам предлагается продолжить предложения:

    1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…
    2. Если кто-то надо мной смеется, то я…
    3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я …
    4. Когда меня постоянно перебивают, то я…
    5. Когда мне хочется общаться с одноклассниками, то я…

    Заключительное слово учителя: «Представим себе планету, на которой правят мир, любовь, ненасилие. Как легко, не страшно было бы жить на ней. Ведь от отношения каждого из нас друг к другу в классе, в семье, обществе зависит наше будущее». Обработка анкет: На 1 вопрос все 26 человек ответили – «постараюсь помочь». На 2 вопрос отвечают: «лучше отойду», «стараюсь не обращать внимание», «посмеюсь вместе с ними». Отвечая на 3 вопрос, все пишут: «попрошу, чтобы меня приняли в игру». Ответы на 4 вопрос разделились: 15 человек сказали – «помолчу», «перестану говорить, дождусь пока меня захотят выслушать», четверо – «сделаю замечание», «прошу выслушать меня», трое – «повышаю голос», «начинаю раздражаться», четверо – «тоже начинаю перебивать».

    На 5 вопрос все ответили, что общаются, идут для этого в школу.

    Источник: http://tvov.ru/docs/100/index-1951.html

    Классный час на тему "Толерантность" 10 класс

    Автор материала: Чайко Оксана Евгеньевна

    • Классный час.
    • Тема: Поговорим о толерантности.
    • Цель: формирование  у учащихся  представление о толерантности.
    • Задачи:
    • — формировать у детей понятие о толерантности;
    • — развивать представления о других людях на основе сопоставления себя с      ними, выделения сходства и различий;
    • — воспитывать чувство уважения друг к другу;
    • — способствовать предупреждению детской агрессивности и жестокости в    решении конфликтных ситуаций.
    • Оборудование и наглядность:
    • — Презентация к классному часу «Поговорим о толерантности»

    — Мультипликационные фильмы: «Ежик должен быть колючим?», «Гадкий утенок».

    1. — Песня «Улыбка», «Если добрый ты», «Дорогою добра».
    2. — Листы бумаги и цветные карандаши.
    3. Ход занятия:

    Организационный момент. Учащиеся объединяются в группы и занимают свои места под песню «Улыбка».

    Вступительная беседа.

    — Какую песню вы слышали в начале нашего классного часа? («Улыбка»).

    — Что такое улыбка? ( Выражение на лице, мимика).

    — А когда человек улыбается? (когда хорошее настроение, ему весело, когда человек добрый…)

    — Верно, улыбка всегда располагает к общению, к уважению, к вниманию, к доброте. А если человек обладает всеми этими качествами, то говорят, что человек толерантный.

    — Необычное слово? А вам интересно узнать больше об этом слове? (Да).

    — Очень часто при чтении журналов, газет можно встретиться со словами, вошедшими в русский язык из других языков мира. Издавна люди общались с соседними народами. Налаживали с ними торговые и культурные связи. При общении в речь проникали иноязычные слова. Толерантность –  имеет латинское происхождение и означает терпение, терпимость.

    • А теперь давайте посмотрим мультфильм о необычном ежике.
    • (Просмотр м/ф «Ежик должен быть колючим?»)
    • Работа в группе (Обсуждение и ответы на вопросs).
    • — Ребята, скажите, виноват ли ежик в том, что он родился с кудряшками вместо колючек? (Нет)
    • — А можно ли относиться к человеку плохо только потому, что он выглядит не так, как все вокруг? (Нет)
    • — А знаете, как называют людей, которые не похожи на других, которые выделяются в своем коллективе? (Нет)

    — Таких людей называют «Белая ворона». А как вы думаете, почему их так называют? (Ответы детей.)

    — Да, вы правы. Белая ворона – это человек, который сильно выделяется в коллективе (толпе).

    — Ребята, а как вы думаете, хорошо, что все мы разные и не похожи друг на друга? (Да).

    Мы все разные.

    — Ребята, на какой планете мы живем? ( Земля).

    — Сколько материков на Земле? (6).

    -Как называется наша страна? ( Казахстан).

    — А какой народ живет  в Казахстане? (Казахи, русские, башкиры, ……….).

    — Ребята, посмотрите на иллюстрации. Кто изображен? ( Люди).

    — Похожи ли они между собой? (Нет, есть молодые, пожилые, с разным цветом кожи, есть дети…).

    — Совершенно верно, все люди разные, живут в разных уголках нашей планеты.

    — А как же появились люди на Земле? Человечество всегда пыталось выяснить свое происхождение и свое различие. Когда не было научных знаний, люди складывали легенды. Такие легенды есть у каждого народа. И у народов, которые живут на территории Казахстана. Вот послушайте одну из них.

    Происхождение башкир

    Давным-давно в этих местах, богатых лесом и горами, жили старик со старухой из кыпчакского рода. В те времена на земле царили мир и покой. На необозримых просторах степей бегали ушастые косоглазые зайцы, косяками паслись олени и дикие лошади-тарпаны. В водах во­дилось множество бобров и рыбы. А в горах находили себе пристанище красавицы-косули, степенные медведи, соколы-белогорлики.

    Старик со старухой жили, не тужили: пили кумыс, держали пчел, занимались охотой. Много ли, мало ли прошло времени, родился у них сын. Старики только им и жили: берегли его, поили рыбьим жиром, заворачивали  в  медвежью шкуру.

    Мальчик рос подвижным, шустрым, и скоро медвежья шкура стала ему мала — так он вырос и возмужал. Когда умерли отец с матерью, он отправился куда глаза глядят. Однажды в горах джигит встретил девушку-красавицу, и они стали жить вместе. У них родился сын, ког­да вырос — тоже женился. Появились дети и у них. Род увеличивал­ся, умножался.

    Шли годы. Эта родовая ветвь постепенно превратилась в большой род. Отец их был главой этого рода. Слово  «башкорт»  происходит от баш (голова), — кор (род),  т. е.  оно  означает  «главный род».

    1. — Если вы хотите, то можете взять в библиотеке книги с легендами народов  и узнать об их происхождении.
    2.  Не будь таким, как все.
    3. — Ребята, хотите поиграть в игру? (Да)
    4. — Сейчас мы с вами  будем называть положительные качества своего соседа, но только те, которые показывают его индивидуальность, то, чем он отличается от остальных.
    5. (Проводится игра)

    — Молодцы, ребята! Теперь вы поняли, что быть не таким, как все – это хорошо? (Да)

    — Но не стоит забывать, что все мы все же должны при этом обладать общим качеством: быть толерантными. И наша индивидуальность ни в коем случае не должна быть направлена против окружающих нас людей.

    Подведение итогов. Чтение и обсуждение высказываний великих людей.

    « Кто полон милосердия, непременно обладает мужеством». (Конфуций)

    «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать». (Л. Н. Толстой)

    — Так что значит быть толерантным? (Это значит бережно относиться ко всем, понимать друг друга.)

    — А сейчас я предлагаю вам немного порисовать. Тема рисунков «Как мы умеем дружить».

    (Учащиеся  рисуют под музыку «Дорогою добра» и «Если добрый ты»)

    — В завершении нашего классного часа мне бы хотелось, чтобы вы посмотрели еще один мультипликационный фильм о том, как непросто быть не таким, как все. Это м/ф «Гадкий утенок».

    (Просмотр м/ф)

                                                                                                                             Литература:

    1.  Михаил Каменецкий. М/ф «Ежик должен быть колючим?»   Союзмультфильм, 1990 год.

    2.  Владимир Дегтярев. М/ф «Гадкий утенок». Союзмультфильм, 1956 год.

    3.   Минков Н., Энтин Ю. Песня «Дорогою добра».

    4.   Пляцковский М., Савельев Б. Песня «Если добрый ты…»

    5.   Пляцковский М., Шаинский В. Песня «Улыбка».

    6.  Ожигов. Толковый словарь.

    7. Энциклопедия. Легенды народов.

    Источник: https://VseUroki.pro/doc/klassnyy-chas-na-temu-tolerantnost-10-klass.html

    Ссылка на основную публикацию