Как определить темперамент ребенка. консультация для родителей

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

  • – Чем отличается холерик от флегматика?
  • – Флегматик думает, что 2*2=5 и спокоен, а холерик уверен, что 2*2=4, но нервничает.
  • Наверное, нет ни одного родителя, который бы не слышал про темперамент.
  • А вот как применить эти знания на практике и помочь детям учиться лучше, учитывая тип темперамента ребенка?
  • Такие разные темпераменты

Темперамент – врожденное неизменное свойство нервной системы. От него зависит поведение ребенка, его работоспособность, выносливость, то, как он отреагирует на ситуацию.

“Чистые” типы встречаются редко, в основном говорят, о сочетании близких темпераментов. Какой тип темперамента преобладает у Вашего ребенка?

Холерик

Дети-холерики энергичные, шумные, активные. Их речь громкая, быстрая. Движения резкие, энергичные. Настроение холериков быстро меняется. Таких ребят легко заметить в компании сверстников. Они будут стремиться руководить, командовать, устанавливать правила и страстно отстаивать их. Бурно реагируют на критику криком, гневом.

Сангвиник

Дети активные, жизнерадостные, веселые. Двигаются резво, активно. Темп речи быстрый, бодрый. Настроение меняется часто, одни игры или занятия часто сменяются другими.

Эмоции также меняются быстро: в течении короткого времени легко может перейти от слез к смеху. Характер у сангвиников, как правило, легкий. Они общительные, открытые, поэтому друзей у них много. Быстро схватывают новое, многим интересуются, имеют большой кругозор и массу увлечений.

Флегматик

Дети медленные, неспешные. Эмоциональное настроение у них всегда ровное. Не сразу идут на контакт, сначала присматриваются к людям. Обычно друзей у них немного. Говорят ровно, неторопливо. Спокойно относятся к критике, всегда имеют свое мнение.

Если что-то решили – так и сделают.  Могут долго заниматься делом, требующим сосредоточенности. Увлечения не поверхностны, если их что-то интересует – в этой теме будут разбираться досконально. Охотно выполняют порученные задания. Готовы подчиняться.

Меланхолик

Маленькие меланхолики кажутся робкими, тихими, пугливыми детьми. Они часто находятся в задумчивом, грустном настроении. Их голос почти неслышен, движения угловатые, робкие.

К новым знакомствам относятся настороженно, нужно достаточно времени, чтобы ребенок адаптировался в новом коллективе, подружился с кем-то.

Но при этом это очень нежные, ранимые, чувствительные, преданные дети. Они готовы подчиняться.

  1. Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей
  2. Особенности обучения учащихся с разным типом темперамента
  3. Холерики

Слабые стороны: на занятиях дети могут быть невнимательными, не всегда способны контролировать свои эмоции, легко отвлекаются. Про них говорят: “В одно ухо влетело, в другое вылетело”. Не выносят монотонной работы, однообразных неинтересных заданий. Могут выкрикивать, перебивать, ответить, первое, что вспомнят, так как не успевают справиться с сиюминутными чувствами и сдержать себя.

Сильные стороны детей-холериков: энергичные, волевые, самостоятельные, активные. Несмотря на то, что не могут долго заниматься какой-то деятельностью, если дело их интересует, увлекает, способны активно и целеустремленно включаться в него.

Сангвиники

Слабые стороны: легко отвлекаются, без контроля поверхностно вникают в суть задания, могут не довести начатое до конца.

Сильные стороны: легко переживают неудачи и критику. Обычно учеба дается им легко, они все схватывает “на лету”, способны выдерживать интеллектуальные нагрузки, работоспособны.

Флегматики

Слабые стороны: флегматикам трудно “раскачаться”, начать новое занятие и тяжело выйти из него, могут “зависать” на каком-то деле или увлечении. Когда они учатся чему-то новому, инструкцию следует повторять несколько раз, пока они не поймут, не доберутся до сути.

Сильные стороны: устойчиво и упорно идут к цели, способны долго концентрироваться на работе, доводить ее до конца. Если флегматик что-то понял, усвоил – это “железно”, информация будет храниться бесконечно долго. Аккуратны, пунктуальны. Интересы устойчивы, могут очень долго увлекаться каким-нибудь делом.

Меланхолики

Слабые стороны: на занятиях неактивны, боятся ошибки и критики, медленно включаются в работу, требуют похвалы, подбадривания. Быстро устают от нагрузок, частой смены деятельности и коллектива.

Сильные стороны: ответственны, исполнительны, легко справляются с монотонной работой, аккуратны. Чуткие и искренние, прекрасные исполнители.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Как мотивировать ребенка на учебу, учитывая его темперамент?

Придя в школу, ребенок оказывается в коллективе 20–30 сверстников. И каждый ребенок со своими индивидуальными особенностями.

Конечно, учитель на уроке задействует разные каналы восприятия детей, меняет деятельность, чтобы удерживать внимание детей, предлагает разный уровень сложности заданий.

Однако дети не могут работать в одном темпе со всей группой – у каждого свой уровень выносливости, утомляемости, активности и работоспособности. Это определяет тип темперамента ребенка. И зачастую учитель просто не может эти особенности учитывать.

Но этому могут помочь родители. Если правильно организуют режим дня ребенка, распределят физическую и учебную нагрузку, настроят ребенка на успех.

Как помочь холерику

  • Активность холерику крайне необходима. Его энергию нужно направлять на полезные цели – учебу, секции, помощь родителям. Таким образом, распределяя деятельность, в учебе холерик будет более сдержан и внимателен.
  • Лучше не заставлять холерика делать уроки, а увлечь его процессом или результатом.
  • Монотонная работа дается ему с трудом, поэтому выполнять ее можно поэтапно.
  • Там, где можно позволить холерику не сидеть за столом – позвольте. Стихотворение можно учить по дороге на секцию, пересказывать – сидя на ковре или занимаясь на турнике.
  • Создавайте для него ситуацию успеха. Лидер по природе не терпит жесткой критики, постоянных неудач и провалов. Хорошо будут работать выполнение заданий на скорость, результат. Признавайте его успехи и хвалите. Главное – адекватно оценивать его возможности.

Мотивируем сангвиника

  • Прежде всего нужно организовать его рабочее место. Ничто лишнее не должно отвлекать или привлекать внимание.
  • Быть рядом, напоминать, направлять сангвиника, так как эти дети склонны побыстрее сделать задание, не уделяя внимание качеству.
  • Чередовать учебу с другой деятельностью, тогда активность его будет дольше.
  • Выполнять монотонную работу сангвинику скучно, поэтому нужно ее разнообразить, превратить в игру, дать волю фантазии. Например, не просто списывать текст, а делать расшифровку для пришельцев, которые могут читать только прописные буквы.

Повышаем мотивацию флегматика

  • Для флегматика крайне важны порядок, последовательность, предсказуемость. Например, можно ввести ритуал начала и окончания выполнения уроков. Пальчиковая гимнастика, любимая мелодия, стакан воды перед уроками – якорь, который поможет начать или закончить задание.
  • Ребенку нужно несколько раз повторить, что от него требуется. Можно подготовить чек-листы, планеры, таблицы, чтобы ребенок и слышал, и видел, и заполнял их – это поможет ему включиться в работу.
  • Крайне важен режим дня, питания, сна. Для флегматика события должны быть предсказуемыми. Любой сбой в программе растрачивает их силы, демотивирует.

Помогаем меланхолику

  • Соблюдение режима дня, чередование работы и отдыха – жизненно необходимо для меланхолика. Излишнего напряжения его нервная система просто не выдержит.
  • Желательно быть рядом с ребенком, подбадривать, хвалить его.
  • Задания на скорость, соревнования – не для таких детей. Работать в неторопливом темпе, качественно выполнять задание – гораздо комфортнее для меланхолика.
  • Монотонная работа их не пугает. Будут выполнять ее с удовольствием и старательно.

Буклеты школьного психолога для родителей

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Скачать буклеты

Нервная система детей созревает и развивается постепенно. Взрослые могут контролировать себя, распределять нагрузку, ускоряться, замедляться, адети нет.

Зная тип темперамента ребенка, возможно эффективно взаимодействовать с ним во всех сферах жизни: в быту, учебе, отдыхе. Можно предвидеть и предупреждать его поведение, поступки, реакции, эмоциональные состояния. Выбирать правильные стратегии в воспитании, помочь организовать учебный процесс. А также учить видеть, осознавать, справляться со своими слабыми сторонами и опираться на сильные.

Статья предназначена только для частного ознакомления. Копирование и публикация ТЕКСТОВ, БУКЛЕТОВ в других источниках без моего письменного согласия ЗАПРЕЩЕНЫ. 

Источник: https://psi-school.ru/zachem-nuzhno-znat-temperament-svoego-rebenka/

Как определить темперамент ребенка и учитывать особенности в воспитании

Многие ошибки в воспитании дошкольников происходят из-за того, что родители ожидают от ребенка несвойственных ему достижений. Развитие ребенка во многом зависит от его темперамента, данного ему природой. Как определить темперамент ребенка, и какие подходы применять в его воспитании подскажет данная статья. 

Какой бывает темперамент у ребенка

Темперамент – определенный набор психических и физиологических особенностей, заложенных в человеке природой. Это непременная составляющая каждого индивидуума, будь то несмышленый малыш или умудренный опытом старик.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Какая именно совокупность свойств «подарена» человеку от рождения, зависит от типа высшей нервной системы. Эта совокупность устойчива и определяет характер поведения и деятельности человека на протяжении всей его жизни.

Поэтому типы темперамента детей дошкольного возраста подразделяют точно так, как и у взрослых: сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик.

В соответствии со своими природными особенностями дети характеризуются подвижностью или медлительностью, общительностью или замкнутостью, активностью или пассивностью, веселостью или плаксивостью…

В детстве эти естественные реакции и особенности гораздо заметнее, чем у взрослого человека. Взрослые умеют контролировать проявление эмоций, высказывания и свое поведение. У них уже сложившийся характер, поэтому темперамент не так очевиден, как у детей. Пока у дошкольника только формируется характер и происходит становление личности, его темперамент просматривается невооруженным глазом.

Определение типа темперамента ребенка

Нет необходимости применять какой-либо специализированный психологический тест на определение темперамента ребенка. В дошкольном возрасте достаточно внимательно понаблюдать за малышом некоторое время, чтобы выявить характерные особенности.

Смысл выявления состоит не в том, чтобы узнать, к какому типу темперамента отнести ребенка. Эти знания нужны для практического применения. Влияние темперамента на поведение детей прослеживается уже в 3 года и даже раньше.

В каждом темпераменте есть сильные и слабые стороны. Родителям и воспитателям важно знать природные возможности ребенка, чтобы помочь ему развивать сильные качества и компенсировать ограничения, заложенные особенностями высшей нервной деятельности.

Характеристика детей с разными типами темперамента

Прежде всего, нужно заметить, что чистый тип темперамента встречается редко. В большинстве случаев наблюдается смешение особенностей, характеризующих разные типы. В дошкольном возрасте наблюдается влияние сангвинических черт.

Дети осваивают различные виды деятельности, развивают коммуникативные способности. Вся эта деятельность проходит в сопровождении взрослого, который побуждает к активности флегматика, поддерживает в общении меланхолика, пробуждает дружелюбие холерика. Поэтому в некоторые минуты любой ребенок может проявлять себя как сангвиник.

Однако при продолжительном наблюдении становится заметным, какой темперамент проявляется у ребенка чаще и ярче. Приведем краткую психологическую характеристику детей с разными типами темперамента.

Ребенок – сангвиник

Выраженный сангвиник активный и ловкий в движениях. Ест немного, но часто и охотно. Правда, не любую предложенную пищу, а кусочек того, что понравилось. О детках-сангвиниках говорят, что они клюют, как птички.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Легко просыпается и встает утром. Редки проблемы и с засыпанием. Пока мама споет песенку или расскажет сказочку, ребенок уже уснет. Может успеть задать ряд вопросов, не особо интересуясь ответом.

Отличается непосредственностью в общении, легко идет на контакт. Такие дети часто задорно смеются, заражая веселостью других. Для игры обязательно ищет партнера – играть в одиночку для сангвиника немыслимо. Если некому составить малышу компанию, то он будет вести диалоги с игрушками, высказываясь и за себя, и за них.

Читайте также:  Методические рекомендации по проведению родительского собрания в доу

Любит всевозможные качели. Причем получает тем большее удовольствие, чем выше и быстрее взлетает-движется аттракцион. Рано или поздно дошкольник сангвинического типа вскарабкается на каждое второе дерево в округе дома.

Слабая сторона сангвиника. По описанию складывается представление о чрезвычайной легкости характера такого ребенка. Но уязвимое место у них есть, и проявляется оно уже в дошкольном возрасте.

Такие дети склонны проявлять поверхностность. Они могут схватить игрушку, тут же бросить и уже тянуться за другой. При просмотре книги перелистывают страницы одну за другой, не задерживая внимания на картинках.

Вопросы из них сыплются, не дожидаясь ответа на предыдущий.

Дети холерического темперамента

Энергичный активный ребенок имеет темперамент холерика. У таких детей много желаний, они не ждут пассивно их осуществления, а требуют и прикладывают усилия, чтобы добиться своего. В этом прослеживается сходство с сангвиником. Но холерик более эмоционален, настырен, капризен. От смеха до крика у такого ребенка один шаг.

Еду ребенок холерического темперамента воспринимает как процесс, сопровождающий более увлекательное занятие. Погрызть яблочко, пока идет мультик, съесть кусочек колбасы, забежав на кухню…

Ребенок-холерик любит проигрывать роли, но только главные и привлекательные. Быть на вторых ролях – это точно не про него! Поэтому в общении со сверстниками много конфликтов. С одной стороны, холерики нуждаются в общении как в воздухе, с другой стороны – капризное неуравновешенное поведение мешает им поддерживать дружеские отношения.

Проблемная сторона холерика. Кажется, что ребенок-холерик лишен этапа обдумывания своих действий и поступков.

Вспышки гнева и топанья ногами у таких детей происходят с удивительным постоянством.

Поводом детского раздражения может стать что угодно: родители отправляют в постель, отрывают от интересного занятия, другой ребенок не дает свою игрушку, кто-то случайно разрушил построенную им башню…

Дети флегматического темперамента

Дети с преобладанием флегматичности отличаются медлительностью и инертностью. Для них очень важен четкий распорядок, когда все происходит в принятом спокойном ритме.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Такого ребенка не стоит подвергать испытаниям, оставаясь всей семьей ночевать у друзей. Нарушенный порядок может вызвать у ребенка такую истерику, как будто он на время превратился в холерика. Зато в свою постель он идет без напоминаний, долго и крепко спит.

Флегматичный малыш непривередлив в еде и кушает с удовольствием. Родителям даже не будет лишним контролировать порции — ребенку-флегматику добавки ни к чему, потому что при низкой активности могут привести к лишнему весу.

Дети флегматического темперамента поздно начинают говорить, но рано проявляют интерес к музыке. Услышав мелодию, они могут раскачиваться в такт. Еще они любят слушать (а позднее читать) одни и те же сказки, могут дословно пересказывать большие отрывки из них.

Проблемная сторона флегматика. Медлительность, с которой выполняет все действия флегматичный ребенок, вызывает раздражение многих.

Он может быть настолько погружен в свои мысли или занятие, что попросту не слышит обращений к себе. Поэтому ему часто приходится повторять по нескольку раз одно и то же.

Флегматичный ребенок не может подстроиться под ритм других. Это окружающие должны сбавить темп.

Ребенок – меланхолик

У детей меланхолического темперамента нервные процессы также характеризуются преобладанием торможения над реактивностью. По этой причине ребенок нуждается в более длительном периоде при смене деятельности. Позвала мама есть – малыш не торопится откликнуться на приглашение. Сидит над тарелкой дольше других, при этом может только поковыряться в каше, съев ничтожно малую часть порции.

Дети меланхоличного типа не состоянии встать с постели на раз-два. У них недостаточно сил для подобной живости. Точно таким же сложным испытанием станет умывание холодной водой. Этим детям нужна мягкость во всем. Засыпают детки данного типа темперамента долго и предпочитают поздно ложиться в постель.

Общаться предпочитают с теми сверстниками, которых они уже знают. И не с группой детей. Им достаточно одного приятеля. Если некому составить малышу компанию, то он будет играть самостоятельно. Такой формат игры может показаться меланхолику еще увлекательней, чем со сверстником.

Забиться в укромный уголок и рассматривать картинки, или складывать пазлы, или рисовать – вообще одно из лучших занятий меланхолика. Если такого ребенка, не подготовив, подталкивать к общению с другими, он может спрятаться, расплакаться.

Сильная сторона меланхолика. У данного темперамента, без сомнения, есть достоинства. Дети такого типа часто имеют способности к творческой и художественной деятельности. Они музыкальны, любят петь и танцевать.

Они могут скрупулезно разобраться в вопросе, который их заинтересовал (как устроена машинка, почему сейчас нет динозавров). Также обладают рядом нравственных качеств и отличаются высокой чувствительностью к социальным нормам.

Важность индивидуального подхода в воспитании дошкольников

Как видим из описаний, виды темперамента сильно влияют на формирование личности ребенка. Вряд ли могут быть сомнения, что дети различных типов нуждаются в индивидуальном подходе. Разительно дети отличаются своей активностью или пассивностью. Однако и внутри этих характеристик они могут быть разными по своим темпераментальным особенностям.

Подход в воспитании активных детей – сангвиников и холериков

Сангвиников нужно время от времени притормаживать, чтобы их активность не переросла в патологическую гиперактивность. Нежелание и неумение сосредоточиться на чем-то конкретном может привести к действиям ради самих действий. Только взрослый может поначалу удерживать ребенка-сангвиника определенным занятием.

Рассматривая книжку или картинки, нужно обращать внимание ребенка на детали. Отвечая на вопрос ребенка, важно подкреплять подходящими стимулами (посмотри сюда, прислушайся, прикоснись…), чтобы внимание малыша удержалось и не перепрыгнуло к другому объекту прежде, чем прозвучит пояснение.

Для сангвиника крайне важна симпатия к тому человеку, который занимается с ним. Чем больше малыш расположен к своему наставнику, тем лучше он сможет сосредоточиться на процессе, будь то обучение чтению, или изготовление аппликации, или любое другое занятие.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Никакой другой тип темперамента не требует от окружающих столько терпения и самообладания как холерический.

Когда ребенок буйствует на ровном месте, взрослому трудно не выйти из себя. Тот случай, когда сдерживать себя крайне необходимо. Важно противопоставить гневу ребенка спокойствие и обдуманность действий.

Родители обязаны найти дошкольнику такое занятие, где бы он мог выплескивать свою энергию. Пусть прыгает на батуте в саду, месит тесто вместе с бабушкой, крутит педали велосипеда. Маленькому холерику необходимо предоставить безопасное пространство для его двигательных потребностей. Спортивные игры – отличное применение природной активности и эмоциональности холерика.

Ребенка-холерика привлекают рассказы и сказки, где герои совершают героические поступки. Они приковывают внимание ребенка. Увлекшись содержанием, ребенок способен удерживать себя на месте и восхищаться поступками других людей.

Методы воспитания инертных детей – флегматиков и меланхоликов

Из-за несдержанности взрослых (!) часто встречается предубеждение против флегматического типа темперамента. Сонливость и медлительность флегматика могут перевешивать такие его достоинства как выносливость, сосредоточенность, ответственность.

Многие достижения удаются флегматику благодаря методу повторения. У ребенка с флегматическим темпераментом необходимо тренировать умение справляться с действиями за ограниченный промежуток времени. Например, одеться на прогулку за 5 минут, разложить столовые приборы за одну минуту, нарисовать рисунок за 15 минут и пр.

Полезно вовремя будить ребенка-флегматика, чтобы он не спал «лишнее» время. Приучайте умываться прохладной водой.

В игре флегматичный ребенок не должен быть предоставлен самому себе. Временами нужно вмешиваться, чтобы ускорить темп игры, внести искорку в развитие действий. Даже, если ребенок увлечен своими любимыми занятиями – рисованием, чтением, конструированием. Ко всем этим видам деятельности склонны дети-флегматики.

Как определить темперамент ребенка. Консультация для родителей

Меланхолики нуждаются в заботливом и внимательном отношении. Но тут родителям тоже важно не переборщить. Потому что чрезмерной опекой такого ребенка можно превратить в маленького эгоиста, которому приятно находиться в центре внимания семьи и не комфортно, если родители заняты своими делами.

Ребенку меланхолического типа очень полезны движения. Лучше, если это будет приобщение не к спорту, а к танцам. Ритмичные движения под музыку в кругу сверстников – идеальное занятие для таких малышей. Тут и общение (которое так непросто дается ребенку), и самораскрытие в танце.

Еще меланхоличные дети нуждаются в духовной пище. Для них нужно подбирать такие истории и сказки, которые волнуют и заставляют забыть о своих проблемных ситуациях. Но завершаться подобные истории должны успешно, чтобы дать позитивный ориентир ребенку.

Получив информацию, как определить тип темперамента у ребенка, родители и воспитатели начинают пристальней наблюдать, чтобы выяснить природную основу своих детей. А определившись и с этим вопросом, легче выстроить индивидуальный стиль воспитания, который будет удобен как ребенку, так и взрослым.

Источник: https://alldoshkol.ru/vospitanie/kak-opredelit-temperament-rebenka

Консультация "Как определить темперамент у ребёнка?"

Консультация для родителей

 «Как определить темперамент у ребёнка»

При рождении каждому человеку дается определенный набор черт, которые определяют его поведение и характер. Нельзя увидеть абсолютно одинаковых детей, похожих полностью. Даже у близнецов, как правило, отличается мировоззрение, характер  и поведение.

Все это определяется природными, врожденными  характеристиками, и так встречаются люди позитивные и наоборот пессимистичные, очень активные и наоборот медлительные.

Родителям обязательно надо знать, какие бывают типы темперамента ребенкачтобы правильно его воспитывать и с ним взаимодействовать.

Темперамент малыша определяется свойствами нервной системы, которая формирует его психику, эмоции, отношение к деятельности. И проявляется он уже в первые годы жизни. Как правило, ребенок унаследует какой-то определенный темперамент от своих родителей, или от кого-то из них двоих.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ТЕМПЕРАМЕНТ РЕБЁНКА

     На сегодняшний день есть несколько вариантов, как определить темперамент ребёнка, но самый верный это обычное наблюдение за ним в повседневной жизни.

Необходимо проследить, как малыш играет с другими детьми, как относиться к своим вещам, как долго по времени он может заниматься одним делом и т.д.

 Зная определенные характеристики каждого из типов темперамента, родители без проблем определят тип своего малыша.

Эти малыши чересчур жизнерадостные и оченькоммуникабельные, легко идут на  контакт даже с незнакомыми людьми.  Для них нет понятия усидчивости, и они  легко и быстро меняют вид деятельности. Могут быть обидчивы, но быстро все забывают и идут снова в свою компанию.

Малышам-сангвиникам легко привлечь к себе внимание восторженной и эмоциональной речью, которой сопутствуют энергичные жесты.   Таких детей следует приучать быть терпеливыми, доводить до конца начатое дело.

Просмотр очень эмоциональных мультфильмов для них должен быть ограничен, в противном случае ребенка будет очень тяжело успокоить и привести в равновесие.

 Они почти никогда не сидят на одном месте,  всегда первые в переделках и драках. Их привлекают массовые, подвижные игры. А вот со сном могут возникать проблемы, и уложить таких детишек бывает тяжело.

Разговор их, как правило, громкий, не четкий, могут пропускать некоторые слоги из-за желания сказать все и как можно быстрее. Практически постоянно в споре  такой ребенок будет  доказывать, что он прав, даже если и сам уже так не думает.

Главной задачей родителей ребенка-холерика является снижение его бурной активности. С ним стоит  поиграть в спокойные игры, позаниматься тихими делами.

   Малыш-флегматик  предпочтет спокойную ималоподвижную игру. Понятно, что характеристика темперамента ребенка ярко отличается от холерика или сангвиника.  Флегматик  выберет для себя с большим удовольствием   роль исполнителя, чем командира. Если он нашел новое увлечение, то оно поглощает его на долго, хотя и усваивается все медленно.

Читайте также:  Конкурсная программа для родителей и детей в начальной школе

Что-то очень быстро поменять, принять важное решение – практически непосильная задача. Чтобы ребенок-флегматик заинтересовался чем-нибудь, стоит приложить много усилий, ему надо  показать, что жизнь  разнообразна и удивительна. Засыпают флегматики быстро, а вот  просыпаются бывает очень тяжело.

Взрослым людям стоит играть с таким ребенком в подвижные, активные игры, учить его раскрепощаться и выражать свои эмоции.

Они обычно замкнутые и необщительные, сентиментальные и чувствительные. Такой малыш быстро утомляется и  медленно вникает в окружающую обстановку. Разговор у них тихий и неспешный.

Меланхолики тяжело привыкают к новой, незнакомой среде и людям, поэтому им нелегко ходить в детский сад, школу. Ребенку обязательно необходима помощь в адаптации, его надо учить принимать самостоятельно решения и нести за него ответственность.

Следует помочь ему смотреть на мир позитивно, находить положительное даже в негативных моментах.

Кроме этого, как определить темперамент ребенка тест Айзенка, проведенный профессиональным психологом, точно ответит на этот вопрос.

Родителям, заинтересованным в правильном воспитании своего малыша, стоит наблюдать за ним, знать особенности его темперамента.

Это поможет не принять активность холерика за баловство, а сентиментальность меланхолика за простую плаксивость.

Источник: http://gorbatova_i_s.a2b2.ru/section/6069/item/29382

Темперамент ребенка дошкольного возраста. Консультация для родителей

  • Особенности темперамента у детей дошкольного возраста
  • Характеристика детей дошкольного возраста по типу темперамента
  • Общительность детей – сангвиников располагает к ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут маскироваться не очень привлекательные черты характера.

Процесс развертывания темперамента осуществляется постепенно. Так как тип темперамента обусловлен общим типом нервной деятельности и понимается как генотип, то, по мнению В.С. Мерлина , он проявляется не с момента рождения, а лишь тогда, когда созреют основные свойства нервной системы. Лишь очень немногие свойства проявляются с первых дней жизни.

Первые признаки темперамента у нормального здорового ребенка проявляются в том, сколько и как он кричит в течение суток, насколько интенсивны и быстры сосательные движения, какова степень координированности первых спонтанных движений. Сразу после рождения дети отличаются по степени реактивности на стимул при удовлетворении биологических потребностей.

У новорожденных в ответ на раздражитель наблюдается вздрагивание телом или только подрагивание век. При смене пеленок одни младенцы кричат, другие успокаиваются, одни интенсивно сосут, а другие вяло. Различия реакций, которые проявляются в первые пять дней жизни, сохраняются и в дальнейшие периоды детства. Уже в раннем детстве можно выделить типические свойства.

Общие же особенности темперамента проявляются очень рано и сохраняются без значительных изменений до семи лет. Так, нервная система у детей близка к слабому типу. Эта слабость проявляется в ее быстром истощении, пониженной работоспособности, повышенной возбудимости и чувствительности, что приводит к неадекватному поведению.

О таком поведении говорят тогда, когда сила реакций ребенка не соответствует силе раздражителя. Например, в ответ на спокойное замечание взрослого малыш плачет, выкрикивает обидные слова. Повышенная возбудимость является причиной того, что дети под влиянием эмоционально насыщенной ситуации на празднике, в театре кричат, вскакивают со своих мест, нарушают правила поведения.

Эмоциональные перегрузки приводят к разбалансированности поведения. Искусство педагога состоит в том, чтобы защитить нервную систему ребенка от перенапряжения, определив для него допустимую силу стимула На протяжении дошкольного возраста процессы возбуждения и торможения не уравновешены, преобладает первый. Поэтому ребенок напоминает холерика.

Неуравновешенность выражается в неустойчивости реакций, их изменчивости. У малыша снижен контроль за своими действиями, часто меняется настроение, он импульсивен. Стереотипы поведения у малыша неустойчивы и легко разрушаются, особенно в раннем детстве.

Изменение привычной обстановки приводит к ухудшению самочувствия, а заболевания — к разрушению сформированных культурно-гигиенических навыков. Ведь последние требуют постоянного подкрепления, чтобы стать устойчивыми. Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические для данного возраста черты.

В процессе изучения детей дошкольного возраста замечены следующие изменения темперамента: а) изменение отдельных свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение темперамента в целом. Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной системы детей.

Тип высшей нервной деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это и определяет податливость типа нервной системы различными влияниями. В группе детского сада есть, как правило, дети разного темперамента – холерики, сангвиники, флегматики, меланхолики.

Что характерно для каждого типа темперамента детей? Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков это дети покладистые.

Их особенностью является легкая приспособляемость к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими детьми, быстро находят товарищей в любой обстановке, причем могут и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в яслях и в детском саду, они сразу чувствуют себя там, как дома.

Они быстро засыпают и легко просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к занятиям и наоборот. Благодаря тому, что нервная система сангвиника отличается податливостью, пластичностью, он способен легко переключаться с одной деятельности на другую.

Иногда это качество играет положительную роль, но иногда оно может обернуться и отрицательной стороной: ребенок за другой игрушки, имеет много товарищей, но ни одного друга, за все берется, но ничего не доводит до конца. Поэтому одной из основных задач воспитания ребенка – сангвиника является формирование у него устойчивости поведения, интересов, привязанностей.

В отношении ребенка – сангвиника важно всегда проявлять строгость, требовательность, контролировать его действия и поступки. Снисходительность к «мелким» нарушениям порядка ( не убрал игрушки, забыл повесить пальто) быстро разрушают привычки, для закрепления которых требуются время и немало усилий. Такие черты, как собранность, аккуратность, формируются у сангвиника с большим трудом по сравнению с детьми других типов.

Сангвиники быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится ее прекратить, переключается на другую. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности – привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

Ребенок возбудимого типа – холерик – имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему с преобладанием процесса возбуждения над торможением. У детей этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы.

Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты.

Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения.

На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей характерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом.

Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно — печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками.

Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят.

Для них характерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены страхам. Характеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности.

Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается.

Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша

Семинар-практикум для родителей детского сада. Темперамент ребёнка Особенности темперамента у детей дошкольного возраста Дидактика И. В. Успенского

Как оценить умственные способности ребенка

Источник: https://ped-kopilka.ru/blogs/irina-vladimirovna-pastuhova/osobenosti-temperamenta-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-35813.html

Влияние темперамента на поведение ребёнка

  • Влияние темперамента на поведение ребёнка
  • Согласны ли вы с русской поговоркой «Яблоко от яблони недалеко падает?»
  • Та же народная мудрость гласит: «С кем поведёшься – от того и наберёшься».

Что же на самом деле определяет поведение детей? Наследственность или воспитание? Безусловно, и то, и другое.

Но если по части воспитания все родители осведомлены достаточно, то значение темперамента зачастую или переоценивается, или игнорируется.

Психологи утверждают, что к 6-7 годам уже отчётливо проявляется какой-либо тип темперамента. В связи с предстоящим обучением детей в школе родителей особенно волнует вопрос о генетически закреплённых свойствах психики ребёнка.

ТЕМПЕРАМЕНТ – это не выдумка, а научно доказанное проявление природного начала в каждом из нас. И если вас не удивляет, что усилием воли не изменить цвет волос, то вас не должно удивлять, что никакое воспитание не сделает из холерика флегматика. И ругать ребёнка за то, что он меланхолик, так же бесполезно, как и за то, что он брюнет, а не блондин (или наоборот).

Читайте также:  Конспект занятия по пдд в средней группе детского сада. мой микрорайон

Если ваш ребенок — сангвиник

Сангвиником называют человека активного, быстро отзывающегося на окружающие события, стремящегося к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающего неприятности и неудачи.

Сангвиник всегда общителен, с удовольствием знакомится с новыми людьми, с радостью может заниматься несколькими делами, иногда очень разными.

Ему присущи гибкость ума, энергичные выразительные движения, быстрый темп речи.

Проблемы в школе возможны (но это вовсе не обязательно!) из-за непоседливости. Интересы и увлечения непостоянные и неустойчивые. Успехи в учёбе во многом зависят от заинтересованности в предмете и эмоционального отношения к учителю.

Значительно повысить работоспособность поможет частая смена деятельности.

Для успешного обучения ребёнку необходима разрядка своей неуёмной энергии, например, физические упражнения. Мальчику полезно будет посещение спортивных секций; скорее всего, он предпочтёт командные игры (футбол, хоккей).

Девочки могут с удовольствием заниматься танцами, гимнастикой, сангвиники от природы одарены пластичностью и выразительностью движений.

Учителям и родителям нужно учитывать, что из-за некоторых физиологических особенностей такие дети с трудом воспринимают тихий голос.

Если ваш ребёнок – флегматик

Флегматиком называют человека активного, спокойного и невозмутимого. Флегматик способен на глубокие чувства, но эти эмоции редко заметны окружающим. Такой ребёнок не отличается общительностью, но привязанности его прочны и долговременны. Материал учит основательно и запоминает надолго. Флегматик отличается спокойной медлительной речью.

Проблемы в школе могут возникнуть (но это вовсе не обязательно) в связи с затруднительностью социальной адаптации: флегматик плохо сходится с людьми. Родителям и педагогам нужно учитывать, что такой ребёнок медленно перестраивает свои навыки. Ему очень трудно переключиться с одного предмета на другой.

Самое главное – не ругать флегматика за медлительность! Дайте ребёнку возможность работать в том темпе, который ему удобен.

Если ваш ребёнок – холерик

Холериком называют человека энергичного, способного заниматься делом с особой страстностью. Говорит он громко, резко. Часто с восклицаниями, легко приходит в состояние возбуждения. Его интересы достаточно постоянны. Он не теряется при возникающих трудностях, с упорством их преодолевает.

Учебный материал запоминает быстро, помнит долго. Проблемы у ребёнка могут возникнуть (если вообще возникнут!) из-за вспыльчивости. В досаде и раздражении он быстро выходит из себя. Работает увлечённо, но неаккуратно, возможны неприятности из-за почерка.

Испытывает трудности в переключении внимания.

Если ваш ребёнок – Меланхолик

Меланхоликом называют человека впечатлительного, легкоранимого, но внешне слабо реагирующего на происходящее, со сдержанными движениями и приглушённой речью. Его настроение может меняться из-за очень незначительных причин. Он болезненно чувствителен. У него низкая работоспособность, поэтому быстро наступает утомление.

Проблемы в школе могут быть связаны с обидчивостью, ранимостью. Любое самое мягкое замечание учителя вызывает у ребёнка смущение. Свои способности и знания он оценивает низко, хотя в действительности они могут быть значительно выше среднего.

Это ведёт к неуверенности ответа, даже если материал выучен очень хорошо. Если при выполнении какого-нибудь задания встречаются трудности, ребёнок может теряться и не доводить работу до конца.

В ситуации экзамена показывает более низкие результаты, чем на обычных занятиях.

Родителям и педагогам можно посоветовать поощрять любую активность меланхолика, разработать чёткий и удобный для него ритм работы. Свести к минимуму замечания, тем более иронию. О проступках и ошибках лучше говорить наедине. Не бойтесь перехвалить меланхолика!

Исходные свойства темперамента могут со временем стать и достоинствами, и недостатками. Энергия холерика облегчит обучение в школе, но неуравновешенность поведения может значительно осложнить отношения с одноклассниками и учителями.

Гибкость ума сангвиника – ценное качество, но отсутствие настойчивости может привести к тому, что дела не будут доводиться до конца. Медлительность флегматика компенсируется целеустремлённостью и высокой работоспособностью.

Высокая чувствительность и впечатлительность меланхолика станут преимуществом на занятиях по музыке и литературе.

Знание темперамента своего ребёнка – условие необходимое, но, к сожалению, недостаточное для того, чтобы с гордостью сказать: «Теперь я точно воспитаю своё чадо правильно!» Кроме того, нужно учитывать, что «чистые» типы темперамента встречаются очень редко, обычно доминируют черты одного типа. Однако черты темперамента не могут определять то, что называется характером.

Никакие природные предпосылки не сформируют в ребёнке того, что он с лёгкостью и радостью примет от вас!!!

Источник: https://sad1chist.schools.by/pages/vlijanie-temperamenta-na-povedenie-rebenka

Как определить темперамент ребенка

Индивидуальность каждого человека складывается не только из внешних особенностей. Немаловажную роль играет темперамент. От него зависит развитие ребенка.

Иногда родители, не понимая особенностей темперамента, не могут найти с собственным чадом общий язык.

Как определить темперамент ребенка? Какие плюсы и минусы есть в каждом типе темперамента? Как правильно использовать особенности темперамента для успешного развития малыша?

Что такое темперамент и как его определить

Темперамент — это врожденный набор психофизиологических особенностей человека. Принято выделять 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик. Каждому типу присущи определенные черты характера.

Людей, полностью относящихся к одному типу встретить можно редко. Чаще встречается смешение типов, но один все равно будет преобладающим.

Определить тип темперамента ребенка можно уже в возрасте 3-4 лет. Для этого не нужны тесты или посещения психологов. Достаточно понаблюдать за поведением ребенка. Как он общается с людьми, как познает новое вокруг, способен ли доводить дела до конца. Подсказкой может служить даже отношение к еде.

Знать о типе темперамента своего ребенка необходимо в первую очередь для взаимопонимания и нахождения общего языка. Иногда несовпадение темпераментов родителей и детей приводит к постоянным конфликтам. В этом случае вина лежит на родителях, т.к. они не учитывают особенности темперамента ребенка и требуют от него невозможного.

Типы темпераментов и как они проявляются у детей

Каждый тип темперамента имеет свои плюсы и минусы. Зная о них можно помочь своим детям справиться с трудностями, воспитать всесторонне развитую личность.

Ребенок-сангвиник

Плюсы сангвиников: 

  • жизнерадостность и оптимизм;
  • коммуникабельность;
  • адаптивность к новым людям и ситуациям;
  • энергичность;
  • выносливость;
  • незлопамятность.

Дети-сангвиники говорят быстро, с ярко выраженной мимикой и активным жестикулированием. С измальства стремятся к лидерству. Легко засыпают и легко просыпаются. Быстро налаживают контакты с новыми людьми. Не любят играть в одиночку. Быстро переключаются с одного дела на другое. Кушают часто, но немного, отдавая предпочтение понравившейся еде.

Минусы сангвиников: 

  • поверхностность;
  • невнимательность;
  • неаккуратность.

Основная проблема детей-сангвиников в том, что они проявляют настойчивость и доводят дело до конца только при сильной заинтересованности. В противном случае они просто переключатся на другое занятие. Детей-сангивиников невозможно заставить делать то, что им неинтересно. Агрессия не характерна для них, поэтому просьбы сделать что-то неважное по мнению ребенка-сангвиника, он игнорирует.

На что обратить внимание: 

  • важно научить детей-сангвиников терпению и усидчивости, обращать внимание на детали;
  • не менее важно проследить, чтобы жизнерадостность и оптимизм не превратились в легкомыслие.

В целом, сангвиник считается самым легким из темпераментов для воспитания. Детям-сангивиникам легко поднять настроение, и они быстро забывают обиды. Чем теплее отношения у ребенка-сангвиника с родителем или наставником, тем лучше он усваивает информацию.

Ребенок-холерик

Плюсы холериков: 

  • энергичность;
  • общительность;
  • целеустремленность;
  • самостоятельность.

Дети-холерики говорят быстро и громко. Легко усваивают новую информацию. Могут быстро адаптироваться к новой обстановке. Кушают между делом, не придавая особого значения еде. Любят активные, подвижные игры.

Минусы холериков:

  • частая смена настроения;
  • вспыльчивость;
  • агрессивность;
  • импульсивность.

Основная проблема холериков — необдуманность поступков. Из-за этого они могут навредить и себе, и окружающим. Дети-холерики любят спорить и не терпят вторых ролей, отсюда часто вступают в конфликты. Готовы участвовать во всех шалостях. Плохо засыпают, и просыпаются в непредсказуемом настроении. Сильно раздражаются, если их отрывают от занятия, которое нравится.

На что обратить внимание: 

  • важно направить энергию холерика в мирное русло: хобби, спорт, поездки на природу;
  • не менее важно научить обдумывать решения.

Ребенка-холерика нужно воспитывать по четким правилам. Своевременное замечание принесет больше пользы, чем запоздалое наказание. С детьми-холериками потребуется больше всего терпения от родителей и наставников.

Ребенок-меланхолик

Плюсы меланхоликов: 

  • доброта;
  • отзывчивость;
  • рассудительность;
  • старательность;
  • серьезность;
  • часто обладают хорошими творческими способностями.

Дети-меланхолики тихие, спокойные, не любят привлекать к себе внимание. Разговаривают тихо и неспешно. Неторопливы во время приема пищи, избирательны в еде. Не нуждаются в компании, отдавая предпочтение самостоятельным, спокойным играм. Любят фантазировать.

Минусы меланхоликов: 

Основная проблема детей-меланхоликов — чрезмерная эмоциональность. Они могут заплакать по любому, даже самому незначительному поводу. С трудом усваивают новую информацию. Им требуется больше времени на все.

Они избегают публичных выступлений и шумных компаний. С трудом адаптируются к новой обстановке и долго привыкают к новым людям. Подталкивание к контакту с новыми людьми может довести до слез.

Любое замечание принимается детьми-меланхоликами слишком близко к сердцу, что приводит к слезам и снижению самооценки.

На что обратить внимание: 

  • важно все время поддерживать самооценку ребенка-меланхолика, чаще хвалить за любые незначительные успехи;
  • не менее важно развивать творческие способности, вместо спорта предложить, например, танцы.

При воспитании детей-меланхоликов нужно быть максимально мягкими и тактичными. Крики, порицания и критика не приемлемы ни в каком виде. Вместо желаемого результата они приведут к слезам, снижению самооценки и замыканию в себе. Чтобы успешно воспитывать ребенка-меланхолика нужно выстроить с ним максимально доверительные отношения.

Дети-флегматики

Плюсы флегматиков: 

  • сосредоточенность;
  • ответственность;
  • хорошая память;
  • усидчивость;
  • аккуратность.

Дети-флегматики говорят медленно, тихо практически безэмоционально. Непривередливы в еде, хорошо кушают. Рано проявляют интерес к музыке. С трудом усваивают новую информацию, но запоминают ее навсегда. Предпочитают спокойные игры. Не видят проблемы играть в полном одиночестве с любимой игрушкой.

Минусы флегматиков: 

  • медлительность;
  • закрытость;
  • безынициативность.

Основная проблема детей-флегаматиков — чрезмерная медлительность, которая способна вывести из себя окружающих. Дети считают флегматиков скучными, но за исполнительность и безотказность любят с ним играть, предоставляя вторые роли. Дети-флегматики с трудом адаптируются к новым обстоятельствам, избегают любого отклонения от привычного распорядка. Не склонны фантазировать.

На что обратить внимание: 

  • важно научить ребенка-флегматика проявлять свои эмоции, радоваться жизни;
  • не менее важно развивать любознательность и фантазию.

Детей-флегаматиков постепенно нужно приучать к активным играм. Хорошо подходят задания на время: одеться за 5 минут, нарисовать рисунок за 15 минут. При этом для правильного подхода к ребенку-флегматику требуется самим снизить темп. Лучший метод обучения — повторение. Нужно показать, насколько удивителен и прекрасен мир. Больше общаться, показывая как надо выражать эмоции.

Присмотревшись повнимательнее к поведению ребенка, не составит особого труда определить тип его темперамента. Исходя из полученного результата, вы будете знать, на что обратить внимание при воспитании, избегая лишних конфликтов. Вам будет легче найти подход к своему ребенку, используя его сильные стороны и нивелируя слабые.

Источник: https://loveandbaby.ru/kak-opredelit-temperament-rebenka/

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector