Классный час «моя родословная», 3 класс

Цель: способствовать становлению личности детей подросткового возраста с помощью изучения родословной и жизни своих предков.
Задачи: — развивать интерес к истории и традициям своих предков; — формировать понимание ценности семьи; — воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье; — воспитывать у учащихся чувство прекрасного;- патриотическое, интернациональное, нравственное воспитание нового поколения на примере жизни отцов и детей.
Подготовительная работа: • составление и оформление родословной своей семьи; • конкурс рисунков «Моя малая Родина, моя семья»; • выпуск газеты «Это Я!»; • подбор пословиц и поговорок о семье; • составление ребусов о семье; • поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;• презентации детей о своей семье, видеофильмы.
Оборудование: Музыкальные произведения различных народностей Казахстана. Проектор, интерактивная доска, фломастеры, ватманы, фотоальбомы, Интернет-ресурсы: Классный час «Моя родословная», 3 класс Видеоколлекция bilimland.kz видеоролик «Что такое семейное древо?»
Наглядность: эпиграф: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» Заголовок классного часа.

  Звучит музыка. Видеоролик — Песня «Моя семья» в исполнении Толегена Габдрахмана и Арайлым Баярлиной. https://vimeo.com/179525600

На интерактивной доске слайд с темой классного часа «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»

Учитель: Добрый день! Сегодня мы с вами поговорим о родословной. За этим словом стоит целая история — семьи, множества семей.

Генеалогическое древо…Семейное древо… Что это? Давайте посмотрим видеоролик «Что такое семейное древо?»

https://bilimland.kz/ru/courses/education-movies/tema-klassnogo-chasa/lesson/chto-takoe-semejnoe-drevo

Учитель: Ребята, вам понравилось видео? Что вы нового и полезного узнали, просмотрев его?

Ответы детей.

Конечно же, это видео каждому из нас очень поможет в изучении истории семьи и своего рода. Теперь мы с вами знаем, что сделать это самостоятельно просто и легко. А пока обратимся к слову «род». Что оно означает?

Ответы детей.

Учитель: Правильно! А теперь назовите слова, образованные от корня «род».

Ответы детей (родня, родичи, родина, родник, рождать, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).

Учитель: Почти каждое слово дорого и близко нашему сердцу и обозначает начало всему живому на земле: семье, отечеству, ручейку, морю. Так что же такое родословная?

Родословная — это родословие, перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства. В Казахстане традиция составлять родословные существует уже давно. Жеті атасын білмеген — жетімдіктен белгісі. — Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь. Так гласит известная казахская пословица. Среди казахов трудно найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. Как назывались родословные у казахов?

  • Ответы детей (шежіре).
  • Учитель: Что буквально означает это слово?
  • Ответы детей (в переводе с арабского — дерево).

Учитель: Правильно! В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука — генеалогия?

Ответы детей (историческая дисциплина, которая возникла в 17-18 в., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей).

Учитель: Верно! Назовите особенности казахских (шежіре).

Ответы детей (Должны знать своих предков до седьмого колена; содержат сведения об истории, о быте, нравах народа; богаты фольклорным материалом).

Учитель: Дома вместе с родителями вы начали составлять свое родословное дерево. Кто знает семь поколений своих предков? Шесть, пять, четыре? В большинстве своем вы знаете пять поколений, что тоже неплохо.

Итак, дерево жизни, рода вашей семьи или генеалогическое дерево. — Что вы узнали, составляя своё генеалогическое дерево? — Интересно ли было вам исследовать, изучать, составлять? — Все ли имена родственников вы знали до этого путешествия в прошлое семьи? — А сколько имён насчитывает ваше дерево? — До какого поколения вы дошли? — А какой это век? — Есть ли среди ваших родных интересные, необычные для современного человека имена? — Кто долгожитель вашего рода? /Ребята рассказывают о своих исследованиях/

Большое дело вы сделали, начав исследовать свой род. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи. И пусть вы насчитали 16-20-45 имён.

Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду. И не случайно слова РОД – РОДНЯ – РОДОСЛОВНАЯ – РОДИНА стоят в одном ряду. На достигнутом не останавливайтесь, ваша работа ещё не закончена, она требует доработки.

А что ещё необходимо сделать? Об этом вы узнали, просмотрев в начале нашего мероприятия видео «Что такое семейное древо?»

  1. Работа в минигруппах:
  2. Учитель: А теперь ребята давайте в группах посмотрим принесённые вами семейные фотоальбомы и видео тем самым поможем друг другу в составлении герба своего рода.
  3. Учитель: Сегодня на классном часе вы попробуете создать герб своего рода, где постараетесь отобразить то, чем гордится, к чему стремится или чем славится ваш род.
  4. Ребята составляют гербы своего рода.

Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны. — О чём поведали вам старые фотографии? /Мода, причёски, увлечения, профессии, суровые годы войны, радостные будни и т.д./ — Обратите внимание на выражение глаз. Каково настроение этих людей на снимках? О чём они думают? Чему радуются? Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. На вашу работу вам дается 10 минут. Можно пользоваться фломастерами, цветной бумагой и клеем. А потом, вы познакомите друг друга со своей родословной и покажете герб своего рода.

Учитель: Много интересного вы узнали о своих предках, о том, чем они занимались, чем увлекались, чем прославили свой род. Давайте поделимся своими знаниями друг с другом. Вы можете задавать вопросы друг другу.

Защита проектов. Выступление ребят.

  • Учитель: Ребята, что вы узнали нового, составляя свои родословные?
  • Ответы детей (мы узнали, чем занимались наши предки, чем увлекались, откуда пошел наш род).
  • Ответы детей (чтобы помнить своих предков, знать обычаи, традиции своей семьи, чтобы потом передать эти знания своим детям).
  • Учитель: Вы очень много интересного узнали о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
  • Ученик: (на фоне музыки.)
  • Ученик:
  • Учитель: Давайте прочитаем казахские пословицы. Что в них говорится о родословной:
  • Учащиеся зачитывают пословицы.

Учитель: Для чего вы составляли родословные? Бір отбасы – бір кішкентай патшалық, Тәрбие болар отбасынан басталып. Отбасының мықтылығы бірлікте, Ал бірліктің бастауы бар жүректе. Отбасынды жүрегіңмен сүйе біл, Жанұя ол қазынаң осыны біл, Отбасынды қадырлесең қаншалық Соншылықты елді сүйдің біле жүр. Тату елдің бастауы жанұяда, Тәрбиесі, дәстүрі бәрі сонда, Отан деген отбасынан басталар, Отанды сүю отбасыда жатталар. Семья в традиционных представлениях казахов всегда считалась главной ценностью. С детства казахи прививали своим детям уважительное отношение к старшему поколению, память и почитание предков до седьмого колена. Дом, как полная чаша, в представлении казахов невозможен без детей. Огромным несчастьем для любой семьи была невозможность иметь детей. Согласно древним верованиям считалось, что это проделки злых духов и сил, возможно даже проклятия. Детей с детства обучали ведению хозяйства. Так мальчиков и девочек уже с пяти лет усаживали в седло, а с семи – восьми лет мальчики начинали помогать отцам, пасти и ухаживать за скотом, постепенно учились ведению дел, девочек воспитывали в основном мамы и бабушки, обучая их премудростям ведения домашнего хозяйства, женским ремёслам, приготовлению пищи, уходу за младшими детьми, поэтому уже к подростковому возрасту девочки становились отличными помощницами матери, облегчая её работу по дому и могли быть выданными замуж и уйти в семью жениха. Хозяйственная невестка, прислушиваясь к наставлениям свекрови, со временем завоёвывала всё большее уважение в семье мужа и с появлением у неё детей, с приобретением большего опыта ведения хозяйства, воспитания, детей, постепенно становилась полноценной хозяйкой дома. С темой семьи и семейного быта связано много казахских пословиц и поговорок, в которых отражаются традиционные представления об укладе казахской семьи, о ценностях и идеалах.  

Жеті атасын білмеген — жетімдіктң белгісі. Если до седьмого колена своей родословной не узнаешь — сиротой прослывешь.
Жақсы болса алғаның, үйіңнен кісі кетпейді. Жаман болса алғаның, шын досың да шеттейді. Если жена хорошая, гости не переводятся в доме; если жена плохая, даже друг обходит твой дом.
Жақсы әйел жарының жақсысын асырар, жаманын жасырар. Достоинства мужа прославит добрая жена, и недостатки сгладит она.
Әкені көріп ұл өсер, шешені көріп қыз өсер. Cын берет пример с отца, дочь — с матери.
Бала – көңiлдiң гүлi, көздiң нұры. Дети – цветы души и свет для глаз.
Жақсы әке – жаман балаға қырық жылдық ризық. Добрая слава отца сорок лет служит непутёвому сыну.
Жақыныңды жат етсең, Жатқа күлкі боларсың. Сторониться своих – стать посмешищем для чужих
Жақсы келін – қызыңдай, жақсы күйеу – ұлыңдай. Хорошая невестка, как дочь родная; хороший зять, как сын родной
Бесіксіз үйде береке жоқ. В доме, где колыбель не качают, уюта не бывает.
Алты ұл туған ананы — ханым десе болады, кезек сыйласқан ағайынды — жаным десе болады. Мать, родившую шестерых сыновей, называй царицей; хорошую родню называй души частицей.

Учитель: А сейчас интервью. 1.- Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.

— Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза) — Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки) — Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие. 2. — Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников? — О чем бы вам хотелось поговорить с ними? — Расскажете ли вы им, кто вы?

Учитель:

3. А сейчас вернемся в настоящее. — С кем вместе ты живешь дома? — А что вы всей семьей вместе делаете? — Что тебе больше всего нравится в твоей семье? — А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает? — У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники? — Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь? (Рассказы детей о своей семье)

Читайте также:  Родительское собрание в 1 классе. знакомство с родителями

Учитель: Семейные традиции, обычаи, истории. — Во многих семьях сложились свои традиции, обычаи. Расскажите о них.

(Рассказы учащихся) — Семейные традиции нужно чтить, передавать будущим поколениям. В семейном кругу мы с вами растем Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь ты входишь из семьи. В семейном кругу мы жизнь создаем, Основа основ – родительский дом. А давайте сейчас в своих минигруппах вы на листочках напишете те традиционные семейные праздники, которые ежегодно вы отмечаете.

  1. Учащиеся перечисляют праздники и кратко их характеризуют.
  2. Учитель: А какие семейные праздники празднуются в нашей стране?
  3. Ученик:
  4. Учитель: Вспомним детство.
  5. Подведение итогов классного часа.
  6. Ученик:

Правильно: Национальный День Семьи празднуется в Казахстане – 13 сентября. 15 мая отмечается Международный День Семьи. Семья – это счастье, любовь и удача. Семья – это летом поездки на дачу. Семья – это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рождение детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волнение и трепет. Семья – это труд, друг о друге забота, Семья – это много домашней работы. Семья – это важно! Семья – это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб о нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья! — Мы подготовили газету «Это я!», в которой разместили фотографии ребят в раннем детстве. — Узнали ли вы своих одноклассников? — Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. — Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. — Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. — Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами. Что может быть семьи дороже? Теплом встречает отчий дом, Здесь ждут тебя всегда с любовью, И провожают в путь с добром! Отец и мать, и дети дружно Сидят за праздничным столом, И вместе им совсем не скучно, А интересно впятером. Малыш для старших как любимец, Родители – во всем мудрей, Любимый папа – друг, кормилец, А мама ближе всех, родней. Любите! И цените счастье! Оно рождается в семье, Что может быть ее дороже На этой сказочной земле!

Учитель: Сегодня, ребята, вы выступили в роли археологов, журналистов, художников, рассказчиков, историков, путешественников. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины.

Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»

Составление родословной своей семьи.

Классный час «Моя родословная», 3 класс Имея схему вашей родословной, вам необходимо выполнить несколько заданий. — Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек. — Отметьте на схеме звездочкой своих родителей, фотографии которых хранятся у вас дома.

— Напишите, с кем лично вы знакомы из своих родственников и в каком родстве вы с ними находитесь (брат, сестра, дедушка, бабушка, тетя, дядя, племянник).

Для закрепления изученного материала при наличии времени можно провести несколько игр. Задание 1. Разгадать кроссворд. 1. Старое название свидетельства о рождении. (Метрика) 2. Записи о семье, предках. (Родословная) 3. Запись событий по летам.

(Летопись) 4. Наука, которая занимается изучением вещественных источников, найденных при раскопах. (Археология) 5. Место, где родился и вырос человек. (Родина) 6. Наследственное семейное наименование. Иногда это слово употребляется как синоним слова «семья».

(Фамилия)

7. То, что дается при рождении. (Имя)

Выделенное слово: История. Классный час «Моя родословная», 3 класс Задание 2. Написать как можно больше имен на букву А. (Айгуль, Артур, Акмарал, Анна, Антон, Айжан и др.)

Упражнение «Дом счастья»

Сейчас вы будете строить «Дом счастья». Для этого вы превращаетесь в «строительную бригаду». Что вы положите в основу дома, что для вас главное, а что второстепенное решать вам.

(Раздаются кирпичики со словами: МАХАББАТ, ҚҰРМЕТ, ТҮСІНІСТІК, ШЫДАМДЫЛЫҚ, ДЕНСАУЛЫҚ, ТАЗАЛЫҚ, СҰЛУЛЫҚ, ДОСТЫҚ, ЕҢБЕК, ЖЫЛУЛЫҚ, МЕЙІРІМДІЛІК, САБЫРЛЫҚ. ЛЮБОВЬ, УВАЖЕНИЕ, ПОНИМАНИЕ, ТЕРПЕНИЕ, ЗДОРОВЬЕ, ЧИСТОТА, КРАСОТА, ДРУЖБА, ТРУД, УЮТ, ТЕПЛОТА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ, СПОКОЙСТВИЕ.)

Из каких слов вы заложили фундамент вашего дома? Поднимете стену? Крышу? Презентация работ.

Источник: https://bilimland.kz/ru/teacher-page/uroki-i-klassnye-chasy/klassnyj-chas/material/moya-rodoslovnaia

Классный час "Моя родословная" | Открытый класс

Данные об авторе Конькова наталья Владимировна

МКОУ СОШ № 2 с.

Некрасовка Хабаровский край

Характеристики урока (занятия) основное общее образование среднее (полное) общее образование дополнительное образование детей

Библиотекарь Классный руководитель Педагог дополнительного образования Учащийся (студент) Учитель (преподаватель)

Внеклассная работа

1.      Воспитание уважения к прошлому страны, семьи.

2.      Развивать гордость, сопричастность к продолжению традиций.

3.      Развитие творческих, исследовательских способностей уч-ся.

Используемые учебники и учебные пособия: 

Библия, высказывания Ж.-П.Рихтера, авторские стихотворения, песни в исполнении Э.Пьехи, Л.Лещенко

Используемая методическая литература: 

Журнал «Классный руководитель»

Используемое оборудование: 

Экран, ноутбук, проектор

Внеклассное мероприятие по теме «Моя родословная». Изучение древа своей семьи, старых фотографий, семейных реликвий.

Много лет я работаю учителем в школе. Мне самой очень интересно, как жили, чем занимались, какие трудности переживали люди ХХ века. Я говорю детям: «Говорите дома с бабушками-дедушками, папами-мамами, добирайтесь до седьмого колена в своей семье».

С ребятами мы проводим эту работу. На классные часы они приносили семейные реликвии. Столы были завалены ими. Чего только у нас не было! И значки комсомольские-пионерские, и старинные шкатулки и учебники арифметики.

  А сейчас – или «Мама выбросила все!» Или «Переехали и забыли на старом месте». Почему-то современные молодые родители не ценят историю своей семьи и в своих детях не воспитывают чувства уважения к семейным корням.

А кто же о них, о современных родителях, будет вспоминать, когда они со временем уйдут в мир иной? Никто?! Страшно делается от одной этой мысли.

Чтобы дети знали и помнили о  семейных родословных, я часто провожу с ними беседы. Как-то я прочитала им слова Ж-П.Рихтера, немецкого писателя XVIIIвека: «Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, одного предка за другим». Он был уверен в том, что человек обладает самой уникальной в мире памятью — генеалогической.

  • Жизнь человека — только миг
  • В безбрежном времени вселенной.
  • И только в памяти живых
  • Она становится нетленной.
  • Все это так.
  • Да вот беда,
  • Что забываем иногда,

Откуда мы, кто наши предки?..

Такие случаи не редки.

Род. Родня. Родословная. Родина. Слова с одним корнем. Человеческий род  — это то, на чем держится ваша семья. Хорошая традиция знать своих предков возвращается в наши семьи. Может быть, поэтому хранятся дома семейные альбомы. Старые фотографии.

Они — наша история в лицах.  Старые фотографии рассказывают о моде, о прическе, о времени. Люди старого поколения очень серьезны.

Они, одухотворенные, словно внимательно глядящие  в будущее, стоят перед первыми фотоаппаратами, которые только-только появлялись.

  1. Храни семейные альбомы,
  2. Слуг верных памяти своей.
  3. Благодаря им в вашем доме  —
  4. Тревожный отблеск прежних дней.
  5. Со снимков, бледных, пожелтевших,
  6. Глядят на нас с  тобой в упор
  7. Глаза родных, давно умерших,
  8. Но не забытых до сих пор!
  9.                                     Классный час «Моя родословная»
  10. Цели:

1.      Воспитание уважения к прошлому страны, семьи.

2.      Развивать гордость, сопричастность к продолжению традиций.

3.      Развитие творческих, исследовательских способностей уч-ся.

   К данному классному часу уч-ся и их родителями были подготовлены материалы по составлению генеалогического древа своей семьи. Каждый уч-ся составил и оформил родословное древо своего рода. Кроме того, уч-ся был оформлен музейный уголок под названием «Это хранится в моей семье».

В качестве экспонатов были предоставлены старые фотографии, например, датированные 1902 годом; кольцо, которому больше 100 лет, и оно передаётся от матери к дочери и т.д.

; справки о репрессированных, о реабилитации, справки о выдаче хлеба малоимущим семьям, свидетельство о рождении, книга «Домоводство» 1957 года, старые фотоаппараты, фарфоровые статуэтки, марки, нотная тетрадь старого образца  и другие предметы домашнего обихода.

  •                                                   Как зеленеющие листья на густом дереве – одни спадают, а
  •                                            другие вырастают, так и род от плоти и крови – один умирает, а
  •                                            другой рождается.  /Библия/
  •                                                    Счастлив тот, кто может проследить свою родословную, од-

                                           ного предка за другим. /Ж.-П.Рихтер, нем.писатель, 18 в./

  1. Словарь:  генеалогия
  2.                  генеалогическое дерево
  3.                  память
  4.                  традиция
  5.                  реликвия
  6. РОД – РОДНЯ – РОДОСЛОВНАЯ – РОДИНА

   Если свернуть лист бумаги пополам, остаётся линия сгиба. Означает ли это, что обыкновенная бумага обладает памятью? Конечно, на бумаге остался след, т.е.

память, которой обладают растения, животные, камни, сохранившие отпечатки доисторических животных и древних людей.

На уроках по дальневосточной литературе мы с вами говорили о петроглифах – камнях, на которых до сих пор сохранились рисунки аборигенов Дальнего Востока. Это представления людей о мире. Камни находятся в музее под открытым небом в с. Сикочи – Аляне.

   А человек обладает самой уникальной памятью – генеалогической. Что же такое память? В чём и как она сохраняется? /Ответы ребят/

  •  Жизнь человека- только миг
  • В безбрежном времени вселенной,
  • И только в памяти живых
  • Она становится нетленной.
  • Вот это так. Да вот беда,
  • Что забываем иногда,
  • Откуда мы, кто наши предки?
  • Такие случаи нередки!
  • Заставить нас забыть о них
  • Не должен злой народа гений.
  • Уйдя из памяти живых,
  • Исчезнет много поколений.
  • Одной мы связаны судьбой,
  • Одной семьёй, единой кровью.
  • Потомки станут нам с тобой
  • Надеждой, верой и любовью.
  • И дух наш, продолжая жить,
  • Во внуков, правнуков вольётся.
  • И никогда не оборвётся
  • Веков связующая нить.
  •    Итак, дерево жизни, рода вашей семьи или генеалогическое дерево.
  • — Что вы узнали, составляя своё генеалогическое дерево?
  • — Интересно ли было вам исследовать, изучать, составлять?
  • — Все ли имена родственников вы знали до этого путешествия в прошлое семьи?
  • — А сколько имён насчитывает ваше дерево?
  • — До какого поколения вы дошли?
  • — А какой это век?
  • — Есть ли среди ваших родных интересные, необычные для современного человека имена?
  • — Кто долгожитель вашего рода? /Ребята рассказывают о своих исследованиях/

   Большое дело вы сделали, исследовав свой род. Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так и нет одинаковых семейств. И традиция узнавать о своих предках, свою родословную – эта традиция возвращается в наши семьи.

И пусть вы насчитали 16 – 20-45 имён. Не важно количество, а важно то, что вы прикоснулись к истории своих предков, к своему роду, к родовому гнезду.

Читайте также:  Театральное представление для учащихся начальных классов. сценарий

И не случайно слова РОД- РОДНЯ – РОДОСЛОВНАЯ – РОДИНА стоят в одном ряду.

— Что объединяет эти слова?

Песня «семейный альбом» в исполнении Э.Пьехи.

  1. Храни семейные альбомы,
  2. Слуг верных памяти своей!
  3. Благодаря им в вашем доме –
  4. Тревожный отблеск прошлых лет.
  5. Со снимков, бледных, пожелтевших,
  6. Глядят на нас с тобой в упор
  7. Глаза родных, давно умерших,
  8. Но не забыть их до сих пор!
  9.                      Обращаемся к стенду «Старая фотография».

  Семейный альбом. Семейные фотографии. Это наша история в лицах, наша судьба, судьба и история нашей страны.

 — О чём поведали вам старые фотографии? /Мода, причёски, увлечения, профессии, суровые годы войны, радостные будни и т.д./

 — Обратите внимание на выражение глаз. Каково настроение этих людей на снимках? О чём они думают? Чему радуются?

  •  — Каким годом датирована самая старая фотография на нашем стенде?
  •  — А как вы думаете, каким фотоаппаратом выполнены эти снимки?
  •   Рассказ уч-ся о самом первом фотоаппарате.

 Песня «Родительский дом» в исполнении Л.Лещенко.

   Да, особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты лица, цвет глаз, волос, линии рта и носа. Рассматривая фотографии предков, мы видим черты сходства. Часто можно услышать, как родственники говорят, восклицают: Ну вылитый дед или бабка! Ну и характер – копия прабабушка!» или что-то похожее на эти восклицания.

   Семейная связь времён – это тайные нити, которые связывают сегодня со вчера, с прошлым. Очень интересно рассматривать уникальные старые вещи, которые когда-то держали руки родственников.

Это и учебники, по которым учились, почётные грамоты за трудовые достижения и успехи в спорте, старые газеты, это туфельки и платьица, в которых наши бабушки бегали в клуб на танцы. Старые родные вещи.

А теперь это музей.

 — Семейная реликвия? Что это такое?

 — Почему мы многое храним в своих семьях? Не выбрасываем? /Ребята, обращаясь к экспонатам, рассказывают/.

  1.  — А что такое семейная традиция?
  2.  — Какие семейные традиции сохранились в ваших семьях? /Ребята рассказывают/
  3. Вчерашний день, минувший год
  4. Не умирают в человек.
  5. Прошедший век – он в нашем веке
  6. Ещё звенит, ещё поёт.
  7. Живут высокие веленья
  8. Ума и сердца прежних лет,
  9. Давно участие, волненье
  10. Ещё отбрасывают свет.
  11. И фотография в альбоме,
  12. И куст сирени под окном,
  13. И тишина в отцовском доме
  14. Твердят о времени ином.

   Сегодня, ребята, вы выступили в роли археологов, журналистов, художников, рассказчиков, историков, путешественников. Вы совершили увлекательное и познавательное путешествие в прошлое своей семьи, а значит и в прошлое нашей Родины. Спасибо родителям, бабушкам и дедушкам.

   Запомните навсегда древнюю мудрость: «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости»

Прикрепленный файлSize
родословная.pptx 532.08 KB

Источник: http://www.openclass.ru/node/318212

Классный час Моя родословная 9 кл

Автор публикации: Изыкенова В.В.

2016-04-07

Краткое описание:

  • Классный час «Моя родословная»
  • ( для учащихся 9 классов)
  • Цели:
  • Развитие интереса к истории и традициям своих предков;
  • Воспитывать уважение к отцу и матери, родным, чувство ответственности к своей семье;
  • Воспитывать у учащихся чувство прекрасного.
  • Изучение, сохранение истории происхождения своего рода.
  • Укрепление духовных ценностей семьи;

Ход классного часа.

Вступительное слово учителя. Здравствуйте ребята, гости нашего мероприятия!

— Сегодня наш классный час хочу начать с таких слов: «Туухэ тоориха гyй, удха таhарха гyй», «Тyмэр туйдэрхэ гуй, туухэ торохо гуй» — это бурятская поговорка. Переводится «История не забудется, родословная не закончится». И это будет темой нашего разговора.

— Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители.

Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене.

Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому — вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева.

Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» — это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

Сегодня мы с вами поговорим о родословной, и итогом нашего классного часа станет рассмотрение вашего генеалогического древа. За всем этим стоит целая история — семьи, множества семей. А пока обратимся к слову «род» и «родословная». Что оно означает?

  1. Ответы детей.
  2. Учитель: Правильно!
  3. Родословная – это перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степень родства.
  4. Род – ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение.
  5. Предок – представитель предшествующего поколения родственников.
  6. Поколение – родственники одной степени родства по отношению к одному предку; одновременно живущие люди близкого возраста.
  7. А теперь повторим с вами русский язык — назовите слова, образованные от корня «род».
  8. Ответы детейодня, родичи, родина, родник, рождать, недород, урожай, народ, родственник, родители, родословец, родовой, родимый, родоначальник, родословная).

Учитель: Традиция составлять родословные существует уже давно. Среди бурят трудно было найти человека, который не относился бы с почтением к своему роду, отцу, старшему брату. До какого колена должен знать бурят свой род? Покажите и объясните семь колен.

Ответы детей: (до 7 колена).

Учитель: бурят должен был знать свою родословную вплоть до седьмого поколения отцов и рассматривать ее как историю, которая делится на три части.

Наши предки – это кровное родство до трех поколений, т.е. от отца до прадеда. Юноша и девушка, являющиеся кровными родственниками, по старинному бурятскому обычаю не имеют права становиться мужем и женой

Наши далекие предки – это следующая цепь прародителей от четвертого до седьмого поколения отцов.

Наши далекие древние предки – это следующая цепь прародителей от седьмого и выше поколения отцов. О прародителе высшей ступени можно узнать из рассказов пожилых людей, из легенд и преданий, из историй стоянок и по названиям родственных групп.

Учитель: В очень давние времена именно в форме дерева записывалась генеалогия. А что это за наука — генеалогия?

Ответы детей :

Учитель: Генеало́гия или родосло́вие — систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле — наука о родственных связях вообще, которая возникла в 17-18 вв., изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

С древнейших времен каждый народ любил и уважал свой род, свои традиции, обычаи, которые передавались из поколения в поколение. Вот один из примеров – буряты издревле очень ответственно относились к воспитанию мальчиков и девочек, подготовке их к жизни.

«9 наук настоящего мужчины »

  1. 1 наука облавная охота

  2. Умение натягивать тетиву рогового лука.

  3. Быть хорошим наездником

  4. Уметь бороться

  5. Умение выполнять кузнечные работы, передаваемое по наследству

  6. Умение мастерить

  7. Умение плести восьмиременный бич

  8. Уметь вить путы – треножники

  9. Умение одним ударом сломать кость позвонка КР животного, коня.

«Семь талантов женщины »

  1. Умение оказывать родителям почтение речами, угощением и мягкой постелью.

  2. Умение воспитывать детей хорошими людьми

  3. Умение вести дом, хозяйство, поддерживать семейный очаг

  4. Умение ухаживать за домашними животными

  5. Умение готовить молочные блюда

  6. Умение уважать мужа и принимать гостей

  7. Быть хозяйкой серебряного наперстка — шить

Поэтому у каждого народа с давних времен складывался фольклор. И у каждого народа имеется большой склад пословиц и поговорок, связанных с родословной. Давайте прочитаем пословицы.

Пословицы о родословной:

  • « Дерево с крепкими корнями ветер не валит» ;
  • « Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир протянется»;
  • « Равнодушие  к своей родословной – признак сиротства»
  • « Древо держится корнями, а человек —  родственниками»  ;
  •  « Семейная ссора что весенний дождь»;
  • « Семейный горшок всегда кипит»;
  • « Семья сильна, когда над ней крыша одна»;
  • « Дома и стены помогают»;    
  • « Предания предков – глаза мудрости»;
  • « Плоха та девушка, которая не любит родителей, плох тот парень , который не уважает  родственников»;
  • « Дом , где дети – базар, дом без детей – могила»;
  •   « Дружба – с другом, родство – с родом»;
  • « В благополучии друзья  хороши, в бедности – родня»;
  • Что в них говорится?
  • Ответы детей.
  • Учитель: Вы, наверное, очень много интересного знаете о своих предках, но все же каждому из вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы называете своей семьей.
  • Что такое семья?
  • Учитель: Семья – группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми); единство, объединение людей, сплочённых общими интересами.
  • Викторина.

А сейчас мы проверим , как разбираемся в родственных связях.  Вопросы.

  • В каком родстве состоят свояки?  (женаты на сестрах).
  • Твоя сестра вышла замуж.  Как зять может тебя называть (шурин, свояченица).
  • Я тебе не отец, но ты мне сын. Кто я тебе?  ( мать).
  • Шел старец. Жали молодец с девицей. Старик  и говорит: « Как вам не стыдно жать вдвоем?»  Они  отвечают: « Какой нам стыд? Мы – большая родня: моя мать ее матери – родная свекровка»
  • Кто такие сватовья и кумовья? (родители жениха и невесты – сватовья.   Кровные родители и духовные – кумовья)
  • Кто является золовкой, снохой, деверем? (золовка- сестра мужа, сноха – жена брата, деверь- брат жены.

Учитель: Что такое генеалогическое древо? Генеалогическое (родословное) древо – схематическое представление родственных связей, [link] (родословие)

Можно подобное древо составить по материнской линии (ориентируясь на ее девичью фамилию), а так же на фамилии бабушек и дедушек. Тогда число родственников, неизмеримо возрастет.

— Вы уже знакомы с этой работой. Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинал с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки… Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей. И оформил я эти данные в виде таблицы.

Читайте также:  Игра «звёздный час» в детском саду. подготовительная группа

Учитель: на сегодняшний деньнекоторые из вас составили свое древо. Расскажите пожалуйста. Но с начала скажите, кто из вас знает – сколько родов у нас в Закулее. (9 родов). Я знаю свою родословную по отцовской линии до 19 колена, по материнской линии до 8 колена. А сейчас я замужем и по линии мужа 12 колен.

  1. Ответы детей.
  2. Учитель: Хотелось бы мне закончить наш классный час стихотворением, которое прочтет нам Вика:
  3. Жизнь человека – только миг
  4. В безбрежном времени вселенной,
  5. И только в памяти живых
  6. Она становится нетленной.
  7. Вот это так. Да вот беда,
  8. Что забываем иногда,
  9. Откуда мы, кто наши предки?
  10. Такие случаи нередки!
  11. Заставить нас забыть о них
  12. Не должен злой народа гений.
  13. Уйдя из памяти живых,
  14. Исчезнет много поколений.
  15. Одной мы связаны судьбой,
  16. Одной семьей, единой кровью.
  17. Потомки станут нам с тобой
  18. Надеждой, верой и любовью.
  19. И дух наш, продолжая жить,
  20. Во внуков, правнуков вольется.
  21. И никогда не оборвется
  22. Веков связующая нить.
  23. Рефлексия: Закончите высказывание :

А) мы сегодня узнали …..

Б) Родословная мне нужна для…..

  • Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели. И поэтому каждому человеку очень важно знать свою родословную
  • Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками , дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
  • Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/klassnomu_rukovoditelyu/text-90998458.html

Классный час «Моя родословная»

Классный час «Моя родословная»

Учитель: Нет человека, который бы появился на свет сам по себе, у каждого есть родители. У них, в свою очередь, тоже есть родители. Часто люди не знают своих предков дальше бабушек и дедушек, однако все мы являемся плодами нашего родословия, и поэтому было бы интересно, а может быть, и важно понять наши корни.

Откуда вы появились? Кто те люди, которые составляли вашу семью на протяжении последних ста лет? Где они жили и что делали? Какие у них были семьи — большие или маленькие? Как они выглядели? Похожи ли вы на них? Говорили ли они на том же языке, что и вы?

Исследователь: В газете «Неделя» под рубрикой «Сенсация» была напечатана заметка «Кто твой предок?». Оказывается каждого новорожденного человечество ждёт в течении полутора веков и готовится к его появлению на свет.

Исследования доказывают, что отдаленные предки влияют на физическое развитие детей. Выяснилось, каждое поколение вносит свой вклад в развитие ребенка, причем наиболее сильно воздействует пятые-деды и бабки прабабок. Ни одна жизнь рожденного ранее не пропадает бесследно. К сожалению, сведения о предках бывают, как правило, чрезвычайно скупыми.

Чтец:    А.С. «Моя родословная»

Понятна мне времен превратность, Не прекословлю, право, ей: У нас нова рожденьем знатность, И чем новее, тем знатней. Родов дряхлеющих обломок (И, по несчастью, не один) Бояр старинных я потомок; Я, братцы, мелкий мещанин. Не торговал мой дед блинами, Не ваксил царских сапогов, Не пел с придворными дьячками, В князья не прыгал из хохлов И не был беглым он солдатом Австрийских пудреных дружин. Так мне ли быть аристократом? Я, слава богу, мещанин.

Учитель: Особое, подчас необъяснимое чувство вызывают у нас люди, передавшие нам свои черты, достоинства и слабости. А что мы знаем о них? По существу, во многих семьях познания о собственном происхождении обрываются уже на третьем колене.

Это наша беда. Забылась мудрость пушкинских слов: «уваженье к прошлому — вот черта, отличающая образованность от дикости». Фамильная гордость, интерес к своей родословной – все это ветви одного дерева. Нельзя жить Иванами, не помнящими родства.

Родословная, или, как говорили раньше, «родословие» — это последовательный перечень поколений людей одного рода с основными сведениями о каждом из них. — Но вы уже знакомы с этой работой.

Как вы ее начинали?

Ученик: Работу над родословной я начинала с расспросов мамы, папы, бабушки и дедушки…

Мы проследили линию нашего рода, я думаю, что это большое дело не только для меня, но и для будущих моих детей.

Учитель: Как нет одинаковых отпечатков пальцев, так нет и одинаковых семейств. К тому же миллионы из них не составляют своих родословных, а в вашей она будет.

— А сейчас послушаем совет практиков как продолжить начатую работу.

Практик: Приступая к работе, заведите себе папку, конверты, куда вы будете складывать фотографии, документы черновики. Клей лучше не применять, чтобы не портить ценные документы. Для наклеивания нужно пользоваться фотоуголками, липкими краями от марок. Фотографии следует подписать (кто изображен на них, время)

Можно записать любые воспоминания о жизни и поступках членов ваших семей, различные случаи, предания, истории.

— Кто хочет рассказать о своей родословной? (рассказ детей)

  • Чтец:    
  • ^
  • Родство бывает

Нам были память и любовь даны, Чтобы сердцам ушедшим поклониться, И, может статься, будут неполны Без этих строк истории страницы.

В нашей республике создана книга памяти, в которую занесены имена наших дедов и прадедов, которые защищали нашу Родину во время ВОВ. Одна из веточек на вашем родословном дереве связана с войной.

— Кто хочет рассказать о военной веточке на вашем дереве? (рассказ детей)  Выступление Евсеевой Марии Николаевны (бабушка Евсеева Вани, участница войны) Родительский дом, родители, род… Итак, род – это ряд поколений, происходящих от одного предка. Синонимами понятия « потомство » является порода, родня, родственники.

  • кровное родовое — по общему предку,
  • свойственное (сватовство)- по брачным союзам,
  • духовное (крестные, кумовья)- по восприятию от купели

Различают родство по мужскому и женскому колену.

Дети, происходящие от одних и тех же родителей, называется единокровными, родившиеся от одной матери, но от разных отцов – единоутробными. — Зная все тонкости родства, легко ответить на вопросы: Кто является золовкой, снохой, деверем и т.д.

Во многих семьях не поддерживают отношений далее, чем с двоюродными братьями и сестрами, считая остальных родственников «седьмой водой на киселе». А сейчас проверим, как мы разбираемся в родственных связях. Вам предлагаются вопросы викторины.

  1. В каком родстве состоят свояки? (женаты на сестрах)
  2. Твоя сестра вышла замуж.

    Как зять может называть тебя? (шурин, свояченица)

  3. Я тебе не отец, но ты мне – сын. Кто я? (мать)
  4. Шел старец. Жили молодец с девицей. Старик и говорит: «Как вам не стыдно жить вдвоем?» Они и отвечают: «Какой нам стыд? Мы большая родня: моя мать – то мать ее матери – родная свекровка». (дядя с племянницей)
  5. Кто такие сватья и кумовья? (Родители жениха и невесты – сватовья, кровные родители и духовные – кумовья).

(Звучит мелодия песни «Уголок России – отчий дом»)

Чтец: «Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне старику, больно будет…, а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Волковского, мне будет стыдно! »- так напутствует сына один из героев романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Учитель: Мы многое запретили бы себе делать и немало бы сделали. Если бы никогда не забывали, что каждый из нас – звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжким бременем. Ведь они наследуют не только цвет наших глаз и волос, рисунок носа и рта, но и историю нашей жизни со всеми ее достоинствами и просчетами.

Чтец: Эту таинственную связь с предшествующими поколениями описал А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам, В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. На них основано от века По воле Бога самого Самостоянье человека,- Залог величия его Животворящая святыня! Земля была б без них мертва; Без них нам целый мир – пустыня. Душа – алтарь без божества.

Учитель:  А сейчас интервью

1. — Представьте, что у вас есть машина времени, на которой вы можете совершить путешествие в прошлое. Представьте, что вы навестили вашу семью, ваших предков.

— Какие они по- вашему? (внешние черты, например, кудрявые волосы, голубые глаза) — Черты поведения (как говорят, ходят, какие привычки) — Отдельные черты характера, например, честность, гостеприимство, великодушие.

^ — Замечаете ли вы. В чем вы похожи на своих родственников?

— О чем бы вам хотелось поговорить с ними? — Расскажете ли вы им, кто вы?

3. А сейчас вернемся в настоящее.

— С кем вместе ты живешь дома? — А что вы всей семьей вместе делаете? — Что тебе больше всего нравится в твоей семье? — А с кем у тебя в семье отношения лучше всего, с кем конфликтов не бывает? — У вас есть в семье какие-нибудь праздники, которые вы все вместе празднуете? Семейные праздники? — Похожи ли вы на маму или папу? Чем вы похожи на них? Чем отличаетесь?

(^

Слово «фамилия» в значении «семья» заимствовано из лат.языка – «наследственное семейное имя, переходящее от родителей к детям». В русском языке это слово появилось в эпоху Петра 1, когда в разных учреждениях людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилия присваивалась на основании единственного признака- родства. (Лаптев, Ложкин)

Учитель: Но недаром в народе говорят: «Не смотри на кличку, а смотри на птичку». (Как вы понимаете?)

Важно, кто и как носит свою фамилию.

Чтец:  

Вчерашний день, минувший год Не умирают в человеке Прошедший век – он нашем веке Еще звенит, еще поет. Живут высокие веленья Ума и сердца прежних лет, Давно участие волненья Еще отбрасывают свет, И фотография в альбоме, И куст сирени под окном, И тишина в отцовском доме Твердят о времени ином.

Учитель: Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.

Когда-нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были. Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим людям. Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.

Источник: https://cl.rushkolnik.ru/docs/5180/index-29338.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector