Классный час на день народного единства, 10 класс

  • Классный час: Урок дружбы «День народного единства»
  • Класс: 1
  • Цель:
  • 1) познакомить с историей праздника.
  • 2) воспитывать в детях чувство патриотизма, любви к своей Родине, уважение к истории своей страны, чувство гордости за своих предков.
  • Задачи:
  • воспитание патриотизма и любви к Родине;
  • демонстрация детям значения сплоченности в жизни человека и целого народа.
  • Оборудование: презентация «День народного единства», видеоролик «Россия – моя звезда», компьютер, телевизор.
  • Ход мероприятия
  • Эпиграф: « Вам нужны великие дела,
  • (на доске) нам нужна великая Россия».

( П.А.Столыпин )

I. Вступительная беседа.

1. На доске пословица: « Нет в мире краше

( чтение хором) Родины нашей ».

— Что это? Объяснить значение.

  1. — Определите, какая тема нашего урока.
  2. — Как называется наша большая Родина?
  3. — А мы, люди, которые здесь живём?
  4. Учитель:
  5. Родина наша велика.
  6. В Москве ещё вечер,
  7. а на Дальнем Востоке
  8. уже начинается новый день.
  9. Горы и долины, леса и степи,
  10. реки и моря, города и деревни –
  11. это всё наша страна, наша Родина.

Учитель: Нашей Родине многие поэты, писатели посвятили большое количество своих произведений. Они описывали красоту, мощь, силу, богатство нашего государства. Говорили о большой любви к своей стране.

  • А сейчас ребята прочтут нам стихи о Родине.
  • 2. Дети о Родине:
  • 1) Платон Воронько « Лучше нет родного края»
  • Жура – жура – журавель! (Соня)
  • Облетал он сто земель.
  • Облетал, обходил,
  • Крылья, ноги натрудил.
  • Мы спросили журавля (Ева)
  • — Где же лучшая земля? –
  • Отвечал он пролетая:
  • — Лучше нет родного края!
  • 2) Петр Синявский «Россия»

Здесь тёплое поле наполнено рожью, (Полина С.)Здесь плещутся зори в ладонях лугов.

  1. Сюда златокрылые ангелы Божьи
  2. По лучикам света сошли с облаков.
  3. И землю водою святой оросили, (Полина К)И синий простор осенили крестом.И нет у нас Родины, кроме России –
  4. Здесь мама, здесь храм, здесь отеческий дом.
  5. Из стихотворений, прочитанных детьми, мы увидели, какая огромная и могучая наша Родина.

— Какие 3 главных символа есть у нашего государства? (гимн, герб и флаг).

— Сейчас ребята нам расскажут об этих символах

(Кирилл)

Госуда́рственный гимн Росси́йской Федера́ции является одним из главных официальных государственных символов России, наряду с флагом и гербом. Музыка и основа текста были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров на стихи Сергея Михалкова.

Давид

Сначала гимн был без слов, но в 2000 году был объявлен конкурс на создание текста, в котором стихи принимались от всех граждан России . От граждан было получено свыше 6 тысяч писем с текстами, но комиссия остановила свой выбор на стихах Михалкова.

  • — Сейчас мы с вами послушаем гимн России (видео)
  • Сева
  • Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья.
  • Наташа

Орёл увенчан двумя малыми коронами и — над ними — одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла — скипетр, в левой — держава. На груди орла, в красном щите, — серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона.

  1. Рефат
  2. Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трёх равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета.
  3. Маша
  4. — Белый цвет олицетворяет чистоту помыслов, благородность, а также откровенность.
  5. — Синий цвет символизирует величие, верность, целомудрие.
  6. — Красный цвет обозначает отвагу, мужество, смелость и великодушие.
  7. II. Беседа о празднике 4 ноября- день народного единства

В истории нашей страны было много светлых и славных страниц, но не меньше тёмных и скорбных. Нам есть чем и кем гордится, кого благодарить, но есть о чём и о ком сожалеть. Но есть в истории любого государства события, которые не изменяются веками и не изменяются никогда.

Одним из таких дней в истории России является день 4 ноября.

— А что такого особенного произошло в этот день мы сейчас и узнаем.

— Россию в те далекие времена называли Святая Русь. Это было в 1611 году. Тяжёлые времена переживала тогда Русская земля. В Москве, как у себя дома, распоряжались польские захватчики. Враги грабили, убивали. С этим не могли смириться русские люди. (Слайд 1)

В одном богатом городе – Нижнем Новгороде староста горожан Кузьма Минин выступил на площади с призывом ничего не жалеть для спасения Родины.

Он предложил создать отряд ( народное ополчение): всем русским людям объединиться и выгнать врагов из Москвы. Возглавить ополчение попросили князя (воеводу) Дмитрия Михайловича Пожарского. Ополченцы выступили в поход.

В 1612 году в июле – августе войско подошло к Москве. Началась осада польского гарнизона. (Слайд 2)

Целых два месяца русское войско сражалось за Москву и вот ополчение Минина и Пожарского вошло в Кремль. Это случилось 4 ноября — «Московское очищение» состоялось. Торжественно вступило русское войско в разорённую, но уже свободную Москву.(Слайд 3)

Учитель: (слайд 4) Под знамёна Пожарского и Минина собралось огромное по тому времени войско — более 10 тысяч служилых поместных людей, до 3 тысяч казаков, более тысячи стрельцов и множество крестьян.

Учитель: (слайд 5) С чудотворной иконой Казанской Божией Матери, явленной в 1579 г., Нижегородское земское ополчение сумело 4 ноября 1612 г. взять штурмом Китай-город и изгнать поляков из Москвы.

Эта победа послужила мощным импульсом для возрождения российского государства. А икона стала предметом особого почитания.

Учитель: (слайд 6) Уверенность, что благодаря именно иконе Казанской Божией Матери была одержана победа, была столь глубока, что князь Пожарский на собственные деньги специально выстроил на краю Красной площади Казанский собор. 

Учитель: ( слайд 7) День народного единства — совсем не новый праздник, а возвращение к старой традиции.  На Красной площади поставлен и памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому. Благодарная Россия».

  • Русский народ придумал множество пословиц о Родине
  • « Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей».
  • « Родина – мать, умей за неё постоять».
  • « Где смелость там и победа».
  • — Какие общечеловеческие ценности помогают русскому народу в сложные периоды жизни?
  • Ученик 1 Лиза
  • С историей не спорят, 
  • С историей живут,
  • Она объединяет.                                                 
  • На подвиг и на труд!
  • Ученик 2 Никита
  • Едино государство,
  • Когда един народ,
  • Когда великой силой
  • Он движется вперед.
  • Ученик 3 Давид
  • Врага он побеждает,
  • Объединившись в бой,
  • И Русь освобождает,
  • И жертвует собой.
  • Ученик 4 Полина С.
  • Во славу тех героев.
  • Живем одной судьбой,
  • Сегодня День единства
  • Мы празднуем с тобой!
  • Учитель: Наша дружба, наша вера.
  •                       С нами будет навсегда,
  •                       Наша сила, наша воля.
  •                       Не погибнет никогда!
  •                       И пока на белом свете
  •                       Солнце светит всем нам в след,
  •                       Россиянам всем желаем,
  •                       Быть едиными навек!

Наш классный час подходит к концу. Давайте посмотрим видеоролик на замечательную песню «Звезда-Россия».

Классный час на День народного единства, 10 класс

Мy favourite cartoon hero is “Cinderella”.

Once upon a time there was a sweet little girl whose name was Cinderella. She had a very kind and gentle heart. Her mother died, so she lived with a wicked stepmother and her terrible ugly daughters. Poor girl was very unhappy because they made her work hard all days long.

My favourite fairy-tale has a happy end. The Prince married Cinderella and they lived happily ever after… And I think that this wonderful story will live in my heart forever because it reminds me that our dreams always come true.

Источник: https://compedu.ru/publication/klassnyi-chas-den-narodnogo-edinstva.html

Сценарий классного часа, посвященного Дню народного единства

  • Цель: познакомить студентов с историей праздника, воспитать чувство патриотизма, любви к Родине.
  •  Задачи:
  • 1) воспитание понимания и уважения исторических событий нашего государства;
  • 2) воспитание чувства патриотизма на примерах народных героев, отдавших свои силы, знания и талант на благо Отечества;
  • 3) знакомство обучающихся с историческими событиями начала XVII века и подвигом русского народа;
  • 4) развитие умений публичного выступления.
  • Оборудование: презентация с портретами исторических личностей, красотами России, музыка: гимн РФ, «Умивает красно солнышко», отрывки из исторических фильмов.
  • Форма проведения: беседа с показом фильмов, презентации.
  • 1. Вступительное слово
  • 1 чтец
  • Что такое Россия?
  • Равнины?
  • Ледяное мерцание звезд?

Гул тайги? Снеговые вершины?

Иль свечение белых берез?

Да, все так.

Читайте также:  Рассказ про вяз для 2 класса

Но не только… не только…

  1. В ней есть север, и юг, и восток,
  2. И ее соловьиное горло
  3. Исторгает печаль и восторг.
  4. Ее речь неторопка, напевна,
  5. И пленяет своей прямотой,
  6. Здесь гордится любая деревня
  7. Неказистой своей красотой.
  8. 2 чтец
  9. Эту гордость никто не отнимет,
  10. Хотя кто-то отнять бы не прочь,
  11. Свое сердце Россия вынет,
  12. Если надо кому-то помочь.
  13. Да, Россию легко обидеть,
  14. И ненадолго обмануть.
  15. Но Россию — сломить?
  16. Не выйдет!
  17. Россияне найдут свой путь!
  18. Соберут удалую ватагу
  19. И разгонят жулье и ворье.
  20. Да, России к лицу отвага,
  21. А вот трусость не для нее.
  22. 1 чтец
  23. Что такое Россия?
  24. Не знаю.
  25. Да и кто это знает вообще?
  26. Это за морем пусть гадают
  27. О загадочной русской душе [3]
  28.  Музыка «Умивает красно солнышко», презентация к музыке.
  29. 2. Основная часть
  30. Ведущий 1

Любовь к Родине, нравственное родство соединяют нас с нашими предками. 4 ноября мы отмечаем День народного единства.

Гимн РФ, все встают.

Этот праздник имеет свою историю. Непосредственной причиной введения нового праздника была запланированная отмена празднования 7 ноября, которое в сознании людей связано с годовщиной октябрьской революции 1917 года.

Идея сделать праздничным день 4 ноября как День народного единства была высказана Межрелигиозным советом России в сентябре 2004 года. Она была поддержана думским комитетом по труду и социальной политике, и таким образом, приобрела статус думской инициативы.

29 сентября 2004 Патриарх Московский и всея Руси Алексий публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил Патриарх Алексий.

  • 23 ноября 2004 на рассмотрение Думы был внесен законопроект, предполагающий отмену празднования 7 ноября, а также введения нового праздника — 4 ноября.
  • 27 декабря 2004 года проект был принят в 3-ем чтении и стал законом.
  • 3 чтец читает стихотворение: «День Народного единства»

С историей не спорят,  С историей живут, Она объединяет На подвиг и на труд Едино государство, Когда един народ, Когда великой силой Он движется вперед. Врага он побеждает, Объединившись в бой, И Русь освобождает, И жертвует собой. Во славу тех героев Живем одной судьбой, Сегодня День единства

  1. Мы празднуем с тобой! [3]
  2. Ведущий 1
  3. 400-летняя история этого праздника связана с героическими страницами борьбы нашего народа за национальную независимость и становление единого Российского государства.
  4. А теперь перенесемся на 400 лет назад в начало XVII века, когда в России началась Смута великая.
  5. Отрывок из фильма: «Смутное время»
  6. Ведущий 2

И тем не менее нашлись здоровые силы — и в простом народе, и среди правящей элиты. Мы помним их предводителей — Кузьму Минина и князя Димитрия Пожарского, они объединились, чтобы спасти страну.

Фотографии в презентации Кузьмы Минина и князя Димитрия Пожарского.

В 1611 году в Нижнем Новгороде земский староста Кузьма Минин обратился с призывом отдать последнее ради спасения страны, созвал народное ополчение. В него вошли представители всех сословий.

Отрывок из фильма «Кузьма Минин собирает ополчение»

Ведущий 2

Перед вами портреты настоящих героев. Они сумели объединить народ вокруг идеи служения Отечеству. Они заговорили о братской любви и жертвенности. И они совершили невозможное, победили врага, полонившего страну [1]

Ведущий 1

4 ноября (по новому стилю) 1612 года ополченцы под предводительством Кузьмы Минина и Димитрия Пожарского штурмом взяли Китай-город, польский гарнизон отступил в Кремль. Князь Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери и поклялся построить храм в память этой победы.

Изображение Казанской иконы в презентации.

Почему 4 ноября верующие отмечают праздник Казанской иконы Божьей Матери?

Перед вступлением в Китай-город князя Пожарского , после молебна пред чудотворным образом Казанской иконы и 3-дневного поста, которым постился весь русский народ, Господь изменил волю о нашей стране.

В осажденном Кремле находился в то время в плену прибывший из Греции,  тяжело больной архиепископ Арсений. Ночью его келья вдруг озарилась Божественным светом.

и он увидел Сергия Радонежского, который сказал: «Арсений, ваши молитвы услышаны; и предстательством Богородицы суд Божий об Отечестве предложен на милость; заутра Москва будет в руках  осаждающих и Россия спасена».

Как бы в подтверждение истинности пророчества архиепископ получил исцеление от болезни. Святитель послал извести об этом радостном событии русским воинам. И на следующий день 4 ноября 1612 года русские войска, воодушевленные видением, одержали победу и взяли Китай-город, а через 2 дня и Кремль [1]

  • В память об освобождении Москвы от поляков установлено было совершать в этот день особое празднование в честь Казанской иконы Божьей Матери.
  • Посмотрим как события развивались дальше.
  • Отрывок из фильма «Ополчение»
  • Ведущий 2
  • Однако, надо вспомнить еще одного человека, любившего свою Родину и отдавшего свою жизнь за нее — Ивана Сусанина.
  • Фотография Ивана Сусанина в презентации

Москва была освобождена в январе 1613 года. Земский Собор избрал в то время царем 16-летнего Михаила Романова сына патриарха Филарета.

В это время Сигизмунд отправил польский отряд в костромские леса, где вынужден был скрываться молодой русский царь, для его захвата. Вблизи убежища враги захватили Ивана Сусанина, жителя села Домнина и требовали, чтобы он тайно провел их к убежищу Михаила. Как верный сын Отечества Сусанин решил лучше погибнуть, чем предательством спасти жизнь. Он увел поляков в сторону, в глухой лес [2]

  1. 2 Студента и Ведущий 2 читают:
  2. Лях старый кричал:
  3. Куда ты завел нас?
  4. Иван Сусанин:
  5. Туда, куда нужно,
  6. Убейте, замучьте, — моя здесь могила.
  7. Но знайте и рвитесь: я спас Михаила.
  8. Предателя, мнили, во мне вы нашли.
  9. Их нет и не будет на Русской Земле!    
  10. Поляки: Злодей!
  11. Ведущий 2: кричали враги, закипев.
  12. Поляки: Умрешь под мечами.
  13. Иван Сусанин:
  14. Не страшен ваш гнев
  15. Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело.
  16. И радостно гибнет за правое дело.
  17. Ни казни, ни смерти я не боюсь:
  18. Не дрогнув, умру за царя и за Русь!
  19. 4 чтец
  20. Ушли в историю года, Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды
  21. Русь не забудет никогда!
  22. Победой вписана строка, И славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев,
  23. Обрел свободу на века!
  24. И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой
  25. Под звон грядущих перемен.
  26. Деревни, села, города С поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу
  27. И День единства навсегда! [3]
  28. Ведущий 1
  29. Попытка интервентов воспользоваться тяжелым положением России и поставить ее на колени была остановлена силой русского оружия, пронизанного духом единства, веры и искренней любви к Родине.

Поэтому освобождение русской столицы 4 ноября 1612 г. стало символом не только воинской славы, но и духовного единства нашего народа.

  • 20 февраля 1818 года в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени — Кузьме Минину и Димитрию Пожарскому.
  • Фотография памятника в презентации
  • Этот исторический факт запечатлён в стихотворении поэтессы Н. Кончаловской «1611 год»:
  • 5 чтец
  • Добрый памятник поставлен
  • Двум героям всей страной
  • В знак того, что был избавлен
  • От бесчестья край родной
  • Он отмечен годом, днем,
  • И начертано на нём:
  • «Гражданину Минину
  • И князю Пожарскому –
  • Благодарная Россия»
  • Ведущий 1

Еще в начале 20 века 8 мая (по старому стилю), вспоминали Кузьму Минина. Петр 1 называл Кузьму Минина «спасителем Отечества». Позже, из-за революции 1917 года и последующих за ней событий традиция отмечать освобождение Москвы от польско-литовских интервентов и день кончины Кузьмы Минина прервалась. К большому сожалению, годы Советской власти принесли забвение великим именам.

В 1936 году был уничтожен  уникальный Казанский собор на Красной площади в Москве, построенный князем Д.М. Пожарским в 1630-1637 гг.

Решением Правительства г. Москвы Казанский собор в 1993 году был восстановлен и освящен.

Ведущий 2

4 ноября мы празднуем как день сохранения и спасения не только русского государства, но и русского народа, которого бы просто не было, если бы Смутное время не удалось преодолеть.

Это и есть, по сути, Праздник спасения нашей страны! Не только от польской интервенции, но и от внутреннего разложения.

  1. Для нас День 4 ноября — праздник объединения общества, взаимопонимания и уважения к своей истории, к людям, которые ее создают, и напоминание о том, что только в единении наша сила и залог процветания России, ее величия и могущества.
  2. 6 чтец читает стихотворение Натальи Майданик:
  3. В День единства будем рядом, Будем вместе навсегда, Все народности России
  4. В дальних селах, городах!
  5. Вместе жить, работать, строить, Сеять хлеб, растить детей, Созидать, любить и спорить,
  6. Охранять покой людей,
  7. Предков чтить, дела их помнить, Войн, конфликтов избегать, Чтобы счастьем жизнь наполнить,
  8. Чтоб под мирным небом спать! [3]
  9. 3. Заключительная часть
  10. Ведущий 1
  11. 4 ноября – это деньединства всех российских народов;
  12. 4 ноября – это деньспасения России от самой большой опасности, которая когда-либо ей грозила;
  13. 4 ноября – это возрожденный праздник со своей историей;
  14. 4 ноября – это день реальных дел, а не сомнительных маршей;
  15. 4 ноября – это день памяти Казанской иконы Божией Матери.
  16. Все чтецы читают по строчке:
  17. Берегите Россию — нет России другой.
  18. Берегите ее тишину и покой.
  19. Это небо и солнце, этот хлеб на столе
Читайте также:  Бородицкая «на контрольной» читать

И родное оконце в позабытом селе…

  • Берегите Россию, без нее нам не жить.
  • Берегите ее, чтобы вечно ей быть
  • Нашей правдой и силой, всею нашей судьбой.
  • Берегите Россию — нет России другой!
  • Литература:
  1. С. Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII веков. — Москва: Белый город, 2006.
  2. Н.Орлова. Сaмозванцы. — Москва: Белый город, 2002.
  3. И.И. Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007. 

Источник: https://www.informio.ru/publications/id1780/Scenarii-klassnogo-chasa-posvjashennogo-Dnyu-narodnogo-edinstva

Анализ открытого классного часа

  • Анализ урока, посвященного Дню народного единства
  • Тип урока: комбинированный (интегрированный) урок с элементами игры.
  • Оборудование: Конституция РФ, персональный компьютер с выходом в сеть Интернет, презентация Microsoft Power Point по данной теме.
  • К этому уроку были поставлены такие цели и задачи :
  1. Углубить       знания учащихся о событиях Смутного времени начала XVII века;
  2. Содействовать          усилению чувства гордости за Родину;
  3. Способствовать        нравственному и патриотическому воспитанию на примерах героев Народного ополчения 1611 — 1612года;
  4. Воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России, желание стать наследниками славных традиций русской истории.

    При подготовке мероприятия заранее составили с учениками презентацию по заданной теме и раздала учащимся темы и материал для подготовки сообщений.

   Урок посвященный празднованию 4 ноября 2015 года Дня народного единства преследовал следующие цели: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; изучению истории своего народа; воспитанию чувства ответственности и долга перед Родиной, уважению к государственным праздникам России.

  Для каждого очень важно знать историю своей Родины.

История — это память народа о том, кто мы, где наши корни, каков наш путь? Самое важное в изучении исторического прошлого своей Родины — это научиться любить её.

А русским людям свойственна любовь к родному краю, где они родились и выросли. Эта любовь испокон века проявляется в их готовности защищать, не жалея жизни, своё Отечество от врагов.

   Наша великая Родина имеет славную богатую событиями героическую историю. Народом нашей страны на протяжении столетий приходилось сражаться с многочисленными, сильными и жестокими врагами, чтобы отстоять свободу независимость своей Родины

Урок состоял из следующих этапов:

  1. Организационный момент
  2. Вступительное слово учителя
  3. Изучение нового материала
  4. Викторина:

    В сентябре 2004 года с инициативой введения нового государственного праздника выступил Межрелигиозный совет России и московская патриархия, затем — думская фракция партии «Единая Россия».

В соответствии с принятым законом были внесены поправки в Трудовой кодекс Российской Федерации: празднование 7 ноября было отменено, а 4 ноября как День народного единства и согласия провозглашён праздничным (нерабочим) днём и в 2005 году был широко отпразднован в стране.

В своем рассказе учитель отметила , что 4 ноября в России отмечается государственный праздник -День народного единства. День 4 ноября вошёл в отечественную историю как день освобождения в 1612 году Москвы от польско-литовских захватчиков .

22 октября 1612 года ополченцы выбили неприятеля из Китай-города, а 26 октября остатки польско-литовского гарнизона в Кремле капитулировали. Столица была освобождена от иноземного владычества, и это означало

крупнейшую победу на пути преодоления Смуты

  Этот урок является необходимым для развития патриотического воспитания обучающихся, способствовал закреплению знаний учащихся об истории России. Учитель хорошо владеет материалом, терпеливо, доступно, интересно рассказал о главных событиях, происходящих в России. Последовательно, логически верно изложил факты. Сумел увлечь, заинтересовать учащихся.

Обучающиеся задавали вопросы, с интересом рассматривали иллюстрации. Учитель  четко подвел итог урока, совместно с учащимися сделал выводы о том, что страна гордится героями, помнит и чтит героев. Использование ИКТ способствовали  активному участию учащихся в обсуждении темы урока. Учитель умеет  управлять разновозрастными учащимися.

  Стиль общения  либеральный.

 Ученики принимали участие в подготовке презентации, декламировали стихи по теме и отгадывали вопросы викторины   Задачи поставленные к уроку были выполнены.

Источник: https://vehshk.ucoz.net/publ/analiz_otkrytogo_klassnogo_chasa/1-1-0-26

Классный час "День народного единства"

Цели:

  • познакомить учащихся с историей праздника;
  • подчеркнуть значимость событий 1612 года для дальнейшей истории нашей страны;
  • воспитывать чувство патриотизма, любви к Родине.

Все проходит. Остается Родина —  То, что не изменит никогда. С ней живут, любя, страдая, радуясь. Падая и поднимаясь ввысь… И еще немало будет пройдено, Коль зовут в грядущее пути. Но светлей и чище чувства Родины

Людям никогда не обрести.

День народного единства — один из самых молодых праздников нашей страны, который отмечается в соответствии с Федеральным законом «О днях воинской славы и памятных датах России». Государственная Дума в 2005 году приняла действительно историческое решение. (Презентация, слайд 2)

  • Что означает название этого праздника?
  • Почему возникла необходимость возродить этот праздник?
  • Какие события стали основой народного единения и кто был во главе национального единства?
  • В чем и с кем мы должны объединяться?

Вот темы нашей дискуссии. (слайд 3) 4 ноября наша страна отмечает День народного единства.

Этот праздник отдает дань памяти событиям 1612 года, когда в едином духовном и ратном порыве народным ополчением Минина и Пожарского была освобождена Москва, и было положено начало выхода страны из глубокого политического, духовного и нравственного кризиса, известного как Смутное время. Когда были заложены основы для строительства фундамента независимого государства.

Сегодня мы вспомним тех, кто в трудное для страны время проявил беззаветную любовь к Отечеству, величайшую доблесть и героизм, способность выдержать тяжелейшие испытания и отстоять свою независимость.

(слайды 4-5) А вначале нашей беседы давайте окунемся в ту эпоху и посмотрим, какой же была Москва конца XVI — начала XVII веков. (6 слайд) Смутным временем русские люди называют нелегкие для Российского государства тридцать лет конца ХVI – начала XVII веков. В 1584 году в Москве умер царь Иван IV, прозванный за крутой нрав Грозным. С его смертью и наступило в России Смутное время.

За это время на Руси произошло много трагических событий. Первые годы XVII столетия выдались очень страшными: неурожаи, голод, восстания. (слайд 7)

  • В Москве был голод этим летом, К зиме сожрали всех котят. Болтали, что перед рассветом
  • Гробы по воздуху летят.

В 1601 году в стране случился неурожай, повторился он и в последующие два года. Повсюду начались голод и мор. За два с половиной года от голода в одной только Москве умерло около 120 тысяч человек. (слайд 8) В стране назревало недовольство.

Появились огромные толпы голодных и озлобленных людей, которые только и ждали случая, чтобы объединиться и пойти на Москву. (слайд 9) Во всем обвинили царя, Бориса Годунова, который пришел к власти после смерти Ивана Грозного (потомка старинной династии Рюриковичей). Бояре считали его незаконным царем, не из Рюриковичей.

(слайд 10) Всем этим и воспользовались польские паны.

Со стороны Польши в Россию пришли войска, возглавляемые Самозванцем Григорием Отрепьевым, который выдавал себя за сына Ивана Грозного Дмитрия, доказывая всем, что он и есть царевич Дмитрий, которого Борис Годунов много лет назад пытался убить в городе Угличе, но чудом Дмитрий остался жив. Народ поверил в «воскресшего» царевича и Лжедмитрий был с почестями встречен в Москве.

(слайд 11) Пришедшие с Лжедмитрием I поляки держали себя в Москве заносчиво – они оскорбляли москвичей, грабили их. Особенно русских людей оскорбило то, что поляки попытались установить свою католическую веру. Все это не могло не вызвать взрыв возмущения.

Читайте также:  Как рассказать про сретение господне детям

В ночь на 17 мая 1606 года в Москве зазвучал набатный колокол. Жители столицы узнали, что бояре и дворяне ворвались в царские покои и убили самозванца.

Через несколько дней тело Лжедмитрия I сожгли, а пепел смешали с порохом и выстрелили им из пушки в сторону Польши, откуда Самозванец и пришел.

(слайд 12) Заговор по свержению Лжедмитрия 1 возглавлял князь Василий Шуйский, которого бояре-заговорщики и «выкрикнули» новым царем. Но Василий Шуйский, царствовавший с 1606 по 1610 годы, тоже был немалым обманщиком. Он всегда говорил то, что ему было выгодно.

В народе Шуйского не любили, считая не всенародным, а лишь «боярским» царем. (слайд 13) В августе 1607 года поляки предприняли новую попытку проникновения в Московскую Русь, на этот раз уже с участием Лжедмитрия II. К его войску, состоявшему из польских отрядов, вскоре примкнули южнорусские дворяне и отряды казаков.

В мае 1608 года под городом Болховом Лжедмитрий II разбил войска Василия Шуйского и подошел к Москве. Самозванец разбил лагерь в подмосковном селе Тушине, отчего в народе его прозвали «Тушинский вор». С помощью польских отрядов Тушинскому вору удалось захватить власть более, чем в двадцати русских городах.

Но как и первого самозванца его постигла трагическая участь: он был убит.

(слайд 14) Бояре и дворяне, разгневанные поражением русских войск под Клушином. Ворвались в покои Василия Шуйского и под угрозой смерти потребовали, чтобы он отрекся от престола. Шуйскому ничего не оставалось, как согласиться, и против собственной воли он был пострижен в монахи. Участники заговора поклялись свергнутому Шуйскому «выбрать государя Всей землею», но не сдержали клятвы.

Власть в стране перешла к временному боярскому правительству во главе с князем Мстиславским. В народе эту власть прозвали «Семибоярщиной», а историки время с 1610 по 1613 годы окрестили «Междуцарствием».

Чтобы избавиться от угрозы стоявшего под Москвой Тушинского вора, притязавшего на трон, правители Семибоярщины решили возвести на российский престол сына польского короля Сигизмунда III – Владислава.

И под предлогом защиты Москвы в ночь с 20 на 21 сентября 1610 года, когда ворота в Московский Кремль боярами были открыты, в столицу под командованием Гонсевского вошел польский гарнизон с немалым числом литовских воинов.

Эти действия Семибоярщины и послужили сигналом к объединению россиян и изгнанию из Москвы польских захватчиков. Народ желал избрать нового царя «волей Всей земли».

(слайд 15) Это было в далеком 1611 году. В то ясное осеннее утро конца сентября в Нижнем Новгороде не открылась ни одна торговая лавка. Весь люд спозаранку стал собираться на городской площади перед Земской избой.

Один из гонцов, прибывших из Москвы, громко зачитал привезенную из Троицкого монастыря грамоту, призывавшую русский народ к «великому стоянию» против польско-литовских захватчиков, за веру православную и отечество: «Соотечественники, польский король Сигизмунд – это хитрый лис, который всех обманывает: будто мыслит он не завоевать Московское государство, а помочь русским людям преодолеть Смуту. Но мы своими глазами видели, как поляки разоряли православные храмы, как пред очами родителей сжигали в русских деревнях детей. И видели мы, как носили поляки на саблях и копьях головы русских воинов. И не бывало еще на Руси так плохо, как нынче. Больше года нет у нас законного царя, и Московским государством правят семь бояр. Семибоярщина – это измена и предательство!.. Который год идет великая Смута на Руси! И приблизились дни окончательной погибели земли Русской!» (слайды 16-18) На Лобное место быстро поднялся Кузьма Минин: «Сограждане нижегородские, слушал я гонцов и не смог сдержаться. Сердце мое разрывается от боли за бедную землю Московскую. Пришло время всем российским людям подняться за яростную брань! Не вечно же топтать Русь врагу, пора и честь знать!.. Так давайте создадим всенародное ополчение против врага!… Пока же начнем собирать для воинов деньги. Я отдам все, что за долгие годы нажил тяжким трудом.»

(слайд 19-22) Войско Минина и Пожарского пришло в Москву 20 августа 1612 года. Польские захватчики оказались в осаде (в Кремле и Китай-городе). К середине октября поляки съели всех лошадей, собак, кошек и даже мышей.

Пленники начали убивать друг друга, чтобы подвергнуть той же участи своих товарищей… А 26 октября уже все кремлевские вороты были открыты настежь. (слайд 23) После изгнания из Москвы поляков несколько месяцев страной правило временное правительство во главе с Пожарским и Трубецким.

В самом конце декабря 1612 года оба князя разослали по городам грамоты, в которых вызывали в Москву из всех городов и из всякого чина самых лучших и разумных выборных людей «для Земского совета и для государственного избрания». Этим выборным людям и предстояло избрать нового царя.

После недолгих споров они остановили свой выбор на 16-летнем Михаиле Романове – сыне Митрополита Филарета. (слайд 24)

Таким образом, тридцать лет губило Русь Смутное время. Ослабевшую от раздоров страну пытались захватить враги. «Тогда решалось, где будет центр славянства – в Варшаве, Киеве или Москве. Варшава и Киев были в несколько десятков раз больше Москвы, которая тогда была маленьким городом. И шансов у нее было не так много.

Москва могла стать провинциальным городом Польши. Но тогда бы Российское государство не имело развития. Польша простиралась бы где-то до Волги. А что было бы в последствии – трудно сказать». («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

(25 слайд) Но нашлись мудрые головы и храбрые сердца: Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, собрав ополчение, спасли Русь от гибели.

20 февраля 1818 года на Красной площади в Москве был открыт памятник Минину и Пожарскому (по проекту скульптора И.П.Мартоса). 

На его пьедестале отлиты две бронзовые картины с выпуклыми изображениями (барельефами). На первой картине изображено, как граждане Нижнего Новгорода несут свое имущество на площадь и приводят в ополчение своих сыновей. Вторая картина иллюстрирует бегство поляков из Москвы, преследуемых русскими воинами. Фигуры Минина и Пожарского стоят на высоком гранитном пьедестале. Пожарский изображен сидящим, перед ним стоит Минин – правой рукой он показывает на Кремль, а левой подает Пожарскому меч. На лицевой стороне пьедестала надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818».

(26 слайд)

  1. «Добрый памятник поставлен Двум героям всей страной В знак того, что был избавлен
  2. От бесчестья край родной» 
  3. (Н. Кончаловская)

Заключение. «Это объединение русского народа вокруг Минина и Пожарского, освобождение Москвы дало толчок для развития государственности, это начало становления мощного российского государства, которое стало Российской империей.

После 1612 года наши предки стали продвигаться на восток, через сто лет они дошли до Тихого океана, при Петре I они достигали берегов Северной Америки – такое развитие буквально за 100 лет!» («Благовест-инфо», митрополит Климент, управляющий делами Московской Патриархии).

Проникнутый идеями национального согласия и сплочения общества, упрочения российской государственности, День народного единства также является праздником добра, днем заботы о людях.

Любое, даже самое малое доброе дело в этот день для каждого должно стать первым шагом к исцелению души, а добрые дела миллионов добровольцев вместе взятые приведут нас к духовному оздоровлению всего общества.

Вопросы для беседы с учащимися:

  1. Когда еще в истории нашего государства народ демонстрировал свое единство против захватчиков?
  2. Почему, как вы думаете, Государственной Думой было принято решение о праздновании этого дня как общегосударственного праздника?
  3. Какую опасность несут национальные распри и конфликты?
  4. В чем проявляется современное единство России?
  5. Пофантазируйте: что бы вы сделали для укрепления национального единства в стране, окажись вы на месте президента?

Литература:

  1. С.Истомин. Минин и Пожарский. Смутное время на Руси. Конец XVI — начало XVII веков. — Москва: Белый город, 2006.
  2. Н.Орлова. Сaмозванцы. — Москва: Белый город, 2002.
  3. Журнал «Родина». — № 11.- 2005
  4. Г.П.Попова, Н.В.Грицаева. Календарные праздники. 5-7 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.
  5. И.И.Варакина, С.В. Парецкова. Календарь памятных дат: классные часы на патриотические темы. 5-11 классы. — Волгоград: Учитель, 2007.

Источник: http://uchitel.edu54.ru/node/268189

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector