Классный час, 3 класс. чайковский

Классный час, 3 класс. Чайковский

Наша кнопка

Классный час, 3 класс. Чайковский Классный час, 3 класс. Чайковский

Скачать материал

Открытый урок.

Тема: « П.И.Чайковский – музыка для детей».

  • Форма урока: лекция – концерт.
  • Урок с учащимися 3а класса проводит: Гноро Назы Васильевна – учитель музыки.
  • Цели.
  1. Приобщить детей к творчеству П.И.Чайковского.

  2. Пробудить интерес к посещению музыкальных театров и концертов классической музыки.

Задачи.

Познавательные:

  1. Ознакомить обучающихся с биографией П.И.Чайковского – детские годы.

  2. Познакомить с историей создания «Детского альбома».

Воспитательные:

  1. Приобщить детей к великому отечественному музыкальному наследию.

  1. Воспитать культуру поведения при прослушивании концерта классической музыки.

Развивающие:

  1. Развить образное мышление, воображение.

Возраст учащихся – 8-9 лет.

План проведения лекции – концерта:

  1. Просмотр фрагмента мультипликационного фильма на музыку «Детского альбома» П.И.Чайковского.

  2. Рассказ о детских годах биографии П.И.Чайковского.

  3. История создания « Детского альбома» П.И. Чайковского.

  4. Исполнение пьес из «Детского альбома» и чтение стихов В. Лунина

учащимися, просмотр фрагментов мультипликационного фильма.

Ход урока:

1.Просмотр отрывка из мультипликационного фильма, поставленного по пьесам из « Детского альбома П.И. Чайковского.

Преподаватель : Мы посмотрели отрывок из мультфильма, и вы, конечно, узнали музыку, которая звучала в нём.

Это пьеса из «Детского альбома П.И.Чайковского « Сладкая грёза».

ВЫ, наверняка, много раз «встречались» с пьесами из « Детского альбома» на уроках музыкальной литературы, возможно, кто-то из вас разучивал эти пьесы в классе фортепиано, или ваши друзья исполняли их. Музыку П.И.

Чайковского мы очень часто слышим в концертных залах, театрах, по радио и телевидению.

Но не только в нашей стране, а во всем мире общепризнанно — произведения Чайковского звучат чаще других, его музыку знают и любят в каждом уголке планеты.

Сегодняшняя наша встреча посвящена величайшему русскому композитору, дирижеру, педагогу, 175-летний юбилей которого мы встретим в 2015 году, а именно, его музыке, написанной для детей.

2.Каким же был сам Чайковский, когда он был ребёнком?

 Петр Ильич Чайковский — великий русский композитор, родился в 1840 г. в небольшом городке Воткинске на Урале.

Его отец — Илья Петрович Чайковский (1795—1880) — выдающийся русский инженер ( вопрос к ребятам: как вы думаете, от какого слова произошла фамилия – Чайковский?) Прадед Петра Ильича носил фамилию Чайка, которая в дальнейшем преобразовалась в фамилию Чайковский. Мать – Александра Андреевна Ассиер. В семье воспитывалось шестеро детей.

Родители Петра Ильича любили музыку. Его мать играла на фортепиано и пела. Пока семья жила в Воткинске, им часто доводилось слышать по вечерам мелодичные народные песни рабочих завода и крестьян.

Гувернантка Петра Ильича Фанни Дюрбах писала впоследствии ему — «Я особенно любила тихие мягкие вечера в конце лета… с балкона мы слушали нежные и грустные песни, только они одни нарушали тишину этих чудных ночей. Вы должны помнить их, никто из вас тогда не ложился спать.

Если Вы запомнили эти мелодии, положите их на музыку. Вы очаруете тех, кто не сможет слышать их в вашей стране».

Пётр Ильич, став композитором, часто использовал народные мелодии в своих произведениях.

Он был особенным ребенком. Его няня называла его «хрустальным» за его очень щедрое и ранимое сердце. Он рос очень добрым, боялся кого-нибудь обидеть или огорчить. С ним всегда было радостно и интересно, так как он был неистощим на выдумки, забавные истории и веселые игры.

Петя любил уединяться и прислушиваться к звукам, которые раздавались вокруг него. Петя не знал, откуда они и как складывается из них мелодия, однако любил слушать музыку. Музыка, которая звучала внутри него, все больше и больше захватывала Петю, и он стал садиться за фортепиано и подбирать разные мелодии.

Так в 5 лет он стал сочинять музыку.

В 1850 году Петр Ильич разлучается со своей семьёй, его отправляют учиться в училище правоведения в Петербург.

В годы пребывания в училище и после окончания в 1859 году Чайковский не переставал заниматься музыкой, посещал театры, слушал произведения разных композиторов, а с 1861 года он окончательно целиком посвятил себя служению музыке.

Пётр Ильич становится одним из первых студентов Петербургской консерватории. Окончив её с большой серебряной медалью получает приглашение и становится преподавателем Московской консерватории, носящей теперь его имя.

3. П.И.Чайковским написано огромное количество музыкальных произведений. Это произведения для фортепиано, скрипки, виолончели, для симфонического оркестра, ансамблей, оперы, балеты. (вопрос к ребятам: вспомните названия трёх балетов Чайковского). Кроме музыки для взрослых, он написал много прекрасных музыкальных произведений для детей и юношества.

Мы возвращаемся к теме нашей беседы — к «Детскому альбому». Впервые композитор взялся за сочинение, обращенное непосредственно к детям.

«Детский альбом» написан в 1878 году и посвящен племяннику Петра Ильича Володе Давыдову, которому в ту пору было 6 лет. « Альбом этот я посвятил моему племяннику Володе, который страстно любит музыку и обещает быть музыкантом» — писал композитор.

Чайковский любил детей, часами готов был возиться с ребятами, наслаждаясь их болтовней, испытывая острое чувство жалости к больным детям, стремясь доставить радость и удовольствие каждому ребенку, с которым он встречался. И дети чувствовали эту любовь, привязывались к Чайковскому, видя в нем нежного и заботливого друга.

Музыкальный цикл «Детский альбом» состоит из 24 пьес. С помощью музыкальных зарисовок композитор описывает один день из жизни ребёнка, детский мир, обрисован композитором с удивительной чуткостью и тонким пониманием детского восприятия жизни.

4.В начале альбома композитор помещает зарисовки утра: «Утренняя молитва», «Зимнее утро», «Мама». Затем, как водится, ребенок начинает играть. Пьесы, изображающие детские игры: «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» — пьеса наделена чётким ритмическим рисунком, характерным для маршей. Звучание хрупкое, «кукольное», мы как- будто видим игрушечных солдатиков идущих тесным строем под сухую дробь барабанчика.

(Прослушивание пьесы «Марш деревянных солдатиков», просмотр мультфильма.)

В лошадки и в солдатиков играют мальчики. А девочки любят игры с куклами. Следующие три пьесы — игры девочек: «Болезнь куклы», «Похороны куклы» и «Новая кукла». Любимая кукла, видимо упала и разбилась. Девочке дарят новую куклу, её охватывают радость и

нетерпение, она начинает кружиться в стремительном танце с новой подружкой.

Кроме музыки мы сегодня будем слушать стихи поэта Виктора Лунина, написанные к пьесам из « Детского альбома».

( Стихотворение В.лунина читает Забережная Ольга.

Прослушивание пьесы «Новая кукла» в исполнении ученицы 4 кл. Панфиловой Арины).

День, который описывает композитор, вероятно, праздничный, и, как на всяком празднике, здесь танцуют и поют. Чайковский очень любил бывать в доме своей сестры, А.Давыдовой, где было много детей , и часто собирались гости. В одном из писем композитор писал: «Много гостей, и мне вечером придётся аккомпанировать ради милых племянниц, очень любящих потанцевать».

  1. Три пьесы составляют танцевальную сюиту: «Вальс», «Полька», и «Мазурка»
  2. ( Прослушивание пьесы «Вальс», просмотр мультфильма).
  3. Кружение вальса сменяется веселой «Полькой»

(Прослушивание пьесы «Полька» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии).

Далее композитор отправляет нас в увлекательное «путешествие». Сначала по России («Русская песня», «Мужик на гармонике играет», «Камаринская»).

«Камаринская» — народная русская песня-пляска носит задорный, удалой характер. Будто все пустились в пляс под балалаечный наигрыш.

(Стихотворение В.Лунина читает Шамшина Дарья.

Прослушивание пьесы «Камаринская», просмотр мультфильма)

Затем — путешествуем по Европе («Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки). Композитор много путешествовал и по России и загранице.

  • Бывая в какой либо стране, Чайковский всегда интересовался народной музыкой и часто использовал в своих произведениях подлинные народные мелодии.
  • «Итальянская», «Старинная французская», «Немецкая» и «Неаполитанская» песенки – это своего рода «странички из дневника путешественника»: мелодии их были записаны композитором во время поездки за границ.
  • «Старинная французская песенка» — протяжная, печальная мелодия погружает нас в атмосферу старины.

( Стихотворение В.Лунина читает Кушнир Ульяна.

Прослушивание «Старинной французской песенки» в исполнении ученицы

3 кл. Сафроненковой Анны).

В «Неаполитанской песенке» Чайковским использована подлинно народная итальянская мелодия. Эта пьеса — одна из самых знаменитых мелодий.

Сам Пётр Ильич тоже любил эту музыку, и на её основе он впоследствии создал знаменитый «Неаполитанский танец» к балету «Лебединое озеро».

В воображении отчетливо встаёт картинка весёлого итальянского карнавала — его не раз наблюдал Чайковский, бывая в Италии.

( Стихотворение В.Лунина читает Грига Анна.

Прослушивание пьесы «Неаполитанская песенка», просмотр мультфильма)

Закончился праздник, наступает вечер. Дело идет ко сну, и перед нами возникает образ бабушки с ее сказками и грезами.

(Стихотворение В.Лунина читает Михалевский Максим.

Прослушивание пьесы «Нянина сказка», просмотр мультфильма).

В угловатом звучании пьесы «Баба яга» чудится фантастический полет сказочного персонажа, сопровождаемый свистом ветра, характер музыки зловещий, причудливый.

(Стихотворение В.Лунина чиает Емельянов Олег.

Прослушивание пьесы «Баба яга» в исполнении ученицы 4 кл. Корчагиной Марии).

Завершается сборник пьесой «В церкви». Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой. День закончен.

«Детский альбом» обладает большими художественными достоинствами, является одной из жемчужин мировой музыки. Его играют не только дети, но и многие взрослые музыканты исполняют «Детский альбом» П.И.Чайковского в своих концертных программах.

5. Теперь попробуйте ответить на вопросы.

  1. 1 Кто в семье Чайковских играл на фортепиано и пел?
  2. 2 От какого слова произошла фамилия – Чайковский?
  3. 3 Сколько лет было Пете Чайковскому, когда он начал сочинять музыку?

4 Кому посвятил П.И.Чайковский «Детский альбом»?

5 Какое количество пьес входят в «Детский альбом»?

6 Вспомните названия пьес, которые вы сегодня слушали.

6.

Наша беседа подходит к концу, хочется спросить у вас — какая из прослушанных пьес вам полюбилась больше других? Придя сегодня домой попробуйте нарисовать картинку, возникшую в вашем воображении при прослушивании этой пьесы. Вы видели сегодня фрагменты мультфильма, где художники – мультипликаторы нарисовали свои картинки к музыке «Детского альбома». Ваши рисунки могут быть совершенно другими, ведь воображение у всех разное.

И последнее: приближаются Рождественские и Новогодние праздники. Во многих семьях есть традиция ходить в театр на балет П.И.Чайковского «Щелкунчик». Это ещё одно обращение композитора к сказке, в которой оживают куклы. Балет поставлен по мотивам сказки Э.

Т.А. Гофмана, действие которой происходит в новогоднюю ночь. В дни новогодних каникул посетите этот спектакль вместе с родителями, бабушками и дедушками, вместе со своими друзьями, и вы ещё раз соприкоснётесь с сказкой и чудесной музыкой П.И. Чайковского.

На этом наша встреча заканчивается, благодарю всех участников.

Список литературы:

Айзенштадт С.А П.И.Чайковского – М.: Изд.Дом «Классика XXI»,2006г.

Нейгауз Г.Г. Записки педагога — М.:Музыка,1982г.

Николаев А. Фортепианное наследие Чайковского — М.: Музгиз, 1949г.

Малинина И.В. «Детский альбом» и «Времена года» — Москва ООО «Престо» 2003г.

Классный час, 3 класс. Чайковский Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории музыка:

Источник: https://doc4web.ru/muzika/otkritiy-urok-pi-chaykovskiy-muzika-dlya-detey-klass.html

Классный час (1, 2, 3, 4 класс) на тему: Жизнь и творчество Петра Ильича Чайковского | Социальная сеть работников образования

Творчество Петра Ильича Чайковского

Читайте также:  Одоевский «городок в табакерке» читать текст полностью

Цель мероприятия: Закрепить знания детей о творчестве П. И. Чайковского.

Задачи:

— способствовать созданию условий для творческого самовыражения детей через использование музыкальных произведений П. И. Чайковского;

— расширять кругозор детей через знакомство с музыкальной культурой П. И. Чайковского;

— вовлекать школьников в разные виды художественно-эстетической деятельности.

Ход меропритятия

  1. Организационный момент
  2. Музыка «Старинная французская песенка»

Вы слушали музыку, которую  Пётр Ильич Чайковский назвал «Старинная французская песенка». Слайд №1.

Сегодня мы познакомимся с творчеством П.И.Чайковского. Слайд №2

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) – великий русский композитор. Музыке он учился в Петербурге. Позже он переехал в Москву и занялся педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов, сочинял музыку. Давно нет Петра Ильича, но память о нём будет жить вечно. В наших глаза Чайковский — великий композитор.

И это, конечно, правда. Но оказывается, Петр Ильич Чайковский имел множество других талантов, ведь не зря говорят, что талантливый человек талантлив во всем. Родители уважали музыкальные способности юного Пети, но хотели видеть его юристом.

Петр Ильич Чайковский был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии.

О, музыка, – язык любви,Язык всемирного общенья!..Как звуки вечные твои

Нас призывают к пробужденью,

 Как наполняют кровь и мысль,Как успокаивают нервы,

Когда по залу пронеслись

Раскаты двух аккордов первых. 

Звучит аудиозапись пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского.

Слайд №3.

Пётр Ильич Чайковский, выдающийся русский композитор, известен во всём мире. Чайковский всю жизнь с 4 лет занимался музыкой, но его путь к статусу известного композитора был тернистым и извилистым.

Он родился на Урале в городе Воткинске в 1840 году. Позже переехал в Москву, сочинял музыку и занимался педагогической работой: учил будущих пианистов и композиторов.

Его музыка радует и волнует, она всегда искренна и правдива.

  •         Вместе с музыкой хорошей
  •         К нам приходит волшебство.
  •         Осторожней, осторожней-
  •         Не спугнуть бы нам его.
  •         Послушайте произведение, которое называется «Сладкая грёза», помечтайте и пофантазируйте…Слайд № 4.
  •         Дети слушают музыку в записи.

        Пётр Ильич проявлял большой интерес к жизни детей. Он понимал их, умел радоваться их радостям, печалиться их невзгодам. «Цветы, музыка и дети составляют лучшее украшение жизни», — писал композитор. Он сочинил музыку к балетам по разным сказкам и много пьес для детей

  1. Льётся музыка рекой,
  2.         Вьётся нотною строкой.
  3.         Снова звуков половодье
  4.         Захлестнуло всё вокруг.
  5.         И кораблики мелодий
  6.                                                 Выплывают из- под рук.
  7.         Их волна крутая кружит,
  8.         Но сдержать не сможет, нет.
  9.         В царство кукол, в мир игрушек
  10.         Мы плывём за ними вслед.
  11. Каких игрушек?
  12. Звучит пьеса «Новая кукла», Слайд №5

Чайковский был бы очень радЛихому маршу,Где инструменты пели в лад,А кукла МашаЖдала девчонку, вместе с мамой.В тихом зале,Пока солдатики еёМаршировали!

Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков», Слайд №6.

        П.И.Чайковский – основатель русского классического балета. Он автор балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик».

В центре сюжета балета «Щелкунчик» — детская сказка немецкого писателя Гофмана об удивительных приключениях девочки Маши, которые приснились ей после весёлого праздничного вечера новогодней ёлки. Маша, её брат и их родители, гости, приглашённые на праздник, старый фокусник-все они реальные персонажи балета.

А Щелкунчик, король мышей, игрушки и лакомства в царстве сладостей- сказочные персонажи. Каждый персонаж имеет свою музыкальную характеристику. Музыка Чайковского искренне и правдиво передаёт детские переживания. Композитор находит богатые и точные выразительные средства, раскрывая мир детских грёз и сновидений.

        Девочка Маша героиня балета получила Щелкунчика в подарок в канун Рождества и радостно марширует с ним вокруг праздничной ёлки. Всё это можно услышать в музыке.

  • От ярких отблесков свечей,
  • Среди орехов горкой,
  • Сверкала броско мишура
  • На ветках ёлки колкой.
  • На фоне гномов и шаров
  • Висел один, везунчик,
  • Весь деревянный из себя,
  • С открытым ртом,
  • Щелкунчик.

Звучит аудиозапись «Марша» из балета «Щелкунчик»П. И. Чайковского. Слайд №7.

Муз. рук.: Кто такой Щелкунчик?

Щелкунчик – это забавная кукла в виде человеческой фигурки с огромной головой. Использовалась эта фигурка для раскалывания орехов.

А сейчас попробуйте нарисовать музыку, которую услышите.

Шкатулка заперта.И ключ потерян.И, в общем, в нём нужды особой нет:союз двоихиспытан и проверени узаконен целым рядом лет.Давно к листкамникто не прикасался,не беспокоит давнюю судьбу.И спит любовь,

как спящая красавица,

  1. Звучит «Вальс» из балета «Спящая красавица» Слайд №8.
  2. И от грусти, и от скуки
  3.         Могут вылечить нас всех
  4.         Озорных мелодий звуки,
  5.         Песни, пляски, шутки, смех.
  6.                            Золотой волшебной рыбкой        
  7.         Может музыка блеснуть
  8.         И по — дружески, с улыбкой
  9.         Вдруг в глаза нам заглянуть.
  10.         Может песней — полусказкой
  11.         Нас, шутя развеселить
  12.         И рассыпаться вдруг пляской.                                                                
  13.         В хороводе  закружить!

Участникам мероприятия  раздают шумовые музыкальные инструменты и предлагают подыграть, импровизируя. Звучит «Камаринская» П.И.Чайковского Слайд №9.

    Все чувства человеческой души —  от самой глубокой скорби до окрыляющей радости выразил в своей музыке Пётр Ильич. Его музыка радует и волнует людей всего мира, она всегда искренна и правдива. Слушайте музыку П.И.Чайковского, любите её. Она сделает нас добрее, духовно богаче и чище. Я думаю, что сегодня вы получили много разнообразных впечатлений от музыки  П.И.Чайковского.

  •     Концерт окончен.
  •             Музыка вдруг смолкла.
  •             Но так ли это?
  • Кажется, сейчас она звучит
  •              И будет долго, долго
  •              Ещё звучать для каждого из нас.
  •        Такой могучей сказочною силой
  •                Порой  бывает музыка полна,
  • Что кажется, как солнце, негасимой,
  •         Как океан безбрежною она…
  •                            Тот каждый день с волненьем будем ждать,
  • Все участники:- Когда мы вместе дверь в страну мелодий

        Ключом скрипичным  отомкнём опять! Слайд № 10.

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/06/28/zhizn-i-tvorchestvo-petra-ilicha-chaykovskogo

Сценарий классного часа — детский альбом п. и. чайковского

МБОУДОД «Новичихинская ДМШ»

Классный час на тему:«Детский альбом» П.И.Чайковского»

Выполнила: преподаватель ДМШ

Свиридова И. В.

Новичиха 2014

Цель урока: познакомить детей младших классов с произведениями из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Задачи урока:

  • воспитание у учащихся чуткости, восприимчивости к красоте;
  • развитие эмоциональной отзывчивости, учить видеть прекрасное в окружающем мире;
  • познакомить с историей создания «Детского альбома»;
  • прослушать ряд пьес из «Детского альбома»;
  • исполнить программные пьесы в вокальном варианте;
  • учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка;

В сценарии использованы музыкальные произведения из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Ход классного часа:

Слайд 1. П.И.Чайковский (портрет).

Ребята, знаком ли вам этот композитор?

Ребята, а вы знаете, что П.И. Чайковский не имел собственных детей, и всю свою не растраченную любовь он отдавал своим племянникам. Его старшая сестра жила на Украине, он часто посещал ее и слышал, как дети играли скучные гаммы и незатейливые мелодии. Именно тогда у него впервые возникла мысль написать сборник пьес для детей.

«Детский альбом» — первое обращение Чайковского к детской теме.

В детстве он с необычайной лёгкостью запоминал пьесы наизусть. Его не занимали больше ни развлечения, ни прогулки. Однажды он с таким увлечением «Играл» на оконном стекле, что выбил его и порезал руку.

В четыре года вместе с сестрой Машей Петя сочинил свою первую пьеску, а в восемь лет он довольно хорошо играл и импровизировал на рояле. Именно впечатления детства легли в «Детский альбом» Чайковского.

Слайд 2. Итак, наша встреча с героями “Детского альбома” начинается.

Раньше день любого человека начинался и заканчивался обращением к богу. В утренней молитве человек благодарил Бога за то, что наступил новый день, и просил, чтобы этот день прошел благополучно. Вечером благодарил Бога за прожитый день и просил хорошего сна, просил прощение за совершенные проступки.

Слайд 3. Слушаем утреннюю молитву.

  • Звучит «Утреннее размышление».
  • Какое настроение она у вас вызывает?
  • (ответы детей)

Слайд 4. И после молитвы начинается день. Как бы вы назвали следующую пьесу? Давайте послушаем.

  1. Звучит «Зимнее утро»
  2. (ответы детей)
  3. Слайд 5. Звучит пьеса «Мама»
  4. — Какие интонации слышатся в музыке?
  5. (нежные, ласковые, певучие, они будто успокаивают, объясняют что-то)

В «Детском альбоме» есть пьесы для девочек («Болезнь куклы», «»Новая кукла»), так и пьесы для мальчиков. Наблюдая за детьми, Чайковский с помощью музыки рассказал нам о детях. Во что играют девочки? – В куклы. А мальчики? – В лошадки, в солдатики. Так возникли пьесы «Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», который мы и послушаем.

Слайд 6. Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков».

«Марш деревянных солдатиков» мы можем не только послушать, но и спеть.

Слайд 7. Звучит пьеса «Марш деревянных солдатиков».

  • Слайд 8. Звучит пьеса «Болезнь куклы»
  • Послушайте, что выражает эта музыка, какие чувства, настроения?
  • – Что композитор хотел выразить этой музыкой?
  • Музыка рисует, как капают слёзы девочки, которая горюет над её кроваткой.

Однажды у его любимой племянницы Сонечки у куклы оторвалась ручка, увидев это Соня, целый день плакала и говорила: «Моя кукла заболела и скоро умрет…». И никто не мог ей помочь, тогда дядя Петя принес ей новую куклу. Девочка перестала плакать и закружилась в легком вальсе по комнате.

Слайд 9. Звучит «Вальс»

Будучи ещё ребёнком, Чайковский часто смотрел в окно и мечтал побывать везде, где звучит музыка. Композитор очень любил русскую народную песню. Её отзвуки мы слышим в Детском альбоме.

Слайд 10. Звучит пьеса «Русская песня»

В феврале на Масленицу, Чайковский пропадал в праздничной карнавальной толпе, бродил среди ряженных, прислушивался к весёлым песням и припевкам, к ритмам народных плясок. Отзвуки народных праздников мы услышим в плясовой «Камаринской».

Слайд11. Звучит пьеса «Камаринская».

В доме Чайковских была гувернантка-француженка, которая рассказывала истории о славных деяниях рыцарей и их прекрасных дамах.

Слайд 12. Звучит пьеса «Старинная французская песенка»

А вот ещё одна история из жизни композитора. Однажды во Флоренции Чайковский услышал на улице пение под гитару  десятилетнего итальянского мальчика, окружённого толпой народа. Он пел чудесным густым голосом, с такой теплотой, какая и в настоящих артистах редко встречается.

В письме родным композитор писал: «Как жаль мне этого ребёнка. Его, очевидно, эксплуатируют отец, дядя и всякие родственники. Теперь, по случаю карнавала, он поёт с утра до вечера и будет петь до тех пор, пока голос не пропадёт безвозвратно».

Читайте также:  Алексей студзинский «победитель» читать

Песня, которую записал Чайковский от мальчика, вошла в Детский альбом под названием «Итальянская песенка».

Слайд 13. Звучит пьеса «Итальянская песенка».

В этот ласковый утренний часСолнце нежно глядит на нас.Мы по травам росистым идём,И все вместе поём:-  Прекрасны здесь небеса!Прекрасны птиц голоса!Льёт солнце с высоты,На эту землю мягкий свет.Лучше нашей Италии нет!Прекрасны наши поля!Прекрасна наша земля!Прекрасен каждый дом,И каждый купол золотой,

  1. Под рассветной звездой!
  2. Ну, а эта иллюстрация вам подскажет, о чём следующая пьеса и как она называется.
  3. Слайд14. Звучит пьеса «Неаполитанская песенка»
  4. А теперь, Неаполитанская песенка будет звучать в вашем вокальном исполнении.

Слайд 15. Исполнение «Неаполитанской песенки» в двух вариантах. (Приложение 8)

  • Это море предо мною,Это небо голубое, Эти солнечные сети –
  • Как прожить без них на свете?
  • Эти рощи у залива,Эти гибкие оливы,Этот край вечнозелёный,
  • Полюбил я навсегда
  • Мой Неаполь! Здесь под жарким солнцем южным,Здесь под облаком жемчужным,
  • Не придет ко мне беда.
  • Мой Неаполь!Место сердцу дорогое,Не расстанусь я с  тобою,
  • Мой Неаполь, никогда!
  • Здесь всё вокруг моё:И дали неоглядные, И здания нарядные,И улочки недлинные,И площади старинные,И лодки на песке,
  • И сам Везувий вдалеке.

В Неаполе моём,Без песен делать нечего.Поют с утра до вечера,Здесь юноши и девушки,И бабушки, и дедушки,И каждый двор и дом.Распевают все кругом,

Здесь,  в Неаполе моём родном.

Слайд 16. Путешествуя по европейским странам, Пётр Ильич Чайковский задумывал многие страницы своих музыкальных произведений.

Слайд 17. Но, где бы не бывал Чайковский, он снова возвращался в свой родной дом, садился у камина, вспоминал все встречи и записывал мелодии разных стран народов.

Слайд 18. Звучит пьеса «В церкви»

Домашнее задание

Дома,  нарисуйте рисунок  к пьесе, которая вам наиболее понравилась. А потом мы составим свой альбом к музыке Чайковского.

Источник: https://infourok.ru/scenariy-klassnogo-chasa-detskiy-albom-p-i-chaykovskogo-3086012.html

Внеклассное занятие по теме: "Детский альбом П.И. Чайковского"

  • ГБС(К)ОУ «Трубчевская школа-интернат IV вида»
  • Конспект
  • внеклассного занятия

по теме: «Детский альбом П.И.Чайковского»

  1. Воспитатель: Андрейчикова Ирина Владимировна
  2. Трубчевск
  3. 2014 г.

Тема: «Детский альбом П.И.Чайковского»

  • Цели и задачи.
  • 1.Воспитательная:
  • Формирование музыкальной культуры школьников, развитие эмоционального, осознанного восприятия музыки, воспитание нравственных, эстетических, патриотических качеств, на основе музыкальных пьес, любовь к чтению, мнению товарищей, усидчивость.

2.Образовательная.

Познакомить учащихся с творчеством П.И.Чайковского, развивать навыки умения анализировать, высказываться о прослушанной музыке, сознательно подбирать подходящие по смыслу слова, к характеру музыкальных пьес.

3.Коррекционная.

Музыка формирует вкусы, воспитывает представление о прекрасном, способствует эмоциональному познанию окружающей действительности, нормализует многие психические процессы, является эффективным средством преодоления невротических расстройств, свойственным учащимся специальных учреждений.

1.Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте мы их поприветствуем, улыбнемся им и улыбнемся друг другу. Молодцы ребята! А сейчас сядьте все ровненько, ручки на парте, будьте внимательны.

2.Усвоение новых знаний:

Сегодня на занятии, мы отправимся в музыкальное путешествие. Мы познакомимся с творчеством великого русского композитора П.И.Чайковского и перелистаем его «Детский альбом». И тема нашего занятия «Детский альбом»

Ребята, у вас на столе лежат листок и фломастеры. На листке нарисованы две линии (одна ровная, другая волнистая). Сейчас я вам сыграю пьесу (играю «Вальс»), а вы должны обвести ту линию, которая подходит к характеру этой пьесы. Итак, примите позу слушателя, сядьте ровненько, спина прижата к спинке стула, руки на колени и внимательно слушаем, а только потом обводим. Слушают, обводят.

Вос-ль: Линия волнистая, почему?

Ответы детей: (Музыка плавная, то поднимается вверх, то опускается вниз, хочется танцевать и т.д.)

Вос-ль: Линия ровная почему?

Ответы детей: (Музыка прозвучала ровненько, мне показалось, что я иду по дорожке и т.д.)

Вос-ль: Молодцы ребята, вы справились с заданием! Это прозвучало одно из пьес, которое называется «Вальс» и написал его великий русский композитор П.И. Чайковский (указываю на портрет). Давайте все вместе, назовем фамилие композитора.

Ребята, этот вальс, П.И.Чайковский сочинил специально для музыкального «Детского альбома». Он очень любил детей, находясь в гостях у своей сестры, он с удовольствием возился со своими племянниками.

Придумывал для них различные праздники с танцами, кострами, фейерверками. Сам играл им на пианино, изображая героев сказок, животных.

Он видел, что детям это нравится и тогда решил написать целый сборник пьес о детях и для детей, с интересными названиями. И назвал он этот сборник: «Детский альбом».

Ребята, а сейчас, давайте откроем первую страницу «Детского альбома», которая называется «Зимнее утро». А сейчас примите позу слушателя, закройте глаза и мысленно нарисуйте картину зимнего утра.(слушают)

Вос-ль: Ребята, что вы представили, слушая эту пьесу?

Ответы детей: Выглядывает солнце, блестит снег, птицы сидят на дереве, все просыпается и т.д.

Вос-ль: Молодцы ребята!

А сейчас, давайте посмотрим на картину, где изображено «Зимнее утро». Картина, в нежно–голубых и розовых красках. А сейчас, давайте еще раз послушаем пьесу, и представим себе такую картину: будто проснулись вы рано утром, подышали на замерзшее стекло, оно подтаяло и в эту маленькую проталинку, вы смотрите, что делается за окном. Итак, примите позу слушателя, закрываем глаза……

Вос-ль: Ребята, как прозвучала музыка?

Ответы детей: Сонливо, загадочно, легко, таинственно и т.д.

Вос-ль: Молодцы ребята! А сейчас нам прочтет стихотворение Шпынев Сергей, а вы слушайте внимательно, а потом мне ответите, о чем оно?

  1. На солнце темный лес зардел,
  2. В долине пар белеет тонкий,
  3. И песню раннюю запел,
  4. В лазури жаворонок звонкий.
  5. Он голосисто с вышины,
  6. Поет на солнышке сверкая,
  7. Весна, пришла к нам дорогая!
  8. Я здесь пою приход весны!
  9. Вос-ль: Ребята, о чем это стихотворение?

Ответ детей: Стихотворение о весне, о птичке жаворонок, которая поет Весна пришла!!!

  • Вос-ль: Молодцы ребята, правильно! А Сергей помог нам подойти, к следующей странице музыкального альбома, которая называется «Песня жаворонка»
  • А сейчас примите позу слушателя и внимательно слушаем пьесу «Песня жаворонка»
  • Ребята, а что напомнила вам эта пьеса?

Ответы детей: Весна, поют птицы, тает снег и т.д.

Правильно ребята, звуки мелодии передают щебет этой весенней птички, мелодия то поднимается вверх, то опускается вниз, словно жаворонок, который, то взлетает ввысь, то опускается.

У вас на столе лежат птички (птички из бумаги), давайте возьмем их в руки и встанем. Сейчас, мы будем слушать пьесу еще раз, и там где мелодия поднимается вверх, вы тоже будете поднимать своих птиц вверх, а где опускается, мы их тоже опустим. Итак, слушаем внимательно.

  1. Вос-ль: Молодцы ребята, все справились с заданием!
  2. Ребята, а что у меня в руках? (показываю солдатика)
  3. Ответ детей: Солдатик.
  4. Вос-ль: А из чего он сделан?
  5. Ответ детей: Из дерева.

Вос-ль: Ребята, а сейчас, давайте посмотрим на выставку наших рисунков. На одном из наших внеклассных занятий, мы рисовали солдатиков, давайте проанализируем, в чем различия между ними?

  • А теперь, давайте посмотрим как выглядят настоящие солдатики ( фотографии солдатиков).
  • А сейчас мы прослушаем «Марш деревянных солдатиков».
  • Ребята, как прозвучала пьеса?

Ответы детей: Бодро, торжественно, задорно……..

Вос-ль: Правильно ребята, а сейчас мы все встанем и будем маршировать под музыку, красиво, с поднятой головой, торжественно , итак приготовились.( физминутка)

Вос-ль: Молодцы ребята!

А сейчас откроем следующую страничку нашего альбома, которая называется «Мама».( на доске стоит портрет женщины).

Ребята, давайте сейчас посмотрим на портрет, и опишем его.

Ответ детей: На портрете женщина с добрыми глазами, доброй улыбкой, спокойным взглядом и т.д.

Вос-ль: Молодцы ребята, все верно. П.И. Чайковский, с большой нежностью относился к своей маме. Всю жизнь он помнил ее нежный взгляд и удивительные глаза. Он помнил ее добрый голос, плавные движения , поэтому в своей пьесе он рассказывает о своей маме. А сейчас мы ее прослушаем с закрытыми глазами, и каждый представит свою маму, добрую, милую, ласковую и самою родную.

  1. Вос-ль: А сейчас нам прочтут стихотворение мама, ваши товарищи( 6-7 человек)
  2. От чистого сердца, простыми словами
  3. Давайте, друзья, потолкуем о маме.
  4. Мы любим ее, как хорошего друга,
  5. За то, что, у нас с нею все сообща.
  6. За то, что, когда нам приходится туго,
  7. Мы можем всплакнуть, у родного плеча.
  8. Мы любим ее и за то, что порою,
  9. Становятся строже, в морщинках глаза.
  10. Но стоит с повинной, придти головою,
  11. Исчезнут морщинки, умчится гроза.
  12. Мы любим ее, без утайки и прямо,
  13. Что можем доверить ей сердце свое.
  14. И просто за то, что она наша мама,
  15. Мы крепко и нежно любим ее.

Вос-ль: Молодцы ребята! А сейчас давайте поиграем в игру «Марш или Вальс». Я вам буду играть пьесы, которые звучали, сегодня на занятии, а вы должны определить, марш это или вальс. Если марш, то вы, маршируете на месте, а если вальс, то кружитесь вокруг себя. Давайте встанем, приготовимся слушать, начинаем.

Молодцы ребята, все справились в заданием, садитесь. А наше занятие подошло к концу.

  • Подведение итогов:
  • Скажите, с творчеством какого композитора, мы с вами познакомились?
  • Как называется сборник, куда вошли эти пьесы?
  • Почему альбом называется детским?
  • Давайте перечислим название пьес, звучавших на нашем занятии?
  • Вос-ль: До свидания ребята, всего доброго!

Источник: https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/meropriyatia/vnieklassnoie-zaniatiie-po-tiemie-dietskii-al-bom-p-i-chaikovskogho

Классный час: Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Управление образования Добрянского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение. — презентация

1 Классный час: Петр Ильич Чайковский «Детский альбом» Управление образования Добрянского муниципального района Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «ДОБРЯНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» Преподаватель 1 квалификационной категории Рапецкая Лариса Викторовна г

2 Анатация П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. П.И. Чайковский был первым русским композитором, создавшим для детей альбом фортепианных пьес. Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме. Сочинение «Детского альбома» — первое обращение композитора к детской теме.

3 Детский альбом Цель классного часа: Цель классного часа: Познакомить с фортепианным циклом П.И.

Чайковского «Детский альбом» Задачи: Задачи: Познакомить с историей создания «Детского альбома»; Познакомить с историей создания «Детского альбома»; прослушать ряд пьес из «Детского альбома»; прослушать ряд пьес из «Детского альбома»; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; учиться анализировать услышанную музыку: уметь определять характер произведения, размышлять, что может выражать музыка; развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку); развивать образное мышление, представлять, что может изображать музыка, (что бы я нарисовал, если бы был художником, слушая музыку);

4 История создания «Детского альбома» «Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей». «Детский альбом» — это 24 лёгкие пьесы для фортепиано. На титульном листе первого издания: «Посвящается Володе Давыдову. Детский альбом. Сборник лёгких пьес для детей».

Читайте также:  Встреча весны. сценарий для младших школьников

5 Ведущая: Ведущая: Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом.

Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно». Чайковский был доволен первым изданием «Детского альбома», отсутствием, как он считал, в нем опечаток.

Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: «Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом.

Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно».

6 «Утренняя молитва» «Утренняя молитва» Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки. Молитвой начинался день ребенка. Молясь он настраивался на добрые мысли и поступки.

Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.

Светлая тональность соль мажора, равномерное ритмическое движение и строгая 4-голосная фактура(словно поет хор) передает настроение сосредоточенности и покоя.

7 Зимнее утро «Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра.

Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся. «Зимнее утро» — вторая пьеса из фортепианного цикла П. Чайковского «Детский альбом». Особыми композиторскими приемами П. Чайковский фортепианным звучанием передал тонкую поэтическую атмосферу зимнего утра.

Течение мелодии очень естественное и потому легко запоминающееся.

8 Марш деревянных солдатиков Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего «Детского альбома» и объединяется с близкой с ней по содержанию «Игрой в лошадки». Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П.

Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель — марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и «действиям» солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

Пьеса является элементом мини-цикла внутри всего «Детского альбома» и объединяется с близкой с ней по содержанию «Игрой в лошадки». Она демонстрирует ювелирную отделку всех элементов фортепианной фактуры. В творчестве П.

Чайковского пьеса имеет своеобразную параллель — марш солдатиков (уже не деревянных, а настоящих мальчиков) в I картине Содержанию и «действиям» солдатиков соответствует трехчастность музыкальной формы пьесы.

9 Болезнь куклы П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора. «Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства.

В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба. Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента. П. И. Чайковский очень тепло относился к детям. Им адресован целый ряд произведений композитора.

«Болезнь куклы» — первая по-настоящему печальная пьеса в цикле. Исполнение должно быть эмоциональным и в то же время строгим и сдержанным в проявлении чувства. В трогательной мелодии слышатся как бы стоны, мольба.

Сложную проблему для исполнителя представляет собой правильное соотношение мелодии и аккомпанемента.

10 Итальянская песенка Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри «Детского альбома», который можно условно назвать «Музыкальный дневник путешествий», поскольку это пьесы («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка») с явным национальным колоритом.

Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки. Эта пьеса открывает собой мини-цикл внутри «Детского альбома», который можно условно назвать «Музыкальный дневник путешествий», поскольку это пьесы («Итальянская песенка», «Старинная французская песенка», «Немецкая песенка», «Неаполитанская песенка») с явным национальным колоритом.

Это ясно не только из их названий, но и из самой музыки.

11 Неаполитанская песенка Неаполитанская песенка Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской — как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве.

Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой. Живя в Италии, П. Чайковский имел удовольствие слышать много итальянской — как профессиональной, так и народной музыки. Кое-что из особенно полюбившихся ему мелодий он позже использовал в своем творчестве.

Мелодия, использованная в этой пьесе, как раз и является такой подлинной итальянской песенкой.

12 Мазурка Мазурка Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» — интимного камерного характера.

Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме. Мазурка по происхождению польский танец. В этом своем качестве она имеет характерные особенности польского танца. У П. Чайковского было много предшественников, писавших мазурки. Встречаются мазурки разного характера. Мазурка из «Детского альбома» — интимного камерного характера.

Данная мазурка написана в традиционной для этого танца трехчастной форме.

13 Русская песня Русская песня Внутри «Детского альбома» можно выявить несколько мини-циклов — рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке.

Данная пьеса — яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому. Внутри «Детского альбома» можно выявить несколько мини-циклов — рядом стоящие пьесы, объединенные общностью содержания. В творчестве П. Чайковского без труда можно назвать образцы, очень близкие к подлинной русской народной музыке.

Данная пьеса — яркий пример типично русских образов, свидетельствующий о необычайной любви композитора к России и всему русскому.

14 Мужик на гармонике играет Эта пьеса — вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента).

В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов. Эта пьеса — вторая (после предыдущей) в мини-цикле из трех пьес с русскими образами внутри «Детского альбома». В ней талантливо имитируется звучание гармоники (это дает повод кратко рассказать об истории появления и усовершенствования этого инструмента).

В пьесе уникальная гармоническая структура, своеобразное использование определенных аккордов.

15 Баба Яга Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.

Гармонический язык в этой пьесе более острый, чем в других пьесах цикла. Резкие аккорды вместе с многочисленными акцентами и выдержанным от начала до конца отрывистым штрихом (staccato) придают музыке зловещую причудливость.

Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).

Угловатое, как бы нарочито утрированное звучание начала пьесы напоминает прихрамывающую походку сказочного персонажа. Пьеса исполняется очень скоро: в нотах авторское указание Presto (итал. – очень быстро).

16 В церкви. Завершается сборник пьесой «В церкви».

Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало. Завершается сборник пьесой «В церкви».

Тем самым, первый и последний номера соединяются своего рода аркой; общим в обоих случаях является торжественное просветленное религиозное начало.

17 Литература Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский Картинки с интернета: Пётр Ильич Чайковский Произведения » Фортепианная музыка » Детский альбом Произведения » Фортепианная музыка » Детский альбом альбом« альбом« Музыкальная энциклопедия Издптельство «Советская энциклопедия» Москва 1981 Главный редактор Ю.

В.Келдыш Музыкальная энциклопедия Издптельство «Советская энциклопедия» Москва 1981 Главный редактор Ю.В.Келдыш Ю.Булычевский. В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Издательство «Музыка» Ленинград 1968 Ю.Булычевский. В.Фомин. Краткий музыкальный словарь для учащихся.

Издательство «Музыка» Ленинград 1968

Источник: http://www.myshared.ru/slide/863543

Классный час Чайковский и Могуча кучка

  • Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
  • Дополнительного образования детей
  • «Детская музыкальная школа»
  • Классный час

Преподаватель Слободскова О.А.

пгт. Октябрьское

ВтораяполовинаXIXвекавремямогучегорасцветамузыки,какивсегорусскогоискусства. Русская живопись дала таких крупных художников, как Перов, Крамской, Репин, Суриков, Серов, Левитан.

Успешному развитию искусства способствовало деятельность русского критика В.В.Стасова. Немалые изменения произошли и в музыкальной жизни. В 1859 году в Петербурге было организовано Русское музыкальное общество.

Много сил отдал этой организации выдающийся русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн.

В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А. Г.Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие консерватории в Москве, которую возглавил – Николай Григорьевич Рубинштейн, брат Антона Рубинштейна, тоже прекрасный пианист и дирижер.

Учебным заведением массово-просветительского характера являлась Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе М.А.Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на музыкальных инструментах.

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли П.И.Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка.

Речь идет о «Новой русской школе», или, как её назвал однажды Стасов, «Могучей кучке»: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у этой маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», — писал по поводу одного из концертов под управлением М.А.

Балакирева. В «Могучую кучку», кроме М.А.Балакирева, вошли Ц.Кюи, М.П.Мусоргский, А.П.Бородин, Н.А.Римский-Корсаков.

Послушаем фрагмент из симфонической сюиты «Шехеразада».

Главным для них было воплощение правдивое, яркое, без прикрас и понятое широкому слушателю. Они называли себя наследниками М.И.Глинки и свою цель видели в продолжении его заветов, в развитии русской национальной музыки. В своём музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический строй русской и украинской песни.

Среди русских композиторов-классиков выделяется имя Петра Ильича Чайковского, творчество которого имело огромное значение для развития музыкальной культуры XIX века, но не входящего в кружок «Могучая кучка».

Родился Пётр Ильич Чайковский 25 апреля 1840 года на Урале, в небольшом городке Воткинске. Его отец, горный инженер, был директором завода. Его первые музыкальные впечатления связаны с песнями, которые он слышал в детстве от матери, родственников.

Источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe-obrazovanie/igra-na-muzykalnom-instrumente/52951-klassnyj-chas-chajkovskij-i-mogucha-kuchka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector