Классный час «мои права», 10 класс

Классный час

«Мои права и обязанности» В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ

                                                                              Провела: воспитатель Локтионова Н.А.

  • Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
  • Задачи:
  • Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  • Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • Учить применять правовые знания в повседневной жизни.
  • Формировать уважительное отношение к правам других людей.
  • Способствовать формированию активной гражданской позиции.
  •         В начале мероприятия дети разыграли сценку о нарушении прав ребёнка, прочитали четверостишия, затем выяснили, что такое право.

        Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

        Воспитатель ознакомила ребят с Конвенцией о правах ребёнка, дети показали сценки из школьной жизни, проанализировали  ситуации  и рассказали о своих обязанностях, что вообще такое обязанность.

Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Мы узнали новые слова, новые сведения. Я зачитаю вам объяснение слова, задам вопросы, а вы постарайтесь их вспомнить.

  1.      Круг действий, возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения (обязанность).
  2.      Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал (Конвенция).
  3.     Совокупность установленных и охраняемых государством  норм и правил об  отношениях людей в обществе (права).
  4.     Некое официальное заявление о чем-либо не требующее обязательного выполнения (Декларация).
  5.     Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав школы).
  6.    До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?
  7.    Сколько лет исполняется в этом году с тех пор, как Россия подписала Конвенцию о правах ребенка (27 лет)?
  8.  Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:
  9. Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
  10. На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
  11. Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
  12. Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
  13. Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
  14. Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
  15. Классный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 классКлассный час «Мои права», 10 класс

Источник: http://xn——5cdabaabb8avd1bgpbgt3agbhbhhe5clkd9ame1r6ika.xn--p1ai/index.php/raznoe/ct-menu-item-76/ftp/282.pdf

Темы для Юкоз

  • «Построим настоящую Россию – современную,
  •  устремленную в будущее молодую нацию.
  •  Создадим общество умных, свободных и
  •  ответственных людей».

(Из послания президента РФ Д.А. Медведева. 2009 г.)

  1. Цель: знакомство обучающихся с основными документами о правах детей.
  2. Задачи: 1. Обучающая: повторить основные возрастные вехи в жизни ребенка и 
  3.               приобретаемые в соответствии с возрастом права и обязанности.
  4.               2. Развивающая: уметь выявлять связь между основными вехами развития 
  5.               ребенка и приобретаемыми правами и обязанностями. Уметь соотносить
  6.               права ребенка, зафиксированные в документах с реальным их 
  7.               воплощением.

              3.Воспитательная: воспитание гражданственности, сознательного  отношения к своим правам и обязанностям, умение защищать их.

Ожидаемые результаты:

  • В результате проведения занятия учащиеся смогут дать определение понятий: декларация, право, конвенция, дееспособность, кодекс, конституция, закон.
  • Называть  факторы, которые подтверждают реальные права детей, заботу государства о реализации прав ребенка.
  • Характеризовать основные положения статьи Конвенции о правах ребенка, умение работать с материалами СМИ.
  • Осознавать свои права и обязанности, умение защищать их, занять позицию по вопросам Декларации прав ребенка.

Оборудование и материалы:

  • «Декларация прав ребенка» от 20 ноября 1959 г.,
  • «Конвенция о правах ребенка» от 20 ноября 1989 г.
  • Конституция РФ, 12 декабря 1993 г.,
  • закон об образования РФ,
  • компьютер с доступом в Интернет для поиска необходимой информации.

Дидактический материал:

  • карточки для игры «Группа прав и свобод»,
  • плакат «Равенство»,
  • информация печатных СМИ о правах детей,
  • электронная презентация «Права детей»,
  • словарные материалы с различными определениями основных понятий темы.
  • ХОД ЗАНЯТИЯ
  • Ученик зачитывает стихотворение, по которому учащиеся сами определяют тему занятий.
  • Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
  • На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
  • Я имею права на то, чтоб любить и на то, чтоб быть любимым,
  • Я имею права на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
  • Я имею права, чтобы Мир на Земле царил всегда и везде.
  • Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.
  • Учитель: Определите тему сегодняшнего занятия.
  • Тема занятия записывается на доске. 
  • Слово учителя.

“Не строй церковь, пристрой сироту” — призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

  1. Классный час «Мои права», 10 класс
  2. — Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)
  3. В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается

Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН — собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

  • покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;
  • 120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;
  • ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

Наше государство подписало этот документ.

Конвенция — это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

(Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

Конвенция- это достаточно большой документ, перечислим основные положения:

  • Каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство обеспечивает в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребёнка.
  • Дети имеют право свободно выражать своё мнение.
  • Родители несут основную ответственность за воспитание ребёнка.
  • Государства должны оказывать им помощь и развивать сеть детских учреждений.
  • Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психического ущерба.
  • Ребёнок имеет право на образование.
  • Государства уважают право ребёнка на свободу мысли, совести и религии.
  • Ни один ребёнок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участия в военных действиях.
  • Ни один ребёнок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции, или незаконного посягательства на его честь и репутацию.

Учитель: «Я имею на это право. Почему нарушаются мои права – эти слова, к сожалению, часто произносятся невпопад, в ситуации, когда человек явно бывает неправ.» сегодня на занятии мы поразмышляем на тему «Права детей. Декларация или  реальность».

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность (учитель просит посмотреть друг на друга, спросить об увлечениях). У каждого человека есть что-то свое, что отличает их друг от друга, но у нас есть что-то общее. Что же нас объединяет? (принимаются разные варианты ответов).

Итак, это общее, права человека, которые есть у всех людей. Права получают от рождения. С взрослением круг прав становится шире. С древних времен люди пытались обрести свободы и узнать свои права.

  Что же такое право и права человека? (В ходе беседы под руководством учителя ребята раскрывают значение основных понятий темы: декларация, право, конвенция, права человека. На доске вывешивается транспарант с определениями «Это надо знать»). 

      Учитель: Права признаются и защищаются государством, как необходимое условие его существования. Но философия прав человека основана на одной несомненной ценности – эта ценность – человек. Они закреплены в Декларации прав человека, принятой в 1948 г. (принципы Декларации прав человека на слайде №2).

  •  Декларация
  • Всеобщая                      Всенародная
  • Провозглашает                     Признает                     Защищает
  • Искусство справедливости и добра
  • Право

     Последующие документы конкретизировали и закрепили основные  принципы Декларации и права человека.  (вывешиваются на транспаранте названия документов).

     Слово предоставляется учащимся. Они расскажут о принятии Декларации прав ребенка в 1959 г. и Конвенции о правах ребенка.

     1 ученик: однажды люди со всех концов земли решили собраться вместе. Кто-то приехал с Запада, кто-то с Востока, с Севера и Юга. Здесь были мужчины и женщины. Они отличались друг от друга цветом кожи, говорили на разных языках, поклонялись разным богам.

     2 ученик: Многие приехали из тех мест, где шла война., гибли люди. Другие приехали из стран, где людей часто преследуют за их религию, политические взгляды.

    1 ученик: Всех собравшихся  объединяло одно желание – чтобы никогда больше не было воин, чтоб никто не знал страха и нужды.

    2 ученик: Поэтому они все вместе  и написали закон.  Они привели в этом документе список прав, которые должен  иметь каждый человек на земле.

    1 ученик: Далее ООН принимает решение о разработке специального документа по правам ребенка. 20 ноября 1959 г. Была принята Декларация прав ребенка.

    2 ученик: Сложная работа продолжалась 30 лет. Наконец, 20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. 15 сентября 1990 г. Конвенция вступила в силу на территории СССР.

II. Практическая часть работы  (работа в группах)

Учитель: Прежде, чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции,  выполним следующие задания:

  1. Работа с Преамбулой Декларации (слайд № 3). Вопросы: Запишите, какие цели выдвигает Декларация прав ребенка? К кому обращена Декларация? Каковы пути проведения в жизнь провозглашенных в ней прав и свобод?
  2. Составьте список потребностей двухмесячного и двенадцатилетнего ребенка (3 мин.) Как с возрастом меняются потребности ребенка? (слайд № 4 «Потребности»)

Мы видим, что потребности с возрастом меняются, их становится больше. Обратимся к Конвенции и составим перечень прав,  признанных  ею. (Слайд №5). Как вы заметили, получилось много совпадений (презентация «Права ребенка»).

3. Но еще есть такое понятие, как дееспособность, правоспособность, т.е. возможность иметь.  Правоспособность закреплена в ГК РФ и Конвенции прав ребенка. Рассмотрите ст. 26, 27, 28  ГК РФ (самостоятельная работа – 5 мин.) и соотнесите основные вехи жизни ребенка и приобретаемые им права. (слад № 6).

4. Провозглашение прав и свобод – это еще недостаточно. На ваших столах лежат карточки с изображением ситуаций  нарушения прав и свобод.  Рассмотрите их (2 мин.) и ответьте на вопрос, как вы считаете, какие права нарушены в каждой из предложенных ситуаций.

Читайте также:  Рассказы по пдд для дошкольников старшей – подготовительной группы

      Ученик: Известно, что сегодня в России от 2 до 4 млн. беспризорных детей. 1,5 млн. ребят школьного возраста неграмотные, больше половины детей больные. От одной трети всех детей России отказались родители.

Однако, Россия подписала Конвенцию о правах ребенка, президент подписал  Постановление «Об основных направлениях государственной политики по улучшению положения детей», создана президентская программа «Дети России».

Практически в каждом регионе созданы службы социальной защиты, работают инспекторы по охране прав несовершеннолетних.

     Ученик: проблема социального сиротства в России на сегодняшний день нуждается в пристальном внимании ос стороны государства.

В общественном сознании перестал бать страшным и постыдным отказ от детей их родителями, и сегодня в России от 1/3 детей отказались родители. Матери отказываются от детей из-за нищеты и пьянства. Проблема требует решения.

Как же сегодня решаются в нашей стране вопросы социального сиротства, беспризорности и бродяжничества несовершеннолетних?

      Учитель: Поэтому права и свободы необходимо обеспечить и защитить. Кто осуществляет функции защиты прав человека в нашей стране? (Работа с Конституцией РФ. Ст. 80). (Работа с Конституцией РФ. Ст. 80). 

  1. Рефлексия. Составление синквейна.
  1. Права человека
  2. Естественные                    Охраняемые
  3. Защищают               Существуют                Разрешают
  4. Закрепляют в законах возможности человека
  5. Закон

Учитель: сегодня для беседы с вами мы пригласили госте, которые занимаются проблемами, возникающими у детей. Им небезразлична судьба каждого ребенка. Они смогут подробно рассказать о ваших правах и научат пользоваться, только для этого необходимо задавать интересные вопросы и внимательно слушать ответы.

Ролевая игра «Хочу спросить»

Примерные вопросы, которые могут задавать ребята.

  1. Имею ли я право выражать свободно свое мнение?
  2. Обязан ли я посещать мероприятия, не предусмотренные учебным планом?
  3. Могут ли меня не допустить до занятий, если мои родители не пришли в школу по вызову администрации школы?
  4. Могу ли я заниматься самообразованием и потребовать после этого, чтобы меня аттестовали и выдали аттестат?
  5. С какого возраста можно привлекать несовершеннолетних к административной ответственности?
  6. У меня есть товарищ, осужденный к условной мере наказания. Может ли администрация школы исключить его за то, что он осужден. Его часто пугают этим.
  7. Если ребенок оказался жертвой плохого отношения к нему. Кто защитит его права?

Ситуация № 1

Мать: «Сколько раз тебе говорить, что после 11 часов вечера  ты должен отправить своих гостей по домам. Ваша ужасная музыка действует всем на нервы.

Сын: «Но, мама! Ты же все равно в 11 часов еще не спишь. Кроме того, я имею право на свободу ассоциаций, мирных собраний»

Учитель: О чем нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

  Подведение итогов. Мы сегодня достаточно много говорили о правах детей. Но, что каждый из вас должен помнить,  что Конвенция определила не только ваши права, но и  обязанности перед обществом.

  В своем послании  народу Президент РФ отметил: «Будущее России – это вы, молодое поколение, молодая нация».

 (Из послания президента РФ Д.А. Медведев. 2009 г.)

Источник: http://trosnaschool.ucoz.ru/publ/klassnye_chasy/9_11_klassy/klassnyj_chas_prava_detej_deklaracija_i_realnost/39-1-0-46

Классный час "Наши права и обязанности"

  • Классный час
  • «Наши права и обязанности»
  • Цели:
  • • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • • оказание практической помощи подросткам в приобретении навыков саморегуляции.
  • Ход урока:
  • Слово учителя:

Мы живем в 21 веке. Наше время изумляет и зовет вперед. Но чтобы смело идти вперед, надо так много знать!

Сегодня наш классный час мы посвятим теме “Права и обязанности ученика »

“200 лет тому назад в небольшом немецком городке жил один человек. Это был великий немецкий философ Иммануил Кант. С гусиным пером в руках он сидел за столом. Вдруг задумался…… “Что такое право? Я прочитал сотни книг, которые написаны за несколько столетий, но ученые до сих пор ищут определение права. Все философы до сих пор спорят об этом!”

Так что же такое право? Какие права есть у каждого человека и у вас? На эти вопросы мы и должны сегодня ответить.

Ребята как вы понимаете, что понимают под понятием право? (Высказывание уч-ся)

Право — система общеобязательных правил поведения, установленных государством. Право —  это правила, по которым живут люди. Эти права охраняются государством. Эти правила  определяют отношения людей в обществе.

Права ребенка — это те права и свободы, которыми должен обладать каждый ребенок (ребенком признан каждый человек до 18 лет) вне зависимости от каких-либо различий: расы, пола, языка, религии, места рождения, национального или социального происхождения, имущественного, сословного или иного положения.

Тайна права состоит в том, что его нельзя увидеть или потрогать. Мир правил представляется нам в виде различных прав или обязанностей, и мы говорим “Я имею право” “Я обязан”.

  1. Каждый из нас должен знать свои права и уметь их защищать.
  2. Выступление учащихся
  3. 1 ученик:Сегодня мы расскажем вам о некоторых правах детей.

2 ученик:Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами.

  • 3 ученик:Только ты на свет родился
  • Право первое твое:
  • Получи, чтоб им гордиться – Имя личное свое.

4 ученик: Очень трудно самому, жить на свете одному. Правом с мамой жить и папой пользуйтесь везде ребята.

5 ученик: Есть еще такое право помнить, думать и творить И другим свои раздумья , если хочешь подарить.

6 ученик: Я росточком не доволен и пока не так силен. Но не смей мне делать больно – есть у нас такой закон.

  1. 7 ученик: Если жар, все тело ломит И совсем не до игры, то позвать врача на помощь
  2. Тоже право детворы.
  3. 8ученик: Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке Правом пользуюсь — учиться на родном мне языке.

9 ученик: Подросла, взяла я книжки и пошла я в первый класс. В школу ходят все детишки — это право есть у нас.

10 ученик: Я могу свой детский праздник, как и взрослый, отмечать. Если я проголодаюсь — пищу вправе получать.

11 ученик: Будь ты слабым или сильным, белым, черным все равно. Ты родился быть счастливым — Это право всем дано.

Вопрос: И так какими правами обладают все дети и все люди на земле? (Обсуждение с уч.

)(ученики называют) Когда человек рождается на свет, он уже имеет право: жизнь, гражданство, место жительства, медицинское обслуживание, образование, отдых и труд, заботу и воспитание родителями, всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства, свободное перемещение по стране.

Учитель называет основные права детей

  • Право на жизнь
  • Право на имя при рождении
  • Право на гражданство
  • Право на защиту жизни, чести и достоинства
  • Право свободно выражать свое мнение
  • Право на медицинскую помощь, охрану здоровья
  • Право на образование
  • Право на отдых и досуг
  • Право иметь имущество
  • Право на свободное перемещение
  • Право на заботу и воспитание родителями
  • Право на защиту от всех форм эксплуатации, насилия

Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается создать все необходимые условия? Права детей в России регулируются законами:

  1. Конституция РК:. Вторая глава “Права и свобода человека и гражданина отражает требования Всемирной декларации прав человека).

  2. Семейный кодекс РК.

  3. Основы законодательства РК об охране здоровья граждан.

  4. закон об образовании.

  5. Закон об основных гарантиях прав ребенка.

  6. Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

  7. Закон о социальной защите инвалидов в РК.

Практическая часть классного часа

  • Ребята я предлагаю вам закончить предложения на тему «Мои права и обязанности дома и на улице»:
  • В школе  я должен …… (добросовестно учиться, соблюдать правила поведения, бережно относиться к имуществу,)
  • — В школе я имею право ….(на образование)
  • — Дома я должен …. (уважать)
  • — Дома я имею права …(Право на заботу и воспитание родителями)
  • — На улице я должен … (уважать честь и достоинство других)
  • — На улице я имею …( Право на отдых и досуг)
  • Права ребёнка надо знать
  • Не только знать,
  • Но соблюдать
  • Тогда легко нам будет жить,
  • Играть, дружить и не тужить.
  • Вывод по классному часу:
  1. Каждый человек на свете должен знать свои права.

  2. Заявляя о своих правах, надо помнить: они есть и у всех остальных людей. Уважать нужно не только свои права, но и права других так же как вы хотите, чтобы уважали ваши.

  3. Заявляя о своих правах нужно помнить и об обязанностях.

  4. Реализуйте свое право на образование на оценку “пять”!.

  1. Классный час
  2. «Наши права и обязанности»
  3. В 11В классе

Кл.руководитель:Бижанова С.Н

Источник: https://compedu.ru/publication/klassnyi-chas-nashi-prava-i-obiazannosti.html

Классный час «Мои права и обязанности»

  • 16 апреля Меншатова Татьяна Анатольевна, классный руководитель 4 «б» класса, провела классный час по теме «Мои права и обязанности».
  • Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
  • Задачи:
  • Øпознакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей;
  • Øобобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство;
  • Øучить применять правовые знания в повседневной жизни;
  • Øформировать уважительное отношение к правам других людей;
  • Øспособствовать формированию активной гражданской позиции.
  • Форма: беседа с элементами игры.

Через решение правового кроссворда ребята смогли самостоятельно определить тему классного часа. Обучающиеся познакомились с основными законодательными документами, в которых прописаны и закреплены основные права ребёнка: Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребёнка. Через анализ сюжетов знаменитых сказок ребята определили, какие права главных героев были нарушены, например, в сказке Ш.Перро «Золушка» было нарушено право на отдых и досуг, в сказке «Приключения Буратино право на бесплатное образование, на запрет эксплуатации детского труда и т.д.

Во второй половине классного часа ребята посмотрели сценку «Мои права», из которой узнали, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей и забывая о своих обязанностях. Игра «Светофор» помогла закрепить полученные знания. С помощью цветовых карточек ребята сигнализировали о соблюдении установленного права или его запрете.

В качестве релаксации была проведена психологическая гимнастика «Выйди к свету», после которой ребята почувствовали, что испытывает человек, который совершает неблаговидные поступки и какие чувства испытывает человек, когда живёт по мудрым законам жизни. На душе у него светло, спокойно, радостно.

В конце занятия учащиеся прочитали рассказ «Тяжёлая история» из книги С.А. Лавровой « Истории о правах», из которого узнали к кому следует обратиться, если кто-то грубо нарушает твои права.

В конце занятия Татьяна Анатольевна вручила ребятам памятки «Твои права и обязанности».

В качестве «Рефлексии была проведена дидактическая игра «Азбука права». Выбирая кубики с буквами, учащиеся закрепили основные понятия, с которыми познакомились на занятии и составили «умные цветки».

Просмотров всего: , сегодня:

Источник: http://d-school16.ru/site/pub?id=135

Классный час "Мои права и обязанности" | Открытый класс

Данные об авторе Штраух Галина Ивановна

Читайте также:  Классный час, 3 класс. чайковский

МОУ СОШ №7, села Стародубского

Ставропольский край

Характеристики ресурса начальное общее образование специальное (коррекционное) образование
Внеклассная работа

Классный руководитель Учащийся (студент) Учитель (преподаватель)

сценарий урока (занятия)

Краткое описание ресурса: 

 

Классный час в 1специальном (коррекционном) классе VIII вида

Тема «Мои права и обязанности».

Цели:

•Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.

•Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;

•Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;

Классный час в 1специальном (коррекционном) классе VIII вида

Тема «Мои права и обязанности».

Учитель Штраух Г.И.

  • Цели:
  • •Познакомить первоклассников с правами и обязанностями детей.
  • •Развести понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей;
  • •Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников, их правам;
  • Оборудование:
  • •презентация
  • Ход занятия

1.  Вступительное слово учителя.

  1. (Слайд)
  2. Тема сегодняшнего классного часа «Мои права и обязанности».
  3. У детей, как и у взрослых, есть права и обязанности.

Права – это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать образование, медицинскую помощь, отдыхать.

Обязанности – определённый круг действий, обязательный для выполнения. Для ребёнка, это, например, обязанность уважать взрослых.

Существуют документы, в которых закреплены права ребёнка в нашей стране. Это Конвенция ООН о правах ребёнка и Законодательство Российской Федерации.

(Слайд) Конвенция ООН защищает права детей всего мира. С некоторыми правами детей мы сегодня познакомимся.

2.Знакомство с правами:

— В какой стране мы живём?

-Все мы находимся под защитой нашего государства и являемся его гражданами. (Слайд) Каждый ребёнок имеет право на гражданство, с самого рождения он является гражданином страны, в которой живёт. Каждый ребёнок в нашей стране является россиянином, гражданином России. Это подтверждает первый документ  — свидетельство о рождении.

Когда ребёнку исполняется 14 лет, он получает следующий документ – паспорт гражданина России. В паспорте указаны фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес.

На обложке паспорта изображён российский герб.

Каждый гражданин обязан любить свою родину, участвовать в жизни своей страны, вставать на её защиту, если ей грозит опасность, быть честным, справедливым, смелым, мужественным. Вы должны гордиться теми людьми, которые отстояли свободу нашей Родины в кровопролитной войне, помнить, что это они сделали для вас.

(Слайд) Каждый ребёнок имеет право знать своих родителей, право на их заботу. Родители по закону несут ответственность за ребёнка, управляют и руководят ребёнком. А ребёнок обязан уважительно относиться к ним, проявлять почтение.

Каждый ребёнок имеет право жить в благополучной, дружной семье. Хорошо, когда детей окружают несколько поколений: папа, мама, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки.

А вы знаете имена, фамилии и отчества своих родственников? Попробуйте дома с родителями составить генеалогическое древо своей семьи. Оно выглядит вот так. (Слайд)

Постарайтесь запомнить пословицы и поговорки о семье.

  • Кто живёт ладно, у того всё складно.
  • Вся семья вместе – так и душа на месте.

— Наша страна широко протянулась с запада на восток.

— На этой огромной территории России живут люди разных национальностей, (Слайд) с разным цветом кожи, волос и глаз. И все люди имеют равные права.

  • — Права  не нужно покупать — они принадлежат каждому человеку просто потому, что он человек и нуждается в самом необходимом.
  •  (Слайд) — Найди такое благо, без которого может обойтись человек.
  •  труд         жизнь       прислуга       отдых
  • -А что самое важное среди остальных благ?
  • -Жизнь человеку дана, чтобы научиться радоваться и радовать близких. «Жизнь дана на добрые дела»
  • — Итак, важнейшее право, которое имеют все люди на планете — это право на жизнь.
  • (Слайд)
  • -А зачем человеку труд?
  • Существует множество профессий, каждый человек сам выбирает, кем он будет работать.
  • -Итак, ещё одно право, которое имеют все люди на планете — это право на труд
  • (Слайд)
  • — А для чего человеку отдых?

— Во время отдыха человек восстанавливает потраченные силы. Ведь мы не работы и устаём.

-БЕЗ ОТДЫХА И КОНЬ НЕ СКАЧЕТ. Гласит народная пословица.

  1. — Как называются дни в конце рабочей недели, свободные от работы? ВЫХОДНЫЕ
  2. -Как называется перерыв между уроками в школе? ПЕРЕМЕНА
  3. -Как называется продолжительный отдых учащихся от школьных занятий осенью, зимой, весной и летом? КАНИКУЛЫ

— Были времена, когда человек мало отдыхал и работал до15часов день. Наравне со взрослыми работали и дети. Причем это был тяжелый и вредный для здоровья физический труд.

  • — Сейчас запрещено использовать тяжёлый труд детей.
  • — Итак, ещё одно, очень нужное право, которое имеют все люди на планете — это право на отдых.
  • — Но мы не должны забывать, что у нас обязанности, которые мы должны выполнять. Все дети обязательно помогают дома родителям
  • -Какие обязанности по дому выполняете вы? Покажем пантомимой (Физминутка) как мы…
  • (Слайд) (под музыку «Антошка»)
  • — моем посуду
  • — застилаем постель,
  • — поливаем цветы,
  • — выносим мусор,
  • — ходим в магазин за хлебом.
  • — чистим картошку
  • — вытираем пыль
  • (Слайд)
  • Заходите в первый класс,
  • Не шагайте мимо.
  • Здесь всему научат вас,
  • Что необходимо.

-Дети имеют право на образование.  Каждый ребёнок должен иметь возможность учиться, чтобы раскрывать свои таланты, умственные и физические способности.

-А для чего человеку учиться? Для чего нужны знания?

  1. — Когда человек много знает, с ним интересно общаться.
  2. — Народная мудрость гласит:
  3. Больше узнаешь — сильнее станешь.
  4. Кто любит науки, тот не знает скуки.
  5. — Ваши родители и государство создают для вас все условия для учёбы.
  6. — Ваша обязанность – стараться хорошо учиться.
  7. (Слайд)
  8. -Берегись болезнь любая:
  9. Грипп, ангина и бронхит.
  10. Всех на бой вас вызывает
  11. Славный доктор ….
  12. -О каком праве пойдёт речь?
  13. (О праве на медицинскую помощь.)
  14. -У каждого ребёнка есть право на охрану здоровья и бесплатное медицинское обслуживание.
  15. -Кому из вас хоть раз приходилось обращаться к доктору?

-Здоровье – главная ценность человека. Здоровье надо беречь.

  • -А вы обязаны заботиться о своём здоровье?
  •  -Что надо для этого делать?
  • (Слайд)
  •  ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ
  •  СПОРТ
  •  ПИТАНИЕ
  •  РЕЖИМ ДНЯ
  • -Итак, забота о собственном здоровье – это и ваша обязанность.
  • (Слайд)
  • — Каждый ребёнок имеет  право на жильё и его неприкосновенность
  • — Отгадайте сказку, в которой было нарушено право на жильё?
  • Лисий дом был изо льда.
  • Солнце вышло — вмиг вода.
  • Из домишки лубяного
  • Лиска выгнала косого. (Заюшкина избушка) (Слайд)
  • 3. Подведение итогов:
  • (Слайд)
  • -Перечислите свои права.
  • -Можно ли нарушать чужие права?
  • Права ребенку надо знать.
  • Не только знать, но соблюдать.
  • Тогда легко нам будет жить,
  • Играть, дружить и не тужить.
  • — Наши права заканчиваются там, где начинаются наши обязанности.

— О каких обязанностях мы сегодня вспоминали? (Учиться, уважать родителей помогать им, бережно относиться к здоровью.)

Источник: http://www.openclass.ru/node/320524

Классный час Мои права и обязанности

Автор публикации: Салядинова Л.А.

2016-05-10

Краткое описание:

МОУ «РОСКОШНЕНСКАЯ ШКОЛА»

1 класс

Салядинова Л.А.

07.04 2016 г.

  • Классный час на тему: «Права и обязанности детей»
  • Цель: через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.
  • Задачи:
  • -познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.
  • -обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.
  • -учить применять правовые знания в повседневной жизни.
  • -формировать уважительное отношение к правам других людей.
  • -способствовать формированию активной гражданской позиции.
  • Форма: беседа с элементами игры.

— Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Тихонечко садитесь. Сейчас мы с вами настроемся на работу. Положите ваши руки на колени и закройте глаза. Расслабтесь и послушайте(включается музыка)

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают, и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше.

Дует тёплый лас-ковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает ша-рик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате.

Потянитесь и на счёт «три» от-кройте глаза. Улыбнитесь своему соседу.

Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Рада вас приветствовать в нашем классе. Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

2. Постановка и решение проблемного вопроса.      

  1. Учитель:
  2. — Вы знаете девушку эту,
  3. Она в старой сказке воспета.
  4. Работала, скромно жила,
  5. Не видела ясного солнышка,
  6. Вокруг – только грязь и зола.
  7. А звали красавицу….
  8. (Золушка).
  9. — Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…
  10. (Шарль Перро).
  11. — Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали ее сестры в насмешку Золушкой.

Сами они жили в неге и довольстве.

Однажды в королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры.

  • Они бросились примерять нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще терпеть нескончаемые капризы.
  • В конце концов приготовления закончились и сестры с матерью отправились на бал.
  • Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой платье…»

— Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке? (Выслушиваются ответы детей).

— Почему они не правы? (Дискуссия. Дети говорят. Заслушиваем различные точки зрения.)

3. Объявление темы и постановка цели занятия.

  1. Учитель:  Может, кто-то  догадался о теме нашего разговора? (Заслушиваются предположения детей)
  2. Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности».
  3.   -О чем мы сегодня будем разговаривать?
  4. +…….
  5. Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.
  6. 3.Изучение нового материала

Инсценировк. Разговор Коли и Паши.

— Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

  • Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу — играю, хочу — не играю – возмущённо ответил Паша.

Как вы считаете, прав ли Паша?

Да, Паша прав. Вот если бы он жил 200 лет тому назад и был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.

Читайте также:  Классный час «государственные символы российской федерации», 8 класс

В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Где бы не жил человек, какие бы роли он не исполнял (папа, бабушка, плотник, министр) он, прежде всего, – человек, личность. А у каждого человека есть права, личные права человека. Они принадлежат каждому от рождения и их нельзя отменить.

4. Обзорное  знакомство с «Конвенцией о правах ребенка».

— Скажите, пожалуйста, кто знает, что такое право? (Ответ детей.)

Право — это условия для учёбы, работы, жизни, которое государство даёт человеку.

А права?

+……………..

— Где права, там и обязанности. Что значит — обязанности? ()

  • — Обязанность — это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям), которое человек должен выполнять.
  • — В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся?
  • — Устав школы
  • Права человека определены и гарантированы в нескольких правовых документах. Перечислю некоторые из них:
  • Всеобщая декларация прав человека (принята на общем собрании ООН 10 декабря 1948 года)
  • Конвенция Европейского совета о защите прав и свобод человека
  • Конвенция о правах ребёнка (20 ноября 1989 года для детей до 18 лет, состоит из 54 статей)
  • Конституция Российской Федерации (главный закон государства)…

— Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

— Как вы думаете, права — отдельно, обязанности — отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право — нарушить порядок. Нарушить порядок — нарушить обязанности)

— Сегодня нашу встречу с вами на уроке освещает солнышко. И это не случайно. Какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? (Ответы детей.)

Вывод: солнце дает жизнь всему живому.

— И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь…

— Как вы думаете, что для вас является самым дорогим, самым ценным? (Дети высказывают свои мнения.)

Приоткрывается первый лучик, на котором, записано слово «жизнь».

Докажите, почему самым большим богатством для человека является жизнь. (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на жизнь.

Не менее важным, как нам подсказывает солнышко, является … здоровье.

Приоткрывается второй лучик со словом «здоровье».

— Вы согласны с этим мнением? Почему люди должны ценить здоровье свое и других? (Ответы детей.)

Вывод: человек имеет право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

Без чего человек не может быть по-настоящему счастлив? (Без семьи, без друзей.) Докажите свое мнение… Согласно ли с нами солнышко? Давайте заглянем, что нам об этом расскажет следующий лучик.

Приоткрывается третий лучик, на котором записано слово «семья».

Согласны ли вы с мнением, что каждый человек вправе иметь семью, жить в семье? (Да.) — Что же еще является значимым для человека?

Открывается следующий лучик с записью «Родина».

— Почему Родина так важна для человека? Почему люди вдалеке от своей Родины тоскуют по ней? (Ответы детей.)

— А кто из вас сможет объяснить, почему люди во все времена, не жалея жизни, здоровья, сражались за свою Родину? Вспомните имена героев Великой отечественной войны, о которых вы слышали от учителей, родителей, других взрослых, читали в книгах и еще о многих героях узнаете. Расскажите об их подвигах. (Ответы детей.)

Друг от друга вы еще больше узнали о защитниках и героях Отечества.

Вывод: человек имеет право быть гражданином своей страны.

Работа над понятием «достоинство». Что это такое?

+……………..

  1. В ходе беседы учитель подводит детей к выводу.
  2. Вывод: человек имеет право на защиту чести и достоинства.
  3. — Последний лучик открываем, читаем слово «мир».

Почему мир является одним из важнейших условий для жизни человека? (Ответы детей.)

Учитель обобщает все сказанное в ходе беседы.

Да, действительно, война может лишить человека всего, включая его жизнь. Поэтому уважающие себя народы заботятся о сохранении мира на Земле. Обобщение с солнышком!

Памятку детям дать с правами.

5.Практическая часть классного часа

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация -это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей.

И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите в памятку , подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Конвенции «О правах ребенка»…» (см. Приложение 2).

1 . Работа в группах .

Не случайно я ваш класс разбила на две группы. Одна группа вначале будут юристы, а другая группа дети, которые обратились за помощью к юристам, а затем поменяемся. Каждая группа рассмотрит по пять примеров. (в помощь детям памятки о правах)

  • -Давайте на примере литературных   героев попробуем разобраться и выяснить, как вы поняли названные права.
  •  (Во время игры дети читают задание из карточки, а «юристы» комментируют, какие права были нарушены в данном случае). Ответ должен начинаться со слов: «Согласно Конвенции о правах ребенка …»
  • (два примера приводит учитель)

1. Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Согласно Конвенции о правах ребенка — Право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, и свободно участвовать   в культурной жизни и заниматься искусством)

2. — Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство.

Какая статья Конвенции была нарушена?( Согласно Конвенции о правах ребенка — Право на личную жизнь, неприкосновенность и свободу)

Дети работают самостоятельно в группах.

— Лиса Алиса: «Буратино, отдай мне эти денежки!» Буратино… (Согласно конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет права на личное имущество.)

-Волк: «Колобок, колобок, я тебя съем!» Колобок… (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

-Волк: «Козлятушки — ребятушки, отоприте-ка, отворите-ка». Козлята… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право на защиту от физического насилия.)

-Медведь: «Машенька, будешь у меня жить, печку топить, кашу варить». Маша…(Согласно Конвенции о правах ребенка, запрещена эксплуатация детского труда.)

-Тигр Шерхан: «Человеческий детеныш мой, отдайте мне его». Волчица… (Согласно Конвенции оправах ребенка, каждый ребенок имеет право воспитываться и жить в семье, где о нем заботятся и любят.)

— Снежная Королева похитила Кая. Кай… (Согласно Конвенции оправах ребенка каждый ребенок имеет право проживать в своей семье со своими родителями и никто не праве разлучить их.)

-Князь Гвидон младенцем вместе с матерью был посажен в бочку и выброшен в море. Князь Гвидон … (Согласно Конвенции о правах ребенка каждый ребенок имеет право на жизнь.)

— Злая мачеха послала бедную падчерицу в декабре за подснежниками. Падчерица … (Согласно Конвенции оправах ребенка государство должно защищать всех детей.)

-Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?» (Согласно Конвенции о правах ребенка, дети любых национальностей, пола, расы имеют равные права и обеспечиваются защитой до 18 лет.)

6. Обязанности. Анализ ситуаций

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей

Учитель:  Главный закон нашей страны называется «Конституция Российской Федерации». Вот в ней-то об обязанностях и написано. А вот какие у вас есть обязанности, которые внесены в Конституцию РФ:

обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных  для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

  1. вы сейчас прочитаете и запомните.
  2. Обязанности:
  3. Соблюдать законы.
  4. Охранять природу.                   
  5. Защищать отечество.
  6. Заботиться о родителях.
  7. Получить образование.
  8. Физминутка.
  9. — А теперь проверим, различаете ли вы права и обязанности.
  10. Если я называю право – вы хлопаете в ладоши, если обязанность – приседаете.
  11. — Каждый работающий гражданин 1 месяц в году отдыхает.

— Каждый, кто заболел получает квалифицированную мед. помощь.

  • — Молодой человек, достигший 18-ти лет, служит в армии.
  • — Дети учатся в школе.
  • — Ежемесячно граждане отчисляют со своей заработной платы налоги.
  • — Родители воспитывают своих детей.
  • — Любой ученик может высказать на уроке свое мнение по тому или иному вопросу.
  • — Отлично поработаллли.
  • Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей?
  • — Какая самая главная обязанность у вас в семье?

-Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

— А откуда вы это знаете? (Устав школы).

Где могут быть записаны обязанности учеников?

-Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся.

На память я хотела бы вам  вручить  памятку школьника с обязанностями, которая, я надеюсь, будет помощником вашей  школьной жизни.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Итог

– Сейчас давайте встанем в круг, возьмёмся за руки .и послушаем одну притчу, которую я вам с удовольствием подарю.

Восточная притчаДавным-давно в старинном городе жил Мастер, окружённый учениками.

Самый способный из них однажды задумался: «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?» Он пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями.

Бабочка цеплялась лапками за его руки, и ученику было щекотно. Улыбаясь, он подошёл к Мастеру и спросил:— Скажите, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая?

  1. Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был готов в любое мгновение сжать их ради своей истины.
  2. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:— Всё в твоих руках.
  • Какие 2 пути выбора стояли перед учеником? Оцените их.
  • Какой путь выбрали бы вы, ребята?
  • Человек всегда может сделать выбор.
  • Выбор, направленный во благо другому – это и есть «моральный выбор».
  • Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
  • Закончить нашу встречу можно такими словами:
  • Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права
  • На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.
  • Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,
  • Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.
  • Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.
  • Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Читать полностью »

Источник: https://docbaza.ru/naurok/klassnomu_rukovoditelyu/text-79823472.html

Ссылка на основную публикацию