Как поощрять ребенка в семье. памятка для родителей

  • Поощрение и наказание в семье.
  • Памятка для родителей
  • Три правила воспитания

Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейПравило 1. Ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого ребенка.

Есть родители, которые стремятся как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они начинают идти на поводу у собственного ребенка. Это попустительский стиль воспитания.

В этих случаях дети растут эгоистами, не приученными к порядку, не умеющими себя организовать.

Дома это может быть не так заметно, но когда они выходят за пределы дома и включаются в какое-то общее дело, начинают испытывать большие трудности. В различных компаниях им уж никто не хочет потакать.

Со своими завышенными требованиями к окружающим и неспособностью идти на встречу другим они остаются в одиночестве, часто встречают насмешки.

Правило 2. Ограничений, требований и запретов не должно быть слишком много.

Это правило предостерегает от другой крайности, т.е. от авторитарного стиля общения. Такие родители считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо.

«Дай ему волю, так он на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям пример поведения: «всегда добивайся того, что ты хочешь, не считаясь с желанием другого».

Дети постоянно оказываются побежденными. Как правило они растут либо агрессивными, либо чрезмерно пассивными.

Любой запрет желаемого ребенок переносит трудно. Можно ему помочь, если коротко объяснить, почему нельзя («Уже поздно», «Это опасно» и т.п.), не повторять одно и тоже объяснение больше одного раза, а предложение лучше построить в безличной форме.

Правило 3 Контролировать поведение можно с помощью призов.

Приз нужно заслужить, завоевать, заработать. Такой способ поощрения используется, чтобы ребенок привык убирать за собой в комнате, отучился упрямиться перед тем, как укладывать спать.

  1. Нужно четко говорить, какие факты подлежат исправлению.
  2. За желаемое поведение ребенок должен каждый день получать очки.
  3. Если ребенок ведет себя не так, как вы договорились, не ругайте его – он сам наказывает себя, отодвигая время получения приза.
  4. Когда ребенок набирает оговоренную сумму очков, вы даете ему намеченный приз.
  5. Договоренное число очков не должно быть слишком велико. Ребенок при хорошем поведении должен иметь их за неделю. Если ребенок школьного возраста, очки даются на более длительный срок
  6. Призы не следует назначать за единичный акт – это вредно и малоэффективно, т.к. является подкупом.

Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейЕсли с ребенком подолгу не раз­говаривали. Лишиться общения —  для него самое суровое испытание Ребенок и без того не может справиться с чув­ством вины, истязая себя сомнениями. В трудную минуту, как никто иной, ре­бенок нуждается в близком человеке, которому можно довериться.

Поэтому во взрослой жизни ребенок может стать невыносимо болтливым, его угнетает сама перспектива остаться не услышанным. Он как бы ожидает, что вот-вот в разговор вмешаются родите­ли и скажут: «Замолчи! Мы не хотим с тобой разговаривать». Наверное, поэтому собеседники такого человека воспринимают его как невыносимого зануду, по десять раз повторяющего одно и то же.

Если родители применяли телесные наказания. Родители не за­думываются, какой метод воспитания ребенку подойдет лучше. Они просто бьют его, часто в целях профилактики, решая, таким образом, сразу две про­блемы устрашая ребенка и обеспе­чивая себе эмоциональную разрядку. Мера наказания зависит от количества родительских неудач в личной жизни или в карьере.

Кара неизвестно за что, за какие провинности может грянуть как гром среди ясного неба. Этим вы лишае­те ребенка активной деятельности.

Уже начав ту или иную деятельность, он с опаской думает: «А не лучше ли вовремя остановиться, чтобы не попасть под удары?» Его природная спонтанность, но находя выхода, про­является в неожиданных всплесках неуправляемого возбуждения.

Это как раз та энергия, которая могла быть использована в мирных целях. Но именно к мирной жизни ваш ребенок и не был приучен.

Если ребенка стыдили при дру­зьях и знакомых или публично сравнивали с другими детьми далеко не в его пользу, то эти замечания натолкнут ребенка на мысль о том, что он неудачник.

Поощрения и похвала придают такому ребенку крылья, обще­ственное же порицание подрезает эти крылья, и свою фантазию он направ­ляет на выдумывание разнообразных оправданий, объясняющих родителям, почему в очередной раз его постигла неудача.

Если родители ограничивали сво­боду ребенка. Многие родители мечтают, чтобы их дети ходили по струнке.

Запрещая ребенку участвовать в общих шумных играх с друзьями, вы испытаете его тягу к свободе, закаляете веру в то, что он ни с чем не справится без вашей помощи, подрываете его авторитет перед сверстниками.

Постепенно жажда свободы вытесняется у ребенка стремлением убежать от зависимости любой ценой. Однако, оказавшись в очередной раз в трудной ситуации, он в глубине души полагается на помощь всемогущих родителей — надеяться на себя ребенок так и не привык.

Если ребенка лишали любимого занятия. Больше всего ребенок ценит свои увлечения, вкладывая в них всю душу. Догадываясь об том, родители в качестве наказания отбирают у ребенка любимые игрушки, книги, конструкторы и т.д. – разлучают его с интересным занятием.

Такие воспитательные меры приводят к тому, что эмоционально ребенок отстраняется от окружающих, чтобы обезопасить себя от возможных разочарований и боли, когда уже боль­ше никто, не помешает ему заниматься любимым делом. Ребенок ни находит доводов, убеждающих его хоть на каплю больше доверять людям.

Научившись при малейшей опасности уходить в себя, он уже вряд ли попадется на чью-то удочку.

Если родители подолгу читали нотации. В результате у ребенка и без того обостренное чувство совести становится еще острее. Нотациями родители добиваются лишь усиления вины сверх меры и вынуждают считать все благие намерения чем-то гряз­ным, постыдным и в какой-то степени опасным.

  У ребенка вырабатывается привычка заранее извиняться и оправ­дываться перед всеми подряд, что не придает ему веса в собственных глазах и уж точно не способствует уважению окружающих. Чужой гнев, раздражение и нетерпение он рассматривает, как попытку отторгнуть его и лишить своего расположения. В такие минуты ребенок чувствует себя несчастным.

Испив горь­кую чашу самоунижения до дна, любовь к себе ребенок считает роскошью, а не нормальным явлением.

Если родители обрушивались на ребенка с криками и руганью.  Ребенок благоговейно относится к своей значимости и дорожит своим статусом. Родительские крики и ругательства в его адрес каждый раз вдребезги раз­бивают его хрупкую самооценку.

После очередного шквала нападок ребенок обнаруживает себя одиноко стоящим среди испорченных вещей и обломков. Самое печальное, что этот детский опыт перейдет в его взрослую жизнь.

По поводу и без повода он будет обруши­ваться с ругательствами и язвительными замечаниями на окружающих, вызывая ответный огонь на себя.

Если ребенка ставили в угол, он болезненно воспринимает любые замечания в свои адрес, на всякий случай обособленно держится от остальных детей и большей частью молчит, дабы случайным образом не навлечь на себя гнев.

Ребенок опасается, что в раз­гар веселья, если это праздник, про­звучит грозный родительский возглас: «Сейчас же встань в угол». Больше всего он жаждет чуткого отношения к себе, но его отстраненное проведение вряд ли кому-нибудь навевает мысль об этом.

Если   ребенка  оставляли   без десерта  и  сладкого,   он  привыкнет наедаться впрок и иметь все необхо­димой на всякий случай под рукой.

Так зарождается неуемная страсть к нако­пительству и обжорству. Главная забота ребенка — получать удовольствия без задержек и перерывов.

Это приучает ребенка сохранять достигнутые успе­хи, но отбивает желание стремиться к новым.

  • Если вы не знаете, как поступить с ребенком в той или иной ситуации, Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейзадайте ему соответствующий вопрос. Но не так «Выпороть тебя сегодня за это или нет?», а как бы советуясь: «Если мальчик совершил плохой поступок, как отреагируют на это окружающие?» Ребенок сам даст совет. Или, напри­мер, ребенок не хочет надевать теплую шапку, вы вместо насилия или скандала спросите «Как там на улице? Холодно? Что маме, сегодня надеть?»
  • Детские капризы и упрямство чаще всего возникают на почве дефи­цита доверия или уважения к личности ребенка со стороны родителей. Попро­буйте найти сначала изъяны в себе.
  • Чаще хвалите ребенка. Говорите ему «спасибо» за все добрые дела, за помощь взрослым. Этот совет прост, но попробуйте подсчитать, сколько раз в день вы отдали ребенку распоряжение в форме окрика, приказа, запрета. А сколько раз ласково? Сколько по­просили у него советов? Контролируя себя, таким образом, число конфликтов с ребенком можно свести к минимуму.
  • Любые отрицательные черты ха­рактера, привычки можно направить в «нужное русло».
  • Если ребенок капризен и из-за этого приходится часто его наказы­вать, то придерживайтесь следующих правил:
  • постарайтесь понять причину каприза, гнева;
  • если «сцена» только начинается, постарайтесь отвлечь ребенка (осо­бенно маленького);
  • если не удалось отвлечь ребен­ка, оставьте его на некоторое время в покое, не обращайте внимания на его капризы, старайтесь оставаться совершенно спокойными;
  • выберите правильную тактику поведения с детьми и придерживайтесь ее, начиная с самых первых капризов ваших малышей;
  • обращайте внимание на свое эмоциональное состояние, если вы нервничаете, то ребенку это быстро передается, а он не умеет сдерживаться;
  • никогда не шантажируйте детей. Нельзя утверждать «Если ты не замол­чишь, я не буду тебя любить».  Таким образом, вы учите ребенка говорить неправду;
  • когда ребенок перестанет ка­призничать, поговорите с ним ласково. Не отождествляйте его с проступком, уверьте, что вы его любите, а вот поступок его вас огорчил.

Любите и  своих детей!

Источник: https://dvizhki.schools.by/pages/pooschrenie-i-nakazanie-v-seme-pamjatka-dlja-roditelej

Памятка для родителей «Как помочь ребенку, переживающему развод родителей»

  На личную консультацию ко мне пришла мама с дочкой 5 лет. Мама жаловалась на то, что она сама и все вокруг стали замечать изменения в поведении девочки. Девочка стала плаксивой,  совсем не улыбалась, отказывалась принимать участие в играх и занятиях, сторонилась других детей.

Девочку ничего не интересовало  и,  похоже, у неё была апатия ко всему. Девочка и в самом деле имела сниженный  эмоциональный фон. При беседе с мамой выяснилось, что родители недавно развелись, и мама с дочкой переехали жить к бабушке.

Все ссоры и скандалы проходили на глазах у ребёнка, и девочка так переживала развод родителей.

Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейНесколько занятий с девочкой и консультаций с мамой — и вскоре все изменилось. Улыбка и радость снова вернулись к девочке.

Все дети по-разному переживают развод родителей. Ребенок с устойчивой психикой менее подвержен стрессу, но есть дети, которые тяжело переживают развод родителей.

  Как же объяснить ребёнку, что родители расстаются?

   Это зависит от возраста ребёнка. Если ребенок совсем маленький до 3х лет, то можно ничего не объяснять, не говорить пока ребёнок не будет спрашивать о втором родителе.

Ребёнку от 3-х до 12 лет нужно объяснить, что так иногда случается и родители разводятся и больше не проживают вместе, но при этом вы обязательно должны сказать, что папа или мама все равно тебя любят, и будут всегда любить.

С ребёнком старше 12 лет нужно поговорить по душам и возможно частично раскрыть причину развода, не забывая отметить  положительные качества второго родителя.

  •    Существуют явные проявления переживания развода родителей у ребенка: неуверенность, тревога, страх, боязнь одиночества, темноты, бессонница, невротические реакции.
  •   Нередко у детей  возникает чувство, что родители развелись из-за них.
  • Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейНеобходимо знать основные принципы, которыми должны руководствоваться родители при достижении договоренности об участии обоих родителей в  воспитании детей. Их несколько:
Читайте также:  Классный час на тему «толерантность», 10 класс

  Ребенок должен быть уверен в том, что он любим и дорог обоим родителям. Надо постоянно подкреплять уверенность ребенка в любви, принятии и уважении его как отцом, так и матерью.

Если родитель, проживающий отдельно, длительное время не общается с ребенком, нужно суметь найти для ребенка возможные объяснения этому факту, не подвергая сомнению чувства к нему другого родителя.
  Образ каждого из родителей должен быть позитивным.

Ребенок должен быть уверен в том, что его мама и папа — достойные люди, заслуживающие любви и уважения.

  Разведенным супругам нужно принять нынешнее семейной положение как естественное и сформировать такую же установку у ребенка.

Не стыдиться развода, не говорить о разводе, как постыдной недостойной ситуации и не умалчивать о нем.

Объяснить ребенку, что неполная семья — ничем не хуже любой другой семьи, что существуют такие отношения, когда отцы (матери) живут отдельно, но продолжают заботиться о детях.

  Необходимо сохранять доброжелательные отношения между супругами, не ставить ребенка перед необходимостью выбора «он/она или я». Избегать подозрительности, не расспрашивать ребенка о супруге, его новой семье, если она существует, не комментировать поступки, подарки, высказывания бывшей «половины», помнить о том, что бывший партнер — значимый и важный для ребенка человек.

Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителейЖелательно, чтобы отношения ребенка с родителем, проживающим отдельно, были систематичными и предсказуемыми, не должно быть долгих неожиданных разлук и прерывания контактов. Если невозможно очное общение, можно использовать письма, телефонные разговоры. Родитель, проживающий с ребенком, должен в случае необходимости проявлять инициативу и настойчивость в восстановлении и сохранении контактов ребенка с другим родителем. Если родителя — постоянного воспитателя ребенка что-то не устраивает в форме, содержании и месте общения, он вправе предлагать свои варианты его организации и настаивать на них.

  Семейная история с разводом должна иметь продолжение.

Семейные фотографии и видеозаписи, семейные реликвии и рассказы, в том числе «история любви» родителей, должны сохраняться в семье, иметь позитивную эмоциональную окраску, быть для ребенка «лучшими и любимыми страницами» летописи его семьи. Это правило является важной мерой профилактики нарушения семейно-брачных отношений в будущей семье самого ребенка.

  Поддерживаем  отношения ребенка с бабушками и дедушками из семей обоих родителей. Естественно, что все вышеуказанные правила распространяются и на прародителей.

  Создание новой семьи ни в коем случае не должно стать основанием для ограничения общения и сотрудничества ребенка с родителем. Отчим или мачеха не должны претендовать на то, чтобы занять в сердце ребенка место отца или матери.

Друг, опекун, защитник, доверенное лицо, авторитетный воспитатель — далеко не полный перечень возможных ролей, которые может играть новый член семьи в жизни ребенка.

  Рекомендации для родителей

  Будьте внимательным к ребенку в этот сложный период, ласковы и нежны. Старайтесь уделять ему достаточно внимания.

  Не обвиняйте ребенка, а если есть чувство вины, снимайте его.
  Не говорите плохо о родителе, который уходит из семьи.

  1.   Не запрещайте ребенку видеться со вторым родителем.
  2.   Оставьте несколько вещей бывшего супруга (супруги) дома, чтоб у ребенка не была полностью порвана с ним (ней) связь.
  3.   Дайте ребенку возможность выплескивать свои эмоции (рисование, спорт,  прогулки на свежем воздухе).

  Старайтесь договориться с бывшем супругом (супругой), чтоб стиль воспитания у вас был одинаковым. Постарайтесь избежать ситуации, когда один родитель будет добрым, дарить подарки, угощать конфетами, а второй злой – требовать хорошее поведение, чистоты в комнате и т.д.

  •   Никогда не выясняйте отношений при ребенке.
  •   Дорогие родители! Желаю семейного благополучия и
  •    Удачи в воспитании детей!

Источник: http://dompsiholog.ru/pamyatka-dlya-roditeley-kak-pomoch-rebenku-perezhivayushhemu-razvod-roditeley/

Памятки, советы, рекомендации

Как поощрять ребенка в семье. Памятка для родителей

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПООЩРЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ В СЕМЬЕ.

Не всегда Ваш ребенок ведет себя идеально, оправдывает Ваши надежды и чаяния.

Как мудрый родитель, Вы должны всегда помнить, что: * Ваш малыш ни в чем не виноват перед вами. Ни в том, что появился на свет. Ни в том, что создал вам дополнительные трудности. Ни в том, что не дал ожидаемого счастья. Ни в том, что не оправдал ваши ожидания. И вы не вправе требовать, чтобы он разрешил вам эти проблемы. * Ваш ребенок не ваша собственность, а самостоятельный человек.

И решать до конца его судьбу, а тем более ломать по своему усмотрению ему жизнь вы не имеете права. Вы можете лишь помочь ему выбрать жизненный путь, изучив его способности и интересы и создав условия для их реализации. * Ваш ребенок далеко не всегда и совсем не обязательно будет послушным и милым. Его упрямство и капризы так же неизбежны, как сам факт его присутствия в семье.

* Во многих капризах и шалостях вашего малыша повинны вы сами. Потому что вовремя не поняли его. Пожалели свои силы и время. Стали воспринимать его через призму несбывшихся надежд и просто раздражения. Стали требовать от него то, что он попросту не может вам дать — в силу особенностей возраста! или характера. Короче, не желали принимать его таким, какой он есть.

* Вы должны всегда верить в лучшее, что есть в вашем малыше. В лучшее, что в нем еще будет. Быть уверенным в том, что рано или поздно это лучшее непременно проявится. И сохранять оптимизм во всех педагогических невзгодах. Именно эти пять принципов отношения к ребенку определяют воспитательный климат семьи и задают весь строй личности ребенка.

Как же использовать такой метод воспитания, как наказание? Ведь без наказания не обойтись. Обратимся к опыту известного психолога Владимира Леви: — Наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому. Более того, наказание должно быть полезным, не так ли? Однако наказывающий забывает подумать и продумать свои действия.

— Если есть сомнения, наказывать или не наказывать, — не наказывайте. Никаких наказаний в целях «профилактики», «на всякий случай»! — За один раз – одно. Даже если поступков совершено сразу необозримое множество, наказание может быть суровым, но только одно, за все сразу. — Наказание – не за счет любви. Что бы ни случилось, не лишайте ребенка заслуженной похвалы и награды. — Срок давности.

Лучше не наказывать, чем наказывать запоздало. Даже в суровых взрослых законах принимается во внимание срок давности правонарушения. — Наказан – прощен. Инцидент исчерпан. Страница перевернута, как ни в чём, ни бывало. О старых грехах ни слова. — Наказание без унижения. Что бы ни было.

Какая бы ни была вина, наказание не должно восприниматься ребенком как торжество Вашей силы над его слабостью, как унижение. Если ребенок считает, что Вы несправедливы, наказание подействует в обратную сторону! Ребенок не должен бояться наказания. Не наказания он должен страшиться. Не гнева Вашего, а Вашего огорчения.

А поощрение? Каких правил должен придерживаться мудрый родитель, поощряя своего ребенка? * Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребенку: и когда он моет посуду, и когда играет. * Поощряйте своего ребенка жестами: ему будет всегда хорошо, если мама коснется его головы, а папа одобрительно обнимет и пожмет руку.

* Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребенка, его поведением. * Используйте чаще выражения: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» – это формирует в ребенке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. * Дарите своему ребенку подарки, но при этом учите его их принимать.

* Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребенка: день рождения, Новый год, удачное выступление и т.д. * Учите своего ребенка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы, затраченной на подарок. * Дарите подарки своему ребенку не только с учетом его желаний, но и с учетом возможностей своей семьи.

* Для поощрения своего ребенка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т. д. * Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь! * Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребенка больше, чем самый дорогой подарок!

* Учите своего ребенка понимать и ценить поощрения своих родителей.

Дата издания: 20.11.2015 Издано: методический кабинет ДОУ

Информация размещена с разрешения автора

Источник: https://ds32sar.schoolrm.ru/parents/tips/15774/204893/

Как правильно поощрять детей? Советы психолога

Поощрение детей – очень эффективный способ воспитания, являющийся дополнительным стимулом для хорошего поведения. Вот почему необходимо использовать самые разные формы похвалы.

Но родителям следует осторожно подходить к поощрениям, поскольку их избыток может отрицательно сказаться на формировании детской личности. Как же правильно поощрять ребенка и за что хвалить не стоит?

Психологи уточняют, что захваливание детей зачастую приводит к появлению таких неприятных черт характера, как капризность, эгоизм, инфантильность. Некоторые мамы и папы не видят разницы между поощрением и материальной наградой, стремясь заручиться детским послушанием с помощью денег.

Следовательно, похвала может стать как полезным, так и вредным «инструментом» воспитания.

Овладеть же искусством поощрения вам помогут несколько простых правил, усвоив которые, вы сможете избежать множества воспитательных ошибок.

Чем можно поощрять ребенка?

На самом деле, существует много форм одобрения малышей, которые работают эффективно в зависимости от конкретных ситуаций. Какие же способы поощрения выделяют психологи?

  1. Широко используемый и самый распространенный метод поощрения – обычная похвала, которая предполагает словесное воздействие. Попросту говоря, за хорошее поведение ребенка хвалят, его действия одобряются, поддерживаются родителями.
  2. Еще один действенный метод – ласка, к которой относят поцелуи, объятия, нежные поглаживания по спине или голове. Порой они важнее и намного эффективнее, чем обычные слова. Такая форма поощрения чаще всего применяются к маленьким деткам.
  3. Интересным способом мотивирующего поощрения является дополнительное время для совместных развлечений или игр. Его часто применяют для того, чтобы добиться от детей необходимого поступка. К примеру: «Мы пойдем на игровую площадку, как только ты уберешься в комнате».
  4. Если подросшие дети хорошо себя ведут, помогают взрослым, их можно поощрить, расширив права и сняв запреты на какие-либо действия. Например, школьникам разрешают ложиться спать на полчаса-час позже за хорошие отметки.
  5. Мотивируют детей на нужные поступки игрушки, сладости и прочие вознаграждения. Однако к подобному способу стоит относиться с осторожностью, поскольку многие дети начинают требовать материальный стимул за каждый свой поступок.

Наилучший эффект можно достичь, используя различные способы поощрений в зависимости от возраста малыша, его психологических особенностей.

Родительские ошибки при поощрении детей

Мы уже говорили, что необдуманное применение похвалы способно навредить как самому ребенку, так и вашим отношениям с ним. Проверьте, не повторяете ли вы при общении с малышом следующие ошибки.

  1. Иногда дети ведут себя хорошо только в присутствии других людей, желая получить награду или произвести впечатление. Часто это происходит из-за чрезмерного захваливания родителями и бабушками: «Ты самый умный мальчик на свете!»
  2. Маленькие манипуляторы растут в тех семьях, в которых взрослые стараются «подкупить» детей различными наградами за любой хороший поступок. Ребенок поделился с младшей сестренкой машинкой? Взрослые покупают ему новую игрушку и т.д.
  3. Некоторые родители хвалят свое чадо, принижая при этом достоинства других детей. К примеру: «У тебя рисунок намного красивее, чем у Маши». Предпочтительнее сравнивать ребенка с самим собой, указывая на то, что с каждым достижением он становится умнее, хозяйственнее.
Читайте также:  Как бороться с детской агрессией

Как поощрять ребенка за хорошее поведение?

Чтобы поощрения были искренними, уместными и правильно понятыми детьми, нужно правильно ими пользоваться.

Предлагаем несколько рекомендаций психологов, которых стоит придерживаться при воспитании ребенка.

  1. Любая похвала должна быть справедливой и соответствовать детскому поведению. Так, не стоит хвалить, задаривать подарками за естественное в его возрасте поведение: малыш в очередной раз надел кофточку, зашнуровал ботинки и т.д. И напротив, обязательно отмечайте важные достижения и значимые поступки: ребенок помог маме донести сумку, нарисовал красивый рисунок.
  2. Предпочтительнее хвалить не самого малыша, а его хороший поступок. Если ребенок убрал игрушки в детской, не стоит говорить: «Ты у меня умница». Скажите лучше: «После уборки твоя комната стала такой чистой. В нее очень приятно заходить». И не отделывайтесь при похвале общими фразами, вроде: «Красивый рисунок». Отметьте те элементы изображения, которые вам особенно понравились: яркие цветы, выглядящее совсем живым дерево, веселые зайчата.
  3. Часто детям не требуется похвала или вознаграждение, для них важно получить удовольствие от самого творчества или нового достижения. В этом случае родители могут озвучить чувства ребенка и поддержать тем самым стремление к познанию. «Я очень рада, что ты научился ездить на велосипеде. Ты выглядишь радостным и довольным своим успехом! Теперь мы будем кататься с тобой вместе в парке».

Конечно, в каждой семье есть свои собственные правила поощрения и похвалы. Главное, чтобы они помогали устанавливать хорошие взаимоотношения между домочадцами и не препятствовали воспитанию малыша.

Можно ли поощрять ребенка деньгами?

У метода денежного вознаграждения есть как сторонники, так и ярые противники. Последователи данного способа отмечают, что еженедельные выплаты за хорошие оценки или небольшие суммы за вымытую посуду дисциплинируют детей. Противники же считают, что ребенок, получающий деньги за хозяйственные дела, ориентируется только на внешний результат.

Многие психологи также негативно относятся к денежным вознаграждениям. Специалисты уверены, что домашние поручения дети должны выполнять бескорыстно. Если же вы хотите, чтобы ребенок научился распоряжаться деньгами, подождите, пока он подрастет. Младшему школьнику уже можно давать карманные деньги на мелкие расходы.

Опытные родители предлагают альтернативные способы награды за хорошее поведение. Если вам не нравится идея с денежным вознаграждением, найдите альтернативу деньгам.

Например, разноцветные бусины, яркие пуговицы станут отличной заменой монетам. Выработайте с ребенком систему оплаты, согласно которой мытье посуды будет соответствовать, к примеру, двум пуговицам.

В этом случае, дети должны суметь «заработать» за неделю на что-то весомое, чтобы у них была мотивация двигаться дальше. Поощрением может стать совместный поход в кинотеатр, цирк, посещение детского развлекательного центра.

Применять ли метод денежного вознаграждения, решать только родителям.

Не забывайте, что при выборе способа поощрения следует учитывать личные качества своего чада. И даже выбрав наилучший способ, используйте его очень осторожно, поскольку чрезмерное применение похвалы и наград может легко превратиться в родительскую обязанность.

Источник: https://mapapama.ru/children/psychology_baby/kak-pravilno-pooshhryat-detej

Памятка для родителей «Как поощрять ребёнка в семье»

Памятка для родителей «Как относится к отметкам ребёнка».

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух.
  • Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой.
  • Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку хотелось вам подражать.

^

«Как поощрять ребёнка в семье».

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками.
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку.
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехом своего ребёнка, его поведением.
  • Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» — это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления.
  • Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки.
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д.
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок.
  • Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи.
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружеские шаржи и т.д.
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился распоряжаться ими разумно.
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним.
  • Позвольте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами.
  • Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам.
  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей!
  • Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
  • ^
  • «Как преодолеть застенчивость и неуверенность ребёнка».
  • Уважаемые папы и мамы!

Ваш ребёнок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться.

  • Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему трудом и упорством.
  • Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.
  • Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение.
  • Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе.
  • Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим.
  • Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим.
  • Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.
  • Спрашивайте своего ребёнка, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло.
  • Никогда не подчёркивайте вслух такую черту характера своего ребёнка как застенчивость.
  • Не ставьте ребёнка в неловкие ситуации, особенно при большом скоплении народа или при встрече с незнакомыми людьми.
  • Не сравнивайте своего ребёнка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома.
  • Вселяйте в ребёнка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова: «Я в тебе уверена».
  • Радуйтесь его победам над собой.
  • Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

Памятка для родителей.

«Полезные советы на каждый день».

Уважаемые папы и мамы! Помните!

Самое главное – сохранить физическое и психическое здоровье ребёнка.

  • Разговаривайте со своим ребёнком о необходимости беречь собственное здоровье.
  • Собственным примером демонстрируйте своему ребёнку уважительное отношение к собственному здоровью.
  • Не позволяйте ему выполнять режим дня от случая к случаю.
  • Если ребёнок болен, но протекание болезни позволяет ему делать зарядку и он этого хочет – не препятствуйте ему.
  • Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия и праздники, особенно детские.
  • Бывайте с ним на воздухе, участвуйте в его играх и забавах.
  • Дарите ребёнку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  • Не смейтесь над ребёнком, если он выполняет какие-то упражнения не так.
  • Приветствуйте его общение со сверстниками, которые занимаются спортом.
  • Не ждите, что здоровье само придёт к вам. Идите вместе со своим ребёнком ему на встречу!
  1. Советы для родителей и детей
  2. «Неразлучные друзья: родители и дети».
  3. Советы для родителей:
  • Учите своего ребёнка дружить с другими людьми, не обрекайте его на одиночество.
  • Любой ребёнок – отличник или двоечник, подвижный или медлительный, атлет или рохля – он может быть другом вашему ребёнку и поэтому заслуживает уважения с вашей стороны.
  • Цените друзей своего ребёнка не с позиции возможностей его родителей, а с позиции его отношения к вашему ребёнку. Всякая ценность человека в нём самом.
  • Собственным отношением к друзьям учите своего ребёнка ценить друзей.
  • Старайтесь показать своему ребёнку достоинства его друзей, а не их недостатки.
  • Хвалите своего ребёнка за проявление его достоинств в дружбе.
  • Приглашайте друзей своего ребёнка в дом, общайтесь с ними.
  • Помните, что дружба детства, которая будет поддержана вами, возможно, станет опорой вашего ребёнка во взрослой жизни.
  • Учите своего ребёнка быть честным с друзьями и не искать выгоды от дружбы.
  • Учитесь быть своему ребёнку другом.
  • Если ваш ребёнок поверяет вам свои тайны как друзьям, не шантажируйте его ими.
  • Критикуйте, не унижая, а поддерживая.
  • Поддерживайте в своём ребёнке желание делать друзьям приятное.
  • Не допускайте предательства ребёнка по отношению к друзьям. Маленькая подлость рождает большую.

Советы для детей.

  • Доверяйте своим родителям – они самые близкие вам люди, они могут помочь вам, дать хороший совет.
  • Рассказывайте им о своих проблемах, неудачах, горестях.
  • Делитесь своими радостями.
  • Заботьтесь о родителях: у них много трудностей.
  • Старайтесь их понимать, помогайте им.
  • Не огорчайте и не обижайтесь на них понапрасну.
  • Знакомьте их со своими друзьями, рассказывайте о них.
  • Расспрашивайте своих родителей об их детстве, о друзьях детства.
  • Демонстрируйте родителям достоинства своих друзей, а не их недостатки.
  • Радуйтесь вместе с родителями успехам своих друзей.

^

Задумывались ли вы, взрослые, какие установки дали вам ваши родители, не являются ли они внутренними указателями на вашем жизненном пути? Не говорите своему ребёнку того, чего вы ему на самом деле не желали.

^

Негативные установки Позитивные установки
«Думай только о себе, не жалея никого» «Сколько отдашь – столько и получишь»
«Ты всегда, как твой (я) папа (мама)» «Какая мама умница! Какой папа у нас молодец! Они самые хорошие!»
«Дурачок ты мой!» «В тебе всё прекрасно…»
«Уж лучше б тебя вообще не было на свете!» «Какое счастье, что ты у нас есть!»
«Сколько сил мы тебе отдали, а ты…» «Мы любим, понимаем, надеемся на тебя»
«Не твоего ума дело…» «Твоё мнение мне интересно»
«Бог тебя накажет!» «Бог любит тебя!»
«Не верь никому, обманут!» «Выбирай себе друзей сам…»
«Если ты будешь так поступать, с тобой никто не будет дружить!» «Как ты относишься к людям, так и они к тебе» «Как аукнется, так и откликнется»
«Ты всегда это делаешь хуже других…» «Каждый может ошибаться! Попробуй ещё!»
«Женщина глупее мужчины» «Всё зависит от человека»
«Ты плохой!» «Я тебя люблю любого»
Читайте также:  Конспект непрерывной непосредственной образовательной деятельности в средней группе

^

Мы, педагоги, рады видеть его в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет лёгкой, и Вы не устанете в пути.

  • Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребёнка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы.
  • Сотрудничество принесёт свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребёнок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы, и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!
  • Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребёнка и дорожите его любовью к вам!
  • ^
  • Закон 2
  • ^
  • Закон 4
  • Закон 5
  • Закон 6
  • Закон 7
  • Закон 8
  • ^
  • Закон 10
  • Помните, что самое большое родительское счастье – видеть состоявшихся, умных и благодарных детей!
  • Мы желаем Вам успехов!

Дорожите любовью своего ребёнка. Помните, от любви до ненависти один шаг, не делайте необдуманных шагов! Не унижайте своего ребёнка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы. Не угрожайте своему ребёнку. Угрозы взрослого порождают враньё ребёнка, приводят к боязни и ненависти. Не налагайте запретов. В природе ребёнка – дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом. Не опекайте своего ребёнка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность маленькому человеку самостоятельно стать большим. Не идите на поводу у своего ребёнка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности. Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребёнку смеяться вместе с вами. Учите свого ребёнка смеяться над собой! Это лучше, чем над ним будут смеяться другие люди. Не читайте своему ребёнку бесконечные нотации, он их просто не слышит! Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет». Не лишайте своего ребёнка права быть ребёнком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарём и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребёнку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьёзными последствиями и для Вашего ребёнка и для Вас, родители!

Источник: https://uch.znate.ru/docs/1034/index-8278.html

Консультация для родителей на тему: «Способы поощрения и наказания ребенка в семье»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка — детский сад № 390

Дзержинского района г. Волгограда.

  • Консультация для родителей на тему:
  • «Способы поощрения и наказания ребенка в семье».
  • составили:
  • воспитатели высшей категории
  • Кривабокова Светлана Павловна
  • Попова Ирина Викторовна
  • Волгоград, 2015
  • Консультация для родителей.
  • Тема: «Способы поощрения и наказания ребенка в семье».
  • Цель: обсудить с родителями способы наказания и поощрения в семье, напомнить о том, что ребенка следует чаще хвалить и поощрять, и ни в коем случае не применять физические наказания.
  • Задачи:
  • выявить умение родителей правильно оценивать поступки своих детей;
  • формировать у родителей культуру поощрения и наказания в семье, умение находить альтернативы наказанию ребёнка
  • дать практические рекомендации о методах наказания и поощрения в семье.

Материал: альбомные листы, фломастеры, памятки для родителей «Словесные способы поощрения и поддержки. Как нельзя наказывать дошкольников. Как нужно поощрять дошкольников».

Ход:

Здравствуйте, уважаемые родители. Для начала я хотела бы вам предложить поиграть в игру.

На листе бумаги нарисуйте свою ладонь, затем сверху подпишите каждый пальчик буквой имени своего ребенка (например: Саша, Марина и т.д.).

А теперь в каждом пальчике напишите на данную букву напишите любое положительное качество вашего ребенка. Расскажите нам о том, что вы написали. (Выслушиваются ответы родителей).

В центре ладони нарисуйте схематично кто для вас ребенок дома (кошечка, рыбка и т.д.). (Родители рассказывают о том, что они изобразили).

Вот какие у нас хорошие, добрые, умные, аккуратные, нежные дети. Все вы их очень любите и хотите им только добра. А вот какими вы видите себя по отношению к вашим детям? (Ответы родителей).

  1. Скажите, пожалуйста, если вас огорчают ваши дети, где-то не дослушались, где-то пошалили, как вы их наказываете?
  2. (Ответы родителей).
  3. А сейчас мне хотелось бы познакомить с методами правильного поощрения и наказания детей.

В семье растет ребенок. Большое искусство – правильно использовать море своей любви, разумно растить своего ребенка, сделать его здоровым и веселым, а жизнь в семье – счастливой и дружной. Пожалуй, ни в чем человечество не имеет такого огромного опыта, как в воспитании детей. И в то же время ничто так не таит в себе столько трудностей, как воспитание…

Можно ли наказывать ребенка? В некоторых ситуациях, как ни жаль, приходиться. Но чем реже вы будете это делать, тем эффективнее результат.

Чтобы ребенок не чувствовал часто себя провинившимся, предъявляйте ему требования, но посильные. Старайтесь не требовать от него, чтобы он слишком долго занимался одним делом, тем более спокойно сидел или стоял.

Он не устает прыгать и бегать, зато утомляется, если ему приходиться долго идти за руку с взрослым.

Поймите, чем меньше «нельзя», окриков, одергиваний без нужды, тем послушнее дети!

«Но если ребенок действительно провинился, как его наказать?» – спросите вы. Отвечу вам цитатой классика В. Г. Белинского:

«Надо так воспитывать ребенка, чтобы один суровый взгляд обычно ласковой матери уже становился для него наказанием. И будет прекрасно, если вам не потребуется других мер воздействия».

Но если одного взгляда мало, вы можете сказать: «Ты нехорошо сделал, мне это неприятно и не хочется с тобой разговаривать!» – и некоторое время не говорите с ребенком.

За порванную книгу, нарочно разбитую чашку, за нарочно сломанную машину иногда лишают его компьютера, телевизора на некоторое время, взамен разбитой кружки дают менее красивую, за сломанную игрушку можно отменить также какое-то предполагавшееся развлечение.

Старайтесь, даже наказывать мягко, без криков, обсуждая и спокойно объясняя ребенку, что он сделал неправильно и договоритесь с ним, что в следующий раз он так делать не будет, потому что он хороший мальчик или девочка.

Ни в коем случае не используйте эпитеты и оскорбления по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать: «Ты весь пошел в отца», «Ты бестолочь, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр.; не обзывайте ребенка, что он неуклюжий, плохой, растяпа, не следует также применять наказания, причиняющие ущерб здоровью, например, лишать малыша прогулки, тем более не допускайте физические наказания, даже если вам кажется, что это совсем безобидный с вашей точки зрения, шлепок или подзатыльник.

Как правильно поощрять ребенка? Хорошо если словесная похвала будет для него так же много значить, как и суровый взгляд.

Если ваш малыш обычно ест неаккуратно, разбрасывает хлеб, роняет кашу с ложки, а сегодня особенно старается, обязательно похвалите его: «Какой ты умница, молодец. Какой ты сегодня аккуратный».

Хвалить, так же как и бранить, не надо без особого к тому повода. Поощряйте ребенка за то, что он действительно сделал с усилием, для чего трудился.

Например: «Вот как ты хорошо сегодня сам убрал игрушки, сложил одежду! Теперь у меня есть время рассказать тебе сказку (почитать книжку или пойти в зоопарк)».

Но всякий раз хорошенько обдумайте ваше обещание, потому как оно должно быть обязательно исполнено. Однозначно исключите метод поощрения – конфеткой и шоколадкой. Дети, конечно, очень любят полакомиться, но создавать культ из еды и воспитывать чрезмерный интерес к ней не стоит. Конечно, проще купить ребенку конфету, чем заняться с малышом. Проще, но далеко не лучше!

И еще один совет, поощрение должно следовать за хорошим поступком, а не обещаться заранее: «Сделай это, тогда получишь вот это…» Ваш ребенок должен научиться получать удовлетворение от самого труда, а не стараться ради награды. Ведь в жизни не за каждым добрым дело следует награда, и не надо приучать малыша всегда ожидать ее.

В конце нашей с вами встречи я хотела бы вам раздать памятки. Пусть они всегда будут у вас под рукой и будут вашими помощниками в воспитании ваших детей.

Памятка для родителей и педагогов

«Советы психолога»

Е. Е. Алексеева

СЛОВЕСНЫЕ СПОСОБЫ ПООЩРЕНИЯ И ПОДДЕРЖКИ

  1. Великолепно! Правильно! Хорошо! Необыкновенно!

Прекрас­но! Совершенно! Отлично! Замечательно! Превосходно! Чудно!

  1. Ты делаешь это очень хорошо. Ты делаешь это красиво!Ты делаешь это сегодня значительно лучше. Хорошая работа! Еще немного времени, и у тебя это получится. С каждым днем у тебя получается все лучше. Я знал (а), что ты можешь сделать это. Твоя работа принесла мне много радости.

  1. Это лучше всего! Еще лучше! Это лучше, чем всегда. Так держать! Ты это сможешь!

  1. Поздравляю! Мои поздравления! Я очень горжусь тобой. Это уже успех! Это твоя победа. Сердечно рад (а) за тебя.

  1. Ты настоящий мастер. Я верю в тебя, у тебя будет всегда получаться не хуже, чем сейчас. Хорошо запомнил (а)!

Ты сейчас на правильном пути.

  1. Молодец! Умница! Ты быстро учишься. Это то, что надо! Ты прав (а).

  1. Большое тебе спасибо. Ты хороший (ая)! Ты — чудо!

КАК НЕЛЬЗЯ НАКАЗЫВАТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

  1. Молчанием. Выдержать бойкот ребенку дошкольного воз­раста чрезвычайно трудно. Для этого ему может потребоваться напряжение всех психических сил.

  1. Говорить: «Я тебя больше не люблю!» и т. п. Лишение любви — это самое сильное наказание. Его опасно применять к детям дошкольного возраста.

  1. Физически, поскольку за внешней эффективностью, кроместраха, не скрывается ничего. И утешать себя тем, что вы бьете ребенка для его же блага, бесполезно. Вреда здесь больше: вы не только учите малыша бояться наказания, но и преподаете ему урок жестокости.

  1. Кричать на ребенка, поскольку крик воспринимается дошкольником как словесное битье.

  1. Чрезмерно, забывая о том, что поощрений при воспитании ребенка должно быть больше, чем наказаний.

  1. Длительно по времени и спустя продолжительное время после проступка (чем меньше ребенок, тем ближе должно быть наказание к проступку).

  1. Упрекать и поминать былые грехи ребенка, тем самым за­крепляя его плохое поведение.

КАК НУЖНО ПООЩРЯТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ.

  1. Так, чтобы оценивая соотношение поощрений и наказаний, вы были уверены в том, что поощрений в количественном от­ношении больше. Это необходимо для создания положительногофона воспитательного процесса.

  1. Использовать минимальные вознаграждения, поскольку онивызывают ощущение радости, которое сопровождает успех и достижения ребенка. Выбирая подарок для поощрения, необхо­димо понимать, что это лишь символ успеха или достижения.

  1. Дети дошкольного возраста чувствительны к словам значимых для них взрослых (особенно девочки), поэтому поощрением для них могут служить удачно подобранные фразы и слова.

  1. Особо почетными поручениями, когда ребенку доверяется, поручается больше, чем обычно.

  1. Поощрять не только за результат, но и за попытку ребенкадостигнуть результата, за старание, желание помочь и т. п.

Источник: https://videouroki.net/razrabotki/konsultatsiya-dlya-roditeley-na-temu-sposoby-pooshchreniya-i-nakazaniya-rebenka-v-seme.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector